Какие меры принимало руководство ссср в 1964 1985 гг для улучшения состояния сельского хозяйства

Более
чем 20-летний период в истории народного
хозяйства СССР можно условно разделить
на два десятилетних этапа. Первый —
середина 1960-х — середина 1970-х гг., который
характеризовался затуханием реформ,
начатых в период «оттепели», краткосрочной
стабилизацией хозяйственного развития
и появлением первых признаков системного
кризиса. Второй этап — середина 1970-х —
середина 1980-х гг., который был отмечен
резким нарастанием хозяйственных
проблем, первым проявлением системного
кризиса.

Экономическая
реформа 1965 г.
Одним
из весьма заметных мероприятий нового
руководства СССР во главе с Л.И. Брежневым
стало проведение экономической реформы.
Ее главным идеологом и инициатором был
председатель правительства А.Н.
Косыгин.

Первым
шагом в преобразованиях явилась
ликвидация совнархозов и восстановление
отраслевого принципа управления народным
хозяйством. Центральным звеном новой
реформы стал курс на расширение
хозяйственной самостоятельности
предприятий и усиление системы их
материального стимулирования, для этого
существенно сокращалось число обязательных
плановых показателей. Вместо прежней
системы показателей, основанной главным
образом на росте объемов валовой
продукции, ведущим показателем
эффективности работы предприятия
становится стоимостный показатель
реализованной продукции. Данная новация
стимулировала предприятия к выпуску
качественных, конкурентоспособных
товаров, пользовавшихся спросом на
рынке.

Для
ускоренного развития предприятий и
объединений был осуществлен их перевод
на систему хозяйственного
расчета (хозрасчет),
которая
предполагала оставление части полученной
прибыли на предприятии. Из нее формировались
фонды развития предприятия, его социальной
сферы и фонд поощрения работников.
Одновременно проводилась ценовая
реформа,
предусматривавшая
отказ от дотационного поддержания
низких оптовых, закупочных цен и
установление их на уровне, обеспечивавшем
работу предприятий на хозрасчетных
началах. В конечном счете реформа ставила
задачу повышения уровня интенсификации
производства и как результат — обеспечение
устойчивого роста экономики в целом.
Первые итоги реформы, несмотря на
очевидные трудности, появившиеся в ходе
ее реализации, можно считать положительными,
так как была преодолена тенденция к
заметному падению темпов роста,
характерная для первой половины 1960-х
гг. Однако к началу 1970-х гг. позитивный
потенциал хозяйственной реформы стал
исчерпываться, о чем свидетельствовал
постепенный возврат к традиционным
источникам роста, основанным на
экстенсивном варианте развития.

Причины
этого следует искать в целом ряде
объективных и субъективных факторов.
Главным из них оставался фактор ригидности
командно-административной
системы, которая отторгала инородные
ей экономические методы хозяйствования.
К тому же в рассматриваемый период,
несмотря на первые признаки
кризиса
отживших
мобилизационных методов, у модели
экстенсивного развития, опиравшейся
на «неисчерпаемые» традиционные
источники, открылось «второе дыхание»,
связанное с начавшейся широкомасштабной
разработкой и эксплуатацией энергетических,
нефтегазовых богатств страны. Благоприятная
мировая конъюнктура в сфере торговли
энергоносителями способствовала мощному
притоку валютных средств, которые
«компенсировали» результаты неэффективной
системы хозяйствования, позволяли
удерживать приемлемые темпы экономического
роста. Сворачиванию реформ способствовал
в известной степени и психологический
фактор, выразившийся в общественной
усталости от продолжительных и не
принесших ожидаемых результатов
преобразований, что облегчило победу
сторонников старых хозяйственных
методов, поддержавших консервативный
курс Л. Брежнева. Возвращение к
дореформенной модели консерваторы по
традиции обосновывали внешнеполитическими
причинами, а именно фактором усиления
блокового военно-политического
противостояния и необходимостью
укрепления мировой системы социализма.
Они эксплуатировали тезис о необходимости
укрепления обороноспособности
социалистического лагеря в условиях
эскалации агрессии мирового империализма
(война во Вьетнаме), а также тезис о
необходимости решительного пресечения
попыток контрреволюции («Пражская
весна» 1968г.).

Одновременно
с хозяйственной реформой в промышленном
секторе новое руководство предприняло
ряд мер по выводу
из кризисного положения сельского
хозяйства,
где
произошло заметное снижение валовых
показателей. На мартовском и сентябрьском
(1965) пленумах ЦК были приняты решения о
неотложных организационных и хозяйственных
мерах помощи колхозам и совхозам. На
пятилетие до 1970 г. был установлен
сниженный план обязательных государственных
закупок зерна и продукции животноводства
при одновременном увеличении закупочных
цен. За сверхплановую продажу зерна
хозяйства получали надбавку в размере
50% к основной закупочной цене.

Эти
меры дополнялись государственной
программой укрепления
материально-технической базы сельского
хозяйства,
предполагавшей
их дальнейшую механизацию, развитие
производственной и социальной
инфраструктуры села и т.д. Был осужден
курс прежнего руководства, направленный
на ликвидацию приусадебных хозяйств,
отменен ряд ограничений в их использовании.
В целом мероприятия государства в
отношении сельского хозяйства носили
характер экстренной финансово-материальной
помощи, хотя и включали в себя ряд
положений по развитию хозяйственной
мотивации колхозов и совхозов, усилению
заинтересованности сельских жителей
в повышении продуктивности приусадебных
хозяйств.

Меры
по укреплению аграрного сектора дали
кратковременный положительный эффект.
В период восьмой пятилетки среднегодовые
темпы роста сельскохозяйственного
производства составили 3,9%. Однако в
последующем наблюдалось их неуклонное
падение. Если в 1971—1975 гг. этот показатель
снизился до 2,5%, то в 1976—1980 гг. — до 1,7%, а
в период одиннадцатой пятилетки
(1981—1985) он не поднимался выше 1%.

