Как пользоваться компасом инструкция по применению для детей

Обучение и воспитание детей

Как научить ребенка пользоваться компасом

30 апреля 2020

Img
Вернуться в блог

В любых рекомендациях по сборам в поход вы найдете пункт: обязательно возьмите с собой компас. Но от компаса не будет никакого толку, если прежде не научить ребенка им пользоваться. Как это сделать?

Никогда не знаешь, какая информация пригодится ребенку. Казалось бы, ну зачем современным детям знать, как работает компас? Но в любом случае, даже если вы не ходите в походы и не боитесь потерять чадо в лесу, эта информация для общего развития не помешает.

Знакомство с прибором

Если малыш уже знаком со сторонами света (если нет, то знакомство с прибором придется отложить), расскажите ему про северный и южный полюсы, покажите их на карте, объясните, что на карте северный всегда сверху, а южный — снизу. Затем возьмите магнит и проведите аналогию, расскажите, что Земля — это тоже такой большой магнит, у которого есть разные полюса. Какую роль в этом играет компас? Он показывает своей красной стрелкой на северный магнитный полюс Земли.

Дети любят исследовать новое, поэтому дайте им познакомиться с этим предметом. Научите правильно его держать — на горизонтальной ладошке, прижатой к гуди. Проведите несколько экспериментов: как меняется направление стрелки, когда малыш стоит на месте, крутится вокруг себя, ходит от одного предмета к другому? Лучше, конечно, проводить это знакомство на природе, чтобы ребенок сразу почувствовал полное погружение. Здесь же можно будет понаблюдать за другими признаками определения сторон света: самое простое — мох на деревьях растет с северной стороны, а больше ветвей у деревьев — на южной.

Когда вы понаблюдали за движением стрелки, можно приступать к самому обучению. Детям, особенно маленьким, не очень будут интересны скучные факты, зато увлекательная игра с поиском сокровищ — очень даже! Скажите ребенку, что чтобы найти спрятанные сокровища, нужно всего лишь научиться пользоваться этим прибором. Расскажите, что путешественники и мореплаватели всегда использовали компас, и с его помощью сделали много удивительных открытий! Затем предложите сделать свое открытие прямо сейчас (разумеется, сначала “клад” придется закопать в определенном месте). Детские компасы иногда сделаны, как игрушки, поэтому скучно точно не будет.

Как ориентироваться по компасу

Магнитная стрелка всегда показывает на север. Как использовать эту информацию? Кроме этого всем известного факта, обратите внимание на то, что корпус прибора должен двигаться. В этом и заключается секрет работы устройства. Как ориентироваться на местности, если вы с ребенком, например, находитесь в лесу:

  1. Определите, откуда вы пришли. Для этого, только войдя в лес, повернитесь лицом к дороге, по которой вы отправитесь домой.
  2. Положите компас на ладошку или на горизонтальную поверхность. Поверните корпус так, чтобы “северная” стрелка показывала на 0.
  3. Теперь вы увидите, на какое направление нужно ориентироваться, чтобы выйти из леса: на это будет указывать деление, стрелка, врезка или другая отметка, расположенная в верхней части корпуса. Попросите ребенка запомнить число: на него нужно будет ориентироваться по дороге домой.

Компасы бывают разные: есть и те, у которых не вращается корпус. По таким ориентироваться бывает сложнее, но это тоже возможно. Нужно просто запомнить, откуда вы пришли, а обратно возвращаться в противоположном направлении (хорошо, что у стрелки два конца). Бывают и те приборы, которые сами все для вас определяют — мы говорим о компасах на гаджетах. Часто это встроенный софт на телефоне, но есть и детские приложения-компасы, оформленные в мультяшном стиле, с обучающими подсказками, чтобы малыш быстрее научился ориентироваться.

Сайт использует файлы cookie для обеспечения работоспособности сервиса, улучшения навигации, возможности связаться с командой поддержки, а также в маркетинговых целях — продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности.

Img

Спасибо за регистрацию!

Вы успешно зарегистрировались в личном кабинете!

Закрыть

Img

Ссылка отправлена!

Проверьте почту и перейдите по ссылке
из письма, чтобы восстановить доступ.

Добавить в комплект подписки

Доставка товаров осуществляется бесплатно вместе с первым выпуском подписки!

Доступных товаров комбо нет

Img

Ваша заявка принята

В ближайшее время персональный консультант свяжется с Вами для уточнения деталей.

Img

Ваша заявка принята

В ближайшее время персональный консультант свяжется с Вами для уточнения адреса доставки и получателя.

Img

Сообщение

Ваш пароль успешно изменен.

Спасибо

Объяснить детям то, как мы ориентируемся в пространстве и какие общепринятые термины связаны с этим процессом, бывает непросто. Но это очень важный момент, который в обязательном порядке каждый родитель должен рассмотреть со своим малышом. Попробуем детально раскрыть этот вопрос в статье.

Для начала давайте вместе прочитаем удивительно интересное стихотворение и подумаем, о чем оно.

Страны света

В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад
Братья эти-страны света,
Ну, а дом их – вся  планета.

СЕВЕР — белый властелин,
Царь снегов, морозов, льдин,
Он на глобусе вверху,
Насылает нам пургу.

ЮГ, его горячий брат,
Солнцу ласковому рад.
Но лишь вниз на полюс съедет,
Тут же вмиг заледенеет.

Справа брат ВОСТОК живет,
Там, где солнышко встает.
Ну, а ЗАПАД — брат ютится
Там, где солнце спать ложится.
(М. Погарский, А. Щепин)

Догадались ли вы, о каких таких братьях идет речь? Кто они, что они обозначают, зачем они нужны? Все верно, это стороны света. И придуманы они были для того, чтобы мы могли ориентироваться в пространстве, на местности.

Компас — уникальный инструмент. История создания компаса

На помощь придет особенное устройство – компас. Это устройство для ориентирования на местности. С помощью него без труда можно определить, где какая сторона света. Его изобрели в Китае ориентировочно в IV-VI веке.

Устройство компаса несложное: внутри корпуса расположена магнитная стрелка, вращающаяся по кругу, она в любом случае показывает, где север. А зная, где север, можно понять, где и другие стороны света.  Компас стал отличным подспорьем для путешественников.

