Изложите правила грамотного педагогического руководства коллективом

Коллектив непрерывно
меняется, потому что непрерывно меняются
люди, его образующие. Изменяется и
характер влия­ния коллектива на
личность. В учебно-воспитательных
коллективах процессы изменений
развиваются достаточно интенсивно и
быстро. Существует одно, важное
обстоятельство — процесс развития
коллектива не стихий­ный, а педагогически
управляемый. Эффективность управле­ния
зависит от того, в какой мере изучены
закономерности развития коллектива,
насколько правильно воспитатель
определяет ситуацию и подбирает
адекватные методы педагогического
воздействия.

Управление педагогом
коллективом бу­дет тем эффективнее,
чем полнее учитываются особенности
коллектива и его возможности самоуправления.
Управление ученическим коллективом
осуществляется как два взаимосвя­занных
и взаимообусловленных процесса:

  • сбора информа­ции
    об ученическом коллективе и входящих
    в него школьни­ках;

  • организации
    адекватных его состоянию воздействий,
    имеющих целью совершенствовать сам
    коллектив и оптимизи­ровать влияние
    его на личность каждого отдельного
    ученика (А.Т. Куракин).

Важнейшее условие
оптимизации управленческих воздействий
педагога — интеграция оказываемых на
коллектив воспитательных воздей­ствий
в единую систему, обеспечивающую
непрерывность этих процессов. Такая
интеграция достигается путем:

1) использова­ния
комплекса педагогических воздействий
на коллектив;

2) постоянной и
многосторонней заботы членов коллектива
друг о друге в повседневной жизни;

3) создания таких
ситуа­ций в жизни коллектива, которые
способствуют положи­тельному влиянию
на отдельных ее членов;

4) расширения
функ­ций ученического самоуправления;

5) объединения
усилий всех, кто участвует в работе с
коллективом.

В практике
педагогического руководства коллективом
необходимо соблюдать следующие важные
правила:

1. Сочетать
педагогическое руководство со стремлением
учеников к самостоятельности,
независимо­сти, желанием проявить
свою инициативу и самодеятельность. Не
подавлять, а умело направлять активность
ребят, не коман­довать, а сотрудничать
с ними. Строго дозировать педагогичес­кое
воздействие, внимательно следя за
ответной реакцией школьников. При
отрицательном восприятии надо немедленно
изменить тактику, искать другие пути.
Необходимо добиваться, чтобы цели,
задачи, которые нужно решить, ставили
сами ребя­та, и к этому их надо готовить.

2. Коллектив —
динамическая система, он постоянно
изме­няется, развивается, крепнет.
Поэтому педагогическое руковод­ство
также не может оставаться неизменным.
Педагог, как единоличный организатор
коллектива на первой стадии его раз­вития,
постепенно меняет тактику управления,
развивает демократию, самоуправление,
общественное мнение и на высших стадиях
развития коллекти­ва вступает в
отношения сотрудничества с воспитанниками.

3. Высокой
эффективности коллективного воспитания
педагог добивается лишь тогда, когда
он опирается на весь педагогический
коллектив, работающих с данной группой,
включает коллектив в общешкольную
деятельность и сотрудниче­ство с
другими коллективами, держит тесную и
постоянную связь с семьями воспитанников.

4. Перестройка
управления коллективом заключается не
только в пересмотре целей и содержания
коллективистского воспитания, которые
обретают личностную направленность,
но также и в смене объ­екта педагогического
управления. Им становится требующая
квалифицированной педагогической
помощи развивающаяся личность. Приоритет
ценностей форми­рует учитель — какие
образцы он предлагает своим воспитанни­кам,
такие качества у тех формируются.

5. Показатель
правильного руководства — наличие в
кол­лективе общего мнения по важнейшим
вопросам жизни группы. Коллектив
усиливает и ускоряет формирование
необходимых качеств: пережить все
ситуации каждый воспитанник не мо­жет,
опыт товарища, коллективное мнение
должны убедить его и выработать
необходимую линию общественного
поведения.

6. Демократизация
воспитания не означает упразднения
контроля за выполнением членами
коллектива своих обязан­ностей.
Система педагогического контроля
направляется на все более высокий
уровень развития коллектива и каждого
ученика (по вертикали), а конкретно
осуществляют контроль и само­контроль
в первичном коллективе (по горизонтали).

7. Управление
межличностными отношениями требует
такой организации коллективного
взаимодействия, при котором персональные,
партнерские и мотивационные отношения
между членами кол­лектива сливаются
в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Добиться этого непросто
— избирательное отношение членов
коллектива друг к другу будет существовать
всегда. Задача педагога — учить терпеливо
относиться к недостаткам других, прощать
неразумные действия, нанесен­ные
обиды.

8. Одна из причин
неблагоприятного положения учеников
в системе коллективных отношений —
неадекватность выпол­няемых ими ролей
реальным возможностям. Если постоянные
или временные поручения не способствуют
их интересам или возможностям, то они
выполняются формально либо совсем не
выполняются. В этом случае воспитанник
фактически выпадает из системы
коллективных отношений. В разработке
индивидуальных поручений следует идти
не только от потреб­ностей коллектива,
но и от возможностей и интересов самих
школьников. Тогда положение каждого в
системе коллектив­ных отношений
окажется наиболее благоприятным.

9. Существует
необходимость активного вмешательства
педагога в систему сти­хийно
складывающихся в коллективе отношений.
Для того чтобы руководство этим процессом
было эффективным, необ­ходимо
контролировать факторы, влияющие на
положение воспитанника в системе
стихийно складывающихся внутриколлективных
отношений. К таким факторам относятся:
особенности самого школьника (сдержанность,
эмоциональность, общи­тельность,
оптимизм, внешняя привлекательность и
т. д.); чер­ты, характеризующие его
нравственный облик (внимательное
отношение к товарищам, справедливость
и т. д.); физические данные (сила, красота,
ловкость и т. п.).

10. Положение ученика
и коллективе зависит от норм и стандартов
коллективных отношений, ценностных
ориентаций группы. Один и тот же ученик
в одном коллек­тиве может оказаться
в благоприятном, а в другом коллективе
— в небла­гоприятном положении.
Необходимо создавать временные
коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот кол­лектив, где они
могут получить более высокий статус.

11. На положение
школьника весьма ощутимо влияет
изме­нение характера деятельности в
коллективе. Тогда появляются новые
лидеры, которые занимают в силу своей
компетентности ведущее положение, тем
самым сразу и намного повышая свой
престиж. Постоянная забо­та об изменении
характера и видов коллективной
деятель­ности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения, является
залогом формирования адекватного
статуса членам коллектива.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Коллектив и личность

  1. Что такое коллектив, чем он отличается от малой группы?

Коллектив – группа высокого уровня развития, межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием деятельности. А малая группа отличается от коллектива тем что, это слабо организованное сообщество людей, как правило, численностью не более 10 человек.

  1. Укажите специфические признаки коллектива.

Специфическими признаками коллектива является:
наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

• систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

• соответствующая организация совместной деятельности (систематическое создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками, обеспечение действенной работы органов коллектива);

• систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;

• наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

• атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;

(https://present5.com/kollektiv-kak-obekt-i-subekt-vospitaniya )

(см. презентацию)

  1. Почему идея коллективного воспитания называется ведущей?

Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий  социалистической системы воспитания от зарубежных систем. То, что отечественная  школа первой в мире отказалась от ориентации на личность, поставив в  центр воспитательной деятельности коллектив, объявлялось большим  преимуществом и крупным шагом  вперед в развитии теории и практики воспитания. Коллектив стал центром  приложения воспитательных усилий, его  формирование – главной задачей  отечественной школы. Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия А. С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, многие другие видные педагоги.

(https://www.freepapers.ru/16/teoriya-kollektiva/193185.1160365.list1.html ).

  1. Существует ли альтернатива коллективному воспитанию?

Альтернативы коллективному воспитанию.

1. Воспитанники недостаточно хорошо знают друг друга, не проявляют интереса к поведению членов коллектива.

2. Выделяется актив.

3. Большинство членов коллектива поддерживают требования воспитателя.

4. Актив в состоянии руководить большинством, оказывать влияние на жизнь в коллективе.

5. Все вопросы жизни коллектива решаются на общем собрании.

6. Меньшинство подчиняет своему влиянию большинство.

7. Воспитанники сообща решают вопросы жизни коллектива.

  1. Сколько и каких стадий (этапов) выделяется в развитии коллектива?

А. С. Макаренко  выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что – ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.
Для второй стадии характерна стабилизация структуры  коллектива. Коллектив в это время  выступает уже как целостная  система, в ней начинают действовать  механизмы самоорганизации и  саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Третья и четвертые стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и  сплачивают коллектив большие и  малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

  1. Что такое традиции коллектива и какое значение они имеют?

В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых  воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее до масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными – это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

  1. Что такое перспективы и какими они бывают?

А. С. Макаренко различал три  вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы – это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.

Средняя перспектива, по мнению А. С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.

Далекая перспектива  – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы – цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.

  1. В чем суть принципа «параллельного действия»?

 А. С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе – требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. Сущность этого принципа -каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил – воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем, так и опосредованно через актив и коллектив. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие на него коллектива усиливается. Принцип параллельного действия применим уже на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия еще значительные. На более высоких уровнях развития коллектива возрастает влияние актива и коллектива. Это не означает, что воспитатель полностью перестает прямо влиять на воспитанников. Теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия (субъектом воспитания). В сочинениях А.С. Макаренко находим многочисленные примеры успешного осуществления принципа параллельного действия. Например, он никогда сам не искал конкретных виновников нарушений, предоставляя коллективу право разбираться в их проступках, а сам лишь исподволь направлял действия актива.

  1. Изложите правила грамотного педагогического руководства коллективом.

Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных процесса:

1) сбора информации о коллективе и входящих в них школьников;

2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика.

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать ряд требований (правил):

1) разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявлять свою самодеятельность и инициативу;

2) коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным;

3) высокой эффективности классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в классе, сотрудничает с другими коллективами, держит связь с семьей;

4) формализм – злейший враг воспитания. Приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех формируются;

5) показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса;

6) демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Система контроля направляет на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляет контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали);

7) межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру: персональные, партнерские; мотивационные. Это обязывает воспитателя к такой организации коллективного взаимодействия, при которой эти отношения между членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения, сотрудничества. Воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды;

8) надо помнить, что в разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников.

(https://studopedia.su/15_56293_pedagogicheskoe-rukovodstvo-detskim-kollektivom.html )

  1. Охарактеризуйте коллектив 721 группы.

  1. Анализ изменений по количественному составу учащихся

На начало года количество учащихся – 17 , из них мальчиков — 3, девочек — 14.

Возрастной состав: от 1999-2002.

Характеристика семей учащихся: 5 семей неполные, 19 полные.

Выбыли на начало года: 2 человека: Ермоленко. В.Д; Шмидт. Э.Д

Прибыли: 5 человека: Шорина. Л.В; Иванова Е.И; Шаманов Э.Д; Шевченко З.А; Герлах П.В; Ларукова Е.В; Ломейко В.А

Вновь прибывшие учащиеся, их характеристика

— Шаманов Э.Д Успеваемость ниже среднего. Хорошо проявил себя на уроках физкультуры. Мальчик спокойный, тихий, меланхолик. Отношения с учащимися ровные, хорошо общается с одноклассниками. Неконфликтен, дисциплина удовлетворительная.

— Шорина. Л.В Успеваемость высокая. К учебе проявляет интерес. Демонстрирует не самое приятое поведение в классном коллективе, отношения с одноклассниками на данный момент напряженные.

— Шевченко З.А Успеваемость средняя. Не очень общительная, вежливая и спокойная. Отношения с одноклассниками ровные. Может повздорить, но быстро остывает.

— Иванова Е.И Успеваемость высокая. Проявляет большой интерес в учебе. На уроках активно отвечает и показывает себя. Почти ни с кем не общается, но может поговорить с каждым.

— Ларукова Е.В Успеваемость высокая. Проявляет очень большой интерес к учебе. Ко всем заданиям и поручениям относится серьезно. Общительная, дружелюбная. Не пропускает занятия и не опаздывает.

— Ломейко В.А Успеваемость средняя. Старается добросовестно работать и выполнять все в сроки. Остра на язык. Отношения в группе ниже среднего из-за ее импульсивности.

— Герлах П.В Успеваемость ниже среднего. К учебе относиться добросовестно, но не сдает все в сроки. Хорошие отношения в группе, пытается всем помогать.

  1. Анализ результатов успеваемости

По итогам прошедшего года 19 уч-ся успешно завершили курс обучения. В целом учащиеся имеют средний уровень успеваемости, хотя многие из детей проявляют интерес к учебе.

Среди детей выделяется группа учащихся, имеющих положительные отметки по всем предметам учебного плана, со сформированной мотивацией обучения (Шахова А.Г– закончили на «4» и «5»; Расова В.В; Ганова А.И – с одной «3»). Остальные учащиеся показывают средний уровень успеваемости.

Имеется группа детей, которые требует постоянного контроля, т. к. недобросовестно относятся к своим учебным обязанностям (Шмидт; Дуркин; Бутин; Худякова). Перечисленные учащиеся мало обеспокоены своими оценками, практически на всех уроках ведут себя невнимательно, не выполняют домашнего задания, потому что не хотят, не считают нужным извиниться за невыполненное задание, не обещают его выполнить и принести позднее.

В целом дисциплина на уроках удовлетворительная, серьезных нарушений нет. Пропуски уроков по уважительным причинам. Однако некоторые учащиеся опаздывают на уроки и пропускают по неуважительной причине.

  1. Анализ участия учащихся в жизни коллектива

Учащиеся с удовольствием участвуют в разработке и проведении классных часов, иных классных мероприятий, им также интересны классные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое суждение, выразить личное мнение; участвовать в дискуссиях, отстаивать и доказывать свою правоту. Отдельных учащихся привлекает самостоятельная организация классных дел (Макарова; Коданева; Бутин; Ганова; Дуркин; Тыренкова; Ладанова; ).

В начале уч.г. учащиеся самостоятельно общим решением выбрали старосту (Тыренкова П.А) и заместителя старосты класса – секретарь (Коданева К.С).

  1. Достижения в развитии коллектива

Классный коллектив по большей части уже сформировался, но не все учащиеся тем не менее еще в полной мере владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения.

Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся проявляют высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, дорожат честью класса. При решении коллективных задач ориентируются быстро, находят общий язык.

В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Однако, учащиеся не всегда умеют терпеливо и внимательно выслушать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел. Однако распоряжениям уполномоченных лиц подчиняются.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Учащиеся умеют оценивать деятельность своих товарищей, переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Более 40% учащихся занимаются в различных объединениях.

  1. Психолого-педагогическая характеристика коллектива

В классе 14 мальчиков и 12 девочек.

Есть отличники – Шахова, Ларукова, Шорина, Иванова, Расова, присутствуют и неуспевающие учащиеся – Макарова, Дуркин, Бутин, Герлах, Шаманов, Хозяинова.

В классе есть учащиеся, которые претендуют на лидерство, хотя по своей сути таковыми не являются. К таким вполне можно отнести Иванова.

Отвергаемых и изолированных учащихся нет.

Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С учителями-предметниками отношения доброжелательно-деловые.

Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У некоторых наблюдается завышенная самооценка (Шорина, Ломейко). Иногда отсутствует сознательная дисциплина. Не все учащиеся могут противостоять некорректному поведению одногруппников. Порой наблюдается упрямство, эгоизм со стороны ряда учащихся. Свои чувства и эмоции проявляют очень бурно.

Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, что также обусловлено возрастом учащихся. Не всегда наблюдается и сплоченность учащихся в коллективной деятельности. Однако среди классного коллектива можно выделить группы учащихся, которые дружат между собой.

В классе есть актив, который приходит на помощь всегда: Тыренкова, Ладанова, Коданева, Макарова, Бутин. Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между учащимися.

У учащихся Ларукова, Шахова, Шорина, Иванова, Расова, Шевченко, Ломейко, Ганова наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда.

Учащимся Тыренкова, Синица, Ладанова, Коданева, Шубина, Хозяинова, Худякова, Рупусова, Напалков свойственен замедленный темп деятельности. Не всегда успевают за темпом класса. Не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости мышления. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в результате чего могут достигать высоких результатов.

Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. С началом введения ФГОС происходит планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности каждого образовательного учреждения.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и важной задачей администрации нашего лицея стало взращивание мыслящего и творческого педагога, способного сделать выбор не только в познавательном, но и жизненно-практическом плане.

А это возможно при качественном управлении и рассматривается как профессиональная деятельность. От уровня управления зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, в также удовлетворенность потребностей у родителей и общества, которые являются заказчиками.

Каждый руководитель не раз задумывался об эффективности управления педагогическим коллективом, применяя те или иные теории менеджмента на собственной практике.

Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.

Система управления педагогическим коллективом школы

Система управления — это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Среди функций управления образовательной организации можно выделить: планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям следует добавить педагогический анализ, целеполагание и регулирование.

Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности администрации школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования управленческой работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Цель управленческой деятельности — это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, или как говорят «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных частных целей, то есть декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей. Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

Функция организациив управлении школой понимается как совместная деятельность руководителей школы, учителей, родительских комитетов и органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.

По своей природе организаторская деятельность человека — есть деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, родителями и учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

Организаторская деятельность администрации школы направлена также на формирование педагогического коллектива, т.е. коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителей, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Недостаточно только построить организационную структуру образовательной организации, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством.

Задачи при реализации функции руководства:

1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;

2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;

3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;

4) создание условий для профессионального роста подчиненных.

Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценочной функции направленности на личность учителя. Если учитель молодой, то это сказывается на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем  — на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Поэтому в осуществлении контроля так важен профессионализм и компетентность проверяющего. Человек, выполняющий контролирующую функцию, должен быть личностью. Его задача не в «подлавливании» и нагнетании страха, а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности. Существующая практика внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков. Во-первых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов контроля среди директора и его заместителей, когда контроль организуется во имя отчета и набора количества посещенных уроков или занятий. Во-вторых, это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели проводимого контроля, отсутствуют или не используются объективные критерии оценки. В-третьих, односторонность внутришкольного контроля, понимаемого как проведение контроля какой-либо одной стороны, одного направления педагогического процесса. Например, контролируется только учебный процесс или только уроки русского языка и математики и др. В-четвертых, участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, методистов, или, наоборот, небольшое участие представителей администрации.

Принцип управления — это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. В теории управления множество систем управленческих принципов. Проанализировав некоторые из них, мы выделим несколько принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность управления педагогическим коллективом:

  1. Уважение и доверие к человеку,
  2. Сотрудничество,
  3. Системность и целостность в управлении,
  4. Гласность,
  5. Справедливость,
  6. Единство коллегиальности и единоначалия,
  7. Индивидуальный подход в управлении,
  8. Поддержка инициативы, стимулирование деятельности,
  9. Постоянное повышение квалификации,
  10. Делегирование полномочий, участие учителей в управлении,
  11. Объективность и полнота информации.

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя, который должен обладать следующими качествами:

  • общечеловеческие;
  • психофизиологические;
  • деловые качества и организаторские способности;
  • коммуникативные;
  • профессиональные знания.

Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.

Урок
34

Тема:
Личность в коллективе. Педагогическое руководство детским коллективом

Цели:
изучить новый материал

Задачи:
обобщить полученные знания; выявить проблемы по теме

Личность
и коллектив

Личность
в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает
направленность данной общности.
Через коллектив личность соотносится с другими
коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив – частица общества, он
неизбежно несет в себе его политические, эстетические, нравственные и другие идеи.
Личность разделяет эти идеи, руководствуется ими в делах и поведении.

В
ходе взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только
приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные
черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится
важнейшей составной частью ее духовного богатства. Идейная, нравственная
общность ближайшей и более широкой социальной среды создает условия для
развития и формирования цельной гармоничной личности.

Взаимоотношения
личности и коллектива многообразны
. Можно выделить: влияние коллектива на
личность и влияние личности на коллектив.

Влияние
коллектива на личность.

Коллектив заинтересован во всестороннем развитии личности, так как от полноты и
богатства каждой личности, каждого члена коллектива делается полнокровнее жизнь
коллектива. Вместе с тем нельзя отрицать того факта, что коллектив оказывает
определенное воздействие на личность, входящую в него, равно и личность не
может не оказывать влияния на коллектив.

БЕСЕДА
С УЧ-СЯ ПО КАРТИНКАМ

          

По
отношению к личности коллектив выполняет ряд функций:

1) приобщает
ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он
выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели,
задачи привносит из общества. Если рассматривать личность в соотношении с
коллективом, то она также представляется системой, открытой по отношению к
данной общности;

2) влияние
коллектива на личность сказывается в воспитательной и корректирующей функции.
Человек должен формировать себя, и тем более у него должно быть желание быть
лучше, ценнее для общества. Но при всем этом коллектив – могучая сила. В своем
арсенале он содержит такие средства воспитания, которых нет у личности.
Коллективное мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – не полный
перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.

Влияние
личности на коллектив.

Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета,
руководства, лидерства.

Авторитет – общественное признание
личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека
объективным требованиям деятельности.

Указанные
качества человека способствуют влиянию на коллективное мнение в силу признания
уважения, подчиненности и взаимности интересов человека.

Педагогическое
руководство детским коллективом

Речь
идет теперь о тех педагогических действиях, приемах, а также условиях, в том
числе психологических, социальных, материальных, которые обеспечивают
полноценную жизнь детского воспитательного коллектива.

