Классное руководство как особый вид педагогической деятельности
Коллектив педагогов продолжает поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, её самопознания и самоопределения. Опыт работы с классными руководителями показал, что они нуждаются в педагогической помощи и поддержке, особенно начинающие классные руководители. 27 декабря 2022г. состоялось методическое объединение классных руководителей, на котором были рассмотрены такие актуальные вопросы, как внеурочная занятость обучающихся, профориентация и взаимодействие классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса. Грошева Е.Н. наглядно показала всем присутствующим свои виды, направления и формы внеурочной занятости с учащимися на ступени начальной школы ориентированные на воспитательные результаты. Александрова О.В. провела мозговой штурм по координирующей деятельности классного руководителя в системе профориентационной работы школы. Методическое объединение получилось практической направленности, что способствует формированию не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности.
Слайд 1
Классное руководство как особый вид педагогической деятельности . Учитель ГБОУ школы – интерната № 4 г.о. Самара: Л. А. Алексевнина
Слайд 2
Школа – не здание, не кабинеты Не образцовая наглядная агиттация Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, Которая увлекает сразу троих: ребёнка, учителя, родителя И тут же реализуется (А.А. Захарченко)
Слайд 5
Каждый класс похож на своего классного руководителя — более или менее организованный, более или менее работоспособный, более или менее жизнерадостный .
Слайд 7
3.Работа с учителями-предметниками;
Слайд 8
-индивидуальная работа с каждым учеником
Слайд 9
-поддержание доверительных, уважительных отношений с учеником, оказание помощи в социализации, нахождения своего места в классном коллективе.
Слайд 10
Работа с классным коллективом:
Слайд 11
— проведение экскурсий, походов, посещения спектаклей;
Слайд 12
— сплочение коллектива через проведение игр, тренингов в классном коллективе, организации мини поздравлений с днем рождения учащихся;
Слайд 13
Работа с учителями-предметниками: -регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания
Слайд 14
-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса; -привлечение учителей-предметников к участию во внутри классных делах; -привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях, знакомство с новыми учителями и их требованиями ;
Слайд 15
Классному руководителю важно достаточно полно информировать родителей о жизни детского коллектива, о достижениях, событиях, о результатах тестирования и т. д
Слайд 16
«Каково на дому, таково и самому», — гласит известная поговорка.
- Курсы
- Регистрация
- Вход в личный кабинет
- Новости
- Мероприятия
- Техподдержка
О программе
Программа включена в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования Минпросвещения России.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству» разработана в рамках реализации методических рекомендаций по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, направленных письмом Минпросвещения России от ВБ-1011/08 от 12 мая 2020 года, в целях обеспечения повышения квалификации педагогических работников, осуществляющих классное руководство.
Методические рекомендации подготовлены Рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Министерством просвещения Российской Федерации и Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации.
Прохождение программы повышения квалификации позволит педагогическим работникам ознакомиться с приоритетами государственной политики в сфере образования и концептуальными подходами к организации педагогической деятельности в области воспитания и социализации подрастающего поколения.
Обучение будет организовано в рамках реализации плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, до 2027 года, и ежегодно рабочая группа будет направлять информацию в Минпросвещения России о количестве прошедших обучения по данной программе повышения квалификации.
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО КАК ОСОБЫЙ ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Повышение квалификации
441 RUB
490 RUB. Скидка 10% до 31 мая 2023 года
Записаться на курсы
До начала обучения пользователю необходимо предоставить следующие данные и сканы документов: ФИО, паспортные данные и данные об образовании. Без предоставления данных и документов согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» пользователь не сможет начать обучение.
. Лицензия на образовательную деятельность. Скачать (pdf).
Описание программы Скачать (pdf)
Подробнее о программе
- Совершенствуемые компетенции
- Планируемые результаты обучения
- Режим занятий, срок освоения программы
- Этапы обучения
- Учебный план программы
- Формы аттестации
- Образцы выдаваемых документов
- Об организаторе обучения
Совершенствуемые компетенции
Совершенствуемые компетенции педагогических работников в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование»:
ОПК-2: Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
ПК-1: Способен управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;
ПК-16: Готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
ОПК-4: Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
ОПК-4: Готов к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования;
ПК-6: Готов к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
ПК-14: Готов исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;
ПК-15: Готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы.
Планируемые результаты обучения
Специалисты, прошедшие обучение на курсах по дополнительной профессиональной образовательной программе, в соответствии ФГОС ВО по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» должны знать по коду компетенции:
ПК-13: Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также законодательные, нормативные и правовые отраслевые акты; Принципы структурирования, методы проектирования структур управления образованием; Условия функционирования образовательной системы на основе закономерностей эффективного управления;
ОПК-5: Знать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики и речевой культуры;
ПК-11 ОПК-2 ПК-47: Ключевые понятия и механизмы формирования системы управления, ориентированной на положения международных стандартов качества управления серии ИСО 9000 и TQM.
Уметь:
ОПК2 ПК-16 ПК-1: Ориентироваться в тексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в составе иных законодательных актов, осуществлять поиск правовых норм, необходимых в изучаемой сфере вопросов профессиональной деятельности;
ПК-16 ПК-1: Принимать управленческие решения в соответствии с нормами законодательства;
ОПК-4: Актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации;
ОПК-4: Использовать нормативные и правовые документы, определяющие требования к профессиональной деятельности педагогического работника.
Планируемые результаты обучения по дополнительной профессиональной программе соответствуют выполняемым трудовым действиям, необходимым знаниям и умениям в соответствии с профессиональными стандартами:
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
Педагог-психолог (психолог в сфере образования);
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
Специалист в области воспитания.
Режим занятий, срок освоения программы
Трудоемкость обучения: 36 часов.
Форма обучения: заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий. Форма обучения не указывается в выдаваемом документе.
Нормативный срок освоения программы – 7 календарных неделей с возможность ускоренного обучения.
Этапы обучения
Предоставление информации о слушателе в личном кабинете. Для получения доступа необходимо предоставить информацию, требуемую согласно законодательству: данные об образовании и паспортные данные. После автоматической проверки информации о слушателе ему будет предоставлен доступ к обучению.
Изучение лекционных материалов. Слушатель может выбрать удобный ему режим обучения.
Прохождение итоговой аттестации в форме теста. Удостоверение о повышении квалификации предоставляется в случае успешного прохождения теста: электронный документ предоставляется сразу после тестирования, печатный документ направляется на почтовый адрес Слушателя.
Подробная инструкция о записи и прохождении образовательных программ представлена на ссылке.
Учебный план программы повышения квалификации
№ |
Наименование разделов |
Виды занятий в часах |
||
Всего |
Лекции для самостоятельного изучения |
Практическая работа |
||
1. |
Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях |
12 |
12 |
— |
2. |
Концепция модернизации содержания и технологий деятельности классных руководителей |
23 |
23 |
— |
Всего часов |
35 |
35 |
— |
|
Итоговая аттестация |
1 |
— |
— |
|
Итого |
36 |
— |
— |
Формы аттестации
Итоговая аттестация организована в форме онлайн-тестирования, содержащего 20 вопросов по материалам программы повышения квалификации с выбором одного правильного ответа в каждом вопросе. Пользователю предоставляются две возможности пересдачи итоговой аттестации. Оценка «Зачет» ставится при количестве верных ответов на не менее 65% вопросов. Оценка «Незачет» ставится при количестве верных ответов на менее 65% вопросов. Длительность итоговой аттестации – 1 академический час.
Образцы выдаваемых документов
Удостоверение о повышении квалификации предоставляется успешно прошедшим итоговую аттестацию (тест) по образовательным программам повышения квалификации.
Удостоверение подтверждает повышение квалификации и соответствует всем требованиям законодательства федерального и регионального уровня.
Удостоверение действует бессрочно и подтверждается во всех субъектах Российской Федерации.
Удостоверение изготавливается на бланке АО «Госзнак», который является полиграфической продукцией, защищенной от подделок, что позволяет установить подлинность удостоверения в соответствии с требованиями письма Минобрнауки России от 21 февраля 2014 года N АК-316/06.
Удостоверение отправляется бесплатно заказным письмом АО «Почта России» с предоставлением трек-номера для отслеживания. Стандартный срок отправки — от 10 рабочих дней.
Об организаторе обучения
Обучение организовано ООО «Центр инновационного образования и воспитания» на основании лицензии на образовательную деятельность по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки № 3690 от 13 марта 2019 года.
Общество прошло общественную аккредитацию организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на соответствие стандартам и критериям качества образования.
Образовательные программы ООО «Центр инновационного образования и воспитания» основаны на научно-методической литературе и соответствуют актуальным положениям законодательства Российской Федерации.
Образовательные программы включены в информационную базу данных дополнительных профессиональных программ для педагогических работников, реализуемой при поддержке Минобрнауки России, и федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования Минпросвещения России.
Образовательные программы разрабатываются авторами, которые являются экспертами и авторами методических рекомендаций Совета Федерации, Минпросвещения России, Минцифры России, а также членами рабочих групп при федеральных органах исполнительных власти, обладая необходимыми компетенциями и знаниями.
О портале
Единыйурок.рф — официальный сайт, онлайн-площадка для проведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования.
Информация о средстве массовой информации «Единыйурок.рф»
Возрастная маркировка О+
Соцсети
Вы можете подписаться на нашу группу в «Вконтакте», где будете в курсе событий и новостей портала и образовательной политики.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.
