Иные виды источников земельного права стандарты нормативы инструкции

Объективно в
процессе общественного развития человек
не может не воздействовать на состояние
окружающей среды. Так, он не может не
извлекать минеральные ресурсы, не может
не забирать воду и пока не может по
экономическим и техническим соображениям
не выбрасывать в природную среду
загрязняющие вещества. Проблема
заключается в том, чтобы при этом были
определены научно обоснованные пределы
таких воздействий исходя из долгосрочных
общественных интересов в сохранении
количественных и качественных свойств
характеристик природы. Достижению
указанной цели и призваны служить
экологическое нормирование и
стандартизация.

Под нормированием
в области природопользования и охраны
земель понимается установление
уполномоченными государственными
органами экологических нормативов в
соответствии с требованиями
законодательства.

Стандартизацию
Закон РФ от10 июня 1993г. «О стандартизации»
определяет как деятельность по
установлению норм, правил и характеристик
(требований) в целях обеспечения:

безопасности
продукции, работ и услуг для окружающей
среды, жизни, здоровья и имущества;

качества
продукции, работ и услуг в соответствии
с уровнем развития науки, техники,
технологии;

единства
измерений;

экономии
всех видов ресурсов;

безопасности
хозяйственных объектов с учетом риска
возникновения природных и техногенных
катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Соответственно,
стандартизация в земельном праве может
быть определена как установление в
стандартах требований по рациональному
природопользованию и охране земель.

Правовой характер
нормативов и стандартов в сфере
землепользования и охраны земель
проявляется в том, что они должны
соблюдаться всеми природопользователями.

В Российской
Федерации имеется немало нормативных
правовых актов, регулирующих отношения
в области нормирования и стандартизации
в связи с землепользованием и охраной
земель. В числе основных следует назвать
Закон РФ «О стандартизации»,
природоресурсное законодательство:
Земельный, Лесной, Водный кодексы, а
также Федеральный Закон РФ «Об охране
окружающей среды» 2002г.

Важную роль в
экологическом нормировании играет
Порядок разработки и утверждения
экологических нормативов выбросов и
сбросов загрязняющих веществ в окружающую
природную среду, лимитов использования
природных ресурсов, размещения отходов,
утвержденный постановлением Правительства
РФ от 3 августа 1992г.

Общее определение
государственных стандартов содержится
в Законе РФ «О стандартизации»
1993г. в соответствии со ст.7 указанного
Закона «государственные стандарты
разрабатываются на продукцию, работы
и услуги, имеющие межотраслевое значение,
и не должны противоречить законодательству
Российской Федерации».

Государственные
стандарты должны содержать:

требования
к продукции, работам и услугам по их
безопасности для окружающей среды,
жизни, здоровья и имущества, требования
пожарной безопасности требования
техники безопасности и производственной
санитарии;

требования
по технической и информационной
совместимости, а также взаимозаменяемости
продукции;

основные
потребительские (эксплуатационные)
характеристики продукции, методы их
контроля, требования к упаковке,
маркировке, транспортированию, хранению,
применению и утилизации продукции;

правила
и нормы, обеспечивающие техническое и
информационное единство при разработке,
производстве, использовании (эксплуатации)
продукции, выполнении работ и оказании
услуг, в том числе правила оформления
технической документации, допуски и
посадки, общие правила обеспечения
качества продукции, работ и услуг,
сохранения и рационального использования
всех видов ресурсов, термины и их
определения, условные обозначения,
метрологические и другие общетехнические
и организационно-технические правила
и нормы.

Для
обеспечения государственной защиты
интересов Российской Федерации и
конкурентоспособности отечественной
продукции (услуг) в государственных
стандартах в обоснованных случаях
устанавливаются предварительные
требования на перспективу, опережающие
возможности традиционных технологий.

Содержание
требований государственных стандартов,
области их распространения, сферы их
действия и даты их введения определяются
государственными органами управления,
которые их принимают. Это означает, что
применительно к различным видам
деятельности, различным объектам
природы, вовлеченным в сферу хозяйственного
использования, различным видам продукции
и услуг могут вырабатываться и приниматься
государственные стандарты различной
направленности, но которые в совокупности
должны составлять единое целое,
исключающие внутрисистемные противоречия.

Требования,
устанавливаемые государственными
стандартами для обеспечения безопасности
продукции, работ и услуг для окружающей
среды, жизни, здоровья и имущества, для
обеспечения технической и информационной
совместимости, взаимозаменяемости
продукции, единства методов их контроля
и единства маркировки, а также иные
требования, установленные законодательством
Российской Федерации, являются
обязательными для соблюдения
государственными органами управления,
субъектами хозяйственной деятельности.

Иные требования
государственных стандартов к продукции,
работам и услугам подлежат обязательному
соблюдению субъектами хозяйственной
деятельности в силу договора либо в том
случае, если об этом указывается в
технической документации изготовителя
(поставщика) продукции, исполнителя
работ или услуг.

Все нормативы
(стандарты) качества природной среды
(в том числе земель), с точки зрения ее
охраны и защиты от различного вида
загрязнения принято подразделять на
три группы. Первую группу составляют
санитарно-гигиенические нормативы. К
ним относятся нормативы предельно
допустимых концентраций вредных веществ
— химических, биологических, физических
воздействий и др., нормативы санитарных,
защитных зон, предельно допустимых
уровней радиационного воздействия и
др. Цель таких нормативов — определить
показатели качества природной среды
применительно к здоровью человека.

Вторую группу
образуют экологические нормативы.
Возглавляют эту группу нормативы
выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ).
Они устанавливают требования к источнику
вредного воздействия, ограничивая его
деятельность определенной пороговой
величиной. К экологическим нормативам
могут быть отнесены всякие другие
требования, предъявляемые к источникам
(стационарным, передвижным) с целью
охраны окружающей среды и здоровья
человека. Поэтому в данную категорию
следует отнести технологические,
строительные, градостроительные правила,
содержащие экологические требования
охраны окружающей среды.

