Как разобрать кпп ваз 2109 своими руками пошаговая инструкция

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Очистите от грязи и вымойте снаружи коробку передач.

2. Установите коробку передач вертикально вверх.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

3. Отверните шесть гаек крепления задней крышки.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

4. Отверните болт крепления и…

5. …снимите кронштейн троса сцепления.

6. Аккуратно сбейте ударами резинового молотка заднюю крышку.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Примечание

Снимайте уплотнительную прокладку аккуратно, поскольку неповрежденную прокладку при сборке можно установить вновь (к п. 8).

7. Снимите заднюю крышку с картера коробки передач.

8. Снимите уплотнительную прокладку.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

9. Включите 3-ю или 4-ю передачу.

10. Отверните болт крепления вилки 5-ой передачи и включите 5-ую передачу.

Примечание

Чтобы зафиксировать валы от проворачивания, надо одновременно включить 5-ую передачу и 3-ю либо 4-ую передачу. Чтобы включить 5-ую передачу, переместите вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой (болт крепления вилки должен быть вывернут) так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с зубчатым венцом шестерни (к п. 10).

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

11. Убедитесь, что валы не проворачиваются.

12. Расконтрите гайку на вторичном валу.

13. Отверните гайку на вторичном валу.

Примечание

Гайки на валах затянуты большим моментом, поэтому нужно приложить большое усилие для отворачивания (к п. 13).

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

14. Расконтрите гайку на первичном валу.

15. Отверните гайку на первичном валу.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Предупреждение

Снимать синхронизатор надо осторожно. Следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться (к п. 17).

16. Подцепите отвертками за ступицу синхронизатор 5-ой передачи…

17. …и снимите его вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

18. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-ой передачи.

19. Подцепите отверткой ведомую шестерню 5-ой передачи…

20. …и снимите ее с вторичного вала.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

21. Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника.

22. Снимите игольчатый подшипник шестерни 5-ой передачи.

23. Подцепите отверткой ведущую шестерню 5-ой передачи…

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

24. …и снимите ее с первичного вала.

25. С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников.

26. Снимите пластину подшипников.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

27. Подцепите отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника 5-ой передачи со вторичного вала.

28. Снимите упорную шайбу со вторичного вала.

29. Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

30. Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала.

31. Отверните пробку фиксатора.

32. Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

33. Отверните два болта крепления и…

34. …снимите заднюю опору силового агрегата.

35. Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку и извлеките шарик фиксатора с пружиной.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

36. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.

37. С помощью большой отвертки аккуратно разъедините картеры сцепления и коробки передач.

Примечание

Между картерами есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры не разъединятся.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

38. Снимите картер коробки передач.

39. Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач.

40. Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

41. Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач.

42. Выведите головку штока из зацепления с рычагом…

43. …и снимите его вместе с вилкой.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

44. Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя его головку из рычага. Выньте шток.

45. Снимите стопорное кольцо.

46. Снимите вилку включения заднего хода.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

47. Снимите шестерню заднего хода с осью.

48. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы.

При снятии обоих валов коробки передач внутренние кольца передних подшипников остаются на валах.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

49. Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом.

50. Отверните три болта крепления механизма переключения передач.

51. Снимите механизм переключения передач.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

52. Аккуратно снимите уплотнительную прокладку.

Примечание

Не повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки передач можно использовать вновь (к п. 52).

53. Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент.

Выпрессовывайте передние подшипники первичного вала и сальник только при их замене или замене картера сцепления.

54. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник.

Невозможно выпрессовать сальник первичного вала, не повредив его. Поэтому при замене подшипника первичного вала вам потребуется новый сальник.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

55. Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.

56. Выньте магнит из картера сцепления.

57. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

58. Подцепите отверткой корпус…

59. …и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра.

Примечание

Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

60. Выньте из корпуса ведомую шестерню с валом привода спидометра.

61. Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра.

62. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

63. Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач.

64. Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира.

65. Отверните болт крепления шарнира к штоку…

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

66. …и снимите шарнир со штока.

67. Снимите со штока защитный чехол.

68. Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления.

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

Разборка коробки передач ВАЗ 2109

69. Выньте рычаг и шток из картера сцепления.

70. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока.

Видео про «Разборка коробки передач» для ВАЗ 2109

«ГТ» Ремонт КПП ВАЗ 2109 (2108-2112) Часть 1- разборка.

ремонт коробки передач ваз 2109,2110,2112,2114,2170,1118.

«ГТ» Ремонт КПП ВАЗ 2109 (2108-2112) Часть2 — сборка!

Большинство владельцев 2108-21099 знают о проблеме со включением, а иногда и выбиванием 2-ой передачи. И я оказался не исключение)))
Так как стоимость работ на СТО меня не особо устроила, я решил сам перебрать кпп.
Как потом выяснилось, ничего в этом сложного нет. Без проблем с мурзилкой можно смело лезть в кпп!))
Изучив очень много статей в интернете, изучив все тонкости, и я принялся за работу в тот момент, пока машина красилась (естественно красился только голый кузов), а всё остальное было в гараже и требовало немного ремонта.
Отвёз коробку на автомойку. Мне её там хорошенько вымыли.
На след день разбирал коробку, раскладывал по листочкам каждую детальку и подписывал очередной номер снятия))))
Ох как это было нудно
Первая проблема возникла с гайками на валах, которые смог открутить только мой отец.
Вторая проблемка получилась с болтами, крепящие металлическую пластину, которая держит подшипники первичного и вторичного валов, под крестовую отвертку.
Ну ни как они не хотели откручиваться, что аж сломал 2е свои любимые большие отвертки, пока не приобрел ударную отвертку))))
Ударная стала новой любимицей, отвертка СУПЕР)))
Открутив пластину обнаружил развалившийся пластмассовый сепаратор подшипника вторичного вала(((

Фото в бортжурнале LADA 2109

Сепаратор

И естественно шариковые подшипники были заменены на подшипники с металлическим сепаратором
А роликовые просто новыми

Фото в бортжурнале LADA 2109

старые подшипники

С горем пополам выковыриваем круглогубцами стопорные кольца подшипников и снимаем картер…
Обнаружил лопнувшую пружинку в механизме переключения передач, которая уменьшает люфт рычага и помогает выключать передачу.

Фото в бортжурнале LADA 2109

Вот она зараза

Пробежался по всем автомагазинам и поиски увенчались неудачей((((
И конечно все как один предлагали купить механизм в сборе за 1700 р, усердно утверждая что у меня нету выбора, что всё ровно придется купить его.
Специально за пружинкой я даже мотался на наше производство ГОК, в попытке найти что нибудь похожее, но увы…
Но на зло всем продавцам магазинов я естественно нашел помощь в GOOGLE(всегда к нему обращаюсь) и нашел интересную идею поставить пружинку с пробки радиатора ВАЗ Классика.
Очень удачно подошла для экспиремента старая пробка с 6ки отца)))
Ну и конечно она подошла как родная.

Улавливающий стружку магнит на дне картера напоминал маленького ёжика)))

Фото в бортжурнале LADA 2109

Ёжик магнит

После тряпочки с саляркой он стал просто квадратом(((
А так хотел оставить его как домашнего любимца)))))

Механизм снят, валы достал.
Вся внутренность была вычищена и вымыта соляркой и стало внутри как у новой кпп)))

На вторичном валу поменял все 5 синхронизаторов, и где то прочитал что чем больше зазор между шестерней передачи и синхронизатором, тем легче синхру остановить шестерню для включения последней…
По скольку муфты и шестерни не имели выработки, то менять их я не стал.
Всё аккуратно и с мурзилкой собираем всё обратно как было.
Ну и куда же без косяков?
А такие нашлись когда пытался вставить вилку переключения в муфту 1ой и 2ой передач…
После целого дня и ночи размышлений с книгой вспоминая, что собрал не так и только проснувшись утром меня осенило что муфта насажена на вал не той стороной.
Разобрав и собрав снова вал особо аккуратно, поставил вилку…Иииии…прям как бальзам на душу, всё встало на место)))
НАДПИСЬ В КОНЦЕ ИНСТРУКИИИ ПО КНИГЕ ЗАВЕЛА МЕНЯ В ТУПИК!
«ЛИШНИХ ДЕЛАЛЕЙ ОСТАТЬСЯ НЕ ДОЛЖНО!
Осмотрев всё вокруг на столе я обнаружил того самого, бывшего ёжиком, магнит…(((пришлось еще раз разобрать, что бы он вырос и снова стал маленьким ёжиком лет так через 10)))
Вдвоём с другом Денисом, мы разполовинили и собрали коробку обратно за 15 минут)))

Запчасти на фото: 21081701203, 21081702091. Фото в бортжурнале LADA 2109

набор прокладок

А вот куда ставится прокладка фиксатор, я так и не нашел((()))
Ну и полностью собрав коробку я обнаружил что забыл поменять сальник первичного вала который подтекал(((((((((((((((НЕГАТИВ
Ну и конечно же не без помощи моего друга и брата кое как выковыряли этот сальник

Фото в бортжурнале LADA 2109

это было долго

Фото в бортжурнале LADA 2109

и нервно))))

И сразу был доработан колокол под 10ый маховик.На фото вроде видны места снятия лишнего металла

Фото в бортжурнале LADA 2109

Подточеный колокол

Ну и конечно же куда же без небольшого тюнинга.
Аля жесткий карданчик

Фото в бортжурнале LADA 2109

И на кардан Калина не особо похож

И на машине уже весит и ждет карданчик короткоходная кулиса)))
Как видно из текста выше что кпп ВАЗ 2109 просто не реально собрать не правильно!
Кпп уже стоит на машине и опробована на ходу.Вторая передача теперь включается без треска, а вот к рычагу нужно привыкать, так как ход стал короче ну и соотвецтвенно тяжелее)))

Спасибо если вы дочитали этот нудный, как мне кажется, отчет)))
Подписывайтесь, ставьте лайк.
Вопросы, комментарии, ответы и советы оставляйте здесь или лично мне, чем смогу тем помогу))))

Фото в бортжурнале LADA 2109

Фото в бортжурнале LADA 2109

Фото в бортжурнале LADA 2109

Фото в бортжурнале LADA 2109

Фото в бортжурнале LADA 2109

Пошаговый порядок разборки КПП на ВАЗ 2109

Большинство владельцев автомобилей Волжского Автомобильного Завода знают о проблеме со включением и выбиванием 2-й передачи. Ремонтные работы на СТО стоят весьма недешево, да и не все станции техобслуживания предоставляют действительно качественные услуги. Вы можете узнать, как поменять коробку передач на ВАЗ 2109. Тогда в качестве замены автозапчасти либо комплектующего, а также выполненной работе, не придется сомневаться.

Как разобрать коробку ваз 21 0 9: этапы процесса переборки

Процесс разбора весьма сложен. Выполняется процедура с целью капремонта КПП, замены поломанных деталей. Перед тем, как снять коробку на ВАЗ 21 0 9, нужно подготовить комплект инструментов. И после этого можете снять ее с автомобиля, хорошенько очистить от загрязнений, продуть сдавленным воздухом и установить не верстак для опоры, чтобы закрепить в стойкой позиции.

Далее действуйте последовательно: Изображение в разрезе из документации
  1. Открутите держатель троса сцепления и заднюю крышку, закрепленную шестью гайками. Слегка постучите по крышке молотком так ее можно сдвинуть. Под ней увидите уплотнительную прокладку, ее тоже надо снять в независимости от ее состояния и поменяйте в процессе сборки.
  2. Включите 3-ю, 2-ю скорость (любую). Торцовым ключом отвинтите фиксирующий болт вилки 5-й скорости.
  3. Включите 5-ю, переместив синхронизатор и вилку вниз. Расконтируйте закрепляющие гайки блоков шестерен, а потом отвинтите их.
  4. Возьмите пару плоских отверток, подцепите синхронизатор пятой скорости, устраните его, а также вилку.
  5. Снимите кольцо-блокатор, шестерню 5-й скорости, упорную шайбу шарикоподшипника и о сборочный узел, основную шестерню с блока ведущих шестерен, пластину зафиксированных шарикоподшипников.
  6. Снимите втулку сборочного узла со вторичного элемента крутящего момента, шайбу, стопорные кольца с обоих валов посредством плоской отвертки. Также фиксаторы вместе, заднюю опору крепления силового агрегата (отвинтите два фиксирующих болта к корпусу агрегата переключения).
  7. Отсоедините корпус КПП от картера сцепления, отвинтив 12 фиксирующих болтиков его. Потом подденьте его отверткой и разделите их. Теперь можно снять картер и отвернуть болты-фиксаторы вилки и 2-й передачи. Аналогично поступите с 3-й и 4-й передачами, уберите стержень, соединяющий между собой ползун, поршень 5-й.
  8. Снимите незамкнутое кольцо, вилку, главную шестерню и заднего хода, оба вала, механизм управления, открутив три крепящие болтики.
  9. Выполните выпрессовку шарикоподшипника вторичного вала из его посадочного гнезда. После достаньте его с сальником.
  10. Вытащите магнит из картера сцепления. Затем можно завершить разбор, сняв шарнир тяги, стержень.
Собирать разобранное механизм нужно в обратном порядке.

Фото в полуразобранном виде

Важно! Нужно не только знать, как перебрать КПП на Лада 2109, но и взять на заметку важную информацию: если в ходе ремонтных работ пришлось фрикционную муфту либо КП, корпус дифференциала либо подшипники, в этом случае подберите регулирующее кольцо для конических подшипников.

Как видите, все не так сложно, как оказалось. Главное, узнать, как разобрать и поставить коробку ВАЗ 2109. А когда решите поставить новый узел, рассмотрите предложения нашего каталога. Купить КПП ВАЗ 2109 недорого с доставкой предлагает наш интернет-магазин. У нас вы можете приобрести оригинальные новые комплектующие с доставкой по всей стране, моторы и автозапчасти для ВАЗ.

Содержание:

  1. Полезные советы
  2. Устройство
  3. Неисправности и их устранение
  4. Демонтаж
  5. Разборка

Автомобили ВАЗ 2109 и 21099 оснащаются четырехступенчатыми и пятиступенчатыми механическими коробками передач. Все передачи, помимо задней, оснащаются синхронизаторами. Также коробка объединена с дифференциалов.

Компоненты для ремонта КПП

Полезные советы

Крайне важно следить за исправностью КПП, а в случае обнаружения признаков поломки незамедлительно их устранять. Своими руками или с помощью автосервиса — это уже ваше личное решение.

Эксплуатируя автомобиль в условиях города, переключать передачи приходится чаще. Потому тут рекомендуется использовать моторное масло. Так эффективность синхронизаторов сохраняется дольше. Для трасс лучше подходит трансмиссионное масло, повышающее ресурс подшипников, шестеренок, хотя синхронизатор служит меньше.

 Внутреннее устройство коробки Внутреннее устройство коробки

Устройство

Чтобы понимать суть ремонта, разборки и сборки КПП, первым делом необходимо познакомиться с ее устройством. В случае с ВАЗ 2109 устройство коробки следующее:

  • На первичном валу расположен блок из ведущих шестерней, находящихся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач при движении вперед;
  • На втором валу имеются ведомые шестерни с игольчатыми подшипниками. Там же располагается пара синхронизаторов;
  • Вторичный вал создан совместно с ведущей шестеренкой основной передачи;
  • К фланцу коробки двухсателитного дифференциала крепится ведомая шестеренка основной передачи;
  • Подшипники дифференциала всегда монтируются с натягом, регулирование которого осуществляется путем подбора разных по толщине колец.

Схема КППСхема КПП

Неисправности и их устранение

Ремонт коробки передач во многом зависит от характера и типа неисправности. Существует несколько вариантов поломки данного агрегата, в каждом из которых следует предпринимать соответствующие действия для их устранения.

Неисправность

Возможные причины

Что нужно делать

Возникает шум в КПП

  • Износились зубья на шестеренках;
  • Износились подшипники;
  • Снизился уровень масла в коробке передач
  • Долейте масло;
  • Замените изношенные подшипники;
  • Поменяйте при необходимости сальники

Передачи переключаются с трудом

  • Сцепление выжимается не полностью;
  • Деформировалась тяга, которая управляет механизмом переключения скоростей;
  • Нарушилась целостность реактивной тяги;
  • Ослабло крепление шарнира или штока, который выбирает передачу;
  • Неправильно отрегулирован привод переключения скорости;
  • Сломались пластиковые компоненты привода переключения передачи
  • Попробуйте выпрямить тяги. Если это невозможно, замените их;
  • Затяните плотнее винты крепления;
  • Отрегулируйте привод переключения скоростей;
  • Замените поврежденные компоненты

Возникает самопроизвольное выключение передач

  • Повредились или износились торцы зубцов синхронизатора на шестеренке и муфте;
  • Возникли трещины, расслоилась резина на задних опорах;
  • Некорректно отрегулировали привод переключения скоростей;
  • Неправильно натянули защитный кожух тяги, из-за чего передача включается не полностью
  • Замените изношенные, деформированные элементы;
  • Поправьте положение кожуха (чехла) тяги;
  • Отрегулируйте привод

Передачи включаются с шумом, треском

  • Сцепление отключается не полностью;
  • Износилось блокирующее кольцо синхронизатора передачи, которая включается
  • Замените блокирующее кольцо

Возникла утечка масла из КПП

  • Износ сальника первичного вала;Износ шток
  • выбора скорости;
  • Поломка уплотнителя валика привода спидометра;
  • Ослабло крепление крышки на КПП или картера;
  • Повредился герметик, имеющийся под крышкой КПП;
  • Ослабло крепление закрытия сливного отверстия
  • Замените прокладки, используйте новый герметик и прокладки;
  • Подтяните все имеющиеся крепежные элементы;
  • Проверьте состояние сливной пробки

В большинстве случае проблемы с КПП устраняются путем ее демонтажа и разборки. Не беритесь за подобную работу, не обладая должными навыками и опытом.

Ремонтные работы

Демонтаж

Чтобы демонтировать коробку, рекомендуем вам опираться на инструкцию, четко следовать последовательности и закреплять навыки наглядными видео.

  1. Отключите минусовую клемму с аккумулятора, слейте из системы КПП масло.
  2. Открутите болты, которые удерживают защиту картера, и снимите ее.
  3. От картера сцепления отключите массу (провод).
  4. На наконечнике троса привода сцепления немного ослабьте натяжение гаек.
  5. С рычага сцепления снимите наконечник троса.
  6. Отключите колодку от тягового реле.
  7. Отключите провод, идущий на тяговое реле стартера.
  8. Демонтируйте непосредственно сам стартер.
  9. Отключите тягу привода от наконечника шарнира. Речь идет о тяге, которая осуществляет переключение скоростей.
  10. Отсоедините трос от привода спидометра автомобиля.
  11. Открутите крепление шарового шарнира рулевой тяги.
  12. Извлеките, выпрессуйте палец шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.
  13. Хвостовик внутреннего ШРУСа привода передних колес следует выдавить и отвести в сторону.
  14. Отключите второй ШРУС.
  15. Демонтируйте щит картера сцепления.
  16. Освободите коробку переключения передач от креплений, удерживающих ее на двигателе.
  17. Снимите коробку.

Аккуратно снимаем КППАккуратно снимаем КПП

Обязательно перед непосредственным снятием коробки отведите ее в горизонтальной плоскости от мотора. Затем выведите из зацепления первичный вал. Внимательно следите за тем, чтобы не повредились лепестки от пружины сцепления.

Разборка

Сняв КПП, можно приступать уже непосредственно к главному — разборке. Это позволит вам по ходу работы менять поврежденные элементы, определять имеющиеся неисправности и своими силами решать возникающие проблемы.

  1. Зачистите и тщательно отмойте все наружные поверхности коробки передач.
  2. Разместите коробку в вертикальном положении и демонтируйте заднюю крышку.
  3. Снимите кронштейн троса сцепления, после чего резиновым молотком сбейте заднюю крышку с КПП.
  4. Извлеките старую уплотнительную прокладку. Она пойдет под замену.
  5. Включите любую из двух передач — 3 или 4.
  6. Открутите болт, который удерживает 5 передачу, после чего включите ее.
  7. Одновременное включение указанных скоростей позволит зафиксировать вал и не допустить его проворачивание.
  8. Открутите гайку на вторичном валу, а затем и на первичном.
  9. Снимите синхронизатор 5 скорости вместе с вилкой.
  10. Извлеките вилку из муфты. Синхронизатор снимайте максимально аккуратно. Если допустить схождение муфты со ступицы, подпружиненные шарики, которые фиксируют синхронизатор, попросту рассыпятся.
  11. Снимите кольцо блокировки синхронизатора 5 скорости.
  12. Извлеките ведомую шестерню 5 скорости со вторичного вала.
  13. Извлеките упорного кольцо, расположенное на игольчатом подшипнике.
  14. Снимите сам игольчатый подшипник с шестерни 5 скорости.
  15. Демонтируйте ведущую шестерню с ведущего вала и снимите пластину подшипника.
  16. Теперь со вторичного вала следует удалить втулки игольчатого подшипа, а также извлечь упорную шайбу.

Ювелирная работаЮвелирная работа

  1. Достаньте кольцо, которое фиксирует подшипник первичного вала, а затем аналогичного кольцо вторичного вала.
  2. Открутите пробку фиксатора и извлеките шарик, пружинку фиксатора. Далее вы сможете достать еще пару фиксаторов.
  3. Снимите заднюю опору двигателя.
  4. Открутите пробку фиксатора задней передачи, наклоните коробку и достаньте таким образом шарик фиксатора и пружину.
  5. Демонтируйте крепежные болты картера сцепления и картера коробки.
  6. Действуя максимально аккуратно, рассоедените два агрегата. Чтобы это сделать, в картерах имеются пазы, куда вставляются концы отвертки. Покачивая, можно без особых проблем рассоединить элементы.
  7. Снимите картер коробки передач.
  8. Открутите болт крепления вилки переключения 1 и 2 скоростей.
  9. Снимите вилку и шток.
  10. Открутите болт крепления вилки 3 и 4 скоростей.
  11. Выделите головку штока из зацепления с рычагом, снимите ее вместе с вилкой с вашей КПП.

Разбирая коробку на части, обязательно обращайте внимание на состояние элементов. Если вовремя обнаружить неисправности и заменить компоненты КПП, можно обойтись недорогим, но очень эффективным самостоятельным ремонтом.

Разобранная КППРазобранная КПП

На что обратить внимание

Итак, следуя инструкции, разбираем КПП вашего ВАЗ 2109. Попутно обращаем внимание на следующие моменты:

  • Подшипники. При их износе возникает гул коробки. Плюс изношенные подшипники негативно влияют на состояние прочих элементов КПП;
  • Синхронизаторы и уплотнительные шайбы. Если их состояние оставляет желать лучшего, то передачи плохо переключались именно из-за них. Замените их;
  • Система сцепления, сухари, фиксаторы ступицы муфты. Все это подлежит отдельной замене при наличии следов износа, дефектов;
  • Блокирующие кольца, синхронизаторы. При наличии сколов, зазубрин даже и не думайте над альтернативными решениями, сразу меняйте;
  • Дорожки подшипников. Со временем они изнашиваются. При обнаружении следов выработки выполните полную замену. В таком состоянии им осталось совсем чуть-чуть до поломки;
  • Зазор между шестеренками и блокирующими кольцами. В норме он составляет не меньше 0,6 мм. При отклонениях решение одно — замена колец;
  • Стопорные кольца. При потере упругости эти элементы следует обязательно менять, поскольку свои функции они более выполнять не смогут.

Собирая КПП, не забудьте смазать новые прокладки слоем литола. А при запрессовке сальников делайте это рабочей кромкой внутрь. Металлическая обойма должна располагаться с наружной стороны.

В процессе обратной сборки коробки передач следует обрабатывать все трущиеся компоненты маслом, не забывать про герметик для соединения картеров сцепления и КПП. Сделать все своими руками вполне реально.

Загрузка ... Загрузка …


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если в процессе ремонта коробки передач заменялась хотя бы одна из следующих деталей: картеры сцепления или коробки передач, корпус дифференциала или подшипники дифференциала, то необходимо подобрать регулировочное кольцо подшипников дифференциала.

ПРИМЕЧАНИЕ
В разделе описан ремонт пятиступенчатой коробки передач (представляющей собой дальнейшее конструктивное развитие четырехступенчатой) более сложной, но и более распространенной.

1. Снимите коробку передач с автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (см. «Снятие и установка коробки передач»). Очистите коробку передач от грязи и вымойте снаружи.

2. Установите коробку передач вертикально вверх. Отверните шесть гаек крепления задней крышки коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

3. Отверните болт крепления и снимите кронштейн троса сцепления.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

4. Аккуратно строньте с места ударами резинового молотка заднюю крышку коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

5. Снимите заднюю крышку с картера коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

6. Снимите уплотнительную прокладку картера коробки передач.

ПРИМЕЧАНИЕ
Снимайте уплотнительную прокладку картера коробки передач аккуратно, поскольку неповрежденную прокладку картера при сборке коробки передач можно установить вновь.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

7. Включите 3-ю или 4-ю передачу.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

8. Отверните болт крепления вилки 5-й передачи и включите 5-ю передачу, переместив вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с шестерней.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

9. Убедитесь, что валы не проворачиваются.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

10. Расконтрите и отверните гайку на вторичном валу коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

11. Расконтрите и отверните гайку на первичном валу коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

12. Подденьте отвертками за ступицу синхронизатор 5-й передачи…

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

13.… и снимите синхронизатор 5-й передачи вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Снимать синхронизатор 5-й передачи надо осторожно. Следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

14. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-й передачи.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

15. Подденьте отверткой ведомую шестерню 5-й передачи…

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

16.… и снимите ведомую шестерню с вторичного вала.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

17. Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

18. Снимите игольчатый подшипник шестерни 5-й передачи.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

19. Подденьте отверткой ведущую шестерню 5-й передачи…

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

20.… и снимите ведущую шестерню с первичного вала.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

21. С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

22. Снимите пластину подшипников.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

23. Подденьте отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника 5-й передачи со вторичного вала.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

24. Снимите упорную шайбу с вторичного вала.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

25. Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

26. Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

27. Отверните пробку фиксатора.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

28. Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

29. Отверните два болта крепления задней опоры двигателя и…

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

30.… снимите заднюю опору двигателя.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

31. Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку передач и извлеките шарик фиксатора с пружиной.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

32. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

33. С помощью большой отвертки аккуратно разъедините картеры сцепления и коробки передач.

ПРИМЕЧАНИЕ

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Между картерами коробки передач есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры коробки передач не разъединятся.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

34. Снимите картер коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

35. Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

36. Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

37. Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

38. Выведите головку штока из зацепления с рычагом…

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

39.… и снимите шток вместе с вилкой переключения 3-ей и 4-ой передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

40. Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя головку штока из рычага. Выньте шток.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

41. Снимите стопорное кольцо.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

42. Снимите вилку включения заднего хода.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

43. Снимите шестерню заднего хода с осью.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

44. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы.

ПРИМЕЧАНИЕ

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

При снятии первичного и вторичного валов коробки передач внутренние кольца передних подшипников остаются на валах.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

45. Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

46. Отверните три болта крепления механизма переключения передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

47. Снимите механизм переключения передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

48. Аккуратно снимите уплотнительную прокладку.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Не повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки передач можно использовать вновь.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

49. Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

50. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Выпрессовывайте передние подшипники первичного вала и сальник только при их замене или замене картера сцепления. Невозможно выпрессовать сальник первичного вала, не повредив сальник. Поэтому при замене подшипника первичного вала вам потребуется новый сальник.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

51. Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

52. Выньте магнит из картера сцепления.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

53. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

54. Подденьте отверткой корпус привода спидометра…

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

55.… и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра.

ПРИМЕЧАНИЕ

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода спидометра.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

56. Выньте из корпуса привода спидометра ведомую шестерню с валом.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

57. Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

58. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

59. Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

60. Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

61. Отверните болт крепления шарнира к штоку переключения передач…

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

62.… и снимите шарнир со штока.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

63. Снимите со штока защитный чехол.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

64. Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

65. Выньте рычаг и шток из картера сцепления.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

66. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока переключения передач.
Перед осмотром и дефектовкой тщательно промойте и просушите детали коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

67. Осмотрите картеры сцепления и коробки передач, а также заднюю крышку коробки передач. На картере сцепления, коробке передач и задней крышки коробки передач не должно быть трещин и сколов. На привалочных поверхностях не должно быть забоин, рисок, вмятин и т.п. Небольшие повреждения удалите шлифовальной шкуркой. При сильных повреждениях замените дефектные детали.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

68. Проверьте посадочные места под подшипники в обоих картерах. На этих поверхностях не должно быть следов износа или повреждения. Если есть повреждения, замените картеры.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

69. Проверьте состояние штоков включения передач. Если штоки включения передач погнуты или на штоках появились задиры, заусенцы или выработки лунок под фиксаторы — замените штоки. Проверьте состояние вилок переключения передач. Если вилки переключения передач погнуты, либо изношены лапки, замените вилки переключения передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

70. При обнаружении в процессе эксплуатации течи масла через сальники и при износе рабочих кромок сальники необходимо заменить.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

71. Проверьте состояние подшипников. При наличии питтинга (раковин) на беговых дорожках и телах качения, следов вдавливания тел качения на беговых дорожках или в случае повреждения сепараторов подшипники коробки передач необходимо заменить.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

72. Замените поврежденные или сильно обжатые прокладки.
73. Очистите магнит от частиц износа деталей. Если на магните обнаружены трещины или его магнитные свойства ослабли, замените магнит.
74. Тщательно очистите от старого герметика привалочные поверхности картеров сцепления и коробки передач, задней крышки коробки передач.
Соберите коробку передач в порядке, обратном разборке, с учетом следующего.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

75. Перед установкой первичного и вторичного валов введите зубья их шестерен в зацепление и в таком положении установите первичный и вторичный валы в картер сцепления.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

76. Обратите внимание, как устанавливаются вилки на штоки переключения передач:
1 — шток с вилкой включения 5-ой передачи;
2 — шток с вилкой включения 3-ей и 4-ой передач;
3 — шток с вилкой включения 1-ой и 2-ой передач.
77. Обильно смажьте все трущиеся детали трансмиссионным маслом.
78. Не забудьте установить на место магнит.
79. Перед установкой картера коробки передач на картер сцепления и задней крышки на картер коробки передач нанесите герметик на их привалочные плоскости по всему периметру.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Все описанные приемы применимы и при ремонте четырехступенчатой коробки передач.
Отличие состоит в том, что застопорить валы одновременным включением двух передач невозможно, так как для этого используют пятую передачу. Для этой цели рекомендуем изготовить приспособление из отслужившего ведомого диска сцепления, к торцу ступицы которого под прямым углом нужно приварить подходящий отрезок стальной трубы. Надев ступицу на первичный вал, можно удержать его от вращения за конец трубы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Флемоксин солютаб 500 мг инструкция по применению взрослым при цистите
  • Руководство фссп приморский край
  • Беспроводные наушники китай инструкция на русском языке
  • Капли для ушей нитрофунгин инструкция по применению взрослым
  • 24 hours time switch инструкция на русском языке