Классное руководство принципы

Пять принципов классного
руководства

В учительской среде ходит поговорка «трудно быть Богом и
педагогом». Да, у нас хватает трудностей, но подчас мы сами же их и создаем.
Классный руководитель, действительно, значимая в школе фигура. И дети хотят, чтобы
рядом с ними были классные «классные». Вот тут и начинается самое главное.
Сегодня в нашей профессии нетрудно разочароваться, испытать унижение личного
достоинства, сломаться. Особенно молодым. Не
всем удалось все это преодолеть.
И у меня утвердился свой взгляд на профессию «классного» и ее принципы. Ими я и
хотела бы поделиться сВами.

Принцип первый: добровольно
и радостно отдавай ученикам свое духовное богатство. Твои увлечения, скажем
наукой, музыкой, театром, — отличный образец для ребят, основа сотрудничества с
ними.

Принцип второй: узнай
своих учеников. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях,
то она должна прежде узнать его — тоже во всех отношениях». Эта мысль К. Д.
Ушинского не потеряла ни грана своей актуальности. Что же конкретно является
предметом познания в личности? В широком плане личность — это интегральная
целостность биогенных, социогенных и психогенных характеристик. Она
складывается из характера и воли, мышления и внимания, темперамента и
склонностей, памяти и восприятия, интересов и убеждений. На развитие личности
влияет наследственность, среда, деятельность. Вооружившись такими сведениями о
каждом своем ученике, приобретаешь шанс избежать ошибок в воспитании.

Принцип третий: умей
профессионально разрешать конфликтные ситуации. Конфликтов не избежать. Они
возникают при взаимодействии классного руководителя и учащихся, учащихся между
собой, классного руководителя и родителей. Пути разрешения конфликта:
налаживание взаимопонимания и устранение недоразумений — методом эмпатии,
методом логического анализа. Существуют еще и игровые методы. В частности, при
работе со старшеклассниками можно применять деловые психологические игры. Но
чтобы быть успешным в этом, классный руководитель должен открыть в себе игровое
начало — способность и желание играть. Метод эмпатии — это универсальный способ
разрешения конфликтов. Он подразумевает «вхождение» в личностный мир другого и
пребывание в нем «как дома».

Принцип четвертый: дружба
— понятие круглосуточное. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому —
Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при
этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего
за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа,
которому безразлично, что делается внутри этого мира» — говорил наш
замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский, и эти слова
по-прежнему актуальны. Готов ли ты по первому зову своего ученика поспешить ему
на помощь? Готов ли быть для каждого из них самым надежным другом?

Принцип пятый: старайся
задействовать своих учеников так, чтобы у них не оставалось времени для
безделья. Некоторые семьи вообще не уделяют внимания своим детям, полностью
возложив эту обязанность на школу. Потому — общение и еще раз общение. Со своим
классом, а в нем были и ученики, стоявшие на учете в милиции, мы почти каждый
вечер собирались в школе. Планировали мероприятия, обсуждали проблемы, играли в
спектаклях, участвовали в КВНах.

Ни для кого не секрет, что загруженность работой, домашние
проблемы не располагают к общению с учениками. И классное руководство порой —
просто нагрузка, за которую немного приплачивают.Сегодня в Минобразовании
схватились за отход от воспитания, но УЧИТЕЛЯ и КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ этого и не
замечают. Вот только оплату у классного руководителя смехотворная, о чем в
верхах и не замечают. Воспитание ребенка связано с любовью. Меня потрясла как-то оправдательная
фраза представителя школьной администрации: к нам дети не за любовью ходят! Но
что же делается на этом свете без любви? Значит, притворяться? Но дети
чувствуют малейшую фальшь, а на лжи, как известно, далеко не уедешь
.

Принципы классного руководителя

Я хочу, чтобы школа стала для детей родным домом. Постараюсь все сделать для этого.

Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому буду жить по принципу: относись к детям так, как бы ты хотела, чтоб они к тебе относились.

Я не всезнайка. Поэтому я и не буду казаться им быть.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.

Иногда мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли. Поэтому я буду стараться понимать и принимать детей.

Я люблю, когда меня принимают такой, какова я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

Я — человек и склонна ошибаться. Поэтому я буду терпелива к ошибкам детей.

Почти всему, что знаю, я научилась на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.

Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности у ребенка.

Я постараюсь привить детям справедливость, терпимость. упорство. Я научу их ненавидеть ложь и любить правду.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удар.

Я чувствую страх, когда я беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

И чтобы это у меня получалось, я не забуду:

входить в класс с улыбкой;

при встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо;

буду всегда выдержанна, терпелива, уравновешенна, внимательна;

не буду искать легкого пути в общении,

вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации;

 что трудности развивают способности, но не принижать и не завышать планку трудности;

 постараться вселять в ребенка веру в себя;

радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам;

 не бояться признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса, быть вместе с ними в поиске;

не бояться извиниться, если не права, быть терпеливой к ошибкам детей;

 что среди детей не должно быть «любимчиков», в каждом можно найти предначертанное ему;

не воспитывать слишком самонадеянных, их будут избегать; слишком скромных, их не будут уважать; слишком болтливых, на них не будут обращать внимание; слишком молчаливых, с ними не будут считаться; слишком суровых, от них трудно отмахнуться; слишком добрых, их растопчут;

жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми.

нести детям добрую энергию.

Мои принципы общения с родителями:

Помнить, что их дети — самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание — вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.

Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

Моя профессиональная позиция:

Личностно ориентированный подход представляет собой педагогическую систему, включающую в себя: индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы, Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой-либо одной части влечет изменение всего целого.

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

<Письмо> Минпросвещения России от 12.05.2020 N ВБ-1011/08
«О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях»)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аст гоз аккредитация на площадке инструкция
  • Руководства пользователя асер
  • Хлористый кобальт для пчел инструкция доза
  • Монтаж имитации бруса на фасад инструкция по монтажу
  • Как сшить тапочки из старой шубы своими руками пошаговая инструкция