Isis руководство пользователя proteus

Введение

Цель данного руководства – показать вам на примере создания простой схемы, как проводить интерактивное моделирование, используя Proteus VSM. Пока мы сконцентрируемся на использовании Активных Компонентов (Active Components) и возможностях отладки редактора ISIS, мы также рассмотрим основы трассировки и основы управления схемами. Полный обзор этих тем может быть найден в справочной системе ISIS.

Схема, которую мы будем использовать для моделирования – это два светофора, соединенных с микроконтроллером PIC16F84 как показано ниже.

Пример схемы Traffic.dsn

Пример схемы Traffic.dsn

Пока мы будем рисовать схему с нуля, законченную версию можно будет найти по пути “SamplesTutorialsTraffic.DSN” в папке, где у вас установлен Proteus. Пользователи, которые знакомы с основными способами работы в ISIS, могут выбрать уже готовую схему и перейти к разделу о программе микроконтроллера. Однако, обратите пожалуйста внимание на то, что файл этого проекта содержит предумышленную ошибку – прочитайте для более подробной информации.

Если вы не знакомы с ISIS, интерфейс и основы использования детально рассмотрены в Обзоре Редактора ISIS, и хотя мы затронем эти вопросы в следующем разделе, вы должны выделить время, чтобы ознакомиться с программой перед работой.

Вычерчивание схемы

Размещение элементов

Начнем с размещения двух светофоров и PIC16F84 на новом макете схем. Начните новый проект, выберите иконку Компонент (Component) (все иконки имеют всплывающие подсказки и контекстно-зависимую справку, что помогает их использованию). Затем левый клик на букве ‘P’ наверху переключателя объектов (Object Selector), чтобы открыть окно Браузера Библиотек (Library Browser), которое появится поверх окна редактора (для более подробной информации смотрите Основы Ввода Схем в справочной системе ISIS).

Нажмите кнопку P на клавиатуре и напечатайте ‘Traffic’ в поле “Ключевые слова” (Key words), и дважды кликните на результате, чтобы переместить светофоры в переключатель объектов. Сделайте то же самое для PIC16F84A.

Единожды выбрав в проект светофоры и PIC16F84, закройте Браузер Библиотек и кликните один раз на PIC16F84 в переключателе объектов (это выделит ваш выбор и элемент будет показан в окне предварительного просмотра в правом верхнем углу экрана). Теперь левый клик на окне редактора, чтобы поместить элемент на схему, – повторите процесс, чтобы разместить на схеме два светофора.

Перемещение и ориентация

Мы создали узлы схемы, но случайно не идеально разместили их. Чтобы переместить элемент, кликните на нем правой кнопкой мыши (это выделит элемент), затем зажмите левую кнопку мыши и перетащите элемент (вы увидите контур элемента “следующий” за курсором мыши) на требуемую позицию. Когда контур будет там, где вы хотите, отпустите левую кнопку мыши, и элемент переместится на заданную позицию. Обратите внимание, что в данный момент элемент всё еще выделен – правый клик на пустом месте окна редактора вернет элементу нормальное состояние.

Чтобы повернуть элемент, правый клик на нем так же, как и в предыдущем случае, а затем левый клик на одной из иконок вращения (Rotation). Это повернет элемент на 90 градусов – повторите это столько раз, сколько требуется. Опять же, хороший способ – правый клик на пустом месте схемы, когда вы закончили, чтобы восстановить первоначальное состояние элемента.

Размечайте схему осмысленным способом (например, исходя из простоты восприятия), двигайте и поворачивайте элементы, как требуется. Если у вас возникли проблемы, советуем поработать с руководством в справочной системе ISIS – ISIS Tutorial.

Для нашей цели, мы игнорируем 2D графику, чтобы не запутываться, и сконцентрируемся на создании моделируемой схемы – для тех, кому интересно, полный доклад о графических возможностях ISIS можно найти в разделе 2D графика (2D Graphics).

Масштаб и захват

Как правило, при разводке схемы полезна возможность изменения масштаба требуемой территории. Нажатие клавиши F6 или иконки Увеличить (Zoom In) увеличит масштаб вокруг текущей позиции мыши, или, в качестве альтернативы, зажмите клавишу SHIFT, и зажав левую кнопку мыши, выделите территорию, которую нужно увеличить. Чтобы уменьшить масштаб, нажмите клавишу F7 или иконку Уменьшить (Zoom Out), или, если вы хотите уменьшить так, чтобы видеть всю схему целиком, нажмите клавишу F8 или используйте колесо мыши, чтобы уменьшить или увеличить требуемую территорию. Соответствующие команды могут быть доступны меню Вид (View).

ISIS имеет очень мощные возможности, называемые Real Time Snap. Когда курсор мыши находится поблизости от конца вывода или проводника, местоположение курсора захватывается этими объектами. Это позволяет легко редактировать и управлять схемой. Эта возможность может быть найдена в меню Инструменты (Tools) и по умолчанию включена.

Более подробная информация о масштабе и захвате может быть найдена в справочной системе ISIS – Окно Редактора.

Трассировка соединений

Простейший способ соединения схемы – это использовать опцию автотрассировки проводника (Wire Auto Router) в меню Инструменты (Tools). Убедитесь, что она включена (должна быть видна отметка в меню слева от опции). Для более подробной информации смотрите раздел “Автотрассировка проводника” в Инструкции ISIS. Увеличьте PIC, чтобы все выводы были видны, затем поместите курсор мыши на конец вывода 6 (RB0/INT). Вы увидите маленький ‘х’–курсор на конце мыши. Это показывает, что мышь в правильной позиции для присоединения проводника к этому выводу. Левый клик мышью, чтобы начать соединение, и затем переместите мышь к выводу, соединенному с красным фонарём одного из светофоров. Когда вы снова получите ‘х’–курсор над этим выводом, кликните левой кнопкой мыши, чтобы завершить соединение. Повторите этот процесс для подключения обоих светофоров как показано образце схемы.

Пара вопросов о процессе разводки, заслуживающих упоминания:

  • Вы можете делать соединения в любом режиме – ISIS достаточно сообразителен, чтобы понять, что вы делаете.
  • Когда включена автотрассировка проводника (Wire Auto router), разводится вокруг препятствий и, как правило, ищется удобная траектория между соединениями. При этом способе, как правило, вам только нужно сделать левый клик на обоих концах соединения и предоставить ISIS возможность позаботиться о пути между ними.
  • ISIS автоматически переместит экран, если вы затронете границу окна редактора, перемещая проводник. Учитывая это, вы можете увеличить масштаб до подходящего уровня и, при условии, что вы знаете приблизительную позицию элемента-цели, просто подталкивайте экран, пока не увидите его. В качестве альтернативы, вы можете увеличивать и уменьшать масштаб, пока перемещаете проводник (используя клавиши F6 и F7).

В заключение, мы должны соединить вывод 4 с клеммой питания. Выберите иконку “Клемма” (Terminal) и выделите “Питание” (POWER) в переключателе объектов. Теперь сделайте левый клик на подходящем месте и поместите клемму. Выберите подходящую ориентацию и присоедините клемму к выводу 4, используя тот же способ, что и раньше.

На этом этапе рекомендуем вам загрузить законченную версию схемы – это избавит от любой неразберихи, если нарисованная вами версия в каком-то месте отличается от нашей! Также, если вы не приобрели библиотеку моделей pic-контроллеров, для того, чтобы продолжить, вы должны загрузить приготовленный файл примера.

Написание программы

Листинг исходной программы

Для успеха нашей консультации мы подготовили следующую программу, которая записывается в PIC для управления светофорами. Эта программа приготовлена в файле TL.ASM и может быть найдена в папке “SamplesTutorials”.


    ; PIC16F844 is the target processor
    LIST    p=16F84

    ; Include header file
    #include "P16F84.INC"

    ; Temporary storage
    CBLOCK 0x10
      state
      l1,l2
    ENDC

    org     0         ; Start up vector.
    goto    setports  ; Go to start up code.

    org     4         ; Interrupt vector.
halt
    goto    halt      ; Sit in endless loop and do nothing.

setports
    clrw              ; Zero in to W.
    movwf  PORTA      ; Ensure PORTA is zero before we enable it.
    movwf  PORTB      ; Ensure PORTB is zero before we enable it.
    bsf    STATUS,RP0 ; Select Bank 1
    clrw              ; Mask for all bits as outputs.
    movwf  TRISB      ; Set TRISB register.
    bcf    STATUS,RP0 ; Reselect Bank 0.

initialise
    clrw              ; Initial state.

    movwf  state      ; Set it.

loop
    call   getmask    ; Convert state to bitmask.
    movwf  PORTB      ; Write it to port.
    incf   state,W    ; Increment state in to W.
    andlw  0x04       ; Wrap it around.
    movwf  state      ; Put it back in to memory.
    call   wait       ; Wait :-)
    goto   loop       ; And loop :-)

    ; Function to return bitmask for output port
    ;for current state.

    ; The top nibble contains the bits for one set
    ;of lights and the lower nibble the bits for
    ;the other set. Bit 1 is red, 2 is amber  and
    ;bit three is green. Bit four is not used.
getmask
    movf   state,W ; Get state in to W.
    addwf  PCL,F   ; Add offset in W to PCL to calc.goto.
    retlw  0x41    ; state==0 is Green and Red.
    retlw  0x23    ; state==1 is Amber and Red/Amber

    retlw  0x14    ; state==3 is Red and Green
    retlw  0x32    ; state==4 is Red/Amber and Amber.

    ; Function using two loops to achieve a delay.
wait
    movlw  5
    movwf  l1

w1  call   wait2
    decfsz l1
    goto   w1

    return

wait2
    clrf   l2
w2
    decfsz l2
    goto   w2
    return
    END

На самом деле в коде есть предумышленная ошибка, но подробнее об этом позже…

Прикрепление исходного файла

Следующий этап – присоединить программу к нашей схеме, чтобы мы могли успешно моделировать ее поведение. Сделаем это через команды меню Исходник (Source). Теперь перейдите в меню Source и выберите команду “Добавить/удалить исходные файлы” (Add/Remove Source Files). Нажмите кнопку New, зайдите в папку “SamplesTutorials” и выберите файл TL.ASM. Нажмите “открыть” и файл появится в выпадающем списке имен файлов исходных кодов (Source Code Filename).

Теперь нужно выбрать программу формирования кода для файла. Для нашей цели подойдет программа MPASM. Эта опция будет доступна из выпадающего списка Code Generation Tool, выберите ее обычным способом, кликая левой кнопкой мыши(обратите внимание, что если вы планируете использовать новый ассемблер или компилятор, вам нужно зарегистрировать его, используя команду “Определить программу формирования кода” (Define Code Generation Tools)).

В завершение, необходимо установить с каким файлом работает процессор. В нашем примере это будет tl.hex (hex-файл, генерируемый MPASM, являющийся результатом трансляции tl.asm). Чтобы прикрепить этот файл к процессору, кликните на pic-контроллере сначала правой кнопкой мыши, а потом левой. Это откроет диалоговую форму редактирования элемента, которая содержит поле “Файл программы” (Program File). Если в нем еще не установлен tl.hex, то введите путь к файлу либо вручную, либо просматривая место, где находится файл, нажав ‘?’ справа от поля. Установив hex-файл, нажмите ОК, чтобы выйти из диалоговой формы.

Теперь мы прикрепили исходный файл к проекту и установили, какая будет использоваться программа формирования кода. Более детальное разъяснение системы управления исходными кодами доступно в данной документации далее.

Отладка программы

Моделирование схемы

Чтобы смоделировать работу схем, кликните левой кнопкой мыши по кнопке Play на анимационной модели в правом нижнем углу экрана. Строка состояния покажет время, в течение которого запущена анимация. Обратите внимание на то, что один из светофоров зеленый в то время как другой красный, на схеме также можно увидеть логические уровни на выводах. Однако заметьте, что светофоры не изменяют состояния. Это из-за того, что в код внесена предумышленная ошибка. На данном этапе это подходит для того, чтобы отладить нашу программу и найти проблему.

Режим отладки

Чтобы удостоверить, что мы тщательны в отладке, мы остановим текущее моделирование. Покончив с этим, вы можете начать отладку нажатием CTRL+F12. Появятся два окна – первое хранит текущие значения регистров, второе показывает исходный код программы. Любое из них может быть активировано из меню “Отладка” (Debug) вместе с совокупностью других информационных окон. Мы также хотим активировать смотровое окно (Watch Window), в котором мы можем наблюдать внесенные изменения в параметры состояния. Полное разъяснение этого элемента доступно в разделе, озаглавленном “Смотровое окно”, в данной документации.

Установка точки останова

Взгляните на программу, можно заметить, что она замкнута в повторяющемся цикле. Поэтому будет хорошей идеей перед тем, как начать, установить точку останова в начале этого цикла. Вы можете сделать это выделением мышью строки (по адресу 0005 и 000E), а затем нажатием F9. Затем нажмите F12, чтобы запустить прогон программы. Теперь вы увидите сообщение в строке состояния, показывающее, что достигнута цифровая точка останова, а также адрес счётчика команд. Он соответствует адресу первой точки, которую мы установили.

Список клавиш отладки можно найти в меню Debug, но мы, большей частью, будем использовать F11, чтобы пошагово отлаживать программу. Теперь нажмите F11 и заметьте, что красная стрелка слева переместилась вниз к следующей инструкции. Мы фактически выполнили инструкцию ‘clrw’, а затем остановились. Вы можете проверить это, взглянув на регистр W в окне регистров и обратив внимание, что он обнулен.

Теперь нужно определить, что должно произойти при выполнении следующей инструкции, а затем проверить, действительно ли это произошло. Для примера, следующая инструкция перемещает содержимое регистра “W” в PORT A, т.е. PORT A будет очищен. Выполнение этой инструкции и проверка окна регистров подтверждают, что это на самом деле так. Продолжайте в том же духе пока не достигните нашей второй точки останова, обратите внимание, что оба порта настроены на выход (как предписано регистром TRISB) и установлены в нули.

И так, мы остановились на вызове функции, у нас есть опция перешагивания через функции (Stepping Over) (нажатием клавиши F10), но для полноты мы прошагаем через каждую инструкцию. Нажатие здесь F11 переносит к первой выполняемой строке функции getmask. Шагнув вперед, мы видим, что операция перемещения была успешна, и что мы попадаем в правильном месте для добавления нулевого сдвига в нашей таблице соответствия. Следовательно, когда мы возвращаемся в основную программу, мы имеем “маску”, которую и ожидали. Делая следующий шаг и записывая маску в порт, мы можем видеть правильный результат на схеме. Еще один шаг для инкриментирования режима также успешен, что подтверждается окном регистров, где значение в регистре W увеличилось на 1.

Следующий шаг содержит инструкцию, предназначенную для охватывания режима нулями, когда он возрастет выше 3. Это, как можно увидеть из смотрового окна, не выполняется. Очевидно, что режим увеличился здесь до 1, что соответствует маске и верно для следующего выполнения цикла.

Поиск ошибки

Скрытый анализ показывает, что причина проблемы в побитовом И с четверкой вместо тройки. Режимы, которые мы хотим 0, 1, 2, 3 при побитовом И их с 4 дают 0. Вот почему, когда запущено моделирование, режим светофоров не меняется. Решение в простой замене проблемной инструкции на И с 3 вместо 4. Это означает, что режим увеличивается до 3, и когда регистр W увеличится до 4, режим будет обнулен. Альтернативное решение в проверке, когда ‘W’ возрастет до 4, и сбросе его в ноль.

Теги

CADCAD / САПР (система автоматизированного проектирования)ISISMCUProteus VSMМикроконтроллер

Протеус ISIS выступает в качестве продвинутого отладчика, интегрированного в данные пакеты.

Естественно при этом необходимо иметь установленные на компьютере MPLAB IDE версии не ниже 7.5 для микроконтроллеров PIC и AVR Studio версия 4.16 для микроконтроллеров AVR. Данные продукты абсолютно бесплатны и доступны для скачивания с соответствующих сайтов. Предвидя лишние вопросы «чайников», вот ссылки на страницы этих программ: http://www.microchip.com/stellent/idcplg?IdcService=SS_GET_PAGE&nodeId=1406&dDocName=en019469&part=SW007002 http://www.atmel.com/dyn/products/tools_card.asp?tool_id=2725

Вызов Proteus, как отладчика осуществляется непосредственно из интерфейса этих программ.

Вклассических учебниках и встроенных Help на следующем этапе принято подробно рассматривать назначение опций меню и кнопок интерфейса программы. Я немного отступлю от канонов. Сейчас

мы рассмотрим только насущные на данный момент пункты меню и назначение самых необходимых кнопок. Это даст Вам возможность начать сразу же комфортно работать в ISIS. Остальные элементы интерфейса мы изучим по мере необходимости обращения к ним. Ну а принятое в таких случаях описание общераспространенных кнопок: Save, Print, Copy, Paste, Undo и т.д. я вообще опущу. Надеюсь, пользователь, решивший освоить Протеус, не первый раз сидит за компьютером и уже встречался с использованием аналогичных функций в других программах, хотя бы в тех же Notepad или MS Word. Итак, начинаем с верхней ленты стандартных меню.

Вменю File остановимся на функциях Export/Import. Import Bitmap… позволяет поместить

картинку в Ваш проект. Отмечу, что картинка должна быть в формате BMP с глубиной не более 256 цветов. Эта функция удобна при перерисовывании схем. Импортируете схему в окно редактирования, соответственно уменьшаете ее, потянув мышкой за угол, чтоб не занимала много места и затем составляете ее уже из элементов ISIS на свободном поле окна редактирования. Export Graphics… позволяет экспортировать нарисованный в окне ISIS проект, как графическое изображение различных форматов, в том числе и DXF (AutoCAD). Import Section… и Export Section… сохраняют текущий лист проекта в файл с расширением .SEC. Внимание, это

единственное средство позволяющее передать проект из Протеус последних версий в более ранние. Поясню, что в программе прекрасно соблюдается наследственность снизу вверх, т.е. проект из версии 6 всегда откроется в версии 7, но не наоборот. Здесь строгие ограничения. Проект, составленный в версии 7.5, Вы не сможете открыть даже в версии 7.4. Функции экспорта /импорта секций позволяют обойти это ограничение. В старшей версии вы экспортируете лист проекта, как секцию (отметьте, что операция проводиться с отдельными листами Sheet), а в ранней версии импортируете эту же секцию. Еще два замечания:

а) если в проекте использованы компоненты, отсутствующие в предыдущей версии, симуляция их невозможна;

б) касается на данный момент МК AVR, которые могут быть прописаны в библиотеках AVR2.DLL в поздних версиях и AVR.DLL в ранних. После импорта секции в старую версию модель МК придется также поменять.

В меню View сейчас нам важны следующие опции:

Grid (клавиша G здесь и далее я буду в скобках давать используемые по умолчанию клавиши) – включает/выключает изображение сетки. SnapXX… (F2…F4 и Ctrl+F1) переключает шаг сетки, где XX – десятые доли дюйма, т.е. 2,54 мм. По умолчанию при запуске ISIS всегда устанавливается 0,1 Inch (англ. дюйм). Думаю, многие догадались, что самый мелкий шаг 10th (0,01 дюйма) вызывается через Ctrl+F1, потому что просто F1 – это во всех программах вызов файла помощи.

Среди функций масштабирования остановлюсь только на Zoom to Area, позволяющей четко разместить в пределах окна редактирования выделенный перед этим участок схемы.

Пункт Toolbars… позволяет включить/выключить отображение одоименных верхних тулбаров. К сожалению, изменить отображаемый в них набор кнопокинструментов невозможно.

Вменю Edit отмечу опцию Tidy. Она позволяет удалить из окна селектора объектов все компоненты, не используемые в текущий момент в проекте. Т.е. если вы набрали в окно из библиотеки множество ненужных компонентов, этой опцией удалятся все, кроме тех, которые установлены в окне редактирования. Можно удалять и по одному через правую кнопку мыши опцией

Delete.

Вменю Tools разберу пока только две опции, остальные чуть позже. Real Time Annotation (Ctrl+N)

вкл/выкл автонумерации элементов при добавлении в окно редактирования. Когда функция активна (по умолчанию) кнопка U1 в меню выглядит утопленной. Wire Auto Router (W) опция

автоматического изменения трассы провода на схеме при его проведении. Эта кнопка (по умолчанию включена) доступна также в одном из верхних тулбаров. При активной кнопке линии проводятся только строго под прямым углом. Используйте при прокладке проводов щелчки левой кнопкой мышки в тех местах, где вам необходимо зафиксировать поворот, иначе ISIS автоматом изменит трассу по своему усмотрению и не всегда красиво.

Ну и здесь же рассмотрим различные виды курсора при редактировании проекта, поскольку одна из функций Property Assigment Tools (A) характерно при включении меняет вид курсора. Запомните название и клавиатурный вызов этой функции она ключевая для быстрого редактирования дизайна. И к ней Вы будете обращаться очень часто, когда освоите все ее достоинства. Скоро мы ей воспользуемся, а пока на рисунке 4 различные виды курсора в зависимости от выполняемой функции. Я не нашел ничего лучшего, как перевести на русский этот раздел файла помощи ISIS.

Рис.4

Меню Design. Верхние три пункта Edit… относятся соответственно к редактированию свойств проекта (Design), листа проекта (Sheet) и аннотации проекта (Notes). Здесь следует обратить внимание на окна с галочками для проекта и листа. Для проекта выбраны по умолчанию Global Power Nets? и Cache Model Files? Первый пункт означает будeт ли глобальны цепи питания внутри всего проекта, например, если проект состоит из нескольких листов, а второй сохраняет файлы моделей внутри проекта, т.е. обеспечивает его переносимость. Поэтому этими галочками на первых порах не стоит экспериментировать. Для листа назначение подобных опций мы увидим при создании моделей, тем более, что пока окошки серые и не активны. О конфигурации шин питания Configure Power Rails поговорим позже. Следующие далее опции меню Design касаются добавления, удаления листов (Sheet) в проекте и навигации между листами. Даже без перевода их назначение понятно из пиктограмм. Отмечу только, что при добалении листа Протеус автоматически присваивает ему имя Root на 10 больше предыдущего. Первый лист по умолчанию Root10, а внизу в трее программы отображается как Root Sheet 1. Навигация между листами

доступна и непосредственно в нижней части меню Design и через меню правой кнопки мышки при щелчке по свободному полю листа. Ну и разберем оставшийся пункт Design Explorer, открывающий браузер проекта (Рис. 5).

Рис.5

На рисунке слегка ужатое окно браузера, чтобы показать часть схемы примера PPSU.DSN из папки Samples Протеуса. #@CX0000 в левом окне это имя листа то которое по умолчанию Root (cм. выше). В древообразной структуре видны все элементы, размещенные на листе, а при выделении конкретного транзистора Q2 в правом окне видны все его выводы и номера цепей (Net) к которым они подключены.

Я пропущу часть пунктов верхнего меню, они будут подробно рассматриваться позже а здесь остановлюсь только на нескольких важных на данном этапе пунктах меню Template и System.

В меню Template обратите внимание на пункт Set Design Default. Если с назначением цветовой гаммы проекта можно разобраться почти интуитивно, то две опции: Show Hidden Text (Показать скрытый текст по умолчанию активна) и Show Hidden Pins (Показать скрытые выводы по умолчанию не активна) заслуживают пояснения. Какая на что влияет показано на рисунке (Рис. 5) стрелками. Очень часто начинающие задают вопрос: как убрать серую надпись <TEXT> рядом с элементом? Очень просто снять верхнюю галочку. Что это за надпись и чем это чревато? В этом месте появляются свойства, которые вы задаете в окне Other Properties при задании свойств конкретного элемента вручную. Если в этом окне пусто индицируется серая надпись скрытого текста <TEXT>. Но иногда эта опция и полезна. Забегая вперед, покажу. Допустим мне необходимо,

чтобы счетчик стартовал не с нулевого состояния. В окне Other Properties я набираю INIT0=1 (устанавливаю первый триггер счетчика выход Q0 в 1). Если галочка снята, я этого на схеме визуально не увижу, если же нет, то эта надпись будет под счетчиком видна. Теперь о скрытых выводах. Почти все цифровые микросхемы, микроконтроллеры и некоторые другие элементы содержат скрытые выводы питания. По умолчанию им присвоены соответствующие цепи питания VCC/VDD и VSS. Установка галочки Show Hidden Pins позволяет увидеть их на схеме. Но это не означает, что я могу к ним теперь подключать терминалы питания или провода. Они по прежнему будут оставаться серыми и не активными (обратите внимание чуть ниже галочек для элементов ‘Hidden’ назначен серый цвет). Как сделать их активными я расскажу в теме посвященной визуализации выводов питания.

Рис.6

Теперь обратимся к вкладке System. Здесь тоже на первом этапе изучения ISIS желательно оставить все «as is», но есть несколько опций, на которых я остановлюсь подробнее. В пункте Set Paths устанавливаются пути к соответствующим директориям программы. Конечно, менять чтолибо там себе дороже, но в верхней части раскрывающегося окна имеется переключатель Initial Folder For Design. По умолчанию стоит верхний флажок. При этом при сохранении нового проекта Вы неизбежно будете попадать в папку Samples, откуда потом придется выбираться кнопками стандартного проводника в нужное вам место на диске. У меня обычно стоит флажок во второй позиции Initial folder is always the same one that was used last (открыть папку, которая использовалась последней), потому что проекты я располагаю в разных местах. Но если вы создадите отдельную папку на диске для хранения своих проектов, то лучше поставить флажок в

третью позицию и в ставшем при этом активном окне прописать или вручную или через раскрывающееся дерево дисков (щелчком по значку плюс справа в окне) путь к этой папке.

Еще одна полезная функция меню System Set Sheet Size… (установить размер листа). Типичная ситуация: Вы рисуете свой проект, увлеклись и с ужасом обнаруживаете, что схема не помещается в синих границах листа (по умолчанию A4 альбомный). Через эту функцию вы выбираете больший, например А3. При этом то, что вы уже набросали на схеме, автоматически центрируется в рамках нового размера листа.

Ну и еще один полезный для начинающих пункт Set Animation Option… (установить опции анимации). Вы наверное уже пытались открывать примеры из папки Interactive Simulation и обратили внимание на то, как красиво оформлена симуляция: провода в зависимости от потенциала меняют свой цвет, направление тока указывается стрелкой. Вот в этой вкладке (Рисунок 7) и можно добавить такие «фишки» к своему проекту. По умолчанию стоят галочки показа напряжений и токов в пробниках ( об этом чуть позже) и показ логических уровней на входа/выходах цифровых микросхем (меняющие цвет квадратики). Добавление галочки напротив Show Wire Voltage by Color раскрасит ваши провода при симуляции, а галочка Show Wire Current with Arrows добавит указания направлений токов стрелками. Цвета, которые приняты для данных опций, выбираются в окне Edit Design Default в рамке Animation справа (рисунок 5 выше).

Рис. 7

2.7. Верхние (подключаемые) тулбары.

Под основным верхним меню находится полоса Toolbars. Она условно разделена на четыре секции (Рисунок 8), которые, как я уже упоминал, можно включать и выключать через опцию основного меню View => Toolbars… По умолчанию все они включены (во всплывающем окне Show/Hide Toolbars… отмечены галочками). Сразу оговорюсь, что термин «верхние» весьма относителен, их можно таскать по любым сторонам, как я указывал раньше. Если в случае уменьшения размера окна программы тулбары не помещаются в одной строке, они автоматически выстраиваются в две строки. Так же ведут себя и меню расположенные вертикально слева. При необходимости скрыть один из верхних тулбаров снимаем для него соответствующую галочку в Show/Hide Toolbars…. У меня обычно такой чести удостоен набор Файл/Печать, так как кнопки из него используются не так часто и всегда доступны через лишнее «телодвижение» в верхнее меню File… Все кнопки тулбаров при наведении на них курсора мышки имеют всплывающие текстовые подсказки, однако они не всегда адекватны аналогичным в основном меню. Чтобы окончательно покончить с тулбаром Файл/Печать приведу простой пример, упущенный мною ранее. Кнопка Mark Output Area (выделить выводимый на печать участок) – самая правая в верхнем ряду (Рис. 8) в меню File… носит название Set Area. Поэтому не удивляйтесь далее таким «сюрпризам» в интерфейсе программы. Здесь я бегло дам назначение остальных кнопок верхних тулбаров, а их использование будет подробно рассмотрено при описании редактирования проектов. Если где то и повторюсь, это не криминально, так как чаще я буду упоминать наиболее употребимые, и Вы их скорее запомните.

