Какой стиль руководства характеризуется децентрализацией власти тест

  1. Помощь студентам

  2. Онлайн тесты

  3. Менеджмент


  4. Тест c ответами по предмету лидерство

  • Обновление

    Обновлено: 09.04.2021

  • Просмотры

    109 000

26 вопросов

Выполним любые типы работ

  • Дипломные работы
  • Курсовые работы
  • Рефераты
  • Контрольные работы
  • Отчет по практике
  • Эссе
Узнай бесплатно стоимость работы

Популярные тесты по менеджменту

icon

Менеджмент

Тесты с ответами по предмету стратегический менеджмент

Календарь

22.04.2021

Просмотры

326 661

Количество

90

icon

Менеджмент

Тесты с ответами по предмету теория организаций

Календарь

09.05.2021

Просмотры

227 948

Количество

81

icon

Менеджмент

Тесты с ответами по предмету управление качеством

Календарь

12.05.2021

Просмотры

133 753

Количество

71

icon

Менеджмент

Тест c ответами по предмету лидерство

Календарь

09.04.2021

Просмотры

109 001

Количество

26

icon

Менеджмент

Тест по предмету менеджмент коммуникаций

Календарь

01.04.2021

Просмотры

40 959

Количество

18

icon

Менеджмент

Тест по предмету исследование систем управления

Календарь

27.03.2021

Просмотры

28 475

Количество

120

icon

Менеджмент

Основы государственного и муниципального управления. Тест

Календарь

17.08.2021

Просмотры

12 418

Количество

40

icon

Менеджмент

Управление проектами. Тема 1. Основные понятия, объекты, субъекты и содержание управления проектами. Тест для самопроверки

Календарь

17.08.2021

Просмотры

9 004

Количество

17

icon

Менеджмент

Муниципальное управление. Тест для самопроверки

Календарь

17.08.2021

Просмотры

6 602

Количество

138

Мы поможем сдать на отлично и без пересдач

  • Контрольная работа

    от 1 дня
    /

    от 100 руб

  • Курсовая работа

    от 5 дней
    /

    от 1800 руб

  • Дипломная работа

    от 7 дней
    /

    от 7950 руб

  • Реферат

    от 1 дня
    /

    от 700 руб

  • Онлайн-помощь

    от 1 дня
    /

    от 300 руб

Нужна помощь с тестами?

Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!

В соответствии с самой распространенной в управленческой науке характеристикой выделяют следующие стили руководства:

  • авторитарный (автократический, директивный),
  • демократический (коллегиальный),
  • либеральный (либерально-анархический, попустительский, нейтральный, разрешительный).

Авторитарный стиль руководства характеризуется централизацией и концентрацией власти в руках одного руководителя. Он единолично решает все вопросы, определяет деятельность подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу. Подчиненные исполняют только то, что приказано; при этом необходимая для них информация сводится к минимуму. Деятельность подчиненных жестко контролируется. Руководитель-автократ использует власть, основанную на принуждении, либо традиционную власть.

С психологической точки зрения, авторитарный стиль управления является неблагоприятным. У руководителя-автократа интерес к работнику как к личности отсутствует. Сотрудники вследствие подавления их инициативы и творческих проявлений пассивны. Они, как правило, в основной массе не удовлетворены своей работой и положением в коллективе. При таком стиле руководства появляются дополнительные причины, влияющие на возникновение неблагоприятного психологического климата: появляются «подхалимы», «козлы отпущения», создаются интриги. Все это является причиной повышенной психологически-стрессовой нагрузки, которая вредна для психического и физического здоровья людей.

Авторитарный стиль руководства целесообразен и оправдан:

  1. в ситуациях, требующих максимальной и быстрой мобилизации ресурсов (в условиях чрезвычайных ситуаций, аварий, боевых действий, производства во время войны и т. п.);
  2. на первых этапах создания нового коллектива;
  3. в коллективах с низким уровнем сознательности членов этого коллектива;
  4. в армии.

Демократический стиль руководства характеризуется децентрализацией власти. Руководитель-демократ советуется с подчиненными и консультируется у специалистов, участвующих в выработке решений. Подчиненные получают достаточную информацию, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Инициатива сотрудников стимулируется. Руководитель делегирует часть своих властных полномочий подчиненным. При осуществлении контроля он вводит элементы коллективного самоуправления. Руководитель-демократ использует преимущественно власть, основанную на поощрении и эталонную власть (власть примера).

С психологической точки зрения демократический стиль управления наиболее благоприятен. Руководитель-демократ проявляет интерес и оказывает доброжелательное внимание к сотрудникам, учитывает их интересы, потребности, особенности. Это положительно влияет на результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность их своей работой и положением в коллективе. Благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива положительно воздействуют на психическое и физическое здоровье сотрудников. Однако при всех положительных характеристиках демократического стиля управления его реализация возможна лишь при высоком авторитете руководителя, его интеллектуальных, организаторских, психолого-коммуникативных способностях.

Демократический стиль руководства целесообразно использовать в производственных коллективах независимо от отраслевой принадлежности и вида производимой продукции (услуг). Наибольшей эффективности этот стиль руководства достигает в сложившихся коллективах с микрогруппами и неформальными лидерами.

Либеральный стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность группы. Руководитель-либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает необходимыми ресурсами и предоставляет сотрудникам самостоятельность в достижении конечных результатов. Его роль сводится к функциям консультанта, координатора, организатора, снабженца, контролера. Руководитель-либерал старается использовать власть, основанную на вознаграждении, экспертную либо эталонную власть.

С психологической точки зрения либеральный стиль руководства можно рассматривать с двух сторон в зависимости от того, во главе какого коллектива стоит руководитель-либерал. Этот стиль дает положительные результаты, если коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов, обладающих большими способностями к творческой самостоятельной работе, дисциплинированных и ответственных. Он может применяться и в виде индивидуального подхода к работнику.

Наиболее успешно руководитель-либерал управляет тем коллективом, в котором есть энергичные и знающие помощники (заместители), могущие взять на себя функции руководителя. В этом случае практически коллективом руководят и принимают решения заместители, они же и разрешают конфликтные ситуации.

Управленческие функции при либеральном стиле руководства может взять на себя и сильный неформальный лидер. В этом случае руководитель-либерал должен выявить «платформу» лидера и умело воздействовать на него, чтобы не допустить анархии, ослабления дисциплины и возникновения неблагоприятного социально-психологического климата. Наиболее эффективен либеральный стиль управления в научных, творческих коллективах, состоящих из признанных авторитетов, талантливых, одаренных людей в конкретных областях науки, техники, культуры и искусства.

Если же коллектив не «дорос» до либерального стиля управления, а во главе его все же стоит руководитель-либерал, то подобный стиль превращается в либерально-анархический (попустительский). При этом «максимум демократии» и «минимум контроля» приводят к тому, что:

  1. некоторые сотрудники не считают нужным выполнять принятые решения;
  2. отсутствие контроля со стороны руководства пускает на «самотек» работу подчиненных;
  3. результаты работы снижаются из-за отсутствия контроля и ее систематической оценки;
  4. люди не удовлетворены своей работой и руководителем. В итоге все это отрицательно сказывается на состоянии психологического климата в коллективе.

В некоторых коллективах руководителем-либералом командуют его подчиненные, а он слывет у них «хорошим человеком». Однако это продолжается до тех пор, пока не возникнет конфликтная ситуация. В этом случае недовольные подчиненные выходят из повиновения: либеральный стиль переходит в попустительский, что ведет к конфликтам, дезорганизации и ухудшению трудовой дисциплины.

Приведенная характеристика стилей руководства не исчерпывает всего многообразия форм взаимодействия руководителей и подчиненных.

В настоящем быстро меняющемся мире применяется ситуативный стиль управления, гибко учитывающий уровень психологического развития коллектива подчиненных.

Кроме ситуативного стиля управления, популярным и эффективным является новаторско-аналитический стиль (особенно в преуспевающих японских фирмах), способный обеспечить организационное выживание в условиях острой рыночной конкуренции. Ему присущи:

  • генерирование большого числа идей;
  • способность логически анализировать реалистичность и перспективность этих идей;
  • энергичность, новаторство, чуткость к новым идеям и информации;
  • терпимость к неудачам;
  • умение работать с людьми.

