Как осуществляется руководство гражданской обороной в нашей стране обж 10 класс кратко

Как осуществляется руководство гражданской обороны в нашей стране?

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Как осуществляется руководство гражданской обороны в нашей стране? …» по предмету 📙 ОБЖ, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » ОБЖ » Как осуществляется руководство гражданской обороны в нашей стране?

Обновлено: 22.04.2023

Гражданская оборона (ГО) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С момента своего появления гражданская оборона всегда являлась составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения и объектов экономики страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Своё предназначение гражданская оборона наиболее полно может осуществлять вместе с Вооружёнными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооружённого воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.

В СССР защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой комплекса защитных сооружений, созданием запасов средств индивидуальной защиты, проведением эвакуации из крупных городов, оповещением об опасности нападения противника 1 .

Гражданская оборона в современных условиях является составной частью системы национальной безопасности и обороноспособности страны.

В настоящее время характер и способы решения международных и других проблем с применением вооружённой борьбы, а также методы её ведения меняются. Возможные войны будут проходить преимущественно в региональном масштабе и отличаться высокой интенсивностью, скоротечностью, избирательностью и степенью поражения высокоточными средствами. Усиливаются угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  • обучение населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

Выводы

  1. Гражданская оборона — составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны.
  2. Свои функции гражданская оборона Российской Федерации наиболее полно может осуществлять вместе с Вооружёнными Силами Российской Федерации.
  3. Одна из существенных задач гражданской обороны — проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вопросы

  1. Для чего предназначена гражданская оборона? Обоснуйте свой ответ.
  2. Когда и с какой целью была создана гражданская оборона в нашей стране?
  3. Какие основные задачи в первую очередь решает гражданская оборона по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?
  4. Как осуществляется руководство гражданской обороной в нашей стране?

Задания

Дополнительные материалы к § 30

Об этапах создания гражданской
обороны в СССР и мире

Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная её часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.

МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждения населения об угрозе нападения с воздуха и оповещения, когда угроза миновала; осуществления маскировки населённых пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидации последствий нападения с воздуха; подготовки бомбоубежищ и газоубежищ для населения и др.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налётов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налётов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьёзных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.

В 1950-е гг. в арсенале государств появилось новое оружие -ядерное, а также новые средства доставки ядерного оружия — ракеты. Всё это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО). Гражданская оборона стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения (ОМП) и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

В 50-60-е гг. XX в. система гражданской обороны была создана в большинстве крупных государств — США, Германии, Канаде, Италии, Швеции. Практически во всех странах особое значение придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях в ряде стран были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.

Во всех названных государствах значительное внимание уделялось и уделяется обучению населения правилам поведения на случай военных действий и при возникновении различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Доклад. Гражданская оборона, цели, задачи. 2019 Васютин А.М

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.

Исторической датой создания Гражданской обороны в России является 4 октября 1932 года, когда Совнарком СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР. Этот документ послужил основой для создания организации, призванной решать сложные и ответственные задачи по защите населения и экономики страны от нападения противника с воздуха. Необходимость в МПВО, затем – гражданской обороне, объяснялась возраставшей угрозой империалистической агрессии против нашего государства.

В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10.01.1994 г. был преобразован в министерство (МЧС России).

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ЭТО : система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГО:

. защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

2. координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

3. создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

4. повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

5. поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

6. специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

7. накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

8. обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

9. эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

10. организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

11. обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;

2. укрытие населения в защитных сооружениях;

3. использование средств индивидуальной защиты;

4. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;

5. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;

. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;

7. защита населения на всей территории страны;

8. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

9. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

10. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России).

В соответствии с законом введение ГО на территории Р Ф или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чс природного и техногенного характера.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Руководство гражданской обороной

• Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

• Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

• Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

• Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Задачи гражданской обороны:

• подготовка населения в области гражданской обороны;

• оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

• предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

• проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

• проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения приведении военных действий или вследствие этих

действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

• борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

• санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

• восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

• срочное захоронение трупов в военное время;

• разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;

в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;

г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;

д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;

з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;

и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;

к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;

б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Гражданская оборона (ГО)

Цели, основные задачи, мероприятия и сколько их

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны ). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Органы управления

В системе гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления. В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные и объектовые органы управления.

Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. Например, на территории Омской области органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по Омской области и т.д.

На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.

В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.

Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

Органы управления ГО

Органы управления гражданской обороной

Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки.

В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

  • по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);
  • специалиста по связи;
  • специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;
  • специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;
  • специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.

