1. Стили руководства
Подготовили студентки группы 221-III(Ф)уг
Веселова Анна, Щаулова Татьяна
2.
— способ, система методов
воздействия руководителя на
подчиненных. Один из важнейших
факторов эффективной работы
организации, полной реализации
потенциальных возможностей
людей и коллектива.
3.
Типы руководителей:
• Дистантный предпочитает не сближаться с
подчиненными, стремясь сохранить авторитет и высоту
положения.
• Контактный строит тесные взаимоотношения,
предпочитает эмоциональные контакты.
• Целеполагающий предпочитает постановку целей
деятельности.
• Проблемно-ориентированный выбирает постановку
проблем и предоставляет свободу при их разрешении.
• Делегирующий стремится к передаче своих полномочий
подчиненным.
4.
Большинство исследователей выделяют
следующие стили руководства:
• Директивный стиль (авторитарный);
• Демократический стиль
(коллегиальный);
• Либеральный стиль (попустительский
или анархический).
5.
Директивный стиль управления
характеризуется высокой централизацией
руководства, доминированием единоначалия.
Руководитель требует, чтобы о всех делах
докладывали именно ему, единолично принимает
решения или отменяет их. К мнению коллектива
не прислушивается, все решает за коллектив сам.
6.
Преобладающими методами управления являются
приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение
различных льгот. Контроль очень строгий, детальный,
лишающий подчиненных инициативы.
Интересы дела ставятся значительно выше
интересов людей, в общении преобладают резкость и
грубость.
Авторитарный стиль руководства отрицательно
сказывается на морально-психологическом климате,
ведет к значительному снижению инициативности,
самоконтроля и ответственности работников.
7.
Для руководителя-автократа характерны:
Догматизм
Стереотипность мышления.
Все новое воспринимается им с
осторожностью или вообще не воспринимается,
так как в управленческой работе он практически
пользуется одними и теми же методами.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что
применение подобного стиля управления, хотя и
обеспечивает в ряде случаев высокую
производительность, но
исполнителей в эффективном труде.
8.
Демократический стиль
управления характеризуется
распределением полномочий,
инициативы и ответственности
между руководителем и
заместителями, руководителем и
подчиненными. Руководитель
демократического стиля всегда
выясняет мнение коллектива по
важным производственным
вопросам, принимает коллегиальные
решения.
9.
Руководитель стимулирует
в
коллективе, отстаивает
интересы подчиненных.
Регулярно и своевременно
проводится информирование членов
коллектива по важным для них
вопросам.
Общение с подчиненными
проходит в форме просьб,
пожеланий, рекомендаций, советов,
поощрений за качественную и
оперативную работу,
доброжелательно и вежливо; по
необходимости применяются
приказы.
10.
Либеральный стиль управления
характеризуется отсутствием активного участия
руководителя в управлении коллективом. Такой
руководитель «плывет по течению», ждет или
требует указаний сверху или попадает под влияние
коллектива.
11.
Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от
разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою
персональную ответственность.
Работу пускает на
Такой стиль руководства
предпочтителен в
творческих коллективах,
где сотрудники
отличаются
самостоятельностью и
творческой
индивидуальностью.
12.
13.
При выборе стиля руководства должны учитываться
следующие факторы:
• Ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная). При
дефиците времени, в экстремальных ситуациях, в рыночных
условиях оправдан авторитарный стиль;
• Задача (насколько четко структурирована). При решении
сложных проблем, требующих множественности решений,
теоретического анализа и высокого профессионализма
исполнения, наиболее приемлем демократический
(коллегиальный) стиль;
• Группа (ее особенности по полу, возрасту, этнической
принадлежности, личностным характеристикам). Для
сплочения группы, заинтересованной в успехе деятельности,
адекватным будет демократический стиль, а в творческих
коллективах возможен даже либеральный.
14.
При выборе стиля руководства следует учитывать и факторы, определяющие
процессы межличностного взаимоотношения:
Зависимость восприятия людьми
внешних воздействий (различные люди
могут качественно по-разному
реагировать на одинаковые воздействия);
Неадекватность отображения человека
человеком и неадекватность самооценки.
Любой человек что-то скрывает о себе,
что-то приписывает себе, т. е.
демонстрирует себя таким, каким он хотел
бы, чтобы его видели другие;
Сохранение личного статуса.
Слайд 1
Стиль руководства
Слайд 2
Стиль руководства- это своего рода почерк в действиях менеджера
Слайд 3
Стиль работы руководителя- Это совокупность повторяющихся конкретных приемов и способов управленческого воздействия, применяемых руководителем в процессе управления.
Слайд 4
Стиль руководства- явление строго индивидуальное, т.к определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми, технологию принятия решений именно данной личности.
Слайд 5
Классификация стилей руководства Стиль руководства Авторитарный (Директивный) Демократический Либеральный ( Невмешательский )
Слайд 6
Сравнительная таблица стилей руководства Объект сравнения Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль Способ принятия решений Единолично Совместно с подчиненным Подчиненными при консультации руководителя Способ доведения задач до исполнения Приказ Предложение Просьба, уговоры Ответственность Полностью у руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в руках подчиненных Отношение руководителя к знаниям Считает, что все знает сам Постоянно учится и требует этого от подчиненных Безразличные Отношения руководителя к подчиненным Дистанцируются Контактирует Не проявляет инициативы Отношения руководителя к дисциплине Жесткое формальное Разумное Мягкое нетребовательное Отношение руководителя к мотивации Наказание с редким поощрением Поощрение с редким наказанием Нет четкой ориентации
Слайд 7
1.9 9.9 5.5 1.1 9.1 Социальное руководство особое внимание к нуждам людей, дружная атмосфера в коллективе, размеренный тип работы КОМАНДНОЕ РУКОВОДСТВО Выполнение работы обеспечивается совместными усилиями всего коллектива, развита система поощрения, высока производительность труда Производственно-социальное управление Успех производства обеспечивается эффективным сочетанием заботы о людях и производстве Примитивное руководство Минимум усилий прилагается для налаживания эффективного производства и заботы о людях Авторитарное руководство Эффективность производства является результатом жесткого управления и ущемления прав рабочих Матрица стилей руководства
Слайд 8
Эффективность различных стилей работы руководителя
Слайд 9
Спасибо за внимание
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 397 человек из 63 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Стили управления и их характеристика
Открытый урок
на тему:
Преподаватель специальных дисциплин, к.э.н.,
Толстопятенко Л.А. -
2 слайд
Стиль руководства — манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.
Руководитель является ведущим и организатором в системе управления. Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство.
Одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория лидерства К. Левина (1938 г.).
Она выделяет три стиля лидерства:
Авторитарный
Демократический
ЛиберальныйСтиль руководства
-
3 слайд
– централизация власти в руках одного руководителя;
ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчинёнными.
Автократ единолично принимает или отменяет решения, не даёт возможности подчинённым проявить инициативу, категоричен, часто резок с людьми.
Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Новое воспринимается с осторожностью, в работе практически пользуется одними и теми же методами.
При первом благоприятном случае старается избавиться от сильных работников и талантливых людей. По его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы.1. Автократичный (авторитарный) стиль
-
4 слайд
Достоинства стиля:
• обеспечивает чёткость и оперативность управления;
• создаёт видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;
• минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий;
• не требует особых материальных затрат;
• в «молодых», недавно созданных фирмах, позволяет быстрее и успешнее справиться с трудностями становления.
Очевидные недостатки стиля:
• подавление (неиспользование) инициативы, творческого потенциала исполнителей;
• отсутствие действенных стимулов труда;
• громоздкая система контроля;
• в крупных фирмах – обюрокрачивание аппарата управления;
• невысокая удовлетворённость исполнителей своим трудом;
• высокая зависимость группы от постоянного прессинга руководителя.
-
5 слайд
— характеризуется разделением власти и участием работников в управлении, при этом ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями.
Инструкции – в форме предложений, речь не сухая – а товарищеский тон, похвала и порицание – с учётом мнения коллектива.
Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создаёт условия для самовыражения подчинённых, у них развивается самостоятельность – это способствует восприятию достижения целей организации, как своих собственных.
