Классное руководство тема работы с родителями

План работы

 классного руководителя с родителями

Абакаровой Н.Р.

на 2019-2022 уч.г.

Цель:

Формирование эффективной системы взаимодействия родителей и учителей для создания благоприятной среды по формированию коллектива, для создания условий развития личности, духовно богатой, способной адаптироваться в обществе. Повышение роли родителей в воспитании нравственно – ориентированной личности учащихся.

 Задачи:

— повышение педагогической  культуры родителей, пополняя арсенал их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе через организацию проведения родительского всеобуча, родительского университета;

-содействовать сплочению родительского коллектива, вовлекая в жизнедеятельность классного и школьного сообщества;

 — оказывать родителям содействие в решении проблемных ситуаций, влекущих неблагополучие в семье, в детско — родительских отношениях через организацию индивидуальной консультационной работы;

— укреплять взаимодействие с семьей для повышения эффективности профилактической работы с учащимися по предупреждению правонарушений и преступлений;

-формировать единое информационное пространство, способствующее неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.

Критерии эффективности:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Активное участие в жизнедеятельности классного и школьного сообщества.
  • Устранение неблагополучной ситуации в семье, нормализация детско- родительских отношений. 4
  • Результативность совместной профилактической работы по предупреждению правонарушений.
  • Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

План работы с родителями на 2019-2020 год

№п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Результат

1.

Родительское собрание.

Анкетирование детей и родителей. Разработка и утверждение плана работы совместно с учащимися и родителями.

Классный руководитель

родительский комитет класса

Сентябрь

2020г.

Создана инициативная группа. Выявлен  круг интересующих вопросов. Составлен план мероприятий (с возможностью дальнейшей корректировки)

2.

Подведение итогов работы.

Классный руководитель, родители.

Май, 2020г.

Планирование работы на новый учебный год.

План работы классного руководителя с родителями на 2020-2021 учебный год.

Дата проведения

Название мероприятия

Содержание

Сентябрь

Организационное родительское собрание.

Выборы родительского комитета.

Фотовыставка «Семья и летние каникулы». Планирование работы на новый учебный год.

Октябрь

1. Заседание «Досуг наших детей».

2. Организация работы с одаренными детьми.

Круглый стол.

Консультация для родителей.

Ноябрь

1. Подготовка к фестивалю Дружбы народов.

2. «Участие в акции «Люблю тебя, мой край родной!», посвящённой

 90 – летию ХМАО — Югры

3. Индивидуальная беседа с родителями об успеваемости обучающихся.

Составление сценария выступления и назначение ответственных за организацию праздника.

Посещение ЦДиЮТТ «Патриот».

Помощь родителей в сопровождении детей в ЦДиЮТТ «Патриот».

Декабрь

1. Семейная программа  для родителей и учащихся «По ступенькам познания»

2. Привлечение родителей к подготовке и проведению новогоднего праздника.

3.Коллективное творческое дело «Готовимся к новому году».

4. Родительское собрание «Формирование установок толерантного сознания ».

Собрание родительского актива по вопросам организации зимних праздников.

Январь

1. Родительское собрание «Первые уроки школьной отметки».

2. Анкетирование родителей «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка».

Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка.

Февраль

1. Спортивный праздник (День Защитника Отечества).

3.Посещение городской библиотеки.    

4. Подвижные игры на свежем воздухе.

Организация и проведение праздника. Поздравления  с 23 февраля мальчиков класса.

Консультация.Помощь родителей в сопровождении детей в городскую библиотеку.

Девиз: В здоровом теле – здоровый дух.

Март

1. Родительское собрание «Агрессия, её причины и последствия».

2. Праздник мам и бабушек «Славим женщину России»

3. Индивидуальные беседы и консультации.

Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления. Поздравления с 8 марта девочек класса. Консультация, советы родителям.

Апрель

  1. 1. Родительское собрание «Как помочь своему ребёнку учиться».
  2. 2. Анализ учебной работы за 3 четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности.

