Классное руководство как педагогическая деятельность

Классный руководитель
должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать
учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности
и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению
учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель —
это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в
усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений
через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе,
создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и
осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации. 

В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие классное
руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией
РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательными актами Российской
Федерации и Чувашской республики, нормативными правовыми актами Министерства
образования РФ и Чувашской Республики, регулярно читают методическую
литературу. 

Классное руководство осуществляется как педагогическая функция,
обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном его звене —
первичном ученическом коллективе. 

В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет
содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их
возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной
обстановки в стране и конкретные условия школы, класса. Планирование
воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность
взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое
влияние школы, сведение ее воспитательного влияния к узкому кругу
однообразных дел, широкого процесса воспитания личности — к обучению. 

Классный руководитель должен владеть целой палитрой форм организуемой
деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, группой
и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Выбор и создание новых
форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной
ситуацией, в которой оно осуществляется. Но вместе с тем форма не может быть
самоцелью, она создается как выражение глубокого психологического замысла и
реализации воспитательной цели. В этой связи совершенно очевидно, что
классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных,
распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм
работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных,
творческих и др. 

Классный руководитель работает по плану, составленному на четверть или
полугодие, в котором кратко определяются конкретные мероприятия по
воспитательной работе с классом исходя из наиболее актуальных задач, стоящих
перед школой. 

План классного руководителя утверждается директором школы. В крупных школах
директор школы может поручать утверждение части планов классных руководителей
заведующему учебной частью. Классный руководитель подотчетен в своей работе
директору школы, заведующему учебной частью и педагогическому совету. 

Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации
обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности,
соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам
государственной политики в области образования и определенных Законом РФ
«Об образовании». Цель его работы с классом состоит в создании
благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в
координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей,
руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на
становление личности его воспитанников. 

Задачи классного
руководства:

Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды,
обеспечивающей социализацию каждого ребенка. 

Организация всех видов коллективной и индивидуальной , деятельности,
вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью
представителей всех социальных институтов воспитания. 

Коррекция индивидуального развития учащихся класса, I способствующая
свободному и полному проявлению и развитию их способностей. 

Основополагающими для классного руководства являются следующие принципы:

гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя —
развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы),
обеспечение прав и свобод обучающихся; 

коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем
обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических
работников; 

системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех
участников воспитательного процесса; 

природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом
половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и
целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных
условий его жизнедеятельности. 

Основные направления
классного руководства:

Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и
динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив
развития классного коллектива. 

Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой
деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного
учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации
обучения и воспитания в закрепленном классе (учебной группе), индивидуальная
работа с обучающимися; формирование классного коллектива. 

Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между
обучаююимися и педагогическими работниками, содействие развитию общего
благоприятного психологического климата в коллективе.

В процессе своей
деятельности классный руководитель:

получает регулярную информацию о физическом и психическом здоровье
воспитанников, их успеваемости и поведении; 

по мере необходимости обращается за методической и
организационно-педагогической помощью к руководству образовательного
учреждения, методическим объединениям, работающим в нем; 
выносит на рассмотрение администрации, педагогического совета или совета
образовательного учреждения предложения, направленные на улучшение
жизнедеятельности детского коллектива закрепленного класса, отдельных
обучающихся; 

по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает
родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий
в воспитании их детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам
несовершеннолетних и другие организации для решения вопросов, связанных с
обучением и воспитанием обучающихся класса;

систематически анализирует динамику личностного развития обучающихся; 
контролирует ведение дневников; 

проводит классные часы (собрания, «часы общения» и т. п.) и
родительские собрания; 

содействует деятельности родительского комитета класса (учебной группы); 

при поддержке коллег и родителей (законных представителей) осуществляет
диагностику вос-питанности обучающихся, эффективности воспитательной работы с
ними; 

повышает свою профессиональную квалификацию в целях совершенствования
воспитательного процесса; 

планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с
требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного
учреждения для классных руководителей; 

ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, карту и т. п.) педагогических
наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса (учебной
группы) в целом; 

осуществляет постоянный текущий контроль над учебным процессом;

работает с родителями по всем профессиональным, воспитательным и бытовым
проблемам учащихся; 

ведет индивидуальную работу с «трудными» учащимися и их родителями; 

осуществляет сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства,
контактных телефонах; 

осуществляет организационную поддержку досуга школьников. 

