Как оформить перераспределение земельного участка через госуслуги пошаговая инструкция

Электронные услуги

Полное название услуги

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой:

    Физические лица

    В качестве заявителей могут выступать физические лица, являющиеся собственниками земельных участков, в случае:
    — перераспределение таких земель и (или)
    земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой имеется
    договор о развитии застроенной территории, заключенный до 30 декабря 2020 г.,
    или договор о комплексном развитии территории,  осуществляется в целях приведения границ
    земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

    — перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
    — перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
    Представитель физического лица действует от его имени в соответствии с нотариально удостоверенной доверенностью, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
    Услуга предоставляется только зарегистрированным на Портале пользователям:
    Физическим лицам после получения ими стандартного или полного доступа к подсистеме «личный кабинет» Портала в соответствии с приложениями 2, 3 к постановлению Правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. № 23-ПП «О доступе физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц к подсистеме «личный кабинет» государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы» (далее — постановление Правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. № 23-ПП).

    Обращаем внимание, что государственная услуга на портале Мэра Москвы оказывается только в отношении земельных участков, расположенных на территории города Москвы. Для получения государственной услуги в отношении земельных участков, расположенных в других регионах Российской Федерации, требуется обращении на соответствующий региональный портал государственных услуг.

    Юридические лица

    В качестве заявителей могут выступать юридические лица, являющиеся собственниками земельных участков, в случае:

    — перераспределение таких земель и (или)
    земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой имеется
    договор о развитии застроенной территории, заключенный до 30 декабря 2020 г.,
    или договор о комплексном развитии территории,  осуществляется в целях приведения границ
    земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

    — перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

    — перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

    Руководитель юридического лица действует в соответствии с документом, подтверждающим полномочия руководителя юридического лица.

    Представитель юридического лица действует на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

    Услуга предоставляется только зарегистрированным на Портале пользователям:

    Юридическим лицам после получения ими доступа к подсистеме «личный кабинет» Портала в соответствии с приложением 4 к постановлению Правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. № 23-ПП.

    Обращаем внимание, что государственная услуга на портале Мэра Москвы оказывается только в отношении земельных участков, расположенных на территории города Москвы. Для получения государственной услуги в отношении земельных участков, расположенных в других регионах Российской Федерации, требуется обращении на соответствующий региональный портал государственных услуг.

    Индивидуальный предприниматель

    В качестве заявителей могут выступать индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, в случае:

    — перераспределение таких земель и (или)
    земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой имеется
    договор о развитии застроенной территории, заключенный до 30 декабря 2020 г.,
    или договор о комплексном развитии территории,  осуществляется в целях приведения границ
    земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

    — перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

    — перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

    Представитель индивидуального предпринимателя действует на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

    Услуга предоставляется только зарегистрированным на Портале пользователям:

    Индивидуальным предпринимателям после получения ими доступа к подсистеме «личный кабинет» Портала в соответствии с приложением 4 к постановлению Правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. № 23-ПП».

    Обращаем внимание, что государственная услуга на портале Мэра Москвы оказывается
    только в отношении земельных участков, расположенных на территории города
    Москвы. Для получения государственной услуги в отношении земельных участков,
    расположенных в других регионах Российской Федерации, требуется обращении на
    соответствующий региональный портал государственных услуг.

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

  • Перечень необходимых сведений:

    1. Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Запрос заполняется посредством внесения сведений, указанных в приложении к настоящему Регламенту, в интерактивную форму на Портале.
    Заявителем к интерактивной форме запроса прикрепляются электронные копии (электронные образы) документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.2 — 2.5.1.1.7 настоящего Регламента, в формате Portable Document Format, с использованием архивации файлов zip.
    Электронные копии (электронные образы) документов должны быть заверены средствами электронной подписи заявителя, являющегося юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, представителя заявителя или иного лица, уполномоченного в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
    Заявление с приложенными электронными копиями (электронными образами) документов подписывается заявителем (представителем заявителя) с использованием электронной подписи.
    В случае обращения за предоставлением государственной услуги физического лица подписание запроса с приложенными электронными образами документов с использованием электронной подписи не является обязательным.
    Документы, требующие нотариального удостоверения в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны быть удостоверены квалифицированной электронной подписью нотариуса в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I.

    2. Документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Предоставляется при подаче запроса представителем заявителя.