К
этим условиям и педагогическим мерам, А.С.Макаренко относил следующие:
наличие планов, дальнейших целей – «система перспективных линий»; необходимая
организационная структура коллектива и органы самоуправления; наличие традиций
в коллективе; разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников; игровое
и эстетическое оформление всей жизни группы;наличие единых для всех, в том
числе для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины.

Все
это стало классикой отечественной педагогики и обо всем этом написано в книгах
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и современных специалистов по коллективному
воспитанию. Остановимся на некоторых из названных выше приемах, условиях
педагогического руководства детским коллективом.

Главным
условием жизни и движения коллектива вперед является наличие целей, социально и
личностно значимой деятельности для всех членов группы. Это открыли классики
коллективного воспитания, но об этом часто забывают школьные и другие педагоги,
когда пытаются сплотить группу, коллективные отношения и т.д. Дело в том, что
без общей захватывающей всех и одновременно каждого деятельности, без дел,
которые все нужны и интересны, коллективных отношений не будет. Во многих
школах, кроме учебной деятельности, для школьников нет почти никакой сферы
приложения сил.

Главная
деятельность – учебная

– носит в основном индивидуальный характер. Для развития коллектива, как
воздух, нужна разнообразная внеурочная деятельность в школе и вокруг нее.
поэтому в тех школах, где созданы условия для богатой внеурочной работы и жизни
детей, легче и сами собой создаются коллективы. Поэтому в сельских школах,
интернатах, детских домах, где есть много точек приложения сил, много мест для
активной самодеятельности детей, легче организовать коллективную жизнь.

Главный
закон воспитания
:
воспитывать – значит организовать деятельность ребенка. Одной из причин
того, что настоящих коллективов мало в общеобразовательных школах, вероятно,
является отсутствие настоящего поля деятельности.

Вторым
важным условием развития коллектива детей
, школьников является самодеятельность,
активность детей
.

 Самоуправление
школьников
– форма организации жизни и деятельности школьников силами самих
детей. По существу, здесь работает еще один закон воспитания, о котором
говорилось выше: воспитание успешно, если дети сознательно участвуют в
деятельности как самостоятельные ее субъекты, а не марионетки в руках взрослых.
К сожалению, в школах самоуправление часто сведено к формальному минимуму:
заседание ученического совета, жесткая опека и регламентация самодеятельности
детей со стороны взрослых. Это особенно процветало в 30-50-е гг., в эпоху
сталинизма в стране, не менее формальным было самоуправление во многих школах и
в последующие годы.

Подлинное самоуправление детей в образовательном
учреждении должно возникать естественным путем, при наличии деятельности,
разнообразных дел, для проведения которых нужны организаторы из учеников –
активисты, входящие в органы самоуправления: различные советы, комитеты,
комиссии, команды, инициативные группы, отряды и пр
.

Педагоги
должны стимулировать образование органов детского самоуправления, но не стоит
бюрократизировать живое дело, создавать искусственные структуры, которые не
нужны для дела и не работают.

Важно,
чтобы педагоги на деле предоставляли детскому самоуправлению возможность решать
вопросы собственной жизни, при этом определив, конечно, область компетенции
школьных классных органов самоуправления.

В
управленческой структуре школы органы детского самоуправления должны играть
свою роль. В этом случае отношения педагогов и воспитанников развиваются на принципах
сотрудничества:
в общем для всех дел ученики и учителя делят свои функции,
полномочия, совместно обсуждают насущные проблемы жизни учреждения и участвуют
в ее организации.

К
условиям правильной организации самоуправления относится сменяемость
отдельных лиц, представителей коллектива и органов
.

 Для
этого проводятся выборы в различные советы, новые назначения, поручения. А.С.Макаренко
считал, что в идеале в развитом коллективе любой его член может руководить и
подчиняться, выполнять любые поручения по управлению внутри детского
сообщества.

Участие
детей в общественной жизни в рамках самоуправления и есть школа социального
опыта, воспитание и развитие человека.

Воспитательная сила самоуправления используется в
образовательных учреждениях многих стран Европы, Америки, Азии. Правда, там
есть традиция в школьном самоуправлении копировать политическую систему страны:
в США школьники играют в выборы президента и сенатские комиссии, в Англии
избирают школьный парламент со спикерами и дебатами. Это способствует развитию
навыков публичного выступления и других качеств лидера. В России такой традиции
не было, и школьное самоуправление моделирует общие формы и нормы
демократической, общественной организации.

Еще
одно воспитательное средство в жизни школьного коллектива – традицию.

Традиции
в коллективе тоже возникают естественно, отражая историю, прошлое, удачные,
яркие дела, события в жизни учреждения.

 К
ним относятся:
праздники, знаменательные дни, годовщины, ритуалы,
обычаи, нормы поведения, стиль и тон общения, привычки.

Традиции
объединяют поколения, аккумулируют и сохраняют коллективные ценности,
организуют жизнь коллектива, в целом формируют и коллектив, и каждого его
представителя в отдельности. Каждая хорошая школа накапливает и бережет
традиции как историю, опыт и как средство воспитания.

Управление
ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных процесса:

1)
сбора информации о коллективе и входящих в них школьников;

2)
организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью
совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого
отдельного ученика.

В
практике педагогического управления коллективом школьников
необходимо соблюдать ряд требований
(правил):

1)
разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников
к самостоятельности, независимости, желанием проявлять свою самодеятельность и
инициативу;

2)
коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается. Поэтому
педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным;

3)
высокой эффективности классный руководитель добивается лишь тогда, когда он
опирается на коллектив учителей, работающих в классе, сотрудничает с другими
коллективами, держит связь с семьей;

4)
формализм – злейший враг воспитания. Приоритет ценностей формирует учитель:
какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех
формируются;

5)
показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по
важнейшим вопросам жизни класса;

6)
демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением
членами коллектива своих обязанностей. Система контроля направляет на все более
высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а
конкретно осуществляет контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по
горизонтали);

7)
межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру:
персональные, партнерские; мотивационные. Это обязывает воспитателя к такой
организации коллективного взаимодействия, при которой эти отношения между
членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам других,
прощать неразумные действия, нанесенные обиды;

8)
надо помнить, что в разработке индивидуальных поручений следует идти не только
от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников;

9)
положение ученика в коллективе зависит от: особенностей самого школьника; черт,
характеризующих его нравственный облик; физические данные; от норм и
стандартов, принятых в коллективе отношений. Один ученик может оказаться в
одном коллективе в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении.
Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус; изменения
характера деятельности в коллективе. Классный руководитель постоянно заботится
об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения.

