1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Перестройка явилась важным переломным этапом в отношении прав человека и правового государства. (Б) Выдвижение идеи прав человека и правового государства было неизбежно для власти, объявившей о полном разрыве с тоталитарным
прошлым. (В) Успех формирования правового государства напрямую зависит от признания особой роли Конституции РФ. (Г) Статья 15 Основного закона про-возглашает высшую юридическую силу Конституции и ее прямое действие и применение на всей территории РФ.
Определите, какие положения текста имеют
фактический характер
характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
2.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом_____(А). Правовое государство есть форма ограничения____(Б) правами и свободами человека. Поэтому приоритет прав человека по отношению к____(В) является его первичным, определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства — обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного_____(Г). Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный_____ (Д). Поэтому для формирования правового государства большое значение имеет принцип связанности________(Е) правами человека.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на
то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1)личность
2)правительство
3)государство
4)компромисс
5)право
6)законодатель
7)власть
8)общество
9)свобода
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
3.Гражданин Ш. ведет активный образ жизни: его день рассчитан по минутам. Вот только несколько организаций, которые ему необходимо посетить в течение дня, чтобы решить проблему благотворительной помощи престарелым жителям нескольких деревень. Какие из перечисленных ниже организаций являются институтами гражданского общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)церковь
2)местные законодательные органы власти
3)муниципалитеты
4)Общественная палата РФ
5)администрация губернатора
6)адвокатура
Ответ:_____________________
4.Открытая деятельность политических партий свидетельствует о том, что государство является
1)унитарным
2)тоталитарным
3)демократическим
4)федеративным
5.Признаком любой политической партии является
1)стремление к завоеванию власти
2)долговременность объединения
3)оппозиционный характер деятельности
4)стремление к утверждению единой идеологии
6.Необходимым условием существования гражданского общества является
1)наличие двухпалатного парламента
2)высокий уровень правовой культуры граждан
3)существование рыночной экономики
4)наличие в конституции статей, декларирующих права и свободы граждан
7.Одной из характеристик, определяющей любое современное СМИ, является
1)Публичность
2)зависимость от власти
3)популизм
4)обращение к политике
8.Роль средств массовой информации в политической системе демократического общества обусловлена тем, что
1)возрастает численность субъектов политики
2)СМИ имеют широкий доступ к населению
3)большинство СМИ подведомственны государству
4)государство имеет значительное влияние на мировоззрение своих граждан
9.Одной из функций СМИ в демократическом обществе является
1)«дозирование» информации
2)защита от экстремальных ситуаций
3)воздействие на экономику
4)образование граждан
10.Какая из представленных ситуаций возможна только при демократическом политическом режиме?
1)кинокритик опубликовал в газете свою рецензию на новый фильм, созданный отечественными кинематографистами
2)обвиняемый на судебном процессе попросил своего адвоката вызвать еще одного свидетеля
3)глава правительства отправился на заседание Генеральной ассамблеи ООН
4)лидер профсоюза работников угольной промышленности призвал рабочих к забастовке
11.Какое из приведенных положений возможно только в конституции демократического государства?
1)государство состоит из административных территориальных единиц, которые имеют свои органы управления
2)гражданин страны не может быть выслан за пределы своего государства
3)суверенитет распространяется на всю территорию государства
4)каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и т.д.
12.Во время избирательной кампании в государстве Н. для участия в выборах процедуру регистрации проходили 10 политических партий, но двум из
них в регистрации было отказано. Какая из причин отказа позволяет сделать вывод о том, что государство Н. является демократическим?
1)идеология этих партий призывает к насильственному свержению государственного строя, что запрещено конституцией страны
2)идеология этих партий противоречит идеологии, проповедуемой правящей партией.
13.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к политическим режимам.