Классный руководитель
является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:

познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению,
развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; 

трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных
ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного
труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым
формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству
существования человека; 

художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном,
способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и
стимулирующей художественную самодеятельность школьника; 

спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу,
выносливость, пластичность и красоту человеческого тела; 

общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к
активному преобразованию действительности; 

ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной
причастности к миру во всех его проявлениях; 

свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение
освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности
является общение с «другим человеком» как ценностью.

Полномочия классного
руководителя:

получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; 

контролировать успеваемость каждого ученика; 

координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы,
«малые педсоветы»; 

выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического
совета школы согласованные с коллективом класса предложения;

посещать уроки учителей и внеклассные занятия в своем классе;

оценивать поведение учащихся по согласованию со всеми учителями класса,
объявлять благодарность классу в целом и отдельным учащимся за успехи в
учении, труде, общественно полезной работе и поведении, а также порицание
учащимся за допущенные проступки; 

входить в педагогический совет с предложениями о поощрениях учащихся за
отличные успехи в учении, труде, другой общественно полезной работе и за
примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении из школы
отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении к ним были
исчерпаны все другие меры педагогического воздействия; 

вызывать родителей учащихся для совместного решения вопросов, связанных с
улучшением учебной и трудовой деятельности школьников и их воспитанием; 

проводить собрания родителей класса;

приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу; 

по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН), советы содействия семье и
школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и
воспитанием учащихся его класса;

определять программы индивидуальной работы с детьми; 

по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы
вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и
воспитательной деятельности; 

выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему
переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и
групповых формах методической работы, через систему образования и выездную
стажировку. 

Требования к подготовке
классного руководителя и общие условия его работы

Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются: 

знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной
психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов;
педагогической этике; 

знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение
эффективными методами изучения отдельной личности и группы; 

знание возрастной физиологии, школьной гигиены; 

знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного
воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой
организации свободного времени школьников, коллективной творческой
деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.); 

знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по
организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив
развития народного образования и педагогической практики; 

знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других
государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции
о правах ребенка; основ трудового законодательства; 

способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию,
коррекции, самоконтролю; 
организаторские умения и навыки; 
коммуникативные способности; 
высокая духовная культура. 

Для реализации
педагогических задач классному руководителю необходимо создать соответствующие
условия:
материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной
деятельности; 

организационно-методическую помощь со стороны руководства учреждения
образования, методической службы;

мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного
педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства,
использования методов и мер морального и материального поощрения и др.). 

Круг обязанностей
классного руководителя

1. Организация
деятельности классного коллектива.
 
• Ведение журнала. 
• Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с
активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация
каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного. 
• Организация дежурства по классу, по школе, по столовой. 
• Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета. 
• Забота о внешнем виде воспитанников. 
• Организация питания. 

2. Организация учебной
работы классного коллектива и отдельных учащихся.
 

• Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную
ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.

• Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им
помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу. 

• Создание обстановки, благоприятствующей учебе. 

• Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование
отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение минипедсовета учителей,
работающих в классе, раз в четверть). 

• Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу
успеваемости школьника. 

• Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития
познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки,
факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов,
экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.). 

• Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед,
рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога). 

• Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с
кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция). 

3. Организация
внеучебной жизни классного коллектива.
 

• Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношении, их
коррекция, регулирование взаимоотношений. 

• Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом за
порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением. 

• Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или
всего коллектива класса.

• Всемерное вовлечение в общественно полезную, нужную товарищам, людям
деятельность, воспитание доброты и милосердия. 

• Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика,
укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу через
походы. 

• Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов. 

• Помощь в деятельности различных детских общественных организаций. 

• Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела,
определение целесообразности и целенаправленности при организации и
проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь
то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный разговор,
огонек и т. д.). (Проведение 1 тематического классного часа в месяц
обязательно). 

4. Изучение личности и
коррекция в воспитании школьников.
 

• Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с
учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей. 

• Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для
коррекции личности воспитанника. 
• Организация нравственного воспитания. 

• Воспитание политической культуры. Формирование эстетической культуры. 

• Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых
навыков. 
• Привитие санитарно-гигиенических навыков. 

5. Работа с родителями. 

• Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть и дня
открытых дверей 1 раз в четверть.
• Изучение условий воспитания в семье. 
• Индивидуальная работа с родителями.

• Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной
деятельности классного коллектива. 
• Влияние на общение ребят с родителями. 

Критерии оценки
деятельности классного руководителя.
 

Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный
рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня
воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на
идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е. личности, у которой
сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и
трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания,
сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного
руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника
идеальной модели, выражающей цели воспитания.

Цели, принципы, направления и задачи классного руководства как педагогической деятельности.

Цели – то к чему стремятся, чего хотят достичь.

Принципы — основные идеи, следование которым помогает достичь поставленной цели.

Направления — линии движения чего-либо.

Задачи педагогической деятельности — осмысление сложившейся социально-педагогической ситуации и принятие на этой основе плана необходимых  действий.

Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно- практического опыта от поколения к поколению.

Нам сегодня необходимо разобраться в сложившейся социально-общественной ситуации, которая определила для нас то, чего хочется обществу достичь в процессе воспитания, какими идеями для достижения результата необходимо руководствоваться, в каком направлении двигаться и каким должен быть план действий для эффективной передачи практического опыта подрастающему поколению.

Классное руководство в современном понимании – это деятельность педагогического работника, которому передан функционал по реализации воспитательного процесса в конкретном классе с конкретным ребенком.

Какого результата в своей педагогической деятельности нам необходимо достичь?

Для начала давайте обратимся к тем вызовам общества, которые и заставили нас сегодня говорить о процессе воспитания.

Видео

Вот они вызовы современного времени, вот оно общество, в котором мы с вами живем. И, действительно, время изменений наступило. И эти изменения происходят уже сейчас.

Сформулирована единая цель воспитательной деятельности для всей страны, выделены ключевые и актуальные направления воспитательного процесса, составлено описание необходимых действий для достижения этого результата.

Все сформулировано документально:

Одна страна одна и цель воспитания для всей страны – ФЗ от 29 дек 2012 №273 ФЗ «Об образов в РФ»

Указ президента РФ от 7 мая 2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024»

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025

В данных документах сформулирована одна цель воспитания для всей страны – развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Слова и словосочетания этой цели – это и есть  направления нашей работы

В примерной программе воспитания сформулирована возможная цель воспитания в общеобразовательных организациях.

Она заключается в развитии обучающихся, проявляющаяся в усвоении ими знаний, основных норм, которые общество выработало на основе нравственных ценностей (т.е. усвоении ими социально значимых знаний).

В развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений).

В приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Базовые ценности российского общества:

Семья, труд, отечество, природа, мир, культура, знания, здоровье, человек.

В примерной программе воспитания выделены целевые приоритеты – те действия, которым необходимо педагогу уделить наибольшее внимание. Например, на уровне начального общего образования это создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

На уровне основного общего образования – создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников.

На уровне среднего общего образования — создание благоприятных условий для приобретения школьниками опята осуществления социально значимых дел.