В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи – руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.

Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала, материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.

В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть – первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.

Такой вопрос возникает потому, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

К ним относятся:

  • координирующий орган управления объектовым звеном – КЧСиОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации;
  • орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).

Важно. Организация и ведение гражданской обороны в МЧС России регламентировано приказом МЧС России № 783 от 17.12.2008

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Создавались бомбоубежища, проводились учения, в которых участвовали не только взрослые граждане нашей страны, но и младшие школьники. Все мероприятия выполнялись в рамках ГО – гражданской обороны.

Флаг

В последние десятилетия волны экономического кризиса, которые время от времени сотрясают все без исключения страны, дестабилизируют и политические отношения между государствами. У нас опять появился потенциальный внешний враг.

Кроме того, природные катаклизмы (наводнения, пожары, засухи и т.д.) и техногенные катастрофы в нашей стране также происходят с завидной регулярностью.

Все это стало причинами того, что гражданская оборона вновь стала актуальной, а меры, предпринимаемые в рамках ГО – чрезвычайно важными. Сегодня поговорим о том, что такое гражданская оборона в наши дни, каковы ее цели и какие меры принимаются для ее укрепления.

Гражданская оборона — это .

Гражданская оборона – это комплекс мероприятий, направленных на защиту населения, культурных и материальных ценностей от внешней военной угрозы, от природных и техногенных катастроф.

Opredelenie

Данный законодательный акт прописывает:

  1. задачи ГО;
  2. принципы организации мероприятий ГО;
  3. полномочия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления (это что?), граждан страны;
  4. осуществление управления ГО;
  5. силы ГО;
  6. ответственность за неисполнение законодательных актов в области ГО.

Далее рассмотрим аспекты гражданской обороны немного детальней.

Задачи ГО

Перед гражданской обороной ставится множество задач и целей, выполнение которых должно осуществляться при военном конфликте, природных или техногенных катастрофах, т.е. при возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС):

Задачи

  1. подготовка населения страны к ГО (разъяснение, учения и др.методы);
  2. оповещение граждан о возможном или наступившем военном конфликте, о природной или техногенной катастрофе;
  3. обнаружение зоны бедствия, возникшей в результате ЧС; , мат.ценностей, культурного достояния, документов в безопасные районы;
  4. обеспечение всего населения средствами защиты;
  5. проведение маскировки (световой и иной) жилых и производственных объектов в случае военных действий;
  6. выполнение аварийно-спасательных мероприятий;
  7. жизнеобеспечение населения в случае ЧС;
  8. тушение пожаров;
  9. санитарная обработка населения и обеззараживание материальных объектов;
  10. поддерживание правопорядка при ЧС;
  11. восстановление первоочередных систем жизнеобеспечения;
  12. захоронение трупов при ЧС;
  13. обеспечение готовности сил и средств ГО.

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Гражданская оборона никуда не делась. Только теперь она больше направлена на устранение техногенных катастроф.

А каким образом готовят население к чрезвычайным ситуациям? Могли бы для этой цели использовать ресурсы федеральных телеканалов, к примеру, вести соответствующие передачи, как о здоровье.

Читайте также:

      

  • Школа 1571 педагогический состав
  •   

  • Как назвать оркестр в детском саду
  •   

  • Что такое вязание кратко
  •   

  • Изложение по русскому языку третий класс на тему осенняя белочка как белочка готовится к зиме
  •   

  • Каково значение спа в деятельности школьных библиотек

Что такое ГО

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Гражданская оборона (ГО)

Цели, основные задачи, мероприятия и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Органы управления

В системе гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления. В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные и объектовые органы управления.

Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. Например, на территории Омской области органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по Омской области и т.д.

На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.

В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.

Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

Органы управления ГО

Органы управления гражданской обороной

После статьи по кнопке «Скачать» доступен плакат для учебного класса.

Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки.

В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

  • по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);
  • специалиста по связи;
  • специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;
  • специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;
  • специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.

В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи – руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.

Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала, материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.

В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть – первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.

Также часто звучит вопрос: «В каком соотношении находятся органы управления гражданской обороны в организациях органами управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС? Не создают ли они неопределенность, не будут ли они мешать друг другу в практической деятельности?».

Такой вопрос возникает потому, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

К ним относятся:

  • координирующий орган управления объектовым звеном – КЧСиОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации;
  • орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).

