-
Организация и руководство курсовыми работами
Руководство
курсовыми работами поручается наиболее
квалифицированным преподавателям
кафедры, обладающим методическим
опытом
и научной квалификацией.
Курсовую работу студент выполняет
самостоятельно, пользуясь консультациями
руководителя и отчитываясь перед ним
по мере выполнения её отдельных частей
и работы в целом.
Руководитель
курсовой работы:
-
помогает студенту
определить круг вопросов по изучению
избранной темы и методы исследования,
наметить план подготовки и план изложения
курсовой работы; -
консультирует
студента в ходе курсовой работы,
осуществляет систематический контроль,
проводит поэтапную аттестацию (не менее
двух раз в семестр) и информирует об
этом кафедру; -
проверяет и
рецензирует курсовую работу.
В итоговой оценке
руководитель курсовой работы учитывает
не только окончательный результат, но
и степень самостоятельности студента,
что отмечается в рецензии.
Рецензия на
курсовую работу отражает:
-
актуальность
темы; -
глубину изучения
специальной литературы; -
объективность
методов исследования и достоверность
результатов; -
обоснованность
выводов; -
стиль и оформление
работы; -
предложения и
выводы.
Руководство
курсовыми работами начинается с выдачи
задания
студентам.
В этот период необходимым условием,
обеспечивающим эффективность
дальнейшего руководства, является
индивидуальная беседа руководителя
со студентом по заданию. В ходе беседы
руководитель должен выяснить
степень подготовленности студента к
выполнению данного задания,
рекомендовать необходимую литературу
и информировать о порядке выполнения
задания. В результате индивидуальной
беседы может быть уточнена
или выбрана студентом другая тема
работы.
Задание
выдается за подписью руководителя
работы, датируется
днем выдачи и регистрируется в кафедральном
журнале.
Для
руководства курсовыми работами
выделяется 4 часа. В рамках
отведенного времени должны проводиться
регулярно индивидуальные
консультации по мере необходимости.
5. Защита курсовых работ
Защита
курсовой работы является обязательной
формой проверки
выполнения работы. Защита производится
на заседании кафедры, научно-методического
семинара кафедры, научной проблемной
группы, в специальной
комиссии из 2-3 человек, выделенной
кафедрой при непосредственном
участии руководителя, в присутствии
студентов. Результаты наиболее
интересных курсовых работ могут быть
доложены на научных конференциях.
Защита
состоит в коротком докладе студента по
выполненной работе и в ответах
на вопросы. Вопросы задаются присутствующими
на защите преподавателями.
Результаты защиты курсовой работы,
согласно действующему
положению о курсовых экзаменах и зачетах
в СГУ, оцениваются дифференцированной
отметкой по пятибалльной системе. Оценка
курсовой работы
записывается в ведомость, составляемую
в 2-экземплярах, один
из которых хранится в делах кафедры,
другой предоставляется в деканат
факультета.
Защита
курсовых работ предусмотренных учебным
планом в первом
полугодии проводится до 15 декабря, во
втором полугодии — до 15 апреля.
Студент,
не представивший в установленный срок
курсовой работы, или не защитивший ее
по неуважительной причине, считается
имеющим
академическую задолженность.
Курсовые
работы, представляющие теоретический
и практический интерес, представляются
на конкурс в студенческие научные
общества,
конференции, отмечаются приказом по
университету.
Выполненные
работы после их защиты должны храниться
на кафедре
в течение 2-х лет, затем работы, не
представляющие для кафедры интерес,
аннулируются.
В курсовой работе
студент должен показать:
-
профессиональную
эрудированность, знание общей и
специальной литературы; -
умение планировать
и проводить исследование; -
способность видеть
взаимосвязь проблем и вопросов теории
и практики; -
умение сопоставлять
и анализировать научные подходы и идеи; -
умение логично и
стройно излагать материал в соответствии
с планом; -
умение делать
выводы и обобщения; -
умение объяснить
и защитить положения работы.
Общими
требованиями к курсовой работе и
первичными критериями качества
её выполнения являются:
-
логичность в
изложении материала при раскрытии
темы; -
обоснованность
(социальная и научная) актуальности
темы и точность постановки
проблемы исследования; -
конкретность
целей в задач исследования, принципиальная
возможность их
достижения и решения в ходе работы; -
полнота изложения
вопросов плана; -
привлечение
достаточно широкого круга учебной и
научной литературы и,
в первую очередь, первоисточников; -
самостоятельность
и доказательность выводов и предложений,
которые содержатся
в соответствующих разделах работы и
заключении; -
грамотность
написания, правильность и аккуратность
оформления.