3. Индивидуальные беседы с учителями-предметниками.

4. Подготовка к смотру строя и песни.

Советы родителям, которые помогут учащимся  повысить свою успеваемость.

Назначение ответственных за подготовку к смотру строя и песни. Ребята примут участие в смотре строя и песни, посвященной Дню Победы.

Май

1. Родительское собрание «Организация свободного времени и отдыха в летние каникулы».

2. Знакомство с рекомендациями учителей-предметников на лето.

Организация и проведение праздника «Прощай, 2 класс».

Организация летнего отдыха обучающихся.

Май

Галерея достижений.

Оформление фотоальбома «Мы вместе!»

План работы классного руководителя с родителями на 2020-2021 учебный год.

Дата проведения

Название мероприятия

Содержание

сентябрь

1.Анкетирование родителей.

2. Уточнение социального паспорта класса.

3. Индивидуальные беседы и консультации. Индивидуальные встречи с родителями по успеваемости учащихся.

5.Выборы родительского комитета класса и планирование работы. Заседание родительского комитета.

6. Родительское собрание №1 в ЗУМ «Задачи на новый учебный год». «Режим дистанционного обучения».

Сочинения «Семья и летние каникулы». Планирование работы на новый учебный год.

октябрь

1. Индивидуальные беседы и консультации.

2. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях.

3. Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты.

Круглый стол.

Консультация для родителей.

Составление сценария выступления и назначение ответственных за организацию праздника.

ноябрь

1. Педагогическая консультация для родителей.

2. Подготовка к празднику «День матери»

Собрание родительского актива по вопросам организации зимних праздников.

декабрь

1. Организация новогодних праздников:

— привлечение родителей в украшении классного кабинета;

— организация новогодних подарков.

3. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях

4. Индивидуальные беседы и консультации. Индивидуальные консультации по чтению «Читаем быстро».

5.Родительское собрание №2 ЗУМ по итогам полугодия

Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка.

январь

1.Индивидуальные беседы и консультации.

2. Групповые и индивидуальные консультации по русскому языку.

Тематическая консультация для родителей «Как помочь ребёнку хорошо учиться».

2.Подготовка к празднику «Защитники Отечества».

Консультация. Помощь родителей в сопровождении детей в городскую библиотеку.

февраль

2.Индивидуальные беседы и консультации.

3. Организация праздника к 23 февраля и 8 марта.

Организация и проведение праздника. Поздравления с 23 февраля мальчиков класса.

март

1. Индивидуальные беседы и консультации.

2.Подготовка к празднику мам и бабушек.

оздравления с 8 марта девочек класса. Консультация, советы родителям.

апрель

1.Индивидуальные беседы и консультации. Индивидуальные консультации с родителями слабоуспевающих детей. Индивидуальная работа с родителями детей, нарушающих дисциплину.

2. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях

Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления.

май

Подготовка к празднику «Прощай, 3 класс!».

2.Родительское собрание №3 «Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы …»

3. Рекомендации и советы родителям на лето.

4. Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего школьного лагеря.

Планирование работы на новый учебный год.

Сотрудничество с социальными партнерами:

1. Городская библиотека №5.

2. ЦДТ

3. ЦДиЮТТ «Патриот».  

Функции Родительского комитета класса

  1. Содействует обеспечению оптимальных условий для организации обучения (оказывает помощь в части приобретения дидактических материалов, подготовки наглядных методических пособий).
  2. Координирует деятельность класса в подготовке обще школьных мероприятий.
  3. Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.
  4. Оказывает содействие в проведении классных мероприятий, экскурсий
  5. Участвует в подготовке школы к новому учебному году.
  6. Совместно с администрацией школы контролирует организацию качества питания обучающихся, медицинского обслуживания.
  7. Оказывает помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний.
  8. Рассматривает обращения в свой адрес
  9. Взаимодействует с общественными организациями по вопросу пропаганды школьных традиций, уклада школьной жизни.
  10. Взаимодействует с педагогическим коллективом школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающихся.

