Как проводить морфологический разбор существительного инструкция

Морфологический разбор имени существительного — это указание постоянных и непостоянных признаков существительного как самостоятельной части речи.

Составим план, как последовательно выполнить морфологический разбор существительного. Приведем образец и примеры разбора существительных, имеющих разную грамматическую форму.

Прежде чем узнать, как выполнить морфологический разбор существительного, напомним, какие слова можно отнести к этой части речи.

Определение

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает лицо или предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

  • (кто?) сын, сосед, человек;
  • (что?) дорога, небо, чертеж.

Как выполнить морфологический разбор имени существительного?

Приняв во внимание это определение, морфологический разбор имени существительного начинаем с указания части речи и общего грамматического значения.

Общее грамматическое значение имени существительного заключается в способности обобщённо называть предмет.

Затем выявим постоянные признаки имени существительного:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • отвлеченное или конкретное;
  • вещественное, собирательное;
  • род (мужской, средний, женский)
  • склонение (первое, второе или третье).

У некоторых существительных категория числа является постоянным морфологическим признаком, если эти существительные имеют  форму только единственного или множественного числа.

Остальные признаки являются непостоянными. Существительные изменяются по падежам и числам.

Начальная форма существительного — это форма именительного падежа единственного числа.

Морфологический разбор существительного закончим указанием его синтаксической роли (какой член предложения). Имя существительное может быть любым членом предложения как главным (подлежащее или сказуемое), так и второстепенным (определение, дополнение, обстоятельство).

Эти этапы разбора существительного как части речи представим в виде плана.

План морфологического разбора существительного

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • по значению конкретное или абстрактное, вещественное, собирательное;
  • род
  • число (у существительных только единственного или множественного числа);
  • склонение

б) непостоянные признаки:

  • падеж
  • число

III. Синтаксическая роль

Морфологический разбор существительного

Источник изображения: http://razum.myinsales.ru

В предложении может быть несколько существительных. То существительное, которое требуется разобрать как часть речи, указывается цифрой 3 справа над ним. Приведем примеры морфологического разбора существительного.

Образцы разбора

Летним утром дети пошли в лес за земляникой³.

I.  Слово «за земляникой» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос за чем? Начальная форма — «земляника».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • неодушевленное
  • вещественное
  • женский род
  • I склонение

б) непостоянные признаки:

  • творительный падеж
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — дополнение.


У меня над головой яркая синева неба³.

I. Слово «неба» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос чего? Начальная форма — «небо».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • неодушевленное
  • конкретное
  • средний род
  • II склонение

б) непостоянные признаки:

  • родительный падеж
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — определение (несогласованное).

Слово «неба» поясняет  существительное «синева» и отвечает на синтаксический вопрос:

синева (чья?) неба.

Синева неба = небесная синева.


 На часах³  было уже полседьмого.

I. Слово «на часах» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём? Начальная форма — «часы».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • неодушевленное
  • конкретное
  • множественное число
  • склоняется как существительное множественного числа

б) непостоянные признаки:

  • предложный падеж

III. Синтаксическая роль — обстоятельство.


Вчера дядя Семен поймал огромную щуку³.

I. Слово «щуку» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? Начальная форма — «щука».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • одушевленное
  • конкретное
  • женский род
  • I склонение

б) непостоянные признаки:

  • винительный падеж
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — дополнение.

Видеоурок

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 75

Морфологический разбор слова

Морфологический разбор слова — это разбор слова как части речи, то есть определение его начальной формы, его постоянных и непостоянных признаков, а так же его роли в предложении.

Как выполняется морфологический разбор?

  1. Определить, к какой части речи относится слово — задать вопрос
  2. Определить его начальную форму. Имя существительное — единственное число, именительный падеж; имя прилагательное — единственное число, мужской род, полная форма; глагол — неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы (что делать? что сделать?)

После начальной формы указываются морфологические признаки слова. Они делятся на 2 группы: постоянные и непостоянные.