Этот стиль основан в первую очередь на инициативе коллектива, а не руководителя. Взаимодействие руководителя и подчинённых основано на сотрудничестве.2. Демократический стиль
-
6 слайд
• стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей;
• успешнее решать инновационные, нестандартные задачи;
• эффективнее использовать материально – договорные стимулы труда;
• включать психологические механизмы трудовой мотивации;
• повысить удовлетворённость исполнителей своим трудом;
• создать благоприятный климат в коллективе.
Демократический стиль позволяет
-
7 слайд
— отличается полной свободой коллективных и индивидуальных решений сотрудников при минимальном участии руководителя.
Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности.
Менеджер либерал обычно предпринимает решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты.
В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставить подчинённым различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии. Во взаимоотношениях с подчинёнными корректен и вежлив, положительно реагирует на критику, не любит контролировать их работу, не может отказать работнику, не чувствуя себя виноватым
3. Либеральный стиль -
8 слайд
Либералы непринципиальны, под влиянием разных людей и обстоятельств могут менять решение по одному и тому же вопросу.
Он может сам выполнить работу за нерадивого подчинённого, т.к. не любит увольнять плохих работников.
Главное для него – поддержание хороших отношений с подчинёнными, а не результат работы.
Арсенал средств воздействия на коллектив – просьбы, уговоры.
При кризисных ситуациях, когда требуются энергичные действия всей команды – хорошие личные отношения исчезнут, а деловых при таком стиле нет. -
-
10 слайд
1) Автократичный – уместен при наличии двух условий:
а) того требует производственная ситуация;
б) персонал охотно и добровольно соглашается на авторитарные методы.2) Демократический стиль применим не при всех условиях, как правило, срабатывает при следующих условиях:
а) при стабильном, устоявшемся коллективе;
б) при высокой квалификации работников;
в) при наличии активных, инициативных, нестандартно думающих работников, даже если их немного;
г) при неэкстремальных производственных условиях и др.Применение различных стилей в определённых ситуациях:
-
11 слайд
Теория Х
Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.
Человека следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием для достижения целей организации.
Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.
Теория У
Работа так же естественна, как игра для ребенка.
Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль. Награда — результат, связанный с достижением цели.
Средний человек стремится к ответственности.«Многомерные» стили управления. «Теория X» и «Теория Y» Д.Макгрегора
-
12 слайд
авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю
демократический взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.Два взгляда на управление
-
13 слайд
Теория «Управленческой решетки«
Р.Блейк и Дж.Мутон -
14 слайд
Теория «Управленческой решетки«
Р.Блейк и Дж.Мутон.
Тип 1.1 — руководитель ни о чем не заботится, работает так, чтобы не быть уволенным. Такой стиль считается чисто теоретическим.
Тип 9.1 — стиль жесткого администрирования, при котором для руководителя единственной целью является производственный результат.
Тип 1.9 — либеральный или пассивный стиль руководства. В данном случае основное внимание руководитель уделяет человеческим отношениям.
Тип 5.5 — при таком компромиссе достигаются средние результаты труда, не может быть резкого прорыва вперед. В то же время такой стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.
Тип 9.9 считается наиболее эффективным. Руководитель старается так построить работу своих подчиненных, чтобы они видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Цели производства определяются совместно с сотрудниками. -
15 слайд
В результате сложилось несколько моделей менеджмента, которые по территориальному признаку назвали западным, японским и американским стилем. Каждый метод по-своему эффективен, и в то же время в корне отличается от другого.
Западный стиль менеджмента. Индивидуальная ответственность, решение принимаются не только в высшем, но и в среднем звене сотрудников, деловые отношения не смешиваются с личными.
Американский стиль менеджмента. Четкое соблюдение нормативов и положений, практичность, развитие персонала.
Японский стиль менеджмента. Постоянное повышение квалификации персонала, понимание совместного вклада в дело развития компании, высокий уровень доверия начальства по-отношению к подчиненному.
Основные модели менеджмента -
16 слайд
Коучинг — это своего рода бизнес-психоанализ.
Суть коучинга в том, что коуч (он же бизнес-тренер) не вникает глубоко в проблемы консультируемого и не дает ценных указаний.