Падающие
темпы роста в аграрном секторе вызывали
определенное беспокойство руководства,
что выражалось в постоянных попытках
внедрения интенсивных методов
хозяйствования. В частности, в 1974 г. была
принята широкомасштабная долгосрочная
программа
развития сельского хозяйства Нечерноземной
зоны РСФСР,
предполагавшая
строительство современных животноводческих
комплексов, внедрение новых технологий
и техники в растениеводстве, развитие
современной инфраструктуры сельских
районов. Однако это начинание носило
кампанейский характер, о чем может
свидетельствовать хотя бы то, что
программу именовали «второй целиной».
Аналогичной по характеру и неутешительным
результатам являлась принятая майским
(1982) Пленумом ЦК КПСС Продовольственная
программа.

Сменявшие одна другую программы,
постоянные попытки преобразований в
аграрном секторе так и не смогли в итоге
решить задачу создания подлинной
экономической мотивации, обеспечить
рост материальной заинтересованности
работников села в наращивании производства,
развитии производственной и социальной
инфраструктур. В результате падающие
темпы роста производства в сельском
хозяйстве сопровождались нарастающим
оттоком жителей села в города,
«обезлюдением» деревни. Одним из
тревожных показателей деградации
аграрного сектора становится постоянно
растущий объем импорта зерна. Если в
1970 г. он составлял 2,2 млн т, то в 1980 г. —
27,8 млн, а в 1985 г. — уже 44, 2 млн т. О стагнации
аграрного сектора свидетельствовал
нараставший с 1970-х гг. дефицит на рынке
продовольственных товаров. Это толкало
к принятию административных мер по
ограничению потребительского спроса
в виде введения лимитов на продажу
мясных, а в ряде районов и молочных
продуктов, к развитию системы
продовольственных заказов на предприятиях
и в учреждениях и т.п. Характерными стали
постоянное сокращение ассортимента
товаров, снижение их качества, рост
должностных преступлений в сфере
торговли.

Причины
стагнации сельского хозяйства,
бесспорно,
следует искать в политике советского
государства в отношении крестьянства,
которое рассматривалось как второстепенный,
ведомый класс социалистического
общества, как основной источник средств
для приоритетной, ускоренной индустриальной
модернизации народного хозяйства.
Негативно сказались и тактические
просчеты в управлении отраслью, идейные
соображения руководства, по которым
оно не решалось на серьезную реформу
ценообразования, связанную с повышением
розничных цен на сельскохозяйственные
товары, из-за опасения социальных
протестов. Увеличение закупочных цен
в ходе реформ 1953—1954 и 1965 гг., масштабные
капиталовложения 1970-х — начала 1980-х гг.
в итоге не способствовали развитию этой
отрасли. Она не обеспечивала растущих
потребностей народного хозяйства, а
требовала от государства все новых и
новых инвестиций, превращаясь в «черную
дыру» советской экономики. Именно
сельское хозяйство наиболее ярко
отражало несостоятельность «социалистических
методов хозяйствования».

К
началу 1970-х гг. произошли существенные
изменения
в приоритетах развития третьей НТР,
основным
направлением которой явились информационные
технологии. Инерционность
командно-административной системы
стала основной причиной слабой
восприимчивости народного хозяйства
к требованиям нового этапа научно-технической
революции, связанного с изобретением
микропроцессоров, массовой компьютеризацией
и т.п., создававшими условия для ускоренного
развития научных и технологических
исследований, рационализации систем
управления экономикой в целом. Об этом,
в частности, свидетельствовали затухающие
среднегодовые темпы внедрения в
производство изобретений и рационализаторских
предложений. Если в 1950-е гг. в СССР
ежегодный прирост инноваций составлял
14,5%, то в 1960-е гг.— лишь 3%, а в 1970-е гг. —
всего 1,8%. В народное хозяйство внедрялась
лишь ‘/5
часть изобретений.

Отставание
в развитии научно-технического прогресса
происходило на фоне окончательного
возврата
руководства к прежней хозяйственной
практике
в
результате экономической контрреформы
1979 г. Стратегическими направлениями
хозяйственной политики оставались
традиционные отрасли, развивавшиеся
на основе преимущественно экстенсивного
метода, а не наукоемкие производства.
СССР в эти годы выходит на первое место
в мире по производству нефти, газа,
стали, железной руды, минеральных
удобрений, серной кислоты, тракторов,
комбайнов и т.д. Но даже в «традиционных»
отраслях советская экономика все более
отставала в результате слабого внедрения
достижений научно-технического прогресса.
Например, в 1980 г. не менее трети из
отечественных машин и оборудования
нуждались в снятии с производства и
коренной модернизации. Чуть лучше
складывалась ситуация в ВПК. Однако и
военные отрасли испытывали на себе
негативное влияние все более отстававшей
от современных требований структуры
народного хозяйства. Развитие передовых
с точки зрения научно-технического
прогресса отраслей тормозилось падающей
эффективностью устаревшего управленческого
механизма, общим снижением темпов
экономического роста. Среднегодовые
темпы роста промышленного производства
с 8,5% в 1966—1970 гг., снизились до 3,6% в
1981—1985 гг., а национального дохода — с
7,2 до 2,9%. К началу 1980-х гг. советская
экономика вошла в полосу стагнации. В
натуральном выражении объемы производства
в ряде отраслей не только не росли, но,
напротив, снижались. Фактически
прекратился рост производительности
труда.

Деформирующее
влияние на состояние экономики СССР
продолжало оказывать наращивание
военных расходов. Несмотря на установление
военно-стратегического паритета с США,
гонка вооружений
продолжалась
и в 1970—1980 гг. По западным оценкам, военные
расходы СССР составляли около ‘/4
ВВП, что многократно превышало
соответствующие показатели США. На
военные нужды прямо или косвенно работало
до 80% отечественного машиностроения.
Огромные средства расходовались
государством на поддержание
антиимпериалистических режимов по
всему миру.

Затратное,
предельно милитаризованное народное
хозяйство страны, входившее в период
системного кризиса, в 1970 — начале 1980-х
гг. оказалось способным произвести
позитивный сдвиг в развитии социальной
сферы и повышении благосостояния
граждан. С 1970 по 1985 г. среднемесячная
заработная плата увеличилась со 122 до
190 руб., заметно вырос показатель
среднедушевого потребления товаров,
особенно таких, как легковые автомобили,
бытовая техника, мебель и т.д.

