Из одного источника по несостоявшимся закупкам инструкция

Содержание

  • Какая закупка будет признана несостоявшейся?
  • Как заключить госконтракт по итогам несостоявшейся закупки?
    • Если была подана только одна заявка
    • Если ни одной заявки не было подано
  • В каких случаях требуется разрешение контролирующего органа?
  • Порядок согласования заказчиком закупки без торгов
  • Как поставщик может заключить госконтракт без торгов

С вступлением в силу с 1 января 2022 года нововведений осуществлять государственные закупки стало проще и доступнее, в частности, для субъектов малого и среднего предпринимательства: сократились сроки оплаты, усовершенствовался электронный документооборот, процедуры закупок претерпели изменения. Наряду с возросшим числом выставленных госзаказов, тем не менее, доля несостоявшихся закупок по-прежнему остается высокой. Так, по итогам второго квартала 2022 года несостоявшимися признаны 179 тысяч тендеров на сумму 394,2 млрд. рублей, причем, большая часть из них представляется электронные аукционы. Ранее такие тендеры необходимо было дублировать и искать поставщиков заново, теперь заключение контракта стало возможным провести напрямую.

Какая закупка будет признана несостоявшейся?

Известно, что закупки могут быть признаны несостоявшимися, недействительными и отменёнными. Несостоявшимся признается тендер, в ходе которого не было произведено конкурентного состязания между участниками. Недействительным признается тендер, в ходе проведения которого были допущены нарушения норм Федерального закона и (или) Гражданского кодекса. Отменённым тендер становится либо по предписанию контролирующего органа, либо по каким-либо причинам по воле заказчика.

На основании части 1 статьи 52 Федерального закона 44-ФЗ закупка признается несостоявшейся по следующим причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • ни одной заявки не было подано
  • подана только одна заявка
  • из числа поданных заявок признана соответствующей требованиям только одна заявка
  • все поданные заявки были отклонены комиссией
  • победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался от заключения контракта
  • заказчик отказался от заключения контракта с единственным участником по законным основаниям

Как заключить госконтракт по итогам несостоявшейся закупки?

В случае признания закупки несостоявшейся возможно выполнение следующих действий:

  1. Заключение госконтракта с единственным участником тендера.
  2. Размещение нового госзаказа при отсутствии хотя бы одной соответствующей требованиям заявки.
  3. Поиск поставщика и заключение госконтракта без проведения торгов при отсутствии хотя бы одной соответствующей требованиям заявки.

В случае поступления хотя бы одной заявки, которая отвечает требованиям тендера, дальнейшие действия разнятся от вида закупки:

  • При проведении конкурса – проверяют остальные части заявки. И по итогам заключается контракт с единственным участником
  • При проведении аукционов – сразу переходят к заключению контракта без проведения торгов
  • При запросе котировок – по итогам рассмотрения заявок заключают контракт

В случаях, когда не было подано ни одной заявки, либо от сделки отказался заказчик, либо все участники уклонились от подписания контракта, возможно:

  1. Проведение закупки повторно
  2. Заключение контракта без проведения торгов (ч. 8 ст. 52 44-ФЗ).

Если была подана только одна заявка

В случае поступления по заказу только одной соответствующей требованиям заявки, возможно подписание контракта с единственным участником тендера. В некоторых случаях придётся получать разрешение контролирующих органов.

Такую сделку оформляют только по тем условиям, которые были прописаны в извещении о проведении закупки. На этапе заключения контракта изменять условия сделки нельзя. При наличии разницы между ценой контракта и ценой предложения разрешено повысить объём закупки на соответствующую сумму (п. 2 ч. 2 ст. 51 №44-ФЗ). После подписания соглашения позволяется внесение изменений в контракт при наличии веских оснований.

В случаях, когда не требуется получение разрешения контролирующего органа на заключение госконтракта с единственным участником тендера, подписание контракта по итогам электронных торгов проходит в обычном режиме в течение 9 рабочих дней, из числа которых:

  • 2 дня отводится на оформление заказчиком проекта договора
  • 5 дней – на ознакомление и подписание контракта участником
  • 2 дня – на подписание контракта заказчиком

По итогам проведения запросов котировок подписание госконтракта проводится за 3 рабочих дня:

  • 1 день – на оформление заказчиком проекта договора
  • 1 день — на подписание контракта участником
  • 1 день — на подписание контракта заказчиком

В случаях, когда требуется получение разрешения контролирующего органа – добавляется ещё один этап между подписанием контракта поставщиком и заказчиком. В этом случае, заказчик подписывает контракт после получения одобрения и срок подписания контракта берет отсчёт со дня, следующего за днём получения этого одобрения.

