Карьера
— результат
осознанной позиции и поведения человека
в трудовой
деятельности,
связанный с должностным или профессиональным
ростом.
-
Должностной
рост
— изменение должностного статуса
человека, его социальной роли, степени
и пространства должностного авторитета. -
Профессиональный
рост
— рост профессиональных знаний, умений
и навыков, признание профессиональным
сообществом результатов его труда,
авторитета в конкретном виде
профессиональной деятельности.
Деловая
карьера
— поступательное продвижение личности,
связанное с ростом профессиональных
навыков, статуса, социальной роли и
размера вознаграждения.
-
Карьера
вертикальная
— вид карьеры, с которым чаше всего
связывают само понятие деловой карьеры.
Под вертикальной карьерой понимается
подъем на более высокую ступень
структурной иерархии (повышение в
должности, которое сопровождается
более высоким уровнем оплаты
труда). -
Карьера
горизонтальная
— вид карьеры, предполагающий либо
перемещение в др. функциональную область
деятельности, либо выполнение определенной
служебной роли на ступени, не имеющей
жесткого формального закрепления в
организационной структуре; к горизонтальной
карьере можно отнести также расширение
или усложнение задач на прежней ступени
(как правило, с адекватным изменением
вознаграждения).
Управление
деловой карьерой и служебно-профессиональным
продвижением
Карьеру
— траекторию своего движения — человек
строит сам, сообразуясь с особенностями
внутри и внеорганизационной реальности
и главное — со своими собственными
целями, желаниями и установками.
Начинается
деловая карьера с формирования субъективно
осознанных собственных суждений
работника о своем трудовом будущем,
ожидаемом пути самовыражения и
удовлетворения трудом.
В
процессе реализации карьеры важно
обеспечить взаимодействие всех видов
карьеры.
Виды
деловой карьеры
Виды
и типы карьеры
Внутриорганизационная
карьера предполагает
прохождение всех ступеней карьерного
роста (обучение, поступление на работу,
профессиональный рост, поддержка и
развитие индивидуальных профессиональных
способностей, уход на пенсию) в рамках
одной организации.
Эта карьера может быть специализированной
и неспециализированной.
Межорганизационная
карьера предполагает, что работник
проходит все ступени карьерного роста
в разных организациях. Она может быть
специализированной и неспециализированной.
-
Специализированная
карьера
отличается тем, что работник различные
этапы своей профессиональной деятельности
проходит в рамках одной профессии. При
этом организация может оставаться
одной и той же или меняться. -
Неспециализированная
карьера
предполагает, что разные этапы своего
профессионального пути работник
проходит в качестве специалиста,
владеющего разными профессиями,
специальностями. Организация при этом
может как меняться, так оставаться той
же.
Неспециализированная
карьера широко развита в Японии. Японцы
твердо придерживаются мнения, что
руководитель
должен быть специалистом, способным
работать на любом участке компании, а
не по какой-либо отдельной функции.
Поднимаясь по служебной лестнице,
человек
должен иметь возможность взглянуть на
компанию с разных сторон, не задерживаясь
на одной должности более чем на три
года.
Так, считается вполне нормальным, если
руководитель отдела сбыта меняется
местами
с
руководителем отдела снабжения. Многие
японские руководители на ранних этапах
своей карьеры работали в профсоюзах. В
результате такой политики японский
руководитель обладает значительно
меньшим объемом специализированных
знаний (которые в любом случае потеряют
свою ценность через пять лет) и одновременно
владеет целостным представлением об
организации, подкрепленным к тому же
личным опытом. Ступени этой карьеры
работник может пройти как в одной, так
и в разных организациях.
Вертикальная
карьера
предполагает подъем с одной ступени
структурной иерархии на другую. Происходит
повышение в должности, которой
сопровождается ростом оплаты труда.
Горизонтальная
карьера
— вид карьеры. Который предполагает
перемещение в другую функциональную
область, расширение и усложнение задач
или смену служебной роли в рамках одного
уровня структурной иерархии, сопровождаемые
увеличением оплаты
труда.
Ступенчатая
карьера
— вид карьеры — совмещающий элементы
вертикальной и горизонтальной карьеры.
Ступенчатая карьера встречается довольно
часто и может принимать как
внутриорганизационные, так и
межорганизационные формы.
Скрытая
(центростремительная) карьера
— вид карьеры наименее очевидный для
окружающих, предполагающий движение в
ядру, к руководству организацией. Скрытая
карьера доступна ограниченному кругу
работников, как правило, имеющих обширные
деловые связи вне организации. Например,
приглашение работника на недоступные
др. сотрудникам встречи, совещания как
формального, так и неформального
характера, получение сотрудником доступа
к неформальным источникам информации,
доверительные обращения, отдельные,
важные поручения руководства. Такой
работник может занимать рядовую должность
в одном из подразделений организации.
Однако уровень оплаты его труда
существенно превышает вознаграждение
за работу в занимаемой должности.
Модели
деловой карьеры
На
практике существует большое многообразие
вариантов карьеры, которые базируются
на четырех основных
моделях:
«Трамплин».
Подъем по служебной лестнице происходит,
когда занимают более высокие и лучше
оплачиваемые должности. На определенном
этапе работник
занимает высшую для него должность и
старается удержаться на ней в течение
длительного времени.
А потом прыжок с «трамплина» — уход на
пенсию. Эта карьера наиболее характерна
для руководителей периода застоя, когда
многие должности занимались одними
людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны,
данная модель является типичной для
специалистов и служащих, которые не
ставят перед собой целей продвижения
по службе в силу ряда причин — личных
интересов, невысокой загрузки, хорошего
коллектива — работника устраивает
занимаемая должность и он готов оставаться
на ней до ухода на пенсию.
«Лестница».
Каждая ступень служебной лестницы
представляет собой определенную
должность, которую работник занимает
определенное время (не более 5 лет). Этого
срока достаточно, чтобы войти в новую
должность и проработать с полной отдачей.
С ростом квалификации, творческого
потенциала и производственного опыта
руководитель или специалист поднимается
по служебной лестнице. Каждую новую
должность работник занимает после
повышения квалификации. Верхней ступеньки
он достигает в период максимального
потенциала, и после этого начинается
планомерный спуск по служебной лестнице
с выполнением менее интенсивной работы.
Психологически эта модель очень неудобна
для руководителей из-за нежелания
уходить с «первых ролей». Здесь можно
порекомендовать внимательно относиться
к таким работникам — включать в совет
директоров, использовать в качестве
консультанта.
«Змея».
Она предусматривает горизонтальное
перемещение работника с одной должности
на другую путем назначения с занятием
каждой непродолжительное время, а потом
занимает более высокую должность на
более высоком уровне. Главное преимущество
этой модели — возможность изучить все
функции деятельности и управления, что
пригодится на вышестоящей должности.
Эта модель характерна для японской
модели,
так как они связывают себя не только с
отдельной профессией, но и с будущим
всей фирмы. При несоблюдении ротации
кадров эта модель теряет значимость и
может иметь негативные последствия,
т.к. часть работников с преобладанием
темперамента меланхолика и флегматика
не расположены к смене коллектива или
должности и будут воспринимать ее очень
болезненно.
«Перепутье».
Когда после определенного периода
работы проводится аттестация (комплексная
оценка персонала) и по результатам
принимается решение о повышении,
перемещении или повышении работника.
Это похоже на американскую
модель,
характерна для совместных компаний.
Карьера
и особенности ее формирования
Конфигурация
карьеры по Драйверу
Как
видно из предыдущего раздела в процессе
работы меняется уровень профессионализма
и статус, но сочетание этих изменений
в карьерах разных людей разное, что и
рождает рисунок индивидуальной карьеры
специалиста. Существует несколько
типовых конфигураций карьеры.
Целевая
карьера
Целевая
карьера — сотрудник раз и навсегда
выбирает профессиональное пространство,
планирует соответствующие этапы своего
продвижения к профессиональному идеалу
и стремиться к его достижению.
Монотонная
карьера
Монотонная
карьера — работник намечает раз и
навсегда желаемый профессиональный
статус и достигнув его не стремиться к
карьерному продвижению в организационной
иерархии даже при наличии возможностей
улучшения своего социально профессионального
и материального положения.
Спиральная
карьера
Спиральная
карьера — работник мотивирован к
перемене видов деятельности и по мере
их освоения продвигается по ступеням
организационной иерархии.
Мимолетная
карьера
Мимолетная
карьера — перемещение с одного вида
деятельности в другой происходит
стихийно, без видимой логики.
Стабилизационная
карьера
Стабилизационная
карьера — специалист растет до
определенного уровня и остается на нем
достаточно долго, более семи лет.
Затухающая
карьера
Затухающая
карьера — сотрудник растет до определенного
статуса, останавливается на нем, затем
начинается нисходящее движение.
Типы
и этапы карьеры
Можно
выделить несколько принципиальных
траекторий движения человека в рамках
профессии
или организации,
которые приведут к разным типам карьеры.
Профессиональная
карьера
— рост знаний, умений, навыков.
Профессиональная карьера может идти
по линии специализации (углубление в
одной, выбранной в начале профессионального
пути, линии движения) или транспрофессионализации
(овладение другими областями человеческого
опыта, связанное, скорее, с расширением
инструментария и областей деятельности).
Внутриорганизационная
карьера
— связана с траекторией движения
человека в организации. Она может идти
по линии:
-
вертикальной
карьеры — должностной рост; -
горизонтальной
карьеры — продвижение внутри организации,
например, работы в разных подразделениях
одного уровня иерархии; -
центростремительной
карьеры — продвижение к ядру организации,
центру управления, все более глубокое
включение в процессы принятия решений.
Этапы
карьеры
Встречаясь
с новым сотрудником, менеджер по персоналу
должен учитывать этап карьеры, который
он проходит в данный момент. Это может
помочь уточнить цели профессиональной
деятельности, степень динамичности и
главное — специфику индивидуальной
мотивации. Представим краткое описание
этапов карьеры следующей таблицей:
Потребности
человека на этапе карьеры
Этап |
Возрастной |
Краткая |
Особенности |
Предварительный |
До |
Подготовка |
Безопасность, |
Становление |
До |
Освоение |
Социальное |
Продвижение |
До |
Профессиональное |
Социальное |
Завершение |
После |
Подготовка |
Удержание
социального |
Пенсионный |
После |
Занятие |
Поиск |
Предварительный
этап
Предварительный
этап включает учёбу в школе, среднее и
высшее образование и длится до
25 лет.
За этот период человек может
сменить несколько различных работ в
поисках вида деятельности, удовлетворяющего
его потребности
и отвечающего его возможностям.Если
он сразу находит такой вид деятельности,
начинается процесс самоутверждения
его как личности, он заботится о
безопасности существования.
Это
период, когда закладывается база как
общетеоретических, так и практических
знаний, человек успевает получить
среднее или высшее профессиональное
образование.
Этап
становления
Далее
наступает
этап
становления,
который длится примерно пять лет от
25 до 30.
В этот период работник осваивает
профессию,
приобретает необходимые навыки,
формируется
его квалификация,
происходит самоутверждение и появляется
потребность к установлению независимости.
Работника беспокоят вопросы, безопасности,
здоровья. Появление у большинства
работников семьи, рождение детей,
приводит к увеличению потребности в
более высокой заработной
плате.
Этап
продвижения
Этап
продвижения длится от
30 до 45 лет.
В этот период идет процесс
роста квалификации, продвижения по
службе.
Происходит накопление практического
опыта, навыков, растет потребность в
самоутверждении, достижении более
высокого статуса и еще большей
независимости, начинается самовыражение
как личности. В этот период гораздо
меньше внимания уделяется удовлетворению
потребности в безопасности, усилия
работника сосредоточены на увеличении
размеров оплаты труда и заботе о здоровье.
Этап
сохранения
характеризуется действиями по закреплению
достигнутых результатов и длится от
45 до 60 лет.
Наступает пик
совершенствования квалификации.
Появляется
потребность передачи знаний другим.
Для этого этапа характерно творчество
в работе, пик самовыражения и независимости,
усиливается потребность в уважении.
Растет потребность в увеличении оплаты
труда и интерес к дополнительным
источникам доходов.
Этап
завершения
Этап
завершения длится от
60 до 65 лет.
Работник готовиться к уходу на пенсию,
идет поиск замены и обучение претендентов.
Это период кризиса, физиологического
и психологического дискомфорта.
Увеличивается потребность в уважении
и самоутверждении. Работник заинтересован
в сохранении уровня оплаты труда, но
стремятся увеличить другие источники
дохода, которые заменили бы им заработную
плату данной организации при уходе на
пенсию и были бы хорошей добавкой к
пенсионному пособию.
Пенсионный
этап
На
последнем —
пенсионном этапе
карьера в данной организации (виде
деятельности) завершена. Появляется
возможность для самовыражения в других
видах деятельности, которые были
невозможны в период работы в организации
или выступали в виде хобби.Внимание
уделяется здоровью и поддержанию
финансового положения. Такие специалисты
часто с удовольствием соглашаются на
временные и сезонные работы в своей
организации.
Практика
показала, что работники часто не знают
своих перспектив в данном коллективе.
Это говорит о плохой постановке работы
с персоналом, отсутствии планирования
и контроля карьеры в организации.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Подборка по базе: практическое 2 вопросы.docx, МПРЯ_1 вопрос_А,Б.docx, ответы тест управление ресурсами.docx, Контрольные вопросы.docx, 9. Вопросы для самопроверки.docx, 3. Вопросы для самопроверки.docx, %22ключевые вопросы гидравлики%22 НДДб-19-2 Кузин Н.А 2.docx, ККЗ управление человеческими ресурсами .doc, Перечень вопросов к итогу 2.pdf, 42 вопроса Философия.docx
Вопрос 46
Мотивационное ядро — это …
система стимулов условия трудовой деятельности потребности людей, включенные в трудовую деятельность личностные особенности работника
Вопрос 47
В зависимости от того, какие нормы и ценности приняты новым членом организации, адаптация может быть следующих типов:
восхищение конформизм адаптивный индивидуализм мимикрия отрицание
Вопрос 48
Стремление человека проявить на практике свои склонности и способности, действовать, создавать и осуществлять то, что он может, выражать себя является мотивом …
самостоятельности самореализации и творчеств достижения успеха самоуважения
Вопрос 49
Установите соответствие:
B.
прекращение трудового
A.
A) окончание трудовых правоотношений работника и работодателя
договора
C.
расторжение трудового договора
A.
увольнение
D.
аннулирование трудового договора
B.
Б) используется в случаях прекращения трудовых отношений по инициативе одной из сторон трудового договора
C.
В) применяется ко всем случаям прекращения трудового договора, кроме случаев его прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
D.
Г) возникает, если работник не приступил к выполнению своих обязанностей
Вопрос 50
Показатели трудовой адаптации делятся на:
качественные показатели объективные показатели субъективные показатели решающие показатели
Вопрос 1
Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые … изменили свое рабочее положение в вертикальном низходящем направлении за определенный промежуток времени изменили свое профессиональное положение в верикальном направления и улучшили условия за определенный промежуток времени изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени изменили свое финансовое положения в вертикальном направлении за определенный промежуток времени
Вопрос 2
Готовность и возможность сменить место жительства в поисках нового места работы, а также способность к территориальным перемещениям — это:
внутриорганизационная мобильность межорганизационная мобильность отраслевая мобильность территориальная мобильность
Вопрос 3
Внутренними (субъективными) детерминантами актуализации процесса профессиональной мобильности стали: стремление к самосовершенствованию стремление быть всегда в поиске стремление выделиться и получить различные виды профессий изменения мотивов профессиональной деятельности внутриличностный конфликт
Вопрос 4
Способность к изменениям в содержании трудовой деятельности, вызванной разными причинами, которая предполагает готовность работника при необходимости освоить новые для себя функции работы — это…
территориальная мобильность профессиональная мобильность систематическая мобильность отраслевая мобильность
Вопрос 5
Поступательное продвижение личности в профессиональной деятельности, характеризующееся динамикой ее социально- экономического статуса — это …
деловая карьера адаптация мотивация и стимулирование управление кадровым резервом
Вопрос 6
Карьера, предполагающая прохождение всех этапов в рамках одного предприятия называется …
центростремительная межорганизационная внутриорганизационная ступенчатая
Вопрос 7
Серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и работника — это …
подбор и расстановка персонала управление кадровым резервом планирование карьеры служебно-профессиональное продвижение
Вопрос 8
Существуют несколько основных типов социальной мобильности: горизонтальная биссекторная вертикальная векторная диагональная
Вопрос 9
Подъем на более высокую ступень должностной иерархии — это … карьера ступенчатая вертикальная центростремительная внуртиорганизационная
Вопрос 10
На карьеру человека влияют следующие факторы:
внешние внутренние смежные последовательные
Вопрос 11
Содержание этапа сохранения карьеры — это …
обучение молодежи испытание на разных работах творческое развитие профессиональных навыков формирование профессионализма
Вопрос 12
Комплекс мероприятий по планированию, мотивации и контролю роста работника называется …
развитие карьеры стратегическое управление человеческими ресурсами делегирование полномочий управление карьерой
Вопрос 13
Процесс изменения места работника в организационной структуре управления называется…
перемещение персонала перестановка персонала изменение персонала переход персонала
Вопрос 14
Формализованное представление о пути специалиста к целевой должности — это …
анализ должности модель компетентности карьерограмма конкурс при поступлении на работу
Вопрос 15
Процесс незапланированного, неорганизованного перемещения рабочей силы, обусловленный неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлерворенностью организации данным работником — это…
бегство кадров замена кадров движение кадров текучесть кадров
Вопрос 16
Тип карьеры, предполагающий перемещение в другую функциональную область — это … карьера.