1)демократия, 2) тоталитаризм, 3) либерализм, 4) авторитаризм, 5) консерватизм,
6) диктатура.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:______________
14.Установите соответствие между подсистемами политической системы и их элементами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОДСИСТЕМЫ
А)государство 1)институциональная
Б) законы 2) нормативная
В)политические партии
Г) мораль
Д) СМИ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
15.Установите соответствие между организациями, являющимися институтами гражданского общества и государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНСТИТУТ
А)школа 1) государство
Б) адвокатура 2)гражданское общество
В)прокуратура
Г) Общественная палата
Д) Союз кинематографистов
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
16.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) В середине 19 века происходит изменение взглядов на границы государственного вмешательства в жизнь общества, (Б) Все большее распространение получают теории, согласно которым роль правового государства не сводится только к охранительным функциям. (В) В противовес первоначальным замыслам буржуазных либеральных идеологов понятие «правовое государство» обретает новые качества. (Г) Анализируя условия становления идей и принципов правового государства, можно сказать, что само это понятие не могло сложиться без таких свойств, как права человека, как «человеческое измерение» государственности.
Определите, какие положения текста имеют
1)фактический характер
2)характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
17.Референдум является элементом
1)представительной демократии
2)либеральной демократии
3)развитой демократии
4)прямой демократии
18.Какой ценз существует в РФ для кандидата на пост Президента РФ?
1)национальный
2)возрастной
3)идеологический
4)конфессиональный
19.Выборы кандидатов в депутаты Государственной Думы в РФ осуществляются по
1)мажоритарной избирательной системе
2)смешанной избирательной системе
3)пропорциональной избирательной системе
4)избирательной системе абсолютного большинства
20.При пропорциональной избирательной системе создается
1)многомандатный избирательный округ
2)одномандатный избирательный округ
3)единый избирательный округ
4)государственный избирательный округ
21.Смысл проведения предвыборной кампании состоит в том, чтобы
1)создать видимость конкурентной политической борьбы
2)дать избирателям возможность познакомиться с программами различных политических партий
3)дать возможность лидерам оппозиционных партий выступить перед избирателями
4)оказать материальную поддержку оппозиционным партиям.
Ключ к варианту 2. Политика 11 класс. Часть 1.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2221 |
973546 |
1346 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
4 |
4 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
2 |
1 |
35 |
12121 |
12122 |
1112 |
4 |
2 |
3 |
3 |
Контрольный тест «Политическая сфера». 9 класс
1. К функциям политических партий в
демократическом обществе относится
1) разработка и принятие законов 2)
предложение программ развития общества
3) управление предприятиями 4)
осуществление судопроизводства
2. Главой государства Z является
наследственный правитель. Он издает законы,
руководит деятельностью правительства,
участвует в деятельности судебный
органов. Какова форма правления страны
Z?
1) конституционная монархия 2)
парламентская республика
3) президентская республика
4) абсолютная монархия
3. Верны ли следующие суждения о референдуме?
А. Референдум направлен на свободное
волеизъявление граждан по наиболее
важным для всего общества вопросам.
Б. Референдум, в отличие от выборов, не
предполагает голосование за кандидатуры
или партии.
1) верно только А 2) верно
только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Органом законодательной власти в РФ
является
1) Федеральное собрание 2)
Правительство РФ
3) Совет Безопасности
4) Общественная Палата
5. Государственную власть осуществляет
1) ректор университета 2)
Председатель Правительства
3) лидер оппозиционной партии 4)
Председатель Центробанка
6. Верны ли суждения о политических
партиях?
А. Политическая партия стремится к
участию в осуществлении власти.
Б. Политическая партия объединяет
группу единомышленников, выражающих
интересы определенных социальных
сил.
1) верно только А 2) верно только
Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Президент РФ
1) решает вопрос о доверии
Правительству
2) осуществляет управление
федеральной собственностью
3) разрабатывает федеральный бюджет
4) определяет основные направления
внутренней и внешней политики.
8. Россия по форме правления является:
1) конституционной монархией 2)
демократическим государством
3)
республикой 4) федерацией
9. В2 В стране Z социологической службой был
проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какие
политические права Вы реализуете в наибольшей степени?».