Немалые
средства для обеспечения роста уровня
жизни советского народа и поддержания
затухающих темпов развития народного
хозяйства приносил массированный
экспорт нефти и газа. Особенно благоприятная
внешняя конъюнктура, выражавшаяся в
повышении цен на энергоносители,
сложилась в период «нефтяных
шоков»
1970-х
гг., а также в эпоху «разрядки»,
способствовавшей расширению внешнеторговой
деятельности СССР. Только за 1970—1980-е
гг. ежегодный экспорт нефти вырос почти
вдвое с 66,8 млн до 119 млн т., а газа — в 16
раз (с 3,3 млрд до 54,2 млрд м3).
Позитивное влияние на развитие рынка
потребительских товаров оказывала
расширявшаяся кооперация социалистических
стран в рамках Совета экономической
взаимопомощи (СЭВ). Однако в структуре
советского экспорта все более преобладали
топливно-энергетические и сырьевые
товары, а в импорте — машины и оборудование,
что еще раз говорило об отставании
хозяйства страны от требований
научно-технической революции. В результате
расширения внешнеэкономических связей
внешнеторговый оборот СССР за 1970-1985 гг.
вырос более чем в шесть раз — с 22,1 млрд
до 142 млрд руб. Преодоление былой автаркии
способствовало длительному поддержанию
затухающих темпов роста народного
хозяйства страны в период стагнации и
в последующую эпоху реформ.

В
то же время положительные показатели
следует рассматривать вместе с
охарактеризованным выше развитием
негативных тенденций на внутреннем
рынке потребительских и прежде всего
продовольственных товаров, учитывая,
что темпы
роста благосостояния населения неуклонно
снижались
по
мере развития системного кризиса.
Например, вес капиталовложений в жилищное
строительство (относительно общего
объема) сократился с 17,7% в 1966—1970 гг. до
15,1% в 1981—1985 гг.; ввод в действие жилья со
второй половины 1970-х гг. практически не
увеличивался. Доля средств союзного
бюджета, направляемая на просвещение
и здравоохранение, к 1985 г. упала до
отметки ниже 1940 г. С 1970-х гг. в СССР
перестала увеличиваться средняя
продолжительность жизни, стал расти
показатель детской смертности. Одним
из грозных проявлений системного кризиса
стала подавленная инфляция, в основе
которой лежал растущий год от года
разрыв в темпах увеличения денежных
доходов населения и затухающих темпов
роста совокупного предложения на рынке
потребительских товаров и услуг. Эта
проблема выдвинулась в качестве основной
в период «перестройки»
и в первые
годы радикальных реформ перехода к
рынку.

Первые
попытки выхода из системного кризиса
были предприняты избранным после смерти
Брежнева в ноябре 1982 г. Генеральным
секретарем ЦК КПСС Ю.В.
Андроповым.
Его
недолгое правление было отмечено
усилиями руководства страны, направленными:
на реанимацию системы жесткого контроля
за выполнением производственных планов;
повышение уровня дисциплины во всех
звеньях управленческого аппарата;
укрепление трудовой дисциплины на
предприятиях и в учреждениях; восстановление
контроля в сфере распределения благ и
прежде всего за торговлей. В эти годы
активно проводились во многом показушные
мероприятия по борьбе с коррупцией и
т.д. Данный курс, хотя и несколько
отличался от предыдущего периода
«застойной» политики, основывался на
привычных, традиционных методах
командно-административной системы и
не мог кардинально повлиять на преодоление
кризисной ситуации. Смерть Ю. Андропова
прервала начатые преобразования, оставив
в массовом сознании надежды на перемены
к лучшему, что, в свою очередь, дало
определенный импульс политике эпохи
«перестройки».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    10.06.201519.86 Mб13Kniga_po_remontu_i_expluatatsii_Cobalt.pdf

переход на главную

В
октябре 1964 г. Н.С.Хрущев был обвинен в «волюнтаризме» и «субъективизме», снят
со всех постов и отправлен на пенсию. Вопрос был решен на пленуме ЦК партии,
подготовленном ближайшими соратниками в глубокой тайне от лидера.
Номенклатурные верхи не хотели больше терпеть административные экспромты
Хрущева, которые сопровождались кадровой чехардой. От Н.С.Хрущева отвернулся и
народ. Ему была непонятна и чужда неустанная борьба Хрущева за «светлое
будущее» при непрерывном ухудшении текущей жизни.

В том
же месяце руководящие посты были перераспределены. Первым секретарем ЦК КПСС
был избран Л.И.Брежнев, Председателем Совета Министров СССР назначен А.Н
.Косыгин, Председателем Президиума
Верховного Совета СССР оставался до конца 1965 г. А.И.Микоян (затем его сменил Н.В.Подгорный). Руководство дало клятву никогда больше не
нарушать «ленинские принципы» коллективности руководства и не допускать впредь
совмещения в одном лице должности руководителя партии и главы правительства,
как это было при Сталине и Хрущеве.

1. Экономика

Реформа 1965 г.

С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав
стабилизацию общества с ,села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен на
двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. — мартовском (по сельскому хозяйству) и сентябрьском
(по промышленности). Решения партийных пленумов положили начало мерам,
которые вошли в историю как «экономическая реформа 1965 г.».

Мартовский пленум наметил следующие меры по сельскому хозяйству:
повысить государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию,
установить твердый план государственных закупок на 6 лет (1965-1970 гг.);
ввести 50% надбавку к основной цене за сверхплановую продажу
сельскохозяйственной продукции государству; увеличить капиталовложения в
деревню и прежде всего в производство сельскохозяйственной техники; «рекомендовать»
колхозам разработать новый Примерный Устав сельскохозяйственной артели.

Стабильный долговременный пан, хорошие цены, госкредиты,
«притупление» борьбы с личным подсобным хозяйством — все это привело к
временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты
продовольственного вопроса.

Сентябрьский пленум наметил реформу управления промышленностью и
меры экономического стимулирования промышленного производства: вернуться к
отраслевому управлению; перевести предприятия на хозрасчет (самоуправление,
самоокупаемость, самофинансирование); сочетать единое госпланирование с местной
инициативой (встречным планированием). Предполагалось, что реформа управления
приведет к возвращению не прежних министерств-диктаторов, а созданию новых —
партнеров и советчиков предприятий в условиях полного хозрасчета. В октябре 1965 г. Верховный Совет СССР принял Закон о создании союзных и союзно-республиканских министерств по
отраслям промышленности. Были упразднены советы народного хозяйства.