По мнению большинства зарубежных специалистов в области менеджмента эффективным стилем управления является партисипативный (соучаствующий) стиль управления, для которого свойственны следующие черты:

  • регулярные совещания руководителя с подчиненными;
  • открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
  • вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
  • делегирование (передача) руководителем ряда полномочий и прав подчиненным;
  • участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
  • создание особых групп, наделенных правом самостоятельного принятия решений (например, «групп контроля качества»);
  • предоставление работнику возможности автономно (отдельно от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи.

Партисипативный стиль руководства наиболее эффективно применять в научных организациях, фирмах новаторского типа, в наукоемких производствах при условиях, если:

  1. руководитель имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных; уверен в себе;
  2. подчиненные имеют высокий уровень знаний и умений, потребность в творчестве, независимости и личностном росте, интерес к работе;
  3. цели и задачи, стоящие перед сотрудниками организации, предполагают множественность решений, требуют теоретического анализа и высокого профессионального исполнения, напряженных усилий и творческого подхода.

Таким образом, рассматривая стили руководства в совокупности, можно сделать вывод о том, что они выступают как противоположности: автократический—демократический, партисипативный; новаторско-аналитический — либеральный.

Эффективный руководитель, выбирая стиль управления, должен иметь в виду следующие обстоятельства:

  • знать себя;
  • понимать ситуацию;
  • оценивать выбранный стиль управления адекватно ситуации и уровню подчиненных;
  • учитывать потребности группы;
  • учитывать нужды ситуации;
  • учитывать нужды подчиненных.

Традиционное управление и ситуационное лидерство

Одна из особенностей традиционного стиля управления эффективного руководителя заключается в том, что руководитель взаимодействует со всеми подчиненными так, словно между ними нет профессиональных и личностных различий. Каждый сотрудник принимает задания и предоставляет отчеты о выполнении в одном и том же формате. Все получают одинаковую мотивацию и обратную связь. Такой усредненный стиль управления персоналом в организации снижает эффективность сотрудников и компании.

Исправить ситуацию помогает принцип ситуационного лидерства. Он гласит, что есть несколько уровней зрелости сотрудников, в зависимости от которых строяться стили взаимодействия. Применяя эти стили персонально к каждому сотруднику, можно в разы повысить эффективность управления.

Тренерский стиль управления (коучинг)

Лидеры и менеджеры выступают в качестве тренеров, чтобы вдохновлять, поощрять и направлять свой коллектив к большей отдаче и эффективности.

Определение

Коучинг-лидеры балансируют между автократическими и партнерскими стилями управления. Они принимают решения самостоятельно, но с обратной связью от группы. Они способствуют позитивному взаимодействию между членами команды, но также напоминают людям о том, где они находятся.

Как применять

Модель коучинга лучше всего работает со зрелыми коллективами. Например, после того, как новый пожарный прошел через несколько сезонов в дикой природе, ему не нужны особые инструкции. Ему нужна информация о новых технологиях, ландшафте и т. д. Но ему можно доверить самостоятельную работу — или даже руководство над небольшими группами.

Менеджеры, работающие с новыми командами (или департаментами, находящимися на переходном этапе), могут перейти от партнерского стиля руководства к коучингу, как только их команды пройдут ранние фазы развития (то есть начальное рвение и межличностные конфликты). Как только коллектив добьется успеха и научится хорошо работать сообща, работники смогут извлечь выгоду из более высокого уровня ожиданий руководителей. Умные лидеры знают, когда их команды обладают достаточными сплоченностью и доверием для решения новых задач и выполнения новых обязанностей.

Где применять

Коучинг лучше всего работает с сотрудниками, которые продемонстрировали свою компетентность и заслужили доверие своих коллег. Используй эту гибридную модель, чтобы направлять команду к более высокой производительности после использования чрезвычайно строгого или мягкого стиля управления для размещения новых сотрудников и работы в сложных условиях.

Эффективность сотрудника

Эффективность не следует путать с результативностью.

Результат — это законченное действие, которое измеряется в конкретных единицах. Результативность сотрудников важна и для руководителей, и для собственников бизнеса. Свою результативность сотрудники обменивают на зарплату.

Эффективность включает в себя способы и ресурсы, при помощи которых достигается результат. Эффективность сотрудника определяют две составляющие: профессионализм и лояльность к компании. К профессионализму относятся знания, навыки, опыт и компетенции сотрудника. Лояльность показывает, как сотрудник вовлечен в работу, нацелен ли он на результат, и насколько он мотивирован достигать результатов на благо компании.

Если измерять профессионализм и лояльность по 10-балльной шкале, то эффективность сотрудника будет определяться наименьшим баллом по одной из них.

К примеру, профессиональный продажник продает с первого звонка и перевыполняет планы (9 баллов по шкале профессионализма), но ему не очень интересно, что будет с компанией (3 балла по шкале лояльности). Его эффективность будет равняться 3 из 10. Аналогичная картина будет в случае супер лояльного сотрудника, который готов работать по выходным и носить футболку с логотипом компании, но при этом не понимает продукт, который продает, и не умеет разговаривать с клиентом. Он будет эффективен для компании настолько, насколько умеет продавать.

Грамотный руководитель определяет личную эффективность каждого сотрудника, выбирает какой стиль управления является наиболее эффективным для него и прокачивает его слабые стороны.

Провидческий стиль управления

Когда руководителям нужна команда, чтобы вкладывать значительные средства, но ситуация не позволяет использовать демократическое лидерство, то визионеры идеально подходят для этого случая.

Определение

Визионеры помогают людям увидеть невозможное возможным. Они облегчают взаимодействие и внушают доверие в условиях повышенного риска и высокой награды.

Как применять

Визионерское лидерство основывается на сильном центральном руководстве для поддержания сплоченности. Если ты используешь эту тактику, ты сможете достичь невероятных результатов и ощутить огромный рост организации. Тем не менее, ты должен уделить время свои людям и выслушать их.

Вдохновляющие лидеры привлекают людей, которым нравится быть частью больших и значимых предприятий. Эти последователи могут сформировать культ личности вокруг своих менеджеров / генеральных директоров, который может создавать результаты за счет перспективы.

Где применять

Умные дальновидные руководители знают, когда нужно вдохновлять коллектив, а когда расширять его полномочия. Они могут создавать вдохновляющие изменения, но должны использовать доверие, которое они получают, с умом. Определяя и продвигая сильных лидеров (в том числе тех, кто использует другие методы, которые я описал здесь), они могут создавать долгосрочные организации, которые сохраняют темп развития после того, как достигнут своих первых больших успехов.

4 основных стиля эффективного управления персоналом

Онлайн программа по созданию команды и системы

Директивный стиль.

Для кого подходит. Новичок или сотрудник с низким уровнем профессиональной зрелости.

Постановка задачи. Руководитель ставит задачу с максимальной детализацией, поэтапно расписывает, что нужно делать, использует подробный чек-лист.

Обратная связь. Сотрудника можно не мотивировать, пока он не добьется реальных успехов.

Период отчетности. Не реже чем раз в 60 минут. Это делается для того, чтобы минимизировать возможные ошибки, которые сотрудник может допустить по неопытности.

Эффективность. Поначалу взаимодействие с таким сотрудником будет забирать много времени и сил, и поэтому его эффективность будет составлять около 10%.

Переход на следующий уровень. В случае регулярного успеха, сотрудник переходит на следующий уровень. Если не справляется — остается на должности, не требующей ответственности, или увольняется.

Наставнический стиль.

Для кого подходит. Сотрудник, который уже имеет положительный опыт решения типичной задачи.

Постановка задачи. Общий инструктаж с подчеркиванием важных моментов. Меньше подробностей по сравнению с директивным стилем.

Сотрудник может вносить свои предложения, если знает, как облегчить процесс.

Обратная связь. Обязательно мотивировать и хвалить, если все получается, и поправлять в случае ошибок.

Период отчетности. От 60 минут до 1 дня.

Эффективность. от 35%.

Переход на следующий уровень. Если готов не только выполнять задачу, но и брать на себя ответственность.

