Классное руководство в лицеях

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Обязанности классного руководителя, по закону об образовании, — это ответственность педагога-организатора школьной жизни, целью деятельности которого является сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.

Кто такой классный руководитель

Это учитель, преподающий любой из школьных предметов, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) прикрепленного к нему класса и общается с родителями учащихся. Основные права и обязанности классного руководителя в школе определяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 21.12.2012. Среди них:

  • получать информацию о физическом и психическом здоровье детей;
  • контролировать учебные успехи каждого ученика;
  • координировать работу учителей-предметников;
  • приглашать родителей в учебное заведение в случае необходимости;
  • участвовать в работе различных школьных структур самоуправления;
  • выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы;
  • определять индивидуальный режим работы с учащимися;
  • применять новые методы, формы и приемы воспитания;
  • выбирать форму повышения собственного педагогического мастерства;
  • защищать собственную честь и достоинство в школьных органах управления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы.

    Обязанности

    В своей работе педагоги должны руководствоваться положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Этот Приказ определяет, что входит в еженедельные обязанности классного руководителя. Любая дополнительная работа, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т. д.), несмотря на то, что входит в обязанности классного руководителя по факту, по договоренности с администрацией может быть оплачена отдельно.

    Периодичность Функциональные обязанности классного руководителя
    Ежедневно Контроль за посещаемостью, за соблюдением норм и правил, принятых в школе, предотвращение конфликтов между учащимися, решение спорных вопросов, возникающих между учащимися и преподавателями.
    Еженедельно Еженедельный классный час, включенный в расписание и с записью в журнале.
    Ежемесячно Проведение не менее двух воспитательных мероприятий в месяц, одно из них общешкольное.
    Каждую четверть Проведение не менее одного родительского собрания в четверть.

    Кроме того, классный руководитель:

    • ведет журналы;
    • разрабатывает планы воспитательной работы с классом;
    • работает с личными делами учеников;
    • ведет протоколы родительских собраний;
    • контролирует ведение дневников воспитанниками и т. д.

    Должностные обязанности классного руководителя в школе определяют, что педагогу необходимо знать:

    • Закон РФ «Об образовании»;
    • Конвенцию о правах ребенка;
    • основы педагогики и социальной психологии;
    • школьную гигиену;
    • педагогическую этику;
    • теорию и методику воспитательной работы;
    • основы трудового законодательства РФ.

    Объем необходимых знаний и обязанностей предполагает наличие у педагога следующих умений:

    • общаться с детьми, поощряя детскую любознательность, ответственность, подавая собственный пример творческого и ответственного отношения к делу;
    • видеть и формулировать воспитательные цели;
    • составлять план воспитательной работы в классе;
    • организовывать внеклассную деятельность, проводить внешкольные мероприятия с учетом возраста детей;
    • организовывать и проводить родительские собрания, поддерживать плодотворные взаимоотношения с родителями учеников;
    • пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

    Кроме запретов и ограничений, установленных действующим законодательством, педагогу запрещается:

    1. Унижать личное достоинство ученика.
    2. Использовать систему школьных отметок (школьный балл) для наказания ребенка.
    3. Злоупотреблять доверием учеников.
    4. Нарушать авторитет семьи и других учителей в глазах учащихся.

    Должностная инструкция

    Основные обязанности классного руководителя определены должностной инструкцией, но поскольку этот документ не является обязательным ЛНА, то необходимые сведения вносят в трудовой договор или, как сейчас принято говорить, в эффективный контракт педагога. Разработку должностной инструкции, в которой зафиксировано все, что входит в ежедневные обязанности классного руководителя, целесообразно начать с изучения профессионального стандарта, утвержденного Приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н.

    Скачать образец должностной инструкции педагога с функциями классного руководителя

    Важнейшей задачей профильной школы является создание условий для самоопределения старших школьников в аспекте выбора профиля обучения. От адекватности выбора, соответствия профиля индивидуальным психологическим особенностям ребёнка, сфере его интересов, познавательным способностям зависит успешность самореализации личности в динамичных условиях современного постиндустриального общества. Следует ясно осознавать, что от выбора, сделанного учеником 8-9 классов в решающей степени будет зависеть его профессиональное самоопределение и дальнейшая «карьерная траектория». Ведь в условиях профильного обучения в 10-11 классах для ребёнка, осознавшего ошибку в выборе профиля, достаточно сложно не столько формально изменить профиль обучения, сколько полноценно адаптироваться к новому профилю: углубленная специализация, к сожалению, осложняет переход между профилями. В связи с этим на первый план выдвигается предпрофильная стадия в образовательной траектории старшего школьника.

    Особенностью МНОУ «Лицей» г.Кемерова является приём детей в 8 класс из других образовательных учреждений. При этом решающую роль в выборе будущего профиля играют родители. Именно они задают отправную точку в образовательной траектории ребёнка в лицее, определяя для него, а часто «за него» профиль обучения. В итоге выпускник 7-го класса становится учащимся 8-го лицейского филологического класса (именно классным руководителем этого класса является автор). Следует обратить внимание на следующее обстоятельство: после перехода ребёнка в лицей родители склонны переложить ответственность за дальнейший образовательный путь исключительно на учителей лицея, считая свою «миссию» выполненной. В этой связи именно классный руководитель в 8-9 классах обязан решить двуединую задачу: с одной стороны создать максимально комфортные условия для предпрофильной подготовки детей, верно определившихся с профилем, а с другой стороны уменьшить стрессовую нагрузку на учащихся, совершивших ошибочный выбор. Очень важно в корректной форме донести информацию как об успехах одних учеников, так и о неудачах других до родителей, что поможет одной семье укрепиться в верности выбора, а другой принять меры по коррекции профиля на стадии перехода в 10-й класс.

    Определим основные профессиональные требования к классному руководителю предпрофильного класса лицея:

    • классный руководитель должен быть специалистом по базовому для класса предмету (для филологического класса – преподавателем русского языка и литературы; преподавателем иностранного языка);
    • необходима одновременная работа в 10-11-х профильных классах, что создаст ясное понимание перспектив для предпрофильного класса;
    • принципиальна важна работа с лицеистами других профилей, что создаёт достаточно полное представление об особенностях естественно-научных профилей и помогает в корректировке выбора профиля своими учениками.

    Вышеназванные требования необходимо учитывать при формировании ежегодной учебной нагрузки преподавателей.

    Особое значение имеет адаптационный период, который может длиться для конкретного филологического класса от одной учебной четверти до учебного года. Именно длительный срок адаптации необходим как для формирования детского коллектива, так и для корректировки (выравнивания) уровня знаний учащихся по базовым для будущих филологов предметам (русскому языку, литературе, иностранному языку). Для успеха адаптации принципиально важна работа с делением класса на 2-3 подгруппы. Не может не тревожить тенденция ухода от деления на подгруппы, наблюдающаяся в последние годы.

    В сфере персональной ответственности классного руководителя находится задача формирования детского коллектива. Именно она осознаётся как сложная психолого-педагогическая проблема, от решения которой зависит успех собственно учебной (предпрофильной) деятельности класса. Сложности связаны с рядом аспектов:

    • формируется коллектив из незнакомых друг с другом подростков, чей возраст объективно связан со сложными физиологическими и психологическими процессами;
    • однородный половой состав учащихся: филологический класс традиционно «женский»;
    • разный уровень предметной (учебной) компетентности учеников, хотя как правило большинство из них являлись «отличниками» в своих образовательных учреждениях;
    • сегодня важно ставить вопрос о заметных социальных различиях учащихся, неизбежных в социально-дифференцированном российском обществе.

    Преодоление названных сложностей требует мобилизации не только профессиональных знаний, но и всех личностных ресурсов, всего жизненного опыта педагога. Принципиальную важность приобретает внеклассная, творческая и досуговая деятельность (в частности подготовка к празднику «Дню лицеиста»), в ходе которой устанавливаются доверительные отношения с детьми, закрепляющиеся первыми совместными творческими (спортивными) успехами. Важнейшую роль играет взаимодействие с психологом и другими учителями-предметниками.

    Для успешной предпрофильной подготовки необходима работа с коллективом родителей. Целью её является формирование «гражданского родительского сообщества», которое в полной мере готово разделить с педагогами и администрацией ответственность за успех собственных детей. Трудности в достижении данной цели, к сожалению, объективны и аналогичны тем, которые встречаются в процессе формирования в России «гражданского общества» в целом.

    Особенностью предпрофильной подготовки в лицее является чтение элективных курсов для учащихся преподавателями ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». В филологическом предпрофильном классе работают прежде всего представители факультета филологии и журналистики и факультета романо-германской филологии. Элективные курсы имеют системный, перспективный характер, решают как задачи профилизации, так и профессиональной ориентации школьников. Роль классного руководителя в организации данной работы вовсе не сводится к контролю дисциплины и посещаемости учащимися занятий преподавателей КемГУ. Ведётся постоянная воспитательная работа с лицеистами по формированию ответственного отношения и осознанной мотивации к плодотворной работе в рамках элективных курсов. Ведь дети не сталкивались до поступления в лицей с такой формой работы, часто они неверно трактуют педагогические приёмы, применяемые преподавателями высшей школы. Классный руководитель должен тесно и неформально взаимодействовать с коллегами из университета, что является залогом общего успеха.

    Итак, фигура классного руководителя в процессе предпрофильной подготовки лицеистов может считаться ключевой. От уровня его профессионализма, жизненной активности, целеустремлённости зависит успех всех участников образовательного процесса, прежде всего – успех самих учащихся в профильном и профессиональном самоопределении в изменяющейся экономической и социокультурной среде.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  1. Ринонорм тева спрей инструкция по применению взрослый цена
  2. Жемчужина подолья руководство
  3. Мезавант инструкция по применению побочные действия
  4. Покраска штампованных дисков своими руками пошаговая инструкция
  5. Капа демикс инструкция для зубов для бокса