Поддержка
Ознакомиться с часто задаваемыми вопросами по использованию сайта или получить консультацию по техническим вопросам можете в разделе «Поддержка».
Сведения о портале и об организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные, в том числе cookies. Подробнее.
- Карта сайта
Модуль «Классное руководство»
Классное руководство – особый вид педагогической деятельности. Классный руководитель — ближайший и непосредственный воспитатель,
и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в
классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества,
отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В настоящее время
это действительно Руководитель класса. И добрый советчик, и управленец, и
учитель, и воспитатель. В отсутствии родителей, это и мама, и папа для ученика
в школе.
Работа классного руководителя ведётся по
нескольким направлениям:
1.Индивидуальная работа
с обучающимися;
2.Работа с классным
коллективом;
3.Работа с
учителями-предметниками;
4.Работа с родителями
или их официальными представителями.
1.
Индивидуальная работа с учащимися:
— Сбор информации о каждом ученике,
составление психологического и личностного портрета каждого учащегося;
-поддержка и помощь ребенку в
установлении контактов с учениками класса, учителями-предметниками;
-индивидуальная работа с каждым
учеником, направленная на управление личностными результатами (успеваемость в
школе, электронный сервис «Мои достижения»);
-коррекция поведения ребенка в школе
через проведение личных бесед с самим ребенком или его родителями, возможно с
участием преподавателей-предметников, психолога, социального педагога;
-поддержание доверительных,
уважительных отношений с учеником, оказание помощи в социализации, нахождения
своего места в классном коллективе.
2.Работа с классным коллективом:
-изучение сложившегося коллектива,
выявление устойчивых групп, выявление лидеров групп, лидеров класса;
-инициирование участие класса в
школьных, классных или городских мероприятиях;
-проведение тематических классных
часов, познавательных, развлекательных мероприятий;
-организация системы классного
самоуправления, участия в работе школьного самоуправления;
-проведение экскурсий, походов,
посещения спектаклей;
-вовлечение учащихся в кружки,
секции, клубы, работающие по программам внеурочной деятельности;
-сплочение коллектива через
проведение игр, тренингов в классном коллективе, организации мини поздравлений
с днем рождения учащихся;
3.Работа с учителями-предметниками:
-регулярные консультации классного
руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства
требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями, обучающимися и
родителями;
-проведение мини-педсоветов,
направленных на решение конкретных проблем класса;
-привлечение учителей-предметников к
участию во внутри классных делах;
-привлечение учителей-предметников к
участию в родительских собраниях, знакомство с новыми учителями и их
требованиями;
4.Работа с родителями:
— регулярное информирование родителей
(законных представителей) об успехах и проблемах их детей;
-информирование родителей о
мероприятиях, в которых можно принять участие детям вне школы для личностного
роста или пополнения копилки личных достижений;
-ежедневное получение от них
информации о причинах отсутствия ребенка на занятиях ;
-помощь родителям в установлении и
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
— организация встреч с родителями;
В целом классный руководитель – это
помощник, координатор и навигатор, как для учеников своего класса, так и для их
родителей.
(модуль
«Классное руководство» написала больше для себя, а календарный план по этому
модулю сверстаю позже. Если надо-напишите)
Минпросвещения России направило в регионы разработанные совместно с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (далее- Методические Рекомендации) для использования в работе.
Как сказано в Пояснительной записке, «Методические рекомендации направлены на уточнение и конкретизацию нормативного правового поля реализации воспитательной деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению педагогическими работниками классного руководства, критериев оценки эффективности этой деятельности».
Обратим внимание, что в Методических рекомендациях классное руководство понимается как особый вид педагогической деятельности, направленный, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Отмечено, что классное руководство является одним из конкретных видов дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.
«Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей», — говорится в Методических рекомендациях.
Для сокращения бюрократической нагрузки важна рекомендация о том, что педагогический работник, осуществляющий классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Поэтому анализ, планирование и контроль являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством. По классному руководству рекомендовано вести следующую документацию:
— классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся. Если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся;
— план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
Для оценки эффективности деятельности классных руководителей рекомендовано использовать две группы критериев: критерии оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности.
Мотивирование деятельности классных руководителей обеспечивается мерами материального и нематериального стимулирования, для обеспечения которых предлагаются пакеты механизмов. Например, в пакете мер по материальному стимулированию ежемесячные выплаты педагогическим работникам в размере не менее 5 тысяч рублей с 1 сентября 2020 года с сохранением ранее установленных доплат за классное руководство.
Примечание. В соответствии с пунктом 2.3 Приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 года № 536 выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты). регулируется трудовым договором с работником (дополнительным соглашением к трудовому договору).
Источник:
Письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 N ВБ-1011/08
https://www.eseur.ru/Files/file12421.pdf