История развития классного
руководства
Институт
классного руководства в России сложился более трех столетий назад, который
можно соотнести с периодами: досоветский, советский и постсоветский. Каждый
период характеризуется определенными тенденциями, взлетами и падениями.
Рассматривая досоветский период, следует заметить, что до 1804 года воспитанием
детей занимались гувернеры, гувернантки, бонны, няньки, дядьки и только с 1804
года в Уставах лицеев и гимназий России, говорится, что воспитание возлагается
на учителей, которые обязаны приучать детей «учтивости, правдивости и чести».
С
1871 года официально утвержден институт наставничества в
учебных заведениях России. Наставникам вменялись следующие функции: поддержание
порядка в учебном заведении; контролировать посещаемость учащихся; вести
школьную документацию; изучать и наблюдать за учащимися; воспитывать чувство
уважения к Закону и Отечеству; развивать религиозные чувства. Эти функции
сохранились вплоть до 1917 года.
Характеризуя
советский период с 1917 года нужно отметить, что в 20-е годы с созданием
Программы Единой Трудовой школы, институт наставничества был ликвидирован и
сделана попытка передать функции воспитания «ученическому самоуправлению», но
ожидаемые результаты были получены неутешительные и с 1927 года ответственность
за воспитание учащихся возлагалась на групповода.Значительный взлет
в развитии института классных руководителей был в 1934 году, где в Уставе школы
впервые появляется должностное лицо классный руководитель и
определены его функции. Положение о классном руководителе действовало на
протяжении тринадцати лет, вплоть до 1947 года, когда было введено новое
«Положение о классном руководителе» в котором были определены такие функции в
деятельности классного руководителя, как право проводить собрание учителей
предметников работающих в классе; введены такие формы отчетности классного
руководителя, как характеристики на каждого учащегося и весь класс в конце
года, анализ проведенных мероприятий, что породило эпоху бумаготворчества.
Следующее
«Положение о классном руководителе» было утверждено вновь через тринадцать лет
в 1960 году, в котором была отменена мелочная опека со стороны администрации, и
воспитание в школе стало носить «мероприятийный характер», считалось, чем
больше мероприятий проводит классный руководитель с учащимися, тем лучше.
В
1970 году с переходом школы ко всеобщему среднему образованию в школах возник
дефицит в классных руководителях, так как классными руководителями назначали
учителей «лучших из лучших». Если пятидесятые годы ознаменовались личностным
подходом в воспитании учащихся, то в семидесятых годах прошлого столетия
главной задачей было всестороннее воспитание и развитие личности, воспитание
самостоятельности у старшеклассников. Наряду с такими положительными
направлениями в работе классного руководителя отмечалась большая перегрузка в
их деятельности: отвлечение их на неквалифицированные виды труда (агитация
населения на выборы, выезды с учащимися на сельскохозяйственные работы и др.).
В
конце восьмидесятых годов, когда произошел социально-экономический спад в
государстве, неразбериха в разных его системах, к упадку пришла и система
образования. Снизился не только уровень воспитания, но и обучения. Функция
воспитания была переложена на семью, где снизился уровень материального
благосостояния, закрылись предприятия, сократились производства, многие
родители лишились работы. В начале девяностых годов О.С.Газман и Е.В.
Бондаревская провели исследования среди школьников, результаты которого показали,
что 25 % школьников отрицательно относятся к деятельности классного
руководителя в школе и такая ситуация сохранялась вплоть до 2000 года. В начале
третьего тысячелетия проведено анкетирование учащихся Л.И. Маленковой, в
которых задано было всего два вопроса: нужен ли вам классный руководитель и
каким он должен быть? Результаты анкет показали, что почти 100% детей отметили
«нужен» и назвали качества личности, которые должны быть у классного
руководителя: доброта, забота, честность, культура, умение поддержать и защитить
и др. Классный руководитель — это не должность, а как отмечают сами педагоги,
это бесконечное творчество.
Классному
руководителю XXI века предъявляются совершенно новые требования, которые
необходимо учитывать при подготовке будущих педагогов в условиях
педагогического колледжа или вуза, это владение информационно-коммуникативными
средствами (ИКТ), как в учебной, так и воспитательной работе. ИКТ в работе
классного руководителя необходимо, так как способствует развитию
познавательного интереса обучающихся, позволяют идти в ногу со временем.
Внеклассные мероприятия с использованием компьютера проходят намного
интереснее, когда дети создают свои презентации, видеоролики о жизни класса,
проведенных экскурсиях и др. Проведение психологического тестирования в режиме
Онлайн вообще идут на «ура», сайты классов, где общаются дети,
педагоги, родители. В глазах учеников авторитет и компетентность учителя,
владеющего компьютером, только повышается.
200 лет назад началось становление института классного наставничества, заменившего гувернеров, дядек, нянек. Согласно Уставу учебных заведений 1804 г. учителя помимо обучения должны были заниматься и воспитанием учащихся – на основе изучения свойств и нравов детей, гуманистического подхода. В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы».
После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующие задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.
После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.
В 1923 г. классное наставничества было официально ликвидировано и сделано ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того ученические организации в середине 20- х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно- воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни работа, с родителями В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
В отечественной в школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно- урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.
В военный период, роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. К основным формам работы классных руководителей относятся: организа-ция помощи фронту (работа в госпиталях, помощь в сельскохозяйственных работах,сбор металлолома, стеклянной посуды и т.д.), проведение политинформаций и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной ра-боты», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда, высокой успеваемости и дисциплин. Деятельность классных руководителей определялась положением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руково-дителей, пионервожатых, комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество учащихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружение. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.
По- другому развивалась ситуация в школах в тылу: реализовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором обществнно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот пе-риод обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции связанные с родительской поддержки и защитой учащихся. В настоящее время в школах институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе. Наиболее известны следующие:
· освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;
· организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;
· руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;
· традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.
Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.
Классный руководитель остается главным организатором воспитатель-ной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя. Целью образование, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование ОБРАЗА человека сознательного, человека совершенного характера. Эта цель достижима при участии настоящих учителей и воспитателей, классных руководителей.
Только любящий своих детей, и преданный своему делу учитель ( в широком понимание этого слово) способен оказать неоценимую помощь в гармоничном становлении Человека.
История становления института
классного руководства в России
На протяжении XIX–XX вв. по-разному
решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных
учреждениях.
В ноябре 1804 года (во времена
правления Александра I) был издан «Устав учебных заведений». В нем указывалось,
что основная цель учебных заведений – не только давать соответствующие знания,
но и осуществлять воспитание духа и тела. Тогда же впервые появилась должность
профессионального воспитателя, в обязанности которого входило изучение личности
ребенка и воспитание в нем «добродетели и благонравия».
Циркуляр Министерства просвещения
1813 года «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах»
предписывал строгое разделение функций обучения и воспитания. Надзиратели в
течение суток находились вместе со своими питомцами (на каждого приходилось 15
воспитанников). Они вместе с воспитанниками ходили на занятия, помогали делать
домашние задания, вместе проводили свободное время, следили за порядком и
чистотой в комнатах пансиона. Надзирателями могли быть люди, владеющие
французским языком, с надежной нравственностью, хорошими манерами поведения.
Во времена правления Николая I
(1796–1855 гг.) изменяется цель учебных заведений, теперь их суть – воспитание
слуги отечества путем строжайшей дисциплины, быстрого и четкого выполнения
требований педагога. В 1835 г. была введена должность классных надзирателей,
которые следили за поведением учащихся (на занятиях, на улице, в общественных
местах). Образование классных надзирателей было на порядок ниже «комнатных
надзирателей» – им достаточно было иметь образование на уровне уездного
училища. Именно эта причина делала их малоавторитетными, а их постоянный надзор
вызывал лишь ненависть со стороны учащихся. Нередко на должность надзирателя,
приглашались иностранцы (немцы).
В 1871 году в России был введен
институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с
обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом
был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники,
неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских
гимназиях классными наставниками были «классные дамы».
После революции 1917 года должности
наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя
входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были
под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве
образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание
осуществлялось по остаточному принципу.
В 1931 году была введена должность
групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного
руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
В настоящее время в школах
России наиболее известны следующие институты классного руководства:
• освобожденный вариант. Воспитатель
не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного
класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями
школьников;
• организатор параллели
классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только
воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших
классах;
• руководитель
разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации
воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;
• традиционный вариант
классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных
учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное
руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит
изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с
учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями
учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.
Таким образом, классный
руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского
ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным
классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей.
Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор,
вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор,
информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих
воспитанников.
Права классного
руководителя.
Классный руководитель – это
административное лицо и он имеет право:
1. Получать информацию о
психическом и физическом здоровье детей.
2. Контролировать успеваемость
каждого ученика.
3. Контролировать посещаемость
учебных занятий детьми.
4. Координировать и направлять в
единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального
педагога).
5. Организовывать воспитательную
работу с учащимися класса, через проведение «малых педсоветов» педагогических
консилиумов, тематических и других мероприятий.
6. Приглашать родителей в школу.
7. Получать помощь от
педагогического коллектива школы.
8. Решать вопросы, связанные с
воспитанием и обучением учащихся.
9. Определять индивидуальный режим
работы с детьми.
10. Обращаться в комиссию по делам
несовершеннолетних, по согласованию с администрацией.
Обязанности классного
руководителя.
1. Оказание помощи ученику в
решении острых проблем (с привлечением психолога).
2. Установление контактов с
родителями и оказание им помощи в воспитании детей (с привлечением психолога и
социального педагога).
3. Организация в классе
учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно
потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.
Для этого классному руководителю
необходимо знать:
а) психолого-педагогические основы
работы с детьми;
б) владеть новыми информационными
технологиями и различными теориями воспитания;
в) иметь педагогический такт и быть
коммуникабельным.
Ведущие роли классного
руководителя.
1. «Контролер», обеспечивающий
включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением,
поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями,
индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный
процесс).
2. «Проводник по Стране знаний»,
создающий условия развития познавательного интереса и желания учиться
(информация учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к
учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся
в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех
учителей, работающих в классе).
3. «Нравственный наставник»,
способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих,
конфликтов как между учащимися, так между учащимися и педагогами, работающими в
классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые
темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими
нормы поведения образовательном учреждении).
4. «Носитель культуры», помогающий
освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный
процесс (организация экскурсий, коллективных походов, в театр, музеи, выставки,
вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе).
5. «Социальный педагог», который
способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных
условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков
социальной жизни).
6. «Старший товарищ», который
помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть забот об
учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой
деятельности).
11.1. Классный руководитель в воспитательной системе школы
Классный
руководитель
– это непосредственный и основной
организатор учебно-воспитательной
работы в школе, официальное лицо,
назначаемое ее директором для осуществления
воспитательной работы в классе.
Институт
классного руководства сложился очень
давно, практически вместе с возникновением
учебных заведений. В России до 1917 г.
эти педагоги назывались классными
наставниками и классными дамами. Они
были обязаны вникать во все жизненные
события вверенных им ученических
коллективов, следить за взаимоотношениями
в них, формировать доброжелательные
отношения между детьми. Педагогу
надлежало служить примером во всем,
даже его внешний вид был образцом для
подражания.
В
советской школе должность классного
руководителя была введена в 1934 г.
Классным руководителем назначался один
из учителей, на которого возлагалась
особая ответственность за воспитательную
работу в данном классе. Обязанности
классного руководителя рассматривались
как дополнительные к основной
преподавательской работе.
В
настоящее время институт классного
руководства существенно изменился,
поскольку имеется несколько типов
классного руководства: а) учитель-предметник,
одновременно выполняющий функции
классного руководителя; б) освобожденный
классный руководитель, выполняющий
только воспитательные функции; в)
классный куратор (попечитель), которому
поручено наблюдение за какой-либо
работой; г) тьютор (защитник, покровитель,
опекун), осуществляющий контроль в
условиях, когда учащиеся берут на себя
ряд организаторских функций педагога.
Основными
функциями
классного
руководителя являются:
• воспитательная
(социальная защита ребенка);
• организаторская
(работа по всем педагогическим аспектам
жизнедеятельности класса и школы,
формирование личности и коллектива,
изучение учащихся);
• координирующая
(установление позитивного взаимодействия
между всеми участниками воспитательного
процесса – педагогами, учащимися,
родителями, общественностью);
• управленческая
(контроль за динамикой развития личности
и коллектива на основе ведения личных
дел учащихся и других видов документации).
Приоритетной
среди них является функция социальной
защиты ребенка,
под которой понимается целенаправленная,
сознательно регулируемая система
практических социальных, политических,
правовых, психолого-педагогических,
экономических и медико-экологических
мер, обеспечивающих нормальные условия
и ресурсы для физического, умственного
и духовно-нравственного развития детей,
предотвращения ущемления их прав и
человеческого достоинства. Реализация
этой функции предполагает обеспечение
условий для адекватного развития
ребенка. Работа классного руководителя
в данном направлении – это деятельность
не только непосредственного исполнителя,
но и координатора, помогающего получить
детям и их родителям социальную поддержку
и социальные услуги. Выполняя эту
функцию, он должен, решая острые
сиюминутные проблемы, быть готовым к
опережению событий и, опираясь на точный
прогноз, ограждать ребенка от возможных
проблем и трудностей.
Объектом
социальной защиты и социальных гарантий
являются все дети независимо от их
происхождения, благополучия родителей
и условий жизнедеятельности. Однако
особенно важно выполнение данной функции
по отношению к детям, оказавшимся в
особо трудном положении: детям из
многодетных семей, детям-инвалидам,
сиротам, беженцам и т. п., которые
больше других нуждаются в экстренной
социальной защите.
Главное
назначение организаторской
функции
– поддержка положительной детской
инициативы, связанной с совершенствованием
жизни региона, микросреды, школы и самих
школьников. Другими словами, классный
руководитель не столько организует
учащихся, сколько оказывает им помощь
в самоорганизации разнообразной
деятельности: познавательной, трудовой,
эстетической, а также свободного общения,
являющегося частью досуга. Важна на
этом уровне функция сплочения коллектива,
выступающая не как самоцель, а как способ
достижения поставленных перед классом
целей. Одной из задач классного
руководителя при этом является развитие
ученического самоуправления.
Успех
воспитательной деятельности классного
руководителя во многом зависит от
глубокого проникновения во внутренний
мир детей, понимания их переживаний и
мотивов поведения. В этих целях он
изучает школьников не только на уроке,
но и во внеурочное время, при посещении
семей учеников, во время экскурсий и
походов.
Координирующая
функция
классного руководителя проявляется
прежде всего в том, что он осуществляет
воспитательную деятельность в тесном
сотрудничестве с другими членами
педагогического коллектива и в первую
очередь с теми педагогами, которые
работают с учениками данного класса
(микропедколлективом класса). С одной
стороны, он использует информацию,
которую получает о детях от учителей,
а с другой – обогащает представления
педагогов о ребенке, предлагая им свою
информацию, которая поможет отрегулировать
действия педагога, его методы работы с
учеником.
Классный
руководитель является связующим звеном
между учителями и родителями ребенка.
Он информирует педагогов о состоянии
воспитанника, особенностях родителей,
организует их встречи с учителями-предметниками.
Особое внимание классный руководитель
должен уделить новым педагогам, которых
важно познакомить с особенностями
классного коллектива и отдельных
учеников, а также с требованиями,
предъявляемыми предыдущим учителем и
педагогами класса.
Одной
из форм взаимодействия классного
руководителя и учителей-предметников,
обеспечивающей единство действий и
способствующей выработке единых подходов
к воспитанию, является педагогический
консилиум, на котором формируется
всесторонний взгляд на ребенка.
В
рамках управленческой
функции
классный руководитель осуществляет
диагностику, целеполагание, планирование,
контроль и коррекцию воспитательной
деятельности. Реализация диагностической
функции предполагает выявление исходного
уровня воспитанности учащихся и
постоянное отслеживание изменений. Она
направлена на исследование и анализ
индивидуальности ребенка, поиск причин
неэффективности результатов и
характеристику целостного педагогического
процесса.
Функцию
целеполагания можно рассматривать как
совместную с учащимися выработку целей
воспитательной деятельности. Доля
участия классного руководителя в этом
процессе зависит от возраста школьников
и уровня сформированности классного
коллектива. Логика целеполагания
отражается в процессе планирования
деятельности классного руководителя.
Основная
цель функции контроля
и коррекции
– обеспечение постоянного развития
воспитательной системы класса. Реализация
функции контроля предполагает выявление
как положительных результатов, так и
причин недостатков и возникающих в
процессе воспитания проблем. На основе
анализа результатов контроля проводится
коррекция работы классного руководителя
либо с классом в целом, либо с конкретной
группой учащихся или отдельным учеником.
Контроль работы классного руководителя
– это не столько контроль со стороны
администрации школы, сколько самоконтроль
с целью коррекции. Коррекция – это
всегда совместная деятельность классного
руководителя и коллектива класса в
целом, группы или отдельных учеников.
Рассмотренные
уровни функций определяют содержание
деятельности классного руководителя.
В воспитательной системе школы классный
руководитель выступает как административное
лицо, наделенное соответствующими
правами
и обязанностями, а
именно:
– получать
информацию о психическом и физическом
здоровье каждого ребенка;
– контролировать
успеваемость каждого ученика;
– контролировать
посещаемость детьми учебных занятий;
– координировать
и направлять в единое русло работу
учителей данного класса (а также
психолога, социального педагога);
– организовывать
воспитательную работу с учащимися
класса: проводить «малые педсоветы»,
педагогические консилиумы, тематические
мероприятия и т. п.;
– выносить
на рассмотрение администрации, совета
школы предложения, согласованные с
коллективом класса;
– приглашать
в школу родителей (или лиц, их заменяющих),
для решения вопросов, связанных с
воспитанием и обучением учащихся, по
согласованию с администрацией обращаться
в комиссию по делам несовершеннолетних,
психолого-медико-педагогическую
комиссию, в комиссию и советы содействия
семье и школе на предприятиях;
– получать
помощь от педагогического коллектива
школы;
– определять
индивидуальный режим работы с детьми
исходя из конкретной ситуации;
– отказываться
от поручений, лежащих за границами
содержания его работы;
– вести
опытно-экспериментальную работу по
проблемам дидактической и воспитательной
деятельности;
– организовывать
учебно-воспитательный процесс, оптимальный
для развития положительного потенциала
личности учащихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
– оказывать
помощь ученику в решении острых проблем
(предпочтительно лично, можно привлечь
психолога);
– устанавливать
контакт с родителями и оказывать им
помощь в воспитании детей (лично, через
психолога, социального педагога).
Для
педагогически грамотного, успешного и
эффективного выполнения своих обязанностей
классному руководителю необходимо
хорошо знать психолого-педагогические
основы работы с детьми, быть информированным
о новейших тенденциях, способах и формах
воспитательной деятельности, владеть
современными технологиями воспитания.
Подборка по базе: Улттык тарбие. Лекция 13..pptx, Архивное дело в суде Лекция 1.pptx, СТАНКИ лекция.docx, англ 8 ТЕМА.pptx, 5 лекция ибб.docx, 5 Лекция.pdf, Шерхан Мұртаза лекция 03.04.2023 (3).docx, МДК 06.01. Лекция 1.docx, Лекция 1 Мейырманкызы Диана.docx, Вопросы Лекция 1 (Янгиров).docx
Лекция №1
Тема.1 Исторический аспект развития классного руководства в России
В деятельности почти каждого учителя начальной школы есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Как бы ни сложна была его работа, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность младших школьников, формируются социальные отношения между учениками; в классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Поэтому классный руководитель – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, одна из ведущих фигур в воспитательной системе школы.
Институт классного руководства в России сложился более трех столетий назад, который можно соотнести с периодами: досоветский, советский и постсоветский. Каждый период характеризуется определенными тенденциями, взлетами и падениями. Рассматривая досоветский период, следует заметить, что до 1804 года воспитанием детей занимались гувернеры, гувернантки, бонны, няньки, дядьки и только с 1804 года в Уставах лицеев и гимназий России, говорится, что воспитание возлагается на учителей, которые обязаны приучать детей «учтивости, правдивости и чести».
С 1871 года официально утвержден институт наставничества в учебных заведениях России. Наставникам вменялись следующие функции: поддержание порядка в учебном заведении; контролировать посещаемость учащихся; вести школьную документацию; изучать и наблюдать за учащимися; воспитывать чувство уважения к Закону и Отечеству; развивать религиозные чувства. Эти функции сохранились вплоть до 1917 года.
Характеризуя советский период с 1917 года нужно отметить, что в 20-е годы с созданием Программы Единой Трудовой школы, институт наставничества был ликвидирован и сделана попытка передать функции воспитания «ученическому самоуправлению», но ожидаемые результаты были получены неутешительные и с 1927 года ответственность за воспитание учащихся возлагалась на групповода.
Значительный взлет в развитии института классных руководителей был в 1934 году, где в Уставе школы впервые появляется должностное лицо классный руководитель и определены его функции. Положение о классном руководителе действовало на протяжении тринадцати лет, вплоть до 1947 года, когда было введено новое «Положение о классном руководителе» в котором были определены такие функции в деятельности классного руководителя, как право проводить собрание учителей предметников работающих в классе; введены такие формы отчетности классного руководителя, как характеристики на каждого учащегося и весь класс в конце года, анализ проведенных мероприятий, что породило эпоху бумаготворчества.
Следующее «Положение о классном руководителе» было утверждено вновь через тринадцать лет в 1960 году, в котором была отменена мелочная опека со стороны администрации, и воспитание в школе стало носить «мероприятийный характер», считалось, чем больше мероприятий проводит классный руководитель с учащимися, тем лучше.
В конце восьмидесятых годов, когда произошел социально-экономический спад в государстве, неразбериха в разных его системах, к упадку пришла и система образования. Снизился не только уровень воспитания, но и обучения. Функция воспитания была переложена на семью, где снизился уровень материального благосостояния, закрылись предприятия, сократились производства, многие родители лишились работы. В начале девяностых годов О.С.Газман и Е.В. Бондаревская провели исследования среди школьников, результаты которого показали что 25 % школьников отрицательно относятся к деятельности классного руководителя в школе и такая ситуация сохранялась вплоть до 2000 года.
В начале третьего тысячелетия проведено анкетирование учащихся Л.И. Маленковой, в которых задано было всего два вопроса: нужен ли вам классный руководитель и каким он должен быть? Результаты анкет показали, что почти 100% детей отметили «нужен» и назвали качества личности, которые должны быть у классного руководителя: доброта, забота, честность, культура, умение поддержать и защитить и др.
Классный руководитель это не должность, а как отмечают сами педагоги, это бесконечное творчество. Классному руководителю XXI века предъявляются совершенно новые требования, которые необходимо учитывать при подготовке будущих педагогов в условиях педагогического колледжа или вуза, это владение информационно-коммуникативными средствами (ИКТ), как в учебной, так и воспитательной работе. ИКТ в работе классного руководителя необходимо, так как способствует развитию познавательного интереса обучающихся, позволяют идти в ногу со временем. Внеклассные мероприятия с использованием компьютера проходят намного интереснее, когда дети создают свои презентации, видеоролики о жизни класса, проведенных экскурсиях и др.
Конечно же, в первую очередь нужно разобраться, какова цель классного руководства в целом.
Цель классного руководства заключается в формировании ценностных ориентаций обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества.
Если говорить более простым языком, то цель классного руководства заключается в создании условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Определений о том, кого называют классным руководителем множество.
Классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.
Классный руководитель – это педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических ситуациях школьной жизни.
Классный руководитель – это основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
Рассмотрев данные определения, хотелось бы выделить основную отличительную особенность классного руководителя от учителя.
Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса.
Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.
Если говорить о задачах классного руководителя, то их огромное количество.
Структурировав все эти задачи, можно выделить 4 основные группы:
социальная (вовлечение в систему социальных связей)
диагностическая (знание личностных качеств учащихся, правильная организация системы воспитания)
воспитательная (конкретизация нравственных норм)
процессуальная (выбор эффективных педагогических средств для планирования работы)
К социальным задачам можно отнести такие задачи как:
- Формирование и развитие коллектива класса
- Организация системной работы с обучающимися в классе
- Гуманизация отношений между обучающимися, а также между обучающимися и педагогическими работниками.
К диагностическим задачам можно отнести такие задачи как:
- Изучения класса в целом и отдельно каждого ученика.
- Работа с родителями учащихся.
К воспитательным задачам можно отнести такие задачи как:
- Формирование здорового образа жизни обучающихся.
- Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
К процессуальным задачам можно отнести такие задачи как:
- Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы.
- Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.
- Координация воспитательной деятельности учителей.
Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания, а также необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Обновлено: 23.04.2023
Задача инновационного развития страны предполагает ряд коренных изменений в разных сферах общественной жизни России, среди которых образованию отводится особое место. В современной образовательной практике активно используется воспитательный опыт, вводятся новые должности педагогических работников, профессиональная деятельность которых связана с тьюторством, фасилитацией, модерацией. В этом процессе изменений особенно важно понимание их необходимости и ответственности, поскольку изменения должны быть преемственны с теми педагогическими традициями, которыми богата отечественная наука и практика. В этой связи особенно актуальным для педагогов, занимающихся воспитанием, становится обращение к истории профессиональной деятельности классного руководителя, вопросам становления и развития уникального педагогического явления – института классного руководства.
Изучение историко-педагогических, научных и методических источников позволяет нам утверждать, что генезис института классного руководства прошел этап становления и продолжает развиваться.
Таким образом, главной функцией комнатного надзирателя была надзорно-контролирующая, обеспечивающая контроль соблюдения требований образовательного учреждения, систематический надзор за поведением учащихся.
Дальнейшее изменение института классного руководства определено Уставом 1864 г., который вводит институт классных наставников (в женских гимназиях – классные дамы). Деятельность классных наставников становится не надзорного (эта функция переходит помощнику классного наставника), а воспитательного характера. Классный наставник был призван следить за развитием каждого ребенка, используя в своей деятельности индивидуальный подход. В его обязанности входила связь с семьей, посещение уроков других преподавателей, организованная работа по выполнению домашних заданий, контроль работы других преподавателей по проверке всех письменных работ учащихся, работа с отстающими детьми.
Таким образом, к концу XIX века формируется главная функция профессионально-педагогической деятельности классного руководителя – воспитательная, содержащая задачу педагогического сопровождения развития ребенка и помощи родителям в деле воспитания.
Таким образом, более чем столетний этап становления института классного руководства представлен двумя периодами: дореволюционным (1813–1917 гг.) и послереволюционным (1917–1934 гг.), в которые утверждается содержание педагогической деятельности, формируются требования к профессионально-личностным качествам педагога-воспитателя, закрепляются главные направления деятельности: взаимодействие с учащимися, с родителями, с педагогическими работниками.
Дальнейшее развитие классного руководства связано с профессиональной деятельностью классного руководителя – педагога, закрепленного за классом учащихся и призванного осуществлять педагогическое сопровождение развития детей в коллективе.
Деятельность классных руководителей определялась местоположением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руководителей, пионервожатых, членов комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество учащихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружений. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.
По-другому развивалась ситуация в школах, расположенных в тылу: здесь реализовывалась воспитательная задача формирования боеспособности молодого поколения, а также задача обеспечения высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель, взаимодействуя с пионерской и комсомольской организациями, был организатором общественно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, стеклопосуды, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот период было прямо обусловлено задачами военного времени, у педагогов появляются дополнительные функции, связанные с поддержкой семьи и социальной защитой учащихся.
Активизируется участие классного руководителя в деятельности пионерской и комсомольской организаций, в руководстве семейным воспитанием, постоянной помощи родителям. Основное содержание деятельности классного руководителя – профориентационная работа, воспитание патриотизма, воспитание навыков культурного поведения дома и в общественных местах. Классный руководитель должен был систематически повышать свою квалификацию, обмениваться педагогическим опытом с коллегами, принимать активное участие в работе методических объединений классных руководителей, семинаров. Получили распространение различные формы методической работы с классными руководителями: индивидуальные собеседования с директором школы, совещания классных руководителей параллельных классов, взаимное посещение классных воспитательных мероприятий, внутришкольные педагогические конференции по классному руководству.
Главным объектом воспитательной деятельности классного руководителя был классный коллектив. Следовательно, основная задача – организация класса в коллектив. Большое внимание классные руководители уделяли работе с родителями. Широкое распространение получили такие формы работы, как педагогическое просвещение, родительские конференции, обмен опытом между родителями, родительские собрания, работа с родительским активом. Таким образом, деятельность классного руководителя приобретает четкую направленность, которая сохраняется до сих пор и проявляется во взаимодействиях с каждым субъектом образовательного процесса. Получают распространение разные формы воспитательной деятельности, а также методическое сопровождение деятельности классного руководителя.
Классный руководитель становится главным организатором воспитательного процесса в классе.
Творческая переориентация деятельности классного руководителя происходит в период 1958–1984 гг., когда существенно расширяются формы работы классного руководителя: организация кружковой деятельности, общественной работы в микрорайоне, воспитание идейной убежденности, политическое и интернациональное воспитание, историко-краеведческая, экологическая и экономическая работа, профессиональная ориентации учащихся, общественно-полезный труд, культурное развитие школьников, укрепление здоровья. Активизируется система методической помощи и поддержки классного руководства, обобщается и распространяется передовой и массовый воспитательный опыт. Таким образом, можно утверждать, что к концу данного периода деятельность классного руководителя полностью оформилась в определенную воспитательную систему, приобрела вариативный характер, стала содержать не только традиционный, но и инновационный компоненты.
Перестроечный этап развития института классного руководства (1985–1991 гг.) можно охарактеризовать как ослабление воспитательной деятельности в школе, упрощение содержания, форм и методов деятельности классного руководителя. Проблемы воспитания этого периода обусловлены экономической и политической ломкой во всех сферах жизни России, изменением социокультурных условий, снижением жизненного уровня большинства семей. Все это сопровождается резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей, и в результате – отчужденность детей от родителей, жестокость, насилие, рост социального сиротства, различные формы асоциального поведения.
Педагогами, врачами, работниками правоохранительных органов отмечается широкий спектр психических аномалий и отклонений в поведении детей, ухудшение здоровья, неврозы, проявление агрессивности, рост числа безнадзорных и беспризорных детей, необучающихся и неработающих подростков и юношества. Среди лиц, совершающих преступления, увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков, растет наркомания, детская проституция. В этих условиях классный руководитель порой оказывается единственным человеком, который может помочь ребенку. Но на этом фоне все активнее звучали декларации политиков и чиновников от образования о том, что воспитание – это функция семьи, а задача школы – обучение. При дезорганизации жизни семей, разрушении семейного уклада, сложившихся нравственных норм и традиций семейных отношений такие призывы звучали кощунственно. Но они звучали… и дезориентировали часть школ и педагогов.
В это время нередко классные руководители брали на себя родительские функции, функцию социальной защиты и поддержки ребенка.
Подъем воспитательной деятельности, поиск новых форм деятельности классного руководителя, введение в штаты некоторых инновационных учебных заведений должности классного воспитателя (освобожденного классного руководителя), поиск концепций развития всероссийской и региональных систем воспитания начинается в постперестроечный период (1991–2001 гг.). Возникает необходимость учета в воспитательной деятельности целого ряда изменившихся социальных условий: антивоспитательного воздействия средств массовой информации, возрастания роли этнического фактора, формирования новой религиозной ситуации, распада пионерской и комсомольской организаций и др. Все эти изменения объективно требовали переосмысления принципов, целей и задач, содержания и методов организации воспитания в школе.
Одной из главных становится координационная функция классного руководителя, соединяющая воедино усилия педагогов-предметников, социальных и психолого-педагогических работников образовательного учреждения.
Таким образом, Концепция модернизации российского образования, с одной стороны, декларировала поддержку классного руководителя, с другой стороны поставила его в ситуацию необеспеченной материально и методически персональной ответственности за результаты воспитания. И несмотря ни на что, классный руководитель остается в России главным – и, пожалуй, единственным – организатором воспитательной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности ребенка[77].
В России идеи классического образования, по общему мнению историков (П.Н. Милюкова, И.М. Демкова и пр.), начали распространяться с 17 века, когда появились первые Греко-латинские школы.
В 18 веке в России были открыты первые гимназии: в 1726 году при Академии наук в Санкт-Петербурге, в 1755 году при Московском университете, в 1758 году при Казанском университете.
Государственные гимназии как тип общеобразовательной средней школы были созданы в России по Уставу 1804 года.
Именно тогда, как утверждает И.М. Демков, возникла в гимназии и реальных училищах должность классного наставника, который в дореволюционной России нес ответственность за воспитание учащихся и осуществлял надзор за их поведением. По Уставу 1864 года в каждой гимназии учреждалось по две должности воспитателей с высшим образованием: одна для высшего сословия, другая – для низшего сословия [3].
В 1872 году в помощь классному наставнику была учреждена должность классного надзирателя. В его обязанности входило наблюдение за поведением учащихся в классе и вне класса: на улице, в театре, анна частных квартирах, где жили иногородние гимназисты и реалисты. Для того, чтобы получить должность классного надзирателя, требовалось свидетельство об окончании уездного, городского или духовного училища. Классные наставники часто перекладывали на плечи классных надзирателей свои воспитательные функции.
Одновременно с введением должности классного наставника в женских гимназиях была введена должность классной дамы, которая назначалась в помощь начальникам женских гимназий и прогимназий. Если классная дама имела среднее образование, то она получала возможность работать домашней учительницей или вести предметы в женской прогимназии или низших классах женской гимназии. Если классная дама среднего образования не имела, ее функция сводилась к функциям классного надзирателя: надзор за ученицами, контроль их поведения на улице, в театре.
До революции 1917 года воспитание детей носило классовый характер, в соответствии с которым существовали следующие типы учебных заведений:
· церковно-приходские школы для крестьян;
· реальные училища для детей мещан и купцов;
· гимназии – для дворян.
С 1917 года ведущей идеей воспитания учащихся стала идея коммунистического воспитания, в основе которой была программа всеобщей грамотности и трехступенчатая программа непрерывного образования: детский сад, общеобразовательная школа, профессиональные училища, техникумы, вузы.
После революции 1917 года должности классных надзирателей и классных дам были отменены, организация воспитательной работы в учебных группах учащихся осуществлялась всеми педагогами.
По мнению И.М. Демкова, жизнь после смены государственного строя в стране потребовала согласования и объединения воспитательной деятельности учителей, устранения обезлички в организации воспитания учащихся, особенно во внеурочное время. Именно поэтому во многих школах уже в 20-е годы стали появляться руководители воспитательной работы. Они прикреплялись к учебным группам и назывались групповодами. [3]
Из того же источника мы узнаем, что в 1934 г. после переименования групп в классы групповоды стали называться классными руководителями. [3] Положение о классном руководителе было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1934 г.
Согласно данному положению, на должность классного руководителя назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в отдельном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался на эту должность директором.
В 1965 году была официально введена должность классного руководителя, регламентированы его функциональные обязанности.
Анализ литературы по теме этой главы показал, что, несмотря на то, что мы живем в 21 веке, функции современного классного руководителя мало в чем претерпели количественные изменения, но значительно изменяются качественно.
По утверждению современных отечественных педагогов (Л.П. Крившенко[16], М.И. Рожкова [21] в настоящее время российское общество постепенно перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений и вариативности образовательных программ.
Школьное образование в России представлено следующими типами школ:
· средняя общеобразовательная школа;
Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Лицей – «тип среднего или высшего учебного заведения в Российской Федерации с начала 1990-х гг. Название «лицей» принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю.
Гимназии же — это в большинстве своем государственные образовательные учебные заведения среднего типа. Здесь учатся дети с повышенной мотивацией к учению.
Анализ литературы показывает [15], что в практике современных общеобразовательных школ в настоящее время сложилось несколько концепций классного руководства:
· учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
· классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);
· в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.
В настоящее время права и обязанности классного определяются Законом РФ «Об образовании и Уставом общеобразовательного учреждения. В большинстве и органов управления образованием субъектов Российской федерации действуют разработанные положения о классном руководителе, которые регламентируют их деятельность, закрепляют права и обязанности в работе с коллективом учащихся.
В заключении историко-хронологической характеристики классного руководства можно сделать вывод о том, что необходимость в работе педагога, осуществляющего деятельность по воспитанию детей, возникла в России одновременно со школами, развивалась и видоизменялась на протяжении всего исторического времени, не потеряв актуальности до настоящего времени.
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 67553
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 6
После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующие задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.
После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.
В 1923 г. классное наставничества было официально ликвидировано и сделано ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того ученические организации в середине 20- х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно- воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни работа, с родителями В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
В отечественной в школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно- урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.
По- другому развивалась ситуация в школах в тылу: реализовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором обществнно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот пе-риод обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции связанные с родительской поддержки и защитой учащихся. В настоящее время в школах институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе. Наиболее известны следующие:
· освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;
· организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;
· руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;
· традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.
Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.
Классный руководитель остается главным организатором воспитатель-ной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя. Целью образование, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование ОБРАЗА человека сознательного, человека совершенного характера. Эта цель достижима при участии настоящих учителей и воспитателей, классных руководителей.
Только любящий своих детей, и преданный своему делу учитель ( в широком понимание этого слово) способен оказать неоценимую помощь в гармоничном становлении Человека.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
История становления института классного руководства в России
На протяжении XIX–XX вв. по-разному решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных учреждениях.
После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.
В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
В настоящее время в школах России наиболее известны следующие институты классного руководства:
• освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;
• организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;
• руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;
• традиционный вариант классного руководства , который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.
Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.
Права классного руководителя.
Классный руководитель – это административное лицо и он имеет право:
1. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей.
2. Контролировать успеваемость каждого ученика.
3. Контролировать посещаемость учебных занятий детьми.
4. Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога).
6. Приглашать родителей в школу.
7. Получать помощь от педагогического коллектива школы.
8. Решать вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся.
9. Определять индивидуальный режим работы с детьми.
10. Обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, по согласованию с администрацией.
Обязанности классного руководителя.
1. Оказание помощи ученику в решении острых проблем (с привлечением психолога).
2. Установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (с привлечением психолога и социального педагога).
3. Организация в классе учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.
Для этого классному руководителю необходимо знать:
а) психолого-педагогические основы работы с детьми;
б) владеть новыми информационными технологиями и различными теориями воспитания;
в) иметь педагогический такт и быть коммуникабельным.
Ведущие роли классного руководителя.
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.
Классное руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших вопросов воспитания школьника. И поэтому её рассмотрение вдвойне интересно: оно позволяет раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и выверить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически точного и ясного практического воплощения научно-педагогических идей.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающими и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Формы работы классного руководителя.
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
- определить содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
- учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критерием: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя: организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся.
Характеристика направлений в системе работы классного руководителя
Цель: освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Цель: создание условий для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
- Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
- Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
- Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
- Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Цель: помочь детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные знания законов и правовых норм государства;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- первоначальные навыки коллективной работы;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.
- Формы работы классного руководителя в направлении.
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
- Праздники, читательские конференции по праву.
Цель: освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
- Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
- Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
- Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ района, республики;
- интеллектуальные бои;
- спецкурсы для интеллектуального развития.
Цель: ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Итак, Педагогическая деятельность предполагает организацию преподавания и воспитательной работы. Организатором воспитательной работы в классе является классный руководитель.
На сегодняшний день известны разные варианты классного руководства: традиционный, когда учитель-предметник попутно осуществляет и функции классного руководителя; должность освобожденного классного руководителя; куратор параллели классов и др.
Можно выделить три основные группы функций классного руководителя:
— функции воздействия на ребенка: изучение индивидуальных особенностей развития, окружения, интересов; программирование воспитательных воздействий; реализация комплекса методов и средств; анализ эффективности воспитательных воздействий;
— функции создания воспитывающей среды: сплочение коллектива; формирование благоприятной психологической атмосферы; включение в разнообразные виды социальной деятельности; развитие детского самоуправления;
— функции коррекции влияния различных субъектов социальных отношений ребенка: педагогическая помощь семье; взаимодействие с педагогическим коллективом; коррекция воздействия средств массовой коммуникации; нейтрализация негативного воздействия социума; взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
В своей работе классный руководитель использует богатый арсенал различных форм деятельности как в работе с учащимися, так и в работе с коллегами-учителями и с родителями учеников.
Список использованной литературы
1. Воронов В. Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие / В. Воронов. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 192 c.
2. Еремина Р.А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя / Р.А. Еремина. – М.: Владос, 2008. — 183 с.
3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. — М.: ЦГЛ, 2003. — 220 с.
Читайте также:
- Беременность вывод в реферате
- Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками реферат
- Реферат по дизайну среды
- Атқарушы билікті жүзеге асырудың әкімшілік құқықтық әдістері реферат
- Реферат на тему агент
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.
Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.
Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.
История развития классного руководства
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.
Рассмотрим этапы становления классного руководства:
- Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
- Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
- Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.
«Классное руководство» 👇
Целевое назначение классного руководства
Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.
Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.
Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:
- Формирование классного коллектива;
- Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
- Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
- Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
- Создание системы воспитывающего обучения;
- Формирование основ здорового образа жизни;
- Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
- Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
- Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.
Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.
Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные направления классного руководства
Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:
- Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
- Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
- Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
В дореволюционных средних учебных заведениях функции воспитателей учащихся возлагались на классных наставников (в мужских гимназиях) и классных дам (в женских гимназиях), которые осуществляли надзор за учащимися своих классов, отвечали за их поведение, но не выступали в роли организатора воспитательной работы. Эта работа в школах тех времён почти не проводилась.
После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.
Жизнь потребовала согласования и объединения воспитательной деятельности учителей, устранения обезлички в организации воспитания учащихся, особенно во внеурочное время. Поэтому во многих школах уже в 20-е годы стали появляться руководители воспитательной работы. Они прикреплялись к учебным группам и назывались групповодами.
В 30-х гг. в отечественной школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно-урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов.
В 1934 г., после переименования групп в классы, групповоды стали называться классными руководителями. Положение о классном руководителе было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1934 г.
Процесс послевоенного развития системы народного образования СССР был сложным. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-х начале 50-х гг. внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.
В 1947 г. было утверждено новое Положение о классном руководителе, которое полнее и четче определило его цели и функции. В этом документе содержались указания о планировании воспитательной работы и формах отчетности.
Негативное влияние на школу 40-50-х гг. оказал характерный для того периода авторитарный административный стиль руководства. Основной задачей классного руководителя, по Положению 1947 г., являлась организация и сплочение классного коллектива. Не менее важным аспектом деятельности было идейно-политическое воспитание учащихся.
В круг обязанностей классного руководителя входили и работа с пионерской и комсомольской организациями, изучение школьниками «Правил для учащихся», контроль за их посещаемостью и успеваемостью, надзор за дисциплиной и поведением и так далее. Рекомендовалось заниматься и изучением учащихся, но о конкретных методиках речи практически не велось, да и осуществляться подобное исследование должно было не в интересах отдельной личности, а для создания работоспособного классного коллектива.
В дальнейшем круг обязанностей классного руководителя мало изменился. Создание детского коллектива и идеологическое воздействие на учащихся остаются ведущими направлениями в его деятельности.
Большую роль в научно-методическом обеспечении работы классного руководителя сыграло пособие «Классный руководитель» (под редакцией Н.И. Болдырева), вышедшее несколькими изданиями в 50-хгг.
Следует отметить, что в массовой школе конца 70-начала 80-х гг. отчетливо просматривалась тенденция к механическому увеличению круга обязанностей классного руководителя. Предполагалось, что чем больше направлений воспитательной работы будет им организовываться и контролироваться, тем успешнее пойдет воспитание учащихся.
Многофункциональность деятельности классного руководителя в определенном смысле была вызвана идеей общественного воспитания, занимавшей ведущее положение в советской педагогической науке. Хотя в ряде случаев это было продиктовано и конкретными условиями, локальными особенностями и ограниченностью культурных возможностей в непосредственном окружении школы.
Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.
В отличие от школы 70-80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следуют и изменения системы работы.
Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре.