Как разместить аудиторское заключение на федресурсе пошаговая инструкция

Вопросы публикации в Федресурсе аудиторского заключения и финансовой отчетности актуальны как никогда из-за недавних законодательных изменений. Как сейчас происходит размещение в реестре этих сообщений и каков порядок процедуры?

Аудиторское заключение в Федресурсе с 01.01.2022 объединено с сообщением о финансовой отчетности

Иллюстрция: pressfoto/freepik

Основные вопросы статьи:

  1. Какие произошли изменения в 2022 году в части публикации в Федресурсе сведений о результатах аудита и финансовой отчетности
  2. Все, кто подает аудиторское заключение в ГИРБО, теперь обязаны размешать в Федресурсе сообщение о финансовой отчетности с указанием информации о результатах аудита?
  3. Сколько публикаций в Федресурсе обязаны теперь делать компании, если проводят обязательный аудит?
  4. Как теперь выглядит форма для сообщения о финансовой отчетности с указанием сведений о результатах аудита в Федресурсе?

С 1 января 2022 года были внесены изменения пп. «л. 2» п. 7 ст. 7.1 ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц», обязанность по публикации в Федресурсе сведений о финансовой отчетности была объединена с обязанностью публикации результатов обязательного аудита в Федресурсе (ранее предусмотренной ч. 6 ст. 5 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности»). Обязанности были объедены в одну в рамках консолидации российского законодательства (согласно письму Минэкономразвития).

Для всех юридических лиц, которые ранее были обязаны публиковать аудиторское заключение в Федресурсе, обязанность по публикации изменилась только технически. Теперь сведения о результатах аудита размещаются в Федресурсе в рамках сообщения о финансовой отчетности.

В настоящее время публикация в федресурсе сведений о финаносвой отчетности включает в себя сведения о результатах аудита и является обязательной для трех группы юридических лиц:

1. Чья финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Этой группе юридических лиц необходимо публиковать в Федресурсе сообщение о финансовой отчетности с указанием:

  • наименования аудиторской организации;
  • ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;
  • датой подписания аудиторского заключения.

2. Чья отчетность и аудиторское заключение к ней не подлежат представлению ГИБРО. Этой группе юридических лиц необходимо публиковать в Федресурсе сообщение о финансовой отчетности, с указанием:

  • наименования аудиторской организации;
  • ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;
  • датой подписания аудиторского заключения;
  • мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.

3. Кто размещает сведения о ней в СМИ (например, на сайтах уполномоченных информационных агентств, аккредитованных ЦБ РФ: ООО «Интерфакс – ЦРКИ», АО «АЭИ «ПРАЙМ», АО «СКРИН», ЗАО «АК&М», АНО «АЗИПИ»). Этой группе юридических лиц необходимо публиковать в Федресурсе сообщение о финансовой отчетности и результатах аудита с дополнительным указанием сведений о публикации в СМИ.

В связи с изменениями обязанности реестр Федресурс также предусмотрел техническую возможность публикации сообщения о финансовой отчетности с указанием сведений о результатах обязательного аудита для каждой группы юридических лиц. Каждая группа может публиковать нужные ей сведения независимо друг от друга.

Сколько сообщений о финансовой отчетности и результатах аудита теперь нужно публиковать на ФЕДРЕСУРСЕ (с 01.01.2022)

Ответ – два сообщения.

Почему? Согласно ФЗ «О бухгалтерской отчетности» датой утверждения финансового отчета является дата ее подписания руководителем организации. С этой даты необходимо отсчитывать установленный для публикации в Федресурсе срок – три рабочих дня.

Однако каждый бухгалтер понимает, что на момент утверждения финансового отчета аудиторское заключение (если обязаны проводить аудит) еще не будет готово. Между датой подписания финансовой отчетности руководителем и датой подписания аудиторского заключения аудитором может быть временной промежуток примерно от 1 до 10 месяцев (поскольку аудит можно провести и подать в налоговую или до конца 1 квартала года следующего за отчетным или до конца года следующего за отчетным).

В связи с этим уже 2022 году многие организации столкнулись с проблемой, где до проведения аудита они могли опубликовать в Федресурсе только сведения о финансовой отчетности и заполнить из новой объединенной формы сообщения в реестре только поля, которые относятся к финансовой отчетности.

Но и здесь Федресурс учел эту техническую необходимость, чтобы организации могли опубликовать оба блока сведений своевременно, не нарушив сроки и не получив штраф. Федресурс оставил в форме сообщения поля и блоки финансовой отчетности и результатов аудита независимыми друг от друга.

В настоящее время организации могут опубликовать:

  • сначала первое сообщения – сведения о финансовой отчетности в течение трех рабочих дней с даты ее утверждения (подписания руководителем);
  • затем опубликовать второе сообщение, уже заполнив все поля, которые относятся не только к финансовой отчётности, но к результатам аудита, в течение трех рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения.

Дополнительно стоит отметить, что реестр Федресурс также сохранил возможность публикации результатов аудита отдельным сообщением по старой форме.

Поэтому выбор публиковать результаты аудита в рамках второй публикации в виде сообщения о финансовой отчётности, заполнив повторно поля о финансовой отчетности, а также заполнить предусмотренные в нем теперь поля о результатах аудита или опубликовать результаты аудита в рамках отдельной старой формы – здесь реестр Федресурс пока оставляет Вам выбор.

Но в любом случае, чтобы не получить штраф, необходимо осуществлять две публикации, поскольку два этих события – утверждение финансового отчета и подписание аудиторского заключения, не совпадают между собой по дате и имеют разные точки отсчета срока публикации.

Если Ваша организация провела обязательный аудит, и у Вас остались вопросы по обязанности размещения аудиторского заключения в Федресурсе в рамках сообщения о финансовой отчетности – Вы можете получить бесплатные консультации на сайте сервиса fedresurs.online.

Если Вы пропустили указанные изменения, Вам необходимо устранить нарушение и опубликовать сообщение в Федресурсе – Вы также можете сделать это на сайте fedresurs.online.

Примеры применения санкций за отсутствие сведений о результатах аудита (как и многие другие за иные виды сообщений) по статье ст. 14.25 КоАП представлены на этой странице и ниже по отдельным видам публикаций:

1. Аудит и отчетность:

  • Определение Управления Росреестра по Санкт-Петербургу 12.04.2021.
  • Требование МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 г. Москвы от 21.01.2021.
  • Уведомление и определение Управления Росреестра по Тамбовской области 20.02.2021.

Обратите внимание! В предписании, направленном ФНС, организации также дополнительно привлекаются к административной ответственности по:

  • ст.19.7 КоАП за непредставление аудиторского заключения;
  • ст.15.11 КоАП за отсутствие первичных учетных и иных финансовых документов, хранение которых является обязательным.

Как теперь выглядит форма для сообщения о финансовой отчетности с указанием сведений о результатах аудита в Федресурсе

Она выглядит следующим образом:

От службы поддержки Федресурса также были получены официальные комментарии, где сказано:

«В новой форме внесения сведений в Федресурс каждая из 3 обязанных групп юридических лиц может независимо вносить конкретный блок сведений о себе независимо от ряда полей, предусмотренных для другой группы».

Пример 1

1 и 2 группа компаний (которые провели аудит, вносят сведения о нем, а также заполняют основные поля о финансовой отчетности) в поле «Ссылка на публикацию» могут оставить ее пустой и реестр пропустит публикацию.

Примечание: ранее поле «Ссылка на публикацию» являлось для публикации сообщения о финансовой отчетности обязательным, но после изменений, чтобы адаптировать форму сообщения под техническую возможность публикации для каждой обязанной группы ЮЛ – Федресурс сделал поле необязательным.

Пример 2

Аналогичная ситуация и в отношении поля «Дата раскрытия», где служба поддержки реестра Федресурс пояснила, что публикатор, раскрывающий сведения в СМИ (3 группа) вносит в нее дату публикации в СМИ. А публикатор, который в СМИ не размещает сведения о фин. отчетности (1 и 2 группа) но обязан опубликовать сообщение из-за проведенного аудита может внести в нее ту же дату, когда происходит публикация в Федресурсе.

Также служба поддержки реестра Федресурс дала разъяснение по поводу поля «Комментарий пользователя», где «в случае публикации сообщения о финансовой отчетности необходимую информацию об отсутствии обязанности по публикации в СМИ можно отразить в этом поле, а также использовать его для любых иных пояснений от публикатора сведений на его усмотрение. К примеру, о том, что мнение аудитора с оговоркой содержится в подгруженном файле в виде приложения, поскольку текст мнения не поместился в поле «Мнение о достоверности отчетности».

Таким образом, все юридические лица, на которых ранее распространялась обязанность по публикации сообщения о результатах обязательного аудита, теперь подпадают под обязанность 1-2 группы в рамках сообщения о финансовой отёчности (а некоторые под критерии всех 3-х групп, если размещают информацию в СМИ). Они обязаны публиковать сообщение о финансовой отчетности с указанием сведений об аудиторе, дате подписания заключения, а в ряде случаев (2 группа) и результатах аудита (мнение аудитора).

Иными словами, количество юридических лиц, которые проводили аудит и обязаны публиковать сведения о его результатах в Федресурсе – не изменилось, произошло лишь объединение с сообщением о финансовой отчетности.

Если Ваша организация провела обязательный аудит и у Вас остались вопросы по обязанности размещения аудиторского заключения в Федресурсе в рамках сообщения о финансовой отчетности – Вы можете получить бесплатные консультации на сайте сервиса fedresurs.online.

Если Вы пропустили указанные изменения, Вам необходимо устранить нарушение и опубликовать сообщение в Федресурсе – Вы также можете сделать это на сайте fedresurs.online.

Согласно ч. 6 п. 5 закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», результаты проведения аудита обязательно необходимо публиковать в ЕФРСФДЮЛ. Для этого аудиторское заключение подготавливают в электронном виде, заверяя подлинность цифровой подписью. Важно успеть опубликовать документ в течение 3 рабочих дней с момента завершения аудита. Если вы хотите сделать все правильно и уложиться в сроки, воспользуйтесь нашей инструкцией, как опубликовать аудиторское заключение на Федресурсе.

Важно знать! Кроме аудита, организациям нужно публиковать на Федресурсе бухгалтерскую отчетность.

Как опубликовать аудит на Федресурсе: получение ЭП

Чтобы самостоятельно подать результаты аудита на Федресурс, необходимо сначала получить квалифицированную электронную подпись, которая подходит для работы именно на fedresurs.ru. Список удостоверяющих центров, которые выдают ЭП, можно найти в разделе «Помощь» на официальном сайте Федерального ресурса.

Для работы с электронной подписью потребуются:

  • криптопровайдер «КриптоПро», Signal-COM CSP, ViPNet CSP, необходимый для подтверждения подлинности ЭП и защиты подписываемых документов;
  • «Федресурс. Плагин ЭП» для взаимодействия криптопровайдера и браузера;
  • адаптер плагина Blitz Smart Card Plugin, если вы публикуете аудит через браузер Google Chrome или Mozilla Firefox.

Если у вас нет большого опыта в пользовании ПК, стоит обратиться к ИТ-специалисту, который установит и настроит все программы, необходимые для того, чтобы опубликовать, а затем и посмотреть аудиторское заключение на Федресурсе. Чтобы проверить, все ли готово для начала работы на Федресурсе, нужно зайти на его сайт, перейти в раздел «Помощь», а затем — «Проверка конфигурации системы и электронной подписи».

Если все в порядке, система покажет сообщение «Подпись валидна» и отобразит действующий сертификат. Если нет — возникнет ошибка, где будет указано, какой программы не хватает для начала работы.

Размещение аудиторского заключения на сайте Федресурса

Имея электронную подпись, вы можете разместить аудиторское заключение на Федеральном ресурсе. Для этого необходимо сделать следующее:

  • Открыть официальный сайт Федерального ресурса fedresurs.ru.

  • Войти в личный кабинет на Федресурсе, используя электронную подпись.

  • Перейти в раздел создания сообщения, выбрав именно аудиторское заключение.
  • Заполнить все необходимые поля, сохранить сообщение, кликнуть на кнопку «К подписи», а затем выбрать «Подписать».
  • Нажать на кнопку «Перейти к счету» и уплатить государственную пошлину.
  • Дождаться зачисления оплаты и проверить, опубликовано ли сообщение.

Полезно знать! Чтобы найти аудиторское заключение на Федресурсе, нужно открыть fedresurs.ru и в поле поиска на главной странице ввести один из идентификаторов компании: ИНН, ОГРН или наименование. Откроется страница этого лица, где будут представлены все опубликованные им сообщения, в том числе об аудите.

Есть более простой способ подать на Федресурс аудиторское заключение, где не нужно оформлять электронную подпись и нанимать специалиста, который установит требуемое ПО. Здесь вам необходимо только заполнить заявку и предоставить ряд данных.

В типе сообщения укажите «Аудит», добавьте ИНН, контактный email и номер телефона. Выберите тариф: Standart с публикацией за один рабочий день или FedExpress для размещения уведомления в течение 2 часов.

После отправки заявки специалист свяжется с вами, чтобы обсудить детали. На указанную почту вы получите заявление, которое нужно распечатать, заполнить и отсканировать. К нему останется приложить фото руководителя с паспортом в руках. Все остальное от составления текста сообщения до его подачи возьмут на себя наши специалисты. После публикации вам будет предоставлено 3 дня для оплаты услуг по выставленному счету.

Остались вопросы относительно инструкции по размещению аудиторского заключения на Федресурсе? Напишите нам в онлайн-чате или позвоните по контактному телефону.

Федресурс: для чего он нужен

Результаты и факты деятельности юрлиц обязаны находиться в открытом доступе для любого заинтересованного пользователя (абз. 3 п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — далее Закон № 129-ФЗ).
Для размещения таких сведений и существует сайт www.fedresurs.ru. Это портал Единого федерального реестра сведений (так называемый Федресурс), который работает с 2013 года.

Федресурс ведется только в электронном формате и служит для сбора и объединения данных, имеющих большое значение для бизнеса.

До 2022 года обязанность юридических лиц, чья отчетность подлежит обязательному аудиту, вносить аудиторские заключения (АЗ) в Единый федеральный реестр, была установлена п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите).

Федеральным законом от 30.12.2021 N 435-ФЗ, вступившим в силу с 30.12.2021 г. конкретизирован перечень сведений, подлежащих размещению в Едином реестре в соответствии с пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ. Также сюда из Закона об аудите перенесено требование о предоставлении сведений о выданном аудиторском заключении по бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности) и одновременно признан утратившим силу п. 6 ст. 5 Закона об аудите.

Не путайте Федресурс с ГИР БО (bo.nalog.ru), где налоговые органы размещают АЗ организаций, представленные к их бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Размещение АЗ в ГИР БО не освобождает организации от размещения информации о нем на Федресурсе.

Для акционерных обществ размещение сведений из АЗ на Федресурсе не отменяет размещение АЗ на своем сайте и направление его в налоговую (в ГИР БО).

Новые положения подп. «л2» п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ содержат неоднозначную формулировку относительно вопроса, нужно ли вносить с 2022 года в Федресурс сведения об отчетности и результатах обязательного аудита, организациям, для которых федеральным законом не установлена обязанность организации по раскрытию такой информации в СМИ? По мнению Минфина РФ, отраженного в информационных сообщениях от 13.01.2022 № ИС-аудит-48, от 13.01.2022 № ИС-учет-36, такие сведения вносят только, если у организации есть обязанность по раскрытию информации.

Но с учетом неоднозначности формулировки подпункта «л.2» пункта 7 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ и отсутствия судебной практики, нельзя полностью исключать риск появления позиций контролирующих и судебных органов, согласно которой в Федресурсе необходимо публиковать сведения о бухгалтерской отчетности и результатах аудиторского заключения всеми без исключения организациями, подлежащими обязательному аудиту.

Поэтому рекомендуем организациям, чья отчетность не раскрывается в СМИ, но подлежит обязательному аудиту, также раскрывать сведения о такой отчетности и о проведенном аудите в Федресурсе. Тем более, что многие компании при отборе контрагентов часто анализируют информацию о финансовой отчетности и аудиторских заключениях, опубликованных потенциальными партнерами на Федресурсе.

Состав раскрываемых на Федресурсе сведений зависит от того, предоставляется ли организацией отчетность и аудиторское заключение о ней в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) в соответствии со ст.18 Закона о бухучете: (пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ, Информационное сообщение Минфина России от 13.01.2022 N ИС-учет-36 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии»):

Вид сведений Бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение о ней Консолидированная финансовая отчетности и аудиторское заключение о ней
представляются в ГИРБО не представляются в ГИРБО
Период, за который составлена отчетность X X X
Дата, по состоянию на которую составлена отчетность X X X
Дата составления отчетности X X X
Дата утверждения отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами юридического лица предусмотрено ее утверждение X X
Дата представления отчетности в ГИРБО X
Адрес Интернет-страницы (сайта), используемой для раскрытия отчетности (при наличии) X X X
Дата раскрытия отчетности в Интернете X X X
Наименование аудиторской организации, проводившей обязательный аудит отчетности X X X
ИНН и ОГРН аудиторской организации, проводившей обязательный аудит отчетности X X X
Дата аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита отчетности X X X
Мнение аудиторской организации, проводившей обязательный аудит отчетности, о достоверности этой отчетности и обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность X X

В сообщение необходимо включать только сведения, упомянутые выше. Полное содержание аудиторского заключения и финансовых документов публиковать не требуется. Скан АЗ прикладывать не нужно.

Следует, однако иметь ввиду, что Федресурс — это информационный портал, который аккумулирует общедоступные сведения о деятельности организаций.

В связи с этим публикации не подлежат результаты заключений, которые содержат гос.тайну или коммерческую тайну (охраняемую законом).

Кроме сведений об аудиторском заключении компании обязаны также публиковать и прочие сведения о себе. Например, сейчас Федресурс предлагает чек-лист сведений, которые подлежат публикации. Приведем небольшую выдержку из него:

Сведения, подлежащие публикации в ЕФРСФДЮЛ
1. Сведения о результатах обязательного аудита
2. Сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности
3. Сведения о стоимости чистых активов (для АО)
4. Сведения о членстве в СРО и прекращении членства в СРО
5. Сведения о возникновении признаков недостаточности имущества (при размере чистых активов < 0 или < УК)
6. Уведомление о ликвидации юридического лица
7. Уведомление о реорганизации юридического лица
8. Уведомление об уменьшении уставного капитала
9. Сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ
10. Сведения о возникновении/изменении/прекращении обременения залога принадлежащего лицу движимого имущества
11. Сведения о стоимости чистых активов (для ООО)

Размещение АЗ на Федресурсе — это в большинстве случаев не только лишние хлопоты, но и полезная процедура, которая может иметь свои плюсы как для организаций, чьи данные размещаются, так и для тех, кто ими пользуется.

Конечно, размещение данных на открытом, общедоступном портале повышает открытость компании, что может не нравится компаниям с низкими финансовыми показателями или получившими модифицированное аудиторское заключение. Но такая открытость защищает интересы кредиторов и потенциальных инвесторов.

В тоже время компании с успешными финансовыми показателями и положительным АЗ будут иметь конкурентное преимущество при выборе их в качестве партнеров.

Кто должен публиковать аудиторские заключения

Как уже говорилось, на Федресурсе аудиторское заключение должны опубликовать компании, обязанные раскрывать информацию о бухгалтерской отчетности в СМИ. А также (исходя из рисков неоднозначных трактовок положений п. 2, ст. 7 Закона № 129-ФЗ) и другие организации, которые подлежат обязательному аудиту.

С 2021 года критерии обязательного аудита обновлены, но, как и прежде, обязательному аудиту подлежат (п.1 ст.5 Закона об аудите):

  • Организации с обращающимися ценными бумагами (торгуются на организованных торгах);
  • Организации-профессиональные участники РЦБ, бюро кредитных историй;
  • Организации, имеющие форму фонда, если поступление имущества за предшествующий год превышает 3 миллиона рублей (кроме государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и международного фонда);
  • Организации, соответствующие по крайней мере одному из финансовых условий. С 1 января 2021 года они такие:
    • «налоговый» доход, полученный от предпринимательской деятельности, за год, предшествовавший отчетному году, был более 800 миллионов рублей;
    • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, более 400 миллионов рублей;

и в прочих случаях, которые указаны в законодательстве, в т.ч. организации, зарегистрированные в форме публичного акционерного общества, а также попадающие под критерии обязательного аудита непубличные акционерные общества. О критериях обязательного аудита мы подробно писали в статье.

Кто занимается размещением аудиторских заключений на Федресурсе

Размещением сведений на федеральном ресурсе занимается сама аудируемая организация.

Эта процедура (внесение данных, их публикация) является платной. Стоимость услуги определяется по нормам и зависит от индекса роста потребительских цен. Каждое размещаемое сообщение оплачивается отдельно.

Опубликовать заключение необходимо в течение 3 рабочих дней с даты подписания АЗ аудитором или с даты подтверждённого факта передачи аудиторского заключения заказчику аудита (абз.2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

За несвоевременное предоставление информации компания понесет административную ответственность.

Внести необходимые сведения о результатах проведенного аудита в Федресурс возможно следующими способами:

  1. самостоятельно через «Личный кабинет» на сайте Федресурса, доступ к которому осуществляется при помощи сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного авторизованным удостоверяющим центром (п. 5 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). Информацию о порядке создания и подписания сообщения можно получить на сайте: fedresurs.ru;
  2. через нотариуса. Лицо, обязанное внести сведения на Федресурс, может предоставить необходимые сведения нотариусу на бумажных носителях, который внесет сведения на ресурс. Внесенные таким образом сведения подписываются квалифицированной электронной подписью нотариуса (абз. 2 п. 5 и п. 8.1 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ, ст. 86 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I).
  3. через специализированную компанию, оказывающую соответствующие услуги. Рекомендуем, перед тем как доверить публикации посреднику проверить легальность ее деятельности и ознакомиться с отзывами о ней представителей других компаний.

Как самостоятельно разместить аудиторское заключение

Аудиторское заключение можно разместить и самостоятельно, при этом нужно совершить несколько несложных действий в личном кабинете на сайте Федресурса — fedresurs.ru/login

  1. Войти в личный кабинет
  2. Для того, чтобы подтвердить подлинность сообщения для размещения информации, во всплывшем окне нужно выбрать пункт «Сертификат ключа ЭЦП»
  3. Далее нажать «Создать сообщение»
  4. Заполнить предлагаемую форму
  5. Выбрать «Сохранить сообщение», а затем «к подписи»
  6. «Подписать»
  7. Передаваемая информация (АЗ) будет сформирована и подписана ЭЦП
  8. Оплатить стоимость услуг АО «Интерфакс» (оператора Федресурса) по размещению информации (902,51 руб., в т.ч. НДС), нажав на кнопку «Перейти к счету»
  9. Автоматически формируется счет, который выведется на экран

Если все этапы пройдены корректно, то сведения будут опубликованы. При наличии ошибок в размещении информации будет отказано.

Например, если у компании есть проблемы с ЭЦП, услуга не оплачена, или произошел какой-то сбой в системе.

Возможные проблемы из-за неопубликования сведений на Федресурсе

Передача актуальной информации в реестр обязательна. В случае неопубликования сведений или подаче недостоверных сведений КоАП РФ предусмотрены штрафы.

Если организация опоздала с размещением АЗ на Федресурсе, то ее руководитель может отделаться предупреждением или ему придется заплатить штраф 5000 руб. за несвоевременное размещение аудиторского заключения. (п. 6-8 ст.14.25. КоАП РФ).

Непредставление или представление недостоверных сведений (с ошибками) грозит должностному лицу организации потерей 5-10 тыс. руб. А внесение заведомо ложных сведений (например, когда организация не получила АЗ, а в Федресурсе указала придуманные данные) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10.000 до 15.000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Как «выглядеть хорошо» перед партнерами и кредиторами

Пока от публикации сведений на Федресурсе даже с введением системы ГИР БО от ФНС невозможно уйти.

Бухотчетность и аудиторское заключение может увидеть любой пользователь: и на Федресурсе и в системе ГИР БО. Поэтому важно, чтобы бухгалтерская отчетность давала полное и точное представление внешним пользователям о состоянии компании, а аудиторское заключение к отчетности подтверждало достоверность отраженных данных.

Бухгалтерская отчетность, составленная по всем правилам действующего законодательства— это кропотливый труд.

А в условиях, когда законодательство в отношении правил бухгалтерского учета и отчетности все быстрее и быстрее меняется— очень сложная задача. Так несколько лет назад были обновлены «старые» ПБУ (например, ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»), принимаются и становятся обязательными новые ФСБУ.

Например, с отчетности за 2021 год стало обязательным ФСБУ 5/2019 «Запасы», а с 2022 года применяется еще 3 новых стандарта:

  • ФСБУ 6/2020 «Основные средства»,
  • ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
  • ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

Наша аудиторская практика показывает, что не всем бухгалтерам удается вовремя разобраться с нововведениями, внести соответствующие изменения в учетную политику и настроить бухгалтерские программы под новые требования. В таких условиях комплексный аудит поможет справиться с задачей достоверного представления данных в отчетности.

Ведь комплексный аудит проводится в несколько этапов. Это позволяет выявлять проблемы по мере обнаружения, своевременно скорректировать учет, чтобы к моменту составления годовой отчетности она соответствовала всем требованиям законодательства и после аудиторской проверки компания могла разместить в Федресурсе положительное аудиторское заключение.

Кроме того, такой аудит обладает рядом преимуществ и бонусов:

  • к проверке привлекаются разнопрофильные специалисты -аудиторы, эксперты по налогам и бухучету, налоговые юристы, что позволяет взглянуть на компанию не только с точки зрения бухгалтерской отчетности, но и выявить налоговые риски и возможности компании;
  • консалтинг с аудиторами, экспертами и налоговыми юристами, в т.ч. по применению новых ФСБУ;
  • юридическая защита от претензий налоговых органов в течение 3-х лет, следующих за проверенным аудиторами периодом: анализ правомерности требований, подготовка и подача разногласий, представление интересов в налоговом органе при рассмотрении материалов налоговой проверки;
  • расширенная страховка до 30 млн рублей от риска необнаружения ошибок и некорректных рекомендаций по одному страховому случаю, в т.ч. компенсация доначисленных штрафов и пеней по результатам налоговой проверки, если нашим юристам не удастся оспорить претензии ФНС.

Поэтапный аудит с консалтинговой поддержкой поможет сформировать достоверную бухгалтерскую отчетность, подчеркнув положительные результаты деятельности компании. Это будет солидно выглядеть в глазах партнеров, кредиторов и инвесторов, поможет получить дополнительные заказы, льготные кредиты и новые инвестиции.

Добавить в «Нужное»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 13 марта 2023 г.

Содержание журнала № 6 за 2023 г.

Если бухотчетность организации подлежит обязательному аудиту, надо размещать на Федресурсе сведения о бухотчетности. Имеет ли при этом значение, обязана или нет организация публиковать данные отчетности в СМИ? Посмотрим, как сейчас бухгалтерами решается этот вопрос.

Когда аудит обязателен, надо не забыть про Федресурс

Если публикация отчетности в СМИ не обязательна

Закон о госрегистрации говорит о необходимости сообщения сведений о бухотчетности и обязательном аудите в Федресурсподп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Однако в нем содержится путаная длинная формулировка, мало соответствующая правилам русского языка. Приведем выдержку:

«7. Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат следующие сведения:

л.2) сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности (при наличии) в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой отчетности в средствах массовой информации… а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), подлежащей обязательному аудиту… за исключением случаев, если указанные сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иных случаев, установленных федеральными законами».

Как это понимать? Уже сформировалось два подхода.

Подход 1 (безопасный) — сведения о бухотчетности и о результатах аудита надо сообщить в Федресурс. То есть как раньше — когда требование о сообщении сведений о бухотчетности в Федресурс было закреплено в Законе об аудиторской деятельностич. 6 ст. 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред., действ. до 30.12.2021); Информационное сообщение Минфина от 06.07.2016 № ИС-аудит-4 «Об обязательном аудите». Ведь сам же Минфин пояснял, что «переезд» нормы из Закона об аудиторской деятельности в Закон о госрегистрации юрлиц был нужен для устранения дублированияИнформационное сообщение Минфина от 13.01.2022 № ИС-учет-36.

Подход 2 (рискованный) — если в СМИ организация не обязана раскрывать данные о бухотчетности, то и в Федресурс не надо сообщать сведения ни о бухотчетности, ни об обязательном аудите.

