Исследование урока руководство

Что это? Метод исследования урока позволяет проанализировать сильные и слабые стороны не столько самого педагога, сколько процесса преподавания. Ведь организовать его можно по-разному, а, значит, и получить разный отклик от учеников.

Как проводится? Существуют разные способы проведения подобного анализа. Можно использовать новаторский подход с учётом специфики учебного заведения и его воспитанников. Главное — понимать, что этот инструмент позволяет учителям помочь друг другу решить методические проблемы.

Оглавление:

  1. История появления метода исследования урока
  2. Для чего проводят исследование урока
  3. Особенности метода исследования урока
  4. Как выглядит исследование урока на практике
  5. Пошаговый алгоритм исследования урока

История появления метода исследования урока

Исследование урока — технология, нацеленная на улучшение качества обучения посредством совместной работы педагогов. Цель технологии – продуктивная работа учителей и прогресс учеников. Коллеги посещают уроки друг друга и отслеживают сильные и слабые стороны процесса обучения, делают всё возможное для мотивации и побед учащихся.

Метод исследования урока

Эта педагогическая технология была основана более века назад в Японии. Когда завершилась Вторая мировая война, страна восходящего солнца открылась для граждан других стран. Так методика исследования урока стала известна в США и Европе, стала осваиваться учёными. В XXI веке методология пришла и в страны бывшего СССР. Но везде имеются отличительные черты.

В связи с чем метод исследования урока популяризуется в России? В основном по причине низкой эффективности традиционных способов работы школьных методистов. Руководство методических объединений не имеет возможности с желаемой периодичностью посещать занятия из-за большой бюрократической нагрузки.

Директора и завучи также взаимодействуют с педагогами в основном по иным вопросам. Но сами учителя имеют возможность хорошо подготовить учащихся, помогая своим коллегам, комфортно работая в рамках данной эффективной технологии.

Для чего проводят исследование урока

Задачи, решаемые посредством метода исследования урока в действии:

  • развитие компетенций учителей, грамотной командной работы;
  • корректное взаимодействие педагогов друг с другом (в технологии не «разбора полетов»);
  • обмен полезными личными педагогическими приёмами;
  • постановка новых целей — приоритет обучающей работы;
  • развитие у педагогического состава навыков диагностики и прогнозирования результатов;
  • объективная «обратная связь» о работе педагога;
  • создание «ситуации успеха» для слабых учащихся;
  • акцент внимания на «пробелы» в педагогической деятельности коллег ( при коллегиальном анализе проблемы будут разобраны многогранно, найдутся пути их решения).

Метод исследования урока

Результаты методики исследования урока при внедрении:

  • осознание учителем важности планирования не только хода урока, но и личностно-ориентированной деятельности учащихся на уроке, дифференцированного обучения;
  • видение педагогом работы на уроке отдельного ученика, повышение его мотивации и интереса, активности и вовлеченности, итоговой успешности в учёбе;
  • сотрудничество, доброжелательное взаимодействие конкретного педагога с коллегами во имя общей цели – плодотворного обучения детей, совершенствование личного профессионального мастерства.

Особенности метода исследования урока

    • Метод исследования урока в действии не равняется способу контроля педагога, либо анализу его деятельности по критериям, например, стрессообразующего «открытого урока». Здесь не предполагается критика учителя – внимание направляется на действия и мотивацию учащихся.
    • Принимается к анализу и последующему решению одна конкретная задача: к примеру, продуктивная работа со «слабыми» учениками либо внедрение групповой работы. Берется проблематика актуальная в целом для школы, класса, параллели.
    • Происходит совместное планирование урока и постановка измеримых целей, достижимых для учащихся разных категорий. Наблюдение ведётся за тремя типичными учениками: «успевающим», «отстающим», «средним». Следовательно, работа проводится с разными ребятами, в том числе – не желающими контактировать.
    • Работа посредством трёх циклов проекта, трёх уроков по форме и итогового анализа способствует оперативной пробе и корректировке методических приемов, помогающих решить проблему.
    • Метод исследования урока помогает учителям сделать доступным «человеческий капитал» каждого из коллег (опыт, методики, лайфхаки).
    • Ситуация командной деятельности, коллективная проектная деятельность способствуют эффективному освоению и практическому применению актуальных сегодня навыков, транслируемых и учащимся, которые всё видят и понимают.
    • Ввиду концентрации внимания на деятельности определённых учащихся, в рамках занятий происходит реализация одного из важных трендов в системе образования — индивидуализации в обучении.
    • Происходит эффективная презентация и передача коллегам результатов проекта.

Как выглядит исследование урока на практике

Методика исследования урока — это широкий подход, строящийся таким образом:

  • группой педагогов (которую, кстати, не так просто организовать) определяется конкретная и важная для решения проблема или задача, связанная с обучением;
  • учителями выбирается и коллективно разрабатывается один определённый урок, ставятся цели и критерии измеримых характеристик для их достижения;
  • в определённом классе выбираются три характерных ученика с разной степенью успеваемости (отличник, среднего уровня, отстающий), что предполагает постановку конкретных целей и задач урока, рассчитанных на каждого из них;

Метод исследования урока

  • при проведении урока одним из педагогов, остальными ведётся наблюдение за выбранными учащимися и фиксация их реакций, успехов;
  • после урока в группе педагогов проходит обсуждение успешных и недоработанных моментов, повлиявших на ход занятия и решение задач урока;
  • подводятся итоги и прописываются планы по решению этой же проблемы на последующие уроки в том же классе;
  • обычно проводится такой группой три урока, потом цикл занятий повторяется уже с новыми вопросами для анализа.

Пошаговый алгоритм исследования урока

Шаг 1. Создание группы/групп педагогов.

Методику исследования урока в Российской Федерации внедряет как школьная администрация, так и инициируют сами педагоги. Наилучшее количество участников таких групп: 3 – 5 учителей.

При организации команды педагогов, превышающей 6 человек, у некоторых учителей получится только наблюдать, но активно не включаться в работу. При задействовании 3-х учителей уже каждый сможет и преподавать, и анализировать. Можно поработать и вдвоем.

Часто спрашивают: возможно ли включение в рабочую группу представителя школьной администрации? Да, в добровольном порядке может участвовать, к примеру, заместитель директора, что добавит значимости проекту.

При подборе педагогов для проекта учитывается не его предмет, а заинтересованность. При участии в рабочей группе только коллег по преподаваемому предмету дискуссия может получиться только по особенностям учебных материалов. Помимо этого, часто в небольших школах работает лишь один педагог по определённому предмету.

Метод исследования урока

Шаг 2. Предварительная встреча: выбор темы урока, согласование ценностей и правил

Изначально выбирается конкретная проблема, волнующая всех участников рабочей группы (общий интерес), затем – распределяются обязанности каждого. При наличии модератора педагог творчески раскроется, также будет своевременная фиксация всех решений. Для конструктивной работы важно поддержание одинакового статуса учителей – вне зависимости от стажа и опыта работы.

Шаг 3. Первая встреча: планирование урока № 1.

Участниками группы прописываются цели и задачи урока, его этапы; определяются три ученика с разной степенью успеваемости, их многоаспектные критерии, записываются итоговые вопросы, задаваемые ученикам по окончании урока, прогнозируются реакции, действия школьников. Отметим особую важность создания доброжелательной, конструктивной атмосферы и ситуации успеха для «отстающих» учеников, позитивных ожиданий при планировании урока.

При постановке целей педагоги отвечают на 4 вопроса:

  • Это обладает измеримостью?
  • Возможно достижение этого по итогам одного урока?
  • Как это видится с точки зрения ученика?
  • Это учебный результат?

Примеры ошибочно поставленных целей:

  • Познакомить с решением выражений со скобками (Если с темой познакомили – это не значит, что она понята).
  • Продолжать работу над задачами усвоенных видов (Это не цель, а тип деятельности).
  • Развивать у учеников вычислительные навыки, наблюдательность, смекалку, внимание (Так не формулируется цель отдельного урока, она растянута по времени).

Основные пункты планирования урока:

  • Чёткие ожидания по усвоению учащимися блоков материала.
  • Методы измерения полученных знаний, умений и навыков.
  • Реакция педагога в случае неудачи (ученики не смогли справиться).
  • Реакция учителя при быстром и успешном достижении целей  — поставленные задачи оказались простыми, и ученики легко с ними справились.

Метод исследования урока

Шаг 4. Проведение урока № 1.

Учитель № 1 проводит урок, а прочие представители педагогической группы, присутствуя на уроке, занимаются наблюдением и фиксацией нужных для последующего анализа по методике исследования урока (как вариант: просматривают видеозапись проведённого занятия).

После окончания урока учителя из рабочей группы проекта проводят интервью у трех заранее определённых учащихся – с высокой успеваемостью, среднего по успеваемости, «отстающего» в успеваемости по данному предмету. Им задаются заранее составленные вопросы.

План урока: таблица для заполнения наблюдателями

Этап

Ученик 1 (группа: отстающие) Ученик 2 (группа: средние) Ученик 3 (группа: успевающие)
 

Ожидаемая реакция

Наблюдаемый результат

Ожидаемая реакция

Наблюдаемый результат

Ожидаемая реакция

Наблюдаемый результат

Этап … Время

           

Этап … Время

           

Этап … Время

           

Результат урока

           

Примечания

           

Шаг 5. Обсуждение урока № 1.

