Как делить на счетах инструкция в картинках

счеты

Деревянные счеты уже не используются для выполнения арифметических действий, ведь намного проще и быстрее посчитать на калькуляторе. Но даже в наше время научиться пользоваться счетами будет полезно не только бухгалтерам и продавцам, но и обычным людям. При использовании бухгалтерских счетов улучшается память, совершенствуются навыки счета в уме, а у детишек развивается мелкая моторика рук. Да и это просто интересный и необычный способ посчитать повседневные расходы.

Содержание

  • 1 Как работают счеты
  • 2 Как пользоваться счетами: инструкция
    • 2.1 Как набирать числа
    • 2.2 Как складывать
    • 2.3 Как вычитать
    • 2.4 Как умножать
    • 2.5 Как делить
  • 3 Как научиться считать на деревянных счетах

Как работают счеты

Бухгалтерские деревянные счеты ушли в прошлое, и теперь мало кто понимает, как ими пользоваться. А ведь несколько десятков лет назад это был основной инструмент для проведения расчетов. В любом магазине продавец виртуозно управлялся с этим инструментом, а покупатели смотрели и даже тогда не понимали, как работают счеты. Со стороны расчеты выглядели волшебным действом, которым невозможно овладеть самостоятельно. Но теперь тайны исчезли, и вы сможете овладеть этим знанием.

Счеты устроены так:

  • снизу находятся два ряда по десять костяшек: это десятые и сотые доли числа;
  • дальше идет один ряд из четырех костяшек: это четверти;
  • выше снова расположены несколько рядов по десять костяшек: это единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д.

В середине каждого ряда находятся две темные костяшки. Это сделано для того, чтобы легче было отсчитать нужное количество. А в ряду, обозначающем тысячи, левая костяшка тоже темная.

бухгалтерские счеты значения

Числовое значение каждого ряда.

По размеру счеты могут быть разными. Некоторые содержат 10 строк с костяшками, некоторые меньше. Но принцип работы на них всегда одинаков.

Как пользоваться счетами: инструкция

Если вы поймете принцип, как считать на деревянных счетах, вы сможете применить знания к любым счетам с любым количеством рядов. Вам достаточно найти единицы (над рядом из 4 костяшек), и от этой строки отсчитывать вверх или вниз нужные значения.

Как набирать числа

Для набора числа на счетах нужно отсчитать нужное число костяшек в каждом ряду с соответствующим значением.

Например, чтобы набрать число «4267,27» нужно сделать следующее:

  • в ряду с тысячами сдвигаем влево четыре костяшки;
  • в ряду сотен – две;
  • в ряду десятков – шесть;
  • в ряду единиц – семь;
  • в ряду под четырьмя костяшками сдвигаем влево две;
  • в следующем – семь костяшек.

набор цифр на деревянных счетах

Цифра 4267, 27 на деревянных счетах.

Если нам надо набрать число, которое оканчивается на «,25», «,5» или «,75», то будем пользоваться коротким рядом (четверти), откладывая там соответственно одну, две или три костяшки.

Как складывать

Теперь, когда мы умеем набирать числа, будем выполнять разные действия с ними. Сначала рассмотрим сложение, как самое простое действие.

В первую очередь нужно набрать первое слагаемое. Далее прибавляем второе, начиная с нижнего ряда, т.е. с единиц (или десятых или сотых долей). Следует сложить соответствующие цифры, отложив нужное количество костяшек. По очереди плюсуем единицы, десятки, сотни и т.д.

Если в ряду костяшек не хватает, то откладываем недостающее количество, а в ряду, расположенном выше, сдвигаем еще одну костяшку.

Например, если мы складываем числа 238 и 247, то необходимо сделать следующее:

  1. Набираем на счетах число 238: отсчитываем 8 костяшек в единицах, 3 в десятках и 2 в сотнях.
  2. Прибавляем на строчке единиц 7 костяшек (8 + 7 = 15). В математике “5 пишем, 1 в уме”, и здесь такой же принцип: выставляем 5 на строке с единицами, и прибавляем на десятках +1.
  3. В десятках у нас было изначально 3, а стало 4. К этой цифре прибавляем еще 4 костяшки от второго числа и получается 8.
  4. В сотнях было две изначально и прибавляем еще две.
  5. Итого у нас получится 485.

пример сложения на счетах

Пример сложения на счетах

Главное всегда начинайте прибавлять с наименьшей цифры. Если бы у нас были десятые или сотые, рассчеты начинали бы с них.

Как вычитать

Вычитание делается аналогично сложению, но сверху вниз. Начинаем с самого большого разряда. Из отложенных костяшек сдвигаем назад столько, сколько находится в соответствующем разряде вычитаемого.

Например, если из 98 вычитаем 73:

  1. Набираем на счетах уменьшаемое 98:  9 десятках и 8 единиц.
  2. В вычитаемом берем первую цифру (7) и убираем столько костяшек из соответствующего ряда. Было 9, осталось 2 костяшки.
  3. В ряду с единицами смахиваем вправо 3 костяшки, и получается 5.
  4. Итого у нас получится 25.