Поддерживающий стиль.

Для кого подходит. Специалист, берущий ответственность за выполнение задачи.

Постановка задачи. Достаточно поставить задачу, но не нужно разжевывать, напоминать и рассказывать, каким образом ее выполнять. Это может обидеть и демотивировать специалиста.

Обратная связь. Сотруднику важно слышать, что у него получается хорошо, где процесс можно улучшить. Получая такого рода поддержку, он получит внутреннюю уверенность, что руководитель ценит его как профессионала.

Период отчетности. От 1 дня до недели.

Эффективность. от 65%.

Переход на следующий уровень. Если берет на себя ответственность и не требует дополнительной мотивации.

Делегирующий стиль.

Для кого подходит. Самодостаточные профессионалы, способные полностью нести ответственность за определенный объем работы.

Постановка задачи. Осуществляется согласно принципам делегирования полномочий. Сотрудник сам выбирает методы выполнения. Например, руководитель поручает продать товар на 200 тысяч, а продажник сам выбирает, в каких тендерах участвовать, где искать клиентов, и как работать с ними.

Обратная связь. Хвалить не обязательно. Сотрудника мотивируют его же достижения. Он сам знает, что работает хорошо.

Период отчетности. От 1 недели до месяца.

Эффективность. 80%+.

Переход на следующий уровень. Из сотрудников такого уровня может получиться хороший заместитель, топ-менеджер или директор.

Характеристика стилей руководства

В соответствии с самой распространенной в управленческой науке характеристикой выделяют следующие стили руководства:

  • авторитарный (автократический, директивный),
  • демократический (коллегиальный),
  • либеральный (либерально-анархический, попустительский, нейтральный, разрешительный).

Авторитарный стиль руководства характеризуется централизацией и концентрацией власти в руках одного руководителя. Он единолично решает все вопросы, определяет деятельность подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу. Подчиненные исполняют только то, что приказано; при этом необходимая для них информация сводится к минимуму. Деятельность подчиненных жестко контролируется. Руководитель-автократ использует власть, основанную на принуждении, либо традиционную власть.

С психологической точки зрения, авторитарный стиль управления является неблагоприятным. У руководителя-автократа интерес к работнику как к личности отсутствует. Сотрудники вследствие подавления их инициативы и творческих проявлений пассивны. Они, как правило, в основной массе не удовлетворены своей работой и положением в коллективе. При таком стиле руководства появляются дополнительные причины, влияющие на возникновение неблагоприятного психологического климата: появляются «подхалимы», «козлы отпущения», создаются интриги. Все это является причиной повышенной психологически-стрессовой нагрузки, которая вредна для психического и физического здоровья людей.

Авторитарный стиль руководства целесообразен и оправдан:

  1. в ситуациях, требующих максимальной и быстрой мобилизации ресурсов (в условиях чрезвычайных ситуаций, аварий, боевых действий, производства во время войны и т. п.);
  2. на первых этапах создания нового коллектива;
  3. в коллективах с низким уровнем сознательности членов этого коллектива;
  4. в армии.

Демократический стиль руководства характеризуется децентрализацией власти. Руководитель-демократ советуется с подчиненными и консультируется у специалистов, участвующих в выработке решений. Подчиненные получают достаточную информацию, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Инициатива сотрудников стимулируется. Руководитель делегирует часть своих властных полномочий подчиненным. При осуществлении контроля он вводит элементы коллективного самоуправления. Руководитель-демократ использует преимущественно власть, основанную на поощрении и эталонную власть (власть примера).

С психологической точки зрения демократический стиль управления наиболее благоприятен. Руководитель-демократ проявляет интерес и оказывает доброжелательное внимание к сотрудникам, учитывает их интересы, потребности, особенности. Это положительно влияет на результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность их своей работой и положением в коллективе. Благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива положительно воздействуют на психическое и физическое здоровье сотрудников. Однако при всех положительных характеристиках демократического стиля управления его реализация возможна лишь при высоком авторитете руководителя, его интеллектуальных, организаторских, психолого-коммуникативных способностях.

Демократический стиль руководства целесообразно использовать в производственных коллективах независимо от отраслевой принадлежности и вида производимой продукции (услуг). Наибольшей эффективности этот стиль руководства достигает в сложившихся коллективах с микрогруппами и неформальными лидерами.

Либеральный стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность группы. Руководитель-либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает необходимыми ресурсами и предоставляет сотрудникам самостоятельность в достижении конечных результатов. Его роль сводится к функциям консультанта, координатора, организатора, снабженца, контролера. Руководитель-либерал старается использовать власть, основанную на вознаграждении, экспертную либо эталонную власть.

С психологической точки зрения либеральный стиль руководства можно рассматривать с двух сторон в зависимости от того, во главе какого коллектива стоит руководитель-либерал. Этот стиль дает положительные результаты, если коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов, обладающих большими способностями к творческой самостоятельной работе, дисциплинированных и ответственных. Он может применяться и в виде индивидуального подхода к работнику.

Наиболее успешно руководитель-либерал управляет тем коллективом, в котором есть энергичные и знающие помощники (заместители), могущие взять на себя функции руководителя. В этом случае практически коллективом руководят и принимают решения заместители, они же и разрешают конфликтные ситуации.

Управленческие функции при либеральном стиле руководства может взять на себя и сильный неформальный лидер. В этом случае руководитель-либерал должен выявить «платформу» лидера и умело воздействовать на него, чтобы не допустить анархии, ослабления дисциплины и возникновения неблагоприятного социально-психологического климата. Наиболее эффективен либеральный стиль управления в научных, творческих коллективах, состоящих из признанных авторитетов, талантливых, одаренных людей в конкретных областях науки, техники, культуры и искусства.

Если же коллектив не «дорос» до либерального стиля управления, а во главе его все же стоит руководитель-либерал, то подобный стиль превращается в либерально-анархический (попустительский). При этом «максимум демократии» и «минимум контроля» приводят к тому, что:

  1. некоторые сотрудники не считают нужным выполнять принятые решения;
  2. отсутствие контроля со стороны руководства пускает на «самотек» работу подчиненных;
  3. результаты работы снижаются из-за отсутствия контроля и ее систематической оценки;
  4. люди не удовлетворены своей работой и руководителем. В итоге все это отрицательно сказывается на состоянии психологического климата в коллективе.

В некоторых коллективах руководителем-либералом командуют его подчиненные, а он слывет у них «хорошим человеком». Однако это продолжается до тех пор, пока не возникнет конфликтная ситуация. В этом случае недовольные подчиненные выходят из повиновения: либеральный стиль переходит в попустительский, что ведет к конфликтам, дезорганизации и ухудшению трудовой дисциплины.

Приведенная характеристика стилей руководства не исчерпывает всего многообразия форм взаимодействия руководителей и подчиненных.

В настоящем быстро меняющемся мире применяется ситуативный стиль управления, гибко учитывающий уровень психологического развития коллектива подчиненных.

Кроме ситуативного стиля управления, популярным и эффективным является новаторско-аналитический стиль (особенно в преуспевающих японских фирмах), способный обеспечить организационное выживание в условиях острой рыночной конкуренции. Ему присущи:

  • генерирование большого числа идей;
  • способность логически анализировать реалистичность и перспективность этих идей;
  • энергичность, новаторство, чуткость к новым идеям и информации;
  • терпимость к неудачам;
  • умение работать с людьми.

По мнению большинства зарубежных специалистов в области менеджмента эффективным стилем управления является партисипативный (соучаствующий) стиль управления, для которого свойственны следующие черты:

  • регулярные совещания руководителя с подчиненными;
  • открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
  • вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
  • делегирование (передача) руководителем ряда полномочий и прав подчиненным;
  • участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
  • создание особых групп, наделенных правом самостоятельного принятия решений (например, «групп контроля качества»);
  • предоставление работнику возможности автономно (отдельно от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи.

Партисипативный стиль руководства наиболее эффективно применять в научных организациях, фирмах новаторского типа, в наукоемких производствах при условиях, если:

  1. руководитель имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных; уверен в себе;
  2. подчиненные имеют высокий уровень знаний и умений, потребность в творчестве, независимости и личностном росте, интерес к работе;
  3. цели и задачи, стоящие перед сотрудниками организации, предполагают множественность решений, требуют теоретического анализа и высокого профессионального исполнения, напряженных усилий и творческого подхода.

