«Мосфильм» является ведущим предприятием киноиндустрии России, на котором осуществляется производство практически всей отечественной кино-, теле- и видеопродукции. Производственная мощность студии — более сотни картин в год. Производит, прокатывает и реализует кино-теле- и видеопродукцию, а также оказывает услуги по всему циклу кинопроизводства. Концерн активно занимается модернизацией своей производственно-технической базы. На студии созданы музеи исторического костюма, реквизита и ретро транспорта. Единственная студия, которая сохранила свой фильмофонд, за собственные средства проводит огромную работу по реставрации фильмов золотой коллекции студии. «Мосфильм» активно участвует в фестивалях российского кино во многих странах мира, проводит ретроспективы и кинопоказы как в России, так и за рубежом.
Шахназаров Карен Георгиевич — Генеральный директор и председатель правления
Рясов Владимир Петрович — Первый заместитель генерального директора по производству
Большакова Екатерина Владиславовна — Первый заместитель генерального директора по экономике, главный бухгалтер
Колода Евгений Павлович — Заместитель генерального директора по административно-хозяйственным вопросам
Пылёва Светлана Станиславовна — Заместитель генерального директора, начальник правового управления
Гатальский Александр Владимирович — Заместитель генерального директора, начальник службы безопасности
Орёл Елена Владимировна — Начальник Службы международных связей и проката
Балтер Татьяна Юрьевна — Начальник Центрального производственного управления
Главная / Об ассоциации / Члены РБА / Федеральное государственное унитарное предприятие «Киноконцерн «Мосфильм». Информационный центр «Мосфильм-ИНФО»
Федеральное государственное унитарное предприятие «Киноконцерн «Мосфильм». Информационный центр «Мосфильм-ИНФО»
Рег. номер: 631
Адрес:
119991,
г. Москва,
ул. Мосфильмовская, д. 1
Субъект РФ: Москва
Сайт:
www.mosfilm.ru
E_mail: ikc@mosfilm.ru
Телефон:
8 (499) 1439225
Факс: 8 (499) 1439898
Руководитель:
Генеральный директор
Шахназаров Карен Георгиевич
Телефон: 8 (499) 1439238
Факс: 8 (499) 1439898
E_mail: reg@mosfilm.ru
Контактное лицо:
Начальник Управления по связям с общественностью
Амбарцумян Гаянэ Ромэновна
Телефон: 8 (499) 1439225
Факс: 8 (499) 1439898
E_mail: ikc@mosfilm.ru
Организация принимает участие в работе следующих секций/круглых столов:
02. Секция библиотек по искусству и музейных библиотек
К 70-летию Карена Шахназарова рассказываем о том, как развивается крупнейшая киностудия страны, которой он руководит.
Количество новых российских проектов – будь то полнометражные блокбастеры или сериалы – растет как на дрожжах. Возросли и требования зрителей к их качеству. Вопрос о том, где все это снимать, не стоит: «Мосфильм» готов решать задачи практически любой сложности. С 20 апреля 1998 года генеральным директором и председателем правления киноконцерна является Карен Георгиевич Шахназаров. Чем живет сегодня крупнейшая отечественная студия? Что ждет ее завтра? Чтобы оценить всю мощь возможностей и перспективы развития, «КиноРепортер» побывал на экскурсии по территории концерна.
Официальная история «Мосфильма» началась в 1924 году, когда на экраны вышел фильм «На крыльях ввысь», снятый в киноателье на Житной улице. Спустя 3 года развернулось строительство масштабного комплекса на Ленинских горах, где размеcтили все необходимые цеха. Однако самые значительные и очевидные преобразования произошли на студии за последние 20 лет – когда были отреставрированы пришедшие в упадок павильоны и запущены собственные производственные базы.
Скоро принять кинодеятелей и гостей студии будут готовы 17-й павильон и киноконцертный комплекс с четырьмя кинозалами. Параллельно ведется технологическое и коммунальное обновление всех цехов. Это неудивительно, учитывая, что работа на «Мосфильме» часто ведется круглосуточно. И речь идет не только о самих съемках, хотя только в прошлом году на студии было снято 15 художественных картин и несколько десятков телевизионных проектов, включая такие популярные, как «Голос» и «Танцы со звездами».
Работа проведена настолько масштабная, что каких-то дополнительных расширений в ближайшее время не предвидится.
«Новое строительство мы точно не планируем – в этом нет необходимости. А если и потребуется, то, поверьте, нескоро. Не стоит забывать о том, что «Мосфильм» постоянно модернизируется в части технологий – свет, кинооборудование, звук и прочее. Это большая работа, которая, может быть, на первый взгляд и не очень заметна. Но профессионалы киноиндустрии меня поймут», – подчеркивает генеральный директор концерна Карен Шахназаров.
Направлений действительно бессчетное количество: озвучивание и дубляж, монтаж, написание музыки, изготовление реквизита и оружия… Кроме того, на прокат выдается техника, а павильоны и натурная площадка сдаются в аренду – в 2021-м они приняли 6 презентационных мероприятий. В праздники на «Мосфильме» проходила традиционная «Киноелка», и каждый год в конце января павильон распахивает двери для гостей и номинантов «Золотого орла».
Журналистов иногда пускают в святая святых, где они могут не только оценить техническую мощь концерна, но и расспросить актеров, режиссеров, продюсеров и звукорежиссеров о том, что они только что увидели. Так, например, было накануне премьеры фильма «Союз спасения» (2019), сериальная версия которого вскоре должна выйти на Первом канале под новым названием «Время гнева».
В 7-й студии Dolby Atmos, где проходила перезапись картины, нам показали несколько зрелищных эпизодов, после чего дали возможность пообщаться с целой россыпью присутствующих звезд, среди которых были Максим Матвеев, Иван Янковский, Павел Прилучный, Алексей Гуськов, Антон Шагин, Леонид Бичевин и продюсер Константин Эрнст.
Добраться до заветного зала со звездами, конечно, было непросто: «Мосфильм» действительно напоминает город в городе, где можно заблудиться. Но если на улице любой прохожий поможет сориентироваться, то вот в лабиринтах «Тонстудии» можно случайно забрести в комнату, где вживую записывается целый оркестр. В общем, масштабы впечатляют.
Попасть на студию может практически каждый желающий. Но по предварительной записи: билеты на экскурсию стоят от 500 рублей для детей и от 700 для взрослых. За два часа весь «Мосфильм», конечно, не обойти, но самое интересное увидеть удастся – музей со старинными автомобилями, изысканные костюмы (коллекция на данный момент насчитывает 250 тысяч единиц одежды и обуви), реквизит из советской классики, архивные фотографии. К тому же есть кастомизированные экскурсии и специальные акции: например, в канун Нового года устраивались праздничные ужины в интерьерах из комедии «Ирония судьбы» (1975).
Помимо реставрационных работ и сохранения собственного кинофонда, «Мосфильм» активно пополняет бесплатную онлайн-базу фильмов. На YouTube-канале студии, запущенном в 2011 году («Мосфильм» стал первой российской студией, запустившей собственный канал) и прибавляющем в среднем по 1 млн подписчиков в год, доступно уже более 1000 картин из «Золотой коллекции». Около 100 из них отреставрированы, больше 20 – выпущены в формате 4k. Уникальной возможностью активно пользуются: количество просмотров приближается к 2 млрд.
Увидеть классику можно и на больших экранах: «Мосфильм» постоянно участвует в фестивалях российского кино за рубежом и устраивает ретроспективы. Также лично познакомиться с классикой советского кино с недавнего времени могут и иностранцы: осенью 2021 года был запущен англоязычный канал, в котором уже представлено более 50 проектов с субтитрами на самых разных языках. Наибольшей популярностью канал пользуется в США, Индии и Филиппинах, а суммарное количество просмотров всего за три месяца достигло 7 млн.
Но главное не только в сохранении наследия, но и в его приумножении. Большая часть проектов, снятых на «Мосфильме» за последнее время, обещает стать сенсацией в прокате, причем не только в отечественном. Потенциальными хитами уже сейчас выглядят «Нюрнберг» Николая Лебедева о знаменитом послевоенном процессе и «Летучий корабль» Ильи Учителя. Первый, снятый режиссером «Легенды №17» (2012) и «Экипажа» (2016), вдохновляет масштабностью и звездными исполнителями (в главных ролях Сергей Безруков, Евгений Миронов, Игорь Петренко и Любовь Аксенова), второй – необычным подходом к истории и яркими костюмами, в которых актеры выглядят сказочными миражами.
Учитывая успехи кинокомикса «Майор Гром: Чумной Доктор» (2021) и романтической сказки «Серебряные коньки» (2020) на стриминге, экранизация романа Льва Толстого обещает стать новой вехой в отечественном кинематографе. К слову, режиссер «Серебряных коньков» Михаил Локшин снял на «Мосфильме» новую версию «Мастера и Маргариты» с Юлией Снигирь, Евгением Цыгановым и Аугустом Дилем в роли Воланда.
«Тенденция съемок кино именно для показа в сети очевидна. По числу зрителей интернет-показ, конечно, давно обошел кинотеатральный. К примеру, официальный YouTube-канал «Мосфильма» по совокупному числу просмотров фильмов за год, безусловно, обгонит количество зрителей, посетивших в 2021 году российские кинотеатры. Таковы реалии сегодняшнего дня», – признает Карен Шахназаров.
Генеральный директор студии убежден, что планку, установленную ими в том, что касается качества, стоимости производства и масштаба, стриминги не снизят. Платформы сегодня находятся в более выгодном положении в силу формата домашнего просмотра.
«Сколько собирают блокбастеры? Миллионы. А телевидение, сеть – сотни миллионов. Кино, очевидно, уходит в интернет, в специализированные тематические телеканалы. Кроме того, люди боятся ходить в кинотеатры из-за пандемии. Надеюсь, она когда-нибудь закончится. Но вернется ли зритель? Допускаю, что стриминговые проекты могут обойти традиционные студийные картины. Хотя в каком-то виде кинотеатральный прокат в будущем все же останется», – продолжает Шахназаров.
Сериалы не отстают. Еще 10 лет назад Шахназаров отмечал, что ТВ-съемки на «Мосфильме» проходят гораздо чаще, чем полнометражные. В этот процент, разумеется, включалось и производство всевозможных шоу, но и о таком бурном расцвете многосерийных проектов речи не шло – у «Игры престолов» только выходил 2-й сезон.
Сейчас же требуемый от проекта уровень качества заметно подрос. Увеличилось и количество самих сериалов, и их жанровое разнообразие, благо тематические павильоны, натурные площадки, где за секунду можно оказаться в старой Москве или Санкт-Петербурге, и костюмерно-реквизиторские цеха позволяют обслужить даже самое трудоемкое производство.
В прошлом году именно на «Мосфильме» впервые встретились на съемочной площадке Александр Петров и Данила Козловский – они сыграли закадычных друзей в «Надвое» Валерия Тодоровского. Юрий Мороз снимал в павильонах свою «Деревенскую драму» и «Угрюм-реку» (2020), а в комплексе «Тонстудия» работают над звуком к той самой сериальной версии «Союза спасения».
«По сравнению с фильмом, объем работ больше в шесть раз. Впереди речевое озвучивание, шумовое озвучивание и озвучивание массовки – это достаточно трудоемкое направление работы. Массовка большая, говорящая на разных языках – русский, украинский, французский. Для таких сцен необходимы носители языка – часто мы даже сотрудничаем с представителями посольств иностранных государств», – рассказал звукорежиссер, лауреат «Золотого орла» Павел Дореули.
В «Тонстудии», кстати, писалась музыка к спортивной драме Артема Михалкова «Мистер Нокаут» (2021) с Виктором Хориняком и Сергеем Безруковым, которая выйдет в прокат как раз ко Дню защитника Отечества, и озвучивался «Декабрь» Клима Шипенко, запланированный на конец 2022 года. Кстати, его же «Холоп» (2019), ставший самым кассовым фильмом российского проката за всю историю российского кино (сборы превысили 3 млрд рублей), тоже озвучивался здесь.
Задача была не из простых: речь серба Милоша Биковича полностью перезаписывали из-за акцента звезды. Кредо концерна генеральный директор формулирует следующим образом: «Качество и современность. Студия должна предоставлять кинематографистам все возможности для производства кино самого высокого класса. А это попросту невозможно, если ты не обладаешь передовыми современными технологиями».
На производственных мощностях «Мосфильма» создается огромный массив качественного российского кино. «За 2021 год мы перечислили государству 451 млн рублей налоговых платежей. Это больше, чем в 2020-м и в 2019-м. Этот показатель позволяет нам говорить о том, что год был успешным», – говорит Карен Шахназаров.
И сбавлять обороты на одной из крупнейших в Европе киностудий не планируют: уже 20 лет там готовят специалистов, желающих, а самое главное, способных работать в кино. На специальных курсах, идея создания которых принадлежит гендиректору, предусмотрены бесплатные занятия и обязательная практика с правом доступа к творческо-техническим подразделениям концерна. Диапазон специальностей широчайший – от второго режиссера до художника по костюмам, от механика до звукорежиссера. Чтобы получить профессию мечты, нужно отследить дату очередного набора, отправить резюме и пройти творческое собеседование.
Занятия ведут работники «Мосфильма», преподаватели ВГИКа и заслуженные деятели кино, в числе которых сам Шахназаров, а также Николай Лебедев, Александр Адабашьян, Владимир Хотиненко, Глеб Панфилов, Светлана Дружинина, Борис Хлебников и многие другие. За время существования курсов более 1,5 тысячи человек получили специальность. Подавляющее количество выпускников успешно работают в кино бок о бок со своими учителями и кумирами.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деятельность «Мосфильм», киноконцерн |
Производство и прокат кино-, теле- и видеопродукции. Оказание услуг по всему циклу фильмопроизводства |
Услуги |
1. Прокат и аренда телекоммуникационного, аудиовизуального оборудования, оборудования замкнутых телевизионных сетей, систем оповещения по трансляционной сети (услуги) |
2. Услуги проката и аренды видеофильмов, видеокассет, видео на DVD (компакт-дисках универсального цифрового формата) |
3. Производство фильмов |
4. Производство художественных фильмов |
5. Производство документальных фильмов |
6. Производство видеофильмов |
7. Производство радиопродукции и телевизионной продукции |
8. Производство телевизионных фильмов |
9. Распространители кинофильмов, радиопрограмм и телевизионных программ |
10. Дистрибьюторы кинофильмов |