На
качество курсовой работы существенное
влияние оказывают умелое использование
экспериментального и практического
материала; подбор конкретных данных из
результатов деятельности
социально-психологических служб,
учреждений, организаций, их критическое
осмысление и обработка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Выбор научного руководителя. Почему это важно?
Научный руководитель ответственен за научную и методическую помощь в написании курсовой или дипломной работы. Правильно выбранный наставник обеспечивает студенту львиную долю успеха в проекте. Как выбрать научного руководителя?
Значение руководителя
Значение научного руководителя для студента трудно переоценить. Именно он знакомит подопечного с основами научной работы. На успех взаимного сотрудничества влияет несколько факторов:
- личное отношение преподавателя к своей работе;
- отношение к студенту;
- присутствие интереса к рассматриваемой теме у обеих сторон;
- качество консультаций.
Деятельность руководителя заключается не только в управлении подчиненными, но и в исполнении широкого круга действий, обязанностей. Руководящая роль может проявляться в нем в разной степени: от слабовыраженной до активной. При этом необходим контроль над собой при контактах с подопечными, проявление уважения к личности каждого из них. Руководитель студента должен укреплять его веру в себя и свои способности.
Функции наставника
В чем заключается помощь преподавателя? Многие учащиеся ошибочно полагают, что научный руководитель обязан полностью посвятить себя их проектам. В обязанности преподавателя входят контролирующие и консультирующие функции, он лишь курирует выполнение исследования. Основные направления деятельности научного руководителя студента:
- ознакомить учащегося с требованиями к проекту;
- помочь в выборе темы;
- помочь продумать план и определить время выполнения каждой из частей;
- консультировать учащегося по поводу написания теоретической и практической части;
- давать указания по оформлению, проверять, делать замечания по тексту;
- организовать предзащиту и защиту.
Преподаватель консультирует подопечного также по поводу нужной литературы, важных источников информации, но подбирать материалы должен сам студент. Выбор темы — один из важнейших вопросов, обсуждаемых с руководителем. От его стиля работы зависит, будет ли студент выбирать тему сам, последует ли рекомендациям наставника или будет участвовать в проекте.
Во время консультации преподаватель помогает систематизировать информацию, корректировать композицию и стиль написания, указывает на недостаток аргументации. Существует временное расписание, в соответствии с которым студент отправляет на проверку черновики отдельных глав. Преподавателю дается чуть больше недели для проверки и замечаний.
Положительное взаимодействие с наставником является ответственностью и инициативой студента. Учащийся сам отвечает за количество консультаций, ведь это ему нужна отличная оценка за работу.
Как выбрать наставника?
В большинстве ВУЗов научный руководитель для дипломной работы назначается выпускающей кафедрой. Но не стоит терять время на ожидание, лучше самому искать его заранее. Продуктивное сотрудничество с руководителем является гарантом успешно сдачи курсовика или защиты диплома. Как правильно выбрать научного руководителя, по каким признакам определить «своего»? Основные факторы предстоящего выбора: опыт, возраст, отзывы.
Создание курсовой, ВКР требует определенных временных затрат, усилий. Начинать нужно с выбора темы, вызывающей наибольший отклик в душе. Это поможет учащемуся определить свои интересы и найти человека, способного дать ему эти знания. Студенту, выяснившему свои предпочтения, предоставляется более четкий выбор подходящих преподавателей, могущих руководить его работой.
Часто студенты склоняются к выбору уже знакомого преподавателя, чьи лекции они неоднократно посещали. Но иногда идеального руководителя можно найти среди тех, кто не контактировал с учебной группой. Поэтому рекомендуется посещать конференции и семинары, дни открытых дверей. Информация обо всех преподавателях находится на сайте факультета, для более близкого знакомства полезно читать их публикации.
После определения идеального руководителя студенту нужно заявить о себе двумя способами:
- отправить лаконичное электронное письмо с указанием причины своего выбора и просьбой о возможном сотрудничестве.
- подойти лично с предложением после занятий или до них.
Не стоит писать преподавателю в социальные сети, преследовать спешащего человека в коридоре или надоедать во время обеда. При положительном повороте событий студент получит приглашение на встречу, а также список литературы. При отрицательном ответе стоит спросить совета о том, к кому можно обратиться.
