Классное руководство тезисы

Государственное
бюджетное образовательное учреждение города Севастополя

«Средняя
общеобразовательная школа № 23 им. Б.А. Кучера

299038,
г. Севастополь, ул.
Степаняна, 13, т/ф 41-58-81,
Е-mail:
sc23sev@mail.ru

Тезисы
выступления на методическом объединении классных руководителей

на
тему «Как сделать классное дело интересным и содержательным»

педагога-организатора
Адмакиной Е.Ф.

«Там, где воспитатели не соединены в
коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого
точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса».

А.С. Макаренко

             Как
известно, один из основных принципов воспитания – воспитание через организацию
сплоченного и целеустремленного коллектива, отличающегося высокой идейной
направленностью, объединенного общей целью. Такой коллектив, его здоровое
общественное мнение являются опорой, помощником классного руководителя, мощным
орудием воспитательного воздействия. Организация правильных взаимоотношений в
детском коллективе, организация требований к школьнику со стороны коллектива,
приобретение ребенком опыта коллективной общественно полезной деятельности –
важнейший путь формирования полноценной личности.

Коллектив – это устойчивое
объединение людей, которое отличается единством цели, деятельности и
организации.

Признаки:

1.      Наличие у группы
общественно ценных целей (дружба).

2.      Совместная
деятельность группы по достижению цели.

3.      Отношение
взаимоответственности (симпатии, деловые отношения, сотрудничество помогают
понять и увидеть иерархию, принять её).

4.      Организация
самоуправления (внутренняя структура, в которой каждый имеет свою ценность, а
не просто находится в иерархии).

5.      Традиции
(повторяющиеся, эмоционально окрашенные формы коллективной деятельности).

6.  Общественное мнение (мнение, которое выражено
в форме обобщенных оценок, суждений, отношений к деятельности, правил
совместных действий и общений).

      Каждый ученик входит в своей жизни в несколько
коллективов: ближайшее окружение, школьный коллектив, классный коллектив и т.д.
И во всех этих коллективах он занимает определённое «место». Задача воспитателя,
чтобы весь этот набор коллективов помогал решать воспитательные задачи.

Воспитательный коллектив реализует следующие функции:

1.    
Организационная: коллектив организует деятельность каждого через общие
цели, общую деятельность, через «место» в игре.

2.     
Воспитательная: коллектив является носителем определённых нравственных
норм, правил и традиций.

3.     
Стимулирующая: коллектив регулирует поведение членов и взаимоотношения,
побуждает к формированию определённых качеств через общественно-полезную
деятельность.

Коллектив не является статическим образованием,
он изменяется, развивается, проходит определённые стадии. Выделим признаки
коллектива и с помощью их охарактеризуем стадии его развития. Этот подход
использован А.С. Макаренко в его теории развития коллектива. Он разделял стадии
развития коллектива по способу предъявления требований.

Этапы развития коллектива по А. С.
Макаренко

Признаки
коллектива

I этап

II этап

III этап

Общая
цель

Ставит
руководитель

Ставят
органы самоуправления

Каждая
личность

Общая деятельность

По
требованию руководителя включаются все

Предлагается
и организуется органами самоуправления

Каждый
может предложить и организовать общую деятельность

Общественное
мнение

Нет. Его
представляет руководитель

Формирует
актив

Каждый
влияет на общественное мнение, может высказать и дать свою точку зрения для
коллектива

Органы
самоуправления

Назначает
руководитель (формальные лидеры)

Складываются
достаточно самостоятельно (неформальные лидеры)

Каждый
может через чередование поручений выполнять ту или иную роль, активно
участвуя в работе коллектива

Традиции

Нет, их
может предложить руководитель

Актив
класса предлагает дела, привлекающие большинство

Традиции
существуют, сохраняются, благодаря эмоциональной привлекательности и
необходимости для каждого в коллективе

Взаимоотношения

Предъявляет
требования педагог, регулирует, пресекает

Актив,
совместно с педагогом, который контролирует, организует, оценивает. Педагог
доверяет школьникам, советуется с ними в решении вопросов для коллектива

Все
вопросы взаимоотношений решаются коллегиально, совместно; на лицо
сотрудничество и содружество. Стиль общения — демократический.

Основное предназначение ученического самоуправления –
удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде
всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных
проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует
формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного
отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает
социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в
проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих
школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное
дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную
ответственность за его выполнение.

Согласно исследованиям Н.И. Приходько, в
ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное
управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

· 
анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять
причины, их породившие;

·  предвидеть
последствия своих действий и действий коллектива;

·  оценивать
создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

·  анализировать
и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

·  аргументировано
и логично отстаивать свое мнение;

·  устанавливать
деловые отношения с товарищами и педагогами.

Для более
эффективного построения внутриколлективных связей между педагогом и детьми
существуют разнообразные методики.

Основными
являются:

1.       КТД
по разработке И.П. Иванова. (Приложение 1).

2.       ТРИЗ
по разработке Г. С. Альтшуллером. (Приложение
2).

3.       Методы психологической активизации мышления. (Приложение
3).

4.       Теория
игротехники. (Приложение 4).

Приложение
1

Методика
КТД (И.П. Иванов)

 Из работ
И.П. Иванова:

И
как напутствие идущим вслед за нами – два коммунарских девиза: «Наша цель –
счастье людей!» и «Всё – творчески, иначе – зачем!»