Реформа предполагала сократить число плановых показателей,
спускаемых министерствами на предприятия, до пяти. Основными показателями
должны были стать: объем реализованной продукции (а не валовой, т.е.
произведенной); рентабельность производства; размер прибыли. Для экономического
стимулирования на предприятиях за счет прибыли государство разрешило создавать
поощрительные фонды. Их можно было направлять на развитие производства, на
материальное поощрение рабочих и служащих, на социально-культурные нужды и
жилищное строительство. Решение жилищного вопроса отныне частично перелагалось
с одного плеча (общегосударственного) на другое (ведомственное).

В ноябре 1969 г. в Москве состоялся III съезд колхозников СССР. Он принял новый Примерный Устав колхозов
взамен Устава 1935 г. Новый Устав сохранял право на ограниченное ЛПХ, намечал
перевод колхозников на гарантируемую зарплату и пенсионное обеспечение.

Экономическая реформа 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки (1966-1970). Объем промышленного производства вырос на
50%. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе Волжский
автозавод в Тольятти. В 1970 г. он начал выпускать первые «Жигули».
Сельскохозяйственное производство выросло на 21%.

Однако в 1970-е гг. вновь начался спад темпов развития народного
хозяйства. Реформа 1965 г. ушла в песок, хотя ее никто никогда не отменял.
Рыночные механизмы управления производством были задавлены
командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь, уже в который
раз, отошло на второй план, а в промышленных отраслях несокрушимо нарастало
административное давление на предприятия министерств и главков. Вместо пяти
плановых показателей их стало к середине 1980-х гг. более тысячи. Министерства
перетянули в свои руки все права предприятий, покончив с их самоуправлением.
Даже сам инициатор реформы, глава правительства А.Н.Косыгин, потерял инициативу
и интерес к ней. Наконец, события в ЧССР в 1968-1969 гг. усилили в советском
руководстве консервативное крыло. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой
политической системы, была обречена.

Промышленность

Социально-экономическое развитие СССР в 1970-е — первой половине
1980-х гг. проходило под знаком резкого усиления централизованного управления,
роли центра в жизни общества и ограничения экономической власти республик ,и
местных советов. Оно определялось планами трех пятилеток — 9-й, 10-й, 11-й.
Директивы этих планов были одобрены соответственно тремя партийными съездами —
XXIV (1970 г.), XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.).

Упор в промышленном развитии был отныне сделан на создание
гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК). Всего их было
развернуто несколько десятков. Но главное внимание руководство СССР уделяло
созданию и развертыванию Западно-Сибирского ТПК. В Западной Сибири (Тюменская область)
еще в 1960-е гг. были обнаружены огромные залежи нефти и газа. В 1969 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальное решение об ускоренном развитии здесь нефте- и
газодобычи и строительстве объектов нефтяной и газовой промышленности.

Сибирская нефть была относительно дешевой (самофонтанирующей),
цены на нефть на мировом рынке в 1970-е гг. были довольно высокими. Это
стимулировало не только добычу энергетического сырья, но и продажу его за
границу во все возрастающих размерах. За 1970-е гг. добыча нефти в Западной
Сибири выросла в 10 раз.

В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча — было развернуто
строительство трех ТПК по добыче угля открытым способом: в Казахстане —
Павлодарско-Экибастузский ТПК; в Красноярском крае — Канско-Ачинский
топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Это был самый дешевый уголь страны.
Восток страны превратился в строительную площадку, куда более мощную, чем в
годы сталинской индустриализации. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан
Братско-Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. На базе Сая-но-Шушенской ГЭС
развернулся Саянский ТПК по обработке цветных металлов.

В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в
1974 г. было решено вернуться к строительству Байкало-Амурской магистрали
(БАМ), первая попытка ее создания предпринималась накануне Великой
Отечественной войны. Строительство более чем трехтысячекилометровой магистрали
было в основном завершено в 1984 г. При строительстве преследовали цель создать
в этих районах крупные ТПК. Однако комплексное освоение территории затянулось,
поэтому в 1980-е гг. БАМ не окупила вложенных в нее средств, как и многие
другие стройки.

Курс на строительство ТПК свидетельствовал, что экономика СССР
развивалась экстенсивным путем, главным образом вширь. Руководство страны
пыталось максимально использовать естественное преимущество СССР перед другими
странами: огромную территорию с колоссальными природными богатствами —
использовать в сжатые сроки, часто варварским способом.

Вместе с тем, экстенсивное развитие таило большую опасность для
Советского государства. Его основные конкуренты по экономическому соревнованию
на мировой арене — развитые капиталистические страны — еще в 1960-е гг. сделали
упор на интенсивное развитие, на форсирование наукоемких отраслей, которые
определяли научно-технический прогресс — электронику, кибернетику,
робототехнику, биотехнологию и т.п. На этих направлениях они стали наращивать
свой отрыв от СССР.

Руководство страны понимало, что выиграть экономическую схватку
можно лишь переведя экономику СССР на преимущественно интенсивный путь
развития. Эту задачу в качестве главной ставили на
XXIV, XXV, XXVI съездах КПСС. Однако она не была решена ни в 1970-е, ни в 1980-е
гг. Попытки добиться ускорения социально-экономического раз
вития через интенсификацию экономики всякий раз срывались.

Последняя
крупная попытка переломить ситуацию в «эпоху Брежнева» была предпринята в 1979 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальные постановления по управлению народным хозяйством и
повышению эффективности производства. Был проведен ряд экспериментов по
совершенствованию управления экономикой. В целях концентрации производства и
управления создавались производственные и научно-производственные объединения.
Ряд отраслей переводился на хозрасчет.

Сельское хозяйство

В
области сельского хозяйства в 1970-е — первой половине 1980-х гг. упор делался
на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с
отраслями, которые его обслуживают — промышленностью, транспортом, торговлей,
строительством (в той их части, что связана с селом). Агро-пром рассматривался
как главное направление сращивания двух форм собственности — государственной и
кооперативно-колхозной. В 1985 г. по инициативе М.С.Горбачева был создан
Госагропром СССР. Объединив пять министерств, он стал единым органом управления
огромного агропромышленного комплекса СССР.

