К характеристикам обуславливающим эффективность руководства относят


Подборка по базе: Установочные вопросы по фармацевтической химии.docx, 1 вопрос.docx, 5 вопрос.docx, 3 вопрос.docx, 255 вопросов — ответов по всем разделам 2.pdf, Курсы для 5 итоговые вопросы.docx, Темы рефератов вопросы.docx, ЛР3 Радионов Отчет вопросы.docx, 5 вопрос этика.docx, Теоретические вопросы каз АиП.docx


вопрос 1

Данный вид эксперимента проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых:

Выберите один ответ:

a. пилотажный

b. лабораторный

c. психолого-педагогический

d. естественный

Вопрос 2

Для представителей когнитивных теорий характерно:

Выберите один ответ:

a. акцентирование внимание на роли подкрепления в поведении людей

b. понимание поведения взрослого человека через призму его детского опыта

c. попытка установить социальные детерминанты человеческого поведения

d. объяснение поведения человека стремлением к построению непротиворечивой картины мира

Вопрос 3

Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп — это…

Выберите один ответ:

a. основная задача социальной психологии

b. предмет социальной психологии

c. объект социальной психологии

d. цель социальной психологии

Вопрос 4

К исследовательским методам социальной психологии относятся …

Выберите один или несколько ответов:

a. методы социально-психологического воздействия

b. методы обработки полученных данных

c. организационные методы

d. методы сбора информации

Вопрос 5

Верно

Основной метод изучения психологии народов, по В.Вундту:

Выберите один ответ:

a. анализ продуктов культуры

b. систематическое наблюдение

c. тестирование

d. психологический эксперимент

Вопрос 6

По В. Макдугаллу, в основе социального поведения лежат:

Выберите один ответ:

a. идея подражания

b. феномены, коренящиеся в сознании народов

c. законы духа народа

d. врожденные инстинкты

Вопрос 7

По мнению Г. Лебона, типичная черта поведения человека в массе:

Выберите один или несколько ответов:

a. преобладание роли чувств над интеллектом

b. обострение личной ответственности

c. обезличивание

d. преобладание разума над чувствами

Вопрос 8

Примат общества над личностью провозглашается в следующей теории:

Выберите один ответ:

a. психология масс

b. индивидуальная психология

c. теория инстинктов социального поведения

d. психология народов

Вопрос 9

Родоначальник психологического направления в социологии в Америке:

Выберите один ответ:

a. Л. Уорд

b. Ф. Гиддингс

c. Г. Тард

d. О. Конт

Вопрос 10

Система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности:

Выберите один ответ:

a. анкета

b. метод групповой оценки личности

c. интервью

d. тест

Тема 2

Вопрос 1

Жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо:

Выберите один ответ:

a. описательно-изобразительные жесты

b. жесты — паразиты

c. модальные жесты

d. коммуникативные жесты

Вопрос 2

К вербальным средствам коммуникации относится:

Выберите один ответ:

a. паралингвистика

b. мимика

c. речь

d. экстралингвистика

Вопрос 3

Каузальная атрибуция – это:

Выберите один ответ:

a. осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению

b. процесс приписывания другому человеку причин его поведения

c. упрощение процесса познания другого

d. интерпретация поступков другого

Вопрос 4

Коммуникативная сторона общения заключается в:

Выберите один ответ:

a. восприятии и познании друг друга

b. организации взаимодействия между партнерами

c. обмене информацией между общающимися индивидами

d. установлении взаимопонимания

Вопрос 5

Наборы пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций — …

Выберите один ответ:

a. интердикты

b. паттерны

c. поведенческие индикаторы

d. хронотопы

Вопрос 6

Область социальной психологии, которая исследует расположение людей в пространстве при общении, — это…

Выберите один ответ:

a. такесика

b. проксемика

c. паралингвистика

d. экстралингвистика

Вопрос 7

Общение, заключающееся в личной передаче информации одним из его участников другому при помощи вербальных и невербальных средств:

Выберите один ответ:

a. опосредованное общение

b. прямое общение

c. косвенное общение

d. непосредственное общение

Вопрос 8

Основной вид взаимодействия, при котором происходит объединение, суммирование усилий участников:

Выберите один ответ:

a. кооперация

b. соперничество

c. конкуренция

d. манипуляция

Вопрос 9

Тенденция переносить предварительно полученную информацию о человеке на его реальное восприятие – это:

Выберите один ответ:

a. эффект проецирования

b. эффект первичности

c. эффект «ореола»

d. стереотипизация

Вопрос 10

Функция общения, характеризующая его как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия:

Выберите один ответ:

a. эмотивная

b. инструментальная

c. коммуникативная

d. информационная

Тема 3

Вопрос 1

Конфликты, возникающие между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия:

Выберите один ответ:

a. межгрупповые конфликты

b. межличностные конфликты

c. внутриличностные конфликты

d. внутригрупповые конфликты

Вопрос 2

Объект противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон конфликта — это:

Выберите один ответ:

a. стороны конфликта

b. предмет конфликта

c. условия возникновения конфликта

d. вознаграждение в конфликте

Вопрос 3

Определение конфликта, по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову, включает следующие характеристики:

Выберите один ответ:

a. все ответы верные

b. негативные эмоции и чувства

c. наличие противоречий между субъектами конфликта

d. противодействие субъектов конфликта

Вопрос 4

По причине возникновения выделяют следующий вид конфликтов:

Выберите один ответ:

a. объективные конфликты

b. деловые конфликты

c. конструктивные конфликты

d. перманентные конфликты

Вопрос 5

Посредничество, при котором консультативные рекомендации третьей стороны не обязательно должны приниматься во внимание конфликтующими:

Выберите один ответ:

a. арбитраж

b. переговоры

c. медиаторство

d. примирение

Вопрос 6

Стадия нарастания конфликта, серия отдельных действий и противодействий конфликтующих сторон:

Выберите один ответ:

a. кульминация

b. динамика

c. инцидент

d. эскалация

Вопрос 7

Стремление к объединению, к совместному поиску выхода из создавшейся ситуации, полностью удовлетворяющего интересы конфликтующих сторон:

Выберите один ответ:

a. компромисс

b. сотрудничество

c. конкуренция

d. уход

Вопрос 8

Тактика компромисса в конфликте предполагает:

Выберите один ответ:

a. стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы

b. поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения

c. стремление урегулировать разногласия, уступая частично, в обмен на уступки другого

d. стремление обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий

Вопрос 9

Тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами – это:

Выберите один ответ:

a. сотрудничество

b. компромисс

c. уход

d. приспособление

Вопрос 10

Факторы, определяющие частое обращение к силовым методам в разрешении конфликта:

Выберите один ответ:

a. все ответы верные

b. ответная реакция на силовые действия противостоящей стороны

c. низкий уровень доверия между сторонами

d. трудности в коммуникации сторон, непонимание друг друга

Тема 4

Вопрос 1

Выделяют следующий вариант централизованной коммуникативной сети в малой группе:

Выберите один ответ:

a. круговая

b. полная

c. фронтальная

d. цепная

Вопрос 2

К характеристикам положения человека в группе относится:

Выберите один ответ:

a. состав группы

b. система групповых ожиданий

c. групповые процессы

d. композиция группы

Вопрос 3

Малая группа как субъект совместной деятельности предполагает:

Выберите один ответ:

a. непосредственное общение

b. наличие групповых норм и правил

c. возникновение эмоциональных отношений

d. все ответы верные

Вопрос 4

Малая группа, в которой строго распределены роли всех её членов в системе доминирования-подчинения:

Выберите один ответ:

a. вторичная группа

b. неформальная группа

c. первичная группа

d. формальная группа

Вопрос 5

Один из аргументов в пользу триады как наименьшей единицы малой группы заключается в следующем:

Выберите один ответ:

a. в триаде невозможно представить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью

b. в триаде конфликт неизбежно приобретает межличностный характер

c. в триаде фиксируется чисто эмоциональный контакт

d. наличие третьего члена группы позволяет снять личностную природу конфликта, возникшего по поводу деятельности

Вопрос 6

Разделение малых групп на формальные и неформальные было введено:

Выберите один ответ:

a. Э. Мэйо

b. Г.М. Андреевой

c. Дж.Морено

d. Ч. Кули

Вопрос 7

Система требований, определяющая действия участников малой группы:

Выберите один ответ:

a. групповые ожидания

b. групповые законы

c. групповые нормы

d. групповые санкции

Вопрос 8

Совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе:

Выберите один ответ:

a. роль

b. образец поведения

c. система ожиданий

d. статус

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений:

Выберите один ответ:

a. структура социальной власти в малой группе

b. коммуникативная структура малой группы

c. социометрическая структура малой группы

d. формальная структура малой группы

Вопрос 10

Функция группы, состоящая в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии:

Выберите один ответ:

a. поддерживающая

b. экспрессивная

c. инструментальная

d. функция социализации

Тема 5

Вопрос 1

Установите последовательность стадий процесса принятия группового решения:

3 фаза Поиск решений
4 фаза Принятие решения
2 фаза Оценка фактов
1 фаза Установление фактов

Вопрос 2

Группа, характеризующаяся внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач, по Л.И.Уманскому:

Выберите один ответ:

a. группа-автономия

b. номинальная группа

c. группа-ассоциация

d. конгломерат

Вопрос 3

Отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе — это…

Выберите один ответ:

a. иерархия

b. руководство

c. социальное влияние

d. лидерство

Вопрос 4

Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства:

Выберите один ответ:

a. конформность

b. уступчивость

c. мягкость

d. нонконформность

Вопрос 5

Процесс групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов, степень связанности, единения членов группы:

Выберите один ответ:

a. образование малой группы

b. эффективность группы

c. групповая сплоченность

d. принятие группового решения

Вопрос 6

Специфика лидерства по сравнению с руководством заключается в следующем:

Выберите один ответ:

a. лидер в основном осуществляет регуляцию деловых отношений в группе

b. лидерство возникает стихийно

c. явление лидерства более стабильно

d. лидер обладает гораздо более определенной системой различных санкций

Вопрос 7

Стадия развития группы, по Б.Такмену, на которой происходит ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе:

Выберите один ответ:

a. стадия «развития групповой сплоченности»

b. стадия «проверки и зависимости»

c. стадия «функционально-ролевой соотнесенности»

d. стадия «внутреннего конфликта»

Вопрос 8

Термин «групповая динамика» обозначает:

Выберите один ответ:

a. все ответы верные

b. особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов

c. одно из направлений исследования малых групп в социальной психологии

d. динамические процессы, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой развитие группы

