Классное руководство в педагогическом колледже

Актуальные направления содержания профессионального взаимодействия

«классный руководитель — преподаватели-предметники» в педагогическом колледже

        «Классный руководитель» — вдумайтесь в эти слова. Он не только руководит классом, он еще сам классный! Пусть не в самом литературном, но замечательном переносном значении этого слова. Классный – то есть хороший, отличный, первоклассный! Так вот, хороший классный руководитель понимает степень значения взаимодействия с учителями-предметниками, работающими с его ребятами. Тут уместно вспомнить бессмертные слова из басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет,

на лад их дело не пойдет…»

        Остановимся подробнее на направлениях взаимодействия классного руководителя с преподавателями — предметниками. И уточним, что к таковым  причисляются все педагоги, работающие в колледже.

1.Взаимодействуя с преподавателями — предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы со студентами и коллективом.

2. Классный руководитель систематически информирует преподавателей о динамике развития студента, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье.

Мы — педагоги привычно уважаем свои предметы и себя как специалистов, предъявляем справедливые требования к студентам, ждем от них качественных знаний, результатов. А классные руководители знают, как важно в нужный момент рассказать педагогу, что у ребенка серьезное заболевание, скромные общие способности, иногда горе в семье. И напомнить, что единственная тройка в зачетке кого-то лишает части завтраков, попросить педагога еще об одном шансе для своего студента — шансе отчитаться. Или наоборот подсказать преподавателю, что студент играет на его человеческих чувствах.

3. При необходимости классный руководитель регулирует отношения преподавателей — предметников и родителей.

4. Классный руководитель привлекает преподавателей -предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных студентами на уроке, во внеучебной деятельности.

В нашей предметно-цикловой комиссии психолого-педагогических дисциплин не все педагоги являются классными руководителями, но все они проводят разнообразную внеаудиторную работу по расширению кругозора студентов и популяризации психолого-педагогических знаний. А классные руководители нашей ПЦК, конечно, стараются привлекать к мероприятиям в качестве участников или гостей студентов своих групп. Знаний, формируемых в рамках небольшого количества часов, отведенных на преподавание педагогики и психологии, студентам не хватает. Поэтому мы стараемся раздвигать интеллектуальные горизонты в ходе проведения предметных недель.

5. Классный руководитель привлекает преподавателей к подготовке и проведению собраний с родителями.

6. Классный руководитель может стать инициатором педагогического консилиума с преподавателями- предметниками. Здесь педагоги анализируют результаты наблюдений за студентом, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе со студентом.

7. Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег со студентами, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление преподавателей оказать педагогическую поддержку студенту, установить сотруднические отношения с родителями.

В то же время классный классный руководитель  заинтересованно принимает предложения учителей,  реагирует на замечания, проблемы, поставленные преподавателями-предметниками и, безусловно, ценит и любит свою группу в целом и каждого студента в отдельности.

Особенности организации работы классного руководителя

в группах СПО

ГБПОУ МО
«Дмитровский техникум» классный руководитель Давиденко П.Ф. 

Институт классного руководства сложился очень давно,
практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти
педагоги назывались классными наставниками и классными дамами. Они были обязаны
вникать во все жизненные события вверенных им ученических коллективов, следить
за взаимоотношениями в них, формировать доброжелательные отношения между
детьми. Педагогу надлежало служить примером во всем, даже его внешний вид был
образцом для подражания. В разное время педагогическая наука дает различные
трактовки понятия «воспитание». Однако, на мой взгляд, наиболее верным и
доступным является понятие, предложенное Х. И. Лийметсом: «Воспитание – это
целенаправленное управление процессом развития личности».

Классный руководитель – ближайший и непосредственный
воспитатель и наставник в СПО. Он организует и направляет воспитательный
процесс в группе, объединяет воспитательные усилия родителей и общества. В
деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательная,
организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о
всестороннем развитии студентов, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о
повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в группе.

Основное в деятельности классного руководителя – воспитание
студентов и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания
стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.

Классный руководитель отвечает за содержание
воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического
демократического воспитания и активность участия в нём студентов. Для этого
необходима диагностика, достаточно полная осведомленность классного
руководителя об участии студента в различных видах деятельности, его отношениях
в группе, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и
интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе информации, получаемой от
самих студентов, от непосредственных организаторов их жизни, классный
руководитель контролирует состояние воспитательных отношений, дает советы,
вносит педагогические коррективы в течение жизни.

Работа классного руководителя – целенаправленная,
системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания
всего техникума, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных
тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с
учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом техникума.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с
обучающимися своей группы. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного
студента, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и
стимулирования познавательных интересов; через разнообразные методы и формы
индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда,
творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе
самоуправления.

К важнейшим функциям классного руководителя
относятся: развитие познавательных интересов и способностей студентов, забота
об охране здоровья.

Классный руководитель организует своевременную
помощь отстающим студентам, их работу в общественно-полезном труде, в важнейших
общетехникумовских мероприятиях. Он также взаимодействует со студентами на
основе уважения, взаимопонимания. 

Классный руководитель – член педагогического
коллектива. Организаторскую и воспитательную работы он проводит не в одиночку,
а под руководством директора техникума, его заместителей, в тесном контакте с
другими преподавателями. В процессе воспитания классный руководитель доходит до
каждого студента. В любой группе, в том числе, в самой организованной и
дисциплинированной, нужна повседневная воспитательная работа, направленная на
формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных.

Среди основных качеств личности классного
руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как
коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти
качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими
классному руководителю. Ведь он воспитывает студентов не только словом, но и
личными примерами, своим поведением. Немаловажное значение для классного
руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией,
гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим студентам.

Успех работы классного руководителя зависит и от
наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением
ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, умело убедить, привлечь к
себе.

К основным качествам, необходимым классному руководителю,
следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость,
наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность.
Его почетное дело – непосредственное воспитание молодежи, формирование
жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно здорового поколения.

Классный руководитель ставит и осуществляет единые
воспитательные задачи. Так, он стремится приучить студентов к трудолюбию,
организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач
могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей студентов.

Одних нужно вовремя поощрить, других – умело
наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне
их изучить. Классному руководителю надо хорошо знать своих студентов, понимать
их, уметь организовать полезную учебнообщественную деятельность с учётом их
индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание студентов поможет
уладить недостатки в поведении. Эффективность и качество воспитательной деятельности
классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению
их квалификации. Для того, чтобы хорошо воспитывать, им самим надо быть хорошо
воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои
знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации
классного руководителя является самообразование. Систематическая работа по
повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам
педагогического мастерства.

Основные функции классного руководителя определяются
необходимостью создания условий существования студентов в техникуме для его
успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию
личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.

В качестве важнейших функций (от лат. function –
исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие:
когнитивно-диагностические, организаторско-стимулирующие,
объединительно-сплачивающие, координирующие и личностно-развивающие.