Рабочая группа собирается на обсуждение и для проведения анализа в тот же день, когда было проведено первое занятие в рамках метода исследования урока. На основании выводов по ходу урока № 1 проходит планирование урока № 2 для педагога № 2.

Шаг 6. Второй и третий циклы проекта.

Аналогично проведению первого урока проводятся и анализируются уроки № 2 и № 3.

Шаг 7. Подведение итогов.

В группе сравниваются результаты планов и наблюдаемых итогов, делаются выводы.

Требования ФГОС предполагают формирование у современных учеников универсальных учебных действий, обеспечивающих способность самостоятельно организовывать свою учебную деятельность.

На современном этапе исторического развития общества актуализируются и приобретают значимость такие качества личности: способность мыслить творчески и самостоятельно обучаться; готовность восприятия новаторской мысли и создание условий её воплощения.

Благодаря исследовательской деятельности личность ученика приобретает всестороннее развитие и успешную социализацию, конкурентоспособность и неординарное мышление, творческий подход к выполнению поставленных задач.

Метод исследования урока

Формированию у обучающихся универсальных учебных действий способствует трансформация традиционных типов и видов уроков. К примеру, в рамках поставленных задач у обучающихся происходит автономное приобретение и усвоение различных знаний. Основная цель такого урока-исследования – получение учащимися функционального самостоятельного навыка проведения исследования, являющегося универсальным способом приобретения новых знаний.

Важно понимать, что нет универсальных способов, подходящих сразу для всех школ. Поэтому о положительных и отрицательных моментах метода исследования урока в своей школе нужно подумать заранее и грамотно его спланировать.

Статьи

Психология и педагогика

Исследование урока как форма организации методической работы в школе


Согласно наблюдениям экспертов, примерно 50% учителей по всей России изолированы от школьных коллег в профессиональном аспекте. Но именно учителя могут помочь друг другу решить методические проблемы — например, используя технологию «Исследование урока». О популярной мировой практике рассказала приглашенный спикер, руководитель проекта «Академия Директории», кандидат педагогических наук и магистр организационного консультирования Университета Манчестера — Екатерина Куксо.

17 октября 2019

Как японская методическая технология оказалась полезна в России

Исследование урока — технология, направленная на повышение качества обучения через совместную работу учителей. Если коротко: команда педагогов ставит перед собой определенную цель и совместно движется к ее достижению, посещая уроки друг друга и акцентируя внимание не на работе коллег, а на действиях и успехах нескольких выбранных учеников.

Технология зародилась в Японии примерно 100 лет назад. После Второй мировой войны, когда страна восходящего солнца приоткрылась для иностранцев, методическая идея просочилась в Европу и США, исследования в этой области расширились. В XXI веке метод пришел и на постсоветское пространство. Везде он имеет свои особенности.

Почему исследование урока набирает популярность в России? Традиционные способы организации методической работы в школе часто работают не так, как хотелось бы. Например, руководители методобъединений заняты бюрократической нагрузкой, и у них не остается времени на посещение уроков. Директорам и их заместителям тоже не хватает времени на взаимодействие с учителями. Но преподаватели могут помочь друг другу: в комфортных условиях работы, по технологии, доказавшей свою эффективность.

Особенности метода «Исследование урока»

  • Это не способ контроля учителя и не анализ урока. Обычно учителя опасаются критики в свой адрес, но здесь внимание направлено на работу учеников. То есть ситуация для учителя менее стрессовая, чем, например, открытый урок.
  • Решается одна конкретная проблема: например, как не допустить отставания «слабых» учеников, или как внедрить групповую работу и так далее. Берется та проблема, которая наиболее актуальна для школы, параллели, класса.
  • Педагоги вместе планируют урок и ставят измеримые цели, достижимые для разных учеников. Объектами наблюдения становятся 3 типичных ученика: «успевающий», «средний», «отстающий». То есть работа идет не только c «сильными» учениками, которые сами идут на контакт.
  • Три цикла проекта в форме трех уроков и последующего анализа позволяют оперативно пробовать и корректировать методические приемы для решения проблемы.
  • В совместной работе учителя получают доступ к «человеческому капиталу» друг друга (к опыту, методам, лайфхакам).
  • Преподаватели оказываются в ситуации командной работы, совместной проектной деятельности. Таким образом, они сами осваивают и применяют на практике навыки XXI века, которые должны транслировать своим ученикам.
  • Поскольку внимание концентрируется на действиях отдельных учеников, на уроках реализуется один из главных образовательных трендов — индивидуализация обучения.
  • Результаты проекта учителя могут эффектно презентовать, передать коллегам.

Проектная мастерская. 5-9 классы.

Проектная мастерская. 5-9 классы.

Модульный подход к представлению материала позволит учащимся освоить все этапы исследовательской деятельности и проектной работы: от выбора темы и обоснования её актуальности до представления выполненной работы на конференции, конкурсе или выставке. В процессе освоения данного курса школьники научатся правильно планировать свою деятельность, самостоятельно оценивать эффективность и результативность работы, использовать собственные умения для решения практических задач и достижения желаемого результата.

Купить

Пошаговый план исследования урока (апробирован «Академией Директории» в десятках российских школ)

  • Шаг 1. Создание группы/групп педагогов

Технология «Исследование урока» в России чаще всего внедряется администрацией школы. Но учителя и сами могут стать инициаторами проекта. Оптимальное число участников группы: 3-5 человек.

Если собирать большую команду, 6 человек и более, некоторые люди будут просто присутствовать, а не участвовать. Если проектом займется 3 учителя, то каждый из них окажется задействован как преподаватель. Возможна также работа в паре.

Частый вопрос: нужно ли включать в команду кого-то из администрации школы? Это не обязательно, но участие, например, заместителя директора, сразу поднимает статус проекта.

Учителя подбираются не по предметам, а по интересам. Если брать преподавателей одного предмета, то исследование, скорее всего, сведется к проработке учебного материала. Кроме того, во многих школах по некоторым предметам есть только один учитель.

  • Шаг 2. Предварительная встреча: согласование правил и ценностей, выбор темы и первого урока

Вначале необходимо выбрать проблему, которая волнует каждого участника группы (общий интерес) и распределить обязанности. Желательно наличие модератора, который поможет раскрыться каждому участнику группы и будет фиксировать все решения. Важно поддерживать одинаковый статус участников, независимо от опыта и должности.

  • Шаг 3. Первая встреча: планирование урока № 1

Участники группы устанавливают цели урока, выбирают из класса трех учеников с разной успеваемостью, критерии для каждого из них, договариваются об этапах урока, вопросах для интервью учеников после урока, пытаются спрогнозировать действия и реакции учеников. Здесь очень важно не демонстрировать низкие ожидания, связанные с «отстающими» учениками, а мыслить позитивно, планировать хороший урок, в котором найдется ситуация успеха для каждого.

При постановке целей нужно ответить на 4 вопроса:

  • Это измеримо?
  • Этого можно достигнуть за один урок?
  • Как это звучит с позиции ученика?
  • Это учебный результат?

Примеры ошибочных целей:

  • Познакомить с решением выражений со скобками (Знакомство с темой не означает понимание).
  • Продолжать работу над задачами изученных видов (Не цель, а тип деятельности).
  • Развивать наблюдательность, внимание, смекалку, вычислительные навыки (Неизмеримо в рамках одного урока).
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий. (В такой формулировке получается цель не для ученика, а для учителя).

Ключевые точки планирования урока:

  • Ожидания относительно того, что должны освоить ученики.
  • Способы измерения этих знаний и навыков.
  • Реакция в случае неудачи (ученики не справились).
  • Реакция в случае быстрого достижения целей (слишком легкие задачи или ученики освоили все раньше).
  • Шаг 4. Проведение урока № 1

Учитель № 1 проводит урок, остальные участники группы присутствуют и наблюдают, или после смотря в записи. По окончании урока присутствующие учителя интервьюируют трех выбранных учеников.

План урока: таблица для заполнения наблюдателями

Этап Ученик 1 (группа: отстающие) Ученик 2 (группа: средние) Ученик 3 (группа: успевающие)
Ожидаемая реакция Наблюдаемый результат Ожидаемая реакция Наблюдаемый результат Ожидаемая реакция Наблюдаемый результат
Этап … Время
Этап … Время
Этап … Время
Результат урока
Примечания
  • Шаг 5. Обсуждение урока № 1

Группа собирается (как правило, в день проведения первого урока) и проводит анализ. На основе выводов по уроку № 1 планируется урок № 2 для учителя № 2.

  • Шаг 6. Второй и третий циклы проекта

По аналогии с первым уроком проводятся и обсуждаются уроки № 2 и № 3.

  • Шаг 7. Подведение итогов

Группа сравнивает результаты планирования и наблюдения, делает выводы. Как правило, итог исследования презентуется на школьном или внешкольном мероприятии. Если презентация проходит вне школы, то статус проекта в школе, конечно, видится выше.

Представленный пошаговый план оказался наиболее эффективным в условиях российского контекста, но он не является единственно возможным. К слову, самое распространенное препятствие в России на пути к применению технологии «Исследование урока» — острая нехватка времени учителей. Разумеется, при высокой загрузке на собственных занятиях сложно выкроить силы на то, чтобы посетить уроки коллег, участвовать в их планировании. Однако результат совместного проекта, решение острых проблем позволяет в дальнейшем существенно экономить свое время и трудозатраты.

#ADVERTISING_INSERT#

http://mcsed.net/cms/lib07/TN01917102/Centricity/Domain/59/learningcommunity.gifКУЛАГА  
ОЛЬГА  СЕМЕНОВНА

учитель 1-го
(продвинутого) уровня

КГУ «Средняя школа
с ДМЦ имени

Кудыса Абсаметова,
Героя Социа-

листического
Труда»

«Исследование
урока»- необходимый подход

                                  в
повышении профессионального мастерства.

                                                  
Человек не может по-настоящему 

                           
                               усовершенствоваться, если не помогает

                            
                              усовершенствоваться другим.

                                                 
                                                        Диккенс Ч.

 Система
образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями,
в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться
инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в
практической деятельности подходов в преподавании и обучении .  Учителя сегодня
нуждаются в обучении и поддержке, в частности в углублении понимания вопросов
планирования конкретных уроков, которые связаны с высокой познавательной
потребностью и потенциальными проблемами управления классом при использовании методов,
ориентированных на учеников

  Задача каждого
учителя в современной школе – это повышение своего профессионального
мастерства. Повышаем свое профессиональное мастерство через обмен опытом с
коллегами, посредством посещения семинаров и тренингов, через внедрение в
практику подхода «Исследование урока»

( Lesson Study). Ключевыми характеристиками
«Исследования урока» являются креативность и научная точность. Креативность
инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых
подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении
ученика, который  будет подтверждать эффективность используемых подходов. Данный
подход по существу, является коллаборативным подходом в обучении учителей и
развития их практики преподавания и обучения, поскольку предполагает ряд
исследовательских циклов. Центральное место в данном подходе
 
имеет
процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие
учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса ;
Каким образом возможно
развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения?(Руководство
для учителя, стр 146, 147, 2012). 
  Работая в небольшой группе, учителя сотрудничают друг с другом,
совместно обсуждают цели обучения, планируют фактически урок  (так
называемый «урок исследования»), чтобы наблюдать, как это работает на
практике, а затем пересмотреть и доложить о результатах для того, чтобы другие
учителя могли

извлечь из этого пользу. 

       «Исследование урока»- это  профессиональный подход к обучению,
который предполагает:

понимание  сущности
процесса обучения;

методику взаимодействия с
коллегами; 

способы поддержки коллег. 

    В процессе  исследования урока, учителя работают вместе, 
планируют урок, корректируют, подбирают методы и стратегии,  наблюдают,
анализируют урок и работу учащихся А,В,С. на уроке, обучение класса в целом,
опрашивать исследуемых учащихся, с целью изучения их реакции на применяемый
метод.

  Чаще всего
учитель  самостоятельно работает над разработкой урока, подборе методов и
стратегий, что не всегда бывает верным, наблюдать во время урока, это не всегда
получается, анализировать ситуацию- то что запланировано может не давать  в
реальности результата. 

   Внедрение
подхода «Исследование урока» процесс сложный- нет возможности в школе с 6-ти
дневным обучением,  двухсменными занятиями- прервать процесс и назначить день
для проведения урока из данной серии, еще есть причина сложности-
наполняемость  учащихся в классе от 25 до 35 учащихся- а это формирование 6 и более
групп, а это значит нет возможности у учителя сосредоточить внимание на
конкретном ученике – вот тут то и помогут наблюдатели- коллеги.

    А  
 совместное планирование и сотрудничество помогает  учителям развивать  и совершенствовать
педагогические подходы для удовлетворения потребностей учащихся и своего
профессионального роста, так как все аспекты обучения рассматриваются не только
со своей позиции, но и глазами коллег.

 Для реализации
подхода «Исследование урока» ( Lesson study) необходимо следовать следующим
правилам:

1. Относится к друг другу с уважением.

2. Согласование ключевой идеи
исследования. Чему учить и кого?

3. Изучение исследовательской литературы.

4. Определение конкретного класса и
кандидатуры 3 «исследуемых» учеников с высоким, средним, низким уровнем
успеваемости.

5. Планирование исследовательского урока,
акцентируя внимание на том, как материал будет усвоен тремя «исследуемыми»
учениками.

 6. Наблюдение учителей за «исследуемыми»
учениками и фиксирование их результатов.

7. Интервьюирование нескольких учеников
класса для выяснения их мнения об эффективности исследовательского урока.

 8. Обсуждение исследовательского урока
после его окончания. (
Lesson Study,
руководство, Пит Дадли, 2011 год, стр 11-12).

   Первым этапом реализации данного подхода мы начинали со знакомства
учителей с данным подходом на коучинг-сессии, на которой учителя уже отметили
положительные стороны данного приема в повышении профессионального мастерства.
Затем продолжили с  формированием группы учителей, осуществляющих  внедрение
данного подхода в образовательный

процесс,  выбор класса в котором будем проводит исследование урока,
предмет. Учитель добровольно проводит исследовательский урок. Мы решаем своей
командой как будем наблюдать, как будем собирать информацию об учащихся, как
проведем беседу , какие зададим вопросы наблюдаемому. Закрепляем конкретно
каждого ученика А,В,С за конкретным учителем. Кроме наблюдения за учениками
каждый учитель оценивает весь ход урока, фиксируя положительные и отрицательные
моменты (то есть что особенно удалось на уроке, а что необходимо изменить при
разработке плана для последующего урока). И так, мы приступаем к разработке
урока- наша задача рассмотреть все этапы урока- вызов, осмысление, рефлексия,
продумать, подобрать стратегии, которые  соответствуют целям и задачам урока,
ведь мы работаем над повышением
качества знаний
учащихся и повышением мотивации к процессу обучения.
Значит методы, которые мы подобрали должны  нести в себе  научность и которые
будут в дальнейшем разрабатываться и совершенствоваться;
 в то же время урок для ребенка, с любым уровнем знаний, должен
быть захватывающим, интересным, чтобы не  возникло желания у ребенка отвлечься
от темы, чтобы его не охватила скука, а значит нужно учитывать возрастные
особенности детей, их  умения работать  в  группе.

Второй этап- это
проведение урока, наблюдение за учениками А,В,С, беседа с учениками,
определить, что  получилось на уроке, что не удалось и почему.

Учитель
–наблюдатель, использует специальную карту для наблюдений, где фиксирует все
моменты .

Какова цель обучения
на данном исследовании урока . Разработка какой методики обучения
является целью данного подхода? Совершенствование…

Какова цель обучения
на данном исследовании урока . Разработка какой методики обучения
является целью данного подхода? Совершенствование…

Текущие достижения и
критерии успеха

Опишите
результаты в рамках конкретных аспектов, которые Вы ожидаете от учеников по 
окончании

Исследуемый ученик А
(В,С) ……………………..

Критерии успеха
для данной фокусной группы

ЭТАП
СЕРИИ УРОКОВ

Каким мы
ожидаем ответ ученика

Как он
(она, они) отвечают в результате

Этап_____примерное
время

Этап____примерное
время

Заключительны 
этап

Примерное
время

Что учащиеся смогли
сделать? (какого прогресса они достигли, и каковы тому подтверждения?)

Предварительные идеи

Что тебе больше всего
понравилось на уроке?

Чему ты научился?

Что ты сейчас можешь
делать из того, что не мог делать прежде?

Что ты можешь сделать
лучше?

Насколько лучше?

Какая часть обучения
была для тебя наиболее эффективна?

Если этот же урок
будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем

Для беседы с
учеником А,В,С  используем следующие вопросы

Следующий этап исследования урока- анализ
проведенного первого урока, анализ наблюдений за учениками А,В,С, обсуждение
опроса учащихся по окончании урока,
 с целью определить
их мнение о том, что было для них полезно, что, по их мнению, они узнали, и
как, на их взгляд, можно было бы изменить урок, сделать его еще более
эффективнее, если бы он проводился повторно, в другом классе,  «+» и «-« 
урока. Цель обсуждения состоит не в том, чтобы оценить урок, а исправить точку
зрения учителей и углубить рефлексию каждого участника. Во время обсуждения мы
используем стикеры разного цвета. Команда обсуждает результаты и оценивает
прогресс в обучении обучающегося.  Планирование второго урока, проводить будет
второй учитель начальных классов.

Проводится второй урок- один член команды
обучает уроку, в то время как остальные наблюдают и собирают данные по обучению
учащегося.

Последний этап
внедрения подхода «Исследование урока» — обсуждение урока- в результате
которого  согласуем изменения в подходах обучения , которые будут предприняты 
и популяризованы в дальнейшем.
 Стратегии и
методы, которые были наиболее эффективны на данном уроке. Методика подхода
«Исследование урока» эффективна, поскольку помогает учителям:

 — увидеть
обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях,
чем это обычно возможно;

 — увидеть разницу
между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей,
и тем, что происходит в реальности;

 — понять, как планировать обучение, чтобы
оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся.

«Исследование урока» – это
разумное соотношение цены и качества, если мы действительно создаем возможность
для внедрения результатов этой методики в практику как учителей, занимающихся
исследованием,

так
и других коллег в школе.
(Lesson Study,
руководство, Пит Дадли, 2011 год, стр 4).

Используемая
литература: 1) «Руководство для учителя»  (1-го продвинутого

                                                  
уровня),  АОО «Назарбаев Интеллектуальные

                                          
        школы», 2012 год

                                              
2)
Lesson Study, руководство, Пит Дадли, 2011 год,

                                              
3)
«LESSON STUDY» КАК СПОСОБ

                                                  
         СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ

                          
                        Методическое пособие,Национальная академия

                                                  
образования им. И. Алтынсарина, Астана, 2014 год

Как организовать и провести урок-исследование

Главная цель образования — воспитание творческой личности учащегося, способной к саморазвитию, самоусовершенствованию, поэтому в качестве приоритетного дидактического подхода в обучении и воспитании я выбрала поисковый, исследовательский.

На уроках-исследованиях ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач. Например, для обучения предмету необходимо решить следующие задачи:

• приобретение учащимися общеучебных умений (работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.);

• приобретение учащимися специальных знаний и умений (усвоение фактического материала по предмету);

• приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.).

Для обучения исследовательской деятельности требуется решить другую задачу — приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:

• знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности;

• знание методики научного исследования;

• умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.

По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на следующие типы: изучение нового материала, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний, контроль и коррекция знаний, а также комбинированные уроки.

По объему осваиваемой методики научного исследования можно выделить уроки с элементами исследования и уроки-исследования.

На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности уроки такого типа могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности, уроки-исследования могут соответствовать начальному (урок «Образец исследования»), продвинутому (урок «Исследование») или высшему уровню (урок «Собственно исследование»).

Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности. И естественно, что начинать следует с подготовительного этапа — теоретического изучения этапов и ступеней исследовательской деятельности. Затем следуют освоение школьниками процесса исследования на уроках «Образец исследования» (этап 1), отработка учебных приемов исследовательской деятельности на уроках «Исследование», а также на уроках с элементами исследования (этап 2) и использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках «Собственно исследование» (этап 3).

В структуре урока-исследования выделяют следующую последовательность действий:

1) актуализация знаний;

2) мотивация;

3) создание проблемной ситуации;

4) постановка проблемы исследования;

5) определение темы исследования;

6) формулирование цели исследования;

7) выдвижение гипотезы;

8)  проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.);

9) интерпретация полученных данных;

10) вывод по результатам исследовательской работы;

11) применение новых знаний в учебной деятельности;

12) подведение итогов урока;

13) домашнее задание.

Исследовательская деятельность учащихся на уроке начинается с накопления информации. Далее необходимо сформулировать цели исследования, т.е. ответить на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Следующий шаг выдвижение гипотезы — мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. Проверка гипотезы заключается в определенных действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате этих действий данные учащиеся должны интерпретировать («Анализ данных показывает, что…»). В заключение необходимы оценка, оформление результатов работы и вывод из нее.

Учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:

– выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

– определение темы и цели исследования;

– формулирование и отбор полезных гипотез;

– определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

– разграничение допущений и доказанных положений;

– планирование эксперимента для проверки гипотезы;

– анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;

– планирование результата;

– проведение эксперимента;

– конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;

– составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);

– систематизация фактов, явлений;

– интерпретация данных;

– использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

– установление аналогий;

– формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

– решение задач в новой ситуации;

– написание творческого сочинения, реферата.

Урок-исследование как одна из форм реализации деятельностного подхода

Аннотация. В статье рассматривается актуальность урока-исследование, его структура, уровни и методика проведения. Раскрывается сущность урока-исследование как форма деятельностного подхода в современном образовании.

В соответствии с требованиями             Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия,  обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. По этой причине  в основе Федерального государственного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает применение «разнообразных организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». Универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными и коммуникативными) возможно  овладеть только в процессе деятельности.

Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Однако специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другие типы и,  соответственно,  другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.  В современном образовании выделяются такие типы уроков,  как урок «открытия» новых знаний, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля. Новая типология предполагает и определенные виды  уроков. Так, например,  на уроке «открытия» новых знаний обучающиеся должны выступать в роли исследователя, первооткрывателя новых знаний, умений, способов действия. Поэтому здесь уместно использовать урок-исследование.

Главная цель урока — исследования — приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока — исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Ведущей ценностью урока – исследования является ценность процесса движения к истине.

Основные характеристики учебного исследования:

1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;

2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;

3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);

 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;

5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

В основе организации урока можно выделить шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный.

Отличительной чертой урока — исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.

Методика организации индивидуальных исследований учащихся разработана в достаточной мере. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать «вкус» к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Именно на уроке он и получает такую возможность.[2]

Доминирующими приёмами на уроках в условиях реализации исследовательского метода обучения являются: сравнение, анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез, доказательство и опровержение, обсуждение, комментирование, дискуссии. К основным видам практических работ при использовании исследовательского метода обучения относятся: наблюдение, самостоятельная работа над книгой и документами, сбор информационного материала из различных источников.

Применение метода исследования (или открытия) как единицы обучения, обеспечивающее творческое развитие ребенка в процессе приобретения новых знаний, предполагает наличие некоторых этапов проведения исследования, которые в той или иной мере соотносятся с различными этапами цикла продуктивного мыслительного акта. Эта этапность и характеризует сущность методики обучения, в основе которого и лежит метод исследования.

Целесообразно выделять две разновидности методики — индуктивное и дедуктивное исследование. Основными этапами индуктивного и дедуктивного исследования являются:

1.Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза).

2.Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы).

3.Обмен информацией (изложение результатов исследования).

4.Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов).

5.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения).

6.Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы).

7.Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия).

Семь основных этапов исследования следуют друг за другом. В связи с тем, что индуктивные и дедуктивные исследование направлены на развитие разных целей — открытие в первом случае и его проверку (подтверждение, изменение) во втором, то и одни и те же по названию этапы имеют в каждом случае свои функциональные особенности [3].

Этап мотивации — ключевой этап, как в индуктивном, так и дедуктивном исследовании. От этапа мотивации во многом зависит, состоится исследование или нет. Если вопрос не возник и проблема не сформулирована в той или иной форме, то не может быть и подлинного исследования, предполагающего творческий поиск решения проблемы. Создание учителем условий для возникновения вопроса представляет собой не что иное, как создание проблемной ситуации. Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы проблема возникла сама собой и у учащихся появился стимул ее разрешить.

Формулирование проблемы означает плавный переход ко второму этапу — этапу исследования. Лучше всего проводить этот этап в группах с разным исходным материалом, на основе которого учащиеся осуществляют поиск решения проблемы.

Наличие нескольких групп, использование разного материала для решения проблемы делает целесообразным следующий этап — этап обмена информацией, когда каждая группа делится своими находками по проблеме, высказывает свое мнение о проблеме.

Соотнесение своего и чужого вывода наводит на следующий этап — связывание и организация информации. На этом этапе происходит группировка, анализ, синтез, дети должны найти общий принцип, закономерность, общую идею, сделать свое маленькое открытие сами.

Дальнейшие этапы исследования помогают детям глубже понять обобщение, к которому пришли в результате исследования и возможность перенести это обобщение на другие науки, найти те же закономерности, принципы действия.

Умелое руководство исследованием учителем приводит детей к мысли, что достигнутое ими – это процесс их самостоятельного труда, то открытие, к которому учитель вел детей на протяжении всего занятия — это их открытие. Чувство самоудовлетворения движет ими, многие хотят продолжить исследование и углубить свои знания о науке.

Исходя из специфики исследования, можно предложить следующую структуру  урока-исследования:

-актуализация знаний;

-мотивация учебной деятельности;

-создание проблемной ситуации;

-постановка проблемы исследования;

-определение темы исследования;

-формулирование цели исследования;

-выдвижение гипотезы;

-проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т. д.);

-интерпретация полученных данных;

-вывод по результатам исследовательской работы;

-применение новых знаний в учебной деятельности;

-подведение итогов урока; домашнее задание.

Предлагаемая учащемуся задача для исследования должна соответствовать его интеллектуальным возможностям. При  затруднении учащихся  выполнить задание, надо  ввести дополнительную информацию, снизив тем самым степень проблемности.

Приемы создания проблемных ситуаций:

-подвести учащихся  к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;

столкнуть противоречия теоретических знаний и практической деятельности;

-изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-предложить группе обучающихся рассмотреть явление с различных позиций (например, с позиции командира, юриста, финансиста, педагога, родителя, врача и т. д.);

-побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-поставить конкретные вопросы: на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;

-поставить конкретные исследовательские задачи, например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.)[1].

Систематическое применение рассмотренной методики в учебном процессе младших школьников обеспечивает развитие универсальных познавательных действий и приобретение важных исследовательских умений. В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия-исследования, включающего как индивидуальную, так и групповую форму работы, дети учатся:

-ставить исследовательские вопросы;

-формулировать проблемы;

-выдвигать гипотезы;

-составлять план работы;

-вести наблюдения;

-планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;

-выделять существенную информацию из разных источников;

-организовывать (систематизировать) информацию;

-представлять результаты работы в разных формах.

По требованиям ФГОС у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия,  обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В современном обществе самыми важными качествами личности становятся следующие: творческая мыслительная  деятельность; способность к самостоятельному обучению;  готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения.  Поэтому  исследовательская деятельность как нельзя лучше подходит для того, чтобы обучающийся стал всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач.

Достичь сформированности универсальных учебных действий  у обучающихся можно в том случае, если изменить традиционные типы и виды урока. Так, например, урок-исследование обеспечит самостоятельное получение и усвоение знаний обучающимися. Главная цель урока — исследования — приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока — исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Ведущей ценностью урока – исследования является ценность процесса движения к истине. Урок — исследование — это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Окситоцин инструкция по применению цена для людей
  • Руководство по судебной психиатрии ткаченко 2021
  • Мануал honda cb 600 hornet 2003
  • Tena wash cream инструкция по применению
  • Паста с цинком мирролла инструкция по применению