Исторический музей руководство

Администрация

Дирекция

Директор

Левыкин Алексей Константинович

Письма и обращения по вопросам деятельности музея просьба направлять

Первый заместитель директора

Коротов Георгий Геннадьевич

Заместитель директора по научной работе

Яновский Андрей Дмитриевич

Заместитель директора по фондовой работе

Чистякова Марина Викторовна

Заместитель директора по экономике и финансам

Ламкова Наталья Мухамедовна

Заместитель директора по экспозиционной и выставочной деятельности

Янибеков Эльдар Валерьевич

Заместитель директора по научно-просветительской работе

Клюкова Екатерина Александровна

Заместитель директора по реставрации и капитальному ремонту

Сергеев Игорь Витальевич

Главный бухгалтер

Приступницкая Ольга Владимировна

Учёный секретарь

Сиротина Ольга Александровна

Управление общественных связей, рекламы и маркетинга

Начальник управления

Лемигова Мария Александровна

Начальник отдела общественных связей, рекламы и маркетинга

Пономарева Мария Георгиевна

Начальник отдела продаж

Овчинникова Наталия Алексеевна

Управление кадров и контроля

Начальник управления

Капля Евгений Викторович

Планово-экономический отдел

Начальник отдела

Доценко Марина Анатольевна

Управление закупок и материального обеспечения

Начальник управления

Максимова Татьяна Владимировна

Директор Государственного исторического музея: «Правдивая история интереснее выдумки»

Государственный исторический музей в этом году отметил свое 150-летие. Сейчас это одно из крупнейших музейных собраний страны, где хранится более 5 миллионов экспонатов — свидетелей истории России. Директор музея Алексей Левыкин рассказал, чем музей привлекает своих посетителей сегодня, как возникает диалог со зрителем и почему важны экскурсоводы.

Директор Государственного исторического музея Алексей Константинович Левыкин - историк, специалист в области антикварного оружия, председатель Учёного совета Государственного историко-культурного заповедника «Московский Кремль», эксперт Комитета Совета Федерации по культуре.

Директор Государственного исторического музея Алексей Константинович Левыкин — историк, специалист в области антикварного оружия, председатель Учёного совета Государственного историко-культурного заповедника «Московский Кремль», эксперт Комитета Совета Федерации по культуре.

— Что вы делаете, чтобы в музее было интересно обычному человеку?

— И в основной экспозиции, и в выставках мы стараемся отразить наиболее интересные моменты истории нашей страны. Свежий пример — выставка о путешествиях Петра I в Европу (закончилась 3 октября 2022 года — Ред.). Она включала и первое из них, после взятия города Азова, и второе, уже в статусе властелина огромной державы, которая через несколько лет будет им же объявлена империей. Тема вызвала огромный интерес у широкой публики.

Мы отлично понимаем, что в XXI веке необходимо использовать все новые музейные подходы: и мультимедийные технологии, и активную работу с онлайн-ресурсами, и дизайн. Причем дизайнер должен плотно взаимодействовать с кураторами проекта, чтобы акцентировать зоны, призванные притягивать внимание. Современный музей невозможен и без работы со светом. По моему личному мнению, половина успеха любой выставки — это свет. Если просто поставить уникальный экспонат, но не подчеркнуть его особенности, он останется незаметным и непонятным для посетителя.

Не менее важна информационная поддержка: почему этот экспонат важен, о чем он рассказывает? Мы работаем с такими памятниками, с которыми невозможно обойтись простыми традиционными способами этикетажа (подписей под экспонатами — Ред.). Только современные мультимедиа- и информационные технологии могут погрузить человека в историю, объяснить назначение того или иного предмета, кому он принадлежал, в каких событиях участовал. Использование всех способов, которые наработало музейное сообщество, — гарантия того, что к нам будут возвращаться.

Алексей Левыкин: «Я советую людям идти в музей не просто самостоятельно, а с экскурсоводом».

— Получается, музей сейчас не только сохраняет и накапливает экспонаты, но и развивает возможности коммуникации со зрителем. А что может сделать посетитель, чтобы визит к вам ему запомнился?

— Чтобы посещение такого музея как наш — сложного по структуре и огромного по размеру — прошло не зря, надо подумать, что вы хотите узнать, какой раздел экспозиции увидеть. Потому что музей предоставляет много разных форм взаимодействия. Самая привычная из них — «обзорная экскурсия». Я советую людям идти в музей не просто самостоятельно, а с экскурсоводом. Конечно, есть и те, кому достаточно собственных знаний, чтобы пройти по экспозиции и понять, что есть что. Но даже если человек приходит совершенно неподготовленным, хороший экскурсовод может его заинтересовать, подтолкнуть к более глубокому изучению материала. Я сам начинал работать в музее экскурсоводом. Это очень тяжелый труд: две-три экскурсии в день, причем на эмоциях, чтобы постетилям понравилось. Но у каждого экскурсовода есть «спортивный интерес» — эмоционально зажечь тех людей, которые перед ним стоят. Самое главное — не свалиться в популизм, не рассказывать то, чего никогда не было, но про что интересно поговорить. Правдивая история всегда интереснее выдумки.

Кстати, во всем мире такая экскурсия — очень дорогой вид услуг. Поэтому в западных музеях не так много групп с экскурсоводом. Как правило, используются технические средства: аудиогиды, QR-коды с подробным описанием, мультимедийные туры на интернет-ресурсах. И мы все это тоже используем.

В залах ГИМа.

— Что, на ваш взгляд, делает пребывание в музее наиболее запоминающимся?

— В хорошем современном музее должно быть все. И удобная и читаемая экспозиция, где объекты подчеркнуты дизайнерскими решениями, и место, где можно отдохнуть или воспользоваться дополнительными информационными ресурсами.

Это все сложно, потому что требует больших средств. И еще потому, что сами музеи расположены в памятниках культуры: приходится искать компромиссы, что можно сделать в этих пространствах, а что нельзя.

В ГИМе полагают, что, кроме традиционных способов взаимодействия со зрителем, необходимо использовать и новые музейные подходы.

Мы стремимся сделать так, чтобы все части музея были доступны людям с ограниченными возможностями. Создаем «тактильные» экспозиции, этикетаж на языке Брайля. Кстати, Исторический — один из первых в странее музеев, где стали использовать лифт для того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли подняться на все уровни экспозиции.

Алексей Левыкин: «В хорошем современном музее должно быть все. И удобная читаемая экспозиция, и место, где можно отдохнуть».

И мы продолжаем эту работу. Мы стремимся к тому, чтобы люди могли отдохнуть, посидеть в кафе, почитать наши книги, почувствовать заботу и внимание персонала музея. Поэтому, например, я заставляю персонал отвечать на любые жалобы, которые приходят, даже если эти жалобы несправедливы: человек должен знать, что его попытаются здесь понять.

— А на что у вас жалуются?

— На то же, что и в любом другом музее. Кто-то хочет пройти с сумкой или в пальто, а ему не дают. Иногда жалуются на качество работы экскурсовода, мы разбираемся внимательно. Любимые жалобы — на этикетаж. Представьте только: в нашей экспозиции находится 20 тысяч экспонатов. Если мы на каждый предмет сделаем этикетаж с информацией хотя бы на полстраницы обычного формата А4, то ничего, кроме этикеток, вы в музее не увидите. Значит, надо использовать мультимедийные средства, а они дороги. При этом, как ни странно, недолговечны. Проходит пять лет — и приходится менять всю систему: и «железо», и программное обеспечение.

Много времени требует создание контента. Вот, например, сейчас Исторический музей занимается формированием онлайн-каталога. В нем более полутора миллионов единиц хранения. Ни один музей в нашей стране — кроме Эрмитажа, наверное — такие объемы не выкладывает.

— Исторический музей проводит множество выставок в течение года. Как выбираются для них темы?

— Выставка должна быть прежде всего интересной. Во всем мире археологические выставки популярны не меньше, чем художественные — у нас этот разрыв сильнее. Возможно, это связано со сложностью материала и недостаточной информированностью. Я хорошо помню, как люди шли в Оружейную палату ради одного — чтобы увидеть шапку Мономаха. И часто разочаровывались, потому что среди всех корон и венцов, там хранившихся, она самая скромная. Но при этом — самая древняя. За ней — целая цепь событий.

Круг памятников открывающейся вскоре выставки «Сны Сибири» нанизан на единую сюжетную конструкцию – Транссибирскую магистраль

Экспонат выставки «Сны Сибири»: современное искусство. Олег Комаров. Триптих из бубнов «Кедрокорни» 2021 год. Материал: береста, дерево, кожа.

Не менее важна для выставки оригинальность идеи. Совсем скоро мы откроем выставку «Сны Сибири» — она пройдет с 28 октября по 30 января 2023 года. Это рассказ о целой эпохе цивилизации на просторах той части страны, которую мы называем Сибирью. Именно здесь был один из тех «цивилизационных котлов», который оказал влияние на судьбы всего мира. Находки знаменитой Денисовской пещеры позволяют говорить об определенном типе гуманоида, который здесь сформировался и жил, который с территории Алтая распространился на другии территории, вплоть до Австралии. Скифы, гунны, татаро-монгольские орды, петроглифы и менгиры Хакасии, знаменитые томские писаницы — круг памятников этой выставки. Все это нанизывается на очень интересную сюжетную конструкцию — Транссибирскую магистраль. Огромная струна железной дороги соединила всю нашу страну от Приморья до западных границ. Останавливаясь на этом пути, мы делаем остановки во времени. В экспозиции будут активно использоваться тактильные экспонаты, которые позволят людям с ограниченными возможностями ознакомиться с ее содержанием. Инициатором этой выставки стал фонд «Таволга», который изучает историю, археологию и культуру различных территорий, а реализовать проект помогла РЖД.

Конечно, к нам приходят и иностранные туристы, но наши главные посетители — россияне. И я думаю, что после принятия решений о более углубленном преподавании истории в школе и вузах интерес к музею вырастет еще больше. Дело не в том, что людей обяжут сюда ходить. Просто для понимания того, что мы показываем и рассказываем, нужен определенный «начальный капитал». Нужно знать историю своей страны.