Как опубликовать сведения на Федресурсе?

В Федресурс придется направить два разных сообщенияподп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ:

сначала в реестр надо внести сведения для публикации о бухгалтерской отчетности за 2022 г. На это отводится 3 рабочих дня с даты ее составления (подписания руководителем организации)ч. 8 ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ;

после того как будет готово аудиторское заключение, в течение 3 рабочих дней с даты его подписания надо будет сообщить в Федресурс информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности (потребуется повторное заполнение этих полей), а также сведения о проведенном аудите. В том числе надо указать:

— наименование аудиторской организации;

— ИНН, ОГРН и другие реквизиты аудиторской организации;

— дату подписания аудиторского заключения.

Если организация должна размещать сведения об отчетности в средствах массовой информации, то надо дополнительно указывать данные о публикации в СМИ.

Само аудиторское заключение и/или саму бухотчетность размещать на Федресурсе не надо. Это никогда и не требовалось.

Но размещение сведений на Федресурсе — платное. Даже если вы не будете прибегать к услугам фирм-посредников. Оператором этого реестра является АО «Интерфакс»п. 2 Приказа Минэкономразвития от 21.03.2011 № 121. За размещение каждого сообщения (если речь не идет о банкротстве) организации придется заплатить 902,51 руб. (в том числе НДС 150,42 руб.)Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы (Внимание! PDF-формат).

Кроме того, если вы хотите самостоятельно подать сведения в Федресурс, надо скачать с сайта специальное ПО и заполнить в личном кабинете специальную форму, используя УКЭП.

* * *

За отсутствие сведений в Федресурсе (или даже за просрочку в направлении сведений для публикации в нем) предусматривается ответственность. Должностное лицо за просрочку могут оштрафовать на 5 000 руб., или же ему могут вынести предупреждениеч. 6 ст. 14.25 КоАП РФ. А если организация направит неверные сведения или вообще не направит их, то штраф составит от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицоч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ. За повторное такое же нарушение предусмотрен штраф до 50 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 летч. 8 ст. 14.25 КоАП РФ.

Именно поэтому проще заплатить за внесение сведений в Федресурс, чем потом отбиваться от штрафов. Если же вы не размещали данные на Федресурсе, будьте готовы оспаривать штраф. Главный упор надо делать на неясностях в Законе — на путаной формулировке подп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Понравилась ли вам статья?

  • Почему оценка снижена?
  • Есть ошибки

  • Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  • Нет ответа по поставленные вопросы
  • Аргументы неубедительны
  • Ничего нового не нашел
  • Нужно больше примеров
  • Тема не актуальна
  • Статья появилась слишком поздно
  • Слишком много слов
  • Другое

Поставить оценку

Комментарии (0)

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  • я подписчик электронного журнала

  • я не подписчик, но хочу им стать

  • хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Другие статьи журнала по теме:

Бухгалтерский учет / Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерский учет / Бухгалтерская отчетность

2023 г.

2022 г.

2021 г.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Как разместить аудиторское заключение на федресурсе

Как разместить аудиторское заключение на федресурсе

Подборка наиболее важных документов по запросу Как разместить аудиторское заключение на федресурсе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ
(ред. от 28.12.2022)
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)л.2) сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности (при наличии) в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой отчетности в средствах массовой информации, с указанием периода, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность (консолидированная финансовая отчетность), и даты, по состоянию на которую составлена указанная отчетность, даты составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами юридического лица предусмотрено ее утверждение, даты представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности), адреса страницы (сайта) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемого для раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности (при наличии) и даты ее раскрытия, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), подлежащей обязательному аудиту, с указанием наименования аудиторской организации или фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального аудитора и идентифицирующих аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данных (идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера), даты аудиторского заключения, а в случае, если указанная отчетность и аудиторское заключение о ней не подлежат представлению в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, с указанием мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность, за исключением случаев, если указанные сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иных случаев, установленных федеральными законами;

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фунгицид топаз инструкция по применению препарата
  • Как сделать самому кастинговую сеть пошаговая инструкция
  • Эхинацея в гранулах инструкция по применению
  • Диклофенак альтфарм свечи инструкция по применению в гинекологии
  • Цинепар таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги