Классное руководство в начальной школе это

Родь классного руководителя в начальной школе

В условиях модернизации российского образования, реализации  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,  Концепции духовно-нравственного  развития и воспитания личности  гражданина России, введения Федеральных государственных  образовательных стандартов второго  поколения, возрастают  воспитательные функции школы.  Главная задача современной школы —   раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  

  Ключевая роль в решении задач воспитания  принадлежит классному руководителю. Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.                                                                                           

 Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Классный руководитель — это человек творческий. Как всякий исследователь, он создает свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу с учащимися увлекательной и захватывающей.

Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс. Учитель и воспитатель в начальной школе — это знаковая фигура. Ни для кого не секрет, что младшие школьники, идеализируя своего учителя и подражая ему, при переходе на среднюю ступень обучения пытаются перенести стиль взаимоотношений, принципы взаимодействия с ним на других учителей. Хорошо, если их ожидания оправдаются.

В сегодняшнем обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. Если его место занимают профессионально неподготовленные люди, страдают дети. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.

К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, широкая эрудиция и педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Без любого из перечисленных качеств успешная педагогическая деятельность невозможна.

Все перечисленные качества не являются врожденными. Они приобретаются огромным трудом, упорной работой педагога над собой. Хороших учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых — лишь единицы.

Не менее важны для классного руководителя и такие качества, как общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус. Трудно себе представить педагога, работающего с младшими
школьниками, и не обладающего такими качествами.

Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:

Забота о развитии каждого ребенка.

Помощь в решении возникающих проблем.

 Организация разнообразной деятельности в классе.

Педагог, как руководитель классного коллектива, реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Все поставленные перед ним задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно разделить на 5 групп:

I        группа  —  Организация деятельности классного коллектива.

  1. группа — Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.
  2. группа — Организация жизни класса во внеучебное время.
  3. группа — Изучение личности и коррекция в воспитании.

V группа  —  Работа с родителями.

Главная функция в должности классного руководителя — защита ребенка и создание условий для его духовных и физических сил.  Деятельность классного, руководителя в обеспечении здоровья.

Классный руководитель:

  • изучает особенности развития детей;
  • выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка;
  • проводит тестирование на выяснение психического состояния ребенка, особенностей характера и темперамент; а совместно со школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания.   Физических и дыхательных упражнений.
  • помогает ребенку организовать режим жизни;
  • помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников:
  • ведет работу по профилактике заболеваний, проводит «физкультминутку»;
  • проводит беседы о личной гигиене человека, ведет антиалкогольную пропаганду, проводит профилактическую работу по предупреждению дорожного травматизма, несчастных случаев;
  • организует спортивные соревнования, игры на воздухе,  рассматривает на «малых педсоветах» вопросы о дозировке материала, количестве письменных   работ,    характере   домашней   работы,

корректирует программы с целью сокращения перегрузок учащихся;      — пропагандирует здоровый образ жизни.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся.

 Классный руководитель изучает семью, ее воспитательные возможности,   атмосферу семенного воспитания:

  • исходя из единых (школа — семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся;
  • осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе;
  • проводит систематическую работу  по  повышению  педагогической культуры родителей.

Классный руководитель должен обладать информацией:

  • состояние семейно — бытовых условий ученика;
  • состояние его здоровья;
  • положение в классе;
  • о внешкольных интересах и увлечениях;
  • общественных поручениях;
  • любимых и нелюбимых предметах;
  • отношение к школе, учителям, родителям, товарищам;
  • об уровне воспитанности учащихся своего класса;
  • стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию;

Взаимосвязь классного руководителя с учителями – предметниками.

Классный руководитель:

  • должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержание обучения по каждому предмету, координировать решения воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;
  • определять с учителями меры по развитию устойчивого интереса к занятиям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;
  • посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала;
  • создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний;
  • проводить педконсилиумы с учителями с целью определения реальных учебных возможностей, уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;        
  • вовлекать учащихся в кружки, НОУ, клубы и т.д.;
  • совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.

Работа с классным коллективом.

Классный руководитель:

  • организует дежурство учащихся на переменах;
  • прививает навыки трудового воспитания;
  • привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка;
  • развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, технично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнить  поручения;

—        проводит праздники, организует вечера, встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий и т.д.;

—        участвует со своим классом в общешкольных, районный, городских
мероприятиях.

Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями.

Классный руководитель:

  • изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений:
  • определяет виды и формы совместной работы:
  • ориентирует    учащихся     в     выборе     коллективов     внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей:
  • выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов;
  • расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров;
  • перед  проведением  внеклассной  работы  вне  школы  проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале инструктажа.

Сегодня, как и раньше, взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами — новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания.  В первую очередь, это идея формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений. Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал. Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника. В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией. В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе. В-пятых, идеи успешности процесса воспитания будут выглядеть смешно, если они не будут строиться на добровольности участия учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество. В конечном итоге, главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни — гражданина, работника, семьянина. Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, марафонах, занятия младших школьников в группах продленного дня во внеучебное время — все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.

Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому педагогу. Именно в коллективе сверстников у детей и подростков формируется умение сосуществовать в обществе, развиваются навыки полоролевого и статусного поведения, разнообразные коммуникативные навыки. Эти навыки, вместе со специальными знаниями и умениями по предметам, — залог успеха выпускников в меняющихся социально-экономических условиях.  Помимо традиционных общих дел в классе, организации интересного досуга, для классного руководителя принципиально важным становится владение такими формами работы, которые создают условия для развития информационно-познавательных, коммуникативных, мировоззренческих навыков и способов поведения. Высокий уровень развития потребности и способности личности к самопознанию, самоактуализации, самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию — залог успеха выпускника школы. Именно классный руководитель может и должен учить детей эффективной коммуникации, успешной деятельности, навыкам целеполагания и самоорганизации.

Литература

Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. Начальная школа.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2003.

Журнал «Классный руководитель»2008г. №4

Журнал «Классный руководитель»2010г. №1

Кучина Е. А. Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф.— М.: Буки-Веди, 2012.

М.А.Тартышная  «50 идей  для классного руководителя: практическая копилка педагога» — Изд.3-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Введение

Основным структурным элементом учебно-воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность школьников, формируются социальные отношения между учащимися.

В обеспечении условий для развития индивидуальности школьника в учебном процессе и во внеурочной деятельности важная роль отведена классному руководителю. Особое значение для организации учебно-воспитательного процесса деятельность классного руководителя имеет на начальной ступени образования.

Функции, роль и обязанности классного руководителя на различных этапах развития педагогической науки выступали предметом исследования ряда отечественных педагогов: Н.Н.Бояновской [5], И.Ф.Исаева [7], М.П.Нечаева [10], В.А.Сластенина [11], П.И.Пидкасистого [12], и других.

В свете реформирования современной системы образования и введения в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, актуальность рассмотрения вопроса специфики деятельности классного руководителя, в том числе, на уровне начальной школы, очевидна.

Объект исследования составляет организация образовательно-воспитательного процесса в начальной школе в современных условиях.

Предмет исследования составляет специфика деятельности классного руководителя в начальной школе в современных условиях построения учебно-воспитательного процесса.

Целью данной работы является рассмотрение специфики деятельности классного руководителя на ступени начального образования в современных условиях.

Задачи работы:

  • раскрыть основные подходы к определению понятия «классный руководитель» в современном научном знании;
  • осветить исторические аспекты становления института классного руководства в России;
  • раскрыть роль классного руководителя в современном воспитательном процессе;
  • рассмотреть особенности деятельности современного классного руководителя на начальной ступени образования.

Работа основана на использовании преимущественно общенаучных методов исследования, основным из которых является анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.

Теоретическую основу исследования составили работы педагогов: Н.Н.Бояновской [5], Г.М.Коджаспировой [8], М.П.Нечаева [10], В.А.Сластенина [11], П.И.Пидкасистого [12], И.В.Петровой [13], А.Г.Ряписовой [15], и других.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами начальной школы результатов исследования для построения эффективного образовательно-воспитательного процесса.

Структура работы обусловлена задачами и логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы деятельности классного руководителя в научно-педагогическом знании

1.1. Основные подходы к определению понятия «классный руководитель»

Элементом построения учебно-воспитательного процесса в современной школе выступает класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель.

Классное руководство — традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.

Раскроем основные подходы к определению понятия «классный руководитель» в педагогическом знании.

Известный педагог В.А.Сластенин определяет данное понятие следующим образом: «классный руководитель — учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе» [11; 112].

Педагогический словарь Г.М.Коджаспировой содержит следующее определение: «классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива» [8; 89].

С позиции М.П.Нечаева, «классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности» [10; 68].

По мнению отечественного ученого М.И.Рожкова, «классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни» [14; 12].

На основании анализа приведенных определений, можно согласиться с мнением педагога Н.Н.Бояновской, что при некотором различии приведенных определений, общим в них является то, что основной целью деятельности классного руководителя является создание благоприятных условий для развития личности, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности, взаимопомощи, самоутверждения каждого обучающегося, раскрытия его потенциальных возможностей [5; 22].

Классный руководитель является формальным и фактическим лидером детского коллектива, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.

Обратимся к рассмотрению исторических аспектов становления института классного руководства в России.

1.2. История становления института классного руководства в России

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений.

На протяжении XIX–XX вв. по-разному решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных учреждениях.

В ноябре 1804 года (во времена правления Александра I) был издан «Устав учебных заведений». В нем указывалось, что основная цель учебных заведений – не только давать соответствующие знания, но и осуществлять воспитание духа и тела. Тогда же впервые появилась должность профессионального воспитателя, в обязанности которого входило изучение личности ребенка и воспитание в нем «добродетели и благонравия» [15].

Циркуляр Министерства просвещения 1813 года «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах» предписывал строгое разделение функций обучения и воспитания. Надзиратели в течение суток находились вместе со своими питомцами (на каждого приходилось 15 воспитанников). Они вместе с воспитанниками ходили на занятия, помогали делать домашние задания, вместе проводили свободное время, следили за порядком и чистотой в комнатах пансиона. Надзирателями могли быть люди, владеющие французским языком, с надежной нравственностью, хорошими манерами поведения [15].

Как отмечает в своей работе исследователь в области педагогики А.Г.Ряписова [15], во времена правления Николая I (1796–1855 гг.) изменяется цель учебных заведений, теперь их суть – воспитание слуги отечества путем строжайшей дисциплины, быстрого и четкого выполнения требований педагога. В 1835 г. Министерством народного просвещения России была введена должность классных надзирателей, которые следили за поведением учащихся (на занятиях, на улице, в общественных местах). Образование классных надзирателей было на порядок ниже «комнатных надзирателей» – им достаточно было иметь образование на уровне уездного училища. Именно эта причина делала их малоавторитетными, а их постоянный надзор вызывал лишь ненависть со стороны учащихся. Нередко на должность надзирателя, приглашались иностранцы (немцы).

В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы» [15].

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя.

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя, как отмечает в своей работе В.А.Сластенин, выступали дополнительными к основной преподавательской работе [11; 114].

В настоящее время в школах России институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе [15]. Наиболее известны следующие:

— освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

— организатор параллели классов.Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

— руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

— традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Основными требованиями, выдвигаемыми к классному руководителю современной нормативно-правовой базой, ФГОС НОО [4], Уставами образовательных учреждений, регламентирующих, в том числе, деятельность классного руководителя, выступают следующие:

— наличие высшего или среднего специального педагогического образования;

— знание Закона Российской Федерации «Об образовании» [2], Конвенции о правах ребенка [1], основ трудового законодательства [3];

— владение основами педагогики, детской, возрастной, социальной психологии, школьной гигиены, педагогической этики, теории и методики воспитательной работы.

Краткие выводы по первой главе

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В настоящее время классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

Обратимся к подробному раскрытию специфики деятельности классного руководителя в начальной школе на современном этапе.

См. продолжение статьи

Список использованной литературы

  1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ  (ред. от 04.11.2014) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  5. Бояновская Н.Н. Организация деятельности классного руководителя в начальной школе // Начальная школа плюс: до и после. – 2009. — №3. – С. 22-25
  6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Стандарты второго поколения. — М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
  7. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М.: Академия, 2002. — 208 с.
  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2005. – 176 с.
  9. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978. – 265 с.
  10. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2007. – 176 с.
  11. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2007. — 576 с.
  12. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 2006. — 608 с.
  13. Петрова И.В. Роль классного руководителя в современном воспитательном процессе // https://urok.1sept.ru/articles/571293/
  14. Рожков М.И. Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 2001.– 280 с.
  15. Ряписова А.Г.  Педагогика. Часть 2. — Новосибирск: ГОУ ВПО НГПУ, 2007 // https://lib.nspu.ru/umk/1d5af45abe00d59c/2/5/3/1/index.html
  16. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007. – 22 с.
  17. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006. – 3 с.
  18. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990. – 287 с.
Автор статьи

Нина Петровна Добренко

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Классный руководитель начальных классов

Определение 1

Классный руководитель – это педагог, который организует, координирует и реализует воспитательную работу. То есть, это педагог-профессионал, занимающийся организацией системы отношений и деятельности классного коллектива, формирующий условия для индивидуальной самореализации каждого ученика, раскрывающей его потенциальные способности.

Весь учебный процесс в начальной школе – воспитательный, и в урочное время, и во внеурочное. Это объясняют психологические особенности младших школьников, для которых ведущий тип деятельности – учебная. В связи с этим, основа работы классного руководителя в начальной школе – духовно-нравственное воспитание, формирование морального фундамента ученика.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Формирование классного коллектива помогает улучшить образовательный процесс в классе и повышает мотивацию учеников.

Работа по формированию детского коллектива может протекать только при тесном взаимодействии с родителями учеников начальной школы, поэтому работа классного руководителя в начальной школе начинается с формирования родительского коллектива.

Работа с родителями учеников – приоритетная деятельность классного руководителя начальных классов. Только единство деятельности учителя с родителями может помочь в достижении положительного результата. Классный руководитель должен продумывать свою деятельность таким образом, чтобы максимально вовлекать все семьи детей в работу школы. Это предполагает наличие большого такта у педагога и индивидуального подхода к каждой семье. Родитель добровольно могут выбрать направление, в соответствии с которым они хотят сотрудничать со школой. Если с первого класса работа в этом направлении налажена, то позже будет легче проводить всю воспитательную работу внутри детского коллектива.