пример вычитания на счетах

Пример вычитания на счетах

Если же необходимого количества костяшек у нас нет, то оставляем (10 – х) костяшек (здесь х – число недостающих костяшек). При этом в ряду, расположенном выше, сдвигаем вправо одну костяшку. К примеру, если бы у нас было 93 и 79:

  1. В десятках рассчеты ничем не отличаются (9 – 7), так что получается 2.
  2. В единицах было 3 костяшки, а забрать нужно 9, и нам не хватает. Мы смахиваем 3 костяшки, и строка обнуляется – переносим все костяшки в этом ряду направо и продолжаем отсчет, т.е. забираем еще 6  костяшек (10 – 6). Останется 4 костяшки на строке единиц. И помимо этого переносим одну костяшку из верхнего ряда (десятки), чтобы отразить обнуление ряда единиц.
  3. В десятках получится 2 – 1 = 1, а в единицах 4.
  4. Итого получится 14.

Второй пример вычетания

На словах может выглядеть путанно и непонятно, но если разобраться в принципе работы счетов, вы сможете рассчитывать любые цифры.

Как умножать

Самые простые виды умножения таковы:

  1. При умножении на 2 нужно просто сложить число с самим собой.
  2. Если нужно умножить на 3, то к полученному выше результату еще раз прибавляем первый множитель.
  3. Чтобы умножить число на 4, нужно сначала сложить его с самим собой, а затем к полученной сумме прибавить ее же.
  4.  Для умножения на 5 нужно исходное число разделить на 2 и после этого умножить его на 10. Для этого мы просто переносим отложенные костяшки на ряд выше.

Если требуется выполнить умножение на какое-либо другое число, то следует комбинировать описанные выше способы.

Как делить

Использовать счеты для деления неудобно, потому что они для этого не предзназначены. Чаще всего их использовали продавцы, чтобы посчитать сумму покупки, и делить ничего не нужно было. Но если задаться такой целью, то можно применить счеты и для этого.

Деление – это многократное вычитание делителя из делимого.

Проще всего разделить на 2. Для этого нужно в каждом ряду убрать половину отложенных костяшек. К примеру, было 280 и нужно разделить на два:

  1. В ряду сотен было 2, останется 1.
  2. В ряду десяток было 8, останется 4.
  3. Получится 140.

Теперь рассмотрим подробней процесс деления на другие цифры на примере деления 72 на 3.

  1. Нужно установить на счетах делимое (72): на десятках 7, на единицах 2.
  2. С верхнего задействованного ряда начинаем сдвигать направо (вычитать) число костяшек, которое соответствует делителю (3). Каждый раз, когда получается забрать целое число делителя, на самом верхнем ряду отодвигаем влево по одной костяшке. На десятках 7 костяшек. Забираем 3 раз, забираем 3 два и осталась одна костяшка. Ее недостаточно, чтобы вычесть целый делитель, так что останавливаемся и переходим на строчку ниже.
  3. Теперь отнимаем делитель от строчки ниже. Если осталась костяшка в ряду выше, операция проводится с двузначным числом. На единицах записано число 2, но с учетом оставшейся десятки у нас получается 12. Именно от этого числа отнимаем делитель (3): откидываем 3 костяшки, получается 9. Вычитаем 3 костяшки, пока что не закончатся все костяшки. Каждый раз, когда получается отнять целый делитель, на втором сверху ряду отодвигаем влево костяшку. В нашем случае мы отодвинем 4 костяшки.
  4. Итого у нас получится на самом верхнем ряду 2 отодвинутые костяшки, и еще 4 под ним. Получается цифра 24.
  5. При делении 72 на 3 выходит 24.

Пример деления на счетах

Когда в результате деления получается дробное число, то поступаем так:

  • если можно округлить число, то заканчиваем деление и записываем округленный по правилам результат;
  • в противном случае продолжаем деление, задействовав два самых нижних ряда, обозначающих десятые и сотые доли числа.

Если нам необходимо разделить на двухзначное число, то действуем по тому же алгоритму, но начинаем с двух верхних рядов. При трехзначном делителе – с трех верхних и т.д.

Как упростить деление

В ряде случаев деление можно выполнить значительно проще.

  1. При делении на 2 нужно просто сдвинуть вправо половину костяшек. Если в последнем ряду было нечетное количество косточек, то округляем результат или задействуем ряд из четырех костяшек.
  2. Для деления на 4 необходимо два раза повторить вышеописанную процедуру.
  3. Чтобы разделить число на 5, нужно делимое перенести на один ряд вниз (т.е. разделить число на 10), а затем произвести умножение на 2.
  4. Деление на 8 – это деление на 2, выполненное три раза.
  5. Для деления числа на 9 его нужно сначала умножить на 10, т.е. перенести число на ряд выше, а затем из полученного результата вычесть начальное число.

Применяя описанные выше способы, можно быстро произвести деление на счетах.

Как научиться считать на деревянных счетах

Сначала может показаться, что производить арифметические операции на деревянных счетах очень сложно. Но это не так. Важно понять сам принцип выполнения действия, а дальше все зависит от практики. Для работы со счетами нужно уметь выполнять элементарные вычисления в уме с однозначными цифрами.

Следует выделить определенное количество времени и стараться, чтобы занятие не длилось меньше установленного лимита. Начинайте тренироваться с простыми цифрами и действиями, постепенно увеличивая сложность. Со временем скорость рассчетов существенно вырастет.