В третью группу
нормативов входят так называемые
вспомогательные нормы и правила. Их
главная цель состоит в обеспечении
единства в употребляемой терминологии,
в деятельности организационных структур
и в правовом регулировании природоресурсных
отношений.

В качестве примеров
ГОСТов, имеющих непосредственное
отношение к землепользованию, можно
назвать: ГОСТ 17.1.3.12-86. Охрана природы.
Гидросфера. Общие правила охраны вод
от загрязнения при бурении и добыче
нефти и газа на суше; ГОСТ 17.4.2.03-86. Охрана
природы. Почвы. Паспорт почвы.

Соответствие
продукции и услуг требованиям
государственных стандартов определяется
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации об обязательной
сертификации.

В соответствии с
ст.1 Закона РФ «О сертификации продукции
и услуг» 1993г. сертификация — это
процедура подтверждения соответствия
продукции установленным требованиям.

Сертификация
осуществляется в целях:

создания
условий для деятельности организаций
и предпринимателей на едином товарном
рынке Российской Федерации, а также для
участия в международном экономическом,
научно-техническом сотрудничестве и
международной торговле;

содействия
потребителям в компетентном выборе
продукции;

защиты
потребителя от недобросовестности
изготовителя (продавца, исполнителя);

контроля
безопасности продукции для окружающей
среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждения
показателей качества продукции,
заявленных изготовителем.

Законом
РФ «О защите прав потребителей» от
7 февраля 1992г. Госстандарту России был
придан статус головного органа по
сертификации товаров (работ и услуг), в
функции которого входят установление
контроля за соблюдением правовых
требований в этой сфере. В мае 1992г.
Госстандарт России ввел по всей стране
Систему сертификации ГОСТ (ГОСТ Р),
определяющую порядок работ по обязательной
сертификации, разработанную с
использованием опыта зарубежных стран.

Сертификация
может носить обязательный либо
добровольный характер. Перечень видов
продукции и услуг (работ), подлежащих
обязательной сертификации, установлен
постановлением Госстандарта РФ от 23
февраля 1998 г. №5 «О номенклатуре
продукции и услуг (работ), подлежащих
обязательной сертификации». Примером
может служить обязательная сертификация
древесины, отпускаемая на корню, и
второстепенных лесных ресурсов,
проводимые в соответствии со ст.71 Лесного
кодекса РФ.

К числу иных
нормативно-технических планов, которые
имеют непосредственное отношение к
землеустройству и которые также относятся
к числу источников земельного права
при их закреплении в нормативных правовых
актах, можно, в частности, отнести
положения Градостроительного кодекса,
в соответствии с которыми проекты
городских и сельских поселений, черты
другого муниципального образования
разрабатываются на основе генеральных
планов городских и сельских поселений
или территориальных комплексных схем
градостроительного планирования
развития территорий районов (уездов),
сельских округов (волостей, сельсоветов)
(ст.36). в ст.37 Градостроительного кодекса
указано, что при разработке градостроительной
документации о градостроительном
планировании развития территорий и
поселений и об их застройке разрабатываются
схемы зонирования территорий, определяющие
вид зонирования территорий, определяющие
вид использования территорий и
устанавливающие ограничения на их
использование для осуществления
градостроительной деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понятие и виды источников земельного права

Источник (форма) права — исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Включают следующие виды:

    • правовой обычай;
    • нормативные правовые акты (НПА) государственных органов;
    • нормативные правовые акты (НПА) общественных организаций (с санкции государства);
    • правовой договор;
    • прецедент.

Каждой отрасли российского права присущи свои источники.

В системе социальных правил (моральных, религиозных, технических) и норм право выделяется общеобязательным, письменным, категорическим характером, влекущим негативные последствия, санкции за несоблюдение и неисполнение (т.е. наказание), либо стимулирующие, поощрительные воздействия (за добросовестное исполнение).

Призванное быть регулятором общественных отношений, право должно получать внешнее выражение, приобретать различные, действующие с разной степенью категоричности и эффективности юридические формы. Именно эти формы, с помощью которых воля общества или его части становится обязательной, обозначаются термином «источники права» или «формы права».

В рамках правовой системы источники права выстраиваиваются по принципу их соподчиненности в иерархическую пирамиду. Единство и соподчиненность источников права, обеспеченные с помощью организационных, юридических механизмов и законодательной техники, способствуют единству государственной власти, сохранению, укреплению ее вертикали и неуклонному, единообразному применению, соблюдению и исполнению правовых требований.

В развитом цивилизованном юридическом и экономическом пространстве, где функционируют исторически обусловленные правовые, нравственные и экономические системы, могут существовать различные виды источников права: правовой обычай, нормативный правовой акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты.

Однако не все эти источники права действуют одновременно и с одинаковой силой — на их действие влияют специфические исторические черты правовых систем той или иной страны, особенности национального права в рамках единой правовой семьи, периоды развития, традиции отраслей права, в нашем случае — земельного, природоресурсного.

Считается распространенным мнение о том, что России неизвестен судебный прецедент ввиду отсутствия обязательности одних судебных решений для остальных судов. Такая точка зрения была оправданна в том смысле, что в России прецедентного права в общепринятом понимании действительно пока нет. Однако практика складывается таким образом, что судебные решения также становятся источником права, в том числе земельного.

Решения одних судов являются авторитетными для других: решения вышестоящих судов РФ по конкретным и кассационным делам нередко публикуются и, как правило, учитываются нижестоящими судами. Кроме того, постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, определения их коллегий могут являться обязательными для остальных судов. Таким образом, и в России судебный прецедент начинает занимать хотя и ограниченное, но определенное место. Окончательными и обязательными для исполнения являются постановления и иные акты Конституционного Суда РФ, в правоприменительной практике учитываются его концептуальные правовые позиции.

Идеи и доктрины, т.е. мнения ведущих ученых-юристов, в ряде государств участвуют в формировании права, становятся обязательными, общими, т.е. не персонифицированными, рассчитанными на неоднократное исполнение, получая отражение в законодательстве и праве, в том числе в земельном.

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм.

Источник зе­мельного права — документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной тер­ритории, определенное время и среди определенного круга лиц, яв­ляющийся элементом системы земельного законодательства.

Нормативные правовые акты составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт:

    1. международные договоры;
    2. Конституция и предусмотренные ею федеральные конституционные законы;
    3. федеральные законы, законы РФ;
    4. подзаконные акты (к ним относятся акты как государственных органов, так и органов местного самоуправления);
    5. законы субъектов РФ.

Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.

Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую очередь связано с определением соотношения системы права и системы законодательства.

Источниками земельного права являются

    • как земельное закондательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель (Земельный кодекс (ЗК РФ) Глава I. Общие положения ст. 3 ЗК),
    • так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.

Соответственно в части положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства.

Вторую группу источников земельного права образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Помимо вышеперечисленного, источники земельного права можно классифицировать по следующим критериям:

1. по территории действия:

  • федеральные (НПА для всей страны — Земельный кодекс, ФЗ и т.д.);
  • региональные (НПА для одного субъекта федерации);
  • местные (НПА для одного муниципального образования).

2. по кругу субъектов:

  • общие;
  • специальные (для субъектов, обладающих специальными признаками).

Конституция как источник земельного права

Основной закон — Конституция России, предусматривающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.

Конституционные положения являются отправными для других отраслей права, в том числе для земельного.

При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:

1) непосредственно посвященные земельным отношениям:

    • ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
    • ст. З6 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
    • ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
    • ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
    • ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

2) опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений:

    • ст. 2, 17 и 18 — о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которых является обязанностью государства и всех его органов;
    • ст. 1, 7 — о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства;
    • ст. 8 — о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;
    • ст. 19 — о равенстве всех перед законом и судом;
    • ст. 25, 40 — о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;
    • ст. 45, 46, 47 и 48 — о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты;
    • ст. 57 — об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы и др.

Аналогично строятся и конституции, уставы субъектов Российской Федерации.

Главенствующее положение Конституции среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других высших нормативных актов — законов и обладает прямым действием на всей территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

 Федеральные законы как источники земельного права

Если среди источников земельного права на первом месте находится нормативный правовой акт, то среди различных видов нормативных правовых актов закон в России стоит на первом месте и занимает особое положение, что обусловлено следующим:

    1. закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений;
    2. законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами Российской Федерации и ее субъектов либо всенародным голосованием — референдумом в особом порядке.

Среди относящихся к земельному праву законов России можно отметить такие, как

    • Земельный (2001 г.), Водный (2006 г.), Лесной (2006 г.), Градостроительный (2004 г.) кодексы;
    • Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве»;
    • Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
    • Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
    • Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
    • Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
    • Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель»;
    • Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и др.

Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Как предусматривается в ст. 2 Земельного кодекса РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Источниками земельного права являются федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы:

1) законы природоресурсного блока (регулируют отношения по поводу использования и охраны иных природных ресурсов — кроме земли): Федеральные законы «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права;

2) законы иных отраслей права.

Группу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, представляют Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям. В частности, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность — в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

Подзаконные нормативные акты как источники земельного права

К подзаконным нормативным актам относятся:

    • указы Президента РФ;
    • постановления Правительства РФ;
    • ведомственные акты, нормативные акты организаций;
    • иные акты (акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления).

Указы Президента РФ как источники земельного права

Главными подзаконными актами являются указы Президента России: подзаконными они считаются потому, что согласно ст. 90 Конституции РФ они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Главенствующая роль указов Президента среди подзаконных актов основывается:

    1. согласно ст. 80 Конституции РФ Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;
    2. Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
    3. указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России.

Перечень указов Президента

Неполный перечень тем указов Президента в области регулирования земельных отношений дает представление о месте этого вида источника права в формировании земельного права в последние годы. Оказавшими значительное влияние на развитие земельных отношений можно считать Указы:

    • «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками»;
    • «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;
    • «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей»;
    • «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»;
    • «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»;
    • «О реализации конституционных прав граждан на землю»;
    • «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств (изложение содержания приведенных указов дается в последующих главах, раскрывающих соответствующие институты земельного права)»;
    • «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».

Постановления Правительства как источники земельного права

Следующими источниками земельного права  в иерархии подзаконных актов являются постановления Правительства Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).

Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и такие, которые относятся к регулированию и реализации земельных отношений, а именно: разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка.

Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права.

Перечень актов Правительства

    1. «О мониторинге земель в Российской Федерации»;
    2. «О порядке ведения государственного земельного кадастра»;
    3. «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации»;
    4. «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам»;
    5. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;
    6. «Об утверждении Положения о порядке установления границ зем-лепользования в застройке городов и других поселений»;
    7. «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание ав-томатизированной системы ведения государственного земельного кадастра»;
    8. «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации»;
    9. «О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений»;
    10. «Об экономических условиях функционирования агропромышлен-ного комплекса Российской Федерации»;
    11. «О порядке определения нормативной цены земли»;
    12. «О государственной кадастровой оценке земель»;
    13. «О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации».

Ведомственные акты как источники земельного права

К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым согласно Федеральному конституционному закону о Правительстве РФ относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства (Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба, Росгидромет и др.).

Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, однако почти каждое из них обладает некими надведомственными, порой координационными функциями, которые и обусловливают зна-чение ведомственных актов как источников права не только для его сотрудников, но и для остальных граждан.

Таким образом, для осуществления указанных задач федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, называемые ведомственными.

Примерами нормативных ведомственных актов

Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить:

    • приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации»;
    • Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных. Утверждена Министерством сельского хозяйства РФ и Государственным таможенным комитетом РФ;
    • приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «О порядке рассмотрения материалов на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ»;
    • письмо Министерства природных ресурсов РФ и Министерства сельского хозяйства РФ «О порядке лицензирования бурения скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды)»;
    • приказ Министерства путей сообщения РФ «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорож-ного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог»;
    • письмо Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «О включении в состав сведений, подлежащих регистрации, прав на недвижимое имущество, градо-строительных ограничений и сервитутов»;
    • Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам по применению Закона РФ «О плате за землю».

Нормативные акты организаций как источники земельного права

Нормативные акты организаций, т. е. акты, устанавливающие для неперсонифицированных граждан обязанности или предоставляющие им права, принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях. Они называются локальными и могут быть двоякого вида:

    1. рассчитанные на работающих на данном предприятии, т. е. обращенные внутрь предприятия, либо
    2. направленные вовне предприятия;

и те и другие носят общий характер, сориентированы на неоднократное число применения.

Примером первого вида нормативного акта можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сельскохозяйственной организации (предприятия). Сюда же относятся внутриколхозные, например правила вспашки зяби, одобренные на колхозном собрании.

Общий характер они носят потому, что распространяются на всех работников данного хозяйства, кто бы ни осуществлял предусмотренные этими правилами работы. В случае выбытия (увольнения) одних работников эти нормы действенны и для других работников, заступивших на их место.

Ко второму виду нормативных актов организаций можно отнести правила и порядок землеустроительных работ, утвержденный негосу-дарственной хозрасчетной организацией: они принимаются на основании и во исполнение вышестоящих нормативных актов — законов, указов, постановлений, приказов и т. п., обязательны для исполнения обращающимися в организацию гражданами.

Четкой границы между этими видами нормативных актов организаций порой нет: правила внутреннего распорядка, например, лесничества обращены вовнутрь организации, однако не могут не учитываться обращающимися в лесничество гражданами; в то же время обращенные к гражданам правила оформления земельных документов, конкретизированные в актах организации, являются обязательными для работников и самой этой организации.

Нормативные акты организации хотя и находятся в иерархии нор-мативных актов на самой низшей ступени, т. е. обязаны соответствовать всем вышестоящим нормативным актам, тем не менее являются самыми массовыми, регулирующими наибольшее число прав граждан и конкретных земельных отношений, приносящими наибольшее количество нарушений законности и посягательств на права граждан, в том числе земельные, источниками земельного права.

Общие принципы права, договоры и обычаи как источники земельного права

Отправные, исходные начала правовой системы становятся источником права, если такая их роль закрепляется в законодательном порядке. Например, в ст. 38 Статута Международного суда предусматривается: «…суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет… общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».

В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Согласно ст. 6 Гражданского кодекса РФ при невозможности использования аналогии закона, т. е. применения законодательства, регулирующего сходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Правда, судебная прктика постоянно сталкивается с трудностями различного понимания и толкования этих понятий различными лицами и инстанциями, что обусловливается недостаточными правовыми и моральными традициями.

Соглашения между различными субъектами договоры — права могут содержать правовые нормы: не только устанавливать права и обязанности сторон, но и устанавливать общие правила поведения, которым должны в будущем подчиняться все участники предусмотренных в них общественных отношений. Примерами таких нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах.

В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения между государственными органами Федерации и ее субъектов. К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и рядом субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, и это неудивительно, так как Конституцией РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

К этой же группе источников земельного права относятся примерные или типовые договоры, разрабатываемые и утверждаемые уполномоченными на то органами. В настоящее время их правовая сила подвергается обсуждению, а поле действия — сокращению, поскольку гражданским законодательством провозглашена свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 1 ГК РФ). Видом нормативного договора является международный договор, предусмотренный в упомянутой ст. 15 Конституции РФ. В ней также говорится, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается правовым обычаем. В земельном праве правовой обычай занимает наибольшее место по сравнению с другими отраслями права, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и во многом неурегулированностью земельных общественных отношений.

Обычай делового оборота предусматривается в ст. 5 ГК РФ: им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай, противоречащий положениям законодательства или договора, не применяется.

Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками располо-женного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю. Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Тема 3. Источники земельного права.

1.     Понятие и классификация
источников земельного права

2.     Конституционные основы
земельного права.

3.     Законы как источники
земельного права.

4.     Иные нормативные акты как
источники земельного права.

5.     Нормативные акты
Республики Дагестан в системе  
источников земельного права.

1.     Понятие и особенности
источников земельного права. Классификация источников земельного права

Право, как социальное явление возникло, развивалось и
продолжает эволюционировать на основе различных источников. «Источник права» —
образное выражение, которое имеет несколько значений: источник правовых норм,
т. е. содержания права; методы создания права; иерархия правовых норм;
юридическая сила правовой нормы. В теории
права
под юридическими источниками, или формами права, понимаются
официальные формы выражения, закрепления, изменения и отмены действующих
правовых норм.

Существуют различные понятия источников земельного права,
например:

Источник земельного права — это внешняя форма выражения воли государства, направленная на
урегулирование отношений по использованию и охране земель
;

Источник зе­мельного
права
 — документ установленной формы,
изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые
нормы, действующий на определенной тер­ритории, определенное время и среди
определенного круга лиц, яв­ляющийся элементом системы земельного
законодательства.

В разных правовых системах применяются различные виды
источников позитивного права: обычай (обычное право), судебный прецедент,
юридическая доктрина, выраженная в трудах юристов), религиозные нормы
(исламское, талмудическое, индуистское право и др.), нормативный правовой акт.
Например, источниками современного английского общего права являются: право
Европейского Союза, общее право (судебные прецеденты), обычаи, статуты (законы)
и их толкование, международные договоры и доктринальные юридические труды.

Россия — страна правовой системы европейского
континентального права. Основной чертой национальных правовых систем стран
европейского континентального права является наличие кодифицированных правовых
актов. Главными источниками права считаются закон и иные нормативные правовые
акты. Исходя из общепринятых представлений, сложившихся в российской правовой
системе, источниками земельного права являются нормативные правовые акты,
нормативные правовые договоры и международные договоры, регулирующие земельные
отношения.

Нормативные правовые акты составляют иерархическую систему
(пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и
компетенции органа, принимающего акт:

1.     Конституция
и предусмотренные ею федеральные конституционные законы;

2.     международные
договоры;

3.     федеральные
законы, законы РФ;

4.     подзаконные
акты (к ним относятся акты как государственных органов, так и органов местного
самоуправления);

5.     законы
субъектов РФ.

Таким образом, основную группу источников земельного
права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами,
принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами
самоуправления, регулирующими земельные отношения.

Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление
источников земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую
очередь связано с определением соотношения 
системы права и
системы законодательства.

Источниками земельного права являются:

·        
как земельное законодательство, объединяющее
нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране
земель (
ст. 3 ЗК),

·        
так и нормативные правовые акты, образующие другие
отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные
отношения наряду с другими общественными отношениями.

Соответственно в части положений, регулирующих
общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их
части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками
земельного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей
законодательства.

Вторую группу источников земельного права образуют
нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ
и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Источники
земельного права можно классифицировать по следующим критериям:

1.  
По территории действия:

·       
федеральные (НПА для всей страны —
Земельный кодекс, ФЗ и т.д.);

·       
региональные (НПА для одного субъекта
федерации);

·       
местные (НПА для одного муниципального
образования).

2.  
По кругу субъектов:

·       
общие;

·       
специальные (для субъектов, обладающих
специальными признаками).

3. По юридической силе:

·  
Законы;

·  
Подзаконные акты.

 К законам
относятся нормативные правовые акты, принимаемые пред­ставительными органами
государственной власти (Федераль­ным собранием РФ и законодательными органами
власти субъектов РФ). Все иные нормативные правовые акты являют­ся
подзаконными. К последним относятся акты, принимаемые Президентом РФ,
Правительством РФ и органами исполни­тельной власти субъектов Федерации,
министерствами и ве­домствами, органами местного самоуправления.

4.   По предмету регулирования:

·    
Общие;

·    
Специальные.

Предметом регулирования
общих актов являются как земельные, так и иные обществен­ные отношения.

К таким актам относятся,
в частности, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ. В
отличие от них, специальные акты охватывают исключительно или в ос­новном
земельные правоотношения (Земельный кодекс РФ, Федеральные законы «О
государственном земельном кадаст­ре», «О землеустройстве» и др.).

5.   По характеру правового регулирования:

·    
Материальные;

·    
Процессуальные.

Нормативные правовые акты материального характера -это акты,
содержащие материальные земельно-правовые нор­мы, которые устанавливают права и
обязанности, а также от­ветственность участников соответствующих отношений (фе­деральные
законы «О государственном земельном кадастре», «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения» и др.). Акты процессуального характера
регулируют процессу­альные отношения в сфере охраны и использования земель.
Материальные нормы земельного права могут быть реализо­ваны только посредством
осуществления последовательного ряда определенных действий, которые и
регулируются про­цессуальными актами. К актам процессуального характера
относятся, например, Гражданский процессуальный кодекс РФ; Арбитражный
процессуальный кодекс РФ; Положение об осуществлении государственного
мониторинга земель, утвер­жденное постановлением Правительства РФ от 28 ноября
2002 г. и др.

Необходимо отметить, что материальные и процессу­альные нормы
в области охраны и использования земель час­то предусматриваются в одних и тех
же нормативных право­вых актах (например, в Земельном кодексе РФ, Федеральном
законе «О землеустройстве» и других актах).

6.   По форме законодательного акта:

·    
Кодифицированные;

·    
Некодифицированные

Кодифицированными являются нормативные акты, отличающиеся
высоким качеством и уровнем систематизации и являются основными в той или иной
отрасли права. Такими кодифицированными актами в земельном праве является ЗК,
законы «Об охране окружающей природной среды», «О плате за
землю», «Об аренде земли» и другие.

2.     Конституционные основы
земельного права

Конституционно-правовое регулирование занимает значимое место в
сфере правового регулирования земельных отношений, что предопределено,
во-первых, особенностями объекта регулирования; во-вторых, назначением
Конституции РФ как инструмента согласования частных и публичных интересов в
сфере землепользования и собственности на землю; в-третьих, особенностями
предмета и методологии конституционного права как основополагающей отрасли
российского права. 

Основной закон — Конституция России, предусматривающая основы
конституционного строя, права и свободы 
человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства,
законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся
самостоятельными, и органов местного самоуправления.

Главенствующее положение Конституции среди других
законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди
других высших нормативных актов — законов и обладает прямым действием на всей
территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты,
принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституционные положения являются отправными для других
отраслей права, в том числе для земельного.

На наш взгляд, справедливой является точка зрения С.А. Боголюбова
и Е.А. Галиновской о том, что положения Конституции РФ, регулирующие земельные
отношения, содержат нормы, непосредственно посвященные земельным отношениям, и
нормы, которые как бы являются отдаленными от земельных отношений, но в то же
время они опосредованно участвуют в регулировании земельных отношений. 

При этом «земельные» нормы Конституции Российской
Федерации условно можно забить на две большие группы:

1)   
непосредственно посвященные
земельным отношениям:

ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в
различных формах собственности;

ст. З6 — о праве частной собственности на землю и
регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно
относиться к ее богатствам;

ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее
субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о
недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

2)   
опосредованно участвующая в
регулировании земельных отношений:

ст. 2, 17 и 18 — о человеке, его правах и свободах как
высшей ценности, защита которых является обязанностью государства и всех его
органов;

ст. 1, 7 — о демократическом, правовом,
социальном характере Российского государства;

ст. 8 — о гарантировании единства экономического
пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;

ст. 19 — о равенстве всех перед законом и судом;

ст. 25, 40 — о праве на жилище и его
неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного
самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для
осуществления права на жилище;

ст. 45, 46, 47 и 48 — о гарантировании государственной защиты
прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной
защиты;

ст. 57 — об обязанности каждого платить законно
установленные налоги и сборы и др.

Но нас больше интересует
первая группа статей, непосредственно посвященная земельным отношениям.

Ст. 9 Конституции РФ:

1. «Земля и другие природные ресурсы используются и
охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории»

2. «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в
частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности»

 Конституция РФ коренным образом изменила статус земли и других
природных ресурсов. Она закрепляет отношение к природным ресурсам как к основе
жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Население
любой территории вправе получать часть дохода от использования ресурсов (нефти,
газа, драгоценных металлов и т.д.), кто бы ни осуществлял их добычу и
использование – государство, муниципальные органы, отдельные лица или их
объединения.

 Часть 2 статьи
9
 устанавливает
в отношении природных ресурсов применение общего подхода к праву собственности,
сформулированному в предыдущей статье: равное признание и охрану всех форм
собственности.

ст.36 Конституции РФ:

1.    «Граждане и их
объединения вправе иметь в частной собственности землю»

2. «Владение, пользование и распоряжение землей и другими
природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не
наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных
лиц»

3. «Условия и порядок пользования землей определяются на
основе федерального закона»

Подробно
предоставленное Конституцией право граждан и их объединений иметь в частной
собственности землю регулируется Земельным кодексом РФ от 21 октября 2001 г. В
соответствии со 
статьей
15
 Кодекса
собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки,
приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным
законодательством РФ.

Земельные
участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в
частную собственность.

Права на
землю могут быть ограничены только по основаниям, установленным Кодексом (ст. 56 ЗК РФ) и иными федеральными
законами. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права
ограничены, в судебном порядке.

ст.42 Конституции РФ:

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,
достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его
здоровью или имуществу экологическим правонарушением»

Право
каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее
состоянии — так называемое экологическое право. 
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды»
определяет благоприятную окружающую среду как окружающую среду,
качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных
экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. В
соответствии с 
Законом окружающая среда — совокупность компонентов
природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также
антропогенных объектов.

 Закон также развивает положение Конституции, закрепляя право каждого гражданина на
благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия,
вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями
природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии
окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане имеют право
обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти
субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами,
заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды,
негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и
обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей
среде.

ст.58 Конституции РФ:

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам»

Конституционную обязанность граждан сохранять окружающую
среду и природу, бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать
как моральную и правовую. Это положение конкретизировано в рамках
землепользования (
Земельный кодекс РФ 2001 г.), водопользования
(
Водный кодекс РФ 2006 г.), пользования лесным фондом (Лесной кодекс РФ 2006 г.), в Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном
мире»
и т.д.

ст.72 Конституции РФ:

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации находятся:

к)
административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное,
земельное, водное, лесное
законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 72 Конституции закрепляет предметы совместного ведения
РФ и ее субъектов. Под совместным ведением понимается отнесение определенных
вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По
этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов
Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций
субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной
власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой
централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных
органов государственной власти.

3.     Законы
как источники земельного права.

Если среди источников земельного права на
первом месте находится нормативный правовой акт, то среди различных видов
нормативных правовых актов закон в России стоит на первом месте и занимает
особое положение, что обусловлено следующим:

1.    
закон — это нормативный акт, принимаемый в
особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных
отношений;

2.    
законы могут приниматься только высшими
представительными (законодательными) органами Российской Федерации и ее
субъектов либо всенародным голосованием — референдумом в особом порядке.

Среди относящихся к земельному праву законов России можно
отметить такие, как:

·        
Земельный (2001 г.), Водный (2006 г.),
Лесной (2006 г.), Градостроительный (2004 г.) кодексы;

·        
Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N
78-ФЗ «О землеустройстве»;

·        
Федеральный закон «О техническом
регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ.

·        
Федеральный закон от 16 июля 1998г.
№101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения»;

·        
Федеральный закон от 24 июля 2002г.
№101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

·        
Федеральный закон от 21 декабря 2004г.
№172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

·        
Федеральный закон от 6 октября 2003г.
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»;

·        
Федеральный закон от 24 июля 2007г.
№221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

·        
Федеральный закон от 08.12.1995 №193-ФЗ «О
сельскохозяйственной кооперации»;

·        
Федеральный закон от 10 января 1996г.
№4-ФЗ «О мелиорации земель»
;

·        
Федеральный закон от 11 июня 2003 г.
№74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

·        
Федеральный закон от 7 июля 2003 г.
№112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

·        
Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ «О
садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;

·        
Федеральный закон от 30 марта 1999г.
№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

·        
Федеральный закон от 24 апреля 1995г.
№52-ФЗ «О животном мире»
;

·        
Федеральный закон от 4 мая 1999г. №96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха»;

·        
Федеральный закон от 24 июня 1998г. №89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления»;

·        
Федеральный закон от 1 мая 1999г. №94-ФЗ
«Об охране озера Байкал»;

·        
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N
7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

·        
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N
33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

·        
Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N
26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и
курортах»;

·        
Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N
109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и др.

Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют
сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне.

Как предусматривается в ст. 2 Земельного кодекса РФ, нормы
земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ,
должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Источниками
земельного права являются федеральные законы, входящие в иные отрасли
права, но предусматривающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно
условно разделить на две группы:

1)  законы природоресурсного блока (регулируют отношения по поводу
использования и охраны иных природных ресурсов — кроме земли): Федеральные
законы «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного
воздуха» 1999 г. и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль
экологического права;

2)  законы иных отраслей права. Группу федеральных законов, содержащих нормы
земельного права, представляют Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об
административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержится немало
предписаний, относящихся к земельным отношениям. В частности, в КоАП РФ и УК РФ
содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые
устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная
ответственность — в зависимости от степени общественного вреда или общественной
опасности.

Основным федеральным законом, регулирующим земельные
правоотношения, является Земельный
кодекс
, который был принят в конце октября 2001 г. (18 глав, 103 ст.)

Земельный
кодекс РФ является комплексным кодифицирован­ным федеральным законом,
регулирующим значительное разнооб­разие земельных отношений. Он определяет
порядок предоставле­ния и изъятия земельных участков, использования земель граж­данами
и организациями для строительства, ведения фермерского хозяйства, личного
подсобного хозяйства, использования земель, предоставленных в качестве
служебных земельных наделов. Здесь содержатся основополагающие нормы,
устанавливающие правовой режим различных категорий земель, регулирующие вопросы
платы за землепользование, юридической ответственности за зе­мельные
правонарушения.

Новый Земельный кодекс РФ отличается в первую очередь
выраженной тенденцией к упорядочению, унификации земельных отношений. Но при
наличии достаточно громоздких статей многие нормы кажутся «недописанными»,
нередки внутренние противоречия между положениями отдельных статей Кодекса.
Особенность Кодекса — его построение на основе приоритета норм земельного
законодательства в регулировании любых отношений, в которых в качестве объекта
выступает земля. И поэтому Кодекс часто вторгается в сферу регулирования других
отраслей законодательства, в первую очередь гражданского и гражданского
процессуального.

4.     Иные нормативные акты
как источники земельного права.

Главными подзаконными
актами являются указы Президента России: подзаконными они считаются потому, что
согласно ст. 90 Конституции РФ они не должны противоречить Конституции РФ и
федеральным законам.

Главенствующая роль
указов Президента среди подзаконных актов основывается:

1.     согласно
ст. 80 Конституции РФ Президент России определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и
федеральными законами;

2.     Президент
является 
гарантом прав
и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной власти;

3.     указы
и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории
России.

Основной
формой президентского акта – источника земельного права является указ
Президента России. Он может издавать также распоряжения, которые носят, как
правило, ненормативный характер (ст. 90 Конституции РФ). Право Президента РФ на
регулирование земельных отношений закреплено и в ст. 2 (п. 1) Земельного
кодекса РФ и может осуществляться путем издания нормативных указов.

Указы
Президента РФ играли важную роль в регулировании земельных отношений в период с
1992 по 2001 годы, когда было принято около пятнадцати основополагающих указов
Президента РФ в данной области.

В их
числе Указ Президента РФ от 27.12.93 г.
№ 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в
России»
, в котором было констатировано, что земельные участки и все, что
прочно с ними связано, относятся к недвижимости, а также закреплялось
положение, согласно которому граждане и юридические лица-собственники земельных
участков получили право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в
залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или часть его в
качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ,
кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями, т.е. практически были
сняты правовые ограничения в распоряжении земельной собственностью.

К
таким указам относится и Указ Президента РФ от 07.03.96 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на
землю»
, в котором были не только подтверждены права граждан на землю, но и
определены конкретные правовые формы реализации этих прав, в частности, были
предусмотрены такие новые для нашей страны правовые формы, как передача
собственником земельной доли на условиях ренты и пожизненного содержания.

Кроме
того, существенную роль в осуществлении земельной реформы и регулировании
земельных отношений сыграли следующие нормативные правовые акты Президента РФ:

·     Указ Президента РФ от 21.05.2012 №636 «О структуре федеральных органов
исполнительной власти»;

·     Указ Президента РФ от 24.12.1993 №2287 «О приведении земельного
законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской
Федерации»;

·     Указ Президента РФ от 16.05.1997 №485 «О гарантиях собственникам
объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под
этими объектами»;

·     Указ Президента РФ от 02.10.1992г. №1155 «Об особо охраняемых
природных территориях Российской Федерации»;

·     Указ Президента РФ от 27.03.1992г. №309 «Об особо охраняемом эколого-курортном
регионе Российской Федерации».

      Пока не был принят в 2001 г. ЗК РФ и
существовали серьезные пробелы в земельном законодательстве, большое число
вопросов использования земель, их охраны, отношений собственности на землю
регулировались указами Президента РФ.

Следующими источниками земельного
права в иерархии подзаконных актов являются постановления Правительства
Российской Федерации, которое осуществляет 
исполнительную власть в Российской
Федерации.

Акты Правительства
принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов,
нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в
Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).

Среди предусмотренных в
ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и такие, которые
относятся к регулированию и реализации земельных отношений, а именно:
разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по
обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и
общественного порядка.

Во исполнение своих
полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно
участвует в формировании земельного права.

Постановления
Правительства РФ:

·         
Постановление Правительства РФ от
02.01.2015 №1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»;

·         
Постановление Правительства РФ от 22 июля
2008г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для
государственных или муниципальных нужд»;

·         
Постановление Правительства РФ от 25
августа 1999г. №945 «О государственной кадастровой оценке земель»;

·         
Постановление Правительства РФ от
02.10.2002 №830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с
изъятием их из оборота»;

·         
Постановление Правительства РФ от
07.05.2003 №262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных
участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков
убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав
собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и
арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате
деятельности других лиц»;

·         
Постановление Правительства РФ от 27
февраля 2004г. №112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и
химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических
работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях
объектов»;

·         
Постановление Правительства РФ от 25
августа 1999г. №941 «О разработке и согласовании консолидированных схем
градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем
градостроительного планирования;

·         
Постановление Правительства РФ от
10.08.1993г. №769 «Об утверждении положения о национальных природных парках
Российской Федерации»;

·         
Постановление Правительства РФ от 30 июня
2007г. №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»

К подзаконным актам относятся приказы,
инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами
исполнительной власти, к которым согласно Федеральному конституционному закону
о Правительстве РФ относятся федеральные министерства, федеральные службы,
федеральные агентства (Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная
служба, Росгидромет и др.).

Их акты регулируют отношения внутри
системы своего ведомства, однако почти каждое из них обладает некими
надведомственными, порой координационными функциями, которые и обусловливают
значение ведомственных актов как источников права не только для его
сотрудников, но и для остальных граждан.

Таким образом, для осуществления указанных
задач федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты,
называемые ведомственными.

 По
Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти. Местное самоуправление в Российской Федерации
обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения,
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130
Конституции РФ).

Действующее
законодательство определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере
регулирования земельных отношений. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №
154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» (ст. 6) отнес к предметам ведения органов местного самоуправления
решение таких вопросов, как регулирование планировки и застройки территорий
муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории
муниципального образования.

В Градостроительном кодексе РФ (ст. 23) установлены некоторые
полномочия органов местного самоуправления в области регулирования земельных
отношений. В ведении муниципальных образований: принятие и изменение правил
застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в
области градостроительства; разработка проектов черты городских и сельских
поселений, черты других муниципальных образований и внесение в соответствующий
орган ‘государственной власти предложений об их утверждении и другие вопросы.

Акты
(решения, постановления) органов местного самоуправления относятся к числу
источников земельного права в тех случаях, когда они носят нормативный
характер, т.е. изданы в пределах компетенции и устанавливают общие правила
поведения, обязательные к исполнению на территории соответствующего
муниципального образования: поселка, села, района, города. Например, правила землепользования и застройки,
который разрабатывается в целях:

1) создания условий для
устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения
окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в
том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального
строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем
предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного
использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Также нужно отметить,
что правила землепользования и застройки
включают в себя:

1) порядок их применения
и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

5.     Нормативные акты Республики Дагестан в системе источников земельного права.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ,
вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными
ресурсами, земельное законодательство отнесены к предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Федерации. Нормативное правовое регулирование
названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной
ветвей власти субъектов РФ.

 В
соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения РФ
и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними
законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные
нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного
ведения, не могут противоречить федеральным законам — в случае такого
противоречия действует федеральный закон.

Субъекты РФ вправе
принять свой закон, но в случае последующего принятия ФЗ субъект РФ должен
привести его в соответствии с ФЗ. Некоторые положения федеральных законов
требуют дальнейшего развития, детализации. Это также вправе делать в своих
законах субъект РФ. Иногда в федеральных законах прямо указывается, что тот или
иной вопрос решается в соответствии с законодательством субъекта РФ. Согласно ст. 33 ЗК РФ предельные размеры
земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества,
животноводства и дачного строительства, устанавливаются в соответствии с
законодательством субъектов РФ.

Субъекты РФ осуществляют собственное
правовое регулирование земельных отношений с учетом политических,
социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и
иных особенностей регионов. Нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются
субъектами РФ в разных формах. В одних субъектах РФ (как правило, республиках в
составе Российской Федерации) действуют земельные кодексы (Татарстан,
Башкортостан, Карелия и др.). В других — законы о земле или законы о
регулировании земельных отношений (Республика Дагестан, Саратовская, Самарская,
Воронежская области и др.)

Нормативные акты Республики Дагестан о земле

:

I. Законы Республики
Дагестан:

1. Закон Республики Дагестан от 29.12.2017 N 45 «О
некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан (с
изменениями на 16 марта 2020 года)

2. Закон Республики
Дагестан от 29.12.2003 N 46 (ред. от 01.12.2011) «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» (принят Народным
Собранием РД 25.12.2003)4

3. Закон
Республики Дагестан от 15.12.1998 N 25(ред. от 03.02.2009) «О мелиорации
земель» (принят Народным Собранием РД 26.11.1998);

4. Закон
Республики Дагестан от 09.10.1996 N 18 (ред. от 01.02.2008) «О статусе
земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» (принят Народным
Собранием РД 26.09.1996);

5. Закон Республики Дагестан от
29.11.2007 N 58 «О государственном регулировании обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» (принят
Народным Собранием РД 21.11.2007);

6. О  личном подсобном хозяйстве в
республике Дагестан (с изменениями.(принят Народным собранием РД 24.02.2005)
7.Закон о горных территориях республики Дагестан( принят Народным собранием республики Дагестан 9.12.2010 года . )

..

II. Нормативные акты Правительства РД:

1. Постановление
Правительства РД от 16.04.2012 N 110 «О состоянии мелиорации
сельскохозяйственных земель в Республике Дагестан»;

2. Постановление
Госсовета Республики Дагестан от 27.06.2001 N 103 «Об утверждении
Положения о порядке использования и охраны земель отгонного животноводства в
Республике Дагестан»; (вместе с «Положением о порядке использования и
охраны земель отгонного животноводства в Республике Дагестан»);

3. Постановление
Правительства РД от 30.12.2008 N 449 (ред. от 03.04.2009) «Об утверждении результатов
государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и
дачных объединений в Республике Дагестан»;

4. Постановление
Правительства РД от 29.12.2009 N 480 «Об утверждении результатов
государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и
объектов в Республике Дагестан»;

5. Постановление
Правительства РД от 21.11.2005 N 189 (ред. от 29.10.2007) «Об утверждении
кадастровой стоимости лесных земель и результатов государственной кадастровой
оценки земель сельскохозяйственного назначения (кроме сельскохозяйственных
угодий) в Республике Дагестан»

       III. Иные нормативные акты содержащие
отдельные положения о земле

1.
Закон Республики Дагестан «О статусе столицы Республики Дагестан», в
частности ст. 9 Закона: Особенности предоставления органам государственной
власти Республики Дагестан, предприятиям, организациям и учреждениям
республиканской собственности земельных участков, находящихся в ведении города
Махачкалы;

2.
Закон Республики Дагестан «О Правительстве Республики Дагестан», ст.
17: Полномочия Правительства Республики Дагестан в области
административно-территориального устройства и земельных отношений,
природопользования и охраны окружающей среды;

3. «Кодекс
Республики Дагестан об административных правонарушениях «от 07.06.2006 N 32
(принят Народным Собранием РД 25.05.2006) (ред. от 05.10.2012)

4. Другие нормативные акты Республики Дагестан.

Рекомендуемая литература: «Конституция
Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)., Конституция
Республики Дагестан (принята Конституционным Собранием 10 июля 2003 г.)., Адиханов Ф. Х. Соотношение норм гражданского права и
норм земельного права в регулировании земельных отношений // Государство и
право. 2001. № 1.,  Бакунина Т. С. Новый Земельный кодекс РФ: проблемы
применения // Государство и право. 2003. № 5.,   Минина Е.Л. О некоторых проблемах развития земельного
законодательства на современном этапе // Государство и право. – 1997. – № 3.,
Сыродоев
Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и
право. 2001. № 4., Сыродоев Н. А. Новый Земельный кодекс РФ // Правоведение.
2002. № 1., Чубаров В. В. Некоторые проблемы взаимодействия гражданского и
земельного законодательства и пути их решения // Журнал российского права.
2005. № 9.

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство скачать pdf лебедев
  • Машинка стиральная автомат самсунг инструкция по эксплуатации на русском языке
  • Крета магнитола руководство
  • Когда перечислят деньги за классное руководство
  • Скачать руководство автомобильные кондиционеры