Классное руководство конфликт

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №7

 села Стародубского Буденновского района»

Работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классном коллективе

Учитель начальных классов

Малашенко Н. Я.

2021 г.

«Не бывает бесконфликтных личных отношений.

Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми».

Хорхе Букай (аргентинский психотерапевт) 

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — «столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, вызывающее определенные действия.

Проблема конфликта является актуальной для человечества на протяжении многих веков. Взгляды философов, психологов, социологов и педагогов по данному вопросу во все времена были как интересны, так и противоречивы. Но все они сходятся во мнении,  что именно в детстве начинают формироваться основные личностные характеристики, в связи  с этим решается каким будет человек и как сложится его судьба.  

Из одиннадцати лет школьной жизни,  четыре  года ребенок  проводит за партой начальной школы. Можно сказать, что школа-это вторая семья детей, в которой учитель – это «мама», одноклассники – это «братья и сёстры».  В эти четыре года происходит становление личности. 

Младший школьный возраст — это время перехода к новому образу жизни, когда меняется отношение ребёнка с социумом, укрепляется осознание статуса школьника, возникших прав и обязанностей. В школе  ребёнок учится общаться, понимать себя и окружающих, учитывать разные мнения окружающих его людей, но, по мнению психолога  С.Н. Арсентьевой, зачастую общение младших школьников приводит к конфликту, и он возникает не только в стенах учебного учреждения, но и за его пределами. 

По этому поводу ФГОС начального общего образования выдвигает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учащимися, такие как: «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций». В «портрете выпускника начальной школы» сказано, что ученик должен уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. 

Конфликтное поведение младших школьников стало не редким явлением. В каждой  школе теперь есть обязательные психолог и социальный педагог, одной из профессиональных функций, которых является наблюдение  за поведением детей, выявление  и предупреждение конфликтов  (совместно с классным  руководителем).

Конфликт легче предупредить, чем разрешать. Следовательно, учителю необходимо организовывать профилактику конфликтного поведения учащихся. 

Профилактика конфликтного поведения — это система мероприятий (психологической, социально-психологической диагностики, психологической и педагогической коррекции), направленных на предупреждение конфликтной ситуации, способной привести к возникновению межличностных конфликтов. 

Не смотря на то, что такая  система мероприятий направленна на весь классный коллектив, для ее планирования классному руководителю необходимо сначала установить фигурантов, степень выраженности конфликтного и агрессивного поведения в классе. Особое внимание стоит уделить причинам конфликтного поведения учащихся. 

Существуют различные методы выявления конфликтного и агрессивного поведения учащихся.   Один из них – метод наблюдения. Наблюдая за поведением учеников, мы можем понять, кто из них конфликтный ребёнок, а кто – нет.  

Для планирования профилактики конфликтного и агрессивного поведения в классе,  классный руководитель должен быть осведомлен об условиях предупреждения конфликтного поведения, которые можно разделить на несколько групп: 

1.Условия, которые препятствуют возникновению конфликтов. К ним относятся: доброжелательная обстановка в коллективе, личный пример педагогов и родителей, прохождение тренингов с  детьми, так и с родителями. 

2.Условия работы в школе. Их создают с помощью: ситуаций «успеха», похвалы, внимательного отношения друг к другу. 

3.Устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. Можно создать правила, которым нужно следовать при предотвращении конфликтов. Такие правила можно создать в школьном коллективе или воспользоваться правилами из журналов или книг. 

Для того, чтобы научить детей мирно решать конфликты, нужно начинать данную работу с первого класса, используя игры и упражнения, способствующие профилактике конфликтного и агрессивного поведения учащихся.  

Кромеэтого,  классному руководителю класса можно следовать  следующим советам: 

  • Для того, чтобы у первоклассников  продолжалась работа по профилактике конфликтного и агрессивного поведения,   желательно каждый день, хотя бы на одном уроке или занятии, выполнять некоторые задания, игры или упражнения  (физические минутки – направленные на снятие эмоционального напряжения, подвижные игры и др.) . Например: упражнение «Рубка дров» проводится для переключения на активную деятельность после долгой сидячей работы, также  для того чтобы прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры. Данное упражнение можно использовать как физическую минутку во время урока.  
  • Осуществлять работу по профилактике конфликтов между педагогом и школьниками. Оценивая результаты учебной деятельности и поведение школьника, всегда сначала обращать внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и бесконфликтно сказать о недостатках  ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся  позволяет повысить эффективность работы учителя. 
  • Общаться на уроках с обучающимися на эмоционально ровном фоне, не показывая ярко выраженных  отрицательных эмоций. 
  • Никогда не давать негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей в присутствии детей. Учащиеся могут начать плохо отзываться о своих одноклассниках, друзьях и родителях, из-за чего  возникнут  конфликты. 
  • Помнить, что разбор конфликтных ситуаций имеет для детей, прежде всего эмоциональное значение, и преобладание негативных эмоций  не служит формированию бесконфликтного поведения, а наоборот, блокирует его. Разбор конфликтных ситуаций позволяет учащимся правильно поступать и выходить из конфликтов в последующих случаях и позволяет воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях; получать навык сглаживания конфликтов. 
  • Несколько раз в месяц организовывать классные мероприятия, где каждый ребенок может высказать своё мнение, как поступить в той или иной ситуации. Например: проводить классный час с разбором ситуаций: проигрывание и анализ ситуации; чтение и анализ ситуации; просмотр и анализ ситуации; возможен разбор ситуаций, которые происходили в классе без акцента на личности, совершившие этот поступок. 
  • Набраться терпения и не стремится радикально  быстро и «любыми» методами переделывать учеников. Некоторые учителя хотят чтобы «плохой» ученик ( задиристый, недисциплинированный) превратился в хорошего после 1-2 замечаний, такого не будет. Перевоспитание и воспитание школьника — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности. 
  • По своему социально-психологическому статусу учитель  всегда выше   ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше стараться поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе. Иначе, ждите конфликта, некоторые учащиеся могут «показывать» свой характер и вы окажитесь в конфликте с учеником, а затем и с родителями. 
  • В работу по предупреждению конфликтного и агрессивного поведения вовлекайте родителей учеников. 