Любая деятельность, особенно воспитательная, должна основываться на определенных принципах для достижения результата, но, к сожалению, точно так же как, накапливались вызовы нашего общества к системе образования, параллельно шло формирование бессодержательного классного руководства.

Классный руководитель превратился в администратора, который контролирует, фиксирует, сообщает, но не помогает, развивает, поощряет.

Давайте вспомним эту знакомую картинку, которая до сих пор наблюдается в каждой школе.

Видео

Педагогу, которому доверено осуществлять личностно-развивающую функцию, необходимо принятие существующих педагогических принципов:

Принцип коллегиальности – современные дети не воспринимают нормы и догмы, пришедшие извне, необходимо вырабатывать вместе со своими воспитанниками нормы жизни маленького коллектива под названием класс.

Принцип требовательности и уважения – высокая требовательность к воспитаннику органически сочетается с уважением его человеческого достоинства.

Принцип системности, принцип целесообразности и  природосообразности – выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Принцип открытости, коммуникативности, диалогичности выступает в качестве коммуникативного моста, соединяющего обучающихся с миром общечеловеческой культуры.

Принцип целостности и последовательности – классный руководитель осуществляет деятельность по определенной программе и имеет план деятельности.

Лучше всего, чтобы этот план был согласован с другими специалистами школы – логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом.

Приоритетные задачи деятельности по классному руководству соответствующие государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся представлены в письме министерства РФ от  12 мая 2020 г. (№ ВБ-1011/08) «О методических рекомендациях»:

Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе

Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития

Формирование внутренней позиции личности обучающегося

Формирование у обучающихся активной гражданской позиции

Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества

В рамках реализации образовательных задач в процессе педагогической деятельности классный руководитель самостоятельно выбирает формы, технологии работы с обучающимися и родителями.

Эти формы нам хорошо известны –

Индивидуальные (консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

Групповые (ролевые игры, дебаты, проекты, творческие группы, органы самоуправления)

Коллективные (классные часы, конкурсы, квесты, родительские собрания, игры)

У каждого из нас в арсенале есть интересные формы достижения тех или иных воспитательных целей.

Вызовы, которые у нас с вами сейчас они не ложные, они самые настоящие, они требуют использовать более активные формы, позволяющие вместе с ребятами сформировать нормы и правила, найти выходы из сложившейся ситуации, вместе с ними создавать план воспитательной работы.

Библиографическое описание:


Шкарин, Д. Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания / Д. Ю. Шкарин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 570-573. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14885/ (дата обращения: 24.04.2023).

Данная статья посвящена основным аспектам классного руководства, в ней рассматриваются цели и задачи, функции и формы классного руководства.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общество, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Что же такое классное руководство? В чем заключается его основная цель? Каковы его особенности, задачи, функции, формы работы, попытаемся разобраться в этом.

«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться», данное высказывание принадлежит великому советскому педагогу-новатору Василию Александровичу Сухомлинскому, которое в полной мере можно отнести к деятельности классного руководителя.

На определение понятию «классный руководитель» существует массу различных точек зрения, рассмотрим некоторые из них.

В педагогическим словаре под редакцией Коджаспирова Г. М., классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

В пособие Рожкова М. И. «Классному руководителю» приводиться следующие определение: классный руководитель — педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

И последние определение, конторе стало ключевым во всемирной паутине, классный руководитель — это лидером группы, носитель культуры, организатор и участник коллективной творческой деятельности детей, вдохновитель, опекун и друг своих воспитанников.

Цель классного руководства — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

В чем же проявляются задачи классного руководителя? В задачи классного руководителя входит девять основных составляющих, среди которых:

1.                  Формирование и развитие коллектива класса.

2.                  Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

3.                  Формирование здорового образа жизни.

4.                  Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

5.                  Защита прав и интересов обучающихся.

6.                  Организация системной работы с обучающимися в классе.

7.                  Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.

8.                  Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

9.                  Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

А какие же функции выполняет классный руководитель?