Эксперимент «Делаем компас из подручных средств»

Легкий и интересный эксперимент, который поможет вам и вашему малышу в изучении сторон света. Сделайте собственный компас своими руками. Вам понадобится:

  • сосуд с водой,
  • иголка
  • магнит,
  • тонкий лист бумаги, калька, например

Опыт по созданию компаса своими руками невероятно прост. Необходимо магнитом намагнитить иголку, попросту говоря, потереть об нее магнитом со всех сторон. Затем положить ее на лист бумаги (или лепесток цветка) и положить на поверхность воды. Спустя некоторое время, острие иголки укажет на север.

Подробная инструкция по проведению эксперимента по созданию компаса своими руками смотрите в видео ниже:

Завершая тему про компас, предложите деткам загадки про компас и ориентирование по нему.

Загадки про компас

В кармане моём – замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг.
(Компас)

И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой,
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой.
(Компас)

Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда.
(Компас)

Когда с тобою этот друг,
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад и восток.
(Компас)

Я твой товарищ, капитан.
Когда разгневан океан
И ты скитаешься во мгле
На одиноком корабле, –
Зажги фонарь во тьме ночной
И посоветуйся со мной.
Я закачаюсь, задрожу –
И путь на север укажу.
(Компас)

Мы изучили все о том, как определять стороны света с помощью компаса, а теперь поговорим о том, как быть, если устройства под рукой не оказалось.

Как ориентироваться на местности без компаса

До того, как был создан компас, люди научились ориентироваться на местности по признакам — подсказкам, которые дает сама природа. И как и все, что создается природой, они уникальны, неповторимы и безошибочны.

Оказавшись в лесу, можно легко обнаружить расположение севера и юга по мху, веткам деревьев, пням, цветам, муравейникам. Вот что нужно знать, чтобы определять стороны света без компаса в лесу:

  • найдите на дереве мох, он всегда растет с северной стороны;
  • посмотрите на цветы, они всегда больше выглядывают на юг, на дереве также больше веток и цветков смотрят на юг;
  • посмотрите на сосну и березу, их кора на северной стороне более темная и твердая;
  • на хвойниках с южной стороны часто образуется смола;
  • муравейник повернут к югу, а с северной стороны у него обычно дерево, холм, камень или другая защита, южная сторона муравейника всегда более пологая…

  • с южной стороны трава всегда растет лучше и быстрее, ягоды и плоды также зреют быстрее;
  • с северной части снег сохраняется дольше.

А вот еще способы, как определить стороны света без компаса:

  • взглянем на небо и найдем там самую яркую звезду, которая называется полярной. Повернувшись к ней лицом можно считать, что повернулись на север;
  • определяем по солнцу. Оно встает на Востоке, а садится на Западе. Если встать и раскинуть руки на восток и запад, то впереди у вас будет север, а сзади юг;

Посмотрите вместе познавательно-обучающее видео как ориентироваться на местности:

Как просто запомнить стороны света?

Чтобы запомнить направления можно предложить ребенку заучить акроним: «Смелый юнга знает вахту». С помощью него легко выучить все четыре стороны света: Север, Юг, Запад и Восток.

Дети хорошо запоминают информацию в процессе игры, поэтому предлагаем вам поиграть в обучающую игру «Компас». Для этого на земле или асфальте рисуется большой круг, примерно 2 или даже 3 метра в диаметре, по сторонам которого пишутся стороны света. Дети встают в центр круга спиной. Ведущий начинает в произвольном порядке называть стороны света, а игроки в это время должны развернуться в сторону той части света, которую назвал ведущий. Кто повернулся неправильно, тому записывается штраф 1 очко. Выиграл тот, кто за игру наберет меньше всех штрафных очков.

А еще отличной идеей будет нарисовать компас вместе с малышом и подкрепить творчество ритмичным стихотворением о сторонах света.

Стороны света. Для детей

Как-то поспорили стороны света,
Чья территория наша планета?!
Север твердил: «Меня больше, смотрите!»
Юг возражал: «Шире я, вы не лгите!»
Запад с Востоком спорят всё время,
Кто же из них на планете длиннее.
И призадумались стороны света,
Как же делить они будут планету?
Люди им помощь свою предложили,
Их вечный спор мудро так разрешили:
Наша планета на шарик похожа,
Что называют геоидом тоже,
Шарик же с яблоком можно сравнить,
Так же как яблоко – будем делить!
Спор сторон света чтобы унять,
Надо им всем по кусочку отдать.
На половинки планету разделим,
И между ними границы отметим.
Справа налево и слева направо:
Двумя полушариями  яблоко стало.
Север пусть сверху берёт половину,
Югу в правление весь низ воедино.
Ну, а границу меж севером югом,
Словом ЭКВАТОР мы звать теперь будем.
Думают люди: «Как дальше нам быть?
Запад с Востоком ведь надо делить!»
Зорко на яблоко люди взглянули,
Мысленно линию вниз протянули.
Яблоко снова планетою стало:
Два вертикальных у нас полушара.
А между ними мы видим с тобой
Меридиан, звать его нулевой.
По вертикали он делит планету,
На запад, восток – это стороны света.
Дети, на глобус скорей посмотрите:
Все полушария вы отыщите!

(Марина Андреева-Доглядная)

Стороны света и компас

Запад, Восток, Север и Юг, —
Откуда названия взялись эти вдруг?
Что они значат? Зачем они нам?
На эти вопросы ответ тебе дам:

Чтоб путешествовать люди могли
В разные дали нашей Земли.

Хотелось дорогою не потеряться,
Благополучно до места добраться
Ими придуманы ориентиры:
Метки — отметки на всех картах мира:
Запад, Восток, Север и Юг, —
Не позабудь их, прошу, юный друг.

Сторону утром, где солнце восходит,
Словом «ВОСТОК» называют в народе.
За день планета у нас повернётся,
Скроется на ночь на «ЗАПАДе» солнце:
Если точнее, не скрылось оно,
Просто нам стало с тобой не видно.

Если же вдруг заблудились в пути,
Север по звёздам легко нам найти:
Станем лицом мы к Полярной звезде,
Не потеряться теперь нам нигде!
Четко на север укажет она,
Если, конечно, будет видна.