Бонус от использования счетов: со временем вам будет проще выполнять рассчеты в уме, мысленно представляя деревянные счеты.

Если стоит задача научить ребенка пользоваться счетами, то дело пойдет быстрее при внедрении в процесс обучения элементов игры.

Итак, считать на счетах не так сложно как может показаться на первый взгляд. Главное – понять алгоритм выполнения того или иного действия и регулярно проводить хотя бы небольшие по времени занятия. Для тех, кто полагает, что нет смысла использовать счета в век вычислительных машин и калькуляторов, можем сказать: умение считать на русских счетах важно для нашего мозга. Это упражнение, благодаря которому он тренируется и дольше не стареет. А детям такие занятия позволяют развивать мелкую моторику и освоивать арифметические расчеты проще и наглядней.

Как считать на счетах
В данной статье вы прочитаете, как научиться правильно считать на русских счетах. Вероятно, многие молодые люди ни разу не видели живьем такой арифметический инструмент, как счеты. А кто и видел, скорее всего, не знает, что с помощью этого инструмента можно научиться быстро складывать, вычитать и даже умножать и делить достаточно большие числа. Конечно, сегодня это не так актуально. Но в рамках раздела, посвященного устному счету, думаю, многим будет интересно прочитать о таком популярном приспособлении, облегчающем устный счет, но не исключающим его полностью.

  • Описание
  • Сложение
  • Вычитание
  • Умножение
  • Деление

Описание

Знаменитые деревянные счеты, изображенные на рисунке ниже, повсеместно использовались в СССР первые две трети двадцатого века в основном для операций сложения и вычитания. Как же кассиры и бухгалтера пользовались этими русскими счетами? Давайте разберемся. Если же вы умеете пользоваться счетами, то можете перейти сразу к описанию более сложных операций.

В исходном положении в «обнуленных» счетах все костяшки выровнены по правому краю (как показано на рисунке). Каждый ряд костяшек представляет собой разряд числа, единицы находятся над четырьмя костяшками. Выше единиц – десятки, сотни и т.д., ниже – четверти, десятые и сотые. С таким раскладом удобно считать деньги, где в ходу есть четвертаки (например, 25 копеек). Черным цветом выделены центральные костяшки (для удобства).

Как считать на счетах

Набор числа. Если мы хотим установить какое-нибудь число на счетах (для совершения с ним в дальнейшем арифметических действий), то необходимо просто передвинуть нужные костяшки налево. Например, для набора числа «3 251,5» передвигаем 2 четвертака (или 5 десятых), 1 единицу, 5 десяток, 2 сотни и 3 тысячи.

Как считать на счетах

Но набор числа, это только начало. По-настоящему пользоваться деревянными счетами, значит совершать арифметические операции.

Сложение

Чтобы сложить на счетах два числа, нужно просто набрать костяшками одно число, а затем перенести налево каждый разряд второго числа, начиная с нижних рядов (именно с нижних!). Если вдруг выясняется, что костяшек в каком-то ряду не хватает, то в этом ряду нужно оставить столько костяшек, сколько не хватает, а на уровне выше перекинуть влево еще 1 костяшку. Чтобы лучше разобраться, как правильно складывать числа на счетах, смотрите пример ниже (987 + 134 = 1 121):

Как считать на счетах

Вычитание

Вычитание на счетах производится точно таким же образом, как сложение, – сверху вниз. Только если костяшек в ряду не хватает, в этом ряду нужно оставить (10-x) костяшек, где x-число нехвативших костяшек, а в ряду выше нужно убрать одну костяшку (сдвинуть ее вправо). Ниже смотрите пример, как правильно считать разность на русских счетах (121 – 98 = 23):

Как считать на счетах

Умножение

Умножение на счетах является не самым быстрым и простым. В некоторых случаях, гораздо проще воспользоваться навыками быстрого умножения в уме. Однако в рамках данной статьи приведены некоторые методики умножения на деревянных счетах. Для того, чтобы умножить число на 2 или на 3, нужно просто сложить данное число с собой (при умножении на 2), и повторить эту процедуру при умножении на 3. Умножение на 4 производится как умножение на 2 с последующим умножением на 2 полученного результата. Что касается умножения на 5, как вы можете убедиться из этого урока, оно равносильно делению на 2 и последующему умножению на 10. В этом случае, после деления на 2 вы просто переносите разряды (костяшки) на уровень выше. Умножение на большие числа осуществляется при помощи комбинации описанных методов.

Деление

Деление на русских счетах является достаточно сложной процедурой. Использовать для этого счеты иногда просто иррационально. Если пример удобный, допустим, необходимо разделить 280 на 2, тогда действительно, нужно просто из каждого ряда отодвинуть направо половину костяшек и тогда получится 140. Но иные примеры в большинстве своем требуют сложных алгоритмов и хорошего развития внимания и краткосрочной памяти.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Счеты –инструмент для вычислений, кажущийся на первый взгляд простым, который до сих пор используется по всему миру. Это полезное устройство для обучения людей с нарушениями зрения, а также для всех, кто хочет познакомиться с историческими корнями современного калькулятора. Прочитав эту статью, вы научитесь проводить вычисления с помощью счет.