а) Классному руководителю необходимо знать состояние
здоровья студентов и физического развития, проявляемые склонности, способности
и интересы, отношение к учёбе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно
доводить до сведения работающих в группе преподавателей с тем, чтобы они
соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной
деятельности.

б) Организаторско-стимулирующая функция
обуславливается тем, что участие студентов во внеклассной работе является
добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким
регламентированием деятельности студентов. Главное здесь, умение классного
руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала
студентов высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным
поиском новых подходов к её проведению. Даже самые традиционные виды работы
(классные часы) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие
красочные формы.

в) Объединительно-сплачивающая функция вытекает из
того, что действенным фактором воспитания является сплочение студентов,
здоровый психологический микроклимат в группе, товарищеское общение, забота
друг о друге. Необходимо предотвращать появление группировок с негативной
направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности
студентов.

г) Координирующая функция обусловлена координацией
деятельности студентов и осуществления единого подхода к ним. Подобную работу
необходимо проводить также с родителями студентов и привлекать их к совместной
воспитательной работе.

д) Личностно-развивающая функция. Её осуществление
требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического
влияния на развитие личностных качеств студентов: стимулирование их
потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности,
нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и
задатков. Осуществление указанных функций связано с выполнением классным
руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. В круг этих
обязанностей входит тесное сотрудничество с другими преподавателями, оказание
своевременной помощи студентам в учёбе, проведение мероприятий, содействующих
укреплению здоровья студентов, организация общественно-полезного труда, ведение
установленной документации, представление руководству техникума сведений об
успеваемости, посещаемости и поведении студентов.

Изучение студентов классным руководителем проводится
с помощью различных методов. Важнейшими из них являются следующие: повседневное
наблюдение за деятельностью и поведением студентов в процессе учебных занятий и
внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещение
их на квартирах, в общежитии, на дому.

Сущность этих методов заключается в том, чтобы
наблюдая за студентами в различных условиях учебной и внеклассной работы,
выявлять особенности их отношения к выполнению своих обязанностей, черты
характера, культуры поведения. Например, когда наблюдая за тем или иным из
студентов, классный руководитель замечает, что на уроках он не может
сдерживаться и ведёт себя неспокойно, логично сделать вывод о недостаточной его
дисциплинированности. Если на какого-нибудь студента преподаватели жалуются,
что он совсем не выполняет домашние задания, нужно предполагать, что он требует
постоянного внимания и помощи. Подобные наблюдения и фактический материал
классный руководитель должен накапливать не только по учебной деятельности
студентов, но и по их нравственным проявлениям, отношению к
общественно-полезной деятельности, состоянию здоровья, поведению в свободное
время.

Индивидуальные, групповые беседы. С их помощью классный
руководитель имеет возможность узнать, как относится студент к учебным
занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности
испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах студенты
рассказывают о своих успехах и неудачах, характере отношений с однокурсниками.
Изучение результатов деятельности студентов. В техникуме проводятся различные
конкурсы, викторины, олимпиады, выставки, соревнования. Студенты проявляют творческие
способности.

Классный руководитель нередко даёт им различные
поручения. В итоге обнаруживается, что некоторые студенты с увлечением
выжигают, вяжут, шьют, поют, танцуют, читают техническую литературу, третьи с
увлечением изучают устройство автомобиля, четвёртые играют с удовольствием на
духовых инструментах. По результатам этой разнообразной деятельности классный
руководитель может судить не только об увлечениях, но и склонностях и
способностях студентов, делать прогнозы из развития, устанавливать контакты с
преподавателями и родителями по этим вопросам, чтобы они учитывали всё это в
своей работе.

Так, сущность естественного эксперимента состоит в том,
что студенты включаются в какую-нибудь деятельность, и классный руководитель
наблюдает за их поведением не в искусственно созданных условиях, а в процессе
обычной работы и, таким образом, изучает их особенности. Например, группе
поручается закончить начатую ранее уборку закреплённой за ней территории. Но
поскольку работы там немного, классный руководитель, предлагает принять участие
в ней тем, кто пожелает сам. И вдруг обнаруживается, что некоторые из
студентов, которых обычно хвалят за хорошую учёбу и общественную активность, не
изъявляют желание принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель
делает вывод, что с этими студентами необходимо усилить работу по воспитанию у
них трудолюбия. В качестве подобных «естественных ситуаций» при изучении
студентов могут выступать обсуждение на собрании плохих поступков отдельных
студентов, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к товарищу.
Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их
нет.

Для практической работы классного руководителя
больше всего подходят следующие методы воспитания:

                     
методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды,
представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией
(внушение, призывы, убеждения);

                     
методы упражнений (приручений), с помощью которых организуется
деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды
заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений,
требований, создание ситуаций успеха);

                     
методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка
поступков, стимулирование деятельности (критика, поощрения, замечания,
наказания, ситуация доверия, контроля).

Следующей ступенью профессионального роста классного
руководителя является мастерство. Педагогическое мастерство как качественная
характеристика учебновоспитательной деятельности классного руководителя есть не
что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и
воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и
приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему
обеспечивается высокая эффективность учебновоспитательного процесса. А.С.Макаренко
подчёркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.

Особое место в деятельности классного руководителя
занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения
педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные
моральные, нравственные и этические проблемы. К выбору форм работы классный
руководитель подходит творчески. Планируемые им формы, различного содержания
«классные часы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный
процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании студентов, помочь дать
оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить
принципиальное отношение к чуждому, вредному. Так, при подготовке к проведению
открытого классного часа, посвященному одной из самых актуальных тем –
экологии, в процессе совместной практической деятельности между студентами
установились деловые отношения, формировалась ответственность за порученное
дело, раскрывались способности каждого, а главное – крепло товарищеское
сплочение, рождался дух коллективизма. Эта работа потребовала распределения
обязанностей, поиска необходимых материалов. Одни оформляли книжную выставку
«Окно в природу», другие думали о музыкальном сопровождении, а для этого
требовалось найти мелодии нужных песен, третьи готовили высказывания известных
людей о природе, четвёртые искали материал для докладов об экологических
проблемах, пятые подбирали стихи, соответствующие теме. Думали также о том,
кого пригласить на классный час в качестве гостей.

Организация таких интересных практических дел
студентов создает основу для накопления положительных традиций в группе, что в
свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию.

Каковы же основные направления в
работе классного руководителя?

1.                  
Изучение студентов группы: получение демографических,
медицинских, психологических и педагогических данных.

2.                  
Постановка воспитательных задач общих для группы или отдельных
студентов.

3.                  
Планирование воспитательной работы – составление плана для работы
со студентами, преподавателями, родителями, содержащего перечень задач и дел по
их решению.

4.                  
Организация, проведение и корректировка различных видов
деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом:
проведение классных часов, вечеров, родительских собраний.

5.                  
Организация работы с родителями студентов: систематическое
информирование об успеваемости, поведении студентов.

6.                  
Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и
другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.