Вопрос 9

Улучшение результатов деятельности, вызванное присутствием других людей:

Выберите один ответ:

a. феномен социальной ингибиции

b. эффект групповой поляризации

c. феномен социальной фасилитации

d. эффект Рингельмана

Тема 6

Бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям:

Выберите один ответ:

a. внушение

b. заражение

c. подражание

d. убеждение

Вопрос 2

В структуру когнитивной сферы большой социальной группы входят следующие элементы:

Выберите один или несколько ответов:

a. коллективные представления

b. групповые интересы

c. общественное мнение

d. общественное настроение

Вопрос 3

К случайно, стихийно возникшим большим группам относится:

Выберите один ответ:

a. толпа

b. половозрастная группа

c. нация

d. социальный класс

Вопрос 4

Кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — это…

Выберите один ответ:

a. масса

b. аудитория

c. публика

d. толпа

Вопрос 5

Методы исследования общественной психологии больших социальных групп заимствованы из:

Выберите один или несколько ответов:

a. географии

b. языкознания

c. биологии

d. этнографии

Вопрос 6

Основной признак больших организованных групп:

Выберите один ответ:

a. групповое сознание, обычаи и традиции

b. все ответы верные

c. наличие групповой психологии

d. структурная и функциональная организация

Вопрос 7

Совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах:

Выберите один ответ:

a. образ жизни

b. обычаи

c. психический склад

d. традиции

Вопрос 8

Целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу — это…

Выберите один ответ:

a. манипуляция

b. внушение

c. влияние

d. убеждение

Тема 7

Вопрос 1

Горизонтальные связи в структуре управления организацией:

Выберите один ответ:

a. отношения, возникающие по поводу принятия и реализации управленческих решений

b. связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления

c. связи руководства и подчинения при наличии нескольких уровней управления

d. отношения между равными, независимыми элементами системы

Вопрос 2

Организованная деятельность, отношения людей в организации в условиях, когда действия каждого индивида определены общими правилами:

Выберите один ответ:

a. объект психологии управления

b. задачи психологии управления

c. предмет психологии управления

d. цель психологии управления

Вопрос 3

Отношения, выражающие подчинённость структур систем управления …

Выберите один ответ:

a. отношения координации

b. отношения дисциплины

c. отношения субординации

d. отношения самостоятельности

Вопрос 4

Отношения, которые обеспечивают действия механизма выполнения прав и обязанностей для достижения целей управления:

Выберите один ответ:

a. деловые отношения

b. отношения ответственности

c. отношения координации

d. отношения соревнования

Вопрос 5

По характеру воздействия на объект управления принято разделять следующие методы управления:

Выберите один ответ:

a. административно-правовые методы

b. методы прямого действия

c. организационные методы

d. экономические методы

Вопрос 6

Предмет психологии управления:

Выберите один или несколько ответов:

a. закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием

b. психическое развитие человека в системе управления

c. управленческие отношения с точки зрения ситуаций управления и менеджмента

d. психологические закономерности организации управленческого процесса

Вопрос 7

Принцип социальной направленности в управлении предполагает:

Выберите один ответ:

a. учет всех изменений, которые осуществляются в окружении системы управления, ограниченного пределами ее функционирования и развития

b. доступность обсуждения и компетентное участие сотрудников в принятии решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения

c. необходимость в ходе управления, выработки и реализации управленческих решений учитывать интересы всего общества, отдельных социальных групп

d. учет объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления

Вопрос 8

Функция управления, задачей которой является формирование эффективной структуры организации, а также обеспечение ее всеми необходимыми ресурсами для нормальной работы:

Выберите один ответ:

a. функция прогнозирования

b. функция организации

c. функция контроля

d. функция координации

Тема 8

Вопрос 1

Авторитет руководителя, основанный на компетентности, его разнообразных деловых качеств, отношении к своей профессиональной деятельности:

Выберите один ответ:

a. функциональный

b. формальный

c. моральный

d. инструментальный

Вопрос 2

Для демократического стиля руководства характерны следующие проявления:

Выберите один ответ:

a. преимущественное использование вознаграждений

b. единоличное решение всех вопросов

c. строгие требования соблюдения формальной дисциплины

d. распределение ответственности, делегирование полномочий

Вопрос 3

Индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций:

Выберите один ответ:

a. стиль руководства

b. профиль руководства

c. методология руководителя

d. тип руководителя

Вопрос 4

К характеристикам, обуславливающим эффективность руководства относят:

Выберите один или несколько ответов:

a. подверженность давлению большинства

b. стрессоустойчивость

c. замкнутость

d. ответственность

Вопрос 5

Верно

Лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности:

Выберите один ответ:

a. лидер

b. координатор

c. руководитель

d. наставник

Вопрос 6

Психологические критерии оценки эффективности руководителя, по Л.Р.Киричевскому:

Выберите один ответ:

a. желание трудиться и стремление сохранить членство в коллективе

b. удовлетворённость членством в трудовом коллективе

c. все ответы верные

d. авторитет руководителя в коллективе

Вопрос 7

Руководитель, более ориентированный на людей и вовлечение их в общую деятельность и принятие решений (по П. Херси и К. Бланшару):

Выберите один ответ:

a. обучающий

b. делегирующий

c. поддерживающий

d. директивный

Вопрос 8

Функция организационного лидера, заключающаяся в регуляции межличностных и деловых взаимоотношений внутри группы, а также морально-психологического климата:

Выберите один ответ:

a. экспертная

b. эмоционально-регулятивная

c. контрольно-координирующая

d. представительская

Вопрос 9

Эффективность руководителя зависит от следующих характеристик:

Выберите один или несколько ответов:

a. уровень компетентности

b. пол

c. уровень интеллекта

d. возраст

ТЕМА 9

Установите последовательность стадий мотивационного процесса:

2 этап Поиск путей устранения потребностей
3 этап Определение направления действия
6 этап Удовлетворение потребностей
1 этап Возникновение потребностей
5 этап Предварительная оценка полученных результатов
4 этап Осуществление действия

Вопрос 2

Данный мотив к труду присутствует тогда, когда предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности:

Выберите один ответ:

a. мотив надежности

b. мотив социальности

c. мотив состязательности

d. мотив самоутверждения

Вопрос 3

Мотивация труда — это…

Выберите один ответ:

a. стремление работника повысить свой статус в обществе

b. желание работать ради развития организации

c. стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности

d. стремление работника получить высокий заработок

Вопрос 4

Одна из форм косвенной экономической мотивации:

Выберите один ответ:

a. сокращенный рабочий день

b. предоставление права голоса при решении ряда проблем

c. крупные единовременные выплаты из прибыли 1-2 раза в год

d. предоставление более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы с широкими перспективами должностного и профессионального роста

Вопрос 5

Организационные способы мотивирования включают в себя:

Выберите один ответ:

a. обогащением труда

b. привлечением к участию в делах организации

c. мотивацию целями

d. все ответы верные

Вопрос 6

Правило мотивации, соблюдение которого дает возможность повысить эффективность мотивационных мероприятий:

Выберите один ответ:

a. поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным

b. поощрять необходимо за достижение только основной цели

c. большие и редко кому достающиеся награды обычно удовлетворяют большинство

d. предсказуемые и регулярные поощрения мотивируют больше, чем неожиданные и непрогнозируемые

Вопрос 7

Процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов:

Выберите один ответ:

a. мотивирование

b. побуждение

c. мотивировка

d. мотивация

Вопрос 8

Работник, ориентированный на «голый» заработок, желательно наличными и незамедлительно:

Выберите один ответ:

a. «патриот»

b. «инструментально мотивированный» работник

c. «профессионально мотивированный» работник

d. «люмпенизированный» работник

Известный
у нас в стране психолог Р.Л. Кричевский
в своей замечательной книге «Если вы —
руководитель» (Издатель­ство «Дело».
— М., 1993 г.) отобрал наиболее часто
упоминае­мые в различных исследованиях
личностные черты, обусловли­вающие
эффективность руководства. К их числу
относятся: доми­нантность, уверенность
в себе, эмоциональная уравновешенность,
стрессоустойчивость, креативность,
стремление к достижению цели,
предприимчивость, ответственность,
надежность; в выпол­нении заданий,
независимость, общительность. Рассмотрим
их подробнее. Первая в перечне стоит
доминантность,
что
означает в переводе с английского
«преобладание, влияние, господство». В
данном случае имеется в виду доминантность
как возможность и стремление влиять на
подчиненных. Руководителю без этого не
обойтись. Причем, возможность влиять у
руководителя есть благодаря должности
и наличию властных полномочий. Но этого
недостаточно. Важно, какой отклик в душе
подчиненных рожда­ет такое влияние.
Есть несколько основных форм власти и
влияния. Мы остановимся на них позже.

Уверенность
в себе

необходимый элемент в наборе лично­стных
черт. Каждый подчиненный хотел бы видеть
руководителя таким. В трудную для
подчиненного минуту именно руководи­тель
— надежная опора, «стена», «спина»,
которая прикроет. Встречаются руководители,
которые после конфликтов с выше­стоящим
начальством по возвращении в собственные
подразде­ления ведут себя, подобно
обиженному королю из старого кино­фильма
про Золушку. «Ухожу в монастырь!» — так
протестовал разочарованный киноперсонаж.
Но если подобным образом ве­дет себя
руководитель, нервозность, без сомнения,
передается со­трудникам, а это не на
пользу организации. Колеблющийся,
не­уравновешенный, паникер — плохо,
но и диктатор, волюнтарист немногим
лучше.

Креативность
буквально
переводится как способность к твор­ческому
решению задач. Эта черта нужна руководителю
в процессе реализации каждой управленческой
функции. Но особенно важен творческий
подход в процессе инновационной
деятельности. Тво­рец, социальный
архитектор — это тоже роли руководителя.
И умение видеть элементы новизны и
творчества подчиненных, поддержи­вать
их в процессе выработки важных для
организации решений.

Стремление
к достижению целей и предприимчивость

важ­нейшие атрибуты поведения
руководителя. Мы говорим, что спо­собность
к риску руководителю необходима: Только
к риску оправ­данному. Уже упоминавшийся
нами Арманд Хаммер говорил: «Для меня
бизнес — это не просто способ обогащения:
накопление богат­ства никогда не было
для меня самоцелью. Бизнес доставляет
мне удовольствие потому, что он постоянно
стимулирует, требует ежедневной
концентрации всех умственных способностей
для реше­ния бесконечного количества
разнообразных проблем, начиная с
мельчайших деталей и кончая принципиальными
решениями».

