«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность
Классный руководитель — кто он и зачем нужен
Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…
У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:
- за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
- за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
- за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.
В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.
Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.
В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.
- Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.
Цели, задачи и функции классного руководителя
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.
Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
На педагога возложено несколько групп функций:
- педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
- социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.
Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.
Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.
Обязанности классного руководителя
Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.
Неизменная часть содержит шесть блоков:
- Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
- В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
- Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
- В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
- Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
- В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.
Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.
Права классного руководителя
Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.
Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.
Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):
- федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
- выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.
Ответственность классного руководителя за детей
Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Посмотреть программу
Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.
Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Инвариантные обязанности классного руководителя
642.5 КБ -
Нормативно‑правовая база для классного руководителям
634.1 КБ
Скачать
Выступление на педсовете по теме:
Преемственность работы классных руководителей
начальной и основной школы
Татаренко Оксана Юрьевна,
классный руководитель 5 «а» класса,
МБОУ СОШ № 117 г. Снежинска
Всякий раз, когда новые пятиклассники переступают порог основной школы, нас волнует вопрос, как построить воспитательную работу, чтобы эти классы стали дружными, сплоченными, организованными. Чтобы каждому ребенку было комфортно на уроках и во внеурочное время, где они смогли бы раскрыть свои способности и найти им применение, обрести себе друзей и самим стать хорошим другом.
В жизни любого человека переходные периоды всегда связаны с проблемами. А переход учеников из начальной школы в основную — это сложный и ответственный период; и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
И педагогическая задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать школьникам.
Ведь переход учащихся из начального в среднее звено школы — одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе — один из труднейших периодов школьного обучения.
Учителю и одновременно классному руководителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене и вооружил их всеми необходимыми общеучебными знаниями, умениями, навыками.
Классному руководителю 5 класса необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся; быть их проводником и наставником. Не следует также забывать, что пятиклассники — это уже младшие подростки, и подходы к их воспитанию и обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом.
В пятом классе ребёнка ждёт новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах; новые требования со стороны учителей-предметников, смена социальной обстановки; увеличение учебной нагрузки; изменение режима дня.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости, повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.
Чаще всего возникают следующие проблемы: снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Причины возникновения проблем:
— Изменение условий обучения
Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей. Каждый предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу. Надо выучить всех новых учителей, расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься, а в итоге повышается тревожность.
— Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную тетрадь – справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать. Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
— Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.
— Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.
—Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход в сравнении с начальной школой к новым методам обучения.
-Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, и так далее.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего, что было наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.
-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.
—Отсутствие ситуации успеха для школьников.
Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
—Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и индивидуальными.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителя перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстникам они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
—Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе
—Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания.
—Ослабление внешнего контроля над выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом учащихся в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроке, записей с номерами домашних заданий, отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома.
—Появляются пропуски и пробелы в знаниях.
В начальной школе пробелы и «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала (класс один, можно успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку, затягивается узел незнаний, появляются двойки.
—Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.
Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера – позволяет преемственность работы классных руководителей начальной и основной школы.
Преемственность – понятие Преемственности в педагогике трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию)
На слайде вы можете увидеть примерный план работы по реализации преемственности в начальной и основной школе:
Содержание работы |
Время проведения |
Ответственные |
Предварительная расстановка кадров в будущем пятом классе |
Январь |
Администрация |
Знакомство учащихся начальных классов с учебным процессом в среднем звене |
Январь-май |
Классный руководитель 4 класса |
Анализ программ, методических рекомендаций по преемственности преподавания основных предметов, с целью выработки единых требований |
Январь — март |
предметников |
Взаимопосещения уроков учителями-предметниками. Цель: ознакомление со стилем, темпом, формами работы учителей будущих выпускников начальной школы |
Январь- март |
Зам. директора по УР |
Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено |
Апрель |
Классные руководители |
Знакомство классных руководителей, учителей – предметников средней школы с учащимися выпускных классов начальной школы (посещения уроков в 4-х классах учителями средней школы, участие преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе родительских собраний 4-х классов) |
январь-май |
Администрация, классные руководители |
Итоговые контрольные работы в 4-х классах по русскому языку, математике и литературному чтению. Совместный анализ работ. |
Апрель |
Руководители МО |
Подготовка и проведение выпускного праздника в выпускных классах. |
Май |
Классные руководители 4-5 классов, учителя- предметники |
Совместное итоговое родительское собрание. Цель: “Особенности адаптации пятиклассников” |
Май |
Администрация, классные руководители |
Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе классных руководителей начальной и основной школы:
1. Как можно раньше (за полгода) определить классных руководителей и учителей-предметников будущих пятиклассников.
2. Посещение уроков и внеклассных мероприятий в 4-х классах классными руководителями и учителями-предметниками. Изучение системы работы учителя, выпускающего детей, его затруднений в работе с классом, особенностей детского коллектива и отдельных учащихся.
3. Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
4. Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения успеваемости, учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2», так называемый «мораторий на двойки».
5. Итоговые контрольные работы в 4-х классах, совместный анализ проведенных работ.
6. Участие преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе родительских собраний 4-х классов. Ознакомление с характеристикой классного коллектива, уровнем воспитанности и возрастными особенностями школьников, выявление участия родителей в жизни класса.
7. Проведение школьным психологом семинара «Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников и будущих 5-классников. Вопросы адаптации 5-классников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе» для классных руководителей 5 классов и учителей-предметников.
8. Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки).
9. Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
10. Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников и др.
11. Создание программы воспитательной деятельности с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива, которая должна логично быть продолжена с 1- 4 классов — в старшем звене 5 — 9 и 10 – 11 классов.
12. Продолжение оформления портфолио ученика, с предоставлением всех форм деятельности школьника и его успехов в виде грамот и дипломов.
13. Привлечение учащихся 8-10-х классов к процессу воспитания в организации и проведении классных часов, конкурсов, викторин, динамических пауз, игр на больших переменах и после уроков, что позволит пятиклассникам легче преодолеть трудности адаптационного периода, одной из которых может быть страх перед старшеклассниками.
Чтобы наладить процесс преемственности, необходимо создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения, а также между образовательными учреждениями города.
Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Целенаправленная система педагогических мер и действий с учетом конкретных условий школы обеспечивает преемственную деятельность классного руководителя 5-го класса и способствует успешному вхождению детей в новую ситуацию образования.
Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.
Давайте укреплять мосты партнёрства,
Содружества, взаимопонимания.
Без лишней суеты или актёрства
Проявим и заботу и старание.
Давайте помогать в пути друг другу,
Ведь наша цель, по сути, благородна:
Растить детей. Не уповать на чудо,
А действовать и мудро и свободно…
Обязанности классного руководителя, по закону об образовании, — это ответственность педагога-организатора школьной жизни, целью деятельности которого является сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.
Кто такой классный руководитель
Это учитель, преподающий любой из школьных предметов, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) прикрепленного к нему класса и общается с родителями учащихся. Основные права и обязанности классного руководителя в школе определяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 21.12.2012. Среди них:
- получать информацию о физическом и психическом здоровье детей;
- контролировать учебные успехи каждого ученика;
- координировать работу учителей-предметников;
- приглашать родителей в учебное заведение в случае необходимости;
- участвовать в работе различных школьных структур самоуправления;
- выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы;
- определять индивидуальный режим работы с учащимися;
- применять новые методы, формы и приемы воспитания;
- выбирать форму повышения собственного педагогического мастерства;
- защищать собственную честь и достоинство в школьных органах управления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы.
Обязанности
В своей работе педагоги должны руководствоваться положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Этот Приказ определяет, что входит в еженедельные обязанности классного руководителя. Любая дополнительная работа, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т. д.), несмотря на то, что входит в обязанности классного руководителя по факту, по договоренности с администрацией может быть оплачена отдельно.
Периодичность | Функциональные обязанности классного руководителя |
---|---|
Ежедневно | Контроль за посещаемостью, за соблюдением норм и правил, принятых в школе, предотвращение конфликтов между учащимися, решение спорных вопросов, возникающих между учащимися и преподавателями. |
Еженедельно | Еженедельный классный час, включенный в расписание и с записью в журнале. |
Ежемесячно | Проведение не менее двух воспитательных мероприятий в месяц, одно из них общешкольное. |
Каждую четверть | Проведение не менее одного родительского собрания в четверть. |
Кроме того, классный руководитель:
- ведет журналы;
- разрабатывает планы воспитательной работы с классом;
- работает с личными делами учеников;
- ведет протоколы родительских собраний;
- контролирует ведение дневников воспитанниками и т. д.
Должностные обязанности классного руководителя в школе определяют, что педагогу необходимо знать:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы педагогики и социальной психологии;
- школьную гигиену;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы;
- основы трудового законодательства РФ.
Объем необходимых знаний и обязанностей предполагает наличие у педагога следующих умений:
- общаться с детьми, поощряя детскую любознательность, ответственность, подавая собственный пример творческого и ответственного отношения к делу;
- видеть и формулировать воспитательные цели;
- составлять план воспитательной работы в классе;
- организовывать внеклассную деятельность, проводить внешкольные мероприятия с учетом возраста детей;
- организовывать и проводить родительские собрания, поддерживать плодотворные взаимоотношения с родителями учеников;
- пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.
Кроме запретов и ограничений, установленных действующим законодательством, педагогу запрещается:
- Унижать личное достоинство ученика.
- Использовать систему школьных отметок (школьный балл) для наказания ребенка.
- Злоупотреблять доверием учеников.
- Нарушать авторитет семьи и других учителей в глазах учащихся.
Должностная инструкция
Основные обязанности классного руководителя определены должностной инструкцией, но поскольку этот документ не является обязательным ЛНА, то необходимые сведения вносят в трудовой договор или, как сейчас принято говорить, в эффективный контракт педагога. Разработку должностной инструкции, в которой зафиксировано все, что входит в ежедневные обязанности классного руководителя, целесообразно начать с изучения профессионального стандарта, утвержденного Приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н.
Скачать образец должностной инструкции педагога с функциями классного руководителя
1. Формирование и развитие классной
воспитательной системы
Главное в воспитательной системе класса –
создание соответствующего
морально-психологического климата, творчества
атмосферы, доброжелательного стиля отношений –
всего того, что способствует развитию личности
каждого ученика, коллектива в целом; помогает в
формировании жизненной позиции, общего
отношения к жизни; признанию личности человека
как абсолютной ценности.
Мною приветствуется путь воспитания
основанный на терпении и разговоре
(демократичный). Если этот путь пройти до конца,
то я думаю, что результат превзойдёт ожидания.
Человек вырастит личностью, определившей свою
жизненную позицию и путь к её достижению. Люди
такой категории вызывают интерес общества, так
как они спокойны, уверенны, ответственны, их
слова не расходятся с делом, они доброжелательны,
отзывчивы и умеют любить.
Моя педагогическая цель – воспитать именно
таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных,
добрых, ответственных и активных в своей жизни.
Одним словом – воспитать личность. Но для этого
нужно постепенно самосовершенствовать личность.
Именно поэтому мною используется система
саморазвития личности в воспитательной
работе. Данная система основывается на следующих
положениях:
- ученик – субъект, а не объект процесса
воспитания и обучения; - воспитание и обучение приоритетно по отношению
к развитию опережает развитие; - воспитание и обучение направлено на
всестороннее развитие с приоритетной областью
(самоутверждающие механизмы личности). [1]
Вот уже третий год воспитательная система
класса направлена на саморазвитие и
самосовершенствование личности. В основе
системы лежит курс Г.К. Селевко
“Самосовершенствование личности”.[1] С моей
точки зрения данный курс очень актуален на
современном этапе развития общества, поскольку
переход общества к новому
социально-экономическому и политическому укладу
вызывает острую необходимость в людях
высообразованных, инициативных и
предприимчивых, обладающих чувством социальной
ответственности, способных приумножить духовные
и материальные богатства общества.
Кроме этого по Закону РФ “Об образовании”
содержание образования должно быть
ориентировано на “обеспечение самоопределения
личности, создания условий для её
самореализации”, должно обеспечивать, в
частности “интеграцию личности в национальную и
мировую культуру; формирования человека и
гражданина, подготовленный к выступлению в
современном ему обществе и национального не
совершенствование этого общества…”.
Эти задачи обеспечиваются организацией
педагогических условий, воздействий, но
одновременно в психике ребёнка идут внутренние
процессы самопознания, самовоспитания,
самоопределения, самоутверждения,
самоактуализации. Курс “Самосовершенствование
личности” ставит целое педагогическое
руководство этими процессами, активизацию
психогенных факторов развития, побуждение
школьников к самосовершенствованию.
В учебном плане средней школы отсутствуют
дисциплины, которые объяснили бы учащимся основу
содержания и закономерности формирования их
личности. Данный курс предназначен для
теоретической ориентировки, методологического
осмысления учащихся своей школьной и
внешкольной жизнедеятельности, для создания
теоретического фундамента их саморазвития. Курс
представлен в систематизированном виде (с 5-го по
11-й кл.), где излагаются знания о человеке,
отношениях между людьми друг с другом и
обществом, о нравственных ценностях, культуре
поведения и жизнедеятельности – о многом, что
необходимо развивающемуся человеку.
Система курса основана на том, что в каждом
возрастном периоде создаются особо
благоприятные предпосылки для формирования
определенных сфер самосовершенствования
личности. Кроме того потребностей, обоснования А.
Маслоу. [1]
Весь круг “Самосовершенствование личности”
разбит на 7 разделов по классам и охватывает все
основные этапы и компоненты процесса
самосовершенствования.
Класс | Раздел общего курса самосовершенствования личности |
Названия пособия |
5 | Самопознание | Познай себя |
6 | Самовоспитание | Сделай себе сам |
7 | Самообразование | Научи себя учиться |
8 | Самоутверждение | Утверждай себя |
9 | Самоопределение | Найди себя |
10 | Саморегуляция | Управляй собой |
11 | Самоактуализация, самореализация | Реализуй себя |
Процесс самопознания лежит в основе любого
акта самосовершенствования. Ребята должны
осознать, кто они есть, как себя оценивают, что и
почему с ними происходит. Поэтому система
технологии начинается с доступного
пятиклассниками обзора с психологических
качеств человека, приводит в некоторую систему
имеющиеся у ребят представления о своей
личности, помогает или понять себя, создать
осознаваемый образ своего “Я”.
Особенность работы по технологии саморазвития
личности – работа с внутренним миром ребёнка, с
его переживаниями, интеллектуальными
проявлениями, интересами, отношениями.
Опыт работы по технологии саморазвитие
личности позволил мне увидеть то, что многие
ребята переосмысливают своё поведение,
жизнедеятельности, отношение друг к другу и
миром в целом. Анализ работы по этой технологии
позволил понять, какая иерархия ценностей
формируется у отдельных детей, построить
индивидуальный подход к ним. При разыгрывании
различных ситуаций совместно с ребятами, я
увидела взаимное доверие, заинтересованность.
Вот именно в таких условиях происходит
обогащение жизненного опыта учащихся.
2. Развитие самоуправления в классе
Классное самоуправление – это один из режимов
протекания совместной и самостоятельной
деятельности учащихся, в которой каждый ученик
может определить своё место и реализовать свои
способности и возможности. Это
самостоятельность организованной социальной
общности в решении собственных дел.
Уже третий год в моём классе развивается
самоуправление. Первоначальной целью
самоуправления было сплотить учеников в дружный
и крепкий коллектив.
Классное самоуправление развивается поэтапно.
Первый этап пришёлся на 5-й класс. В
первую очередь, учащимся были сообщены знания о
значении самоуправления. Затем шло постепенное
формирование положительных мотивов у учащихся к
самоуправленческой деятельности. Для того, чтобы
всего этого достичь, в основном мною приводились
примеры из личной школьной жизни и жизни
предыдущего классного коллектива. На этом этапе
учащиеся начали вести “Летопись классной
жизни”. В первое время функция ребят была
исполнительская. Моя же позиция как классного
руководителя была – учитель. Проводилось
анкетирование с целью выявления склонностей и
интересов к чему-либо. Выявив интересы, ребята
получали задания, поручения. На начальном этапе
для того, чтобы привлечь их к самоуправлению я
сама назначала ответственных, присматривалась,
кто на что способен. Постепенно
учащиеся начали оценивать события в классе,
осуществлять самоконтроль и взаи-моконтроль. У
них появилась первая самооценка. Уже после
первого полугодия были видны результаты
самоуправления. Радовало то, что ребята
перестали быть равнодушными друг к другу, начали
проявлять инициативу в жизни класса и школы. Дети
сами стали предлагать мероприятия, в которых
хотели бы принимать участие. В классе выявилась
группа лидеров, которые были справедливы в
отношении одноклассников, те, кто имел явные
достижения в ценимых деятельностях (в спорте,
учёбе, творчестве) и те, кто мог повести других
ребят за собой.
Был выбран актив класса, которым были
разработаны классные нормы общения, поведения,
отношений в форме классных заповедей, правил,
законов, девизов на год. За год актив класса
менялся три раза и почти все ребята выполняли
какие-то поручения в классе. В конце года уже было
видно рождение самого настоящего коллектива.
Изначальная цель почти достигнута. Это
подтвердили и итоги ежегодного школьного
конкурса “Ученик года”. Из четырёх номинаций
среди 5-7 классов два ученика нашего класса стали
победителями: “Самый лучший ученик – 2005” и
“Самый талантливый — 2005”.
Второй этап рассчитан на два года – 6 и 7
классы. В начале 6-го класса был сформирован
постоянный актив класса на год демократическим
путём – путём выборности. Для более интересной
классной жизни было предложено переименовать
класс в “государство”. На собрании актива было
принято решение:
- форма самоуправления – Республика (РИД)
- глава Республики интересных дел (РИД) –
президент (классный руководитель) - министры государства (замы главы РИД):
Министры образования; | Министры внутренних дел; | |
Министры культуры; | Министры печати; | |
Министр спорта; | Министр финансов; | Министр здравоохранения. |
“Министрами государства” были приняты и
утверждены устав, герб, гимн “республики”,
предложенные всеми членами “государственной
думы” — учениками класса.
Ученическое самоуправление не столько
вводится, сколько выращивается в самом
коллективе. Смысл ученического самоуправления в
нашем классе заключается не в управлении одних
детей другими, а в обучении всех детей основам
демократических отношений в обществе, в обучении
их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Участие в самоуправлении помогает учащимся
сформировать у себя навыки демократизма, умение
самостоятельно действовать, нестандартно
мыслить, принимать решения и осуществлять их.
На конец 6-го класса достигнуты следующие
результаты классного самоуправления:
- хорошо налажено дежурство по классу и школе;
- хорошо поставлены трудовые дела (уборка
территории, утепление класса, благоустройство и
генеральная уборка в классе); - организация досуга (проведение классных
огоньков, вечеров, поездок, экскурсий, конкурсов
и других мероприятий); - выпуск всевозможных тематических газет;
- проведение спортивных мероприятий; — проведение
тематических классных часов; - сбор денежных средств на поездки.
В конкурсе “Ученик года – 2006” нами были взяты
все четыре номинации: “Самый лучший ученик –
2006” I и II степени, “Самый активный – 2006”, “Самый
спортивный -2006” и “Самый талантливый – 2006”. У
каждого победителя конкурса имеется портфолио
достижений.
Итоги 7-го класса подтвердили правильную
направленность нашего классного самоуправления.
Члены актива класса (министры) стали
организаторами работы с ребятами по интересам.
Не всё, конечно, гладко, бывают и трудности. Но с
этими трудностями мы уже справляемся вместе, т.е.
моя позиция изменилась – я стала консультантом.
На классных часах моя роль как классного
руководителя стала в основном консультирующая и
достаточно “теневая”. На мой взгляд, классные
часы дают возможность развивать одновременно и
талант организаторский и талант актёрский.
Перед классным коллективом всегда стоят
какие-то цели, задачи. Мои воспитанники
придерживаются десяти главных глаголов:
1) думать;
2) ставить цели;
3) решать;
4) делать;
5) помогать;
6) уважать;
7) дружить;
веселиться;
9) творить;
10) отвечать за всё и всех.
На мой взгляд, самоуправление в классе
необходимый компонент современного воспитания.
Самоуправление способствует личностному росту
школьников, развитию их ответственности и
самостоятельности. Они приобретают
организационные, коммуникативные, трудовые и
творческие навыки. Д.Уэбстер сказал: “Люди могут
вместе совершить то, чего не в силах сделать в
одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их
сил может стать почти всемогущим”. Во всём и
всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со
своими воспитанниками.
Я часто думаю и представляю, какими будут мои
дети – это будут САМОстоятельные и
САМОдеятельные личности, понявшие свою
САМОценность, которые достигли САМОопределения
и САМОреализации.
В своей педагогической деятельности мне близко
высказывание Ш.А. Амонашвили: “Надо видеть себя в
детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо
принимать их как повторение своего детства,
чтобы совершенствоваться самому; надо, на конец
жить жизнью детей, чтобы быть гуманным
педагогом”.
3. Взаимодействие классного руководителя с
родителями учащихся
Сегодня многие родители заинтересованы в
успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не
всегда есть понимание того, что хороших
результатов можно добиться только при активном
взаимодействии родителей и классного
руководителя.
Организация взаимодействия классного
руководителя с семьями учащихся требует
соблюдения определённых правил и норм общения.
При взаимодействии с родителями мною
используются различные
психолого-педагогические методы: наблюдение,
беседа, тестирование, анкетирование, тренинги,
материалы детского творчества.
Начиная работать с детским коллективом, я
попыталась максимально изучить семейную
ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого
ученика, традиции, обычаи, духовные ценности,
стиль взаимоотношений родителей и детей. Это
необходимо для того, чтобы спланировать
воспитательную работу в классе с максимальной
эффективностью. Уже на первой встрече (в
сентябре) с родителями мною использовалась
следующая диагностика.
Мой ребёнок.
1. Ф.И.О. ___________________________________
2. Интересы моего ребёнка ______________________________
3. О здоровье своего ребёнка могу рассказать
следующее_______________________
4. В начальной школе к нему (к ней) относились
так, что мы____________________
5. Его (её) отношения с учителем в начальной
школе были______________________
6. Моему ребёнку нравится,
когда___________________________________________
7. Моему ребёнку не нравится,
когда________________________________________
8. Его (её) положительными качествами является
то, что он (она) всегда__________
9. Его (её) отрицательными качествами является
то, что он (она) может___________
10. Трудности в воспитании нашего ребёнка
связаны с тем, что___________________
11. Я хотел бы, чтобы классный руководитель
обратил внимание на его (её) способности к _.
12. Мы надеемся, что с помощью классного
руководителя мы сможем развить в своём ребёнке
следующие качества ________________________ и преодолеть
следующие качества.
Результаты данной диагностики мне помогли
ближе познакомиться с детьми и дали
представление об их родителях.
Есть много различных диагностик изучения
семьи, отношений между педагогами и родителями,
детьми и родителями и т.д., которые используются в
моей педагогической деятельности.
Родительские собрания являются одной из
основных форм работы с родителями, поскольку они
обычно включают многие важные элементы работы
(от индивидуальных бесед до групповых
обсуждений). Но я решила изменить сам подход к
организации и проведении традиционных
родительских собраний. Главная цель нового
подхода – привлечь большинство родителей к
принятию решений в классе. Вопросы дисциплины и
успеваемости отдельных учащихся не обсуждаются
на общих собраниях. Такие вопросы решаются, как
правило, индивидуально, в отдельных беседах с
родителями. Для этого помимо встреч с любым
педагогом предусматриваются и дни открытых
дверей (по субботам), когда родители могут решать
вопросы с любым учителем и администрацией. А на
родительских собраниях активными участниками и
даже организаторами иногда становятся сами
родители, на которых обсуждаются актуальные
вопросы жизни в классе и в школе. В 2005 – 2006 уч.
году родителями, в частности членами
родительского комитета, было проведено два
тематических собрания (“Роль семьи в развитии
моральных качеств подростка”, “Поощрение и
наказание в воспитании ребёнка”). Было приятно,
что родителей взволновали эти проблемы и в
бурной дискуссии обсуждали, как можно
воспитывать детей, не прибегая к жестокости и
телесным наказаниям. Многие родители обратили
внимание на неиспользуемые возможности
поощрения и похвалы. Я познакомила родителей с
результатами исследований учёных о влиянии
семейной атмосферы на развитие моральных
качеств детей. На мой взгляд, такие родительские
собрания имеют большую воспитательную
эффективность.
Тематика родительских собраний весьма
разнообразна, поскольку широк круг проблем, с
которыми сталкиваются родители.
В нашем классе уже стало традицией проведение
последнего итогового родительского собрания
совместно детей и родителей. Это собрание всегда
бывает праздничное, как бы творческий отчёт о
проделанной работе и своих достижениях. Радует
то, что и родители не остаются в стороне, всегда
показывают своё “ответное слово”.
Кроме родительских собраний родители
принимают активное участие и во многих классных
мероприятиях (в составе жюри, в проведении
классных часов, совместные поездки, литературные
вечера и т.д.). Только с помощью совместных дел,
родители могут стать союзниками, так как
перестанут относиться к школе как посторонние
наблюдатели. Такая связь поколений, на мой
взгляд, является наиболее эффективным способом
для передачи социокультурных ценностей, так как
младшее поколение на жизненном примере
родителей может убедиться в незыблемости таких
понятий, как доброта, порядочность, честность.
Индивидуальные беседы с родителями,
анкетирование, дискуссии на родительских
собраниях показали, что в основном все дети имеют
хорошие отношения с родителями. Но в некоторых
семьях наблюдается излишняя строгость и
требовательность к ребёнку, а в некоторых
наоборот, не хватает контроля со стороны
родителей. Благодаря совместной деятельности,
родители начали осознавать, что с ребёнком
необходимо общаться как с равным, относиться к
нему, как к человеку, который имеет право на
самостоятельность и уважение, что терпение и
снисходительность к ребёнку – главное средство
в воспитании.
4. Активное участие учащихся в жизни школы
2005-2006 уч. год
Результаты традиционного школьного конкурса
“Ученик года – 2006” доказали активность
классного коллектива в жизни школы. Все четыре
номинации конкурса среди
5-7 классов выиграли воспитанники моего класса:
“Самый активный” — Ларюшкина А.; “Самый
творческий” — Колпакова В.; “Самый спортивный” —
Лупенкова Л.; “Лучший ученик 1 степени” — Гукова
В.; “Лучший ученик 2 степени” — Саломатина Т.
Помимо победителей, участие в жизни школы
принимают и другие члены классного коллектива.
За период 2005 – 2006 учебный год 6 “А” принял
участие в таких мероприятиях, как:
1. Участие в празднике: “День первоклассника”.
(8 человек).
2. Участие и победы в осенних и весенних
школьных олимпийских играх (весь класс)
3. Соревнование по пионерболу среди 6 – 7 х
классов (победа).
4. Участие в городском смотре театрального
искусства – спектакль “Красная шапочка”. (14
человек)
5. Школьный выпуск календаря знаменательных
дат:
1) геологу В.А. Русанову;
2) сказочнику – режиссеру А. Роу.
6. Участие в областной олимпиаде по экологии
(школьный тур ) — 9 человек
7. Участие в новогоднем представлении для 5 – 8
классов (3 человека)
8. Участие в концерте : “Встреча с ветеранами” (4
человека)
9. Участие в Международном математическом
конкурсе – игре “Кенгуру” (11 чел.)
10. Участие в городском смотре творчества:
“Пою о том я, что люблю”. (10 чел.)
11. Участие и победа в школьной учебно –
практической конференции (4 чел.)
12. Участие и победа в городской учебно –
практической конференции (3 чел.)
13. Активное участие и победы в спортивных
соревнования (гор., обл.) – 5 человек.
2006-2007 уч. год. На участие в традиционном
школьном конкурсе “Ученик года – 2007” от класса
было подано 9 заявок. Все четыре номинации
конкурса среди
5-7 классов выиграли воспитанники моего класса:
“Самый активный 1 степени” — Заболотний Е.;
“Самый активный 2 степени” — Ларюшкина А.; “Самый
творческий” -Гукова В.; “Самый спортивный” —
Лупенкова Л.; “Лучший ученик 1 степени” —
Ларюшкина А.; “Лучший ученик 2 степени” —
Саломатина Т.
Каждый ученик класса имеет свой пакет
достижений – портфолио.
2006-2007 уч. г. 7 “А” принял участие в таких
мероприятиях, как:
1. Участие в празднике: “День первоклассника”
(10 человек).
2. Активное участие и победу в осенних школьных
олимпийских играх (I место)
3. Соревнование по волейболу среди 7-8 х классов (I
место)
4. Соревнование по мини футболу среди 6-7 х
классов (I место)
5. Представление школьного спектакля “Кошкин
дом” на новый лад в новогоднем поздравлении для
уч-ся 5-6 и 7-8 классов. (18 человек)
6. Школьный выпуск календаря знаменательных
дат:
1) 100 летие со дня рождения конструктора ракет
Сергея Королёва
2) 270 лет со дня рождения архитектора Василия
Баженова
7. Участие в областной олимпиаде по экологии
(школьный тур ) — 11 человек
8. Участие в новогоднем представлении для 5-8
классов (7 человек).
9. Участие и победа в конкурсе песен: “ И помнит
мир спасённый” (14 чел.)
10. Активное участие и победы в спортивных
соревнования (гор., обл.) (7 чел.).
11. Участие в школьном смотре творчества: “
Славься, город родной”, (10 чел.)
12. Выпуск газет на “Школьный Арбат”: 1) “Что
Новый год готовит?”
2) “Город- герой – Курск” 3) Военноначальники,
уроженцы г. Кимовска и Ким-го р-на.
13. Участие и победа в областной (II место)
научно-практической конференции. (2 чел.)
14. Участие в литературных гостиных (7 чел.)
15. Участие и победа в школьной и городской
учебно – практической конференции (9 чел.)
Используемая литература: 1. Г.К.
Селевко, Н.К. Тихомирова Самосовершенствование
личности. М.: Народное образование, 2001.
Для увеличения заработной платы учителя часто соглашаются вести классное руководство, за которое им выплачиваются определенные финансовые надбавки. Они зависят от количества баллов, которые преподаватель набирает за руководство. В свою очередь, баллы складываются за выполнение обязанностей педагогом. Полный перечень этих обязанностей содержится в должностной инструкции классного руководителя.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции классного руководителя .doc
Образец должностной инструкции классного руководителя
Общие положения
Общие условия таковы:
- Назначить классного руководителя может только директор школы, но с обязательного согласия самого преподавателя.
- Контроль за работой будет проводить завуч по воспитательной работе.
- При исполнении своих обязанностей классрук обязан руководствоваться Конституцией, Конвенцией о правах ребенка, всеми решениями органов образования и Правительства РФ.
Функции
Классный руководитель берет на себя следующие функции:
- Организация, сопровождение, координация.
- Коммуникация.
- Стратегическое планирование и аналитика.
Должностные обязанности
В обязанности руководителя класса входит :
- Составление учебных планов и системы работы в классе для каждой новой четверти и года. За выполнением этого пункта следит все тот же завуч по УВР; за 5 дней до начала учебного периода он должен одобрить или отклонить предоставленные преподавателем планы.
- Ответственность за безопасность в классе, оказание первой помощи (для этого преподаватели проходят специальные курсы).
- Проведение обязательных инструктажей по поведению в различных экстремальных и бытовых ситуациях: на дороге, воде, при пожаре и т.д.; ведение отчетности по этим инструктажам.
- Мотивация учеников к учебной деятельности и повышенной активности на занятиях.
- Индивидуальная помощь обучающимся на занятиях, выявление и ликвидация причин низкой успеваемости.
- Обязательное соблюдение прав и свобод обучающихся.
- Помощь в организации и обеспечении посещаемости кружков, различного рода секций и иных форм дополнительного образования, вовлечение учеников в этот процесс.
- Создание в классе доброжелательной и комфортной для ребенка атмосферы, в которой он сможет разносторонне развиваться.
- Ведение пропаганды здорового образа жизни, помощь в проведении и организации мероприятий спортивного и физкультурно-оздоровительного комплекса.
- Обеспечение социальной защиты детей; ведение активной работы с родителями и семьей.
- Создание психологически комфортной среды в классе.
- Развитие коммуникативных навыков обучающихся, помощь в решении проблем, связанных с общением в классе.
- Выявление особенностей личности каждого ученика; помощь в развитии индивидуальных качеств, саморазвитии.
- Проведения мероприятий по определению актуального состояния классного коллектива, создание стратегии по его дальнейшему развитию.
- Контроль за ведением дневников ученика; своевременное проставление отметок, ведение необходимой документации и отчетности.
- Предоставление завучу в конце каждой четверти письменных отчетов о проделанной работе.
- Присутствие на педсоветах.
- Посещение вместе со своим классом мероприятий общешкольного уровня.
- Ежегодное повышение квалификации, участие в методических объединениях.
- Работа по утвержденному главной школы графику.
- Организация систематических дежурств силами учеников класса.
- Обязательное соблюдение норм морали и этики, соответствующих положению учителя, не только в стенах школы, но и вне их.
Права классного руководителя
В работе с детьми очень легко перейти личные границы, поэтому преподавателю на посту классрука очень важно знать о своих правах:
- Запрашивать данные о здоровье обучающихся.
- Напрямую следить за успеваемостью и посещением занятий учениками.
- Заниматься координацией работы учителей-предметников, ведущих данный класс.
- Проводить воспитательную работу через различные классные мероприятия.
- Выносить от класса предложения на рассмотрение администрацией.
- Вызывать в школу родителей или законных представителей ребенка.
- Обращаться в комиссии и советы по делам несовершеннолетних, но только после согласования с администрацией учебного заведения.
- Составлять график индивидуальной работы с детьми, исходя из потребностей семьи и ребенка.
- Проводить работу научно-экспериментального характера.
- Подавать документы для надбавок и иных форм материального поощрения.
- Принимать участие в различного рода и уровня мероприятиях и конкурсах как совместной с учениками, так и самостоятельно.
- Требовать от администрации школы определенной материально-технической базы для проведения воспитательного процесса.
- Повышать квалификацию любыми доступными путями; просить у администрации помощь, необходимую для успешного повышения квалификации.
Ответственности
Во время процесса обучения классный руководитель несет ответственность за:
- Соблюдение норм безопасности учебного процесса; сохранение жизни и здоровья его участников, а также за соблюдение прав обучающихся.
- За непрофессиональное исполнение или неисполнение вовсе своих обязанностей, возложенных должностью, и требований трудового договора, распорядка и устава школы, локальных распоряжений администрации.
- За ненадлежащее выполнение норм безопасности и противодействия угрозам террористической направленности.
- За нормы воспитания, которые так или иначе связаны с психологическим или физическим воздействием на ребенка.
- За доказанное причинение вреда как школе, так и обучающимся, которое связано либо с неисполнением, либо c непрофессиональным исполнением своих обязанностей.
Объяснение инструкции
Будем разбирать написанное в указанном выше порядке. В принципе, функции классного руководителя в полной мере описываются его обязанностями, но для полного понимания подробно разберем каждую из них:
- Организация и координация: сюда входит работа с учителями-предметниками, семьей, каждым конкретным учеником в классе; стимулирование и мотивация на учебную деятельность, проведение школьных и внеклассных мероприятий; ведение документации и отчетов.
- Коммуникация: установление благоприятной атмосферы в классе, развитие дипломатических и ораторских навыков у обучающихся.
- Планирование и аналитика: выявление особенностей учеников и определение направлений развития классного коллектива.
Если сократить и популярно объяснить положения об обязанностях преподавателя, то можем получить примерно следующие:
- в своей работе классный руководитель должен просто по-человечески относиться к детям, не нарушать их частные границы, уважать их достоинство и честь;
- главной целью установления руководства над классом является его сплочение и координация, что достигается благодаря проведению классных мероприятий, воспитательных бесед, индивидуальной помощи отстающим (в среднем и старшем звене — в кооперации с преподавателем-предметником);
- на руководителя ложится вся ответственность за безопасность в классе, за своевременную подготовку и сдачу документации, за отчетность перед администрацией;
- от обычного учителя классрук сильно отличается вовлеченностью в жизнь класса, проведением мероприятий и различных кружков, так как от этого напрямую зависит финансовая составляющая должности.
Важно отметить! Часто в школах, где не хватает преподавателей для классного руководства, директора угрожают увольнением либо штрафами за подобные отказы. Согласно первому пункту Общих положений, это незаконно, преподаватель имеет полное право отказаться от руководства, если поступило такое предложение, но вправе и самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру на эту должность.
Что должен будет делать классный руководитель
Если говорить конкретно, то на практике, как правило, под мероприятиями будут пониматься поездки в театры и тюзы, посещение музеев и ближайших библиотек. Как правило, руководители класса хорошо знают родителей своих учеников, поэтому часто приглашают их рассказать детям о своей профессии (этому можно посвятить даже целый классный час, что явно будет одобрено администрацией). Для помощи детям из слабозащищенных слоев населения классный руководитель должен узнать о присутствии учащихся из многодетных семей, чтобы обеспечить их бесплатным питанием в школе.
Кроме того, при согласовании с администрацией классрук должен уведомить органы по работе с несовершеннолетними, если какие-то обучающиеся неоднократно серьезно нарушают дисциплину, угрожают безопасности класса и мешают нормальному проведению учебного процесса. Но нужно понимать, что это самая крайняя мера, которая в будущем может испортить ребенку жизнь, поэтому перед таким решением необходимо провести ни одну беседу как с самим ребенком, так и с его семьей. И если нет результата, только тогда обращаться за помощью выше.
Физкультурно-оздоровительные кружки и секции преподаватели не организовывают. На практике представители этих кружков выступают перед обучающимися, раздают им визитки или буклеты, а задача классного руководителя сводится к мотивации детей на посещение данных занятий.
Особенно важно! Зачастую классные руководители запрещают детям во время урока выходить из класса и просят предметников делать так же, мотивируя это соображениями безопасности и ответственности за детей. Так делать ни в коем случае нельзя, и из должностной инструкции это становится понятно. Это прямое нарушение прав и свобод учащихся, что наказывается администрацией учебного заведения.
Руководителю важно понимать, что на нем лежит ответственность не только за детей, но и за оборудование в классе. Если администрация сможет доказать, что оно стало повреждено по вине учителя, то и возмещать ущерб придется ему.
Надеемся, теперь задачи, функции и обязанности классного руководителя стали вам понятны. Как выяснилось, это крайне ответственная должность, надбавка за которую, к сожалению, далеко не покрывает всех усилий преподавателя, приложенных для выполнения своих обязанностей на этом посту