  1. Изображение с названием Use an Abacus Step 1

    1

    Правильно поверните счеты. Обычные счеты состоят из двух рядов бусин, сгруппированных в столбцы, количество которых может меняться. Каждый столбец в верхнем ряду содержит одну или две бусины, в то время как в каждой колонке в нижнем ряду должно быть по четыре бусины. Когда вы начинаете вычисления, все бусины в верхнем ряду должны быть подняты, а бусины в нижнем ряду располагаться внизу. Бусинам в верхнем ряду присвоено значение 5, а каждая бусина в нижнем ряду означает число 1.

    • Как только вы поближе познакомитесь с функциями счет, вы можете присваивать разные значения бусинам в нижнем ряду, чтобы проводить более сложные расчеты. Бусины в верхнем ряду, тем не менее, должны иметь значение в 5 раз большее, чем бусины в нижнем ряду, чтобы метод счет работал.
  2. Изображение с названием Use an Abacus Step 2

    2

    Присвойте каждому столбцу числовой разряд. Так же как и в современном калькуляторе, каждая колонка бусин представляет собой разряд, с которого вы начинаете составлять число. Так, крайний столбец справа будет разрядом единиц (1-9), второй ряд справа – десятков (10-99), третий справа – сотен (100-999), и так далее.

    • В зависимости от ваших расчетов, вы также можете добавить десятичные позиции, которые вы будете отслеживать. Если вы хотите набрать число 12 345,67, цифра 7 будет в первом столбце, 6 – во втором, 5 – в третьем и т.д. Проводя вычисления, просто запомните, где находится десятичная позиция, отметив ее на счетах карандашом, или пропустите ряд и оставьте его пустым.
  3. Изображение с названием Use an Abacus Step 3

    3

    Начните вводить число. Чтобы ввести цифру, переместите одну бусину вверх. «Один» обозначается перемещением одной бусины нижнего ряда в крайнем правом столбце вверх, «два» – перемещением двух бусин, и т.д.

  4. Изображение с названием Use an Abacus Step 4

    4

    Произведите «замену 4 на 5.»[1]
    Так как в нижнем ряду всего лишь четыре бусины, чтобы перейти от четырех к пяти, нужно передвинуть бусину в верхнем ряду вниз и переместить также вниз все четыре бусины нижнего ряда. Счеты в этом положении правильно читаются как «пять.» Чтобы ввести «шесть», передвиньте одну бусину нижнего ряда вверх, таким образом, бусина верхнего ряда находится внизу (обозначая «пять»), и одна бусина нижнего ряда расположена вверху.

    • Этот принцип фактически един для всех разрядов счет. Перейдите с позиции «девять», при которой все бусины в первом ряду передвинуты вверх, а бусина в верхнем ряду находится внизу, к «десяти», когда поднята единственная бусина нижнего ряда второго разряда.
    • Приведем пример: число 12345 будет составлено одной бусиной верхнего ряда в разряде единиц, четырьмя поднятыми бусинами нижнего ряда в десятках, тремя поднятыми бусинами нижнего ряда в сотнях, двумя бусинами нижнего ряда в тысячах и одной бусиной нижнего ряда в десятке тысяч.
    • Можно забыть опустить бусины нижнего ряда при замене разряда, и тогда доска покажет неверное значение. Довольно легко отслеживать это при простых вычислениях, но когда вы переходите к более сложным арифметическим расчетам, это становится труднее.

    Реклама

  1. Изображение с названием Use an Abacus Step 5

    1

    Введите первое число. Допустим, вам нужно сложить 1234 и 5678. Введите 1234 на счетах, передвигая вверх четыре бусины в единицах, три бусины в десятках, и т.д.

  2. Изображение с названием Use an Abacus Step 6

    2

    Начните складывать слева. В отличие от традиционной арифметики, в которой вы начинаете с первой колонки и двигаетесь влево, счеты работают слева направо. Так, первыми цифрами, которые вы будете складывать, будут 1 и 5 в разряде тысяч, поэтому передвиньте одну бусину верхнего ряда соответствующего столбца вниз, чтобы добавить 5, и оставьте вверху одну бусину нижнего ряда, чтобы получить 6. Аналогично, опустите вниз бусину верхнего ряда в сотнях и поднимите еще одну бусину нижнего ряда, чтобы получить 8 в сотнях.

  3. Изображение с названием Use an Abacus Step 7

    3

    Произведите замену. Здесь понадобится немного хитрости. Так как сложение двух цифр в десятках даст 10, вам нужно перенести 1 в сотни, получив 9 в столбце. Далее, опустите все бусины вниз в десятках, оставив ноль.

    • В столбце единиц вы делаете, по сути, то же самое. 8 + 4 = 12, поэтому вы переносите единицу в десятки, где будет 1, оставляя 2 в единицах.
  4. Изображение с названием Use an Abacus Step 8

    4

    Подсчитайте бусины. У вас осталось 6 в столбце тысяч, 9 в сотнях, 1 в десятках и 2 в единицах: 1234 + 5678 = 6912.