КТД – это способ
организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом,
мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство
(инструмент) коммунарской методики. Суть каждого дела – забота о своем
коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Каждое
коллективное творческое дело – это проявление практической з
аботы
об улучшении обшей жизни, иначе говоря, это система практических действий на
общую радость и пользу. Поэтому оно – ДЕЛО. Оно – коллективное дело, потому что
планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и
воспитателями, как младшими и старшими товарищами по жизненно практической
гражданской заботе – морально-политической, трудовой, познавательной,
художественной, спортивно-оздоровительной, организаторской. Оно – творческое
коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все
воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей,
способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Оно – творческое
еще и потому, что не может совершаться по шаблону, а всегда осуществляется в
новом варианте. Необходимо иметь в виду, что именно в коллективных творческих
делах происходит непосредственное обогащение каждого участника собственным
опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как товарищу других
людей. И что особенно важно – в этом процессе теснейшим образом соединяется
развитие всех трех сторон личности нового человека:
познавательно-мировоззренческой (научные знания, коммунистические взгляды,
убеждения, идеалы), эмоционально-волевой (высокие чувства, стремления,
интересы, потребности), действенной (общественно-необходимые умения, навыки и
привычки, творческие способности, общественно-ценные черты характера).

Воспитательные
возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным
стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного
творчества.

Первая стадия –
предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ
будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели и задачи. Анализирует сложившуюся
обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе
воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:

Какова основная
идея КТД?

В какой форме
будет проходить КТД?

Кого привлечь к
участию? К кому обратиться за помощью?

Когда провести
стартовую беседу?

В конце данной
стадии педагог проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что
руководитель детского коллектива «зажигает” детей интересным и полезным
делом. Здесь в черновом варианте обсуждается Где? Что? Когда?

Вторая стадия –
коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также
на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива
и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители
микроколлективов и отвечают на вопросы:

Что и для кого
будем делать?

С кем вместе это
будем делать?

Кто будет
участником?

Кто и кому будет
помогать?

Третья стадия – коллективная
подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и
проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который
входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только
во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный
орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется
сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в
микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего
замысла.

Четвертая стадия –
проведение
КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15
минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе – создание
психологического комфорта.

Пятая стадия – подведение
итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может
предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на
размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и
почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен
иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента:
отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить
негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить
перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

Шестая стадия – последействие.
На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно
реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной
работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в
учебной работе, и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при
планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.

Приложение
2

Методика
ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер)

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, которая учит
«раскрывать сознание»; это наука избавления от стереотипов.

Цель ТРИЗ – формирование у детей творческого
мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению
нестандартных задач в различных областях деятельности
.

Главная
цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги это – не просто развить фантазию
детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих
процессов. Дать в руки педагогу инструмент по конкретному практическому
воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и
противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Преимущества
методики ТРИЗ:

·       
позволяет развивать воображение, фантазию детей,

·       
позволяет преподносить знания в увлекательной и
интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,

·       
стимулирует развитие мышления дошкольников,
проявление творчества как детьми, так и педагогами.

·       
работает на принципах педагогики сотрудничества,
ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации
успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности,
интерес к познанию окружающего мира.

Особое
значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается
получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой,
тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при
этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь. Важно
ребенка научить видеть НОВЫЕ ГРАНИ знакомых вещей!

Работа по системе ТРИЗ с детьми
дошкольного и школьного возраста должна осуществляться постепенно.
 Педагог
не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен
учить ее находить
.

Для решения тризовских
задач можно выделить следующие этапы работы:

·        
Цель первого этапа — научить ребенка находить и различать
противоречия, которые окружают его повсюду.
 

Что
общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

·        
Цель второго этапа — учить детей фантазировать, изобретать. 

Например,
предложено придумать новый портфель, удобный и красивый. Как выжить на
необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

·        
Содержание третьего этапа — решение сказочных задач и придумывание
разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.
 

Например,
1) Собралась Золушка на бал, а дверь не открывается. Что делать?

 
    2) Буратино шёл по берегу пруда и уронил золотой ключик в воду.
Черепахи и лягушек поблизости нет, нужно достать ключик самому.  Что
делать? (Буратино деревянный, нырнуть не может, всё время плавает на
поверхности).

·        
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и,
используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из
любой сложной ситуации.

Один
вечером дома и погас свет. Что делать?

(Зажечь
свечку – стандартное решение. 1)Открыть шторы и сосчитать звёзды, светящиеся
окна. 2) Поиграть в таинственный остров.

3)
Угадать, что за звуки издают предметы в темноте.

Программа ТРИЗ дает педагогам и детям методы и инструменты
творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея
единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг
друга.

Приложение
3

Методы
психологической активизации мышления

Методы психологической активизации
творческого мышления направлены на устранение, так называемой инерции мышления,
препятствующей всестороннему глубокому рассмотрению проблемы. Эти методы
позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают
производительность этого процесса.

Наиболее известным из них является «мозговой
штурм»
. «Мозговой штурм» является коллективным методом
поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении
участников на критиков и «генераторов», а также разделение процесса
генерации и критики идей во времени. Кроме этого «мозговой штурм»
предусматривает выполнение ряда правил:

1.   Нельзя
критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.

2.   Приветствуются
любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.

3.   Поощряется
развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.

4.   Идеи
следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.

5.   Главная
цель — получить как можно больше идей.

Обязательными условиями проведения
«мозгового штурма» является создание благоприятных условий для
преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за
боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля,
склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть
специалист по методам технического творчества.

«Мозговой штурм» достаточно
универсальный метод, применение которого возможно в науке, технике,
административной, торговой и рекламной деятельности.

Одной из разновидностей «мозгового
штурма» является «Обратная мозговая атака». Здесь процесс
поиска решений разделен на три этапа. На первом этапе выявляются все возможные
недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков
формулируются задачи. Вторым и третьем этапом являются этапы обычного
«мозгового штурма». Таким образом, отражая более полно недостатки
объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию.

Еще одним методом коллективного поиска
новых идей является «Корабельный совет». В этом методе также,
как при «мозговом штурме», преследуется цель максимально использовать
опыт, знания и фантазию участников совещания. Однако правила проведения этого
совещания несколько отличаются от правил, характерных для «мозгового штурма».

Вот основные из них:

1.   Высказываться
по проблеме должны все.

2.   Порядок
и очередность выступлений устанавливает капитан — от юнги к капитану, от
младшего к старшему.

3.   Вопросы
задает только капитан. Участники совещания могут критиковать и защищать идеи
только по команде капитана.

4.   Все
участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи отобранные
капитаном, в том числе и свои собственные.

5.   Итоги
работы Совета подводит капитан.

Таким образом основная суть этого метода
заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания. Успех
работы совещания главным образом зависит от умения руководителя создать
спокойную деловую и творческую обстановку, стимулирующую участников на активный
поиск решения проблемы.

Такой вид творческого совещания как
«Корабельный совет» обычно используется в коллективе, не обладающем
опытом и навыками проведения «мозгового штурма». Тем не менее этот
метод оказывается достаточно эффективным при решении проблем в условиях
дефицита времени и информации.

Приложение
4

Теория
игротехники

В организации
воспитательного процесса класса игра должна занимать основное место среди
других видов деятельности.

Будучи важнейшим
механизмом социализации личности, игра позволяет сконструировать и «прожить»
многие социальные ситуации, служит средством сплочения коллектива, механизмом
распределения статусов и ролей.

Игр в мире
существует бесконечное множество. Они передаются из поколения в поколение,
изменяются, изобретаются. Для использования в комиссарской работе подходят
практически все известные виды игр, кроме азартных. Но нужно избегать
использования «избитых», надоевших игр. Учитывая многообразие выбора, это
сделать не сложно. Важно лишь проявить максимальную смекалку и
изобретательность.

Классификация
игр по цели:

1.     игры
и тренинги на знакомство;

2.     игры
и тренинги на взаимодействие, общение;

3.     игры
и тренинги на формирование команды (на командную работу);

4.     игры
и тренинги на доверие;

5.     игры
и тренинги на снятие агрессии;

6.     игры
и тренинги на снятие напряжения;

7.     «одноразовые»
игры-«развлекушки»;

8.     игры
и тренинги на развитие творчества.

Пункты 2 и 3, 6 и
7 близки друг к другу, поэтому игры (тренинги) могут использоваться одни и те
же.

Примеры
игр (нумерация соответствует классификации):

1.     Варианты
«Снежного кома»; «Алфавит»; «Муха» («Газетка»); «Поздороваться за руку»; «5
важных (любимых) вещей» (в парах); «Мяч по кругу»; «Ушки» и т.д.

2.     «Пру»;
«Подушечка»; «Рожи» («Передай настроение по кругу»); «Ручки»; «Кельтское
колесо»; «Слова из спичек»; «Порядок»; «Ладошка» и т.д.

3.     «Число
пальцев»; «Посчитать до…»; «М-м-м…»; «Енотовы круги» (круг, треугольник
закрытыми глазами); «Кельтское колесо»; и т.д.

4.     «МММ
по кругу», «Доверительное падение», «Пианино» и т.д.

5.     «Ласковое
слово»; «Ежик»; «Разожми кулак»; «Ручки»; «Рожи» и т.д.

6.     «Электрическая
цепь»; «Я змея»; «Хи-ха»; «Ручки»; «Рожи»; «Ладошка» и т.д.

7.     «Верблюд»;
«Кошечки» и т.д.

8.      
«20 применений для Грязного дырявого
носка; Консервной банки; Воздушного шарика и т.д.».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

МО классных руководителей на тему:

«Классный руководитель в школе,

 специфика его работы»

Подготовила:  учитель Харитонова Л.В.

Воспитание детей — рискованное дело, ибо в случае удачи

последняя приобретена ценою большого труда и заботы,

в случае же неудачи — горе несравнимо ни с каким другим.
Демократ

«Учитель, сколько надо любви и добра, чтобы верили, чтобы слушали, чтобы помнили люди тебя…»

Сочетание слов «классный руководитель» понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя.

Он является ближайшим и непосредственным воспитателем и наставником учащихся, организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет усилия учителей, родителей и общества. В его деятельности органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.

Сегодня многие работники образования считают, что классный руководитель нужен только в том случае, если он относится к своей работе неформально и ответственно. А как это сделать? Какие направления в работе с классом и формы взаимодействия с учащимися являются эффективными? Как лучше спланировать деятельность классного руководителя?

 Классный руководитель в воспитательной системе школы.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Данный процесс состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение учащимися передаваемого педагогами опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая классными руководителями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и учащихся, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения — основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе.

С течением времени менялись доминирующие функции классного руководителя в школе. Сегодня это содействие развитию личности ребенка, реализация его личностного творческого потенциала, обеспечение условий для успешной социальной адаптации. Но значимость деятельности классного руководителя в образовательном учреждении по-прежнему очень велика. И тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что ее границы широки и несоизмеримы ни с какими затратами. В сложившейся школьной практике классный руководитель обычно занимает одну из двух позиции, которые можно определить, как «диспетчер» и «творец».

В первом случае работа педагога часто носит формальный характер. Например, он следит за посещаемостью, проводит классные часы, обеспечивает участие класса в общешкольных мероприятиях

 Во втором случае учитель много сил и времени тратит на выполнение требований администрации, на общение с классом, на улаживание конфликтов между одноклассниками, педагогами, на решение проблемы в семьях ребят.

Работа с детьми, имеющих различные интеллектуальные нарушения, безусловно, подразумевает знание индивидуальных особенностей этой категории учащихся. В основу коррекционной воспитательной работы положена личностно-ориентированная педагогика, основные тезисы которой нацеливают классного руководителя на развитие возможностей и способностей конкретного ребенка, востребованности его обществом, формирования моделей коммуникативного поведения. Каковы же ключевые направления воспитания, которые должны лечь в основу деятельности классного руководителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

Во-первых, это регулирование сложной системы взаимоотношений в классе, где учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают первые социальные навыки, порой оказывающие заметное влияние на их будущее. При поддержке классного руководителя школьники обретают опыт различных отношений: групповых, межличностных, деловых, избирательных и т.п. Если эта поддержка педагогически обоснована, то этот опыт будет построен на взаимопомощи, взаимной ответственности, терпимости и уважения.

Во-вторых, это восполнение дефицита полноценного общения, который испытывают многие современные дети, а дети с нарушениями интеллекта, у которых, как правило, имеются отклонения в развитии всех познавательных процессов, испытывают его вдвойне. За счет разнообразия организуемой в школах воспитательной деятельности (познавательные экскурсии, кружки, секции) педагог может создавать условия для расширения круга общения детей и развития их творческих и познавательных способностей.

 В-третьих, это решение задачи психологической защиты детей с ограниченными возможностями здоровья от негативного влияния некоторых взрослых, семьи, социума. К сожалению, наше общество ещё не готово в полной мере «воспринимать» детей-инвалидов, и поэтому их жизнь часто протекает в условиях депривации. Социальная депривация усугубляется за счет длительного пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях интернатного типа, где социализирующий опыт ограничен и общение осуществляется, в основном, между такими же детьми. В подобной обстановке у учащихся формируется недостаточно адекватное представление об окружающей действительности, задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков общения. Безусловно, при соответствующих условиях классного руководителя таких учащихся, и в союзе с другими субъектами образовательного взаимодействия, создается психологическая комфортная обстановка в классе и школе, дети чувствуют себя защищенными, необходимыми другим людям и понятым ими. И хотя в школах, в том числе и в коррекционных, сегодня появились и психолог, и социальный педагог, классный руководитель остается объединяющей фигурой, призванной отслеживать, направлять, координировать деятельность каждого учащегося в классе. Чтобы реализовать сложнейшие задачи воспитания, классному руководителю необходимы серьезные личностные ресурсы. Практика показывает, что здесь возникает ряд специфических проблем и особенностей. Первая проблема состоит в том, что один и тот же классный руководитель в течение школьного «цикла» классного руководства должен одинаково успешно выстраивать воспитательную работу и с детьми, и с подростками. Позиция классного руководителя по отношению к одному и тому же классу за это время меняется несколько раз. Вторая проблема связана с востребованностью коммуникативных умений классного руководителя. Именно они обеспечивают успешность регулирования межличностных отношений между обучающимися и продуктивность контактов с родителями, педагогами и внешкольными организациями, заинтересованными (или не заинтересованными) во взаимодействии со школой.

Третья проблема заключается в необходимости классному руководителю постоянно накапливать новые знания по различным отраслям: здоровье, безопасность, литература, экология, психология и др. Чтобы держать «на высоте» педагогический авторитет, необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья очень чутко реагируют на любые неточности и неопределенности, которые может допустить педагог в разговоре с детьми. Таким образом, классный руководитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать разнообразными свойствами и чертами профессионала, которые помогают ему оказывать положительное влияние на развитие личности учащегося и добиваться оптимальных результатов в обучении и воспитании растущей личности.

Планирование работы классного руководителя.

Воспитательная работа классного руководителя ведётся по плану. План работы классного руководителя — конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях мероприятий.
Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предшествующего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе.
В конце учебного года целесообразно провести с помощью школьного психолога диагностические «срезы» в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности, ценностно-ориентационного единства и других существенных параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности.
Таким образом, подготовительный этап к составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках, которая определит характер доминирующих воспитательных задач.
Подготовка к составлению плана работы классного руководителя завершается составлением характеристики классного коллектива и отдельных учащихся. Это начальный этап развертывания технологической цепочки разработки программы жизнедеятельности класса и учащихся на предстоящий период.
Следующий этап предполагает знакомство классного руководителя с общешкольным планом воспитательной работы, который, как правило, готов к началу нового учебного года. Из него необходимо отобрать все те общешкольные мероприятия, а также общественно полезные дела по параллелям и группам классов, в которых класс должен принять участие. Будучи соотнесенными с конкретными датами, эти мероприятия заложат основной каркас плана жизнедеятельности коллектива. Здесь необходимо подчеркнуть недопустимость отождествления планов работы классного руководителя и жизнедеятельности коллектива класса.
Опытные педагоги после этих двух этапов приступают к формулированию конкретных задач воспитательной работы с классом на учебный год, продумыванию системы мероприятий и отбору реально выполнимых общественно полезных дел. Задачи воспитания, а, следовательно, и конкретное содержание на строго очерченный период времени должны определять социальная, возрастная и индивидуальная ситуации развития. Социальная ситуация как бы диктует идеи коллективных дел (что делать коллективу), возрастная — обусловливает выбор форм деятельности, а ситуация индивидуального развития придает содержательной стороне работы с детьми неповторимость. Соответственно выделяются и три основных объекта внимания классного руководителя: коллектив, деятельность и индивидуальность.
В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.
Когда план в целом сформирован, наступает период его «доводки». Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.
Заключительный этап создания плана воспитательной работы — это его обсуждение на классном собрании, закрепление ответственных за организацию тех или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдельным воспитанникам.
В реальной школьной практике планы работы классных руководителей имеют различную структуру.

Традиционная структура плана работы классного руководителя имеет следующий вид:
1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.
2. Воспитательные задачи.
3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.
4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.
5. Работа с родителями и общественностью.
Все планы классного руководителя должны открываться кратким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса. В практике воспитания сложились многообразные формы планирования работы классных руководителей, поэтому педагог сам выбирает форму плана, ориентируясь на требования, которые к нему предъявляются, и на свою педагогическую Я-концепцию.

Заключение

Несмотря на это, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.

Таким образом, не все классные руководители пессимистически относятся к своей деятельности, и многие являются для своих учеников как бы приемными родителями.

Кто это? Классный руководитель является важным человеком в жизни класса. От него зависит вся воспитательная работа с учениками в рамках школы. На должность он назначается директором.

Чем занимается? Работа классного руководителя в школе является дополнительной нагрузкой. В нее входят организация и проведение классных часов, контроль за успеваемостью, посещаемостью и питанием учеников. Кроме этого, могут организовываться внешкольные мероприятия, такие как экскурсии или совместные походы в театр или кино.

Оглавление:

  1. Образ классного руководителя в современной школе
  2. Основные направления работы классного руководителя в школе
  3. Взаимодействие классного руководителя с другими сотрудниками школы
  4. Сотрудничество классного руководителя с родителями учеников
  5. Режим работы классного руководителя
  6. 13 советов начинающему классному руководителю

Образ классного руководителя в современной школе

В нашей стране нет ни того, кто не знает значение слов «классный руководитель». Этот человек навсегда связан со школьными воспоминаниями, и в памяти имя классного руководителя остается на всю жизнь. Любой преподаватель-предметник или даже директор школы может стать этим специалистом.

Образ классного руководителя в современной школе

Так как классный руководитель является профессиональным педагогом, то он играет важную роль в становлении личности молодого поколения. Для подростка он будет:

  • наставником и связующим звеном;
  • защитником от морального истощения и, как следствие, от нравственной гибели;
  • строителем сотруднических отношений в классе посредством совместной деятельности в различных областях;
  • создателем определенных условий, в которых каждый ребенок может развиваться и проявить самовыражение;
  • помощником, осуществляющим совместно с социальными педагогами и психологом коррекцию его процесса социализации;
  • наставником, консультантом и другом в организации повседневной жизни и деятельности;
  • помощником в принятии и осмыслении социально-экономических и политических аспектов жизни;
  • лицом, координирующим совместные усилия учителей, семьи и окружающего социума;
  • основателем благоприятного микроклимата в детском и подростковом коллективах.

Организация работы классного руководителя в школе представляет собой систематизированную деятельность планового характера, которая основывается на общей воспитательной программе, принятой в образовательном учреждении, накопленном опыте прошлых лет, а также положительных и отрицательных событий, происходящих в обществе.

При этом обязательно учитывается личностный подход с учетом первоочередных задач, стоящих перед преподавательским составом учебного заведения, конкретной ситуации в классном коллективе, межконфессиональных и межэтнических отношений.

Классный руководитель при осуществлении своей трудовой деятельности должен учитывать уровень воспитанности школьников, условия их жизни, как социальные, так и материальные, обстановку в семье и т.д.

Основные направления работы классного руководителя в школе

В приказе Министерства образования и науки есть полный перечень того, что входит в должностные обязанности классного руководителя. Следует отметить, что этот список имеет рекомендательный характер, соответственно, если педагог исполняет его не со стопроцентной точностью, то меры дисциплинарной и административной ответственности к нему не могут быть применены.

Основные направления работы классного руководителя в школе

Совсем необязательно, что в каждом учебном заведении обязанности классных руководителей должны быть одинаковыми. В каждой школе они прописываются в таких документах, как «Положение о классном руководстве», «Функциональные обязанности классного руководителя», и Уставе образовательного учреждения.

  • Посредством классного руководителя обеспечивается взаимная связь между учебным заведением и семьей ученика, устанавливаются личностные контакты с родителями. Например, каждый учитель обязан знать все контактные данные (ФИО, телефон, домашний адрес) каждого ученика, его родителей, а при необходимости, и ближайших родственников.

    Классный руководитель в ходе учебного процесса может осуществлять проводить беседы со школьником и его семьей, организовывать встречи родителей с учителями конкретных дисциплин.

  • Классный руководитель обязан осуществлять организацию образовательного процесса, который должен быть оптимальным с точки зрения развития положительного потенциала учеников в границах деятельности всего коллектива школы.

    Преподаватель должен знать все индивидуальные особенности характера и здоровья каждого ученика в классе для того, чтобы они могли получать максимальную пользу от учебного процесса и реализовывать свои возможности.

  • Контролировать посещаемость уроков своими учениками также входит в зону ответственности классного руководителя. Он должен знать, по какой причине отсутствует на уроке, в школе, так как во время учебного процесса именно педагог несет ответственность за жизнь и здоровье учеников.

    В связи с этим, вполне очевидным выглядит желание учителя попросить у родителей справку или записку, где указана причина отсутствия ребенка. Если такой документ есть, то ответственность за школьника от классного руководителя переходит к родителям или ближайшим родственникам.

  • В обязанности педагога входит и контроль за успеваемостью своих учеников. Как правило, классный руководитель еженедельно осуществляет проверку дневников, выставляет недостающие отметки, а при необходимости, оставляет информационные сообщения для родителей. В условиях повсеместной цифровизации, большинство родителей предпочитают воспринимать информацию на бумажном носителе.

Взаимодействие классного руководителя с другими сотрудниками школы

Деятельность классного руководителя предполагает тесное взаимодействие со следующими специалистами:

  • Преподавателями отдельных дисциплин. 

В ходе совместной деятельности разрабатываются общие педагогические требования и подходы к ученикам в ходе учебно-воспитательного процесса, основанные в соответствии с общими целями учебного заведения, обсуждается вовлечение учеников в систему внеклассной (дополнительной) работы по предметам, участие в предметных кружках, факультативах, тематических вечерах и т.д.

После общения с предметниками учителю будет проще представлять интересы своих воспитанников на педсовете.

Взаимодействие классного руководителя с другими сотрудниками школы

  • Педагогом-психологом.

Совместно с этим специалистом классный руководитель изучает индивидуальные особенности детей, их адаптацию и интеграцию в микро — и макро социум. Преподаватель осуществляет координацию связи педагога-психолога с родителями на предмет консультативной и терапевтической поддержки.

С помощью педагога-психолога классный руководитель может анализировать процесс развития классного коллектива путем определения познавательных и творческих способностей, а также возможностей учеников, осуществляет помощь детям в определении будущей профессии и т.д.

  • Педагогами дополнительного образования. 

Совместная работа с этим преподавательским составом позволяет использовать весь потенциал, которым обладает система дополнительного образования учеников, для расширения их способностей во всех направлениях, мотивации на саморазвитие, самовоспитание и самоопределение, желание расширения зоны общения.

С помощью классного руководителя происходит объединение и включение учеников в разнообразные творческие сообщества, в зависимости от их интересов, как в общеобразовательном заведении, так и в заведениях дополнительного образования.

Классный час в 6 классе: советы по организации

  • Педагогом-организатором. 

В процессе взаимодействия с этим специалистом, классный руководитель использует его способности для осуществления внутриклассовых мероприятий. Также педагог-организатор помогает в организации общешкольных мероприятий во время каникул и во внеучебное время.

  • Социальным педагогом. 

С его помощью осуществляется связь ребенка со всеми социальными институтами для разрешения любых кризисных ситуаций, которые могут возникнуть у ученика в процессе обучения. Классный руководитель, совместно с социальным педагогом, производит социально значимую деятельность школьников, мероприятия, направленные на развитие и реализацию инициатив социального характера и иных проектов.

  • Библиотекарем.

Сотрудничество с ним позволяет классному руководителю расширить круг читательских интересов своих учеников, помогает сформировать и развивать у них культуру чтения, отношения к нравственности и этическим нормам поведения.

Учитель будущего: компетенции и личностные качества

Осуществляя свою деятельность, классный руководитель в обязательном порядке должен общаться с медицинскими работниками учебного заведения. Это объясняется постоянной заботой о здоровье своих учеников.

Сотрудничество классного руководителя с родителями учеников

Регламент работы классного руководителя в школе будет признан успешным и эффективным, если будет налажен тесный рабочий контакт с родителями.

В разрезе классных мероприятий к ним относится проведение родительских собраний и индивидуальных встреч, а в разрезе всего учебного заведения – организация и проведение родительских лекториев, за подготовку которых и отвечают классные руководители в кооперации с иными специалистами, а именно – административным персоналом, школьными психологом, медработниками, социальным педагогом.

Сотрудничество классного руководителя с родителями учеников

Деятельность классного руководителя в области общения с родителями направлена на взаимодействие семьи и школы на благо интересов ребенка, формирование единого подхода к воспитательному процессу, совместное изучение личности ребенка, его психологических и физиологических особенностей, разработку близких по смыслу требований и правил, организацию помощи в освоении учебного материала, физическое и духовное развитие школьника.

В обязанности классного руководителя входит привлечение родителей к непосредственному участию в процессе воспитания в учебном заведении. Это оказывает благоприятное воздействие на внутрисемейные отношения, психологический и эмоциональный комфорт ребенка при нахождении его, как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами.

Как вовлечь ребенка в учебу и заинтересовать его

Совместная работа классного руководителя и родителей призвана способствовать тому, чтобы родители осознали свою ответственность не только за вождение ребенка, но и за его воспитание.

Режим работы классного руководителя

У классного руководителя есть обязанности, которые он должен выполнять ежедневно, еженедельно и в соответствии с определенным графиком. К ежедневным обязанностям относится контроль за посещаемостью учеников и соблюдением школьной дисциплины. Преподавателю приходится принимать участие в урегулировании различных конфликтных и спорных ситуаций, которые могут возникать как между школьниками, так и между учениками и преподавателями.

Режим работы классного руководителя

В соответствии с утвержденным директором учебного заведения графиком, классный руководитель должен еженедельно проводить классный час. На этом собрании происходит решение любых организационных вопросов, обсуждаются все аспекты и нюансы, которые возникают у ребят в процессе обучения и вне его: от обсуждения досуговых и праздничных мероприятий до изучения правил дорожного движения в сложных метеоусловиях.

Как правило, от двух до четырех раз в год классный руководитель должен проводить родительские собрания. График их утверждения находится в компетенции директора учебного заведения.

13 советов начинающему классному руководителю

Ниже приведены советы начинающему классному руководителю, которые способствуют сохранению профессиональной компетенции и психологического здоровья.

13 советов начинающему классному руководителю

  • Соблюдайте личные и профессиональные границы.

Дети, а также их родители, будут, пусть и неосознанно, стремиться к нарушению ваших границ с того момента, как вы станете классным руководителем и будете нести ответственность на учеников. Нарушение границ для ребенка это такой же естественный процесс для них, как съесть яблоко или пойти погулять. Таким способом они познают окружающий мир. Метод проб и ошибок учит их что можно, а что нельзя, что такое хорошо, а что такое плохо.

Родители от своих детей ничем не отличаются. Для них важно, чтобы именно их ребенку было уделено как можно больше внимания, чтобы у ребенка, а соответственно и у родителей не было никаких проблем. Но чудес не бывает и угодить всем невозможно, поэтому решение проблем нужно осуществлять исходя из их приоритетности и удобства.

  • Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали.

Соблюдать четкие правила важно не только родителям, но и детям. Они должны понимать, что как только оказались в школе, то есть определенные ограничения в поведении, что-то можно делать, а что-то нельзя. Также у них должен выработаться четкий алгоритм действий при наступлении различных ситуаций.

Конечно, сколько бы не было правил, дети будут их нарушать. Однако они очень нужны для них, так как наличие правил дает им ощущение безопасности и позволит избегать возникновения тревожного чувства. Также, с помощью наличия ограничений дети осваивают умение договариваться, с помощью которого можно решить любой конфликт.

Что такое ранняя профориентация

  • Никогда публично не отчитывайте ребёнка.

Публичное отчитывание и наказание ребенка является пережитком прошлых лет. Однако некоторые преподаватели, в том числе и довольно опытные, считают такой метод воспитания наиболее эффективным. Педагог должен понимать и осознавать, что если он так делает, то своим поведением он настраивает, пусть и неосознанно, учеников против себя.

Происходит не сближение классного руководителя с детьми, а их отдаление. Также в такой ситуации происходит настраивание учеников друг против друга и создается благоприятная атмосфера для травли провинившегося ребенка.

  • Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями.

В ситуации, когда происходит эмоциональное выгорание классного руководителя, накапливается злость и усталость, преподаватель старается выплеснуть весь негатив. Это неправильно. Если сильным раздражителем является какой-либо ребенок, родитель или коллега по школе, то необходимо сходить на беседу со школьным психологом. Иногда может помочь даже простой разговор с коллегой, к которому вы испытываете доверие и симпатию.

В случае, если негативные эмоции не прошли, тогда следует «пройти перезагрузку» — отправиться в отпуск с семьей или близкими друзьями, найти новое хобби или увлечение и т.д. Самое важное в стрессовой ситуации – это поиск конструктивного выхода негатива без нарушения профессиональной этики педагога.

  • Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий.

Всем известна проблема, когда ребенок сопротивляется выполнению домашнего задания прямо сейчас. В этом случае нужно договариваться, дать ему необходимое количество времени для отдыха, после чего он сядет и сделает все задания. Если ученик не желает гулять на большой перемене, то можно договориться, что он совершит прогулку после обеда.

Умение договариваться, не бояться идти на компромиссы – это важная черта классного руководителя. Так преподаватель сможет заслужить не только уважение своих учеников, но и научит их нести ответственность за свои поступки.

  • Признавайте свою вину и просите прощения.

Нет в мире совершенства, поэтому ошибки может совершить каждый. Взрослые, в силу ряда объективных причин, могут потерять объективность и утратить контроль над ситуацией. Это не страшно. Страшнее последствия того, если в этой ситуации сделать вид, что ничего страшного не произошло и так и должно быть. Дети этого не простят, и постепенно отношения между учителем и учениками из доверительных перерастут в формальные.

Не стоит бояться просить прошения у своих учеников, надо делать соответствующие выводы и проводить с детьми разъяснительные беседы, почему вы поступили таким образом или иным. Это сделает вас только сильнее.

  • Помогайте родителям в рамках своей компетенции.

Классный руководитель для родителей должен быть не только статистом, который сообщает об успеваемости и проблемах ребенка, но и немного психологом. Иногда нужно уметь выслушать родителей, понять их беспокойство. При этом не стоит забывать про границы, но и человеком педагог обязан быть.

Пусть даже решение озвученной проблемы совершенно не касается компетенции классного руководителя, но в его силах успокоить взволнованного родителя и дать какой-либо совет.

Классный руководитель для родителей

  • Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми.

Дети являются полноправными членами общества, поэтому имеют право знать все, что происходит в их классе. Это знание дает им чувство безопасности и понимания, что любую ситуацию взрослые держат на контроле. При проведении классного часа нужно обсуждать любые проблемы, которые затрагивают эмоциональный комфорт учеников, как в индивидуальном плане, так и в масштабах всего коллектива.

Это может быть проблемные ситуации с дисциплиной на уроках, травля отдельных учеников, высокая нагрузка по домашним заданиям и т.д. Классный руководитель должен озвучить свое видение проблемы и выслушать мнение детей. Порой просто достаточно задать вопрос, и ученики сами найдут правильное решение. Даже если учитель решит проблему по своему, дети будут осведомлены о том, что их мнение важно для преподавателя.

  • Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям.

Большинство родителей не соблюдают это правило, хотя оно является очень важным. В ситуации, когда один ученик ударил другого, а классный руководитель не знал этого, родители могут начать выяснят отношения между собой. Но за все, что происходит с учениками в школе, отвечает преподаватель, и поэтому урегулировать конфликт должен именно он. Разборка между родителями ни к чему хорошему не приведет, только наоборот, усугубит негатив.

При возникновении аналогичных ситуаций нужно просить родителей детей, участников конфликта, связаться непосредственно с классным руководителем. В этом случае ситуация будет под полным контролем учителя.

  • Играйте с детьми.

Эмоциональный контакт и интерес между людьми может возникнуть только посредством совместной деятельности. Самым доступным видом деятельности для ребенка является игра. Посредством игры классный руководитель без лишних вопросов сможет понять, с каким настроением дети пришли в школу, что им интересно в данный момент и что беспокоит.

Терапевтический эффект игра оказывает и на взрослый организм. Если от усталости нет больше сил работать с полной самоотдачей, то просто предложите детям сыграть в какую-нибудь игру.

  • Шутите!

Шутки расслабляют и разряжают обстановку в коллективе. Только шутить нужно с умом, чтобы шутка не перетекла в травлю кого-либо. Классный руководитель может и должен шутить вместе с детьми, над собой, над ними, но при этом нельзя нарушать ни чьих границ. К сожалению не все педагоги могут относиться к себе с юмором и иронией, поэтому у них быстрее происходит профессиональное выгорание.

  • Избегайте рутины.

Самым сложным в работе классного руководителя является однообразие, которое постепенно приводит к возникновению лени. Чтобы этого не случилось, нужно буквально с усилием ежедневно придумывать что-нибудь новое.

Например, хотя бы раз в неделю нужно проводить урок в новом формате, время от времени организовывать праздники, экскурсии, походы в кино. Организация новых задач, границы которых выходят из зоны вашего комфорта, будет ощутимым толчком энергии и наплыва свежих сил.

Классный руководитель

  • Не живите только работой и не жалейте себя.

Довольно часто некоторые учителя жалуются чрезмерной нагрузкой, что они ничего не успевают, что приходится брать работу на дом.

Тем самым преподаватели не только не улучшают свою жизнь, а наоборот, становятся заложником или жертвой ситуации. Оптимист, если он чего-то хочет по-настоящему, обязательно найдет на это время. Самобичевание и жалость к себе никому не пойдут на пользу. Нельзя жить и думать только о работе. Нужно быть постоянно в движении и развиваться, тогда и мыслям о жалости к себе некогда будет появляться. Нужно делать то, что хочется и нравится, и получать удовольствие от этого.

Классный руководитель несет ответственность за воспитание как в отношении каждого ребенка по отдельности, так и в отношении всего класса в целом. Приходится решать возникающие задачи и проблемы с учетом возраста учеников, устоявшихся взаимоотношений и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Самое важное в работе классного руководителя в школе – это раскрытие и реализация потенциала детей, содействие саморазвитию, обеспечение социальной защиты учеников, умение создавать условия по активации усилий своих подопечных для решения их собственных проблем.

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Автор: Бабаева Лилия Рафиковна

Бабаева Лилия Рафиковна

МАОУ – лицей №2 город Альметьевск Республика Татарстан

Lilija—babaeva0@rambler.ru

           Роль классного руководителя в современном воспитательном процессе

Какой же ребёнок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется, представить себя на месте учителя. В мечтах ребёнок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет всё: и правильно учить и интересно рассказывать, помочь кому – то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать.

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребёнку в педагогическом коллективе школы.

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своём воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко и изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностике, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно – ориентированном подходе.

В настоящее время классный руководитель идёт в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами волнующими современную молодёжь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живёт и работает, это помогает организовать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию.

Сколько бы мы не читали, не учились, главное не забывать о мнении детей.

Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом.

Классный руководитель должен создавать условия! Он должен помогать реализации ребёнком своих психологических потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребёнок стал хорошим, надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!

Основной из важнейших задач современного классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Классный руководитель создаёт ситуацию защищённости, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребёнка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.

Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребёнка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Процесс покупки квартиры в ипотеку в новостройке пошаговая инструкция
  • Терафлю экстра инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Таблетки от цистита для женщин фурадонин инструкция по применению взрослым
  • Первая мировая война германия руководство
  • Новоладожский судостроительный завод руководство