Как руководство российской федерации оценивает роль оон в решении международных вопросов

1. Какие международные организации участвуют в совместном реше­нии военно-политических вопросов на территории постсоветского пространства?

К международным организациям, участвующим в совместном решении военно-политических вопросов на постсоветском пространстве, относятся Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

2. Определите смысл и основные задачи гуманитарной помощи.

Целью и основными задачами гуманитарной помощи является оказание жизненно необходимой помощи и защиты людям, пострадавшим от конфликтов, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, независимо от расы, религии и политической принадлежности. Основной целью гуманитарной помощи является облегчение страданий и защита человеческого достоинства при обеспечении того, чтобы помощь оказывалась нейтрально, беспристрастно и независимо.

3. Кого называют донором, а кого реципиентом гуманитарной по­мощи?

Донор – это лицо или организация, оказывающая финансовую, материальную или техническую помощь нуждающимся. Реципиент – это лицо или группа, получающие помощь.

4. Как руководство Российской Федерации оценивает роль ООН в решении международных вопросов?

Правительство Российской Федерации рассматривает роль Организации Объединенных Наций (ООН) как решающую в решении международных вопросов. ООН предоставляет государствам-членам платформу для обсуждения и согласования своих позиций по различным вопросам, а ее миротворческие миссии помогают поддерживать стабильность в пострадавших от конфликтов регионах.

5. Какие документы международного права определяют националь­ные интересы государств мира?

К международно-правовым документам, определяющим национальные интересы государств мира, относятся Устав Организации Объединенных Наций, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Венская конвенция о дипломатических сношениях.

6. Выясните, какие формы благотворительности традиционны для России.

В России к традиционным формам благотворительности относятся финансовые пожертвования организациям и частным лицам, волонтерская деятельность, участие в благотворительных мероприятиях.

7. Где и какие гуманитарные катастрофы удалось предотвратить с по­мощью спасателей и специалистов МЧС России?

МЧС России (МЧС) успешно предотвращало гуманитарные катастрофы в различных местах и ​​ситуациях, в том числе за счет развертывания поисково-спасательных формирований при ликвидации последствий стихийных бедствий, оказания медицинской помощи нуждающимся, эвакуации мирных жителей. из зон конфликтов

1. 67-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН призвана усилить политический сигнал о безальтернативности многосторонних начал в мировой политике и формировании объединительной повестки дня в международных отношениях для коллективного противодействия глобальным вызовам безопасности. Недопустимы попытки подрыва центральной роли ООН, в т.ч. через институциализацию параллельных и дублирующих форматов (в рамках так называемых «групп друзей», форумов и инициатив), обслуживающих политические интересы отдельного круга государств.

2. Особую актуальность приобретает задача активизации совместных усилий по укреплению правовых основ в межгосударственных отношениях, продвижению верховенства международного права в ООН, общего для всех толкования и применения международных договоров и решений ООН, включая ее Совет Безопасности.

3. Наращивание коллективного взаимодействия должно осуществляться на основе строгого соблюдения уставных прерогатив СБ ООН как главного органа, ответственного за поддержание международного мира и безопасности. Россия будет решительно противодействовать попыткам использования СБ ООН для легитимизации внешнего, в т.ч. военного, вмешательства во внутренние дела государств в обход Устава ООН и оказания политического давления со стороны СБ ООН на «неугодные» режимы, в т.ч. под лозунгами защиты гражданского населения.

4. Опыт кризисного урегулирования на Ближнем Востоке и в Северной Африке актуализирует задачу выработки Советом Безопасности ООН четких миротворческих мандатов в соответствии с Уставом ООН и базовыми принципами миротворчества, а также обеспечения строгого контроля за их реализацией. При санкционировании СБ ООН действий по Главе VII Устава ООН важно определять конкретные параметры, цели и пределы применения силы, важность неукоснительного выполнения принятых решений.

5. Любые внутриполитические противоречия в странах Ближнего Востока и Северной Африки должны решаться мирным путем, в конституционных рамках, через национальный диалог. При разработке международных механизмов стабилизации ситуации следует руководствоваться принципами уважения суверенитета, территориальной целостности и решения проблем без вмешательства извне.

Основная задача международного сообщества – способствовать тому, чтобы «обновленный» Ближний Восток не стал источником новых вызовов для международной стабильности и безопасности, режима нераспространения, межцивилизационного общения.

6. Урегулирование сирийского кризиса возможно исключительно политико-дипломатическими методами на основе мирного плана К.Аннана, закрепленного в резолюциях СБ ООН. Приоритетная задача – обеспечить полное прекращение насилия всеми участниками конфликта и приступить к запуску всеобъемлющего диалога между правительством и оппозицией по комплексу вопросов реформирования политической системы страны.

От решения сирийского конфликта во многом будет зависеть модель действий международного сообщества в отношении внутригосударственных кризисов. Ни односторонние действия, ни военное вмешательство не способны обеспечить мирной развязки. Результат будет обратный искомому – тотальная дестабилизация обстановки в стране и в широком региональном контексте.

7. Масштабные трансформационные процессы на Ближнем Востоке не должны заслонять решение застарелых проблем региона. Продвижение к всеобъемлющему урегулированиюарабо-израильского конфликта должно осуществляться на международно-правовой базе – резолюциях СБ ООН 242, 338, 1397, 1515, 1850, мадридских принципах, «дорожной карте», Арабской мирной инициативе и ранее достигнутых между сторонами договоренностях. Выступаем за создание суверенного, жизнеспособного, территориально целостного палестинского государства в границах 1967 года с согласованными территориальными разменами и со столицей в Восточном Иерусалиме, живущего в мире и безопасности с Израилем.

Все участники конфликта должны отказаться от насилия и односторонних шагов, предвосхищающих исход переговоров по вопросам окончательного статуса. Строительство израильских поселений на оккупированных палестинских территориях должно быть прекращено.

Исходим из необходимости сохранения ведущей роли «квартета» ближневосточных посредников в содействии поиску путей возобновления переговорного процесса между палестинцами и израильтянами. В этой связи выступаем против попыток поставить под сомнение эффективность данного формата международного сопровождения БВУ.

Подтверждаем нашу готовность к проведению Международной конференции по Ближнему Востоку в Москве. Она может состояться, как только сложатся необходимые условия для этого, прежде всего – в контексте возобновления прямых палестино-израильских контактов.

8. Международная поддержка усилий по стабилизации обстановки в Ираке является одной из долгосрочных задач ООН на Ближнем Востоке. Важно не допустить раскола страны по национально-конфессиональному признаку, что стало бы катастрофой и для Ирака, и для региона в целом. Для этого иракцам необходимо активизировать усилия по налаживанию полноохватного диалога с участием представителей основных политических сил и религиозных общин страны.

По вопросу о выводе Ирака из-под действия Главы VII Устава ООН продолжаем исходить из того, что Совет Безопасности должен рассматривать ход осуществления соответствующих резолюций и постепенно отменять те положения, которые выполнены или утратили актуальность.

Ираку еще предстоит решить проблему урегулирования вопроса о его границе с Кувейтом, наладить сотрудничество с ООН в поиске пропавших без вести кувейтян, граждан третьих стран и кувейтской собственности.

Поддерживаем деятельность Миссии ООН по оказанию содействия Ираку, политическое посредничество которой весьма востребовано.

9. Миссия ООН по содействию Афганистану должна продолжать оставаться координатором международных гражданских усилий по стабилизации обстановки в ИРА. ООН принадлежит важная роль в мониторинге наркоситуации в стране. Свертывание международного военного присутствия в Афганистане, которое находится в стране с санкции СБ ООН, должно осуществляться также по решению СБ ООН по итогам отчета о выполнении выданного мандата.

Ведущая роль в процессе национального примирения должна принадлежать афганцам, а диалог с вооруженной оппозицией – строиться на известной «триаде» принципов (отказ боевиков от насилия, признание ими Конституции ИРА и разрыв связей с «Аль-Каидой») не в ущерб санкционному режиму СБ ООН.

Особую озабоченность вызывает представляющая угрозу международному миру и стабильности ситуация с незаконным производством, оборотом и торговлей наркотиками в ИРА. Важно предпринимать действенные меры по физическому уничтожению наркопосевов и лабораторий, пресечению поставок прекурсоров в Афганистан, включению наркобаронов в санкционный список СБ. Востребованной в этой связи представляется реализация решений Московско-парижского пакта, который превратился в один из наиболее эффективных международных инструментов противодействия наркоугрозе, исходящей с территории ИРА. Не теряет актуальности задача налаживания практического взаимодействия между ОДКБ, осуществляющей профилактическую операцию «Канал», и Международными силами содействия безопасности.

10. Обсуждение на «площадке» ООН грузино-абхазской проблематики и вопроса о «внутренне перемещенных лицах (ВПЛ) и беженцах» из Абхазии и Южной Осетии контрпродуктивно. Грузинская инициатива носит политизированный характер и не имеет отношения к урегулированию гуманитарных проблем. Она наносит ущерб Женевским дискуссиям как рабочему формату для обсуждения вопросов беженцев и ВПЛ, отрицательно влияет на степень доверия между абхазской, югоосетинской и грузинской сторонами.

Женевские дискуссии и грузино-абхазский Механизм по предотвращению и реагированию на инциденты, в которых участвуют и ооновцы, наиболее полно отвечают задачам стабилизации обстановки в данной части Закавказья.

11. Выступаем за справедливое, всеобъемлющее и прочное решение кипрской проблемы, предусматривающее создание двухобщинной, двухзональной федерации на основе соответствующих резолюций СБ и соглашений на высоком уровне 1977 г. и 1979 г. Решение проблемы Кипра должно исходить от самих киприотов и служить интересам обеих общин. Участие международного сообщества в кипрских делах, включая предпринимаемые в рамках миссии «добрых услуг» Генсекретаря ООН усилия, должно оставаться вспомогательным и беспристрастным. Искусственные графики переговоров и использование внешнего арбитража неприемлемы.

12. Подтверждаем позицию о непризнании одностороннего провозглашения независимости Косово. Резолюция СБ 1244 – обязательная международно-правовая база косовского урегулирования. Рассматриваем переговорный процесс в качестве инструмента стабилизации по-прежнему неспокойной обстановки в крае. Расположенные там международные присутствия должны действовать на основе статусного нейтралитета. Не удовлетворены ходом проводимого Миссией ЕС в области верховенства закона расследования фактов незаконной торговли человеческими органами в Косово, выявленных докладчиком ПАСЕ Д.Марти. Исходя из этих соображений, поддержали предложение Белграда передать расследование под эгиду ООН.

13. Выступаем за политико-дипломатическое урегулирование ядерной проблемы Корейского полуострова путем возобновления шестисторонних переговоров и при учете законных интересов каждого участника. Важный компонент процесса – неукоснительное соблюдение резолюций СБ 1718 и 1874.

14. Всеобъемлющее и долгосрочное урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП) может быть достигнуто исключительно политико-дипломатическими средствами через переговоры между «шестеркой» и Ираном в духе взаимоуважения и на основе принципов поэтапности и взаимности. Особое значение будет иметь наращивание сотрудничества Ирана с МАГАТЭ с целью прояснения всех аспектов его ядерной деятельности. Выступаем против усиления санкционного давления на ИРИ. Дополнительно вводимые односторонние рестрикции подрывают эффективность санкционного режима, а также коллективность и единство действий международного сообщества по снятию озабоченностей вокруг ИЯП.

15. Рассматриваем санкции в качестве одного из важных инструментов в распоряжении СБ ООН, призванных способствовать достижению политико-дипломатического урегулирования международных конфликтов и кризисных ситуаций.

Решения СБ ООН о введении санкций должны носить адресный характер и быть направлены на виновников конфликта. Санкционный режим должен подлежать регулярному обзору, предусматривать гуманитарные изъятия, а также иметь ограничения по срокам действия предлагаемых мер и ясные критерии по их отмене.

Выступаем против вольной интерпретации санкционных мер и расширенной трактовки резолюций Совета, что на практике приводит к размыванию санкций, введенных Советом Безопасности. Считаем неприемлемым применение рядом государств односторонних санкций в обход СБ ООН, что приводит к подрыву международных политико-дипломатических усилий, ослабляет единство мирового сообщества. Эти меры зачастую приводят к нарушению суверенитета третьих стран, нарушая их право на осуществление законной внешнеэкономической деятельности.

16. Россия, как и подавляющее большинство членов мирового сообщества, решительно осуждает торгово-экономическую блокаду Кубы со стороны США и выступает за скорейшую отмену этой бессмысленной антикубинской практики, идущей вразрез с принципами международного права и нарушающей ход нормального межгосударственного общения.

17. Выработка комплексного подхода к предотвращению и урегулированию конфликтов в Африке будет способствовать повышению главной ответственности африканцев за судьбу континента, обеспечению устойчивого развития составляющих его стран. В этом контексте особой поддержки заслуживают усилия по наращиванию взаимодействия между ООН и Афросоюзом, формированию миротворческого потенциала африканских государств.

18. Не видим альтернативы мирным политическим средствам для нормализации отношений между Суданом и Южным Суданом. Нельзя допустить появления между ними новых очагов открытой военной конфронтации, опасной для соседних стран и для всего региона. Взаимный отказ сторон от поддержки вооруженной оппозиции, действующей против законных властей на территории обеих стран, будет содействовать налаживанию добрососедских и взаимовыгодных отношений между двумя государствами.

19. Миротворческая деятельность ООН остается важным инструментом урегулирования конфликтов и решения первичных задач государственного строительства в постконфликтных странах. Намерены содействовать укреплению этого направления работы в строгом соответствии с принципами Устава ООН, а также наращивать российское участие (в настоящее время 80 российских военных наблюдателей и сотрудников органов полиции участвуют в 8 ОПМ ООН). Требует взвешенного подхода внедрение в миротворческую практику концепции «сильного» миротворчества, чреватой порой неоправданным расширением мандатов операций и увеличением бюджетов ОПМ. В целях совершенствования миротворческой деятельности и повышения уровня военной экспертизы СБ ООН считаем по-прежнему актуальным российское предложение об активизации деятельности предусмотренного Уставом ООН вспомогательного органа Совета – Военно-штабного комитета.

20. Выступаем за повышение эффективности координационно-консультативных функций Комиссии ООН по миростроительству в рамках закрепленного за ней мандата. Начиная с 2008 г., Россия ежегодно вносит по 2 млн. долл. США в Фонд ООН по миростроительству. Предпринимаются шаги по формированию кадрового резерва российского корпуса гражданских экспертов в сфере миростроительства с перспективой его задействования в миротворческих и миростроительных операциях ООН.

21. Востребован курс на рациональное реформирование ООН, ее адаптацию к современным реалиям при сохранении ее межправительственной природы и незыблемости принципов ее Устава. Главная цель реформы СБ ООН – придание Совету более представительного характера без ущерба для его эффективности. С учетом сохраняющихся разногласий между государствами-членами необходимо продолжать поиск компромиссной модели будущего Совета Безопасности, пользующейся самой широкой поддержкой государств-членов ООН (значительно большей, чем необходимые по Уставу ООН две трети голосов государств-членов). Переговорный процесс должен вестись по всем имеющимся предложениям без искусственного сужения повестки дня, дробления «пакета» ключевых вопросов реформы Совета или постановки на голосование каких-либо отдельных предложений. При любом варианте реформы СБ ООН прерогативы его нынешних постоянных членов, включая право вето, ревизии не подлежат.

Заслуживают внимания рациональные предложения по оживлению деятельности Генассамблеи ООН, в т.ч. по повышению ее эффективности. При этом должны соблюдаться уставные прерогативы главных органов ООН.

22. Востребованным представляется проработка направлений сотрудничества ООН с региональными организациями в соответствии с Главой VIII Устава ООН. Приоритетным считаем углубление взаимодействия ООН с ОДКБ и ШОС, в т.ч. через принятие в ходе 67-й сессии соответствующих резолюций ГА ООН, а также отладку механизма регулярных консультаций и выдвижения по линии ОДКБ и ШОС совместных инициатив в ООН. Перспективным представляется взаимодействие между ООН и ОДКБ в области миротворчества.

23. Ооновская разоруженческая триада – Первый комитет ГА ООН, Комиссия ООН по разоружению и Конференция по разоружению – переживает застой, корни которого лежат в политической плоскости. В сложившейся ситуации считаем необходимым противодействовать деструктивным предложениям, потенциально ведущим к деградации всего многостороннего разоруженческого механизма ООН. Исходим из важности его сохранения путем продолжения поиска взаимоприемлемых развязок на основе существующих правил процедуры.

Выступаем за сохранение и укрепление ДНЯО и других режимов нераспространения ОМУ, за создание благоприятных условий для дальнейшего сокращения ядерных потенциалов всеми государствами, обладающими ими.

24. Призываем к наведению порядка в мировом обороте оружия, в т.ч. за совершенствование Программы действий ООН по противодействию и искоренению незаконной торговли ЛСО во всех ее аспектах и борьбе с ней. Готовы к работе над мерами по перекрытию каналов утечки ЛСО в незаконный оборот.

25. Намерены продолжать активно проводить линию на противодействие распространению гонки вооружений на новые сферы, прежде всего, на космическое пространство. В этом контексте считаем важным сосредоточиться на работе в Группе правительственных экспертов по мерам транспарентности и доверия в космосе.

26. Продолжим работу по тематике международной информационной безопасности (МИБ). Необходимо активизировать международные усилия для пресечения использования информационно-коммуникационных технологий в криминальных, террористических и военно-политических целях, а также для вмешательства во внутренние дела государств.

Приглашаем к широкому международному обсуждению предложенных с участием России проектов правил поведения в глобальном информационном пространстве, а также международной конвенции по МИБ.

27. Выступаем за укрепление международной системы противодействия терроризму, главным координирующим центром которой является ООН. Только действия всего мирового сообщества на основе соблюдения Устава ООН, резолюций Совета Безопасности, соответствующих принципов и норм международного права могут дать ответ на глобальную террористическую угрозу.

Принципиальное значение на антитеррористическом треке имеет дальнейшая реализация Глобальной контртеррористической стратегии (ГКС) ООН. Поддерживаем результаты третьего обзора ГКС ООН (июнь 2012 г.), в т.ч. в плане профилактики терроризма, борьбы с идеологией экстремизма и насилия и использования медийного пространства в террористических целях.

Приветствуем нацеленность Целевой группы ООН по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ) на региональное измерение и комплексное осуществление ГКС. Поддерживаем усилия по выполнению соответствующего Плана действий по Центральной Азии с привлечением потенциалов ОДКБ, ШОС и СНГ.

28. Пиратство у берегов Сомали остается серьезным дестабилизирующим фактором. Эффективному привлечению к уголовной ответственности пиратских сообществ и лиц, контролирующих их финансовые потоки, будут содействовать усилия по созданию антипиратских судебных механизмов с международным компонентом в русле принятой по инициативе России резолюции СБ ООН 1976. Большое значение в области международного взаимодействия в борьбе с пиратством имеет обмен информацией, в т.ч. в рамках созданного на Сейшелах регионального антипиратского центра, создание специальных баз данных по этой проблематике. Актуальны российские предложения по наращиванию сотрудничества по линии Совета Россия-НАТО в борьбе с пиратством.

29. Выступаем за расширение круга участников и обеспечение эффективного осуществления основных конвенций ООН в антикриминальной сфере – конвенций против транснациональной оргпреступности (и дополняющих ее протоколов) и против коррупции.

Поддерживаем усилия по плотному международному взаимодействию в рамках механизма обзора за выполнением конвенции против коррупции, запуску действенных процедур возвращения коррупционных активов в страны происхождения и расширению технического содействия заинтересованным странам.

30. Внимательно отслеживаем деятельность Международного уголовного суда (МУС). Заинтересованы в объективном и беспристрастном рассмотрении МУС югоосетинской ситуации. Выступаем за то, чтобы МУС, работая в рамках «дарфурского» и «ливийского» досье, соблюдал разумный баланс между интересами осуществления международного уголовного правосудия и необходимостью налаживания и поддержания мирных процессов в этих странах.

31. Намерены продолжать прилагать все необходимые усилия для своевременного завершения деятельности Международного трибунала для бывшей Югославии и Международного трибунала по Руанде и перевода их в формат «остаточного механизма» в соответствии с резолюцией СБ ООН 1966 (2010).

32. Отмечаем существенный рост количества дел, рассматриваемых Международным судом ООН. Данный факт свидетельствует о повышении авторитета этого главного судебного органа и об укрепляющемся стремлении государств прибегать к мирному урегулированию межгосударственных споров. Поддерживаем эту тенденцию.

33. Генассамблее по традиции предстоит рассмотреть отчет об очередной сессии Комиссии международного права ООН. Выступаем за то, чтобы наработки Комиссии находили должное продолжение в работе Организации.

34. Продолжим отстаивать целостность, всестороннее укрепление и надлежащую имплементацию основополагающего международно-правового документа в области морского права – Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., справляющей в этом году тридцатилетний юбилей. Исходим из того, что деятельность государств в Мировом океане должна строиться в четком соответствии с нормами Конвенции. Положительно оцениваем работу созданных в соответствии с Конвенцией органов – Международного органа по морскому дну, Международного трибунала по морскому праву и Комиссии по границам континентального шельфа.

35. В отношении «ответственности по защите» населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности руководствуемся положениями соответствующего раздела Итогового документа «Саммита-2005». В вопросах претворения этой концепции ключевым считаем наличие мандата СБ ООН. Ее практическая реализация должна быть сфокусирована на оказании всесторонней помощи государствам, если мирные средства урегулирования будут недостаточными, а национальные органы власти явно окажутся не в состоянии защитить свое население. Исходим из контрпродуктивности попыток расширительного толкования «ответственности по защите», выступаем против необдуманных и поспешных шагов по применению силового компонента концепции к конкретным страновым сюжетам. Главное – ответственность по защите не должна использоваться как предлог для смены неугодных политических режимов.

36. В ходе встречи высокого уровня по «верховенству права» в рамках сессии ГА ООН намерены отстаивать позицию о необходимости укрепления правовых основ международных отношений и строгого соблюдения всеми их участниками международно-правовых обязательств. Будем вести дело к принятию по ее итогам компактного неконфронтационного консенсусного документа с главным акцентом на закреплении проблематики «верховенства права» на международном уровне.

37. Выступаем за поддержание курса на обсуждение Генассамблеей ООН проблематики межрелигиозного и межкультурного взаимодействия в интересах мира и предотвращения раскола по цивилизационному признаку. Подтверждаем приверженность участию в различных инициативах ООН в этой сфере, включая Альянс цивилизаций (АЦ), «Трехсторонний форум по межрелигиозному диалогу и сотрудничеству на благо мира», Министерские встречи по межрелигиозному диалогу и сотрудничеству на благо мира.

38. Считаем необходимым наращивать усилия мирового сообщества по развитию религиозного измерения межцивилизационного диалога. Представляется, что решению данной задачи способствовало бы создание под эгидой ООН консультативного совета религий для обмена мнениями среди представителей ведущих мировых конфессий и политических кругов по вопросам повестки дня ООН гуманитарной и религиозной направленности.

39. Борьба с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью являются одним из приоритетов нашей страны. Государства должны объединить усилия в противостоянии этим позорным и разрушительным феноменам.

Особую тревогу вызывает превращение расовой, национальной и религиозной нетерпимости в инструмент политической борьбы, которое несет угрозу демократическим принципам и правам человека. Наиболее вопиющими проявлениями этих тенденций стали подъем неонацистских идеологий, попытки обелить фашизм, вновь поднять на знамена теории расовой чистоты и превосходства. Во многих странах сегодня приходится констатировать увеличение числа неонацистских и неофашистских организаций, приток в них новых членов, особенно молодежи, рост преступлений на расовой, национальной или этнической почве. Именно поэтому Россия считает, что государства, на которых лежит главная ответственность за борьбу с расизмом, обязаны объективно, без «двойных стандартов» оценивать сложившуюся ситуацию. Российская Федерация намерена вновь внести в Генассамблее ООН проект традиционной резолюции «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», направленной на противодействие неонацистским и реваншистским тенденциям в мире.

40. ООН должна по-прежнему играть главенствующую роль в поощрении и защите прав человека на международной арене. При этом все более очевидной становится необходимость укрепления морально-этического подхода к реализации современной концепции прав человека. Именно на реализацию этих целей направлена закрепленная в решении Совета ООН по правам человека (СПЧ) российская инициатива о подготовке исследования о том, как более глубокое понимание традиционных ценностей человечества может способствовать поощрению и защите прав человека.

Призываем к снижению конфронтации в межгосударственном сотрудничестве в правочеловеческой области. Принятие политизированных решений по ситуации с правами человека в отдельных странах не способствует установлению конструктивного диалога с ними. Эта практика тем более неуместна на фоне успешного функционирования процедуры Универсального периодического обзора Совета ООН по правам человека. Исходя из необходимости дальнейшего укрепления роли СПЧ, Россия приняла решение о выдвижении кандидатуры нашей страны для переизбрания в состав Совета на период 2014-2016 гг.

41. Поддерживаем деятельность Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, внося ежегодный добровольный взнос в размере 2 млн. долл. США. Для качественного улучшения работы Управления необходимо укреплять его транспарентность и подотчетность государствам-членам ООН, в том числе через согласование с государствами программы его деятельности (т.н. «Программы 19»).

42. Международное сотрудничество в гуманитарной сфере и деятельность международных гуманитарных агентств, в том числе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), рассматриваем в качестве важного элемента комплексных усилий, направленных на поддержание мира, укрепление безопасности и стабильности на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Обращаем внимание на необходимость повышения роли УВКБ по содействию развитию национальных систем и инициатив в сфере предоставления защиты беженцам. Необходимо наращивать усилия по противодействию попыткам политизации работы УВКБ в сфере предоставления международной защиты и оказания помощи беженцам, в т.ч. в вопросах их возвращения, интеграции и постконфликтного восстановления.

43. Поддерживаем дальнейшую выработку конкретных мер по выполнению государствами решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития(Копенгаген, 1995 г.) и 24-й специальной сессии ГА ООН, Декларации тысячелетия, Монтеррейского консенсуса, документов «Копенгаген+5» и «Копенгаген+10», решений «Саммита-2005».

Необходимо повышать роль Комиссии социального развития ООН по выработке согласованных действий по проблемам мировой социальной ситуации, тематике старения населения, вопросам обеспечения равных возможностей для инвалидов, улучшения положения молодежи, укрепления роли семьи.

Важным элементом российской социальной политики является забота об инвалидах. 3 мая 2012 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», что подтвердило нашу приверженность соблюдению в полном объеме прав лиц с ограниченными возможностями в целях их более полного участия в жизни общества.

44. Одной из ключевых задач, стоящих перед мировым сообществом, является обеспечение подлинного гендерного равенства и улучшение положения женщин. Достижение этой цели в глобальном масштабе требует объединения усилий всех заинтересованных государств для выполнения решений 4-й Всемирной конференции по положению женщин, 23-й специальной сессии ГА ООН и других международных документов по гендерной тематике.

Подтверждаем нашу поддержку Комиссии ООН по положению женщин как ключевого форума для конструктивного диалога между всеми региональными группами государств по важнейшим вопросам гендерного равенства и улучшения положения женщин.

Позитивно оцениваем начало активной работы Структуры ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин («ООН-женщины»), членом Исполнительного совета которого Россия переизбрана на второй срок. Вновь подчеркиваем необходимость универсального географического охвата ее деятельности, распространяющегося на все без исключения группы стран.

45. Особое значение имеет дальнейшее укрепление международного сотрудничества в сфере поощрения и защиты прав детей. Считаем, что скоординированные действия мирового сообщества на данном направлении должны опираться на установки итогового документа 27-й специальной сессии ГА ООН «Мир, пригодный для жизни детей».

Как государство-участник Конвенции о правах ребенка и Факультативного протокола к Конвенции, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах, Россия своевременно представила в Комитет по правам ребенка очередные доклады о выполнении этих международных договоров. Завершаются внутригосударственные процедуры по подготовке участия России в Факультативном протоколе к Конвенции, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

46. Рассчитываем на плодотворную работу сессии по широкому спектру вопросов макроэкономической, природоохранной и гуманитарной повестки дня.

Настроены на конструктивное взаимодействие со всеми партнерами в интересах своевременной реализации международных целей развития, обеспечения глобальной продовольственной и энергетической безопасности, а также эффективного противодействия негативным последствиям изменения климата и мирового финансово-экономического кризиса.

Исходим из того, что решения сессии послужат действенным импульсом для более активных и слаженных усилий правительств, международных финансовых и торговых институтов, бизнес-сообщества и НПО в рамках последующей деятельности по итогам крупнейших социально-экономических форумов ООН.

47. Заинтересованы в продолжении широкой дискуссии о роли ООН в системе глобального экономического управления. Основное внимание призываем уделять вопросам налаживания эффективного взаимодействия Организации с международными финансовыми и торговыми институтами, а также неформальными объединениями, в частности, «Группой двадцати». Сопряжение работы «двадцатки» с приоритетами глобальной социально-экономической повестки дня ООН является одной из важных задач российского председательства в «Группе двадцати» в 2013 г.

48. Заинтересованы в поддержке в ходе сессии наших шагов по укреплению международного статуса вновь созданной Евразийской экономической комиссии.

49. Выступаем за повышение роли Экономического и Социального Совета ООН как центрального координирующего органа системы развития ООН и ключевого механизма последующей деятельности по итогам «Рио+20». Нацелены на конструктивное взаимодействие со всеми партнерами в рамках очередного раунда консультаций по обзору прогресса в осуществлении резолюции 61/16 ГА ООН об укреплении ЭКОСОС. Одной из приоритетных задач обзора считаем оптимизацию повестки дня и программы работы основной сессии Совета. Поддерживаем инициативы по укреплению Форума по сотрудничеству в области развития ЭКОСОС в качестве востребованного многостороннего формата, обеспечивающего полноценное участие развивающихся стран, включая крупные быстрорастущие экономики, выработку концептуальных подходов к оказанию помощи.

50. Намерены принять активное участие в обсуждении на сессии вопросов наращивания и повышения эффективности международного сотрудничества по мобилизации адекватных внутренних и внешних ресурсов на цели развития, укрепления мировой финансовой системы, долгосрочного решения проблемы внешней задолженности, расширения международной торговли.

Поддерживаем укрепление институциональных механизмов ООН в области финансирования развития для обеспечения большей согласованности последующей деятельности по итогам международных конференций по финансированию развития в Монтеррее и Дохе. Особое значение придаем предстоящему в ходе сессии рассмотрению вопроса о создании в ЭКОСОС новой функциональной комиссии по финансированию развития.

51. Придаем большое значение рассмотрению на сессии вопросов социально-экономического развития Африки. Заинтересованы в успешной работе мониторингового механизма для оценки прогресса в выполнении всеми сторонами своих обязательств в области развития Африки.

52. Привержены Стамбульской программе действий по наименее развитым странам (НРС) на период 2011-2020 гг. В отношении порядка выхода государств из категории НРС будем придерживаться критериев, установленных в резолюции Генассамблеи ООН 59/209 от 20 декабря 2004 г. Вместе с тем, не исключаем возможности гибкого подхода в отношении отдельных государств, например из числа малых тихоокеанских островных стран, при определении их соответствия критериям НРС.

53. Готовы продолжать конструктивную работу по согласованию нового всеобъемлющего режима климатического сотрудничества в соответствии с решениями Дурбанской конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК).

Достижение конечной цели РКИК по стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере возможно только при условии участия в направленных на это усилиях всех без исключения государств – как развитых, так и развивающихся.

54. Выступаем за дальнейшее повышение эффективности деятельности Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) в целях реализации концепции устойчивого развития по достижению ЦРТ.

55. Исходим из того, что деятельность ООН в сфере международного гуманитарного сотрудничества должна опираться на зафиксированные в резолюциях Генассамблеи принципы нейтральности, беспристрастности, гуманности и независимости гуманитарного содействия, а также согласие правительства пострадавшей страны на предоставление помощи и уважение ее территориальной целостности и суверенитета.

Рассматриваем Управление ООН по координации гуманитарных вопросов и Центральный фонд чрезвычайного реагирования в качестве ключевых координационных механизмов гуманитарных операций и мобилизации финансовых средств.

Поддерживаем запущенный на «римской площадке» профильных организаций системы ООН процесс масштабного реформирования мировой системы сельского хозяйства ипродовольственной безопасности, включая укрепление мандата ФАО как головной организации мирового агросектора, лесного и рыбного хозяйства и центра аграрных знаний.

56. Подчеркиваем необходимость согласования государствами-членами инициатив Генерального секретаря по изменению управленческой структуры и административных аспектов функционирования Организации.

Возможные дополнительные предложения по внесению изменений в регулярный бюджет ООН, предлагаемые вне бюджетного цикла (бюджет утвержден в декабре 2011 г. на период 2012-2013 гг. в объеме 5,15 млрд. долл. США), призываем рассматривать с учетом имеющихся положений, касающихся бюджетной дисциплины, а также требовать тщательного обоснования запросов с учетом последствий международного финансового кризиса.

57. При рассмотрении вопросов финансирования миротворческой деятельности ООН в связи с большими объемами запрашиваемых Секретариатом ресурсов (7,4 млрд. долл. США в год) полагаем целесообразным добиваться разумной экономии средств, особенно в миссиях, мандат которых не претерпевает изменений.

58. Придаем особое значение участию в согласовании реформы ООН в сфере управления. Исходим из того, что составляющие реформы – изменения в кадровой политике, закупочной деятельности, информационно-коммуникационном оснащении приведут к повышению транспарентности и ответственности за исполнение решений, принимаемых государствами-членами и позволят повысить отдачу от вкладываемых в ООН ресурсов. В целом реформа не должна восприниматься как возможность для раздувания структур Секретариата ООН. Главная задача – повышение эффективности его работы.

59. Считаем многоязычие при соблюдении паритета официальных языков ООН одним из важных принципов информационной работы всемирной Организации. В этом контексте отмечаем существенный прогресс в практической реализации данного принципа в наполнении веб-сайта ООН, а также интернет-порталов других организаций, входящих в ООН, которые значительно прибавили в плане информативности и удобства пользования. 

Организация Объединённых Наций (ООН)—международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Официальные языки: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский.

  • Место расположения: Нью-Йорк, США
  • Основана: 26 июня 1945 г.
  • Создана: в соответствии с Декларацией Объединенных Наций от 1 января 1942 г.
  • Членство: 193 страны
  • Генеральный секретарь: Антониу Гутерреш (Португалия) с 1 января 2017 г.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференциии подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций. Сегодня членами ООН являются 193 государства мира.

В структуру ООН входят: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный суд и Секретариат ООН.

Генеральная Ассамблея ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 193 членов Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:

  • Рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации.
  • Организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения.
  • Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН.
  • Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов.
  • Избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Каждое государство имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Генеральная Ассамблея имеет в своем составе Генеральный комитет, Комитет по проверке полномочий и 6 специализированных комитетов:

  • Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.
  • Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет) занимается вопросами разоружения и соответствующими вопросами международной безопасности.
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет) занимается экономическими вопросами.
  • Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет) занимается проблемами социального и гуманитарного характера.
  • Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет) занимается разнообразной политической тематикой, не входящей в круг ведения Первого комитета, а также вопросами деколонизации.
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет) занимается административными вопросами и бюджетом Организации Объединенных Наций.
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет) занимается международными правовыми вопросами.

В состав Совета Безопасности ООН входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 членов каждый год. 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

  • Пять — от государств Африки и Азии.
  • Один — от государств Восточной Европы.
  • Два — от государств Латинской Америки.
  • Два — от государств Западной Европы и других государств.

Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом «вето».

Непостоянными членами СБ ООН в 2012-2013 гг. были Австралия, Гватемала, Марокко, Пакистан и Того, в 2013-2014 гг. – Азербайджан, Аргентина. Люксембург, Руанда и Республика Корея.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) — один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений.

Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения.
  • Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения.
  • Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования.
  • Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций. Для реализации своих полномочий в распоряжение Совета выделено более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

Свои функции в сфере экономического и социального международного сотрудничества ЭКОСОС осуществляет через пять региональных комиссий:

  • Европейская экономическая комиссия (ЕЭК).
  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА).
  • Экономическая комиссия для Африки (ЭКА).
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

Международный суд — главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Секретариат ООН обеспечивает повседневную работу Организации, ее главных органов и реализует принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Штат Секретариата ООН насчитывает порядка 44 тысяч международных чиновников.

Секретариат выполняет разнообразные функции — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

В структуру Секретариата ООН входят:

  • Канцелярия Генерального секретаря ООН (КГС)
  • Управление служб внутреннего надзора ООН (УСВН)
  • Управление по правовым вопросам ООН (УПВ)
  • Департамент по политическим вопросам ООН (ДПВ)
  • Управление по вопросам разоружения ООН (УВР)
  • Управление операций ООН (УО)
  • Департамент полевой поддержки ООН (ДПП)
  • Управление по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ)
  • Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ)
  • Департамент по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению (ДГАКУ)
  • Департамент общественной информации ООН (ДОИ)
  • Департамент по вопросам управления ООН (ДУ)

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, отделения — в Женеве, Вене и Найроби. Отделение ООН в Женеве служит центром дипломатических совещаний и форумом для обсуждения проблем разоружения и прав человека. Отделение ООНаций в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за употреблением наркотиков, предупреждения преступлений и уголовного судопроизводства, мирного использования космического пространства и международного торгового права. Отделение ООН в Найроби служит центром деятельности Организации Объединённых Наций в области населенных пунктов и охраны окружающей среды.

  • Доклад о Целях в области устойчивого развития (2019 год)
    (PDF 24.54МБ)

Дата публикации:
8 мая 2019

Ссылка:
https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/mnogostoronnee_ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/organizaciya_obedinennyh_naciy_oon/

29 мая отмечается Международный день миротворцев Организации
Объединенных Наций (ООН). Россия участвует в миротворческих миссиях под
флагом ООН с 1973 г. С тех пор российские миротворцы побывали в
нескольких десятках горячих точках на разных континентах. Тем не менее
сегодня российское «дело мира» переживает не лучшие времена. Так, в 2017
г. Россия не вошла в первую десятку стран по количеству военных
наблюдателей ООН. О том, что миротворчество представляет собой сегодня и
почему оно важно для России, Российскому совету по международным делам
рассказал президент Межрегиональной общественной организации ветеранов
миротворческих миссий ООН Сергей Лавров.

29 мая отмечается Международный день миротворцев Организации Объединенных Наций (ООН). Россия участвует в миротворческих миссиях под флагом ООН с 1973 г. С тех пор российские миротворцы побывали в нескольких десятках горячих точках на разных континентах. Тем не менее сегодня российское «дело мира» переживает не лучшие времена. Так, в 2017 г. Россия не вошла в первую десятку стран по количеству военных наблюдателей ООН. О том, что миротворчество представляет собой сегодня и почему оно важно для России, Российскому совету по международным делам рассказал президент Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН Сергей Лавров.

Сергей Вадимович, что такое миротворчество сегодня, в чем оно выражается и какие у него особенности?

К сожалению, у нас в стране не все представляют себе, что такое миротворчество. Это не мудрено, потому что и СМИ уделяют этому вопросу мало внимания. Вообще в мире нет единого определения миротворчества. Его нет даже в Уставе ООН. Но есть понимание миротворчества — это объединенные усилия человечества по устранению военных конфликтов.

Миротворческая деятельность имеет три фазы: доконфликтное миротворчество, миротворчество в процессе конфликтной ситуации и постконфликтное миростроительство. Первая фаза включает в себя превентивные меры, то есть весь набор средств, кроме военных, — дипломатию, политику, экономические меры. Затем проходит вторая, наиболее активная фаза — примирение двух сторон. После того как достигнуты соглашения, проводится миротворческая операция: либо операция по поддержанию мира, либо, если сторонам не удалось договориться, операция по принуждению к миру. После вооруженного конфликта наступает третья фаза — постконфликтное миростроительство. В рамках этой фазы принимаются меры по восстановлению государственного порядка, работы полиции и государственных органов. Операция по поддержанию мира может проводиться с согласия двух или хотя бы одной из сторон, а операция по принуждению к миру — это уже силовая акция, которая проводится только по решению Совета Безопасности ООН и подразумевает использование тяжелого вооружения.

У ООН нет своих миротворческих сил, работающих на постоянной основе. Для того чтобы направить и развернуть миротворческие силы в горячей точке, объявляется своего рода тендер, в котором участвуют 124 государства-члена ООН. Им предлагается выделить воинский контингент, который потом объединяется в контингент миротворческих сил ООН, разворачиваемый в той или иной миссии.

Если раньше миротворческие операции проводились только под эгидой ООН, то сейчас существуют две модели: под эгидой ООН и под эгидой региональных организаций. Ни одна страна не может провести миротворческую операцию в одностороннем порядке. Еще одна особенность заключается в том, что все миссии отличаются друг от друга и мандаты каждой миссии разные. В одной миссии может быть наблюдение за соблюдением условий перемирия, в другой — введение войск в буферную зону для предотвращения столкновения. В этой связи дать определение миротворчеству сложно.

Чем отличаются военные наблюдатели ООН («голубые береты») от миротворческих сил («голубых касок»)?

Военные наблюдатели ООН — практически военные дипломаты. Это офицеры с рабочим английским языком, которые проходят специальную подготовку в своей стране перед направлением в миссию. В России тоже есть специальные курсы по подготовке наблюдателей ООН, на которых преподается много дисциплин, потому что требования к «голубым беретам» очень высокие. Помимо знания языка, нужно иметь хорошую военную подготовку, уметь отличать по звуку и виду летящие самолеты, вертолеты, определять по воронкам вид выпущенных снарядов — целый комплекс задач.

В то время, когда не было мобильных телефонов, связь велась исключительно по рации. Самым тяжелым курсом при подготовке был и остается радиообмен. Нужно выучить сотни аббревиатур на английском языке и научиться их понимать, поскольку в эфире идут помехи, звук нечеткий, и понять эти сокращения очень сложно. Нужно уметь водить все виды автомобилей, причем одной рукой, потому что вторая рука используется для того, чтобы разговаривать по рации.

Как Вы оцениваете участие России в миротворческих операциях ООН? В каких горячих точках сейчас служат российские миротворцы?

Первая миротворческая миссия ООН была учреждена на Ближнем Востоке в 1948 г. Она получила название «Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия» (ОНВУП). Советские военные наблюдатели присоединились к этой миссии только через 25 лет, в ноябре 1973 г. После 1973 г. наши военные наблюдатели начали принимать участие в различных миссиях по всему свету. С 1992 г. участие в операциях стали принимать также и наши вооруженные части и подразделения в составе миротворческих сил.

По состоянию на конец марта 2017 г. российские миротворцы находятся в десяти миссиях ООН — на Ближнем Востоке (ОНВУП), Кипре, Гаити, в Ливане, Западной Сахаре, Демократической Республике Конго, Кот-д’Ивуар, Либерии, Южном Судане. Причем на Кипре, Гаити и в Южном Судане служат в том числе российские женщины-полицейские. Всего в миссиях ООН насчитываются 98 российских миротворцев, из которых 38 полицейских, 55 военных наблюдателей, 5 офицеров связи. Количество российских военнослужащих в семи миссиях не меняется, а общее количество экспертов в миссиях ООН составляет 2303 человека. По количеству военных наблюдателей ООН Россия занимает 11-е место, однако по количеству поставляемых контингентов в миссиях — 68-е. Почему так происходит? Россия не посылает свои миротворческие силы для участия в каких-либо миссиях ООН. Если Россия занимает последнее 124-е место по миротворческим силам и 11-е место по военным наблюдателям, у нее получается общее 68-е.

Представители Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН (МООВММООН) считают, что миротворчество — это важный инструмент решения многих внешнеполитических проблем, стоящих перед Россией. Оно влияет на имидж России за рубежом, позволяет участвовать в разрешении кризисных ситуаций в горячих точках и в целом увеличивает наше влияние в ООН. Если Россия не будет посылать миротворческие силы и занимать ключевые должности в миссиях ООН, то к ней никто не будет прислушиваться.

В этой связи нашей организацией подготовлена дорожная карта по решению актуальных проблем миротворческой деятельности России под эгидой ООН. Среди негативных аспектов, обозначенных в этом документе, — самоустранение России от предоставления воинских контингентов для участия в миротворческих миссиях, низкое представительство российских военных экспертов в миссиях ООН, отсутствие у российских ветеранов миротворческих миссий ООН какого-либо официального статуса, низкий уровень престижа миротворческой деятельности среди офицерского состава Вооруженных сил РФ. Кроме того, было бы целесообразно принять «Национальную концепцию миротворческой деятельности». Большинство стран-участниц миротворческой деятельности под эгидой ООН имеют подобные документы.

В чем заключаются основные проблемы, препятствующие взаимодействию России с другими странами в сфере миротворчества?

Зачастую миротворчество используется как фактор двойных стандартов, то есть под личиной проведения миротворческих операций то или иное государство нередко преследует свои собственные цели. Естественно, что стран много, и цели и задачи каждой страны могут расходиться. Возьмем последний пример с Украиной. Петр Порошенко хочет, чтобы на границе между Россией и Украиной была развернута миротворческая миссия. Москва говорит, что надо выполнять Минские соглашения, и никакой речи о миротворческой операции на Украине не ведется.

Почему еще возникают разногласия между странами? ООН строилась на нескольких основных принципах, включая принцип суверенитета, подразумевающий территориальную целостность, и принцип права наций на самоопределение. Эти два принципа постоянно входят противоречие друг с другом. Если следовать принципу о праве наций на самоопределение, первый принцип теряет силу и наоборот. Пока существуют противоречия между странами, единого мнения, конечно, не будет. Чтобы развернуть миротворческую миссию, необходимо решение Совета Безопасности, для чего нужно одобрение всех пяти постоянных членов Совбеза. Если Россия, США или, скажем, Франция против — они могут наложить вето и операция не состоится.

Беседовал Николай Маркоткин, менеджер по связям с прессой и правительственными структурами РСМД.

В сегодняшней ситуации международной турбулентности много говорится о необходимых изменениях во внешнеполитическом курсе тех или иных стран. Подобные альтерации невозможны без качественной адаптации дипломатического инструментария — проводника внешней политики государства. Закономерно, что сегодняшняя дипломатическая служба России также претерпевает как региональную, так и функциональную эволюцию.

В рамках данной статьи мы остановимся на основных вызовах, стоящих перед российской внешней политикой, и на методах адаптации к ним отечественной дипломатической службы на примере продвижения одной из ключевых идеологем российской дипломатии — ооноцентричного мирового порядка.

Многополярность современного мироустройства — не идеологическое клише, продвигаемое «державами-ревизионистами», а данность. Так, в недавней статье для журнала «Foreign Affairs», озаглавленной «Глобальный тектонический сдвиг», федеральный канцлер ФРГ Олаф Шольц пишет о том, что «в этом новом многополярном мире различные страны и модели управления соперничают за власть и влияние»1, а сегодняшний Берлин сложно заподозрить в симпатиях к незападным политическим концепциям. В условиях коренных трансформаций особую роль приобретает поддержание ооноцентричной архитектуры международных отношений и закрепленных в Уставе ООН принципов международного общения, в первую очередь — принципа суверенного равенства стран.

На практике поддержка роли ООН как системообразующей единицы международных отношений предполагает неприятие навязываемого «миропорядка, основанного на правилах», и логики игры с нулевой суммой2. Как отмечает директор Департамента внешнеполитического планирования (ДВП) МИД России А.Ю.Дробинин, с этой целью отечественная дипломатия выступает против создания «разнообразных партнерств, коалиций и «призывов», чей функционал дублирует круг ведения специализированных учреждений и институтов Всемирной организации»3.

Объективная логика неприятия концепции «порядка, основанного на правилах» строится не на уважении к международно-правовым нормам или его отсутствии; в конце концов, в основе любой устойчивой системы международных отношений лежит нормативная база, которой ее члены стремятся следовать4. Проблема заключается в том, кто из игроков этой системы участвует в дальнейшем нормотворчестве. Неслучайно, как отмечает классик школы реализма Стивен Уолт, США высоко оценивают роль международных финансовых институтов, таких как Международный валютный фонд, группа Всемирного банка, или американоцентричных военно-политических альянсов (НАТО) — благодаря им Вашингтон сохраняет влияние на системы глобального регулирования5.

Как следствие, наблюдается постепенный отход от продвижения роли тех площадок, где у глобального Запада нет решающего голоса в создании новых международно-правовых норм или корректировки старых. Совет Безопасности (СБ) ООН, где у России и Китая есть право вето, закономерно становится мишенью, и призывы создания «правил», которых бы придерживались «ответственные игроки», заменяют собой необходимость поиска компромисса с неудобными партнерами.

Необходимо не допустить размывания мандата исполнительных структур международных организаций — Секретариата ООН, офисов специальных посланников и специальных представителей Генерального секретаря Организации, Технического секретариата Организации по запрещению химического оружия — за счет здравой и взвешенной политики распределения членских взносов и пристального внимания к административно-бюджетным вопросам. Однако размывание ооноцентричного миропорядка идет за счет вмешательства в поле деятельности Совета Безопасности ООН и подмены общепризнанной международно-правовой базы «келейно разработанными рецептами»6.

Остановимся подробнее на описанных выше трендах. Право вето постоянных членов СБ, под которым подписались все страны, ратифицировавшие Устав Организации, представляет собой краеугольный камень ооноцентричного миропорядка. Его цель — не ввести малое число государств в некий «круг избранных», а подтвердить непреложный факт: игнорирование интересов и мнений ключевых игроков сделает всю систему нежизнеспособной, а принимаемые ею решения — неработоспособными, о чем неоднократно заявлял министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров7. Действительно, предшественница ООН — Лига Наций не смогла себя проявить во многом из-за того, что в ее деятельности не принимали участия крупнейшие державы эпохи, а их интересы не учитывались8. Именно СБ ООН — та площадка, где державы могут на практике продемонстрировать свои «красные линии» и попытаться найти компромисс, так как альтернатива компромиссу в рамках, заложенных Уставом, — отсутствие решения как такового.

В нынешних условиях приоритетом должно стать не создание параллельных структур и форумов, а адаптация системы к сегодняшним вызовам полицентричного мира, в том числе за счет расширения репрезентативности членства в СБ ООН. Отечественная дипломатия концентрируется на том, чтобы усилия по расширению состава и совершенствованию рабочих методов СБ не отражались на его возможностях эффективно и оперативно реагировать на современные вызовы и угрозы9. При этом Россия подчеркивает: итоговый проект реформирования Совета должен пользоваться максимально широкой поддержкой (в идеале — консенсусом), а попытки добиться изменения состава СБ или практики использования права вето через голосование с минимальным порогом, в том числе на площадке Генеральной Ассамблеи, приведут лишь к потере Советом авторитета10. Таким образом, единственным реальным выходом для российской дипломатии становится деятельность в рамках межправительственных переговоров, проходящих в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке и направленных на кропотливое и постепенное снятие противоречий между сторонами в попытках достичь консенсуса и сохранить существующую архитектуру ооноцентричного миропорядка.

Курс на размывание мандата Организации и ответную реакцию отечественной дипломатии можно проследить на примере климатической и гуманитарной повестки ООН. Показательными представляются попытки увязать вопросы климата и безопасности на площадке СБ, в том числе в рамках состоявшегося 13 декабря 2021 года по инициативе Нигера и Ирландии заседания СБ на тему «Поддержание международного мира и безопасности: климат и безопасность» и предшествовавшей ему 9 декабря встречи СБ с участием Генсекретаря ООН Антониу Гутерриша, посвященной взаимосвязи терроризма и изменения климата11. Авторы вынесенной на голосование 13 декабря резолюции стремились интегрировать климатический компонент в мандаты миротворческих и политических миссий ООН и определить его как «центральный компонент» стратегий Организации по предотвращению конфликтов; предполагалась регулярная отчетность участников миссий перед Генсекретарем и Советом.

Однако в действительности подобный подход означал бы возможность в дальнейшем включать в повестку дня СБ ситуацию в любой стране, так как с последствиями изменения климата сталкивается весь мир12. Кроме того, научная и социально-экономическая проблема превратилась бы в политический вопрос. Проблематика изменения климата — прерогатива имеющих профильное образование ученых-климатологов и гидрометеорологов, а необходимость составления соответствующих отчетов политическими сотрудниками, даже прошедшими краткосрочные обучающие курсы, без надлежащей материально-технической и аналитической базы и в короткие сроки привела бы к дальнейшей политизации климатической повестки.

Приоритизация климатической составляющей миссий по миротворчеству и миростроительству также не принимает во внимание роль Целей устойчивого развития (ЦУР) и социально-экономических причин возникновения конфликтов в целом. В ответ Россия внесла комплексную резолюцию, признающую более широкий охват проблем, включая последствия стихийных бедствий, нищеты, слабости местных властей, «во многом уходящей корнями в колониальное прошлое», террористическую угрозу и т. д.13. Традиционно схожую точку зрения разделяют партнеры Москвы по БРИКС — Китай и Индия14. Вопросы климата же должны рассматриваться на профильных экспертных площадках, в первую очередь в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). В свою очередь, расширительное толкование понятия «безопасность» затруднит15 деятельность СБ и «перенесет» его внимание на вопросы, традиционно относящиеся к сфере деятельности Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и прочих институтов системы ООН.

Подобная деятельность отражает генерический подход, не учитывающий страновую специфику каждой ситуации в отдельности. Неслучайно, что традиционно в отечественной практике на работу в постоянные представительства при международных организациях, в том числе офисах ООН в Нью-Йорке, Женеве, Вене и Найроби, а также римских организациях (ФАО, ВПП, ИФАД) ООН, направлялись как политические работники, имеющие крепкую страноведческую подготовку и ранее служившие на Ближнем Востоке, в Африке южнее Сахары, Латинской Америке, так и специалисты-экономисты, получившие опыт работы в области оказания технического содействия по линии ООН, международной многосторонней гуманитарной помощи, экологического регулирования и т. д. «Укрепление» кадрового состава постпредств проводится и за счет представителей профильных ведомств, таких как Министерство здравоохранения или Министерство сельского хозяйства, что позволяет сохранять высокий уровень экспертной оценки, недопущение политизации «технических» вопросов и перевода сугубо научных дискуссий в политическое русло.

Схожая ситуация наблюдается в области предоставления международной многосторонней гуманитарной помощи системы ООН. Секретариатом ООН при поддержке стран Запада в последнее время активно продвигается концепция «сопряжения» (англ. nexus) чрезвычайного гуманитарного реагирования, содействия международному развитию (СМР) и обеспечения безопасности. Так, по заявлениям экспертов Центрального фонда чрезвычайного реагирования (ЦФЧР) Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) — главных «гуманитарщиков» организации — в число проектов, финансируемых по линии фонда, в 2021 году вводилась превентивная работа по предупреждению бедствий (англ. anticipatory activities).

Согласно выдвигаемой концепции, на основе данных метеорологических служб правительства получают возможность подготовить население затрагиваемых районов к возможной передислокации, заранее обеспечив ему необходимый объем предметов первой необходимости. Пилотные проекты в этой области были запущены в Бангладеш, Сомали и Эфиопии (при совокупном бюджете в 33,4 млн долл.16), когда над ними нависла угроза наводнения. По данным финансистов ЦФЧР, издержки такой работы значительно ниже расходов на потенциальные гумоперации, проводимые после природных катастроф. Кроме того, в упомянутом 2021 году УКГВ начало проводить операции по «сопряжению» гумпомощи и содействия развитию в Сомали и Эфиопии, выделяя каждой из стран по 20 млн долларов для преодоления последствий засухи, угрожающей продовольственной безопасности этих государств17.

При всей логичности вышеописанной концепции «сопряжение» традиционно разведенных сфер деятельности ООН, руководствующихся различными мандатами и курируемых различными организациями, способствует разрастанию бюрократического аппарата Организации и привнесению в повестку дня традиционно несвойственных чрезвычайному гуманитарному реагированию тем, таких как защита прав сексуальных меньшинств или проблематика изменения климата. Кроме того, продолжается размывание термина «миростроительство» в отсутствие ясного объяснения механизма сотрудничества между различными ооновскими агентствами «на земле»18. В сложившейся ситуации необходимо сохранение и реформирование системы гумреагирования ООН и недопущение складывания параллельных институтов, которые бы «перетягивали» средства из бюджетов и без того хронически недофинансированных ооновских операций19.

Тенденцию отхода от ооноцентричных структур в пользу форматов ограниченного членства можно проследить и на примере санкционной политики западных государств. Напомним, что в соответствии с нормами международного права легитимными считаются санкции, накладываемые СБ ООН и регулярно рассматриваемые соответствующими комитетами. На сегодняшний день такого рода ограничительные меры наложены на Гвинею-Бисау, ДР Конго, Ирак, Йемен, КНДР, Ливан, Ливию, Мали, Сомали, Судан, Южный Судан и ЦАР. Прочие экономические меры, например в соответствии с нормами ВТО, квалифицируются как противоречащие принципам свободной торговли.

В условиях беспрецедентного санкционного давления, одним из последних элементов которого стало введение странами ЕС и «G7» потолка цен на закупку отечественной нефти, российской дипломатии приходится работать на двух треках: искать новые платформы взаимодействия и рынки и «реанимировать» структуры, в первую очередь институты ООН (деятельность на площадках ЭКОСОС, ЮНИДО, ЮНИТАР и т. д.) и секретариаты профильных международных организаций, с целью недопущения дальнейшей дискриминации продукции по страновому признаку. В тех случаях, когда это невозможно, принимаются решения о содействии международному развитию и борьбе с голодом в рамках ЦУР-2 с задействованием упомянутых выше структур ООН (ФАО, ВПП и т. д.) через безвозмездную передачу удерживаемых в европейских портах удобрений. Так, в гаванях Нидерландов и стран Восточной Европы находится 260 тыс. тонн российских удобрений, которые будут отправлены в Африку, первые 20 тыс. тонн уже отправлены в Малави через Мозамбик20.

Рост значимости фактора силы в современных международных отношениях делает особенно важным продолжение диалога и сохранение имеющихся площадок по контролю над вооружениями. Безусловным приоритетом отечественной дипломатии сегодня является продвижение безопасностных инициатив в области нераспространения оружия массового уничтожения, недопущения милитаризации и вепонизации космического пространства, выработки мер по укреплению доверия в проблемных регионах. Отечественные инициативы по укреплению режима Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) путем создания мобильных отрядов, продвижение проекта Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве (ДПРОК) на женевских площадках, попытки сохранения диалога по стратегической стабильности с Вашингтоном вписываются в общий тренд поддержания ооноцентричного мирового порядка параллельно с задействованием всех возможных механизмов диалога.

Расширение предметного поля безопасности сказывается и на структуре российского  МИД: в связи с увеличением роли кибербезопасности (и в более широком смысле — информационной безопасности в целом), роли киберсредств в конфликтах будущего, например за счет блокирования средств связи с командными пунктами, и перспектив взаимодействия с ключевыми игроками, в том числе и на площадках ООН, в министерстве был создан Департамент международной информационной безопасности (ДМИБ)21.

Взаимозависимость политических решений и глобальных проблем (мировые энергетический, продовольственный кризисы) демонстрирует, что международные отношения становятся все более сложными и многокомпонентными, а диалог по линии дипломатических служб должен дополняться диалогом тех, кто заинтересован в оздоровлении ситуации, — речь идет о потенциале парламентской, общественной, народной, культурной, научной, спортивной дипломатии. Как и в случае с вопросами информационной безопасности, необходима центральная координирующая роль МИД России, и в этой связи в 2022 году был создан новый, 43-й департамент, в ведение которого входят вопросы международного гуманитарного сотрудничества и культурных связей22.

Приоритетным на этом треке становится налаживание «низовых» связей, расширение знания местного населения о России и организация различного рода обменов на двухстороннем уровне. В условиях, когда редкие выступления отечественных дипломатов в «мейнстримных» западных СМИ оказываются «гласом вопиющего в пустыне», а местная аудитория, как отмечает посол России в Канаде О.В.Степанов, «либо не хочет слышать собеседника, либо не разбирается в обсуждаемом вопросе, либо демонстрирует оба этих качества»23, именно культурное взаимодействие должно заложить основу для адекватного восприятия России и ведения последующего диалога, в том числе и по политическим вопросам.

На данном направлении отечественная дипломатия не ограничивается традиционными каналами. Аутсорсинг инструментов публичной дипломатии, ранее характерный, например, для США, сейчас становится важен и для России. Порой сложно открыть полноценное представительство Россотрудничества, действующего на основе двухстороннего соглашения между Москвой и принимающей стороной, кроме того, это длительный процесс, который обычно занимает не менее двух лет. Сегодня, в условиях необходимости быстрой переориентации отечественной культурной дипломатии на Восток, а также и на страны Африки, временной эффективной мерой становится открытие так называемых «неправительственных домов». Процесс напоминает работу по франшизе: Россотрудничество заключает соглашение с местной некоммерческой организацией, работающей в соответствии с местным законодательством, и передает ему свою символику, обучающие программы и т. д. В Африке такие представительства уже открылись в Судане и Мали.

Подобные «неправительственные дома» могут заниматься и образовательной дипломатией, отбором местных граждан для обучения в России, дополняя деятельность посольств России, которые зачастую имеют крайне ограниченный дипломатический состав24. Одним из ресурсов влияния в Африке сегодня является экспорт российского образования для продвижения там русского языка, в том числе благодаря обучению местного населения в российских вузах за счет квот. Так, за год их количество выросло в два раза: если в 2022/23 учебном году гражданам африканских стран предоставили 2,3 тыс. бюджетных мест, то на 2023/24 учебный год для них предусмотрена квота на 4,7 тыс. мест25.

Сейчас в мире, где сталкиваются де-факто взаимоисключающие концепции ооноцентричного порядка и «порядка, основанного на правилах»26, глобальные приоритеты отечественной дипломатии можно разделить на два условных трека. Во-первых, это укрепление, модернизация ООН и ключевых ее принципов как на площадках этой организации, так и в области двусторонних отношений за счет поддержания принципов многополярности, равноправия, недискриминации, инклюзивности, уважения Устава и устоявшейся системы разделения сфер деятельности между различными институтами системы ООН и т. д., причем данная работа должна вестись на всех направлениях, начиная от контроля над вооружениями и заканчивая международной гуманитарной деятельностью. Во-вторых, необходимо продвижение отечественных нарративов и укрепление общественных связей через элементы культурной,  публичной, образовательной дипломатии, где сегодня наблюдается реформирование институциональной основы отечественной дипломатии и повышение роли МИД, что видно, например, в опубликованной в сентябре 2022 года Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом27. На данном направлении повышается роль неправительственных акторов и инновационных методов дипломатической деятельности. Два описанных тренда должны взаимно дополнять друг друга и эффективно работать над продвижением ключевых концептуальных основ внешней политики России, в особенности в условиях сегодняшней глобальной неопределенности.

1Scholz Olaf. The Global Zeitenwende. How to Avoid a New Cold War in a Multipolar Era // Foreign Affairs. January. 2023 // URL: https://www.foreignaffairs.com/germany/olaf-scholz-global-zeitenwende-how-avoid-new-cold-war?

2Аганин А.Р. Отмечая 75-летие Победы: универсальная система международного права и попытки ее подмены «порядком, основанном на правилах» // Международная жизнь. 2021. №3.

3Дробинин А.Ю. Уроки истории и образ будущего: размышления о внешней политике России // Международная жизнь. 2022. №8 // URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2700 (дата обращения: 05.12.2022).

4Barnett Michael, Finnemore Martha. Rules for the World. International Organizations in Global Politics. Cornell University Press, 2004. P. 6.

5Walt S.M. China Wants a ‘Rules-Based International Order,’ Too // Foreign Policy. 2021. 31 марта // URL: https://foreignpolicy.com/2021/03/31/china-wants-a-rules-based-international-order-too/ (дата обращения: 06.12.2022).

6Степанов О.В. Россия самоосвобожденная // Россия в глобальной политике. 22.09.2022 // URL: https://globalaffairs.ru/articles/rossiya-samoosvobozhdyonnaya/ (дата обращения: 05.12.2022).

7Пресс-конференция министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова по итогам недели высокого уровня 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Нью-Йорк. 24 сентября 2022 г. / Постоянное представительство Российской Федерации при ООН // URL: https://russiaun.ru/ru/news/240922pk (дата обращения: 05.12.2022).

8Лавров С.В. Российская дипломатия и вызовы XXI века // Международная жизнь. 2012. №9 // URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/731 (дата обращения: 05.12.2022).

9Сергеев В.Е. Реформа Совета Безопасности ООН: позиция России и зарубежных стран // Россия: общество, политика, история. 2022. №1. С. 56.

10Заемский В.Ф. Кому нужна реформа ООН: В интересах всех и каждого. М.: Международные отношения, 2010. С. 295.

11Терроризм и изменение климата: в Совбезе ООН обсудили взаимосвязь этих проблем // Новости ООН. 2021. 9 дек. // URL: https://news.un.org/ru/story/2021/12/1415352 (дата обращения: 05.12.2022).

12Заявление Постпредства России при ООН по проекту резолюции Совета Безопасности ООН по климату и безопасности / Постоянное представительство Российской Федерации при ООН // URL: https://russiaun.ru/ru/news/statement_131221 (дата обращения: 05.12.2022).

13Россия заблокировала инициативу ООН, в которой климат рассматривается как угроза безопасности // The New York Times. 14.12.2021 // URL: https://inosmi.ru/amp/20211214/251117018.html (дата обращения: 05.12.2022).

14Небензя назвал проект Совбеза ООН по климату и безопасности неприемлемым // РИА Новости. 2021. 13 дек. // URL: https://ria.ru/amp/20211213/oon-1763531615.html (дата обращения: 05.12.2022).

15Лебедева М.М., Устинова М.И. Гуманитарные и социальные вопросы в Совете Безопасности ООН // Вестник международных организаций. Т. 15. 2020. №1. С. 148.

16Годовой отчет Центрального фонда реагирования на чрезвычайные ситуации за 2021 г. / CERF. 2021 //  URL: https://cerf.un.org/sites/default/files/resources/CERF%20Annual%20Results%20Report%20%282021%29_0.pdf (дата обращения: 05.12.2022).

17Там же.

18Выступление заместителя Постоянного представителя Д.С.Чумакова в ходе совместной встречи ЭКОСОС и Комиссии ООН по миростроительству / Постоянное представительство Российской Федерации при ООН. 2021 // URL: https://russiaun.ru/ru/news/peacebuilding_151221 (дата обращения: 05.12.2022).

19Обзор глобальных гуманитарных потребностей 2023 / Управление ООН по координации гуманитарных вопросов. 2022 // URL: https://reliefweb.int/attachments/9d9b2375-d091-4793-904c-442b807f6153/GHO2023_USG-ERC%20Statement_as%20prepared%20for%20delivery.pdf (дата обращения: 15.12.2022).

20В ООН приветствовали отправку первой партии российских удобрений из Европы в Африку // Новости ООН. 29.11.2022 // URL: https://news.un.org/ru/story/2022/11/1435267 (дата обращения: 05.12.2022).

21Новый департамент МИД РФ будет курировать международную информационную безопасность // Коммерсантъ. 2019. 29 дек. // URL: https://www.kommersant.ru/amp/4213735 (дата обращения: 05.12.2022).

22Черненко Е. Мой ласковый и нежный МИД. Зачем России еще один инструмент «мягкой силы» // Коммерсантъ. 2021. 6 дек. // URL: https://www.kommersant.ru/amp/5018664 (дата обращения: 05.12.2022).

23Степанов О.В. Неизбежная дилемма Украины // Россия в глобальной политике. 2023. 8 фев. // URL https://eng.globalaffairs.ru/articles/ukrainian-dilemma/ (дата обращения: 10.02.2023).

24Лебедева О.В. Развитие публичной дипломатии как приоритетное направление деятельности дипломатических представительств // Международная жизнь. 2017. №2 // https://interaffairs.ru/jauthor/material/1802

25Нефедова А. Саванна небесная: Россотрудничество открывает новые центры в Африке // Известия. 2022. 7 нояб. // URL: https://iz.ru/1420557/alena-nefedova/savanna-nebesnaia-rossotrudnichestvo-otkryvaet-novye-tcentry-v-afrike (дата обращения: 10.02.2023).

26Степанов О.В. Указ. соч.

27Указ Президента Российской Федерации об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом: утверждена 5 сентября 2022 г. Москва. 2022 // URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/G3CkAuMhZXio8AzNaweT3wTGTaEA16OU.pdf (дата обращения: 10.02.2023).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство ярославля фото
  • Руководство по эксплуатации для philips
  • Руководство или рукаводства
  • Инструкция к пульту dvb t2 universal control ver 2021
  • Ацикловир суспензия для детей 200мг 5мл инструкция