Результаты опроса представлены в таблице.
Политические права (свободы) Количество голосов опрошенных (в %)
свобода слова и печати
45
избирательные права
30
право на доступ к информации
14
участие в деятельности политических партий
6
свобода мирных митингов, шествий, собраний
5
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые
можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1. Политической информацией интересуется более
половины граждан страны.
2. В выборах регулярно принимают участие около
трети граждан страны.
3. В стране регулярно проводятся массовые
митинги, шествия, собрания.
4. Политические партии весьма популярны среди
граждан страны.
5. Участие в выборах более распространено
среди граждан, чем проведение митингов, шествий, собраний.
10. Политическая партия отличается от
общественного движения тем, что… Укажите верный ответ:
1. В общественных движениях есть внутренняя
структура
2. В партиях есть членство, взносы,
иерархия
3. Общественные движения политическими
вопросами не занимаются
4. В партиях нет постоянного количества
членов
11. С какого возраста возможно участие в
политических выборах?
1. С 21 г. 2. С 16
лет 3. С 18 лет 4. С 14 лет
12. Демократия- это такой политический режим,
когда…
1. В стране- республика, а не
монархия
2. Органы власти избираются
народом и подотчетны народу
3. Вся власть принадлежит
простому народу
13. В правовом государстве главной является
власть…
1) законодательная 2)
исполнительная
3) судебная 4) есть три
равных независимых власти
14. Какое положение не является признаком
правового государства?
1) верховенство
права 2) разделение властей
3) президент назначает правительство 4)
незыблемость прав и свобод человека
15. В республике парламентского типа…
1. Парламент назначает
Правительство и Президента
2. Нет Президента 3.
Парламент назначается, а не избирается
16. Какой признак присущ президентской
республике?
1) президент может принимать общеобязательные
правовые акты;
2) президент имеет право помилования 3)
президент руководит исполнительной властью.
17. Форма правления государства указывает на:
1) формы и методы осуществления
государственной власти
2) связь центральной власти и власти
«на местах» 3) устройство центральных органов власти.
18. Систему разделения властей в РФ
характеризует
1) подчинение судей парламент 2)
подчинение Правительства РФ Государственной Думе
3) самостоятельность каждой из ветвей
власти
4) соединение исполнительной и
законодательной власти в одном органе
19. Верны ли следующие суждения?
А) Вся полнота исполнительной власти в
РФ, в соответствии с Конституцией РФ
1993 г., принадлежит Президенту
Российской Федерации.
Б) Всей полнотой исполнительной власти
обладает Правительство Российской
Федерации.
1) верно только А 2) верно только
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20. В государстве Н. народ активно ходит на
выборы. Политическая власть широко использует принуждение, многие средства
массовой информации финансируются из государственного бюджета, большими
полномочиями наделена армия, граждане должны поддерживать государственную
идеологию, утверждаемую правящей партией. Какой тип политического режима
существует в этом государстве?
1) демократический 2) анархистский 3)
авторитарный 4) националистический
21. Одна из ветвей власти в демократическом
государстве
1) суд 2) милиция 3)
армия 4) прокуратура
22. Верны ли следующие суждения о
тоталитаризме?
А. Тоталитаризм — это результат развития
постиндустриального общества.
Б. Идеология правящей партии становится в тоталитарном
обществе официальной идеологией государства.
1) верно только А 2) верно только
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Ключ к контрольному тесту по теме
«Политическая сфера». 9 класс
1- 2, 2- 4, 3- 3, 4- 1, 5-
2, 6- 3, 7- 4, 8- 3, 9- 2,3;
10- 2, 11- 3, 12- 2, 13-
4, 14- 3, 15- 1, 16- 3, 17- 1,
18- 3, 19- 2, 20- 3, 21-
1, 22- 2
Задания Д14 № 1420
i
Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?
1) разработка политических программ
2) принятие законов
3) назначение глав регионов
4) ведение внешней политики
Спрятать пояснение
Пояснение.
Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т. д.
Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:
—выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
—разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;
—создание возможностей для политической социализации личности;
—подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
—организация избирательных кампаний и участие в них;
—борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.
Правильный ответ указан под номером 1.
Предметная область: Политика. Политические партии и движения
Функции политических партий
Место
и роль партии в политической системе
определяется во многом ее функциями.
Функции отражают основные задачи и
направления деятельности политической
партии, ее назначение в обществе. К числу
наиболее общих функций политических
партий относятся:
—
представительство социальных интересов;
—
выработка программных установок,
политической линии партии;
—
формирование общественного мнения,
политическое образование и политическая
социализация граждан;
—
участие в борьбе за власть и в ее
осуществлении, в формировании политической
системы общества;
—
подготовка и выдвижение кадров.
В
рамках указанных функций возможно
выделение более частных, конкретных
задач. Содержание, формы и методы
осуществления одних и тех же функций
могут отличаться у партий различных
типов. Имеются и специфические функции,
выполняемые теми или иными партиями в
силу особенностей их развития и положения.
Важное
место в деятельности партии занимает
представительство интересовклассов, социальных групп и слоев.
Содержанием этой функции является
выявление, формулирование и обоснование
интересов социальных сил, их интеграция
и активизация.
Как
указывалось выше, генетически образование
партий обусловлено дифференциацией
общества на классы и другие социальные
образования, имеющие различные интересы.
XIX – начало XX вв. – это время резкого
размежевания социально-классовых
позиций. Это не значит, что партийная
система общества является точной копией
социально-классовой структуры общества.
Всегда оказывалось, что есть различные
варианты классовой политики:
социал-демократическая и коммунистическая
– у рабочего класса, либеральная и
консервативная – у буржуазии. Формирование
национальных и религиозных партий,
выходящих за классовые рамки, говорит
о многомерности социальной структуры
общества, о наличии различных слоев,
претендующих на активное участие в
политической жизни в качестве ее
субъектов.
Последние
десятилетия принесли значительные
перемены в содержании функции
представительства. Западные политологи
считают, что на смену классовым партиям
с середины XX в. стали приходить так
называемые «общенародные партии»,
или «партии для всех». Такая партия
стремится избежать отождествления себя
с интересами какого-либо одного класса
или слоя, а предстает как выразитель
общего интереса. Для того, чтобы добиться
успеха, прежде всего на выборах, партия
должна сегодня учитывать интересы
целого блока сил. Партии стремятся к
завоеванию большинства голосов и в
соответствии с этим строят свою стратегию
и тактику, стремясь к согласованию
различных интересов. Облик партии
формирует сейчас не столько классовая
ориентация, сколько определенный тип
политики.
Данная
концепция отражает объективные перемены
в жизни общества, однако термин «партия
для всех», как нам представляется,
нельзя понимать буквально: ни одна
партия, поскольку она представляет один
из возможных вариантов политики, не
может удовлетворять всех. Несмотря на
расширение социальной базы партий,
между ними сохраняются различия как с
точки зрения тех сил, на которые они,
прежде всего, ориентируются, так и с
точки зрения их общей идейно-политической
ориентации.
Интересы
различных социальных групп агрегируются,
выражаются в процессе выработки
политической программы и осуществления
политического курса партии. С этим
связана следующая функция партии –
выработка программных установок,социально-экономической и политической
стратегии. Партия, как правило, имеет
долговременную политическую программу,
основанную на определенных идеологических
принципах. Даже если партия не опирается
на какую-либо строго выраженную
идеологическую систему, определенная
идеологическая приверженность проявляется
в ее конкретной деятельности и защищаемых
ею ценностях.
Выделяют
прагматический и идеологический стили
деятельности партии. Прагматические
партии ориентированы на практическую
целесообразность действий, на поиск
любых возможностей для достижения
конкретных целей. Партии прагматического
типа избегают принятия догматизированных,
претендующих на строгую научность и
истину в последней инстанции программ.