Да, такое множество органов управления может создавать некоторую неопределенность при решении практических задач. Поэтому первый руководитель организации, который по закону является руководителем гражданской обороны, должен определиться с концентрацией управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на одном органе. Таким органом может быть или штаб гражданской обороны (несмотря на то, что в законе «О гражданской обороне» слово «штаб» не упоминается) или КЧСиОПБ объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

Важно!!! Организация и ведение гражданской обороны в МЧС России регламентировано приказом МЧС России № 783 от 17.12.2008

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. –М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».

Гражданская оборона это:

система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основные понятия:

мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне — формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

управление гражданской обороной — целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны;

система управления гражданской обороной — составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной;

организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, — организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;

подготовка населения в области гражданской обороны — система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Задачи гражданской обороны

подготовка населения в области гражданской обороны;

оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

История гражданской обороны

Организация по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, берёт своё начало в России со времён Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.), когда в военных действиях нашла применение боевая авиация. В ходе войны воюющие стороны впервые использовали аэропланы и дирижабли для нанесения ударов с воздуха по населённым пунктам, находящимся на значительном удалении от линии фронта. Попытки разрушить экономику и систему государственного управления, а также деморализовать население противника воздушными налётами оказались перспективными. В дальнейшем, для нанесения ударов по тыловым объектам противника, был взят курс на развитие военной авиации.

В ходе Первой мировой войны, в 1915 году, создаётся специализированная бомбардировочная авиация, которая стала применяться для самостоятельных действий – нанесения ударов с воздуха по тылам противника. В связи с этим возникла необходимость в организации защиты городов от ударов с воздуха.

После участившихся вражеских налётов авиации на тыловые объекты в России стали разрабатывать меры по недопущению налётов «воздухоплавательных средств противника» на нашу территорию, прежде всего к Петрограду.

30 ноября 1914 года командующий 6-й армией генерал-адъютант К.П. Фан-дер-Флит приказом № 90 объявил специальную инструкцию, в соответствии с которой впервые была организована оборона Петрограда и его окрестностей. Начальником воздушной обороны был назначен генерал-майор Г.В. Бурман.

8 декабря 1914 года «Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии» была введена в действие, воздушная оборона столицы России начала осуществляться.

Под руководством генерал-майора Г.В. Бурмана объединялись действия «лётчиков и войсковых частей, назначенных для защиты Петрограда и его района от воздушного нападения противника». Для наблюдения за небом и оповещения о летательных аппаратах противника была развёрнута сеть наблюдательных постов. На позициях вокруг Петрограда и вблизи Царского Села были установлены изготовленные по специальному заказу на Путиловском заводе артиллерийские орудия, приспособленные для стрельбы по летательным аппаратам.

Из состава Гатчинской авиационной школы были отобраны экипажи, подготовленные к борьбе с летательными аппаратами противника.

Основы государственной политики Российской Федерации  в области гражданской обороны на период до 2030 года»

В конце 2016 года Президент Российской Федерации  Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации  в области гражданской обороны на период до 2030 года» (далее – Основ госполитики).

МЧС России, совместно с заинтересованными структурами, проведена большаяРАБОТА по внедрению современных подходов к организации и ведению гражданской обороны, наращиванию ее потенциала. Органы управления и силы гражданской обороны показывают свои возрастающие возможности при ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров. Пожарно-спасательные подразделения ежедневно выполняют боевые задачи по тушению крупных пожаров, проведению сложных спасательных работ, разминированию и практической помощи людям в беде, повышают свое профессиональное мастерство и технические возможности.

В Основе госполитики учтены положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, документов, определяющих стратегическое планирование в сфере национальной безопасности, а также действующих нормативных правовых актов.

Данный документ определяет цели, задачи, основные направления и мероприятия реализации государственной политики в области гражданской обороны до 2030 года.

Гражданская
оборона (ГО)-
это система мероприятий по подготовке
к защите и непосредственно защите
на­селения, материальных и культурных
ценностей на территории Российской
Федерации от опасностей, воз­никающих
при ведении военных действий или
вслед­ствие этих действий, а также
система обучения населе­ния и
должностных лиц способам защиты от
опасно­стей, возникающих при ведении
военных действий.

Организация
и ведение гражданской обороны являются
составными частями оборонного
строительства, обеспечения безопасности
государства, они относятся к одним из
главней­ших функций государства.

Решение
задач гражданской обороны — важная
обязан­ность органов исполнительной
власти и местного самоуправ­ления,
предприятий, организаций и учреждений
независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности и их
руководителей.