Д/ЗАДАНИЕ:
ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТЫ-СООБЩЕНИЯ НА ТЕМУ «Функции, основные направления и формы
деятельности классного руководителя»

ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ:

Классный руководитель в школе: цель, задачи и основные функции
его деятельности

Классный руководитель –непосредственный
и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо,
назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Цель деятельности классного руководителя
– создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его
успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности
классного руководителя:

— формирование и развитие коллектива класса;

— создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциала способностей;

— формирование здорового образа жизни;

— организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;

— защита прав и интересов обучающихся;

— организация системной работы с обучающимися в классе;

— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;

— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;

— организация социально значимой, творческой деятельности
обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя –
целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава
общеобразовательного учреждения, иных локальных актах, анализа предыдущей
деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личносто-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и
ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного
и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо
знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной
деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей
деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные
и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

— установление контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного
образования);

— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными
представителями) обучающихся;

— взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-воспитательным
персоналом общеобразовательного учреждения;

— организация в классе образовательного процесса, оптимального
для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;

— организация воспитательной работы с обучающимися через
проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и
других мероприятий;

— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся,
в том числе в системе дополнительного образования детей;

— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в
целом;

— ведение документации (классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление
взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие
благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи
обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение
состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью
учебных занятий обучающими.

Классный руководитель выполняет
следующие функции: воспитательную – педагогическое
руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в
целом; организационно-административную – руководство классом как
организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других
документов; координирующую – установление взаимодействия между
всеми участниками воспитательного процесса.

К функциональным обязанностям
классного руководителя относятся
: всестороннее изучение и воспитание
учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решение проблем их учебного и
профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений
учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей,
взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за
успеваемостью, посещением и поведением учащихся
. //источник: https://studopedia.su/15_56294_samostoyatelnaya-rabota—.html//

Источники:

1.Личность
и коллектив – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/20695

2. Педагогическое руководство детским
коллективом – Режим доступа:
https://studopedia.su/15_56293_pedagogicheskoe-rukovodstvo-detskim-kollektivom.html

3.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./С.А.Смирнов, И.Б.Котова,
Е.Н.Шиянов и др.; Под ред.С.А.Смирнова. М., 1999.

4.
Подласый И.П. Педагогика. М., 2001.

5.
Сластёнин В.А. Психология и педагогика. М., 2001.

Обновлено: 21.04.2023

Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят-участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива вожатый использует различные стили руководства им. Рассмотрим некоторые стили руководства детским коллективом с учетом специфики и характера деятельности.

  • четко ставьте цели и инструктируйте ребят — чаще проводите инструктаж
  • уточняйте, как поняты ребятами конкретные задания
  • кратко с каждым исполнителем уточните его действия
  • проверяйте выполнение заданий
  • отмечайте ошибки и хорошо выполняемые поручения
  • будьте требовательны, но тактичны

Распределение и стимулирование:

  • оценивайте и учитывайте в работе индивидуальность характеров ребят
  • выявляйте общие интересы
  • если необходимо — давайте задания
  • следите за тем, чтобы задания выполнялись точно
  • хвалите в присутствии других
  • недостатки разбирайте наедине
  • поощряйте за позитивную самостоятельную деятельность

Участие в принятии решений:

  • ставьте цель, не уточняя способов достижения
  • ограничивайте прямые указания и контроль
  • создавайте системы самоконтроля
  • проводите консультации по отдельным проблемам
  • поощряйте высказанные замечания
  • предоставляйте больше самостоятельности
  • не самоустраняйтесь от контроля

Передача полномочий:

  • оказывайте поддержку и помощь, если ребята просят о ней
  • избегайте вмешательства в дела без особой необходимости
  • не ослабляйте контроль
  • соизмеряйте возможности ребенка и сложность задания
  • не забывайте хвалить ребят как можно чаще

Педагогический коллектив

В процессе общения полезно задуматься над тем, что движет людьми, когда они совершают те или иные поступки, какие факторы влияют на адекватность нашей оценки другого человека.

Итак, какие же факторы отражаются на нашем восприятии другого человека и на характере наших отношений с ним?

Рассмотрим следующие факторы:

Что необходимо для организации построения отношений с другим человеком?

На пути к взаимопониманию могут встретиться разные трудности:

Есть ряд приемов, способствующих увеличению вероятности успеха в построении общения:

  1. поставьте себя на место другого человека. Как он смотрит на мир? Что значит быть в его положении?
  2. Поразмыслите над тем, во что он вкладывает свои силы?
  3. Установите, что влияет на поведение этого человека. Есть ли силы или обстоятельства, способные привести к переменам в нем?
  4. Работайте над созданием открытых отношений. Это приведете каждого из вас к необходимости мириться с другим.

Настроение

В процессе работы в детском лагере у вожатого возникают ситуации, когда необходимо повысить настроение, снять неблагоприятное эмоциональное или стрессовое состояние.

Компоненты хорошего настроения:

  • Человеческие отношения.
  • Пребывание в обществе счастливых людей
  • Умение заинтересовать своим рассказом
  • Пребывание в кругу друзей
  • Наблюдение за людьми
  • Откровенная и открытая беседа
  • Выражение своей любви
  • Высказывание комплиментов и похвал в чей-либо адрес
  • Встреча за чашкой чая
  • Осознание оказать помощь другим
  • Умение развлечь и развеселить окружающих
  • Приобретение новых друзей
  • Смех
  • Расслабленность
  • Размышление о чем-либо хорошем
  • Размышления о людях, к которым относишься с симпатией
  • Наблюдение за красивым пейзажем
  • Возможность дышать свежим воздухом
  • Ощущение чистой одежды
  • Хороший сон по ночам
  • Прослушивание любимой музыки
  • Улыбка
  • Убежденность в благополучии семьи и близких
  • Занятия физической культурой

Способствует улучшению настроения процесс самоорганизации:

  • Умение настоять на своем
  • Чтение рассказов, романов, стихов
  • Планирование и организация какого-либо действия
  • Четкое выражение своих мыслей
  • Приобретение новых знаний и навыков
  • Получение похвалы или комплимента
  • Качественное выполнение своей работы
  1. уметь отличать главное от второстепенного
  2. знать меру воздействия на события
  3. уметь подходить к проблеме с разных сторон
  4. готовить себя к любым неожиданным событиям
  5. воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в нашем воображении
  6. стараться понять других
  7. уметь извлекать положительный опыт из всего происходящего

В реальной жизни, вожатый, отправляясь работать на летнюю детскую программу, часто испытывает определенные страхи, которые не способствуют повышению качества работы. Попытаемся помочь понять их, и, тем самым, избежать в своей деятельности.

Есть взаимосвязь между работой и вызываемыми в ходе нее страхами работников. Вот эти разновидности симптоматики организационного дистресса (отрицательной эмоции).

Дистресс — перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее поведение, ослабляющее попытки достижения цели

Страх получить неудовлетворительную оценку за педагогическую деятельность. Человек перестает себя уважать. Могут пройти годы, прежде чем к нему снова вернется вера в собственные силы и возможности. Поиски разрешения возникшей ситуации, хождение по кабинетам — все это не может не вызвать чувство страха.

Страх потерять собственное Я. Человек фактически становится неким винтиком в гигантском технологическом процессе, отчего утрачивается ощущение личностной самоценности и, напротив, возрастает чувство ненужности, профессиональной обезличенности. Естественно, возникает вопрос как же предупредить подобного рода организационный дистресс?

Решающая роль в создании психологически комфортной, т. е. исключающей дистресс, ситуации принадлежит:

Рекомендации, касающиеся, заботы об индивидуальной мотивации:

Ориентиры для руководителя

(полезны, как директору, так и вожатому)

Для руководителя нет более важных стимулов для улучшения работы, чем личное знание персонала. Это дает возможность оценить качество индивидуального труда, как детей, так и взрослых; оказывать им помощь и содействие в нужный момент. Кроме этого, знающий руководитель будет иметь расширенные возможности для общения с людьми разного характера и шанс предупреждения проблем. Такое взаимодействие дает руководителю возможность делить как радости, так и сложности жизни в лагере.

