К приемам прямого руководства игрой относится тест с ответами

Министерство общего и
профессионального образования

 Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский
педагогический колледж»

Тест

по МДК 02.01 Теоретические и
методические основы организации

игровой деятельности детей
раннего и дошкольного возраста

ПМ.02 Организация различных
видов деятельности и общения детей

специальность 44.02.01  «Дошкольное
образование»    

Преподаватель:
Темерева Л.П.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы
отводится 60 минут. Работа состоит из 3 частей включающих 15 заданий.

Часть А включает 14 заданий. К
каждому заданию приводятся варианты ответов. За каждое верно выполненное
задание выставляется один балл. Максимальное число баллов этой части – 14.

Часть В содержит 13 задания более
сложного уровня. За верно выполненное задание выставляется 2 балла. Если в
ответе содержится 1 ошибка, то выставляется один балл, за неверный ответ или
ответ, содержащий 2 или более ошибок,  выставляется             0 баллов.
Максимальное число баллов этой части – 13.

Часть С содержат 3 задания со
свободным ответом. За верное выполнение заданий выставляется по 4 балла.
Максимальное количество баллов за эту часть — 12.

Максимальное
количество баллов за всю работу –52 балла

                  
Перевод баллов в оценку:

         
80 %  правильных ответов —  «отлично» (
5242 баллов)

            70
%  правильных ответов — «хорошо» (
41-36 баллов)

            50
%  правильных ответов – «удовлетворительно» (
35-26
баллов)

            менее 50  % правильных ответов –
«неудовлетворительно».

Часть А

Инструкция для студентов: Из предложенных вариантов
ответов выберите правильный ответ.

1. Назовите педагога, впервые разработавшего  дидактические игры.

А. Фребель Ф.

В. Бондаренко А. К.

Г. Макаренко А.С.

Д. Эльконин Д.Б.

2. Назовите автора
классификации дидактических игр:
игры   с   предметами,  настольно-печатные и
словесные игры.

А. Фребель Ф.

Б. Бондаренко А. К.

В. Макаренко А.С.

Г. Эльконин Д.Б.

3.
Назовите автора классификации дидактических
игр:
игры-путешествия,
игры-поручения,
игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

А. Бондаренко  А. К.

Б. Подъяков Н. Н.

В. Аванесова В. Н.

Г. Сорокина А.И.

Инструкция для студентов: Из предложенных вариантов ответов выберите
правильные ответы.

4.  Методы руководства сюжетно-ролевыми играми,
связанные с обогащением детей знаниями.

А. Наблюдения

Б. Экскурсии

В. Рассматривание
образца воспитателя, показ приемов конструирования;

Г. Встречи с
людьми разных профессий

Д.
Непосредственное участие воспитателя в творческой игре;

Ж. Использование
фотографий детских построек, схем, таблиц;

З. Поручения

И. Чтение
художественной литературы

К. Беседа

Л. Беседа-рассказ
с использованием иллюстративного материала

М. Индивидуальная
беседа с детьми

5.  Методы руководства сюжетно-ролевыми играми, способствующие
становлению и развитию игровой деятельности.

А. Наблюдения

Б. Экскурсии

В.
Непосредственное участие воспитателя в творческой игре

Г. Поручения

Д. Задания

Ж. Чтение
художественной литературы

З. Разъяснения

И. Вопросы

К. Использование
фотографий детских построек, схем, таблиц

Л. Использование
тематических заданий

М. Привлечение
иллюстративного материала

Н. Изготовление
вместе с ребенком элементов костюма для его роли

6. 
Методы руководства сюжетно-ролевыми играми, связанные с обучением детей
конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек.

А.
Экскурсии

Б.
Непосредственное участие воспитателя в творческой игре

В. Совместное
выполнение воспитателем и детьми построек;

Г. Рассматривание
образца воспитателя, показ приемов конструирования;

Д. Задания

Ж.Чтение
художественной литературы

З. Беседа

И. Поручения

К. Использование
фотографий детских построек, схем, таблиц

Л. Использование
тематических заданий.

Инструкция для студентов: Найди
неправильный ответ.

7. Структурные компоненты  дидактической
игры.

А. Дидактическая задача

Б. Игровая задача

В. Роль

Г. Игровые действия

Д. Игровые правила

8. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.