Нюансы выбора
Необходимо рассчитывать возможности, как свои, так и будущего наставника. Только тогда сотрудничество принесет максимум пользы. Лучше всего при выборе отталкиваться от перспективы своей учебы. Если учеба является трамплином к успешному развитию карьеры, то известное и весомое в научных кругах «имя» руководителя сыграет положительную роль для студента. Иногда одно лишь оглашение уважаемого имени уже подразумевает оценку «отлично».
Однако в силу занятости наставник может не найти времени для тщательного разбора текста и заботы о проекте подопечного. Зато его обширные связи и рекомендации для будущей карьеры будут на руку студенту.
Но не всегда можно рассчитывать на имя руководителя. Иногда заслуги и мудрость наставника перекрываются особенностями его характера и внешними обстоятельствами. Такой человек в силу своего авторитета может требовать слишком много. Мудрый, пожилой профессор может быть уставшим от своих обязанностей человеком, не имеющим времени на большое количество учащихся. Изредка встречаются личности, стремящиеся «вить веревки» из подопечных, собирая материал для диссертации.
Опытный руководитель среднего возраста может оказаться как заинтересованным в своей работе, грамотным специалистом, так и чрезмерно загруженным делами, равнодушным, выполняющим свои обязанности для галочки.
У молодого преподавателя опыта меньше. Он бывает как увлеченным и нацеленным на результат, так и закомплексованным человеком. Неопытность влечет за собой сложность и неуверенность в общении со студентами, что провоцирует тех воспользоваться мягкотелостью молодого наставника.
Молодой специалист другого типа прячет неопытность за излишней дотошностью, что снижает желание студента проявлять инициативу в работе. Многие студенты полагают, что с неопытным наставником будет легче сотрудничать. На деле часто оказывается наоборот. Выбирая «слабого» руководителя, подопечный сталкивается с трудностями в самостоятельном написании проекта. Хотя в некоторых случаях имя молодого наставника позволяет рассчитывать на снисхождение комиссии и получить отличную оценку.
Одним из лучших способов выбрать хорошего научного руководителя является опрос старшекурсников. У них можно выяснить сильные и слабые стороны конкретного профессора, его отношение к подопечным. Основные моменты, которые нужно уточнить:
- конфликтный ли человек, готов ли идти на диалог;
- насколько он требователен и щепетилен;
- помогает ли при создании проекта и как;
- помогает ли при защите.
Студент, стремящийся к получению необходимых навыков и планирующий восхождение по карьерной лестнице, должен остановить свой выбор на строгом руководителе. Внимательное и придирчивое отношение доцента к учебной работе делает из студента профессионала.
Добрый преподаватель, сквозь пальцы смотрящий на явные огрехи в работе подопечного, лишь заставляет его топтаться на месте. Это поможет легко пройти этапы сдачи и защиты в студенческий период, но обязательно скажется во время работы по специальности. Конечно, если человек учится только ради диплома или по желанию родителей, то добрый руководитель значительно облегчит его учебу. Он также подходит, если курсовая или дипломная работа пишется не самостоятельно.
Неправильный выбор
Многие учащиеся заказывают курсовые, дипломные работы. Однако услугами фирм пользуются не только ленивые студенты. Если не повезло с наставником, то у подопечного не остается выбора. Причины по вине руководителей, из-за которых студенты вынуждены покупать курсовые и дипломные работы:
- Безразличие преподавателя из-за плохой организации учебного процесса в ВУЗе.
- Руководитель плохо осведомлен в данной теме. Поэтому он пускает процесс на самотек, не дает необходимых рекомендаций, а затем заставляет студента дорабатывать текст.
- Загруженность, забывчивость наставника. Работа долгое время остается непроверенной, а в последний момент наскоро просматривается. На внесение изменений студенту уже не хватает времени.
- Низкое качество методических материалов: ошибки и опечатки в тексте, недостоверная или устаревшая информация, отсутствие нужной информации.
- Сотрудничество преподавателей с исполнителями учебных работ на заказ. Руководитель рекомендует конкретного исполнителя, в противном случае курсовая отправляется на доработку.
Каждый учащийся имеет право поменять научного руководителя. Ведь основная цель студента вовсе не в налаживании контакта с неподходящим человеком. Просто нужно максимально корректно объяснить причину.