Существуют некоторые принципы, которые могут помочь руководителю, имеющему небольшой опыт руководства другими людьми:

  1. Доверие. Этот фактор является основным в установлении значимых взаимоотношений с персоналом, как для выполнения им работы, так и для личного взаимодействия. Члену персонала необходимо знать, что руководителю можно доверять с тем, чтобы справляться с проблемами и вести обсуждения объективно и без эмоций. Он должен также знать, что руководитель может решать задачи, привлекая других, и рассматривая различные стороны личных проблем и забот. Член персонала также должен знать, что обсуждение качества его работы с руководителем не будет передаваться по всему лагерю и останется конфиденциальным. Чтобы сохранить такое доверие в отношениях с персоналом, руководителю следует показать, персоналу, что он ценит и уважает персонал независимо от качества работы. Иногда для руководителя может оказаться сложным сохранение такого отношения, но такое поведение должно проистекать от внутреннего уважения члена персонала, которое помогает преодолеть различия или личные конфликты.
  2. Сочувствие. Важна способность руководителя быстро устанавливать связи и свободные отношения с персоналом, который не привык к руководству или если его утомляют контролирующие рамки. Кроме веры в способности персонала нужный климат в коллективе может создать истинное желание общения с разными людьми и навыки человеческих взаимоотношений.
  3. Разделение озабоченностей. Руководитель должен культивировать привычки разделения беспокойства члена персонала, индивидуально или коллективно, оценки выполненной работы. Регулярные похвалы за выполненные работы также помогают подготовить члена персонала к принятию критики, когда в этом возникнет необходимость. Полезно также руководителю иметь привычку время от времени уделять внимание группам или определенным видам работы для наблюдения за их жизнью или реализацией. Если персонал поймет, что это делается из лучших побуждений, то постепенно он привыкнет к этому и станет менее обеспокоен таким прямым наблюдением. Поддержка со стороны руководителя и его оценка могут не ощущаться другими, если это не выразить словами или скрывать под маской благожелательности. Если ранее не был установлен процесс контроля за персоналом, о элементы этого процесса следует обсудить совместно с группой во время процесса обучения. Полезно также высказывать идеи общих ожиданий и критериев, которые будут использоваться для оценки работы. Если замечания в письменном виде с конференции руководства необходимо подшивать в личные дела, то персоналу следует сказать об этом.

P.S — Информация для директора, полезная для вожатого

Критерии оценки успешности работы вожатого

В процессе работы в детском лагере вожатый должен проявить знания в области педагогики и психологии, методов работы с детьми разного возраста, умения применять теоретические знания на практике. Администрация лагеря оценивает следующие умения:

7.1. Наилучшей средой для развития школьников является детский коллектив. Однако реальная группа, с которой работает воспитатель, может находиться на более низком уровне развития. Воспитатель заинтересован в превращении группы детей в полноценный воспитательный коллектив.

Педагоги должны четко отличать истинные детские коллективы от других групп детей.

Коллектив – то организованная группа людей, сплоченная совместной целеустремленной общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями. Как и всякая группа, коллектив – это часть среды, в которой развивается ребенок. Коллектив включает его в целую сеть межличностных и иных отношений. Но если для обычной среды характерно неупорядоченное, разнонаправленное, случайное влияние на ребенка, то в воспитательном коллективе такое влияние в значительной мере упорядочено и целенаправленно. Поэтому детский коллектив – педагогизированная среда (Гликман. И.З.)

Воспитатель, не опирающийся на детский коллектив, слаб. Влияние коллектива на личность нельзя переоценить. Особенно сильным это влияние оказывается тогда, когда личность принимает этот коллектив, его цели, традиции и ценности, дорожит им. Поэтому воспитатели заинтересованы в создании детского коллектива и в овладении методикой работы с ним.

Группа превращается в коллектив только в процессе положительного развития. Поэтому воспитатель старается создать условия для развития группы детей, с которой он работает, для перехода группы на более высокий уровень ее воспитательных возможностей.

А.С. Макаренко выделял три основных этапа развития группы с точки зрения ее воспитательного влияния на личность.

1-й этап. Дети пассивны. Инициатором деятельности является только педагог, от него исходят основные требования к деятельности и поведению членов группы. Нет четкого распределения обязанностей между членами группы. Нет общегрупповых дружеских связей и сплочения. Общественное мнение отсутствует или оно разрозненно и стихийно. Влияние группы на личность стихийно.

Педагог стремится увлечь школьников разнообразной привлекательной деятельностью, развить внутригрупповое общение, привлечь школьников к организации конкретных дел.

2-й этап. В классе появляется официальная структура, ответственные за отдельные участки работы. Образуется актив, который поддерживает педагога. Расширяется дружеское общение и общая сплоченность, появляется общественное мнение в классе. Общая деятельность группы становится более успешной, упорядоченной. Влияние группы на личность усиливается и приобретает воспитательный характер. На этом этапе педагог особый упор делает на работу с активом и на влияние через него на всю жизнь группы.

3-й этап. Педагога поддерживает вся группа, но его руководство незаметно, так как управление группой и отдельными школьниками осуществляется органами самоуправления.

Группа самостоятельна и действует успешно в отсутствии педагога. Дружеские связи охватывают всю группу, она сплоченна. Каждая личность защищена, чувствует себя комфортно. Теперь группа превращается в коллектив и становится мощным воспитательным фактором.

На этом этапе педагог осуществляет свое руководство через актив класса.

7.2. Рассмотрим законы развития коллектива. Группа сплачивается и становится весомым фактором воспитания в процессе совместной деятельности, пронизанных сотрудничеством дел. Поэтому важнейшими средствами сплочения группы являются будущая деятельность (перспектива), текущая деятельность и традиции группы.

Интересная совместная будущая деятельность воспринимается детьми как предстоящая радость. Она привлекает их, поднимает настроение, объединяет и сплачивает.

А.С. Макаренко предлагал делить перспективы на три основные группы – близкие, средние и далекие. Близкая перспектива – это те события, которые произойдут в ближайшие часы, дни, недели. Это масса различных дел: праздники, занимательные уроки, игры, экскурсии, прогулки.

Средняя перспектива включает наиболее крупные события жизни в школе и классе, ожидаемые в ближайшие месяцы. Таких бывает несколько в год: туристические походы, балы, открытие школьного стадиона, экскурсия в другой город и др.

Далекая перспектива включает события, ожидаемые через годы. И в масштабах не только школы, но и города или страны.

Как только школьники увлекутся перспективой совместных дел и если это увлечение будет устойчивым, группа явно сплачивается.

Совместная текущая деятельность тоже сплачивает группу, только если она правильно организована. Рассмотрим общие требования к организации групповой деятельности.

Во-первых, постановка цели перед учащимися. Несомненно, что интерес нельзя рассматривать как единственное средство побуждение к деятельности. Большое значение имеет и осознание необходимости трудиться на общую пользу, а интерес можно стимулировать в процессе деятельности.