    3. Документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени заявителя или представителя заявителя, являющегося юридическим лицом, за исключением обращения за предоставлением государственной услуги лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Предоставляется в случае обращения за предоставлением государственной услуги лица от имени заявителя или представителя заявителя, являющегося юридическим лицом.

    4. Схема расположения земельного участка (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Предоставляется в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. При этом максимальный размер земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки города Москвы не должен превышать 3 000 кв.м.

    5. Нотариально удостоверенные копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Предоставляется в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

    6. Согласие землепользователей, землевладельцев, залогодержателей земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Представляется в случае, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц.

    7. Заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Предоставляется в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

  • Сроки предоставления услуги

    45 рабочих дней

    Срок приостановки: 90 рабочих дней

    Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является:
    — Внесение изменений в
    сведения Единого государственного реестра недвижимости в части
    перераспределения земельных участков или земель.

    Срок приостановки: 23 рабочих дня

    Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является:

    — Подписание заявителем с
    использованием электронной подписи в «личном кабинете» на Портале соглашения о
    перераспределении земельных участков и внесение оплаты.

    Срок приостановки: 20 рабочих дней

    Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является:

    — Направление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, и земельного участка, находящегося на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельных участков (использование земельных участков для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, строительных лесов, организация подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более одного метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство) в случае выявления таких признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в процессе предоставления государственной услуги, а также о выявленных признаках незаконно размещенных объектов недвижимости на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы, и земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, используемых по их целевому назначению.

    Срок приостановки: 10 рабочих дней

    Присвоение адреса зданию,
    сооружению, объекту незавершенного строительства и земельному участку.

    Срок приостановки: 5 рабочих дней

    Поступление от заявителя протокола разногласий к соглашению о перераспределении земельных участков.

  • Результат оказания услуги

    1. Направление решения об отказе в предоставлении государственной услуги

    Выдается:

    • Решение об отказе в предоставлении государственной услуги
      (оригинал, 1 шт.)

    2. Направление соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

    Выдается:

    • Соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
      (оригинал, 1 шт.)

  • Формы получения

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2023 года.

Правила образования земельных участков в 2023 году

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2023 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2023 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Основные два варианта перераспределения земельных участков

  • Собственниками участков являются физические или юридические лица.

В данном случае заинтересованным лицам необходимо провести комплекс кадастровых работ и подписать между собой соглашение о перераспределении земельных участков.

  • Собственниками с одной стороны выступают физическое/юридическое лицо, а с другой — муниципальное образование.

Наиболее распространенная, но и более сложная процедура. Включает в себя согласование проектной схемы перераспределения с отделом архитектуры муниципального образования.

Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2023 года

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2023 года? По закону нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2019 года упразднили и заменили на садовый участок. Другие новшества в законодательстве касаются общих изменений в системе кадастра. Они связаны со вступлением в силу с 16.09.2019 закона 150-ФЗ (от 17.06.2019), который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан.  Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.

Порядок действий при перераспределении участков

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.

Заявление о перераспределении земельных участков

Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.

В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  • выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
  • проект межевания территории
  • схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).

Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

кто оформляет перераспределение земельных участков

Кто оформляет перераспределение земельного участка

Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.

Для того, чтобы оформить межевание следует выбрать кадастровую компанию или кадастрового инженера в своем регионе из каталога кадастровых организаций. По ссылке вы найдете бесплатный и удобный онлайн сервис — калькулятор цен на кадастровые услуги, с помощью которого можно выбрать исполнителя кадастровых работ.

Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.

Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.

Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя (в случае если основания для отказа в приеме документов не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга);
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Комитета, федерального Портала либо Портала), в Комитет, МФЦ, либо в Комитет по информатизации и связи, являющийся учредителем МФЦ (КИС).

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета подаются в Комитет.

Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ подаются в МФЦ. МФЦ направляет указанные жалобы в течение трех рабочих дней со дня их регистрации на рассмотрение в КИС.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего, сотрудника СПб ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга», руководителя Комитета, может быть направлена:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством: официального сайта Комитета федерального Портала либо Портала; при личном приеме заявителя в Комитете или ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»

Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ может быть направлена:

  • по почте;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Портала;
  • при личном приеме заявителя в МФЦ.

При подаче жалобы:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.

При подаче жалобы через МФЦ, МФЦ обеспечивает ее передачу в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и указанным органом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Рассмотрение жалоб

Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе, МФЦ.

Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом, в ведении которого находится соответствующее учреждение (организация).

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ рассматривается МФЦ.

Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ рассматривается КИС.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, его руководителя и (или) работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет, МФЦ, КИС либо вышестоящий орган подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом, МФЦ, КИС.

В случае обжалования отказа Комитета, МФЦ, работника МФЦ в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления рассмотрения жалобы, в указанном пункте указывается также перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет, МФЦ, КИС принимает одно из следующих решений:

  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.

В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых КИО, СПб ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга», СПб ГКУ «МФЦ», КИС в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.

В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

Указанное решение принимается в форме акта Комитета, МФЦ, КИС.

По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.

При удовлетворении жалобы Комитет, МФЦ, КИС принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, МФЦ, КИС, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, КИС или работником МФЦ, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Комитета, КИС, работника МФЦ, наделенного полномочиями по рассмотрению жалоб, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо Комитета, СПб, КИС, работник МФЦ, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Комитет, КИС, МФЦ отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет, КИС, МФЦ вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа Комитет, КИС, МФЦ в течение 3 (трех) рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих, МФЦ, работников МФЦ осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).

Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг МФЦ подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ .

Жалоба заявителя на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, поданная заявителем в МФЦ, рассматривается МФЦ в соответствии с Законом №59‑ФЗ.

прирезка земельного участка
статья обновлена 14 сентября 2022 года

После 01.03.2015 прирезка земельного участка или перераспределение участков стала способом увеличения площади используемой земли.

Прирезка земельного участка увеличивает его площадь за счет земель, примыкающих к основному (используемому) участку.

Что такое прирезка земельного участка?

В земельном кодексе такого понятия — прирезка земельного участка, не существует.

Прирезка земельного участка — это обывательское название юридического термина — перераспределение земельных участков.

В результате перераспределения земельных участков на месте основного участка появляется новый участок.

Новый земельный участок по площади больше изначального (основного).

Иными словами, основной участок перестает существовать. На его месте появляется новый участок с увеличенной площадью.

Перераспределение земельных участков возможно если земля в собственности.

Перераспределение земельных участков можно разделить на 2 вида:

1-ый вид: перераспределение государственных или муниципальных земельных участков между собой.

2-ой вид: перераспределение государственных или муниципальных участков и участков, находящихся в частной собственности.

Первый вид перераспределения земель для нас неинтересен. Потому что он не приводит к увеличению участков, находящихся в собственности граждан и/или организаций.

Второй вид перераспределения земель вызывает интерес. С его помощью можно увеличить свой участок.

В этой статье рассмотрим перераспределение земельных участков 2-ого вида.

То есть  перераспределение государственных или муниципальных участков и участков, находящихся в частной собственности.

Прирезка земельного участка 2-го вида позволяет расширить участок за счет прилегающей муниципальной или государственной земли.

4 основания, когда допускается прирезка земельного участка.  

Перераспределение земель или прирезка земельного участка возможна в 4-х случаях:

а) Прирезка земельного участка в границах застроенной территории.

В отношении территории должен быть действующий договор о развитии застроенной территории.

Перераспределение земельных участков используют для приведения границ участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.

Иными словами. Если в отношении застроенной территории заключили договор о ее развитии, то возможно перераспределение земельных участков.

По данному основанию прирезка земельного участка производится, чтобы привести границы в соответствие с проектом межевания.

Данное основание нам не очень интересно. Потому что не часто встречается в подавляющем большинстве населенных пунктов.

б) Перераспределение земельных участков допускается, когда земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства.

Речь идет об объектах капитального федерального, регионального или местного значения.

Объект капитального строительства — сокращенно ОКС.

Полный перечень ОКС, при образовании которых возможно перераспределение, смотрите в статье 49 ЗК РФ.

Среди этих объектов можно выделить:

  • автомобильные дороги,
  • объекты обороны,
  • объекты транспорта, связи и т.д.

Очень часто перераспределение земель по данному основанию сопутствует с изъятием земельных участков.

Участки изымаются для государственных или муниципальных нужд.

Данное основание тоже не интересно для нас. Оно не позволяет гражданам увеличивать свои участки за счет прирезки.

в)  Перераспределение земельных участков и земель на территории с утвержденным проектом межевания.

Проект межевания устанавливает однообразные размеры и форму границ земельных участков.

Другими словами, проект межевания упорядочивает размещение земельных участков. Эти участки приобретают границы правильной формы и единообразные размеры.

Перераспределение земельных участков по проекту межевания допускается для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ и чересполосицы.

Иными словами. Перераспределение имеет цель упорядочить земельные участки на территории, для которой утвердили проект межевания.

Если участок приобрели до утверждения проекта межевания, то можно перераспределить землю. Перераспределенный участок будет соответствовать упорядоченным участкам.

В любом случае, площадь нового земельного участка не может превышать максимальный  размер. Предельный размер земельного участка устанавливают в Правилах землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки — сокращенно ПЗЗ. Правила землепользования и застройки принимают и утверждают в муниципальном образовании.

Данное основание имеет для нас интерес. Потому что в отдельных случаях такое перераспределение приводит к увеличению площади участка.

Однако, территорий с утвержденными проектами межевания значительно меньше территорий, где проекты не утверждаются. Поэтому данное основание имеет мало случаев для практического применения.

г) Перераспределение земельных участков под ЛПХ, огородничество, садоводство и ИЖС.

До 01.01.2019 года к этому основанию относилось и дачное хозяйство. Но с указанной даты понятие дачного участка исключено из земельного законодательства.

Данное основание прирезки земельного участка является самым подходящим для большинства граждан.

Если вы являетесь собственником земельного участка предназначенного:

  • для ведения личного подсобного хозяйства,
  • ведения огородничества,
  • для ведения садоводства,
  • строительство индивидуального жилого дома,

то у вас есть право увеличить участок за счет прирезки дополнительной территории. Безусловно, при наличии свободной земли, примыкающей к участку.

Основное условие такой прирезки: площадь нового участка не должна превышать предельные размеры.

Как упоминал ранее, предельные размеры участков смотрите в Правилах землепользования и застройки.

Допустим, площадь участка под ИЖС составляет — 12 соток. В Правилах землепользования и застройки населенного пункта установлена максимальная площадь — 15 соток.

Это означает, что допустимо прирезать к участку не более  3 соток земли. При условии, что вокруг участка есть свободная земля с такой площадью.

Обратите внимание.

Если хотите прирезать к участку достаточно большой кусок земли, то возрастает риск получить отказ.

В такой ситуации, целесообразно не прирезать землю к существующему участку, а получать ее как отдельный участок.

Получить участок без торгов можно через предварительное согласование.

Первый шаг в этом направлении — сформировать Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Сформировать . . .

Бонус к готовому заявлению — краткая пошаговая инструкция.

Рассмотрим данное основание более подробно, но предварительно выясним следующий вопрос:

Чем перераспределение земель отличается от перераспределения земельных участков?

При перераспределении земель к основному участку присоединяется свободная земля, то есть территория, которая не имеет границ, и не состоит на кадастровом учете.

При перераспределении земельных участков к основному участку присоединяется другой участок, который принадлежит муниципалитету или государству.

Иными словами, при перераспределении земли вы присоединяете к участку не учтенную в кадастре землю.

При перераспределении земельных участков, присоединяете к участку другой сформированный участок, который имеет границы.

Как оформить прирезку участка под ИЖС, огород, ЛПХ, садоводство?   

Как уже упоминалось: прирезать к участку дополнительный кусок земли может только собственник участка.

Арендаторы и лица, владеющие участком на праве безвозмездного пользования, не имеют права на прирезку земельного участка.

Для прирезки земли нужно заключить соглашение с администрацией. В данном случае администрация это собственник земли, которую прирезают к участку.

Как правило, в населенных пунктах земля является муниципальной. Поэтому будем рассматривать соглашение с местной администрацией.

Соглашение о перераспределении земель готовит сама администрация.

Важно убедиться, чтобы в соглашении указали, что на вновь образуемый участок возникает право частной собственности.

Иными словами, гражданин приобретает право собственности на новый увеличенный в площади участок.

Оформление прирезки земельного участка состоит из 6-ти этапов.

Обратите внимание.

Описываемая процедура относится к 4-му основанию. То есть прирезка к участку ИЖС, ЛПХ, огород, садоводство, при отсутствии утвержденного проекта межевания.

1-ый этап.

Подготовка схемы расположения земельного участка.

Первым делом необходимо подготовить Схему расположения земельного участка.

Схему можно подготовить самостоятельно.

Кто имеет доступ к видео инструкции, знают, как готовится Схема для получения участка.

Отличие Схемы для прирезки от Схемы для получения участка состоит в следующем.

Для прирезки охватываете контуром нового участка исходный участок и территорию, которую присоединяете.

Будьте готовы, что чиновники в администрации станут навязывать услуги прикормленных кадастровых инженеров. Чтобы те сделали схему.

Можете пойти на поводу у чиновников и заказать схему у обозначенных кадастровых инженеров.

При этом нужно понимать следующее.

Схема, подготовленная кадастровым инженером, не дает 100% гарантию, что ее утвердят в администрации.

Иными словами, не факт, что схема кадастрового инженера успешно пройдет процедуру прирезки.

В инструкции для пользователей онлайн сервиса по формированию Заявления о прирезке, показаны 3 способа как подготовить Схему.

Один из 3-х способов вам обязательно пригодится.

2-ой этап.

Формируем заявление на перераспределение земельных участков.

Необходимо подготовить заявление и подать его в местную администрацию.

Заявление о прирезке участка готовим одним из 3-х способов.

  • 1-ый способ. Изучаем статью 39.29 ЗК РФ. В ней указано, что должно содержаться в заявлении. Затем пишем текст.
  • 2-ой способ. Онлайн за 3 минуты формируем Заявление через сервис. Получаем бонус в виде пошаговой инструкции,
  • 3-ий способ. Ищем в интернете и используем чужой шаблон.

Подготовка заявления 2-м способом через сервис наиболее проста и безопасна, потому что:

  • не нужно тратить время на изучение Земельного кодекса,
  • вы застрахованы от ошибок, которые могут быть в чужом шаблоне.

Сделать сейчас

К заявлению следует приложить:

  • копию правоустанавливающих документов на земельный участок.

Иными словами, документы, подтверждающие право собственности на участок.

Прикладывать копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов не обязательно, если право собственности зарегистрировано в ЕГРН.

Проверить наличие зарегистрированного в ЕГРН права собственности можно онлайн.

Для этого достаточно получить выписку из ЕГРН.

  • схему расположения земельного участка.

Напомню, что мы рассматриваем ситуацию, когда нет утвержденного проекта межевания территории.

  • документ, подтверждающий полномочия представителя.

Если вы подаете заявление через представителя, то необходимо приложить доверенность.

3-й этап.

Проверка заявления на предмет соответствия установленным требованиям

Если заявление по содержанию не соответствует статье 39.29 ЗК или не приложены документы, заявление  возвратят.

Заявление также вернут в случае подачи в неуполномоченный орган.

Срок возврата — в течение 10 дней со дня поступления заявления.

В случае возврата, чиновники должны указать все основания, по которым заявление было возвращено.

Иными словами, у чиновников нет «старой» уловки, каждый раз возвращать документы по разным основаниям.

Сейчас администрация обязана указывать все основания для возврата заявления. Это облегчает исправление заявления и повторную подачу.

4-ый этап.

Принятие решения по заявлению о перераспределении земель.

В течение 30 дней с момента получения заявления администрация выполняет одно из следующих действий.

  • Принимает решение об утверждении Схемы и направляет решение заявителю вместе со схемой.

Данное решение может оформляться в виде постановления (распоряжения) главы администрации.

Обратите внимание. Администрация должна предоставить вам оригинал решения и утвержденную Схему.

Не доверяйте ничьим устным заверениям, что принято положительное решение. Чиновники за слова не отвечают.

Если получили положительное решение и утвержденную схему, то переходите к следующему 5-му этапу.

  • Направляет письменное согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с проектом межевания.

Указанное согласие администрация направляет в случае, если заявляли о перераспределении участка по 3-му основанию. То есть на территории, где утвержден проект межевания.

Мы рассматриваем процедуру прирезки земли по 4-му основанию. То есть для участков ЛПХ, ИЖС, огородничество и садоводство, где нет утвержденного проекта межевания. Поэтому не будем акцентировать внимание на этом пункте.

  • Принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ перечислено 13 оснований, когда отказывают в перераспределении земельных участков.

Далее рассмотрим эти основания, а также способы, как минимизировать риск получения отказа.

5-ый этап.

Выполнение кадастровых работ.

После получения положительного решения проводите кадастровые работы и ставьте новый участок на учет.

Эту процедуру, в отличие от подготовки Схемы расположения земельного участка, нельзя сделать без кадастрового инженера.

Поэтому, нанимайте кадастрового инженера (желательно не первого встречного). Ставьте ему задачу по выполнению кадастровых работ и постановке участка на учет.

По результатам, вы должны иметь на руках кадастровый паспорт нового участка.

Указанный паспорт нужно представить в администрацию.

Кадастровый паспорт целесообразно передавать в администрацию с сопроводительным письмом.

На 2-ом экземпляре письма администрация поставит входящий штамп с датой. Второй экземпляр сопроводительного письма сохраните у себя.

С этой даты будет отсчитываться 30-дневный срок. В течение этого срока чиновники должны предоставить Соглашение о перераспределении земельного участка.

Текст сопроводительного письма может быть такой:

В администрацию

от

ФИО,

место жительства,

телефон.

УВЕДОМЛЕНИЕ

Направляю кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером _____________ для заключения Соглашения о перераспределении земельных участков на основании решения № ____ от «__»______ 2019 года об утверждении  Схемы расположения земельного участка.

Приложение: кадастровый паспорт – 1 экз. на ___ листах.

ФИО                                                                подпись                               дата.   

Если передавать кадастровый паспорт без сопроводительного письма, то рискуете, что чиновники «протянут резину» или потеряют документы. Но при этом без тени смущения скажут, что ничего не получали.

6 этап.

Заключение соглашения о перераспределении земель.

В течение 30 дней с передачи документов в администрацию получите Соглашение о перераспределении земельного участка.

Как только получили Соглашение,  у вас есть 30 дней на подписание и направление в администрацию.

Направлять Соглашение целесообразно с сопроводительным письмом. На 2-ом экземпляре администрация  должна поставить входящий штамп с датой.

Обратите внимание. Администрация может отказать в заключении соглашения.

Отказ в заключении соглашения возможен, если площадь участка в кадастровом паспорте окажется больше площади на Схеме.

Для отказа необходимо расхождение площади более чем на 10%. Менее десяти процентов допускается.

Чтобы избежать данной проблемы необходимо проконтролировать кадастрового инженера. Он должен соблюдать предельный лимит расхождения площади.

Отказ в перераспределении земель.

Как упоминал ранее, в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ установлено 13 оснований отказа.

По этим основаниям могут отказать в перераспределении земельных участков.

1. Подано заявление о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 кодекса.

Данное основание относится к 1-ому виду  перераспределения земельных участков. То есть к перераспределению государственных и муниципальных участков между собой.

1-ый вид перераспределения земель не относится к частным участкам. Поэтому для нас он не особо интересен.

2. Отсутствует письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Если прирезаете участок сданный аренду или заложенный в банке, то получите письменное согласие.

Иными словами, арендатор или банк должны дать согласие на перераспределение земельного участка.

Без этого согласия в прирезке могут отказать.

Если участок не обременен правами 3-х лиц, то данное основание отказа неприменимо.

3. На участке, возникающем в результате прирезки, есть недвижимость или объект незавершенного строительства, принадлежащий 3-им лицам.

Чтобы избежать данного основания отказа выполняйте простое правило.

При подготовке Схемы не охватывайте контурами нового участка чужие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

Из этого правила есть исключения, которые связаны с сервитутами. Но сервитут это отдельная большая тема, которую нужно описывать в отдельном материале.

Если в комментариях будет достаточно вопросов по сервитутам, то подготовлю отдельный материал по этой теме.

4. Прирезка участка осуществляется за счет земель и/или участков изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Если прилегающая земля изъята из оборота или ограничена в обороте, то в прирезке откажут.

Как узнать, изъята прилегающая земля из оборота или ограничена в обороте?

В-первую очередь. Ознакомьтесь с перечнем земель, которые изъяты или ограничены в обороте.

Посмотреть перечни можно в пунктах 4 и 5 статьи 27 ЗК РФ. В них перечислены земли, которые прирезать к участку не удастся.

Во вторую очередь. На Публичной кадастровой карте проверьте участок на наличие вокруг него земель из вышеуказанных перечней.

Случаев примыкания к частному участку земель из числа изъятых или ограниченных в обороте не так много. Поэтому данное основание отказа не самое распространенное.

5. Прирезка участка осуществляется за счет земель и/или земельных участков зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Резервирование земель может осуществляться по решению федеральных, региональных и местных властей.

По законодательству (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд») решения властей о резервировании земель должны регистрироваться в Рорсеестре.