Таким образом, рассматривая стили руководства в совокупности, можно сделать вывод о том, что они выступают как противоположности: автократический—демократический, партисипативный; новаторско-аналитический — либеральный.

Эффективный руководитель, выбирая стиль управления, должен иметь в виду следующие обстоятельства:

  • знать себя;
  • понимать ситуацию;
  • оценивать выбранный стиль управления адекватно ситуации и уровню подчиненных;
  • учитывать потребности группы;
  • учитывать нужды ситуации;
  • учитывать нужды подчиненных.

Важные дополнения

  • Переход с уровня наставничества на уровень поддержки крайне показателен. Поддерживающий стиль управления сотрудниками можно применять исключительно к тем людям, которые готовы брать на себя ответственность.
  • Если сотрудник достиг 4-го уровня в своей специализации, и руководитель решил поставить его на новый функционал, то управление нужно переключить на директивный стиль. К примеру, если профессиональный продажник получает должность руководителя отдела продаж, то его предыдущая компетенция не распространяется на новую. Вполне возможно, что он очень быстро вернет свой уровень зрелости, но в самом начале его нужно направлять, контролировать и требовать отчет каждый час.
  • В случае, если у ценного специалиста упал уровень лояльности, также будет уместен переход на более низкий уровень управления. Необходимо работать с уровнем мотивации, так как он будет напрямую влиять на эффективность. Обычно подробный разбор неудачи и качественная обратная связь помогает избежать выгорания и повысить мотивацию сотрудника.
  • Нельзя наверняка сказать, какой стиль управления сотрудниками является наиболее эффективным. Оптимальный вариант — определить, на каком уровне зрелости находится сотрудник, помочь ему дорасти до следующего и подбирать свой стиль управления для каждого индивидуального случая.

    И помните, уважаемые руководители: “Приходят в компанию, уходят от руководителя!” Выбирайте правильный стиль управления по отношению к каждому сотруднику, и помогайте им быть эффективными!
    Полезно? Поделитесь с друзьями или коллегами:

    Партнерский стиль управления

    Менеджеры с партнерским стилем управления способствуют созданию гармонии между членами команды. Они решают личные конфликты между членами команды, хвалят хорошую работу и поддерживают здоровый моральный дух.

    Определение

    Исследователи в области управления связывают аффилиативный (партнерский) подход к лидерству с созданием доверительных отношений. Представь себе неустойчивую, но талантливую команду в первом акте твоего любимого спортивного фильма. Входит тренер, помогает всем сработаться и делает что-то великое из невозможной ситуации.

    Как применять

    Сосредоточься на отношениях и сотрудничестве во время стрессовых ситуаций и максимальной производительности людей. Используй стратегии управления партнерскими отношениями после неудач — и когда личные конфликты наносят ущерб производительности.

    Используй партнерское управление при создании новой команды с нуля (в отличие от автократического руководства, которое лучше всего подходит для привлечения новых работников в существующие условия повышенного риска). Дай каждому время изучить свои роли и решить межличностные конфликты, которые естественно возникают на ранних этапах развития команды.

    При реорганизации отдела, будь особенно внимателен, чтобы понять, в каких условиях каждый член команды работает лучше всего. Некоторые люди захотят работать в удобных нишах, которые они создали для себя при прежних системах и менеджерах. Другие видят в переменах возможность стремительного изменения — и обращаются к своим любимым желаниям.

    Умные менеджеры не спешат. Они бросают вызов укоренившимся работникам в вопросе адаптации и помогают творческим личностям оставаться терпеливыми. Здоровые изменения требуют времени. Для сплоченности группы необходимо доверие, которое завоевывается лишь со временем. Партнерские лидеры стоят посреди качелей — склоняются в ту или иную сторону, чтобы создать баланс. Они знают, что каждый должен чувствовать себя немного некомфортно во времена нестабильности, но никто не должен чувствовать себя неуместным или недооцененным.

    Где применять

    Некоторые менеджеры считают, что многие плохие результаты остаются незамеченными (или, по крайней мере, неоспоримыми) для партнерских менеджеров. Используй этот стиль лидерства экономно, так же как и стиль автократического руководства. Во многом эти два метода представляют два конца спектра управления.

    Используй чрезвычайное терпение и терпимость, чтобы исцелить команду и вернуть её на правильный путь. Применяй техники партнерского управления тогда, когда члены коллектива должны определить свои сильные и слабые стороны, разобраться в своих ролях и обязанностях и отложить в сторону свои эго-битвы. Когда всё снова начнет работать гладко, перейди на более целеустремленный стиль управления и предложи своей команде повысить их производительность и эффективность!

    Демократический (представительский) стиль

    Главная цель – достижение вовлеченности сотрудников, взаимопонимание внутри коллектива.

    Особенности:

    • Лозунг управления – «каждый вносит свой вклад»,
    • Сотрудникам предлагают принимать участие в принятии решений,
    • Мотивация вознаграждением совместных достижений команды.

    Эффективно:

    • Сотрудники работают вместе,
    • У специалистов достаточно опыта, им можно доверять,
    • Стабильная ситуация в компании и на рынке.

    Неэффективно:

    • Подчиненных приходится организовывать и направлять,
    • Кризис – нет времени на совещания,
    • Сотрудникам не хватает компетентности: в их работе необходимо постоянное кураторство и контроль результатов.

    На какой стадии реализации задачи необходим директивный стиль управления

    • Как выбрать стиль управления персоналом: характеристики стилей и методов
    • Стили управления
    • Директивный (авторитарный) стиль управления
    • Авторитарный стиль управления (директивный)
    • Ситуационное лидерство
    • Стиль руководства
    • Каким должен быть стиль управления компанией на разных этапах ее существования
    • Стиль управления коллективом

    Как выбрать стиль управления персоналом: характеристики стилей и методов Такому сотруднику подходит начальник — наставник. Сотруднику необходим контроль и постановка четких задач, но где-то нужно приободрить, подсказать, объяснить, тогда у сотрудника появится мотивация и желание.
    Способен, но не настроен «Умею, но не хочу». Сотрудник обладает профессиональными знаниями в достаточном количестве

    Внимание Есть опыт. Пропадает мотивация

    Директивный (командный) стиль

    Главная цель директивного стиля, который мы привыкли называть командным, — немедленное подчинение сотрудников.

    Особенности:

    • Стиль общения «делай так, как я сказал»,
    • Непосредственный контроль подчиненных,
    • Мотивация дисциплиной и угрозами штрафных санкций.

    Эффективно:

    • в кризисной ситуации,
    • когда разночтения и отклонения от курса несут большие риски.

    Неэффективно:

    • низкий уровень развития персонала – они ничему не научатся;
    • высокий профессионализм подчиненных – они будут недовольны контролированием каждого шага, такой стиль будет восприниматься как недоверие и приводить к фрустрации.

    Авторитарно-демократический стиль

    Наличие бесспорных достоинств коллегиального управления не означает «списание в утиль» авторитарного стиля. В практике менеджмента активно применяется комбинированный стиль руководства — «авторитарно-демократический», объединяющий преимущества двух стилей.

    Сложный подход, содержащий в основе противоречия. Что оставить в приоритете: творческий подход (демократические методы) или дисциплину (организационные методы)? Подбор главного для конкретной ситуации параметра осуществляется ранжированием факторов или сочетанием методов. Например, поддержание демократии в процессе принятия решений и авторитарность на этапе их выполнения.

    Авторитарный (визионерский) стиль

    Главная цель – предоставление долгосрочной стратегии развития и создание перспектив для сотрудников.

    Особенности:

    • Руководитель в стиле «строгий, но справедливый»,
    • Дает подчиненным четкое видение направления развития, четкую картину действий,
    • Мотивирует убеждением и личным отзывом о проделанной работе.

    Эффективно:

    • Когда нужны четкие указания и стандарты,
    • Когда лидер пользуется доверием.