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

—                   обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

—                   установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

—                   проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

—                   взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

—                   организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

—                   организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

—                   стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

—                   взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

—                   ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

—                   регулирование межличностных отношений между обучающимися;

—                   установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

—                   содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

—                   оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

—                   изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

—                   определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

—                   контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

—                   контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

И, конечно, же, стоит отметить самые употребляемые и распространенные формы работы классного руководителя. В соответствии со своими функциями формы работы с обучающимися следующие:

1.                  Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

2.                  Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)

3.                  Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

—                   определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

—                   учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

—                   обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе.

Что касается практической значимости классного руководства, то, на мой взгляд, тут все предельно просто. Исходя из собственного опыта руководства, хоть и не большого, могу сказать следующие: быть классным руководитель очень не просто, но в то же время очень интересно и увлекательно, потому что ты выполняешь сразу множество различных ролей: наставника, родителя, друга, учителя, приятеля, помощника, и т. д. Самым главным, конечно, является — это искренность и любовь к своим воспитанникам, потому что они чувствую тебя и твое отношение к ним. Лично для меня классное руководство — это самое невероятное и неповторимое чувство, за которое стоит сражаться и совершенствоваться, ведь любовь твоего классного коллектива стоит дороже любой награды. Поэтому, я считаю, что классное руководство — одно из главных целей школьной системы воспитания.

Литература:

1.                  Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5–9 классы / И. С. Артюхова. — М.: Эксмо, 2009. — 384с.

2.                  Дик Н. Ф. Лучшие классные часы в 5–9-х классах / Н. Ф. Дик. — Изд. 3-е., доп. и испр. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 349с.

3.                  Классному руководителю: Учебно-метод.пособие / Под ред. М. И. Рожкова.— М.: Владос, 2001. — 280с.

4.                  Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.учеб.заведений. — М.: Академия, 2000. — 176с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, классное руководство, обучающийся, общеобразовательное учреждение, коллектив класса, задача, значимая творческая деятельность, образовательный процесс, педагогический работник, успешная социализация.

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Классное,
руководство — особая организационная
форма, традиционно возникшая и укрепившаяся
в российском школьном воспитании, не
потерявшая своего огромного предназначения
даже при социально-психологических
изменениях в системе общего образования.

Должностная
фигура классного руководителя возникает
в воспитательном процессе там и тогда,
где и когда рождается осознанная
потребность в индивидуальности как
культурно-социальной ценности, появляется
необходимость позаботиться об
индивидуальном развитии каждого ребенка
и посодействовать максимальному развитию
личностных особенностей и способностей
каждого растущего человека.

Классный
руководитель курирует стратегическую
задачу развития индивидуальности
школьника,
поскольку он является педагогом группы
и непосредственно может прослеживать
духовное развитие каждого ребенка.
Духовный мир школьника и есть область
профессиональной работы классного
руководителя.

Педагог
в роли классного руководителя обеспечивает
благоприятное преломление влияний
общешкольной воспитательной системы
на индивидуальность. Такое назначение
реализуется благодаря следующим
функциям:

  • индивидуализация
    восприятия школьником средового
    окружения (школьного, семейного,
    социального);

  • индивидуализация
    деятельности школьника;

  • оказание
    педагогической помощи в разрешении
    индивидуальных проблем жизни и
    коррекционное влияние благодаря этому;

  • индивидуализация
    осмысления школьником жизни и положения
    в мире своего индивидуального «Я»;

  • диагностирование
    индивидуального духовного развития
    личности школьника.

Разумеется,
профессиональная работа протекает в
рамках групповой деятельности и лишь
благодаря организации групповой
деятельности как фактора
социально-психологического климата
оказывается возможным исполнение
указанных функций.

Содержанием
классного
руководства являются проблемы жизни.
Если сопоставить профессиональную
работу преподавателя группы и педагога
группы, то образно можно было бы сказать,
что преподаватель школьных дисциплин
вводит ребенка в мир современной науки,
а классный руководитель вводит ребенка
в жизнь на ее современном высоком уровне
культуры.

