Какие меры идеологического пресса оказывало сталинское руководство на деятелей культуры

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,636
  • гуманитарные
    33,652
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,756
  • разное
    16,898

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,636
  • гуманитарные
    33,652
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,752
  • разное
    16,898

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

Вероятно, усиление идеологического пресса после войны было связано с тем, что люди ожидали демократизации, они надеялись на то, что борьба с фашизмом направит режим в стране на демократизацию. Но этого не стало. Наоборот, идеологический пресс усилился, чтобы таких идей ни у кого не было. Власти это казалось опасным, потому что война шла на территории капиталистических стран, где наши солдаты тоже были и где они видели лучшую жизнь.  

2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства?

К сожалению, примеров может быть очень много. Например, в литературе – Исаковский из-за того, что его стихи были пессимистичными, Штейн, Фадеев, Зощенко из-за того, что низко описывал советских граждан как бездельников, Ахматова – за стихи без смысловой нагрузки, Маршак – за идеологически вредные произведения. Также Королев, который полностью испортил свое здоровье в лагерях, трудился там на славу страны и все равно верил в Сталина, он был там не один, было достаточно много инженеров, которые сидели в лагерях и продолжали свою деятельность. В науке также обвинялись Сперанский, Жербак, Лысенко из-за их убеждений, в основном. В искусстве это, конечно, Хачатурян из-за антинародного направления его деятельности, Шостакович – за тоже самое, Эзенштейн – за фильм про Ивана Грозного и так далее.

3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»?

Космополитизм – совершенно послевоенное явление и его представителями были военные, то есть те, кто был в Европе и видел европейскую жизнь. Поэтому государство решило бороться с ними, называя безродными. Почему? Для того, чтобы сохранить положение Сталина, чтобы сохранить страну в объединенном положении, законсервировать режим, и чтобы сохранить активными мифы о самом счастливом и самом правильном, а в будущем и самом счастливом, совестком народе. Жданов и Суслов занимались борьбой с космополитами.

4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.?

Потому что режим был тоталитарный, а это предполагало ведение чрезмерного политического контроля над наукой. Плюс, не стоит забывать о том, что тогда всем везде чудились шпионы, поэтому любое новое направление в науке или литературе воспринималось как лишнее, неправильное, псевдонаучное. Такие науки назывались «буржуазными», мол враждебными.  

5. назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

Королев сделал достижения в ракетной технике, испытание атомной бомбы стало возможным благодаря Лаборатории Курчатова, в медицине сделал определенные достижения Бурденко, в физике – Капица, в геологии – Обручев, в литературе – Михалков, Чуковский, Шолохов, Ахматова, Булгаков, в музыке – Шостакович, Прокофьев и так далее.

Обновлено: 22.04.2023

Вопрос:

Приведите примеры гонений сталинского руководства на учёных, деятелей литературы, искусства.

Полный ответ:

Самым громким было так называемое «Академическое дело», в ходе которого были репрессированы (сосланы или убиты) многие деятели науки. Вот фамилии некоторых из них: Греков Борис Дмитриевич, Лихачев Николай Петрович, Сергей Васильевич Рождественский и многие другие.

Стоит отметить также «Дело славистов». Это «дело» затронуло искусствоведов и филологов: Сперанского, Селищева, Трубецкого и многих других.

Самым громким было так называемое «Академическое дело», в ходе которого были репрессированы (сосланы или убиты) многие деятели науки. Вот фамилии некоторых из них: Греков Борис Дмитриевич, Лихачев Николай Петрович, Сергей Васильевич Рождественский и многие другие.

Стоит отметить также «Дело славистов». Это «дело» затронуло искусствоведов и филологов: Сперанского, Селищева, Трубецкого и многих других.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Пармезан Черница

Лучший ответ:

Мари Умняшка

Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Примеры гонений сталинского руководства на ученых , деятелей литературы , искуства.

Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия» , поэт — песенникМ.

А. Исаковский — за пессимизм стихов «Враги сожгли родную хату» , драматург А.

П. Штейн , писатель Ю.

Итог — заперты на любые формы свободомыслия , закрытие журналов реперссии писателей и поэтов и следовательно застой отечественной литературы.

Королёв был в сталинских лагерях.

Заперты на фильмы Лукова «Болшьшая жизнь» и Эзейнштейна «Иван Грозный»

Гонения агронома и биолога Лысенко.

1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства?

3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»?

4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений : генетики, кибернетики и др?

5. назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 г?

Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 г?

1) Приведите конкретные примеры усиления администратовно — командной системы в послевоенный период?

1) Приведите конкретные примеры усиления администратовно — командной системы в послевоенный период.

2) Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 гг.

В чем вы видите причины возврата Сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

В чем вы видите причины возврата Сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

§37. Идеология и культура?

§37. Идеология и культура.

1. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства.

Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952гг?

Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952гг?

СССР в 1945 — 1953г?

СССР в 1945 — 1953г.

Г. Идеология и культура.

1. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства.

2. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений : генетики, кибернетики и др?

В чём вы видите причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

В чём вы видите причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

Кратко о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 гг?

Кратко о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 гг.

Кого сталинское руководство считало врагами послевоенные годы?

Кого сталинское руководство считало врагами послевоенные годы.

На этой странице сайта, в категории История размещен ответ на вопрос Примеры гонений сталинского руководства на ученых , деятелей литературы , искуства?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Ответ : После эпохи Возрождения следует эпоха Барокко. Объяснение : Барокко – период в истории европейской культуры 17 — 18 веков. Барокко зародилось в Италии и появился в период Позднего Возрождения. Барокко характеризуется контрастность и напряж..

Крепостничество — это форма зависимости крестьян : прикрепление их к земле и подчинение судейской и административной власти помещика — феодала.

А) 270 летб) 324 годав) 43 года.

1. Обе развивались по разному раскол разделил церковь на множество ветвей таких как католизм православие протестанцизм и др. Точнее : В XVI–XVII вв. Чехия и часть Венгрии вошли в державу австрийских Габсбургов, где развивался абсолютизм. Особеннос..

942 год но точная дата не известна.

А) Политическое устройство, система политической власти. Б) Утрехтская уния, сепаратизм (стремление к отделению).

Английская Корона тратила больше средств на колонизации, нежели на индустриализации.

Из Чёрного в Средиземное. С. Константинополь.

Нет не тоже самое. До какого то века Новгород был сам по себе.

• В язычестве богов много, они жестоки, требуют кровопролитных жертвоприношений, гневаются по поводу и без повода, поддерживают многоженство. • В Христианстве Бог Един, Он милостив, гнев Его праведен, но поддерживает теорию того, что женщина должна ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также:

  • Смотреть новогодний утренник в средней группе детского сада
  • Назовите основные итоги развития раннего нового времени кратко
  • Выплаты на школьную форму для многодетных семей 2021 нижний новгород
  • Приказ о назначении руководителя практики в доу
  • Национальная россия наши задачи кратко

Примеры гонений сталинского руководства на ученых , деятелей литературы , искуства.

На этой странице сайта, в категории История размещен ответ на вопрос
Примеры гонений сталинского руководства на ученых , деятелей литературы , искуства?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Стр.136

Вспомните


О развитии культуры в предвоенное время

В стране шла ускоренная индустриализация, жизнь менялась к лучшему. У людей возникал подлинный энтузиазм, вера в светлое будущее. Правду о настоящей цене успехов, о колоссальных людских потерях, об убогом быте, а то и голоде невозможно было донести до читателя. Всё более ужесточалась цензура. Произведения были пропитаны духом оптимизма. В это время не все советские люди могли посетить театр. Но, тем не менее, они не были оторваны от искусства. Именно в этот период широкое распространение получила массовая культура. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина — мать зовет!».

Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие средства . К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах. И все же система образования динамично развивалась. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее подразделение – Отдел науки и высших учебных заведений был создан в ЦК ВКП (б)

Стр.137


Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

Война велась на территориях капиталистических государств. Солдаты и офицеры видели иной уровень жизни, превосходящий советский во много раз. Противопоставить кроме идеологической обработки было нечего.

В мире образовались новые блоки государств. Противостояние необходимо было обслуживать идеологически.

В СССР после войны бала разруха, голод, недостаток всего необходимого. Государству предложить было нечего. В ход пошла идеологическая обработка населения.

Приведите примеры гонений сталинского руководства на учены, деятелей литературы и искусств.

В области литературы:

1) М. Зощенко (изображал советских людей в своих произведениях бездельниками и дураками);

2) А. Ахматова (писала стихи, не несущие смысловую нагрузку, набор высоких слов);

3) А.А. Фадеев (пострадал за свое произведение «Молодая гвардия», где недостаточно раскрыл партийную деятельность молодых подпольщиков);

4) М.А. Исаковский (пострадал за пессимизм в своих стихотворениях, слишком жалостливо писал о правде жизни);

5) С.Я. Маршак (обвинялся в создании идеологически вредных произведений), и многие другие.

В области искусства:

1) В.И. Пудовкин (за фильм «Адмирал Нахимов»);

2) С.М. Эзенштейн (за фильм «Иван Грозный, 2 — я серия);

3) Д.Д. Шостакович (антинародное направление в музыке);

4) С.С. Прокофьев (антинародное направление в музыке);

5) А.И. Хачатурян (тоже самое), и многие другие.

Среди ученых:

1) Т.Д. Лысенко (за уверенные дискуссии по проблемам биологии);

2) А. Жербак (за убеждения в науке);

3) А. Сперанский (за убеждения в науке);

4) И. Шмальгаузен (за убеждения в науке), и многие другие.

Какой смысл вы видите в борьбе власти с «космополитами»?

Космополитами называются люди, считающие себя лицами без гражданства, т.е. принадлежащие не какой — то определенной стране, а всему миру.

Космополитизм зародился в СССР после Второй Мировой войны. Основными представителями данного «движения» были военные или те кто в период войны побывал в Европе. Государство (= Сталин) уделяло большое внимание борьбе с «безродными» космополитами. Так как:

1. шла «холодная война»,что требовало укрепления как внутри страны, так и внутри социалистического лагеря.

2. коспомолиты могли разрушить устоявшиеся в советском обществе мифы о «светлом» коммунистическом будущем (что они успешно и делали).

Борьбу против космополитов возглавлял Жданов (до 1953 года) после него — Суслов.

Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений генетики, кибернетики и др.?

Среди самих учёных шла борьба за благосклонность руководства страны (в виде правительственных премий и распределения весьма ограниченных ресурсов). Номенклатура, тем более органы НКВД мало разбирались в научных Вопросах. Потому в отраслях, прямо не относившихся к области разработки вооружений, они ориентировались не на суть проблемы, а на то, кому в развернувшейся дискуссии они больше доверяют. С довоенных времён в биологии, в частности, они доверяли академику Т.Д. Лысенко, генетиком данный академик не был, потому боролся с генетиками как с прямыми конкурентами. Похожая ситуация наблюдалась и в других отраслях науки.

Назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

Достижения отечественной науки первых послевоенных лет наблюдались в области:

1) Естественных наук:

— геологии (В.А. Обручев);

— физики (А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица);

— химии (Н.Д. Зеленский).

2) Медицины (Н.Н. Бурденко).

3) Ядерной физики:

— лаборатория И.В. Курчатова (испытание советской атомной бомбы в 1949 г. и водородной бомбы в 1953 г.)

— С.П. Королев – ракетная техника.

Достижения отечественной культуры первых послевоенных лет наблюдались в области:

1) Живописи (А. Дейнека, М. Нестеров, Ф.П. Решетников и др.)

2) Архитектуры (ВДНХ, Дворец Советов, строящееся метро)

3) Скульптуры (В.И. Мухина, П.Д. Корина);

4) Музыка, театр, балет (композиторы А. Н. Александров, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников);

5) В кинематографе — развитие советской комедии (музыкальные комедии режиссера Г. В. Александрова с участием актрис Л. П. Орловой, Ф. Г. Раневской, комедии режиссера И. А. Пырьева). Развитие исторического кино (фильмы «Чапаев» братьев Васильевых, «Александр Невский» и «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна с Н. Черкасовым в главных ролях), фильмы В. Пудовкина.

6) Литература (М. А. Шолохов, М. А. Булгаков, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, А. Н. Толстой, Н. А. Островский, А. А. Фадеев, С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков, А. Гайдар и др.).

Идеология и культура СССР

Восстановление «железного занавеса»

Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной Армии, создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними.

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Отношения СССР и его военных союзников быстро испортились. С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру. По существу, речь шла о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над интеллигенцией. Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А. А. Жданов.

«Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

Литература

Один из первых ударов был нанесён по литературе. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» эти издания обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Особой критике подверглись М. М. Зощенко и А. А. Ахматова.

Документ
ИЗ ДОКЛАДА А. А. ЖДАНОВА О ЖУРНАЛАХ «ЗВЕЗДА» И «ЛЕНИНГРАД»

Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой… Зощенко… изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта.

Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон её поэзии — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной.

В чём обвинены М. Зощенко и А. Ахматова? Почему, с вашей точки зрения, избран столь агрессивный, намеренно грубый стиль, в котором высказаны эти обвинения?

Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство.

Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Так, руководитель Союза писателей А. А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия», в котором было недостаточно показано партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песен- ник М. А. Исаковский — за пессимизм стихотворения «Враги сожгли родную хату…».

Прочитайте это стихотворение М. Исаковского или найдите запись песни, созданной на его стихи. Какие чувства они вызывают у вас?

Критике подверглись драматург А. П. Штейн, писатели Ю. П. Герман, Э. Г. Казакевич, М. Л. Слонимский. Литературная критика перерастала и в репрессии. В ходе борьбы с «космополитами» были расстреляны П. Д. Маркиш и Л. М. Квитко, велось следствие по «делу» И. Г. Эренбурга, В. С. Гроссмана, С. Я. Маршака.

Театр и кино

Вслед за литературой было «усилено партийное руководство» театром и кино. В постановлении ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвящённым «пафосу борьбы за коммунизм». А немногие встречающиеся в репертуарах пьесы на современную тематику критиковались как слабые и безыдейные, в которых советские люди предстают «примитивными и малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами», события изображены «надуманно и лживо». Критиковался Комитет по делам искусств за включение в репертуар пьес, «идеализирующих жизнь царей, ханов, вельмож», «пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль».

4 сентября 1946 г. появилось новое постановление ЦК, на этот раз посвящённое критике кинофильмов «Большая жизнь» (2-я серия) режиссёра Л. Лукова, рассказывающего о трудностях восстановления Донбасса после войны (был раскритикован за «фальшивое изображение партийных работников» и отсутствие показа «современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной в годы сталинских пятилеток»); «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина; «Иван Грозный» (2-я серия) С. М. Эйзенштейна (по мнению Сталина, в этом фильме был создан ложный образ царя — нерешительного и бесхарактерного, неправильно, в негативном виде показана опричнина). Критике были подвергнуты кинорежиссёры Г. Козинцев, Л. Трауберг и др.

Развивая идеи этих постановлений, специально созданный еженедельник «Культура и жизнь» в конце 1946 г. потребовал исключить из репертуара театров все пьесы зарубежных авторов.

Музыка

В конце 1947 г. жёсткий идеологический пресс обрушился и на советских музыкантов. Поводом послужило исполнение трёх произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С. С. Прокофьева, «Поэмы» А. И. Хачатуряна и оперы «Великая дружба» В. И. Мурадели. В феврале 1948 г. ЦК ВКП(б) издал постановление «О декадентских тенденциях в советской музыке», где критике подвергся Мурадели за «пренебрежение лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности». Критиковались композиторы, «придерживающиеся формалистического, антинародного направления», — С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Н. Я. Мясковский.

Всё это не только обедняло отечественную культуру, но и изолировало её от лучших достижений мировой культуры. И всё же, несмотря на диктат и идеологические шоры, культурная жизнь имела и положительные черты, в первую очередь в освоении огромного классического наследил. Многие из созданных в те годы произведений до сих пор пользуются огромной популярностью.

Образование

Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946— 1950 гг. было возведено 18,5 тыс. школьных зданий. Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они выросли в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования. Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалификации. Уже в 1946—1948 гг. число высших учебных заведений превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 г. Тяга к знаниям людей, переживших войну, была просто удивительной. Целая армия молодых людей обучалась без отрыва от производства.

К концу четвёртой пятилетки в вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а среднее специальное образование получили в это время 1278 тыс. человек.

Научные дискуссии

В годы войны знания учёных были востребованы властью, многих из них освободили из заключения. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она обречена на застой. Творческая атмосфера не была утрачена и после Победы, когда развернулись оживлённые дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельными её представителями — для сведения счётов с научными оппонентами.

Наиболее типичной из таких дискуссий стала дискуссия по проблемам биологии. Её инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина Т. Д. Лысенко. Началась кампания в печати, направленная на критику формальной генетики и её представителей, ставивших опыты на мухах-дрозофилах (их называли «мухолюбами-человеконенавистниками»), В 1948 г. на сессии ВАСХНИЛ академики А. Жебрак, П. Жуковский, Л. Орбели, А. Сперанский, И. Шмальгаузен и их ученики (несколько сотен человек) подверглись критике. На долгие годы в загоне оказалась и сама генетика, в которой отечественные учёные в 1930-е гг. занимали ведущие позиции.

В 1950 г. Сталин принял личное участие в дискуссии по проблемам языкознания. Он «научно доказал» абсолютную необходимость незыблемого и всесильного государства в СССР, отвергнув тем самым тезис Маркса об отмирании государства по мере продвижения к коммунизму.

Дискуссии в исторической науке были сведены, по сути, к оправданию существующего положения вещей. В ходе этих дискуссий, например, прогрессивными деятелями были объявлены Иван Грозный и опричники. Некоторые лидеры национальных движений (например, Шамиль) назывались платными агентами зарубежных стран. Полностью оправданным и неизбежным представал якобинский террор времён Великой французской революции.

Борьбой с влиянием западных философских концепций была пронизана критика книги Г. Ф. Александрова, руководителя отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), «История западноевропейской философии». Его обвинили в терпимости к идеалистической, буржуазной и декадентской философии, отсутствии должной полемичности.

Экономические дискуссии завершились в 1952 г. с выходом в свет работы Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», отвергавшей любые проявления рыночной экономики и обосновывавшей ещё большее огосударствление экономической жизни в СССР.

Если в послевоенные годы вся сущность культуры и все её задачи были сведены, по сути, к обработке общественного сознания, то роль науки сводилась, кроме этого, ещё и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных задач и добиться «партийной направленности» не только гуманитарных, но и естественных наук.

Запоминаем новые слова

Кибернетика — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации.

Проверяем свои знания

1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны? 2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на учёных, деятелей литературы, искусства. 3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»? 4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.? 5. Назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

Перейти в оглавление

Среди учёных репрессиями были подвергнуты Туполев, Королёв, Глушко и м.д.( так многие из них работали, но в условиях спецтюрем).
В литературе, в результате репрессий погибли поэты: Мандельштам, Клюев, Васильев, Введенский, Хармс; писатели Бабель, Пильняк и м.д.Х
Художники: Ермолаева, Филонов и м.д.
Ликвидировали театр Мейерхольда. Критиковали Шомтаковича и ещё многих других

Сомневаешься в ответе?

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском
на сайте и найти похожие вопросы по предмету История либо задай свой вопрос и получи
ответ в течении нескольких минут.

Смотреть другие ответы

Похожие вопросы

  • Номер 4 номер 4 номер 4
  • Математика 5 класс. Задача: Никита проехал 3(ч) на автобусе…
  • Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю а) 910 и…
  • Умоляю !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  • Найдите значение выражения
  • КАК РЕШИТЬ ЗАДАЧУ ВОЛК ПОГНАЛСЯ ЗА НИФ-НИФОМ,КОГДА…
  • 130000000+245-34567+567
  • Что больше: 6/7 или 5/6 или?
  • Сколько целых чисел содержится между -74 и 131
  • ЧТО ТАКОЕ НАЗВАНИЯ ВЕЛИЧИН В МАТЕМАТИКЕ?

1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

Вероятно, усиление идеологического пресса после войны было связано с тем, что люди ожидали демократизации, они надеялись на то, что борьба с фашизмом направит режим в стране на демократизацию. Но этого не стало. Наоборот, идеологический пресс усилился, чтобы таких идей ни у кого не было. Власти это казалось опасным, потому что война шла на территории капиталистических стран, где наши солдаты тоже были и где они видели лучшую жизнь.  

2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства?

К сожалению, примеров может быть очень много. Например, в литературе – Исаковский из-за того, что его стихи были пессимистичными, Штейн, Фадеев, Зощенко из-за того, что низко описывал советских граждан как бездельников, Ахматова – за стихи без смысловой нагрузки, Маршак – за идеологически вредные произведения. Также Королев, который полностью испортил свое здоровье в лагерях, трудился там на славу страны и все равно верил в Сталина, он был там не один, было достаточно много инженеров, которые сидели в лагерях и продолжали свою деятельность. В науке также обвинялись Сперанский, Жербак, Лысенко из-за их убеждений, в основном. В искусстве это, конечно, Хачатурян из-за антинародного направления его деятельности, Шостакович – за тоже самое, Эзенштейн – за фильм про Ивана Грозного и так далее.

3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»?

Космополитизм – совершенно послевоенное явление и его представителями были военные, то есть те, кто был в Европе и видел европейскую жизнь. Поэтому государство решило бороться с ними, называя безродными. Почему? Для того, чтобы сохранить положение Сталина, чтобы сохранить страну в объединенном положении, законсервировать режим, и чтобы сохранить активными мифы о самом счастливом и самом правильном, а в будущем и самом счастливом, совестком народе. Жданов и Суслов занимались борьбой с космополитами.

4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.?

Потому что режим был тоталитарный, а это предполагало ведение чрезмерного политического контроля над наукой. Плюс, не стоит забывать о том, что тогда всем везде чудились шпионы, поэтому любое новое направление в науке или литературе воспринималось как лишнее, неправильное, псевдонаучное. Такие науки назывались «буржуазными», мол враждебными.  

5. назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

Королев сделал достижения в ракетной технике, испытание атомной бомбы стало возможным благодаря Лаборатории Курчатова, в медицине сделал определенные достижения Бурденко, в физике – Капица, в геологии – Обручев, в литературе – Михалков, Чуковский, Шолохов, Ахматова, Булгаков, в музыке – Шостакович, Прокофьев и так далее.

Обновлено: 22.04.2023

Вопрос:

Приведите примеры гонений сталинского руководства на учёных, деятелей литературы, искусства.

Полный ответ:

Самым громким было так называемое «Академическое дело», в ходе которого были репрессированы (сосланы или убиты) многие деятели науки. Вот фамилии некоторых из них: Греков Борис Дмитриевич, Лихачев Николай Петрович, Сергей Васильевич Рождественский и многие другие.

Стоит отметить также «Дело славистов». Это «дело» затронуло искусствоведов и филологов: Сперанского, Селищева, Трубецкого и многих других.

Самым громким было так называемое «Академическое дело», в ходе которого были репрессированы (сосланы или убиты) многие деятели науки. Вот фамилии некоторых из них: Греков Борис Дмитриевич, Лихачев Николай Петрович, Сергей Васильевич Рождественский и многие другие.

Стоит отметить также «Дело славистов». Это «дело» затронуло искусствоведов и филологов: Сперанского, Селищева, Трубецкого и многих других.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Пармезан Черница

Лучший ответ:

Мари Умняшка

Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Примеры гонений сталинского руководства на ученых , деятелей литературы , искуства.

Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия» , поэт — песенникМ.

А. Исаковский — за пессимизм стихов «Враги сожгли родную хату» , драматург А.

П. Штейн , писатель Ю.

Итог — заперты на любые формы свободомыслия , закрытие журналов реперссии писателей и поэтов и следовательно застой отечественной литературы.

Королёв был в сталинских лагерях.

Заперты на фильмы Лукова «Болшьшая жизнь» и Эзейнштейна «Иван Грозный»

Гонения агронома и биолога Лысенко.

1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства?

3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»?

4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений : генетики, кибернетики и др?

5. назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 г?

Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 г?

1) Приведите конкретные примеры усиления администратовно — командной системы в послевоенный период?

1) Приведите конкретные примеры усиления администратовно — командной системы в послевоенный период.

2) Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 гг.

В чем вы видите причины возврата Сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

В чем вы видите причины возврата Сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

§37. Идеология и культура?

§37. Идеология и культура.

1. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства.

Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952гг?

Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952гг?

СССР в 1945 — 1953г?

СССР в 1945 — 1953г.

Г. Идеология и культура.

1. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства.

2. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений : генетики, кибернетики и др?

В чём вы видите причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

В чём вы видите причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

Кратко о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 гг?

Кратко о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 гг.

Кого сталинское руководство считало врагами послевоенные годы?

Кого сталинское руководство считало врагами послевоенные годы.

На этой странице сайта, в категории История размещен ответ на вопрос Примеры гонений сталинского руководства на ученых , деятелей литературы , искуства?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Ответ : После эпохи Возрождения следует эпоха Барокко. Объяснение : Барокко – период в истории европейской культуры 17 — 18 веков. Барокко зародилось в Италии и появился в период Позднего Возрождения. Барокко характеризуется контрастность и напряж..

Крепостничество — это форма зависимости крестьян : прикрепление их к земле и подчинение судейской и административной власти помещика — феодала.

А) 270 летб) 324 годав) 43 года.

1. Обе развивались по разному раскол разделил церковь на множество ветвей таких как католизм православие протестанцизм и др. Точнее : В XVI–XVII вв. Чехия и часть Венгрии вошли в державу австрийских Габсбургов, где развивался абсолютизм. Особеннос..

942 год но точная дата не известна.

А) Политическое устройство, система политической власти. Б) Утрехтская уния, сепаратизм (стремление к отделению).

Английская Корона тратила больше средств на колонизации, нежели на индустриализации.

Из Чёрного в Средиземное. С. Константинополь.

Нет не тоже самое. До какого то века Новгород был сам по себе.

• В язычестве богов много, они жестоки, требуют кровопролитных жертвоприношений, гневаются по поводу и без повода, поддерживают многоженство. • В Христианстве Бог Един, Он милостив, гнев Его праведен, но поддерживает теорию того, что женщина должна ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также:

      

  • Смотреть новогодний утренник в средней группе детского сада
  •   

  • Назовите основные итоги развития раннего нового времени кратко
  •   

  • Выплаты на школьную форму для многодетных семей 2021 нижний новгород
  •   

  • Приказ о назначении руководителя практики в доу
  •   

  • Национальная россия наши задачи кратко

Стр.136

Вспомните


О развитии культуры в предвоенное время

В стране шла ускоренная индустриализация, жизнь менялась к лучшему. У людей возникал подлинный энтузиазм, вера в светлое будущее. Правду о настоящей цене успехов, о колоссальных людских потерях, об убогом быте, а то и голоде невозможно было донести до читателя. Всё более ужесточалась цензура. Произведения были пропитаны духом оптимизма. В это время не все советские люди могли посетить театр. Но, тем не менее, они не были оторваны от искусства. Именно в этот период широкое распространение получила массовая культура. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина — мать зовет!».

Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие средства . К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах. И все же система образования динамично развивалась. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее подразделение – Отдел науки и высших учебных заведений был создан в ЦК ВКП (б)

Стр.137


Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

Война велась на территориях капиталистических государств. Солдаты и офицеры видели иной уровень жизни, превосходящий советский во много раз. Противопоставить кроме идеологической обработки было нечего.

В мире образовались новые блоки государств. Противостояние необходимо было обслуживать идеологически.

В СССР после войны бала разруха, голод, недостаток всего необходимого. Государству предложить было нечего. В ход пошла идеологическая обработка населения.

Приведите примеры гонений сталинского руководства на учены, деятелей литературы и искусств.

В области литературы:

1) М. Зощенко (изображал советских людей в своих произведениях бездельниками и дураками);

2) А. Ахматова (писала стихи, не несущие смысловую нагрузку, набор высоких слов);

3) А.А. Фадеев (пострадал за свое произведение «Молодая гвардия», где недостаточно раскрыл партийную деятельность молодых подпольщиков);

4) М.А. Исаковский (пострадал за пессимизм в своих стихотворениях, слишком жалостливо писал о правде жизни);

5) С.Я. Маршак (обвинялся в создании идеологически вредных произведений), и многие другие.

В области искусства:

1) В.И. Пудовкин (за фильм «Адмирал Нахимов»);

2) С.М. Эзенштейн (за фильм «Иван Грозный, 2 — я серия);

3) Д.Д. Шостакович (антинародное направление в музыке);

4) С.С. Прокофьев (антинародное направление в музыке);

5) А.И. Хачатурян (тоже самое), и многие другие.

Среди ученых:

1) Т.Д. Лысенко (за уверенные дискуссии по проблемам биологии);

2) А. Жербак (за убеждения в науке);

3) А. Сперанский (за убеждения в науке);

4) И. Шмальгаузен (за убеждения в науке), и многие другие.

Какой смысл вы видите в борьбе власти с «космополитами»?

Космополитами называются люди, считающие себя лицами без гражданства, т.е. принадлежащие не какой — то определенной стране, а всему миру.

Космополитизм зародился в СССР после Второй Мировой войны. Основными представителями данного «движения» были военные или те кто в период войны побывал в Европе. Государство (= Сталин) уделяло большое внимание борьбе с «безродными» космополитами. Так как:

1. шла «холодная война»,что требовало укрепления как внутри страны, так и внутри социалистического лагеря.

2. коспомолиты могли разрушить устоявшиеся в советском обществе мифы о «светлом» коммунистическом будущем (что они успешно и делали).

Борьбу против космополитов возглавлял Жданов (до 1953 года) после него — Суслов.

Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений генетики, кибернетики и др.?

Среди самих учёных шла борьба за благосклонность руководства страны (в виде правительственных премий и распределения весьма ограниченных ресурсов). Номенклатура, тем более органы НКВД мало разбирались в научных Вопросах. Потому в отраслях, прямо не относившихся к области разработки вооружений, они ориентировались не на суть проблемы, а на то, кому в развернувшейся дискуссии они больше доверяют. С довоенных времён в биологии, в частности, они доверяли академику Т.Д. Лысенко, генетиком данный академик не был, потому боролся с генетиками как с прямыми конкурентами. Похожая ситуация наблюдалась и в других отраслях науки.

Назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

Достижения отечественной науки первых послевоенных лет наблюдались в области:

1) Естественных наук:

— геологии (В.А. Обручев);

— физики (А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица);

— химии (Н.Д. Зеленский).

2) Медицины (Н.Н. Бурденко).

3) Ядерной физики:

— лаборатория И.В. Курчатова (испытание советской атомной бомбы в 1949 г. и водородной бомбы в 1953 г.)

— С.П. Королев – ракетная техника.

Достижения отечественной культуры первых послевоенных лет наблюдались в области:

1) Живописи (А. Дейнека, М. Нестеров, Ф.П. Решетников и др.)

2) Архитектуры (ВДНХ, Дворец Советов, строящееся метро)

3) Скульптуры (В.И. Мухина, П.Д. Корина);

4) Музыка, театр, балет (композиторы А. Н. Александров, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников);

5) В кинематографе — развитие советской комедии (музыкальные комедии режиссера Г. В. Александрова с участием актрис Л. П. Орловой, Ф. Г. Раневской, комедии режиссера И. А. Пырьева). Развитие исторического кино (фильмы «Чапаев» братьев Васильевых, «Александр Невский» и «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна с Н. Черкасовым в главных ролях), фильмы В. Пудовкина.

6) Литература (М. А. Шолохов, М. А. Булгаков, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, А. Н. Толстой, Н. А. Островский, А. А. Фадеев, С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков, А. Гайдар и др.).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал для подключения телефона
  • Пандора lx 3257 инструкция по эксплуатации сигнализация
  • Ихтиолка инструкция по применению для нарывов у ребенка
  • Berges сиденье для унитаза инструкция к сборке wasserhaus
  • Преднизолон мазь инструкция по применению цена отзывы аналоги цена аналоги