    Неэффективно:

    • Низкая квалификация сотрудников: им необходим постоянный контроль и пошаговые инструкции
    • Руководитель не пользуется доверием подчиненных – люди не последуют за вами, если не верят в вас.
    Онлайн-тестыТестыМенеджмент и маркетингОсновы менеджментавопросы511-525


    511. Средством влияния власти, основанной на принуждении, является:
    страх

    512. Средством влияния законной власти является:
    традиции

    513. Средством влияния экспертной власти является:
    разумная вера

    514. Средством влияния эталонной власти является:
    харизма

    515. Стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора, называются:
    критериями принятия решений

    516. Статистическая оценка на основе системы регрессионных уравнений, используемая для расчета состояния экономики и основных экономических тенденций, называется:
    эконометрической моделью

    517. Статистическая оценка, используемая для выяснения влияния независимых переменных, значения которых известны, на искомую величину, называется:
    регрессионной моделью

    518. Степень приближения организации к поставленной цели – это:
    Эффективность

    519. Степень различия пары «источник-получатель» по определенным признакам называется:
    гетерофилией

    520. Степень сходства пары «источник-получатель» по определенным признакам называется:
    гомофилией

    521. Стиль руководства, характеризующийся невмешательством в работу подчиненных, низкой ответственностью, а зачастую и попустительством, называется:
    либеральным

    522. Стиль руководства, характеризующийся партнерскими отношениями, коллегиальным обсуждением проблем, самостоятельностью и инициативностью, взаимным контролем, называется:
    демократическим

    523. Стиль руководства, характеризующийся централизацией власти, единоначалием, чрезмерной требовательностью, методами принуждения, называется:
    авторитарным

    524. Сторож, лидер мнения, космополит, связной — это:
    коммуникационные роли

    525. Стратегией последнего средства называют стратегию
    сокращения


    Стили управления

    ВВЕДЕНИЕ

    Эффективное
    становление рыночных отношений в России
    во многом определяется формированием
    современных управленческих отношений,
    повышением управляемости экономики.
    Именно менеджмент, управление обеспечивает
    связанность, интеграцию экономических
    процессов в организации.

    Менеджмент
    — важнейшее понятие в рыночной экономике.
    Его изучают экономисты, предприниматели,
    финансисты, банкиры и все, кто имеет
    отношение к бизнесу.

    «Управлять
    — значит, вести предприятие к его цели,
    извлекая максимум возможности из
    имеющихся ресурсов». Специалистам
    нового времени необходимы глубокие
    знания по менеджменту, а для этого нужно
    четко представлять сущность и понятие
    менеджмента.

    Управление
    персоналом на предприятии – это вид
    деятельности, который позволяет
    реализовывать, обобщить широкий спектр
    вопросов адаптации индивида к внешним
    условиям, учет личного фактора в
    построении системы управлений персоналом
    предприятия.

    ПОНЯТИЕ
    СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

    В
    литературе существует много определений
    понятия «стиль управления», сходных
    между собой в своих основных чертах.
    Его можно рассматривать как комплекс
    систематически используемых руководителем
    методов принятия решений, воздействуя
    на подчиненных и общения с ними.

    Стиль
    управления
      это
    устойчивый комплекс черт руководителя,
    проявляющихся в его отношении с
    подчиненными.

    Иными
    словами, это способ, которым начальник
    управляет подчиненными и в котором
    выражается независимый от конкретных
    ситуаций образец его поведения.

    Стиль
    управления характеризует не вообще
    поведение руководителя, а именно
    устойчивое, инвариантное в нем. Постоянно
    проявляющееся в различных ситуациях.
    Поиск и использование оптимальных
    стилей управления призваны способствовать
    повышению достижений и удовлетворенности
    работников.

    Концепция
    стилей управления получили интенсивное
    развитие после второй мировой войны.
    Однако и до сих пор ее разработки
    сталкиваются с рядом не решенных проблем.
    Главные из проблем:

    Трудности
    при определении эффективности стиля
    управления. Результаты, которые должны
    быть достигнуты с помощью определенного
    стиля, включают многие компоненты, и их
    нелегко свести к какой-то одной величине
    и сопоставить с результатами применения
    других стилей.

    Сложность
    установления причинно-следственных
    связей между стилем управления и
    эффективностью его использования.
    Обычно стиль управления рассматривается
    как причина достижения определенного
    следствия – производительности
    сотрудников. Однако такое причинно-следственное
    отношение не всегда соответствует
    действительности. Часто именно характер
    достижений сотрудников (незначительные
    или высокие достижения) побуждает
    руководителя к использованию определенного
    стиля.

    Изменчивость
    ситуации, прежде всего внутри самой
    организации. Стили управления обнаруживают
    свою эффективность лишь при определенных
    условия, но эти условия не остаются
    неизменными. С течением времени и
    руководитель, и сотрудники могут менять
    свои ожидания и отношения друг к другу,
    что может сделать стиль не эффективным,
    а оценку его использования – недостоверной.

    Несмотря
    на эти и некоторые другие трудности,
    стили управления являются важным
    ориентиром в решении задач повышения
    эффективности руководства.

    Определить
    стиль управления можно 2-я способами:

    Посредством
    выяснения особенностей индивидуального
    стиля управления, который использует
    начальник по отношению к подчиненным.

    С
    помощью теоретической разработки
    комплекса типичных требований к поведению
    руководителя, направленных на интеграцию
    сотрудников и их использование в процессе
    достижения целей организации.

    Так
    же можно рассматривать стиль руководства
    как «стабильно проявляющиеся особенности
    взаимодействия руководителя с коллективом,
    формирующиеся под влиянием как объективных
    и субъективных условий управления, так
    и индивидуально-психологических
    особенностей личности руководителя».

    К
    числу объективных, внешних условий,
    формирующий стиль управления на том
    или ином конкретном управленческом
    уровне, можно отнести характер коллектива
    (производственный, научно-исследовательский
    т.д.), специфику стоящих задач (очередные,
    привычные или срочные, непривычные),
    условия выполнения этих задач
    (благоприятные, неблагоприятные или
    экстремальные), способы и средства
    деятельности (индивидуальные, парные
    или групповые). На ряду с указанными
    особо выделяется такой фактор как
    уровень развития коллектива. Индивидуально
    психологические особенности того или
    иного руководителя вносят своеобразие
    в его управленческую деятельность. На
    основе соответствующей трансформации
    внешних влияний каждый руководитель
    проявляет присущий ему индивидуальный
    стиль управления.

    Изучение
    стиля руководства ведется психологами
    уже более полувека. Так что исследователями
    накоплен к настоящему времени немалый
    эмпирический материал по этой проблеме.

    Стиль
    управления
     —
    способ, система методов воздействия
    руководителя на подчиненных. Один из
    важнейших факторов эффективной работы
    организации, полной реализации
    потенциальных возможностей людей и
    коллектива. Большинство исследователей
    выделяют следующие стили управления:

    • Авторитарный
    стиль (директивный);

    • Демократический
    стиль (коллегиальный);

    • Либеральный
    стиль (анархический).

    Стиль
    управления
     —
    это привычная манера
    поведения руководителя по отношению к
    подчиненным, чтобы оказать на них влияние
    и побудить их к достижению целей
    организации. Степень, до которой
    управляющий делегирует свои полномочия,
    типы власти, используемые им, и его
    забота, прежде всего, о человеческих
    отношениях или, прежде всего, о выполнении
    задачи — все отражает стиль управления,
    характеризующий данного лидера.

    Каждая
    организация представляет собой уникальную
    комбинацию индивидов, целей и задач.
    Каждый управляющий — это уникальная
    личность, обладающая рядом способностей.
    Поэтому стили управления не всегда
    можно отнести к какой-то конкретной
    категории.

    АВТОРИТАРНЫЙ
    СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (ДИРЕКТИВНЫЙ)

    Авторитарный
    (директивный) стиль
     управления
    характеризуется высокой централизацией
    руководства, доминированием единоначалия.
    Руководитель требует, чтобы обо всех
    делах докладывали именно ему, единолично
    принимает решения или отменяет их. К
    мнению коллектива не прислушивается,
    все решает за коллектив сам. Преобладающими
    методами управления являются приказы,
    наказания, замечания, выговоры, лишение
    различных льгот. Контроль очень строгий,
    детальный, лишающий подчиненных
    инициативы.