Правовые
основы гражданской обороны определены
Феде­ральным законом Российской
Федерации от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ
«О гражданской обороне»
в редакции от 9 октября 2002 г. № 123-Ф3, 19
июня 2004 г. № 51-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ
и 19 июня 2007 г. № ЮЗ-ФЗ.

В
соответствии с законом основными
задачами в области гражданской обороны

являются:

  • обучение
    населения способам защиты от опасностей,
    возникающих при ведении военных действий
    или вслед­ствие их;

  • оповещение
    населения об опасности;

  • эвакуация
    населения, материальных и культурных
    цен­ностей;

  • проведение
    аварийно-спасательных работ;

  • борьба
    с пожарами;

  • санитарная
    помощь населению;

  • дезактивация
    техники, зданий, территорий и проведе­ние
    других необходимых мероприятий;

  • восстановление
    и поддержание порядка в районах,
    по­страдавших при ведении военных
    действий или вслед­ствие этих действий;

  • обеспечение
    постоянной готовности сил и средств
    граж­данской обороны.

Гражданская
оборона организуется по территориальному
и производственному принципам на всей
территории Рос­сийской Федерации с
учетом особенностей регионов, рай­онов,
населенных пунктов, предприятий,
учреждений и ор­ганизаций.

Территориальный
принцип

заключается в организации гражданской
обороны на территории республик в
составе РФ, краев, областей, городов,
районов, поселков согласно адми­нистративному
делению России.

Производственный
принцип

заключается в организации гражданской
обороны в каждом министерстве, ведомстве,
учреждении, на каждом объекте.

Общее
руководство гражданской обороной в
Российской Федерации осуществляет
правительство. В федеральных ор­ганах
исполнительной власти руководство ГО
возложено на их руководителей.

На
местах руководство гражданской обороной
входит в обязанности глав органов
исполнительной власти субъектов РФ и
руководителей органов местного
самоуправления.

Начальники
гражданской обороны всех степеней несут
пер­сональную ответственность за
организацию и осуществление мероприятий
гражданской обороны, создание и
обеспечение сохранности накопленных
фондов средств индивидуальной и
коллективной защиты и имущества
гражданской обороны, а также за подготовку
и обучение населения и персонала
объ­ектов экономики действиям в
чрезвычайных ситуациях.

Для
координации деятельности территориальных
отделов и пределах нескольких субъектов
РФ используются регио­нальные центры.

Силы
гражданской обороны.

Российской Федерации состо­ит из
войск, гражданских организаций ГО,
аварийно-спаса­тельных служб и
формирований.

К
войскам гражданской обороны РФ относятся:
отдельные мобильные механизированные
бригады, полки и батальоны,
понтонно-переправочные батальоны,
батальоны специальной защиты, отдельные
вертолетные отряды, отряды радиацион­ной
и химической разведки.

Гражданские
организации гражданской обороны
создают­ся в мирное время на базе
предприятий, учреждений и орга­низаций
независимо от ведомственной принадлежности
и форм собственности.

В
Положении о гражданской обороне
в
Российской Феде­рации,
утвержденном постановлением Правительства
РФ от 26 ноября 2007 г. № 804, излагается
система мер по обуче­нию населения в
области ГО. В числе важнейших называется
создание, оснащение и всестороннее
обеспечение профильных учебно-методических
центров, курсов ГО и учебно-консультальционных
пунктов.

Правовую
основу содержания и методики обучения
насе­ления основам гражданской обороны
составляет также по­становление
Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841
«Об
утверждении Положения об организации
обучения на­селения в области
гражданской обороны»
(с изменениями от 15 августа 2006 г.). В число
лиц, подлежащих обучению, вхо­дят
учащиеся образовательных учреждений.

Основные
задачи обучения населения в области
граждан­ской обороны и безопасности
жизнедеятельности будут рас­смотрены
ниже, в § 3.10.

Вопросы
для самоконтроля

1.
Перечислите основные задачи гражданской
обороны.

2.
Охарактеризуйте территориальный и
производственный прин­ципы организации
гражданской обороны в нашей стране.

3.
Кто осуществляет общее руководство
гражданской обороной в нашей стране?

4.
Что входит в состав сил гражданской
обороны?

5.
Для чего, по вашему мнению, создаются
гражданские органи­зации и формирования
гражданской обороны?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство акку чек перформа
  • Mamibot exvac890 glory инструкция на русском
  • Циклоферон уколы инструкция по применению взрослым для лечения
  • Клавомед суспензия инструкция по применению для детей
  • Куннилингус лучшее руководство для мужчин