Важно дать себе достаточное количество времени на поиск подходящего человека. Рекомендуется посещать открытые лекции, участвовать в научно-социальных мероприятиях. Там студент может найти потенциального научного руководителя. Изучение информации на сайте факультета, чтение публикаций также ускоряет процесс определения.
Деловой этикет
Важно создать доверительную и дружескую атмосферу в общении с преподавателем. Ведь он должен стать сильным союзником студента на защите курсовой или дипломной работы. От подопечного требуется проявлять уважение, учитывать и конспектировать все замечания, не опаздывать со сроками сдачи.
От руководителя можно получить максимум знаний и умений. Хорошо, когда он сам рад передавать знания, способствовать профессиональному росту студента. Чтобы вызвать у наставника желание тратить свое время на подопечного, тому нужно быть заинтересованным в работе. Следование указаниям должно сопровождаться и собственной инициативой, старанием сделать больше.
Заинтересованный взгляд, уважительное отношение, улыбка — все это увеличивает возможности стать высоким специалистом в своей области. Тогда появляется гарантия, что оба человека, находящиеся по разные стороны учебной работы, останутся довольны сотрудничеством. Если научный руководитель студента выбран удачно, то проект будет выполнен на отлично и защитить его будет легко.
Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ (далее – ВКР) является частью практической подготовки студентов и зафиксировано в учебном плане каждой образовательной программы (далее также – ОП) в модуле «Практика».
В зависимости от паспорта направления подготовки образовательной программы, а также от решения академического руководства ОП, курсовые работы и ВКР могут относиться к научно-исследовательскому или проектному видам практики. На некоторых образовательных программах выполнение работ указано сразу в двух видах, что позволяет студенту выбрать между более академическим (научно-исследовательская практика) и прикладным (проектная практика) треком обучения.
Подробнее о практической подготовке в учебном процессе, виды практики и особенности реализации элементов практической подготовки (далее также – ЭПП) на ОП можно узнать по ссылке: https://www.hse.ru/studyspravka/practPPS
Преподавательская нагрузка за руководство курсовой работой и ВКР
Руководство курсовой работой или ВКР учитывается в преподавательской нагрузке. В соответствии с принятыми в 2022-2023 уч. году нормативами:
За руководство курсовой работой преподаватель получает 3 часа нагрузки.
Таким образом, если он является руководителем курсовых у 10 студентов, он получит 30 часов в нагрузку.
В случае руководства междисциплинарной курсовой работой количество часов вырастает до 5 за каждую курсовую работу.
В текущем учебном году ВКР бакалавра оценивается в 20 часов нагрузки, ВКР специалиста — 25 часов, а ВКР магистра — 35 часов.
Подробнее о количестве часов, которые можно получить за данный тип нагрузки, можно узнать в Порядке установления норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося НИУ ВШЭ на соответствующий учебный год. Локальные нормативные акты, регламентирующие нагрузку, включая данный Порядок, размещены в разделе «Учебная нагрузка преподавателя» справочника учебного процесса.
Что следует помнить при руководстве курсовой работой или ВКР студента?
- Курсовая работа и ВКР выполняются и представляются как на русском, так могут выполняться и представляться и на иностранных языках (если на соответствующем иностранном языке ведется изучение дисциплин образовательной программы частично или полностью). Если ОП реализуется на иностранном языке, курсовая работа и ВКР обязательно реализуются на иностранном языке.
- Требования к выполнению курсовой работы или ВКР на конкретной ОП указываются в двух документах: программе практики ОП и методических рекомендациях по подготовке ВКР. Оба документа утверждаются академическим руководством программы на каждый год набора и размещаются в разделе «Практическая подготовка» на сайте образовательной программы.
- Руководителями ВКР назначаются работники Университета, имеющие ученую степень (доктор наук, PhD, кандидат наук[1]), а также практики, имеющие опыт работы в отрасли не менее 3-х лет и работающие в Университете (в том числе на условиях совместительства).
- В целях оказания консультационной помощи могут быть назначены консультанты курсовой работы и ВКР из числа преподавателей или научных работников НИУ ВШЭ или работников сторонних организаций, профессиональная деятельность и/или научные интересы которых связаны с темой курсовой работы или ВКР.
- Студент имеет право привлечь для выполнения курсовой работы или ВКР внешнее по отношению к НИУ ВШЭ лицо. В таком случае за студентом закрепляется руководитель курсовой работы или ВКР, работающий в НИУ ВШЭ, а внешнее лицо фиксируется в качестве внешнего соруководителя.
- Изменение, в том числе уточнение, темы курсовой работы или ВКР допускается не позднее, чем за один календарный месяц до установленного срока представления итогового варианта курсовой работы или ВКР посредством подачи студентом соответствующего заявления на имя декана факультета.
- Замена руководителя, назначение соруководителей или консультантов курсовой работы допускается по заявлению студента на имя декана факультета не позднее, чем за 1 месяц до срока представления итогового варианта курсовой работы, установленного учебным планом.
- Замена руководителя, назначение соруководителей или консультантов ВКР допускается по заявлению студента на имя декана факультета не позднее, чем за 2 месяца до защиты ВКР.
[1] В определенных программой практики случаях руководство ВКР могут осуществлять работники профессорско-преподавательского состава без ученой степени, аспиранты.
Права и обязанности руководителя курсовой работы студента:
Руководитель обязан осуществлять руководство курсовой работой, в том числе:
- оказывать консультационную помощь студенту в определении окончательной темы курсовой работы, в подготовке плана курсовой работы, графика ее выполнения, в подборе литературы и фактического материала;
- содействовать студенту в выборе методики исследования, методики реализации курсовой работы;
- осуществлять систематический контроль за ходом выполнения курсовой работы в соответствии с планом и графиком ее выполнения;
- информировать академического руководителя ОП и учебный офис ОП о случаях несоблюдения студентом графика выполнения курсовой работы;
- давать студенту квалифицированные рекомендации по содержанию курсовой работы;
- производить оценку качества выполнения курсовой работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями (в т.ч. в виде отзыва на курсовую работу);
- выставить оценку за курсовую работу в оценочный лист или ведомость; составить отзыв на курсовую работу с оценкой, если согласно программе практики предполагается защита курсовой работы перед комиссией.
Руководитель курсовой работы имеет право:
- выбрать удобную для него и студента форму организации взаимодействия, в том числе согласовать график подготовки курсовой работы и установить периодичность личных встреч или иных контактов;
- по результатам каждой встречи требовать, чтобы студент подготовил и согласовал с ним краткое резюме полученных рекомендаций и намеченных дальнейших шагов по подготовке курсовой работы;
- следить, чтобы студент внимательно относился к полученным рекомендациям и являлся на встречи подготовленным;
- при выставлении оценки принять во внимание соблюдение студентом контрольных сроков графика подготовки курсовой работы.
Права и обязанности руководителя ВКР студента:
Руководитель обязан осуществлять руководство подготовкой ВКР, в том числе:
- оказывать консультационную помощь студенту в определении окончательной темы ВКР, в подготовке графика выполнения ВКР, проекта ВКР, первого варианта ВКР, в подборе литературы и фактического материала;
- содействовать студенту в выборе методики исследования/ осуществления проекта ВКР;
- совместно со студентом определять примерные этапы работы над темой;
- осуществлять систематический контроль хода и качества подготовки ВКР в соответствии с планом и графиком ее выполнения;
- информировать учебный офис ОП в случае несоблюдения студентом графика выполнения ВКР;
- давать студенту рекомендации по содержанию ВКР;
- произвести оценку качества выполнения ВКР в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями (в т.ч. в виде предоставления отзыва);
- согласовать данные о ВКР, подготовленные студентом для размещения на корпоративном сайте (портале) НИУ ВШЭ или других открытых электронных ресурсах.
Руководитель имеет право:
- выбрать удобную для него и студента форму организации взаимодействия, в том числе согласовать разработанный студентом план подготовки ВКР и установить периодичность личных встреч или иных контактов;
- по результатам каждой встречи требовать, чтобы студент подготовил и согласовал с ним краткое резюме полученных рекомендаций и намеченных дальнейших шагов по подготовке работы;
- следить, чтобы студент внимательно относился к полученным рекомендациям и являлся на встречи подготовленным;
- при выставлении оценки за ВКР принять во внимание соблюдение студентом контрольных сроков сдачи проекта ВКР и окончательного текста ВКР, а также выполнение согласованных с Руководителем планов подготовки соответствующих работ;
- присутствовать на заседании ГЭК при защите ВКР.
Основные этапы подготовки курсовых работ и ВКР
Курсовые работы и ВКР обычно выполняются в течение одного учебного года, в связи с чем все этапы предложения и выбора тем, сдачи итогового текста и т.п. строго регламентированы.
В 2022/2023 учебном году вводится следующая периодизация по этапам подготовки курсовых работ и ВКР студентов:
Сроки исполнения | Этап подготовки |
---|---|
С 1 сентября до 10 октября |
преподаватели (департаменты) предлагают темы курсовых работ и ВКР, академический руководитель принимает или отклоняет их для своей программы. Как предложить тему курсовой или ВКР в ЛМС: https://confluence.hse.ru/x/jDSmAg |
С 10 октября до 20 ноября | выбор тем курсовых работ и ВКР студентами, у которых подготовка данного типа ЭПП имеется в учебном плане, согласование тем с преподавателями, повторный выбор в случае необходимости. |
С 20 ноября до 15 декабря | проверка учебными офисами наличия закрепленных за всеми студентами их ОП тем курсовых работ, ВКР и руководителей. |
До 15 декабря | издание учебными офисами приказа о закреплении тем и руководителей ВКР за студентами. |
В случае с ВКР студент защищает итоговый текст перед государственной экзаменационной комиссией в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА), предварительно получив отзыв руководителя ВКР с рекомендованной оценкой, а также рецензию (обязательна для магистратуры, в бакалавриате необходимость рецензирования ВКР определяется академическим руководством программы).
Действия
руководителя курсовой работы должны носить контринтуитивный характер и подчиняться
определенной логике.
Действия
руководителя по организации курсовой работы состоят из следующих этапов:
- организационный этап;
- подготовительный этап;
- этап выполнения (проведение консультаций для студентов);
- этап проверки;
- этап защиты;
- итоговый этап.
Организационный
этап включает два подэтапа — изучение порядка организации учебного процесса,
подэтап составления организационных документов. Подготовительный этап включает
два подэтапа: целеположения и подготовки к выполнению. Этап выполнения включает
три подэтапа: информационного сопровождения, консультирование выполнения
курсовой работы, консультирование по защите. Этап проверки совпадает с
подэтапом – «Рецензирование курсовой работы». Этап защиты совпадает с подэтапом
– «Организация защиты курсовой работы». Итоговый этап с подэтапом «Выставление
оценок».
Тематика
курсовых работ разрабатывается преподавателями образовательных учреждений
среднего профессионального образования, рассматривается и принимается
соответствующими предметно-цикловыми комиссиями, утверждается заместителем
директора по учебной работе образовательного учреждения, рассматриваются на
методическом совете.
Темы курсовых
работ должны соответствовать рекомендуемой примерной тематике курсовых работ в
примерных и рабочих программах учебных дисциплин.
Тема курсовой
работы должна быть предложена студентом при условии обоснования им ее
целесообразности.
В отдельных
случаях допускается выполнение курсовой работы по одной теме группой студентов.
Тема курсовой
работы может быть связана с программой производственной (профессиональной)
практики студента, а для лиц, обучающихся по заочной формам, — с их
непосредственной работой.
Одним из непременных условий успешной деятельности студента по
выполнению курсовой работы является педагогическая поддержка со стороны педагога
во время проведения консультаций.
обнаружение и развитие своих возможностей было бы для студента
естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной
самореализации.
Создание
курсовой работы начинается с выбора проблемы, затем следует ее теоретического
изучения, проведение
опытно-экспериментальной деятельности и обоснование практических выводов и
рекомендаций.
Руководитель
курсовой работы назначается учебной частью или предметно-цикловой комиссией из
числа преподавателей комиссии или других лиц, осуществляющих сотрудничество с
учебным заведением СПО.
Руководитель
курсовой работы осуществляет теоретическую и практическую помощь студенту в
период подготовки и написания курсовой работы, дает рекомендации по структуре,
содержанию и оформлению работы, подбору источников. Кроме того, руководитель
указывает на недостатки аргументации, композиции, стиля, структуры и т.д.,
рекомендует, как их устранить.
Преподаватель дисциплины, утвержденный учебной частью, в качестве
руководителя курсовой работы, осуществляет общее руководство по их выполнению
и совместно с учебной частью составляет
расписание консультаций.
Руководителю курсовой работы должен знать требования образовательного
стандарта к выпускникам данной специальности, ему должны быть ясны цели и
задачи курсового проектирования. Действия руководителя по организации
подготовки и защиты курсовой работы включают следующие этапы: организационный,
подготовительный, этап выполнения, проверки, защиты, итоговый этап.
После
утверждения руководителя курсовой работы, студент совместно с руководителем
выбирает тему работы. Затем студент совместно с руководителем составляет
примерный план курсовой работы, который включает: рубрикацию работы (название
основных разделов и подразделов), объект, предмет, цели и задачи исследования,
намечают методы исследования, перечень основных литературных источников и т.д.,
после чего осуществляет непосредственно работу над курсовой работой.
Основными функциями руководителя курсовой работы являются:
- консультирование по вопросам содержания и
последовательности выполнения курсовой работы; - оказание помощи студенту в подборе необходимой
литературы; - контроль хода выполнения курсовой работы;
- подготовка рецензии на курсовую работу.
По завершении студентом курсовой работы руководитель проверяет,
подписывает ее и вместе с рецензией передает студенту для ознакомления.
Студенту
следует периодически (по обоюдной договоренности, приблизительно раз в неделю)
информировать руководителя о ходе подготовки курсовой работы и консультироваться
по вызывающим затруднение вопросам. Кроме того, студент по мере готовности
должен предоставлять руководителю для прочтения части (разделы, подразделы)
курсовой работы, а затем готовую работу.
После
прочтения окончательного варианта курсовой работы руководитель составляет
письменный отзыв (рецензию) по установленной форме, в которой характеризует
качество работы, оценивает ее и определяет возможность ее допуска для защиты.
Работы, имеющие недостатки, отправляются на доработку, а затем, также рецензируются.
При получении
положительной рецензии, курсовая работа в полностью оформленном виде
представляется руководителю.
Таким образом,
на различных стадиях подготовки и выполнения курсовой работы задачи руководителя
изменяются.
На первом
этапе подготовки работы руководитель консультирует в выборе темы, рассматривает
и корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.
В ходе
выполнения курсовой работы руководитель является оппонентом, указывая студенту
на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и рекомендует, как их
лучше устранить.
После
получения окончательного варианта курсовой работы руководитель является
экспертом и составляет письменный отзыв по установленной цикловой комиссией
форме и определяет возможность или нецелесообразность представления работы для
защиты с выставлением оценки.
Подробно
содержание этапов, подэтапов и действий руководителя курсовой работы показано
на операционной модели обеспечения действий руководителя по организации
подготовки и защиты курсовой работы (рисунок 1).
Представленный рисунок позволяет
расставить акценты и наметить ориентиры для дальнейшего совершенствования и
систематизации процесса создания курсовой работы.
Рисунок — Операционная модель обеспечения действий руководителя по
организации подготовки и защиты курсовой работы
Большая часть студентов не стремится обнаруживать свои
способности, предпочитая действовать в рамках предъявляемых требований, считая
для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого актуален вопрос о создании
условий, при которых студенты будут успешно выполнять курсовые работы. Студентам
необходимы консультации по выполнению курсовой работы, и разноплановая
педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами
эффективной самостоятельной учебной работы.
Консультации по
курсовой работе включают смысловой, целевой и исполнительский компоненты.
Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к
активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные
подходы к решению проблемы самообразования.
Полностью подготовленная курсовая работа подписывается
студентом и предоставляется руководителю на проверку в установленные сроки. Проверка
курсовых работ осуществляется руководителем в течение недели после их сдачи.
Если в результате проверки обнаружены существенные ошибки,
неполный объем или низкое качество оформления работы, она возвращается студенту
для доработки и переделки. Замечания руководителя в письменном виде
представляются студенту. На титульном листе ставится подпись «Доработать» или
«Переделать». В этом случае студент обязан в установленный срок выполнить все
указания и представить вновь курсовую работу на проверку.
Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной
работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению курсовой работы, который
включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём
работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе
инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках,
встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится за счёт времени,
отведённого на изучение дисциплины.
Контроль результатов курсовой работы студентов может осуществляться
в пределах времени, отведённого на обязательные учебные занятия по дисциплине и
внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в
письменной, устной или смешанной форме, с представлением действующей модели или
образца, изделия или продукта творческой деятельности студента.
Формами контроля курсовой работы являются рецензирование (письменный
отзыв), защита и проверка действия созданного студентом образца, модели.
Руководитель
рецензирует представленные курсовые работы в сроки определенные учебной частью.
Цель рецензирования дать комплексную оценку степени достижения целей и задач
курсовой работы по заданной теме.
Рецензия- это критический отзыв о конкретной
курсовой работе, где автор высказывается о качестве изложения материала, дает
развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей рецензируемой работы.
Преподавателю
рекомендуется:
- Записать
выходные данные источника. - Изучить
текст и выделить круг вопросов, затронутых в курсовой работе. - Определить
характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т.д.). - Выделить
в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки
зрения его теоретической или практической значимости для изучаемой науки или
специальности. - Определить
актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой работы, связь ее
идей с общим научным движением современности по рассматриваемому вопросу. - Оценить
степень самостоятельности использования учебной и дополнительной литературы,
наличие графических материалов и иллюстраций, которые позволяют наглядно
представить пути решения рассматриваемого вопроса. - Определить
насколько сделанные выводы отражают сущность рассматриваемой проблемы. - Сделать
необходимые замечания о выявленных недостатках.
В
рецензии руководитель должен сделать
вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы,
оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов. В выводах
дать общую оценку курсовой работы и сферы возможного применения.
Рецензия руководителя составляется по форме и должна
отражать:
- общую характеристику работы;
- указание на степень самостоятельности работы;
- указание на качество изучения литературы по излагаемому
вопросу; - актуальность и значимость темы курсовой работы;
- степень выполнения поставленной цели и задач;
- анализ основных положений работы, их достоинств
и недостатков; - степень и уровень раскрытия темы;
- оценка умения автора (студента) использовать,
обрабатывать и анализировать фактический материал, делать аргументированные
выводы; - анализ недостатков содержательной части работы и
оформления; - конкретные рекомендации по устранению замечаний и
подготовке к защите курсовой работы студентом; - оценка обоснованности выводов и рекомендаций;
- логичность и грамотность изложения материала и
оформления работы.
В конце рецензии руководитель выставляет итоговую оценку (по
четырёхбалльной системе), ставит личную подпись и дату.
Рецензия руководителя может быть представлена в печатном или
рукописном виде.
Для получения дополнительной объективной оценки курсовой
работы может проводиться ее внешнее рецензирование.
Рецензент обязан провести анализ существа и основных
положений работы и на их основе подготовить рецензию.
В заключении рецензент излагает свою точку зрения на общий
уровень курсовой работы и выставляет рекомендуемую оценку.
Список литературы
- Бережнова Е.В.
Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: Методические
рекомендации для студентов [Текст]/ Бережнова
Е.В. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 48 с. - Борикова Л.В.,
Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную
работу: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Борикова Л.В., Виноградова Н.А. — М.:
Издательский центр «Академия», 2000. — 128 с. - Бор М.З. Основы
экономических исследований. Логика, методология, организация, методика [Текст]/ Бор М.З. — М.: Издательство «ДИС»,
1998.-144 с. - Кузин Ф.А. Культура
делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов [Текст]/ Кузин Ф.А.. — 4-е изд. — М.:
«Ось-89», 2000. — 240 с. - Кунц Н.З. Методические
рекомендации по написанию курсовых работ по учебной дисциплине «Управление
финансово-экономической деятельностью войск и финансовый контроль в Министерстве
обороны» [Текст]/ Кунц Н.З. — М.: ВФЭФ, 1998. — 28 с. - Кунц Н.З. Руководство,
написание и защита дипломных работ студентами-выпускниками факультета, [Текст]/ Кунц Н.З. М.:ВФЭФ, 1993.- 52 с. - Марьянович А.
Т. Эрратология или как избежать наиболее неприятных ошибок при подготовке
диссертации [Текст]/ Марьянович А. Т.- М.: Вузовская
книга, 1999. — 164 с. - Савинский П.
Ф. Общие методические рекомендации по оформлению дипломных и курсовых
работ [Текст]/ Савинский П. Ф. — М.: ВФЭФ, 1993. 26
с. - Современный словарь иностранных слов [Текст]. —
М.: Русский язык, 1992.-740 с. - Старцев Н. Е. Методические указания
по подготовке к Государственной итоговой аттестации для студентов V курса всех специальностей [Текст]/ Старцев Н. Е. — М.: Экономическое
образование, 2000. — 28 с. - Уваров А.А. Методические рекомендации
по научному руководству подготовкой дипломных и курсовых работ слушателями
банковской специальности [Текст]/ Уваров А.А.
— М.: ВФЭУ, 2000. — 35 с. - Челпанов Г.И. Учебник логики [Текст]/ Челпанов Г.И.- М.: Издательская
группа «Прогресс», 1994. — 248 с.