Современный классный руководитель – тонкий психолог и
умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он
легко входит в контакт с преподавателями и студентами, умело организует
совместную деятельность в техникуме и вне его, обладает искусством прямо и
косвенно управлять мыслями, чувствами и волей студентов. Он исследователь и
организатор, общественник, увлечённый спортом, техникой или искусством. Всё
богатство своей души он с готовностью дарит студентам. Для получения
объективных данных об интеллекте, характере, здоровье и других свойствах
студента классный руководитель выполняет следующие основные требования: изучает
студента в естественной обстановке, в единстве с условиями его жизнедеятельности;
постоянно учитывает индивидуальные и возрастные изменения: изучает студента
целостно, во всех его проявлениях: изучая, воспитывает – воспитывая, изучает.
Для выявления взглядов, убеждений и идеалов студентов большое значение имеют их
ответы, высказывания на уроках, а также классных часах, диспутах.

Весьма ценной формой обобщения результатов изучения
студентов являются «Педагогические консилиумы» — совещания преподавателей
группы, проводимые под руководством классного руководителя. На них обсуждается
характеристика группы и отдельных студентов, коллективно выявляются причины
отставания в учёбе или недостатков в поведении тех или иных студентов и намечаются
меры индивидуального подхода к ним. Успешное воспитание студентов немыслимо без
сплочённого, педагогически управляемого коллектива, каким является группа.
Коллектив, как живой общественный организм, рождается, развивается, живёт. В
создании, сплочении и всей жизнедеятельности группы главная роль принадлежит
классному руководителю. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение
студентов он начинает с организации их деятельности.

Коллектив сплачивается в процессе совместной
деятельности и общения. Наиболее интенсивно он созревает в творческой,
проблемной деятельности, когда студенты не просто выполняют то или иное
задание, а совместно решают сложные, но посильные задачи.

Классный руководитель организует общение студентов в
различных формах, содействует их взаимной заинтересованности и духовному
взаимообогащению. Это достигается путём поощрения сотрудничества студентов при
выполнении общих дел, стимулирования добровольной взаимопомощи в учениях,
поощрения дружбы. Вместе с тем, опираясь на коллективное мнение, классный
руководитель предупреждает и пресекает появление кличек, сплетен, нездоровых
группировок.

Специфический характер имеет работа классного
руководителя по повышению успеваемости студентов. Прежде всего, классный
руководитель использует коллектив группы для повышения требований к студентам
по вопросам учёбы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания,
на которых анализируется состояние учебной работы в группе, заслушиваются
отчёты отдельных студентов о выполнении ими правил поведения. Значительное
место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об
обязанностях студентов в учении, о культуре умственного труда, а также контроль
за выполнением их домашних заданий. Задача классного руководителя – вовремя заметить
отставание студента в учении, выяснить причины и оказать ему действенную
помощь.

Ответственный участок деятельности классного
руководителя – нравственное и трудовое воспитание. С помощью различных
внеклассных мероприятий (бесед, лекций, докладов, вечеров) он знакомит
студентов с современной жизнью страны, проводит диспуты на моральные темы,
литературно-художественные вечера. Так, в феврале прошел урок нравственности в
музее «За право носить имя героя», где состоялась встреча с ветеранами войны. Нетрудно
представить, насколько важны впечатления от этих встреч с людьми, своими
глазами видевших поля сражений, принимавших участие в захоронении близких
товарищей. Велика роль ветеранов ВОВ в духовно-нравственном воспитании
подрастающего поколения. Их рассказы о подвигах боевых друзей дают студентам
вдохновение, повышают общий культурный уровень.

Проводя воспитательную работу со студентами,
классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с преподавателями с
целью установления единых требований к студентам и повышения качества
учебно-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется эта работа?

Одной из таких форм является посещение классным
руководителем уроков, проводимых преподавателями в его группе. В процессе
посещения занятий он наблюдает за работой студентов, их дисциплиной,
анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим
классный руководитель изучает вопрос о накоплении оценок и использовании их
стимулирующей роли в учении, о дозировке объёма домашних заданий. Классный
руководитель изучает учебные трудности и совместно с родителями и
преподавателями и активом группы устраняет их. Одни студенты нуждаются в
дополнительных занятиях, другие в усиленном контроле, третьи в повышенном
внимании и даже лечении, четвёртых надо учить приёмам умственной работы. Важной
проблемой в работе классного руководителя с преподавателями является
организация помощи слабоуспевающим студентам, так как он, находясь в постоянных
контактах со студентами, может подсказать причины снижения качества знаний того
или иного студента и попросить преподавателя учесть их в своей работе.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы
работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи
систематической и научно обоснованной, органично включается в общую
педагогическую деятельность классного руководителя. Работа с родителями требует
умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического
такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. Неоценимое значение
имеют личные контакты классного руководителя с родителями. Классный
руководитель информирует родителей об успехах студента, акцентируя внимание на
положительном, говорит о трудностях и неудачах, стараясь выяснить причины и
мотивы ослабления в учёбе, совместно определяют методы педагогической помощи.
Обязанность классного руководителя осуществлять педагогическое просвещение
родителей, в особенности с учётом специфического подхода к студентам различных
возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными
особенностями воспитания и развития тех студентов, с которыми работает классный
руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить
эти особенности в процессе семейного воспитания. Таким образом, эффективное
выполнение классным руководителем своих функций, активное использование форм
работы и чёткое планирование даёт возможность включения всех студентов в
целостный учебно-воспитательный процесс.

Только классный руководитель в полном
объёме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование
растущей личности, развитие его мировоззрения и нравственно-эстетической
культуры. Именно на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое
призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме
него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе,
величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том,
что Учитель – это, действительно, звучит гордо! Я хочу сказать, что
студенческие годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются
потом не только интересными уроками лучших преподавателей. В памяти всплывают
увлекательные экскурсии и походы, вечера, яркие доклады, не забываются и
задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную
минуту. Многие студенты и после окончания техникума не порывают связи со своими
любимыми классными руководителями.

Список используемой литературы:

1.     
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных
заведений [Текст] /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- 3- е
изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.

2.     
Савва, Л.И.
Педагогика в образно-логическом изложении: учебное пособие [Текст]/Л.И. Савва,
Сайгушев Н.Я., О.А. Веденеева. – Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015.
– 129с.

3.     
Формы
воспитательной работы классного руководителя [Текст] / Под ред.

Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов.-
М.: Школьная пресса, 2006.
 

4.     
Шилова, М.И.
Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное
пособие. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /М.И. Шилова.- Красноярск: РИО КГПУ,
2007

5.     
Ястребова, А.П.
Программа воспитательной деятельности классного руководителя [Текст]// Классный
руководитель. -2001.- №6.
 6. http://nsportal.ru/

7.       
http://festival.1september.ru/  

8.       
http://www.menobr.ru/  

9.       
https://www.gelschool3.ru/public/13.doc

10.    http://www.art-gzhel.ru/download/932f5d7fug2jz2f.do

Истинные преподаватели — это те, которые живут, работают, борются и успевают, веря в идеальные ценности своей работы. Под влиянием любви и симпатии они забывают самих себя и живут ради детей, счастливые души которых вверены их любящим рукам. И в каждом уроке, в каждом слове, в каждом взгляде они выражают то свое воодушевление идеалом, которое придает смысл их трудному призванию.