А. Сюжет игры

Б. Дидактическая
задача

В. Содержание игры

Г. Роль

Инструкция для студентов: Найди
неправильные ответы.

9.
Виды игр-драматизаций.

А.
Игры-имитации

Б.
Ролевые диалоги на основе текста

В.
Настольный театр

Г.
Инсценировки произведений

Д.
Плоскостной театр

Е.
Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям

Ж.
Театр игрушки

З.
Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без
предварительной подготовки

И.
Пальчиковый театр

10.
Виды  режиссерских  игр

А.
Игры-имитации

Б.
Ролевые диалоги на основе текста

В.
Настольный театр

Г.
Инсценировки произведений

Д.
Плоскостной театр

Е.
Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям

Ж.
Театр игрушки

З.
Пальчиковый театр

Инструкция
для студентов:

Найди правильные ответы

11. Приемы косвенного  руководства
сюжетно-ролевой игрой.

А. Обогащения знаний детей об окружающей
обществен­ной жизни

Б. Ролевое участие в игре, участие в сговоре
детей

В. Разъяснение

Г. Внесение игрушек и создание игро­вой
обстановки еще до начала игры

Д. Обновления игровых материалов 

Ж. Помощь

З. Совет по ходу игры

И. Предложение новой темы игры

12. Приемы прямого руководства сюжетно-ролевой
игрой.

А. Обогащения знаний детей об окружающей
обществен­ной жизни

Б. Ролевое участие в игре, участие в сговоре
детей

В. Разъяснение

Г. Внесение игрушек и создание игро­вой
обстановки еще до начала игры

Д. Обновления игровых материалов 

Ж. Помощь

З. Совет по ходу игры

И. Предложение новой темы игры

13. Виды игрушек для
сюжетной игры

А. Атрибуты,
обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи)

Б. Предметы
оперирования (обозначающие события-действия персонажа)

В. Маркеры пространства
(обозначающие игровое пространство)

Г. Спортивный инвентарь

Д. Плоскостные
конструкторы

14. В
конструкторских играх  используются типы игрового оборудования

А. Строительный
материал

Б. Конструкторы

В. Детали конструктора

Г. Атрибуты,
обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи),

Д. Плоскостные
конструкторы

Ж. Предметы
оперирования (обозначающие события-действия персонажа)

З. Бумага, природные и бросовые матери

Часть В

Инструкция для студентов: установите
соответствие.

15. Установите соответствие между названием
структурного компонента дидактической игры и его характеристикой.

А. Дидактическая задача

Б. Игровая задача

В. Игровые действия

Г. Игровые правила

1.Содержат нравственные требования к взаимоотношениям
детей, к выполнению ими норм поведения,
имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий
характер.

2. Определяется целью
обучающего и воспитательного воздействия.

3. Реализуется
детьми в игровой деятельности
, определяет игровые действия, становится
задачей самого ребёнка,
активизирует игровые действия.

4.Это сложные умственные действия, выраженные
в
процессах
целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения,
припоминание раннее усвоенного, —
умственные действия, выраженные в процессах
мышления.

16. Установите соответствие между видом
дидактической игры и ее характеристикой.

А. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной»

Б. Игры    с    загадыванием      и    отгадыванием

В. Сюжетно-ролевые     дидактические           игры

Г. Игры с    прятаньем    и    поиском

Д.
Игры-поручения

Ж. Игры-соревнования

1. Игры,
основанные  на  интересе детей к действиям с
игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать,
вставлять, нанизывать.

2.  Игры, основанные на интересе детей     к неожиданному     
появлению
и исчезновению   предметов,            их  поиску и нахождению.

3. Игры, привлекающие детей неизвестностью:  «Узнай»,
«Отгадай». «Что здесь?», «Что изменилось?».

4.   Игры, игровое     действие которых   заключается в изображении различных
жизненных ситуаций,     в
выполнении 
ролей   взрослых:   продавца,   покупателя,   почтальона  — или
животных:   волка,   гусей    и т.д.

5. Игры, основанные на стремлении быстрее достичь игрового
результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее»,
«Кто больше» и т.д.

6. Игры, связанные с интересными игровыми моментами —
избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не
потребовать себе
штрафной предмет или картинку.

17.Установите
соответствие между структурным компонентом
сюжетно-ролевой игры  и
его характеристикой.