Рассмотрим
теперь две близкие по содержанию
личностные чер­ты руководителя — его
эмоциональную
уравновешенность и стрес­соустойчивость.
Руководителя
всегда окружают люди, а значит, он должен
следить за своими эмоциональными
проявлениями. И вне зависимости от
настроения и личного расположения у
него должны быть ровные деловые отношения.
Неуравновешенность часто влияет на
деловую активность. Но ведь руководитель
живой человек, а значит, ему свойственны
и разочарование, обида, него­дование,
раздражительность. Если негативными
эмоциями пропи­тан его рабочий день,
то к вечеру могут «сдать нервы». Как
проти­востоять нагрузкам, неудачам,
как избежать нехороших для чело­века
последствий — заболеваний, неврозов?

Средств
эмоциональной разрядки достаточно
много, и они разнообразны. Многие
вспоминают поразивший российского
жур­налиста прием, используемый
некоторыми японскими фирмами. В проходной
предприятия по пятницам устанавливали
фанерный манекен с портретом вышестоящего
руководителя, и каждый же­лающий
сотрудник мог выразить все негодование
за накопившу­юся рабочую неделю, не
сдерживаясь, но только не человеку, а
его изображению. А сам руководитель?
Как ему уравновесить эмо­ции? Есть
разные способы, помогающие человеку
«расслабиться». Некоторые весьма
примитивны и могут позднее привести к
алко­голизму. Сохранить здоровье и
работоспособность можно благо­даря
рационализации менеджерского труда,
поддержанию хоро­шей физической
формы, общению с друзьями и близкими
людьми. С эмоциональной уравновешенностью
соседствует стрессдус-тойчивость
личности,
называемую способностью переносить
на­грузки. Стресс — негативное
состояние личности, связанное с
предъявлением к ней повышенных требований.
Увеличение объе­ма работ, ограниченность
во времени, угрозы для жизни человека
или его статуса — все это может привести
к стрессу.

Немецкие
психологи В. Зигерт и Л. Ланг рассмотрели
взаи­мосвязь между работой и вызываемыми
в ходе нее страхами ра­ботников. Их
несколько разновидностей. Страх
допустить ошиб­ку
присущ
почти всем новичкам в процессе адаптации.
Но если начальник агрессивен, несправедлив,
то и у опытного работника могут возникнуть
разного рода комплексы. Страх
не справить­ся с работой.
Если
человек не умеет организовать работу,
плохо себя чувствует или не умеет
включиться в проблему, могут воз­никнуть
такие опасения. А иногда причина—
недостаточная ком­петентность. Страх
потерять работу.
К
сожалению, ожидание увольнения знакомо
многим. «Пропадает уверенность в себе,
че­ловек перестает себя уважать. Могут
пройти годы, прежде чем к нему снова
вернется вера в собственные силы и
возможности. Безработица, отсутствие
заработка, поиски новой работы,
безус­пешное хождение по кабинетам
— все это не может не вызвать чувство
страха» (Зигерт В., Ланг Л., 1990),

Страх
потерять собственное «Я».
В
его основе современное разделение труда
и отчужденность работника от конечных
его ре­зультатов. У сотрудника может
возрасти ощущение ненужности,
профессиональной обезличенности.
Особенно, если он становит­ся «винтиком»
в сложном технологическом процессе.
Страх
быть обойденным другими. Он
проявляется
в реакции людей на неспра­ведливость
в связи с продвижением по работе.
Руководство мо­жет поручать одним
сотрудникам интересную, творческую
рабо­ту, а другим выпадает однообразная
рутина. Кто-то поднимается по служебной
лестнице, а усилия других могут оставаться
незамеченными. Как пишут немецкие
авторы: «…каждый реагирует по-своему:
одни испытывают разочарование, спасаются
бегством в болезнь, впадают в апатию,
другие же проявляют повышенную активность,
энтузиазм, заметно повышают показатели
работы» (Зигерт В., Ланг Л., 1990).

Задания
на лабораторную работу

Задание
№ 1

Прочитать
теоретический блок. Сделать опорный
конспект по приведенному теоретическому
материалу, используя графические
систематизаторы.

Задание
№ 2

Ознакомьтесь
с профессионально значимыми качествами
руководителя, приведенными в Приложении12.
Выберите 10 наиболее значимых, на ваш
взгляд, качеств, заполнив Бланк (Приложение
2).

Задание
№3

Проанализируйте
полученные результаты в заданиях №1 и
№2. Подготовьте краткое (2-3 мин.) выступление
по своему опорному конспекту. Проведите
обсуждение в группе.

Приложение
1

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Данный вид эксперимента проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых

К характеристикам, обуславливающим эффективность руководства относят

Скачать 374,21 Kb.

страница 12/14
Дата 14.02.2023
Размер 374,21 Kb.
#203065

Связанные:
Социальная психология
История психологии, 7Б — Класс Членистоногие, Практическое задание 1, кроссворд, Документ Microsoft Word (2)

    Навигация по данной странице:

  • Лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности
  • Психологические критерии оценки эффективности руководителя, по Л.Р.Киричевскому
  • Руководитель, более ориентированный на людей и вовлечение их в общую деятельность и принятие решений (по П. Херси и К. Бланшару)
  • Функция организационного лидера, заключающаяся в регуляции межличностных и деловых взаимоотношений внутри группы, а также морально-психологического климата
  • Эффективность руководителя зависит от следующих характеристик

Большинство сотрудников поддерживают руководителя, если он хороший лидер. Именно от качеств лидера зависит, насколько успешно бизнес будет функционировать. Как минимум он должен быть нацелен на результат, уметь мотивировать команду и выстраивать с ней коммуникации.