Мы все родом из детства, юношества, а значит и из студенчества. Вспоминая это, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в студенческие годы. Добрая память остается о том преподавателе, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель учебной группы. Он действительно ближе всех стоит к учащемуся в педагогическом коллективе колледжа. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с однокурсниками, преподавателями-предметниками, организация досуга учащихся и многое другое являются сферами заботы классного руководителя колледжа. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития учащегося, становления его мировоззрения.

Те, кто сегодня работает в средних профессиональных учебных заведениях, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие жизни в группе надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители.

Сфера формирования учебной группы — это, прежде всего, мир активного межличностного взаимообмена, коммуникации, где каждый учащийся обладает не только своим «пространством общения», но и четко обозначенным полем притяжения и отталкивания. Какую роль играют в нем социально-личностные и характерологические свойства классного руководителя, едва ли не главного действующего лица из тех, кому общество вверяет духовное, нравственное, эстетическое, физическое развитие молодого поколения? На это мы решили обратить внимание и выяснить мнение, как преподавателей, так и учащихся колледжа.

Какие же черты должны быть присущи классному руководителю как профессионалу, способствующему успешной социализации молодежи в стенах нашего колледжа (особенно, когда у некоторой части уже отбито всяческое желание контактировать с классными руководителями за годы обучения в школе!). Но прежде чем обратиться к научной формулировке этих черт, можно провести в коллективе анкету:

1.                  Каким должен быть классный руководитель?

2.                  Какие требования сейчас предъявляются временем и обществом к современному классному руководителю?

3.                  Чего вам не хватает, чтобы стать «эффективным» классным руководителем?

4.                  Кого из коллег вы могли бы назвать успешным классным руководителем и почему?

5.                  Как выглядит «неэффективный» классный руководитель?

6.                  С чем нужно бороться нашим классным руководителям, чтобы учащиеся ощущали себя рядом с ним «комфортно»?

Классный руководитель по мнению наших преподавателей должен быть «умным, добрым, исполнительным, грамотным, творческим, воспитанным, коммуникабельным, авторитетным для коллег и учащихся, знающий свое дело в совершенстве, ответственным, гуманным, честным, всесторонне развитой личностью, хорошим психологом».

Среди требований, предъявляемых временем и обществом, названы «мобильность и универсальность, профессионализм, гибкость мышления, стремление к постоянному обновлению, принципиальность, ответственность, работоспособность, энергичность, всесторонняя развитость, умение использовать новые технологии, учитывать передовой опыт новаторов».

Чтобы стать эффективным классным руководителем нашим педагогам не хватает исполнительской дисциплины, настойчивости, решительности, опыта, профессиональных знаний, «сдержанности, когда сталкиваются с негативными поступками учащихся», систематичности, последовательности в жизни и работе.

В числе успешных классных руководителей могут быть названы десятки классных руководителей, которые, по словам преподавателей отдаются делу полностью, целиком, не считаясь со временем, знают «чем дышит и живет» каждый учащийся группы.

Черты «неэффективного» классного руководителя определены следующим образом: «необязательность, ленивость, нет системы в работе, несдержанность, неуважение к учащимся, отсутствие творческого подхода, грубость, черствость, незаинтересованность в результатах труда, отсутствие контакта с учащимися и, соответственно, отдачи от них, некомпетентность, работа по — старинке, те кто рассматривает классное руководство как наказание».

И, наконец, бороться классным руководителям необходимо «с утратой ощущения чувства молодости души, с авторитарным отношением к учащимся, занудством и педантичностью, эгоизмом, проявлением эмоций, самовлюбленностью, с предвзятым мнением, стараться понимать учащихся с точки зрения настоящего времени, их горести и радости, жить интересами детей».

Мнение учащихся. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1.                  Каким должен быть классный руководитель?

2.                  Чего не хватает вашему классному руководителю, чтобы стать лучше?

3.                  Кого вы считаете «успешным классным руководителем»?

4.                  Как выглядит «неэффективный» классный руководитель и есть ли такие в нашем колледже?

5.                  Что для вас значит ваша группа?

В первую очередь наши учащиеся хотят видеть классного руководителя умным, понимающим, добрым, отзывчивым, сдержанным, вежливым, спокойным, честным, активным, умеющим понять и помочь, справедливым, не выделяющим любимчиков, в меру строгим, внимательным, собранным. Было и такое мнение, что если колледж это второй дом, то и классный руководитель должен быть второй матерью.

А вот что считает по этому поводу педагогическая наука. Подлинные профессионалы своего дела культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с учащимися, искренне симпатизируя им и тонко воспринимая их непосредственные нужды. При любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах они владеют ситуацией, умея с помощью юмора, добродушной шутки разрядить обстановку, грозящую неприятными последствиями. Профессиональный классный руководитель всегда последователен в своих требованиях, справедлив, относится к учащимся уважительно и ровно.

Для классного руководителя всегда важна внутренняя психологическая сторона дела, вначале он пытается понять точку зрения учащегося, а затем уже действовать на основе этого понимания, группа и ее реакция является для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации, он доверяет учащемся и считает их способными решать — причем вполне адекватно — свои жизненные проблемы, ожидает от них проявления дружелюбия, а не враждебности, учащийся для него всегда личность, обладающая достоинством. Т. е. классный руководитель должен воспринимать группу и их поведение исходя из общей благожелательной установки. Классным руководителем учащиеся должны оцениваться скорее как способные, чем неспособные, дружелюбные, чем недружелюбные, достойные уважения, чем не заслуживающие его, более склонные сотрудничать, чем «ставить палки в колеса», и наконец, он видит в учащихся людей, на которых можно положиться.

Установлено, что «хорошими» считаются классные руководители, обладающие эмоциональной стабильностью, личной зрелостью и социальной ответственностью. Поэтому выделяют следующие личностные качества, необходимые для эффективной работы:

1.                  стремление к максимальной гибкости

2.                  способность понимать чувства других, готовность сочувственно откликнуться на их непосредственные нужды

3.                  умение придать личностную окраску воспитанию группы

4.                  установка на создание позитивных стимулов для само восприятия учащихся

5.                  владение стилем неформального, теплого общения с учащимися

6.                  эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Колледжу в буквальном смысле противопоказаны равнодушные и — на что особенно важно обратить внимание — язвительные преподаватели, склонные к насмешкам над другими людьми, нарушающие чувство безопасности у учащихся в группе. Они не только не способствуют процессу усвоения знаний учащимися, но, напротив, вызывают резко негативный эффект с точки зрения объема и качества приобретаемых знаний. Такие педагоги подрывают потенциальное желание учиться т. е. мотивацию учащихся, сковывают их творческие силы и возможности, отрицательно влияют на самоуважение учащихся. При большом числе таких классных руководителей с подобной личностной направленностью в педагогическом коллективе колледж едва ли может успешно выполнять свою миссию формирования морально полноценной, духовно развитой личности.