    Интересы
    дела ставятся значительно выше интересов
    людей, в общении преобладают резкость
    и грубость.

    Применяющий
    его руководитель отдает предпочтение
    официальному характеру отношений,
    поддерживает между собой и подчиненными
    дистанцию, которую те не имеют право
    нарушать.

    Такой
    стиль руководства отрицательно
    сказывается на морально-психологическом
    климате, ведет к значительному снижению
    инициативности, самоконтроля и
    ответственности работников.

    Авторитарный
    стиль управления — стиль руководства,
    при котором руководитель определяет
    цели и всю политику в целом, распределяет
    обязанности, а также в большей части
    указывает соответствующие процедуры,
    управляет, проверяет, оценивает и
    исправляет выполняемую работу.

    Считается,
    что использование авторитарных методов
    управления оправдано только в
    исключительных ситуациях:

    1)
    в экстремальных условиях (кризис,
    чрезвычайные обстоятельства и т.д.),
    когда требуются быстрые и решительные
    действия, когда дефицит времени не
    позволяет проводить совещания и
    дискуссии;

    2)
    когда в силу предшествующих условий и
    причин в данной организации преобладают
    анархические настроения, чрезвычайно
    низок уровень исполнительской и трудовой
    дисциплины

    Чрезмерное
    использование авторитарного стиля
    руководства приводит к различным формам
    злоупотребления властью.

    АВТОРИТАРНЫЙ:
    ЭКСПЛУАТАТОРСКИЙ И БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

    Исторически
    первым и до сегодняшнего момента наиболее
    распространенным на практике является
    авторитарный стиль, считающийся
    универсальным.

    Специалисты
    выделяют две разновидности авторитарного
    стиля. «Эксплуататорская» предполагает,
    что руководитель полностью сосредотачивает
    в руках решение всех вопросов, не доверяет
    подчиненным, не интересуется их мнением,
    берет на себя ответственность за все,
    давая исполнителям лишь указания. В
    качестве основной формы стимулирования
    он использует наказания, угрозы, давление.

    Если
    руководитель принимает решение в
    одиночку, а потом просто доводит его до
    подчиненных, то они воспринимают это
    решение, как навязанное извне и критически
    обсуждают, даже когда оно действительно
    удачное. Выполняется такое решение с
    оговорками и безразлично. Сотрудники,
    как правило, радуются любой ошибке
    руководителя, находя в ней подтверждение
    своего негативного мнения о нем. В
    результате подчиненные привыкают быть
    исполнителями чужой воли, закрепляя в
    своем сознании стереотип «наше дело
    маленькое».

    Для
    руководителя все это тоже не проходит
    без потерь, поскольку он оказывается в
    положении виновника, отвечающего за
    все ошибки, не видящего и не знающего,
    где и как они были допущены. Подчиненные
    же, хотя многое знают и замечают, но
    помалкивают, или, получая от этого
    моральное удовлетворение, или считая,
    что его все равно не перевоспитать.
    Руководитель понимает сложившуюся
    ситуацию, однако бессилен обвинить
    окружающих в допущенных промахах, так
    как подчиненные не участвовали в
    выработке решения. Так формируется
    своеобразный замкнутый круг, который
    рано или поздно приводит к развитию в
    организации или подразделении
    неблагоприятного морально-психологического
    климата и созданию почвы для конфликтов.

    Следовательно,
    при эксплуататорско-авторитарном стиле
    руководства цена ошибок двойная: с одной
    стороны, экономические потери, а с другой
    – психологические травмы.

    Более
    мягкая «благожелательная» разновидность
    авторитарного стиля. Руководитель
    относится к подчиненным уже снисходительно,
    по-отечески, иногда интересуется их
    мнением. Но даже в случае обоснованности
    высказанного мнения, может поступить
    по-своему, делая это зачастую демонстративно,
    чем значительно ухудшает морально
    психологический климат в коллективе.
    При принятии решений он может учитывать
    отдельные мнения сотрудников и дает
    определенную самостоятельность, однако
    под строгим контролем, если при этом
    неукоснительно соблюдается общая
    политика фирмы и строго выполняются
    все требования и инструкции.

    Угрозы
    наказания, хотя присутствуют, но не
    преобладают.

    Претензии
    авторитарного руководителя на компетенцию
    во всех вопросах порождают хаос и, в
    конечном счете, влияют на эффективность
    работы. Такой начальник парализует
    работу своего аппарата. Он не только
    теряет лучших работников, но и создает
    вокруг себя враждебную атмосферу,
    которая угрожает ему самому. Подчиненные
    зависят от него, но и он во многом зависит
    о них. Недовольные подчиненные могут
    его подвести или дезинформировать.

    Специальные
    исследования показали, что хотя в
    условиях авторитарного стиля управления
    можно выполнить в количественном
    отношении больший объем работы, чем в
    условиях демократического, но качество
    работы, оригинальность, новизна,
    присутствие элементов творчества будут
    на такой же порядок ниже. Авторитарный
    стиль предпочтительнее для руководства
    простыми видами деятельности,
    ориентированными на количественные
    результаты.

    Таким
    образом, основой
    авторитарного стиля является сосредоточение
    всей власти и ответственности в руках
    руководителя, что дает ему преимущество
    в установлении целей и выборе средств
    их достижения.
     Последнее
    обстоятельство играет двоякую роль в
    возможности достижения эффективности.

    С
    одной стороны, авторитарный стиль
    управления проявляется в порядке,
    срочности выполнения задания и возможности
    предсказать результат в условиях
    максимальной концентрации всех видов
    ресурсов. С другой стороны – формируются
    тенденции к сдерживанию индивидуальной
    инициативы и одностороннему движению
    потоков информации сверху вниз,
    отсутствует необходимая обратная связь.

    Применение
    авторитарного стиля, хотя и обеспечивает
    высокую производительность труда, но
    не формирует внутренней заинтересованности
    исполнителей в эффективном труде.
    Излишние дисциплинарные меры вызывают
    в человеке страх и злость, уничтожают
    стимулы к работе.

    Такой
    стиль применим тогда, когда подчиненные
    находятся полностью во власти руководителя,
    например, на военной службе, или
    безгранично ему доверяют, как актеры
    режиссеру или спортсмены тренеру; а тот
    уверен, что они не способны действовать
    правильным образом самостоятельно.

    ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
    СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ)

    Демократический
    стиль
     управления
    характеризуется распределением
    полномочий, инициативы и ответственности
    между руководителем и заместителями,
    руководителем и подчиненными. Руководитель
    демократического стиля всегда выясняет
    мнение коллектива по важным производственным
    вопросам, принимает коллегиальные
    решения. Регулярно и своевременно
    проводится информирование членов
    коллектива по важным для них вопросам.
    Общение с подчиненными проходит в форме
    просьб, пожеланий, рекомендаций, советов,
    поощрений за качественную и оперативную
    работу, доброжелательно и вежливо; по
    необходимости применяются приказы.
    Руководитель стимулирует благоприятный
    психологический климат в коллективе,
    отстаивает интересы подчиненных.

    Демократический
    стиль управления — стиль руководства,
    при котором руководитель вырабатывает
    директивы, команды и распоряжения на
    основе предложений, вырабатываемых
    общим собранием работников или кругом
    уполномоченных лиц.

    ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ:
    КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ И ПАРТИСИПАТИВНЫЙ

    Во
    многом противоположен авторитарному
    стилю демократический
    стиль
     управления.

    Организации,
    в которых доминирует принцип
    демократического руководства,
    характеризуется высокой степенью
    децентрализации полномочий, активным
    участием сотрудников в принятии решений,
    созданием таких условий, при которых
    выполнение служебных обязанностей
    оказывается для них привлекательным,
    а успех служит вознаграждением.

    Настоящий
    демократический руководитель пытается
    сделать обязанности подчиненных более
    привлекательными, избегает навязывать
    им свою волю, вовлекает в принятие
    решений, предоставляет свободу
    формулировать собственные цели на
    основе идей организации.

    Как
    у авторитарного, у демократического
    стиля руководства выделяют две формы:
    «консультативную» и «партисипативную».