К постоянным признакам относятся:

  • существительное: род, склонение, нарицательное/собственное, одушевленное/неодушевленное
  • прилагательное: качественное/относительное
  • глагол: спряжение, вид, возвратность/невозвратность

К непостоянным признакам относятся:

  • существительное: число, падеж
  • прилагательное: число, род, падеж
  • глагол: время, число, лицо, наклонение

Непостоянные признаки глагола определяются ТОЛЬКО в указанной последовательности!

3.  Определись синтаксическую роль слова в предложении. Для этого используется контекст, то есть те слова, которые зависят или от которых зависит разбираемое слово в предложении. ВАЖНО определить синтаксическую роль НЕ начальной формы, а разбираемой. Для этого выписывается словосочетание целиком, задается вопрос к разбираемому слову и графически обозначается, каким членом предложения оно является.

Примеры морфологических разборов

Имя существительное

1. Мальчик вернулся домой без портфеля 3.

  1.  Без (чего?) портфеля — имя существительное
  2. Н.ф. портфель

М.П.: постоянные: 2 склонение, мужской род, нарицательное, неодушевленное

         непостоянные: единственное число, Род. падеж

  1. С.р. вернулся без (чего?) портфеля (дополнение)

2. Девочка с бантиками3 гуляет по улице.

  1. Девочка с (чем?) бантиками — имя существительное
  2. Н.ф. бантик

М.П.: постоянные: 2 склонение, мужской род, нарицательное, неодушевленное

          непостоянные: множественное число, Тв. падеж

  1. С.р. девочка (с чем?) с бантиками (дополнение)

3. Между окнами3 висела картина.

  1. Висела между (чем?) окнами — имя существительное
  2. Н.ф. окно

М.П.: постоянные: 2 склонение, средний род, нарицательное, неодушевленное

          непостоянные: множественное число, Тв. падеж

  1. С.р. висела между (чем? где?) окнами (обстоятельство)

4. Ночи3 в декабре будут тёмными, долгими и холодными.

  1. Будут тёмными (кто? что?) ночи — имя существительное
  2. Н.ф. ночь

М.П.: постоянные: 3 склонение, женский род, нарицательное, неодушевленное

          непостоянные: множественное число, Им. падеж

  1. С.р. будут тёмными (кто? что?) ночи

Имя прилагательное

1. Ах, как прекрасен3 сегодняшний вечер! 

  1. Вечер (каков?) прекрасен — имя прилагательное
  2. Н.ф. прекрасный

М.П.: постоянные:

         непостоянные: единственное число, мужской род, краткая форма

  1. С.р. вечер (каков?) прекрасен (сказуемое)

2. Маленькие3 котята бежали по двору.

  1. Котята (какие?) маленькие — имя прилагательное
  2. Н.ф. маленький

М.П.: постоянные:

        непостоянные: множественное число, Им. падеж, полная форма

  1. С.р. котята (какие?) маленькие (определение)

3. В начале октября установилась солнечная3 сухая погода.

  1. Погода (какая?) солнечная — имя прилагательное
  2. Н.ф. солнечный

М.П.:постоянные:

         непостоянные: единственное число, женский род, Им. падеж, полная форма

  1. С.р. погода (какая?) солнечная (определение)

4. В его комнате недоставало только письменного3 стола.

  1. Недоставало стола (какого?) письменного — имя прилагательное
  2. Н.ф. письменный

М.П.: постоянные:

         непостоянные: единственное число, мужской род, Род.падеж, полная форма

  1. С.р. недоставало стола (какого?) письменного (определение)

Глагол

1. Кто-то настойчиво стучал 3 в дверь.

  1. Кто-то (что делал?) стучал — глагол
  2. Н.ф. стучать

М.П.: постоянные: нсв, 1 спр, невозвратный

         непостоянные: пр.время, единственное число, м.р.

  1. С.р. кто-то (что делал) стучал (сказуемое)

2. Василий подарит3 все свои игрушки Анатолию.

  1. Василий (что сделает?) подарит — глагол
  2. Н.ф. подарить

М.П.: постоянные: 2 спряжение, совершенный вид (св), невозвратный

          непостоянные: будущее время, 3 лицо, единственное число

  1. С.р. Василий (что сделает?) подарит (сказуемое)

3. Каждый день я покупаю3 газеты в ближайшем киоске.

  1. Я (что делаю?) покупаю — глагол
  2. Н.ф. покупать

М.П.: постоянные: 1 спряжение, несовершенный вид, невозвратное

          непостоянные: наст. время, единственное число, 1 лицо

  1. С.р. Я (что делаю?) покупаю (сказуемое)

4. Когда вы соберетесь3 за покупками?

  1. Вы (что сделаете?) соберетесь — глагол
  2. Н.ф. собираться

М.П.: постоянные: 1 спряжение, совершенный вид, возвратное

          непостоянные: буд. время, мн. число, 2 лицо

  1. С.р. вы (что сделаете?) соберетесь (сказуемое)

Задание

Выполнить морфологические разборы по памятке: авеню, ябеда, кофе, племена, красна, золотист, грациозный, переливчатые, распеваешь, провозглашаем, знает

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой «3»: Над лугом3 порхают пестрые бабочки.

Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).

3. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);
  • склонение;

4. Непостоянные признаки:

  • число;
  • падеж;

5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.

Пример устного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

1. Птицу — имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.

2. Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж — кто?)

3. Постоянные признаки:

  • существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
  • существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
  • существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя — моя птица.
  • существительное первого склонения, т.к. имеет окончание а и относится к женскому роду.

4. Непостоянные признаки:

  • существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу.
  • существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.

5. В предложении является дополнением: птицу.

Образец письменного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

  1. Птицу — сущ. (кого?)
  2. Н. ф. — птица.
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
  5. птицу

Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц3.

Птиц

  1. Птиц — сущ. (кого?)
  2. Н. ф. — птица
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
  5. птиц

Дано предложение: Шахматы3 — сложная, но интересная игра.

Шахматы

  1. Шахматы — сущ. (что?).
  2. Н. ф. — шахматы
  3. Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
  4. Мн. ч., И. п.
  5. Шахматы

Советуем посмотреть:

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 211,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 107,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 114,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 132,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 138,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 240,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 241,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 4,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 233,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 238,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 148,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 147,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 207,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 167,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 187,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 63,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 278,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 212,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 109,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 104,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 177,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 306,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 312,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 81,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 106,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 112,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 79,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 51,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 185,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 615,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 68,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 70,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 91,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 505,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 642,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 281,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 587,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 90,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 227,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 406,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 420,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 427,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 470,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 15,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 316,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 16,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 117,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 159,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 279,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 314,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 400,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 67,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


Как делать морфологический разбор имени существительного в 7 классе

Обучение в 7 классе подразумевает подведение итога по морфологии за весь курс. Программа 8-9 класса рассчитана на изучение раздела по синтаксису. У ученика 7 класса багаж знаний о морфологическом разборе имени существительного должен быть в полном объёме.

Как делать морфологический разбор имени существительного в 7 классе

Работа начинается с 4 класса, когда даётся первоначальное понимание морфологических особенностей частей речи. В 5, 6 классах область знаний расширяется. Изучаются понятия постоянных, непостоянных признаков существительного. Ученик должен освоить порядок определения особенностей и полного морфологического разбора имени существительного (ИС).

Признаки существительного

Грамматические свойства ИС, присущие конкретному слову, являются отправной точкой для анализа. В зависимости от способности меняться под действием контекста и других членов предложения или элементов словосочетания, признаки ИС бывают постоянными и изменяющимися.

Постоянные

К постоянным относятся разряды, которые характеризуют част речи по отношению называния единственного в своем роде предмета, события, явления или одного из группы подобных: собственные и нарицательные. Собственные в письменной речи оформляются заглавной буквой и по значению служат в качестве названия единичного предмета, при необходимости заключаются в кавычки, например: Евгений Онегин, журнал «Костёр», День радио. Все остальные случаи образуют группу нарицательных предметов.

Разряды, определяющие одушевлённость и неодушевлённость. Одушевлённые отвечают на вопрос Кто?, например: человек, собака, шофер, конь, брат, чайка.

Неодушевлённые – остальные существительные, обозначающие неживые предметы и явления, к которым задают вопрос Что?, например: озеро, счастье, планета, дерево, ненастье, гора, суп.

В 7 классе не рассматривают разряды нарицательныз имен, связанные с группами вещественных (соль, кислород), отвлечённых (отвага, вражда), собирательных (народ, старьё, люди), конктерных (подушка, цветок, пчела) существительных. При определении разрядов таких слов могут возникнуть затруднения.

Род является постоянным признаком. Соотнеся ИС с личным местоимением он, она, оно, можно определить родовую принадлежность к мужскому, женскому, среднему роду. В начальном звене обучения определение рода делается по рядом стоящему прилагательному. Пример: любимый папа. Папа (какой?) любимый (мужской род).

По роду и окончанию в начальной форме пределяется склонение существительного: первое, второе, третье. Также бывают несклоняемые, разносклоняемые ИС. Есть группы слов, которые не вписываются в общие правила: такие ИС всегда стоят только во множественном числе (сани, ворота, дрожжи).

Непостоянные

К непостоянным признакам ИС относятся число, падеж. Большинство имен нарицательных могут стоять в единственном и во множественном числе. Если предмет может употребляться только в одной числовой форме, то такой признак относится к постоянным. Еще одна задача, которую потебуется решить, чтобы разобрать морфологические свойства ИС, – определить падеж. Именительный падеж никогда не бывает с предлогом. Предложный падеж всегда требует добавления предлога. Падежи, которые могут быть с предлогом, называются косвенными.

Как делать морфологический разбор имени существительного в 7 классе

Синтаксическая роль

Хотя в буквальном понимании определение членов предложения к морфологии не относится, каждая часть речи имеет свой набор синтаксических функций. В этом плане существительное отличается универсальностью. В именительном падеже оно может быть подлежащим или сказуемым. В косвенных выражаются остальные члены предложения: обстоятельство, определение, дополнение.

План морфологического разбора существительного

По правилам школьной грамматики, во время морфологического разбора имени существительного нужно правильно определять неизменные свойства и формальные особенности слова. План поможет сделать работу упорядоченно и полно:

  1. Указать часть речи, логически обосновать вывод.
  2. Указать начальную форму (именительный падеж единственного числа, если у данного существительного есть такая форма). Выделить и охарактеризовать постоянные признаки. Исходя из формы ИС, указанной в задании, определить точную форму слова.
  3. С учетом данных, полученных при выполнении предыдущих двух пунктов, назвать синтаксическую функцию ИС.

Как делать морфологический разбор имени существительного в 7 классе

Образец

Анализ должен выполняться учеником в устной и письменной форме. Устный анализ включает полную цепочку рассуждений, поиск правильного ответа и вывод. Запись такого разбора будет включать только выводы с использованием сокращений.

Устный разбор

В качестве образца устного анализа приведем ИС в предложении:

  • Вековые деревья колышутся ветром.

Пример морфологического разбора слова «деревья».

О чем идет речь в предложении? О деревьях. Обозначает предмет, отвечает на вопрос Что?. Это имя существительное.