Задача коуча сделать так, чтобы специалист сам сформулировал свою проблему и нашел пути ее преодоления.Коучинг, как новый стиль менеджмента
-
17 слайд
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 224 905 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 18.01.2017
- 2414
- 11
- 18.01.2017
- 1169
- 5
- 18.01.2017
- 1687
- 1
- 18.01.2017
- 5121
- 30
- 18.01.2017
- 834
- 1
Рейтинг:
1 из 5
- 18.01.2017
- 15818
- 32
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
Презентация на тему «Стили управления организацией»
-
Скачать презентацию (0.7 Мб)
-
853 загрузки -
4.8 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация powerpoint на тему «Стили управления организацией». Содержит 25 слайдов. Скачать файл 0.7 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 4.8 балла из 5.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
25
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Стили управления организацией
Смирнова Элеонора
Группа Э-7221 -
Слайд 2
Содержание презентации
ПЛАН
1. Понятие «стиль управления»
2. Характеристика стилей управления
3. Авторитарный стиль управления
4. Демократический стиль управления
5. Либеральный стиль управления
6. Эффективность стиля управления -
Слайд 3
Стиль управления
Стиль управления — это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата.
-
Слайд 4
Стиль подчинен законам, действующим в социальной системе, и принципам управления. Объективными факторами формирования стиля выступают задачи и функции управления.
Единство задач, функций, методов управления, качеств руководителя и позиций управленческих должностей интегрируется в единство развития организаторской структуры и стиля управления. Это единство находит свое выражение в соответствующем механизме управления или деловой активности организации.
Стиль управления – это система сложившихся и постоянно применяемых принципов, манер поведения, правил, процедур, реакций на возникающие ситуации, методов, свойственных для определенного государства, организации и личности. -
Слайд 5
Характеристика стилей управления
Вопросами типологии стилей руководства занимались психологи в разное время, начиная с 30-х годов до настоящего времени. Одно из самых ранних исследований стилей менеджмента было выдвинуто Куртом Левином.
Левин определил определил три стиля руководства:авторитарный
демократический
либеральный -
Слайд 6
В 1964 году была опубликована книга Дугласа Мак Грегора «Человеческая сторона предприятия».
Д. Мак Грегор считает управление искусством строить человеческие отношения. Его труды по практическому управлению содержат утверждения о том, что подчиненные ведут себя, таким образом, как вынуждают их вести себя руководители.
В одной из своих теорий, он описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций названа «Теория Х», а другая «Теория У».
-
Слайд 7
«Теория Х»
«Теория Х» описывает такой тип руководителя, который стоит на позиции директивных, авторитарных методов управления, так как относится к своим подчиненным недоверчиво. Наиболее часто они выражают свое отношение следующим образом.
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия, они боятся ответственности и предпочитают, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться на достижение единой цели, необходимо применять различные методы принуждения, а также напоминать о возможности наказания. -
Слайд 8
«Теория Y»
Она описывает идеальную ситуацию, в которой взаимоотношения в коллективе складываются, как партнерские и становление коллектива проходит в идеальной среде.
Эта теория включает в себя следующие положения:
1. Труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, то люди будут стремиться взять на себя ответственность за работу.
2. Если люди осознали цели, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль и делать все возможное для достижения целей.
3. Награда за работу будет строго соответствовать тому, как выполнены стоящие перед коллективом задачи.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. -
Слайд 9
Авторитарный стиль управления
-
Слайд 10
Авторитарный стиль управления — совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели, руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.
-
Слайд 11
Авторитарный стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, ее трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения.
К отрицательным качествам данного стиля следует отнести то, что он способствует снижению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, ведет к текучести кадров.
-
Слайд 12
Демократический стиль управления
-
Слайд 13
Демократический стиль управления — совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных.
Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных.
-
Слайд 14
Предприятия, где доминирует демократический стиль, характеризуются высокой децентрализацией полномочий. Подчиненные принимают активное участие в подготовке решений, пользуются свободой в выполнении заданий. Созданы необходимые предпосылки для выполнения работы, проводится справедливая оценка их усилий, наблюдается уважительное отношение к подчиненным и к их потребностям.
Руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным понадобится помощь, они, не стесняясь, могут обратиться к руководителю.
В своей деятельности руководитель-демократ опирается на весь коллектив. Он старается научить подчиненных вникать в проблемы подразделения, выдавать им эффективную информацию и показывать, как искать и оценивать альтернативные решения.
Лично руководитель занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальное.
Он не подвержен стереотипам и варьирует свое поведение сообразно изменениям ситуации, структуры коллектива и т.п. -
Слайд 15
Однако минусы у этого стиля тоже имеются:
• Большие временные затраты на обсуждение и вынесение решения;
• Снижение уровня эффективности управления в экстренных ситуациях;
• Распущенность коллектива при неверном подходе. -
Слайд 16
Либеральный стиль управления
-
Слайд 17
Либеральный стиль управления — совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение. Руководитель, предпочитающий делегирующий стиль, предоставляет подчиненным практически полную свободу.
Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
При этом поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. -
Слайд 18
Но такой стиль может превратиться в бюрократический, когда руководитель совсем устраняется от дел. Он передает все управление в руки независимых руководителей, которые от его имени управляют коллективом, применяя жесткие авторитарные методы руководства. Сам же он делает вид, что власть находиться в его руках, а на самом деле все больше становится зависимым от своих помощников.
По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными. -
Слайд 19
Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель-либерал вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их проблем. Готов выслушать критику и соображения, но большей частью оказывается несостоятельным реализовать подсказываемые ему дельные мысли. Недостаточно требователен к подчиненным. Не желая портить с ними отношения, часто избегает решительных мер, случается, что уговаривает их выполнять ту или иную работу.
Когда вышестоящие руководители просят его сделать нечто, не согласующееся с действующими нормативными актами или правилами поведения, ему и в голову не приходит мысль, что он вправе отказаться удовлетворить такую просьбу. Если подчиненный не обнаруживает желания исполнить его указание, то он скорее выполнит сам требуемую работу, нежели принудит к этому недисциплинированного работника.
Подобный руководитель предпочитает такую организацию деятельности, когда все расписано по полочкам, и сравнительно редко возникает потребность в принятии оригинальных решений и вмешательства в дела подчиненных. -
Слайд 20
Эффективность стиля управления
-
Слайд 21
Самым эффективным стилем управления считается тот, при котором менеджер ориентирован на высокоэффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность. Успех организации воспринимается как успех всего коллектива и каждого сотрудника в отдельности. Тем не менее, исследования не выявили явной зависимости между стилями управления и эффективностью производства.
-
Слайд 22
Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:
Личные качества (самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования)
Зависимость от предстоящих задач (содержание новаторских элементов, степень сформулированости, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков)
Организационные условия (степень жесткости организационной структуры, централизованное и децентрализованное решение задач, четкость путей информации и связи, степень контроля)
Условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры) -
Слайд 23
Вероятностная модель
Любая ситуация может быть представлена как совокупность трех основных параметров:Степенью благоприятности отношений руководителя с подчиненными;
Величиной власти (влияния) руководителя в группе (его возможности в контроле за действиями подчиненных и использовании различных видов стимулирования);
Структурой групповой задачи (включающей в себя четкость поставленной цели, путей и способов ее решения)
-
Слайд 24
Эффективность управления опосредована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует.
Стиль управления всегда соотнесен с эффективностью функционирования возглавляемого руководителем коллектива
Связь между стилем управления и эффективностью обусловлена целым рядом параметров (особенностями коллектива и его членов, спецификой решаемых задач и т.д.), придающих ей вероятностный характер.
-
Слайд 25
Спасибо за внимание!
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
- Размер: 29.2 Mегабайта
- Количество слайдов: 43
Описание презентации Понятие и характеристика стилей руководства. Понятие и классификация по слайдам
Понятие и характеристика стилей руководства. Понятие и классификация методов менеджмента. Качество услуги как объект управления. Презентацию выполнила: к. г. н. , доцент кафедры международного туризма и менеджмента Анисимова В. В.
ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА. Работа менеджера в индустрии гостиниц и ресторанов представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек – человек» . «Стиль руководства» – это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, манера и способ поведения его в процессе подготовки и реализации управленческих решений.
Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления ( экономические, организационно-административные, социально-психологические ).
Стиль руководства – явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью.
Не существует «идеального» стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни; применяемые менеджером стиль или сочетание стилей могут зависеть не только от личности менеджера, но и от соответствующей ситуации. «Правильный» стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться в соответствии с изменениями управляемой среды.
Задачи менеджера: • управлять – руководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий; • направлять – менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;
• поддерживать – менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений; • делегировать полномочия – менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.
Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К. Левиным , который выделял авторитарный , демократический и анархический стили.
Для авторитарного (автократического) стиля характерно: – централизация власти в руках одного руководителя; – ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными; – единоличное принятие (или отмена) решений; – категоричность, резкость с людьми; – распоряжение, наставление, но не просьба; – основное содержание управленческой деятельности состоит из приказов и команд.
Менеджер с демократическим стилем : – стремится как можно больше вопросов решать коллегиально; – систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику; – в общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится с ними в постоянном контакте; – требователен, но справедлив.
Руководитель с либеральным стилем : – практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества; – с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности; – безынициативен, неосмысленно исполняет директиву вышестоящих органов управления.
Управленческая решетка. В управленческой решетке (англ. managerial grid, авторы – Р. Блейк и Дж. Мутон) наглядно представлены различные способы реализации руководителем своих полномочий. Действия менеджера осуществляются в двух основных измерениях: • забота о производстве (ось X) – стремление к получению положительных производственных результатов; • забота о людях (ось У) – стремление руководителя к достижению конечных результатов на основе уважения работников, симпатии друг к другу взаимного понимания и поддержки.
Взаимосвязь двух измерений для определения типов управления схематически может быть представлена в виде таблицы с девятибалльной оценкой, где один балл – низкая, а девять баллов – высокая степень измерения. Другие показатели обозначают промежуточные степени того или иного измерения.
Из всей совокупности типов руководства можно выбрать пять основных: 1) 9. 1 – максимальная забота об эффективности производства (девять баллов) сочетается с минимальной заботой о подчиненных (один балл). Руководитель типа 9. 1 отдает приоритет максимизации производственных результатов, диктуя подчиненным, что и как они должны делать; 2) 1. 9 – минимальная забота о производстве (1 балл) сочетается с максимальной заботой о людях (9 баллов). Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей;
3) 1. 1 – минимальная забота о производстве и нуждах работников. Руководитель данного типа принимает лишь минимальные усилия, требующиеся для того, чтобы сохранить свое место в организации; 4) 5. 5 – это руководитель с философией «золотой середины» . В её основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных; 5) 9. 9 – высокий уровень заботы о людях и о производстве. В действиях руководителя типа 9. 9 преобладают демократические приемы и способы решения производственных и личных задач.
Выделяются еще три дополнительных типа управления (сочетание пяти «чистых» типов): • патернализм (материализм) (9+9) – сочетание, а не симбиоз, высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, т. е. данный тип управления носит не интеграционный характер, а дополняющий; характеризует метод «кнута и пряника» ; • оппортунизм – менеджеры приспосабливаются и переходят, если им это выгодно, на любой стиль; усилия менеджера направлены только на достижение личных целей; • фасадизм (от слова «фасад» ) – фронтальная сторона может быть фальшивой, т. к. загораживает то, что в действительности находится за ней.
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА. Метод управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.
Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации осложняют задачу выбора тех из них, которые окажутся наиболее эффективными при решении конкретных управленческих задач. Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности при помощи классификации по определенным критериям.
Направленность методов управления означает их ориентацию на определенный объект управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т. д. ). Содержание методов управления – это совокупность специфических приемов и способов воздействия. Организационная форма методов управления – способы воздействия на конкретно сложившуюся ситуацию. Воздействие может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).
Выделяют следующие методы управления : 1) экономические; 2) организационно-административные; 3) социально-психологические.
Экономическим методам управления отводится центральное место! В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование. В отличие от организационно-административных методов руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения.
В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказами, директивами, указаниями и т. п. ), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.
Организационно-административные методы управления базируются на прямых директивных указаниях. Объективной основой использования этих методов выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных.
Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т. д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.
Возможны три формы проявления организационно-административных методов: • обязательное предписание (приказ, запрет и т. п. ); • согласительные формы (консультация, разрешение компромиссов); • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т. п. ).
Все формы организационно-административных методов едины в одном: это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления, которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов.
Организационно-административные методы от других методов отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. По существу, данные методы – это методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность человека.
В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения : • вынужденным и внешне навязанным, которое сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху» ; • пассивным подчинением, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений; • осознанным, внутренне обоснованным, которое удовлетворяет и руководителя, и подчиненного.
Социально-психологические методы управления. Установлено, что результаты труда во многом зависят от психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% – от умения работать с людьми.
Цель применения этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.
В качестве основных форм социально-психологического воздействия можно рекомендовать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, различного рода ритуалы и обряды, несоблюдение которых вызывает психологический дискомфорт в трудовом коллективе.
КАЧЕСТВО УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ. Качество услуги – это совокупность характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (Международный стандарт ИСО 8402 -94 «Управление качеством и обеспечение качества» ).
В МС ИСО 8402 -94 также принят термин «качество обслуживания» , которое рассматривается как совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.
К важнейшим характеристикам услуги относятся: • надежность; • предупредительность; • доверительность; • доступность; • коммуникативность; • внимательное отношение.
Надежность определяется как способность персонала в точности предоставить обещанную услугу. С обеспечения надежности должна начинаться разработка программы качественного сервиса. Основанием для надежности является компетентность персонала обслуживания. Сгладить некомпетентность персонала не помогут ни большие затраты на реконструкцию и обновление гостиничного здания, ни дружелюбное и приветливое обслуживание клиента.
Предупредительность – решимость помочь клиенту и без задержки оказать услугу. Во время обслуживания очень часто возникают нештатные ситуации или же у клиентов появляются особые желания. Особенность деятельности предприятий сферы услуг и, в частности, гостиничных, такова, что здесь всегда возникали и будут возникать нештатные ситуации.
Согласно правилу Парето можно предположить, что 20% клиентов создают 80% проблем. Клиент в действительности не всегда прав. Однако какую выгоду получит гостиничное предприятие, доказав, что клиент не прав? Несомненно, оно потеряет клиента, а привлечь нового будет гораздо сложнее и дороже.
91% недовольных клиентов больше никогда не обратится на это предприятие и каждый из них поделится рассказом о своих проблемах минимум с девятью другими клиентами, однако, от 54 до 70% клиентов снова воспользуются услугами «предприятия-обидчика» , если их жалобы были удовлетворены. Если же клиенты видят, что возникающие проблемы решаются очень быстро, то эта цифра возрастает до 95%.
Доверительность – умение персонала вызывать доверие. Для создания доверительности очень важно акцентировать внимание на внешних признаках, которым потребители доверяют в большей степени. Хорошо организованный интерьер гостиничного холла, номеров, ресторана, чистота помещений и опрятный вид улыбающихся служащих.
Доступность – легкость установления связей с персоналом обслуживания. К примеру, если гость вызвал в номер рассыльного, то тот должен прибыть в течение нескольких минут, а не часов. Коммуникативность – способность обеспечить такое обслуживание, которое исключит недопонимание между персоналом и клиентами за счет того, что необходимая информация будет предоставляться клиентам вовремя и без дополнительного запроса с их сторон.
Внимательное отношение – индивидуальное обслуживание и внимание, которое предприятие проявляет по отношению к клиенту. Каждый клиент имеет особые потребности, отличающиеся от потребностей других людей. Чтобы обеспечить верность клиента предприятию, при предоставлении услуги следует показать, что конкретный клиент является для предприятия особенным, что его индивидуальные потребности будут учтены.
При рассмотрении качества услуг часто употребляются нестандартизированные определения: «соответствует – не соответствует требованиям» , «выше уровня – ниже» , «хорошо – плохо» , «удовлетворяет потребности – не удовлетворяет» и т. д. Широкое распространение нестандартизированных терминов в отношении качества услуг вполне оправдано, так как позволяет показать всю многогранность качественных характеристик в деятельности предприятий гостеприимства.
Благодарю за внимание!