Каковы функции службы охраны труда при разработке инструкций

С 1 марта 2022 года действует приказ Минтруда России от 31.01.2022 № 37 с новыми рекомендациями по созданию службы охраны труда (СОТ) на предприятии. Минтруд объединил в одном документе рекомендации по организации подразделения и расчету его численности.

Приказ Минтруда России от 31.01.2022 № 37 принят взамен постановлений Минтруда от 08.02.2000 № 14 и от 22.01.2001 № 10.

Разбираемся, кому нужно применять новый приказ и как организовать работу СОТ.

  • Кому нужно создавать службу охраны труда
  • На кого не распространяется приказ Минтруда № 37
  • Какие функции выполняет служба охраны труда
  • Как определить численность и штатное расписание службы охраны труда
  • Что нужно сделать для создания службы охраны труда
  • Какие требования есть к специалисту по охране труда
  • Как накажут за отсутствие СОТ

Работодатель должен обеспечить безопасные условия на рабочих местах и контролировать выполнение требований безопасности работниками. В этих целях он создаёт специальную службу или вводит должность специалиста по охране труда.

Для работодателей с численностью более 50 человек это обязательное требование (ч. 1 ст. 223 ТК РФ). Предприятия с меньшим штатом создают СОТ с учетом своей специфики.

Трудовой кодекс требует организовать СОТ у работодателей, «осуществляющих производственную деятельность». Из-за этой формулировки некоторые думают, что СОТ нужна только на промышленных предприятиях. Это заблуждение.

Производственная деятельность в трудовом законодательстве — это производство и переработка, строительство, оказание различных услуг (ст. 209 ТК РФ). То есть это промышленность, сервис, социальная сфера, торговля. Требование о создании службы охраны труда распространяется на все из них. Минтруд отдельно разъяснил это в письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136.

Структуру и численность СОТ определяют в соответствии с рекомендациями Минтруда (ст. 223 ТК РФ). С 1 марта 2022 года это приказ от 31.01.2022 № 37. Но его применяют не все работодатели.

bs

Исключения указаны в самом приказе. Могут не создавать СОТ:

  • индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд;
  • субъекты малого предпринимательства;
  • организации, не осуществляющие производственную деятельность по уставным документам, с численностью не более 50 человек;
  • иные работодатели, предоставляющие социально-бытовые услуги без проживания и принявшие решение о введении должности специалиста в области охраны труда. 

На этих предприятиях функции СОТ выполняет сам ИП или руководитель организации, назначенный приказом работник. Также можно нанять по договору ГПХ специалиста или стороннюю организацию, аккредитованных на право оказания услуг по охране труда (ст. 223 ТК РФ).

Повторим, что обойтись без СОТ или штатного специалиста могут только организации с численностью не более 50 человек. 

Цель организации СОТ — обеспечить функционирование системы управления охраной труда у работодателя (п. 10 Рекомендаций от 31.01.2022 № 37). 

С 1 марта 2022 года к СУОТ предъявляются новые требования: приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н. Работодателю нужно проверить документацию по ОТ на актуальность.

Для достижения цели работодатель определяет задачи СОТ и функции, которые будет выполнять служба для решения этих задач. В свою очередь, каждая функция записывается как последовательность конкретных трудовых действий — это будут функциональные обязанности работников подразделения.

Результат оформляется документально одним из двух способов.

Вариант 1

Функции включают в трудовой договор начальника службы; функциональные обязанности работников — соответственно в их договоры. Законодательно запрещено требовать от работника выполнять работу, не предусмотренную трудовым договором (ст. 60 ТК РФ).

Громоздкий вариант. Если потребуется скорректировать, например, перечень нормативных актов для сотрудника, придется выполнять всю процедуру по внесению изменений в трудовой договор.

Вариант 2

Функции СОТ включают в Положение о службе. Этот документ будет выполнять роль должностной инструкции для начальника, поскольку он должен отвечать за всю работу структурного подразделения. Функциональные обязанности работников СОТ указывают в их персональных должностных инструкциях.

В этом случае в трудовых договорах делают записи:

Трудовая функция начальника службы определяется Положением о службе, которое является его должностной инструкцией

и 

Трудовая функция работника определяется его должностной инструкцией.

Задачи, функции и обязанности определяют с помощью разделов II и IV Рекомендаций от 31.01.2022 № 37. Могут пригодиться также Примерное положение о СУОТ (приказ Минтруда от 29.10.2021 № 776н) и профстандарт 40.054 «Специалист в области охраны труда» (приказ Минтруда от 22.04.2021 № 274н).

Так можно оформить задачи и функции СОТ

Скачайте форму Положения о службе охраны труда.

Положение о структурном подразделении и должностная инструкция работника — необязательные документы. По Трудовому кодексу первичен все-таки трудовой договор. Но если работодатель решит разрабатывать положения и инструкции, то он должен принимать их с учетом мотивированного мнения профсоюза. Эти документы относятся к локальным нормативным актам организации (ст. 8 ТК РФ).

Штат работников СОТ определяют по инструкции в разделах IV-V Рекомендаций от 31.01.2022 № 37, исходя из среднесписочной численности предприятия, результатов оценки профессиональных рисков и выполняемой работы.

Каждая функция службы представлена как набор трудовых действий. Их трудоемкость зависит от разных нормофакторов, например:

  • количества структурных подразделений в организации;
  • удаленности рабочих мест;
  • присвоенной категории риска предприятия;
  • количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда по результатам специальной оценки условий труда.

kontur-personal

К каждой функции в Рекомендациях содержится своя таблица с рекомендуемой нормативной численностью СОТ по влиянию нормофакторов. В них же приведена Методика с формулами. Работодателю нужно только собрать необходимую статистическую информацию.

Если предприятие только создано, и статистики нет, берите средние данные по отрасли из данных Росстата и Минтруда.

Пример расчета численности СОТ из Рекомендаций

Определенный в результате расчета норматив численности службы будет рекомендуемым для установления фактических ставок. Окончательное штатное расписание и структуру подразделения работодатель определяет самостоятельно.

Рекомендуемый алгоритм по организации СОТ на предприятии.

Шаг 1. Составить список функций и трудовых действий подразделения с учетом специфики деятельности предприятия. Собрать статистические данные для расчета штатной численности.

Шаг 2. Провести расчет нормативной численности подразделения в соответствии с разделами IV-V Рекомендаций от 31.01.2022 № 37. Определить фактическое количество штатных ставок и структуру службы.

Шаг 3. Разработать проекты Положения о СОТ, должностных инструкций работников. Шаг можно пропустить, если организация будет включать функциональные обязанности в трудовые договоры.

Шаг 4. Выпустить приказ о создании подразделения. Он составляется в свободной форме.

Пример приказа о создании СОТ

Скачайте образец приказа о создании службы охраны труда.

Шаг 5. Утвердить штатное расписание. Для приказа используют унифицированную форму № Т-3.

Шаг 6. Заполнить вакансии в подразделении. Кандидаты должны соответствовать квалификационным требованиям из профстандарта 40.054.

Распространено заблуждение, что профессиональные стандарты обязательны только для государственных и муниципальных предприятий. Это справедливо не для всех должностей и профессий. 

Профстандарт 40.054 содержит особые условия допуска к работе специалиста по охране труда — обучение и проверку знаний не реже раза в три года. Это квалификационные требования для выполнения трудовой функции по должности. В этом случае работодатели независимо от формы собственности предприятия обязаны применять профстандарт (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).

На практике руководители иногда нарушают приведенный выше алгоритм. Они создают СОТ приказом, назначают ответственного работника (начальника службы) и дают ему поручение самостоятельно разработать Положение и должностные инструкции.

Здесь есть риски. Во-первых, как мы писали, нельзя заставить работать сотрудника без функций в трудовом договоре (ст. 60 ТК РФ). Во-вторых, Положение и должностные «под себя» могут не соответствовать фактическим задачам и объему работы службы в организации.

kontur-personal

Уровень квалификации штатного работника работодатель устанавливает самостоятельно по профстандарту 40.054 (приказ Минтруда от 22.04.2021 № 274н). Здесь должен действовать принцип «Выше можно, ниже нет».

Например, для начальника службы профстандартом установлены следующие требования к квалификации:

  • магистратура или специалитет по профилю деятельности;
  • диплом о профессиональной переподготовке при непрофильном образовании;
  • стаж работы не менее пяти лет в области охраны труда;
  • обучение и проверка знаний не реже раза в три года.

Дополнительные квалификационные требования зависят от видов деятельности работодателя и функций сотрудника. Например, на предприятии есть электроустановки, и специалист по охране труда будет контролировать безопасное выполнение работ в них. В этом случае работник должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV (п. 2.3 Правил охраны труда в ред. приказа Минтруда России от 15.12.2020 № 903н).

bs

Квалификационные требования к специалисту, его функциональные и должностные обязанности закрепляются в трудовом договоре или должностной инструкции (п. 14 Рекомендаций от 31.01.2022 № 37). 

Функциональные обязанности — это конкретные трудовые действия работника по направлению деятельности структурного подразделения. Например, участвовать в расследовании причин несчастных случаев. Должностные обязанности — общие обязанности сотрудника по Трудовому кодексу и Правилам внутреннего трудового распорядка. Например, проходить медосмотры, соблюдать ПВТР.

Пример оформления должностной инструкции

Скачайте форму Должностной инструкции специалиста по охране труда.