Во-вторых, целесообразное планирование и распределение поручений. Выполнение поручений должно сопровождаться сплачивающими отношениями между учащимися, крепнущими в совместном общении, взаимосвязях. Необходимо так планировать деятельность, чтобы она протекала в сотрудничестве детей.

В-третьих, в процессе деятельности учащимся необходим педагогический контроль как стимул, как помощь взрослого человека, более опытного и знающего. Своевременный контроль необходим и как необходимое условие доведения дела до конца.

В-четвертых, деятельность должна носить творческий характер, иметь идею вдохновления (в качестве такой идеи могут выступать социально-культурные ценности общечеловеческого характера: милосердие, истина, счастье, прекрасное и др.)

В-пятых, школьники должны выступать субъектами планирования, организации, проведения и оценки деятельности.

Почему мы уделяем такое пристальное внимание деятельности школьников? Деятельность – важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности. На формирование сознания и поведения личности серьезное внимание оказывают те отношения, в которые личность вступает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми. В разнообразной деятельности проявляется оценочное отношение ко всему окружающему, наиболее успешно развивается сознание, накапливается опыт, обогащаются чувства. Поэтому правильно поступают те воспитатели, классные руководители, которые заранее тщательно планирую предстоящую деятельность, стараются увлечь ею школьников и создают необходимые условия для их самовыражения.

Традиции также скрепляют группу, способствуют превращению ее в коллектив. Традиции бывают разные. Добрые традиции обеспечивают уверенность и защищенность каждого ребенка, который начинается раскрываться для всех, становясь интересным для окружающих.

7.3. Как управлять детским коллективом? Иногда это представляется весьма затруднительно, так как от педагога часто скрыты внутренние, неофициальные отношения в классе, либо педагог не умеет влиять на эти отношения

Для правильного, то есть эффективного руководства следует научиться пользоваться способами воздействия на внутригрупповые отношения, овладеть методикой параллельного действия и наладить индивидуальное влияние на каждого члена группы.

Существуют разные каналы и способы воздействия воспитателя на внутригрупповые отношения детей. Например, меняя условия и организацию деятельности группы, воспитатель влияет на внутренние взаимоотношения. Ведь известно, что изменение цели, характера деятельности, требований к каждому школьнику и группе в целом – все это влияет на состояние группы и на взаимоотношения школьников. Появление новых задач, изменение условий, трудности или дополнительные стимулы пробуждают совместные переживания и изменяют отношения в группе.

Меняя состав временных групп для выполнения поручений, официальное устройство группы, включая ее в отношения с другими группами, педагог оказывает влияние на внутриколлективные взаимоотношения в своей группе.

Часто дети сопротивляются воспитанию. В этом случае педагогу необходимо использовать методику параллельного действия. Особенности этой методики:

— педагогическая позиция воспитателя по возможности скрыта от воспитанников;

— основное влияние воспитателя идет через группу (результативнее всего это будет в коллективе). Поэтому воспитатель действует на воспитанника не столько непосредственно, сколько через актив и остальных детей.

— взаимодействие воспитателя с воспитанниками происходит формально не в педагогической области, а в области общественной деятельности. Именно через эту деятельность и идет в основном фактическое формирование личности.

— в индивидуальной же работе с детьми педагог стремится действовать на них преимущественно косвенно.

1. выбор школьников, наиболее заинтересованных в налаживании жизни и деятельности группы;

2. вовлечение их в выполнение отдельных конкретных поручений;

3. обучение их основа организаторской деятельности;

4. создание ситуаций успеха в деятельности;

5. эмоциональная поддержка и стимулирование их активности;

6. инициирование поддержки и доверия со стороны школьников;

7. контроль за работой активистов.

Такая работа воспитателя с активом положительно отражается на состоянии всей группы и способствует ее укреплению и развитию.

Много времени воспитатель должен уделять и индивидуальной работе с каждым школьником. Речь идет о пристальном внимании к личности ребенка, уважении ее, знании особенностей характера, интересов, помощи в решении конкретных проблем, заботе о том, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно в коллективе, мог проявить лучшие свои стороны, способности, имел поддержку друзей. Поэтому важной задачей для педагога является изучение каждой личности. Для этого можно использовать массу различных приемов: беседы со школьниками, анкетирование, вовлечение в различную деятельность, наблюдение, беседы с родителями и учителями, сочинения, разработанные в методической литературе методы психолого-педагогической диагностики.

Изучение особенностей школьников позволяет точнее представить себе перспективы их возможного и желательного развития. Когда говорят о проектировании личности педагогом, как раз и имеют в виду представления воспитателя о желательном пути развития воспитанника, о том, как помочь ему достичь намечаемого пути развития.

Воспитатель должен поддерживать личный контакт с ребенком, быть в курсе его достижений и неудач, интересоваться его делами, проявляя уважение и в то же время требовательность к воспитаннику, в случае необходимости оказывать своевременную помощь, стимулировать к самосовершенствованию, учить методике и приемам самовоспитания.

Мы рассмотрели основные направления работы воспитателя, классного руководителя с детской группой и коллективом. Усилия по созданию сплоченного, дружного коллектива не пропадут даром, так как воспитатель получит в его лице надежную опору и защиту в деле воспитания подрастающего поколения.

Глава 8.

В этой лекции – рекомендации, как организовать плодотворное взаимодействие с детьми. Они помогут вам заинтересовать детей обучением, вовлечь в групповую работу и снизить количество конфликтов.

Вложение Размер
как воздействовать на детский коллектив 222.7 КБ
как разрешить кофликт 285.48 КБ

Предварительный просмотр:

Как воздействовать на детский коллектив

В этой лекции – рекомендации, как организовать плодотворное взаимодействие с детьми. Они помогут вам заинтересовать детей обучением, вовлечь в групповую работу и снизить количество конфликтов.

Выстраивайте с детьми личностное общение

В зависимости от ситуации ваше общение с детьми может быть как формализованным, так и личностным. Но важно, чтобы личностного общения было больше: так дети лучше вас понимают и осознают, чего вы от них ждете. Личностное общение предполагает, что дети получают от вас просьбы и различные объяснения, чувствуют, что вы обеспокоены какой-то ситуацией. Формализованное общение – это требования, угрозы и инструкции в адрес детей.

Пример

Как заменять формализованные фразы на личностные

Давайте детям больше самостоятельности

Успешные педагоги редко прибегают к дисциплинарным способам взаимодействия с детьми, потому что это неэффективно. Жесткая дисциплина в классе или группе обычно дает обратный результат: у детей пропадает мотивация к обучению. Ниже читайте советы, как работать с детьми, чтобы они проявляли самостоятельность и сохранили учебную мотивацию.

Совет 1. Организуйте деятельность детей, а не дисциплину. Если будете уделять мало внимания тому, чем и как заняты дети на уроках, то впоследствии придется тратить силы на дисциплину. Чтобы дети плодотворно работали на занятиях, и им было интересно:

– давайте четкие инструкции;

– выделяйте голосом моменты, на которые надо обратить особое внимание, а не просто повышайте голос в любых ситуациях;

– называйте детей по имени, а не по фамилии;

– поощряйте детей за успехи;

– старайтесь общаться с юмором.

Совет 2. Позволяйте детям принимать решения в ходе занятий. Чем больше у них возможностей проявить самостоятельность, тем лучше они усваивают материал, который вы даете. В каких ситуациях ребенок может быть самостоятельным, смотрите на рисунке 1.

Рисунок 1. Когда ребенок проявляет самостоятельность

C:UserselobanovaDesktopШКОЛА14. ПсихпедМодуль 3Тема 2рисы1.1.jpg

Учитывайте знания детей, когда делите их на рабочие группы

Бывает, что вам нужно поделить детей на рабочие группы, чтобы раздать коллективные задания. Прочитайте два совета, как это можно сделать, чтобы обошлось без обид, конфликтов, а работа детей дала результаты (рисунок 1).

Совет 1. Пусть дети сами выберут для себя группу. Не стоит формировать группы бездумно. Составляйте их с учетом того, кому какие знания и навыки надо проработать. Но предложите детям самостоятельно решить, в какую группу они хотят. Так они почувствуют, что управляют учебным процессом наравне с вами и заинтересуются заданием, которое вы для них запланировали.

Пример

Как предложить детям разбиться на рабочие группы

Совет 2. Помогите детям, которые не могут выбрать для себя группу. Не делайте выбор за ребенка, а просто направьте: важно, чтобы он проявил самостоятельность. Но будьте готовы к тому, что ребенок сделает выбор, который не согласуется с вашим мнением.

Пример

Как помочь ребенку выбрать рабочую группу

В работе с детьми подключайте психологические компетенции

Любой педагог всегда немного психолог, ведь дети в классе или группе разные, к каждому ребенку нужно искать свой подход. Чтобы вам будет проще взаимодействовать с детским коллективом, прочитайте и сохраните памятку.

Памятка. Как взаимодействовать с детским коллективом

C:UserselobanovaDesktopШКОЛА14. ПсихпедМодуль 3Тема 2рисы2.jpg

LOGO_Action_MCFR.jpg

Предварительный просмотр:

Вы уже знаете, как разрешить конфликт между двумя детьми. В последней лекции поговорим о столкновении ребенка с группой сверстников. Читайте, чем опасны такие конфликты и как их устранять.

Почему возникают групповые конфликты

Межличностные конфликты приобретают особую остроту, когда против одного ребенка выступает целая группа детей. Это всегда небезосновательный конфликт. Как правило, его провоцирует ребенок – своим поведением или личностными особенностями, например, если он не как все (рисунок 1).

Рисунок 1. Как ребенок может спровоцировать групповой конфликт

C:UserselobanovaDesktopШКОЛА14. Психпед 11.06Модуль 3Тема 4рисы8.jpg

Есть шесть типов детей, которые часто становятся объектами групповой агрессии. Какие дети в зоне риска и что их характеризует, смотрите в таблице.

Какие типы детей страдают от групповой агрессии

Учителя хвалят, приводят в пример, поощряют за хорошее поведение и усердие. Остальные дети испытывают недостаток внимания со стороны педагогов и начинают злиться на ребенка

Назойливый, неразборчиво стремится к вниманию
и взаимодействию с другими, даже когда его открыто прогоняют или игнорируют

Веселит всех, не учитывая ситуацию. Выставляет себя
и других в смешном свете. Может быть единственным, кто говорит правду о ситуации или человеке, но делает это в юмористической форме

Может быть нападающим агрессором – открыто проявлять злость, нападать и обижать других, и отвергаемым агрессором – обидчивым, скандальным, интригующим

Спровоцировать конфликт между ребенком и группой сверстников может и педагог. В каких случаях это возможно, смотрите на рисунке 2.

Рисунок 2. Когда педагог становится инициатором группового конфликта

C:UserselobanovaDesktopШКОЛА14. Психпед 11.06Модуль 3Тема 4рисы9.jpg

Конфликт может произойти и по вине группы детей. Это возможно, если у вас есть дети, которые:

– стремятся достичь популярности, объединив вокруг себя окружающих;

– конкурируют с кем-то из одноклассников или одногруппников.

Каким может быть групповой конфликт

Конфликт между ребенком и группой детей бывает ситуативным и постоянным. Ситуативные конфликты ограничены отдельной ситуацией. В этом случае для работы с конфликтом подойдут приемы из предыдущей лекции. Постоянные конфликты могут проявляться в виде игнорирования ребенка и в виде травли. В выраженных случаях такие конфликты доходят до буллинга.

В детском коллективе буллинг – это результат незанятости детей. Основания для буллинга такие:

– зависть, желание унизить жертву, чтобы удовлетворить амбиции, развлечься, самоутвердиться;

– желание подчинить, контролировать кого-то;

– покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, доверчивость жертвы.

Как не спровоцировать групповой конфликт

Чтобы групповой конфликт не произошел по вашей вине, выстраивайте работу с детьми по четырем правилам.

Что предпринять для профилактики групповых конфликтов

Поддерживайте здоровую психологическую обстановку в классе или группе. Для этого используйте приемы, которые найдете на рисунке 3.

Рисунок 3. Как поддержать здоровую психологическую обстановку
в классе или группе

C:UserselobanovaDesktopШКОЛА14. Психпед 11.06Модуль 3Тема 4рисы10.jpg

Если конфликт между детьми все же возник, устранить его помогут советы из памятки. Сохраните ее на компьютер, чтобы всегда была под рукой.

Памятка. Как прекратить групповой конфликт с участием детей

C:UserselobanovaDesktopШКОЛА14. Психпед 11.06Модуль 3Тема 4рисы11.jpg

Вы узнали, как разрешать различные конфликты с участием детей. Это последняя тема модуля. Если уверены в своих силах, пройдите итоговый тест из десяти вопросов.

✓ степень и характер подчинения личности коллективу. Решение этих вопросов очень важно для формирования общественной сути личности и развития ее индивидуальности. В коллективных отношениях отражается то, в какой коллектив попала личность, и степень ее влияния на окружающих. Модели развития отношений между личностью и коллективом:

✓ личность подчиняется коллективу (конформизм);

✓ личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях <гармония);

✓ личность подчиняет себе коллектив <нонконформизм).

В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений.

2. Педагогическое руководство детским коллективом означает управление процессом его функционирования, используя особенности и возможности коллектива в качестве инструмента воспитания.

Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса:

✓ сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках;

✓ организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствование самого коллектива и оптимизацию его влияния на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).

К. Левин выделил три стиля педагогического руководства:

авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей- либо инициативы и обсуждения принимаемых решений);

демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы);

либеральный (отказ от управления, устранение от руководства).

3. Оптимизация управления ученическим коллективом связана:

✓ с вычленением параметров;

✓ разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений;

✓ разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации.

Важнейшее условие оптимизации — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем:

✓ использования комплекса педагогических воздействий на коллектив;

✓ постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;

✓ создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов;

Читайте также:

      

  • Почему в одних странах складываются демократические в других тоталитарные режимы кратко
  •   

  • Как сдать анализ кала для детского сада
  •   

  • Александр 1 чем прославился кратко
  •   

  • Положение об эффективном контракте с педагогическими работниками доу
  •   

  • Как убрать детский сад из списка

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Депантол свечи инструкция по применению цена отзывы в гинекологии аналоги
  • Как создать новую электронную почту на телефоне андроид пошаговая инструкция
  • Конкор таблетки от давления инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Тетрациклин таблетки инструкция по применению взрослым для лечения простуды
  • Синергин цена в аптеке отзывы инструкция по применению