  5. Изображение с названием Use an Abacus Step 9

    5

    Для вычитания проделайте ту же процедуру, но в обратном направлении. Заберите цифры из предыдущего столбца вместо того, чтобы переносить их. Допустим, вы вычитаете 867 из 932. После того, как вы ввели на счетах 932 (верхняя бусина вверху и четыре нижних бусин вверху в столбце сотен, три нижние бусины вверху в десятках и 2 нижние бусины вверху в единицах), начинайте отнимать столбец за столбцом слева.

    • 9 минус 8 равняется 1, поэтому оставьте одну бусину вверху в сотнях. В десятках вы не можете вычесть 6 из 3, поэтому заберите единицу в сотнях (оставляя там 0) и отнимите 6 от 13, получив 7 в десятках (верхняя бусина и 2 нижние бусины находятся вверху). Повторите то же самое с единицами, забирая бусину из десятков (получая там 6) для вычитания 7 из 12 вместо 2. В единицах должно получиться 5: 932 — 867 = 65.

    Реклама

  1. Изображение с названием Use an Abacus Step 10

    1

    Адаптируйте задачу с учетом счет.[2]
    В отличие от сложения, при умножении лучше начать с крайнего левого столбца счет. К примеру, вы умножаете 34 на 12. Вам нужно присвоить столбцам значения «3» «4» «X» «1» «2» «=» и оставить колонки справа от них пустыми для произведения. Для этой задачи вам необходимо как минимум три столбца.

    • Значения «X» и «=» должны быть просто местом, которое вы оставите пустым, чтобы отделить числа, поэтому, чтобы ввести «34 x 12 =», понадобится шесть столбцов на счетах.
    • На счетах нужно поднять 3 бусины в крайней левой колонке, 4 в следующей колонке, далее пустой столбец, одна бусина вверх, еще один пустой столбец и еще как минимум три столбца для результата умножения.
  2. Изображение с названием Use an Abacus Step 11

    2

    Умножайте чередующиеся столбцы. Порядок очень важен. Вы должны умножить первый столбец на первый столбец после разрыва, далее первый столбец на второй столбец после разрыва. Далее, вы умножаете второй столбец перед пробелом на второй столбец после пробела. Такая последовательность должна всегда соблюдаться.

  3. Изображение с названием Use an Abacus Step 12

    3

    Запишите произведение в правильном порядке. Сначала вы умножаете 3 на 1, записывая результат в первой колонке для ответа, которая в данном случае будет седьмой колонкой слева, учитывая каждую цифру и каждый столбец-пробел. Поднимите три бусины в этом седьмом столбце. Затем умножьте 3 на 2, записав ответ в восьмом столбце. Поднимите верхнюю бусину и одну нижнюю бусину в этом столбце.

    • На этом этапе начинаются сложности. Когда вы умножаете 4 на 1, вам нужно добавить результат в восьмой по счету столбец, он же второй столбец для ответа. Произведение 4 и 1 – это 4, и, так как вы добавляете 4 к 6 в этом столбце, вам необходимо перенести одну бусину в первую колонку для ответа, получив 4 в седьмой колонке и 0 в восьмой.
    • Умножьте последние две цифры в задаче, 4 и 2, и зафиксируйте результат в девятом столбце, поместив 8 в последней колонке для ответа, которая теперь читается как 4, пробел, 8, составляя ответ 408.

    Реклама

  1. Изображение с названием Use an Abacus Step 13

    1

    Чтобы разделить числа, оставьте место для ответа между делителем и делимым.[3]
    Деление – более динамичный процесс, чем умножение, и лучше всего работает, когда вы не оставляете пустого места между числами. Самая дальняя левая колонка счет будет делителем, числом, на которое делят. Следующие колонки справа нужно оставить для записи ответа.

    • Например, вы делите 34 на 2. Вы знаете, что ответ будет помещаться как минимум в 2 столбца, поэтому оставьте 2 колонки между 2 справа и 3 и 4.
    • Итак, чтобы ввести 34, деленное на 2, на счетах, у вас должно быть 2 в крайней левой колонке, два столбца для записи ответа, 3 в четвертом столбце и 4 в пятом.
  2. Изображение с названием Use an Abacus Step 14

    2

    Запишите частное. Возьмите первую цифру делимого (3) и делителя (2) в первой колонке для ответа. 2 входит в 3 один раз, поэтому запишите 1 во второй колонке.

  3. Изображение с названием Use an Abacus Step 15

    3

    Определите остаток. Далее, вам нужно умножить частное во второй колонке (1) на делимое в первой колонке (2), чтобы вычислить остаток. Результат (2) надо вычесть из четвертого столбца. Делитель сейчас должен быть 14.

  4. Изображение с названием Use an Abacus Step 16

    4

    Повторите процедуру. Зафиксируйте следующую цифру частного в третьем столбце, отнимая результат от делителя (в данном случае, уничтожая его). Ваша запись на счетах должна читаться как 2,1,7, оставляя делимое и частное, 17.

    Реклама

Советы

  • В японском соробане данный метод работает немного по-другому, с точки зрения того, как столбцы складываются и вычитаются, а «пять» бусин передвигаются не вверх, а вниз, однако все равно перемещаются слева направо тем же способом для проведения вычислений, а также работают по тому же принципу.
  • Если вы работаете с десятичными дробями, то колонку единиц можно переместить левее.
  • Если вы имеете дело с числами, в которых значения цифр в разряде единиц не важны из-за величины чисел, колонку единиц можно передвинуть правее (убрать из счетов).

