Классное руководство отношение

ШМО классных руководителей ноябрь 2017                                                выступление – Дёмкиной Л.Г.

Формирование доверительных взаимоотношений между

классным руководителем (педагогом) и учащимися

Общение учителя с учениками таит в себе всегда много неожиданного.

Подросток  формировался в достаточно стабильной системе так называемого «безоблачного детства». Благополучные факторы роста (ускорительное физиологическое взросление, значительная информированность, достаточно высокая материальная обеспеченность родителей, высокий образовательный уровень родителей) на жизнь подростков сказываются во многом отрицательно, так как у большинства части школьников гражданское становление происходит со значительным опозданием, для них характерны потребительское отношение к жизни, прагматизм. Не учитывать этого учителю в общении просто нельзя.

    Нередко возникают ситуации, когда привычные для учителей и классных руководителей авторитарные, силовые приемы воздействия не только перестают действовать, но и вызывают сопротивление. Необходимо быть предельно внимательным и крайне осторожно относиться к сумятице мыслей ученика. Это требует от нас коллеги в общении со своими питомцами высокой педагогической культуры, выдержки, такта, а главное – понимания того, что и почему происходит с его подопечными.

    На современном этапе классный руководитель является и воспитателем, и психологом, и частично тьютором. Как если не классный руководитель (конечно после родителей) знает своих подопечных, тесто связан с их родителями, знает все личные качества отдельно взятого воспитанника. Организуя работу с учащимися совместно с семьей и другими учителями, работающими в данном классе, классный руководитель обеспечивает физическое и нравственное развитие каждого ученика, создает условия для его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации. Классный руководитель должен учитывать особенности учащихся своего класса, когда распределяет функциональные обязанности, когда происходит организация коллективных творческих дел. Не менее важной заботой классного руководителя – создание психологического микроклимата. Класс должен стать для школьника центром положительных эмоций. Оптимальная психологическая ситуация, когда учитель или классный руководитель не ощущает разницы в годах, настроен на ту же волну событий.

      Социально-психологический микроклимат в классе, в котором я была назначена классным руководителем в 2013 году, менялся на протяжении всего года. В начале года 7 класса отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг кругу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников.

С чего же я начала свою работу?

Были поставлены следующие задачи:

  • В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями.
  • Необходимо  посещать уроки, по тем дисциплинам, которые только появились в расписании.
  • Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
  • Продолжить работу по реализации программы здоровье сбережения обучающихся.
  •  Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
  •  Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию, самообучению и самоанализу.
  • Формировать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.
  • Создавать условия для формирования сознательного отношения к учению, развития познавательных интересов учащихся.

    Для реализации этих задач, прежде всего, нужно было добиться доверительных отношений детей. Индивидуальное общение классного руководителя с учениками может быть осуществлено по любому поводу и в разных формах. Я проводила беседы после уроков, задушевный разговор в неофициальной обстановке о самом сокровенном, отдельно с девочками, с мальчиками, краткий обмен мнениями после какого-либо мероприятия. Постепенно дети ко мне стали привыкать, доверять, обращаться с просьбой.

    После уроков, мы проводили вместе время: катались на коньках в Ледовом Дворце, играли в казаки-разбойники на свежем воздухе, играли в пейнтбол. Я проводила нравственные и тематические классные часы: «Урок нравственности «Жить с достоинством – что это значит?»,  « Милосердие – лучшее из качеств», «Разговор о воспитании. Когда какое слово молвить»,  открытое мероприятие «Традиции и обычаи русской семьи», классный час «Саморазвитие, самосознание, самовоспитание», «О вкусах не спорят, о манерах надо знать», классный час «Цель моей жизни» и другие, связанные с планом общешкольной воспитательной работы. При проведении мероприятий,  чаепитий я оставалась как бы в тени, предоставляя возможность детям самим организовать общение и выбрать его форму, не глушить инициативу. И если я видела, что у ребят не получается общение, после мероприятия с инициативной группой мы решали как можно было бы избежать возникшую проблему.

     В профессиональной деятельности, особенно педагогической, лучше исключить зримое проявление симпатий и антипатий, если хотите сохранить уважение и доверие своих воспитанников. Нужно относится ровно ко всем и вместе с тем удовлетворить желание каждого ребенка, чтобы его любили отдельно. Видеть индивидуальные особенности своих учеников, не «причесывать» всех под одну гребенку.

    Беседа с учениками в присутствии родителей возможна и порой даже необходима, но при этом учитель должен быть особо осмотрительным:

  — не должно быть никакого повышения голоса;

  — наказание, если его необходимо применить, должно быть конкретным и не может быть растянуто во времени. Следует избегать обобщений типа: «Какой ты плохой, не делаешь уроков, плохо себя ведешь» или «Какая ты бестолковая, не можешь решить простой задачи». Вряд ли ребенок будет испытывать расположение к человеку, который его унизил, оскорбил;

 —  необходимо помнить о ранжировании наказания.

Для этого необходимо знать ребенка, родителей, домашнюю ситуацию, потребности, интересы, увлечения.

 В индивидуальном общении с учащимися перед педагогом всегда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать этого ученика, открыть его таланты, обнаружить ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и всё наносное, что мешает проявить себя. Для этого нужен индивидуализированный стиль общения, способствующий формированию доверительных межличностных отношений.

  Нелишне помнить:

  — информация, полученная от ребенка, должна быть сохранена в тайне;

  — не прибегайте к услугам словоохотливых детей, которые любят посудачить за спиной своих товарищей.

 Важным психологическим условием оптимизации общения с любым учеником являются внимательность, проникновенность, неторопливость. Если ребенок тянется к вам, а ему в ответ: «Погоди, некогда, потом», то позже не удивляйтесь отчуждению и потери любознательности. Если уж действительно некогда, нужна реабилитация вашего поведения.

 Индивидуальная беседа не должна строится по принципу: вопрос — ответ. Это разговор, в котором надо:

— уметь слушать и слышать;

— не бояться признания своей неправоты;

— уметь выразить удивление и благодарность собеседнику за приобретение новой ценной информации;

— не навязывать свою позицию, лучше убедить, подсказать, предложить решение в нескольких вариантах «Выбирай свой..».

В разговоре можно использовать факты из своей биографии, своего опыта, мнения друзей, знакомых. Это поднимает интерес к личности учителя, показывает доверительность, но…пользуйтесь этим приёмом очень осторожно. Не старайтесь чрезмерно хвалить себя, вспоминая собственное поведение в подобных ситуациях, не переоценивайте свой опыт. Следует помнить, что новые условия и ситуации выдвигают иные критерии и другие оценки.

Не бойтесь обращаться за помощью к школьному психологу, особенно это касается «трудных» детей. Вильям Шекспир утверждал, что ничто не является ни хорошим, ни плохим – все зависит от того, как человек смотрит на ту или иную вещь. Ни в коем случае нельзя подчёркивать недостатки характера или внешних данных (рост, полнота и др.), ибо ребенок и сам их знает и испытывает определенный дискомфорт. Всегда есть за что подростка можно похвалить. Слабо успевая по математике, физике, химии, они прекрасно рисуют, танцуют, поют. Учителю необходимо все знать о своём ученике и не столько его наказывать, сколько противопоставит поступок позитивному, показать, что совершенный поступок не свойственен ему как спортсмену, музыканту, художнику. Оценка поведения не должна быть уничтожающей. Учитель должен быть скорее удивлен тем, что произошло. Этим вы показываете веру в ученика, огромную степень уважения к нему. Если все же появилась необходимость сделать замечание на уроке или внеурочное время, используйте шутку, иронию, сарказм, розыгрыш. На старшеклассников удачно действуют замечания, поданные в виде афоризмов, высказываний, изречений, взятых из литературных произведений, фольклора; учитель не раздражается, и для класса разрядка.

Остроумные замечания не забываются, ценятся, меткое слово вызывает уважение и некоторую «боязнь»- кому хочется попасть на язык остроумному учителю? Однако учитель должен иметь большой запас афоризмов, крылатый фраз, чтобы не повторяться.

   И теперь, когда дети вам доверяют, уважают необходимо найти способы мотивации школьников, их стимулирование к активной познавательной деятельности. Разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то –предоставленной свободой. А самый действенный способ мотивировать учеников — использовать такие методики, которые дадут ребятам возможность самостоятельной, успешной деятельности, что поддерживает длительный интерес. Позвольте мне дать несколько советов, возможно, они вам пригодятся и как педагогам:

  • Хвалите учеников, учитывая их индивидуальные особенности, способности и недостатки.
  • Соотнесите успех ученика с его усилиями и возможностями так, чтобы он обрёл уверенность в повторном успехе. Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником.
  • Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения. Но чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
  • Поощряйте признание учеником своих ошибок: «Ты признался, что списал, — это смелый поступок. Я не накажу тебя, выполни задание снова».

Тревожность и страх на уроках служат помехой развитию мотивации. Наказание – модель агрессивного поведения, его надо использовать осторожно. Кроме того, наказывающий учитель вызывает неприятные эмоции, ученики начинают ненавидеть и бояться учителя, обманывают и хитрят (особенно если наказание сурово и кажется им несправедливым).

Советы:

Будьте последовательны в применении наказания.

  • Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель правильного поведения.
  • Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях их нарушения.
  • Не преувеличивайте последствия проступка. Убедитесь, что вы можете реально выполнить угрозу.
  • Предупредите учеников, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание. Настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
  • Избегайте подкрепления авторитета хулигана среди одноклассников. Наказывайте наедине.
  • Наказание должно следовать сразу же за проступком.

Делайте предупреждение в спокойной манере.

  • Говорите спокойно, но твёрдо.
  • Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе скоро вы услышите его от учеников.
  • Постарайтесь остановить негативное поведение, а не выражайте неприязнь к ученику в целом.

Используйте наказание к конкретному нарушению.

  • Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе класса. Останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителю.
  • Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.
  • Если школьник ведёт себя демонстративно, желая привлечь к себе внимание, удалите его на время из класса (при этом дверь должна быть открыта, а ученик находится в поле вашего зрения).

Наиболее действенным будет подход «поощрение-игнорирование». Учитель подкрепляет любое позитивное поведение: «Мне нравится, что вы работаете так спокойно». Он также устанавливает понятные правила и продолжает игнорировать нарушения. Эффект может быть позитивным. Только гибкое использование всех способов воздействия с преобладанием поощрения дает наиболее хорошие результаты. Важно найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять все их добрые начинания, достигнутые цели и стремление к учебе.

И последнее — задавайте такое домашнее задание, которое ребенок сможет выполнить. Во-первых, он должен понимать, как выполнить домашнее задание, а во-вторых, по времени ему необходимо потратить не более 35 минут на каждый предмет.

Это не более трети от сделанного на уроке.

Сколько времени ребенок должен тратить на домашнее задание:

1-й класс – домашнего задания нет;

2–3-й классы – 1,5 часа в день;

4–5-й классы – 2 часа в день;

6–8-й классы – 2,5 часа в день;

9–11-й классы – 3,5 часа в день.

С 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!    

Как уладить конфликт с классным руководителем

26.08.2021

Как уладить конфликт с классным руководителем? Разбираем типичные причины и пути разрешения конфликтных ситуаций в интересах ребенка.

Как возникают конфликты между классным руководителем и учеником

Сам процесс возникновения конфликтов зависит не столько от ситуации, сколько от личности учителя и отношений в школе. Самое важное — это мотивация учителя и его восприятие себя как классрука. Почему он им стал? Как он понимает свою роль?

Мотивация на классное руководство

Учителя соглашаются брать классное руководство по разным причинам:

  • хотят быть наставником — они занимаются всесторонним развитием ребенка; их мотивируют достижения учеников.
  • заставила администрация школы — они как можно меньше занимаются детьми; их мотивация — нежелание конфликтовать с руководством.
  • за дополнительную оплату — они формально выполняют свою работу; их мотивация — чтобы все было по правилам.

Исходя из этого они реагируют на конфликты с детьми. В первом случае это для них рабочий момент. Во втором случае — проблема и источник стресса.

Причины конфликтов ребенка и классрука

Классный руководитель отвечает за учебу и поведение класса в целом. Основные поводы для конфликтов — нарушение ребенком школьных правил и отказ выполнять пожелания или требования администрации школы.

Формальные причины:

  • жалобы предметников на плохую успеваемость и поведение
  • конфликты и опасные ситуации, которые ребенок создает в школе
  • проблемное поведение подростка по отношению к классному руководителю

Истинные причины:

  • классный руководитель воспринимает задачи, которые ставит перед ним ребенок, как лишнюю нервотрепку или лишнюю работу.
  • классный руководитель чувствует, что он не справляется с ребенком, и это вызывает у него стресс.

Имеет смысл понимать, что волнует самого учителя, чтобы уладить конфликт.

Как наладить отношения с классным руководителем

Классрук — это все же человек, со своим характером и темпераментом. К каждому классному нужен свой подход. Если вы не очень часто общаетесь с этим учителем и не знаете его как человека, обратите внимание на его отношение к конфликту. Это поможет вам действовать правильно.

Реакция классного руководителя на проблемы

Исходя из той роли, которую выполняет учитель, он может:

  • игнорировать проблему — так поступают классные руководители, которые воспринимают свою должность как просто лишнюю бумажную работу.
  • стыдить или винить ребенка в ситуации, либо занижать оценки и сообщать родителям, что он доставляет проблемы — это типичное поведение учителя, который столкнулся с проблемой профессионального выгорания.
  • пытаться вникнуть и научить ребенка справляться с трудными ситуациями — так поступает учитель-наставник, который справляется со своей работой и чувствует себя уверенно.

Собственно, конфликт возникает в первых двух случаях чаще всего. Такое бывает, когда учителю не удается разрешить конфликт.

Когда необходимо вмешаться родителям?

Типичные признаки того, что классный руководитель не справляется с классом или с конкретным ребенком:

  • ребенка травят учителя — критические замечания при классе не по конкретной работе, а по личности или внешнему виду ребенка, занижение оценок, навешивание ярлыков.
  • школьный буллинг — если учителя сами не проявляют негатива, но не пытаются справиться с травлей со стороны одноклассников, это все равно непрофессионализм именно со стороны взрослых.
  • некорректные высказывания и оскорбления в адрес детей — даже если негатив не направлен на конкретного ребенка, он все равно повод для стресса и конфликтов.

В этой ситуации ваш ребенок может проявлять тревогу и нежелание ходить в школу. Стоит вмешаться, чтобы помочь сторонам конфликта договориться и наладить отношения.

Как поговорить с классным руководителем?

Вначале поговорите с учителем наедине, не привлекая администрацию. Возможно, вы столкнулись с проблемой выгорания у учителя — это может быть причиной его конфликтного поведения.

  • Покажите, что ваша цель не обвинить и наказать его, а помочь уладить конфликт. Выслушайте его претензии и предложите поискать решение вместе.
  • Не обвиняйте учителя, даже если вы считаете что он неправ. 
  • Сделайте список идей, которые помогут снять противоречие между учителем и ребенком.
  • Договоритесь, что будете делать вы, а что — учитель.

Так вы сможете действовать в интересах ребенка и видеть друг в друге опору, а не противников.

Когда обращаться в администрацию школы?

Если классный руководитель отказывается сотрудничать и обвиняет или оскорбляет вашего ребенка, нужно обратиться в школьную психологическую службу или к тьютору с просьбой стать посредником в конфликте.