Если ни одной заявки не было подано

На основании ч.8 ст. 52 №44-ФЗ в случаях, когда в тендерах не подано ни одной заявки, соответствующей требованиям закупки, заказчик вправе провести конкурс или аукцион ещё раз или заключить госконтракт напрямую, без проведения торгов. Причем, в этом случае производить увеличение объёма закупок, как в случае, рассмотренном выше, нельзя. Однако запрета на снижение цены контракта нормами законодательства не установлено.

Кроме того, при проведении закупки без конкурса необходимо учитывать те же требования к исполнителям, которые были установлены для проведения конкурса. Например, если закупка предназначалась для исполнения субъектами малого предпринимательства, то изменить это условие в дальнейшем уже невозможно (п. 1 ч. 5 ст. 93 44-ФЗ).

В ходе проведения котировок при не поступлении заявок законодательно не предусмотрено заключения контрактов напрямую, поэтому закупку придется продублировать ещё раз.

В остальных случаях (проведение аукционов или конкурсов) заключение контракта происходит в следующем порядке:

  1. Заказчику надлежит разместить в ЕИС протокол о несостоявшемся тендере с обязательным указанием о планируемом заключении контракта без проведения торгов, согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 №44-ФЗ.
  2. Заказчик своими силами проводит поиск поставщика, соответствующего требованиям несостоявшейся закупки.
  3. Поставщик вносит сведения о себе в реестр участников закупок (ЕРУЗ) при их отсутствии.
  4. Заказчик подготавливает проект контракта и направляет его поставщику на согласование с помощью ЕИС.
  5. Поставщик подписывает проект контракта.
  6. Госучреждение обращается за получением одобрения заключения контракта к контролирующему органу.
  7. При необходимости вносятся изменения в проект контракта на основании требований контролирующего органа. При отсутствии замечаний договор подписывается заказчиком.

В каких случаях требуется разрешение контролирующего органа?

Требование на наличие одобрения контролирующего органа для заключения госконтракта по итогам несостоявшейся закупки зависит от следующих факторов:

  • причины признания закупки несостоявшейся
  • вида закупки (аукцион, конкурс, запрос котировок)
  • типа заказчика (федеральные, региональные или муниципальные учреждения)
  • цены закупки

Вот список случаев, при которых потребуется получение одобрения:

  1. Есть только одна заявка, соответствующая требованиям закупки. Предельная НМЦК (Постановление Правительства РФ №961 от 30.06.2020) будет:
  • для федеральных аукционов и конкурсов 500 млн руб.
  • для региональных и муниципальных аукционов и конкурсов 250 млн руб
  1. Нет ни одной заявки, соответствующей требованиям. В этом случае предельная НМЦК для всех аукционов и конкурсов будет 1 тыс. руб.

Необходимо отметить, что при несостоявшемся проведении запроса котировок получения одобрения для заключения сделки не предусмотрено. В таких случаях либо заключают контракт с единственным участником, либо проводят закупку заново при отсутствии заявок (письмо Минфина № 24-01-09/10138 от 14.02.2022).

В остальных случаях, при получении одобрения контролирующего органа срок подписания контракта считают со дня, следующего за днём получения разрешения. До получения одобрения заказчику запрещено подписывать соглашение. Также заказчику запрещено подписывать контракт, если после публикации в ЕИС протокола о признании закупки несостоявшейся не прошло 10 дней или же после получения разрешения на сделку прошло более 20 дней.

Порядок согласования заказчиком закупки без торгов

Получением одобрения на заключение сделки занимается заказчик самостоятельно. Причем разные уровни власти направляют свои заявки в соответствующие ведомства: федеральные органы власти направляют обращение в ФАС, региональные учреждения – региональным властям, муниципальные – на муниципальный уровень.

С даты размещения в ЕИС протокола о признании закупки несостоявшейся на направление обращения отводится 5 рабочих дней. По истечению срока заключение сделки без торгов станет невозможным. Одобрение по открытым торгам направляются заказчикам в электронном виде.

Порядок получения одобрения контролирующими органами сделки:

  1. Формирование заказчиком обращения в установленный законом срок в ЕИС и направление его контролеру.
  2. В течение 10 рабочих дней проведение контролирующим органом внеплановой проверки по поступившему обращению, вынесение решения по итогам рассмотрения
  3. Направление ведомством решения заказчику через ЕИС.
  4. При получении одобрения – снятие блокировки с контракта в личном кабинете заказчика.

Форма обращения для получения одобрения формируется системой автоматически, заказчик заполняет сведения о заказчике, поставщике, контракте, закупке и причинах, по которым закупка признана несостоявшейся. К обращению необходимо приложить пакет подтверждающих документов о закупке, копии составленных протоколов, поданных заявок и сведения о ценовых предложениях. иную информацию.

Как поставщик может заключить госконтракт без торгов

Предусмотренное законодательством заключение госконтракта без участия в электронных торгах предоставляет поставщикам новые возможности для получения прибыли. Чаще всего несостоявшимися признаются закупки, требующие определённой квалификации при выполнении работ (оказании услуг) или реализации специфических товаров.

Поэтому ввиду ограниченного срока на направление обращения для получения одобрения сделки (5 рабочих дней), целесообразным будет оформление электронной подписи и заблаговременная регистрация в ЕИС.

В целях заключения контракта без проведения торгов поставщикам необходимо постоянно проводить мониторинг закупок на предмет наличия несостоявшихся закупок в интересующей сфере деятельности и оперативно предлагать свои услуги таким заказчикам, анализировать потребности поставщиков и рынок спроса-предложения в данной отрасли, проводить рассылку своего коммерческого предложения выявленным потенциальным заказчикам. Таким образом, поставщики смогут вовремя заполучить интересующий их тендер без снижения цены контракта или же, возможно, определить новую стратегию развития, заняв нишу с низким уровнем конкуренции и надёжными заказчиками.

По данным Минфина РФ за 2021 год из порядка 1,1 млн объявленных извещений по 44-ФЗ более 360 тыс. процедур не состоялись. Самая распространенная причина – поступление заказчику только одной заявки, при этом в более чем 60 % таких случаев договор все же заключается.

Приведенная статистика говорит о том, что вопреки распространенному мнению подобные ситуации – далеко не редкость.

Мы приведем конкретный алгоритм действий: что же делать заказчику, если на аукцион подана только одна заявка, и другие подсказки. Подробнее – далее в статье.

Содержание:

  1. Что такое конкурентные процедуры
  2. Если конкурс в электронной форме признан несостоявшимся
  3. Если аукцион и запрос котировок признаны несостоявшимся

Что такое конкурентные процедуры

В рамках 44-ФЗ, а также в целях реализации 135-ФЗ «О защите конкуренции», разработано три основных конкурентных процедуры: аукцион, конкурс и запрос котировок. Они называются конкурентными, потому что подразумевают участие неограниченного количества потенциальных поставщиков и выбор победителя закупки по разным критериям, установленным нормативно-правовыми актами или на усмотрение заказчика.

Аукцион:
Побеждает участник предложивший наименьшую цену исполнения контракта

Конкурс:
Победитель предлагает наилучшие условия исполнения контракта

Запрос котировок:
Победитель соответствует минимальным требованиям и исполняет контракт по наименьшей цене

Как быть заказчику, если конкуренция, как таковая, не случилась:

– Если на закупку вообще не было подано заявок, все достаточно просто. Заказчик может провести конкурентную процедуру еще раз, либо осуществить закупку у единственного поставщика, т.е. неконкурентным способом.

– Если заявился только один продавец, или все поданные заявки, кроме одной, были отклонены заказчиком при рассмотрении, тогда независимо от вида конкурентной закупки ей присуждается статус несостоявшейся.

Если конкурс в электронной форме признан несостоявшимся

Ситуация, когда при получении и рассмотрении первых частей заявок на участие, остается только одна соответствующая требованиям заказчика, подразумевает получение сразу второй и третьей частей заявки для соответствующего рассмотрения, на что у заказчика есть не больше 2 рабочих дней. В этот же срок необходимо сформировать протокол подведения итогов и передать его оператору ЭТП, для размещения в ЕИС.

В протоколе подведения итогов должна содержаться информация, включающая:

1. Дату подведения итогов по закупке.

2. Принятое решение в отношении заявки участника.
3. Порядковые номера всех поданных заявок.
4. Цену контракта, при ее увеличении (в рамках реализации ст.28, 29 44-ФЗ).

5. Признание процедуры определения поставщика несостоявшейся.