Начальная форма (им.п. ед.ч.) – дерево. Постоянные морфологические признаки: нарицательное (это один предмет из ряда одинаковых), неодушевлённое (показатель – вопрос Что?, совпадающий в Им. и В.п.) , существительное среднего рода, 2 склонения. Непостоянные: стоит в именительном падеже (колышутся кто? что? – вопросы Им.п.) во множественном числе (речь о множестве деревьев, нестандартное окончание -ья). Деревья что делают? колышутся. Это субъект действия, вместе со сказуемым составляет синтаксическую основу предложения, значит, выполняет роль подлежащего.

Письменный разбор

При письменном анализе возможно сокращение слов. Делать такое оформление рекомендуется школьной грамматикой.

Деревья – (что?) предмет, имя сущ.
Нач.ф. – дерево. Пост.приз.: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл. Непост. пр.: им.п., множ. ч.
Подлежащее.

Как сделать морфологический разбор слова

Как сделать морфологический разбор слова? Для начала нужно определиться, какая это часть речи и разобраться в конкретных моментах,связанных с данным действием. В этой статье разберем, как делать морфологический разбор.

Большинство не знает, как делать разбор слова. Однако морфологический разбор производить достаточно просто.

Как в общем случае производится разбор

Должны быть указаны следующие моменты:

  • к какой части речи относится конкретное слово;
  • начальная форма;
  • постоянные и непостоянные признаки;
  • какова синтаксическая роль в предложении, за исключением служебных.

Это общие моменты, которые указывают при разборе любого слова, вне зависимости от части речи. Теперь рассмотрим подробнее каждую часть речи. Запомните важный момент: сначала необходимо охарактеризовать его в целом, а уже затем смотреть на контекст предложения и от него продолжать. Также учитывайте, что в некоторых частях речи нужно быть внимательным, так как для некоторых слов помимо общих признаков нужно описать дополнительные характеристики.

Имя существительное

Самой популярной и часто используемой частью речи является существительное. Разбор надо сделать по следующей инструкции:

  • первоначальная форма;
  • нарицательное или собственное;
  • одушевленное или нет;
  • число, единственное или множественное;
  • склонение;
  • женский или мужской род;
  • падеж и роль в предложении.

Например: «Человек ест пиццу». Пиццу — имя существительное, начальная форма — пицца, неодушевленное, в единственном числе, второе склонение, женский род, винительный падеж, играет роль дополнения в предложении.

Разбор существительного

Глагол

Морфологический разбор глагола делать необходимо следующим образом:

  1. начальная форма;
  2. переходный либо непереходный;
  3. возвратный или невозвратный;
  4. наклонение;
  5. время — прошедшее, настоящее или будущее;
  6. род и лицо;
  7. число;
  8. какую роль играет в предложении.

Рассмотрим пример: «Говорили все в лицо, не особо боясь последствий». Говорили является переходным, в совершенном виде и прошедшем времени, наклонение изъявительное, множественное число, роль в предложении — сказуемое.

Причастие

Рассмотрим, как произвести разбор примера, относящегося к причастию:

  • изначальная форма;
  • является страдательным или действительным;
  • время и вид причастия;
  • возвратное оно или нет;
  • для страдательного причастия — краткое или полное;
  • в полном причастии указывается падеж;
  • причастие в единственном числе потребует определения рода;
  • число и роль слова в предложении.

Пример: «Осматриваю видавшую виды местность». Здесь видавшую — причастие, первоначальная форма — видавший, действительное, прошедшее время, женский род, совершенный вид, невозвратный, в единственном числе, роль в предложении согласованное определение.

Деепричастие

Иногда эту часть речи считают особым видом глагола. Разбор такого слова:

  1. какая часть слова;
  2. изначальная форма;
  3. изменяемо оно или нет;
  4. вид разбираемого слова;
  5. роль в предложении.

Разберем: «Уезжая из Москвы, ты уже скучаешь по ней». Уезжая — деепричастие от первоначальной формы глагола уезжать, несовершенный вид, неизменяемое, в предложении выступает как обстоятельство образа действия.

Наречие

Теперь попытаемся понять, как разбирается слово из остальных категорий. Начнем мы с наречия.

Если вам нужно разобрать слово, относящееся к наречию, то схема будет следующей:

  • изначальная форма;
  • местоимение или знаменательное;
  • разряд наречия;
  • при наличии степень сравнения;
  • роль в предложении.

Пример: «Тучи сгустились очень низко, все потемнело». Низко — наречие, в начальной форме, знаменательное, обстоятельное и качественное, степень сравнения — отрицательная, синтаксическая роль в качестве обстоятельства образа действия.

Разбор прилагательного

Определяете его начальную форму. Далее выясняем, к какому виду относится прилагательное: качественное, относительное или притяжательное. Затем определяется род, падеж, число, степень сравнения и синтаксическую роль.

Пример: «Полное ведро воды накапало с потолка». Полное — прилагательное, его начальная форма — полный, качественное, полное и среднего рода, в винительном падеже, единственном числе, степень сравнения положительная, синтаксическая роль определение.

Числительное

Выявляем начальную форму. Затем определяем простое или составное число, оно является количественным или порядковым, у первых надо определить разряд, падеж, число, синтаксическую роль в предложении.

Например: «Прошло два месяца». Два — числительное, в начальной форме, простое, количественное, целое, именительный падеж, выступает как составная часть подлежащего.

Как морфологически разбирается слово

Заключение

Морфологический разбор слова на первый взгляд представляется достаточно сложным. Неподготовленный человек может запутаться в том, какое это слово, его роли в предложении, его форме и так далее. Но благодаря нашей статье вы немного прояснили данные моменты. Теперь вы разбираетесь, какую роль играет слово в предложении, пошаговую инструкцию по разбору, улавливать контекст предложения, определяющего роль слова в каждом конкретном случае. Изучайте русский язык, разбирайте предложения и вы сможете узнать много нового, в том числе касающееся морфологического разбора различных частей речи!

Как правильно делать разбор слова

Видео

Из видео вы узнаете, как сделать морфологический разбор имени существительного.

источники:

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/kak-delat-morfologicheskiy-razbor-imeni-suschestvitelnogo-v-7-klasse.html

https://liveposts.ru/articles/education-articles/russkiy-yazyik/kak-sdelat-morfologicheskij-razbor-slova

Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются слова как часть речи.

Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в 3 группы:

  • Общее грамматическое значение;
  • Морфологические признаки данной части речи (род, число, падеж, время, лицо и т.д.);
  • Синтаксические признаки (роль слова в словосочетании и предложении).

русский язык 2 класс диктанты 3 четвертьВыполнить морфологический разбор — это значит охарактеризовать слово как часть речи.

русский язык 2 класс диктанты 3 четверть

В начальной школе учащиеся выполняют морфологический разбор трех основных частей речи: имени существительного, имени прилагательного и глагола.

В данной статье учимся выполнять морфологический разбор существительных.

Памятка морфологического разбора существительного

1. Часть речи. Начальная форма (единственное число, именительный падеж).

2. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевлённое или неодушевлённое;
  • род;
  • склонение.

Непостоянные признаки:

  • падеж;
  • число.

3. Роль в предложении казать смысловой вопрос, который задаём к имени существительному. Определить, каким членом предложения является имя существительное).

Образец морфологического разбора существительного

Образец письменного разбора

Я вижу птицу в небе.

птицу

1.Птицу – сущ., Н.ф. – птица.

2. Пост. пр.: неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл.;

Непост. пр.: ед.ч., В.п.

3. Вижу (кого?) птицу (второстепенный член предложения, дополнение).

Образец устного разбора

Я вижу птицу в небе.

птицу

1.Птицу — существительное, т.к. обозначает предмет.
Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж).

2. Постоянные признаки:
а) существительное нарицательное, т.к. называет одинаковые однородные предметы;
6) существительное одушевлённое, т.к. называет предмет живой природы;
в) существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя птица;
г) существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду.

Непостоянные признаки:
а) существительное в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос: вижу (кого? что?) птицу;
6) существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.

3.Вижу (кого?) птицу. Существительное птицу является в предложении второстепенный членом, дополнением.

Краткий морфологический разбор

Иногда встречается задание в котором необходимо сделать краткий морфологический разбор. Обычно он звучит, как написать морфологические признаки. В 4 классе дети должны указать 6 признаков. Тогда вариант выполнения выглядит так:

Птицу – сущ., неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл., ед.ч., В.п.



русский язык 2 класс диктанты 3 четвертьУпражнения для тренировки

Выполни морфологический разбор всех имен существительных в предложении.

Ветер раскачивал деревья.

Ответ:

ветер

1.Ветер – сущ., Н.ф. – ветер.

2. Пост. пр.: неодуш., нариц., м.р., 2-е скл.;

Непост. пр.: ед.ч., И.п.

3. Ветер ( что делал?) раскачивал (главный член предложения, подлежащее).

деревья

1.Деревья – сущ., Н.ф. – дерево.

2. Пост. пр.: неодуш., нариц., ср.р., 2-е скл.;

Непост. пр.: мн.ч., В.п.

3. Раскачивал (что?) деревья (второстепенный член предложения, дополнение).


Выполни морфологический разбор всех имен существительных в предложении.

На фоне голубого неба краснели гроздья рябин.


Напиши морфологические признаки всех имен существительных в предложении.

Гуси и утки щипали траву около сарая.


В ВПР 4 класса по русскому языку есть задание 12, в котором нужно как раз написать морфологические признаки существительного.

ВПР по русскому языку 4 класс 2 часть задание 12  


Выпиши из (указан номер) предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи морфологические признаки одной из форм имени существительного (на выбор).


Учащимся необходимо найти нужное предложение, выписать все имена существительные вместе с предлогами и написать морфологические признаки одного из выписанных существительных.

Важные моменты! Иногда дети забывают выписать существительные вместе с предлогами, а за это уже снимаются баллы.

А также в данном задании не нужно выполнять полный морфологический разбор. Необходимо указать в строчку через запятую постоянные и непостоянные признаки.

Иногда в задании 12 конкретно прописываются признаки, которые необходимо указать.


Выпиши из (указан номер) предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).


Примеры задания 12 в ВПР по русскому языку 4 класс

Выпиши из 13-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

(13)Тут вступила в разговор сосулька, повисшая на еловой лапе.

1) формы имён существительных: (в) разговор, сосулька, (на) лапе;
2) морфологические признаки одной из форм, например:

(в) разговор – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

или

сосулька – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.;

или

(на) лапе – ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п.


Выпиши из 11-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

(11)Новый транспорт специалисты назвали метрополитеном.

1)формы имён существительных: транспорт, специалисты, метрополитеном;
2) морфологические признаки одной из форм:

транспорт – м. р., 2-е скл., ед. ч., В.п.;

или

специалисты − м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;

или

метрополитеном – м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.


Выпиши из 9-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

(9)«Серебряную» воду используют космонавты в космических полётах.

1) формы имён существительных: воду, космонавты, (в) полётах;
2) морфологические признаки одной из форм:

воду – ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;

или

космонавты – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;

или

(в) полётах – м. р., 2-е скл., мн. ч., П. п.


Упражнения для отработки 12 задания ВПР по русскому языку 4 класс

Выпиши из предложений все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Когда созревали одуванчики, у нас с братом была забава.

Ответ:

одуванчики – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;

(с) братом – м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;

забава – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.


При опоре на крепкий хвост ящерицы могут даже бегать на задних лапах.

Ответ:

Хвостом — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;

врага — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

(в) драке — ж. р.. 1-е скл., ед. ч., П. п.;

атаку — ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.


Они станут большими, сильными птицами и вместе со своими родителями улетят на юг.