Несмотря на сильные чувства и желание защитить ребенка любой ценой, старайтесь быть конструктивны:

опишите свое видение ситуации

  • скажите, что вы хотите, чтобы школа действовала в интересах всех сторон
  • обозначьте, что вы настроены научить ребенка решать конфликты и просите классного руководителя и психолога принять участие в этой работе
  • обсудите шаги, которые предлагает психологическая служба

Так вы сможете превратить ситуацию в полезную. Это важный опыт для ребенка, который ему пригодится в будущем.

Когда причина конфликтов в поведении родителей

Бывает, что родители намеренно или нет провоцируют конфликт. Стоит подумать о том, насколько вы сами корректны в отношениях с учителем.

Почему мы многого ждем от классного руководителя

Причина конфликта может быть и в ваших ожиданиях. Обычно ребенок и родители ожидают, что классный руководитель будет относиться к ученикам более тепло, чем учителя-предметники. Грубо говоря, он для них более важный и значимый человек, чем любой другой учитель. От него ожидают больше внимания к ребенку, а иногда и защиты и психологической помощи. 

Какие завышенные ожидания родителей могут стать причиной конфликта?

Классрук действительно намного больше, чем предметник, работает с каждым ребенком, больше общается с родителями. Но иногда причиной конфликта могут быть требования родителей, которые учитель не готов принять.

  • отвечать на телефон и сообщения круглосуточно,
  • нести ответственность за ребенка за пределами школы,
  • улаживать проблемы с оценками, когда ребенок не сдает предмет.

Помните, что далеко не каждый человек готов так работать. Многие учителя выгорают, когда пытаются брать на себя так много, а потом не справляются.

Что думают родители о проблеме

Когда ребенок не хочет идти в школу из-за конфликта с классным руководителем, родители обычно делают несколько предположений:

  • учитель недолюбливает ребенка
  • учитель недостаточно профессионален
  • учитель хочет избавиться от неудобного ребенка.

Иногда верны все три предположения или хотя бы какое-то из них. Но такое восприятие не помогает разрешать споры с классным руководителем. Потому что в них вы фокусируетесь на своих обидах и переживаниях и совсем забываете о положении самого учителя.

Если вы столкнулись с конфликтом ребенка и классного руководителя, вам сложно мыслить объективно. Родительская любовь — это всегда защита от угроз внешнего мира. Однако если вы не хотите менять школу и не настроены на обострение отношений и смену классного руководителя, стоит взять себя в руки и разрешать конфликты спокойно и с холодной головой. Жаль, что школьная система не справилась сама. А ребенку повезло, что вы — рядом и у вас доверительные отношения.

Листайте также

Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?

Что делать родителям, когда ребенок проспал и опоздал в школу или пропустил день

Издавна ведутся споры, дискуссии о том,
что важнее для растущего человека, что в большей
степени определяет его развитие, формирование
наиболее значимых качеств личности – семейное
воспитание или воздействие общественных
факторов: детского сада, школы, внешкольных
учреждений, средств массовых коммуникаций,
специфически сложившейся для каждого человека
микросреды, пресловутой “улицы”…

Разрешить их однозначно просто
невозможно, ибо приоритет отдельных факторов
воспитания неодинаков в разные периоды жизни
ребенка и зависит от индивидуальных
особенностей детей. К примеру, экстраверты и
интроверты по-разному реагируют на условия
домашнего и общественного воспитания.

В зависимости от сложившейся у ребенка
социальной и психолого-педагогической ситуации,
возможен различный выбор им наиболее
авторитетного, значимого в жизни человека (мамы,
папы, воспитателя, учителя, руководителя кружка
или секции…). Разумеется, есть дети, жизнь
которых протекает под активным воздействием
многих значимых для них факторов.

В современной школе меняется многое:
структура и ее содержание, позиция педагогов и
учащихся, микроклимат их взаимоотношений,
методика и техника урока, подходы к изучению
многих учебных предметов и внешкольной
воспитательной работе… Управление школой
становится демократичным, а значит – более
демократичны отношения в “педагогическом
треугольнике”: учитель-ученик-родители. Ушли в
прошлое командно-административные способы
регулирования этих взаимоотношений. Перестали
быть эффективными некоторые формы работы школы с
детьми и родителями: родительские собрания,
педагогические лектории и университеты,
сообщения по месту работы родителей о хорошем
(либо плохом) их воздействии на воспитание сына
или дочери… А что же комсомольская, пионерская
организация, октябрьское движение осталось?

Остались дети и родители – с их
радостями, горестями, разрешимыми и порой
неразрешимыми проблемами, потребность в
современном совете мудрого, знающего детскую
психологию педагога… Остался учитель,
нуждающийся в сотрудничестве с родителями:
опытный учитель с его проблемами пересмотра
логики и содержания этого сотрудничества и
молодой – нередко растерявшийся, еще не умеющий
найти контакты с более опытными людьми в лице
родителей своих воспитанников.

Видимо, прежде чем вести разговор об
отношении учителя к классному руководству, как
фактору повышения его авторитета, надо четко
представить себе, что мы имеем ввиду под словами
“классный руководитель”.

В современной школе в настоящее время
нет полного единства в понимании функций, целей и
задач, в определении и содержании и методики
воспитательной работы классного руководителя.

Ясно одно: работать по-старому в
изменившихся условиях нельзя. Многие
педагогические коллективы ведут поиск, пробуют
разные варианты: освобожденный классный
руководитель и традиционный (в новых условиях),
куратор одной возрастной параллели классов и
воспитатель разновозрастного коллектива
(преимущественно в сельских школах), классная
дама (в женских гимназиях) и мастер
производственного обучения, наставник и
воспитатель (в учреждениях типа детских домов и
школ-интернатов), приемные родители (в детских
домах семейного типа)… и т.д. Очевидно, что во
всех этих случаях функции, содержание, мера
участия педагога в жизни ребенка различны.

Однако, естественно полагать, что во
всех, столь разнообразных ситуациях, общее и
главное едино: назначение его – классный
руководитель.

В школе это – центральная фигура
учебно-воспитательного процесса, цель его
воспитательной работы — создание наилучших
условий развития и воспитания школьников. Не
задаваясь целью раскрывать подробно содержание
этой воспитательной работы, назовем здесь
основные направления ее с тем, чтобы обосновать и
мотивировать характер и содержание
(взаимоотношений школы с родителями).

Во-первых, предметом заботы классного
руководителя является создание воспитывающей
среды:

  • создание и развитие ученического коллектива;
  • организация взаимодействия с малым
    педагогическим коллективом – группой учителей,
    работающих с классом;
  • связь с детскими учебно-воспитательными
    внешкольными учреждениями, где на досуге
    занимаются школьники;
  • работа с семьями учащихся;
  • создание воспитывающей предметной среды,
    окружающей учащихся в школе и вне нее.

Во-вторых, классный руководитель
организует процесс воспитания учащихся, включая
их в разнообразные виды внеурочной деятельности:
познавательной, ценностно-ориентировочной,
трудовой, общественно-полезной, художественной,
физкультурной, деятельности свободного общения,
причем, предпочтительно эта деятельность должна
быть коллективной и творческой, должна
максимально иметь игровую инструментовку.

И, наконец, в-четвертых, в обязанности
классного руководителя входят чисто
функциональные действия: планирование и учет
учебно-воспитательной работы, проверка
ученических дневников, ведение классного
журнала, оформление личных дел учащихся, при
необходимости – написание характеристик,
осуществление взаимосвязи с семьями учащихся…

Совершенно очевидно, что прямо или
косвенно каждое из четырех направлений
воспитательной работы классного руководителя
оказывает влияние на учительский авторитет в
глазах детей, родителей, учителей-коллег,
администрации.

“Никогда не следует исчерпывать
предмет до того, что уже ничего не остается на
долю слушателя, дело в том, чтобы заставить его
читать, а в том, чтобы заставить его думать”. Ш.
Монтескье

Главная мысль сегодняшнего семинара
выражена в словах Ш.Монтескье: дать мыслящему,
творчески работающему современному учителю –
воспитателю некоторые методические материалы,
которые станут подспорьем к организуемой им
работе его как классного руководителя, с
учащимися и родителями, которые смогут возбудить
собственную его мысль и педагогическое
творчество, которые обогатят его практику и
сложившийся опыт…

Как известно, процесс воспитания –
многофакторный. Как бы мы того не хотели,
результат его определяется не только, а подчас и
не столько целенаправленным педагогическим
воздействием воспитателей – педагогов детских
учебно – воспитательных учреждений, родителей,
специальных институтов (средств массовых
коммуникаций, специальных акций в помощь
детству, педагогизацией общественной среды и
т.д.), но и факторами стихийными,
непредсказуемыми: географической и социальной
средой, микросредой каждой личности.

“Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди! Из них на
первом месте – родители и педагоги”. А.С.Макаренко

Классный руководитель “получает” для
организации учебно-воспитательного процесса
человека 7 – 17 лет отроду, имеющего уже
собственную историю жизни и воспитания, а также
определенную среду обитания, где в определенной
логике осуществляется уже на протяжении ряда лет
воспитательный процесс определенного
содержания. Уже сформировались определенные
ценностные ориентации, которые способствуют
либо принятию, либо отвержению, либо
нейтрализации ценностей, предлагаемых в
качестве приоритетных всем ходом
учебно-воспитательного процесса школы,
воспитательными воздействиями классного
руководителя-человека с определенными,
свойственными ему, качествами личности,
ценностными ориентациями, критериями оценки
жизненных явлений, своеобразной жизненной и
педагогической позицией…

“Воспитатель сам должен быть, чем он
хочет сделать воспитанника”. В.И.Даль

Воспитательные воздействия,
сформированные на личности школьника, должны
быть гармонично и диалектически сочетаемы,
взаимообусловлены и взаимодополняемы. В
противном случае диссонанс их порождает
различного рода отклонения в развитии личности
школьника: трудное протекание естественных
процессов анатомо-физиологического,
психического и социального развития, уход
подростков от благотворного влияния родителей и
педагогов в лоно “улицы”, асоциальных и
антисоциальных влияний различных неформальных
объединений молодежи, появление обусловленных
этим диссонансом нервно-психических
заболеваний, уход из дома и бродяжничество,
безнадзорность и беспризорность и как следствие
— алкоголизм, наркомания, токсикомания, половая
распущенность, правонарушения подростков.

Вот почему основной целью работы школы
и, в частности, классного руководителя, является
обеспечение гармонии взаимоотношений школы и
семьи для создания максимально благоприятных
условий развития ребенка, реализации им
индивидуального потенциала в условиях школьной
жизни и дома.

“Чтобы судить о ребенке справедливо и
верно, надо не переносить его из его сферы в нашу,
а самим переселяться в его духовный мир”. Н.И.Пирогов

Известно, что воспитание начинается с
рождения ребенка: когда пеленают, кормят, купают,
поют колыбельную песенку, учат читать и считать,
вводят в сообщество других людей, формируют
понятия истинного и ложного, добра и зла,
прекрасного и безобразного… — это значит
воспитывают. Недаром издревле слово
“воспитание” обозначало “вскармливание”. Но
люди очень рано, еще на заре человеческого
общества, поняли, что дитя человеческое
нуждается не только в пище физической,
материальной, но и в пище духовной. Поэтому и
стало воспитание иметь смысл более духовный, а не
материальный.

Закономерно, что к развитию ребенка
причастны люди и с высоким культурным и
образовательным уровнем, и малокультурные, порой
даже невежественные.

К.Д.Ушинский заметил, что дело
воспитания всем кажется делом знакомым и легким,
и чем меньше человек с ним знаком, тем более
легким и знакомым оно ему кажется.

“Воспитывающий должен сам обладать
умом, большим самообладанием, добротой, высокими
нравственными воззрениями”. М.И.Драгоманов

“Воспитатель должен стремиться
узнать человека, каков он есть в
действительности, со всеми его слабостями и во
всем его величии, со всеми его будничными,
мелкими нуждами и со всеми его великими
духовными требованиями”.

В бурно меняющихся условиях
современной действительности у школьных
педагогов в последние годы заметно возрос
интерес к научно-педагогическим и
психологическим методикам изучения личности. Не
случайно: педагоги, проработавшие в школе 10-20 лет
единодушно утверждают – воспитывать детей
становиться все труднее и труднее. Причин тому
много: изменились дети и родители, стремительно
меняется обстановка в мире, и нашей стране,
усложняются науки о ребенке, меняются взгляды на
воспитание и развитие детей.

Неизменным становиться одно – желание
воспитать в ребенке Человека. Вот почему
возрастает интерес к изучению ребенка.

“Воспитание представляется сложным и
трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не
воспитывая себя, воспитывать своих детей или
кого бы то ни было”. Л.Н.Толстой

Повышение педагогической культуры,
самообразования – важный элемент в работе
классного руководителя и в значительной степени
определяет успешность воспитания.

Воспитательная сила изливается только
из живого источника человеческой личности…
Только личность может действовать на развитие и
определение личности, только характером можно
образовать характер.

Практика некоторых творческих
классных руководителей по вовлечению родителей
в совместную с детьми деятельность показала, что
делая это, можно решить множество воспитательных
задач:

  • в совместной деятельности педагогов, детей и
    родителей устанавливаются дружественные
    отношения сотрудничества, передается опыт
    творческой деятельности;
  • от старших младшим передаются навыки и умения в
    разнообразных видах деятельности:
    интеллектуальной, общественно-полезной,
    художественно-творческой, физкультурной,
    игровой, свободного общения;
  • формируется отношение к материальным и
    духовным ценностям;
  • родители лучше узнают своих детей (именно вы
    сфере общей деятельности), а классный
    руководитель родителей;
  • нормализуются семейные отношения детей и
    родителей (на виду у других) за счет совместного
    позитивного переживания;
  • достигается большой охват учащихся различными
    формами воспитательной работы, влиянием
    различных личностей.

“Главным основанием учительского
авторитета только и может быть жизнь и работа
учителя, их гражданское лицо, их поведение”. А.С.Макаренко

“Ваше собственное поведение – самая
решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете
ребенка только тогда, когда с ним разговариваете,
или поучаете его, или приказываете ему. Вы
воспитываете его в каждый момент вашей жизни, как
вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими
людьми или о других людях, как вы радуетесь или
печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с
врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все
это имеет для ребенка большое значение.

Малейшее изменение в тоне ребенок
видит или чувствует все повороты вашей мысли до
него невидимыми путями, вы их не замечаете.

А если вы грубы или хвастливы, или вы
пьянствуете, вам уже не нужно думать о
воспитании, вы уже воспитываете ваших детей, и
воспитываете плохо, и никакие самые лучшие
советы и методы вам не помогут. Требование и
уважение к себе и своей семье, контроль над
каждым своим шагом – вот первый и самый главный
метод воспитания!”

Жизнь наша дурная. Отчего? Оттого, что
люди дурно живут. А дурно люди живут оттого, что
сами люди плохи. Стало быть, для того, чтобы жизнь
перестала быть дурною, надо переделать людей из
плохих в хороших. Как же это сделать? Всех никто
переделать не может, себя же переделать всякий
может.

Стало быть, от нас и дурная жизнь, от
нас и то, чтобы она стала хорошей.

Любую работу можно делать по-разному.
Можно просто добросовестно (или не очень)
выполнять возложенные на тебя функции. И честно
получать положенную тебе зарплату. И при этом
иметь массу преимуществ: спокойную нервную
систему, уйму свободного времени для себя и своей
семьи, возможность полноценного собственного
духовного развития.

А можно работу свою делать
по-максимуму. Как-то В.В.Маяковского на встрече с
читателями спросили, кем бы он был, если бы не был
хорошим поэтом. Он ответил: “Я не знаю, кем бы я
был, но точно знаю, что был бы кем-нибудь
хорошим”.

Вот и этот семинар был задуман для
классного руководителя: работающего
по-максимуму, творческого, думающего, имеющего
собственную жизненную позицию и свое
“педагогическое кредо”.

Хороший педагог – всегда уникален.
Любую проблему он решает по-своему. Мы будем рады,
если данный семинар сыграет в этом хотя бы
незначительную роль. И с благодарностью примем
пожелания, замечания, рекомендации и
предложения.

7 Выступление на педсовете

Три кита авторитета

классного руководителя

Слайд 1

Я понимаю, что подобная аллегория может вызвать только улыбку, но согласитесь, нам, имеющим большой опыт воспитательной работы, говорить о том, что мы делаем каждый день, каждую минуты без улыбки не стоит.

Слайд 2

Итак, действительно, в моем понимании, ученический коллектив – это нежное, очень ранимое и подверженное разным болезням «тело черепахи», которое заботливо защищается крепким и надежным панцирем под названием «авторитет классного руководителя». И взаимо-сосуществование ЭТОГО «создания» держится на трёх основных моментах («китах»).

Сначала позвольте сделать маленький экскурс в теорию. Существует много трактовок этого термина

Слайд 3

В   широком смысле авторитет — форма существования общественных отношений;

 В     узком смысле авторитет — общественная значимость какого-либо лица.

«Толковый словарь» понятие  «авторитет»   трактует как: 

— общепризнанное значение человека,

— его влияние на людей,

— поддержка его идеи и деятельности общественным мнением,

— проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

Слайд 4

Но сегодня мы будем вести разговор не в общем, об авторитете, а об авторитете педагога.

Авторитет педагога –  это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения детей к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены.

фенОмен – необычное явление, феномЕн – уникальный человек.

Авторитет — «оценка репутации человека, связанная в осознании окружающих с решением содействовать ему в реализации его целей.

Это содействие и выражается в добровольном отказе от некоторых своих прав в его пользу, т.е. в пользу того дела, которое он делает» (К. Касьянова)

Слайд 5

Проблемой авторитета педагога (учителя, воспитателя) занимались многие видные ученые психологи и педагоги.

В течение последних 30 лет в системе проходят психолого-педагогические исследования, которые лежат в основе теории педагогического авторитета (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, Н.Д. Левитов, И.П. Андриади и др.). Чтобы не утомлять присутствующих, познакомлю с основными выводами:

  • получены факты, свидетельствующие о влиянии личности учителя на развитие личности ученика происходит опосредованно (т.е. не происходит непосредственно). Сами по себе личностные, индивидуальные и функционально-ролевые особенности учителя выступают лишь в качестве предпосылки формирования личности школьника и межличностных отношений в классе. Реализация же педагогических возможностей обеспечивается только «отношениями референтности», иначе личность не оказывает влияния на другую личность.

      • отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц;

      • качество личности или группы, состоящее в их способности оказывать определяющее влияние на формирование мнений, суждений, оценок отдельного человека, а также его поведения;

      • Ученик может быть заинтересован в общении с классным руководителем, но его позиция может и не быть для него достаточно значимой. И наоборот, референтным может выступать лицо или круг лиц, общение с которыми не приносит ученику эмоционального удовлетворения, но чьи суждения, однако, воспринимаются им как значимые.

  • Вместе с тем вопрос о том, в какой мере личность учителя влияет на мотивационно-смысловую сферу школьников, а в какой – создает условия для подражания, формирования стиля поведения – остается до настоящего времени не вполне ясным.

Слайд 6

Говоря об «авторитете классного руководителя», я имею в виду,

с одной стороны

  1. влияние классного руководителя на ученика и его значение не только в конкретном ученическом коллектив, но и в школе вообще («Ученики гордятся своими классными руководителями не меньше чем мы ими»);

с другой стороны

  1. значение этого педагога в педагогическом коллективе, среди своих коллег (в связи с этим особенно важно уважительное взаимоотношение, или хотя бы корректное общение друг с другом независимо от наших симпатий или антипатий).

Сегодня попытаюсь представить свое видение трех главных составляющих «авторитета классного руководителя», ни в коем случае, не претендуя на «ИСТИНУ». Я абсолютно не отвергаю все общепризнанные и известные трактовки данного вопроса, но попыталась пропустить это явление как «классное руководство» через свой опыт.

Слайд 7

По словам К.Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности». Безусловно, огромное значение имеет личность педагога, так сказать первый «кит». И как бы «сверху» не пытались выхолостить идею воспитания в школе, превращая учителя только в «предметодаталя», факт остается фактом, в основном классный руководитель или учитель-предметник проводит с ребенком больше времени, чем родители.

Классный руководитель занимался, занимается и будет заниматься воспитательной деятельностью, все время, находясь под прицелом общества.

Главным основанием учительского авторитета

только и может быть жизнь и работа учителя,

их гражданское лицо, их поведение”.

А.С.Макаренко

Слайд 8

Вторая основа — это

— искренняя заинтересованность жизнью ребенка

  • ключевое слово – «искренняя»

  • Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, надо не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир”. Н.И.Пирогов

Я была классным руководителем 3-х классов, и каждый класс — это представители новой волны молодежи разных десятилетий:

    • 1996 год – год, когда компьютерное обучение было чем-то необычным. Я хорошо помню, как я «УБЕЖДАЛА» ходить ребят в компьютерную школу на занятия дополнительно к УПК, и чтобы доказать им, что ЭТО НУЖНО, ходила и сидела вместе с ними на занятиях;

    • 2005 год – первая волна компьютерных игр и фильмов в стиле «фэнтэзи». И как бы мы не ругали компьютеризацию, мы не могли ей противостоять. И чтобы мои советы родителям «как нужно бороться с ЭТИМ компьютером» были адекватными и, чтобы разговаривать с ребятами на одном языке, я испытала на себе «власть компьютерных игр», на своей шкуре я поняла, что значит «Играть всю ночь в «War Craft» и «Героев», самые популярные игры того времени.

    • 2013 год – засилье Интернета и соц.сетей, сериалы «Школа» и «Сплетница», программа «ДОМ2», другие интересы, другие идеалы, другая жизнь. И снова попытка «увидеть мир подростка изнутри»: смотрю ненавистный мне сериал, смотрю ДОМ 2 и другие художественные фильмы, которые никогда бы не стала смотреть по собственной воле, зачем???

Для классного руководителя важно жить жизнью подростка, знать его субкультуру, смотреть ЕГО сериалы, слушать ЕГО музыку, даже если ВАМ она отвратительна. Для чего? Не является ли это лицемерием? Нет, это необходимо,

  1. чтобы быть знающим и интересным собеседником для подростка. Реалии горят о том, что УЧЕНИК не слышит наших нотаций. Чтобы он (ученик) просто захотел услышать меня, нужно его удивить, зацепить … СОВРЕМЕННОГО подростка ЛЕГКО удивить, просто нужно уметь в нужном месте в нужное время вставить какие-то факты или суждения, близкие и понятные ему, например, о жизни их кумиров. Можно и нужно ненавязчиво обсуждать с ребятами того или иного киногероя, его поступки, тем самым предлагая, ребенку другое видение той или иной ситуации. Если в классе есть спортивные фанаты, то классный руководитель должен хотя бы знать, что Павлюченко и Кержаков не играли никогда в одной команде, или что Радулов – это хоккеист, а Аршавин – футболист.

  1. … … чтобы понять тот мир, в котором живет подросток. Согласитесь, как бы мы не ругали ЭТО время, мы не можем изменить реалии, и очень часто мы, ругая и критикуя НАШЕ ВРЕМЯ, заранее возводим стену между нами и учениками. «Влезание в их мир» помогает нам, классным руководителям услышать ИХ лучше, использовать то, что им интересно в своей воспитательной работе. Как только мы начинаем слушать их заинтересованно, мы начинаем слЫшать какие-то оригинальные их идеи., которые на первый взгляд могут показаться ДАЖЕ абсурдными с точки зрения взрослого человека. И вот тут задача классного руководителя стать на время ювелиром, т.е. взять грубую необтесанную идею и отшлифовать её, сделав из неё конфетку. Причем предлагая «эту конфетку» напомнить, что ЭТО ВАША идея и это 100% гарантия, что восприятие идеи будет более благосклонным. Примеры:

  • игра «Пишем письма» (опыт проведения в 2-х выпусках)

  • процесс дарения подарков на Новый год: друг другу (Письмо Дед Морозу — заявка), тайная жеребьевка;

  • подготовка к Новому году, когда ребята сначала САМИ выбирают себе роль, и только потом пишется сценарий (сколько ПЛЮСОВ!!!, с последним выпуском были проблемы – смотрели сказки и мультфильмы, потому что просто НЕ знают)

  1. … … чтобы «сравнять позиции». Учитель привык «смотреть сверху». Ему хорошо, попробовали бы вы отвечать под пристальным взором… даже если дети не говорят этого вслух, даже если они не думают, — они все равно это чувствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Одно из решений – совершить смелый поступок — поставить себя в «роль оцениваемого». Как? Я уверена, что каждый учитель сам придумает 10 способов.

    1. На начальном этапе: давать оценку классным часам и быть критичным к себе, не замалчивать минусы и неудачи. Главное, давать оценку классном часу, беседе, мероприятию, себе, а не конкретным детям или их поступкам, из-за которых у вас что-то не получилось;

    2. При слияние коллективов, или на самом первом или лучше последнем классном часе в году «устроить экзамен классному руководителю»:

  • вопросы готовятся и пишутся заранее ребятами анонимно,

  • классный руководитель пишет ряд «каверзных вопросов» сама,

  • имеет право не отвечать на нетактичные вопросы.

Слайд 9

«Если классный руководитель может гармонично вплести в ткань беседы последние события в школе, окружающую действительность, сюжет из популярного СЕГОДНЯ мультфильма или подросткового сериала – восторг и признательность ему обеспечены»

Вывод, если ребенок видит искреннюю заинтересованность его жизнью от взрослого «чужого» человека, это для него имеет значение, следовательно, этот человек для него является «значимым», т.е. «авторитетом».

Слайд 10

Ну и, наконец, третий, последний, но не менее значимый «кит».

Напомнить всем о нем, хотелось бы с мотиватора

Даже если тебя любят таким, какой ты есть,

никогда не упускай возможность стать лучше.

Да, вы уже догадались, ещё один важный момент авторитета классного руководителя (отношение К педагогу)–

самообразование и самосовершенствование

Наш личностный рост –

непременное условие успешной работы с детьми.

Получив педагогическое образование, изучив курс психологии и педагогики, мы абсолютно уверены, что ТЕПЕРЬ нам достаточно совершенствовать себя методически. И это правильно, учитывая сколько новых подходов и терминов появляется постоянно. Но, я думаю, все сами себе признаются, что никто из нас или единицы самообразовываются в плане

  • знакомства с новыми подходами в воспитании;

  • изучения «Трёх уровней воспитательных технологий», современных парадигм воспитания;

  • периодические восстанавливает в памяти методы воспитания или средства психологического воздействия на ребенка.

Зачем еще на это тратить время? Большинство из нас абсолютно уверены, что мы профессионалы, не позволяя себе даже в этом усомнится. В результате, мы очень часто можем стать жертвами такого явления как «педагогическое выгорание», что проявляется по-разному:

  • «Так не хочется идти на работу, у меня аллергия на этих детей»;

  • проводим каждый год одни и те же классные часы, чуть-чуть меняя их названия, при этом ловим себя на мысли, что нам самим ЭТО надоело, и, не задумываясь о том, что общество меняется, восприятие и интересы подростка сильно отличаются от тех, которые были 7 лет назад.

Слайд 11

Как гласит английская пословица, «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на Вас. Воспитывайте себя!»

Поэтому, самообразование и самосовершенствование – это тот «кит», который не должен заплывать в дальние моря, подгоняемый нашей ленью.

Что делать?

Я уверена, что каждый учитель, классный руководитель, педагог должен сам ответить на этот вопрос. У меня панацеи от этого нет, но один из способов самосовершенствования

это обмен опытом или идеями.

Природа педагогического авторитета сложна. Но с точки зрения «теории обмена» очевидно, что авторитет классного руководителя связан с его ценностным вкладом относительно группы как целого.

Слайд 12

К сожалению, в педагогической среде сегодня всё чаще звучат слова – «это мой интеллектуальный багаж, я не хочу его выставлять бесплатно». Лично мое мнение, что ЭТО в корне неправильно, потому что особенность профессии педагога, её главная цель – ПОДЕЛИТЬСЯ своими знаниями, не только с учениками, но и с коллегами.

Есть ещё одна «оборотная сторона медали»: классный руководитель, найдя какую-то находку, проведя какое-то «классное» мероприятие или просто реализовав какую-то идею, СТЕСНЯЕТСЯ делиться своим опытом из-за

  • простого чувства «чтобы коллеги не подумали, что я хвастаюсь» или «выпендриваюсь»;

  • или чтобы не слышать в ответ или в спину скептическое «я тоже так делаю, ну и что».

Очень жаль, что в и нашем коллективе не проросла привычка делиться друг с другом опытом воспитательной работы, мы НЕ ЛЮБИМ, когда к нам приходят на классные часы, потому что «гости» будут искать грехи или выдадут реакцию, которая будет неприятна нам.

Слайд 13

Хороший педагог – всегда уникален. Любую проблему он решает по-своему. У каждого СВОИ «киты», наверно, у всех у нас одни и те же враги – «акулы» в океане воспитания:

  • это ложный или мнимый авторитет педагога,

но это … уже совсем другая история … или тема для семинара!!!

Спасибо за внимание

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Их интересуют жизненные цели педагога, особенности его характера, его трудовой путь, мотивы поведения.

Авторитет классного руководителя в дальнейшем поддерживается безупречным знанием своего предмета, серьезным отношением к работе, искренней заботой об успехах каждого обучаемого, общей эрудицией, культурой, тактом. При этом особую роль играют доброта, умение сдерживать свои чувства, культивирование добрых, возвышенных идей и, конечно, привычка всегда быть добродушным, а желательно и веселым.

Авторитет в общении с детьми, точно так же, как и в общении со взрослыми

завоевывается честным отношением к людям, к себе, к работе, тем как Вы сможете объяснить детям свой предмет, их успехами в вашем предмете.

Классный руководитель может научить детей общению, отношением к жизни, своим примером.

Авторитет зарабатывается именно способностью помочь ученику услышать и понять, чего он хочет, открыть для него его способности, помочь реализовать их.

Усиление роли классного руководства выделено и в национальном проекте Образование».

В ходе психолого-педагогических исследований получены факты, свидетельствующие о влиянии личности учителя на развитие личности ученика. Однако такое влияние не происходит непосредственно. Сами по себе личностные, индивидуальные и функционально-ролевые особенности учителя выступают лишь в качестве предпосылки формирования личности школьника и межличностных отношений в классе. Реализация же педагогических возможностей обеспечивается, по мнению В.А. Петровского, только «отношениями референтности», иначе личность не оказывает влияния на другую личность [6].

Вместе с тем вопрос о том, в какой мере личность учителя влияет на мотивационно-смысловую сферу школьников, а в какой – создает условия для подражания, формирования стиля поведения – остается до настоящего времени не вполне ясным.

Исследованиями, проведенными в рамках концепции отраженной субъектности, показано, что факторами влияния на личность ученика, изменения его позиции выступают творческая ориентация педагога, его яркие личностные черты, не связанные с его ролевыми функциями, установка на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда личностное проступает через ролевое.

В общении с неординарными, творческими людьми обогащается личность школьника. В таком личностном общении актуализируются системы ценностей, важные для развивающегося человека. Прежде всего – ценность доверия, возникающая потому, что оценки педагога не содержат угрозы «Я» ученика, а также ценность творчества, особенно значимая в подростковом возрасте. Влияние на учащихся учителя опосредствуется содержанием совместной деятельности. При этом нормативно-ориентированные учителя развивают лишь навыки социального взаимодействия в отличие от творчески ориентированных, которые создают условия для развития индивидуальности ученика.

До настоящего времени существует не столь много психолого-педагогических исследований, посвященных влиянию личности классного руководителя на индивидуальность подростка.

[13,64].

Кроме обозначенной выше концепции отраженной субъектности, раскрывающей социально-психологические механизмы влияния личности воспитателя на личность ученика, в науке существует ряд других концептуальных подходов. Так, не утратила своего значения теория педагогического авторитета (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, Н.Д. Левитов, И.П. Андриади и др.). Общее понимание авторитета, на наш взгляд, наиболее точно представлено в исследовании К. Касьяновой, где авторитет определяется как «оценка репутации человека, связанная в осознании окружающих с решением содействовать ему в реализации его целей. Это содействие и выражается в добровольном отказе от некоторых своих прав в его пользу, т.е. в пользу того дела, которое он делает». Авторитет руководителя в нашей культуре связан со «служением» делу, а это означает «бескорыстие», «он делает не свое, т.е. неличное дело», а общее, следовательно, мы обязаны ему содействовать [4, 276].

Природа педагогического авторитета сложна. Но с точки зрения «теории обмена» очевидно, что авторитет классного руководителя связан с его ценностным вкладом относительно группы как целого.

Несомненный интерес представляет антропологическая теория развития «событийной общности ребенка и взрослого» (В.И. Слободчиков). Автор исследует психологические факторы, определяющие влияние взрослого на здоровье психологическое ребенка. Утверждается, что психологическое здоровье ребенка в дошкольном и школьном возрасте имеет «интерсубъективную природу» и определяется духовной близостью ребенка и значимого взрослого, развитием «событийной общности ребенка и взрослого». В.И. Слободчиков уточняет понятие «значимый взрослый», подчеркивая, что «это родной и/или близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник». Главным критерием близости двух людей выступает «устойчивая духовная связь» двух людей – взрослого и ребенка. Поскольку мера кровного родства ребенка и взрослого изначально задана, то отношения в детско-взрослой общности развиваются «по линии духовной близости». Сущность духовной близости в отличие от эмоциональной, социальной, по мнению исследователя, «состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым жизненного мира ребенка».

Взрослые в отношении к детям занимают различные позиции. Это « культурные» – умелец, учитель и « бытийные» – родитель, мудрец . Первые связаны с сохранением и передачей культурных норм и эталонов другим поколениям, а вторые – «с выращиванием и сохранением непосредственного ощущения и переживания радости, красоты и самоценности жизни» [14].

Данные позиции, подчеркивают авторы, составляют «всю материю» совместной жизни детей и взрослых и выступают исходными условиями полноценного развития. При этом позиционное самоопределение значимого взрослого становится источником определенных образовательных процессов. Так, позиция «родитель» обусловливает «выращивание жизнеспособного человека»; позиция «умелец» обеспечивает формирование специальных способностей; «учитель» – обучение всеобщим способам деятельности; «мудрец» – воспитание «всечеловеческого в человеке».

Приложение

Примеры современных воспитательных технологий

Назовем в качестве примеров некоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ.

I – общепедагогические технологии воспитательного процесса (педагогические системы).

  • Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвшш имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил…). Идеал воспитания – самовоспитание.

  • Система воспитания в Павлышской школе В.А. Сухомлинского.

  • Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд – основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.

  • Школа как воспитательная система В.А. Караковсого.

  • Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, Образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера…

  • Воспитательная система Международного детского центра «Артек».

II – частнометодические воспитательные технологии.

  • О Выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в «творческой комнате» (И.П. Волкова).

  • О Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.

  • Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова. О Технология педагогической поддержки О.С. Газмана.

  • Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1-9-й классы).

  • Авторский курс самопознания и самовоспитания для старшеклассников «Человековедение» (СНОСКА: См. Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000; Я — человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996)

  • Авторский курс «Самоусовершенствование личности» в технологии саморазвивающегося обучения (Г.К. Селевко). (СНОСКА: Сеяевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999)

  • Технология теоретико-практической педагогики и психологии для родителей в специальном журнале «Домашнее воспитание».

III – локальные (модульные) воспитательные технологии (СНОСКА: Эти технологии наиболее подробно разработаны группой педагогов Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, Д.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др. См.: Краткий справочник по педагогической технологии. М.,1997; Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997).

В технологии педагогического общения могут быть специальные технологии: педагогического требования, информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности (здесь модульные технологии целеполагания, анализа ситуации, вооружения учащихся способами деятельности, создания и разрушения конфликта, создание ситуаций успеха и преодоление неуспеха, педагогической реакции на поступок), технология индивидуального и дифференцированного подхода, технология педагогической оценки, технология этической защиты и другие.

Приложение 2

Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами:

1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.

2. Инновационнодеятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность.

3. Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей.

4. Тренинговоигровые – деловые игры, социально психологические тренинги и др.

5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СЕМИНАРА

Впервые в педагогической науке авторитет учителя-воспитателя наистинный и ложный был разделен А.С. Макаренко.

Истинный — один, ложный — множество разновидностей.

1.Возьмите лист бумаги и команда красных напишите характерные черны истинного авторитета, а команда желтых  – ложного  (пишут и зачитывают, дополняя друг друга).

(Слайд 4)

Истинный авторитет педагога:

— достигается только путем приобретения мастерства,

— известен гибкостью и вариативностью в применении даже бесспорных и апробированных методов и средств,

— умением анализиировать  и использовать чужой опыт,

— манерой поведния, внешним видом педагога,

— одеждой   (это не только его личное дело). Осознает педагог или нет, но неопрятный внешний вид будет ему мешать,

— учет возрастных различий, неодинаковости жизненного опыта, ассиметричности социальных ролей. Но в одном равенство между ними обязательно – в степени искренности.  

Мнимый авторитет педагога:

— авторитет подавления, основанный на чувстве страха,

— авторитет расстояния, основанный на отчуждении педагога от детей, на строгом соблюдении максимально большой дистанции между ними,

— авторитет чванства, основанный на подчеркивании своих достоинств и значимости своей личности,

— авторитет педантизма, построенный на буквальном исполнении его требований,

— авторитет любви, построенный на постоянной апелляции к чувству любви, заигрывании с детьми,

— авторитет доброты («самый неумный вид авторитета»), основанный на снисходительности, нетребовательности,

— авторитет панибратства, основанный на неумении соблюдать меру между деловыми и личными отношениями, на неумении соблюдать нужную дистанцию,

— авторитет подкупа («самый страшный вид авторитета»), основанный на стремлении педагога добиться своих целей необоснованными поощрениями, обещаниями.

В чем же заключается мастерство педагога, обладающего истинным авторитетом:

(слайд 5)

— борьба не с ребенком, а за ребенка,

— владение всеми стилями и умение применять их, в зависимости от специфики детского коллектива, конкретной ситуации и в соответствии с поставленной педагогической задачей,

— умение добиваться успеха,

— осуществление личностно-ориентированного подхода,

— владение результативными педагогическими технологиями,

        Как результат – воспитание зрелой личности. Личности, которая знает, зачем она живет, как она относится к людям и истории человечества и поступает согласно этому. Важно не только завоевать. Но и удержать этот истинный авторитет. Завоеватьего можно различными способами, но удержать – только опираясь на свое педагогическое мастерство, творчество, своими личными усилиями.

Каким можно представить  педагога, обладающего ложным авторитетом?

— такое отношение  детей к  педагогу,   которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными.

—  стремление  педагога добиваться послушания от ученика.

Добиваясь послушания, как ближайшей цели и затрачивая на это много сил и времени, учителя — воспитатели уже не имеют возможности добиваться других целей, конечных, главных. Во многих случаях учителя не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становиться все более не послушным. Дети, проявляя послушание, очень часто развивают такие качества личности, которые противоположны конечным целям обучения и воспитания.

Релаксационный блок.        

А сейчас я предлагаю вам сделать релакс-паузу.

— подумайте и запишите на листочке одно слово, кем вы себя чаще всего ощущаете: верблюдом, львом, ребенком. Это лично для вас, конфиденциальная информация (записывают)

Есть древняя история о том, что человек в своем развитии проходит три стадии: сначала он — верблюд, потом — лев и потом уже — ребенок. Верблюд подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, пересекающий пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда терпение и силы  верблюда иссякают, человек превращается в льва. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенных социальных высот. Но приходит момент, когда лев понимает, что все, чему он посвятил свою жизнь, удаляет его от истины, погружает в круговорот суеты и пучину неразрешимых проблем. Лев осознает, что жизнь его лишена чего-то простого и гармоничного. И вот тогда происходит переход на следующую стадию развития — ребенка. Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется познать смысл того, что ранее казалось понятным. У человека за спиной большой жизненный путь, однако нету него усталости и пессимизма. Есть желание открывать новое, постигая истину…

Это конечно шутка, но в каждой шутке, есть доля шутки. Я вам желаю, почаще ощущайте себя и в себе ребенка, с открытым взглядом на мир.
         Если мы будем помнить об этой притче, то мы будем помнить, что ребенок — самый главный человек на земле. Именно к такому выводу еще в XVI веке пришли великий индийский падишах Акбар и его верный советник Бирбал…
Как-то раз прохладным вечером падишах и Бирбал гуляли по саду, радуясь весенней благодати. Вдруг падишах спросил:

— Скажи, Бирбал, кто, по-твоему, на свете самый главный?
Бирбал сразу понял, куда клонит Акбар. «Видно возгордился он своей властью, надеется, что я назову его самым главным. Но как бы не так!» — подумал Бирбал.
— Думаю, государь, что главнее всех малое дитя. С ребенком никто не справится —ни раджа, ни сам падишах.

— Как же это неразумный ребенок может быть всех главнее? Докажи-ка, попробуй, — отозвался падишах.

— Что ж, и докажу. Только это не редькой торговать: раз-два и готово. Дело это не пустячное, придется устроить проверку. На том и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хорошеньким шаловливым мальчуганом на руках.

Малыш понравился падишаху, он посадил его на колени и стал с ним играть. А малыш, разыгравшись, вцепился падишаху в бороду и давай тянуть ее изо всех сил. Еле оторвал его от себя падишах и говорит сердито Бирбалу:

— Ты зачем принес такого озорника?! С ним же сладу нет!
А Бирбалу только того и надо:

— Вот видите, владыка мира, никто не смеет до вас даже пальцем дотронуться, а этот малыш дергает за бороду. Да так, что даже волоски выдрал. Вот и выходит, что ребенок — самый главный на свете!

Итак, самый главный на свете — ребенок.

Практический блок.

Практическое задание: Пожалуйста, подумайте и напишите, какими приемами и методами Вы пользуетесь при общении с детьми, в своей работе с ними (пишут и зачитывают, дополняя друг друга).

Ведущий. Я предлагаю вашему вниманию перечень действий педагога, которые позволяют формировать истинный авторитет педагога.

(Слайд 6, 7, 8)

1. Равноправ ное общение с детьми

2. Проявление эмпатии по от ношению к уче нику

3. Проявление непременного доверия к воз можностям и способностям ученика

4. Принятие ученика как личности, не взирая на соот ношение его достоинств и недостатков

5. Оценивание не личности ученика, а его поступков

6. Открытое предъявление учащимся своих нравственных убеждений, ценностей, ин тересов

7. Сотрудниче ство с детьми в   достижении общих целей

8. Создание воспитывающих ситуаций в раз личных видах деятельности

9. Создание си туации успеха для каждого ученика

10. Организа ция конструк тивного конф ликта в целях развития лич ности и коллек тива

11. Активиза ция воспита тельного потен циала урока

12 Поддержка школьников как субъектов са моуправления

1 3. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами

14. Поддержка процесса само познания уче ника

1 5. Предостав ление реальных возможностей для самореали зации и само определения ученика

16. Принятие воспитывающе го влияния де тей на педагога

17, Честное, самокритичное отношение к своим успе хам и неудачам

18. Забота о своём лично стном росте, развитии духовности

19. Забота о своём физи ческом и пси хическом здо ровье

20. Расширение и углубление своих профес сиональных знаний и уме ний в сфере воспитания

21. Постоянный самоанализ своей воспита тельной дея тельности

22. Совершен ствование сво их знаний о детской, подро стковой, моло дёжной суб культурах

23. Осмысление своей дея тельности в контексте вос питательного процесса обра зовательного учреждения

24. Деятельное участие в педа гогическом самоуправлении

25. Проявление интереса к про фессиональной деятельности коллег

26. Обеспече ние нравствен ной атмосферы в педагогичес ком коллективе

27. Открытое обсуждение с коллегами профессиональ ных проблем

28. Предостав ление возмож ности другим педагогам зна комиться с его опытом

29. Помощь молодым педа гогам, учите лям-новичкам

30. Проявление интереса к жиз ни ученика в семье

31. Проявление постоянного ин тереса   к  вне школьным   де лам и занятиям ученика

32. Поддержка положительной направленности семейного вос питания учени ка

33. Защита прав и интере сов ученика, оказавшегося в конфликте с родителями

34. Повышение педагогической культуры роди телей своих воспитанников

35. Взаимодей ствие в реше нии воспита тельных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.

36. Защита и поддержка ученика, ока завшегося в неблагоприят ной социальной ситуации

Ключевой задачей инновационных процессов системы образования в нашей стране является воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.

Отечественное образование нуждается в педагогах, обладающих высоким уровнем профессионализма и разносторонней компетентностью, способных к творчеству и инновациям, обладающих истинным авторитетом.

Рефлексивный блок.

Ведущий.   Вы помните, что я вам пожелала успешной продуктивной работы в начале семинара и определить, каким получился семинар, нам помогут яблоки знаний (показывает коробочки, на которые наклеены «цветные яблочки»).

Красное яблоко — означает, что вам было все понятно, все понравилось, вы обогатились новыми знаниями, вы многое возьмете в копилку своего опыта работы, у вас сохранилось хорошее позитивное настроение.

Желтое яблоко — вам было не все понятно, не все понравилось, вы частично обогатились знаниями, не все возьмете в копилку своего опыта, у вас сохранилось хорошее позитивное настроение.

Зеленое яблоко — вам было ничего не понятно, ничего не понравилось, вы не обогатились новыми знаниями, ничего не возьмете в свою работу и поэтому у вас испортилось настроение.

Сейчас вы возьмете разноцветные полоски, которые я вам раздала в начале семинара, и положите в то яблоко, которое соответствует вашему состоянию,

(кладут полоски в коробочку)

Ну что ж, визуальная обработка данных прошла и нам очень приятно, что вам по вкусу оказались красные и желтые яблоки.

Спасибо за сотрудничество (слайд 10.)

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Микройодид 100 инструкция по применению взрослым
  • Руководство органа исполнительной власти субъекта рф
  • Инструкция по эксплуатации натрий катионитных фильтров
  • Должностная инструкция механика по выпуску транспорта на линию 2020 скачать
  • Руководство пользователя cs6