В качестве программы такой партии
зачастую выступает предвыборная
платформа. Прагматические партии не
предъявляют строгих идеологических
требований к своим членам. Идеологические
ограничения не играют для них существенной
роли, и ими порой жертвуют при заключении
различного рода соглашений, образовании
коалиций и др.
Идеологические(или мировоззренческие, доктринальные)партииопираются на строго определенную
идеологическую доктрину. Для них
характерно отстаивание соответствующих
идеалов и принципов, стремление
смоделировать общество с определенными
идеологическими установками и претворить
их в жизнь.
Признание
членами партии ее программных установок
– необходимое условие прочности
внутрипартийных связей. Не исключается,
однако, существование в партии различных
политических фракций и борьба между
ними. Идейно-программные различия имеют
свои пределы, и нарушение их может
привести к организационному расколу и
возникновению новых партий. В то же
время некоторые партии (коммунистические,
например) запрещают фракционную борьбу
как несовместимую с уставными целями
и задачами. Опыт свидетельствует, что
запрещение фракционной борьбы неэффективно
и ведет к идейно-политическому закостенению
партии.
Партии
стремятся не только к развитию и
обновлению различных политических
доктрин, но и к их широкому распространению
в обществе. Этому служат публикации
партийных материалов, выступления
партийных лидеров по радио и телевидению,
в печати, на митингах и собраниях. Партия
заинтересована в признании и поддержке
своей политической линии общественным
мнением.
Идеологическая
функцияполитической партии
предполагает также политическое
просвещение своих членов и сторонников,
воспитание членов общества в духе
определенных ценностей и традиций,
приобщение граждан к политической жизни
и в конечном итоге способствует их
политической социализации.
Функция
осуществления властиполитической
партией включает в себя:
—
участие в подготовке и проведении
выборов в органы государственной власти
и управления;
—
парламентскую деятельность партии, ее
работу в партийных фракциях парламента
и местных органов власти;
—
участие в процессе подготовки и принятия
государственными органами политических
решений;
—
политическое рекрутирование и др.
В
современном демократическом обществе
политические партии в борьбе за власть
отвергают насильственные методы и
ориентируются на избирательный процесс.
Выборы являются главной ареной
соперничества партий. В конкурентной
борьбе успеха добивается партия,
политический курс которой импонирует
большинству избирателей. Поэтому одной
из главных задач партии является
обеспечение поддержки со стороны
избирателей, создание и расширение
своего электората.
В
результате изменений в социальной
структуре общества, образовательном
уровне населения, воздействия средств
массовой информации партии теряют
стабильное влияние на избирателей.
Происходит «эрозия поддержки партий»,
как это определяют американские социологи
У.Кротт и Г.Джекобсон. Многие избиратели
меняют свою партийную приверженность
от выборов к выборам, или поддерживают
кандидатов разных партий на выборах
различного уровня в зависимости от
того, как последние обещают решить те
или иные проблемы.
Партии,
завоевавшие депутатские мандаты,
формируют парламентские фракции или
партийные группы. Фракции вносят на
рассмотрение парламента различные
предложения, готовя законопроекты,
выступают с запросами правительству,
участвуют в составлении повестки дня,
обладают и другими полномочиями. С
учетом численности парламентских
фракций от разных партий формируются
руководящие и рабочие органы парламента
(комиссии, комитеты, бюро и т.п.).
В
странах Запада действует принцип
автономии партийных фракций в парламентах
и муниципалитетах, в соответствии с
которым фракции непосредственно не
подчиняются партийным органам, включая
партийные съезды и конференции. Они
проводят в жизнь партийные программы
и установки, сообразуясь с конкретными
условиями. Но поскольку эффективная
работа парламентской фракции предполагает
наличие определенной внутренней
дисциплины, партийные фракции принимают
зачастую довольно жесткие правила
поведения и даже санкции за их нарушение.
