Какие черты важны для политического лидерства чем лидерство отличается от руководства

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Менеджмент организации»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Понятие и особенности лидерства

Лидерство представляет собой сложную многоаспектную категорию. В общем смысле под ним принято понимать положение определенной личности в группе, дающее возможность занимающему его лицу влиять на отдельных людей, направляя их усилия в нужное русло. Применительно в сфере менеджмента и управления под лидерством понимается способность индивида к формированию коллектива и его ведению к намеченным целям на основе личного авторитета.

Определение 1

Лидер — это человек, побуждающий своих последователей к достижению намеченных целей и прилагающий к этому все усилия.

Сам феномен лидерства имеет двойственную природу. С одной стороны, в его основе лежит сфера отношений, а с другой – деловая сфера (рисунок 1). Вместе они образуют два типа лидерства:

  • неформальное лидерство;
  • формальное лидерство.

Сферы лидерства в организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сферы лидерства в организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Обе сферы лидерства неотделимы друг от друга, равно как и социально-экономическая и организационно-техническая стороны управления.

Формальное лидерство в большей степени сопряжено с понятием руководства. Неформальное же лидерство определяется факторами личностного и ситуационного характера.

Сущность, цели и задачи руководства

Под руководством в общем смысле принято понимать процесс, непосредственно связанный с управлением и контролем за деятельностью организации или группы лиц. Применительно к сфере менеджмента его принято отождествлять с механизмом, направляющим усилия коллектива и/или отдельно взятой личности на выполнение общих задач. Считается, что оно побуждает людей к достижению поставленных целей посредством влияния на их потребности.

«Лидерство и руководство» 👇

Определение 2

Руководитель – лицо, которое официально наделено правом принятия управленческих решений. Как правило, он выступает единоначальником в пределах переданных ему полномочий.

В значительной степени руководство отождествляется с менеджментом или управлением. Его отличительными особенностями выступает формализованный характер. К основным чертам руководителя, характеризующим его сущность, относятся:

  • несение ответственности за конкретный хозяйственный объект, процесс или программу;
  • наличие в подчинении группы лиц;
  • наделение необходимыми правами и полномочиями по принятию управленческих решений;
  • принятие ответственности за последствия реализации самостоятельно принятых управленческих решений.

Функции руководства сводятся к функциям менеджмента. Основными из них считаются планирование, организация, контроль и мотивация. Предназначение и сущность руководства сводятся к формированию целей и их эффективному достижению.

Взаимосвязь, сходства и различия между лидерством и руководством

Сегодня доподлинно известно, что лидерство является одним из основополагающих аспектов управленческой деятельности и, соответственно, руководства. Фактически оно пронизывает всю систему менеджмента любой компании.

В то же время, хотя лидерство и выступает существенным компонентом эффективного менеджмента, далеко не все эффективные лидеры в равной степени являются и эффективными руководителями. Основные отличия между менеджером-руководителем и лидером представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.

Различия между лидерами и руководителями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Различия между лидерами и руководителями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

В руках руководителя сосредоточена официальная, регламентированная власть. Лидер же в отличие от менеджера регулирует межличностные, а не официальные отношения в группе.

Лидерство зачастую возникает стихийно, в то время, как менеджеры назначаются официальным приказом высшего руководства. В связи с этим положение руководителей более стабильно, а сама их деятельность – регламентирована правилами.

Помимо прочего, считается, что лидерство в большей степени характерно для малых групп, в то время, как руководство является элементом макросреды, представленной системой общественных отношений.

Основные отличия лидерства от управления (руководства) сводятся к четырем базовым постулатам:

  • постулат 1: в отличие от лидерства руководство существует в организационных структурах взаимодействующих людей;
  • постулат 2: выдвижение и направленность лидеров и руководителей происходят различными способами;
  • постулат 3: в отличие от руководства лидерство предполагает обязательное наличие последователей;
  • постулат 4: лидерство и руководство не одно и то же.

Таким образом, считается, что лидеры могут существовать даже в неорганизованных группах, в то время, как руководители управляют строго организованным коллективом (структурами). Зачастую такие структуры функционируют на протяжении довольно длительного времени. В их роли могут выступать банки, предприятия, учебные заведения и пр.

В то же время завоевание лидерства и назначение на должность руководителя происходят принципиально различными способами. Лидер выбирается коллективом, порой даже стихийно, руководитель же назначается приказом «сверху» (рисунок 3). В результате первый получает общественно признание, а второй как бы «навязывается» группе.

Направленность выдвижения лидеров и руководителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Направленность выдвижения лидеров и руководителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как правило, руководителем становятся в результате намеренных действий формальной организации, в основе которых лежит принцип делегирования полномочий. Лидерами же становятся не по воле организации, а за счет выбора группы (коллектива).

Замечание 2

Одним из важнейших различий между руководством и лидерством считается наличие у последнего последователей. Если руководство характеризуется наличием подчиненных, которые вынуждены подчиняться приказам выше стоящего руководства, то лидерство предполагает наличие последователей, которые добровольно следуют за лидером и в любой момент могут изменить свое решение.

Наконец, следует понимать, что руководство и лидерство – это далеко не одно и тоже. В основе лидерства лежит нечто большее, нежели формальная основа. Оно основано на личной харизме и авторитете, действия лидера не ограничиваются рамками официальных полномочий и структур. Руководство же предполагает официальное возложение на человека функций управления организацией.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Полит. лидерство
– это такое полит. отношение субъекта
к сообществу, при кот. лидер наделен
объемом прав и ответственности
формулировать и выражать интересы, цели
сообщества, выступать инициатором в их
осуществлении, организовывать участие
в нем всего сообщества и направляет его
на достижение общих целей. Полит.
лидерство – это управленческий статус,
социальная позиция субъекта, связанная
с принятием властных решений.

Истоки:
1) психологический подход стремится
дать психологическое объяснение истоков
и функций лидерства. Этот подход пытается
объяснить феномен лидерства с позиции
мотивации лидера и с позиции мотивации
ведомых на основе глубинных подсознательных
процессов. Лидер отождествляется с
Отцом. 2) Системно-функциональный подход
тесно связывает причины возникновения
с социальными потребностями общества.

Функции:
1) диагностическая – лидер изучает
ситуацию, оценивает ее, определяет
наиболее важные проблемы, вычленяет
негативные тенденции и устанавливает,
что и как должно быть исправлено. 2)
директивная, т.е функция принятия
решения, включающая в себя приказы, что
и как следует предпринять и т.д. 3)
мобилизующая, состоящая в мобилизации
масс на выполнение решений и достижение
поставленных целей. 4) коммуникативная
– полит. лидер выступает как своеобразный
аккумулятор идей и настроений в обществе,
выразитель жизненных стремлений людей.
5) интегративная – направлена на
поддержание целостности и стабильности
общества, гражданского мира и согласия.
6) легимитизация строя – устанавливается
культ личности, на основе которого
принимаются усилия по обретению доверия
граждан к установленному режиму (культ
личности Ленина и Сталина)

Различают
формального
и неформального руководителя.

Формальный назначается или избирается
на должность в соответствии с установленными
нормативными процедурами. Это представитель
административной власти. Лидерство –
это не формальная должность, а общественный
статус, лидер – это неформальный
руководитель, это член группы (организации),
которому эта группа делегировала больший
объем прав, чем другим своим членам, и
кот. в силу этого добровольно принял на
себя значительно большую ответственность,
чем этого требуют формальные предписания
и нормы данной организации. Власть
лидера основывается не на формальных,
нормативных актах, а на авторитете.
Полит. лидер по своему статусу –
авторитетный член группы, организации,
общества, влияние которого позволяет
ему играть важную роль в принятии и
реализации властных решений в полит.
процессе.

Политическая
система общества (ПСО) – это единое
целостное образование, элементы которого
находятся в постоянном подвижном
взаимодействии друг с другом, то есть
реальная ПС всегда динамична и должна
рассматриваться как процесс.

Именно ПП отражает
действительное взаимодействие субъектов
в политике, которая складывается в
результате действия различных внутренних
и внешних факторов.

ПП
показывает, как
индивиды, институты власти, группы людей
со всеми своими особенностями
взаимодействуют друг с другом,
взаимодействуют с государством, реализуя
свои черты и функции.

Постоянное изменение
всех факторов исключает однозначное
определение и предзаданность ПП.

Таким образом, ПП
– это движение, динамика, эволюция ПС,
совокупность действий, иституализированных
и неиституализированных субъектов
политики по осуществлению своих особых
функций в сфере власти.

Всё это, в конечном
итоге, ведёт к развитию или упадку ПС.

ПП делят на:1)Базовые
2)Периферийные 3)Явные 4)Теневые.

Базовые
ПП

характеризуют различные способы
включения широких социальных слоёв в
отношения с государством. Именно здесь
говорят о политическом участии и
государственном управлении.

Периферийные
ПП

раскрывают динамику формирования
отдельных политических групп на уровне
местного самоуправления.

Явный
ПП

имеет место, когда интересы группы
систематически выявляются в их публичных
высказываниях. Такими процессами можно
руководить и управлять.

Теневой
ПП

базируется на деятельности публично
неоформленных групп и политических
институтов.

К ПП можно отнести:

  • Электоральный
    процесс

  • Деятельность
    различных партий

  • Процесс
    государственного управления

Все ПП объединяет
желание их субъектов повлиять на
принимаемые решения.

От форм, методов,
функций и институтов государственного
управления зависят все ПП, протекание
которых обычно проходит в рамках 3-х
основных режимов:

  1. Режим функционирования
    – протекание ПП в рамках сложившегося
    взаимодействия граждан и институтов
    власти.

  2. Режим развития
    имеет место, когда механизмы власти
    выводят политику государства на уровень,
    позволяющий отвечать на новые требования
    населения.

  3. Режим упадка имеет
    место, когда политические изменения
    имеют негативный характер; существующий
    режим теряет стабильность и легитимность.

Политический
конфликт в любом обществе любой эпохи
возникает вследствие несовершенства
политической системы. Понятие политического
конфликта – понятие, проистекающее из
данной в настоящий момент политической
ситуации. Именно из такого понимания
политического конфликта мы исходим в
нашем реферате. «Политическая система
общества – система государственных и
негосударственных социальных институтов,
осуществляющих определенные политические
функции. Наряду с государством как
основным звеном политической системы,
в нее входят партии, профсоюзы и другие
организации. Общественные отношения в
процессе осуществления политической
власти определяют содержание деятельности
учреждений и организаций, составляющих
политическую систему. Она формируется
в процессе деления общества на классы
и появления государства и в ходе
исторического развития классового
государственно организованного общества
становится все более разветвленной.

Политический
конфликт не следует также рассматривать
как нечто статичное, одномоментное.
Политический конфликт, как и всякое
иное социальное явление, не имеющее
характера одномоментности, следует
рассматривать в динамике, в развитии и
изменении.

Говоря о том, что
политический конфликт является внешней
формой выражения, проявления политических
разногласий, я не в коей мере не свожу
его только лишь к формальному
констатированию обличения столкновения
сторон в политический конфликт, т.е.
придание данным разногласиям формы
политического конфликта. Здесь имеется
в виду нечто иное, а именно развитие и
созревание негативной политической
ситуации естественно имеет свою подоплеку
и обусловлено своими внутренними
детерминантами, однако высшее свое
проявление они обнаруживают именно в
политическом противоборстве, выливаемом
в конфликт. Итак, рассматривая причины
созревания политического конфликта,
условия, приведшие к той либо иной
ситуации, требующей разрешения, в
совокупности с анализом возможности
применения права для урегулирования
возникшего положения, и представляют
собой правовое управление политическим
конфликтом. От социального управления,
правовое управление отличается строгой
регламентированностью форм и средств
регулирования в сочетании с возможностью
применения санкций к сторонам, т.е.
наличие юридической ответственности.
Понимание политического конфликта и
условий, его породивших, как определенного
этапированного процесса, позволяет
проанализировать его в отдельности по
стадиям и выявить, в какой именно из них
необходимо применение права, т.е. в какой
именно из звеньев цепочки произошел
разрыв или искажение, приведший к
обострению и в конечном итоге к конфликтной
ситуации.

Особое
место в политическом сознании занимает
идеология. Будучи системой верований,
убеждений и взглядов, она отражает
общественно-политическую реальность
через призму интересов больших соци­альных
групп, прежде всего классов. В содержание
идеологии вписываются элементы знания
о действи­тельности. Вместе с тем
идеология

ценностная система, выражающая отношение
к существующим общественным порядкам,
обосновывающая политические идеалы,
принципы, нормы, цели образы поведения.
Такие, скажем, как социальная справедливость,
свобода, права человека, демократия,
соли­дарность. Оценка социальной
реальности, что озна­чает ее соотнесение
с политическими потребностями и
интересами, идеалами и принципами,

важней­шая функция идеологии. Так или
иначе оценивая реалии, деятельность
политических субъектов, ее результаты
и последствия, идеология обретает
регулятивно-ориентирующую силу. Она
направляет прак­тические действия в
рамки целей, приемлемых в первую очередь
для господствующих в обществе социальных
групп и, по крайней мере, не отвергаемых
большинством других слоев.