В
1970-е гг. широко развернулся поход на «вторую целину» — Нечерноземье. В 1974 г. ЦК партии и союзное правительство приняли совместное постановление «О мерах по дальнейшему
развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР».
Принять документ
заставило беспокойство по поводу растущего бегства молодежи из деревень
центральной России. Программа подъема Нечерноземья была рассчитана на
пятнадцать лет, т.е. до 1990 г. Она предполагала резко увеличить капиталовложения
в социально-экономическое развитие 29 областей и республик России. Средства
стали выделять, но проблема осталась нерешенной.

Еще
одно явление больно ударило по селу европейской части Союза — массовая
ликвидация «неперспективных деревень». На 1970-е гг. приходится расцвет этого
курса, который корнями уходит в борьбу с хуторской системой конца 1930-х гг.
Социологи в союзе с чиновниками агропрома доказывали, что курс на
агропромышленную интеграцию, концентрацию сельскохозяйственного производства
неизбежно ведет к концентрации местожительства работников. Лишь «перспективные
деревни» смогут быть социально обустроены. В конце 1970-х гг. разработали
проект ликвидации 200 тысяч таких деревень.

В
1970-е — начале 1980-х гг. были проведены огромные работы по мелиорации
сельскохозяйственных угодий с целью повышения их урожайности. Построили
грандиозные каналы и системы для обводнения и орошения: Большой Ставропольский,
Северо-Крымский, Каракумский и др. каналы. В начале 1980-х гг. были разработаны
проекты переброски части северных рек на юг: сибирских •— в Среднюю Азию,
европейских — в Каспий через Волгу. Но благодаря резкой критике общественности
проект отложили.

Наконец,
событием особой важности стало принятие в 1982 г. Продовольственной программы. Она предполагала решить продовольственный вопрос в СССР к
1990 г.

Итоги экономического
развития   

Падение
темпов экономического роста началось в 9-й пятилетке (1971-1975 гг.).

За 15 лет (1970-1985 гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя),
противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается 11-й пятилетки, то она
не была выполнена ни по одному основному показателю. В истории государственного
пятилетнего планирования это был первый случай общего срыва плана. В итоге ни к
1980, ни к 1985 г. Советский Союз не вышел на первое место в мире ни по
производству продукции на душу населения, ни по уровню производительности
труда. В США производительность труда в промышленности в два раза, а в сельском
хозяйстве в пять раз превышала соответствующие показатели в СССР.

В то же
время в СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Отсутствие
безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное
пенсионное обеспечение, высокие расходы государства на науку, культуру, спорт
требовали крупных бюджетных средств, которые все с большим трудом доставляла
экстенсивная экономика. Кроме того, огромных затрат стоило содержание раздутого
государственного аппарата, прежде всего, вооруженных сил. Крупные средства
тратились на поддержание международной политики СССР.

2.
Общественное-политическое развитие

Идеология

В
центре общественно-политической мысли 1960-х — первой половины 1980-х гг.
находилась концепция «развитого социализма». Она стала первой крупной ревизией
взглядов Сталина — Хрущева о возможности построения коммунизма в отдельно
взятой стране. Концепция «развитого социализма» не разрушала веры в коммунизм,
но превращала последний из конкретно-исторической задачи снова в теоретическую.
Согласно новой концепции, на пути к коммунизму лежит этап развитого социализма,
когда социализм должен приобрести целостность, т.е. гармоничное сочетание всех
сторон и отношений — производственных, социально-политических,
нравственно-правовых, идеологических. Впервые концепция была изложена
Л.И.Брежневым на
XXIV съезде партии в 1971 г., затем дополнялась на двух последующих съездах. Настойчиво о ней говорили М.А.Суслов, Ю.В.Андропов,
К.У.Черненко. Развитой социализм они рассматривали как неизбежный этап на пути
к коммунизму.

Со
второй половины 1960-х гг. были приглушены, а затем запрещены критика культа
Сталина и разоблачения практики государственного террора в сталинский период.
Был свернут и процесс реабилитации репрессированных в прежние десятилетия.

Не все
представители интеллигенции, особенно творческой, шли в фарватере
идейно-политической жизни. Некоторые из них, оставаясь на платформе
коммунистической идеологии и социалистического реализма, тем не менее, были
отнесены к лагерю инакомыслящих и подвергались жесткому давлению со стороны партийно-государственного
аппарата. Так оно отразилось в 1969-70 гг. на журнале «Новый мир», главным
редактором которого был А.Т.Твардовский. Редакционная коллегия журнала была
разогнана, а его главный редактор подал в отставку. В 1970-е гг. инакомыслие вылилось
в целое движение, получившее название «диссидентского». Его характерными
чертами были антикоммунизм и антисоветизм.

Конституция СССР 
1977 г.              

В 1977 г. концепция «развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Она

должна
была развить демократические положения конституции 1936 г. Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социальных прав граждан СССР,
список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское
обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. После 1977 г. в течение 5 лет были разработаны и приняты конкретные законы по реализации этих прав. Они
были продублированы в республиканских конституциях, принятых в 1978 г.

Конституция
СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Ст. 6.
определяла ее как «руководящую и направляющую» силу советского общества, КПСС
провозглашалась «ядром политической системы».

Конституция
также закрепила резко усилившуюся экономическую и политическую роль союзного
центра за счет соответствующих прав республик. К концу 1970-х гг. количество
центральных министерств и ведомств достигло почти 90 (в 1924 г. их было 10, в 1936 г. — 20).

Политическую
жизнь страны первой половины 1980-х гг. лихорадила частая смена высшего
руководства. В январе 1982 г. умер главный идеолог страны М.А.Суслов, в ноябре
того же года — лидер партии и государства Л.И.Брежнев. Генеральным секретарем
ЦК КПСС, а через полгода и Председателем Президиума ВС СССР стал Ю.В.Андропов.
В феврале 1984 г. его не стало. На высших постах оказался К.У.Черненко,
состояние здоровья, которого было не лучше, чем у предшественников. Общество
жило от похорон до похорон, в ходе которых общественная жизнь почти замирала. В
марте 1985 г. состоялись новые похороны и новый передел власти.

3. Международное
положение и внешняя политика СССР

Совещание по
безопасности и  сотрудничеству  в Европе  

В сфере международных отношений 1970-е гг. прошли под знаком растущего авторитета и влияния СССР.

Важнейшим событием международной жизни 1970-x гг. явилось Общеевропейское совещание по безопасности и
сотрудничеству. Идея созыва совещания была внесена в ООН Польской Народной
Республикой в 1964 г. В 1966 г. ее поддержал
XXIII съезд КПСС, поручив советскому руководству добиться ее
претворения в жизнь. В том же году за совещание высказались все члены
Варшавского Договора. В 1969 г. идея Общеевропейского совещания была одобрена
странами НАТО и нейтральными государствами Европы.

Серьезное препятствие мешало этому: нежелание ФРГ признать
послевоенные границы в Европе. В 1969 г. к власти в ФРГ пришли
социал-демократы. Федеральным канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли
Брандт. Новое западногерманское правительство пересмотрело «восточную
политику», приняв во внимание послевоенные реальности. Крупным шагом на этом
пути стал Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в
Европе. ФРГ навсегда отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной
Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области. В обмен Вилли Брандт добился от ЛИ. Брежнева согласия не препятствовать
мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем
соответствующие условия. Подобные договоры были заключены ФРГ с ПНР, ЧССР, ГДР.

В 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали
друг друга как независимые и суверенные. Спорный западноберлинский вопрос был
разрешен в 1971 г. путем заключения четырехстороннего соглашения между СССР,
США, Англией и Францией. Четыре государства заявили, что Западный Берлин не
принадлежит ФРГ, и последняя должна свернуть в этом городе политическую
деятельность. Путь к совещанию был расчищен. Оно проходило в 1973-1975 гг. и
завершилось в Хельсинки встречей руководителей 35 государств Европы, США
и Канады. Главным политическим итогом совещания стала «Декларация принципов»,
которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных
отношениях. Таких принципов было десять: суверенное равенство государств;
неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная
целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во
внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное
сотрудничество государств; добросовестное выполнение обязательств по
международному праву.

Эти принципы в 1977 г. были внесены в Конституцию СССР как принципы
мирного
сосуществования государств с различным общественным строем.
Последующие встречи участников СБСЕ стали называться «Хельсинкским процессом»
или движением СБСЕ (с 1990 г. — ОБСЕ, Организация по безопасности и
сотрудничеству в Европе).

Советское руководство расценило Хельсинское совещание как свою
крупную победу. Хельсинки-7 5 стали логическим завершением курса Ялты-45.
Ведущие капиталистические страны и, прежде всего, США признали рост сферы
влияния СССР на Восточную и Центральную Европу, раскол Европы на два блока.

Отношения между СССР и
США 

Важным событием 1970-х гг. стало возобновление
советско-американских встреч на высшем уровне. Они проходили в иной обстановке,
чем первая встреча в 1959 г. В начале 1970-х гг. американское руководство
признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное
равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха
разрядки
международной напряженности.

В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны
договоры, которые явились важным шагом человечества к безопасности. Среди
договоров, заключенных в 1970-е гг., первостепенную важность имели Договор по
ог
раничению стратегических вооружений (ОСВ-1),
заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И.Брежнева и Р.Никсона
и Договор ОСВ-2 (1979 г.). Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя
было наращивать стратегические наступательные вооружения. В 1972 г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право
на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон у
обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу
тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР — Москву.
Наконец, были подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний — Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях.

Отношения  СССР с
социалистическими   странами         

В
1970-е гг. углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического
содружества»*.

*Страны, вошедшие в СЭВ и ОВД.

Содружество
представляло собой важную политическую, экономическую и военную силу
современной истории мира. Особенно ярко углубление социалистического
сотрудничества проявилось в курсе на интеграцию (объединение)
экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная
программа социально-экономической интеграции,
предусматривавшая
международную социалистическую специализацию (международное разделение труда),
создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственных
структур, валютных систем, координацию планов, создание крупных
интернациональных предприятий. Это соответствовало интеграционной тенденции
капиталистических стран, проявившейся в создании транснациональных корпораций,
а также курсе на экономическое объединение западных стран в системе Общего
рынка.

На фоне расширения сотрудничества со странами содружества резким
диссонансом выглядели советско-китайские отношения, которые прежде определяли
мощь социалистической системы. Из недружественных они стали враждебными. В
конце 1960-х гг. Советский Союз подтянул к советско-китайской и
монгольско-китайской границе значительные силы. Это было вызвано вооруженными
нападениями Китая на советскую территорию весной 1969 г. (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с
участием 2,5 тысяч военных и гражданских лиц. Основные претензии КНР к СССР
носили теперь территориальный характер. С осени 1969 г. были начаты переговоры по пограничным спорным вопросам. Они шли тяжело, часто заходили в
тупик. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) ситуация не изменилась. В начале 1980-х гг. новый лидер Китая Дэн Сяопин сформулировал
очередные «препятствия» на пути нормализации отношений между КНР и СССР. Их
было три: 1) советские войска в МНР и на советско-китайской границе; 2)
поддержка Советским Союзом вьетнамского военного вмешательства в Кампучию; 3)
советские войска в Афганистане. Подход к решению этих проблем намечался во
второй половине 1980-х гг.

Во второй половине 1960-х гг. возникла угроза раскола содружества,
вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А.Дубчеком.
Избранный в январе 1968 г. Первым секретарем ЦК КПЧ А.Дубчек стал инициатором
строительства новой модели социализма — «социализма с человеческим лицом». На
практике это привело к серьезной попытке выйти из-под советского влияния, а
также из «социалистического содружества». Ведущей стала ориентация на Запад.
(Во многом это напоминало попытку венгерского правительства И.Надя в 1956 г. начать построение системы демократического, рыночного социализма). По инициативе советского
руководства в Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических
стран. Новое руководство во главе с Г.Гусаком, избранное в апреле 1969 г., повернуло к укреплению отношений ЧССР с СССР.

Острый кризис системы содружества разыгрался также в конце 1970-х
гг. в Польше. Рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных
антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и
политических реформ. Советский Союз принял политическое участие в разрешении
кризиса. В 1981-1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге
которого антиправительственные силы ушли в подполье. Тем не менее, польский
кризис явился началом распада социалистической системы в Европе.

Международная
напряженность на рубеже 1970-1980-х гг.

На рубеже 1970-1980-х гг. международная обстановка резко
обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации
(противостояния). В 1979-1980 гг. США развернули широкую кампанию по
размещению в Западной Европе нейтронного оружия. Кампания захлебнулась в мощной
волне массового протеста, прокатившейся по странам Запада. Тогда новое
руководство США во главе с президентом Р.Рейганом приняло решение разместить в
Западной Европе крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные
на СССР и его союзников. Ракеты были размещены в 1983-1984 гг. на территории
ФРГ, Великобритании и Италии с согласия руководства этих стран.

В свою очередь и СССР резко усилил применение во внешней политике
силы и угрозы силой. В конце 1979 — начале 1980 гг. руководство СССР
откликнулось на неоднократные просьбы руководителей Демократической республики
Афганистан оказать военную помощь в проведении «революционных» преобразований в
обществе и защите страны от возможной интервенции. СССР оказался втянутым в
гражданскую войну в ДРА. Введя войска в Афганистан, Советский Союз оказался в
международной изоляции, как США во время «вьетнамской войны». Абсолютное
большинство стран — членов ООН решительно осудили советский метод решения
«афганского вопроса». Широкомасштабная военная помощь оппозиции со стороны США
и их союзников стала приносить СССР ощутимые человеческие и материальные
потери.

В 1984 г. Советский Союз по согласованию с правительствами ЧССР и
ГДР разместил в этих странах свои ядерные ракеты среднего радиуса действия (на
Западе их называли «СС-20»). Предпринятые сверхдержавами шаги сломали
европейскую разрядку, нарушили зыбкую стабильность в мире, подвели мир к
опасной черте.

Почти все ведущие капиталистические страны объявили
научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Координационный
Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный по инициативе США в 1949 г., который и прежде жестко контролировал экспорт в социалистические страны, ввел запрет на ввоз
в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. СССР, несмотря на свой
мощный потенциал, оказался в ловушке технологической зависимости от Запада по
стратегическим поставкам.

В конце 1970-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую и
антисоциалистическую кампанию, втягивая в нее неполитические общественные силы.
В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот
XXII Олимпиаде в Москве, не прислав на нее своих представителей. В
ответ по инициативе ЧССР социалистические государства в знак протеста против
размещения американских ракет в Европе и военного присутствия в Никарагуа
бойкотировали
XXIII Олимпийские игры 1984 г. в США. Антисоветские кампании в мире усилились осенью 1983 г. в связи со сбитым над территорией СССР южнокорейским пассажирским самолетом. Тон ей задал президент США
Р.Рейган, назвавший Советский Союз «империей зла». Льды «холодной войны» сомкнулись.

1964 – 1985 гг. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В
СЕРЕДИНЕ 1960-х — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х гг.

Вы
узнаете

О
политическом развитии СССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х
гг.; о социально-экономическом развитии страны во второй половине 1960-х — первой
половине 1980-х гг.; о национальной политике и национальных движениях в СССР
в эпоху застоя; о движении диссидентов.

Заполнить таблицу. Руководители СССР  1964
— 1985

Заполнить таблицу. Политическое развитие СССР
во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. Наиболее значимые
события

Годы

Краткая характеристика

1964

1965

1966

1967

1977

1982

Заполнить таблицу. Социально-экономическое
развитие страны во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.

Годы

Краткая характеристика

Реформы
сельского хозяйства

1965

1974

1982

Реформы
промышленности

1965

1979

1983

http://visualrian.ru/images/0001/7157/70/000171577044_RIAN-ID-6054627.jpg

А. Н. Косыгин — государственный и
партийный деятель, в разные годы занимавший посты наркома текстильной
промышленности, министра финансов, министра лёгкой промышленности,
председателя Госплана СССР и др. В 1964—1980 гг. — Председатель Совета
Министров СССР.

Заполнить таблицу. Крупнейшие экономические
объекты, созданные в 1965—1980 гг

Годы

Краткая характеристика

1966 — 1970

первая очередь Волжского
автомобильного завода в Тольятти, ……..

1971 — 1985

………

Социальная политика

В 1960—1980-е гг. существенно повысилось
благосостояние населения.

В 1966 г. была ликвидирована система оплаты по трудодням в сельском хозяйстве,
колхозники стали получать ежемесячную заработную плату. Среднемесячная денежная
заработная плата рабочих и служащих, занятых в 1970 г. в промышленности,
равнялась 133,3 р. в месяц, в сельском хозяйстве — 100,9 р., что было почти в
два раза больше прожиточного минимума. Дополнительные доходы из фонда
общественного потребления (бесплатные путёвки в дома отдыха, бесплатный летний
отдых для детей и т. д.) и личных подсобных хозяйств также способствовали росту
благосостояния людей. Советские люди пользовались бесплатным образованием и
медицинским обслуживанием. После 1962 г. практически не менялись цены на
продовольствие, государство брало на себя содержание жилищного фонда,
обеспечивая низкий уровень квартирной платы. В то же время наблюдались и
негативные явления. Уравнительные тенденции в оплате труда обернулись падением
престижа квалифицированного труда. Начинается постепенное падение престижа
профессий врача, учителя, инженера и т. д. Часто люди этих профессий стали
заниматься частной практикой, скрывая свои доходы. Это стало частью всё более
растущей теневой экономики, связанной и с чисто уголовной деятельностью:
хищениями товаров и сырья, махинациями с отчётностью, изготовлением на
государственных предприятиях и последующей продажей неучтённой продукции через
государственную торговую сеть, с валютными операциями. По различным оценкам, к
середине 1980-х гг. в теневой сфере экономики было занято уже более 15 млн
человек. Национальная политика и национальные движения В 1972 г. страна
праздновала 50-летие образования СССР. Подводились и итоги развития советского
федеративного государства, состоявшего из 15 союзных республик (с 1956 г.). Они
были весьма впечатляющими. Наиболее высокими были темпы развития республик
Средней Азии. Если в 1922 г. уровень неграмотности населения здесь составлял
95%, то теперь такое же количество жителей региона имело высшее, среднее и
незаконченное среднее образование. В сотни раз вырос уровень промышленного
производства в республиках Казахстана и Средней Азии, в десятки раз увеличился
промышленный потенциал развитой Прибалтики. Все эти результаты были достигнуты
коллективным трудом всех народов страны. В ходе выполнения реформы 1965 г.
власти сделали серьёзный акцент на развитии специализации экономики союзных
республик. Каждая из них должна была развивать традиционное производство:
Казахстан — выращивание зерна и получение продуктов животноводства; Узбекистан
— хлопководство; Туркмения — добычу газа и нефти; Молдавия — выращивание овощей
и фруктов; республики Прибалтики — сельское и рыбное хозяйство. В интересах
быстрой интеграции экономики союзных республик ускоренными темпами шло
промышленное развитие менее развитых из них. Бурное промышленное строительство
в этих регионах при ведущей роли союзных министерств ещё более усиливало роль
Центра в отношениях с республиками. В 1970-е гг. были практически ликвидированы
все те права и полномочия союзных и автономных республик как в хозяйственных,
так и в политических вопросах, которые были им предоставлены в 1950-е гг. Вновь
оживились национальные движения. Национальные движения на данном этапе развития
союзного государства выступали формой защиты национальных культур от проводимой
Центром политики нивелировки и унификации. Любые попытки интеллигенции
поставить хоть какую-то проблему своей национальной культуры, языка объявлялись
проявлением национализма и рассматривались как враждебные. В условиях
нараставшего в стране инакомыслия всё больший удельный вес в нём стали занимать
национальные движения.