Профилактика конфликтного и агрессивного поведения младших школьников в образовательном процессе требует немалых усилий. Для того, чтобы организовать работу, направленную на профилактику конфликтного и агрессивного поведения для начала необходимо определить с помощью наблюдения и диагностики уровень конфликтности и агрессивности учащихся. Затем, чтобы данный уровень понизить или привести к стабильно низкому уровню, необходимо проводить  задания и упражнения, направленные на профилактику конфликтного и агрессивного поведения младших школьников. 

В заключении можно сказать, что организация работы классного руководителя по профилактике конфликтного поведения младших школьников в образовательном процессе очень долгая и трудоёмкая работа, но очень полезная.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым

                          «Чеботарская специальная
школа-интернат»

               Доклад на МО классных руководителей

        « РАБОТА  КЛАССНОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ

ПО  ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ  И  РАЗРЕШЕНИЮ

        КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ»

                                                                
Кл. руководитель 6 класса

                                                         
Тренина  Г.А.

2021-2022
уч.год

Работа
классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классных
коллективах.

Конфликт —
это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более
сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Для возникновения конфликта необходимо наличие ряда
факторов: наличие проблемы (противоречия), конфликтной ситуации, участников
конфликта и инцидента.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой
конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет
способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут
тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на
свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное
влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс,
возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных
заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно
влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются
навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые
случаются в жизни каждого человека.

Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею
владеть. Она выглядит следующим образом: КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ
СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Конфликт – это открытое противостояние как следствие
взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия,
содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом
для конфликта.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент
независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или
проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию
и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более
важно. 

Как разрешить конфликт?

Важно уяснить себе, чего необходимо достичь (например,
понимания детьми недопустимости их поведения; серьезного отношения родителей к
конфликту; готовности выслушать друг друга; окончания конфликта) в результате
разбора конфликта. Перед беседой целесообразно выяснить для себя самого его
цель и только после на основе этого понимания попытаься ответить для себя на
несколько вопросов.

1.    Кто принимает участие в разборе конфликта?

Для успешного разбора конфликта очень важно, кто в нем
принимает участие. Кроме участников конфликта могут присутствовать свидетели
или целый класс, коллеги, представители школьного руководства или родители.
Однако «соотношение сил» должно быть сбалансированным. Может быть, одной из
сторон понадобится поддержка. Это играет особую роль в тех случаях, когда одна
из сторон обладает меньшим авторитетом или меньшими полномочиями.

2.    В чем заключается роль ведущего в разборе
конфликта?

Если вы непосредственный участник конфликта, вам не следует
брать на себя роль ведущего в разборе конфликта, так как это было бы нечестно
по отношению к противоположной стороне. Решающее значение имеет также то,
принимаете ли вы чью-либо сторону или соблюдаете нейтралитет. Если заранее
известно или выясняется в ходе разбора, что кто-то стал жертвой грубой
несправедливости, вы можете и даже должны стать на его сторону. Однако в этом
случае имеет смысл пригласить коллегу, который бы с нейтральной позиции
выступал в роли посредника. Это касается тех случаев, когда кто-то из детей
внушает вам неприязнь.

В обычных случаях, т. е. если конфликт произошел между
двумя равными сторонами, лучше соблюдать нейтралитет. Тогда вам не придется
объяснять или обосновывать свою позицию и будет легче контролировать ход
беседы.

3.    В какой обстановке должен проходить разбор
конфликта?

Беседа должна проходить в спокойной, непринужденной обстановке,
в которой все ее участники чувствовали бы себя как можно свободнее. Если
первое, предварительное осуждение происходит на месте происшествия, то у вас,
вероятно, вряд ли будет выбор относительно места разбора. Однако вы можете,
например, отойти в сторону и попросить окружающих оставить вас наедине с
участниками конфликта. Для более обстоятельного разговора вам нужны время и
удобное помещение, где бы вам никто не мешал. В конце разговора выясните, надо
ли информировать кого-то о результатах разбора и кто этим займется.

4.    Как вести разговор?

Для ведущего важно структурировать беседу, но не
доминировать в ней. Рассматривайте себя как помощника, посредника, ваша задача
состоит в том, чтобы помочь разрешить конфликт. Необходимо выслушать обе
стороны, если, конечно, кто-нибудь из участников конфликта не откажется от
участия в беседе. Разбор конфликта — это не судебное заседание. Все участвующие
в нем имеют право изложить свое понимание или видение проблемы.

Полезно в начале беседы установить определенные правила,
обязательные для всех, например:

·        
не перебивать говорящего, дать
ему возможность закончить свою речь;

·        
говорить только правду;

не оскорблять, не упрекать друг друга; стремиться к
сотрудничеству, искать общее решение.

Если участники конфликта способны непосредственно вести
переговоры друг с другом, вам остается лишь следить за тем, чтобы высказывания
были конструктивными, и время от времени направлять их в нужное русло. Однако
вероятнее всего, что вам придется выступать в роли посредника и тем самым четко
структурировать разговор.