«Учитель начальных классов как классный руководитель» 👇

Внеклассная воспитательная работа в начальной школе ориентируется на развитие духовных потребностей, творческих способностей и национального самосознания детей, должна базироваться на совместной деятельности с родителями, представителями интеллигенции и общественности района и города. Превратить родителей в активных участников педагогической деятельности – важная и ответственная задача учителя. Решить данную задачу возможно путем реализации ряда направлений работы классного руководителя, в частности, он должен:

  • изучить семьи обучающихся;
  • педагогически просвещать родителей;
  • обеспечить участие родителей в процессе подготовки и проведения коллективных дел в классе;
  • педагогически руководить деятельностью родительского совета класса;
  • проводить индивидуальную работу с родителями;
  • информировать родителей о процессе и результатах обучения, воспитания и развития учеников.

Работа по каждому названному выше направлению формируется на определенной совокупности форм и способов деятельности. Их выбор обуславливают цели и задачи воспитательной работы в классе, личностные и профессиональные особенности классного руководителя, традиции школы, класса, своеобразие состава обучающихся и их родителей, тенденции развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципы взаимодействия учителя с родителями.

Работа классного руководителя начальной школы – это целенаправленная система, которая строится на основании программы воспитания всего образовательного учреждения, анализе предшествующей деятельности, позитивных и негативных тенденциях общественной жизни, на основании личностно-ориентированного подхода, учитывающего актуальные задачи, которые стоят перед педагогическим коллективом. Также педагог учитывает уровень воспитанности, социальные и материальные условия жизни детей, специфику семейных обстоятельств.

Работа классного руководителя начинается с диагностической деятельности. Диагностическую деятельность проводят, учитывая следующие аспекты:

  • исследования направляются на выявление особенностей развития каждого ребенка;
  • результаты диагностики сравнивают исключительно с предшествующими результатами этого же ученика, для выявления степени его продвижения в развитии;
  • изучение личности ученика и коллектива учеников, осуществляемое на протяжении всех лет обучения;
  • определение перспектив развития учеников и коллектива;
  • исследования обладают комплексным системным характером;
  • диагностику проводят в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Взаимодействие классного руководителя начальных классов с окружающими людьми

В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует:

  • с педагогом-психологом – в процессе изучения индивидуальности обучающихся, их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классным руководителем координируется связь педагога-психолога и родителей, анализируется развитие классного коллектива, с определением познавательных, творческих способностей и возможностей учащихся.
  • с педагогами дополнительного образования, что способствует использованию всего многообразия системы дополнительного образования детей, чтобы расширить их познавательные и творческие способности, стимулировать самоопределение, саморазвитие и самовоспитание, расширить зону общения;
  • с педагогом-организатором, который помогает проводить внутриклассные мероприятия, обеспечивает участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;
  • с социальным педагогом, который помогает решать личностные кризисы обучающихся, организовывать социально значимую деятельность учеников, а также мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектом;
  • с библиотекарем для расширения круга чтения учеников, формирования у них культуры чтения, нравственных идеалов и этических норм поведения;
  • с медицинским работником с целью улучшения здоровья учеников, их физического развития.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и  с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

1.1. Цель, задачи и функции классного руководителя

Цель и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

— формирование и развитие коллектива класса;

— создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

— формирование здорового образа жизни;

— организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

— защита прав и интересов обучающихся;

— организация системной работы с обучающимися в классе;

— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

-организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностью ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководители надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания [20, с.58].

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

В качестве важнейших функций классного руководителя выступают следующие:

1. Организационно-координирующая:

— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

— взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

— организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

— организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

— ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя);

2. Коммуникативная:

— регулирование межличностных отношений между обучающимися;

— установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

— содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

— оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностическая:

— изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

— определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольная:

— контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

5.  Когнитивно-диагностическая функция связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.

   6. Организаторско-стимулирующая функция обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с принуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся, лавное здесь – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы (например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.

7. Объединительно-сплачивающая функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то же время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности учащихся.
             8. Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков и т.д. [18, с.28].

Рассмотренные функции определяют содержание деятельности классного руководителя.

1.2. Содержание деятельности классного руководителя

Образование в Российской Федерации в нынешнее время претерпевает значительные изменения: существенно изменяется содержание образования; вводится новый порядок аттестации кадров;  вводятся новые поколения государственных образовательных стандартов; завершается введение новых квалификационных характеристик; повсеместно внедряются новые методы, средства и технологии обучения, воспитания и управления; создается общероссийская система оценки качества образования и т.д., но роль классного руководителя остается неотъемлемой частью образования.

Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе. [2, с. 5.]

Можно выделить следующие направления деятельности классного руководителя:

— работа с учениками;

-работа с родителями и общественностью;

-взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками;

-работа с учителями в рамках методобъединения;

-работа по оформлению документации.

Работа классного руководителя с учениками прежде всего начинается с анализа класса и учеников(отдельно). Будучи зная интересы учащихся, особенности и склонности, уровень их воспитанности, классному руководителю легче составить целеустремленный и действенный план работы с учениками. Порою классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется только по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения, но забывают об остальных, что является ошибочно, они также нуждаются в особом внимании, так как, за внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников безисключений.