Права Родительского комитета

Комитет имеет право:

  • Вносить предложения администрации и получать информацию о результатах их рассмотрения.
  • Обращаться за разъяснениями к директору школы и председателю Управляющего совета.
  • Выносить общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания детей в семье.
  • Поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в Комитете, оказание помощи в проведении общешкольных мероприятий и т.д.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Цели и задачи работы с
родителям

1. Установление контакта,
общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.

2. Изучение
воспитательных возможностей семей.

3. Формирование активной
педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

4. Вооружение родителей
необходимыми для воспитания детей психолого–педагогическими знаниями и
умениями.

5. Предупреждение
наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.

6. Оказание помощи
родителям в организации педагогического самообразования.

Формы

 Родительские собрания
(формы проведения: «Мастер – класс», «Родительский вечер», «Семинар –
практикум»,»Круглый стол» )

 Индивидуальные
консультации

Дни открытых дверей

 Общие мероприятия

месяц родительские
собрания тематические консультации индивидуальные консультации совместные дела
с классом

сентябрь

«Адаптация учащихся»
Индивидуальные беседы по бесплатному питанию, материальной помощи. 1. День
знаний; 2. Турслет; 3. Ярмарка в ДК на День села ;

октябрь

«Ребенок, дорога,
безопасность» «Профилактика ОРЗ» «Инструктаж Безопасность ребенка на каникулах»
По успеваемости учащихся 1.День учителя; 2.Дискотека и чаепитие по окончанию I
ч;

ноябрь

«Если ребёнок не любит
учиться» По интересующимся вопросам, успеваемости 1.Конкурс поделок «Дары
осени» 2. Операция «Кормушка»; 3. День матери (совместно с ДК)

декабрь

«Детская дружба»
«Инструктаж Безопасность ребенка на каникулах» 1. «Дружба начинается с улыбки»
(час общения ) 2. Оформление класса к Новому году; 3. Новогодние подарки; 4.
Новогодний утренник;

январь «Если ребёнку
трудно учиться» По успеваемости 1. День открытых дверей; 2. «Зимние забавы»
(лыжный поход с детьми и родителями)

февраль

«Инструктаж Безопасность
ребенка на каникулах» По вопросам успеваемости Телефонная педагогика.
Поздравление пап, дедушек. 1Добрые молодцы Утулика» конкурсная программа для
мальчиков (совместно с СДК)

март «Семейные праздники
и их значение для ребёнка» «Когда ребёнок непослушный» «Инструктаж Безопасность
ребенка на каникулах» По интересующимся вопросам Телефонная педагогика.
Поздравление мам, бабушек. 1. «Праздник девичья коса» (Развлекательное
мероприятие) 2. Помощь сельской библиотеке ( ремонт книг) 3. Дискотека и
чаепитие по окончанию III ч.

апрель

По успеваемости учащихся
1. Праздник нашего класса «Дружба и годы» 2. День открытых дверей

май Итоги года. «Как
развить память ребёнка» «Инструктаж Безопасность ребенка на каникулах»
Организация летнего отдыха. 1. Я+Я+Я = семья» праздник 2. . «До свидания, год

Целью данной работы является:

Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям

Основные задачи:

Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов.

Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.

Формирование здорового образа жизни в семьях.

Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями

Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:

Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

 Работу с родителями условно можно разделить на две части:

со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-ребёнок».

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Традиционные

Нетрадиционные

● Родительские собрания

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого-педагогического просвещения

Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции  является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

поведенческие реакции;

особенности характера;

мотивации учения;

моральные ценности семьи.

Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

План работы с родителями.

Сроки

Мероприятие

1

Август (последняя неделя)

Родительское собрание «Готовность детей к школе, обеспеченность учебниками. Задачи по организации учебно-воспитательного процесса в новом учебном году. Выборы родительского комитета. Инструктажи о мерах безопасности (общий инструктаж)»;

Заседание родительского комитета, посвященное началу учебного года.

2

Сентябрь

(в течение месяца)

Посещение семей учащихся с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей). Беседы об участии детей во внеурочной деятельности и посещении кружков и секций.

3

Октябрь

(конец месяца)

Открытое родительское собрание совместно с учащимися, учителями и администрацией школы «Предварительные итоги 1 четверти: успеваемость, посещаемость, поведение. Первые радости и первые неудачи. Характеристика класса как коллектива. Организация питания и подвоза, дополнительного образования детей. Родительский всеобуч – ознакомление с нормативно-правовой базой школы (Устав, локальные акты, образовательные программы и т.д.)». Беседы с администрацией и учителями-предметниками.

4

Ноябрь

Беседа (телефонный разговор) «Учим ребенка жизненным приоритетам».

5

Декабрь

(последняя неделя)

Родительское собрание совместно с учащимися «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». (О Новогодних мероприятиях и безопасности во время их проведения. Обеспечение детей новогодними подарками. О занятости детей во внеурочное время.)

6

Январь

Смотр – конкурс «Маленькие тайны дневника школьника». Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника.

Заседание родительского комитета «Благоприятные условия развития детей. Воспитание нравственности».

7

Февраль

Родительское собрание «Развитие творческих способностей ребёнка – залог успешной адаптации к жизни в обществе». (О подготовке к фестивалю детского творчества, роль и участие семьи. Текущие результаты успеваемости, посещаемость и поведение детей).

8

Март

Беседа (дистанционная связь) «Как наказывать ребенка. Кнут или пряник?». Заседание родительского комитета «О роли родителей в повышении качества образовательного процесса».

9

Апрель

(в течение месяца)

Посещение семей учащихся с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей).

10

Май

(последняя неделя)

Родительское собрание «Подведение итогов за прошедший год. Педагогические рекомендации на каникулы». Инструктажи безопасности.

Заседание родительского комитета «Подведение итогов работы за учебный год».

11

В течение лета

Поддержание регулярной связи с родителями (о летнем отдыхе и занятости детей в каникулярный период, прохождении детьми летней практики на пришкольном участке).

12

В течение года

Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребёнка в школе и дома (совместное индивидуальное сопровождение детей).

День открытых дверей для родителей.

Анкетирование и соцопросы родителей.

Участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях (День знаний, День учителя, День Матери, вечер встречи с выпускниками, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок).

Организация коллективного  посещения музеев, выставок, театров; экскурсии.

Совместное участие в творческих конкурсах, проектах.

Основные направления

совместной воспитательной работы с родителями.

Работа классного руководителя с родителями учащихся

начальной школы.

«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»

(Лев Кассиль)

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребенку стать полноценной личностью в современной жизни.

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся

  1. Родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет. Если Вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

  2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, если Вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

  3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

  4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте им возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

  5. Не спешите с выводами. Хорошо обдумайте, что вы услышали от родителей.

  6. То, о чем поведали вам родители, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов.

  7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили вам родители, с кем-либо еще, родителей необходимо поставить об этом в известность.

  8. Готовясь к встрече с семьей ученика, помните, что родители хотят услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

  9. Каждая встреча с семьей ученика должна закончиться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

  10. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть обязательно отмечены классным руководителем и администрацией школы.

Принципы общения с родителями:

●      Помнить, что их дети — самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

●      Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание — вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.

●      Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

Формы работы с родителями:

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Если классный руководитель впервые начинает работу в классе, первое посещение семьи ученика обычно проводится до начала учебного года или в начале первой четверти.

При первом посещении ученика надо обратить внимание на следующие вопросы:

1) наличие у ученика учебного места;

2) как содержатся его учебные принадлежности;

3) выполняется ли режим дня;

4) что читает ученик, есть ли у него список литературы для внеклассного чтения;

5) какие обязанности в семье выполняет ребенок, как помогает родителям по дому и по хозяйству;

6) чем любит заниматься ученик после уроков, какие кружки и секции он посещает;

7) чем и как поощряют ученика родители, какая система наказаний есть в семье;

8) есть ли единство требований матери и отца к ребенку;

9) как родители проверяют дневник, тетради и выполнение учеником домашних заданий;

10) какие формы совместного отдыха практикуют в семье: прогулки, рыбалки, экскурсии, туристические поездки.

Посещения на дому могут быть вызваны определенными причинами. Например, ученик заболел и пропустил несколько занятий по неизвестным причинам, или он совершил недостойный поступок, или запустил учебу. Во время посещений детей на дому учитель накапливает ценный материал о взаимоотношениях детей и родителей, а затем использует его при проведении других форм работы (родительских собраний, конференций, диспутов и др

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Лекцияэто форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само­воспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из роди­телей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семей­ного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей.

Учитель заранее выявляет наиболее интересный и ценный опыт семейного воспитания, договаривается с родителями об их участии в обмене опытом, помогает им грамотно его изложить, рекомендует нужную литературу. Тема конференции должна быть конкретной, интересной. Например:

– Как приучить детей к труду.

– Как мы помогаем детям хорошо учиться.

– О культуре поведения школьника.

– Об организации внеклассного чтения.

– О поощрениях и наказаниях в семье.

И др.

Конференции проводятся по такому плану:

1) вступительное слово классного руководителя о задачах и порядке проведения конференции;

2) краткие доклады (сообщения) родителей по теме конференции;

3) выступления родителей по заслушанным докладам;

4) подведение итогов классным руководителем.

В каждой семье возникает много трудностей в процессе воспитания. Важно показать здесь пути их преодоления, опираясь на опыт семейного воспитания.

В заключительном слове можно предложить родителям рекомендации и памятки по рассматриваемой теме. К конференции следует подготовить выставку педагогической литературы, можно использовать фрагменты кинофильмов, где показаны различные жизненные ситуации. Это поможет оживить активность участников. Можно использовать чтение отрывков из художественной литературы, где показаны эпизоды общения детей и родителей, положительные и отрицательные поступки детей и реакция на них родителей.

Чтобы заинтересовать родителей чтением педагогической литературы, надо сделать ее краткий обзор. Классный руководитель в заключительном слове рассказывает о содержании выставленных книг, показывает их оформление, зачитывает интересные места.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность

Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

  1. особенности здоровья ребенка;

  2. его увлечения, интересы;

  3. предпочтения в общении в семье;

  4. поведенческие реакции;

  5. особенности характера;

  6. мотивации учения;

  7. моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями:

1. Когда он родился, то…

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было….

3. О здоровье можно сказать следующее…

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе , то мы…

5. Его отношение к школе было..

6. В первые годы учебы он учился в основном…

7. Ему нравились такие предметы, как…

8. Отношение к учителю…

9. Общаясь с одноклассниками…

10. Трудности в воспитании связаны с ..

11.Хотелось бы , чтобы учитель обратил внимание на…

Родительское собрание. Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы учителя начальных классов. В этом ему должны помогать администратор, педагоги службы дополнительного образования и др.. Заранее определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном временном этапе). Затем выбирается форма проведения родительского собрания.

Примерная тематика родительских собраний в начальной школе.

Классы

Тема

1

  • Первый раз в первый класс. Адаптация первоклассников. Как помочь первокласснику учиться.

  • Правила пожарной безопасности. Пути эвакуации.

  • Организация питания в школьной столовой.

  • Правила дежурства по классу.

  • Режим дня школьника.

  • Кто такие – одноклассники?

  • Ссора между детьми, к чему может это привести?

  • “У ребенка есть права…”

  • Ученье без веселья, что жизнь без приключенья.

  • Лагерь – это полезный и веселый отдых.

2

  • Правила пожарной безопасности. Пути эвакуации.

  • Организация питания в школьной столовой.

  • Что такое старательность и прилежность?

  • Как вести себя и как работать в библиотеке.

  • Трудности в учебе, как их преодолеть?

  • О лени и лентяях.

  • Единство требований семьи и школы. Семейное воспитание. Связь поколений. Семейные традиции.

  • Как мы выполняем домашние задания.

  • Наш класс на перемене.

  • Лагерь – это полезный и веселый отдых.

3

  • Правила пожарной безопасности. Пути эвакуации.

  • Организация питания в школьной столовой.

  • Традиции нашего класса.

  • Трудовые обязанности ребенка в семье.

  • Положительные и отрицательные моральные качества человека.

  • Как стать настоящим другом?

  • О пользе пребывания на свежем воздухе.

  • Посеешь привычку – пожнешь характер.

  • Разговор на трудную тему (профилактика вредных привычек).

  • Опрятность и аккуратность в одежде.

4

  • Правила пожарной безопасности. Пути эвакуации.

  • Организация питания в школьной столовой.

  • Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил.

  • Ты один остался дома…

  • Знакомство детей с особенностями работы их родителей, бабушек и дедушек. Беседы о профессиях.

  • Упрямство – хорошо это или плохо?

  • Мир наших увлечений. Выставка творческих работ детей и родителей.

  • Бездомному всегда плохо. Разговор о животных.

  • Твой живой уголок.

  • Настроение не пустяк. От чего прибавляется счастья?

Несколько советов при подготовке к родительскому собранию:

  1. Организуйте приглашение на собрание (открытка, дружеский звонок, официальная записка). Дайте понять каждому родителю, что его ждут, он нужен.

  2. Столы расставьте так, чтобы родители видели друг друга – это сформирует коллектив.

  3. Хорошо бы украсить класс творческими работами детей (выставки, стенгазеты и др.)

  4. Входя в кабинет, где будет проходить собрание, родители, прежде всего, должны увидеть улыбку классного руководителя и услышать от него дружеское приветствие. Это сразу создает определенное настроение и атмосферу.

  5. Отведите на собрание не больше 1,5 часа.

  6. Тщательно продумайте “сценарий” собрания.

  7. Подготовьте вопросы, которые вы зададите родителям.

  8. Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряженную обстановку доброй шуткой.

  9. Поблагодарите родителей, кто нашел время прийти, особенно  отцов.

  10. Помните “золотое правило” педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершить разговор предложениями на будущее.

  11. Дайте понять родителям, что в вопросах воспитания и обучения вы не прокурор, а их единомышленник.

  12. Доведите до родителей мысль, что слабоуспевающий ученик не означает “плохой человек”.

  13. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребе

Чего не стоит делать на собрании:

  • осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание, но с каждым из них потом надо обязательно пообщаться;

  • сравнивать успехи отдельных учащихся с упоминанием их фамилий;

  • давать негативную оценку всему классу;

  • переоценивать значение отдельных предметов;

  • использовать для общения с родителями назидательный тон;

  • вступать в конфликт с отдельными родителями (агрессоров нейтрализовать – пригласить на индивидуальную беседу наедине).

Взаимодействие с родительским комитетом

Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих свое место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы. Руководит работой родительского коллектива родительский комитет. В него входят наиболее опытные, инициативные родители. Родительский комитет совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании детей класса, а также в укреплении материально-технической базы школы.

Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет:

●      Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;

●      Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;

●      Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;

●      Сформировать общие подходы к воспитанию;

●      Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;

●      Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;

●      Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;

●      Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

Вот уже 29 лет я работаю в школе и 26 лет в стенах ЧУ «Гимназия им. Т.Аубакирова», г.Темиртау. Все было за это время: радость и огорчения, победы и поражения. Прошедшие годы – годы поисков, раздумий, открытий. Бывает, что в трудные минуты наступает разочарование. Приходится все пройденное заново анализировать, находить ошибки и исправлять их. Затем – все начинать сначала. Никогда не думала, что буду обобщать свой опыт. Оказывается, это так трудно, посмотреть со стороны на свою работу.

Тема моего обобщения, она актуальна в наше время, «Взаимодействия классного руководителя и родителей»

Хочу начать со старого школьного афоризма:

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

В моей педагогической деятельности было немного выпусков, но каждый класс мне по-своему дорог, про каждый класс я могу с гордостью сказать: ЭТО МОИ ДЕТИ.

Но не могла так сказать про родителей. Из года в год стояла проблема — как привлечь родителей в учебно-воспитательный процесс, как сделать, чтобы пассивные родители, стали активными!

Сколько форм и методов было перепробовано, что скрывать, сколько слёз пролито, и чтобы найти правильный путь к решению своей проблемы мне помог один случай, который был связан с моим младшим сыном, когда меня в очередной раз вызвали на беседу, по поводу плохого поведения. И дома, разбирая очередную ситуацию Сергей сказал фразу, из фильма «Доживём до понедельника». Вот в этой фразе одно слово стало основным в решении моей проблемы.

Счастье – это, когда тебя понимают!

И я начала строить свой маленький классный домик, где фундаментом стало ПОНИМАНИЕ.

Любому человеку необходимо, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым. А ведь родители – это те же дети, но только взрослые. И с ними надо также, как и с детьми. Похвалить, поддержать, дать совет, понять, что их тревожит, а иногда и отругать!

Стенами стало ПОРТНЕРСТВО.

Многолетний опыт работы показывает, если родители и классный руководитель не перекладывают ответственность друг на друга, а равноценно делят ее между собой, то в их отношениях царит гармония и это благоприятно сказывается на воспитании ребёнка.

А крышей стало СОТРУДНЕЧЕСТВО.

Сотрудничество классного руководителя и родителя — это совместное определение целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, контроль и оценка результатов работы и прогнозирование новых целей и задач.

И чтобы ПОНИМАНИЕ, ПОРТНЁРСТВО И СОТРУДНЕЧЕСТВО стало единым целым, где родители стали активными участниками, жизнедеятельности класса, я организую работу с родителями в нескольких направлениях, из которых постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.

CИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Рассмотрим все направления в отдельности. Начнём с создания родительского комитета. Почему именно это направление я выделила?

Родительский комитет — это прежде всего неравнодушные и ответственные люди, которые помогают классному руководителю сплотить класс и организовать внеклассную деятельность. Должен быть главным помощником классного руководителя. Именно «помощниками», а не людьми, которые давят на других родителей, и тем ничего не остается, как подчиниться и выполнить все, что от них хотят. Поэтому, нужно очень тщательно подойти к выборам в родительский комитету.

Как увидеть этих неравнодушных людей, мне помогает тренинг, который провожу в начале года, когда беру первоклашек. А потом уже в процессе работы, кто-то добавляется, а бывает и отказывается от работы. Родительский комитет меня 1 раз в два года. Даю возможность многим родителям, окунуться в эту работу. Это позволяет активизировать родителей, жить жизнью не только своего ребёнка, но и всего детского коллектива.

Следующее направление – просвещение.

Реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь нет такого специального курса или учебного предмета в университетах и подобных заведениях, где молодых людей учат, как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно воспитывать их. В принципе, этому не обучают нигде и никогда. Отдав ребёнка в гимназию у родителей очень много вопросов, на которые надо найти ответ.

В этом направлении использую индивидуальные консультации, родительские собрания, на которых пусть небольшое количество времени, но рассматриваю вопросы психологии, педагогики, интерактивное общение.

Здесь классный руководитель должен стать психологом. Уметь выслушать, подсказать, дать совет. А главное, надо научиться не только слушать родителя, но и слышать.

Следующее направление – нестандартные родительские собрания.

Из практики убедилась, что однотипные родительские собрания не интересны родителям. Ведь в основном родительские собрания сводятся к ознакомлению с успеваемостью и беседами на различные темы, которые не волнуют родителей. Я решила пересмотреть свои подходы к подготовке родительских собраний – одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с гимназией. Хотелось сделать их такими, где не поучают и не ругают, а предлагают задуматься о судьбе детей, их благополучии.

Я стала искать формы не стандартных собраний. Тренинги, деловые игры, решение жизненных ситуаций, где родители играют роль своих детей и стараются решить проблему с позиции своего ребёнка. Выбираю такие темы, чтобы они касались непосредственно детей класса. Пока не получается сделать всё родительское собрание в форме деловой игры, или тренинга, но стараюсь отводить время на собрании для такой работы. И это не секрет, посещаемость родительских собраний в моём классе 90%.

Следующее направление – совместная внеурочная деятельность (КТД по Иванову).

У нас очень насыщенная творческая жизнь в гимназии. Конечно, хочется, чтобы родители стали частью этой жизни, были активными её участниками.

Как сделать это? Использую технологию «КТД» И.П.Иванова.

  • Коллективное планирование
  • Коллективная подготовка
  • Проведение дела
  • Коллективный анализ

Все вопросы, связанные с любым делом, обсуждаю со всеми родителями. Принимаю идеи, предложения всех. Стараюсь, всё предложенное включить в мероприятия, чтобы родители видели свой вклад и понимали, что их помощь была просто необходима.

Главное здесь – это слова благодарности даже за незначительный вклад в общее дело.

К КТД отношу не только большие мероприятия, традиции класса, которые есть у нас. Ведь бегут школьные годы, меняются учителя, классные руководители, но в памяти детей остаются те дела, которые из года в года проводятся и не забываются.

Во всех классах были свои традиции. Это класс собрал все.

  • «Рождение классного коллектива»
  • Поздравление именинников «Я пришёл в этот день в этот мир»
  • «Копилка личных и коллективных достижений»
  • «Мой классный коллектив может меняться»
  • Праздник «Ура! Мы – второклассники»;
  • Ведение странички в истограмме.

Есть традиции и в родительском коллективе: Ежегодно первое родительское собрание заканчивается за чашкой чаем и вкусным тортом. А последнее родительское собрание заканчивается записью пожеланий в нашу книгу «Воспоминаний».

Следующее направление – совместная проектная деятельность.

Почему я решила взять – это направление?

Во-первых, мне самой эта деятельность очень нравится.

Во-вторых, это ещё один из действенных путей к сотрудничеству.

В-третьих, это одна из возможностей научиться понимать мир детства и собственного ребёнка.

В ходе осуществления проектов между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет лучше узнать своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Хочу предложить вам проект родителей, который они создали без моей помощи. Это небольшой рассказ о наших детях и родителях. Ссылка: https://yadi.sk/i/wQnvhqG3TYNBug0

Обязательным фактором моей деятельности является диагностика результатов. За основу взяла методику Степанова «изучения удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения», но вопросы адаптирую под свой класс, это позволяет мне отследить эффективность моей работы.

На сегодняшний день могу сказать, что работа видна.

  1. Родители организованы, активны, творчески.
  2. По моим наблюдениям вижу, что родители, которые не особо были активны, стали проявлять инициативу и показывать свои творческие способности.

Но еще есть над чем работать. Фундамент заложен, стены и крыша есть, будем создавать надёжный и прочный дом. Всё в наших руках.

Перемены не настанут, если мы будем ждать помощи от кого-то другого или ждать нужного момента. Ждать нужно только от самих себя. Мы сами и есть те перемены, которые нам нужны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аэропорт талаги руководство
  • Андипал для чего применяют таблетки инструкция по применению
  • Тотема инструкция по применению в ампулах цена в оренбурге
  • Эскапел инструкция по применению побочные действия
  • Воробей из ниток своими руками пошаговая инструкция