Например, на пленарном заседании фракции
может быть принято решение, обязывающее
членов фракции голосовать соответствующим
образом (решение о «фракционном
принуждении» и «дисциплине
голосования»). Наряду с официальным
принуждением и другими мерами, наиболее
действенными оказываются перспективы
не попасть в число партийных кандидатов
на следующих выборах.
Осуществление
власти правящей партией выражается не
только в инициирующей и консультативной
роли в парламенте, но и в формировании
и подчинении исполнительных органов.
Политические партии участвуют в
формировании правящей элиты, подборе
и расстановке управленческих кадров.
Они являются институтами, в рамках
которых воспитываются политические
лидеры и государственные деятели.
Правящая
партия посредством своей парламентской
фракции, через своих представителей в
государственном аппарате участвует в
принятии политических решений,
соответствующих интересам представляемых
ею общественных групп. Партийные органы
и форумы определяют цели и задачи партии
таким образом, чтобы их конкретная
реализация в виде законопроектов и иных
государственных актов оставалась
прерогативой самих парламентариев, а
также административных органов,
хозяйственного аппарата и др. Общая
практика в условиях демократии такова,
что партии не вторгаются непосредственно
в государственную систему. Правящие
партии стремятся избегать прямой увязки
своей политики с действиями правительства,
местных исполнительных органов, подчас
дистанцируются от них с тем, чтобы снять
с себя ответственность за те или иные
непопулярные меры. Таким образом, партия
и ее органы как бы «отчуждены» от
государства и влияют на него лишь
опосредованно. В результате партийные
органы и организации сохраняют сугубо
общественный характер и выполняют свои
функции на негосударственной основе.
Политическая
партия выступает как посредник между
государством и гражданским обществом.
Партии обеспечивают связь масс с
государственными структурами,
институализацию политического участия
граждан и замену стихийных форм
общественно-политической активности
населения организованными, подверженными
контролю формами. Через политические
партии граждане выдвигают свои групповые
требования к государству и одновременно
получают от него обращения за поддержкой
в решении тех или иных политических
вопросов. Тем самым партии развивают
как прямые, так и обратные связи народа
и государства.
Эта
посредническая роль партий наиболее
полно проявляется в демократическом
обществе. В странах с тоталитарным и
авторитарным режимами роль правящих
партий выходит далеко за рамки такого
посредничества. Ввиду отсутствия
реальных конкурентов в борьбе за власть
складывается политическая монополия
правящей партии, которая узурпирует
властно-политические функции. Правящая
партия становится над государством,
устанавливает контроль над ним, а
посредством него и над гражданским
обществом. Выход партии за рамки своего
функционального предназначения, попытка
подменить собой государственные органы
разрушает общественно-политическую
природу партии. Такая организация
перестает быть политической партией в
собственном смысле слова, а сохраняет
лишь внешние признаки таковой.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Политическая партия.
Политическая партия – добровольный союз наиболее активных граждан, союз единомышленников, связанный идеологической общностью и стремящийся к обладанию властью в государстве.
Признаки партии:
- активное участие в политической борьбе;
- направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею
- наличие членства;
- определенной социальной базы;
- политической программы и устава; отражение в её программе определённой идеологии, целей, стратегий;
- общих интересов и идеологических взглядов объединившихся в партию людей;
- наличие одного или нескольких лидеров
- организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе.
Функции политической партии:
- интегративная – объединение людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
- политическая – выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; участие в борьбе за власть в государстве и в ее осуществлении;
- идеологическая – разработка идеологии, политических программ, формирование общественного мнения, распространение политической культуры; формирование общественного мнения и политическое просвещение общества или его части;
- социализирующая – создание возможностей для политической социализации личности;
- воспитательная – формирование личности в соответствии с идеями партии;
- кадровая – подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата, политических институтов, участие в формировании политической элиты;
- организационная – реализация программ, проведение избирательных кампаний, осуществление руководства в партии;
- электоральная – участие в выборах во власть, расширение круга электората (тех людей, которые будут голосовать за партию).
Классификация политических партий.
По организационному признаку:
- кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством, отсутствие регулярной уплаты членских взносов. Кадровая партия ориентируется на участие и победу в выборах. Опирается не столько на партийную массу, сколько на партийный актив и партийных функционеров, а также финансовую поддержку влиятельных кругов общества.
- массовые партии стремятся вовлечь в свои ряды возможно большее число членов, поскольку основным источником их финансирования являются членские взносы. Для массовых партий характерно фиксированное членство, четная организационная структура, централизованный характер, тесные и постоянные связи между членами партии.
По идеологическим признакам:
- консервативные — отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни;
- либеральные партии – нацелены на минимизацию государственного вмешательства в жизнь общества, свободу экономической и политической жизни;
- демократические партии – выступают за утверждение и развитие народовластия;
- социал-демократические партии – нацелены на участие государства в жизни общества и государственное регулирование экономики при сохранении основных свобод;
- коммунистические партии – выступают за огосударствление экономики на основе общественной собственности, полное равенство, контроль государства над социальной и политической жизнью;
- националистические партии – строят свою деятельность на основе идей о господстве той или иной нации в жизни страны;
- клерикальные партии – нацелены на усиление влияния церкви и религиозных идей;
- «зеленые» партии – нацелены на защиту окружающей среды;
- фашистские партии – их идеология строится на идеях подавления личности, ликвидации свободы.
По отношению к власти:
- правящие – находятся у власти,
- оппозиционные – стремятся к власти.
По методам деятельности:
- революционные партии — стремятся к радикальному качественному преобразованию общества с использованием средств борьбы, которые, с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима, являются незаконными.
- реформистские — стремятся к улучшению общественной жизни при помощи реформ, к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти.
По месту в политическом спектре:
- левые партии – обычно к этой группе относят социалистические и коммунистические партии, выступающие за проведение реформ, государственное регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований;
- центристские партии – выступают за компромисс, сотрудничество;
- правые партии – к ним относят либеральные и консервативные партии, выступающие за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности.
Роль политической партии в жизни общества:
- это связующее звено между народом и государством;
- регулятор социально-политической жизни общества;
- руководитель классовой борьбы в обществе.
Партийная система.
Партийная система – это совокупность всех действующих в стране политических партий.
Типы партийных систем:
- однопартийные,
- двухпартийные,
- многопартийные.
Однопартийная система.
Однопартийная система, то есть наличие в стране одной партии, возникает в результате стремления государства монополизировать всю политическую власть (например, КПСС в бывшем СССР), в однопартийной системе правящая партия не имеет конкурента в борьбе за власть.
Виды однопартийной системы
- Квазиавторитарная (однопартийно-плюралистическую), при которой проявляется терпимость к другим партиям, а они признают руководящую роль правящей партии. Ограничения исключают возможность реальной борьбы за власть.
- Авторитарная – главным действующим лицом как в теории, так и на практике выступает государство; правящая партия – это широкое общественное движение, обеспечивающее массовую поддержку политики властей. Будучи представлена в руководстве государства, партия непосредственно не берет на себя функции власти. Эта система действует сейчас в ряде стран Азии (Ирак, Сирия), Африки (Алжир, Тунис) и некоторых среднеазиатских государствах СНГ.
- Тоталитарная — легально существует только одна партия, другие распущены; партия стоит над государством; аппарат партии тесно связан с аппаратом государства; партийные руководители выполняют государственные функции. Пример такой модели продемонстрировали нацистская Германия, фашистская Италия и СССР с некоторыми социалистическими странами, сейчас она сохранилась в КНДР и некоторых других странах (к ним можно отнести Кубу и Вьетнам).
Двухпартийная система.
Двухпартийная система – это наличие двух сильных партий, каждая из которых способна осуществлять власть самостоятельно. Каждая из двух в состоянии завоевать большинство в парламенте, создать свое правительство и стать правящей партией, а другая в этот период становится оппозиционной. Классическим примером двухпартийной системы являются США. Только две партии реально борются за власть и определяют политику государства.