Отсюда можно сделать вывод, что информация о резервировании земель должна отображаться на Публичной кадастровой карте.

Однако, учитывая, как исполняются законы, опрометчиво полагаться исключительно на Росреестр и ПКК.

Для выяснения вопроса о зарезервированных землях целесообразно посмотреть на сайте администрации постановления на эту тему. Либо направить официальный запрос в администрацию.

6. Перераспределение осуществляется за счет участка выставленного на аукцион или участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании.

Если прирезаете к своему участку землю:

  • за счет участка, который выставлен на аукцион,
  • или за счет участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании и 2 летний срок действия данного решения не истек,

то в прирезке будет отказано.

Наличие объявленного аукциона можно проверить на сайте torgi.gov.ru. Либо через поисковые системы Яндекс, Google, путем поиска по кадастровому номеру участка, который планируете прирезать.

Определить наличие решений о предварительном согласовании можно 3 способами, которые показал в 2-х видео.

7. Прирезка осуществляется за счет участков, в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании или о предоставлении участка и решения об отказе еще не приняты.

Данное основание отказа похоже на предыдущее, но имеет одно отличие.

В прирезке участка будет отказано в 2-х случаях.

  • Если схема охватывает участок, в отношении которого начата, но не закончена процедура предварительного согласования,
  • Схема охватывает участок, в отношении которого начали, но не завершили процедуру предоставления участка.

Для справки.

Предварительное согласование – это процедура, в ходе которой есть возможность получить земельный участок без торгов.

По данной процедуре есть готовые пошаговые инструкции.

К сожалению, в силу непрозрачности деятельности властей, со 100% уверенностью установить, что кто-то запустил процедуру предварительного согласования или предоставления участка, примыкающего к вашей земле, очень сложно.

Даже если прокачали сайт torgi.gov.ru, сайт местной администрации и другие источники, всегда остается вероятность, что какой-то чиновник «затупил» и своевременно не обнародовал сведения. Либо обнародовал их так, что с собаками не найдешь.

Поэтому целесообразно учитывать риск отказа по данному основанию.

8. Площадь нового участка превышает предельные максимальные размеры.

Об этом основании отказа уже упоминал ранее.

Суть его состоит в том, что в каждом населенном пункте принимаются свои Правила землепользования и застройки.

В этих Правилах устанавливаются предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков.

Найти ПЗЗ можно на сайте местной администрации.

Правила землепользования и застройки

На скриншоте видно, что для зоны Ж-1, предусматривающей ИЖС, действуют минимальные размеры участков — 6 соток. А максимальные размеры – 20 соток.

Таким образом. Площадь нового участка ИЖС, полученного в результате перераспределения, не может превышать 20 соток. Данный вывод применим только для населенного пункта, где действуют указанные ПЗЗ.

9. Новый земельный участок образуется за счет земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, установленных статьей 11.9 ЗК РФ.

Данное основание, на мой взгляд, является самым трудным препятствием на пути получения положительного решения о перераспределении участка.

Попробуем в нем разобраться.

Камнем преткновения может стать размер площади земли, на которую увеличивается участок в результате перераспределения.

Как уже говорилось ранее, Правила землепользования и застройки устанавливают минимальные размеры земельных участков.

Если увеличиваете участок на размер площади больше минимального размера, установленного в ПЗЗ, то это может стать основанием для отказа.

Чиновники, пользуясь вышеуказанным основанием, могут отказать в прирезке по причине того, что из площади присоединяемой земли можно образовать самостоятельный участок.

Например.

Допустим, минимальный размер участка согласно ПЗЗ составляет 4 сотки. Вы хотите увеличить свой участок площадью 6 соток до 10 соток, то есть прирезать к участку дополнительные 4 сотки.

В этом случае, вы рискуете получить отказ, потому что из площади, на которую увеличивается участок, можно сформировать самостоятельный участок.

Как минимизировать риск получения отказа по данному основанию?

  • Провести прирезку земли площадью менее минимального размера участка, установленного в ПЗЗ.
  • Прирезать землю к участку со всех или нескольких сторон, чтобы контур присоединяемой территории не имел правильной формы. Например, увеличивать участок за счет расширения границ своего участка с 4-х, либо 3-х сторон, в крайнем случаем с 2-х сторон. Если будете увеличивать участок путем присоединения земли с одной стороны, то есть фактически присоединяете смежную территорию, то при превышении минимального размера, можно получить отказ.

