Исследовательская работа на тему руководство по

Научно-исследовательская работа по магистерской диссертации

9103086, Отчёт по практике, Налоги и налогообложение, 46 с., 2020 год, 75%

Научно-исследовательская работа на тему «Налоговые риски и методы их регулирования»

9102651, Отчёт по практике, Налоги и налогообложение, 34 с., 2020 год, 78%

Научно-исследовательская работа тема «Анализ деятельности и особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства»

9103161, Отчёт по практике, Экономика, 37 с., 2020 год, 67%

Научно-исследовательская работа на тему «Управление активами банка» на примере ПАО «Сбербанк России»

9104633, Отчёт по практике, Банки и банковское дело, 37 с., 2021 год, 75%

Научно-исследовательская работа на тему: "Затраты на предприятиях: управление и формирование"

9105960, Индивидуальная работа, Экономика, 26 с., 2023 год, 70%

Научно-исследовательская работа на тему: "Управление объектом коммерческой недвижимости"

9105137, Отчёт по практике, Экономика, 29 с., 2022 год, 72%

Научно-исследовательская работа на тему «Учет, контроль и анализ доходов коммерческой организации»

9104828, Отчёт по практике, Бухгалтерский учет анализ и аудит, 35 с., 2022 год, 70%

Научно-исследовательская работа на тему «Учет, контроль и анализ текущих расчетов с покупателями и заказчиками»

9104834, Отчёт по практике, Бухгалтерский учет анализ и аудит, 33 с., 2022 год, 71%

Научно-исследовательская работа на тему: "Управление активами коммерческих банков"

9105138, Отчёт по практике, Экономика, 35 с., 2022 год, 65%

Скорее всего мы уже написали работу на твою тему. Проверь!

Мастер–класс
«Организации учебно-
исследовательской деятельности»

Автор: Кубайкина Светлана Валерьевна

Организация: МБОУ «Табар-Черкийская СОШ»

Населенный пункт: д. Табар-Черки Апастовского района Республики Татарстан

Цель проведения мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, в процессе которого формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.

Задачи:

1. Познакомить участников с основными понятиями исследовательской деятельности и с основными этапами выполнения исследовательской работы учащимися.

2. Создать условия для пополнения собственного опыта исследовательской деятельности с учащимися.

3. Способствовать развитию способов взаимодействия в совместной интеллектуально-творческой деятельности.

Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на учителей предметников, руководителей методических объединений и педагогов дополнительного образования.

Требования к материальному обеспечению мастер-класса. Оборудование – мультимедиа — проектор, ПК, экран, раздаточный материал в виде карточек, бумага, ручки.

Раздаточный и демонстрационный материал: памятки и рекомендации по теме мастер-класса.

Ход мастер-класса

1-й этап. Организационный.

Добрый день уважаемые коллеги. Надеюсь, что сегодняшняя встреча будет проходить в рабочей обстановке и окажется полезной и приятной для всех нас! Очень надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание.

2-й этап. Актуализация личностного опыта участников.

Современные реалии требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе, а также творческую инициацию.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Тема мастер-класса. «Организации исследовательской деятельности учащихся».

3-й этап. Построение «проблемного поля» мастер-класса.

Уважаемые коллеги поднимите руку те, кто применяет проектно-исследовательскую деятельность в своей работе!

— Спасибо!

— А на уроке?

— Уже меньше! Мне приятно, что в зале есть единомышленники!

Предлагаю Вам распределить этапы работы исследовательской деятельности.

(обращаюсь к коллегам)

— Кто из Вас может выйти к доске и распределить этапы на доске?

Выбор темы исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Определение цели и задач.

Разработка гипотезы.

Составление плана исследования.

Работа с литературой.

Выбор методов исследования.

Подготовка и проведение исследования (сбор материалов)

Обработка результатов исследования и формулирование выводов.

Оформление работы.

Итак, мы получили схему создания исследовательской работы!

4-й этап. «Погружение» в теоретические основы организации исследовательской деятельности.

Цель — ознакомить участников мастер-класса с целями и основными этапами исследовательской деятельности учащихся.

Нам предстоит работа в группах. Возьмите, пожалуйста, ориентировочные карты действий. Согласно плану, 1-й этап нашей работы информационный. Вам предстоит работа в группах. Первой группе необходимо будет сформулировать цель научного исследования, второй группе необходимо будет сформулировать цель учебного исследования,

Научное исследование

Учебное исследование

Главная цельполучить новое знание об окружающем мире.

Главная цель образовательная—учит универсальному способу получения знаний.

Вывод. Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует интеллектуальной активности учащихся.

Чем отличается исследовательская работа от других?

Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным.

Под исследовательской деятельностью понимается работа, которая связана с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Какова же технология организации работы над ученическим исследованием?

Итак, почему именно исследовательская деятельность позволяет каждому учащемуся проявить себя и сделать открытие?

Как школьнику начать работу над научным исследованием.

Какова же технология организации работы над ученическим исследованием?

Ответы участников мастер-класса.

1. Свою деятельность начинаем с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью (ведь исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе), всестороннего изучения возможностей и стремлений воспитанников. Используем при этом различные методы: наблюдение, анкетирование, собеседование, мини-исследования, социологические опросы и т. д. Большую роль в этом играют родители, которые знают своих детей и могут помочь ребёнку советом и делом, поддержать его в нужный момент. Главная роль здесь принадлежит учителю, т.к. в процессе индивидуальной работы вы должны не только заинтересовать учащегося и увидеть в нём юного исследователя, но и помочь в выборе темы, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Для развития исследовательской деятельности учащихся важны и внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования самого педагога. Тема исследования, прежде всего интересная для ученика, должна совпадать с кругом интересов учителя.

2. На основе анализа полученных данных выявляем мотивы, побуждающие учащихся заняться исследовательской работой:

  • интерес к предмету;
  • желание расширить свои знания, кругозор;
  • связь с будущей профессией;
  • удовлетворение процессом работы;
  • желание самоутвердиться, получить награду на конкурсе;
  • поступить в вуз;
  • и другие.

Лишь после этого начинаем непосредственную кропотливую индивидуальную работу с учащимся над исследованием по отдельному плану.

5 –й этап. Операционно-деятельностный этап.

Цель — обеспечить осуществление практической деятельности участников по овладению навыками организации исследовательской деятельности учащихся.

  1. Первый, наиболее трудный и ответственный этап – выбор темы исследования.

Принято считать, что правильно выбрать тему работы – это наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в область животрепещущих, еще неразрешенных проблем и вопросов современной науки. Но прежде необходимо определиться к какому типу исследования она будет относиться.

Задание: Сформулируйте кратко актуальность темы данного исследования.

Разбор на слайде темы.

Обязательное требование к любой научно-исследовательской работе – это определение актуальности. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.

Разбор на слайде актуальности ИР.

  1. Следующий этап – это определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматриваются.

Задание: Определите объект и предмет данного исследования.

  • Например: Объектом исследования является анализ народных обычаев и традиций.

Предмет – это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Предмет исследования более конкретен и включает в себя только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Например: Из всех традиций и обрядов мы выбираем строительные обряды деревни.

Таким образом, объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

3. Следующий этап – определение цели и задач.

Исходя из объекта и предмета определяются цель и задачи исследования.

Задание: Попробуйте сформулировать цель и задачи исследования

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремиться.

Задача исследования обеспечивает ориентацию на достижение поставленной цели исследования, отражает последовательность: обзор по теме, анализ объекта по предмету исследования, синтез результатов анализа в модель требуемого результата.

Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения:

  • Изучить
  • Разработать
  • Выявить
  • Установить
  • Обосновать
  • Определить
  • Проверить
  • Доказать и т.д.
  1. Гипотеза формулируется как утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе планируемой работы.

Задание: Сформулируйте гипотезу данного исследования.

Гипотеза не должна быть очевидной, «в строительном обряде сочетаются традиционные и современные элементы» (показ на слайде)

Гипотеза может звучать так:

«Можно предположить, что традиционная составляющая строительного обряда в значительной мере связана с сохранением элементов языческих обрядов населения деревни»

Требования к гипотезе:

  1. В гипотезу включают понятия и категории, являющейся неоднозначными;
  2. Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений;
  3. Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме;

Схемы гипотезы (на слайде)

  • Если…, то…
  • Так как…, то…
  • Можно предположить, что
  • Гипотезу составляют следующие предположения:…

Задание: В чем может заключаться научная новизна данного исследования?

В чем может заключаться практическая значимость данного исследования?»

(Члены групп обсуждают работы, высказывают свои замечания и предложения)

  1. Следующий этап это планирование исследования

Работа с памяткой на столах.

  1. Работа с литературой

Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Под литературным источником понимается документ, содержащий какую – либ0 информацию (монография, статья, тезисы, книга, диссертации и т.п.)

  1. Методы исследования.

Методика – это описание того как выполнялась работа. Некорректно выбранная методика полностью обесценивает полученные данные. Исследователь применяет метод для того, чтобы получить данные, которые помогут ответить на вопрос, заданный в цели исследования.

Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и т.д.

Эмпирические методы: практика и результаты ее исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов об объекте, их анализе и систематизации.

Общенаучные методы: наблюдение, анализ, эксперимент, синтез и др.

Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод.

Методы опроса: беседа, интервьюирование, анкетирование.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкеты – это перечень вопросов.

Задание: Какие методы мы можем применить для осуществления этого исследования?

  1. Сбор материала.

Организация исследования связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование.

  1. Обработка результатов исследования и формулирование выводов.

Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, которые почему то – либо не зафиксированы, но представляют интерес для понимания существа вопроса.

Выводы – это утверждения, выражающиеся в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором.

  1. Как правильно оформить работу

Параметры страницы

  • Конкурсную работу печатаются с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата А3 (297х420 мм).
  • Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, теоремах, важных особенностях, применяя разное начертание шрифта: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и другое.
  • На одной странице текста должно размещаться 40±3 строк, в каждой строке — 60-75 символов. Рекомендуемые параметры: междустрочный интервал- одинарный, полуторный, шрифт Тimes New Romam, кегль — 14.
  • Страница должна иметь поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 20 мм, нижнее 20 м

Структура исследовательской работы (на слайде)

  • Титульный лист- является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам.
  • Оглавление – должно содержать заголовки всех глав работы, параграфов и номера страниц.

Например:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ………….…………..…….…………..…..…6

1.1 Название подглавы ………………………………………………………..7

1.2 Название подглавы ………………………………………………………11

ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ ……………………………………………….16

2.1 Название подглавы …………………………….………………………….17

2.2 Название подглавы …………………………………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..……………25

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………….……………………………………..…….. 27

  • Введение –представляет собой ответственную часть работы и должно последовательно состоять из следующих частей:
  • Обоснование темы
  • Актуальность темы
  • Цель исследования
  • Задачи исследования
  • Гипотеза исследования
  • Методы исследования
  • Новизна исследования
  • Практическая значимость исследования
  • Главы основной части. Основная часть работы по объему должна составлять примерно 70% всего теста и согласовываться в своей структуре с планом. Текст должен делиться на крупные – главы и мелкие – параграфы части. При нумерации глав и параграфов используются римские и арабские цифры. Очень важно, что бы каждый параграф и глава заканчивались выводом.
  • Заключение – самая небольшая по объему часть, но имеющая особую важность, поскольку именно здесь должны быть представлены итоговые результаты исследования.
  • Список источников и литературы следует разместить в алфавитном порядке (по фамилии автора) в соответствии с правилами библиографического описания.
  • Приложения. Здесь помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст работы: схемы, рисунки, фотографии.

6-й этап. Рефлексия.

Цель — оценить эффективность взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определить значимость полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности участников.

Хочу задать вам два вопроса. Как каждый учащийся учиться у своего учителя, так и мы учимся у своих учащихся.

1. Что должен знать и уметь учитель, который решил заниматься с учащимися исследовательской деятельностью?

2. Считаете ли вы эффективным использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников?

(Ответы участников мастер-класса).

Дорогие коллеги! Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом. Спасибо за сотрудничество, уважаемые коллеги. Надеюсь, вы поняли, сколь тернист, но увлекателен путь исследователя. Желаю вам терпения, новых идей и достижения всех намеченных целей.

Список используемой литературы

  1. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии- 2/ Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2010.
  2. Иващенко Т.А. Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся» [Электронный ресурс].- 2012. — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/master-klass-tema-organizaciya-issledovatelskoy-deyatelnosti.
  3. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Современный урок. Ч.III: Проблемные уроки/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Изд-во Учитель, 2006.- 288с.
  4. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/ А. И. Савенков// Директор школы.- М: 2003.- №8
  5. Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011 – 158 с.

Приложения:

  1. file0.docx.. 45,0 КБ

  2. file1.pdf.. 854,5 КБ

Опубликовано: 03.11.2019

C:UsersUserDownloadsЭмблема Школы.png

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2048»

         Научно-исследовательская работа

                          в школе .

         Методические рекомендации.

                                         Автор: Исмаилова Людмила Закировна,

                                     учитель русского языка и литературы

                                               ГБОУ Школа № 2048 г.Москва

                                 Москва, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

  1. Научно-исследовательская работа школьников. Современный взгляд          
  1. Виды исследовательской деятельности  4
  2. Цели и задачи ученического исследования         5
  3. Особенности научно-исследовательской работы школьников         7
  4. Организация работы школьников         9
  1. Основы научно-исследовательской работы          
  1. Объект исследования         11
  2. Источники материала исследования         11
  3. Методика построения и этапы научно-исследовательской работы школьников 12
  1. Практические рекомендации учителю — руководителю научно-исследовательской          

работы школьника          

  1. Что нужно знать учителю — руководителю научно-исследовательской работы          

школьника         15

  1. Советы по оформлению 16
  1. Школьная научная конференция          
  1. Организация школьной научной конференции 18
  2. Особенности публичного выступления         19

Заключение 21

Список литературы   22

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня все шире внедряются в образовательный процесс методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Исследовательская работа в школе переживает новый этап своего развития и представляет собой одно из направлений модернизации образования. При этом чаще всего научно-исследовательская работа ведется по инициативе учителя. Именно учитель выступает как организатор и руководитель ученических исследований и соответственно несет ответственность за результаты работы.

Деятельность подобного рода требует от педагогов специальных дополнительных знаний и опыта в научной деятельности, поэтому многие сталкиваются с определенными трудностями. Между тем, исследовательская работа школьников получила широкое распространение в современной школе. Во многих образовательных учреждениях действуют научные общества учащихся, ежегодно проводятся конкурсы исследовательских работ, школьные конференции.

Задача данного пособия – помочь педагогу в организации и в осуществлении научно-исследовательской работы школьников. Читателю предложен необходимый методический материал по организации подобного рода деятельности.  

Методическое пособие будет полезно всем, кому интересна научно-исследовательская работа в школе.

        I.         НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ.

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

                 1.1 ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современное развитие образования диктует и новые подходы в организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, навыка самостоятельного движения в информационных полях. Сегодня учитель формирует у обучающегося универсальные умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чѐтко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся. Остановимся подробнее на различных видах исследовательской деятельности школьников. Всю исследовательскую деятельность обучающихся условно можно разделить на несколько групп:

  1. Научно-исследовательская деятельность;
  2. Проектная деятельность обучающихся;
  3. Проектно-исследовательская деятельность.  

Научно-исследовательская деятельность обучающихся — деятельностъ учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Ниже пойдёт речь об организации научно-исследовательской работы школьников. Такая работа имеет ряд своих особенностей.

Научно-исследовательская работа занимает значительное место в системе внеурочной работы. Но для того, чтобы достичь в этом направлении определённых результатов необходимо выполнение целого ряда условий. Главное — высокий уровень преподавания в школе и наличие педагогов, готовых осуществлять эту работу. Немалую роль сыграет благоприятный микроклимат в коллективе учащихся, и решающую роль сыграет наличие учащихся, способных к данному виду деятельности.

В школе всѐ чаще говорят о ведении исследовательской работы учащимися среднего и старшего школьного возраста, а иногда даже младшими школьниками. Что же отличает ученическую исследовательскую деятельность от научного исследованиям? В чём особенность организации такой работы в школе?

Исследовательская ученическая деятельность в школе имеет существенные отличия от научно-исследовательской деятельности профессиональных учёных. Попробуем их охарактеризовать.

                 1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Учителю необходимо чётко представлять цели и задачи научно-исследовательской работы школьников. Только тогда он сможет правильно организовать свою педагогическую деятельность и добиться желаемых результатов. Дело в том, что учебное исследование и научное исследование имеют ряд различий. Главным смыслом исследования в школе является то, что оно учебное. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то цель исследовательской деятельности в школе — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Главная цель научно-исследовательской работы школьников — поэтапное осуществление познавательного процесса путём непосредственного участия в нём ученика. Все этапы этой работы должны осуществляться школьником самостоятельно. Учитель в данном случае выступает в роли консультанта.

Особенным является то, что школьное исследование не ставит перед собой целью установить какие-либо новые научные истины и факты, хотя опыт показывает, что ученические открытия бывают очень интересными и с точки зрения профессиональных учѐных. Главным в ученических работах является решение учащимися творческой задачи с неизвестным заранее решением.

Учитель-руководитель исследованием должен помнить: в процессе работы самым важным для учащихся остаётся овладение методами самостоятельного добывания знаний, радость собственных открытий.

Отсюда вытекают задачи научно-исследовательской деятельности школьников. 

  1. Развитие самостоятельности.  

В основе лежит поиск новых знаний, осуществляемый непосредственно учеником. В этом случае происходит развитие самостоятельности, необходимой для правильной социальной адаптации.

  1. Самореализация личности ученика. 

Научно-исследовательская работа помогает ученику найти себя, объективно оценить свои способности. Здесь важным становится правильное определение возможностей каждого ребёнка, направление процесса в нужное русло.

  1. Развитие коммуникативных способностей. 

Научно-исследовательская работа способствует развитию образного мышления, памяти, логики, заставляет учиться чётко излагать свою точку зрения, свои мысли, а значит, напрямую затрагивает творческие способности ребёнка.

  1. Развитие коммуникабельных способностей учащихся. 

В процессе осуществления научно-исследовательской деятельности ребёнок становится открытым, социально активным, учится общению.  

1.3 ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ  

Педагогу, решившему заняться организацией исследовательской деятельности учащихся, необходимо помнить, что научной деятельностью способны заниматься не все. По данным исследований только 16 % населения способны по-настоящему осуществлять данного рода работу. Поэтому учителю важно уметь определять тех учеников, которые имеют склонность к научной работе. Стоит учитывать, что общий уровень успеваемости ученика не является показателем его реальных способностей к проведению полноценного исследования. Факторов, влияющих на успеваемость, бывает много. Конечно, педагог, долго работающий с конкретным классом, легко определяет ребят, которые могут провести исследование по его предмету, а как поступить, если класс незнакомый, а работу проводить надо. На что здесь ориентироваться: на интуицию, на желание ученика?

Существует целый ряд методик, направленных на определение способностей к творческой или поисковой деятельности. К сожалению, не всегда учитель имеет возможность провести данную диагностику.

Ниже в качестве рекомендаций предложены задания на определение научно-исследовательских способностей учеников. Они очень простые, но на первом этапе помогают учителю определить способности к творческой деятельности, нестандартный тип мышления. Предлагаем ученикам выполнить любое из предложенных заданий:  

  1. За одну—две минуты составить рассказ о каком-либо живом существе и изложить его устно в течение 5 минут.  
  2. На стандартном листе при помощи цветных фломастеров в течение 5 минут придумать и нарисовать картину.  
  3. Привести пословицу или афоризм и попросить ребёнка прокомментировать его.  
  4. Предложить ребёнку в 3-5 предложениях описать пейзаж за окном.
  5. Привести ассоциации, связанные с каким-либо самым обычным словом. (Например, птица, стол, машина).

При анализе ответов учитель должен учитывать скорость процессов воображения, оригинальность представленных образов, богатство фантазии, глубину ответов. Простое описание пословицы или предложенного слова говорит о том, что школьник вряд ли будет полноценным исследователем.

Если ученик не имеет явных способностей к такой работе, это не говорит о том, что он не сможет провести исследование или стать учёным. Практика показывает, что человека без выдающихся способностей можно научить заниматься научной деятельностью, и он вполне может добиться хороших результатов и даже стать учёным. Подобные примеры в истории науки нередки. Но до этого необходимы личные качества, такие как трудолюбие, ответственность, любознательность, заинтересованность и желание что-то сделать. Всё остальное зависит от руководителя, в данном случае от учителя, точнее от того, насколько правильно будет организована деятельность учеников.

Залогом успеха школьного исследования может стать заинтересованность ученика, стремление к поиску и желание что-то открыть. Понятно, что исследовательская работа требует много сил, времени, а значит, ученик должен быть заинтересован в результате. Желательно, чтобы руководитель смог увлечь ученика, так как не всегда школьники проявляют желание заняться исследованием, особенно в начале работы. В этом случае учителю необходимо сделать упор на ответственность школьника и на исполнительскую дисциплину Это необходимо, так как без заинтересованности нельзя достичь высоких результатов. Следовательно, прежде чем начать работу, учитель должен пробудить интерес и стремление к творческой деятельности школьника.

Существует несколько приёмов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся. Условно определим их так:

  1. Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности пригодятся в дальнейшей жизни. Например, во время учёбы в вузе.
  2. Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволит школьнику почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство сверстников. В подростковом возрасте это очень важно.
  3. Стремление победить. Часто проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьёзной научной конференции, например, в вузе.
  4. Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему Учитель может предложить список тем или подобрать актуальную тему с учётом интересов ученика.
  5. Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик-учитель способствуют положительному результату в любой деятельности.

Тема и предмет исследования должны быть обязательно интересными для школьников. Ниже будет приведён пример тем для научно-исследовательских работ школьников.

Руководителю школьного исследования необходимо помнить, что интерес ученика нужно поддерживать на протяжении всей работы, тему выбирать с учётом возрастных особенностей, перед каждым этапом чётко ставить цель перед ребёнком и постоянно контролировать продвижение вперёд.

1.4 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

Как правильно организовать работу со школьником? Необходимо разработать план работы и чётко его выполнять, причём работа должна вестись поэтапно, шаг за шагом. Неплохо, если на каждом этапе будет оформлен некий краткий отчѐт в письменном виде о проделанной работе.

Что необходимо для организации научно-исследовательской работы в школе?

Прежде всего, должны быть созданы необходимые условия в образовательном учреждении:

  • определённая заинтересованность администрации;
  • педагоги, способные быть руководителями исследований школьников и желающие ими быть;
  • школьники, которым интересна эта деятельность и которые способны её осуществить.

Исследование подразумевает некоторые традиционные моменты, которые могут быть представлены в виде следующего плана:

Постановка проблемы или вопроса исследования.

Изучение теории, посвященной данной проблеме.

Подбор методов исследования.

Сбор собственного материала (составление карточек, выписок и т.п.).

Основная часть работы. Обработка и сопоставление данных.

Анализ и обобщение, собственные выводы.

Представление работы.

Важным для школьников является такая часть работы, как представление своего исследования, выступление перед сверстниками, педагогами или экспертами. Поэтому важно, чтобы в школах была предоставлена такая возможность. Это могут быть ученические конференции, конкурсы научно-исследовательских работ, конкурсы публичных выступлений.

Учителю надо учитывать, что теоретическая часть работы и основная часть имеют одинаково важное значение, так как без предварительной подготовки невозможно полноценное исследование. Представленная схема проста и логична. Она легко накладывается на основные этапы научно-исследовательской работы, о которых пойдёт речь ниже. Но подобного рода план действий должен быть понятен каждому ученику. Причём в более старших классах план работы может быть более подробным. Каждую часть плана учитель должен подробно прокомментировать исходя из темы и задач исследования. Но необходимо помнить, что нельзя навязывать своё мнение ученику, лишать его самостоятельности. Это может привести к потере интереса к исследовательской деятельности, особенно если ученик обладает высоким уровнем творческого мышления и лидерскими качествами. Поэтому всегда при организации исследования в школе нужно учитывать индивидуальные особенности школьников.

Совершено очевидным является тот факт, что успешность научно-исследовательской работы школьника целиком зависит от педагога-руководителя. Успех ученика — результат грамотной работы руководителя исследования. Именно руководитель исследования способен и должен правильно организовать работу на каждом этапе, поддерживать интерес ученика, ненавязчиво контролировать его деятельность, направляя юного исследователя в нужное русло.

Сделаем некоторые выводы.

  1. Научно-исследовательская работа—важный компонент школы сегодня.
  2. Любая работа должна иметь чёткие цели и задачи.
  3. Для успешного осуществления научного исследования должна быть заинтересованность ученика и четко продуманная система работы со стороны учителя.
  4. При организации научно-исследовательской работы необходимо выполнение ряда определённых условий.
  5. Успех работы зависит от правильной организации всего процесса проведения исследования.

II. ОСНОВЫ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ  

2.1 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Поводом для ученического исследования на уроках или во внеклассное время может стать любое интересное явление, на которое обратили внимание школьники; вопрос, возникший в процессе обучения на уроке; информация, услышанная по ТВ, рекламные ролики и др.

Например, обратив внимание на то, что тема города по-разному раскрывается в произведениях русской классической литературы, одна из учениц написала работу на тему: «Изображение столицы в русской литературе и в исторических документах 19 века. Взгляд современника». Другая провела серьёзное исследование на тему «Реклама: взгляд из прошлого в будущее». Она проанализировала уличную рекламу 19 века и современные рекламные вывески. В ходе работы над темой ей пришлось изучить большое количество материала: фотографии 19 века, на которых были запечатлены улицы городов, музейные экспонаты, связанные с рекламой, а также составить свой банк данных о современной рекламе. Работа получилась очень интересной и заставила школьницу продолжить исследование уже в новом формате, а исследование современного языка ICQ, проведённое десятиклассниками, вылилось в научную работу о языке молодёжи, общающейся в сети Интернет.

Как видим, темы для исследований могут быть разными. Соответственно, и предметы исследований тоже разные. Главное, чтобы работа представляла собой некий научный интерес для её автора.

Для чего ученики ведут исследовательскую работу? На этот вопрос можно ответить по-разному.  Кто-то стремится повысить оценку по предмету, выполняя требования учителя; кому-то просто интересно заниматься подобного рода деятельностью; кого-то просит заняться исследованием преподаватель, кто-то хочет выступить на конференции или принять участие в конкурсе. Но каковы бы ни были причины, польза от подобного рода деятельности достаточно большая, так как ученики учатся самостоятельно добывать информацию, анализировать её, учатся работать с источником. Это представляет особую ценность в наше время, когда информацию легко можно черпать из сети «Интернет», не прилагая особенных усилий.

2.2 ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ

Источник — основа любого исследования как в школе, так и в вузе. Любое исследование всегда опирается на источники. Без источника невозможно написание ни небольшого ученического исследования, ни серьёзного научного труда. Задача руководителя исследования — объяснить школьнику, что источник — основа его работы. Всё знание человечества основано на познании источника.

Что же такое источник? Прежде всего, Источник — это продукт целенаправленной деятельности человека, который отражает объективную реальность прошлого времени. Источником ученического исследования могут стать различные исторические факты, вызывающие споры; литературные произведения; «вечные» вопросы в науке; личные документы, фотографии (например, при исследовании родословной).

Ученику нужно объяснить, что именно толкование источников вызывает различные научные споры, заставляет учёных вести научные дискуссии, тем самым, продвигая науку вперёд.

Источник для ученического исследования выбирает учитель-руководитель исследования.

При выборе источника необходимо учитывать:

—доступность для ученика;

—полноту информации;

—надёжность и достоверность; —понятность ученику.

Например, источником для написания научно-исследовательской работы по русскому языку может стать Толковый словарь Даля, а по литературе — стихотворения того или иного автора или напротив, источником может стать окружающая реальность, например, рекламные вывески, названия магазинов, речь современных подростков.

Главное, чтобы источник объективно воспринимался учеником. Он должен иметь понятное для ученика происхождение. Задача учителя при организации научно-исследовательской работы — научить ученика работать с источником. Задача ученика — научиться видеть в источнике основу своего исследования.

2.3 МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ И ЭТАПЫ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

Прежде всего, научно-исследовательская работа предполагает работу с источником. Единой методики работы с источником не существует. Метод — это путь исследования. Путей может быть множество. В каждом конкретном случае методика будет своя. Учитель должен правильно выбрать методику исследования источника в зависимости от целей и задач работы и от способностей каждого отдельного ученика.

Методология в каждом случае не будет чем-то абстрактным. Она имеет практические основы и состоит из нескольких этапов, которые будут отличаться друг от друга в каждом конкретном случае.

Приведём пример:  

При написании исследовательской работы по русскому языку на тему «Речь современного подростка. В чём её особенности»  (на примере обучающихся старших классов) был составлен следующий план:

        Введение, обоснование темы.          

        Часть 1.          

1.1 .Что такое речь.

1.2. Подростковый и молодёжный жаргон.  

Часть 2.

Речь современного подростка. (На примере речи старшеклассников школы).

2.1. Особенности слов, употребляемых подростками школы.

2.2. Общение с друзьями,

2.3. Общение со взрослыми.

2.4. Почему школьники употребляют сленг.  

                 Выводы.

Приложения.

Словарь слов современного ученика.

Цель работы: изучить особенности речи современного школьника.

Задачи исследования:

 исследовать особенности речи старшеклассников;

 выяснить, какие слова школьники чаще всего употребляют в среде сверстников, в общении со взрослыми.

 составить словарь наиболее употребительных слов.

С учётом цели и задач были определены методы исследования.  

Методы исследования:

  1. Изучение теоретической литературы о молодёжном жаргоне.
  2. Анкетирование школьников.
  3. Наблюдение за речью подростков во внеурочное время.
  4. Анализ и обработка полученных данных.
  5. Собственные выводы.
  6. Составление словаря употребительных сленговых слов современного ученика.

Источниками для данного исследования стали:

 научные статьи;

 материалы бесед со своими одноклассниками;  результаты наблюдения за своими сверстниками;  материалы проведённого анкетирования.

Методика работы сводилась к следующим этапам:

  1. На первом этапе ученица поставила перед собой конкретную задачу: исследовать особенности речи старшеклассников.
  2. Второй этап — работа с источниками:

 изучение статей об истории жаргона и сленга;

 анкетирование учащихся школы;  наблюдение.

На этом этапе ученица извлекла максимально полезную информацию из источников, определила значение информации для работы.

  1. Третий этап — осмысление полученной информации (ученица пишет работу, основанную на анализе источников, по составленному плану).
  2. Четвёртый этап — общие выводы.

Важным моментом в написании данной работы стало и составление словаря современного ученика, причём не абстрактного, а учеников отдельно взятой школы.

Важно помнить, что источником может быть только подлинный документ: текст, исторический документ или собранный автором материал. Нельзя допускать в ходе научно-исследовательской работы простого конспектирования школьником каких-то монографий, статей. Прежде всего, должно быть самостоятельное исследование, которое строится пусть и на самом простом, но собственном анализе источников.

Таким образом, методика должна быть исследовательской, основанной на поиске ученика.

Выводы:

  1. В основе любого исследования — источник.
  2. Методика работы с источником в каждом конкретном случае подбирается индивидуально руководителем.

В целом можно выделить основные этапы ученического исследования:  

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Работа с источниками.
  • Сбор материала.
  • Обработка и систематизация материала.
  • Написание работы.
  • Собственные выводы.
  1. Работа должна отличаться самостоятельностью мышления и авторскими выводами.

        III.         ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ – РУКОВОДИТЕЛЮ  

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКА

3.1 ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ — РУКОВОДИТЕЛЮ

НАУЧНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКА?

Прежде всего, учителю, ставшему руководителем научно-исследовательской работы школьника, необходимо помнить следующее:  

  1. Учитель играет роль организатора. Главным исполнителем является школьник.
  2. Тема может быть предложена учителем или сформулирована вместе с учеником с обязательным учётом интереса последнего и его личностных особенностей.
  3. В ходе работы над исследованием учитель должен осуществлять постоянный контроль за работой, но этот контроль должен быть ненавязчивым. Это могут быть консультации, проверка письменных отчётов, просто советы.
  4. Нельзя подавлять творчество ученика-исследователя, навязывать ему свою позицию, нужно только направлять его деятельность,
  5. Нельзя допускать критику ученика. Неосторожная критика может привести к негативным последствиям, так как у школьника ещё нет достаточного жизненного опыта, который помог бы ему воспринимать критику как положительный момент.
  6. Учителю необходимо не забывать хвалить ученика в процессе его исследования, даже за незначительные находки и открытия, ведь всё, что ему удаётся сделать — это результат его собственного поиска, его исследование.
  7. Учитель должен создавать своему ученику ситуацию успеха, чтобы ему хотелось и дальше заниматься работой. Расскажите о его достижениях в классе или на родительском собрании.
  8. Помните, что исследование — это активный процесс. Точка зрения Ваша и ученика может в чём-то не совпадать. Не спорьте с учеником, если он хочет отстоять свою позицию, ведь это его исследование.
  9. Не забывайте, что научить исследовательской работе просто рассказав о ней, невозможно. Работа должна быть практической.
  10. Задача учителя — создать условия для успешной работы ученика, оказывать благоприятное воздействие на него.

                 3.2 СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

Существуют определённые правила оформления научной работы. Это представляется очень важным этапом в работе над исследованием. Правильное оформление способствует социализации школьника, так как эти правила действуют во всей науке, а единые требования приучают ребёнка следовать общепринятым правилам, дисциплинируют, вырабатывают аккуратность и воспитывают чувство ответственности. Школьнику необходимо объяснить, что научная работа пишется для того, чтобы её читали другие. Кроме того, школьник в ближайшем будущем станет студентом, а в вузе предъявляются чёткие требования к написанию и оформлению работ. А если работа должна принять участие в конкурсе, ошибки в оформлении могут повлиять на оценку работы.

Итак, ученическая работа должна обязательно включать следующие элементы:

  1. Титульный лист. (Первый лист.)
  2. Содержание, оглавление или план. (Второй лист.)
  3. Введение. (Третий лист или несколько листов.) При этом перечисленные листы не нумеруются.
  4. Главы работы.
  5. Заключение.
  6. Список источников и литературы.
  7. Приложения.
  8. Ссылки.

Остановимся подробнее на элементах оформления.

Титульный лист должен содержать сведения об учебном заведении (ведомственная принадлежность, название), ФИО учащегося — автора работы, ФИО научного руководителя, тему работы, год написания.

Содержание, оглавление, план содержит главы, параграфы, приложения. Словом, план должен давать чёткое представление о структуре работы.

Введение обычно это 1-3 страницы, дающие информацию о выборе темы, её обосновании, о предпосылках к написанию работы.

Главы могут делиться на отдельные части (параграфы). Главы имеют нумерацию. Каждая глава начинается с нового листа. В главах размещается основное содержание работы.

Заключение обычно 1-2 страницы. Обычно в заключении содержатся обобщения по работе, выводы автора.

Список источников и литературы содержит информацию обо всех цитируемых текстах и источниках. Список должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТа, принятыми в нашей стране.

Нумерация должна быть сплошной, список литературы расположен строго по алфавиту. Помимо автора и названия, необходимо указывать название издательства, год издания, номера страниц, если использована статья.

Часто в работах школьники используют Интернет— ресурсы. Это вполне допустимо, но автору необходимо помнить, что ссылка должна быть на сайт в интернете с указанием автора материала и его названия.

Приложения к работе содержат схемы, фотографии, таблицы, иллюстрации.

Ссылки или сноски обязательно должны быть при цитировании или упоминании книг или статей других авторов. Существует несколько видов сносок, учитель может выбрать любую.

  1. ШКОЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

4.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Представление своей работы — важный этап исследовательской деятельности. Каждому исследователю всегда важно услышать мнение коллег, оппонентов, простых слушателей или читателей. В школе возможностей для публичного выступления достаточно много: выступление в классе, перед членами научного общества учащихся, перед учителями, родителями, но особое место занимают, на наш взгляд, школьные научные конференции.

Научные конференции школьников — необходимый элемент школьной жизни, особенно там, где на высоком уровне ведётся научно-исследовательская работа школьников. Конференции выполняют следующие задачи:

  1. Учат выступать публично и не бояться аудитории.
  2. Способствуют самореализации и социализации личности.
  3. Учат правильно вести дискуссию, уважать чужое мнение.
  4. Позволяют обмениваться научным опытом, учиться у других.

Конечно, только этими пунктами задачи конференции не ограничиваются. Проведение научной конференции требует серьёзной подготовки. Ниже будут приведены несколько рекомендаций, которые необходимо учесть при подготовке ученической конференции в школе.

  1. Конференцию нельзя провести спонтанно, она должна планироваться заранее. Например, уже в начале учебного года может быть запланирована конференция школьников, которая состоится в январе или в марте. Хорошо, если подобные конференции традиционно проводятся в школе в определённое время и все участники имеют возможность основательно к ним подготовиться.
  2. Конференцию необходимо разбить на несколько этапов (пленарное заседание, вступительное слово, доклады, вопросы, перерыв, круглый стол).
  3. Необходимо тщательно продумать все этапы конференции, каждый участник должен знать, на каком этапе он задействован.
  4. Время — один из самых важных моментов для проведения конференции. Помните, что дети не могут нормально работать, если конференция длится более 2 часов. Поэтому рекомендуется не устраивать большое количество выступлений и докладов. Выступать должно ограниченное число человек.
  5. Заранее нужно разработать регламент выступлений, прений и круглого стола. Ученика нужно сразу приучить к мысли, что его выступление должно длиться не более определённого промежутка времени (7-15 минут). Пусть он заранее подготовит своё выступление, чтобы за этот промежуток времени высказать основную мысль своей работы.
  6. Перерыв необходимо делать, если конференция длится более двух часов.          
  7. Помните, что задавать вопросы докладчику — обязательно. Постарайтесь, чтобы ученики задавали вопросы друг другу и дискутировали. Если этого не происходит, учитель должен завязать беседу сам.  
  8. Конференция предполагает особую манеру общения, серьёзность, строгость. Всё это создаёт особую атмосферу. Однако нужно следить, чтобы обстановка не стала слишком напряжённой. Это может легко случиться, если ученики боятся выступать, нервничают, волнуются. В этом случае обстановку надо разрядить.
  9. На конференцию не рекомендуется собирать всех учащихся. Аудитория должна быть подобрана соответствующим образом. Насильно привлекать к участию в конференции не нужно.
  10. Важно выбрать время для конференции. Желательно не оставлять учеников надолго после уроков. Если конференция общешкольная или проводится для определённой параллели, можно этот день по согласованию с администрацией освободить от занятий или провести конференцию на каникулах.
  11. Собирайте материалы конференций. Делайте отчёты по итогам конференций, фотографируйте. Конференция должна остаться в памяти детей как значительное событие.
  12. Не проводите конференции слишком часто (в некоторых школах практика проведения конференций сводится к 1 разу в год по разным направлениям деятельности).
  13. Обстановка, в которой проходит конференция, должна быть соответствующим образом продумана. Помещение, освещение, столы и стулья — всё это важно.

4.2 ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Большую роль в научно-исследовательской работе играет этап, связанный с выступлениями на научных конференциях. Рекомендуется устраивать обязательные публичные выступления школьников в рамках конференций. Подготовке выступления следует уделить особое место.

От выступления зависит очень многое. Публичное выступление развивает смелость, уверенность в себе, позволяет почувствовать себя важной частью коллектива, развивает умственные способности. В жизни тяжело добиться успеха тому, кто не умеет говорить перед аудиторией.

Предлагаем несколько практических рекомендаций, которые следует учитывать при подготовке публичных выступлений школьников.

  1. Внешний вид. Особого внимания заслуживает внешний вид докладчика. Он должен соответствовать научной обстановке конференции. Опрятность и аккуратность всегда говорят в пользу докладчика. Не стоит одевать слишком яркую одежду множество украшений. Если школьник будет осознавать, что он хорошо одет, это придаст ему уверенности в себе.
  2. Речь. Речь докладчика должна быть чёткой и внятной. Следует избегать слишком умных слов, которые не всегда понятны школьникам (как слушающим, так и выступающим). Важно не только, что говорит докладчик, но и как он говорит. В речи следует избегать монотонности, «проглатывания» окончаний слов, употребления слов-паразитов и др..
  3. Подготовка к выступлению. Речь выступления необходимо заранее подготовить. Если докладчик будет точно знать, о чём говорить, он будет чувствовать себя более уверенно.
  4. Практика выступлений. Чем чаще школьник будет выступать публично, тем быстрее он избавится от страха и неуверенности в себе.
  5. Отдых перед выступлением. Желательно, чтобы школьник перед выступлением не переутомлялся, не занимался физическими нагрузками. Если школьник будет читать доклад после урока физкультуры или контрольной по математике, то вряд ли у него получится хорошее выступление.

Учитель-руководитель должен объяснить ученику, что доклад должен быть чётко продуман и всегда состоит из нескольких частей:

Вступление. Начало доклада имеет большое значение и его стоит особенно продумать. Оно должно быть кратким. Вступление сообщает аудитории задачу доклада: («Моё выступление будет посвящено…», «Мой доклад раскрывает проблему…», «вопросы, связанные с…, имеют актуальное значение…»).  

Проблема. После вступления необходимо перейти к проблеме, которой посвящен доклад.

Ее необходимо изложить кратко и понятно.

Основная мысль. После изложения проблемы следует перейти к способам и путям ее решения. Здесь можно показать пути исследования, трудности этого пути, результаты проделанной работы.

Завершение. Доклад должен иметь логическое завершение. Лучше всего в заключении резюмировать выступление, показать проблему, ее решения, выводы, к которым пришел докладчик.

Помните, что выступающий должен быть уверен в себе. Уверенность и хорошая подготовка – залог успеха. Предложенные части выступления условны и могут меняться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося. Можно оценивать:

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
  3. практической использование предметных и общешкольных ЗУН;
  4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  5. степень осмысления использованной информации;
  6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
  10. владение рефлексией;
  11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  12. социальное и прикладное значение полученных результатов.

Научно-исследовательская работа в школе является одним из этапов развития творческого мышления школьника. Творчески подходить к науке – это главная цель учителя, а затем и научного руководителя в работе с учениками. Исследовательская работа не должна иметь принудительный характер. Заинтересованность ученика к науке должна быть культивирована учителем постепенно, внедряя все более глубинные познания того или иного предмета.  

 Очень важно дать понять, что учебные предметы дают базовые знания. И есть возможность самостоятельно расширить и углубить их, а также, возможно, открыть и познать непознанное.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С.68-80  
  2. Логинова Н.А. Феномен учительства: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000
  3. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48с.
  4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. //Учитель, № 4, 2000, — с.52-55

Интернет – ресурсы:  

  1. http://rudocs.exdat.com. Научно-исследовательская работа в школе.  
  2. http://www.vsoh1.ru. Требования к научно-исследовательской работе.
  3. http://schools.keldysh.ru. Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

Нужна помощь в написании работы?

Нир – это научно исследовательская работа, которая направлена на изучение темы, ее исследование, проведение экспериментов, поиск и установку закономерностей, анализ и обобщение информации, а в конце подведение итогов и обоснование проекта. Подробнее, что собой представляет Нир, как ее написать и оформить, можно узнать из статьи дальше.

Научно-исследовательская деятельность

Нир является обязательным разделом образовательной программы учащихся, а также важной частью подготовки будущих специалистов. Это вид учебно-научной деятельности, который ориентирован на профессиональную практическую подготовку учащегося. Исследователь должен уметь грамотно использовать информацию, логически выстраивать текст, применять терминологию, излагать мысли и делать выводы.

Цель Нир – развитие знаний, научного мышления, освоения новой информации и ее закрепления, получение навыков ведения научной работы. Это умение собирать информацию, анализировать ее и вычленять только самое важное, находить оригинальные идеи и решения. Кроме того путем такого проекта учащийся развивает способности ставить задачи и находить быстрые оптимальные пути решения.

Нир предусматривает несколько классификаций:

  • фундаментальный вид – автор получает теоретические знания, работает с научными данными, находит закономерности в рассматриваемой теме;
  • поисковой – в ходе проекта находят и разрабатывают новые прогнозы формирования в науке и технике, поиск не существовавших ранее закономерностей;
  • прикладной вид – определение научных проблем, создание новых путей их решения, а именно, разработка уникальных методик и рекомендаций, пошаговых инструкций.

Для чего необходим такой вид работы? В первую очередь для развития интереса к научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно исследовать разные темы и проблемы, осваивать информацию, анализировать и систематизировать ее.

Как писать научно-исследовательскую работу

Как только учащемуся будет выдано задание, с ним нужно сразу же ознакомиться и в случае возникновения вопросов, задавать их руководителю. Принципы написания заключаются в нескольких пунктах:

  1. Выбор темы – темой считается широкое понимание, ее можно направить в нужное русло, выделить внутри нее конкретные проблемы, требующие исследования и решения.
  2. Постановка задачи – внутри исследуемой темы важно выделить конкретные понятия и определить ДНК (Дано, Найти проблему, Критерии ее решения). По выбору задач можно проконсультироваться с преподавателем заранее.
  3. Поиск материала – объем информации в разном виде, начиная от учебников и научных статей, заканчивая электронными ресурсами, данными предприятий, нормативными актами. Преподносить окончательный материал, по которому строится Нир нужно в электронном виде, печатным грамотно структурированным текстом с теоремами и доказательствами, графиками, отчетами и результатами опытов, экспериментов.
  4. Структура – чтобы логично обработать и построить материал Нир, студенту необходимо следовать типовой структуре такого проекта. В ней предусмотрены следующие пункты:
  • титульник;
  • оглавление;
  • введение;
  • несколько глав основной части;
  • выводы;
  • заключение;
  • библиографический список;
  • приложения.

Существует также единый алгоритм, как следовать структуре и писать Нир:

  • сбор информации;
  • ее анализ и обобщение;
  • разработка концепций и планирования деятельности;
  • поиск оптимальных методов и методик для проведения деятельности;
  • проведение исследования путем экспериментов, проб и опытов;
  • обработка новых данных;
  • оформление теоретического и эмпирического материала целостным текстом;
  • рецензирование проекта;
  • защита.

Не откладывайте работу, полагая, что времени на ее выполнение достаточно, так это может затянуться. Над Нирс (научно исследовательская работа студента) трудиться нужно регулярно.

Нужна помощь в написании работы?

Выбор темы

Прежде чем начнет писаться работа учащегося, важно найти ту тему, в которой ему будет интересно и не сложно разбираться. В некоторых учебных заведениях тему подбирает каждому школьнику или студенту преподаватель, в других представлен свободный выбор. Чтобы упростить задачу самостоятельного поиска темы, следуйте нескольким базовым правилам:

  1. Опирайтесь на уже существующие исследования или близкие к ним работы других авторов и специалистов. Использовать в качестве опоры и помощи опыт других предшественников, это практически необходимое правило. Чаще всего именно чужие монографии и научные труды выступают предпосылками для новой деятельности.
  2. Перед тем, как утверждать тему, проверьте, насколько достаточно вы сможете найти информации и материалов. Сначала выбирается обширное тематическое поле, после этого автор изучает сведения и литературу, а уже на основе этого будет проще конкретизировать тему проекта.
  3. Важно, чтобы выбранная тема имела практическую ценность и значимость, была актуальной в плане проблематики в рассматриваемой области науки.
  4. Еще одно обязательное условие – соответствие темы целям образовательного направления профессиональной или общей подготовки учащегося.
  5. В конечном итоге после выбора проконсультируйтесь с преподавателем, разбирающимся в этой области знаний, чтобы он одобрил или оспорил решение.

Опираться при поиске актуальной темы и проблем важно еще и на то, какая дисциплина будет изучаться. Приведем несколько примеров тем для востребованных предметов:

  • математика — «Тригонометрия и комплексные числа», «Предельные цифры», «Уравнения и системы» и т. д.;
  • химия — «Химия как основа биологии», «Химия и превращения сахара», «Прошлое и будущее периодических систем» и др.;
  • физика – «Проблема выхода РБ в космос», «Строение Галактики», «Космические мазеры» и т. п.;
  • биология — «Загадки сна», «Электрограммы различных органов», «Анализ рождаемости и смертности» и др.;
  • психология — «Нервные и психические болезни и нарушения», «Немецкая психология, анализ Гете»;
  • экономика – «Основы планирования производства», «Моделирование динамики распределения доходов в России» и др.

Не стоит исследовать те области и темы, которые утратили свою актуальность уже как 5 лет и дольше. Пусть Нир будет полезной и востребованной работой здесь и сейчас с учетом современного общества и развития науки.

Структура

Чтобы набросать план работы, начать составление структуры стоит с чернового варианта. По ходу анализа информации и составления Нир будут понятны основные мысли, которые будут вноситься в содержание. В целом же придерживайтесь типовой структуры:

  • титульный лист – здесь указываются сведения касательно образовательного учреждения, дисциплины, темы, студента и проверяющего;
  • содержание – на второй странице указываются главы, параграфы, подпункты и страницы, соответствующие каждому отделу;
  • введение – кратки экскурс по проекту, обозначение проблемы и ее актуальности, практической значимости;
  • основная часть (реферат) – полное раскрытие сути проблемы;
  • вывод – сжатый лаконичный итог по изученному материалу;
  • заключение – раздел схож с введением, но предусматривает краткий вывод;
  • библиографический список – список литературы в алфавитном порядке;
  • приложения – наглядный материал с графиками, таблицами, иллюстрациями и т. п.

Правильное оформление НИР

Правильный способ оформления Нир указан либо в методическом пособии учебного заведения, либо в нормативах ГОСТ. Оформлять следует по следующим общим требованиям:

  • белая бумага формата А4, односторонняя печать;
  • поля – слева 3 см, справа 1 см, сверху 2 см, снизу 2,5 см;
  • сквозная нумерация снизу листа по центру;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • 1,25 см абзацный отступ;
  • на одном листе допустимо 29-30 строк текста;
  • нумерация ведется с титульного листа, но ставится, только начиная с введения;
  • каждая глава начинается с нового листа;
  • названия глав печатаются заглавными буквами жирным шрифтом, параграфов – прописными буквами, между названием и текстом ставится пропуск дополнительного интервала;
  • заголовки (главы, параграфы) выравниваются по ширине, между ними и текстом 3 интервала;
  • шрифт — Times New Roman 14, в таблицах 12, выравнивание по ширине листа, черный цвет;
  • главы, параграфы и подпункты нумеруются одинарной, двойной и тройной нумерацией соответственно арабскими цифрами.

Особое внимание уделите оформлению титульного листа. Для этого можно воспользоваться готовым образцом на кафедре или шаблоном из положений ГОСТ.

Как должна выглядеть научно-исследовательская работа

Нужна помощь в написании работы?

Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:

  1. Грамотно сформулированная тема – не слишком обширная область, интересная и востребованная в текущее время.
  2. Оптимальный объем – зависит от уровня сложности проекта, школьникам будет достаточно 20-30 страниц, студентам 50-100 страниц.
  3. Уникальность материала – ранее ни один из авторов и специалистов не должен проводить такое же исследование, иначе в нем нет никакого смысла и ценности.
  4. Высокая актуальность – Нир четко выражает значимость темы, зачем автор взялся за разрешение определенной проблемы.
  5. Наличие целей и задач – если они прописаны и понятны, становится интересной и сама работа учащегося.
  6. Проработанная основная часть – здесь раскрыта тема и проблема внутри нее, промежуточные результаты исследования, эксперименты, опыты и наблюдения, предварительные прогнозы и выводы.
  7. Логичность работы – весь материал теории и практики структурирован и идет в правильной последовательности.
  8. Проработанное заключение – автор приводит заключения и вывод по проделанной деятельности, указывает преимущества своего проекта, предлагает рекомендации и дальнейшие пути в решении задач.
  9. Достаточный библиографический список – здесь представлены правдоподобные, свежие и авторитетные источники информации.
  10. Наличие наглядных материалов – все графики, таблицы, схемы, диаграммы и иллюстрации помогают в защите проекта, делают проект понятным для читателя и аудитории слушателей.

Пример НИР для студентов

Научно исследовательская работа пример для студентов:

НИР студента

Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.

Образец НИР для школьников

Научно исследовательская работа пример для школьников:

НИР школьника

Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.

Внимание!

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения.

Рассчитайте стоимость своей работы ->

Правильная структура исследовательской работы учащегося школы является одним из ключевых критериев ее оценивания, формирует у обучающихся навыки грамотного оформления индивидуальных работ, которые в последствии могут быть использованы в написании интересной научно-исследовательской работы. В ином варианте смотри: структура исследовательского проекта

При описании проведенного исследования учащемуся школы необходимо пользоваться общепринятой структурой исследовательской работы. Следует четко определить, что будет содержаться во введении, что в основной части работы и что записать в заключении. Согласно структуре после заключения научно-исследовательской работы прописывается список литературы и приложения.

Структура оформления исследовательской работы

Структура исследовательской работы школьника представляет собой следующее:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть (главы);
  • заключение;
  • список использованной литературы;
  • приложения (при необходимости).

Титульный лист исследовательской работы

Первой страницей индивидуальной исследовательской работы является титульный лист, на котором указывается тема работы, ее автор(-ы) и руководитель, а также образовательное учреждение, в котором была написана учебно-исследовательская или научно-исследовательская работа. Существуют строгие правила оформления титульного листа исследовательской работы в школе.

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

  • полное наименование образовательной организации, в которой выполнена работа;
  • название работы, определяющее рамки проведенного исследования; название должно быть кратким и точно соответствовать содержанию исследования;
  • фамилия, имя, отчество обучающегося;
  • класс;
  • фамилия, инициалы, научные степени и звания руководителя исследовательской работы;
  • год и город —  внизу страницы, в центре.

Далее составляется оглавление, представляющее собой указание на основные элементы исследовательской работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения.

Напротив всех заголовков в оглавлении исследовательской работы ставятся номера страниц, с которых начинаются разделы. Заголовки в оглавлении исследовательской работы должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки, переформулировать их и менять поочередность.

В заголовках глав учебной исследовательской работы должна соблюдаться логика исследования. Художественные и вопросительные формы предложений не подходят в качестве заголовков глав и параграфов исследовательских работ школьников. Оглавление помещается в начале работы перед основной частью, чтобы сразу показать структуру исследовательской работы.

Введение исследовательской работы

Введение содержит все основные положения исследовательской работы в сжатой форме и входит в структуру.

Введение должно включать в себя:

  • актуальность исследования;
  • проблему исследования;
  • формулировку темы;
  • цель исследовательской работы;
  • объект, предмет исследования;
  • задачи, гипотезу;
  • методы исследования;
  • практическую значимость и новизну;
  • краткий анализ изученной литературы.

Тема исследовательской работы в школе должна быть оригинальной, с элементом неожиданности, подразумевать возможность относительно быстрого написания исследовательской работы, но при этом сохранять свою необычность и интерес.

Актуальность исследовательской работы – это те причины, по которым именно эту проблему нужно изучать в настоящее время.

Цель исследовательской работы формулируется исходя из того, какой результат предполагается получить в ходе проведения исследования. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

Задачи исследовательской работы показывают, что автор работы собирается делать для достижения поставленной цели. Формулировка задач тесно связана со структурой исследовательской работы школьника. В отличие от цели, которая одна, задач может быть несколько.

Гипотеза исследовательской работы — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик, некое вероятное знание, но ещё не доказанное. Изначально гипотеза не утверждение и не опровержение — она просто не доказана.

В рамках введения также должны быть сформулированы объект и предмет исследовательской работы и проекта школьника, описаны методы исследования, используемые для достижения цели исследовательской работы, теоретическая значимость работы, выраженная описанием того, как могут применяться полученные результаты проведенного исследования в жизни человека и обществе, и практическая ценность результатов, указывающая на возможность их использования (где, когда и кем).

Новизна исследовательской работы определяется, например, отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки целей, задач и гипотез.

Литературный обзор исследовательской работы – это краткое описание того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре литературы необходимо показать, что вы знакомы с областью исследований по нескольким источникам и что вами поставлена новая задача, отличная от других исследований.

Основная часть исследовательской работы учащихся

Согласно структуре основная часть исследовательской работы может состоять из 2-3 глав. Глава 1 обычно содержит итоги анализа теоретического материала, полученного из литературных источников по исследуемой проблеме, здесь подробно рассматриваются методика и техника исследования.

Во 2-3 главах описываются практические этапы работы, интерпретируются теоретические данные, выявляются определенные закономерности в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Согласно структуре глава индивидуальной исследовательской работы завершается выводами. Каждый элемент основной части исследования представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

Основная часть работы, представленная главами, содержит:

  • обзор литературы по теме и выбор направления исследований;
  • описание источников информации;
  • изложение общей концепции и основных методов исследования;
  • содержание теоретических и /или  экспериментальных исследований;
  • анализ и обобщение результатов исследований.

Первая глава основной части является теоретическим разделом, подразумевает краткое систематизированное изложение и творческое осмысление истории развития вопроса, раскрытие понятие и сущности изучаемого явления, уточнение формулировок, рассмотрение существующих методических подходов к анализу вопроса данного исследования.

Литературный обзор в теоретической части исследовательской работы начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Также проводится сравнительный анализ разных точек зрения авторов по исследуемой теме. Литературный обзор теоретического раздела должен быть представлен в виде изложения своих впечатлений об изученном материале, уместно дополненном цитатами из авторитетных источников.

В заключении раздела приводится характеристика состояния проблемы и выделяются дискуссионные вопросы, из которых определяется актуальность исследования.

Текст теоретической главы в исследовательской работе должен соответствовать требованиям:

  • достоверность и полнота информации;
  • наличие авторской оценки использованной информации;
  • логичность структуры;
  • ясность, четкость изложения;
  • композиционная целостность;
  • аргументированность выводов.

Первая часть практического раздела исследовательской работы содержит описание методов исследования и алгоритмов решения поставленных в работе задач, а также описание организации и содержания исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.

Во второй части практического исследования излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи. Автору необходимо дать собственную оценку достижения цели и решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными исследованиями отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований и проч.

При написании индивидуальной исследовательской работы и с учетом общепринятой структуры учащийся обязан указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.

В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, позволяющие четко сформулировать итоги каждого этапа исследования. Содержание глав основной части должно полностью соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение школьника кратко,  логично и аргументировано излагать материал.

Заключение исследовательской работы

Заключение – это краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач. В тексте заключения не должно быть развернутого описания полученных результатов или их содержания, это тезисы проделанной работы.

Ключевым требованием к написанию заключения является то, что в нем не должен повторяться текст выводов к каждой главе. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Необходимо отметить степень достижения цели, результаты проверки условий гипотезы, обозначить перспективы дальнейших исследований.

В структуру исследовательской работы также включены выводы к главам, которые должны содержать то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенного исследования.

Список использованной литературы

После  заключения размещается список использованной литературы — это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы). Список составляется в алфавитном порядке. Библиографические ссылки в научно-исследовательской работе обучающегося употребляются при  цитировании, заимствованиях и упоминании того или иного документа.

Виды библиографических ссылок:

  • по составу элементов ссылка может быть полной или краткой;
  • по месту расположения различают внутритекстовые, подстрочные, затекстовые ссылки;
  • при повторе ссылок на один и тот же объект различают первичные и вторичные ссылки;
  • если объектов ссылки несколько — их объединяют в одну комплексную ссылку.

Приложения исследовательской работы

В приложении исследовательской работы учащихся помещаются все материалы, собранные в результате проведённых исследований, при обработке которых был получен достаточный объем схем, таблиц, рисунков и другие вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части. На помещённый в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте ученической исследовательской работы.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Спрегаль спрей инструкция по применению цена отзывы
  • Цефалексин инструкция по применению в капсулах по 500 взрослым
  • Велотренажер body sculpture bc 6810 инструкция
  • Сафе старт тетра инструкция по применению
  • Valve руководство для новых сотрудников