Работодателя привлекут к административной ответственности (ст. 223 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ), если он:

  • при численности более 50 человек не создаст службу охраны труда или не назначит специалиста;
  • при меньшем штате — не закрепит приказом ответственность за ОТ за собой или другим работником, либо не заключит договор с аккредитованной организацией (ИП) на выполнение функций СОТ.

Также работодателям не стоит забывать про ответственность за нарушение требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

В 2022 году действует мораторий на проверки бизнеса. Но на ситуации с несчастным случаем на производстве или жалобой работника он не распространяется. Например, если сотрудник напишет в прокуратуру, что на него взвалили функции СОТ без приказа, то инспекторы проведут проверку и привлекут работодателя к ответственности.

6. Основными задачами Службы являются:

6.1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.

6.2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.

6.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

6.4. Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

6.5. Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

!

I.

Важно!  В случае если у работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников  превышает 50 человек, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением:

  • должна быть создана  служба охраны труда или,
  • введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда. Их квалификация должна соответствовать требованиям профстандарта  «Специалист в области  охраны труда».

Нарушение требований ч. 1 ст. 223 ТК РФ может послужить основанием для привлечения работодателя  к административной ответственности, предусмотренной ч.1  ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Если численность работников  не превышает 50 человек,  работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Важно! При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции должен осуществлять:

  • ­работодатель — индивидуальный предприниматель (лично),
  • ­руководитель организации, 
  • ­другой уполномоченный работодателем работник,
  • ­специалист или организация, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. 

При этом организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. 

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

!

II.

Важно! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, которые утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.

Согласно рекомендациям службу охраны труда  (далее – Служба) рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • ­организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • ­контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • ­организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
  • ­информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  • ­изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Численность работников Службы определяется руководителем организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (утвержденных Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37).

Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями. 

Они осуществляют контроль за:

  • ­соблюдением сторонами трудового договора требований законодательства об охране труда, локальных нормативных правовых актов работодателя;
  • ­обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • ­расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
  • ­выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • ­наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • ­проведением специальной оценки условий труда;
  • ­своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • ­состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств и систем;
  • ­своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охран ы труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • ­организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • ­организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • ­своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
  • ­санитарно-бытовым и медицинским обслуживанием работников.

Важно! Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы охраны труда систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) может быть предусмотрен  кабинет по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

Важно! Ответственность за деятельность службы охраны труда несет руководитель организации.

Служба охраны труда – это  самостоятельное структурное подразделение организации, образованное с целью обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением и состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы охраны труда.

Основными задачами службы охраны труда в организации являются:

  • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
  • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, иных локальных нормативно-правовых актов организации.
  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
  • информирование и консультирование работников предприятия (организации), в том числе ее работодателя, по вопросам охраны труда.
  • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения своих задач на службу охраны труда возлагаются следующие функции:

  1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
  2. Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.
  3. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда.
  4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.
  5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.
  6. Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.
  7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
  8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.
  9. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда.
  10. Организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками.
  11. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.
  12. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.
  13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
  14. Организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.
  15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
  16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
  17. Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.
  18. Организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях.
  19. Организация совещаний по охране труда.
  20. Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и пр.
  21. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.
  22. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.
  23. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
  24. Осуществление контроля за:
  • соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • проведением специальной оценки условий труда;
  • своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
  • состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
  • своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
  • организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов.

Работники службы охраны труда организации имеют право:

  1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.
  2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
  3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.
  4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.
  5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.
  6. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.
  7. Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.
  8. Представлять по поручению руководителя интересы организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

В соответствии с требованиями трудового законодательства у каждого работодателя, осуществляющего производствен­ную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствую­щую подготовку или опыт работы в этой области.

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель сам принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики производственной деятельности.

При отсутствии штатного специалиста по охране труда в организации, численность работников которой не превышает 50 человек, работодатель либо сам может исполнять его функции, либо приказом возложить функции специалиста по охране труда на одного из работников организации, либо заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Организация службы охраны труда на предприятии

Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.

В соответствии со ст. 217 Трудового кодекса РФ служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
  • Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.
  • Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
  • Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.
  • Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагается ряд функций, например:

  • Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
  • Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.
  • Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда.
  • Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.
  • Организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками.
  • Осуществление контроля за:
  • соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • проведением специальной оценки условий труда и др.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы охраны труда своих полномочий.

Структуру службы охраны труда и численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Опубликовано:2015-08-13 14:24 |
Обновлено:2015-08-13 14:24

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лекарство нобазит инструкция по применению цена отзывы
  • Руководство полиции мурманска
  • Londa color switch инструкция по применению
  • 23 мм спаренная установка зу 23 руководство службы
  • Ems force 5543 инструкция на русском