А. Сюжет игры

Б. Содержание игры

В. Роль

1. Это игровая
позиция ребенка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем и действует в
соответствии с представлениями о данном персонаже. 

2. Это та сфера
деятельности, которая воспроизводится детьми. Отражение ребенком определенных
действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

3. Это то, что
воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента
деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной
деятельности.

18. Установите
соответствие между  этапом развития
сюжетно-ролевой игры  и
его характеристикой.

А. Первый этап
развития сюжетно-ролевой игры 

Б. Второй этап развития сюжетно-ролевой игры 

В. Третий этап развития сюжетно-ролевой игры 

Г. Четвертый этап развития сюжетно-ролевой игры 

 1. Основное содержание игры — отраже­ние отношений и взаимодействий
взрослых друг с дру­гом. Игры носят совместный, кол­лективный характер.

2. Основным содержанием игры являют­ся действия
с предметами. Цепочка действий носит сю­жетный характер. Возникает первое
взаимодействие между участниками на основе использования общей иг­рушки.

3. Основные сюжеты — бытовые. Дей­ствия детей
однообразны и часто повторяются. По форме это игра рядом или одиночная игра.

4. Основное содержание игры — также дей­ствия с
предметами, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами
по игре. Роли четко обозначе­ны и распределяются до начала игры. Дети  отражают
в игре быт, труд взрослых и яркие общественные яв­ления.

19. Установите соответствие между  видом
театрализованной игры  и
ее характеристикой.

А.
Игра-драматизация

Б.
Режиссерская игра

1.
Артистами являются игрушки или их заместители.
«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, ребенок 
использует разные средства вербальной выразительности.

2.
Ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с
помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

20.
Установите
соответствие между
  требованием к организации предметно-игровой среды и его
характеристикой.

А.
Вариативность среды

Б.
Полифункциональность материалов

В.
Насыщенность среды

Г.
Доступность среды

Д.
Безопасность предметно-пространственной среды

Ж.
Трансформируемость пространства

1.
Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей
детей

2.
Соответствие  возрастным возможностям детей  и содержанию Программы. Наличие в
группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а
также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;

3.
Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.

4.
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

5.
Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные
виды детской активности;

6.
Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.

21. Установите
соответствие между  названиями видов  игрушек для сюжетно-ролевой  игры и
названиями игрового оборудования для сюжетно-ролевой  игры.

А.
Атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи)

Б. Предметы
оперирования (обозначающие события-действия персонажа)

В. Маркеры пространства
(обозначающие игровое пространство)

1. Куклы

2. Кукольный стол,
крупный

3. Животные, звери и
птицы объемные и плоскостные

4. Набор наручных кукол
би-ба-бо: сказочные персонажи

5. Набор мебели для
кукол

6. Набор плоскостных
фигурок на подставках: сказочные персонажи

7. Набор кухонной
посуды (крупной и средней)

8. Ведерки

9. Руль на подставке

10. Молоток
(пластмассовый)

11. Набор овощей и
фруктов (объемные — муляжи)

12. Гладильная доска

13. Универсальная
складная рама

14. Комплект кукольных
постельных принадлежностей

22.

Установите
соответствие между  типом оборудования для строительной  игры и названиями
игрового оборудования для строительных игр.

 А. Строительный материал

Б. Бумага, природные и
бросовые материалы

В. Детали конструктора

Г. Конструкторы

Д. Плоскостные
конструкторы

1. Конструкторы из
серии «LEGO- DACTA» («Город», Железная дорога»)

2. Набор мелкого
строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы,
короткие и длинные пластины)

3. Крупногабаритные
деревянные напольные конструкторы

4. Комплект больших
мягких модулей

5. Конструкторы для игр
с песком и водой

6. Наборы из мягкого пластика для плоскостного
конструирования

7. Коврики — трансформеры (мягкий пластик)
«Животные» и другие

8. Наборы цветных бумаг
и тонкого картона с разной фактурой поверхности

9. Шишки, мох, желуди,
морские камешки, пенька, мочало, кусочки меха, ткани,              

     пробки, 
сухоцветы, орехи

10. Наборы цветных
бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности.

Инструкция
для студентов:

Вставить пропущенное слово.

23. ___________    — вид
непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится
непосредственно в процессе самой деятельности.

24. Основной особенностью _______________игры
является наличие в ней воображаемой ситуации.

25. _________________________-
это игры, специально создаваемые или
приспособленные для целей обучения.

26.________________-  предмет,
используемый или специально изготовленный для игры.

27.________________ 
__________________  ________________  —   система материальных объектов
и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития
его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.

                                            
  Часть С

28.
Назовите виды сюжетов в сюжетно-ролевых играх.

29.
Назовите группы методов воспитания, используемые при  руководстве дидактическими
играми.

30. Сформулируйте
дидактическую и игровую задачу в игре «Путешествие в Цветочный город».

                 Игра
«Путешествие в Цветочный город»

Ход игры: дети вместе
с воспитателем идут по кругу и произносят заклинание, закрывают глаза,
открывают глаза и оказываются в Цветочном городе. Можно использовать игрушки
или цветные изображения жителей Цветочного города. В цветочном городе детей
встречает Незнайка. Дети вместе с воспитателем вспоминают (или знакомятся с жителями
Цветочного города)  как зовут жителей Цветочного города. Незнайка просит ребят
помочь ему найти клад. Дети рассматривают нарисованную Незнайкой схему,
(сначала идём налево, затем идём вперёд, потом сворачиваем направо, потом идём
вперёд, затем налево). Дети, воспитатель и Незнайка находят клад. 

Дидактическая задача: ________________________________________________

Игровая задача: _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Ответы на тестовые задания

Тест по МДК
02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности
детей раннего и дошкольного возраста

 (ПМ.02 Организация различных видов деятельности и
общения детей)

по специальности 44.02.01  «Дошкольное образование»    

Преподаватель: Темерева
Л.П.

Часть А

1. А

2. В

3. Г

4.  А, Б, Г,
И, К, Л, М

5.  В,  Г, Д,
И. М

6. В, Г, Д,
К, Л

7. В

8. Б

9. В,  Д, Ж, И

10. А, Б, Г, Д

11.
А,  Г,  Д

12.
Б, В, Ж, З, И.  

13. Г

14. Г,
Ж

                                                      Часть В

15.

А

Б

В

Г

Д

Ж

6

3

4

2

1

5

16.

17.

18.

19.

А

Б

В

Г

Д

Ж

3

4

2

5

6

1

20.

А

Б

В

1, 3, 4 ,6

7, 8, 10, 11, 14

2, 5, 9, 12, 13

21.

22.

А

Б

В

Г

Д

3, 4

8, 9 ,10

2

1, 5

6, 7

23. Игровая деятельность — вид непродуктивной
деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе
самой деятельности.

24. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры
является наличие в ней воображаемой ситуации.

25. Дидактические игры — это
игры, специально создаваемые или
приспособленные для целей обучения.

26. Игрушка — предмет, используемый или
специально изготовленный для игры.

27. Предметно-развивающая среда  —   система
материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в
соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.

                      
                               Часть С

28.
Бытовые, социальные, производственные.

29.
Методы формирования социального опыта, методы осмысления социального опыта,
методы стимулирования.

30.

Дидактическая задача: продолжить учить детей
определять
направления
от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд-назад,
направо — налево), обозначать словами положение предмета по
отношению к себе (впереди меня стол).

Игровая задача: Помочь Незнайке найти клад.

Бланк ответа

МДК 02.01 Теоретические и методические
основы организации

игровой деятельности детей раннего и
дошкольного возраста

 (ПМ.02 Организация различных видов
деятельности и общения детей)

по специальности 44.02.01 
«Дошкольное образование»          

Преподаватель:
Темерева Л.П.

Ф.
И. студента_________________                           

 Дата
________                                                                           
Группа________

Часть А

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Часть В

15.

А

Б

В

Г

Д

Ж

16.

17.

18.

19.

А

Б

В

Г

Д

Ж

20.

21.

22.

А

Б

В

Г

Д

Ж

23. ___________   ______________ —
вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится
непосредственно в процесс
е самой деятельности.

24. Основной особенностью
________________________игры является наличие в ней воображаемой ситуации.

25.
______________________________- это игры, специально создаваемые или
приспособленные
для целей обучения.

26.________________- предмет,
используемый или специально изготовленный для игры.

27.________________ 
__________________  ________________  —   система материальных объектов
и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития
его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.

                                                     
Часть С

28.

29.

30.

Дидактическая задача: ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Игровая задача: _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест по образовательной области «Социализация».

1. Игра это ________________________________________________________

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

2. Этапы развития игры по Эльконину ________ _________________________

__________________________________________________________________

3. Назовите основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми________________________________

__________________________________________________________________

4. Вставьте пропущенные слова

Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.

   На _________ этапе (___________) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

  На _________ этапе (________) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.

   На _________этапе (_________) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

5. Приемы прямого руководства игрой  ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Приемы косвенного руководства игрой_______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Структура игры __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Вид  игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи -__________________________________________________________________

9. Игра  детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста -______________________________________________

10.Играть в этот вид игр дети начинают еще в раннем возрасте, а расцвет их приходится уже на младший школьный возраст, когда сюжетно-ролевая игра уже «сходит со сцены» — _____________________________________________________________________________

Правильный вариант ответа. Тест по образовательной области «Социализация».

1. Игра это — один из видов активности человека и животных.

Детская игра. — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форм

2. Этапы развития игры по Эльконину  предметная игра, сюжетно-ролевая игра, игра с правилами.

3. Назовите основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:

1. развитие игры как деятельности

2. использование игры в целях воспитания детского коллектив

4. Вставьте пропущенные слова

Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.

   На втором этапе (3-5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

  На первом  этапе (1,5-3 г.) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.

   На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

5. Приемы прямого руководства игрой  — ролевое участие в игре, участие воспитателя в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы.

6. Приемы косвенного руководства игрой  —  обогащение знаний, путем обновления игровых материалов, внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры.

7. Структура игры – роль, замысел, игровое действие, игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми, сюжет и содержание.  

8. Вид  игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи – дидактическая.

9. Игра  детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста – сюжетно-ролевая.

10.Играть в этот вид игр дети начинают еще в раннем возрасте, а расцвет их приходится уже на младший школьный возраст, когда сюжетно-ролевая игра уже «сходит со сцены» —  режиссерская игра

Avatar

23.06.2020.
Тест. Дошкольное образование, Прочее

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Дифференцированный зачёт по МДК.02.01 для студентов 3 курса

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите воспитательное значение игры

Варианты ответов
  • Дети усваивают новые знания, учатся размышлять, делать выводы
  • Развиваются физически, укрепляют свои силы
  • Учатся общаться, формируются добрые чувства, дисциплина, культура поведения

Вопрос 2

Определите основные структурные компоненты сюжетно-ролевой игры

Варианты ответов
  • Замысел игры
  • Правила игры
  • Сюжет игры
  • Игровые действия
  • Игровые роли

Вопрос 3

Напишите пропущенный основной компонент игры: мотив, цель, .., результат

Вопрос 4

Распределите тематику сюжетно-ролевых игр по возрастным группам

1.

«Дочки-матери», «Больница», «Магазин».

2.

«Семья», «Путешествие на автобусе», «Парикмахерская».

3.

«Магазин самообслуживания», «Поликлиника», «Почта».

4.

«Ателье», «Школа», «Салон красоты», «Детская редакция».

Варианты ответов
  • Подготовительная группа
  • 1 и 2 младшая группа
  • Старшая группа
  • Средняя группа

Вопрос 5

Укажите правильную последовательность проведения игр с правилами:

Варианты ответов
  • Организационный момент
  • Объяснение правил
  • Вопросы на закрепление правил игры
  • Игровые действия
  • Подведение итогов игры

Вопрос 6

Выберите компонент, который характерен только для сюжетно-ролевой игры:

Варианты ответов
  • игровые действия
  • игровые роли
  • игровой замысел

Вопрос 7

Укажите специфику сюжетно-ролевой игры, которая позволяет перевоплощаться ребёнку в того, кого он изображает

Варианты ответов
  • отражательный характер
  • творческий характер
  • коллективный характер

Вопрос 8

Укажите, что является условием для развития игры

Варианты ответов
  • предметно-игровая среда
  • время года
  • движение

Вопрос 9

Укажите, чем определяется место игры в педагогическом процессе

Варианты ответов
  • ролью игры в воспитании ребёнка
  • взаимосвязью с трудом и обучением
  • познанием окружающего

Вопрос 10

Укажите вид игр, в которых содержание и правила игры придумывают сами взрослые

Варианты ответов
  • строительные
  • сюжетно-ролевые
  • дидактические

Вопрос 11

Укажите принцип развивающей среды, где дети и взрослые являются творцами своего окружения, своей личности и своего здорового тела

Варианты ответов
  • принцип дистанции
  • принцип активности
  • принцип компенсирования и гибкого зонирования

Вопрос 12

Выберите приемы косвенного воздействия руководства развитием игровых умений и навыков дошкольников

Варианты ответов
  • ролевое участие в игре
  • напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели
  • участие в сговоре детей
  • использование игрушек и создание игровой обстановки
  • показ образца игрового действия

Вопрос 13

Укажите основные компоненты дидактических игр

Варианты ответов
  • воображаемая ситуация
  • дидактическая задача
  • игровые взаимоотношения
  • правила
  • игровые действия

Вопрос 14

Укажите игры, которые относятся к творческим

Варианты ответов
  • режиссерские
  • дидактические
  • сюжетно-ролевые
  • игры со строительным материалом
  • театрализованные

Вопрос 15

Укажите, какие потребности ребёнка удовлетворяются в игре

Варианты ответов
  • в движении
  • в общении
  • в действиях с предметами
  • биологические потребности
  • потребность в познании окружающего мира

Вопрос 16

 Выберите приёмы прямого воздействия руководства развитием игровых умений и навыков дошкольников

Варианты ответов
  • ролевое участие в игре
  • напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели
  • участие в сговоре детей
  • использование игрушек и создание игровой обстановки
  • показ образца игрового действия

Вопрос 17

Укажите основные структурные элементы строительно-конструктивной игры

Варианты ответов
  • результат
  • игровой замысел
  • воображаемая ситуация
  • правила
  • игровые действия

Вопрос 18

Укажите виды игр без правил

Варианты ответов
  • режиссерские
  • подвижные
  • сюжетно-ролевые
  • дидактические
  • театрализованные

Вопрос 19

Выберите для какой возрастной группы рекомендован данный приём: вхождение взрослого в игру с целью обогащения сюжета фантазирования, введение сказочных образов

Варианты ответов
  • младшая группа
  • средняя группа
  • старшая группа

Вопрос 20

 Выберите игровые средства для организации сюжетно-игровой игры «Больница»

Варианты ответов
  • градусник, фонендоскоп, халат, аптечка, рецепты
  • касса, деньги, халат, сумочки, весы
  • ножницы, фен, расчёски, накидка, заколки

Вопрос 21

Напишите вид конструирования, который проводится после того, как дети научились строить тот или иной предмет, задаются определенные параметры

Вопрос 22

Установите соответствие между описанием структурных компонентов сюжетно-ролевой игры и их названием

1.

средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры

2.

сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих

3.

общее определение того, во что и как будут играть дети

4.

устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх – взрослыми, призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих, придают игре организованность, устойчивость, закрепляют содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений

Варианты ответов
  • правила
  • сюжет
  • игровой замысел
  • роли

Вопрос 23

Расставьте по порядку этапы развития игровой деятельности, представляющие собой предпосылки сюжетно-ролевой и режиссёрской игры

Варианты ответов
  • ознакомительная игра
  • отобразительная игра
  • сюжетно-отобразительная игра

Вопрос 24

Распределите тематику строительных игр по возрастным группам

1.

«Домик для Матрёшки», «Дорога для машины», «Гараж»

2.

«Двухэтажный дом для маленьких человечков», «Мост», «Двор»

3.

«Железнодорожный вокзал», «Театр», «Зоопарк»

4.

«Постройка аэродрома», «Замок для принцессы», «Солнечный город для Коротышек»

Варианты ответов
  • подготовительная группа
  • 1 и 2 младшая группа
  • старшая группа
  • средняя группа

Вопрос 25

 Расставьте по порядку этапы работы над конспектом по руководству игрой

Варианты ответов
  • выбор темы игры
  • формулировка цели и задач
  • подбор оборудования
  • описание этапов игры

Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста

Кашина Е.В.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно — ролевой игре?

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит как всестороннее воспитание детей, так и творческое развитие каждого ребёнка .

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.

Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы

Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Старший дошкольный возраст

Приемы прямого руководства

— включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно-игровой среды;

— использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

— спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

«Сюжетно-ролевая игра в детском саду»

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка.

Игра не может развиваться сама по себе. Для ее развития необходимы: четкая методика ее проведения и грамотное руководство со стороны взрослого. У детей старшего дошкольного возраста нет жизненного опыта, чтобы воплощать придуманные сюжеты в игровое пространство. Организация игры требует согласованных действий участников.

Сюжетная игровая деятельность ребенка не планируется заранее, не следует жесткому плану построения.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: 

·         сюжет

·         содержание

·         игровая ситуация

·         замысел

·         роль

·         ролевое действие

·         ролевое поведение

·         ролевое взаимодействие

·         правила

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Игровая ситуация—  совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.

Замысел— план действий, задуманный играющими

Роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Ролевое действие— это деятельность ребенка в роли.

Последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре.

Правила- это порядок, предписание действий в игре

Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей игровой деятельности. Каждый участник однозначно хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно. Именно с этой целью осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.

Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей). Сюда входят:

• наблюдения;

• целевые прогулки;

• экскурсии

• беседы;

• чтение художественной литературы;

• просмотр кино, видеофильмов;

• занятия (особенно речевые)

• рассмотрение иллюстраций;

• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ;

• игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ;

• изобразительная деятельность;

• игры-имитации;

• мнимые «телефонные разговоры»;

• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай» ;

• «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом») .

Прямое руководство (с вмешательством в игру).

Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи, как ко всему коллективу, так и к отдельным детям.

Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать за детьми, понять их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться со взрослыми своими намерениями.

Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ.

Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. «Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу». Такие советы обогащают замысел игры.

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силах. При непосредственном участии в играх, часто совсем не главную, эпизодическую роль занимает воспитатель.. Но и в этой роли можно незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре спрашивать, где продаются билеты, и таким образом наводить на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине спрашивать о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.

Еще один важный компонент сюжетно-ролевой игры — использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и созданных специально для организации игры ребенка, и предметов-заместителей.

В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Старший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

Приемы косвенного руководства.

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

— включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

— спланировать ход игры, последовательность действий

— распределить роли, согласовать замысел,

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

— наблюдение за игрой детей,

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

— создать игровую ситуацию,

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

Рекомендации:

Воспитатель должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Важно, чтобы в игре ребенок фантазировал, строил, творил.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Вдохновение»

Консультация для воспитателей по теме

«Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

Подготовила: М.А. Рубанова,

воспитатель

Юрга 2018

«Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты: — планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

— совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; — своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

— активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Ранний возраст.

Приемы прямого руководства. — эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре

— показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого

— совместные с воспитателем игровые действия

— включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)

— демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов

— применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком

— подсказывающие вопросы

Приемы косвенного руководства.

— подбор игрушек с определенными свойствами

— рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении

— наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения

— разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок)

— подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)

— рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций

— создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)

— изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)

— постановка педагогом проблемной ситуации

Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

Младший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

Вторая младшая группа

Обучение способам игрового отражения действительности:

— включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)

— обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

— вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)

— поощрение

-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)

— помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)

Средняя группа

Приемы прямого руководства.

— включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

— вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

Приемы косвенного руководства.

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

— внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

— экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми

— создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

— чтение художественных произведений, драматизация сказок

— наблюдение за играми других детей

-напоминания об интересных фактах из жизни.

Организация предметно-игровой среды

— сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

— внесение в среду новой игрушки

— изготовление детьми атрибутов для игры

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

— ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

— создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

Организация воспитателем игр обучающего характера:

— театрализованные игры

— игры типа «Угадай, кто пришел?» «Угадай, кого я изображаю?»

— дидактические игры «Кому что нужно для работы»…

Создание игровой проблемной ситуации: — с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) — с помощью активизирующего общения педагога с детьми.

— поощрение

— привлечение в игру малоактивных детей.

Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

Старший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства.

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

— включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

— спланировать ход игры, последовательность действий

— распределить роли, согласовать замысел,

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

— наблюдение за игрой детей,

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

— создать игровую ситуацию,

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал мицубиси делика скачать
  • Каталитический газовый обогреватель bartolini pullover k инструкция
  • Командор грин бэлт от колорадского жука инструкция по применению
  • Препарат дюфалак инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Фурагин для новорожденных инструкция по применению