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 98 387 раз.

Была ли эта статья полезной?

Как считать на счетах

В данной статье вы прочитаете, как научиться правильно считать на русских счетах. Вероятно, многие молодые люди ни разу не видели живьем такой арифметический инструмент, как счеты. А кто и видел, скорее всего, не знает, что с помощью этого инструмента можно научиться быстро складывать, вычитать и даже умножать и делить достаточно большие числа. Конечно, сегодня это не так актуально. Но в рамках раздела, посвященного устному счету, думаю, многим будет интересно прочитать о таком популярном приспособлении, облегчающем устный счет, но не исключающим его полностью.

Описание

Сложение

Вычитание

Умножение

Деление

Описание

Знаменитые деревянные счеты, изображенные на рисунке ниже, повсеместно использовались в СССР первые две трети двадцатого века в основном для операций сложения и вычитания. Как же кассиры и бухгалтера пользовались этими русскими счетами? Давайте разберемся. Если же вы умеете пользоваться счетами, то можете перейти сразу к описанию более сложных операций.

В исходном положении в «обнуленных» счетах все костяшки выровнены по правому краю (как показано на рисунке). Каждый ряд костяшек представляет собой разряд числа, единицы находятся над четырьмя костяшками. Выше единиц – десятки, сотни и т.д., ниже – четверти, десятые и сотые. С таким раскладом удобно считать деньги, где в ходу есть четвертаки (например, 25 копеек). Черным цветом выделены центральные костяшки (для удобства).

Картинка - как устроены русские счеты

Набор числа. Если мы хотим установить какое-нибудь число на счетах (для совершения с ним в дальнейшем арифметических действий), то необходимо просто передвинуть нужные костяшки налево. Например, для набора числа «3 251,5» передвигаем 2 четвертака (или 5 десятых), 1 единицу, 5 десяток, 2 сотни и 3 тысячи.

Как набрать число на счетах

Но набор числа, это только начало. По-настоящему пользоваться деревянными счетами, значит совершать арифметические операции.

Сложение:

Чтобы сложить на счетах два числа, нужно просто набрать костяшками одно число, а затем перенести налево каждый разряд второго числа, начиная с нижних рядов (именно с нижних!). Если вдруг выясняется, что костяшек в каком-то ряду не хватает, то в этом ряду нужно оставить столько костяшек, сколько не хватает, а на уровне выше перекинуть влево еще 1 костяшку. Чтобы лучше разобраться, как правильно складывать числа на счетах, смотрите пример ниже (987 + 134 = 1 121):

Как считать сумму на деревянных русских счетах

Вычитание:

Вычитание на счетах производится точно таким же образом как сложение, сверху вниз. Только если костяшек в ряду не хватает, в этом ряду нужно оставить (10-x) костяшек, где x-число нехвативших костяшек, а в ряду выше нужно убрать одну костяшку (сдвинуть ее вправо). Ниже смотрите пример, как правильно считать разность на русских счетах (121 – 98 = 23):

Как считать разность на деревянных русских счетах

Умножение:

Умножение на счетах является не самым быстрым и простым. В некоторых случаях, гораздо проще воспользоваться навыкамибыстрого умножения в уме. Однако в рамках данной статьи приведены некоторые методики умножения на деревянных счетах. Для того, чтобы умножить число на 2 или на 3, нужно просто сложить данное число с собой (при умножении на 2), и повторить эту процедуру при умножении на 3. Умножение на 4 производится как умножение на 2 с последующим умножением на 2 полученного результата. Что касается умножения на 5, как вы можете убедиться из этого урока, оно равносильно делению на 2 и последующему умножению на 10. В этом случае, после деления на 2 вы просто переносите разряды (костяшки) на уровень выше. Умножение на большие числа осуществляется при помощи комбинации описанных методов.

Деление на русских счетах является достаточно сложной процедурой. Использовать для этого счеты иногда просто иррационально. Если пример удобный, допустим, необходимо разделить 280 на 2, тогда действительно, нужно просто из каждого ряда отодвинуть направо половину костяшек и тогда получится 140. Но иные примеры в большинстве своем требуют сложных алгоритмов и хорошего развития внимания и краткосрочной памяти.

Как считать на счетах


Download Article


Download Article

The abacus (the suanpan is the most useful variety) is a deceptively simple calculating tool still used all over the world. It’s a useful learning device for the visually impaired, as well as for anyone who wants to learn the roots of the modern calculator. After learning the basics of counting on the abacus, you can quickly perform arithmetic like addition, subtraction, multiplication, and division.

  1. Image titled Use an Abacus Step 1

    1

    Orient your abacus properly. Each column in the top row should have one or two beads per row, while each column in the bottom row should have four. When you start, all of the beads should be up in the top row, and down in the bottom row. The beads in the top row represent the number value 5 and each bead in the bottom row represents the number value 1.[1]

  2. Image titled Use an Abacus Step 2

    2

    Assign each column a place value. As on a modern calculator, each column of beads represents a «place» value from which you build a numeral. So, the farthest column on the right would be the «ones» place (1-9), the second farthest the «tens» place (10-99), the third farthest the hundreds (100-999), and so on.[2]

    • You can also assign some columns to be decimal places if necessary.
    • For example, if you are representing a number like 10.5, then the furthest right column would be the tenths place (the first decimal place), the second column would be the ones place, and the third column the tens place.
    • Likewise, to represent a number like 10.25, the furthest right column would be the hundredths place, the second column would be the tenths place, the third the ones place, and the fourth the tens place.

    Advertisement

  3. Image titled Use an Abacus Step 3

    3

    Start counting with the beads in the lower row. To count a digit, push one bead to the «up» position. «One» would be represented by pushing a single bead from the bottom row in the farthest column on the right to the «up» position, «two» by pushing two, etc.[3]

    • You’ll find it easiest to use your thumb to move the beads in the bottom row, and your index finger to move the beads in the top row.
  4. Image titled Use an Abacus Step 4

    4

    Complete the «4/5 exchange.” Since there are only four beads on the bottom row, to go from «four» to «five,» you push the bead on the top row to the «down» position and push all four beads from the bottom row down. The abacus at this position is correctly read «five.» To count «six,» push one bead from the bottom row up, so the bead in the top row is down (representing a value of 5) and one bead from the bottom row is up.[4]

  5. Image titled Use an Abacus Step 16

    5

    Repeat the pattern for higher numbers. The process is essentially the same across the abacus. Go from «nine,» in which all the beads in the ones place are pushed up and the bead in the top row is pushed down, to «ten,» in which a single bead from the bottom row of the tens place is pushed up (while the beads in the ones place are pushed back to their starting or «0» position).

    • For example, 11 would have one bead in the second column pushed up, and another in the first column pushed up, all on the bottom row. Twelve would have one in the second column and two in the first column, all pushed up, and all on the bottom row.
    • Two hundred and twenty six would have two in the third column pushed up in the bottom row, and two in the second column pushed up in the bottom row. In the first column, one bead on the bottom row would be pushed up, and the bead on the top row would be pushed down.
  6. Advertisement

  1. Image titled Use an Abacus Step 5

    1

    Input your first number. Say you’ve got to add 1234 and 5678. Enter 1234 on the abacus by pushing up four beads in the ones place, three in the tens place, two in the hundreds place, and one in the thousands place.[5]

  2. Image titled Use an Abacus Step 6

    2

    Start adding from the left. The first numbers you’ll add are the 1 and the 5 from the thousands place, in this case moving the single bead from the top row of that column down to add the 5, and leaving the lower bead up for a total of 6. Likewise, to add 6 in the hundreds place, move the top bead in the hundreds place down and one bead from the bottom row up to get a total of 8.

  3. Image titled Use an Abacus Step 7

    3

    Complete an exchange. Since adding the two numbers in the tens place will result in 10, you’ll carry over a 1 to the hundred place, making it a 9 in that column. Next, put all the beads down in the tens place, leaving it zero.

    • In the ones column, you’ll do essentially the same thing. Eight plus 4 equals 12, so you’ll carry the one over to the tens place, making it 1. This leaves you with 2 in the ones place.
  4. Image titled Use an Abacus Step 8

    4

    Count your beads to get the answer. You’re left with a 6 in the thousands column, a 9 in the hundreds, a 1 in the tens, and a 2 in the ones: 1,234 + 5,678 = 6,912.

  5. Image titled Use an Abacus Step 9

    5

    Subtract by doing the addition process in reverse. Borrow digits from the previous column instead of carrying them over. Say you’re subtracting 867 from 932. After entering 932 into the abacus, start subtracting column-by-column starting on your left.

    • Eight from nine is one, so you’ll leave a single bead up in the hundreds place.
    • In the tens place, you can’t subtract 6 from 3, so you’ll borrow the 1 in the hundreds place (leaving it zero) and subtract 6 from 13, making it 7 in the tens place (the upper bead up and two lower beads).
    • Do the same thing in the ones place, «borrowing» a bead from the tens place (making it 6) to subtract 7 from 12 instead of 2.
    • There should be a 5 in the ones column: 932 — 867 = 65.
  6. Advertisement

  1. Image titled Use an Abacus Step 10

    1

    Record the problem on the abacus. Start at the farthest left column of the abacus. Say you’re multiplying 34 and 12. You need to assign columns to «3», «4», «X», «1», «2», and «=». Leave the rest of the columns to the right open for your product.[6]

    • The “X” and “=” will be represented by blank columns.
    • The abacus should have 3 beads up in the farthest column left, four up in the next farthest, a blank column, a column with one bead up, two beads up in the next, and another blank column. The rest of the columns are open.
  2. Image titled Use an Abacus Step 11

    2

    Multiply by alternating columns. The order here is critical. You need to multiply the first column by the first column after the break, then the first column by the second column after the break. Next, you’ll multiply the second column before the break by the first column after the break, then the second column before the break by the second column after the break.[7]

    • If you are multiplying larger numbers, keep the same pattern: start with the leftmost digits, and work to the right.
  3. Image titled Use an Abacus Step 12

    3

    Record the products in the correct order. Start recording in the first answer column, after the blank one for the “=” sign. You will keep moving beads on the right hand portion of the abacus as you multiply the individual digits. For the problem 34 x 12:[8]