Обсуждать нужно следующее:

·        
Что произошло?

·        
Что привело к конфликту? Почему
это произошло? (Выяснить причины.)

·        
Какие чувства вызвал конфликт
у участников столкновения? (Определить назвать чувства.)

·        
Как быть в этой ситуации?
(Найти решение.)

5.    Сформулировать суть конфликта.

Чтобы начать разговор, вы можете, например, спросить: «Что
произошло? В чем проблема?» Дайте обоим участникам нарисовать картину
происшествия с их точки зрения. В случае, если вам ясна ситуация, дайте
возможность первым высказаться более слабой стороне. Затем обобщите
выступление, спросите у одного из конфликтующих, правильно ли вы его поняли, и
проделайте то же самое с другим. Попробуйте найти общую для обоих формулировку.

Суть конфликта должна быть сформулирована на как можно
более нейтральном языке. Вот два примера:

«Проблема заключается не в том, что Оля разложила свои вещи
и заняла всю парту, а Наташа накричала на нее, а в том, что вы, Оля и Наташа,
не можете договориться, кому сколько места полагается на парте».

«Проблема заключается не в том, что Оле захотелось свежего
воздуха и она открывает окно, а Тане все время холодно и она его закрывает, а в
том, что вы, Таня и Оля, не можете договориться между собой, как часто и на
какой промежуток времени должно открываться окно».

6.    Определить чувства.

Это чрезвычайно важно, особенно, если вы разбираете
конфликт между детьми, так как чувства у них играют решающую роль. Спросите
поочередно обоих участников конфликта, как они чувствовали себя во время конфликта
и чувствуют себя теперь. Затем нужно обобщить сказанное с и предложить
конфликтующим сделать то же самое. Проследите за тем, чтобы участники конфликта
действительно услышали друг друга.

7.    Найти решение.

Эффективность разбора конфликта определяется его
результатом. Предложения должны поступать непосредственно от самих участников
конфликта, ведь им придется реализовать их, им придется с ними жить. Только они
могут определить, соответствует ли принятое решение их желаниям и потребностям.

Первый шаг в
этом направлении заключается в том, чтобы собрать предложения. Лучше всего
это сделать в форме «мозгового штурма», т. е. записывать все
предложения по решению конфликта независимо от того, насколько они могут быть
смехотворны и нереальны. Это может облегчить поиск решения.

Второй шаг 
выяснение, с какими предложениями были бы согласны обе стороны. Это можно
сделать, читая список всех предложений и вычеркивая те из них, с которыми не
согласна та или иная сторона.

Третий шаг —
принять одно или несколько предложений, удовлетворяющих обе стороны.

Вы должны следить за тем, чтобы решение было реалистично и
сбалансировано. Если кто-то из участников конфликта пострадал (физически,
морально или материально), решение должно предусматривать некую
компенсацию в той или иной форме. Спросите обе стороны: «Вас это устраивает?»,
«Вы согласны с таким решением?»

В конце беседы должно быть сформулировано решение,
отвечающее желаниям и потребностям обеих сторон и при этом достаточно
реалистичное, т. е. вполне осуществимое. Оно может иметь форму устного или
письменного договора с четкими сроками реализации.

Поблагодарите всех за сотрудничество и участие в pешении
проблемы. Желательно, чтобы такой разбор выполнял функцию некой модели,
позволяющей учиться улаживать конфликты самостоятельно, без посторонней помощи.

Формы и
методы профилактики конфликтов

в школьном коллективе.

Профилактика конфликтов представляет собой комплекс
педагогических мер. К самым известным из них и доказавшим свою эффективность
можно отнести:

·        
Игровые упражнения.

·        
Метод игрового моделирования
проблемных ситуаций.

·        
Ролевые и деловые
игры (упражнения на групповую сплоченность).

·        
Тренинги.

Существуют ряд игровых упражнений, способствующих
профилактике конфликтов. Их можно проводить в середине дня, по очереди со
всеми воспитателями для профилактики конфликтов и снятия напряжения.

Толкание”. Два
участника должны поднять руки над головами, взяться за руки, переплетая пальцы,
и толкать друг друга таким образом, чтобы заставить противника прикоснуться к
стене.

Хлопнуть руками”. Человек А протягивает руки ладонями вниз. Человек Б протягивает
руки ладонями вверх и помещает их под руками человека А. Цель упражнения: Б
старается хлопнуть по ладоням А, быстро передвигая руки в направлении ладоней
А. Как только Б начинает двигаться, А старается отодвинуть руки, перед тем как
Б может хлопнуть по ним.

Человека просят свернуться в “упругий мяч”; кто-то
из группы, кого он выберет, “разворачивает” его, он может
сопротивляться, а может поддаться. Одни участники группы стараются помочь ему
сохранить положение, другие “развернуть” его.

Упражнения должны проводиться весело, если кто-то не
захочет участвовать, не стоит его принуждать, лучше предложить позже
присоединиться к остальным.

Правило– конфликт легче предупредить, чем
завершить.

Профилактика
конфликтов в школьном коллективе

(памятка
учителю/воспитателю/)

     1.Помните, что конфликты
гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт,
тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без
конфликтов.

2.Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с
администрацией школы, другими учителями, родителями школьников.

3.Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В
процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

·        
оказывают
разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

·        
ухудшают
качество мышления;

·        
снижают
объективность оценки окружающих;

·        
по закону
эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.

4.Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и
родителями школьников в присутствии учеников.