Кроме этого, необходимо соблюдать следующие требования:

  • границы участка не должны пересекать границы муниципального образования,  территориальных зон, лесничеств, лесопарков;
  • новые границы участка не должны препятствовать разрешенному использованию объектов недвижимости;
  • прирезка не должна приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.

Иными словами, не нужно в погоне за лишними сотками впадать в безумное стяжательство, потому что разумный подход позволит минимизировать риск отказа.

10. Границы земельного участка подлежат уточнению.

Многие земельные участки имеют статус – ранее учтенный.

Проверить статус участка можно на публичной кадастровой карте.

перераспределение земельных участков

Если участок имеет статус – ранее учтенный, то прежде чем затевать прирезку, необходимо провести межевание, чтобы уточнить границы участка.

11. Нарушения при составлении схемы расположения земельного участка.

В прирезке земельного участка откажут, если имеются основания для отказа в утверждении схемы.  Правовые основания смотрите в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

В отдельной статье: Утверждение схемы земельного участка детально показано, как избежать 5 оснований отказа.

Используйте данные подсказки, потому что они помогут составить Схему и пройти процедуру прирезки без отказов.

12. Схему расположения земельного участка сделали с нарушением требований к образуемым земельным участкам.

Либо схема не соответствует проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Данное основание по своему содержанию во многих аспектах перекликается с вышерассмотренными основаниями отказа.

В статье: Утверждение схемы земельного участка, найдете способы и инструменты, как подготовить правильную Схему, соответствующую требованиям землеустроительной документации.

Не так страшен черт, как его малюют.

13. На территории утвердили проект межевания.

Допустим планируете осуществить прирезку на основании Схемы расположения земельного участка. В этом случае, на территории, где располагается участок, не должно быть утвержденного проекта межевания.

Проверить наличие или отсутствие утвержденного проекта межевания территории достаточно просто.

Как узнать, утверждался ли проект межевания территории?

Установить наличие или отсутствие утвержденного проекта межевания можно 3 способами.

  • В поисковой строке Яндекса и/или Google наберите номер кадастрового квартала. Безусловно, используйте номер квартала, где располагается земельный участок.
  • На сайтах местной администрации и регионального правительства поищите нормативные документы об утверждении проектов межевания территории. Обычно такие нормативные документы принимают в форме постановлений.
  • Направьте в администрацию письменный запрос. В запросе спросите: утверждался ли проект межевания для квартала, где находится земельный участок.

Обычно, при наличии утвержденного проекта межевания, поисковые системы выдадут текст постановления об утверждении проекта межевания. Органы власти публикуют подобные документы.

Допустим, в первой десятке результатов поисковой выдачи нет постановления об утверждении проекта межевания. Тогда, с высокой степенью вероятности можно сделать вывод, что проект не утверждался.

Тем не менее, если поисковые системы выдают отрицательный результат, целесообразно поискать его на сайте администрации. Или сделать письменный запрос в администрацию.

И в завершении, рассмотрим вопрос:

Сколько стоит прирезка земельного участка?

Единой стоимости перераспределения земель не существует. Федеральная, региональная и местная власти для своих земель устанавливают свои порядки определения стоимости.

Например, для федеральных земель размер платы будет составлять 15% от кадастровой стоимости.

Иными словами. Если прирезаете к участку федеральную землю, то за прирезку придется заплатить 15% кадастровой стоимости.

Чтобы рассчитать примерную стоимость прирезки, можно на Публичной кадастровой карте узнать кадастровую стоимость соседних участков.

Затем вычислить кадастровую стоимость одной сотки. После этого, полученную величину умножить на количество соток, которые планирует прирезать.

Если сумма устраивает, то можно приступать к процедуре перераспределения.

С муниципальными и региональными землями ситуация несколько сложнее. В каждой области, районе устанавливают свой размер платы за прирезку земли.

Информацию о размере платы за прирезку земли необходимо искать на официальном сайте администрации.

Либо направить запрос в администрацию.
Желаю успешно расширить владения за счет прирезки земельного участка

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство предприятия реферат
  • Samsung холодильник двухкамерный инструкция по эксплуатации
  • Деринат натрия в ампулах инструкция по применению
  • Water distiller 750w инструкция на русском
  • Tarrington house mwd5820g инструкция по применению