Рис. 8.

Вид/Масштаб (слева направо):

Redraw Display (Rздесь и далее в скобках кнопки клавиатуры) – обновляет окно программы.

Круговые зеленые стрелки

Toggle Grid (G) – включает/выключает показ сетки. Точечная сетка.

Toggle False Origin (O) – включает/выключает мнимую точку начала координат. Потребуется при создании графических моделей. Прицел.

Center At Cursor (F5) – центрирует изображение на экране по указателю курсора (щелчок левой кнопкой мышки). Четыре голубые растягиваюшие стрелки.

Zoom In (F6) – Увеличить масштаб. Лупа с плюсом. Zoom Out (F7) – Уменьшить масштаб. Лупа с минусом.

Zoom To View Entire Sheet (F8) – разместить на экране лист целиком. В меню View опция Zoom All… Лупа с мелким квадратом.

Zoom To Area разместить на экране выделенный регион (щелчок левой кнопки мыши первая точка, повторный вторая по диагонали выделяемого региона). Лупа с белым прямоугольником.

Редактирование (слева направо):

Undo (Ctrl+Z) отмена последнего действия. По умолчанию допустимо откатить до 20 шагов. Меню

System => Set Environment… Голубая стрелка против часовой.

Redo (Ctrl+Y) – возврат последнего действия. Активна только после Undo. Голубая стрелка по часовой.

Три стандартные кнопки, начиная с ножниц, Cut, Copy, Paste вырезать, копировать в буфер, вставить из буфера в пояснении не нуждаются. Как и четыре последующих кнопки операций с блоками, становятся активными только при выделении элемента или участка схемы левой кнопкой мыши. Однако, в отличие от того же MS Word, не имеют стандартных сочетаний клавиатуры типа

Ctrl+X и т.д.

Block Copy копировать блок (два зеленых прямоугольника с вертикальной красной стрелкой вниз). Block Move переместить блок (кнопка аналогична предыдущей, только верхний прямоугольник прозрачный).

Block Rotate позволяет через всплывающее окно повернуть выделенный блок (элементы 2D графики) на заданный угол или отразить его (галочка Mirror) по оси Х или Y (зеленый прямоугольник с круговой стрелкой против часовой). Для этого проще использовать всплывающее меню правой кнопки мыши. Причем в нем автоматически изменяются опции для элемента и блока (участка схемы). Еще один нюанс, поворот на заданный угол доступен только для элементов 2D графики, а например резистор или диод установить можно только горизонтально или вертикально. Через меню правой кнопки отдельный элемент вертится только на 90 градусов. Block Delete (Del) стирает выделенный блок/элемент (зеленый прямоугольник с иксом).

Pick Parts From Library выбрать объект из библиотеки Протеуса (лупа с мнемоникой ОУ треугольник внутри). В отличие от аналогичной по действию кнопки вверху селектора объектов P, всегда переносит нас в библиотеку электрорадиокомпонентов. Кнопка P изменяет свое действие при выборе режима селектора. Мы это рассмотрим позже.

Make Device создание нового устройства (компонента) из выделения (мнемоника ОУ с символом плюс). Рассмотрим подробно при создании собственных моделей.

В этой статье я хочу поделиться своим опытом и, в основном, рассказать как можно использовать ПО Proteus.

Начнем с информации для общего понимания.

Если всё очень сильно упростить, то Proteus Design Suite — это набор программ для проектирования электронных схем. ISIS Proteus — это одна из программ в данном пакете и именно она представляет больший интерес.

Зачем вообще нужен ISIS Proteus?

А нужен он для моделирования электронных схем. Вы, наверное, спросите — зачем мне изучать и использовать ISIS Proteus, если есть множество других программ, которые позволяют делать это. И я вам отвечу — ISIS Proteus может моделировать работу программируемых устройств: микропроцессоров, микроконтроллеров, DSP и проч. Вы только представьте, вы можете не покупая микроконтроллеры создать, проверить и отладить свой проект без малейшего вложения в покупку МК и прочих компонентов (например: резисторы, транзисторы, светодиоды, моторы, реле и т.д.).

Что понадобится для этого проекта?

Сначала — специализированное ПО. Поскольку в этом проекте я использовал Arduino, мне понадобится среда разработки Arduini IDE. https://www.arduino.cc/en/software — тут вы можете скачать его с официального сайта. Далее нам необходимо будет установить Proteus Design Suite. https://www.youtube.com/watch?v=td4D7BzbX2Q — в этом видео продемонстрировано, как правильно это сделать, всё просто и ничего лишнего.

Примечание: да, я знаю, что на данный момент вышла уже 8-я версия Proteus-а, но у меня и моих знакомых постоянно возникали проблемы с ней. Поэтому будем использовать 7-ю.

Что будем делать после установки?

7-я версия Proteus-а имеет в себе огромную библиотеку компонентов на любой вкус и цвет, но платформ Arduino в ней сначала нет. Нам необходимо это исправить. Скачать одну из таких библиотек можно на этом сайте -https://www.theengineeringprojects.com/2021/03/download-proteus-library-of-arduino-modules.html . Лучше скачивайте версию 2.0.

После скачивания вам нужно распаковать эти файлы и переместить в корневую папку Proteus-а. … Labcenter ElectronicsProteus 7 ProfessionalLIBRARY — именно в эту папку нужно распаковать данную библиотеку. https://www.youtube.com/watch?v=YF13YaGg3Mo — видео по теме.

Готово, теперь в библиотеке компонентов мы можем найти основные варианты платформы Arduino.

Теперь нам необходимо написать код для нашего проекта. В свою очередь, для демонстрации возможностей Proteus-а я возьму готовый код из примера, которые хранятся в IDE Arduino, а именно — Blink.

Обязательно нужно поставить галочку «Компиляция» в настройке Arduino IDE. Таким способом мы сможем получить бинарный файл с расширением .hex.

Далее мы компилируем нашу программу и для удобства из панели вывода сразу копируем в буфер ссылку на .hex файл. Пример на скриншоте ниже, но не переживайте, этот файл находиться в корневой папке проекта.

После написания кода и его компиляции нам необходимо построить схему в ISIS Proteus. Можете, конечно, посмотреть пару видео для того что бы разобраться в самой программе.

Вот такая простая схемка у меня получилась. Также нам нужно указать путь к бинарной прошивке Arduino, для этого необходимо двойным кликом по графическому компоненту ARD1 открыть его параметры и в разделе «Program File» указать путь к .hex файлу, который мы получили в ходе компиляции кода.

После того как мы указали путь к прошивке, нажимаем кнопку «Play» и наблюдаем мигание светодиода.

Думаю, что суть работы я достаточно просто изложил. Для того, что бы у вас была мотивация работать далее с этой программой и изучать её функционал ниже вы можете увидеть один из проектов, который я делал. Это схема имитации работы лифта. Как видите, здесь есть кнопки для вызова лифта, экран(на нем выводится номер этажа и другая полезная информация из других режимов работы системы), светодиоды(они дублируют информацию о положении лифта) и еще много других интересных систем.

P.S. Это моя первая статья, не судите её строго. Жду ваших комментариев.

Тема номера: PROTEUS по-русски
Выпуск: апрель, 2013 (24)

В этом выпуске вы познакомитесь со всеми 4-я частями знаменитого «FAQ (ЧаВО) по PROTEUS для начинающих и не только» А. Христианчика, а также переводом на русский язык В.Н. Гололобова «Руководства пользователя программы ISIS Proteus VSM».
Распространяется бесплатно на сайте РадиоЛоцман.

Микросхемы MORNSUN – популярные решения со склада КОМПЭЛ

электронный журнал Радиоежегодник PDFСкачать бесплатно полную версию журнала «Радиоежегодник» — Выпуск 24. PROTEUS по-русски. (21 Мб)

  • Желаете получать уведомления о выходе новых номеров журнала? Подпишитесь на рассылку!
  • Архив номеров журнала Радиоежегодник

Электронный журнал Радиоежегодник 24 2013

Содержание:

  • PROTEUS по-русски
  • FAQ (ЧаВо) по PROTEUS для начинающих и не только (А. Христианчик)

    • Часть I

      1. Краткие общие сведения о программном продукте PROTEUS
      2. Установка и запуск Proteus. Интерфейс программы ISIS
    • Часть II. PROTEUS для продвинутых пользователей

      1. Виды симуляции и типы моделей в ISIS
      2. Создание моделей компонентов в ISIS
    • Часть III- PROTEUS для фанатов

      1. Иерархия проектов Протеуса
      2. Создание схематичных цифровых (Digital) и смешанных (Mixed) моделей
    • Часть IV. PROTEUS для фанатов — продолжение

      1. Активные модели
      2. Активные модели на основе существующих DLL
  • ISIS Proteus VSN. Руководство пользователя (перевод В.Н. Гололобова)

    • Введение
    • Руководства
    • Интерактивная симуляция
    • Виртуальные инструменты
    • Работа с микропроцессорами
    • Симуляция на базе графиков
    • Типы анализа
    • Генераторы и пробники
    • Использование SPICE моделей
    • Дополнения к разделам
    • Неполадки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шкаф а 310 инструкция по сборке
  • Donormyl инструкция по применению цена отзывы
  • Машинка для стрижки волос philips hc5650 15 инструкция по применению
  • Electronic rak 289 инструкция на русском
  • Ds link ds 4g 5kit инструкция