С помощью идеологии
политические силы обосно­вывают свои
цели и подбирают средства для их
реа­лизации. На основе идеологии
разрабатываются по­литические
концепции, доктрины и программы.
Иде­ология питает мотивационную базу
коллективных политических действий и
поведения. Идеология так­же маскирует
и мистифицирует (хотя и не всякая
идеология) подлинные интересы и цели
господству­ющих групп, элит.

Если
суммировать рациональные оценки и
подходы к толкованию данной формы
политического сознания, то можно сказать,
что политическая идеология представля­ет
собой систематизированную совокупность
идейных воззрений, выражающих и защищающих
интересы той или иной общественной
группы и требующих подчинения
индивидуальных помыслов и поступков
как можно боль­шего числа людей
соответствующим целям и задачам
ис­пользования власти. Коротко говоря,
политическая идео­логия

это доктрина, обосновывающая притязания
ка­кой-либо группы на власть или ее
использование и пре­дусматривающая
поэтому ту или иную стратегию пол­итических
действий.

В отличие от науки,
чьей задачей является поиск истины,
функции идео­логии прежде всего
сводятся к овла­дению массовым
политическим сознанием населения, к
внедрению в него своих критериев оценки
настоящего и будущего развития общества,
определе

  1. Виды
    избирательных систем.

Избирательная
система

совокупность законов, с помощью которых
определяются результаты голосования.
Существует много избирательных систем,
но всё их разнообразие сводится к 3-ём
типам:

— мажоритарная

— пропорциональная

— смешанная

Избирательная
система, в основе которой лежит принцип
большинства при определении результатов
голосования называется мажоритарной.

— абсолютное
большинство – (побеждает кандидат,
получивший 1 + 50% голосов)

— квалифицируемое
большинство – (победителю необходимо
набрать установленное большинство
голосов – обычно >0.5)

Главное достоинство
этой системы – учёт мнения большинства.

Выборы по этой
системе предопределяют господство
нескольких крупных партий, которые
могут сформировать стабильное
правительство. Основной недостаток –
она не полностью выражает политическую
волю населения.

В
случае пропорциональной
системы избиратели голосуют за партийные
списки (по сути – за программу). Партийные
списки м. быть различных видов. Часть
стран придерживается принципа жёстких
(закрытых) списков. Следовательно,
голосуют за список целиком. Если в списке
7 кандидатов, а партия выиграла 3 места,
то депутатами станут 3 первых кандидата.
В случае открытых списков, избиратели
могут изменить позиции кандидатов в
списке, отдавая ему преференцию. Для
определения результатов голосования
устанавливается квота, т.е. минимум
голосов, необходимый для избрания
кандидата (общее число голосов делится
на число депутатских по округу). Эта
система стимулирует многопартийность,
создаёт возможности для существования
небольших полит. партий. Она даёт
возможность принимать решения, которые
больше учитывают политические интересы
разных групп населения. Недостатки: в
условиях возрастания количества партий
затруднено формирование правительства
(оно нестабильно). Пропорциональная
система не даёт возможности оценить
личные качества кандидата в полной
мере, т.к. голосование идёт за список.

Смешанная
система – соединяет в себе все достоинства
и недостатки первой и второй системы
(Германия, Россия), избиратель имеет 2
голоса: первый – за кандидата по
мажоритарной системе, а второй – за
список.

На чтение 5 мин Просмотров 2.9к. Опубликовано 15.01.2022

На первый взгляд, понятия «руководитель» и «лидер» можно считать синонимами. Но если вникнуть в них более детально, можно найти существенные отличия. Рассмотрим отличия лидера от руководителя, кого можно так назвать, какими качествами должен обладать каждый из них. Основные критерии отличия лидерства и руководства и некоторые сходства, которые объединяют понятия.

Кто такой лидер

По психологическим и социологическим меркам лидер – это человек, занимающий первое место в группе, оказывающий влияние на людей для достижения общей цели. Черты, которые должны присутствовать у такого человека: способность принимать сложные и ответственные решения, быть готовым нести за них ответственность.

Он должен заботиться не о своей выгоде, а об общей, увлекать и вести людей за собой добровольно, а не по принуждению. Он всегда обладает природной харизмой, потому пользуется доверием в группе и становится авторитетом.

Лидер занимает в группе первое место, авторитет для ее членов, направляющий движение. Его выбирают из членов группы на основе ее запросов и ожиданий. Такой человек является неотъемлемой частью коллектива, который находит в своей среде самого лучшего. Он обеспечивает пути достижения целей и удовлетворение потребностей членов группы. Пока все идет хорошо, пользуется поддержкой, и внутри группы никаких перестановок не происходит.

Лидерство можно увидеть во многих сферах: среди учащихся, в рабочем коллективе, в компаниях, сообществах единомышленников. Лидер в таких коллективах работает, основываясь на своем авторитете.

Суть руководителя

Это человек, наделенный полномочиями в организации, принимает ответственные решения и осуществляет их в группе. Он принимает решения, что и как делать помощникам и подчиненным. Его задача – налаживать работу, чтобы она была эффективной. Для этого глава предприятия должен продумывать стратегию, план, который приведет к наилучшему результату. Он должен уметь добиваться от подчиненных, чтобы работа была выполнена, и выполнена правильно и в срок.

Руководитель обязан поддерживать хорошие отношения с сотрудниками, уметь объяснять им, в чем состоят их обязанности. Быть заинтересованным в развитии своей организации, уметь планировать для увеличения объема работы и улучшения последующего результата.

Руководитель обязан быть целеустремленным и ответственным, желать достичь большего в своей работе, лучших результатов. Для этого он должен оказывать влияние на подчиненных, которое обусловлено его положением в организации и полномочиями. Руководитель направляет работу коллектива и ответственен за результаты.

Чем отличается руководство и лидерство?

Отличия между понятиями состоят в том, что руководитель стоит во главе официальных отношений в группе людей, лидер – неофициальных. Первый назначается по социальным причинам, второй – по психологическим.

Лидер в группе определяется спонтанно, руководителя не выбирают, а назначают.

Лидер, как представитель группы, тесно связан с ней, а руководитель, наоборот, нередко абстрагирован от нее. Лидерство затрагивает межличностные отношения, руководство – формальные взаимоотношения.

Руководитель, как официальное лицо, может применять законные санкции, его воздействие на подчиненных обусловлено должностью. Поэтому его можно назвать формальным лидером. Тот, кого выбирают просто на лидирующую позицию, может быть им независимо от должности, которую он занимает в компании. Однако лидер может быть одновременно и руководителем, что повышает эффективность его управления.

Различия можно увидеть в таких сферах:

  • Цели. Руководители ставят цели не сами, а достигают уже поставленные кем-то, то есть занимают пассивную позицию. Лидер устанавливает цели сам, они служат, чтобы изменить отношение коллектива к делу.
  • Порядок. Руководитель строит отношения с подчиненными в соответствии с иерархическими взглядами. Лидеры управляют командой людей с общими взглядами, а не собранных вместе для выполнения определенной работы и не связанных общими идеями.
  • Контроль. Руководитель контролирует поведение подчиненных, лидер старается вдохновить команду, мотивировать, совместная работа основана на доверии.
  • Опыт. Человек во главе руководства принимает решения и решает проблемы, основываясь на былом опыте, старается предотвратить проблемы. Лидеры любят придумывать новые пути решения, эффективные в данный момент.

Если влияние на группу людей происходит через умения, способности, умения и другие личностные ресурсы, то это неформальное лидерство. Влияние основано на признании другими качеств и превосходства главного как личности. Если влияние основано на позиции официального положения и занимаемой должности, это лидерство формальное.

Таблица-сравнение

Основные отличия между руководителем и лидером можно увидеть в таблице.

Отличия Лидер Руководитель
Назначение Неофициальное Официальное
Взаимоотношения Межличностные Формальные
Влияние на подчиненных Обусловлено моральными качествами Обусловлено должностью
Причины назначения Психологические Социальные

отличие лидера от руководителя

Выводы

Руководитель строит взаимодействие с подчиненными на основе прав и обязанностей, принятых в организации, стремится к поддержанию дисциплины и порядка. Он определяет, как достичь целей, поставленных другими людьми. Лидер определяет цели группы самостоятельно, основываясь на собственных желаниях. При этом он не командует, не управляет, а как бы ведет за собой прочих.

Остальные члены группы выступают по отношению к нему последователями, а не подчиненными. Разница в этом отношении в том, что руководителю люди подчиняются, получают за это порицание или вознаграждение. Лидер же управляет людьми без контроля, его влияние основано на доверии.

Между лидерством и руководством есть и сходства: один человек может быть тем и другим. Они обладают властью, у первого она личностная, у второго – организационная. Оба могут влиять на окружающих, но у влияния разные цели – личные или цели компании и разные способы их достижения.

В чем схожи и чем различаются лидерство и руководство

Автор: Bлaдимиp Гаджиевич Алиев, руководитель учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента.

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Таблица 1. Матрица базовых стратегий

Руководство Лидерство
1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации 1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды 2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры 3. Возникает стихийно
4. Явление более стабильное 4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы
5. Более определенная система различных санкций 5. Менее определенная система различных санкций
6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой 6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе 7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути.

Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.

Лидеры же, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. Самое главное — после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

1. Лидерство и руководство: основные стили

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:

  • авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  • демократический (или коллегиальный);
  • попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).

1.1. Авторитарный стиль управления

Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.

Однако недостатков больше, чем достоинств:

  • высокая вероятность ошибочных решений;
  • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
  • неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.)

1.2. Демократический стиль управления

Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания.

Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

1.3. Попустительский стиль управления

Характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего:

  • результаты работы обычно низкие;
  • люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
  • нет никакого сотрудничества;
  • нет стимула добросовестно трудиться;
  • разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;
  • подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
  • идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

2. Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

  • доминантность — умение влиять на подчиненных;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
  • креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  • стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
  • ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  • независимость, самостоятельность в принятии решений;
  • гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  • общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

  1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
  2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
  3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
  4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
  5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
  6. Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
  7. Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
  8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).

При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.

Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства

Слабые навыки руководства Высокие навыки руководства
  • не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;
  • избегает действий, связанных с наказанием;
  • следует устаревшему стилю руководства;
  • не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
  • роли;
  • вызывает отрицательное отношение окружающих;
  • не стремится к ясности;
  • пускает работу подчиненных на самотек;
  • терпит посредственность;
  • недостаточно системно подходит к анализу работы;
  • мало делегирует полномочия;
  • обладает излишне негативным стилем;
  • пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;
  • часто не справляется с «трудными» людьми;
  • не защищает собственную группу;
  • терпит минимальный вклад в работу;
  • не способен установить критерий успеха.
  • принимает во внимание поведение подчиненных;
  • устанавливает дисциплину, если это требуется;
  • приспосабливает стиль руководства к переменам;
  • понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
  • развивает добрые отношения с окружающими;
  • дает четкие указания;
  • регулярно анализирует работу подчиненных;
  • поощряет наилучшие примеры;
  • системно подходит к анализу работы;
  • квалифицированно передает полномочия;
  • избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создает позитивную обратную связь;
  • устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;
  • защищает свою группу, если возникает угроза;
  • ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;
  • устанавливает критерии успеха.

Научиться применять современные формы и методы управления персоналом вы можете с помощью курса «Управление персоналом». Изучить его отдельно или по абонементу, со скидкой.

Как распознать лидера?

В древние времена великих философов интересовал вопрос: «Каковы предпосылки становления доминирующей личности?». Мыслители пытались распознать характерные признаки лидерства у человека путем изучения поведения и образа жизни полководцев, правителей, их роль в развитии общественной жизни.

Лидер

История становления учения о политическом лидерстве

Как показывает история, именно правители, вершители человеческих судеб, занимали доминантное положение по отношению ко всем остальным членам общества, и составляли элиту власти. Поэтому их стали называть политическими лидерами.

Мыслитель Никколо Макиавелли в своих работах наделял лидера умением достигать поставленных задач и желаний любыми способами, не исключая аморальных. Он должен был в совершенстве владеть военным искусством, уметь управлять толпой, сохраняя свое господство в ней. Об авторитете тогда не могло идти и речи. Люди подчинялись из-за страха смерти.

Более близко к современной трактовке политического лидерства подошел философ Фридрих Ницше. По его теории властью может обладать только тот, кто неустанно стремится к ней, используя любые методы.

Новый подход к лидерству выразил немецкий философ Гегель. Он не признавал тот факт, что политическим лидером может стать только индивид, разум которого одурманен желанием властвования. С точки зрения мыслителя, политические лидеры появлялись в определенное историческое время, обусловленное необходимостью нового рывка в развитии общества.

Современные подходы к понятию политического лидера

Современный лидер

Наука, изучающая политику стран и ее особенности, выделяет несколько основных теорий происхождения политического лидера:

  1. Теория человеческих качеств. Ее приверженцы убеждены, что лидерство запрограммировано в человеке с самого его рождения. Появляясь на свет, ребенок изначально либо наделен лидерскими качествами либо нет. О лидерстве говорит высокий уровень мышления, упорство, неиссякаемая внутренняя энергия. Таким образом, политическое лидерство – это свойство, дарованное при рождении определенному кругу лиц. Ошибка данного подхода в том, что лидер представляется живым запрограммированным резервуаром, огражденным от воздействия силами извне. Не берется во внимание тот факт, что лидер сосуществует с другими людьми в определенном обществе в конкретную эпоху.
  2. Теория ситуационного подхода. Сторонники данной трактовки утверждают, что лидером становится тот представитель человечества, который хорошо понимает сложившуюся политическую обстановку и действующие обстоятельства в нынешний момент развития общества.
  3. Теория политической идеологии. Согласно ей, лидером становится человек, отвечающий своим мировоззрением требованиям общества. Таким образом, индивид, ставший лидером «сегодня», с большой вероятностью не станет таковым «завтра». Идеология общественной массы подвержена частым колебаниям. В качестве своего политического лидера общественность выбирает того, у кого деятельность и поведение осуществляются в их интересах.
  4. Теория реляционности. Приверженцы этой теории уверены в том, что становление лидера происходит только при взаимосвязи всех трех составляющих – личностные качества, внешние обстоятельства и ситуации, в которых существует человек, и взаимопонимание между лидером и общностью.

«Политический лидер» или «политический руководитель»?

Политический лидер

По своей сути, лидерство – это организация массовых движений в определенном направлении. Лидером считается представитель данного течения, пользующийся у всех остальных членов уважением и авторитетом. Он способен координировать поведение «подчиненных», добиваясь выполнения необходимых действий для достижения поставленных задач.

Люди привыкли считать понятия «политический лидер» и «политический руководитель» взаимозаменяемыми. Однако, это ошибочно. Политический лидер – это лицо, выбранное определенной группой, и находящийся в авторитете у других. Политический руководитель – это человек, назначенный на должность. Первый – утвержден конкретными людьми, признан ими. Второй – поставлен на должность без признания. Политический лидер, при определенных обстоятельствах, может стать политическим руководителем.

Функции политического лидерства

Функционал политического лидера сводится к способности своей деятельностью разрешать возникающие проблемы определенной социальной группы. Это заключается в выполнении следующих функций:

  • умение быстро адаптироваться к возникшей ситуации и принимать правильные решения;
  • контролирование реальности, запросов различных социумов;
  • составление программы с формулировкой конкретных направлений развития общества;
  • модернизация внутренней структуры политического течения, привлечение различных слоев общества к участию в политической деятельности.

Типы политического лидерства

Многочисленные исследования такого феномена, как политическое лидерство, привели к необходимости их систематизации. В результате проведенной работы были выделены следующие типы.

Человек-лидер

Классификация в зависимости от реализации власти

  1. Бюрократическое лидерство. Власть осуществляется на основе действующих законов и установленных правил. Такой подход характерен для Соединенных Штатов Америки, Англии, Франции. Лидерство наделено законностью, все действия осуществляются в строгом соответствии с принятыми нормами. В таком типе лидер не наделяется вседозволенностью. Он, наряду с остальными членами общества, выполняет все предписания.
  2. Сверхъестественное лидерство. Главной особенностью служит провозглашенный культ одной личности. Общество уверено, что выбранный лидер наделен мистическими способностями. По статистике, такие лидеры появляются в переломные моменты истории государства, когда у людей заканчивается вера в справедливость, и они начинают ждать чуда.
  3. Традиционное лидерство. Основано на вере в обычное право, устои, обряды, традиции, которые складывались из поколения в поколение. Лидер наделяется неограниченной властью. Он сам устанавливает нужные ему порядки в силу своей принадлежности к элите общества.

Классификация Такера

Американский политолог Роберт Такер разделил политическое лидерство на типы по признаку идеологических наклонностей самого лидера:

  1. Лидер революционной направленности. Своей целью имеет создание нового общества путем революционного переворота в мировоззрении людей. Яркими представителями были Владимир Ленин, Карл Маркс, Фридрих Энгельс.
  2. Лидер реформаторской направленности. Сторонник постепенного внедрения новых идей. Однако, данные изменения не должны касаться основ государственного строя. К такому типу относился Франклин Рузвельт.
  3. Лидер консерваторской направленности. Противник любых изменений и приверженец устоявшегося политического и социального устройства общества. Для него присуще постоянство. В России таким был Леонид Ильич Брежнев.

Классификация Джибба

В основе классификации Сесила Джибба лежит восприятие и эмоциональный настрой. В зависимости от отношения общества к правителю, политолог выделяет следующие типы:

  1. Лидер-патриарх. Одновременное сочетания страха и любви, когда люди прислушиваются к советам лидера и пытаются угодить его желаниям.
  2. Лидер-тиран. Обществом движет чувство страха, люди не уважают политический строй и хотят избавиться от тирании.
  3. Лидер-идеал (условный). Внушает чувство симпатии и уважения, благодаря чему ощущается поддержка, общество охотно выполняет приказания и принимает нововведения.

Политическое лидерство

Классификация Херманн

В зависимости от стиля поведения, американским политологом Маргарет Херманн были выделены следующие типы:

  1. Лидер-торговец. Способен заинтересовать идеями людей, тем самым используя их для достижения своих целей.
  2. Лидер-стягоносец. Характерной чертой является умение не только навязать людям свое мировоззрение, но и способность повести за собой.
  3. Лидер-пожарный. Строит свою деятельность, исходя из общественной обстановки. В приоритет ставит решение наиболее востребованных у социальных масс проблем.
  4. Лидер-служитель. Поведение ориентировано на мнение группы, выбравшей его своим лидером, а действия выражают ее интересы.

Классификация в зависимости от стиля управления

Исходя из методов осуществления своей деятельности, лидерство может быть:

  1. Демократическим. Такие лидеры почтительно относятся ко всем субъектам политического движения. Они отводят определенную роль каждому члену группы.
  2. Авторитарным. Лидер строит свою деятельность по принципу «кнута». В обращении с подчиненными ему индивидуумами практикует применение наказаний. Это порождает у них страх, на котором и строятся отношения власти-подчинения. Лидеры выступают своего рода «монархами», которым принадлежала вся полнота власти.
  3. Либеральным. Решение всех проблем в таком политическом лидерстве осуществляется «в низах», то есть подчиненными. Лидер всячески старается уклониться от несения ответственности.

По масштабу распространения своего влияния, политические лидерства могут быть национальными либо определенно социальными, то есть ориентированными на конкретные слои общества.

Руководство и лидерство наряду с общением и принятием решений являются важнейшими компонентами системы управления.

Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется.

В чем разница?

Различия между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Вот часть утверждений из его теории:

  1. Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
  2. Руководитель поддерживает, лидер развивается.
  3. Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
  4. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
  5. Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
  6. Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
  7. Руководитель делает все правильно, лидер умеет расставлять приоритеты.

Ниже представлена сравнительная таблица характеристик руководителя и лидера.

А что общего?

1. И руководство, и лидерство являются средством управления людьми. Только одно из них «работает», в системе формальных, официальных отношений, а другое — в системе отношений неформальных, неофициальных.

2. Оба феномена помогают осуществлять социальное влияние в группе. Но при руководстве это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как при лидерстве — по неофициальным.

3. И там и там существует определенная субординация отношений. Причем в руководстве она ярко выражена и закреплена, а в лидерстве – менее заметна и заранее никак не очерчена.

Поэтому вовсе не случайно, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пломбировочный материал призма инструкция по применению
  • Ацикловир мазь инструкция детям можно ли использовать
  • Извлечение информации из инструкций по применению лекарств
  • Должностная инструкция врача терапевта терапевтического отделения стационара
  • Регулятор роста растений атлет инструкция по применению