Наиболее
массовыми и активными в 1970-е гг. были национальные движения в прибалтийских
республиках. Их участники требовали не только соблюдения гражданских прав, но и
снятия ограничений в деятельности церкви. Множество националистических групп и
организаций действовало также на Украине. Всплеск национализма в союзных
республиках не мог не привести и к становлению русского национального движения.
Его участники выступали за отказ от национально-государственного строительства
и переход к административно-территориальному делению страны. Они требовали
также большего уважения к русскому народу в любой точке страны. Идеологами
русского национального движения в эти годы выступали А. И. Солженицын, И. Р.
Шафаревич, И. С. Глазунов, В. А. Солоухин. Движение диссидентов В условиях
нарастания негативных явлений и противоречий во всех сферах жизни общества
зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже
к середине 1960-х гг. возникло движение диссидентов, в которое входили правозащитные,
национально-освободительные, религиозные организации и движения. В 1965 г. за
публикацию своих произведений за границей были арестованы и приговорены к 7
годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1969 г.
была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная
группа защиты прав человека в СССР. Признанным лидером правозащитного движения
стал академик А. Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия
выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. В конце
1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные
участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных
организаций. В 1980 г. за свою правозащитную деятельность лишён всех советских
наград и премий и выслан с женой Еленой Боннэр из Москвы в Горький (Нижний
Новгород) А. Д. Сахаров. Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. В
1969 г. был раскрыт и разгромлен созданный офицерами Балтийского флота подпольный
«Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества.

ПРОВЕРЬ
СЕБЯ!!!!

1.Какие
основные тенденции, проявившиеся в политической жизни страны в 1964—1985 гг.,
вы можете назвать?

2.
В чём была сущность «косыгинской» реформы? Каковы были её результаты?

3.
Какие меры принимало руководство СССР в 1964—1985 гг. для улучшения состояния
сельского хозяйства? Какие результаты эти меры принесли?

4.
Каково было материальное положение населения страны в 1964—1985 гг.? Какие
факторы оказывали на него влияние?

5.
Какие новые тенденции в 1964—1985 гг. проявились в национальной политике
руководства СССР? Как это повлияло на развитие национальных движений?

6.
Когда и почему возникает в СССР движение диссидентов? Кого из деятелей движения
вы можете назвать?

7.
Какие крупные промышленные объекты были созданы в СССР в 1964—1985 гг.?

8.
Какие меры для улучшения экономической ситуации в стране были приняты Ю. В.
Андроповым?

9.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите
цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной
последовательности в таблицу.

1)
объявление БАМа Всесоюзной ударной комсомольской стройкой 2) восстановление
отраслевых министерств 3) принятие Конституции «развитого социализма» 4) избрание
Генеральным секретарём ЦК КПСС Ю. В. Андропова 5) высылка в г. Горький А. Д.
Сахарова

Ответ:
I .__________________

10.
Прочитайте отрывок из исторического источника и выполните задание.

Из
доклада Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова 21 декабря 1982 г.
«…Исчезли отсталые национальные окраины, в которых зачастую преобладали ещё
феодально-патриархальные и даже родовые отношения. На базе динамичного,
направляемого общегосударственным планом экономического роста всех республик
образовался единый союзный народно-хозяйственный комплекс. Качественно
изменилась социальная структура республик; в каждой из них вырос современный
рабочий класс, по новому, колхозному пути идёт крестьянство, создана своя
интеллигенция, воспитаны квалифицированные кадры во всех областях
государственной и общественной жизни. На основе прогрессивных традиций,
интенсивного обмена духовными ценностями расцвела социалистическая
многонациональная культура. Сформировались социалистические нации, образующие
ныне новую историческую общность — советский народ. Всё теснее переплетаются
интересы республик, всё плодотворнее становятся взаимопомощь, взаимосвязи,
направляющие в единое русло созидательные усилия наций и народностей Советского
Союза. Всестороннее развитие каждой из социалистических наций в нашей стране
закономерно ведёт к их всё большему сближению… Реальные качественные
изменения, происшедшие…в национальных отношениях, свидетельствуют о том, что
национальный вопрос в том виде, в каком он был оставлен нам эксплуататорским
строем, успешно решён, решён окончательно и бесповоротно. Впервые в истории
многонациональный состав страны превратился из источника её слабости в источник
силы и процветания».


С каким юбилеем, широко празднуемым в СССР, связано появление данного доклада?•


Как Ю. В. Андропов оценивает состояние национального вопроса в стране?


Какие факты и положения в подтверждение своей оценки он приводит? Приведите не
менее трёх фактов (положений).

11.
Какие три из перечисленных положений относятся к периоду 1964—1985 гг.?
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) полный отказ от
директивных методов управления экономикой 2) принятие новой Конституции СССР 3)
переход к территориальному методу управления промышленностью 4) попытки
проведения экономических реформ 5) рост зависимости народного хозяйства от
«нефтедолларов» 6) усиление процесса десталинизации

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Травоген мазь инструкция по применению цена отзывы
  • Почему архивное ведомство берет на себя инициативу по методическому руководству делопроизводством в стране
  • Пульт управления телевизором сони инструкция по применению
  • Бифидум бактерин 1000тм таблетки инструкция по применению взрослым
  • Силит бэнг от черной плесени инструкция по применению