    В
    рамках «консультативной» руководитель
    интересуется мнением подчиненных,
    советуется с ними, стремится использовать
    всё лучшее, что они предлагают. Среди
    стимулирующих мер преобладает поощрение;
    наказание используется лишь в
    исключительных случаях. Сотрудники в
    целом удовлетворены такой системой
    руководства, не смотря на то, что
    большинство решений фактически
    подсказывается им сверху, и обычно
    стараются оказать своему начальнику
    посильную помощь и поддержать морально
    в необходимых случаях.

    «Партисипативная» форма
    демократического управления предполагает,
    что руководитель полностью доверяет
    подчиненным во всех вопросах (и тогда
    они отвечают тем же), всегда их выслушивает
    и использует все конструктивные
    предложения, привлекает сотрудников к
    постановке целей и контролю над их
    исполнением. При этом ответственность
    за последствия принятых решений не
    перекладывается на подчиненных. Все
    это сплачивает коллектив.

    Обычно
    демократический стиль управления
    применяется в том случае, когда исполнители
    хорошо, порой лучше руководителя,
    разбираются в тонкостях работы и могут
    внести в неё много новизны и творчества.
    Руководитель-демократ в случае
    необходимости может идти на компромисс
    либо вообще отказаться от принятого
    решения, если логика подчиненного
    убедительна. Там, где автократ действовал
    бы приказом и давлением, демократ
    старается убедить, доказать целесообразность
    решения проблемы, выгоды, которую могут
    получить сотрудники.

    При
    этом первостепенное значение приобретает
    внутреннее удовлетворение, получаемое
    подчиненными от возможности реализовать
    свои творческие способности. Подчиненные
    могут самостоятельно принимать решения
    и искать в рамках предоставленных
    полномочий пути их реализации, не обращая
    особого внимания на мелочи.

    Как
    правило, обстановка, создаваемая
    руководителем-демократом, носит также
    воспитательный характер и позволяет
    достигать цели с малыми издержками.
    Происходит положительный резонанс
    власти: авторитет должности подкрепляется
    авторитетом личным. Управление происходит
    без грубого нажима, опираясь на способности
    сотрудников, уважая их достоинство,
    опыт и умение. Это формирует благоприятный
    морально-психологический климат в
    коллективе.

    Исследования
    показали, что в условиях авторитарного
    стиля можно выполнять примерно в два
    раза больший объем работы, чем в условиях
    демократического. Но её качество,
    оригинальность, новизна, присутствие
    элементов творчества будут на такой же
    порядок ниже. Из этого можно сделать
    вывод, что авторитарный стиль
    предпочтительнее при более простых
    видах деятельности, ориентированных
    на количественные результаты, а
    демократический – при сложных, где на
    первом месте выступает качество.

    Последующие
    разработки привели к обоснованию двух
    новых стилей, во многом близких к
    авторитарному и демократическому.

    Стиль,
    при котором руководитель ориентируется
    на решение поставленной перед ним задачи
    (распределяет задания среди подчиненных,
    планирует, составляет графики работ,
    разрабатывает подходы к их выполнению,
    обеспечивает всем необходимым и т.п.)
    получил название ориентированного
    на задачу (инструментальный).
     Стиль,
    когда руководитель создает благоприятный
    морально-психологический климат,
    организует совместную работу, делает
    упор на взаимопомощи, позволяет
    исполнителям максимально участвовать
    в принятии решений, поощряет профессиональный
    рост и т.п. получил название ориентированного
    на подчиненных(человеческие отношения).

    Ориентированный
    на подчиненных стиль руководства близкий
    к демократическому, способствует
    повышению производительности, поскольку
    дает простор творчеству людей, повышает
    их удовлетворенность. Его применение
    снижает прогулы, создает более высокий
    моральный настрой, улучшает взаимоотношения
    в коллективе и отношение подчиненных
    к руководству.

    Потенциальные
    преимущества ориентированного на задачу
    стиля руководства, во многом аналогично
    авторитарному. Они состоят в быстроте
    принятия решений и действий, строгом
    контроле за работой подчиненных. Однако
    он ставит исполнителей в положение
    зависимости, порождает их пассивность,
    что, в конечном счете, ведет к снижению
    эффективности работы.

    Руководитель
    здесь в основном информирует подчиненных
    об их обязанностях, задачах, определяет,
    как их нужно решать, распределяет
    обязанности, утверждает планы,
    устанавливает нормы, контролирует.

    Обычно
    руководители используют либо
    демократический стиль, ориентированный
    на человеческие отношения, либо
    авторитарный — ориентированный на
    работу.

    ЛИБЕРАЛЬНЫЙ
    СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ)

    Либеральный
    стиль
     управления
    характеризуется отсутствием активного
    участия руководителя в управлении
    коллективом. Такой руководитель «плывет
    по течению», ждет или требует указаний
    сверху или попадает под влияние
    коллектива. Предпочитает не рисковать,
    «не высовываться», увиливает от разрешения
    назревших конфликтов, стремится уменьшить
    свою персональную ответственность.
    Работу пускает на самотек, редко ее
    контролирует. Такой стиль руководства
    предпочтителен в творческих коллективах,
    где сотрудники отличаются самостоятельностью
    и творческой индивидуальностью.

    Либеральный
    стиль управления — стиль руководства,
    при котором руководитель вырабатывает
    директивы, команды и распоряжения,
    подлежащие неукоснительному исполнению
    со стороны подчиненных руководителю
    лиц на основе собственного мнения с
    учетом мнения подчиненных.

    ЛИБЕРАЛЬНЫЙ,
    В ТОМ ЧИСЛЕ БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ

    Там
    же где речь идет о необходимости
    стимулирования творческого подхода
    исполнителей к своей работе, наиболее
    предпочтителен либеральный
    стиль управления.
     Его
    суть состоит в том, что руководитель
    ставит перед подчиненными задачу,
    создает необходимые организационные
    условия для работы, определяет её правила
    и задает границы решения, сам же при
    этом отходит на второй план, оставляя
    за собой функции консультанта, арбитра,
    эксперта, оценивающего полученные
    результаты и в случае сомнений и
    разногласий исполнителей принимает
    окончательное решение. Он также
    обеспечивает сотрудников информацией,
    поощряет, обучает.

    Подчиненные
    избавленные от назойливого контроля,
    самостоятельно принимают необходимые
    решения и ищут в рамках предоставленных
    полномочий пути их реализации. Такая
    работа позволяет им выразить себя,
    приносит удовлетворение и формирует
    благоприятный морально-психологический
    климат в коллективе, порождает доверие
    между людьми, способствует добровольному
    принятию на себя повышенных обязательств.

    Применение
    этого стиля находит все большее
    распространение в связи с растущими
    масштабами научных исследований и
    опытно-конструкторских разработок,
    осуществляемых силами высококлассных
    специалистов. Они не приемлют командования,
    силового давления, мелочной опеки и пр.

    В
    передовых фирмах принуждение уступает
    место убеждению, а строгий контроль –
    доверию, подчинение – сотрудничеству,
    кооперации. Подобное мягкое управление,
    нацеленное на создание «управляемой
    автономии» подразделений, облегчает
    естественное применение новых методов
    руководства, что особенно важно при
    создании новшеств.

    В
    то же время этот стиль может легко
    трансформироваться в бюрократический,
    когда руководитель вовсе устраняется
    от дел, передавая их в руки «выдвиженцев».
    Последние от его имени управляют
    коллективом, применяя при этом все более
    и более авторитарные методы. Сам он при
    этом делает вид, что власть находится
    в его руках, а на деле становится все
    больше и больше зависимым от своих
    добровольных помощников. Печальный
    пример этому – армейская «дедовщина».

    В
    реальной жизни «чистого» стиля руководства
    не существует, поэтому в каждом из
    перечисленных в той или иной степени
    присутствуют элементы остальных.

    Можно
    понять, почему и автократичный подход,
    и подход с позиций человеческих отношений
    завоевали много сторонников. Но сейчас
    уже ясно, что и те, и другие сторонники
    грешили преувеличениями, делая выводы,
    не вполне подтверждающиеся фактами.
    Имеется множество хорошо документированных
    ситуаций, где благосклонно-автократичный
    стиль зарекомендовал себя как весьма
    эффективный.