После изучения класса и каждого ученика, классный руководитель приступает к непосредственной своей деятельности — осуществляет выбор форм работы с детьми.

Можно различать формы по видам деятельности(учебная, трудовая, спортивная, художественная), по способу влияния(непосредственная и опосредованная), по времени проведения(кратковременные, продолжительные и традиционные). По времени подготовки можно говорить о формах работы, проводимых с учащимися без включения их в предварительную работу, подготовку учащихся, по субъекту организации(педагоги, родители и другие взрослые; на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям), по числу участников формы (индивидуальные, групповые и

массовые). [5, с. 45-47]

Как мы видим организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует с учениками, стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно с пользой организовывать школьную жизнь.

Работая с родителями, классному руководителю необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничена проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников. В этом случае классные руководители плохо знают домашние условия своих учеников и не всегда выступают согласованно с родителями. [1, с. 209.]

Важной частью деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является: личное посещение учащихся дома, [6, с.239-240.], приглашение родителей в школу для беседы, переписка с родителями через ученический или электронный дневник [4, с. 33-34.], проведение классных родительских собраний [4, с. 215-217.], организация бесед и лекций для родителей на педагогические темы [6, с. 103.]

Отношения “учитель – родители” могут существовать и формироваться без прямых контактов их участников, т.е. опосредованно. Связующим звеном в этом случае становится ребенок, однако, отсутствие контактов может спровоцировать рядом негативных последствий во взаимодействиях с родителями.

Работа классного руководителя с общественностью является важным направлением в его деятельности.

Классный руководитель при помощи общественности может провести экскурсии, организовать походы в театры, музеи, экскурсии по предприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями, увидят в какой обстановке работают люди той или иной профессии. Важнейшие направления работы общественности по воспитанию детей – это наблюдение за поведением школьников во внеурочное время, вовлечение их в разнообразную общественно полезную деятельность, индивидуальная помощь в успешном выполнении домашних заданий, помощь семьям в устранении причин, вызывающих педагогическую запущенность школьников, оказание помощи в воспитании и перевоспитании трудных подростков, организация спортивной и культурно-массовой работы по месту жительства. [ 10, с.10.]

Классным руководителям необходимо поддерживать тесную связь с общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и поддержкой.

Классный руководитель взаимодействует и с учителями-предметниками, они обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.

Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий педагогов, работающих с учениками конкретного класса. [9, с. 42-43.]

Следующее направление в работе классного руководителя – это работа с учителями в рамках методического объединения классных руководителей.

Методические объединения создаются, если в школе работают три и более педагогов данного профиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, руководителей клубных объединений. Заседания методобъединений проводятся 4 раза в год, иногда – более часто, но не чаще, чем 1 раз в месяц.

Деятельность методического объединения классных руководителей разнообразна, но все ее содержание подчинено решению проблем совершенствования воспитательной работы с детьми. На заседаниях объединения рассматриваются вопросы повышения теоретического и методического уровней организации воспитательной работы, изучаются современные концепции, передовой педагогический опыт, нормативные документы. На основе проведения диагностического исследования обсуждается состояние воспитательной работы в школе в целом, в отдельных классах, параллелях, уровень воспитанности детей. Классные руководители знакомятся с методиками анализа, целеполагания, планирования деятельности классного коллектива. Происходит обмен опытом, разработка методических рекомендаций по отдельным направлениям деятельности классных руководителей. В течение года организуются открытые внеклассные мероприятия, дела; члены объединения встречаются со своими коллегами из других школ, вместе со всеми педагогами школы участвуют в дискуссиях по проблемам воспитания. [7, с. 228-229.]

Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию: исследует различные методики; проводит исследования учащихся и всего коллектива; составляет характеристики конкретных школьников и всего класса; проверяет дневники учащихся [10, с. 27.]; изучает классный журнал и составляет план воспитательной работы.

Подводя итоги вышесказанного можно сделать вывод, что сновными функциями деятельности классного руководителя являются: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная – реализуются через различные виды педагогической деятельности и осуществление этих видов деятельности рассматривается через деловые, профессиональные (возможно, личностных) отношений с учащимися, учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, вожатым (если таковые имеются), с родителями учащихся, с работниками учреждений дополнительного образования, с руководителями детских и юношеских организаций и объединений.

Но меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам, но значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет 3 функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении проблем.

1.3. Формы и методы работы классного руководителя с родителями

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя как специалиста–профессионала с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом  и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в современной жизни.

— Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

— Обращение к чувству родительской любви и уважение её.

— Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями.

— Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся в нашей школе представлена следующими направлениями и формами:

— Изучение семей и условий семейного воспитания.

— Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе.

— Психолого-педагогическое просвещение родителей.

— Взаимодействие с родительским комитетом.

— Совместная деятельность родителей и учащихся [12, с.97].

Изучение семей и  условий семейного воспитания

В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, на заседаниях ШМО классных руководителей рассматривали и изучали вопрос «Условия семейного воспитания». С этой целью классные руководители нашей школы посещают каждую семью и знакомятся с ней в естественной и неформальной обстановке.

В ходе первого ознакомительного посещения классные руководители выясняют  условия, созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности, интересуются, как организован досуг ребёнка, каков круг его общения. В ходе беседы с родителями стараются  понять стиль жизни семьи, её уклад, чем живёт семья, каковы её социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определяют уровень педагогической образованности родителей, оценивают их умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребёнка.

В ходе таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным: не начинать характеристику ребёнка с негативного, не настаивать на раскрытии всех семейных секретов, не превращаться в сплетника.

После посещения и изучения  семей, классные руководители составляют социальный паспорт класса [12, с.37].

Кроме посещения семей, эффективными методами педагогической диагностики являются беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья» и составление родословной семьи «Древо жизни», педагогические мастерские, деловые игры с родителями, праздники, с последующим чаепитием, формирование банка данных о семье и семейном воспитании и т.п.

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе

На первом же родительском собрании классные руководители знакомят родителей с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждают возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании.

Также классные руководители информируют родителей об уровне сплочённости и организованности класса, его успехах и неудачах. При любом информировании о положении дел в классе педагоги стремятся создавать у родителей впечатление о классе как о едином целом, убеждают в том, что их ребёнку будет хорошо лишь в том случае, если в классе будет создана психологически комфортная обстановка, налажены хорошие отношения, интересная, содержательная групповая деятельность. В ряде случаев в этих целях классные руководители приглашают родителей на уроки и внеклассные мероприятия, раз в год организовывают «День открытых дверей».

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Самая распространённая форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. Не прав тот классный руководитель, который собирает родителей лишь только для того, чтобы поговорить об учёбе. В беседах с родителями педагоги нашей школы уделяют внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребёнка, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.

Время и жизнь меняются, меняется и сам ребёнок. Сегодняшние дети уже не похожи на тех детей, которые были 20 или 30 лет назад. Поэтому родители чаще желают узнать о проблемах табакокурения, алкоголизма, наркомании, о взаимоотношениях подростков, о том, как они, родители, могут помочь детям в адаптации к новым условиям обучения.

Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры  родителей именно на родительских собраниях. Практика показывает, что эффективными формами психолого-педагогического просвещения родителей в классе являются следующие:

а) классные тематические читательские конференции для родителей на такие темы, как «Духовное развитие современного подростка», «Как помочь ребёнку учиться?», «Как помочь юноше, девушке выбрать профессию», «Школьник и рыночные отношения», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетними», «Алкоголизм и курение – враги растущего организма», «Наркотики – чума XXI века» и т.д.;

б) беседы по психолого-педагогической тематике на родительском собрании;

в) тематические консультации;

г) психолого-педагогические практикумы и тренинги по анализу различных ситуаций в воспитании детей [9, с.119].

Взаимодействие с родительской общественностью

Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих своё место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы.

Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В их компетенцию входит:

— Оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся.

— Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы.

— Связь с административными, правоохранительными органами.

— Помощь классу и школе в проведении воспитательной работы с учащимися; участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев, оказание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям, моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию своих детей).

 Как показывает опыт, привлечение родительского актива помогает классному руководителю «перевоспитывать» трудных родителей и детей более успешно.

Совместная деятельность родителей и учащихся

Это направление в настоящее время приобретает широкую популярность, так как решает следующие важнейшие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей. Естественно, формы этой работы разнообразны: индивидуальные, групповые, коллективные, а содержание должно соответствовать возрасту учащихся, целям и задачам предстоящего дела.

Вот какие формы и методы совместной деятельности по различным направлениям используются  педагогами в нашей школе:

1. Воспитание нравственной культуры:

— беседы о культуре поведения в общественных местах, о взаимоотношениях юношей и девушек;

— диспуты по вопросам морали и нравственности;

— традиционные вечера: «Осенний бал», «Новогодний бал-маскарад»;

— КВН «Алло, мы ищем таланты», « А ну-ка, парни!», шоу «Дочки-матери»;

— деловые игры, педагогические сценки: «Весёлый этикет», «В гостях», «В театре», «В музее» и т.д.;

— ежегодный смотр строя и песни, посвящённый «Дню Защитника Отечества».

2. Воспитание эстетической культуры:

— рассказы, беседы, обсуждения, дискуссии о просмотренных спектаклях, фильмах, прочитанных книгах;

— организация выставок рисунков, поделок декоративно-прикладного искусства родителей и детей;

— музыкальные вечера, художественная самодеятельность, где дети и родители вместе поют, танцуют;

— ежегодное участие в городском фестивале « Новотроицкая весна»;

— совместные экскурсии в музеи, выставки, посещение художественных салонов.

3. Воспитание физической культуры и здорового образа жизни:

— туристические походы, «Дни здоровья» — один раз в месяц;

— экскурсии на природу;

— спортивные игры, например «Папа, мама, я – спортивная семья»;

— спортивные турниры, соревнования на открытом воздухе по футболу, пионерболу, лыжам, лёгкой атлетике и т.д.

4. Воспитание трудолюбия и профориентация:

— рассказы родителей о профессиях и людях этих профессий, условиях работы и требованиях к работникам данных профессий;

— беседы о выборе жизненного пути;

— экскурсии на производство, предприятие, фирму;

— встречи с представителями различных отраслей и профессий [15, с.46].

От способов организации воспитательного дела зависит результат взаимоотношения воспитателей и воспитанников.

1. Классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития студентов, их интересами, стремлениями. Выделяется классный час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.

2. Классное собрание — это форма организации коллективной жизни [5, с.87].

Собрание группы (классное собрание).

Цель: помочь в решении проблем, развивать у студентов способность решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.

На классном собрании нельзя:

— позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга;

— привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей;

— наказывать группу за поведение отдельных ребят.

Правила организации и проведения собрания:

— попытаться самим решить проблему;

— не оказывать друг на друга никакого давления — ни юридического, ни словесного;

— слушать друг друга, не перебивая.

Структура собрания:

1. представление обсуждаемой проблемы;

2. изложение информации по проблеме;

3. начало дискуссии;

4. предложение решения проблемы;

5. выбор решения;

6. обсуждение предполагаемого результата решения;

7. закрытие собрания.

Продолжительность собрания 45 минут.

Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.

Решаемые вопросы:

— выборы, перевыборы органов самоуправления;

— разрешение конфликтных ситуаций;

— создание правил группы для достижения желаемого этического поведения;

— налаживание дружеских взаимоотношений между студентами;

— разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.

3. Конкурс — это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.

4. Конференция — широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде собраний, занятий-конференций научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуждение. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада.

5. Клубы по интересам — объединение студентов постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.

6. Вечера — вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.

7. Викторина — познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.

8. Дискуссия — организация обмена мнениями между учащимися. Основным условие подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседания группы эксперте круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.

9. Праздники — массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части:

— торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов;

— концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы.

10. Экскурсии — выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников.

11. Игра — соревнование, состязание между студентами по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В практике широко используются игр интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.

12. Дискотека — англ., слово значит — собрание пластинок. «Диск» — по-французски «пластинка», греческое окончание «тека» — «ящик».

Формы организации дискотек самые разнообразные:

— дансинг — «танцуем без перерыва»;

— тематические;

— танцевальные;

— диско-театры [17, с.76].

Методика подготовки и проведения дискотек требует от организатора больших усилий по оснащению фонотеки необходимой аппаратурой, соответствующего оборудования и оформления зала.

Все рассмотренные направления, формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. Благодаря тесному сотрудничеству всех участников образовательного процесса в нашей школе нет ни одного учащегося, состоящего на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.

В приложении 1 представлены формы и методы работы классного руководителя с родительским комитетом.

1.4. Методика организации и проведения классного часа

В ряде школ для работы каждого классного коллектива в один из дней недели определено время, которое принято называть классным часом и проводить в различных формах: а) как классное ученическое собрание; б) как час классного руководителя (воспитательный час); в) как сочетание различных форм (ученическое собрание и собрание родителей, час классного руководителя и ученическое собрание).

Час классного руководителя и классное собрание имеют разные задачи, содержание, организационные формы и методы проведения, по-разному определяют роль, функции, позицию педагога и его взаимоотношения с детьми. Час классного руководителя представляет собой форму воспитательной работы педагогов с учащимися во внеурочное время. В отличие от классного ученического собрания, воспитательный час не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам жизни коллектива.

Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у детей системы отношений к окружающему миру. Выделяют следующие воспитательные функции классного часа: просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую (Н. Е. Щуркова) [23, с.39].

Методика организации классного часа предполагает определение его содержания, которое зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта.

Могут быть предложены различные темы классных часов, например человек и человеческие отношения, наука и познание, прекрасное в жизни, искусстве, человеке, вопросы государства и права, соблюдение гигиенических норм, половое воспитание, профориентация, психологическое просвещение, экономическое и экологическое воспитание и т. д.

Темы и содержание классных часов классный руководитель определяет, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы), выявит проблемы воспитания и отношений в коллективе. Педагог может привлечь детей и их родителей к определению наиболее важных тем для рассмотрения на часе классного руководителя.

Подготовка классного руководителя к воспитательному часу предполагает выполнение следующих действий:

1) определение темы классного часа, формулировка его цели исходя из задач воспитательной работы с коллективом;

2) тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач на основе требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие их возрастным особенностями, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);

3) составление плана подготовки и проведения классного часа;

4) привлечение школьников к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;

5) подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для откровенного, непринужденного разговора;

6) определение целесообразности участия в классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по теме классного часа;

7) определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа;

8)  выявление возможности по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей [10, с.93].

При подготовке и проведении классных часов используются различные приемы: а) рассказ, чтение газетных и журнальных материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий; б) лекции, проводимые приглашенными специалистами; в) анкетирование и анализ его результатов; в) беседы за круглым столом, обсуждение конкретных событий; г) знакомство с произведениями искусства, элементы художественно-творческой деятельности самих учащихся (когда в ходе классного часа поют, рисуют, сочиняют); д) обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением; е) «мозговой штурм», работа в творческих группах.

Практика показывает, что наиболее эффективны и интересны для детей приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности.

Воспитательный час можно провести и вне школы. Так, классный час, посвященный охране природы, лучше всего организовать в лесу, а проблему бережного отношения к книге целесообразно рассмотреть в библиотеке.

В зависимости от методики проведения классные часы подразделяют на три вида. К первому виду относятся классные часы, подготовка к которым требует от педагога широких познаний, жизненного и педагогического опыта. В ходе их проведения дети лишь привлекаются к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов и примеров. Таковы, например, классные часы на темы: «Что такое самообразование?», «Как развивать память?», «Об индивидуальности и индивидуализме» и др. Некоторые классные часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов – врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя – оказать им помощь в подготовке беседы или выступления.

Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Определение главных идей и содержания, как правило, принадлежит учителю, а пути и методы их воплощения педагог разрабатывает вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят отдельные фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая детей к обсуждению проблемы, объединяя выступления школьников и отдельных групп в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори добро ради добра» и др.

Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает микроколлективам составить творческие задания. При самостоятельной подготовке по группам ученики проявляют творческий подход, много выдумки, фантазии, между группами возникает дух соревнования. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог лишь иногда направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе групп.

Подчеркнем, что выбор вида классного часа зависит от темы, содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, а также педагогического мастерства и индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений со школьниками.

Особо следует выделить классные часы, на которых перед учащимися выступают приглашенные гости или родители. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь в том случае, когда удовлетворяют интересы детей и реализуют педагогические замыслы воспитателя. Подготавливая встречу, классный руководитель создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия и его идейной направленности, об особенностях классного коллектива, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог подготавливает к встрече и самих учащихся, вызывая у них интерес к предстоящему общению, рассказывая о достоинствах гостей. Он вместе с активом распределяет поручения между школьниками. Микроколлективы готовят сюрпризы для гостей, оформляют помещение, продумывают, как пригласить гостей, завершить встречу, проявить уважение и внимание к приглашенным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1988

  2. Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М., 1978. – 271 с.

  3. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: пособие по спецкурсу для студентов пед. Институтов. – М., 1984. – 271 с.

  4. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей ВУЗов, студентов и учителей. М.: Школьная Пресса, 2000. — 96 с.

  5. Воропаев Н.В. Развитие классного коллектива подростков сельской школы: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990.

  6. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы Содержание и методика деятельности. М.: Просвещение, 1983.

  7.  Ганелин Ш.И. Классный наставник и его воспитательная работа //Классный руководитель /Под ред. Л.Е, Равкина. Л.,2010.

  8. Гольдберг В.А. Особенности работы с классными руководителями в условиях формирования воспитательной системы школы (школа-лаборатория №1026 г. Москвы) // Классный руководитель. 2011. — №1. — С. 47-54.

  9. Дружинин И.Н. Заботы и радости классного руководителя. – М., 1978. – 262 с.

  10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.

  11. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980. – 117 с.

  12. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2012. – 256 с.

  13. Классный руководитель. 2010. — №3. -144 с.

  14. Настольная книга классного руководителя /Автор-составитель Л.Д. Гуткина. М.: Центр Педагогический поиск, 2000. — 143 с.

  15. Невинчанюк Ю, Сухорукое С. Сотворчество и проблемы классного руководителя// Директор школы. 2000. — №1. — С. 65-73.

  16. Павленко В.Г. Оптимизация системы повышения квалификации классных руководителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 1986 г.

  17. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигмы субъективности. Ростов н/Д, 1996. -512 е.

  18. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов. – М., 2010. Кн. 2. Процесс воспитания. – 340 с.

  19. Работа классного руководителя по формированию коллектива учащихся /Н.П. Аникеева, Г.В. Винникова, Н С. Коган и др. Новосибирск, 2009.

  20. Рожков М.И. и др. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2011. – 256 с.

  21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф, Мищенко А.И. и др.: Учеб. пособие для учителей и студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2011. — 512с.

  22. Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2013. – № 7.

  23. Тимофеева И. Школьный консилиум // Воспитание школьников. – 2012. – № 2.

  24. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990. – 287 с.

  25. Шумакова И.Л. настольная книга классного руководителя// Классный руководитель. 2010. — №1. — С. 40 — 83.

21

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тева фезам таблетки от чего помогает инструкция по применению взрослым
  • Микроволновая печь встраиваемая midea tg925b8d wh инструкция
  • Хассас от аллергии инструкция по применению цена
  • Неосмектин инструкция по применению для детей инструкция по применению
  • Стиральная машина haier hw60 bp10929a инструкция по применению