Многопартийная система.
Многопартийная система — характеризуется тем, что в ней реальные шансы завоевания государственной власти имеют более 2-х партий.
Общественно-политические движения.
Общественное объединение – совокупность равноправных граждан, добровольно объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации своих прав и интересов.
Формы общественных объединений:
- общественные организации
- общественные движения.
Общие черты:
- массовость,
- добровольность,
- наличие общих интересов как мотива к объединению.
Если проследить динамику их развития, то можно выделить следующую цепочку: общественное движение – общественная организация – политическая партия. Однако не из всякого общественного движения вырастает политическая партия, а иногда из одного движения рождается несколько партий.
Признаки общественной организации:
- стабильность,
- наличие устава,
- наличие управленческого аппарата,
- постоянное членство с уплатой взносов.
Признаки общественного движения:
- отсутствие четко организованной структуры,
- довольно пестрый состав участников с различными политическими взглядами,
- отсутствие фиксированного членства.
- стремление не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении;
- ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей;
- в большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок.
Функции общественных движений:
• участие в формировании государственных структур;
• участие в обсуждении и принятии политических решений;
• представление и защита интересов граждан;
• осуществление социального контроля;
• формирование общественного мнения и т.д.
Типы общественно-политических движений.
По стремлению к власти:
- неполитические – не участвуют в борьбе за власть и не ставят целью изменение или укрепление существующей политической системы;
- политические – стремятся изменять существующую политическую ситуацию
По отношению к социальным преобразованиям:
- революционные и реформистские,
- радикальные и умеренные,
- прогрессивные и реакционные (выступают за движение назад, возвращение к прошлому).
По демографическому признаку:
- молодёжные,
- студенческие,
- феминистские (женские),
- движения ветеранов.
По социальному признаку:
- классовые;
- межклассовые (антифашистские, национально-освободительные и др.);
- внеклассовые (интеллигенция, военные, предпринимательские и др.).
По национальному признаку:
- национально-освободительные;
- движения за самоопределение наций;
- движение за культурно-национальную автономию и др.
По масштабам деятельности:
- международные,
- региональные,
- национальные,
- местные.
По профессиональному признаку:
- движения врачей,
- учителей,
- учёных,
- военных и др.
По методам и средствам деятельности:
- волонтерские,
- общественные инициативы,
- альтернативные движения;
По целям и сферам деятельности:
- антивоенные,
- экологические,
- женские,
- молодежные движения,
- движения за расовое, национальное и сексуальное равноправие,
- движения в защиту потребителей,
- религиозные движения и т.д.
Причины появления и быстрого распространения новых социальных движений:
- нерешенность социальных проблем (например, загрязнение окружающей среды);
- снижение доверия к органам государственной власти, традиционным структурам (профсоюзам, партиям и т.д.)
- стремление граждан к прямому участию в решении различных вопросов общественной жизни;
- развитие сети коммуникаций, облегчающих общение и объединение людей
Особенности новых социальных движений:
- социальная база – представлены все слои и группы современного общества, но и особенно средний класс, интеллигенцию, все большее участие принимают женщины и молодежь;
- проблематика – сосредоточение на первоочередных проблемах для человечества (по их мнению): проблема отчуждения человека в обществе, наращивание промышленного производства в глобальном масштабе и т.д.
- поиск новых форм, стиля, образа жизни.;
- принципы организации – формируются «снизу»,сновной принцип их организации – принцип «базисной демократии», основанный на децентрализации, постоянном контроле за должностными лицами со стороны рядовых участников и на возможности смены руководства в любое время; гласность, прозрачность, принцип консенсуса (решение не принимается, пока его не поддержит большинство).
- разнообразие и необычность форм и методов деятельности — наряду с использованием митингов демонстраций, забастовок, поиск формы протеста, которые бы с помощью фантазии и юмора привлекали всеобщее внимание, например, забор проб воды в ходе прогулок на катерах с демонстрацией населению концентрации вредных веществ и т.д.