    • First, multiply 3 and 1, recording their product in the first answer column. Push three beads up in that seventh column.
    • Next, multiply the 3 and the 2, recording their product in the eighth column. Push one bead from the upper section down, and one bead from the lower section up.
    • When you multiply the 4 and the 1, add that product (4) to the eighth column, the second of the answer columns. Since you’re adding a 4 to a 6 in that column, carry one bead over to the first answer column, making a 4 in the seventh column (four beads from the bottom section pushed up to center bar) and a 0 in the eighth (all beads in their original starting position: the top section bead pushed up, bottom section beads pushed down).
    • Record the product of the last two digits 4 and 2 (8), in the last of the answer columns. They should now read 4, blank, and 8, making your answer 408.
  4. Advertisement

  1. Image titled Use an Abacus Step 13

    1

    Leave space for your answer to the right of the divisor and the dividend. When dividing on an abacus, you will put the divisor in the left-most column(s). Leave a couple blank columns to the right, then put the dividend in the columns next to those. The remaining columns to the right will be used to do the work leading to the answer. Leave those blank for now.[9]

    • For example, to divide 34 by 2, count 2 in the left-most column, leave two blank columns, then put 34 over to the right. Leave the other columns blank for the answer section.
    • To do this, push two lower beads from the bottom portion up in the left-most column. Leave the next two columns alone. In the fourth column, push three beads from the bottom portion up. In the fifth column from the left, push four beads from the bottom portion up.
    • The blank columns between the divisor and the dividend are just to visually separate the numbers so you don’t lose track of what’s what.
  2. Image titled Use an Abacus Step 14

    2

    Record the quotient. Divide the first number in the dividend (3) by the divisor (2), and put it in the first blank column in the answer section. Two goes into 3 once, so record a 1 there.

    • To do this, push one bead from the bottom portion up in the first column of the answer section.
    • If you like, you can skip a column (leave it blank) between the dividend and the columns you want to use for the answer section. This can help you distinguish between the dividend and the work you do as you calculate.
  3. Image titled Use an Abacus Step 15

    3

    Determine the remainder. Next, you need to multiply the quotient in the first answer section column (1) by the dividend in column one (2) to determine the remainder. This product (2) needs to be subtracted from the first column of the dividend. The dividend should now read 14.

    • To make the dividend read 14, push two of the bottom portion beads currently pushed up to the center bar at the fifth column back down to their starting position. Only one bead in the lower portion of the fifth column should remain pushed up to the center bar.
  4. Image titled Use an Abacus Step 16

    4

    Repeat the process. Record the next digit of the quotient in the next blank column of the answer section, subtracting the product from the dividend (here, eliminating it). Your board should now read 2, followed by blank columns, then 1, 7, showing your divisor and the quotient, 17.

    • Two beads from the bottom portion of the left most column will be pushed up to the center bar.
    • This will be followed by several blank columns.
    • One bead from the bottom portion of the first answer section column will be pushed to the center bar.
    • In the next answer section column, two beads from the bottom portion will be pushed up to the center bar, and the bead from the top portion will be pushed down to it.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Is it good for children to use an abacus?

    wikiHow Staff Editor

    This answer was written by one of our trained team of researchers who validated it for accuracy and comprehensiveness.

    wikiHow Staff Editor

    wikiHow Staff Editor

    Staff Answer

    Yes, an abacus is a great tool for teaching children basic math. The different senses involved in using an abacus, like sight and touch, can also help reinforce the lessons.

  • Question

    Where was the abacus invented?

    wikiHow Staff Editor

    This answer was written by one of our trained team of researchers who validated it for accuracy and comprehensiveness.

    wikiHow Staff Editor

    wikiHow Staff Editor

    Staff Answer

    The type of abacus most commonly used today was invented in China around the 2nd century B.C. However, abacus-like devices are first attested from ancient Mesopotamia around 2700 B.C.!

  • Question

    My abacus has five beads on the bottom and two on the top. Why?

    Community Answer

    Your abacus is a Chinese abacus. It has more calculative ability than a Japanese Soroban abacus. However, the essentials are effectively the same, so these instructions should still work.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Article SummaryX

To use an abacus to add, first orient it by pushing 1 or 2 beads to the top of each row and 4 beads to the bottom of each row, which will set it back to zero. After you’ve oriented it, assign each a column a place value. For example, the furthest column on the right should be the ones place, like 1-9, and the second farthest column on the right should be the tens place, like 10-99. If you’re working with decimals, make sure to make the furthest column the tenths place. When you’re ready to start adding, push up the designated beads in each column to represent your first number. For example, if you’re adding 1,234 and 5,678, push up 4 beads in the ones column, 3 in the tens column, 2 in the hundreds column, and 1 in the thousands place to represent 1,234. Then simply lower the beads, starting in the thousands place, to add to the second number, 5,678. To learn how to do other functions on an abacus, like multiplying and dividing, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 2,140,257 times.

Did this article help you?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство петриковского рудника
  • Инструкция по судебному делопроизводству мирового судьи республики башкортостан
  • Магний б6 для чего назначают мужчинам взрослым инструкция по применению
  • Программа детокс от nl инструкция по применению
  • Инструкция к стиральной машине zanussi fje 904