Стоит заметить, что в данном случае процедура подачи окончательных ценовых предложений, более известная, как переторжка, не проводится. Аналогично заказчик не проводит оценку единственной заявки по критериям оценки установленным в извещении о проводимом конкурсе. Аналогичным образом заказчик поступает, если конкурс признан несостоявшимся по результатам рассмотрения вторых частей заявок.

Если аукцион и запрос котировок признаны несостоявшимся

Практически аналогичные действия совершаются заказчиком при признании несостоявшимся аукциона или запроса котировок. В аукционе, в зависимости от того, на каком этапе осталась единственная заявка, могут проводиться или не проводиться торги. Например, если подана одна единственная заявка, торги не проводятся; а если заявок было несколько, все заявившиеся участники закупки сначала принимают участие в торгах и только потом подлежат отклонению при необходимости.

Реализация ст.28, 29 44-ФЗ при установлении соответствующих преференций в закупке подразумевает увеличение цены заключаемого контракта с участником закупки предприятием уголовно-исполнительной системы или организацией инвалидов соответственно. Контракт во всех указанных случаях, независимо от вида конкурентной закупки, заключается в соответствии с п.25 ст.93 44-ФЗ, как с единственным поставщиком.

Чтобы знать больше, пройдите программу повышения квалификации «Организация закупок по правилам контрактной системы с учетом актуальных требований законодательства». Курс не цитирует законы, а дает действительно полезную информацию: не только теорию, но и практику на демо-версиях РТС-тендер и ЕИС, разбор реальных кейсов и решений. Вместе с нами мастерами госзакупок стали уже более 6 тысяч специалистов. До встречи на обучении!

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в следующих случаях:

1) по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке;

2) по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

3) по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке;

4) по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки;

5) все участники закупки, не отозвавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявку на участие в закупке, признаны уклонившимися от заключения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) заказчик в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона отказался от заключения контракта с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, которая является единственной, либо с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, признанную в соответствии с настоящим Федеральным законом единственной соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

2. В случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, электронный конкурс, электронный аукцион проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей:

1) не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки в соответствии с пунктом 9 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона направляет заказчику заявку (все части заявки) на участие в закупке, а также информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона;

2) не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:

а) члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и принимают решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным частями 5 и 12 статьи 48 (в случае проведения электронного конкурса), пунктами 1 — 8 части 12 статьи 48 (в случае проведения электронного аукциона) настоящего Федерального закона, а также подписывают усиленными электронными подписями сформированный заказчиком с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола членами комиссии по осуществлению закупок в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который не позднее одного часа с момента получения такого протокола осуществляет действия, предусмотренные частью 16 статьи 48 настоящего Федерального закона;

3) в случае проведения электронного конкурса оценка по критериям оценки заявок на участие в закупке, установленным в извещении об осуществлении закупки, не осуществляется;

4) протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 — 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона;

5) участник закупки вправе направить запрос, предусмотренный частью 18 статьи 48 настоящего Федерального закона, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

6) контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, в случае принятия в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 настоящей части решения о соответствии такой заявки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

3. Если в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, электронный конкурс признан несостоявшимся по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке (за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), такой конкурс проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей:

1) не позднее одного часа с момента получения протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке оператор электронной площадки направляет заказчику вторую и третью части заявки на участие в закупке, в отношении которой принято решение о соответствии требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участника закупки, подавшего такую заявку;

2) не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 настоящей части, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:

а) члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и принимают решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным частью 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, а также подписывают усиленными электронными подписями сформированный заказчиком с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

б) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола членами комиссии по осуществлению закупок в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который не позднее одного часа с момента получения такого протокола размещает его в единой информационной системе и на электронной площадке;

3) процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), оценка по критериям оценки заявок на участие в закупке, установленным в извещении об осуществлении закупки, не осуществляются;

4) протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 — 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона;

5) участник закупки вправе направить запрос, предусмотренный частью 18 статьи 48 настоящего Федерального закона, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

6) контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, в случае принятия в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 настоящей части решения о соответствии такой заявки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Если в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, электронный конкурс признан несостоявшимся по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке, такой конкурс проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей:

1) оценка, предусмотренная подпунктом «б» пункта 1 части 11, подпунктом «а» пункта 1 части 15 статьи 48 настоящего Федерального закона, не осуществляется;

2) контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Если в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, электронный аукцион признан несостоявшимся по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке, контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

6. Если электронный запрос котировок признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

7. В случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1 (за исключением идентификационных номеров заявок на участие в закупке) и 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона, подписывает такой протокол усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который не позднее одного часа с момента получения такого протокола размещает его в единой информационной системе и на электронной площадке.

8. В случаях, предусмотренных пунктами 3 — 6 части 1 настоящей статьи, заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.

Недействительными признаются торги,  при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как  определен победитель, контракт с ним расторгнут.  

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся:  

всего размещено извещений в ЕИС 3 240 000
не состоялись 969 800
% закупок, которые признаны несостоявшимися из-за того, что была подана одна заявка  40%

данные мониторинга Минфина за 2018 год

zakupki

Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью

Получить ЭП

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

Для конкурса

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

  • Не подано ни одной заявки;
  • После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
  • После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
  • В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).

Для запроса котировок

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям.

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.

Если заключать контракт не с кем 

  • Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом. 
  • Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений. 

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

В этом случае заказчик может заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт. 

  • По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе. 
  • По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло  в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

zakupki

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное и получить напоминание в мессенджер о подведении ее итогов. Это поможет не пропустить срок подписания контракта. 

zakupki

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Содержание

1. Когда конкурс признается несостоявшимся
2. Если аукцион признан несостоявшимся по 44 ФЗ
3. В каком случае запрос котировок признается несостоявшимся по 44 ФЗ
4. Если запрос предложений признан несостоявшимся

5. Видео-инструкция требования к участникам закупок

Главным предназначением 44 Фз является реализация закупок товаров и услуг гос учреждениями по итогу конкурентных процедур.
Но к сожалению, реализовать товары и услуги можно не всегда. Существуют случаи, когда заказчик может совсем не получить никаких предложений от потенциальных поставщиков или же предложения, поступающие от поставщиков не будут подходить под его требования. Данные случаи возникают нередко и при их появлении закупки будут признаваться несостоявшимися.

При возникновении случая, когда конкурс будет являться несостоявшимся по причине отклонения всех заявок, то в итоговом протоколе должны быть прописаны все причины из-за которых это произошло.

Если закупка признается несостоявшейся у большинства заказчиков возникает вопрос, как ему действовать дальше.

1. Когда конкурс признается несостоявшимся

При условии того, что конкурс был признан несостоявшимся, то первым делом заказчик должен будет внести эти сведения в итоговый протокол. Общий процедура реализации конкурсов носит соответствие ст 48-58, 44 ФЗ.

При возникновении ситуации, когда по итогам закупки первый и повторный конкурс были признаны несостоявшимися, то заказчик имеет возможность провести иной конкурс по закупке необходимой продукции. Данные требования прописаны в ч 4, ст 55, 44 ФЗ.

 

Хотите избежать отклонения участия в закупке по 44 ФЗ?

         Обратитесь к нашим специалистам, они окажут помощь в правильном оформлении и подаче заявки на участие в закупке !

Обратиться

2. Если аукцион признан несостоявшимся по 44 ФЗ

При условии того, что аукцион будет признан несостоявшимся, то необходимо оформить определенный протокол. Со стороны заказчика могут быть приняты следующие действия:

Проводим анализ для субъектов малого предпринимательства, оцениваем шансы на победу, оцениваем коррупционные составляющие, подробнее об услуге смотрите по данной ссылке.

3. В каком случае запрос котировок признается несостоявшимся по 44 ФЗ

Процедура проведения запроса котировок прописана в ст 72-79 44 ФЗ. При несостоявшейся процедуре заказчик может действовать следующим образом:

4. Если запрос предложений признан несостоявшимся

Процедура реализации запросов предложений имеется в ст 83 44 ФЗ. При признании закупки несостоявшейся при запросе предложений заказчик должен оформить контракт с единственным поставщиком, у которого обязательно должна была быть подана заявка. После этого заказчик должен провести корректировку плана-графика и закупок. Как только эти действия будут выполнены, после этого закупка может быть проведена еще раз.

Закрытые процедуры будут аналогичны, при их исполнении действия заказчика будут такими же. Но есть одно отличие, оно регламентируется ст. 92 44 ФЗ. Как только произойдет согласование с контролирующими органами, то после этого заказчик сможет провести процедуру закупки у единственного поставщика.

5. Видео-инструкция требования к участникам закупок по 44 ФЗ

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководстве по эксплуатации канализационных сооружений гтс м связь 1970
  • Сони домашний кинотеатр инструкция по применению
  • Гараж особого назначения руководство
  • Видеорегистратор е асе инструкция на русском
  • Сирдалуд таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги цена уколы