горизонтальная межорганизационная скрытая вертикальная
Вопрос 17
Содержание предварительного этапа карьеры — это …
профессиональный рост повышение квалификации получение образования отдых молодежи
Вопрос 18
Действия сотрудника по реализации плана карьеры — это …
развитие карьеры управление карьерой планирование карьеры карьерограмма
Вопрос 19
В зависимости от направления перемещения индивида существуют следующие типы вертикальной мобильности: скоростная ступенчатая нисходящая восходящая
Вопрос 20
Карьера, предполагающая продвижение к ядру, руководству организации называется …
центростремительная внутриорганизационная специализированная специализированная
Вопрос 21
Под интенсивностью вертикальной профессиональной мобильности понимается … вертикальная социальная дистанция или количество экономических и профессиональных слоев, которые проходит индивид в его вертикальном движении за определенный период времени вертикальная социальная дистанция или количество экономических. профессиональных и политических слоев, которые проходит индивид в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени вертикальная социальная дистанция или количество экономических и политических слоев, которые проходит индивид в его низходящем движении за определенный период времени вертикальная социальная дистанция или количество профессиональных слоев, которые проходит индивид в его восходящем движении за определенный период времени
Вопрос 22
Вертикальная восходящая мобильность может существовать в следующих формах: создание индивидами новой группы и проникновение всей группой в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта постановка задачи и решение их в интересах администрации и руководящих органов получение институционализирующейся профессиональной группой специалистов по связям с общественностью легитивного статуса проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт
Вопрос 23
Переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, без смены социального статуса, называется … мобильность. векторная биссекторная горизонтальная
вертикальная направленная
Вопрос 24
Содержание этапа становления карьеры — это …
получение профессии обучение молодежи закрепление достигнутых результатов формирование квалификации, профессиональных навыков
Вопрос 25
Способность и готовность сменить организацию в поисках нового места работы, которая предполагает освоение работником новых требований относительно работы или должности — это…
территориальная мобильность внутриорганизационная мобильность отраслевая мобильность межорганизационная мобильность
Вопрос 26
Внешними факторами, способствующими росту показателей профессиональной мобильности профессионалов и профессиональных групп выступают объективные события и обстоятельства как: социально-экономические изменения научно-технический прогресс политическая помощь различных структур развитых государств экономический и политический раздел сфер влияния
Вопрос 27
Отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой, предполагающий изменение социального статуса, называется … мобильностью направленная вертикальная векторная
горизонтальная
Вопрос 28
Способность работника соответствовать требованиям развития общества, уровню развития науки, техники и технологии и готовность к изменениям или перемещениям называется…
стремлением работника возможностью работника трудовой мобильностью развивающей мобильностью
Вопрос 29
Соответствие между этапом карьеры и возрастом работника
A.
предварительный
B.
становление
C.
продвижение
D.
сохранение
E.
завершение
A.
A) до 25 лет
B.
Б) 25-30 лет
C.
В) 31-45 лет
D.
Г) 46-55 лет
E. д) после 55 лет
Вопрос 30
Вертикальная низходящая мобильность возможна в следующих формах: падение индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал изменения связанные с решением индивида получать вознаграждение за труд не через бухгалтерию, в конверте деградация социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушение ее социального единства перемещение индивида вниз по социальной лестнице в связи с потерей работы или с изменением функциональных обязанностей на работе
Вопрос 1
Открытое столкновение между членами коллектива, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений — это …
конфликт сражение противостояние бой
Вопрос 2
Не является элементом тайм-менеджмента — …
анализ использования рабочего времени постановка целей и планирование рабочего времени рационализация использования временного ресурса предприятия устранение влияний, мешающих оперативности деятельности
Вопрос 3
Подчиненным нельзя делегировать:
специализированную деятельность подготовительную работу задачи высокой степени риска частные вопросы
Вопрос 4
Внутренние побудительные силы, подталкивающие членов коллектива к конфликту — это…
мотивы конфликта образ конфликтной ситуации стороны конфликта предмет конфликта позиции конфликтующих сторон
Вопрос 5
Стресс на рабочем месте …
приводит к оперативности приятия решений на рабочем месте является предметом дискуссий непродуктивно сжигает жизненную энергию не требует специальных мер
Вопрос 6
По признаку длительности психические состояния в процессе трудовой деятельности различают по следующие признакам:
возникающие переодически относительно устойчивые и длительные по времени временные, ситуационные, быстропроходящие хронические и постоянные по времени
Вопрос 7
В экономическом плане существует ряд типов трудовых отношений:
прибыль формируется в сочетании интересов работника и работодателя прибыль достигается за счет интересов работников;
прибыль получается за счет гармонизации интересов и системы самоуправления прибыль достигается независимо от работника и работодателя
Вопрос 8
Управление временем учит:
тратить время на главное и приоритетное эффективно организовывать свое время в соответствии с вашими целями определять неважные и несрочные дела и исключать их из своих планов выделять не срочные дела и выполнять их в первую очередь
Вопрос 9
Отдельные категории людей, которые при надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы принадлежат к
… типу поведения в состоянии эмоционального напряжения.
тормозному агрессивно — бесконтрольному прогрессивному напряженному уклоняющемуся(трусливому)
Вопрос 10
Планированию подлежит ____% рабочего времени.
80 100 60 20
Вопрос 11
Какая указанная составляющая систематизации профессий не соответствует предложенной Е.А.Климовым классификации профессий по их психологической общности, сходности требований, которые они предъявляют к личности.
биономические профессии артономические профессии социономические профессии сигнономические профессии искусстнономические профессии технономические профессии
Вопрос 12
Составляя список задач, не следует:
на листке бумаги выписывать все задачи, которые нужно выполнить определять ресурсы, необходимые для выполнения задач;
определять сроки выполнения задач расставлять приоритеты
Вопрос 13
То, из-за чего возникает конфликт — это …
предмет конфликта стороны конфликта образ конфликтной ситуации позиции конфликтующих сторон мотивы конфликта
Вопрос 14
То, о чем люди заявляют друг другу в ходе конфликта или переговорных процессов — это …
предмет конфликта мотивы конфликта позиции конфликтующих сторон образ конфликтной ситуации стороны конфликта
Вопрос 15
Оптимальный объем времени для проведения переговоров — …
один час два часа не более 30 минут не менее полутора часов
Вопрос 16
Причины социальной напряженности бывают:
внутренние виртуальные созданные внешние
Вопрос 17
Наиболее характерные состояния напряженности работника, которые создают серьезные проблемы производства:
состояние монотонности состояние удовлетворенности эмоциональное напряжение, стресс состояние утомления
Вопрос 18
Причины потери времени руководителя проранжировать:
1.
1. Бесплановость работы
2.
2. Отсутствие у руководителя четкого распределения работ по степени их важности
3.
3. Выполнение руководителем задач, которые вполне могут быть выполнены подчиненными
4.
4. Плохо налаженный в организации обмен информацией
5.
5. Слабая мотивация труда сотрудников
Вопрос 19
Установите соответствие стратегии устранения стресса типу фактора:
A.
Время
B.
Межличностные конфликты
C.
Ситуационные факторы
D.
Ожидание неприятностей
A.
A) Эффективное использование времени, делегирование полномочий
B.
Б) Создание и построение команды, улучшение навыков межличностной коммуникации
C.
В) Пересмотр системы организации труда
D.
Г) Определение целей, стратегия
«малых побед»
Вопрос 20
Наиболее эффективный способ учета времени — это …
наибольшая загрузка рабочего времени составление отчета об использованном времени ведение записей формирование задач подчиненным
Вопрос 21
Отображение предмета конфликта в сознании членов коллектива — это…
предмет конфликта позиции конфликтующих сторон образ конфликтной ситуации стороны конфликта мотивы конфликта
Вопрос 22
По уровню напряженности психические состояния в процессе трудовой деятельности подразделяются на:
умеренное напряжение удручающее напряжение повышенное напряжение счастливое напряжение
Вопрос 23
Максимальная интегрированность в общественное производство, зрелость трудового потенциала, сформированность социальных связей, профессионализм, стабильность чувства собственного достоинства принадлежит…
возрастной группе с начала трудовой деятельности до 21-22лет возрастной группе от21-22 до 30 лет возрастная группа старше 50 лет возрастной группе от30 до 50 лет
Вопрос 24
Одновременное согласованное и организованное прекращение работы с целью принудить работодателя к выполнению требований наемных работников — это …
забастовка выяснение отношений демонстрация спор
Вопрос 25
Стрессом для организма человека является — ситуация, которая:
представляет для него опасность не имеет значения с точки зрения физиологии требует принятия решений очень значима для выживания
Вопрос 1
Совокупность социально-значимых свойств и качеств индивида, багодаря которым он включается в систему общественных отношений, многообразных форм деятельности и общения в обществе — это … индивидуальность человек индивид личность
Вопрос 2
К факторам успешного ролевого поведения относятся:
умение преподносить свою роль умение выполнять данную роль желание усвоить выполняемую роль знание роли
Вопрос 3
Значительный вклад в развитие теории профессиональной социализации внесли:
А.Петров
Т.Парсонс
А.Маслоу
П.Сорокин
Вопрос 4
Профессиональная социализация выполняет следующие функции: обогащение социально-профессиональной установки личности в качестве этапа становления своей социальной принадлежности способствование адаптации личности в трудовом коллективе развитие профессионального самосознания расширение и углубление делового общения расширение возможностей получения высокого вознаграждения за индентичную трудовую деятельность активизация деятельности по расширению профессиональных связей с внешним миром
Вопрос 5
В зависимости от стадии профессиоанльного пути чувство профессиональной идентичности может иметь разное содержание, тем не менее, оно всегда переживается как положительное отношение индивида к профессии и сопровождается: чувством положительного отношения в выбранной профессии и профессионализации в целом как
средство саморазвития и самоактуализации личности ощущением защищенности, верой в свои реальные и потенциальные возможности чуством постоянной зависимости от руководства и стремления быть руководителем чувством удовлетворенности собой, результатами своего труда, перспективами своего роста и условий труда чувством стремления развиваться и при необходимости постоянно менять свою профессию на новую гордостью за свою профессию, пониманием ее важности и нужности
Вопрос 6
К характеристикам социальных ролей относятся: эмоциональность масштаб формализация мотивация потребность и обязательность способ получения или преобретения стимулирование
Государственное бюджетное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Педагогический колледж»
Домашнее задание
по дисциплинеОП.12 Технологии профессиональной карьеры и трудоустройства
по теме: « Карьера. Виды и типы карьеры »
Выполнила: обучающийся(-аяся) 33 шк группы
Савина А.
КАРЬЕ́РА,
-ы, ж.
1. Продвижение
в служебной или другой деятельности, достижение известности, славы и т.
п. Блестящая карьера. Конец карьеры. □ Бюрократический мир — мир
особый. Мир, полный соблазна, чаяний и вожделений; мир производств, чинов и
орденов. Он весь — под знаком карьеры. Юрьев, Записки. — Видишь,
говорит, какую карьеру сделал: неделю назад — техник-лейтенант, сегодня — командир
полка. Казакевич, При свете дня.
2. с
определением. Деятельность на каком-л. поприще. Артистическая
карьера. Научная карьера. □ Мальчик извещал ее далее, что, по примеру
дедушки-героя, сам твердо решил стать героем и поэтому избирает военную карьеру. Катаев,
Белеет парус одинокий. || Устар. Вообще род занятий,
профессия. — С твоим умом, с твоим сердцем — нет карьеры, в которой бы
ты не имел успеха. Л. Толстой, Утро помещика.
3. Карьера
– это динамическое явление , то есть постоянно изменяющийся и развивающийся
процесс[6]. Карьера может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле.
В широком смысле понятие «карьера»
определяется как «общая последовательность этапов развития человека в основных
сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой)
Виды и типы карьеры
Суперавантюрная
карьера предполагает очень высокую скорость должностного
продвижения (расширения влияния) с пропуском значительного числа промежуточных
ступеней, а иногда резкое изменение сферы деятельности. Выделяются два типа
суперавантюрных карьер — случайные и совместные:
К случайным относятся
те, в основе которых лежит удачное стечение обстоятельств (человек оказался в
нужном месте в нужное время);
Совместная карьера
базируется на продвижении с более сильным лидером или обеспечение быстрого продвижения
детям, членам семьи, друзьям. Представители суперавантюрного типа ориентированы
на дальнейшее продвижение и характеризуются различными ситуационно-личностными
ориентациями
Как показывает опыт и
статистические данные суперавантюрные карьеры часто заканчиваются крахом. В
России в начале и в середине 90-х отмечалось значительное увеличение карьер
такого типа, что связано с кризисными явлениями в экономике и обществе.
Авантюрная карьера определяется
пропуском двух должностных уровней при достаточно высокой скорости продвижения
или существенным изменением сферы деятельности. В настоящее время рост
авантюрных карьер чаще всего обусловлен потребностью части руководителей и
пpeдпpинимaтeлeй в пoдбope кадров по принципу личной преданности. Наличие в
банке более 30% руководителей с авантюрным типом карьеры говорит о потенциальной
его нестабильности.
Традиционная
(линейная) карьера — это постепенное продвижение
вверх, иногда с пропуском одной ступени, иногда с непродолжительным понижением
в должности. В этом случае скорость продвижения определяется управленческими
способностями конкретного человека, особенностями карьеры в отдельных отраслях
производства, отчасти протекцией и связями. Традиционная карьера позволяет
руководителю овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, накопить
достаточный опыт взаимодействия с людьми и воздействия на них. Успешность
карьеры во многом определяется особенностями планирования управленческого
развития внутри организации.
Последовательно-кризисный
тип карьеры характерен для периодов революционных преобразований,
которые предполагают постоянную адаптацию руководителей к переменам.
Невозможность адаптации снижает должностной уровень («по ступенькам
вниз»), ориентирует на борьбу за сохранение занимаемой позиции и личные
интересы.
Прагматичный
(структурный) тип карьеры. Представители этого типа
отдают предпочтение наиболее простым способам решения карьерных задач. Для них
характерно изменение сферы деятельности, организации в зависимости от
социально-экономических, технологических, технических и маркетинговых
изменений. Перемещения осуществляются в рамках одного и того же класса
управления. Преимущество отдается личным интересам.
Отбывающий тип
карьеры. Для этой группы карьера завершена. Перемещение вниз —
маловероятно, а движение вверх — невозможно. Основная задача — удержать
занимаемую позицию. И здесь преобладает ориентация на личные интересы.
Преобразующий тип
карьеры связывают с «завоеванием мира». Для этого типа
карьеры, сходного с авантюрным, характерна высокая скорость должностного
продвижения (расширения влияния), которая может быть как постепенной, так и
скачкообразной. В этом случае карьера строится либо в новой области или в сфере
производства,либо в ее основе лежит выдающаяся идея. Это всегда новая
позиция в обществе и устремленность в будущее.
Эволюционный тип
карьеры. Должностное продвижение (рост влияния) осуществляется
вместе с ростом организации. Руководители ориентированы на дальнейшее
продвижение, совмещение общественных и личных интересов.
Внутриорганизационная
карьера предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста
(обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных
профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной организации. Эта карьера может
быть специализированной и неспециализированной.
Межорганизационная карьера
предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных
организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.
Специализированная
карьера отличается тем, что работник различные этапы своей профессиональной
деятельности проходит в рамках одной профессии. При этом организация может
оставаться одной и той же или меняться.
Неспециализированная
карьера предполагает, что разные этапы своего профессионального пути
работник проходит в качестве специалиста, владеющего разными профессиями,
специальностями. Организация при этом может как меняться, так оставаться той
же.
Неспециализированная
карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель
должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по
какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек
должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь
на одной должности более чем на три года. Так, считается вполне нормальным,
если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела
снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали
в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает
значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае
потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным
представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени
этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.
Вертикальная карьера предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на
другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом
оплаты труда.
Горизонтальная карьера —
вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область,
расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня
структурной иерархии, сопровождаемые увеличением оплаты труда.
Ступенчатая карьера —
вид карьеры — совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры.
Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как
внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.
Скрытая
(центростремительная) карьера — вид карьеры наименее
очевидный для окружающих, предполагающий движение в ядру, к руководству
организацией. Скрытая карьера доступна ограниченному кругу работников, как
правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Например, приглашение
работника на недоступные др. сотрудникам встречи, совещания как формального,
так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным
источникам информации, доверительные обращения, отдельные, важные поручения
руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из
подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно
превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.
Мотивы
карьеры:
·
Автономия. Человеком
движет стремление к независимости, возможности делать все по-своему. В рамках
организации ее дают высокая должность, статус, авторитет, заслуги, с которыми
все вынуждены считаться.
·
Функциональная
компетентность. Человек стремится быть лучшим специалистом в своем
деле и уметь решать самые сложные проблемы. Для этого он ориентируется на
профессиональный рост, а должностное продвижение рассматривает сквозь призму
профессионального. К материальной стороне дела такие люди в основном
безразличны, зато высоко ценят внешнее признание со стороны администрации и
коллег.
·
Безопасность
и стабильность. Деятельностью работников управляет стремление
сохранить и упрочить свое положение в организации, поэтому в качестве основной
задачи они рассматривают получение должности, дающей такие гарантии.
·
Управленческая
компетентность. Человеком руководит стремление к власти, лидерству,
успеху, которые ассоциируются с высокой должностью, рангом, званием, статусными
символами, важной и ответственной работой, высокой заработной платой,
привилегиями, признанием руководства, быстрым продвижением по служебной
лестнице.
·
Предпринимательская
креативность.
Людьми руководит стремление создавать или организовать что-то новое, заниматься
творчеством. Поэтому для них основной мотив карьеры — обретение необходимых для
этого власти и свободы, которые предоставляет соответствующая должность.
·
Потребность
в первенстве. Человек стремиться к карьере ради того, чтобы быть
всегда и везде первым, «обойти» своих коллег.
·
Стиль
жизни.
Человек ставит перед собой задачу интегрировать потребности личности и семьи,
например, получить интересную, достаточно высоко оплачиваемую работу,
предоставляющую свободу передвижения, распоряжения своим временем и т.п. Если у
человека нет семьи, то на первое место может выйти содержательность работы, ее
увлекательность, разнообразие.
·
Материальное
благосостояние. Людьми руководит желание получить должность,
связанную с высокой заработной платой или иными факторами вознаграждения.
·
Обеспечение
здоровых условий. Работником движет стремление достичь должности,
которая предполагает выполнение служебных обязанностей в благоприятных
условиях. Например, вполне понятно, когда начальник литейного цеха завода
стремиться стать заместителем директора предприятия и уйти с экологически вредного
производства, а руководитель филиала, находящегося за Полярным кругом,
добивается должности, позволяющей быть поближе к югу.
Вопросы по
теме:
1. В широком
смысле карьера означает? В
широком смысле понятие «карьера» определяется как «общая последовательность
этапов развития человека в основных сферах жизни
2.
Назовите
виды карьеры. Центростремительная(скрытная) ,
горизонтальная , вертикальная, внутриорганизационная, межорганизационная.
3.
Назовите
типы карьеры. Суперавантюрная, авантюрная, традиционная,
последовательно- кризисный, прагматичный, отбывающий, эволюционный.
4.
Предполагает
подъем с одной ступени структурной иерархии на другую -это
А) Вертикальная карьера
Б)
Горизонтальная карьера
В)
Ступенчатая карьера
5. С «завоеванием
мира» связывают какой тип карьеры? :
А)
Отбывающий
Б)
Преобразующий
В)
Эволюционный