Интернет издание от а до я руководство для веб редактора

Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора: учебное пособие для студентов вузов — 2567996 — 1


ID товара

2567996


Год издания

2014


ISBN

978-5-7567-0723-6


Количество страниц

160


Размер

21.7x15x1


Тип обложки

Твердый переплёт


Тираж

1000


Вес, г

259

Пособие посвящено актуальной, но пока мало исследованной теме веб-редактирования, которая позволяет рассмотреть конструирование и подготовку веб-издания (сетевого издания, сайта) с позиции профессионального редактора. В книге приводится пошаговый механизм разработки любого интернет-СМИ от момента проведения маркетинговых исследований и принятия решения о создании сайта до момента размещения такого издания в Интернете. Раскрываются ключевые механизмы работы с веб-изданием с точки зрения его технической подготовки, специфического маркетинга и неоднозначного правового регулирования. Повествование строится на конкретных примерах и практических рекомендациях, которые пригодятся в работе не только веб-редактору, но и руководителю интернет-проекта, интернет-журналисту, или любому другому специалисту, связанному с производством и поддержкой функциональности сайтов в Интернете. Для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика» и специалистов гуманитарного профиля.

Пособие посвящено актуальной, но пока мало исследованной теме веб-редактирования, которая позволяет рассмотреть конструирование и подготовку веб-издания (сетевого издания, сайта) с позиции профессионального редактора. В книге приводится пошаговый механизм разработки любого интернет-СМИ от момента проведения маркетинговых исследований и принятия решения о создании сайта до момента размещения такого издания в Интернете. Раскрываются ключевые механизмы работы с веб-изданием с точки зрения его технической подготовки, специфического маркетинга и неоднозначного правового регулирования. Повествование строится на конкретных примерах и практических рекомендациях, которые пригодятся в работе не только веб-редактору, но и руководителю интернет-проекта, интернет-журналисту, или любому другому специалисту, связанному с производством и поддержкой функциональности сайтов в Интернете. Для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика» и специалистов гуманитарного профиля.


Аспект Пресс

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1


Сделайте заказ в интернет-магазине

2


Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3


Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора: учебное пособие для студентов вузов» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.
Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом
другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу

«Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора: учебное пособие для студентов вузов» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка
почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Пособие посвяшено актуальной, но пока мало исследованной теме веб-редактирования, которая позволяет рассмотреть конструирование и подготовку веб-издания (сетевого издания, сайта) с позиции профессионального редактора. В книге приводится пошаговый механизм разработки любого интернет-СМИ от момента проведения маркетинговых исследований и принятия решения о создании сайта до момента размещения такого издания в Интернете. Раскрываются ключевые механизмы работы с веб-изданием с точки зрения его технической подготовки, специфического маркетинга и неоднозначного правового регулирования. Повествование строится на конкретных примерах и практических рекомендациях, которые пригодятся в работе не только веб-редактору, но и руководителю интернет-проекта, интернет-журналисту, или любому другому специалисту, связанному с производством и поддержкой функциональности сайтов в Интернете. Для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика» и специалистов гуманитарного профиля.

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

Ольга Сотникова

Интернет-издание
от А до Я

Руководство 
для веб-редактора

Учебное пособие для студентов 
высших учебных заведений, 
обучающихся по специальности 
«Журналистика»

Москва
2014
УДК 070
ББК 76.0
 
C67

 
  
Сотникова О. П.
C67   
Интернет-издание от А до Я: Руководство для веб-редактора. Учеб. 
пособие для студентов вузов / О. П. Сотникова. — М.: ЗАО Издательство 
«Аспект Пресс», 2014. — 160 с.

 
  
ISBN 978–5–7567–0723–6

 
  
Пособие посвящено актуальной, но пока мало исследованной теме 
веб-редактирования, которая позволяет рассмотреть конструирование 
и подготовку веб-издания (сетевого издания, сайта) с позиции профес-
сионального редактора. В книге приводится пошаговый механизм раз-
работки любого интернет-СМИ от момента проведения маркетинговых 
исследований и принятия решения о создании сайта до момента разме-
щения такого издания в Интернете. Раскрываются ключевые механиз-
мы работы с веб-изданием с точки зрения его технической подготовки, 
специфиче ского маркетинга и неоднозначного правового регулирования. 
Повествование строится на конкретных примерах и практических реко-
мендациях, которые пригодятся в работе не только веб-редактору, но и 
руководителю интернет-проекта, интернет-журналисту, или любому дру-
гому специалисту, связанному с производством и поддержкой функцио-
нальности сайтов в Интернете.
 
  
Для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика» и 
специалистов гуманитарного профиля.

 
УДК 070
 
ББК 76.0

ISBN 978–5–7567–0723–6 
© ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2014

Все учебники издательства «Аспект Пресс» 
на сайте www.aspectpress.ru
Содержание

Дорогие читатели!. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

ТЕОРИЯ

Глава 1. Интернет и веб-издание   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Суровые законы интернет-среды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
От канала к среде. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Экскурс в историю  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
На просторах Родины моей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
А что дальше? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Не такой, как все . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Что такое сайты и какими они бывают . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
А сайт и ныне там  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Сайты бывают разные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Почему сайт без веб-издания может быть, 
а веб-издание без сайта — нет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Веб-издание как форма, а сайт как содержание  . . . . . . . . . . . . 36
Нормативная база  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Сложность классификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Плюсы и минусы веб-изданий  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Веб-издание по «кирпичикам»  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Веб-редактор как фильтр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Минусуем  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Взгляд редактора  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

МЕТОДИКА

Глава 2. Редактор и веб-издание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Пошаговый процесс подготовки веб-издания. . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Начинаем все сначала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Маркетинговые исследования  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Разработка технического задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Работа с мультимедийным содержанием издания: 
поиск авторов для подготовки контента и работа 
с каждым из его компонентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Веб-дизайн: верстка и программная разработка  . . . . . . . . . . . . 77
Разработка программы продвижения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Разработка программы распространения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Тестирование и запуск в сеть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Специфический маркетинг веб-издания  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Нелегкий выбор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Ключевые моменты, о которых нельзя забывать редактору  . . 88
Оптимизация  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Продвижение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Техническая подготовка веб-издания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
От веб-страницы к веб-изданию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Что необходимо учитывать при технической 
подготовке сетевого издания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Правовые аспекты функционирования сетевых изданий  . . . . . . 107
Новые проблемы старых законов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Ситуация в России  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Предупрежден — значит, вооружен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Быть СМИ или не быть — вот в чем вопрос . . . . . . . . . . . . . . . 117

ПРАКТИКА

Глава 3. Веб и редактирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Интернет-редакция: что это такое и как она работает . . . . . . . . . 121
Профессионалы, уходящие в транс  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Невиртуальные функции виртуальной редакции  . . . . . . . . . . 125
В штат, все в штат!. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Веб-редактирование — реальность для современного 
редактора или миф для опытного программиста?. . . . . . . . . . . . . 132
Нужно ли Всемирной паутине редактирование?. . . . . . . . . . . 132
Редактирование с приставкой «веб». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Кто такой веб-редактор: его основные функции 
и роль в системе управления сайтом  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Powered by веб-редактор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Редактор в сетях CMS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Вперед, в светлое будущее  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146

Список рекомендуемой литературы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Примечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Дорогие читатели!

Сколько бы ни говорили и ни писали об интернет-изданиях в самых раз-
ных смыслах, почему-то всегда незаслуженно забытой оказывается роль одного 
из главных, а, на мой взгляд, ключевых специалистов при создании издания 
в сети — веб-редактора. 
Можно подумать, что веб-газета или веб-журнал настолько модернизи-
ровались и «роботизировались», что могут обходиться без центрального звена 
классического редакционно-издательского процесса — редактора. Неужели 
в их создании принимают участие только журналисты, веб-дизайнеры, про-
граммисты и интернет-маркетологи? Именно такое впечатление складывается 
в условиях, возможно, и ненамеренно созданного, но все-таки «замалчивания» 
роли веб-редактора.
А ведь эти «бойцы невидимого фронта» существуют! Это они создают веб-
издание от А до Я: от этапа проведения первичной маркетинговой подготовки 
и составления концепции до размещения в сети. Это они являются связующим 
звеном между журналистом, изданием и читателями. Это они творят гипертекс-
ты, мультимедийные форматы, архитектуру сайта и палитру интернет-сервисов. 
Именно они решают — каким быть веб-изданию и как сделать его успешным.
В представленной книге хотелось бы по-новому посмотреть на подготовку 
интернет-изданий — с точки зрения профессионального редактора. Перефра-
зируя известное выражение «Теория без практики мертва», — провозгласить, 
что и практика сегодняшнего уровня подготовки веб-изданий без классиче-
ской структурированной теории редактирования и без понимания роли, функ-
ций и задач веб-редактора, — также мертва. 
Именно поэтому учебное пособие адресовано самому широкому кругу чи-
тателей, тем или иным образом связанных с производством интернет-изданий, 
но прежде всего тем специалистам гуманитарного или даже технического про-
филя, которые хотят посвятить себя созданию веб-изданий, а также непосредс-
твенно веб-редакторам, для которых пришел час быть замеченными и оценен-
ными в их нелегком, а с приходом новых технологий все более нелегком труде. 
Надеюсь, что на страницах книги практикующие веб-редакторы найдут массу 
полезной практической информации и значительно расширят свой кругозор, 
а те, кто только готовится заняться веб-редактированием, — получат возмож-
ность изучить весь процесс подготовки веб-издания, узнать об особенностях 
его маркетинговой и технической подготовки, а также правовых аспектах 
функ ционирования и многом другом.
Выражаю сердечную благодарность людям, без которых эта книга не уви-
дела бы свет, — профессору, доктору филологических наук Алисе Александ-
ровне Беловицкой и доценту, кандидату филологических наук Елене Львовне 
Мжельской. Спасибо вам за участие и помощь!
Приятного чтения! 

P.S. Буду рада познакомиться с вашим мнением после прочтения книги. 
Пишите письма по адресу olga@sotnikova.eu.

С уважением, 
Ольга Сотникова.
ВВЕДЕНИЕ

«Сходить» в Интернет стало таким же повседневным явлением, как 
зайти в парикмахерскую или магазин, да что там — таким же необходи-
мым, как почистить зубы с утра или надеть чистые носки. Даже консер-
вативная, но все же стремящаяся быть «в теме» Католическая церковь 
признала значимость этого «чуда техники»: еще в 1998 г. Папа Римский 
Иоанн Павел II учредил День Интернета — 30 сентября. 
Всемирная сеть предоставила возможность реализации безгранич-
ных информационных и коммуникационных потребностей общества, 
превратившись для него в новую среду обитания со своими законами и 
условиями выживания. Сейчас вряд ли можно отыскать человека, ко-
торый бы не слышал об Интернете, даже если он никогда им не поль-
зовался. Социум полностью признал то, что Интернет стал одним из 
величайших изобретений человечества — наравне с бумагой, колесом 
и порохом — и уже сейчас настолько привык к его существованию, что 
уже не представляет как можно учиться, работать, развлекаться, да и 
просто жить вне Сети. 
Очевидно, что человечество постепенно переселяется в новое вирту-
альное пространство. Об этом свидетельствуют и самые разные статис-
тические исследования, проводимые многочисленными агентствами, 
центрами, фондами. А цифры, мягко говоря, впечатляющие1. Так, по со-
стоянию на начало 2013 г. количество интернет-пользователей по всему 
миру оценивалось в 2,4 млрд2 (из них 1,1 млрд — в Азии; 519 млн — в Ев-
ропе; 274 млн — в Северной Америке; 255 млн — в Латинской Америке 
и странах Карибского бассейна; 167 млн — в Африке; 90 млн — в странах 
Ближнего Востока; 24,3 млн — в Австралии и Океании). Самый большой 
по масштабам «рынок» Интернета в Китае — 565 млн пользователей, 
что является абсолютным рекордом среди всех стран. Для сравнения — 
в России около 60 млн интернет-пользователей. 
Сейчас уже около 2,2 млрд человек пользуются электронной поч-
той, при этом в мире существует порядка 4,3 млрд электронных поч-
товых ящиков, и это несмотря на то что прошел всего 41 год с момента 

1 Далее приводятся данные из исследования аналитической компании 
Royal Pingdom от 16.01.2013, дата обращения 05.02.2013, http://royal.pingdom.
com/2013/01/16/internet-2012-in-numbers/.

2 При этом численность населения Земли в 2012 году составила около 
7 млрд человек.
Введение

отправки первого e-mail сообщения (с 1971 г.). Дух захватывает, когда 
представляешь такие масштабы и скорость развития! 
Только за 2012 г. было создан 51 млн новых сайтов, что в итоге при-
вело их к общему мировому количеству в 634 млн! 
Различного рода социальные медиа по количеству пользователей 
стали приближаться не то что к численности населения отдельных 
государств, но целых континентов: более 1 млрд человек используют 
Facebook ежемесячно и более 200 млн — Twitter. Стало просто смешно 
сравнивать их с тиражами даже самых читаемых газет. 
Наипопулярнейшие интернет-ресурсы в мире — поисковик Google.
com, все тот же Facebook.com, гигант видеоконтента YouTube.com и муль-
тисервисный портал Yahoo.com. Лидирующие позиции также удержи-
вают китайский поисковик Baidu.com Wikipedia.org. В первых рядах 
по количеству пользователей остается «динозавр» интернет-торговли 
Amazon.com. 
На российских просторах ситуация похожая — все что-то ищут и с 
кем-то общаются: первенство по популярности удерживают поисковик 
Yandex.ru и социальная сеть ВКонтакте. Менее популярны интернаци-
ональный Google, но в зоне .ru; отечественный мультисервисный пор-
тал Mail.ru, а также YouTube.com, Facebook.com и Wikipedia.org. 
За последние годы Интернет развивался особенно бурно, и это ка-
сается не только лавинообразного увеличения числа пользователей, но 
и роста количества интернет-ресурсов различного формата и масшта-
ба: от персональных блогов до «спрутов» — социальных сетей. Также 
активно развивался новый вид СМИ — сетевые издания. 
И все эти сайты, существующие в виртуальной среде, с момента 
их создания до момента их общедоступности и популярности требо-
вали постоянной поддержки работоспособности, а значит, и профес-
сионалов со знанием специфического вида деятельности — веб-ре-
дактирования. 
Но на момент появления первых сайтов как раз таких специалистов 
не существовало, как не существовало и разработанной методики их 
деятельности в формате редакционно-издательского процесса. Поэто-
му на начальном этапе развития Интернета первые сайты создавались 
в основном программистами, которые, не владея знаниями в области 
подготовки несетевых изданий, буквально заново «открывали Амери-
ку», формируя собственную последовательность этапов подготовки 
сайта, основываясь на своих вкусовых предпочтениях и привычках. 
Однако постепенно эти механизмы стали складываться в единую уни-
версальную схему, в это же время для работы в интернет-среду стали 
приходить дипломированные журналисты и редакторы, а также другие 
Введение

люди с филологической специализацией, которые теоретически могли 
бы привести процесс подготовки сайта в должный «вид».
Однако зачастую новоиспеченные веб-редакторы, имея за плечами 
гуманитарное образование, не могли и не могут себе представить слож-
ности и многоаспектности открывающейся перед ними деятельности. 
Так же как инженеры или компьютерщики, получившие добротное тех-
ническое образование и свободно ориентирующиеся в программных и 
интернет-технологиях, не представляют, что им придется столкнуться 
со стилистикой гипертекста, особенностями интернет-коммуникации, 
интернет-социума, необходимостью соблюдения правовых и этиче-
ских норм, наличия знаний в области маркетинга. 
Представляется очевидным, что на смену таким «полуспециалис-
там», которые могут работать только во взаимодействии с другими 
профильными специалистами, должен прийти универсальный веб-
редактор, который будет управлять процессом подготовки сайта, ко-
ординировать работу по отдельным направлениям и осуществлять как 
исполнитель собственные конкретные задачи. Конечно, это не озна-
чает, что он в одиночку сможет и должен будет готовить сайт: и со-
здавать веб-дизайн, и верстать, и программировать, и писать тексты, 
и проводить работы по оптимизации внутреннего кода страницы, — 
однако, так же, как и в редакции печатного издания, редактор дол-
жен легко ориентироваться во всех этапах подготовки издания, знать 
принципы работы каждого из сотрудников, деятельность которых он 
контролирует, и при необходимости выполнять определенный спектр 
задач как исполнитель. На сегодняшний момент такие специалисты 
крайне востребованы, но так как профильное образование по веб-
редактированию представляет собой набор фрагментарных курсов 
и дисциплин в дополнение к классической журналистике или редак-
торской подготовке, то нынешние веб-редакторы, как правило, явля-
ются самоучками или людьми с опытом работы в интернет-отрасли. 
Следовательно, необходимость подготовки теоретической и методи-
ческой базы по новому виду деятельности — веб-редактированию — 
очевидна как для осуществления возможности обучения в рамках 
образовательных учреждений, так и самостоятельного приобретения 
необходимых знаний. 
Есть надежда, что эта книга станет одним из кирпичиков в фунда-
менте теории и практики новой области знаний и профессиональной 
деятельности под названием «веб-редактирование».
Т Е О Р И Я

Глава 1. ИНТЕРНЕТ И ВЕБ-ИЗДАНИЕ

Веб-редактор совершенно отчетливо должен представлять себе, в каких 
условиях будет проходить его работа. Чем специфичен Интернет как сре-
да создания и существования изданий нового типа? Что представляют 
собой сами эти издания — кальку с офлайн-версий, плохо или, наобо-
рот, хорошо структурированную подборку скрепленных между собой 
веб-страниц или нечто иное? И вообще — что такое сайт, является ли 
он интернет-изданием и как классифицируется? Ответы на эти и другие 
вопросы вы найдете в данной главе.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная среда, WWW, 
http, html, e-mail, домен, сайт, сетевое издание, интерактивность, 
мультимедийность, гипертекстовость, порожденность, актуаль-
ность, гибкость, автономность, виртуальность, полисемиотич-
ность, общедоступные сайты, локальные са    йты, открытые сайты, 
полуоткрытые сайты, закрытые сайты, персональные сайты, сайты 
коммерческих и некоммерческих организаций, статические сайты, 
динамические сайты, флеш-сайты, резиновый дизайн, онлайн сер-
висы, дорвеи, блоги, интернет-газеты, интернет-журналы, интер-
нет-радио, интернет-телевидение, киберзависимость.

Суровые законы интернет-среды
От канала к среде
Некоторые исследователи, эксперты и теоретики Интернета ут-
верждают, что сама сеть не есть нечто особенное, это всего лишь новое 
средство передачи данных между субъектами коммуникации, т.е. некий 
новый канал распространения информации или канал связи между тем, 
кто размещает или передает информацию, и тем, кто ее получает. Одна-
ко такой подход не только достаточно сильно сужает качественные ха-
рактеристики Интернета, но и практически нивелирует его как инфор-
мационно-коммуникационное явление. По сути, данное утверждение 
Теория

сводит само понятие Интернета к чисто технической функции распро-
странения сведений в мультимедийном формате (текст, графика, аудио, 
видео, анимация). И его главными отличиями от телевидения в данном 
контексте становятся интерактивность, мгновенность и практически не-
ограниченные возможности хранения и передачи данных (архивирование, 
«закачивание» на серверы и последующее «скачивание» на отдельный 
компьютер и т.д.). Однако, по нашему мнению, Интернет — это прежде 
всего новая среда, а не пространство1 и тем более не канал2.
Почему именно среда? В Интернете наряду с субъектами, участву-
ющими в информационно-коммуникационном обмене, и результата-
ми этого самого обмена в виде текстов различной семиотики (канал), 
с параметрами взаимного расположения объектов и их протяженно-
сти, выстраивающих определенную геометрию сети (пространство), 
сущест вуют также явления времени (и в Интернете оно совершенно 
«другое», хотя формально и совпадает со стандартным: все процессы 
многократно ускоряются, появляется привыкание к мгновенным из-
менениям состояний субъектов, объектов и явлений, возникает ил-
люзия «остановки времени», когда, находясь в Интернете более трех 
часов, человек оценивает данный период в несколько минут), плюс за-
коны существования — своеобразные «правила игры» — и даже методы 
выживания.
Получается, что Интернет, эволюционировав из категории кана-
ла связи в информационно-коммуникационное пространство (когда 
таких каналов и точек вхождения стало много), вскоре сделал стреми-
тельный «скачок» от хронотопа — «закономерной связи пространс-
твенно-временных координат»3 — к среде обитания. Прежде чем бо-
лее подробно проследить обозначенные эволюционные изменения, 
которые схематично можно представить в виде примитивной цепочки 
«КАНАЛ → ПРОСТРАНСТВО → ХРОНОТОП → СРЕДА», обратившись 
к краткой исторической ретроспективе развития Сети, остановимся 
подробнее на понятии самого слова «среда» и попытаемся понять, на-
сколько целесообразно его употребление в данном конкретном случае.
Существительное «среда» имеет достаточно много значений (это 
в том числе и название дня недели), но нам оно интересно с точки 
зрения его употребления в словосочетании «среда обитания», так как 
Интернет, по сути, становится новой, искусственно созданной средой 
обитания для отдельного человека и всего человечества.
«Среда: 1) вещество, заполняющее пространство, а также тела, ок-
ружающие что-нибудь (воздушная среда, питательная среда); 2) ок-
ружение, совокупность природных условий, в которых протекает де-
ятельность человеческого общества, организмов (географическая среда, 
Глава 1. Интернет и веб-издание

охрана окружающей среды); 3) окружающие социально-бытовые усло-
вия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью 
этих условий (социальная среда, рабочая среда)»4.
Кроме того, среда может быть естественной (природной) и искус-
ственной (созданной человеком). Таким образом,
Интернет можно представить как технико-технологически созданную 
новую виртуальную среду, в которой протекает коммуникационная де-
ятельность человеческого общества.

Если первой реальностью для человека была жизнь в природе; вто-
рой стала жизнь в цивилизации, т.е. в природе и культуре; то третьей 
становится жизнь в виртуальной среде — в Интернете.
В этой среде существуют новые реалии и новые закономерности, 
в том числе и новый вариант представления результата интеллектуальной 
деятельности — произведения. Таким вариантом становится сайт. Интер-
нет позволяет использовать совершенно новые возможности размеще-
ния, передачи и редактирования информации, создавать новые форматы 
взаимодействия его пользователей на самых разных уровнях, расширять 
и нарушать многие привычные понятия о распространении и организа-
ции информационно-коммуникационного потока. Бесспорно, Интернет 
стал знаковым явлением современного этапа развития мира и одним из 
центральных понятий «информационного общества», появление которо-
го было предсказано философами и учеными прошлого. Однако выйдя за 
рамки всех возможных гипотез и рисуемых футуристами картин, он сам 
стал преобразовывать действительность, не подчиняясь, а диктуя соб-
ственные правила жизни, превратившись из «способа» или «технического 
приспособления» в полноценную среду обитания. А как все начиналось...

Экскурс в историю
Изначально сама идея новой беспроводной сети для передачи дан-
ных возникла с целью создания именно технических условий передачи 
и хранения информации. В ее основе лежали три потребности: безо-
пасность хранения данных, мгновенная передача их необходимому ко-
личеству людей и возможность редактирования. Но постепенно эво-
люционируя и выходя за рамки использования секретными службами, 
Интернет стал не просто каналом (или особым техническим механиз-
мом), но полноценным и, что важно подчеркнуть, неконтролируемым 
централизованно информационно-коммуникационным пространс-
твом, а затем и информационно-коммуникационной средой.
На первый взгляд кажется очевидным, что более миллиона серве-
ров, транслирующих информацию «вовне» даже чисто физически не 
Теория

могут быть контролируемы какой-то одной сверхструктурой. Однако 
зачастую можно представить вариант глобального контроля, если при-
нять во внимание скорость технологического развития, — вполне веро-
ятно, что средства для этого уже созданы или будут придуманы в самое 
ближайшее время.

WIKI
Не таким уж странным в этой связи представляется использо-
вание некоторыми маргинальными молодыми специалистами 
IT-отрасли особых переносных серверов, которые помещаются в рюк-
заке или сумке и могут генерировать совершенно независимый интер-
нет-сигнал на отдельном сервере, что делает невозможным отслежива-
ние таких локальных подключений и их блокировку.

Ведь чисто технически Интернет5 — это всего лишь совокупность 
распределенных по всей Земле хостов (компьютеров, каждый из кото-
рых имеет свой уникальный IP-адрес), соединенных маршрутизатора-
ми. Таким образом, его технология заключается в создании и исполь-
зовании протоколов связи между этими хостами.
С гуманитарной точки зрения Интернет предоставил возможность 
реализовать информационные и прежде всего коммуникационные 
потребности человека не существовавшим ранее способом, что откры-
ло необозримые по масштабности горизонты и перспективы (свобода 
самовыражения, размещения и поиска информации, не ограниченное 
расстоянием и временем общение, оперативность и обширность поис-
ковых механизмов и т.д.). В то же время создалось достаточно много 
новых проблем, для решения которых также необходимы нетривиаль-
ные решения, — это и плагиат, и распространение компромата, экстре-
мистской информации или информации, причиняющей вред здоро-
вью и психике детей, нарушение личного пространства и прав человека 
и др. По сути, с гуманитарной точки зрения Интернет стал детонатором 
создания нового пласта общественной жизни — онлайн-культуры.
Если говорить о «летописной истории» развития Интернета, бук-
вально — «откуда он есть пошел», то тут следует обратить внимание на 
две точки зрения.
По одной из них разработки прообраза современного Интернета нача-
лись в научных кругах США еще в 1950-х годах — именно в то время ста-
ли проводиться первые опыты по передаче данных между примитивными 
на тот момент ЭВМ. А первое официальное объявление о созданной сети 
Кембридж—Санта-Моника относится к 1965 г. Итак, североамерикан-
ские и европейские ученые закрепили за собой право называться «отцами 
Интернета». Безусловно, наиболее масштабные исследования и разработ-
ки проводились в США и Западной Европе, но все-таки не стоит умалять 

Меню

Закрыть

Издательство "Аспект Пресс"

+7 (495) 306-78-01 info@aspectpress.ru

Издательство:

Аспект Пресс

Тип издания:

учебное пособие

DOI:

не присвоен
узнать подробнее

Пособие посвящено актуальной, но пока мало исследованной теме веб-редактирования, которая позволяет рассмотреть конструирование и подготовку веб-издания (сетевого издания, сайта) с позиции профессионального редактора. В книге приводится пошаговый механизм разработки любого интернет-СМИ от момента проведения маркетинговых исследований и принятия решения о создании сайта до момента размещения такого издания в Интернете. Раскрываются ключевые механизмы работы с веб-изданием с точки зрения его технической подготовки, специфического маркетинга и неоднозначного правового регулирования. Повествование строится на конкретных примерах и практических рекомендациях, которые пригодятся в работе не только веб-редактору, но и руководителю интернет-проекта, интернет-журналисту, или любому другому специалисту, связанному с производством и поддержкой функциональности сайтов в Интернете. Для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика» и специалистов гуманитарного профиля.

Сотникова О.П. Интернет-издание от А до Я : руководство для веб-редактора. Учебное пособие для студентов вузов / Сотникова О.П.. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 160 c. — ISBN 978-5-7567-0723-6. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/21059.html (дата обращения: 24.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Пособие посвящено актуальной, но пока мало исследованной теме веб-редактирования, которая позволяет рассмотреть конструирование и подготовку веб-издания (сетевого издания, сайта) с позиции профессионального редактора. В книге приводится пошаговый механизм разработки любого интернет-СМИ от момента проведения маркетинговых исследований и принятия решения о создании сайта до момента размещения такого издания в Интернете. Раскрываются ключевые механизмы работы с веб-изданием с точки зрения его технической подготовки, специфического маркетинга и неоднозначного правового регулирования. Повествование строится на конкретных примерах и практических рекомендациях, которые пригодятся в работе не только веб-редактору, но и руководителю интернет-проекта, интернет-журналисту, или любому другому специалисту, связанному с производством и поддержкой функциональности сайтов в Интернете. Для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика» и специалистов гуманитарного профиля.

Смотри также Характеристики.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синекод драже инструкция по применению цена
  • Пенталгин таблетки инструкция по применению детям можно
  • Должностная инструкция бухгалтера на участок банк клиент
  • Siemens iq500 инструкция по эксплуатации ошибки
  • Мазда сх 7 снятие турбины пошаговая инструкция