Таким образом, коллективный портрет «эффективных классных руководителей» выглядит следующим образом: это исключительно позитивно настроенные, энергичные люди, с гораздо большим запасом энтузиазма в работе, чем у коллег в среднем. Ответственное отношение к работе с группой сочетается у таких педагогов с верой в способности своих учащихся. Безусловно позитивное отношение ко всем учащимся генерирует познавательный процесс у молодежи, а это, в свою очередь, служит необходимым психологическим подкреплением для педагогов. «Этот цикл повышенных ожиданий, достигнутого успеха, вознаграждения и дальнейшей мотивации выступает как ключевой фактор, удерживающий высококвалифицированных преподавателей в колледже».

Совершенно очевидно, что определенные внутренние присущие личности особенности и органические черты характера могут давать явное преимущество некоторым преподавателям по сравнению с другими, однако в рамках профессии педагога большинство людей могут научиться «действовать эффективно». Важнейшим показателем высококвалифицированной педагогической работы остается стремление или желание быть хорошим преподавателем. В конечном счете, профессиональный успех предопределяется самой личностью.

«Эффективные классные руководители» есть в каждом учебном заведении. Именно они живут, работают, борются и успевают, вкладывая в каждого учащегося частичку своей души. К таким классным руководителям приходят еще «трудные», не поддающиеся на контакт учащиеся, которые, как правило, поступили в колледж не по своей инициативе. Благодаря благоприятному климату, который создан в группе этими классными руководителями, выпускаются целеустремленные, уверенные в себе, уже «взрослые люди».

Есть и молодые преподаватели, которые часто ошибаются, но учатся на своих ошибках, их любят учащиеся и пытаются быть на них похожими, их боятся и обожают одновременно, но в итоге вместе они добиваются конечной цели — это создание одного единого коллектива.

В конце учебного года мы в качестве рефлексии попросили учащихся своих групп продолжить высказывание: «Чтобы я сделал, если бы был классным руководителем». Они довольно серьезно отнеслись к предложенному вопросу, высказали много интересных идей, которые будут непременно в плане воспитательной работы на следующий год, некоторые даже написали, что отказались бы, так как это очень трудно, работать с современной молодежью, то есть они понимают, как непросто быть воспитателем.

Таким образом классным руководителям необходимо Разумно сочетать роль воспитателя с естественным стремлением учащихся к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность учащихся, не командовать, а сотрудничать с ними.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. — М.: Академия: Раритет, 1997. — 702 с.
  2. Винниченко Н. Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учеб.-метод. пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, учащийся, руководитель, группа, колледж, преподаватель, классное руководство, работа, развитая личность, учебная группа.

Обновлено: 23.04.2023

Обзор современных проблем организации классного руководства в системе средних профессиональных образовательных организаций. Приоритетные задачи, направления и принципы деятельности классного руководителя колледжа по профессиональному воспитанию студентов.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 11.11.2018
Размер файла 9,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблемы и опыт деятельности классного руководителя в системе среднего профессионального образования

Специфика работы в системе среднего профессионального образования схожа со школьной системой, хотя есть и незначительные отличия. Для педагога всегда на первом месте образование учащихся, их воспитание и становление личности. Замечено, что когда ученики приходят в среднюю школу после начальной, то многие теряются, не знают как себя вести с таким большим количеством учителей, с такими разными людьми, с таким огромным разнообразным учебным материалом и уменьшением контроля со стороны учителей за ними. Конечно, в начальной школе всего один учитель, а здесь сразу столько много. Но есть классный руководитель и вот именно он становится тем центром духовного развития учащихся, тем маяком, который укажет куда идти, как поступить. И в тоже время действительно больше свободы, больше самостоятельности. Так оно и должно быть. Меняется специфика, взгляд на ученика со стороны учителя: ты в средней школе, ты повзрослел, значит должен уметь вести себя правильно, грамотно, ответственно. Когда учащиеся становятся студентами, то процесс привыкания к новому месту учебы, к новой ступени образования, повторяется снова. И опять по кругу. Сегодняшние первокурсники, которые еще вчера всего боялись и выглядели испуганными, уже освоились в стенах колледжа и начали себя проявлять в хороших начинаниях. В их поведении, характере уже чувствуется стержень и самоуважение к себе: они студенты колледжа, и это накладывает на них огромную ответственность, сознание того, что за тебя никто ничего не сделает, это должен делать только ты. Это конечно поднимает их в собственных глазах и вызывает уважение к себе, ибо знать, что ты кому-то нужен, что ты учишься в колледже, многого стоит [3, с. 571].

Чтобы лучше узнать студентов классному руководителю приходится просмотреть их личные дела, посетить местожительство некоторых студентов в общежитии, прийти к ним на занятия, встретиться после занятий, установить связь с родителями, провести родительские собрания. И конечно, основной формой общения со студентами были и остаются классные часы [2, с. 119].

Данная идея для нас преподавателей очень удачная, для студентов — явно не очень. Они считают классные часы только тем мероприятием, которое отнимает у них их драгоценное время. Однако это не так. Ведь именно в это время и происходит узнавание и закрепление чего-то нового и важного для них. Воспитание очень тонкая вещь.

Конечно, мне хочется верить в то, что это просто юношеский максимализм, студенческая безнаказанность, что в их душах, делах, поступках все же наблюдается определенная ответственность, что, кстати, отмечают все преподаватели, которые ведут у них дисциплины.

На предложенных классных часах я постаралась провести несколько тестов по выявлению характеров студентов, сплоченности их как коллектива. Им было интересно отвечать на вопросы тестов и затем слушать обобщенную информацию о себе. Кто-то в очередной раз убедился в том, что он — холерик, меланхолик, флегматик или сангвиник, экстраверт или интроверт (общительный или застенчивый). Сплоченность коллектива определялась как хорошая. Разбирались и вспоминались ситуации, связанные с этикетом и поведением в общественных местах. Разговаривали и о патриотическом воспитании, об их желании служить в армии.

Обязательно нужно говорить ребятам об их социальном и общественном предназначении, об их роли в настоящем и будущем страны, о престиже выбранной профессии. Это, знаете ли, поддерживает их или даже подстегивает, накладывает на их личное восприятие жизни определенные обязанности.

Несмотря на то, что у старшеклассников имеют место различные виды самоопределения (ролевое, профессиональное, самоопределение в семейно-бытовой сфере, социальное и др.), личностное самоопределение задает личностно ценную ориентацию на приобретение конкретного места в системе социальных связей, т.е. задает социальное самоопределение [1, с. 189]. На базе социального самоопределения формируются требования к конкретной профессиональной сфере, осуществляется (безусловно, и под воздействием множества иных условий) профессиональное самоопределение [1, с. 193].