Коль заблудиться решили мы днём,
Север тогда уж по солнцу найдем:
Палку воткните  (повыше земли),
Так, чтобы тень её видеть могли.

Точку конца этой тени отметьте,
Делайте это внимательно дети!
Через пол часика солнце сместиться,
Новая тень на земле проявиться.

Снова отметили точку. Вторую.
Через две точки прямую рисую:
Путь на восток нам укажет прямая,
Правую руку по ней поднимаю:
Слева тогда будет север: родной,
Вот отыскали и путь мы с тобой!

Юг нам укажет солнце в зените.
Но для начала зенит отыщите:
Место, где солнце днем тень не даёт
В том направлении и юг наш живёт.
(Только прошу меня дети понять:
Юг вам в тени днём, увы, не сыскать).

Палки… Зенит… Это всё хорошо.
Только хотелось бы проще ещё!
Чтобы никогда и нигде не теряться,
Надо вам с компасом не расставаться.

Этот прибор, четко, словно весы,
Север укажет в любые часы:
Северный полюс, словно магнит,
Стрелку на компасе в Север манит.
Дальше всё просто: направо восток,
Юг нам покажет стрелки хвосток,
Слева от севера запад найдем.
Что ж, путешествуй хоть ночью, хоть днём!!!

(Марина Андреева-Доглядная)

В заключении такой простой и сложной одновременно темы, полной загадок и удивлений, приглашаем посмотреть любимый мультфильм с Фиксиками «Компас»:

Активного вам обучения и приятных путешествий!

С теплом,

«Цветы жизни».

Загрузка…

Дети: Карту, …. Компас.

Учитель: А кто знает, что такое «компас»?

Ребенок: Прибор для определения сторон горизонта.

Учитель: Давайте проверим, правильно ли *** сказала. Откроем учебники на странице 74 и прочитаем. ***, прочитай, пожалуйста

Ребенок:  Компас — прибор для определения сторон горизонта.

Учитель: Молодец. Может кто-нибудь уже догадался, какая у нас сегодня будет тема на уроке?

Дети: Компас!

Учитель: Правильно. А как вы думаете, какая у нас цель?

Дети: познакомиться с компасом и научиться с ним работать.

Учитель: Хорошо. Давайте запишем в тетради тему нашего урока. Компас.

(на доске учитель пишет «Компас»)

Около 2,5тысяч лет назад в Китае шла война. В густом тумане воины императора Хуанг-ти пробрались к врагу с тыла и разгромили неприятеля. А удалось им это благодаря искусным мастерам, которые изготовили повозки, на которых были установлены фигурки человека с вытянутой рукой. Рука человека указывала направление на юг. Это и был первый компас. Мастера его назвали «ведающий югом». Но со временем компас изменился. Он стал похож на диск со стрелкой в виде ложки, которая всегда указывала на север. Поначалу, в компасе было только 4 основные стороны горизонта, а потом добавились и промежуточные. Такой компас дошел до нас. Он легкий, небольшой, помещается в ладошку и находится в специальной коробочке, которую удобно переносить. Давайте посмотрим на небольшой отрывок из мультфильма про компас.

Учитель: Ребята, что вы узнали о компасе из мультфильма?

Дети: Стрелка намагничена, поэтому она всегда притягивается к северу или к югу.

Учитель: Хорошо. Давайте посмотрим на экран. ***, из каких частей состоит компас?

Ребенок: Наш компас состоит из магнитной стрелки, предохранителя и корпуса.

Учитель: Скажите, этот компас похож на тот, который лежит у вас на парте?

Дети: Да!

Учитель: Хорошо. Давайте мы теперь узнаем, как мы будет пользоваться компасом, а то мы с вами заблудимся в нашем океане. ***, прочитай, пожалуйста, первое правило пользование компасом.

(дети после каждого правила выполняют)

 Дети: 1) Положить  компас на ровную горизонтальную поверхность. Сейчас – это парта. В походе – блокнот или книга.

2) Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановиться.

3) Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

( Если будут компасы:

Учитель:  Ну раз теперь мы научились пользоваться компасом, то давайте соберем экипаж. Первый ряд  должны будут отметить все предметы, которые находятся в северном направлении. Второй ряд – в южном. А третий – в западном. На все вам дается одна минутка как только время закончится, вы должны будете прочитать все, что вы записали.

Дети: (ответы) )

(Если не будет компасов

Учитель: Теперь мы с вами научились пользоваться компасом. Давайте откроем наши тетради на печатной основе на странице 35 и выполним первое и второе задание.

Дети называют свои варианты ответов, аргументируя.)

Учитель: Хорошо. Вот мы с вами и проплыли океан. Теперь у нас на пути лес. Устали?

Дети: Да!

Учитель:  Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ногами топаем.

А теперь тихонечко присаживаемся.

(дети садятся)

Ой, ребята, мы с вами сошли с корабля, а компасы все оставили. Как будем до клада добираться?

Дети: с помощью природы!

Учитель: Ребята, а кто-нибудь умеет ориентироваться по природе?

(дети предполагают)

Учитель: Давайте мы с вами проверим. ***, прочитай, пожалуйста.

Дети читают по одному правилу.

Учитель: А теперь мы с вами посмотрим на экран. Ребята, как определить здесь стороны горизонта?

(картинки из учебника)

Учитель: Ура! Мы с вами добрались до клада! Давайте посмотрим, что там внутри сундучка?  (медальки шоколадные)

Окружающий мир  2 класс
(УМК «Школа России»)

«Компас.
Ориентирование на местности»

Цель:  формировать умения ориентироваться по
компасу и по местным признакам.

Задачи:

образовательные:        повторить
понятия «горизонт» и «линия горизонта», познакомить с прибором для определения
сторон горизонта – компасом, научить им пользоваться, научить ориентироваться
по местным признакам;

развивающие:      развивать
внимание, кругозор, наблюдательность, умение ориентироваться в непривычной ситуации,
мышление, умение рассуждать, анализировать; стремление применять полученные
знания в конкретных жизненных ситуациях.

воспитательные: воспитывать
уверенность в себе; Воспитывать умение слушать другого, аккуратность, интерес к
окружающему миру.

Оборудование: компасы, маршрутные
листы, памятки путешественнику для работы в группе, картинки для ориентирования
по местным признакам, буквы- стороны горизонта, презентация
Power Point.

Учебник: Плешаков
А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. в 2-х частях. Ч. 2, с. 74-75.

Ход урока:

I.                  
Актуализация
знаний. Повторение пройденного


Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке много гостей. Давайте
поприветствуем их.

     — А  у нас
открывается школа будущих туристов. . (Слайд 1)

— Кто
такие туристы? –(это люди, которые путешествуют по разным странам, лесам,
горам)

-Сегодня
мы поговорим о том, что должны знать туристы, отправляясь в путешествие пешком
в лес.

2)-Итак,
приготовимся в путь. Встали, надели сапоги, куртку, шапку, взяли  рюкзак на
плечи и пошли. ( дети имитируют соответствующие движения)-(небольшая
физминутка)

-Идем,
идем, на горизонте виднеется дерево, где у нас будет привал. (Слайд 2)

-А что
такое «горизонт»? –( земная поверхность,  которую мы видим вокруг себя)

-А что это
за линия, где небо как бы сходится с землей? –( «линия горизонта») (Слайд 3)

-Давайте
до нее дойдем и сделаем привал. Сможем? – ( нет, линия  горизонта всегда
отдаляется).

-Почему? –(потому
что  Земля круглая)

-Молодцы,
тогда садитесь. И давайте вспомним, а какие стороны горизонта вы знаете?

-Возьмите
маршрутные листы у себя на партах, напишите на 1 схеме стороны горизонта.

(работа
детей)

Проверка:
(Дети каждой группы выходят к доске и прикрепляют на магнит листочки с буквами
–сторонами горизонта: С,Ю,З,В,С-В,С-З,Ю-В,Ю-З)  (Слайд
4)


Представитель 1 группы, прикрепите на доску первые две основные стороны
горизонта.

— Где
всегда на схеме или карте расположен север? (вверху), соответственно юг?
(внизу)

-Представитель
2 группы прикрепите две другие основные стороны горизонта.

— Как мы
запоминали расположение запад-восток? ( запад-слева-5 букв, восток-справа-6
букв)

— Представитель
3 группы прикрепите промежуточные стороны, связанные с севером (С-З, С-В)

-Представитель
4 группы прикрепите промежуточные стороны, связанные с югом (Ю-З, Ю-В)

3) Графический
диктант.

— А теперь
проверим, как хорошо вы можете ориентироваться по сторонам горизонта.

-На
маршрутных листах напишем графический диктант, двигаясь в соответствии со
сторонами горизонта.

·       
От
исходной точки 2 шага (2 клетки) на север

·       
1
шаг на С-З

·       
1
шаг на З

·       
1
шаг на Ю-З

·       
2
шага на Ю

·       
1
на Ю-В

·       
1
на В

·       
1
на С-В

— Какая фигура у
вас получилась? (многоугольник)     (Слайд 5)

— Отложите эти
листы в сторону, в конце урока они нам еще пригодятся.

II.               
Физкультминутка.

Ø Встаньте, сделайте
2 шага на север. Покажем, как на нас холодом повеяло.

Ø Повернитесь на
восток, вытяните руки вверх и потянитесь к восходящему солнцу.

Ø Сделайте 3 шага 
на запад, выполните приседание, покажите,  как солнце садится на западе.

Ø Повернитесь лицом
на юг, поприветствуйте наших гостей.

Ø Повернитесь лицом
на север, возвращаемся на свои места.

III.            
Компас.

1)    – А
теперь, будущие туристы, отгадайте загадку.

По стране
в поход идём,

Друга мы с
собой берём.

Он не даст
нам заблудиться,

От
маршрута уклониться.

Нам
покажет верный  друг

Путь на
север и на юг.    (компас)

-Что такое компас?
(варианты ответов детей) (Слайд 6)

2)    История
возникновения компаса
. (рассказ ученика)

— Об истории
возникновения компаса нам расскажет …….

(Слайд 7)
Люди
с давних времен искали способы  надёжного ориентирования, особенно в открытом
 океане или в пустыне.
Когда они  открыли чудесное свойство магнита, а
именно, что магнитная стрелка  всегда показывает определенное направление: с
севера на юг или с юга на север, появился и компас.

(Слайд 8) Считают,
что компас был изобретён в
Китае 2,5 тысяч лет назад и назывался “ведающий
югом”, так как  вначале стрелка компаса показывала на юг.

Он имел вид
разливательной ложки из магнитного железняка с тщательно отполированной
выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на  отполированную
медную пластину, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней,
и при этом ложка легко могла вращаться.

(Слайд 9) В XI веке
в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного
магнита  в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с
водой.  Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где
находился юг.

(Слайд 10) У
китайцев «плавающую иглу» переняли европейцы. Изначально компас
представлял собой намагниченную иголку и кусочек дерева, плававшие в сосуде с
водой.

(Слайд 11)Вскоре
сосуд стали прикрывать стеклом, чтобы защитить механизм от воздействия ветра.

-Куда показывала
стрелка компаса в древности? А сейчас?

-Почему стрелка
компаса всегда показывает на север? (варианты ответов детей)

-Об этом мы узнаем
из стихотворения. (ученик читает наизусть)

Магнитную стрелку
на север манила

Какая-то все
непонятная сила

И вот разгорелись
научные споры:

Что тянет её в
ледяные просторы?

Медведи? Тюлени?
Коварные льды?

А может сиянье
Полярной звезды?

А вдруг она видит
на расстоянии

Могучее северное
сияние?

Компас в руке я
твердо держу

Движение стрелки
понять я хочу.

Гипотезы строю,
прошу я поэта

Мне объяснить
движение это.

Медведи, тюлени,
коварные льды.

Вы тянете стрелку
на север? УВЫ!

Что же тянет
стрелку на север, скажи.

     Да это магнитное
поле Земли
!   
(Слайд 12)

— Как мы услышали
из стихотворения, на планете  действует  сильное магнитное поле Земли. Эта сила
и притягивает к себе стрелку намагниченную стрелку компаса и она
сама
устанавливается параллельно магнитному полю Земли.

3)    Устройство
компаса.


Повторим правила работы  в группах:

o   уметь  слушать
другого

o   высказывать свое
мнение

o   уважать мнение
других

o   не согласен –
предлагай


Рассмотрим, как устроен магнитный компас.


На что похож компас? (на часы) (Слайд 13)


Чем компас похож на часы? (круглая коробочка, сверху стекло, внутри шкала с
делениями)

— Эта круглая
коробочка в компасе называется «корпус»,
(Слайд 14)


Шкала с делениями в часах называется циферблат, а в компасе «лимб» (Щелчок)


Что написано на циферблате в часах? (цифры), а в компасе? (стороны горизонта)

-Что
внутри часов движется? (2 стрелки), а в компасе?(1 магнитная стрелка) (Щелчок)


Иногда в компасах есть предохранитель, который фиксирует стрелку в
неподвижном состоянии, когда компас находится в нерабочем состоянии. (Щелчок)


В часах есть механизм, а в компасе его нет, так как стрелка вращается под действием
магнитной силы земли.

-Людям
каких профессий нужно уметь пользоваться компасом? ( летчики, военные, моряки)

-Может
быть из вас тоже вырастут будущие военные и моряки, поэтому сейчас научимся
пользоваться компасом.

4)    Правила
работы с компасом
.
(Слайд15)


Расположите пункты работы с компасом в правильном порядке.

1.     Положите
компас на ровную поверхность.

2.     Подождите,
пока стрелка компаса успокоится.

3.    
Поверните
корпус компаса так, чтобы буква «С» совпала с синим концом стрелки.

4.    
Тогда 
все буквы  укажут направление сторон горизонта.


Выполните действия в соответствии с планом работы.


Определите
по компасу, как расположены стороны горизонта у нас в классе.


Вернемся к схеме на доске и в ней переставим буквы сторон горизонта так, как
они будут располагаться в нашем классе.

-На
2-ой схеме укажите расположение сторон горизонта в нашем классе. (Работа детей
сам-но у себя в маршрутных листах и один человек — на доске )

5)    Определение
местонахождения предметов в классе
.


Определите, где расположены отдельные предметы в нашем классе:

Дверь

Классная
доска

ИД
доска

Среднее
окно

Самый
большой цветок (фикус)

Плакат
по ТБ

Воздушное
отопление


А сейчас мне нужен один будущий турист. (вызвать ученика)


Я отправляю тебя в путешествие в сторону двери.


Дети, скажите,  в каком направлении он двигается.


Теперь подойди к зеркалу. В каком направлении он движется?

-Вернись
обратно на свое место. В каком направлении он идет?

 Физкультминутка.
  (Слайды 16-29)

 —
А теперь станцуем веселый танец под песню, с которой очень удобно ходить в
поход.

IV.           
Ориентирование
на местности.


Вы очень хорошо смогли ориентироваться по компасу, но представьте себе, что  мы
оказались в лесу, по какой-то причине, без компаса. Знаем только одно, мы шли
на юг. В какую сторону нужно возвращаться? (на север)


А как узнать, где север без компаса?


Оказывается, надо просто быть наблюдательным и внимательным, сама природа дает
нам подсказки. Их надо только видеть.


У вас на столах лежат конверты. Каждая группа прочитает текст со своими
способами ориентирования на местности без компаса и выберет картинки,
соответствующие им.

(Работа
в группах — дети читают текст на карточках, находят картинки, иллюстрирующие
эти признаки, и прикрепляют их на доску.)

Ориентирование по Солнцу.

Самый
древний способ определения сторон горизонта – ориентирование по Солнцу.
Солнце встает на востоке и заходит на западе. В полдень солнце находится на юге.

·       
Если
в полдень  встать спиной к солнцу, то тень от солнца укажет направление на
север, сзади будет направление на юг, справа – восток, слева – запад.

·       
Солнце
восходит на восходе, а заходит на западе.

По звездам и окружающим признакам.

         
Издавна по звёздам ориентировались капитаны кораблей в открытом море и
проводники караванов в пустыни. Не зря же появилось выражение «Путеводная
звезда» как синоним надёжности. Этой звездой является

·       
Полярная
звезда
,
которая всегда показывает на  север. Полярная звезда является концом ручки
«ковшика» созвездия Малой Медведицы. Чтобы  найти  Малую медведицу,  нужно
найти
две крайние правые звезды «ковша» Большой Медведицы, от верхней
звезды

мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими
крайними звездами. В  конце этой линии находится Полярная звезда.

        
Кроме звезд существует  много способов, как найти стороны горизонта по
местным признакам:

·       
годовые
кольца на пнях деревьев
с  южной стороны шире,  чем с северной.

·       
У
отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны.

Ориентирование по окружающим признакам

Уметь
ориентироваться, значит уметь определять свое местонахождение по разным 
признакам. Существует  много способов, как найти стороны горизонта по местным
признакам.

·       
У
берёзы кора более  чистая и гладкая  с южной стороны , а с северной
стороны на коре много трещин и наростов, она шершавая и темная.

·       
Мхов
и лишайников
на камнях и деревьях больше с северной стороны.

·       
Муравейник
всегда
 расположен с южной стороны  дерева.  И даже склоны у  муравейника
неодинаковые: с южной стороны он более пологий.

·       
цветок
подсолнуха всегда тянется за солнцем и никогда не показывает на север

·       
осенью
птицы летят на юг, а весной на север.

    
По этим признакам мы можем ориентироваться  на местности в разное время года.
Они помогут  нам в трудную минуту. Но только прежде чем сделать вывод,
проверяй его по нескольким признакам. Вот тогда эти живые компасы верно
укажут нам стороны горизонта

Ориентирование по окружающим признакам

Уметь
ориентироваться, значит уметь определять свое местонахождение по разным 
признакам. Существует  много способов, как найти стороны горизонта по местным
признакам.

·       
ягоды
и фрукты

краснеют и поспевают лучше с южной стороны

·       
Смолы на
соснах больше с южной стороны дерева.

·       
Снег весной
быстрее тает на южной стороне склона. Весной лунка в снегу под
деревом  с южной стороны.

·       
Церкви
тоже могут служить хорошими ориентирами. Алтари и часовни православных
церквей обращены на восток. Опущенный край нижней перекла­дины креста на
куполе обращен к югу, а приподнятый — к северу.

      
По этим признакам мы можем ориентироваться  на местности в разное время года.
Они помогут  нам в трудную минуту. Но только прежде чем сделать вывод,
проверяй его по нескольким признакам. Вот тогда эти живые компасы верно
укажут нам стороны горизонта.

— Можно ли по
одному из этих признаков найти правильное направление в лесу?-(Нет, для
надежности лучше пользоваться  несколькими признаками)

-Каковы 
минусах данных  способов?(по Солнцу — нельзя ориентироваться в пасмурную
погоду, ночью, а по звездам- днем, в пасмурную погоду)

( В каждой группе
есть лишняя  картинка, которая не имеет никакого отношения к ориентированию на
местности.

-Объясните,
почему  вы  не взяли  эту  картинку? Можно  по ней определить стороны
горизонта? –нет)

2) Закрепление
изученного
. «Памятка путешественнику».

-Теперь на
основании изученных правил давайте составим «Памятку путешественнику»

-Возьмите 2-ой
конверт, сообща выполните работу. (Дети выполняют работу на индивидуальных
карточках, затем меняются листочками с  другой группой и проверяют  работу
своих товарищей.)

— Передайте  свою
памятку соседней группе по часовой стрелке. Проверьте работу своих товарищей.

— С какими
ответами вы не согласны и почему?

V.              
Проверка
изученного
.

1)    Тест.

— А теперь каждый
себя  проверит, на сколько хорошо он усвоил данный материал.

-Выполним тест,
ответы запишите в нижней части  своих маршрутных листов.

Ответы (круг,
квадрат, треугольник) дети пишут на своих маршрутных листах. (Слайды 29-38)

2)    Нахождение
сторон света на картинах русских художников.

 (Слайды
39-42)

— Рассмотрите картины
русских художников. Найдите на них приметы, по которым можно найти стороны
горизонта.

§  Константин Крыжицкий
«Дорога»

§  Игорь Грабарь
«Восход солнца»

§  Станислав
Жуковский «Пробуждение природы (Ранняя весна)»

§  Степан Косенков
«Одинокая сосна»

VI.           
Рефлексия.

— Возьмите
многоугольник, который мы рисовали во время графического диктанта.

— Превратим его в
смайлик, нарисуйте глаза.

— Если на уроке
вам все было понятно, вы хорошо усвоили  материал, у вас все получилось, то
нарисуйте вместо носа восклицательный знак.

-Если остались
какие-то сомнения  и вопросы, нарисуйте вопросительный знак.

-Если на уроке у
вас было хорошее настроение, нарисуйте улыбку.

-Если вас что-то
огорчило или возникли какие-то трудности, то нарисуйте грустный смайлик.

-Если урок
прошёл   нормально без особых эмоций, нарисуйте  спокойный прямой ротик.

VII.        
Итог.

-Где и
когда нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке? (заблудились в
лесу, пошли в поход, соревнования по спортивному ориентированию, турслеты)

VIII.      Домашнее
задание.

Учебник
стр.74-75, тетрадь с.45,47

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 25.04.2018 22:59

Увина Евгения Андреевна

Учитель начальных классов

25 лет

рейтинг975
место42 337

Памятка: «Как пользоваться компасом»

23.10.2017 02:04

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка: «Как пользоваться компасом»! В помощь ученику и родителям. 

Просмотр содержимого документа

«Памятка: «Как пользоваться компасом»»

Памятка

Как пользоваться компасом

  1. Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.

  2. Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится.

  3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направления сторон горизонта.

  4. Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Plotnickaya fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Плотницкую Галину Алексеевну, педагога дополнительного образования МАУДО «ЦДТ» г. Пыть-Ях ХМАО-Югра. Сегодня Галина Алексеевна предлагает вашему вниманию методическую разработку занятия «Компас. Работа с компасом». Данный материал будет интересен педагогам ДО.

Краткий комментарий к статье от Галины Алексеевны:

«Цель занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний о компасе и работе с ним. Задачи, реализуемые на занятии: познакомить учащихся с прибором для ориентирования в пространстве, его типами, устройством, правилами обращения; научить выполнять основные действия с компасом; охарактеризовать способы и определить основной порядок ориентирования на местности с помощью компаса; стимулирование интереса к получению новых знаний, а также анализ того, как полученные знания можно применить на практике; установление воспитанниками внутрипредметных и межпредметных связей; закрепить умения воспитанников работать самостоятельно, в группе и оценивать работу других в этих видах деятельности».

Полезного чтения…

Компас. Работа с компасом

Цель занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний о компасе и работе с ним.

Задачи, реализуемые на занятии:

—      познакомить учащихся с прибором для ориентирования в пространстве, его типами, устройством, правилами обращения;

—      научить выполнять основные действия с компасом;

—      охарактеризовать способы и определить основной порядок ориентирования на местности с помощью компаса;

—      стимулирование интереса к получению новых знаний, а также анализ того, как полученные знания можно применить на практике;

—      установление воспитанниками внутрипредметных и межпредметных связей;

—      закрепить умения воспитанников работать самостоятельно, в группе и оценивать работу других в этих видах деятельности.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения занятия: традиционная (комбинированная).

Дидактические материалы и оборудование: карточки-задания для индивидуальной работы №1 и №2, листки в клетку, компасы, транспортиры, карты для задания № 2.

Перечень наглядных пособий, технических средств обучения, учебного оборудования, раздаточных материалов, используемых на занятии: толковый словарь русского языка, учебник географии 6 класса, политическая карта мира, карта города Пыть-Ях, карта МСДЦ «Жемчужина», компасы различных модификаций, мобильный телефон, картинки-изображения компасов (древний китайский, средневековый европейский, самодельные, геологический, морской, в самолёте и автомобиле, фен-шуй, электронный, в часах, на ноже, на карабине, Андрианова).

Ход занятия (по этапам).

1. Организация начала занятия.