Содержательное
классное руководство слагается из
работы по организации жизнедеятельности
детей как постоянного разрешения
жизненных проблем. В такой постановке
вопроса нет ничего удивительного, ибо
человек на земле ежедневно и ежечасно
решает проблемы, в отличие от животных.
Дети могут не видеть проблемы там, где
она таится. Классный руководитель ставит
вопросы жизни, привносит в повседневную
реальность ценностный взгляд на
происходящее, научает детей видеть и
решать самостоятельно жизненные вопросы
своего существования в семье, обществе,
школе.

Роль
классного руководителя чрезвычайно
важная, так как увидеть проблему жизни
и тем более ее решение, не под силу
школьнику. За куклами, камешками,
велосипедами, тетрадями, отметками
проблема обнаруживается лишь тогда,
когда педагогу удается:

  • подняться
    над конкретным фактом, обнаружить в
    нем определенное явление жизни;

  • разглядеть
    за явлением жизни закономерность;

  • из
    закономерности жизни извлечь норму
    человеческой жизни.

Профессиональными
задачами
классного руководства с этих обозначенных
позиций становятся обустройство
школьной жизнедеятельности
группы,
организация предметной разнообразной
деятельности группы
,
а также организация постоянного духовного
осмысления
жизни
,
как общечеловеческой, социальной, так
и личной, индивидуальной. В процессе
выполнения этих задач классный
руководитель, прослеживая воспитательные
влияния на школьника всей совокупности
социально-психологических воздействий,
выделяет задачу индивидуальной
работы
со
школьником как педагогический корректив
и педагогическая поддержка.

Раскроем
содержание выделенных задач.

Обустройство
школьной жизнедеятельности обеспечивает
наилучшие условия пребывания ребенка
в школьном доме, поэтому необходимо
хорошо продумать расположение детей в
классном кабинете, проанализировать
оптимальный характер расписания занятий,
определить места для хранения одежды,
учебных принадлежностей и учебного
оборудования, продумать процедуру
школьного завтрака, расположения
туалетных комнат и правил пользования
ими, создать благоприятный для
психологического самочувствия интерьер
школьных помещений, утвердить высокие
требования культуры к школьному платью,
обуви и гигиене ухода за телом. Обо всем
этом заботится классный руководитель,
прослеживая жизнедеятельность каждого
ученика своей группы.

Предметная
разнообразная деятельность вовлекает
детей в круг разнообразных связей с
миром, поэтому классный руководитель
курирует учебно-познавательный процесс
группы, организует трудовую деятельность
детей по сохранению материальных
ценностей школы и преумножению их,
вовлекает детей в широкую физкультурную
деятельность и содействует участию в
спортивной деятельности, привлекает и
организует художественную деятельность
(восприятие художественных произведений
и художественная самодеятельность).
Несомненно, педагога заботит качественный
результат предметной деятельности,
однако результативность тесно связывается
с высокой мотивацией, поэтому в ходе
организации предметной деятельности
классный руководитель одинаково серьезно
беспокоится и о мере качественности
результата, и о характере ценностной
мотивации.

Духовная
активность детей по осмыслению проблем
жизни протекает в контексте всей школьной
жизнедеятельности: когда составляется
план работы группы, когда оценивается
происходящее, разрешаются школьные
коллизии, когда обсуждается событие,
но также и в моменты специально
организованных групповых дискуссий,
на которых выделяется, формулируется
и анализируется какой-либо вопрос жизни.
(Такого рода занятия называются
воспитательными мероприятиями, иногда
их называют часами общения, порой они
значатся в системе школьного воспитания
как «классный час».)