В целом руководитель успешной компании сочетает в себе комплекс различных качеств — и личностных, и преимущественно менеджерских.

1. Расширяет возможности команды, но не занимается микроуправлением

Микроменеджмент — это чрезмерный и постоянный контроль над сотрудниками. Его считают распространенной ошибкой, которую совершают управленцы, часто даже не осознавая этого. Такая привычка начальников сильно раздражает сотрудников, убивает их интерес к работе и подавляет творческое начало.

Гораздо правильнее пытаться соблюдать баланс между советами и предоставлением свободы, демонстрировать доверие подчиненным и при этом отстаивать интересы команды.

Эффективный руководитель:

  • Не сопротивляется делегированию задач.
  • Не погружаются в работу, которую поручил другим.
  • Не отговаривает других от принятия решений.
  • Принимая участие в работе коллег, обязательно советуется с ними.
  • Не требует частых, чуть ли не ежедневных, отчетов о работе.
  • Не игнорирует опыт и знания коллег.
  • Правильно расставляет приоритеты в делах.
  • Умеет мотивировать команду.

2. Продуктивен и ориентирован на результат

Сотрудники предпочитают быть частью продуктивной и успешной команды, а это сложно сделать, если лидер не задает тон.

Эксперты часто говорят о том, что руководитель должен следовать поведенческим моделям. Давно прошли те времена, когда он мог позволить себе показательно опаздывать на встречи.

Руководитель в определенной степени становится для сотрудников образцом для подражания. Вряд ли люди будут выкладываться на работе, если не видят такой же включенности в процесс со стороны менеджеров.

Правильная модель поведения означает и соблюдение сроков, и умение держать слово, и учет мнения сотрудников, а также другие элементы работы, которые важны для конкретного отдела, подразделения компании.  

3. Отличается хорошими коммуникационными способностями

Эффективное общение — одна из составляющих успешного менеджмента. Предполагается, что руководитель должен уметь не только делиться информацией, но и хорошо слушать.

Часто много времени уходит на размышления о том, как выстраивать коммуникации с командой: как предоставлять обратную связь, общаться, расставлять приоритеты и т.д. При этом многие не обращают внимания на то, что говорят сотрудники, какие идеи предлагают, какими проблемами и решениями хотят поделиться.

Умение слушать — это эмоциональный и личный вклад в тех, кто на вас работает. Когда вы слушаете людей, они чувствуют, что их ценят. 

4. Отмечает потенциал других людей

В книге «Супербоссы» автор Сидни Финкельштейн указывает на то, что выдающиеся руководители выискивают в своих подчиненных скрытые таланты. Благодаря им люди быстрее развиваются в профессии и повышают производительность.

Как они это делают? Не стесняются говорить со своими сотрудниками об их потенциале. Большинство менеджеров считают, что знают все сильные стороны членов своей команды, но слишком часто они не говорят о них. Как правило, они общаются с сотрудниками тет-а-тет, чтобы получить отзывы о том, что можно улучшить в работе компании.

Как правило, люди оправдывают ожидания своего лидера. Поэтому, если вы скажете сотруднику, что верите в его способность достичь более амбициозных целей в продажах, он с большей вероятностью это сделает.

5. Не игнорирует команду

Лидеры часто становятся жертвами синдрома управления по электронной почте. Когда дел становится всё больше и больше, может показаться, что эффективнее закрыть дверь в свой кабинет. Но такую ошибку обычно совершают новички.

Команде необходимо видеть и слышать своего руководителя. Хорошим менеджерам как раз важно быть уверенными в том, что они постоянно находятся на связи с персоналом. 

Поэтому, если вы заметили, что стали общаться с людьми исключительно по электронной почте, лучше назначайте индивидуальные встречи.

6. Уверенно принимает решения

Сотрудники ценят того, кто может принимать решения. Но ещё важно не только какое решение принимается, но и почему. Небольшие дополнительные усилия со стороны руководителя помогают команде понять контекст и приоритеты, улучшить свои собственные будущие решения и оставаться вовлеченными.

Как только ваша команда получит больше информации и поймет ваши приоритеты и причины, по которым вы принимаете решения, запустится цикл обратной связи. Если вы будете объяснять, с чем связано принятие того или иного решения, сотрудники будут учитывать эти критерии в своей работе.

Таким образом, вы будете давать команде возможность учиться и совершенствовать результаты.

normativ

Актуальное законодательство, справочные показатели, а также экспертная поддержка в решении спорных вопросов по бухгалтерским, кадровым и юридическим тематикам.

Узнать больше

7. Обладает позитивным мышлением

Исследования в области социологии показывают, что наше настроение заразительно. Чем больше у вас авторитета, тем выше вероятность того, что ваше настроение влияет на других.

Из этого следует, что, какое бы настроение ни было у руководителя, окружающие его обязательно уловят. Так что, если вы настроены позитивно и излучаете энергию, ваша команда с большей вероятностью будет чувствовать себя так же.