Приветствие воспитанников и организация внимания: Здравствуйте, я рада видеть вас всех, и вы, надеюсь, рады видеть друг друга. Многое из темы сегодняшнего урока вы уже знаете, поэтому особых затруднений, надеюсь, у вас не возникнет.

Раскрытие общей цели занятия и плана его проведения: Итак, тема занятия: «Компас. Работа с компасом». Сначала мы познакомимся с компасом, его типами, устройством, правилами обращения, затем научимся выполнять основные действия с компасом, узнаем способы и порядок ориентирования на местности с помощью компаса.

  • Какова основная задача предстоящей работы?
  •  Какова практическая значимость темы?

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Работа со словарём (1 чел): Пока мы с вами беседуем, один из вас найдет в словаре определение слова «компас» (работает самостоятельно).

Актуализация опыта: С компасом вы знакомились ещё в начальной школе на уроках окружающего мира. У кого дома есть компас? А знаете ли вы, в какую сторону горизонта обращено окно вашей комнаты? А в каком направлении надо ехать, чтобы попасть в Нефтеюганск?

Установление связи с пройденным материалом: На уроках географии в школе вы изучали тему «Ориентирование на местности и по плану». Что значит «ориентироваться на местности»? Назовите способы ориентирования на местности? Приходилось ли вам ориентироваться по сторонам горизонта? Какой способ вы применяли? Наиболее надёжный из всех способов – ориентирование по компасу. Что такое компас? (сами, из словаря) Где и когда он впервые появился? (вспомните историю, 5класс)

3. Объяснение нового материала.

Компас. Типы компасов.

КОМПАС (нем. Kompass) – прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана; служит для ориентирования относительно сторон горизонта.

Изобретен компас в Китае. Местные мореплаватели умели применять простейший магнитный компас, используя магнитный железняк.

В 12 веке в Европе появляются свои образцы магнитного компаса: магнитную стрелку помещают на пробку, которая плавает в сосуде с водой. В дальнейшем, к 14 веку, компас был усовершенствован: магнитную стрелку поместили на острие, которое находилось в центре бумажного круга с делениями.

Различают: магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас (направление на радиомаяк) и др. Используется в навигации, геодезии, военном деле и др. (У моряков произносится компа´с.) Современные компасы весьма разнообразны. (Объяснение сопровождается демонстрацией изображений.)

Устройство компаса Адрианова.

Компас – один из наиболее часто используемых в походах при­боров. Существует много различных мо­дификаций компасов. В нашей стране наиболее распространен ком­пас системы Андрианова. Во время Великой Отечественной войны этот компас являлся секретным прибором и выдавался только ко­мандному составу. По словам генерала Лисова, возглавлявшего в свое время Федерацию спортивного ориентирования Советского Союза, «много бы удалось спасти человеческих жизней, если бы все солдаты умели пользоваться компасом и топографической картой» [1, с. 14].

Компас Андрианова состоит из корпуса, вращающейся крышки с прорезью и мушкой для визирования, магнитной стрелки со стопорной пластиной, круговой шкалы (лимба); цена деления — 3 градуса. (Объяснение сопровождается демонстрацией изображений.)

Спортивный жидкостный компас.

Компасы бывают разных конструкций и модификаций, но принцип их работы один и тот же. Самым удобным для полевых работ и ориентирования на местности можно считать так называемый спортивный компас, или компас для спортивного ориентирования. Удобство пользования жидкостными компасами заключается в том, что стрелка в них плавает в нитроглицерине и очень быстро останавливается. Кроме того на прозрачном корпусе компаса есть обычная линейка для измерения расстояний на карте, две масштабные линейки, лупа и прорези для выделения ориентиров.

Технические характеристики:

  • Время успокоения магнитной стрелки не более 7 секунд.
  •  Рабочий диапазон температур от -30ºС до +50ºС.
  • Цена деления круговой шкалы 2 — 5º.

4. Усвоение новых знаний и способов действия.

Правила обращения с компасом.

Как вы думаете, существуют ли правила обращения с компасом? Какие?

Компас и карта в походе должны быть всегда под рукой. Компас несут на шнурке в нагрудном кармане. При эксплуатации компас следует предохранять от ударов. Хранить компас необходимо вдали от действия сильных магнитных полей. Не допускается промывка и чистка компаса химическими растворителями. (Дети показывают правильные и неправильные действия с компасом.)

Перед использованием компасу нужно придать горизонтальное положение и дождаться, пока стрелка успокоится. Заостренный конец компаса показывает на север. (Демонстрация действий.)

По периметру корпуса компаса нанесены деления, обозначающие градусы. Они отсчитываются по ходу часовой стрелки от 0 до 360º. Нулевое деление находится у буквы «N»(север), там же нанесен светящийся в темноте треугольник (выключаем свет, проверяем в темноте).

5. Первичная проверка понимания изученного.

А сейчас давайте проверим, кто и как усвоил новый материал (задаю вопросы):

—   Что такое компас?

—   Каково строение компаса?

—   Какие типы компасов существуют?

—   Как следует обращаться с компасами?

6. Закрепление новых знаний и способов действий.

Четыре действия с компасом.

С помощью компаса можно:

1) определить на местности направление сторон горизонта;

2) ориентировать карту;

3)определить азимут на предмет (обратная засечка);

4)определить направление по заданному азимуту (прямая засечка).

  • Определение сторон горизонта.

Определить своё положение по отношению к сторонам горизонта, найти север проще всего по компасу. Пользоваться компасом нетрудно: нужно повернуть его так, чтобы красный конец намагниченной стрелки остановился на нуле, что соответствует направлению на север, который часто на компасах обозначается латинской буквой N(НОРД). (Индивидуальная работа с компасом.) Найдя север, легко найти другие стороны горизонта: юг – ЗЮЙД, запад – ВЕСТ, восток – ОСТ. (Каждый на своём листке рисует «розу ветров»). Север на любых картах расположен вверху.

Кроме основных четырёх сторон горизонта есть «промежуточные» стороны. Например, между севером и западом находится северо-запад, или сокращенно СЗ, между югом и востоком – юго-восток (ЮВ). Теперь можно нарисовать новую «компасную розу» и надписать все восемь сторон горизонта. Если нужное направление не совпадает ни с основной, ни с промежуточной стороной горизонта, то его обозначают тремя буквами: ССВ, ЗЮЗ. (Показать «розу» с 16 направлениями и дать задание для самостоятельной работы [1, с.24]).

  • Определение азимута.

Азимут, как вам известно из курса географии, это угол между направлением на север (это направление показывает стрелка компаса) и направлением на тот или иной выбранный вами ориентир на местности (предмет).

Обратимся к градусной шкале компаса, так как на лимбе всякого компаса нанесены деления в градусах, необходимые для определения на местности углов. Так как деления на лимбе компаса возрастают от 0° до 360° по движению часовой стрелки, нетрудно догадаться, что все местные предметы, находящиеся в северо-восточной четверти, будут иметь углы от 0° до 90°, в юго-восточной — от 90° до 180°, в юго-западной — от 180° до 270° и в северо-западной — от 270° до 360°. Таким образом, двигаясь, например, строго на восток, мы будем идти по азимуту 90°. (Подписываем на «розе».)

(Далее показываю и рассказываю.) Для того чтобы определить угол (азимут) на какой-нибудь предмет, северный конец стрелки компаса подводят под нулевое деление на лимбе компаса (то есть ориентируют компас). Затем, не сбивая ориентировки, поднимают компас до уровня глаз и с помощью прорези и мушки компаса визируют на местный предмет, угол которого определяется. Определение азимута с помощью таких компасов является приблизительным, так как ошибка в градусах достаточна велика. Такая ошибка только на 1° при движении на 10 км дает отклонение около 200 м![3, с. 230]

Определение азимута на компасе, предназначенном для спортивного ориентирования, несколько иное и значительно точнее. На местный предмет, куда хотят взять азимут, направляют длинную сторону компаса, затем, вращая лимб, совмещают обозначение севера с северным, намагниченным концом стрелки и считывают отсчет в градусах с лимба по центральной красной линии, параллельной длинной стороне компаса.

Задание №2. Упражнения на засечки выполняют в парах: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). (Карты МСДЦ «Жемчужина», компасы, транспортиры для проверки).

7. Применение знаний и способов действия.

  • Ориентирование карты.

Ориентирование карты – придание ей такого положения, при котором северная сторона карты будет обращена на север, а линии и направления на карте – параллельны линиям и направлениям на местности. Карту можно сориентировать по компасу, линии местности или направлению на ориентир.

По линии местности. Карту поворачивают так, чтобы линия ус­ловного знака линейного предмета, например дороги, совпала с направлением самого линейного предмета, а изображения всех объектов, расположенных справа и слева от нее, находились с тех же сторон, что и на местности.

По направлению на ориентир. В этом случае должна быть известна точка стояния и с нее виден ориентир, обозначенный на карте. Карту поворачивают так, чтобы направление точки стояния — ориентир на карте — совпало с соответствующим направлением на местности.

Задание №3 (по группам): ориентирование карты МСДЦ «Жемчужина» и г. Пыть-Ях по линиям местности и по направлению на ориентир.

По компасу. Прием применяется на местности, трудной для ори­ентирования. В лесу, например, компасом определяют направле­ние на север, а затем карту поворачивают линией магнитного ме­ридиана, заранее нарисованного на карте, на север. Труднее всего ориентироваться в степях, тундре и т.п., где местность очень однообразная и глазу, как говорят, не за что зацепиться. Там без компаса просто не обойтись…

Задание группам: проверить правильность выполнения ориентировки карт другой группы с помощью компаса.

При передвижениях на местности с картой и компасом нужно постоянно сверять ориентировку карты, чтобы северный край карты «смотрел» на север. Это проверяется с помощью компаса. Только при сориентированной карте ориентиры местности (тропы, доро­ги, просеки и т. п.) будут по направлению совпадать с тропами, дорогами и просеками, нарисованными на карте.

8. Обобщение и систематизация знаний.

А сейчас давайте выстроим полученные знания и умения в определённую систему, составим порядок работы при определении азимута (делаем вместе).

При определении азимута на предмет необходимо:

  1. компас установить горизонтально;
  2. поворачивая компас, установить северный конец магнитной стрелки на север (0 градусов);
  3. вращая крышку компаса, линию прорезь — мушка установить (прицелиться) на предмет;
  4. с круговой шкалы «снять» значение азимута.

При определении направления по данному азимуту необходимо:

  1. установить мушку, вращая крышку компаса, на данный ази­мут (например, 90 градусов);
  2. установить компас горизонтально;
  3. поворачивая корпус компаса, не трогая крышки, установить северный конец стрелки на север (0 градусов);
  4. линия прорезь — мушка покажет направление предмета, ази­мут которого 90 градусов.

9. Контроль и самопроверка знаний и способов действий.

Сейчас мы вместе с вами узнаем, достигли ли мы цели, выполнили задачи, которые обговорили в начале занятия. (Дети отвечают на вопросы)

—   Какая задача перед нами стояла? Выполнили мы её?

—   Что нового вы сегодня узнали?

—   Какие действия вы выполнили?

—   Какими способами вы пользовались?

А сейчас каждый из вас письменно (+ или -) ответит на 5 вопросов:

—   Знаете ли вы что такое компас, и как он устроен?

—   Можете ли назвать четыре действия с компасом?

—   Сможете ли сами нарисовать все стороны света?

—   Сумеете ли сориентировать карту?

—   Определите ли азимут на предмет?

Какая отметка за наше занятие у вас получилась?

10. Подведение итогов занятия.

Сегодня все молодцы, поработали очень хорошо. На следующем занятии мы с вами узнаем об ориентирах. Дома можете самостоятельно почитать о самодельных компасах и попробовать их изготовить.

И последнее задание на сегодня: определите азимут на дверь кабинета и двигайтесь в данном направлении! До свидания! Спасибо за урок!

Список литературы

  1. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
  2. Жихарев А.М. Собираемся в поход. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 124 с.
  3. Черныш И.В. Походная энциклопедия путешественника. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция облицовщик плиточник 5 разряда
  • Антигистаминные препараты лоратадин инструкция по применению
  • Нормобакт энтеро инструкция по применению цена
  • Arthryl инструкция на русском в ампулах цена
  • Hadensa мазь инструкции на русском языке