Наблюдая
за деятельностью и поведением детей,
оценивая качество предметного результата
деятельности, педагог прослеживает
индивидуальное развитие каждого ребенка.
Педагогическое наблюдение — самый
верный, надежный и доступный способ
характеристики развития детей. Его,
этот способ, классный руководитель
дополняет серией специальных рабочих
диагностик, помогающих уточнить тенденции
духовного развития учеников. Выявление
таких характеристик и индивидуальное
влияние на школьника протекают как
единый акт профессиональной деятельности
классного руководителя. В систему
индивидуальных влияний входят
индивидуальные беседы с ребенком и его
родителями, особые задания и акцентированные
оценки происходящего в школе или
обществе, помощь школьнику в самооценке,
в составлении личных планов и определении
перспектив, а также психолого-педагогическая
поддержка.

Необходимо
выделить особую сторону работы классного
руководителя, связанную с тем, что ему
приходится постоянно взаимодействовать
со всеми преподавателями, работающими
во вверенной классному руководителю
группе. Своеобразная координации
педагогических влияний обусловлена
тем, что классный руководитель наиболее
близок к ученикам, он хорошо знает
обстоятельства их жизни, социальные
семейные особенности, знает и особенности
личностного и психологического плана
каждого ученика. Сложные этические
отношения возникают порой, когда классный
руководитель, исходя из интересов
ребенка, пытается корректировать работу
преподавателей. Поэтому классный
руководитель должен обладать тонким
искусством профессионального общения,
владеть методиками профессионального
взаимодействия.

Основная
документация и профессиональный
инструментарий классного руководителя
состоят из программы воспитания школьника
(возрастная модификация), плана
воспитательной работы с группой,
диагностических материалов и картотеки
персональных сведений об учениках и их
личностном развитии.

Должностная
роль классного руководителя предъявляет
к его личности некоторые особые
требования. Личностное развитие самого
педагога группы должно быть достаточно
высоким. Ключевыми образованиями,
допускающими успешность выполнения
данной роли, являются интерес к жизни,
интерес к человеку, интерес к культуре.
Благодаря этим личностным образованиям
классный руководитель с увлечением
станет исполнять возложенную на него
должностную роль. А благодаря
дополнительному профессиональному
образованию (философское, психологическое,
этическое, эстетическое и валеологическое
в их прикладном значении) классному
руководителю удается достичь реальных
воспитательных результатов.

В
настоящее время институт классного
руководства расширяется и видоизменяется:
появляются так называемые «освобожденные
классные руководители» (освобожденные
от преподавательской деятельности),
кураторы (педагог двух-трех старших
классов или одного младшего и одного
старшего класса), наставники, классные
дамы, воспитатели группы. Заметна
тенденция к изменению устойчивой
традиционной формы классного руководства
в практике воспитания школьника. Одно
остается неизменным — это необходимость
в профессиональной педагогической
поддержке индивидуальности школьника,
надобность в старшем компетентном друге
для подрастающих детей.

Вопросы
и задания для самоконтроля

  1. Перечислите
    общие условия, при которых педагог
    приобретает профессиональную свободу
    в использовании средств дм организации
    воспитательного процесса.

  2. Как
    связаны средства и формы воспитательных
    влияний педагога?

  3. Оглянитесь
    вокруг здесь и теперь: какие воспитательные
    средства вы видите?

  4. Приведите
    пример, когда одно и то же средство
    выполняет разные функции и когда
    оказывает прямо противоположное влияние
    при разных обстоятельствах.

  5. Как
    вы поняли термин «пленительность
    формы»? В чем назначение данной категории?

  6. Вы
    хотите создать новую форму работы с
    детьми. С чего начнете?

  7. Как
    вы понимаете утверждение, что средства
    и формы нейтральны в своем воспитательном
    влиянии?

  8. Изберите
    одну из традиционных форм работы с
    группой детей, произвольно введите
    какое-либо средство — зафиксируйте
    создание модификации формы.

  9. Представьте
    некоторый общий проект программы
    действий классного руководителя в
    первые 10—12 дней работы с детьми.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по правилам обращения с медицинскими отходами
  • Руководство ich q3c
  • Топикрем цика инструкция по применению цена
  • 4 axis aerocraft instruction manual инструкция на русском языке
  • Педагогическое руководство учебной группой