    У
    демократического стиля есть свои
    привлекательные стороны, успехи и
    недостатки. Безусловно, можно было бы
    решить многие организационные проблемы,
    если бы совершенствование человеческих
    отношений и участие трудящихся в принятии
    решений всегда вели бы к большей
    удовлетворенности и более высокой
    производительности. К сожалению, этого
    не происходит. Ученые встречали ситуации,
    где трудящиеся участвовали в принятии
    решений, но, тем не менее, степень
    удовлетворенности была низкой, а также
    ситуации, где удовлетворенность была
    высокой, а производительность низкой.

    Совершенно
    очевидно, что соотношение между стилем
    руководства, удовлетворенностью и
    производительностью можно определить
    только с помощью длительных и широких
    эмпирических исследований.

    Не
    существует «плохих» или «хороших»
    стилей управления. Конкретная ситуация,
    вид деятельности, личностные особенности
    подчиненных и другие факторы обусловливают
    оптимальное соотношение каждого стиля
    и преобладающий стиль руководства.
    Изучение практики руководства
    организациями свидетельствует, что в
    работе эффективного руководителя в той
    или иной степени присутствует каждый
    из трех стилей руководства.

    Вопреки
    распространенным стереотипам преобладающий
    стиль руководства практически не зависит
    от пола. Бытует ошибочное мнение, что
    женщины-руководители более мягки и
    ориентированы в первую очередь на
    поддерживание хороших отношений с
    деловыми партнерами, в то время как
    мужчины-руководители более агрессивны
    и ориентированы на конечный результат.
    Причинами разделения стилей руководства
    скорее могут быть личностные особенности
    и темперамент, а не половые характеристики.
    Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и
    женщины — не являются приверженцами
    только одного стиля. Как правило, они
    интуитивно или вполне осознанно
    комбинируют различные стратегии
    руководства.

    ТЕОРИЯ
    СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

    Выдающийся
    психолог К. Левин, занимавшийся созданием
    теории личности, разработал и обосновал
    концепцию стилей управления. На основе
    экспериментальных данных он выявил и
    описал 3 основных стиля: авторитарный
    (директивный); демократический
    (коллегиальный); либеральный (нейтральный).
    Ниже представлена сравнительная
    характеристика основных стилей управления
    по К. Левину.

    Авторитарный
    (директивный) стиль характеризуется
    централизацией власти в руках одного
    руководителя. Руководитель единолично
    принимает решения, жестко определяет
    деятельность подчиненных, сковывая их
    инициативу.

    Демократический
    (коллегиальный) стиль основан на том,
    что руководитель децентрализует свою
    управленческую власть. Принимая решение,
    он консультируется с подчиненными,
    которые получают возможность принимать
    участие в выработке решении.

    Либеральный
    (попустительский) стиль характеризуется
    минимальным вмешательством руководителя
    в деятельность подчиненных. Руководитель
    выступает, чаще всего, как посредник,
    обеспечивающий своих подчиненных
    информацией и материалами, необходимыми
    для работы.

    Нетрудно
    заметить, что основным критерием,
    отличающим один стиль управления от
    другого, является способ принятия
    решения руководителем. Существуют два
    способа, пути принятия управленческих
    решений — демократический и авторитарный.
    Какой из них более эффективен? Некоторые
    исследователи склонны считать, что
    демократический путь является более
    эффективным: снижается риск принятия
    неверного решения, появляются альтернативы,
    в ходе обсуждения появляются новые
    варианты решения, невозможные при
    индивидуальном анализе, появляется
    возможность учесть позиции и интересы
    каждого и.т.д. Вместе с тем, дальнейшие
    исследования показали, что концепция
    К. Левина, несмотря на свою ясность,
    простоту и убедительность, имеет ряд
    существенных недостатков: было доказано,
    что нет никаких оснований считать, что
    демократический стиль управления всегда
    более эффективен чем авторитарный. Сам
    К. Левин установил, что объективные
    показатели продуктивности у обоих
    стилей одинаковы. Было установлено, что
    в некоторых случаях авторитарный стиль
    управления более эффективен чем
    демократический. Каковы эти случаи?

    экстремальные
    ситуации, требующие немедленного
    решения;

    квалификация
    работников и их общий культурный уровень
    достаточно низок (установлена обратная
    зависимость между уровнем развития
    работников и необходимостью использования
    авторитарного стиля управления);

    некоторые
    люди, в силу своих психологических
    особенностей, предпочитают, чтобы ими
    руководили авторитарно.

    Было
    установлено, что оба эти стиля управления
    в чистом виде не встречаются. Каждый
    руководитель, в зависимости от ситуации
    и своих личностных качеств, бывает и
    «демократом» и «диктатором».
    Порой бывает очень сложно распознать,
    какого стиля управления придерживается
    на самом деле руководитель (как
    эффективный, так и неэффективный).

    Бывает,
    что форма и содержание работы руководителя
    не совпадают: авторитарный, по сути,
    руководитель ведет себя внешне
    демократично (улыбается, вежлив,
    благодарит за участие в дискуссии, но
    решение принимает единолично и до начала
    самой дискуссии) и наоборот. Кроме того,
    многое зависит от ситуации — в некоторых
    ситуациях руководитель может действовать
    авторитарно, а в других — как «демократ».

    Таким
    образом, эффективность управления не
    зависит от стиля управления, а это
    значит, что способ принятия решений не
    может выступать в качестве критерия
    эффективного управления. Иначе говоря,
    управление может быть эффективным или
    неэффективным вне зависимости от того
    как, каким образом руководитель принимает
    решение — авторитарно или коллегиально.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Наука
    управления имеет в своей основе систему
    базовых положений, элементов, моделей,
    стилей руководства, присущи только ей,
    при этом связанные с управлением.
    Поведением одного из основных и наиболее
    сложных субъектов управления – человека
    также строиться на определенной
    деятельности, внутренних убеждений,
    которые определяют его отношение к
    действительности.

    Пристальное
    внимание уделяется разработке и
    практическому применению основных
    базовых положений управленческой
    деятельности, соотнесенных с особенностями
    социальных взаимодействий отдельных
    личностей. При этом значимость придается
    обеспечению эффективности управленческой
    деятельности: подготовке и принятию
    решений, их научной обоснованности, их
    практической реализации, контролю над
    их выполнением.

    Сейчас
    руководители должны больше внимания
    уделять человеческим качествам своих
    подчиненных, их преданности фирме и
    способности решать проблемы. Высокие
    темпы морального старения и постоянные
    перемены, характерные сегодня почти
    для всех отраслей производства вынуждают
    руководителей быть постоянно готовыми
    к проведению технических и организационных
    реформ, а так же к изменению стиля
    руководства. Даже самый опытный
    руководитель, прекрасно владеющий
    теорией управления, не застрахован от
    неразумной, эмоциональной реакции на
    ситуацию.

    От
    выбора стиля руководства зависит не
    только авторитет руководителя и
    эффективность его работы, но так же
    атмосфера в коллективе и взаимоотношения
    между подчиненными и руководителем.
    Когда вся организация работает достаточно
    эффективно и ровно, то руководитель
    обнаруживает, что помимо поставленных
    целей достигнуто и многое другое, – в
    том числе и простое человеческое счастье,
    взаимопонимание и удовлетворенность
    работой.

    Современный
    специалист, даже если он не руководитель,
    может всесторонне проявлять себя на
    работе, но, активно взаимодействуя с
    коллективом и руководством, и он должен
    обладать необходимой культурой общения.

    Руководство
    персоналом – универсальная наука. Она
    охватывает проблематику 3 сфер деловой
    активности:

    Государственных
    служб

    Коммерческих
    организаций

    Некоммерческих
    организаций.

    Сближение
    организационно-управленческих основ
    3-х секторов деловой активности требует
    знаний в области руководства сотрудниками
    коммерческих и некоммерческих организаций.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации аккумуляторного шуруповерта
  • Руководство hp laserjet m1522nf
  • Руководство по политике групп
  • Вигантол инструкция по применению для детей 3 года дозировка капли
  • Мануалы для акпп митсубиси