И еще один аспект хотелось бы отметить: об их роли в будущей семье. Какими должны быть мужья и отцы своих будущих детей, об их ответственности за будущее потомство, за их воспитание и содержание.

На последнем классном часе состоялась беседа о проблемах СПИДа и ВИЧ — инфекции. Это очень болезненная и моральная тема. Конечно, было отпущено несколько шуточек по этому поводу, однако посмеялись и затихли, как-то по- взрослому блеснули глаза.

Межличностные отношения в группе играют очень важную роль. Спокойствие, ровное отношения студентов между собой, способствует повышению доверия между ними, повышает творческую самоотдачу и стимулирует многих к повышению уровня и качества образования, способствует уверенности в правильности выбранной будущей профессии.

Классные часы с приглашением специалистов из правоохранительных органов, из наркодеспансера, из поликлиники, беседы классного руководителя со студентами, во многом способствуют тому, что уменьшается количество правонарушений среди студентов, поскольку им объясняют их обязанности и права, знакомят с новыми приказами и постановлениями, объясняют вред применения наркотиков, табака и алкоголя. Показ специальных фильмов наглядно показывает им как надо и как не надо себя вести в определенных жизненных ситуациях. И если студенты имеют голову на плечах, имеют твердые жизненные позиции по отношению к определенным ситуациям, то они постараются не совершать подобных злодеяний, поскольку имеют хорошие примеры из жизни, кино и литературы.

Духовно-нравственное воспитание и народные традиции являются неотъемлемой частью воспитания в целом, ибо это одна из главных тенденций воспитания человека в целом. Ибо только гармонично развитая личность способна помнить свое прошлое, жить настоящим и задумываться о будущем, будь то профессия или дети. Все это говорит о любви к другим национальностям, говорит о любви к своей Родине, к ее незабываемым традициям.

Воспитание подрастающего поколения в духе любви к отчизне, подготовка его к жизни в самом широком смысле — одна из важнейших задач нашего современного общества.

А вообще методов организации воспитательной работы в студенческой группе очень много и все зависит от преподавателя, студентов и обстоятельств.

Но главную суть этого процесса хотелось бы, чтобы придерживались все: воспитать гармонично развитую личность, придерживающуюся основных человеческих ценностей и нравственных принципов, которые приняты в нашем обществе и испокон веков передаются из поколения в поколение.

Мотивационная сфера личности многогранна. Определяющей в ней является мотивация профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность выступает не только как социально важное объективное явление, но и как субъективная, личностная ценность. Овладеть ею, стать субъектом профессионального мастерства — вот к чему стремится сегодня воспитание студентов в колледже. Этому стремлению подчинено и появление ФГОС III поколения, где четко прописаны профессиональные качества будущего мастера своего дела.

Список литературы

классный руководство профессиональный воспитание

3. Шкарин Д.Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 570-573.

Подобные документы

Воспитательная работа классного руководителя. Типы классного руководства. Цель и задачи деятельности классного руководителя. Функции воспитательной работы классного руководителя. Изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса.

контрольная работа [14,7 K], добавлен 30.03.2007

Развитие классного руководства: историко-логическая характеристика. Анализ направлений и содержания деятельности классного руководителя. Методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий при организации деятельности.

курсовая работа [743,6 K], добавлен 21.06.2009

Основное назначение классного руководителя, в рамках общей цели воспитания, обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников. Изучение составляющих мастерства классного руководителя. Практическое использование методик классного руководства.

курсовая работа [45,5 K], добавлен 24.06.2010

История возникновения и развития классного руководства. Функции классного руководителя. Содержание учебно-воспитательной работы в учебной группе среднего специального учебного заведения. Планирование работы классного руководителя. Воспитание коллектива.

курсовая работа [36,5 K], добавлен 30.01.2013

Исследование истории становления классного руководства. Характеристика воспитательных задач, содержания и форм работы классного руководителя. Взаимосвязь работы классного руководителя с учащимися. Планирование и подготовка воспитательного мероприятия.

презентация [108,3 K], добавлен 22.04.2010

Роль классного руководителя в системе школьного образования. Формы и методы работы с ученическим коллективом, с семьями учащихся. Практические материалы оформления планов и нормативная документация, регламентирующая деятельность классного руководителя.

дипломная работа [80,4 K], добавлен 15.03.2015

Анализ литературы по организации педагогического процесса и его руководства. Планирование, подбор и разработка методик и диагностики классного руководства, оценка их результатов. Задачи воспитательно-образовательного процесса в классном коллективе.

Комаров Виктор Николаевич

Костромской энергетический техникум является одним из старейших учебных заведений России. На протяжении 120 лет из его стен были выпущены более 20000 успешных специалистов в области энергетики, которые трудятся на благо родной страны.

Безусловно, основная заслуга в достижении качества профессионального образования студентов техникума принадлежит преподавателям специальных и общеобразовательных дисциплин. Именно они дают профессиональные знания и умения учащимся, вкладывают свою душу в работу.

DSC_0195

Ведущая роль в организации и руководстве учебно-воспитательной работы в учебной группе студентов в Костромском энергетическом техникуме принадлежит классному руководителю, непосредственно отвечающему за организацию и воспитание коллектива студентов. Всю воспитательную работу классный руководитель проводит в тесном контакте с заведующими отделениями, заместителем директора по воспитательной работе, преподавателями, родителями студентов, в том числе и в период производственной практики.

DSC_0325

Комаров Виктор Николаевич – преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель специальных электротехнических дисциплин, общий стаж работы – 42 года, педагогический стаж – 22 года.

На протяжении всего периода обучения (с 1.09.2011-февраль 2014) группа Комарова В.Н. занимает первые места по хорошим и отличным показателям в учебе и участию в общественной жизни техникума и областных мероприятиях г. Костромы.

В статье мы хотим определить: действительно ли классный руководитель играет важную роль в процессе обучения и воспитания студентов среднего профессионального образования.

Для создания успешной группы в среднем профессиональном образовании в воспитательной деятельности классного руководителя нами были выделены следующие основные аспекты:

2. Всесторонне изучает индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося, коллектива класса или учебной группы в целом, особенности семейного воспитания обучающихся, проводит мониторинг оценки качества воспитания, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении.

3. Содействует организации комплексного подхода к нравственному и патриотическому воспитанию студентов, пропагандирует здоровый образ жизни.

4. Ведет планомерную работу по совершенствованию подготовки специалистов с учетомсовременных методов обучения.

5. Воспитывает сознательное отношение к учебе и труду, любовь к избранной профессии, учебному заведению.

6. Оказывает помощь в привлечении студентов к творческой, технической работе, в клубы, кружки по интересам, коллективы художественной самодеятельности, спортивные секции.

7. Способствует повышению культурного уровня студентов.

8. Выявляет причины неуспеваемости студентов, организует оказание им действенной помощи.

9. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий студентами группы.

10. Осуществляет меры, направленные на сохранение контингента студентов группы.

11. Вносит предложения о поощрении студентов за достигнутые успехи и высокие результаты в учебе, активное участие в общественной жизни.

12. Поддерживает постоянную связь с родителями студентов (необходимо добиться того, чтобы родители и классный руководитель работали совместно, сообща).

13. В случае необходимости составляет характеристики на студентов группы.

14. Классный руководитель ведет необходимую документацию, фиксирует в журнале классного руководителя проведенную учебно-воспитательную работу.

Методический отдел, воспитательный отдел, Музей истории КЭТ, преподаватели специальных и общеобразовательных дисциплин студентам в Костромском энергетическом техникуме предлагают разные направления работы: научное, исследовательское, творческое, спортивное, гражданско-патриотическое и т.д. Классный руководитель должен помочь каждому студенту реализовать себя в любом направлении.

В связи с этим выбирались следующие формы воспитательной работы со студентами электротехнического отделения:

— совместный поиск решения проблемы студента и группы в целом;

— определение позиции учащегося по тому или иному вопросу, обмен мнениями; нужно научиться слышать учащегося;

— и как итог — оказание помощи студенту в нерешенных вопросах, в выборе работы по предложенным направлениям.

Классный руководитель должен стать для ребят опорой в любой учебной и жизненной ситуации. Несмотря на то, что учащиеся 3-1 ЭТО поступили в группу с разными характерами и уровнями воспитанности, с различными социальными и материальными условиями жизни, главная цель работы преподавателя Комарова стала — найти к каждому из них индивидуальный подход не на бумаге, а на практике.

С 2011-2014 учебные года студенты группы 3-1 ЭТО получили 37 дипломов, грамот, сертификатов в разных областях науки и направлениях.

Таким образом, проведённая ежедневная кропотливая работа классного руководителя Комарова В.Н., неоценимая помощь директора техникума Андриановой Т.А,заместителя директора по воспитательной части Сильянова О.Ю., заведующего электротехническим отделением Журбы В.К., заведующего музеем истории Костромского энергетического техникума Барышниковой Н.В. и преподавателей техникума в вопросах учебной, воспитательной, научной деятельности студентов группы 3-1 ЭТО дала свои результаты. Группа стала единой, дружной командой с главной целью – получение диплома государственного образца и дальнейшее трудоустройство в энергетической сфере.

Подводя итог, следует отметить, что роль классного руководителя в современном профессиональном образовании очень важна. Классный руководитель является:

— духовным посредником между обществом и учащимся в усвоении основ человеческой культуры;

— защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

— организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности группы студентов;

— организатором условий для самовыражения и развития каждого обучающего;

— помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

— координатором усилий преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, семьи, социума – словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие обучающегося.

Истинные преподаватели — это те, которые живут, работают, борются и успевают, веря в идеальные ценности своей работы. Под влиянием любви и симпатии они забывают самих себя и живут ради детей, счастливые души которых вверены их любящим рукам. И в каждом уроке, в каждом слове, в каждом взгляде они выражают то свое воодушевление идеалом, которое придает смысл их трудному призванию.

Мы все родом из детства, юношества, а значит и из студенчества. Вспоминая это, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в студенческие годы. Добрая память остается о том преподавателе, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель учебной группы. Он действительно ближе всех стоит к учащемуся в педагогическом коллективе колледжа. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с однокурсниками, преподавателями-предметниками, организация досуга учащихся и многое другое являются сферами заботы классного руководителя колледжа. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития учащегося, становления его мировоззрения.

Те, кто сегодня работает в средних профессиональных учебных заведениях, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие жизни в группе надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители.

Какие же черты должны быть присущи классному руководителю как профессионалу, способствующему успешной социализации молодежи в стенах нашего колледжа (особенно, когда у некоторой части уже отбито всяческое желание контактировать с классными руководителями за годы обучения в школе!). Но прежде чем обратиться к научной формулировке этих черт, можно провести в коллективе анкету:

1. Каким должен быть классный руководитель?

2. Какие требования сейчас предъявляются временем и обществом к современному классному руководителю?

4. Кого из коллег вы могли бы назвать успешным классным руководителем и почему?

Мнение учащихся. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Каким должен быть классный руководитель?

2. Чего не хватает вашему классному руководителю, чтобы стать лучше?

5. Что для вас значит ваша группа?

В первую очередь наши учащиеся хотят видеть классного руководителя умным, понимающим, добрым, отзывчивым, сдержанным, вежливым, спокойным, честным, активным, умеющим понять и помочь, справедливым, не выделяющим любимчиков, в меру строгим, внимательным, собранным. Было и такое мнение, что если колледж это второй дом, то и классный руководитель должен быть второй матерью.

А вот что считает по этому поводу педагогическая наука. Подлинные профессионалы своего дела культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с учащимися, искренне симпатизируя им и тонко воспринимая их непосредственные нужды. При любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах они владеют ситуацией, умея с помощью юмора, добродушной шутки разрядить обстановку, грозящую неприятными последствиями. Профессиональный классный руководитель всегда последователен в своих требованиях, справедлив, относится к учащимся уважительно и ровно.

1. стремление к максимальной гибкости

2. способность понимать чувства других, готовность сочувственно откликнуться на их непосредственные нужды

3. умение придать личностную окраску воспитанию группы

4. установка на создание позитивных стимулов для само восприятия учащихся

5. владение стилем неформального, теплого общения с учащимися

6. эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Колледжу в буквальном смысле противопоказаны равнодушные и — на что особенно важно обратить внимание — язвительные преподаватели, склонные к насмешкам над другими людьми, нарушающие чувство безопасности у учащихся в группе. Они не только не способствуют процессу усвоения знаний учащимися, но, напротив, вызывают резко негативный эффект с точки зрения объема и качества приобретаемых знаний. Такие педагоги подрывают потенциальное желание учиться т. е. мотивацию учащихся, сковывают их творческие силы и возможности, отрицательно влияют на самоуважение учащихся. При большом числе таких классных руководителей с подобной личностной направленностью в педагогическом коллективе колледж едва ли может успешно выполнять свою миссию формирования морально полноценной, духовно развитой личности.

Есть и молодые преподаватели, которые часто ошибаются, но учатся на своих ошибках, их любят учащиеся и пытаются быть на них похожими, их боятся и обожают одновременно, но в итоге вместе они добиваются конечной цели — это создание одного единого коллектива.

Таким образом классным руководителям необходимо Разумно сочетать роль воспитателя с естественным стремлением учащихся к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность учащихся, не командовать, а сотрудничать с ними.

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. — М.: Академия: Раритет, 1997. — 702 с.
  2. Винниченко Н. Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учеб.-метод. пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, учащийся, руководитель, группа, колледж, преподаватель, классное руководство, работа, развитая личность, учебная группа.

Доклад на тему «Развитие и формирование личности студентов через работу классного руководителя и актива группы» В этой работе описаны методы и приёмы работы классного руководителя с коллективом обучающихся

Содержимое разработки

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

Подготовила: преподаватель

первой квалификационной категории Руденко В.С.

Карасук,2020

ЛевНиколаевичТолстой (слайд 2)

Слайд 3-7 результаты анкетирования)

Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания обучающихся – создание условий для формирования и развития личности – высокообразованной, коммуникабельной, успешной, сопереживающей.

Сегодня профессиональная образовательная организация стремиться подготовить квалифицированного, практико-ориентированного, конкурентоспособного специалиста, обладающего необходимыми знаниями,умениями,профессиональными компетенциями, способного на выполнение трудовых обязанностей на конкретном рабочем месте.

Так получается, что у образовательных учреждений СПО особенная миссия: на первый курс принимаются на обучение школьники-девятиклассники,а в конце 4 курса выпускаются взрослые, самостоятельные люди. Что происходит за эти 4года? Включаются процессы обучения и воспитания. Качественное обучение гарантируется исполнением Федерального государственного стандарта, становлением личности занимается коллектив педагогов.

Самым близким и заинтересованным человеком для студентов на это время становиться классный руководитель.

Воспитание-этодеятельность,направленная на развитие личности,создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил,и норм поведения в интересах человека,семьи,общества и государства.

Основная задача классного руководителя–сохранение индивидуальности и неповторимости личности каждого студента,формирование обстоятельств для выявления потенциала талантов обучающегося, создание условий для их качественного развития,для достаточного умственного,нравственного и физического роста.

Работа классного руководителя–целенаправленная, системная, планируемая деятельность.

1.1.Роль и значение классного руководителя при создании успешной группы в СПО

Ведущая роль в организации воспитательным процессом обучающихся принадлежит классному руководителю группы. Он обеспечивает индивидуальное самовыражение и личностное становление обучающегося, вводит его в мир современной культуры,в систему отношений,помогая ему разрешить проблемы личной жизни. Доминанта работы классногоруководителя – индивидуальное формирование духовно – богатой личности,способной строить свою жизнь в сложном мире .Основное назначение классного руководителя состоит в обеспечении: (слайд 8)

формирования духовности и нравственности личности;

поддержания и развития традиций учебногозаведения;

благоприятного морально – психологического климата в группе;

условий защищенности интересов обучающихся.

Всю воспитательную работу классный руководитель проводит в тесном контакте с заместителем директора по воспитательной работе, преподавателями, родителями обучающихся,в том числе и в период производственной практики.

Для создания успешной группы в среднем профессиональном образовании и в воспитательной деятельности классного руководителя необходимо выделить следующие основные аспекты

1.Всесторонне изучать индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося, коллектива учебной группы, особенности семейного воспитания обучающихся, проводить мониторинг оценки качества воспитания, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении.

2.Содействовать организации комплексного подхода к нравственному и патриотическому воспитанию студентов,пропагандировать здоровый образ жизни.

3.Вести планомерную работу по совершенствованию подготовки специалистов с учетом современных методов обучения.

4.Воспитывать сознательное отношение к учебе и труду,любовь к избранной профессии, учебному заведению.

5.Оказывать помощь в привлечении обучающихся к творческой, технической работе, к кружковой работе, коллективной художественной самодеятельности, спортивным секциям.

6.Способствовать повышению культурного уровня студентов.

7.Осуществлять контроль посещаемости занятий студентами группы.

8.Осуществлять меры, направленные на сохранение контингента обучающихся группы.

9.Вносить предложения о поощрении обучающихся за достигнутые успехи и высокие результаты в учебе, активное участие в общественной жизни.

10.Поддерживать постоянную связь с родителями (необходимо добитьсятого, чтобы родители и классный руководитель работали совместно, сообща).

11.Классному руководителю вести необходимую документацию, фиксировать в папке классного руководителя проведенную учебно-воспитательную работу.

Роль классного руководителя в современном профессиональном

образовании очень важна. Классный руководитель является: (слайд 9)

духовным посредником между обществом и учащимся в усвоении основ человеческой культуры;

защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности группы студентов;

организатором условий для самовыражения и развития каждого обучающего;

помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

координатором усилий преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, семьи, социума–словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие обучающегося.

Перед классным руководителем возникают задачи, которые ему необходимо решить в течение очень ограниченного временного промежутка.(слайд 10)

Первая, крайне важная задача: – строительство системы воспитывающей и развивающей деятельности. Первоначальность данной проблемы неоспорима, где нет организационной деятельности, там нет воспитания,а формирование личности доверяется случаю и непредвиденным обстоятельствам.

Организация и развитие коллектива—вторая,но не менее важная задача классногоруководителя.

Помощь в становлении личности студента,создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил,склонностей, интересов и способностей—третья задача воспитательных воздействий классного руководителя.

Все выше перечисленные задачи не выполнимы без применения индивидуального подхода в воспитании студентов.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством,что любое воздействие на человека преломляется через его индивидуальные особенности, без учёта которых не возможен действенный процесс воспитания.

Без индивидуальной работы классного руководителя с каждым обучающимся,классное руководство было бы пустым местом в воспитании поскольку,именно индивидуальная работа,индивидуальный подход каждому ребенку дает возможность воспитать в нем личность.

Индивидуальный подход в воспитании студентов применим ко всем областям их деятельности: учебной, трудовой, культурно-развлекательной ит.д. При проведении индивидуальной работы классный руководитель группы студентов в процессе своей воспитательной деятельности постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи студентов внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в человеке общественные начала. Такие качества, как доброжелательность, толерантность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело не воспитаешь у обучающихся без взаимодействия с коллективом. В процессе индивидуального подхода к воспитанию личности студентов, перед преподавателем–воспитателем стоит задача выявить позицию студентов в самой группе (формальные и неформальные лидеры, ведомые члены коллектива),правильно выбрать актив группы, что, несомненно, поможет сформировать подходящую эмоциональную атмосферу в коллективе.

Помощником в работе классного руководителя является Актив группы

-Но, как правильно выбрать Актив группы?

Важно, чтобы учащиеся, входящие в актив, были, прежде всего, хорошими организаторами. Из качеств, характеризующие организаторские способности, можно выделить следующие:

Конечно, очень хорошо, если ядро коллектива — это лучшие студенты как в учебе, хотя это не должно быть главным и единственным мерилом качества будущего активиста.

Но, предъявляя к активу большие требования, следует постоянно проявлять заботу о нем, поддерживать его авторитет.

Читайте также:

      

  • Архитектура египетских пирамид доклад
  •   

  • Доклад о фильме чарли и шоколадная фабрика
  •   

  • Доклад роль информатики в современном мире
  •   

  • Доклад на тему предупреждение организованной преступности
  •   

  • Причины поражения декабристов доклад

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методика руководства сюжетно ролевыми играми детей раннего возраста
  • Долфин инструкция по применению цена отзывы цена аналоги цена
  • Nalgesin forte 550 инструкция по применению цена
  • Subaru outback 1998 руководство по
  • Виферон свечи инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена