Исо 19011 для руководства

Утвержден и введен в действие

Приказом Федерального

агентства по техническому

регулированию и метрологии

от 21 апреля 2021 г. N 261-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

Conformity assessment.

Guidelines for auditing management systems

(ISO 19011:2018,

Guidelines for auditing management systems,

IDT)

ГОСТ Р ИСО 19011-2021

ОКС 03.120.20

Дата введения

1 июля 2021 года

  • Предисловие
  • Введение
  • 1 Область применения
  • 2 Нормативные ссылки
  • 3 Термины и определения
  • 4 Принципы проведения аудита
  • 5 Управление программой аудита
  • 5.1 Общие положения
  • 5.2 Постановка целей программы аудита
  • 5.3 Определение и оценка рисков и возможностей для программы аудита
  • 5.4 Разработка программы аудита
  • 5.5 Выполнение программы аудита
  • 5.6 Мониторинг программы аудита
  • 5.7 Анализ и улучшение программы аудита
  • 6 Проведение аудита
  • 6.1 Общие положения
  • 6.2 Инициирование аудита
  • 6.3 Подготовка к проведению аудита
  • 6.4 Проведение аудита
  • 6.5 Подготовка и рассылка отчета по аудиту
  • 6.6 Завершение аудита
  • 6.7 Выполнение последующих действий по результатам аудита
  • 7 Компетентность и оценка аудиторов
  • 7.1 Общие положения
  • 7.2 Определение компетентности аудиторов
  • 7.3 Разработка критериев оценивания аудитора
  • 7.4 Выбор метода оценивания аудитора
  • 7.5 Проведение оценивания аудиторов
  • 7.6 Поддержание и повышение компетентности аудитора
  • БИБЛИОГРАФИЯ


ISO 19011:2018

p

ISO 19011:2018

70017

недоступно на русском языке

This document provides guidance on auditing management systems, including the principles of auditing, managing an audit programme and conducting management system audits, as well as guidance on the evaluation of competence of individuals involved in the audit process. These activities include the individual(s) managing the audit programme, auditors and audit teams.

It is applicable to all organizations that need to plan and conduct internal or external audits of management systems or manage an audit programme.

The application of this document to other types of audits is possible, provided that special consideration is given to the specific competence needed.

Общая информация 

  • Текущий статус

     :  Published

    Дата публикации

     : 2018-07

  • Технический комитет

     :

    ISO/TMBG

    Technical Management Board — groups

  • ICS

     :

    03.120.20

    Product and company certification. Conformity assessment

Приобрести данный стандарт

ru

Формат Язык
std
1
166
PDF + ePub
std
2
199
PDF + Redline
std
3
166
Бумажный
std
4
166
PDF
  • CHF166

Жизненный цикл

  • Ранее

  • Сейчас

    Published

    ISO 19011:2018

    Стандарт, который пересматривается каждые 5 лет
    Этап: 90.60 (Hа стадии пересмотра)


    • 00

      Предварительная стадия


    • 10

      Стадия, связанная с внесением предложения


    • 20

      Подготовительная стадия


    • 30

      Стадия, связанная с подготовкой проекта комитета


    • 40

      Стадия, связанная с рассмотрением проекта международного стандарта


    • 50

      Стадия, на которой осуществляется принятие стандарта


    • 60

      Стадия, на которой осуществляется публикация


    • 90

      Стадия пересмотра


    • 95

      Стадия, на которой осуществляется отмена стандарта

Появились вопросы?

Ознакомьтесь с FAQ

Будьте в курсе актуальных новостей ИСО

Подписывайтесь на наши новости, обзоры, а также на информацию о продуктах.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Оценка соответствия

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

(ISO 19011:2018,

Guidelines for auditing management systems, IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2021

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным автономным учреждением «Национальный институт аккредитации» (ФАУ НИА) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 «Оценка соответствия»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрополии от 21 апреля 2021 г. №» 261-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 19011:2018 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента* {ISO 19011:2018 «Guidelines for auditing management systems», IDT).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 {пункт 3.5)

5    ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 19011-2012

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© ISO, 2018 — Все права сохраняются © Стандартинформ. оформление. 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии И

Планирование программы внутреннего аудита и, в некоторых случаях программы аудита внешних поставщиков, может способствовать достижению иных целей для организации.

Лицо(а), осуществляющее(ие) управление программой аудита, должно(ы) обеспечить целостность аудита и отсутствие постороннего влияния, оказываемого на аудит.

Приоритет следует отдать распределению ресурсов и методов к вопросам в системе менеджмента. связанным с более высоким риском и более низким уровнем итогов деятельности.

Для управления программой аудита должны выбираться компетентные работники.

Программа аудита должна включать информацию и определять ресурсы, необходимые для организации и эффективного и результативного проведения аудита в рамках установленного времени. Информация должна включать:

a)    цели программы аудита;

b)    риски и возможности, связанные с программой аудита (см. 5.3). и действия по обращению с

ними;

c)    объем (глубина охвата, границы места проведения) каждого аудита в рамках программы аудита;

d)    график (число/продолжительностьУчастота проведения) аудитов;

e)    типы аудитов, например внутренний или внешний;

f)    критерии аудита;

д) методы аудита, которые должны применяться;

h)    критерии для выбора членов аудиторской группы:

i)    соответствующая документированная информация.

Некоторые из этих сведений могут быть недоступны до тех пор. пока не будет завершено более детальное планирование аудита.

Для достижения целей программы аудита ее выполнение слодует подвергать мониторингу и измерениям (см. 5.6). Программу аудита следует анализировать, чтобы определить необходимость внесения изменений и потенциальные возможные улучшения (см. 5.7).

Рисунок 1 иллюстрирует последовательность операций процесса управления программой аудита.

Примечания

1    Этот рисунок иллюстрирует применение цикла Планирование — Исполнение — Проверка — Принятие необходимых мер в данном стандарте.

2    Нумерация раздела/подраздела относится к соответствующим разделам/подразделам данного стандарта.

5.2 Постановка целей программы аудита

Заказчику аудита следует обеспечить постановку целей, чтобы определить направления планирования и проведения аудита, а также следует обеспечить эффективное исполнение программы. Цели программы аудита должны согласовываться со стратегией развития заказчика аудита и поддерживать политику и цели системы менеджмента заказчика аудита.

Эти цели могут быть основаны на рассмотрении следующих вопросов:

a) потребности и ожидания соответствующих заинтересованных сторон, как внешних, так и внутренних;

b) характеристики и требования к процессам, продукции, услугам и проектам, и всем изменениям в этих характеристиках и требованиях;

c)    требования систем менеджмента;

d) необходимость оценки внешних поставщиков:

е)    уровень результатов деятельности проверяемой организации и уровень развития систем(ы) менеджмента, отражаемого соответствующими индикаторами (показателями) результатов деятельности (например, ключевые показатели деятельности, KPI). возникновение несоответствий или случаев отказа, инцидентов или жалоб заинтересованных сторон;

f) идентифицированные риски и возможности проверяемой организации;

д) результаты предыдущих аудитов.

Примеры целей программы аудита включают следующее:

—    выяснить возможности улучшения системы менеджмента и ее результатов;

—    оценить способность проверяемой организации установить свою среду:

—    оценить способность проверяемой организации определять риски и возможности, а также вырабатывать, и осуществлять действия по эффективному обращению с ними:

ПЛАНИРОВАНИЕ    ИСЛОЛЖН1Е    IWflEPtA    ПРИНЯТИЕ    НЕОБХОДИМЫХ    HEP

ПЛАНИРОВАНИЕ    ИОЛЩШНИЕ    ПРСК1ЕР1»    ПРИНЯТА НЕОНХОДИНЫХ    НЕР

Рисунок 1 — Схема последовательности действий для управления программой аудита

—    соответствовать всем уместным требованиям, например нормативным правовым требованиям, обязательствам о соответствии, требованиям к сертификации соответствия стандарту на систему менеджмента:

—    получить и поддерживать уверенность в возможностях внешнего поставщика;

—    определить постоянную пригодность, адекватность и результативность системы менеджмента проверяемой организации;

—    оценить совместимость и согласованность целей системы менеджмента со стратегическим направлением развития организации.

5.3    Определение и оценка рисков и возможностей для программы аудита

Существуют риски и возможности, связанные со средой проверяемой организации, которые могут быть связаны с программой аудита и влиять на достижение ее целей. Руководителю программы аудита следует определить и представить заказчику аудита риски и возможности, учитываемые при разработке программы аудита и требований к ресурсам, так чтобы на них можно было соответствующим образом отреагировать. Могут существовать риски, связанные:

a)    с планированием, например неудачной постановкой соответствующих целей аудита и определением объема, числа, продолжительности, места проведения и графика аудитов;

b)    ресурсами, например отведением недостаточного периода времени, нехваткой оборудования и/или недостаточной подготовкой к разработке программы аудита или проведению аудита:

c)    выбором аудиторской группы, например недостаточной общей компетентностью для эффективного проведения аудитов;

d) обменом информацией, например неэффективными процессами/каналами внешней/внутренней связи:

восполнением программы, например неэффективной координацией аудитов в рамках программы аудита, или недоучетом защиты и конфиденциальности информации:

f) контроль документированной информации, например неэффективное определение необходимой документированной информации, требующейся аудиторам и соответствующим заинтересованным сторонам, ненадежная защита записей аудита для демонстрации результативности программы;

д)мониторингом, анализом и улучшением программы аудита, например неэффективным мониторингом выходов (результатов) программы аудита;

^доступностью и сотрудничеством с проверяемой организацией и доступностью свидетельств, которые должны быть отобраны.

Возможности для улучшения программы аудита могут включать.

—    возможность проведения комплексного аудита за одно посещение;

—    минимизацию времени и расстояний доставки до места (проведения аудита);

—    обеспечение соответствия уровня компетентности аудиторской группы с уровнем компетентности. необходимым для достижения целей аудита:

—    совмещение дат проведения аудита с наличием на месте основного состава проверяемой организации.

5.4    Разработка программы аудита

5.4.1 Роли и ответственности лица (лиц), осуществляющего(их) управление программой аудита

Лицу(ам). осуществляющему(им) управление программой аудита, следует:

a) установить объем программы аудита в соответствии с поставленными целями (см. 5.2) и известными ограничениями;

b) определить внешние и внутренние проблемы, риски и возможности, которые могут повлиять на программу аудита, и осуществить целенаправленные мероприятия, включив эти мероприятия в соответствующие виды аудиторской деятельности, в зависимости от рассматриваемого случая;

c)    обеспечить выбор групп аудита, обладающих необходимой компетентностью для проведения аудита, определив их обязанности, ответственность и полномочия, и поддержку лидерства, по мере необходимости;

d) разработать все необходимые процессы, включая процессы:

—    для координации и планирования всех аудитов в рамках программы аудита:

—    разработки целей аудита, области применения и критериев, определения методов аудита и подбора аудиторской группы;

•    оценки аудиторов;

*    разработки внешних и внутренних процессов коммуникации, по мере необходимости:

—    разрешения споров и обращения с жалобами.

—    действий после аудита, если необходимо;

—    предоставления отчетов заказчику аудита и соответствующим заинтересованным сторонам, в зависимости от конкретного случая;

е)определить и обеспечить снабжение всеми необходимыми ресурсами,

0 обеспечить подготовку и хранение соответствующей документированной информации, включая записи по программе аудита;

д) отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита;

h) предоставить программу аудита заказчику и, при необходимости, всем заинтересованным сторонам.

Лицу(ам). осуществляющему(им) управление программой аудита, следует запросить ее одобрение у заказчика аудита.

5.4.2    Компетентность лица (лиц), осуществляющего(их) управление программой аудита

Лицу(ам), осуществляющему(им) управление программой аудита, следует обладать необходимой компетентностью для эффективного и результативного управления программой и связанными с нею рисками и возможностями, а также внешними и внутренними проблемами, включая знания в следующих областях;

a) принципы (см. раздел 4). методы и процессы аудита (см. А.1 и А.2);

b)    стандарты по системе менеджмента, другие соответствующие стандарты и ссылочные/руково-дящие документы:

c)    сведения, касающиеся проверяемой организации и ее среды (например, внешние и внутренние проблемы, соответствующие заинтересованные стороны и их потребности и ожидания, деловая деятельность. продукция, услуги и процессы проверяемой организации);

d)    применяемые нормативные и правовые требования и другие требования, касающиеся деятельности проверяемой организации.

При необходимости могут быть рассмотрены знания управления рисками, управления проектами и процессами, а также информационные и коммуникационные технологии.

Лицу(ам), осуществляющему(им) управление программой аудита, следует участвовать в соответствующей деятельности по постоянному профессиональному совершенствованию, в целях поддержания необходимой компетентности для управления программой аудита.

5.4.3    Определение объема программы аудита

Лицу(ам), осуществляющему(им) управление программой аудита, следует определить объем программы аудита. Он может меняться в зависимости от сведений, предоставленных проверяемой организацией в отношении ее среды (см. 5.3).

Примечание — В определенных случаях, в зависимости от структуры проверяемой организации или ее деятельности, программа аудита может включать только отдельный аудит (например, в случае небольшого проекта или организации).

Другие факторы, влияющие на объем программы аудита, могут включать следующее.

a)    цель, область и продолжительность каждого аудита и количество предполагаемых аудитов, включая способ отчетности и. если необходимо, действия по результатам аудита;

b) стандарты по системе менеджмента или иные применяемые критерии;

c)    количество, значимость, сложность, схожесть и места деятельности, подлежащей аудиту;

d^aKTopbi, влияющие на эффективность системы менеджмента;

е) применимые критерии аудита, такие как мероприятия, запланированные для внедрения стандартов на системы менеджмента, законодательные правовые и договорные требования и другие требования, которые организация обязуется выполнять;

0 результаты предшествующих внутренних и внешних аудитов и анализов со стороны руководства. если требуется;

д)результаты анализа предыдущей программы аудита;

h) A3b»K, вопросы культуры и социальные вопросы;

i)    проблемы заинтересованных сторон, такие как жалобы потребителей или несоблюдение законодательных и нормативных требований, других требований, которые организация обязуется выполнять. или проблемы в цепи поставок;

j)    существенные изменения в среде проверяемой организации или в ее деятельности и соответствующих рисках и возможностях;

k)    применяемые информации и технологии по обмену информацией в поддержку аудита, в частности. использование методов дистанционного аудита (см. А. 16);

l)    внешние и внутренние события, такие как несоответствие продукции или услуг, утечка информации. происшествия, влияющие на здоровье и безопасность, криминальные действия или экологические происшествия;

т) риски и возможности предпринимательства, включая действия по обращению с ними.

5.4.4 Определение ресурсов для программы аудита

При определении ресурсов для программы аудита, лицу(лицам), осуществляющему(им) управление программой аудита, следует рассмотреть:

a) финансы и время, необходимые для разработки, внедрения, управления и улучшения аудиторской деятельности;

b)    методы аудита (см. А.1);

c)    наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих надлежащей компетентностью для целей конкретной программы аудита для формирования группы;

d) объем программы аудита (см. 5.4.3) и риски и возможности программы аудита (см. 5.3);

e) затраченное время и стоимость транспорта для доставки аудиторов, расходы на их размещение. проживание и другие нужды;

f)    влияние разницы во времени;

д) наличие информационных и коммуникационных технологий (например, технических ресурсов, требуемых для создания дистанционного аудита с использованием технологий, поддерживающих дистанционное взаимодействие);

h) наличие требуемых инструментов, технологий и оборудования;

i)    наличие необходимой документированной информации, в соответствии с установленным при разработке программы аудита объемом (см. А.5):

j)    требования, относящиеся к благоприятности условий проведения аудита, включая какие-либо проверки персональных данных и оборудования (например, проверка анкетных данных, средства индивидуальной защиты, специальная одежда для соблюдения режима «чистая комната»).

5.5 Выполнение программы аудита

5.5.1 Общие положения

Как только программа аудита разработана (см. 5.4.3) и определены необходимые ресурсы (см. 5.4.4) необходимо выполнить оперативное планирование и координацию всей деятельности в рамках программы.

Лицу(ам). осуществляющему(им) управление программой аудита, следует:

a) довести до сведения заинтересованных сторон относящиеся к ним части программы аудита. включая связанные с ней риски и возможности и периодически извещать их о ее исполнении с использованием установленных каналов внешней и внутренней коммуникации;

b) определить цели, области и критерии для каждого отдельного аудита;

c)    выбрать методы аудита (см. А.1).

d) координировать и разработать график аудитов и другой деятельности, связанной с программой аудита;

е)    обеспечить необходимую компетентность аудиторской группы (см. 5.5.4):

f) предоставить необходимые индивидуальные и общие ресурсы аудиторской группе (см. 5.4.4);

д) обеспечить проведение аудитов в соответствии с программой аудита, управлять рисками, возможностями и проблемами (т.е. неожиданными событиями) по мере их возникновения при реализации программы аудита;

^обеспечить управление и сохранность соответствующей документированной информацией, касающейся аудиторской деятельности, и ее ведения.

i)    определить и проводить операционный контроль (см. 5.6), необходимый для мониторинга программы аудита;

j)    анализировать программу аудита для того, чтобы, определить возможности для ее улучшения (см. 5.7).

5.5.2    Определение целей, области и критериев конкретного аудита

Каждый отдельный аудит следует основывать на определенных целях, области и критериях. Они должны быть согласованы с общими целями программы аудита.

Цели аудита определяют, что должно быть достигнуто с помощью отдельного аудита, и могут включать в себя следующее:

a) определение степени соответствия проверяемой системы менеджмента, или ее частей критериям аудита:

b) оценка возможности системы менеджмента обеспечить соответствие законодательным, нормативно-правовым требованиям, договорным требованиям, а также другим требованиям, которые организация обязуется выполнять;

c)    оценка эффективности системы менеджмента при достижении намеченных результатов;

d)    идентификация возможностей для потенциального улучшения системы менеджмента;

в)оценка пригодности и соответствия системы менеджмента в отношении среды и стратегического направления проверяемой организации;

f) оценка способности системы менеджмента установить и достичь целей, эффективно реагировать на риски и возможности в изменяющейся среде, включая выполнение соответствующих действий.

Область аудита должна соответствовать программе и целям аудита. Она включает такие факторы. как местоположение, функции, деятельность и процессы, подлежащие аудиту, а также сроки проведения аудита.

Критерии аудита используются в качестве ссылки, относительно которой определяется соответствие. Они могут включать одно или более критериев из следующего: проводимую политику, процессы, процедуры, нормы, соблюдаемые критерии, включая цели законодательные и нормативные требования. требования к системе менеджмента, информацию, включающую среду и риски, и возможности, определенные проверяемой организацией (включая требования соответствующих внешних и внутренних заинтересованных сторон), правила в проверяемой сфере или другие запланированные организационные моменты.

В случае изменения целей, области или критериев аудита программу аудита следует, при необходимости. скорректировать и сообщить об этом заинтересованным сторонам для утверждения, если требуется.

Если аудит проводится одновременно в более чем одной сфере деятельности, то важно, чтобы цели, области и критерии аудита были согласованы с программой аудита для каждой сферы. Некоторые сферы могут иметь область применения, которая отражает деятельность всей организации, а другие могут отражать деятельность только части организации.

5.5.3    Выбор и определение методов аудита

Лицу(ам), осуществляющему(им) управление программой аудита, следует выбрать и определить методы эффективного и результативного проведения аудита в зависимости от определенных целей, области и критериев аудита.

Аудит можно проводить непосредственно на месте, удаленно или комбинировано. Применение этих методов следует соответствующим образом сбалансировать, основываясь, в том числе, на рассмотрении сопутствующих рисков и возможностей.

Там, где две или более проверяющие организации проводят совместный аудит одной проверяемой организации, лицам, осуществляющим управление разными программами аудита, следует согласовать методы аудита и рассмотреть вопросы обеспечения ресурсами и планирования аудита. Если в проверяемой организации действуют две или более систем менеджмента в различных сферах деятельности. то программа аудита может включать комплексные аудиты.

5.5.4    Отбор членов аудиторской группы

Лицу(ам). осуществляющему(им) управление программой аудита, следует назначить членов аудиторской группы, включая руководителя группы и технических экспертов, необходимых для конкретного аудита.

Аудиторскую группу следует формировать с учетом компетентности, необходимой для достижения целей отдельного аудита в рамках определенной области. Если имеется только один аудитор, ему следует исполнять все применяемые обязанности руководителя группы.

Примечание — Раздел 7 содержит руководящие указания по определению компетентности, необходимой для членов аудиторской группы, и описывает процессы оценивания аудиторов.

Чтобы гарантировать общую компетентность аудиторской группы, необходимо выполнить следующие шаги:

—    определение компетентности, необходимой для достижения целей аудита;

—    отбор членов аудиторской группы осуществлять таким образом, чтобы группа в целом обладала необходимой компетентностью.

При принятии решения в отношении численности и состава группы для конкретного аудита, следует учесть:

a)    общую компетентность аудиторской группы, необходимую для достижения целей аудита, принимая во внимание область и критерии аудита:

b)    сложность аудита;

c)    является ли аудит комплексным или совместным;

d) выбранные методы аудита;

e) обеспечение беспристрастности и объективности во избежание конфликта интересов в процессе аудита;

f)    способность членов аудиторской группы эффективно работать и взаимодействовать с представителями проверяемой организации и соответствующими заинтересованными сторонами;

д) внешние и внутренние факторы, такие как язык аудита и социальные и культурные характеристики проверяемой организации. Эти вопросы могут рассматриваться самим аудитором, если он обладает соответствующим умением, или совместно с техническим экспертом, также учитывают необходимость в переводчиках.

Ь)тип и сложность процессов, подлежащих аудиту.

Там. где целесообразно, руководителю программы аудита следует обсудить с руководителем аудиторской группы состав этой группы.

Если необходимая компетентность не обеспечивается аудиторами в группе, в нее следует включить дополнительно технических экспертов необходимой квалификации.

В группу можно включить аудиторов-стажеров, которые должны работать под руководством аудитора.

В процессе аудита может потребоваться пересмотр состава группы, например в случае конфликта интересов или возникновения сомнений в компетентности. Такие ситуации следует обсудить с соответствующими сторонами (например, руководителем группы, лицом(ами), осуществляющим(ими) управление программой аудита, заказчиком аудита или проверяемой организацией] до внесения каких-либо изменений.

5.5.5 Возложение ответственности на руководителя группы аудита за конкретный аудит

Лицу(ам). осуществляющому(им) управление программой аудита, следует назначить руководителя по проведению отдельного аудита.

Назначение следует сделать заранее, чтобы до начала аудита оставалось достаточно времени для эффективного планирования аудита.

Чтобы обеспечить эффективное проведение конкретного аудита, руководителю аудиторской группы следует предоставить следующую информацию в отношении:

a) цели аудита;

b)    критерии аудита и любую относящуюся к делу документированную информацию;

c)    область аудита, включая идентификацию организации и ее функций и процессов, подлежащих аудиту:

d) методы и процессы аудита;

е) состав аудиторской группы;

f) сведения для контактов с проверяемой организацией, места проведения аудита, даты и продолжительность проведения аудита;

д)распределение необходимых ресурсов для проведения аудита;

h) информацию, необходимую для оценки и рассмотрения выявленных рисков и возможностей для достижения целей аудита;

i)    информацию, которая помогает руководителю группы при взаимодействии с проверяемой организацией для повышения результативности программы аудита.

Информация для назначения, при необходимости, также должна включать, следующее.

—    рабочий язык и язык для отчетов по аудиту, если он отличается от языка аудитора или языка проверяемой организации;

—    требуемое содержание отчета по аудиту и кому он должен быть представлен.

• вопросы, относящиеся к конфиденциальности и защите информации, если требуется программой аудита;

—    все меры, касающиеся здоровья, безопасности и условий труда аудиторов.

—    требования к доставке или доступу к удаленным объектам;

—    требования к режиму безопасности и предоставлению прав доступа;

—    все действия, которые следуют проверить, например действия по итогам предыдущего аудита;

—    координирование с другой деятельностью по аудиту, например когда разные аудиторские группы проверяют схожие или связанные процессы в разных местах или в случае совместного аудита.

При проведении совместного аудита, важно достичь согласия среди организаций, проводящих аудиты, до его начала, относительно конкретных обязанностей каждой стороны, особенно с учетом полномочий назначенного руководителя аудиторской группы по данному аудиту.

5.5.6    Управление результатами выполнения программы аудита

Лицу(ам). осуществляющему(им) управление программой аудита, следует обеспечить выполнение следующих мероприятий:

a) оценка достижения целей для каждого отдельного аудита в рамках программы аудита:

b)    анализ и утверждение отчетов по аудиту касательно полноты охвата области и достижения целей аудита:

c)    анализ результативности действий, предпринятых для решения вопросов по обнаружениям аудита;

d) представление отчетов по аудиту соответствующим заинтересованным сторонам;

e) определение необходимости дополнительных аудитов.

Руководителю программы аудита следует рассмотреть, при необходимости:

—    доведение результатов аудита и передовой практики до сведения других подразделений организации;

—    применение указанного выше для других процессов.

5.5.7    Управление записями по программе аудита и их сохранение

Лицу(ам), осуществляющему (им) управление программой аудита, следует обеспечить создание записей по аудиту, управление ими и их поддержание для демонстрации выполнения программы аудита. Следует установить процессы по обеспечению требуемой конфиденциальности и защиты информации. связанных с записями по аудиту.

Записи могут включать следующее:

a) записи, касающиеся программы аудита, такие как:

—    график проведения аудитов:

—    цели и объем программы аудита;

—    риски и возможности, связанные с программой аудита, и соответствующие внешние и внутренние факторы;

—    анализ результативности программы аудита;

b)    записи, касающиеся каждого аудита, такие как:

—    планы и отчеты по аудиту;

—    объективные свидетельства и обнаружения аудита;

—    отчеты о несоответствии;

—    отчеты о коррекциях и корректирующих действиях.

—    отчеты о последующих действиях;

c)    записи, касающиеся группы, выполняющей аудит, по таким вопросам, как:

—    результаты оценки компетентности и деятельности членов аудиторской группы;

—    критерии выбора аудиторских групп и членов аудиторской группы и формирование групп;

—    поддержание и повышение уровня компетентности.

Форма и степень подробности записей должны демонстрировать, что цели программы аудита достигнуты.

5.6 Мониторинг программы аудита

Лицу(ам), осуществляющему(им) управление программой аудита, следует обеспечить проведение оценки;

a)    выполнен ли график и достигнуты ли цели программы аудита;

b)    деятельности членов аудиторской группы, включая ое руководителя и технических экспертов:

c)    способности аудиторских групп выполнить план аудита;

d) обратной связи с заказчиками аудита, проверяемыми организациями, аудиторами, техническими экспертами и другими причастными сторонами;

e) достаточности и адекватности документированной информации во всем процессе аудита.

Некоторые факторы могут определять необходимость изменения программы аудита. В их число

могут быть включены;

—    обнаружения аудита;

—    демонстрируемый уровень эффективности и зрелости системы менеджмента проверяемой организации;

—    результативность программы аудита;

—    область аудита или область программы аудита.

—    система менеджмента проверяемой организации;

—    стандарты и другие требования, которые организация обязуется выполнять;

—    внешние поставщики;

—    выявленные конфликты интересов;

—    требования заказчиков аудита.

5.7 Анализ и улучшение программы аудита

Лицу(ам). осуществляющему(им) управление программой аудита, и заказчику аудита следует проанализировать программу аудита, чтобы определить, достигнуты ли ее цели. Выводы, полученные при анализе программы аудита, следует применять как входные данные для процесса постоянного совершенствования программы.

Лицу(ам). осуществляющему(им) управление программой аудита, следует рассмотреть следующее:

—    результаты общего исполнения программы аудита;

—    идентификация областей и возможностей для улучшения;

—    внесение изменений в программу аудита, при необходимости;

—    анализ непрерывного повышения квалификации аудиторов в соответствии с 7.6;

—    отчет о результатах программы аудита и обсуждение с заказчиком аудита и соответствующими заинтересованными сторонами, насколько это уместно.

При проведении анализа программы аудита следует рассмотреть следующее;

a)    результаты и тенденции, определенные в ходе мониторинга программы аудита;

b) соответствие процессам программы аудита и соответствующую документированную информацию;

c)    меняющиеся потребности и ожидания соответствующих заинтересованных сторон;

d) записи по программе аудита;

e) альтернативные или новые методы аудита;

f)    альтернативные или новые методы оценки аудиторов;

д)эффективность мер реагирования на риски, и возможности, а также на внутренние и внешние факторы, связанные с программой аудита;

h)вопросы конфиденциальности и информационной безопасности, связанной с программой аудита.

6 Проведение аудита

6.1    Общие положения

В данном разделе содержатся руководящие указания по подготовке и проведению конкретного аудита как части программы аудита. На рисунке 2 представлен обзор типовой схемы проведения аудита. Степень, в которой положения данного раздела применимы, зависит от целей и области конкретного аудита.

6.2    Инициирование аудита

6.2.1 Общие положения

Ответственность за проведение аудита следует оставить за назначенным руководителем аудиторской группы (см. 5.5.5) до завершения аудита (см. 6.6).

Чтобы инициировать аудит, следует рассмотреть шаги, описанные на рисунке 1, однако их последовательность может отличаться в зависимости от проверяемой организации, процессов и конкретных обстоятельств аудита.

6.2.2    Установление контакта с проверяемой организацией

Руководителю аудиторской группы следует обеспечить установление контакта с проверяемой организацией. чтобы:

a) подтвердить каналы связи с представителями проверяемой организации;

b) подтвердить полномочия на проведение аудита.

c)    предоставить соответствующую информацию о целях, области, критериях, методах аудита, а также о составе аудиторской группы, включая технических экспертов;

^обратиться с заявкой на получение соответствующей информации для целей планирования, включая информацию о рисках и возможностях, определенных организацией и способы работы с ними;

е)определить применяемые законодательные и нормативные правовые требования, а также требования, соответствующие деятельности, процессам, продукции и услугам проверяемой организации;

0 подтвердить соглашение с проверяемой организацией в отношении степени раскрытия и обработки конфиденциальной информации;

д) разрабатывать мероприятия, необходимые для проведения аудита, включая график;

^определить положения, связанные с местоположением проверяемой организации, в отношении доступа, здоровья и безопасности, режима секретности, конфиденциальности и т. п.;

i)    согласовать вопрос о присутствии наблюдателей и необходимости в сопровождающих или переводчиках для аудиторской группы;

j)    определить области, которые предоставляют интерес, вызывают озабоченность или представляют риски проверяемой организации в связи с конкретным аудитом;

k)    решить проблемы в отношении состава аудиторской группы с проверяемой стороной или заказчиком аудита.

6.2.3    Определение возможности проведения аудита

Осуществимость аудита следует определить для того, чтобы получить обоснованную уверенность. что цели аудита могут быть достигнуты.

Для определения осуществимости следует рассмотреть такие факторы, как наличие:

a)    достаточной и надлежащей информации для планирования и проведения аудита;

b) соответствующего сотрудничества со стороны проверяемой организации;

c)    необходимого времени и ресурсов для проведения аудита.

Примечание — Ресурсы включают адекватную и подходящую информационную и коммуникационную технологию.

Там, где аудит неосуществим, заказчику аудита следует предложить альтернативу по согласованию с проверяемой организацией.

6.3    Подготовка к проведению аудита

6.3.1    Выполнение анализа документированной информации

Следует проанализировать соответствующую документированную информацию на систему менеджмента проверяемой организации, чтобы:

—    собрать информацию для понимания функций проверяемой организации и подготовки к аудиту и разработке рабочих документов (см. 6.3.4), например на процессы, функции;

—    составить общее представление об объеме документированной информации, чтобы определить возможное соответствие критериям аудита, возможные проблемные области, такие, как недостатки, упущения или конфликты.

В документированную информацию следует включить, но не ограничиваясь этим: документы на систему менеджмента и записи системы менеджмента, а также отчеты о предыдущих аудитах. При анализе документов следует учитывать среду проверяемой организации, включая ее размер, характер и сложность, а также связанные с этим риски и возможности. Также следует использовать область, критерии и цели аудита.

Примечание — Руководящие указания по проверке информации представлены в А.5.

6.3.2    Планирование аудита

6.3.2.1 Риск — ориентированный подход к планированию

Содержание

1    Область применения…………………………………………………………1

2    Нормативные ссылки…………………………………………………………1

3    Термины и определения………………………………………………………1

4    Принципы проведения аудита………………………………………………….4

5    Управление программой аудита…………………………………………………5

5.1    Общие положения……………………………………………………….5

5.2    Постановка целей программы аудита………………………………………….6

5.3    Определение и оценка рисков и возможностей для программы аудита…………………8

5.4    Разработка программы аудита………………………………………………8

5.5    Выполнение программы аудита……………………………………………..10

5.6    Мониторинг программы аудита……………………………………………..13

5.7    Анализ и улучшение программы аудита……………………………………….14

6 Проведение аудита…………………………………………………………14

6.1    Общие положения………………………………………………………14

6.2    Инициирование аудита……………………………………………………14

6.3    Подготовка к проведению аудита…………………………………… 15

6.4    Проведение аудита……………………………. 17

6.5    Подготовка и рассылка отчета по аудиту………………………………………22

6.6    Завершение аудита……………………… 23

6.7    Выполнение последующих действий по результатам аудита………………………..23

7    Компетентность и оценка аудиторов…………………………………………….23

7.1    Общие положения………………………………………………………23

7.2    Определение компетентности аудиторов………………………………………24

7.3    Разработка критериев оценивания аудитора……………………………………27

7.4    Выбор метода оценивания аудитора…………………………………………27

7.5    Проведение оценивания аудиторов………………………………………….27

7.6    Поддержание и повышение компетентности аудитора…………………………….27

Приложение А (справочное) Дополнительные руководящие указания для аудиторов по планированию и проведению аудита………………………………………….29

Библиография………………………………………………………………36

Руководителю аудиторской группы следует принять риск-ориентировамный подход для планирования аудита на основе информации, содержащейся в программе аудита и в документированной информации, предоставленной проверяемой организацией.

При планировании аудита следует учесть риски аудиторской деятельности в отношении процессов проверяемой организации и обеспечить основу для соглашения между заказчиком аудита, аудиторской группой и проверяемой организацией в отношении проведения аудита. Планирование должно обеспечить эффективный график и координацию проведений аудита, чтобы достигнуть цель аудита эффективно.

Подробность плана аудита должна отражать область и сложность аудита, а также риск недостижения целей аудита. При разработке плана аудита руководителю аудиторской группы следует рассмотреть:

a) состав аудиторской группы и ее общую компетентность:

b) подходящие методы выборки (см. А.6);

c)    возможности повышения результативности и эффективности аудиторской деятельности:

d) риски при достижении целей аудита, связанные с неэффективным планированием аудита;

e)    риски для проверяемой организации, создаваемые аудитом.

Риски для проверяемой организации могут возникать вследствие присутствия членов аудиторской группы, влияющих на обеспечение требований в области охраны труда, экологии и качества, и их присутствие может представлять определенную угрозу для продукции, услуг, персонала или инфраструктуры проверяемой организации (например, из-за загрязнений в чистых помещениях).

Для комплексных аудитов особое внимание следует уделять взаимодействиям между рабочими процессами и конкурирующими целями и приоритетами различных систем менеджмента.

6.3.2.2 Подробности планирования аудита

Масштаб и содержание плана аудита могут быть различными, например, для первоначального и последующих аудитов, а также для внутреннего и внешнего аудитов. План аудита должен быть достаточно гибким, чтобы можно было вносить в него изменения, которые могут стать необходимыми в процессе проведения аудита.

В плане аудита следует отразить или дать ссылки на следующее:

a)    цели аудита;

b) область аудита, включая идентификацию организации и ее функции, а также процессы, подлежащие аудиту:

c)    критерии аудита и всю представленную на рассмотрение документированную информацию;

d) места (физические и виртуальные), даты, ожидаемые сроки и продолжительность аудиторской деятельности, включая встречи с руководством проверяемой организации;

в)необходимость для аудиторской группы ознакомиться с оборудованием и процессами проверяемой организации (например, проведя поездку по объектам или путем применения информационной и коммуникационной технологии);

f)    методы аудита, которые предполагается использовать, включая объем выборки при аудиторской проверке, которая необходима для получения достаточного аудиторского свидетельства;

д)функции и обязанности членов аудиторской группы, а также сопровождающих лиц и наблюдателей;

h)распределение необходимых ресурсов на основе анализа рисков и возможностей, связанных с проверяемой деятельностью организации.

В плане аудита следует учесть, если это приемлемо, следующее:

—    определение представителя проверяемой организации для аудита;

—    рабочий язык и язык отчетов по аудиту, если он отличается от языка аудитора и/или от языка проверяемой организации;

—    вопросы, которые следует отразить в отчете по аудиту;

—    мероприятия, касающиеся логистики и связи, включая конкретные мероприятия в отношении мест, где будет проводиться аудит,

—    все конкретные меры, которые предполагается предпринять, чтобы учесть влияние рисков на достижение целей аудита и возникающие возможности;

—    вопросы, связанные с конфиденциальностью и защитой информации;

—    все действия по результатам предшествующего аудита или других источников, например полученных уроков, анализа проектов;

—    все действия по результатам запланированного аудита:

Введение

С момента публикации второго издания стандарта в 2011 г выпущен ряд новых стандартов на системы менеджмента, многие из которых имеют общую структуру, идентичные основные требования и общие термины и определения. В результате возникла необходимость рассмотреть расширенный подход к проведению аудиту систем менеджмента, а также предоставить организациям руководящие указания более общего характера. Результаты аудита могут обеспечить входные данные для аналитической стороны бизнес-планирования а также могут внести вклад в определение потребностей в улучшении и деятельности.

Аудит можно проводить по целому ряду критериев, взятых в отдельности или в сочетании, включая. но не ограничивая, следующие.

—    требования, определенные в одном или нескольких стандартах на системы менеджмента;

—    политики и требования, установленные соответствующими заинтересованными сторонами;

—    законодательные и нормативные правовые требования;

—    один или несколько процессов системы менеджмента, определенные организацией и другими сторонами;

—    план(ы) системы менеджмента, касательно обеспечения конкретных результатов системы менеджмента (например, план качества, план проекта).

Настоящий стандарт обеспечивает руководящие указания для организаций всех размеров и типов и для аудита различных областей и масштабов, включая аудиты, выполняемые большими аудиторскими группами, обычно для более крупных организаций, а также аудиты, выполняемые одним аудитором как для мелких, так и для крупных организаций. Эти руководящие указания следует адаптировать по области, сложности и масштабу программы аудита.

Данный стандарт уделяет особое внимание «внутренним аудитам» (аудит первой стороны) и аудитах. проводимых организациями у своих внешних поставщиков и иных внешних заинтересованных сторон (аудиты второй стороны).

Данный стандарт также можно использовать для внешнего аудита, выполняемого с целью, отличной от сертификации систем менеджмента третьей стороной. В стандарте ИСО/МЭК 17021-1 представлены требования к аудиту систем менеджмента для сертификации третьей стороной; данный стандарт может также представить дополнительные полезные руководящие указания (см. таблицу 1).

Таблица 1 — Различные типы аудита

Аудит первой стороны

Аудит второй стороны

Аудит третьей стороны

Внутренний аудит

Аудит внешнего поставщика

Аудит для сертификации и/или аккредитации

Аудит другой внешней заинтересованной стороны

Аудит соблюдения законодательства, нормативных правовых требований и аналогичных целей

Для упрощения понимания текста данного стандарта предпочительно употребление «система менеджмента» в единственном числе, при этом пользователь может адаптировать внедрение руководящих указаний к своей собственной ситуации. Это касается также выражений «физическое лицо» и «физические лица», «аудитор» и «аудиторы».

Настоящий стандарт предназначен для использования широким кругом потенциальных пользователей. включая аудиторов организации, внедряющие системы менеджмента, и организации, в которых необходимо провести аудиты по системам менеджмента согласно договорным или нормативным правовым требованиям. Пользователи данного стандарта могут, в то же время, применять эти руководящие указания для разработки своих собственных требований, касающихся аудита.

Руководящие указания, приведенные в данном стандарте, также можно использовать для декларирования о соответствии, они могут быть полезными для организаций, занимающихся обучением аудиторов или сертификации персонала.

Руководящие указания в настоящем стандарте довольно гибкие. Как указано в различных пунктах по тексту, их использование может различаться в зависимости от размера и уровня развития системы IV

менеджмента организации. Также принимается во внимание характер и сложность организации, подвергаемой аудиту, а также цели и область аудита.

Настоящий стандарт распространяется также на подход к комбинированному аудиту, в случае, когда проверяются две или более систем менеджмента в различных областях совместно. Там, где несколько систем менеджмента объединены в одну систему, принципы и процессы аудита будут такие же. как при проведении комбинированного аудита (иногда называемого интегрированным аудитом).

Данный стандарт обеспечивает руководящие указания по управлению программой аудита, по планированию и проведению аудитов систем менеджмента, а также по компетентности и оценке аудитора и аудиторской группы.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оценка соответствия РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

Conformity assessment. Guidelines for auditing management systems

Дата введения — 2021—07—01

1    Область применения

В настоящем стандарте представлены руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента. включая принципы проведения аудита, управление программой аудита и проведение аудитов систем менеджмента, а также руководящие указания по оценке компетентности лиц. участвующих в процессе аудита, включая деятельность лица (лиц), осуществляющего управление программой аудита, аудиторов и аудиторских групп.

Стандарт применим ко всем организациям, которым необходимо планировать и проводить внутренний или внешний аудит систем менеджмента или управлять программой аудита.

Положения настоящего стандарта могут применяться и для других типов аудита при условии, что будет уделено особое внимание вопросам, связанным с требуемым для этих целей уровнем специальной компетентности .

2    Нормативные ссылки

Нормативные ссылки в данном стандарте отсутствуют.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины и определения.

Организации ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для применения в стандартизации по следующим ссылкам:

—    онлайн-платформа ISO: https://www.iso.org/obp.

—    IEC Electropedia: https://www.electropedia.org/

3.1 аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс установления объективного свидетельства (3.8) и его объективного оценивания для получения степени соответствия критериям аудита (3.7).

Примечания

1    Внутренние аудиты, иногда называемые «аудитами первой стороны», проводятся обычно самой организацией или от ее имени.

2    Внешние аудиты включают так называемые «аудиты второй стороны» и «аудиты третьей стороны». Аудиты второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например, потребителями или другими лицами от их имени. Аудиты третьей стороны проводятся внешними независимыми аудитор-

Издание официальное

сними организациями, такими, как организации, осуществляющие сертифихацию/регистрацию соответствия или государственные органы.

[ИСО 9000:2015. 3.13.1. измененный — примечания также изменены]

3.2    комплексный аудит (combined audit): Аудит (3.1), проводимый в одной проверяемой организации (3.13) для двух и более систем менеджмента (3.18) одновременно.

Примечание — Если две или более систем менеджмента объединены в одну систему менеджмента, эту систему называют интегрированной системой менеджмента.

[ИСО 9000:2015. 3.13.2. измененный]

3.3    совместный аудит (joint audit): Аудит (3.1). проводимый в одной проверяемой организации (3.13) двумя и более проверяющими организациями.

[ИСО 9000:2015. 3.13.3]

3.4    программа аудита (audit programme): Мероприятия по проведению одного или нескольких аудитов (3.1). запланированные на конкретный период времени и направленные на достижение конкретной цели.

[ИСО 9000:2015. 3.13.4, измененный — в определение добавлена формулировка]

3.5    область аудита (audit scope): Объем и границы аудита (3.1).

Примечания

1    Область аудита обычно включает в себя описание физических и виртуальных мест проведения аудита, функций, структурных единиц, видов деятельности и процессов, а также охваченный период времени.

2    Виртуальное место проведения аудита — это место, где организация выполняет услуги, используя онлайн среду, разрешая физическим лицам, независимо от физического местоположения, исполнять процессы.

[ИСО 9000:2015. 3.13.5. измененный — примечание 1 изменено, примечание 2 добавлено]

3.6    план аудита (audit plan): Описание действий и мероприятий по проведению аудита (3.1).

[ИСО 9000:2015. 3.13.6]

3.7    критерии аудита (audit criteria): Совокупность требований (3.23), используемых как основа для сравнения с ними объективного свидетельства (3.8).

Примечания

1    Если критерии аудита являются правовыми (включая законодательные или нормативные правовые) требованиями. слова «соответствие» и «несоответствие» часто используют в обнаружениях аудита (3.10).

2    Требования могут включать политики, процедуры, рабочие инструкции, правовые требования, обязательства по контрактам и тд.

[ИСО 9000:2015, 3.13.7. измененный — изменено определение и добавлены примечания 1 и 2]

3.8    объективное свидетельство (objective evidence): Данные, подтверждающие наличие или истинность чего-либо.

При мечания

1    Объективное свидетельство может быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другим способом.

2    Объективное свидетельство для цели аудита (3.1) обычно включает записи, изложение фактов или другую информацию, которые имеют отношение к критериям аудита (3.7) и могут быть проверены.

[ИСО 9000:2015. 3.8.3]

3.9    свидетельство аудита (audit evidence): Записи, изложение фактов или другая информация, связанные с критериями аудита (3.2) и перепроверены.

[ИСО 9000:2015, 3.13.8]

3.10    обнаружения аудита (audit findings): Результаты оценивания собранных свидетельств аудита (3.9) по отношению к критериям аудита (3.7).

Примечания

1    Обнаружения аудита могут указывать на соответствие (3.20) или несоответствие (3.21).

2    Обнаружения аудита могут помочь в идентификации рисков, возможностей для улучшения или записи общепризнанной надлежащей практики.

3 Если критерии аудита выбираются из законодательных или нормативных правовых требований, обнаружения аудита сводятся к соответствию или несоответствию.

[ИСО 9000:2015, 3.13.9. измененный — изменены примечания 2 и 3]

3.11    заключение по результатам аудита (audit conclusion): Выход аудита (3.1) после рассмотрения целей аудита и всех обнаружений аудита (3.10).

[ИСО 9000:2015. 3.13.10]

3.12    заказчик аудита (audit client): Организация ипи лицо, заказавшее аудит (3.1).

Примечание — В случае внутреннего аудита заказчиком аудита также может быть проверяемая организация (3.13) или лицо (лица), несущее(ие) ответственность за управление программой аудита. Запросы на внешний аудит могут поступать от таких организаций, как регулирующие органы, стороны контракта, потенциальные или существующие заказчики.

[ИСО 9000:2015. 3.13.11. измененный —добавлено примечание 1]

3.13    проверяемая организация (auditee): Организация, в целом или частями подвергающаяся аудиту.

[ИСО 9000:2015, 3.13.12. измененный]

3.14    аудиторская группа (audit team): Один или несколько лиц. проводящих аудит (3.1). при необходимости. поддерживаемые техническими экспертами (3.16).

Примечания

1    Один аудитор (3.15) из аудиторской группы (3.14) назначается руководителем группы.

2    Аудиторская группа может включать аудиторов-стажеров.

[ИСО 9000:2015. определение 3.13.14]

3.15    аудитор (auditor): Лицо, которое проводит аудит (3.1).

[ИСО 9000:2015. 3.13.15]

3.16    технический эксперт (technical expert): Лицо, которое предоставляет специальные знания или опыт аудиторской группе (3.14).

Примечания

1    Специальные знания или опыт относятся к организации, процессам или деятельности, товарам, услугам, отрасли знаний, подвергаемым аудиту (3.1) или к языку и культуре.

2    Технический эксперт не имеет полномочий аудитора (3.14) в аудиторской группе (3.15).

[ИСО 9000:2015, 3.13.16. измененный — изменены примечания 1 и 2]

3.17    наблюдатель (observer): Лицо, сопровождающее аудиторскую группу (3.14). но не участвующее в аудите (3.15).

[ИСО 9000:2015, 3.13.17. измененный]

3.18    система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей, и процессов (3.24) для достижения этих целей.

Примечания

1    Система менеджмента может относиться к одному или нескольким аспектам деятельности, например, менеджмент качества, финансовый менеджмент или экологический менеджмент.

2    Элементы системы менеджмента определяют структуру организации, роли и ответственность, планирование, функционирование, политики, практики, правила, убеждения, цели и процессы для достижения этих целей.

3    Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные функции организации, определенные части организации, одну или более функций в группе организаций.

[ИСО 9000:2015. определение 3.5.3, измененный — удалено примечание 4]

3.19    риск (risk): Влияние неопределенности.

Примечания

1    Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата — позитивном или негативном.

2    Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности.

3    Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009. 3.5.1.3) и их последствиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009,3.6.1.3). или к их комбинации.

4    Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними вероятностей (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1) возникновения.

(ИСО 9000:2015. 3.7.9. измененный — удалены примечания 5 и 6]

3.20    соответствие (conformity): Выполнение требования (3.23).

(ИСО 9000:2015. 3.6.11. измененный — удалено примечание 1)

3.21    несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.23).

[ИСО 9000:2015. 3.6.9, измененный — удалено примечание 1]

3.22    компетентность (competence). Способность применять знания и умения для достижения намеченных результатов.

[ИСО 9000:2015. 3.10.4. измененный — удалено примечание 1]

3.23    требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Примечания

1    Слова «обычно предполагается» означают, что это общепринятая практика организации и заинтересованных сторон, что рассматриваемые потребности или ожидания предполагаются.

2    Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации.

[ИСО 9000:2015. 3.6.4. измененный — удалены примечания 3. 4. 5 и 6]

3.24    процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, использующая входы для получения намеченного результата.

[ИСО 9000:2015. 3.4.1. измененный — удалены примечания]

3.25    результаты деятельности (performance): Измеримый итог.

Примечания

1    Результаты деятельности могут относиться к количественным и качественным полученным данным.

2    Результаты деятельности могут относиться к менеджменту действий, процессах» (3.24). продукции, услугам. системах» или организациям.

[ИСО 9000:2015, 3.7.8, измененный — удалено примечание 3]

3.26    результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

[ИСО 9000:2015. 3.7.11. измененный — удалено примечание 1]

4 Принципы проведения аудита

Процесс проведения аудита основан на соблюдении нескольких принципов. Эти принципы помогают аудиту быть результативным и надежным инструментом следования политике менеджмента и использования средств контроля, обеспечивая информацией, на основе которой организация может улучшать результаты своей деятельности. Приверженность этим принципам является предпосылкой для получения заключений аудита, соответствующих, и достаточных для того, чтобы аудиторы, работающие независимо друг от друга, делали аналогичные заключения в аналогичных обстоятельствах.

Руководящие указания, приведенные в разделах 5 — 7. основаны на семи следующих принципах.

a) Честность: основа профессионализма

Аудиторам и руководителю программы аудита следует:

—    выполнять свою работу честно, старательно и ответственно;

—    проводить аудит только тогда, когда это позволяет их компетентность;

—    выполнять свою работу беспристрастно, т. е. оставаться справедливым и непредубежденным во всех своих действиях;

—    быть осмотрительным к любым влияниям, которые могут быть оказаны на их мнения при выполнении аудита.

b)    Беспристрастное представление: обязательство представлять правдивые и точные отчеты

В обнаружениях аудита, заключениях и отчетах по аудиту следует правдиво и точно отражать действия по аудиту. Существенные препятствия, встреченные в процессе аудита, а также неразрешенные мнения и разногласия между аудиторской группой и проверяемой организацией следует отражать в отчетах. Сообщения должны быть правдивыми, точными, объективными, своевременными, четкими и полными.

c)    Должная профессиональная осмотрительность: прилежание и обдуманность решений при проведении аудита

Аудиторам следует проявлять должную тщательность в соответствии с важностью задачи, которую они выполняют, и доверием, которое им оказывает заказчик аудита и другие заинтересованные стороны. Важным фактором в выполнении их работы с должной профессиональной тщательностью является способность принимать обдуманные решения в любых ситуациях в процессе аудита.

d)    Конфиденциальность: защита информации

Аудиторам следует проявлять осторожность при использовании и защите информации, полученной в ходе выполнения своих обязанностей. Информацию, полученную при аудите, не следует использовать в корыстных целях аудитора или заказчика аудита, либо таким способом, который нанесет ущерб законным интересам проверяемой организации. Эта концепция включает надлежащее обращение с конфиденциальной и требующей особого отношения информацией.

e)    Независимость: основа беспристрастности аудита и объективности заключений аудита

Аудиторам следует быть независимыми от деятельности, подлежащей аудиту всегда, где это осуществимо, и во всех случаях действовать независимо от пристрастий и конфликта интересов. При проведении внутренних аудитов аудиторам следует быть независимыми от проверяемых функций, если это осуществимо. Аудиторам следует сохранять объективность в процессе аудита, чтобы обеспечить уверенность, что обнаружения и заключения аудита основаны только на свидетельствах аудита.

Для небольших организаций невозможно обеспечить, чтобы внутренние аудиторы были полностью независимыми от деятельности, подвергаемой аудиту, однако следует приложить всо силы, чтобы избежать предвзятости и соблюсти объективность.

0 Подход, основанный на свидетельстве: рациональный метод достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в систематическом процессе аудита

Свидетельство аудита должно быть проверяемым. Оно, в общем, должно быть основано на выборках имеющейся информации, поскольку аудит проводится в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Следует применять соответствующие выборки, так как это связано с уровнем доверия к заключению по аудиту.

д) Риск-ориентированный подход, подход, учитывающий риски и возможности

Риск-ориентированный подход должен оказывать существенное влияние на планирование, проведение и отчетность по аудитам, чтобы обеспечить уверенность, что аудит сфокусирован на вопросах, имеющих значение для заказчика аудита и для достижения целей программы аудита.

5 Управление программой аудита

5.1 Общие положения

Следует разработать программу аудита, которая может включать аудиты, ориентированные на один или несколько стандартов на системы менеджмента или иные требования, проводимые либо отдельно. либо в совокупности (комбинированный аудит).

Объем программы аудита следует устанавливать, исходя из размера и характера проверяемой организации, а также из характера, функциональности, сложности, типа рисков и возможностей, и уровня развития систем(ы) менеджмента, подлежащих(ей) аудиту.

Функциональность системы менеджмента может оказаться даже более сложной, когда большинство важных функций отдано сторонним исполнителям и управляются под руководством других организаций. Особое внимание следует обратить на то. где именно принимаются наиболее важные решения и как формируется высшее руководство системы менеджмента.

В том случае, если у организации имеется несколько мест/площадок (например, в разных странах) или в случае, когда большинство важных функций отдано сторонним исполнителям и управляются под руководством других организаций, особое внимание следует обратить на проектирование, планирование и валидацию программы аудита.

В случае организаций меньшего масштаба или менее сложных организаций программа аудита может быть сокращена соответствующим образом.

Чтобы понять среду проверяемой организации, программа аудита должна принять во внимание:

—    цели организации;

—    соответствующие внешние и внутренние факторы;

—    потребности и ожидания соответствующих заинтересованных сторон:

—    требования к защите и конфиденциальности информации.

Руководящие указания по аудиту систем менеджмента

Оставить заявку

Разработка документации

Типовая документация

Обучение

Доработка системы

Ресертификация

СМК под ключ

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

ISO 19011:2018 | ГОСТ Р ИСО 19011-2021

ISO 19011:2018 (ГОСТ Р ИСО 19011-2021) — это международный стандарт, который устанавливает нормы и правила проведения аудитов систем менеджмента. Положения стандарта ISO 19011 можно применять для проведения внутренних и внешних аудитов различных систем менеджмента: безопасности пищевой продукции, качества, охраны труда и социальной ответственности, информационной безопасности, экологического менеджмента, энергетического менеджмента и т. д.
Стандарт разработан Международной организацией по стандартизации. Первое издание ISO 19011 было опубликовано в 2002 году. На сегодняшний день актуальной является 3-я версия стандарта, изданная в 2018 году.

Требования ISO 19011:2018

Стандарт ISO 19011 содержит в себе требования к проведению аудитов различных систем менеджмента. Они базируются на следующих принципах:

  • Честность и профессионализм — аудиторы должны быть компетентны и выполнять работы по аудиту честно, старательно, ответственно.
  • Беспристрастность отчетов — аудиторам следует предоставлять правдивые и точные отчеты.
  • Профессиональная осмотрительность — аудиторам необходимо понимать важность поставленной задачи и оправдывать доверие со стороны заказчика.
  • Конфиденциальность — аудиторам нужно надлежащим образом обращаться с конфиденциальной информацией.
  • Независимость — аудиторам следует быть непредвзятыми действовать независимо от пристрастий и конфликтов интересов.
  • Воспроизводимость заключений аудита — результаты аудита можно должны быть воспроизводимыми и проверяемыми.
  • Риск-ориентированный подход — аудиторы должны учитывать риски при планировании и проведении аудитов и составлении отчетности по ним.

Стандарты системы менеджмента качества

ISO 9001:2015

Cистема менеджмента качества
(международный стандарт)

ГОСТ Р ИСО
9001-2015

Cистема менеджмента качества
(российский стандарт)

ISO 14001:2015

Система экологического менеджмента

ИСМ
(9001+14001+45001)

Интегрированная система менеджмента

ISO 45001:2018

Безопасность труда и охрана здоровья

ISO 13485-2016

Изделия медицинские
Система менеджмента качества

ГОСТ РВ
0015-002

Система разработки и постановки на производство военной техники
Система менеджмента качества

СТО ГАЗПРОМ
9001:2018

Система менеджмента качества

IATF 16949:2016

Система менеджмента качества для производств автомобильной промышленности и организаций, производящих соответствующие сервисные части

OHSAS 18001:2007

Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

FSC

Сертификация лесной промышленности

CE certification

Сертификация продукции

УСЛУГИ ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ ПО ISO 19011

Представительства компании ЭКСПЕРТ ГАРАНТ

Проконсультируйтесь с экспертом из вашего города

Укажите ваши контакты и город в котором вы хотите встретиться

Обучение по стандарту ISO 19011:2018

ISO 19011 содержит в себе правила и указания, которые можно применять при подготовке и проведении аудитов различных систем менеджмента: качества, безопасности, социальной ответственности и других. Поэтому обучение по ISO 19011 — это возможность научиться проводить аудиты систем менеджмента по стандартам ISO на предприятиях различных отраслей, независимо от их масштаба. Курсы по ИСО 19011 будут полезны для следующих категорий обучающихся:

  • директора и менеджеры отделов качества;
  • специалисты по безопасности;
  • технологи;
  • руководители предприятий;
  • внутренние и внешние аудиторы систем менеджмента.

Компания “ЭКСПЕРТ ГАРАНТ” проводит обучение по стандарту ISO 19011 по специальной программе, которая включает в себя как теоретическую, так и практическую часть. В результате вы получите ценные теоретическая знания о принципах и требованиях стандарта и научитесь планировать, организовывать и проводить аудиты систем менеджмента, а также анализировать их результаты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по защите металлоконструкций
  • Таблетки ранкоф от чего они помогают инструкция по применению взрослым
  • Инструкция по охране труда для ветеринарного врача на мясокомбинате
  • Порядок выплаты 5000 рублей за классное руководство
  • Реле контроля уровня жидкости pz 829 инструкция