Ответ:

птицами – ж. р., 1-е скл., мн. ч., Т. п.;

(с) родителями – м. р., 2-е скл., мн. ч., Т. п.;

(на) юг – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.


Лесник целый день бродил по лесу и знал каждое дерево на своём участке. 

Ответ:

лесник — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;

день — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

(по) лесу — м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;

дерево — ср. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

(на) участке — м. р., 2-е скл., ед. ч., П. п.


Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она прекрасна в любой сезон. 

Ответ:

(с) ветвями – ж. р., 3-е скл., мн. ч., Т. п.;

(с) кроной – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.;

(в) сезон – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.


Если по камню сильно ударить молотком, то он не разобьётся и не даст трещин.

Ответ:

(по) камню — м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;

молотком — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;

трещин — ж. р., 1-е скл., мн. ч., Р. п.


Десятилетний охотник забыл обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её.

Ответ:

охотник — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;

(в) воду — ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;

(за) уткой — ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.


Ёжик распрямился, встал на коротенькие лапки и быстро-быстро побежал под шкаф! 

Ответ:

ёжик – м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;

на лапки – ж. р., 1-е скл., мн. ч., В. п.;

под шкаф – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.


Человек издавна называл себя «царём природы», но, видно, не очень умело управлял он своим царством, раз нанёс ему такой ущерб.

Ответ:

человек — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.

царём — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.

природы — ж. р., 1-е скл., ед. ч., Р. п.

царством — ср. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.

ущерб — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.


Уже к полудню под ярким весенним солнышком лёд исчезает.

Ответ:

(к) полудню – м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;

(под) солнышком – ср. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;

лёд – м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.


Однажды на рассвете меня разбудил голос брата.

Ответ:

(на) рассвете — м. р., 2-е скл., ед. ч., П. п.;

голос — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;

брата — м. р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.


Вот возьмут муравьи личинку и поднесут её к краю листа снизу.

Ответ:

муравьи – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;

личинку – ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;

к краю – м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;

листа – м.р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.


В журнал принёс свои стихотворения довольно известный поэт.

Ответ:

(в) журнал — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

стихотворения — ср. р., 2-е скл., мн. ч., В. п.;

поэт — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.


Эти лапы с крепкими пальцами помогают ему совершать высокие и быстрые прыжки.

Ответ:

лапы — ж. р., 1-е скл., мн.ч., И. п.;

(с) пальцами — м. р., 2-е скл., мн. ч., Т. п.;

прыжки — м. р., 2-е скл., мн. ч., В. п.


За кормой оставалась широкая полоса чистой воды. 

Ответ:

(за) кормой – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.;

полоса – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.;

воды – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Р. п


Чтобы в одежде рыцаря не было никаких щелей, она тоже должна была запахиваться слева направо. 

Ответ:

(в) одежде – ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п.;

рыцаря – м. р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.;

щелей – ж. р., 3-е скл., мн. ч., Р. п.


А лиса, не переставая кричать, повела собаку подальше от норы, да там и замолчала.


Мне известны художники, которые пытались изобразить в красках северное сияние.


Но, как мы ни вглядывались, в ветках берёзы никакую кошку не увидели.


Осьминожек стал жить у меня в банке из-под варенья.



Подготовиться к ВПР по русскому языку в 4 классе также помогут статьи:

Ударение ВПР 4 класс

Однородные члены предложения

Диктанты 4 класс с грамматическими заданиями

В помощь в учёбе:

О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»

(не повторяют таблиц из подарка)

Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых  инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Вы получите:

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики  позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ

Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга!  Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.

В тренажере вы найдете:

  • 72 таблицы для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • улучшить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Дошкольнику при подготовке к школе;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников


русский язык 2 класс диктанты 3 четвертьЗаходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал для мотоцикла ямаха
  • Руководство увд по сыктывкару
  • Пародонтоцид паста зубная инструкция по применению
  • Cuckoo liiot lh 6511 fn инструкция
  • Jf011e мануал на русском