Минкульт продлил контракт с директором Государственного исторического музея

Сергей Пятаков/РИА Новости

Минкульт продлил контракт с директором Государственного исторического музея Алексеем Левыкиным. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на начальника управления ГИМ по связям с общественностью Марию Лемигову.

До этого ведомство сменило генерального директора Государственной Третьяковской галереи — пост покинула Зельфира Трегулова, возглавлявшая музей с 2015 года, а ее место заняла Елена Проничева.

Кроме того, пост гендиректора Русского музея в Санкт-Петербурге покинул Владимир Гусев, перейдя на должность президента музея.

Ранее в Государственном музее изобразительных искусств имени Александра Пушкина «Газете.Ru» прокомментировали новость о том, что Марина Лошак покидает пост директора. «У нее продолжается контракт. Она работает. Все в порядке», — заявила руководитель отдела по связям с общественностью музея Анна Малыгина. Контракт Лошак с музеем длится до апреля.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»



  Действующая организация

ОГРН 1037700093881  

ИНН 7704060908  

КПП 771001001  

ОКПО 02194818  

Дата регистрации

15 июня 1994 года

Юридический адрес

109012, г. Москва, пл. Красная, д. 1

Организационно-правовая форма

Федеральные государственные бюджетные учреждения

Специальный налоговый режим

Не применяется?

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ - Левыкин Алексей Константинович

Учредитель

Российская Федерация

с 24 июля 2020 г.

Среднесписочная численность работников

Нет сведений?

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Не входит в реестр

Федресурс

Организация не опубликовала ни одного сообщения

ЕФРСБ (реестр банкротств)

  Нет сообщений о банкротстве

Блокировка банковских счетов

  Нет сведений о приостановке операций по счетам на 3 ноября 2022 года

Проверить на сегодня

Санкции

  Не входит в санкционные списки


Оценка надежности

Очень высокая оценка надежности

Признаки фирмы-однодневки не обнаружены

  • Преимущества (9)
  • Недостатки (0)
  •   Долгое время работы

    Организация зарегистрирована 29 лет назад, что говорит о стабильной деятельности и поднадзорности государственным органам

  •   Имеются лицензии

    Организацией получена лицензия, что является косвенным признаком надежности контрагента

  •   Участник системы госзакупок — поставщик

    Организация поставила товаров или оказала услуг на сумму более 248,7 млн руб.

  •   Участник системы госзакупок — заказчик

    Организация заказала товаров или услуг на сумму более 14,4 млрд руб.

  •   Не входит в реестр недобросовестных поставщиков

    По данным ФАС, не входит в реестр недобросовестных поставщиков

  •   Нет связей с дисквалифицированными лицами

    По данным ФНС, в состав исполнительных органов организации не входят дисквалифицированные лица

  •   Нет массовых руководителей и учредителей

    Руководители и учредители ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ не включены в реестры массовых руководителей и массовых учредителей ФНС

  •   Нет сообщений о банкротстве

    В реестре ЕФРСБ не найдено ни одного сообщения о банкротстве организации

  •   Нет долгов по исполнительным производствам

    По данным ФССП, открытые исполнительные производства в отношении организации отсутствуют

Недостатков не обнаружено

Реквизиты

ОГРН? 1037700093881    от 30 января 2003 года
ИНН? 7704060908  
КПП? 771001001  
ОКПО? 02194818  

Сведения о регистрации

Регистрация в ФНС

Регистрационный номер 1037700093881 от 30 января 2003 года

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве

Регистрация в ПФР

Регистрационный номер 087104051971 от 12 сентября 2011 года

Государственное учреждение — Главное Управление Пенсионного фонда РФ №10 Управление №3 по г. Москве и Московской области муниципальный район Хамовники г. Москвы

Регистрация в ФСС

Регистрационный номер 770700034277211 от 1 сентября 2018 года

Филиал №21 Государственного учреждения — Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

Коды статистики

Код ОКОГУ? 1321000  

Министерство культуры Российской Федерации

Код ОКОПФ? 75103  

Федеральные государственные бюджетные учреждения

Код ОКФС? 12  

Федеральная собственность

Код ОКАТО? 45286585000  

Тверской

Код ОКТМО? 45382000000  

муниципальный округ Тверской

Код КЛАДР? 770000000001575  

Контакты ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Адрес

109012, г. Москва, пл. Красная, д. 1

Показать на карте


Контакты неверны или неактуальны?

Если вы являетесь владельцем или руководителем ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, вы можете добавить или отредактировать контактную информацию. Также, вы можете подключить сервис «Мой бизнес» для управления этой страницей.

Виды деятельности ОКВЭД-2

91.02 Деятельность музеев?
72.20 Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук
85.42.9 Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки
68.20.2 Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом
90.03 Деятельность в области художественного творчества
91.03 Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры
91.01 Деятельность библиотек и архивов
90.0 Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений

Финансовая отчетность

Нет сведений о финансовой (бухгалтерской) отчетности ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ?

Руководитель ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Директор Левыкин Алексей Константинович

  Нет записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ

  Нет записи о дисквалификации

  Не входит в реестры массовых руководителей и учредителей

Учредитель

  • РФ, субъекты РФ и муниципальные образования (1)

Филиалы и представительства

  • Филиалы (1)
  • Представительства (0)
1. ФИЛИАЛ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ТУЛЕ
300041, Тульская область, г. Тула, ул. Металлистов, д. 10

Представительства отсутствуют

Связи

Не найдено ни одной связи по руководителю

Учредитель ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ также является руководителем или учредителем 133 других организаций

1. ФГУП «КИНОКОНЦЕРН «МОСФИЛЬМ»
119285, г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 1
Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ

2. ФГУП «ГОСРЕСТАВРАЦИЯ»
119034, г. Москва, пер. Турчанинов, д. 6
Строительство жилых и нежилых зданий

3. ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Газеты Звезда, д. 18
Образование высшее

4. МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК В.Д. ПОЛЕНОВА
301011, Тульская область, Заокский район, с. Страхово
Деятельность музеев

Учредитель — МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

5. ТЕАТР ИМ. ФЕДОРА ВОЛКОВА
150000, Ярославская область, г. Ярославль, пл. Волкова, д. 1
Деятельность в области исполнительских искусств

Учредитель — МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ не является управляющей организацией

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ не является учредителем других организаций

Лицензии

Согласно данным ЕГРЮЛ от ФНС и федеральных органов, организацией ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ была получена 1 лицензия

Источники данных

  • ЕГРЮЛ (1)

Госзакупки

Согласно данным Федерального казначейства, ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ является активным участником системы государственных закупок

Заказчик

Контракты Общая сумма
94-ФЗ 247 9,3 млрд руб.
44-ФЗ 558 3,9 млрд руб.
223-ФЗ 1553 1,3 млрд руб.

Поставщик

Контракты Общая сумма
94-ФЗ 19 8,8 млн руб.
44-ФЗ 54 235,3 млн руб.
223-ФЗ 4 4,6 млн руб.

Проверки

Согласно данным ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры РФ, за период с 2015 года в отношении организации ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ инициировано 26 проверок

Без нарушений

С нарушениями

Нет сведений о результатах

  • Последняя проверка
  • Предстоящие проверки (0)

№ 77231373165505056713 от 13 февраля 2023 года

Объявление предостережения

Орган контроля (надзора), проводящий проверку

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Правовое основание проведения проверки

(ФЗ 248) Наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований

Нет сведений о предстоящих проверках по 248-ФЗ, 294-ФЗ, 184-ФЗ или 131-ФЗ

Арбитражные дела

В арбитражных судах РФ были рассмотрены 25 судебных дел с участием ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Истец

Ответчик

Третье / иное лицо

Последнее дело

№ А40-64062/2023 от 27 марта 2023 года

Экономические споры по гражданским правоотношениям

Истец

Ответчик

Исполнительные производства

  Нет сведений об открытых в отношении ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ исполнительных производствах

Налоги и сборы

Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах


  Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам

История изменений

12.09.2011

Регистрация в ПФР, присвоен регистрационный номер 087104051971

Государственное учреждение — Главное Управление Пенсионного фонда РФ №10 Управление №3 по г. Москве и Московской области муниципальный район Хамовники г.Москвы

12.09.2015

01.09.2018

Регистрация в ФСС, присвоен регистрационный номер 770700034277211

Филиал №21 Государственного учреждения — Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

24.07.2020

Удалена запись об учредителе МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

Российская Федерация становится новым учредителем организации

11.01.2021

Юридический адрес изменен с «109012, г. Москва, площадь Красная, д. 1» на «109012, г. Москва, пл. Красная, д. 1»

Согласно данным ЕГРЮЛ, организация ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ — или ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ» — зарегистрирована 15 июня 1994 года по адресу 109012, г. Москва, пл. Красная, д. 1. Налоговый орган — межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве.

Реквизиты юридического лица — ОГРН 1037700093881, ИНН 7704060908, КПП 771001001. Регистрационный номер в ПФР — 087104051971, регистрационный номер в ФСС — 770700034277211. Организационно-правовой формой является «Федеральные государственные бюджетные учреждения», а формой собственности — «Федеральная собственность».

Основным видом деятельности организации ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ является «Деятельность музеев». Организация также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД как «Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук», «Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры», «Деятельность в области художественного творчества», «Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом», «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений» и других.

Директор — Левыкин Алексей Константинович.

На 24 апреля 2023 года юридическое лицо является действующим.

Смотрите также

Прочие фирмы и организации

ООО «ЛИАНА»

Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах

г. Нижневартовск
ООО «НПО АРЕОПАГ»

Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие, не включенные в другие группировки

г. Санкт-Петербург
ООО «ВАШЕ ПРАВО»

Деятельность в области права

г. Нижний Тагил
ООО «МЕТАЛЛИСТ»

Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе

г. Таганрог
РОССИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ СОЮЗ

Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки

г. Москва

Координаты: 55°45′19″ с. ш. 37°37′03.8″ в. д. / 55.755278° с. ш. 37.617722° в. д. (G) (O) (Я)

Государственный
исторический музей
State History Museum.jpg
Дата основания 1872
Местонахождение 109012, г. Москва, Красная пл., 1/2.
Директор Алексей Константинович Левыкин
Официальный сайт

Государственный исторический музей (ГИМ) — национальный исторический музей России, расположенный на северной стороне Красной площади в Москве. Также музею принадлежат соседние здания монетного двора и Московской городской думы. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов.

У истоков музея стоял крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин (1820-1909). С мая 1895 года до ноября 1917 года официальное название музея звучало следующим образом — «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III».

Содержание

  • 1 История музея
  • 2 Описание музея
  • 3 Отдел письменных источников
  • 4 Экспозиция
  • 5 Филиалы
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

История музея

Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича основан указом императора Александра II 21 февраля 1872 года, по ходатайству организаторов Политехнической выставки 1872 года. Экспонаты отдела последней, посвящённого Крымской войне, составили первоначальную коллекцию музея.

Московская городская дума в апреле 1874 года выделила для постройки музея землю на Красной площади Москвы, на которой ранее находилось здание земского приказа (XVII век). По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В. О. Шервуда и инженера А. А. Семёнова, который перекликался с решением снесённого здания приказа. Строительство здания музея, которое является сейчас историко-архитектурным памятником, продолжалось в течение 1875—1881 годов. Интерьеры Суздальского зала музея оформлены в 1890-е годы по проекту архитектора П. С. Бойцова. Оборудование и отделка читального зала музея произведены в 1911—1912 год по проекту архитектора И. Е. Бондаренко. Музей распахнул свои двери для посетителей 27 мая 1883 года.

После Октябрьской Революции музей стал именоваться Государственный Российский Исторический музей. Новые власти организовали спецкомиссию Наркомпроса для реорганизации музея. Возникла угроза изъятия части собраний музея. С февраля 1921 года по сегодняшний день титульное название музея — Государственный Исторический музей.

В 1922 году к ГИМ был присоединён Музей дворянского быта 40-х гг. в Москве. В 1928 году к музею в качестве филиалов были присоединены национализированные и закрытые церкви и другие здания: «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в г. Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря». В 1932 году — палаты бояр Романовых, в 1934 году — Новодевичий монастырь.

С 1928 года работа музея была нацелена на коммунистическую пропаганду. В течение 1930—1940х годов проводилась реорганизация работы музея в соответствии с установками большевистской идеологии. В 1936—1937 годах в связи с открытием новой экспозиции музея к 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров залов были забелены или уничтожены. В 1935 году с башен здания были демонтированы двуглавые орлы и геральдические фигуры львов и единорогов. В 1950-е годы по проекту архитектора А. К. Бурова было изменено архитектурно-живописное оформление нескольких залов музея.[1]

В 1986 году ГИМ закрылся на капитальный ремонт. В музее были технические работы по приспособлению здания к современным требованиям хранения экспозиций. В 1990-е годы была начата полномасштабная реставрация здания и внутренних интерьеров. Конечной целью стало возвращение зданию изначального исторического облика. По завершении всех работ ГИМ открыл залы для посетителей в том виде, как он проектировался в конце XIX — начале XX в. Окончание реставрации в 1997 году ознаменовалось возвращением на главные башни музея точных копий золотых двуглавых орлов.

Навершия башен

Окончательно облик государственного исторического музея по задумке архитектора Шервуда был восстановлен в декабре 2003 года, когда на низкие башни вернулись львы и единороги.[2]

Указом Президента России от 18 декабря 1991 года музей был отнесён к особо ценным объектам культурного наследия России. В 1994 году постановлением правительства музей получил статус научно-исследовательского и культурно-просветительского учреждения. ГИМ стал головным центром для всех исторических и краеведческих музеев России.

В 1993 году в связи с ликвидацией Центрального музея В. И. Ленина его коллекции, а также здание Московской городской думы были переданы в ГИМ.

В 1996 году численность музейного собрания составила 4 373 757 предметов. Музей стал крупнейшим в России. В 2008 году коллективу музея была присуждена медаль «Символ Науки».

Описание музея

В 2006 году Исторический музей закончил работу над постоянной экспозицией. На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX века. Экспозиция начинается на втором этаже. Он посвящен первобытному обществу, Древней Руси, раздробленности, борьбе с иноземными захватчиками, объединению России, культуре, освоению Сибири. На третьем этаже показана Россия, начиная с эпохи Петра I: политика, культура, экономика Российской империи.

Музей прошел масштабную реконструкцию. В нём восстановлены исторические интерьеры, но в то же время музей соответствует всем требованиям наших дней. Например, музей оборудован лифтом для инвалидов, имеет в наличии коляски. Для того, чтобы гостям музея были понятны исторические события, которые представлены через предметы, в залах размещены информационные материалы. Кроме бумажного информационного сопровождения, в экспозиции представлено большое число экранов, мониторов. Они демонстрируют предметы, которые не вошли в экспозицию или то, что не может увидеть посетитель. Например, в витрине представлена книга, её нельзя взять в руки, а на мониторе перелистываются её страницы.

В музее на 4 тысячах квадратных метров представлено около 22 тыс. предметов. Чтобы обойти экспозицию музея необходимо сделать более 4 тысяч шагов, что составляет около 3 км. Таков масштаб музея в цифрах. Если на каждый экспонат потратить около минуты для осмотра, то всего потребуется где-то 360 часов времени, а это только 0,5 % коллекций музея.

Отдел письменных источников

В собрании отдела письменных источников музея хранится около 15 млн листов уникальных документальных памятников по истории России XVI—XX веков. Особенность этих материалов состоит в том, что они одновременно являются составной частью Архивного фонда и Музейного фонда Российской Федерации.

Фонды ОПИ условно можно разделить на четыре главные группы:

  • Личные архивные фонды и частные коллекции, в которых особо выделяется документальное собрание выдающегося коллекционера Петра Ивановича Щукина, подаренное им в начале XX в. музею и составляющее на сегодняшний день примерно пятую часть всех фондов ОПИ. Не менее уникальна коллекция графа Григория Владимировича Орлова, в составе которой имеются более 4 тысяч автографов (писем, указов, рескриптов, грамот и т. д.) выдающихся монархов, президентов, государственных деятелей, полководцев, ученых, писателей, композиторов, художников, поэтов и других персон, живших в XV—XIX веках практически во всех странах Европы и Америки.
  • Тематические коллекции — собрание дворянских жалованных грамот XVI—XIX вв., собрание материалов по истории российского просвещения, коллекция документов периода революций 1905 и 1917 годов, другие тематические фонды.
  • Документальные собрания различных учреждений, научных обществ, музеев и т. п. *Коллекции документальных материалов, собранные в ходе работы историко-бытовых экспедиций ГИМ, в частности, фонд Московской историко-бытовой экспедиции и материал, собранный в ходе работы Северо-Кавказской историко-бытовой экспедиции ГИМ 1936—1937 годов

Экспозиция

  • Изборник Святослава
  • Хлудовская псалтырь
  • Московский кодекс II
  • Глобус Блау
  • Сабля Наполеона

Филиалы

  • Покровский собор (храм Василия Блаженного)
  • Новодевичий монастырь
  • Музей В. И. Ленина
  • Музей Отечественной войны 1812 года

Примечания

  1. Памятники архитектуры, 1983, с. 404
  2. Львы, единороги, орлы и звезды

Литература

  • Кириченко Е. И. Исторический музей: Путеводитель. — М.: Московский рабочий, 1984. — 64, [16] с. — (Биография московского дома). — 75 000 экз. (обл.)
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 403—404. — 504 с. — 25 000 экз.

Ссылки

commons: Государственный исторический музей на Викискладе?
  • Государственный Исторический Музей (ГИМ)
  • Основное здание музея на карте
  • Официальная страница ГИМ на Facebook

Минкультуры РФ продлило на пять лет контракт с директором Государственного исторического музея Алексеем Левыкиным. Об этом сообщает «Интерфакс».

Алексей Константинович Левыкин — кандидат исторических наук, специалист в области русского и зарубежного антикварного оружия, известный исследователь и признанный авторитет в российской и европейской исторической науке.

Алексей Левыкин родился 7 сентября 1959 года в Москве. Закончил исторический факультет Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова.  Через несколько лет защитил диссертацию по теме «Пушечный наряд и пушкари во второй половине XVII в. в России».

На музейной работе – с 1985 года. Первое время читал лекции в Центральном музее им. В.И. Ленина. Несколько лет возглавлял Сектор оружия и парадного конского убранства Музеев Московского Кремля, далее был заведующим отделом «Оружейная палата» и научным руководителем учреждения культуры.

На пост директора Государственного Исторического музея (ГИМ) Алексей Левыкин назначен 24 июня 2010 года.

«Исторический музей хранит память о прошлом, живет в настоящем, но всегда думает о будущем», — неоднократно отвечал Алексей Левыкин на вопрос об основном курсе возглавляемого им учреждения культуры.

В 2020 году Исторический музей открыл свой первый филиал за пределами столицы. Резиденция ГИМа работает в Музейном квартале Тулы. Региональный филиал главного музея отечественной истории демонстрируют предметы из фондовых коллекций ГИМа, меняя выставки каждые несколько месяцев.

Несколько дней назад Минкультуры РФ не продлило контракт с директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. Она возглавляла музей с 2015 года. Увольнению предшествовал министерский запрос с требованием предоставить отчет о соответствии постоянной экспозиции «духовно-нравственным ценностям» в связи с поступившей жалобой.

Кроме того, пост гендиректора Русского музея на днях покинул Владимир Гусев. Бессменный с 1988 года директор перешел на пост президента. Как сообщается в пресс-релизе, «Владимир Гусев, успешно руководивший музеем более 30 лет, в статусе президента музея сосредоточится на отдельных областях деятельности, среди которых координация реставрационных работ на объектах имущественного комплекса музея и развитие филиальной сети».

Потомственный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин рассказал Илье Иванову о профессии хранителя, своей страсти к старинному оружию и о том, как привлечь в классические музеи миллениалов.

Что вы думаете об изменениях, произошедших с Москвой за последние десятилетия?

Я москвич в первом поколении, отец родился в деревне Левыкино Мценского уезда, а после войны семья переехала в Москву. Наверное, в силу возраста я люблю Москву такой, какой ее знал, будучи молодым. Моя Москва — это город с неповторимой атмосферой, архитектурой; город с тихими тенистыми переулками и уютными дворами.

А как вам панорамы города, особенно с точки зрения воздействия на ансамбль Кремля?

Я не очень люблю, когда привычный образ города, можно даже сказать, классический открыточный вид нарушает новая архитектура. Например, небоскребы «Москва-Сити» совершенно диссонируют с архитектурой Кремля, но в то же время, когда я вижу эти силуэты башен, проезжая мимо ВДНХ, — на фоне рвущейся в небо ракеты, монумента «Покорителям космоса» — это совершенно иное видовое сочетание.

Иногда возникает ощущение двойственности: с одной стороны, из Москвы ушло и никогда не вернется то, что делало ее мне близкой и родной, с другой стороны, я хорошо понимаю, что это требование времени. Москва всегда была и будет динамично развивающимся городом, быстро улавливающим все новые мировые тенденции.

У вас есть свой топ трех мест в Москве?

У меня три любимых места: во-первых, это район ВДНХ, где я вырос. Во-вторых, Сокольники, где прошли мои юность и молодость. Но не та часть парка, которая находится со стороны станции метро «Сокольники», а те Сокольники, что со стороны ВДНХ и станции Маленковская. Раньше этот парк выглядел как настоящий лес, и некоторые его участки выглядят так и сейчас. И третье место — Воробьевы горы, Университет — места, с которыми связаны годы студенческой молодости, одно из самых красивых мест Москвы, по-прежнему сохраняющее свое неповторимое очарование.

И есть четвертое место — это Московский Кремль, уникальное место с сильнейшей энергетикой.

На ваш выбор профессии повлиял отец, тоже историк, который в 1976–1992 годах занимал пост директора ГИМ?

Мой отец, Константин Григорьевич Левыкин, отслужив в армии и пройдя всю войну, оказался перед серьезным выбором жизненного пути. Он рассматривал возможность стать врачом, но случай его привел в Московский государственный университет, на исторический факультет. Любовь к истории, к университету он пронес через всю жизнь — уже будучи директором ГИМ, он всегда считал исторический факультет своим вторым домом.

В 1976 году отцу предложили возглавить Исторический музей, а я в этот же год поступил в МГУ на исторический факультет. Конечно, отец повлиял и на выбор моей профессии, и профессии брата, который стал инженером.

По распределению из МГУ я был направлен на работу в Институт военной истории, мне было предложено пойти в целевую аспирантуру, и я согласился. После аспирантуры я должен был вернуться в Институт военной истории, но там шла штатная реорганизация и надо было выбирать — либо ждать ее окончания, либо пойти на работу, например, в музей. Так я оказался в Центральном музее В. И. Ленина…

… который располагался в здании дореволюционной городской Думы на площади Революции, где сейчас расположен Музей Отечественной войны 1812 года.

Кстати, свою музейную деятельность я начинал именно в этом кабинете, где мы с вами разговариваем, тогда это был кабинет директора музея Ленина, и она лично принимала сотрудников на работу. Через несколько лет я перешел в Музеи Московского Кремля, где проработал больше 20 лет на должности хранителя: я всегда занимался отечественной историей XVI–XVII веков.

А почему в качестве основной сферы научных интересов выбрали именно историю оружия?

Во-первых, мой научный руководитель, Петр Павлович Епифанов, занимался очень многими темами по истории допетровской России, в том числе историей армии. Поэтому тема моей кандидатской была частично посвящена военной истории — это организация артиллерии на южных рубежах нашей страны. Писал свою диссертацию по материалам Белгородского разряда — это знаменитая Белгородская оборонительная черта, и ее создание имело важнейшее значение для обороноспособности государства.

То есть открытие филиала ГИМ в Туле как-то рифмуется с вашим научным интересом к южным оборонительным рубежам Московского царства в XVI–XVII веках?

Решение открыть филиал Исторического музея в Туле родилось в ходе работы оргкомитета по празднованию 500-летия Тульского кремля. Предстоит большая работа по созданию музея, и так или иначе она, конечно, коррелируется с моими научными интересами.

Может бытьтогда проясните такую историческую загадку — верно, что первую пушку на Русь продали ганзейские купцы во второй половине XIV века, а первые пистоли с колесцовым замком были импортированы в Московию англичанами при Иване Грозном?

Я долгое время был хранителем коллекции оружия Музеев Московского Кремля, заведующим сектором оружия, заведующим Оружейной палатой и уверяю вас: никто вам точно не ответит, кто привез на Русь первую пушку. Потому что есть масса различных мнений, мы только знаем факт, что в 1382 году с крепостных стен Москвы — белокаменного Кремля раздались первые орудийные выстрелы. Как эти пушки туда попали — летописи умалчивают. Почему только лишь из Ганзы? Они могли прийти и с Востока — артиллерия была известна уже и в арабском мире, и войска Дмитрия Донского столкнулись с артиллерией за несколько лет до этого при осаде Казани. Возможно, это был какой-то казанский трофей.

Но у новгородцев в XIV веке уже появилось огнестрельное оружие.

Может быть, и через Новгород — у него же были очень тесные коммерческие связи (с Ганзейским союзом городов и Западной Европой). Что же касается колесцовых пистолетов — плода технического гения Леонардо да Винчи — не думаю, что англичане первые их привезли в Москву. Колесцовый замок стал попадать на Русь раньше в качестве трофеев в начале Ливонской войны (с 1558 года). Но есть письменный источник, который указывает, что в Москве в 1573 году в той же самой Оружейной палате работали мастера, делавшие дорогое (инновационное) огнестрельное оружие. Мастеров было немного, не больше десяти человек, имена у них в основном немецкие. Например, в середине XVII века в Москве работал Каспар Кальтхоф — о нем есть рукописные сведения, сохранились несколько из его произведений. Он в то время специализировался на многозарядном магазинном оружии, представляете?

Это какие-то фантастические для тех времен многозарядные ружья с барабанами?

Да, некоторые с зарядом более тридцати выстрелов. И в Историческом музее, в экспозиции, у нас есть прекрасное многозарядное ружье XVII века.

Кроме истории оружия в сферу ваших научных интересов входит геральдика.

Да, я являюсь членом Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Работая в фондах музеев с уникальными предметами, на которых подчас нанесен целый ряд геральдических символов, изображений: знамена, оружие, дипломатические дары, государственные регалии, изучая эти памятники истории и искусства, постепенно осваивал и знания в сфере геральдики.

В 1990-е годы вы работали в самой привилегированной музейной институции страны — Музеях Московского Кремля. Тем не менее, очевидно, и они, как и ГИМ, сталкивались с большими трудностями?

Знаете, все музеи разные по своей сути, концепции, коллекциям, но проблемы у них, как правило, одни и те же, не зависящие от того, большой это музей или маленький. Девяностые, конечно, были очень сложным периодом в жизни музеев — жесточайший кризис тех лет отразился напрямую: недофинансирование, очень низкие зарплаты сотрудников, масса бытовых проблем, которые приходилось решать.

Это были очень тяжелые годы для российской культуры, а для Исторического музея — тяжелейшие. ГИМ попал в страшную ситуацию — в 1986 году, закрывшись на реконструкцию, он оказался в положении, когда у него не было экспозиции, необходимо было решать в условиях отсутствия средств вопросы реставрации и сохранения коллекции, сохранения коллектива музея.

Но ведь в 1990-х же были и свои огромные плюсыРоссия снова открылась для мира.

Контакты между российскими и зарубежными музеями всегда были активными, но начиная с конца 1980-х — начала 1990-х годов межмузейный обмен был невероятно интенсивным. Помимо важнейшей гуманитарной составляющей зарубежные выставочные проекты российских музеев дали им возможность пополнить бюджет. А Запад заново открывал для себя русскую культуру и историю, поражаясь разнообразию коллекций фондов наших музеев. Помню, многие удивлялись: как удалось сохранить все эти бесценные сокровища после пожара революции и страшной войны? А сохранить удалось очень многое, притом во многом благодаря подвижническому труду самих музейных сотрудников. Кроме того, стал более интенсивным межмузейный обмен опытом, знакомство с новыми технологиями.

Вы упомянули о начале внедрения цифровых технологий в деятельность музеев в 1990-х. А как сейчас, в эпоху победившей цифровой революции, привлечь в классические музеи миллениалов, выросших в эту эпоху?

Существуют различные формы интеграции цифровых технологий в деятельность музея: информационная работа через соцсети с посетителями; каталогизация и создание электронной базы изображений; внедрение мультимедийных технологий в постоянные экспозиции и выставочные проекты. Сейчас музеи к крупным выставочным проектам снимают промо-ролики и создают отдельные сайты. Мы в 2012 году запустили собственный медиапортал, который за эти годы превратился в прекрасный познавательный ресурс для всех, кто интересуется отечественной историей и культурой.

Знаете, вот в 1990-е годы профессиональные музейщики старой школы очень боялись оцифровки предметов из музейных коллекций — что их изображения попадут в открытый доступ в интернет. Они говорили: мы потеряем посетителя, он посмотрит в интернете и к нам не придет. Отнюдь, эффект оказался совершенно иным. Молодежь все больше узнает о музее из интернета, социальных сетей, что для многих является побудительным мотивом прийти в музей, на выставку.

Сейчас в качестве эталонного примера современного музея в Москве принято приводить Еврейский музей и центр толерантности. Устройство его экспозиции действительно впечатляет и заставляет размышлять. В этом смысле, где у классических музеев тот баланс между современной подачей и сохранением традиционного содержания?

Да, сейчас в мире модно создавать экспозиции, где только электроника, мультимедийные презентации, видео и виртуальная реальность. Но, на мой взгляд, это не совсем музей. Это может быть культурным, информационным центром. Что касается Еврейского музея, то, очевидно, не имея своей сложившейся коллекции, они дополняют ее мультимедийной экспозицией и очень активной выставочной работой.

Но в классический музей люди идут смотреть не электронные презентации, а коллекции раритетов, драгоценные произведения искусства, памятники, которые являются свидетелями важнейших исторических событий. И в этом смысле наш музей является главным историческим музеем страны.

Фото: ©Пресс-служба Исторического музея 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бренд фри кислородный очиститель инструкция по применению
  • Тантум верде спрей инструкция по применению взрослым для чего
  • Инструкция по вкс в судах общей юрисдикции
  • Способ руководства группой
  • Руководство коллективом в количестве