Искусство классного руководства

«Мастерство организаторской деятельности классного руководителя —

условие эффективности воспитания личности обучающихся»

«Жить — вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет …ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде всего, человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте»

Ж. Ж. Руссо

Мастерство — это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог- мастер своего дела, разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».

Ян Амос Каменский (великий чешский педагог) считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность.

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: «Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство».

В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, создание условий для проявления его внутренних сил, интересов и способностей, вовлечение воспитанников в общественно-ценностные отношения, реализация педагогического сотрудничества всех взрослых, влияющих на вхождение ребенка в социум.

Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей и вне учебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.
Основой деятельности классного руководителя служит подход «встречи–взаимопроникновения – взаимодействия» традиционного и инновационного (старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня). Суть заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, не «перечеркивать», не отрицать положительный опыт, а интегрировать его с новым, необходимым запросами современного общества. Лишь обеспечение единства между прошлым и будущим создает прочную основу для реализации цели (задач) целостного педагогического процесса. Этот подход позволит в значительной степени разрешить проблемы «отцов и детей», противоречия между педагогами – традиционниками и педагогами, стремящимися принести элементы нового в свою деятельность, проблемы обучения и воспитания детей из различных общественных ценностей и идеалов.

Условиями успешности деятельности классного руководителя являются:
– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие исследовательской компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения);
– мотивация его деятельности, ориентированная на результат;
– возможность проявления самостоятельности и творчества;
– оценка его деятельности по результату.
Основные направления деятельности классного руководителя: работа с учениками, родителями, другими учителями, с социумом и так далее.

Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия, педагогического мастерства.

Ещё Н.К. Крупская писала о том, что педагоги часто забывают основные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать воспитательную деятельность.

Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы.

Необходимо работать не только с сильными учащимися, но и с плохими, трудными детьми.
Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. — все эти интеллектуальные усилия требуют вне учебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию.

Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:

Принцип открытости. Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план какие — то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.

Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

Принцип деятельности. Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне его. Этому могут служить предметные вечера, экскурсии и т.п.

Принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот — растет.

Принцип обратной связи. Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие — классный час, праздник или экскурсию — классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество — в подготовке внеклассного мероприятия — это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако, результат — нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников.

Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом.

Очень важной формой связи классного руководителя с семьей является – классные родительские собрания. Очень хорошо иногда проводить родительские собрания вместе с детьми. На таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении конкретных учащихся, надо создать доверительную, а не обвинительную атмосферу. Родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях. Взрослым полезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно, чтобы их услышали.

Когда школьники говорят о КР «Нам повезло», они подразумевают: «Он учит нас жить и помогает нам строить свою жизнь достойно». То же самое имеют в виду родители, произнося: «Детям повезло – у них хороший классный руководитель».

Классным руководителям также необходимо поддерживать тесную связь с общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и поддержкой. Привлекая общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет сферу своего педагогического мастерства. Он находит много союзников и помощников в сложном и ответственном деле – в воспитании детей.

Классный руководитель должен выступать в роли дирижера. Классный руководитель в отличие от всех педагогов в школе, озабочен духовным обогащением и выращиванием личности. Обеспечивает благоприятное преломление влияний общешкольной воспитательной системы на индивидуальность каждого школьника.

Классный руководитель является творцом, мастером интересных для детей и разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником:

– дискуссионных, игровых, состязательных;

– творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга;

– психологических (позволяющих ребёнку осознать самого себя).

Составляющие педагогического мастерства:

— мастерство организатора коллективной и индивидуальной учебной деятельности;

— мастерство передачи знаний;

— мастерство формирования опыта деятельности;

— мастерство владения педагогической техникой, технологией.

Какие же существуют уровни профессионального развития классного руководителя, педагога?– схема.

Педагогическая умелость достаточно хорошее владение педагогом системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся

Педагогическое мастерство 1)Педагогическая техника — совокупность различных профессиональных умений преподавателя. 2) Доведенная до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, отражающая особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое творчество это творчество, направленное на повышение эффективности воспитательного процесса. Характеризуется внесением в воспитательный процесс тех или иных инноваций, приемов и методов воспитания без какой-либо ломки педагогической системы.

Педагогическое новаторство Педагог-новатор – это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий.

Какие бы частные задачи ни решал классный руководитель, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.

И в заключении мне еще хотелось бы вспомнить следующее.

Педагогический коллектив, его опыт, знания, сплоченность в дружной целеустремленной работе – вот главный источник успеха классного руководителя, его мастерства в организации коллектива и влияния коллектива на личность каждого школьника.

Список литературы:

  • А.И. Щербаков: «Педагогическое мастерство — это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя.

  • Н.Н. Тарасевич: «Педагогическое мастерство — комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности».

  • Л.А. Байкова: «Педагогическое мастерство — высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица 1 Примерные нормы затрат рабочего времени классным руководителем

Вид работы

Периодичность

Норма затрат времени, мин в неделю

Индивидуальные беседы, психолого-педагогические консультации ученика

Еженедельно

25

Работа с активом класса

Еженедельно

10

Классный час: анкетирование, тестирование

Еженедельно

40

Экскурсии, походы, спортивные мероприятия, посещение театра, проведение вечеров, праздников и другие формы коллективной воспитательной работы

2 раза в четверть по 1,5 ч

20

Наблюдение учащихся на уроках

1 урок в 2 недели

20

Посещение семей

10 семей в год (1–1,5 ч на посещение)

20

Встречи с учителями, другими специалистами лицея. Участие в малых педсоветах, педагогических консилиумах

3–4 встречи в неделю, 2–3 педсовета в год

30

Родительские собрания. Индивидуальные консультации родителей

1 раз в четверть

20

Контроль посещаемости, организация питания

Ежедневно

20

Дежурство по лицею

По графику

5

Организация уборки кабинета

Ежедневно

40

Организация трудовых дел

Ежемесячно по 1 ч

15

Проверка дневников

Еженедельно

60

Ведение классного журнала

Еженедельно

15

Ведение личных дел учащихся, составление характеристик, справок, планов, отчето

По мере необходимости

10

Подготовка сценариев, разработок внеклассных мероприятий

1 раз в год

10

Итого:

360

ЭССЕ

Искусство быть классным руководителем

                                                                   Искусство – зеркало,  отражающее того,

                                                                   кто в него смотрится.

Оскар Уайльд

        Уж полночь близится… А сон всё не идёт. Да, пожалуй, сегодня уже не уснуть.

Ну что ж, начнём всё сначала. Итак, Мария Ивановна ушла с урока – довели. Прибежала в учительскую вся в слезах. Они, видите ли, решили  опробовать новую коллективную игру, «Гармошка» называется: напиши фразу, прикрой согнутой полоской листа и передай другому —  «текст» получается – умрёшь со смеху.  Конечно, слов нет, куда как весело! А у учителя нервный срыв!

«Ваши дети, Алексей Алексеевич, опять…» — дня не пройдёт, чтобы кто-то из коллег не начал разговор со мной с этой фразы. Да, мои. Все 22. А я их руководитель. Классный. Ну, конечно, в прямом, первичном значении слова. А  впрочем, какой же  всё-таки смысл первичный? Класс – класс. Или класс – класс!!! А я какой классный? Хотелось бы с восклицательным знаком.(Размечтался!) Подумай-ка лучше, что делать. Урок сорвали. (Сорванцы!) Кабинет не убрали. (Хрюшки!).Двойками обросли. (Лоботрясы!).Дерзят! Им слово, а они десять в ответ (Цицероны несчастные!) Научили коллеги-словесники изъясняться на свою голову…

    Мои дети! Как же я Вас всех люблю, звонкие вы мои! Вот и  ночами не сплю, о вас думаю. И о себе, конечно, как же: вы и я – две вещи неразделимые! Ведь если хоть кому-то от общения с вами становится плохо, значит, в этом огромная доля моей вины:  чего-то не сделал или сделал не так.

                               На тайный суд себя призвав,

                               Он обвинял себя во многом…

 Пушкин, Пушкин.. Почему , когда я пытаюсь постичь тайну искусства воспитателя, постоянно на память приходят строчки из произведений  нашего великого поэта? Неспроста, видимо. Ассоциативная связь? Разберёмся. Я ищу ответы на вопросы, связанные с моей профессией. Я – учитель, педагог. Мне доверили детей, класс.  Понимаю: деятельность настоящего (классного!) руководителя —  это своего рода искусство. Вот оно, связующее слово! Искусство. Пушкин – гений! Он-то прекрасно понимал, что должен делать поэт, чтобы то, чем он занимается профессионально, стало произведением искусства. «Глаголом жги сердца людей»,- вот что завещано им потомкам.  Красиво! Но ведь это миссия поэта, пророка, вдохновлённого Богом. А я… Кто я? Обычный  классный руководитель из провинциальной гимназии. Учитель. Помнится, когда-то я услышал одну очень красивую легенду. Собрал Бог всех светлых ангелов и сказал им: «Будете учителями для детей. Несите им Мой Свет и помогите узреть в себе Мой Образ. Устремите их стать такими же совершенными, как Я. И запомните: нет Моей Воли, чтобы погиб один из малых сих». С тех незапамятных времён рождаются на земле ангелы, как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Они и называются учителями. Выходит, я  – один из них и во мне есть Искра Божия. Значит, я – носитель света, моя миссия – дарить детям свет. Я – свет дарящий .

Проводником света  и будет слово, жгущее сердца, пробуждающее «чувства добрые», дающее детям мощный импульс к духовному совершенствованию. Как найти такие слова? К поэту они приходят в момент вдохновения.  Любое искусство невозможно без вдохновения.  А что вдохновляет настоящего педагога, который  знает слова, способные дойти до сердца ребёнка и найти там отклик? Конечно, любовь.  Только любовь способна преобразовать дух и сердце человека. Только продиктованное любящим сердцем слово действенно.

Искусство немыслимо без таланта. Талант художника, талант писателя, талант музыканта. Талант воспитателя. Исполнять работу классного руководителя талантливо – вот искусство! Искусство творца Ибо каким ещё другим словом, как не «творчество», можно назвать то, что нам поручено, – быть посредниками и помощниками в глубоком таинстве становления и формирования личности, человека будущего.

   Я смотрю сквозь окно на звёздное небо… Не знаю ничего более прекрасного, манящего и завораживающего, чем эта мерцающая бесконечность, созданная великою силою любви Творца. Любовь рождает красоту, красота пробуждает любовь… Вспоминаются реплики одного диалога:

-Как вы воспитываете учеников?

— Как яблоко растит в себе семя.

— Где ваша педагогика?

— Я черпаю её из Звёздного Неба.

— Где ваше Звёздное Небо?

— Во мне.

 Устремлённость к идеалу – это верный путь к самосовершенствованию. Иду ли я по нему, стараясь постичь и освоить искусство классного руководителя? Может быть, очень медленно, но иду. И идеал есть у меня. Это герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» Алёша Карамазов. У него я учусь , как надо разговаривать с подростками, как проявлять свою любовь и уважение к ним. Вот что лежит в основе духовного единения с учениками, по Достоевскому:

(из разговора Алёши Карамазова с Колей Красоткиным)

— разговаривайте с  подростком , как с равным себе по летам или даже со старшим летами человеком;

— не бойтесь признаваться в своих сомнениях, предлагайте детям самим пытаться отыскать ответы на трудные жизненные вопросы;

— в разговоре с детьми очень важно найти правильный тон, выбрать нужную интонацию. Алёша Карамазов говорит  сдержанно, спокойно, с улыбкой, где-то эмоционально, не скрывая чувств и очень искренно( «Ну где, ну где вы этого нахватались! С каким это вы дураком связались!» – восклицает Алёша, слушая социалистический бред юного атеиста )

 — Только проявивший неподдельный интерес к внутреннему миру ребёнка учитель может рассчитывать на ответное уважение и любовь.

— любой разговор с подростком должен быть похож на объяснение в любви. Чтобы почувствовать потом сладкое замирание сердца, когда услышишь в ответ: «Вы точно я. Больше всего восхищает, что вы со мною совершенно как с ровней. Как я дорожу вашим мнением! Какой у вас глаз! Вы всё видите! Вы – пророк!»

— Помните: «ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства. Прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть»

Талантливый педагог, Классный! руководитель владеет искусством оставлять в памяти его воспитанников прекрасные воспоминания. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь.  Это и есть  главная цель педагога, ибо, помните, «нет Моей Воли, чтобы погиб один из малых сих».

Мой любимый герой Достоевского, страницы романа «Братья Карамазовы» (особенна часть «Мальчики») всегда со мной как камертон, настраивающий моё сердце на волну истинного уважения и бескорыстной любви к детям. Так создаётся моё Звёздное Небо.

 Ночь близится к концу… Спасибо тебе, бессонница!. Спасибо тебе, мой любимый 6 «Б» за то , что нет мне покоя, за то, что даришь мне великую возможность думать, искать, творить, идти путём восхождения к идеалу.

Доклад

«Мастерство
классного руководителя: сущность и методики его работы»

“Жить – вот
ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет –
соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде
всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае
необходимости, так лее хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не
перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте”.
Ж. Ж. Руссо

В современной
школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя,
деятельность которого многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк,
а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем нет
в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем целенаправленное
управление процессом развития личности ребенка, создание условий для проявления
его внутренних сил, интересов и способностей, вовлечение воспитанников в
общественно-ценностные отношения, реализация педагогического сотрудничества
всех взрослых, влияющих на вхождение ребенка в социум.

Сущность
деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний,
оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной,
развивающей и вне учебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные
функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и
воспитательная.

По мнению М.А.
Половцевой, основой деятельности классного руководителя служит подход
“встречи–взаимопроникновения – взаимодействия” традиционного и инновационного
(старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня). Его суть, на
наш взгляд, заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, не “перечеркивать”, не
отрицать положительный опыт, а органически интегрировать его с новым, насущным,
необходимым, диктуемым запросами современного общества. Лишь обеспечение
единства между прошлым и будущим создает прочную основу для реализации цели
(задач) целостного педагогического процесса. Этот подход позволит в
значительной степени разрешить проблемы “отцов и детей”, противоречия между
педагогами – традиционниками и педагогами, стремящимися принести элементы
нового в свою деятельность, проблемы обучения и воспитания детей из различных
общественных страт, ценностей и идеалов и др.

По моему мнению,
условиями успешности деятельности классного руководителя являются:
– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие
исследовательской компетентности, профессиональной мобильности,
конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения);
– мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс;
– возможность проявления самостоятельности и творчества;
– необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы
классного руководителя;
– оценку его деятельности по результату.

Основные
направления деятельности классного руководителя: работа с учениками, родителями
и другими учителями.

Деятельность
классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в
отдельности.

Успех
воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от
глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их
переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его
интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти
верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы
педагогического воздействия.

Н.К. Крупская в
статье “О воспитательной работе” писала о том, что педагоги часто забывают
основные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо
знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Без такого
знания ребят нельзя по-настоящему организовать не только воспитательной, но и
учебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь шаблона, уравниловки в
подходе к детям.

Зная особенности
учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить
целеустремленный и действенный план воспитательной работы.

Иногда классные
руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется по
отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они
нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним
благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо способствовать
полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.

А.С. Макаренко,
будучи последовательным сторонником воспитания личности, в коллективе и через
коллектив, в то же время указывал на необходимость учета индивидуальных
особенностей воспитанников. В статье “Цель воспитания” он писал: “Каким бы
цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же
люди являются очень разнообразным материалом для воспитания…”.

Ученики проводят в
учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная
программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах,
конкурсах и т.д. – все эти интеллектуальные усилия требуют вне учебной разрядки.
Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет
способствовать всестороннему личностному развитию. Внеклассная деятельность
учащихся должна строиться на следующих принципах.

Принцип
открытости.

Учащиеся планируют
жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в
предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если
классный руководитель хочет включить в план, какие – то мероприятия, в которых
ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в
своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.

Принцип
привлекательности будущего дела.

Классный
руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им
привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном
результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые
цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

Принцип
деятельности.

Ребятам нужна
активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную
деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной
деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически “потрогать”
вне его. Этому могут служить предметные вечера, экскурсии и т.п.

Принцип свободы
выбора.

Предлагая ребятам
участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора
задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств.
Если классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то
желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а
наоборот – растет.

Принцип обратной
связи.

Большое значение в
работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое
внеклассное мероприятие – классный час, праздник или экскурсию – классный
руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их
настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят,
что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то
у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.

Принцип
сотворчества.

В этом принципе
соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество – в
подготовке внеклассного мероприятия – это право выбора учащимися себе партнеров
по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный
руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом,
однако, результат – нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик
выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо
эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для
участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить
возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими
учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.

Принцип
успешности.

И взрослому, и
ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень
успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание
участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.
Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во
внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в
общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с
удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово
классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если
классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования
каждой личности по мере развития классного коллектива.

Целесообразно
привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и коллектива,
эффективности воспитательного процесса, т. к. учителя могут дополнить их
содержания, имея свои проблемы в работе с классом.

Полезно
организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий
учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов
с коллективом.

Для того, что бы
работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные
формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается
проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам
успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных
учеников.

К сожалению,
именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет
педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим
контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их
детей.

Темы
взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Камиль “Когда случается
что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни
утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей
принадлежит главная роль в воспитании. А другие напротив, считают, что школа в
основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие
не правы. Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу,
ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним
открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это
не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнего
плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан
берегу”.

Очень важной
формой связи классного руководителя с семьей является – классные родительские
собрания. Очень хорошо иногда проводить родительские собрания вместе с детьми.
На таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении конкретных
учащихся, надо создать доверительную, а не обвинительную атмосферу. Родители
обязательно должны узнать что-то хорошее о детях.

Взрослым полезно
услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно, чтобы их услышали
(дома могут и отмахнуться). Собрание – это общее дело. Следовательно, есть темы
для совместного разговора, обсуждения. Вспомним японскую мудрость: “Плохой
хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный
воспитывает работника”. Мне кажется, что на родительских собраниях, проводимых
вместе с учащимися, мы воспитываем будущих родителей. Учащиеся видят различные
варианты поведения взрослых, имеют возможность выбирать свой стиль поведения.
Хорошо, если тему собрания подскажут родители и дети.

Классным
руководителям также необходимо поддерживать тесную связь с общественными
организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и поддержкой.
Классный руководитель помогает организовать походы в театры, музеи, экскурсии
по предприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями, увидят в какой
обстановке работают люди той или иной профессии. Привлекая общественность к
воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет сферу своего
воспитательного воздействия. Он находит много союзников и помощников в сложном
и ответственном деле – в воспитании детей.

Особое значение
для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации.
Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному
самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность
самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать
самостоятельные решении. Организуя работу с учащимися, классный руководитель
должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени
“класс”.

Конечно, хорошим
классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при
условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному
делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто
всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и
веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам.
Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская
поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают
связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают
у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в
труде, в личной жизни.

“Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих
рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником:
он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет
быть, в случае необходимости, так лее хорош, как и всякий другой, и, как бы
судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте”.
Ж. Ж. Руссо

В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного
руководителя, деятельность которого многоемка и многообразна, круг обязанностей
очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И
вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем
целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, создание
условий для проявления его внутренних сил, интересов и способностей, вовлечение
воспитанников в общественно-ценностные отношения, реализация педагогического
сотрудничества всех взрослых, влияющих на вхождение ребенка в социум.

Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации
внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации
воспитательной, образовательной, развивающей и вне учебной деятельности в
классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая,
образовательная, развивающая и воспитательная.

По мнению М.А. Половцевой, основой деятельности классного руководителя служит
подход “встречи–взаимопроникновения – взаимодействия” традиционного и
инновационного (старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня).
Его суть, на наш взгляд, заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, не
“перечеркивать”, не отрицать положительный опыт, а органически интегрировать его
с новым, насущным, необходимым, диктуемым запросами современного общества. Лишь
обеспечение единства между прошлым и будущим создает прочную основу для
реализации цели (задач) целостного педагогического процесса. Этот подход
позволит в значительной степени разрешить проблемы “отцов и детей”, противоречия
между педагогами – традиционниками и педагогами, стремящимися принести элементы
нового в свою деятельность, проблемы обучения и воспитания детей из различных
общественных страт, ценностей и идеалов и др.

По моему мнению, условиями успешности деятельности классного руководителя
являются:
– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие
исследовательской компетентности, профессиональной мобильности,
конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения);
– мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс;
– возможность проявления самостоятельности и творчества;
– необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы
классного руководителя;
– оценку его деятельности по результату.

Основные направления деятельности классного руководителя: работа с учениками,
родителями и другими учителями.

Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и
каждого ученика в отдельности.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от
глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний
и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и
склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к
его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического
воздействия.

Н.К. Крупская в статье “О воспитательной работе” писала о том, что педагоги
часто забывают основные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо
очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности.
Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать не только
воспитательной, но и учебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь
шаблона, уравниловки в подходе к детям.

Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их
воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план
воспитательной работы.

Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход
требуется по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения.
Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных.
За внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо
способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.

А.С. Макаренко, будучи последовательным сторонником воспитания личности, в
коллективе и через коллектив, в то же время указывал на необходимость учета
индивидуальных особенностей воспитанников. В статье “Цель воспитания” он писал:
“Каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого
отвлечения, все же люди являются очень разнообразным материалом для
воспитания…”.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни.
Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам,
участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. – все эти интеллектуальные усилия требуют
вне учебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная
работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию.
Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.

Принцип открытости.

Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят
коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и
желаний. Если классный руководитель хочет включить в план, какие – то
мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть
убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие
принципу привлекательности.

Принцип привлекательности будущего дела.

Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им
привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном
результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые
цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

Принцип деятельности.

Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность.
Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки
учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически
“потрогать” вне его. Этому могут служить предметные вечера, экскурсии и т.п.

Принцип свободы выбора.

Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить
возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его
интересов, личных качеств. Если классный руководитель использует этот принцип в
своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся
не пропадает, а наоборот – растет.

Принцип обратной связи.

Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной
связи. Проведя любое внеклассное мероприятие – классный час, праздник или
экскурсию – классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их
мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята
видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и
безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному
делу.

Принцип сотворчества.

В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество.
Сотрудничество – в подготовке внеклассного мероприятия – это право выбора
учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию,
когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг
с другом, однако, результат – нулевой. Зачастую получается так, что один и тот
же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий.
Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе
партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся
может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия
самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.

Принцип успешности.

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность.
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру,
желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и
сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика
класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его
вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще
активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может
служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно,
если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и
совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и
коллектива, эффективности воспитательного процесса, т. к. учителя могут
дополнить их содержания, имея свои проблемы в работе с классом.

Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением
действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия
педагогов с коллективом.

Для того, что бы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо
использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей
эта связь ограничивается проведением в конце учебной четверти родительских
собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или
недисциплинированных учеников.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего
подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству
и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя
судьбой их детей.

Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Камиль “Когда
случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни
утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит
главная роль в воспитании. А другие напротив, считают, что школа в основном
все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы.
Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок
делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним
открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это
не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнего
плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан
берегу”.

Очень важной формой связи классного руководителя с семьей является – классные
родительские собрания. Очень хорошо иногда проводить родительские собрания
вместе с детьми. На таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении
конкретных учащихся, надо создать доверительную, а не обвинительную атмосферу.
Родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях.

Взрослым полезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно,
чтобы их услышали (дома могут и отмахнуться). Собрание – это общее дело.
Следовательно, есть темы для совместного разговора, обсуждения. Вспомним
японскую мудрость: “Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный
культивирует почву, дальновидный воспитывает работника”. Мне кажется, что на
родительских собраниях, проводимых вместе с учащимися, мы воспитываем будущих
родителей. Учащиеся видят различные варианты поведения взрослых, имеют
возможность выбирать свой стиль поведения. Хорошо, если тему собрания подскажут
родители и дети.

Классным руководителям также необходимо поддерживать тесную связь с
общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и
поддержкой. Классный руководитель помогает организовать походы в театры, музеи,
экскурсии по предприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями,
увидят в какой обстановке работают люди той или иной профессии. Привлекая
общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет
сферу своего воспитательного воздействия. Он находит много союзников и
помощников в сложном и ответственном деле – в воспитании детей.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения
и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат
активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает
возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать
самостоятельные решении. Организуя работу с учащимися, классный руководитель
должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени
“класс”.

Конечно, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать
каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного
отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти
школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы,
школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по
волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем,
его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы
не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма,
спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и
успехами в труде, в личной жизни.

Список литературы:

  1. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006.
  2. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч.,
    том 3. – М., 1965.
  3. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.,
    1980.
  4. Кассиль Л.Н. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. – М., 1985.
  5. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель
    воспитательной деятельности: Учеб.-метод. пособие. – М.: Педагогический
    поиск, 2007.
  6. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И.
    Рожкова. – М., 2001.
  7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.
    Соч. Том V. – М., 1978.
  8. Селиванова Н.П. Современный школьный класс:становление
    коллектива. Народное образование. 2007. № 4.
  9. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007.
  10. Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной
    работы // Воспитание школьников. – 2003. – № 7.


Интернетссылки:


  1. www.proshkolu.ru
  2. www.osoboedetstvo.ru
  3. www.sakhaedu.ru

24.10.2017

Творчество классного руководителя .

Яловая Татьяна Николаевна

Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остаётся о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребёнку в педагогическом коллективе школы. Он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребёнка, становления его мировоззрения.

Оценить




1621

Содержимое разработки

    Детей нет – есть люди,
но с иным масштабом понятия,
иным запасом опыта, иными
впечатлениями, иной игрой чувств.
ПОМНИ, что мы их не знаем
.
                        Ш.А.Амонашвили

Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остаётся о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего  — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребёнку в педагогическом коллективе школы. Он  — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребёнка, становления его мировоззрения.

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно.

Всего два слова, но за ними целенаправленный, неутомимый, повседневный, порой невидимый, неадекватно оцениваемый труд главного воспитателя в образовательном учреждении – классного руководителя.

Не секрет, что основное влияние на ученика идёт через культуру, науку, деятельность, творчество.

Что такое творчество? Словари отвечают на этот вопрос: Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей».

Какие же новые ценности создаёт своим трудом учитель? Что позволяет говорить о творческом характере учительского труда?

Ответственная задача учителя – готовить сегодня человека к решению задач, которые ещё только будут поставлены жизнью. Он должен предвидеть потребности быстро развивающегося и изменяющегося общества.

Предвосхищать требования, которые оно в будущем предъявит к человеку, сидящему сегодня за школьной партой. Решая на практике эти важнейшие задачи, учитель должен быть постоянно готов к поиску новых решений, к применению нестандартных приёмов работы.

В этом – главный признак педагогического творчества.

Творчество классного руководителя – это нередко стихийная или определённым образом организованная практическая деятельность. Цель творческого поиска – способствовать развитию личности учащегося. Тот педагог, который сам обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом ростки таланта. Педагогическое творчество не есть свойство избранных, овладеть мастерством может каждый. Опыт классного руководителя, выросший из его профессиональной интуиции, углубленный и отточенный до мастерства, позволяет создать свою индивидуальную воспитательную систему. Чтобы развить творческий потенциал каждого обучающегося, каждому педагогу важно стать творческой личностью.

Активность, инициатива, творчество классного руководителя – не только необходимое условие успешного решения практических задач по воспитанию подрастающего поколения, развития теории и методики воспитания. Творчество педагога, его рационализаторский, неформальный подход к делу во многом будут определять дальнейший прогресс в области обучения и воспитания молодого поколения.

Творчество педагогов в воспитательном процессе не удел талантливых одиночек, оно должно стать массовым. Наша профессия творческая, учитель – человек ищущий. Без настойчивого повседневного поиска, без инициативы и выдумки в каждой педагогической ситуации невозможно решить задачи, поставленные перед современной школой.

Сущность педагогического творчества заключается в сочетании умения при реализации проекта действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях.

Мотивы творческой деятельности педагога чрезвычайно многообразны. Они основываются на сознании педагогом своих обязанностей и задач, которые ставит перед ним современная школа.

В связи с этим уместно вспомнить притчу Плутарха о работниках, которые везли тачки с камнями. Их было трое. К ним подошёл человек и задал каждому из них один и тот же вопрос:

— Чем ты занимаешься?

Один ответил так:

— Везу эту проклятую тачку.

Другой работник сказал:

— Зарабатываю себе на хлеб.

Третий воодушевлённо провозгласил:

— Строю прекрасный храм!

В этой притче древнегреческий философ противопоставляет мотивы, которыми руководствуются работники, совершая одинаковый физический труд.

Для одного такой труд – изнурительная обязанность; для другого – средство к существованию; для третьего – радость созидания.

Радость созидания, особенно творческого труда, служит источником вдохновения в нелёгком педагогическом деле.

Всё в этой жизни меняется, причём постоянно. Поэтому, если сравнивать детей 20 лет, 10 лет и сейчас – это совершенно разные поколения. Поэтому требуется постоянно искать что-то новое, учиться вместе с детьми.

Говоря о деятельности учеников не стоит забывать и их родителей. Родитель обязан знать, чем занимается их ребёнок в школе, каких результатов достиг.

Чего же хотят от классных руководителей обучающиеся и родители?

Творчество – это исследование. Человек исследует, т.е. наблюдает и познаёт окружающий мир. Каждый классный руководитель вправе претендовать на индивидуальный педагогический почерк. Поисковая творческая деятельность способствует созданию всех материальных и духовных ценностей. Педагогический труд не бывает не творческим, ибо неповторимы воспитанники, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение исходит из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество имеет много общего с деятельностью учёного, писателя, артиста. Это прежде всего свобода и самостоятельность в самоактулизации сил и возможностей, становление духовной сферы личности, поиск новых форм, методов и средств педагогической деятельности. Не случайно появилось выражение «муки творчества». Творчество – это труд ума и эмоций, волевых усилий личности. Труд напряжённый, полный переживаний, не только радостных, но и горьких. Потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями воспитателя. Отсюда и возникают муки творчества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Способность к творчеству – это и есть одно из необходимых качеств, нужных нашим детям. Благодаря умению творить ребенок обретает способность к самореализации, а значит будет уверен в себе и сможет добиться значительных успехов в любом деле. А мы должны детям помогать добиваться успеха, помогать с любовью и искренним сочувствием. Иными словами: в душе должна светить Любовь. Тогда человек и будет самореализован. Любовь — ускоритель самореализации личности через глубинную радость и чудо общения. Мы должны научиться любви и терпению, ведь не просто воспитать маленького человека и научить его что-то делать. Мы должны воспитать способность к самосовершенствованию. Полюбить ребенка за то, что в нём заложен величайший гений. И полюбив этого человека, достигнув с ним чуда общения, пробудив его к сиянию, к безудержной радости, мы активизируем в нём желание найти этот свой великий гений и отдать его на благо людям. Все это и проявляется во внеклассной работе, если организовать ее правильно и целенаправленно, тогда наши дети будут способны к полной самореализации и самосовершенствованию.

Классный руководитель  организует и направляет воспитательный процесс, он непосредственный воспитатель и наставник объединяет воспитательные усилия родителей и общества. Он заботится о всестороннем развитии обучающихся, о трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе. Основное в деятельности классного руководителя – воспитание обучающихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса. Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всей школы, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ученика, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные методы и формы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе самоуправления.

К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей обучающихся,  забота об охране здоровья. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим.  Классный руководитель – член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работы он проводит не в одиночку, а под руководством директора школы, его заместителей, в тесном контакте с другими преподавателями. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого учащегося. Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает учащихся  и личными примерами, своим поведением. Немаловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией, гуманное отношение к детям, требовательность к себе и своим ученикам. В работе классного руководителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Классный руководитель — ключевая фигура в воспитательной деятельности школы, он является организатором воспитательного процесса. Все мы знаем, что воспитание детей — это, наверное, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, и к этому стоило бы относиться, как к самой важной из всех профессий.   

Все мы помним фильм «Однажды двадцать лет спустя». Спустя 20 лет бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить кем  они стали, чего добились. Сюжет фильма не будем анализировать, но на некоторые моменты реальной жизни хочется обратить внимание. Например, бывает так, что класс вместе прожил шесть лет в школе, но как только они расстались у них не появилось желание собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные и грустные истории многолетнего общения. Однако быва­ет и наоборот. Школьные годы, традиции и обычаи класса, теплота общения зовет из детства, тянет, как магнитом, еще и еще раз встретиться и вспомнить все то, чем была наполнена школьная жизнь. Если в классе каждому было тепло и уютно, если ему помогали и поддерживали, радовались успеху, приветствовали инициативу и прав­дивость, лечили душу и согревали сердце — класс будет собираться и радоваться совместному общению. От чего это зависит? Безусловно, от многих составляющих: личности классного руководителя, взаимоотношений всех участников общения, самих обучающихся, их личностных качеств и т. д. Но очень во многом это зависит от тех традиций в отношениях между взрослым и учениками, которые складываются в классном коллективе на протяжении долгого времени. На каких же принципах должно строиться сотрудничество клас­сного руководителя и обучающихся, как сделать так, чтобы спустя годы им хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство?

 Правила успеха классного руководителя.

1

Классный руководитель должен жить интересами своих воспитанников. Дети очень хорошо чувствуют, когда педагог подходит к своей работе формально, без «души». Они не захотят открыться и довериться равнодушному человеку.

2

Наладьте хорошие, доверительные отношения и с семьями ваших учеников. Вы должны знать то, в какой эмоциональной атмосфере существует ребенок вне стен учебного заведения: есть ли взаимопонимание и доверие между ним и родителями, любят ли его, не применяют ли по отношению к нему физическое или психологическое насилие.

3

Тщательно планируйте внеурочную деятельность ребят, обязательно учитывая их мнения. Если дети любят природу, почаще ходите в поход, занимайтесь озеленением класса и территории школьного двора. А если они увлечены спортом, предложите классу принять участие в спортивной эстафете.

4

Классный руководитель должен также способствовать тому, чтобы ребята записывались в различные кружки и секции.

5

Личностные качества педагога также влияют на результативность воспитательного процесса, так как он должен являться для детей образцом достойного поведения. Поэтому обязательно будьте с ними честны и справедливы, проявляйте терпимость и выдержку.

6

Полюбите и поймите детей такими, какие они есть, с их слабыми и сильными сторонами. Но постарайтесь ненавязчиво корректировать недостатки в воспитании: научите их с уважением относиться друг к другу и, тем более, к старшим, развивайте их кругозор, прививайте любовь к музыке, живописи, театру. Почаще рассказывайте ребятам о новых постановках или выставках и предлагайте их посмотреть вместе.

7

Не оставайтесь равнодушными, безразличными к проблемам детей. Помогайте им в улаживании конфликтов, недопонимании в отношениях с учителями или детьми. Укажите ребенку на его ошибки и подскажите правильный выход из этой непростой ситуации.

8

Обязательно работайте над сплочением детского коллектива: говорите о поддержке и взаимовыручке, уважении и понимании. Почаще выезжайте с ребятами куда-нибудь вместе, чтобы была возможность общения в неформальной обстановке.

9

Умейте пошутить в нужный момент, чтобы сгладить неприятную ситуацию. Научитесь не только ребенку указывать на его промахи, но и признавать свои ошибки. Дети, наверняка, оценят такое отношение к ним и потянутся к классному руководителю, откроются перед ним.

Очень здорово, если классный руководитель, начиная работать с классным коллективом, может рассказать ребятам о принципах своего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе. Начиная работать с классным коллективом» необходимо задать учащимся следующие вопросы, ответы на которые дадут возможность создать в классе систему традиций и ценностей. Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс? Как сделать так, чтобы класс стал дружным? Какие традиции уже есть в вашем классе? Назовите свои «можно» и «нельзя» в классе. Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными.

Чем отличается творческий классный руководитель от нетворческого? Прежде всего тем, что хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует собственные ошибки и просчёты, стремится на научной основе решать повседневные задачи воспитания. Его не пугают временные неудачи. Точно так же, как не обольщают «видимость дела» и мнимый успех. Он всегда в поиске. Творческий классный руководитель работает с перспективой; он не распыляется на сиюминутные педагогические задачи, знает им цену и место. Классный руководитель ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с воспитанием творческой личности, подготовкой учащихся к творческому труду.

Как утвердить в образовательном учреждении ценности, развивающие творческий подход и помогающие стать творческой личностью?

Активность, инициатива, творчество классного руководителя – не только необходимое условие успешного решения практических задач по воспитанию подрастающего поколения, развития теории и методики воспитания. Творчество педагога, его рационализаторский, неформальный подход к делу во многом будут определять дальнейший прогресс в области обучения и воспитания молодого поколения.

Вот несколько самых общих способов, с помощью которых можно работать творчески:

использование технологии совместного творческого воспитания;

личностно-ориентированный подход в воспитании учащихся;

использование нетрадиционных форм работы;

создание ситуаций творчества (ситуацию, побуждающую к творчеству, а не ориентированную просто на исполнение, пусть и добросовестное);

проявление максимальной фантазии, смекалки, выдумки, воображения оригинальных взглядов на вещи.

Творчество педагогов в воспитательном процессе не удел талантливых одиночек, оно становится массовым. Наша профессия творческая, учитель – человек ищущий. Без настойчивого повседневного поиска, без инициативы и выдумки в каждой педагогической ситуации невозможно решить задачи, поставленные перед современной школой.

Педагог, который воспитывает детей, должен отвечать многим требованиям. Быть может, на этом непростом пути вам пригодятся строчки Б. Окуджавы: «Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство, Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, но зато умрешь как человек». И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.

«Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали,

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит»

Саади

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/275119-tvorchestvo-klassnogo-rukovoditelja-

Также вас может заинтересовать

  • Формы краеведческой работы в начальной школе
  • Доклад Классный руководитель в воспитательном пространстве школы. Семейное воспитание
  • Основные принципы концепции и типические свойства методической системы УМК Перспективная начальная школа
  • Доклад Музыка и здоровье
  • Информационные технологии в работе современного учителя

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народная война под руководством пугачева
  • Лекарство анвифен инструкция по применению цена отзывы
  • Инструкция по охране труда при монтаже металлоконструкций
  • Руководство по эксплуатации дизель хундай
  • Вильпрафен свечи для детей инструкция по применению