Успешные лидеры должны уметь контролировать эмоции. Поэтому, когда вы чувствуете эмоциональное выгорание, стоит выделить время на отдых, чтобы поддержать позитивный настрой.

8. Поддерживает карьерный рост и обсуждает результаты

Чтобы предоставить сотрудникам свободу проявлять инициативу и мотивировать их на высокую производительность, менеджерам необходимо сформулировать четкие ожидания, обозначить ответственность за их выполнение и быстро реагировать, когда сотрудникам требуется поддержка.

Таким образом, руководители должны не только помогать своей команде развивать навыки и продвигаться по карьерной лестнице, но и четко осознавать ожидания и давать честные отзывы о производительности.

9. Демонстрирует ответственность

Сильный лидер несет ответственность за результаты команды, какими бы они не были — хорошими или плохими. Он считает себя и своих сотрудников ответственными за определенные действия, поэтому в команде создается атмосфера серьезного подхода к делу.

Ответственность и личный пример — одни из самых мощных инструментов, помогающих завоевать доверие команды.

Ответственные люди:

  • извиняются за ошибки;
  • акцентируют внимание на работу своих сотрудников и не преувеличивают собственный вклад;
  • не боятся выражать сомнения в сложных обстоятельствах;
  • ценят время людей.

10. Проявляет эмпатию

Эмпатия — это понимание и осознанное сопереживание.

Это образ мышления, который позволяет лидерам:

  • делать более точные бизнес-прогнозы;
  • совершенствовать стратегии работы;
  • повышать лояльность своих команд;
  • проявлять гибкость в тактике переговоров.

Эмпатия помогает создать в компании комфортную атмосферу с продуктивным персоналом.

Например, если сотрудник совершает ошибку или опаздывает, то лучше сначала понять причину. Почему ошибся? Почему опаздывает? Может быть, у него проблемы в семье? Может быть, у него сложности со здоровьем?

Настоящие лидеры чутко относятся к своим командам и глубоко вникают в их мотивацию.

В начале ХХ века идею Генри Форда о доступном автомобиле считали пустой тратой времени. Но его вера в конвейерное производство не утихала. Он преодолевал препятствия одно за другим и собирал команду единомышленников.

11 качеств эффективного руководителя

Так предприниматель стал одним из первых миллиардеров в мире. Был ли он особенным человеком? Изучал таинственные практики? Нет, Генри Форд развивал в себе обычные качества, которые и сегодня доступны любому руководителю. А какие именно, вы узнаете дальше.

1. Ответственность и продуктивность

Эффективный руководитель задает команде правильные поведенческие модели. Хотите продуктивных сотрудников — показывайте на собственном примере. Выполняйте все запланированные задачи. Ориентируйтесь на конечный результат, а не «просто чтобы было сделано».

Отвечайте за собственные поступки. Если допустили ошибку, извинитесь перед коллективом. Это не слабость, а признак зрелого, ответственного человека.

И никогда не присваивайте себе заслуги коллег. Если идею придумал сотрудник, похвалите его перед вышестоящим руководством. Отнимите лавры и славу — получите работников с низкой продуктивностью и моральным настроем.

2. Коммуникабельность

Умение говорить и доносить мысли до собеседников — важный навык для руководителя. Посещайте тренинги и уроки ораторского искусства. Но не забывайте, что диалог — это взаимодействие двух и более человек.

Почему-то многие директора и предприниматели не умеют (или не хотят) слушать. А ведь это важно для создания благоприятной атмосферы. Люди чувствуют, когда их мнению уделяют внимание. Тогда они ощущают себя нужными и понимают, что их предложения — это не пустые звуки.

Учитесь прислушиваться идеям коллег. Общайтесь с коллективом за обедом, посещайте собрания и задавайте вопросы. Только двусторонний диалог рождает прогресс и благоприятную корпоративную атмосферу.

3. Тяга к саморазвитию

Мир переменчив, поэтому концепция «обучение длиною в жизнь» должна стать вашим верным спутником. Перестанете повышать квалификацию — проиграете конкуренцию другим, более молодым специалистам.

  1. Читайте прикладную литературу.
  2. Участвуйте в тренингах и семинарах.
  3. Проходите образовательные курсы.

Знакомьтесь с коллегами по цеху. Посещайте профессиональные встречи, обсуждайте актуальные тренды и обменивайтесь опытом.

Люди из отраслевой тусовки с радостью помогут преодолеть трудности и решить нестандартных задач.

4. Сосредоточенность на развитии коллег

Эффективный руководитель растет не только сам, но и способствует профессиональному становлению коллег. Элементарный способ — разработать систему корпоративного обучения. Организовывать тренинги, семинары и мастер-классы.

Не ограничивайтесь стандартными вариантами. Например, можно организовать сессии разбора ошибок. Честно обсуждайте результаты работы и рекомендуйте подходящие варианты решения задач. Давайте отзывы о производительности и всегда напоминайте сотрудникам, что они способны достичь больших результатов.

Помогайте, советуйте и подсказывайте. Покажите, как эффективно решить проблему, чтобы в будущем коллега избегал подобных сложностей.

Обучая чему-то своих коллег, вы систематизируете собственные знания и улучшите навыки. Поэтому такой подход «win-win» — и для вас, и для сотрудников.

5. Позитивность

Настроение, как и смех, заразительно. Потеряете веру в проект или начнете негативно относиться к результатам — сотрудники «впитают» точно такой же настрой. И тогда провал неминуем.

Учитесь контролировать эмоции и заряжать окружение позитивом. Заостряйте внимание на положительных моментах и искренне верьте в успех (конечно, без слепой и наивной веры). В такой атмосфере под влиянием вашего авторитета даже главные пессимисты станут оптимистами.

Усталость — главный враг хорошего настроения и позитива. Делайте паузу, как только почувствовали первые признаки эмоционального выгорания. Отдохните, займитесь хобби или проведите время с семьей и друзьями. После перезагрузки возвращайтесь к работе с новыми силами и еще большим энтузиазмом.

6. Целеустремленность и гибкость

Людям нравится следовать за личностями, которые готовы свернуть горы за свои убеждения. Если вы не осознаете своих желаний или готовы отступиться от целей при первом же негативном последствии, команда не достигнет максимальной производительности.

Мало просто следовать намеченному курсу. Его еще нужно уметь определять, руководствуясь личными потребностями и потребностями компании. Поэтому целеполагание — еще один ключевой навык для современного руководителя.

Наравне с этим важна гибкость. Современный мир ежедневно одаривает нас новыми технологиями и трендами. Будьте готовы менять ориентиры для общего благополучия компании.

7. Делегирование полномочий

Многие руководители зачем-то спускаются в операционку, контролируют каждый процесс и к общим целям обращаются в последнюю очередь.

Когда директор тонет в рутине, предприятие теряет глобальные ориентиры и топчется на месте. Постепенно вся деятельность скатывается в упадок — сотрудники теряют интерес к работе из-за микроменеджмента и постоянного контроля.

Дайте команде больше свободы, чтобы каждый работник проявлял инициативу и брал на себя ответственность за результаты. Не бойтесь делегировать задачи, которыми раньше занимались лично.

Сконцентрируйтесь на определении общего курса и оценивайте деятельность по итоговым показателям.

«КУБ24 ФинДиректор» автоматизирует управленческий учет, своевременно обнажает проблемы и выявляет точки роста. С ним вы посмотрите на свой бизнес «с высоты птичьего полета», а каждое решение обоснуете конкретными данными. Превращайте данные бизнеса в инсайты, которые вы можете использовать уже сегодня для развития бизнеса!

8. Умение признавать ошибки

Ошибки и провалы — это нормально, без них невозможна любая деятельность и крупные успехи. Но хороший руководитель не падает духом после каждой неудачи. Он рефлексирует и разбирает промахи на атомы.

Разбор взлетов и падений чем-то похож на оптимизацию бизнес-процессов. Разберите решение на части и подумайте, в каком месте допустили ошибку. Как нужно было поступить для получения положительного результата. В следующий раз вы поступите иначе и достигнете поставленной цели.

Тестируйте гипотезы. Не все действия дают 100-процентный результат. Только путем проб и ошибок возможно обнаружение лучших решений.

9. Уверенность

Принятие решений требует мужества, ведь от них зависит будущее компании. Под таким давлением сомнения терзают любого человека. Эффективного руководителя отличает уверенность и трезвость ума — способность своевременно делать важный выбор.

Каждое решение должно быть объективно обосновано перед сотрудниками. Команда не сможет работать в полную силу без понимания причин и приоритетов. Ваша задача — дать четкое объяснение и обозначить ориентиры.

Сомнения видны невооруженным взглядом. Дадите слабину — подорвете авторитет, потеряете контроль над ситуацией и возможность координировать усилия подчиненных.

10. Уважение к сотрудникам

С советского времени в российской корпоративной практике бытует мнение, что руководитель — это небожитель. К нему приходят на цыпочках, говорят кратенько и тихо, а затем сразу убегают. Формирует ли такой подход благоприятную атмосферу? Нет.

Каждый подчиненный — участник общего дела. Вы связаны едиными целями. Так что общайтесь со всеми на равных. И не важно, что вы уже 25 лет в деле, а сотрудник только вчера закончил университет.

Прислушивайтесь к мнению коллег, аргументируйте отказы и хвалите за хорошую работу. Сотрудники почувствуют, что вы «плывете в одной лодке», начнут работать усерднее и с большим энтузиазмом.

11. Преданность делу

Должность директора в трудовой книжке не делает из вас лидера, ради которого коллектив пожертвует чем-то личным в пользу общей цели. Если вы не преданы делу, не живете поставленными задачами, коллеги за вами не пойдут.

Ответьте на два простых вопроса:

  • Радуетесь ли вы каждому новому рабочему дню?
  • Мотивируют ли вас новые проекты?

Вы не сможете эффективно управлять командой, если каждый день приходите на работу «через не хочу». Возможно, вы просто находитесь не в той отрасли. Задумайтесь о смене обстановки, чтобы стать настоящим лидером и достичь высоких целей.

Лидер — это не только набор личностных качеств, стремление к саморазвитию и позитивное мышление. Эффективный руководитель умеет принимать верные решения, которые сегодня практически невозможны без анализа данных.

Но многие закрывают на это глаза, так как составление отчетов и расчет показателей отнимают много времени.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Магнитола сони драйв 5 инструкция на русском
  • Диспетчерское руководство работы подвижного состава грузовых перевозок автомобильным транспортом
  • Дексаметазон инструкция уколы инструкция по применению от чего помогает внутримышечно
  • Налгезин в ампулах инструкция по применению
  • Штукатурка стен по сетке технология инструкция