     5. Не стремитесь радикально, быстро,
«лобовыми» методами переделывать учеников, перевоспитание и воспитание школьников
— процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности

     6. Оценивая результаты учебы и
поведения школьников, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось
сделать и чего достичь. Только после этого уместно сообщить о фактах поведения
и успеваемости ученика, вызывающих у вас тревогу.

     7. Никогда в присутствии учеников не
давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей,
администрации школы, родителей.

     8. Помните, что хорошие взаимоотношения
с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую
общественную ценность.

     9. Постоянно учитесь без каких-либо
условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в
школе любить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети
успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со
взрослыми.

  10. По своему социально-психологическому
статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим
учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая
качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

  11. Во все времена у всех народов сложно
было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. Учитель
без чувства юмора ограниченно профессионально пригоден.

  12. Расширяйте вероятностные границы
мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее
прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее
вероятный варианты развития событий.

  13. Расширяйте содержательные границы
мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий.

                                       
Заключение

Процесс формирования практической
готовности педагога к разрешению конфликтов среди подростков носит индивидуально-творческий,
поэтапно и системно организованный характер.

Важно понять, что проблему, из-за которой
возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует,
во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и
признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника.
Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит
принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает
его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало
в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или
абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то
положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.
Поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным
закономерностям, социальные педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая
природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного
их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.

Роль классного руководителя в решении школьных конфликтов

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, рассмотрен в данной статье.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? 

Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет

  • соперничество

  • обман, сплетни

  • оскорбления

  • обиды

  • враждебность к любимым ученикам учителя

  • личная неприязнь к человеку

  • симпатия без взаимности

  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания

  • недовольство родителя методами обучения педагога

  • личная неприязнь

  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей

  • чрезмерное количество требований к ученику

  • непостоянство требований учителя

  • невыполнение требований самим учителем

  • ученик считает себя недооцененным  

  • учитель не может примириться с недостатками ученика

  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть.Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

 

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.

  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Разгневан — потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади, великий персидский писатель и
мыслитель.

Работа в школе связана с быстро меняющимися
ситуациями, что, в свою очередь, может привести к
возникновению конфликтов. Как только возникает
конфликт, сразу «срабатывают» эмоции, люди
испытываем напряжение, дискомфорт, что может
нанести вред здоровью всех участников конфликта.

Поэтому классному руководителю важно иметь
элементарные представления о конфликтах, о том,
как предотвратить конфликт, грозящий погубить
добрые отношения между детьми, как вести себя в
ходе конфликта, чтобы снизить его накал, как
завершить конфликт с наименьшими потерями или
разрешить его на пользу обеим сторонам.

Одной из важнейших задач педагога является
формирование у детей умения строить
взаимоотношения в процессе взаимодействия с
окружающими на основе сотрудничества и
взаимопонимания, готовности принять других
людей, их взгляды, привычки такими, какие они
есть. Важно обучать детей навыкам общения и в
случае необходимости корректировать их
поведение, иначе у ребенка могут закрепиться
такие формы поведения, которые станут помехой в
его отношениях с окружающими и окажутся
деструктивными для его собственного развития

Для современной психологии характерно
признание двойственной природы конфликта, в том
числе и его позитивной роли. Самая главная
позитивная функция конфликта состоит в том, что
он может являться сигналом к изменению,
возможностью сближения, разрядки напряжения,
«оздоровления» отношений и источником
развития, то есть конфликты — при правильном к
ним подходе — могут стать эффективным фактором
педагогического процесса, воспитательного
воздействия на детей, но при этом необходимо
обязательно создать доброжелательную атмосферу.

Я хочу поделиться опытом разрешения одного из
школьных конфликтов. Когда я была классным
руководителем 5 класса, в начале учебного года в
классе возник конфликт, с которым, полагаю,
встречаются многие классные руководители.

I. Предконфликтная ситуация.

В 1 четверти появились сложности, связанные с
обострением межличностных отношений: постоянные
жалобы детей на то, что их не понимают, не слышат и
не слушают одноклассники, дразнят, обзывают, на
них кричат, появились взаимные обиды, претензии
друг к другу, прослеживались отдельные случаи
драк, также на почве недопонимания. Все эти
действия представляют собой цепочку (эскалацию)
конфликтогенов, которые сыграли главную роль в
возникновении конфликта. Присутствовали
следующие типы конфликтогенов: это и стремление
к превосходству (7 человек в статусе «крутых»),
проявление агрессии (в некоторых случаях
происходили драки) и проявление эгоизма (каждый
считал, что не слушают именно его, хотя сам и не
пытался прислушиваться к мнению окружающих).
Было ясно, что в классе возникла конфликтная
ситуация.

Да, конфликту предшествовали объективные
жизненные ситуации, в которых находились дети. Истоками
возникновения
конфликтных отношений явились потребности
детей в безопасности, общении, контактах,
взаимодействии, уважении, самовыражении и
самоутверждении.

И, действительно, дети были перевозбуждены. Они
резко реагировали на малейшие укоры, обвинения в
свой адрес. По моим наблюдениям, примерно 80% ребят
находились на грани «психологического срыва»,
они не могли спокойно разговаривать друг с
другом, кричали, а когда я начинала с ними
беседовать с целью разобраться в ситуации (это
происходило каждый день), то большинство из них
«срывались», начинали плакать, а обиды друг на
друга не проходили, а только усиливались. На
данном этапе моя задача состояла в том, чтоб предупредить
надвигающийся конфликт
. С этой целью я каждый
день проводила индивидуальные, групповые беседы,
в которых использовала метод убеждения. Я
старалась проявлять внимание и уважительное
отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию,
мысленно ставила себя на его место, давала
каждому выговориться, упор делала на его
положительные качества. Но было время, когда я
использовала авторитарные методы во время
«разборок» с детьми. И, казалось бы, разрешили
противоречие, но во время проведения следующего
мероприятия, обязательно возникала ссора.
Обстановка с каждым днем накалялась. Было ясно,
что такими отношения оставлять дальше нельзя.
«Последней каплей» моего терпения стал конкурс
на «природе», который был просто «сорван» из-за
разногласий между командами. Все ребята снова
рассорились, настроение было испорчено.

II. Непосредственно конфликт.

И это уже был, действительно, конфликт,
поскольку произошло столкновение
противоположно направленных, несовместимых друг
с другом позиций в межличностных отношениях
детей, связанное с отрицательными
эмоциональными переживаниями.

По типу это был межличностный конфликт,
так как он возник между учащимися класса из-за
несовместимости взглядов, интересов, целей,
потребностей.

Причинами конфликта были: недостаточное
понимание
в процессе общения, индивидуально-личностные
особенности
детей класса (60% детей класса имеют
способности и стремление быть лидерами, эта
группа ребят стремится доминировать, быть
первыми, сказать свое последнее слово; командир
класса, девочка, настолько принципиальна, что
иногда это подталкивает других ребят к
«враждебным» действиям, многим детям данного
класса присуща излишняя прямолинейность в
высказываниях, суждениях, стремление сказать
правду в глаза, настойчивость (кстати, мне эти
качества импонирует в ребятах), но это нравится
далеко не всем, повышенная эмоциональность,
недостаточно развитое качество личности —
толерантность, неумение контролировать свое
эмоциональное состояние бестактность отдельной
группы ребят).

Я также четко осознавала и другие причины
конфликта в этом изумительном классе. Пятый
класс — это период адаптации к новым
условиям обучения. Дети включаются в новую
систему отношений и общения со взрослыми и
товарищами. Кроме того, это ранний подростковый
период. Дают о себе знать физиологические
факторы в развитии, начинается перестройка
гармональной системы, что приводит к перепадам
самочувствия, настроения. Становясь подростком,
ребенок часто теряют психологическое
равновесие. Эти факторы способствуют обострению
межличностных отношений в коллективе.
Доминирующим становится потребность в
самоутверждении
, которая может проявляться в
увеличении требовательности к другим,
чувствительности к несправедливости других, в
повышенной потребности в признании, внимании
уважении со стороны сверстников и взрослых.
Более того, у подростка появляется неадекватная
самооценка
, комплексы неполноценности,
связанные с переживанием своих недостатков, в
отношении которых они болезненно ранимы.
Завышенная самооценка ведет к проявлению
нахальства, болезненного самолюбия, обидчивости,
а заниженная — рождает тревожность,
неуверенность, страхи.

Поэтому я решила провести классный час, на
котором мне было важно:

  • подвести детей к осознаванию конфликта в
    классе,
  • обсуждению разных стратегий взаимодействия в
    конфликте;
  • привести их к пониманию негативных последствий
    использования деструктивной стратегии, которая
    преобладала в их взаимоотношениях и важности
    использования конструктивной стратегии;
  • мне было необходимо, чтоб дети сами выявили
    причины такого положения в классе;
  • вместе с ними определить пути разрешения
    конфликта,
  • то есть моя задача состояла в том, чтоб данный
    конфликт послужил способом выявления и
    разрешения противоречий.

Предварительная подготовка к классному часу

состояла в более глубоком изучении
межличностных отношений в классе. Кроме
наблюдения за детьми, беседы с каждым в
отдельности, я провела социометрическое
исследование, которое дополнило мое
представление об эмоциональной структуре
класса. Я провела анкету, которая включала в себя
такие вопросы, как «Всегда ли тебя устраивает то,
как с тобой общаются одноклассники? Что тебя не
устраивает в общении с одноклассниками? Что тебе
нравится в общении с одноклассниками? О каком
общении ты мечтаешь? Были ли такие моменты, когда
тебя не поняли?»

Для проведения классного часа мною была
создана презентация, в которую вошел небольшой
сюжет видеозаписи из жизни класса. (Один из
родителей «снимал» на телефон отдельные
моменты отдыха детей в том самом однодневном
походе и небольшая часть конкурса, где произошла
ссора, тоже попала на камеру. Но, к сожалению, это
был уже достаточно спокойный этап их ссоры). Тем
не менее, данный сюжет явился удачным материалом
для классного часа.

Моя стратегия поведения в конфликте.

По способу разрешения конфликта мною был
выбран конструктивный способ, отдав
предпочтение двум стилям разрешения данного
конфликта: сотрудничеству и компромиссу.

Поскольку, сотрудничество предполагает
поиск решения, удовлетворяющего интересы всех
детей класса. Оно предполагает умение сдерживать
свои эмоции, объяснять свои решения и
выслушивать другую сторону. При сотрудничестве
происходит приобретение совместного опыта
работы и вырабатываются навыки слушания.

А компромисс — это урегулирование
разногласий через взаимные уступки. Партнеры по
общению сходятся на «золотой середине», то есть
на частичном удовлетворении интересов каждого
ребенка. Я предположила, что такая стратегия
также будет эффективной, т.к. было ясно, что все
дети желают одного и того же — улучшения
отношений. Как правило, компромисс позволяет
хоть что-то получить, чем все потерять, и дает
возможность выработать временное решение, если
на выработку другого нет времени.

Во время проведения классного часа мною были
использованы приемы конструктивного
взаимодействия
: убеждение, аргументация,
попытка договориться.

Использовала метод аргументативной
дискуссии, ц
ель которой содействовать
разрешению конфликта во мнениях. Я использовала
все положительные стороны такого известного приема
в
заимодействия, как конструктивный спор по
С. Кратохвилу. Во время обсуждения нашей проблемы
речь шла о конкретной ситуации и обсуждалось
конкретное поведение ребят (конкретность).
Все дети были вовлечены в беседу (вовлеченность).
Демонстрировалась
ясная, открытая коммуникация,
где каждый говорил за себя и думал то, что
говорил, была хорошая «обратная связь». Это была
«честная игра».

III. Стадия разрешения конфликта

Последствия конфликта.

Возможно, что конфликт оказался единственным
выходом из напряженной ситуации.

Говоря о позитивных сторонах конфликта,
следует отметить, что, частным последствием
конфликта явилось усиление группового
взаимодействия.

Таким образом, налицо интегративные
последствия, которые определили выход из сложной
ситуации, конфликт привел к разрешению проблем,
усилил групповую сплоченность, привел к
взаимопониманию.

Результаты конструктивного спора (по С.
Кратохвилу) были также положительными.

Каждый ребенок что-то узнал новое, чему-то
научился новому (информативность), исчезла
напряженность, уменьшилось озлобление, выяснили
претензии (отреагирование), обсуждение
ситуации привело к взаимопониманию, некоторому
сближению. Есть ощущение, что обсуждаемая
проблема их волнует, было сохранено чувство
собственного достоинства каждого участника
беседы (сближение). Ситуация была разрешена,
проблема понята и практически разрешена, были
извинения (совершенно неожиданно для всех в
конце классного часа командир класса извинилась
перед своей одноклассницей, оправдалась за свое
поведение) и, наконец, были составлены правила
взаимодействия в классе (улучшение).

Меры по предотвращению конфликтов в будущем

1) Проведена еще серия классных часов по данной
теме. Главная идея заключалась в том, чтоб дети в
шуточной форме «проигрывали» разные
«конфликтные ситуации из их жизни» и научились
сдерживать свои эмоции во время конфликта. Мне
было важно «донести» до них идею о том, что в
конфликте у человека доминирует не разум, а
эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание
просто отключается и человек не отвечает за свои
слова и действия.

Специалисты в области конфликтологии
разработали кодекс поведения в конфликте.
(Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология
управления. — Ростов — на Дону, 1997. — с.468-472).

Данные правила поведения в конфликте мы
проигрывали на классных часах. Все это было
представлено в юмористической форме, причем,
разные приемы поведения были детьми
подготовлены заранее. Было смешно и весело. А
дети обучались очень важным навыкам
взаимодействия.

Вот эти правила:

  1. Дайте партнеру » выпустить пар». Если партнер
    раздражен и агрессивен, договориться с ним
    зачастую невозможно, поэтому постарайтесь
    помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во
    время его «взрыва» рекомендуется вести себя
    спокойно, уверенно, но не высокомерно.
  2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами.
    Например, задайте неожиданный вопрос совсем о
    другом, но значимом для партнера деле или
    доверительно попросите у конфликтующего
    собеседника совета.
  3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а
    говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня
    обманываете», а лучше звучит: «Я чувствую себя
    обманутым».
  4. Попросите сформулировать желаемый конечный
    результат и проблему как цепь препятствий.
    Проблема — это то, что надо решать, а отношение к
    человеку — это фон, условия, в которых приходится
    принимать решение. Не позволяйте эмоциям
    управлять вами. Вместе с собеседником определите
    проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите
    проблему от личности.
  5. Предложите клиенту высказать свои соображения
    по разрешению возникшей проблемы и свои варианты
    решения. Не надо искать виновных и объяснять
    создавшееся положение. Ищите выход из него.
    Вариантов должно быть много, чтобы выбрать
    лучший, который сможет удовлетворить интересы
    обоих партнеров по общению.
  6. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое
    лицо». Не следует отвечать агрессией на агрессию
    и задевать достоинства партнера. Давайте оценку
    поступкам, а не личности.
  7. Отражайте, как эхо, смысл высказываний и
    претензий. Употребление фраз типа «Правильно ли
    я Вас понял?», «Вы хотели сказать:» устраняет
    недоразумения и демонстрирует внимание к
    собеседнику, что уменьшает его агрессию.
  8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою
    вину. К извинениям способны уверенные и зрелые
    люди, поэтому это обезоруживает партнера по
    общению и и вызывает у него уважение и доверие.
  9. Ничего не надо доказывать. В конфликте никто
    никогда и никому ничего не смог доказать, так как
    отрицательные эмоции блокируют способность
    понимать и соглашаться. Это пустая трата времени
    и бесполезное занятие.
  10. Замолчите первым. Не от собеседника —
    «противника» требуйте: «Замолчи», «Прекрати»,
    а от себя. Но молчание не должно быть окрашено
    злорадством и вызовом.
  11. Не характеризуйте состояние оппонента. Такие
    фразы отрицательного эмоционального состояния
    партнера, как «Что ты злишься/ нервничаешь/
    бесишься», только укрепляют и усиливают
    конфликт.
  12. Независимо от результата разрешения
    противоречий старайтесь не разрушать отношения.

2) Те правила толерантного общения, которые были
выработаны на классном часе, мы с детьми
доработали и поместили их в наш классный уголок.
(Кстати, название нашего класса — города
«Волшебники». В форме звезд эти правила
расположены над нашим «городом»). В конце каждой
недели, когда мы подводим итоги, каждый ученик
«оценивает» свое поведение, учитывая то, как он
выполнял «законы города «Волшебники», после
своей оценки, идет обсуждение в «звездочках»,
если возникают разногласия, тогда
«подключается» коллектив всего класса. Думаю,
что это хороший опыт, т.к. такой прием «работает»
на развитие толерантности, и, в результате, на
предотвращение конфликтов.

3) Ни одно противоречие, недовольство, спор не
остается незамеченным. Мы «разбираемся» на
месте, анализируем ситуацию, обсуждаем вместе с
детьми.

4) В будущем планирую продолжать работу по обучению
детей навыкам эффективного поведения в
конфликтах и их конструктивного разрешения.
Сейчас
накоплен большой опыт по работе с детьми в данном
направлении. (Так, например, книга под названием
«Как научить детей сотрудничать?» (1998, автор — К.
Фопель) содержит большое количество
интерактивных игр, направленных на развитие
«эмоционального» интеллекта детей.

Кроме того, в настоящее время существуют
восстановительные технологии, которые включает
в себя обучение школьников навыкам медиаторской
деятельности. В нашей школе имеется сборник
методических материалов «Организация работы
школьной службы примирения» (г. Пермь, 2007),
который содержит материалы по организации служб
примирения в образовательном учреждении. Одной
из целей работы школьной службы примирения (ШСП)
является социальная реабилитация участников
конфликтных ситуаций на основе принципов
восстановительного правосудия. Задачами ШСП
является проведение примирительных программ для
участников школьных конфликтов; обучение
школьников методам урегулирования конфликтов. В
скором времени, надеюсь, такая служба появится и
в нашей школе.

5) Как известно, одной из основных причин
конфликтов может быть недостаточно развитое
качество личности — толерантность. Авторы книги
«Воспитание толерантности у школьников»
предлагают программы работы с детьми разного
возраста, методические разработки различных
форм воспитания толерантности у детей. В своей
работе я буду продолжать пользоваться
материалами данной книги.

Спустя 4 месяца, я снова провела анкетирование
среди детей, которое показало, что конфликт
разрешен, 65% детей довольны отношениями в классе,
дразнятся и обзываются 25%, все отметили, что им
приятно, что появился запрет на фамилии (без
имени) и клички. Дети стали более
уравновешенными, чуть спокойнее. В очень редких
случаях переходят на крик, но их тут же кто-нибудь
останавливает. Обстановка нормализовалась.

Литература.

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер,
    2005.
  2. Домашний репетитор. Обществознание для
    абитуриентов (под научной редакцией В.Н. Князева
    и др.) — М.: Айрис пресс, 2007.
  3. Журавлев В.И. Основы педагогической
    конфликтологии. — М., 1995.
  4. Кан-Калик В.И. Учителю о педагогическом общении.
    — М.: Просвещение. 1992.
  5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. — М., 1999.
  6. Организация работы школьной службы примирения
    (сборник методических материалов).- Пермь, 2007.
  7. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Владос, 2001.
  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.
    Воспитание толерантности у школьников. —
    Ярославль: Академия развития Академия Холдинг,
    2003
  9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в
    педагогическом процессе. — М., 1991.
  10. Селевко Г.К. Руководство по организации
    самовоспитания школьников. «Школьные
    технологии» 1999, № 6.
  11. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология
    общения. — М.: Academa, 2004.
  12. «Школьный психолог».: Изд. Дом Первое сентября,
    2007, № 13.
  13. «Школьный психолог».: Изд. Дом Первое сентября,
    2008, № 10.

Как уладить конфликт с классным руководителем

26.08.2021

Как уладить конфликт с классным руководителем? Разбираем типичные причины и пути разрешения конфликтных ситуаций в интересах ребенка.

Как возникают конфликты между классным руководителем и учеником

Сам процесс возникновения конфликтов зависит не столько от ситуации, сколько от личности учителя и отношений в школе. Самое важное — это мотивация учителя и его восприятие себя как классрука. Почему он им стал? Как он понимает свою роль?

Мотивация на классное руководство

Учителя соглашаются брать классное руководство по разным причинам:

  • хотят быть наставником — они занимаются всесторонним развитием ребенка; их мотивируют достижения учеников.
  • заставила администрация школы — они как можно меньше занимаются детьми; их мотивация — нежелание конфликтовать с руководством.
  • за дополнительную оплату — они формально выполняют свою работу; их мотивация — чтобы все было по правилам.

Исходя из этого они реагируют на конфликты с детьми. В первом случае это для них рабочий момент. Во втором случае — проблема и источник стресса.

Причины конфликтов ребенка и классрука

Классный руководитель отвечает за учебу и поведение класса в целом. Основные поводы для конфликтов — нарушение ребенком школьных правил и отказ выполнять пожелания или требования администрации школы.

Формальные причины:

  • жалобы предметников на плохую успеваемость и поведение
  • конфликты и опасные ситуации, которые ребенок создает в школе
  • проблемное поведение подростка по отношению к классному руководителю

Истинные причины:

  • классный руководитель воспринимает задачи, которые ставит перед ним ребенок, как лишнюю нервотрепку или лишнюю работу.
  • классный руководитель чувствует, что он не справляется с ребенком, и это вызывает у него стресс.

Имеет смысл понимать, что волнует самого учителя, чтобы уладить конфликт.

Как наладить отношения с классным руководителем

Классрук — это все же человек, со своим характером и темпераментом. К каждому классному нужен свой подход. Если вы не очень часто общаетесь с этим учителем и не знаете его как человека, обратите внимание на его отношение к конфликту. Это поможет вам действовать правильно.

Реакция классного руководителя на проблемы

Исходя из той роли, которую выполняет учитель, он может:

  • игнорировать проблему — так поступают классные руководители, которые воспринимают свою должность как просто лишнюю бумажную работу.
  • стыдить или винить ребенка в ситуации, либо занижать оценки и сообщать родителям, что он доставляет проблемы — это типичное поведение учителя, который столкнулся с проблемой профессионального выгорания.
  • пытаться вникнуть и научить ребенка справляться с трудными ситуациями — так поступает учитель-наставник, который справляется со своей работой и чувствует себя уверенно.

Собственно, конфликт возникает в первых двух случаях чаще всего. Такое бывает, когда учителю не удается разрешить конфликт.

Когда необходимо вмешаться родителям?

Типичные признаки того, что классный руководитель не справляется с классом или с конкретным ребенком:

  • ребенка травят учителя — критические замечания при классе не по конкретной работе, а по личности или внешнему виду ребенка, занижение оценок, навешивание ярлыков.
  • школьный буллинг — если учителя сами не проявляют негатива, но не пытаются справиться с травлей со стороны одноклассников, это все равно непрофессионализм именно со стороны взрослых.
  • некорректные высказывания и оскорбления в адрес детей — даже если негатив не направлен на конкретного ребенка, он все равно повод для стресса и конфликтов.

В этой ситуации ваш ребенок может проявлять тревогу и нежелание ходить в школу. Стоит вмешаться, чтобы помочь сторонам конфликта договориться и наладить отношения.

Как поговорить с классным руководителем?

Вначале поговорите с учителем наедине, не привлекая администрацию. Возможно, вы столкнулись с проблемой выгорания у учителя — это может быть причиной его конфликтного поведения.

  • Покажите, что ваша цель не обвинить и наказать его, а помочь уладить конфликт. Выслушайте его претензии и предложите поискать решение вместе.
  • Не обвиняйте учителя, даже если вы считаете что он неправ. 
  • Сделайте список идей, которые помогут снять противоречие между учителем и ребенком.
  • Договоритесь, что будете делать вы, а что — учитель.

Так вы сможете действовать в интересах ребенка и видеть друг в друге опору, а не противников.

Когда обращаться в администрацию школы?

Если классный руководитель отказывается сотрудничать и обвиняет или оскорбляет вашего ребенка, нужно обратиться в школьную психологическую службу или к тьютору с просьбой стать посредником в конфликте.

Несмотря на сильные чувства и желание защитить ребенка любой ценой, старайтесь быть конструктивны:

опишите свое видение ситуации

  • скажите, что вы хотите, чтобы школа действовала в интересах всех сторон
  • обозначьте, что вы настроены научить ребенка решать конфликты и просите классного руководителя и психолога принять участие в этой работе
  • обсудите шаги, которые предлагает психологическая служба

Так вы сможете превратить ситуацию в полезную. Это важный опыт для ребенка, который ему пригодится в будущем.

Когда причина конфликтов в поведении родителей

Бывает, что родители намеренно или нет провоцируют конфликт. Стоит подумать о том, насколько вы сами корректны в отношениях с учителем.

Почему мы многого ждем от классного руководителя

Причина конфликта может быть и в ваших ожиданиях. Обычно ребенок и родители ожидают, что классный руководитель будет относиться к ученикам более тепло, чем учителя-предметники. Грубо говоря, он для них более важный и значимый человек, чем любой другой учитель. От него ожидают больше внимания к ребенку, а иногда и защиты и психологической помощи. 

Какие завышенные ожидания родителей могут стать причиной конфликта?

Классрук действительно намного больше, чем предметник, работает с каждым ребенком, больше общается с родителями. Но иногда причиной конфликта могут быть требования родителей, которые учитель не готов принять.

  • отвечать на телефон и сообщения круглосуточно,
  • нести ответственность за ребенка за пределами школы,
  • улаживать проблемы с оценками, когда ребенок не сдает предмет.

Помните, что далеко не каждый человек готов так работать. Многие учителя выгорают, когда пытаются брать на себя так много, а потом не справляются.

Что думают родители о проблеме

Когда ребенок не хочет идти в школу из-за конфликта с классным руководителем, родители обычно делают несколько предположений:

  • учитель недолюбливает ребенка
  • учитель недостаточно профессионален
  • учитель хочет избавиться от неудобного ребенка.

Иногда верны все три предположения или хотя бы какое-то из них. Но такое восприятие не помогает разрешать споры с классным руководителем. Потому что в них вы фокусируетесь на своих обидах и переживаниях и совсем забываете о положении самого учителя.

Если вы столкнулись с конфликтом ребенка и классного руководителя, вам сложно мыслить объективно. Родительская любовь — это всегда защита от угроз внешнего мира. Однако если вы не хотите менять школу и не настроены на обострение отношений и смену классного руководителя, стоит взять себя в руки и разрешать конфликты спокойно и с холодной головой. Жаль, что школьная система не справилась сама. А ребенку повезло, что вы — рядом и у вас доверительные отношения.

Листайте также

Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?

Что делать родителям, когда ребенок проспал и опоздал в школу или пропустил день

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда менеджера по продажам скачать
  • Венгер а л психологические рисуночные тесты иллюстрированное руководство м владос пресс 2005
  • Кетонал дуо инструкция по применению капсулы для чего назначают взрослым
  • Торицид инструкция по применению дезсредства скачать
  • Volvo xc70 руководство по эксплуатации купить