Классное руководство я профессионал

В этом году олимпиада проходила в пятый раз, но впервые наряду с уже знакомыми направлениями ребята могли попробовать свои силы в треке «Классное руководство».

Почему появилось это направление? Как меняются задачи классных руководителей в современной школе? Какие качества выходят на первый план? Об этом «Российская газета» побеседовала с разработчиками трека «Классное руководство» олимпиады «Я-профессионал» Романом Комаровым — ученым секретарем Московского городского педагогического университета (МГПУ) и Еленой Ушаковой — начальником департамента Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского МГПУ.

Почему трек «Классное руководство» появился именно сейчас?

Роман Комаров: Трансформация работы классного руководителя идёт не первый год. Задача — уйти от старых представлений о классном руководстве как о приставке к основной нагрузке учителя. Сегодня это понятие серьезно переформатировалось. Теперь классный руководитель — навигатор, координатор, интегратор, он умеет выстраивать конструктивные отношения с родителями, он значимая фигура в педагогическом коллективе. И он же — психолог детского коллектива. Это очень важно. Это часть большой живой системы. Классный руководитель обязательно должен обладать психолого-педагогическими компетенциями. В одиночку школьный психолог, даже если он есть в школе, не в состоянии справиться со всем многообразием вопросов и проблемных ситуаций, возникающих в школьном коллективе.

Кстати, в 2020 году на базе МГПУ была запущена программа профессиональной переподготовки «Психолог детского коллектива». Это беспрецедентная история для всей России. Единовременно обучение прошли 1400 учителей Москвы — те, кто уже был классными руководителями или только собрался ими стать.

В этом году мы поняли, что подобный опыт будет полезен и для будущих студентов. И не ошиблись: новое олимпиадное направление стало очень востребованным. Так, в финале приняло участие около пятисот бакалавров и магистрантов.

Елена Ушакова: Удивительно, но направление «Классный руководитель» собрало на олимпиаде не только будущих педагогов. Были ребята из разных вузов нашей необъятной Родины, представляющие разные специальности, были даже будущие медики из Сеченовского университета. Это значит, что есть запрос на реализацию своих возможностей не только в узкой предметной области, но и в качестве психолога детского коллектива — на это в нашем треке делался основной акцент. Поэтому смело можно сказать, что направление «Классный руководитель» стало междисциплинарным.

В целом, классное руководство — уникальная деятельность. Нет такой квалификации в перечне профессий — «классный руководитель». Но при этом это та миссия, на которой держится сегодня школа, связующее звено, которое делает общение школы, города, семьи, ребёнка, конкретного родителя благоприятным и формирует позитивный имидж школы.

А что нужно было продемонстрировать участникам олимпиады?

Елена Ушакова: Навыки и умения, которые повышают конкурентоспособность педагога в современном мире: системное мышление, креативность, адаптивность, гибкость, способность принимать решения в ситуации неопределенности, исследовательские умения. Да и без цифровых компетенций тоже не обошлось. Ведь все испытания проходили в дистанционном формате.

Роман Комаров: В последние годы в образовании широкую известность приобрел термин «психологическое благополучие». Классное руководство — и об этом тоже. Работа классного руководителя всегда на перспективу, на опережение, тем более, сейчас — в свете последних событий.

Среди участников студенты разных возрастов. Олимпиада для них — как профессиональный экзамен?

Роман Комаров: Термин «экзамен» здесь, наверное, не очень подходит, это все же конкурсное испытание с заданиями разного уровня сложности, тестовыми, в том числе. Но мы понимаем, что тесты — не самое интересное в жизни, хотя они, конечно, позволяют проверить определенные знания, логическое мышление. Но в фокусе финала олимпиады все же были два особых проектных задания — индивидуальное и командное, где упор делался, прежде всего, на интеллект и творчество.

Но ведь участники не встречались раньше, не знают друг друга, как работать в команде?

Роман Комаров: Вы правы, это сложно. Но в этом и суть. На индивидуальном треке финалисты разрабатывали концепцию собственного проекта, причем проекта практико-ориентированного, с тем прицелом, чтобы после небольшой доработки его можно было легко внедрить в образовательный процесс. А командный трек — работа в группе, в условиях с высокой степенью неопределенности и изменчивости, иногда в условиях патовой ситуации. Такие случаются в каждой школе. И учителя, и администрация должны в таких ситуациях работать вместе. Здесь ребята учатся договариваться, принимать совместные решения, делать выбор.

Елена Ушакова: Олимпиада стала платформой для профессионального творческого общения. Ты не знаешь никого, не знаешь, какую задачу тебе поставят, не знаешь про инструменты, с которыми будешь работать. По сути, экстремальная ситуация, в которой нужно работать в команде, найти идею, «рабочее» решение. А кейсы для команд были самые разные, с огромным числом вариантов решений. Все зависело от командного решения и активности каждого участника. И главная ценность состоит в том, что нет правильных или неправильных решений, есть ценные актуальные идеи, которые могут быть использованы в работе классного руководителя. Здесь есть логика, творение, идея, которые превращаются в результат.

Конечно, не стоит забывать, это конкурс — со своими призами и бонусами для каждого.

Какие проекты представляли будущие классные руководители?

Елена Ушакова: Одна из тем, например, «Ребёнок в современном обществе» — суть проекта в том, чтобы помочь ребёнку сориентироваться в том, что его окружает. Или «Памятка для классного руководителя» — некие алгоритмы по разным направлениям деятельности классного руководителя, например, стратегии управления детским коллективом, или рекомендации по использованию цифровых инструментов в работе классного руководителя. Более того, участники могли сформулировать свою тему и представить ее.

Что такое сегодня классный классный?

Роман Комаров: И сегодня, и всегда это человек с общечеловеческими ценностями, который любит детей, понимает их или старается понять, может прочувствовать и посочувствовать.

При этом класс — живая система, поэтому ему нужно обладать еще и скоростью реакции, и базовой установкой творчески относиться к разным ситуациям, в том числе и нестандартным. А еще классному руководителю надо уметь работать над собой, восстанавливать свои силы, чтобы не выгореть. Надо уметь держать удар — психологически.

Елена Ушакова: Это педагог, но очень близкий для детей, с которым формируются доверительные отношения, который готов оказать помощь и поддержку, который адекватно включается в решение различных вопросов, в том числе организации детской деятельности, взаимодействия с семьей ученика и, конечно, работает в команде. Классный руководитель становится классным для ребенка, когда пропускает детские проблемы через себя и находит разумные решения.

Комментарий
Ларина Айрапетян, победительница трека «Классное руководство» олимпиады «Я профессионал», выпускница филиал Ставропольского государственного педагогического института (г. Ессентуки):

— Это направление я выбрала не просто так. В школе уже предлагали классное руководство, но я отказалась: не видела системы, не была уверена в своих силах. В этом году решила проверить себя. Здорово, что одно из заданий олимпиады было — разработать концепцию классного руководителя. Теперь в классные руководители — хоть завтра.

Что такое классный классный? Это человек, который рядом, но чуть-чуть впереди. Я видела таких. Их дети счастливы учиться, трудиться, творить. Они подпитываются друг от друга энергией.

Читать материал в источнике

Впервые в олимпиаде всероссийского уровня «Я – профессионал», итоги были подведены буквально в июне, появилось новое направление «Классный руководитель», которое курирует Московский городской педагогический университет, и сразу набрало популярность, а бронзовым призером олимпиады стал студент из Ноттингема.

Педагогическое направление по количеству дипломантов Всероссийской студенческой олимпиады «Я – профессионал» впервые вошло в топ-10, что говорит о повышении престижа профессии учителя. Проходные баллы для поступления на педагогические специальности растут ежегодно, можно сказать, что в педвузы поступают мотивированные работать в современной школе молодые люди.

«Классный руководитель» – новое направление олимпиады 2022 года, в котором принял участие студент третьего курса Института иностранных языков Московского городского педагогического университета Алексей Богданов из Великобритании и сразу стал бронзовым медалистом. Победитель проходит стажировку в университете Ноттингема, где изучает модули, связанные с историей США, культуроведением, теорией и методикой обучения иностранным языкам, а еще испанский язык, который хотел бы преподавать в будущем. Стоит отметить, что все этапы «Я – профессионал» проходили дистанционно.

По мнению победителя профессия классного руководителя намного труднее и сложнее учителя: «Миссия классного руководителя отличается от миссии педагога, который в первую очередь должен научить своему предмету, сформировать навыки и развить умения, а классный руководитель – сплотить коллектив, объяснить, как важно быть добрым и понимающим человеком, предотвратить буллинг. Надеюсь, я смогу стать таким для современных школьников. Я помню, когда я был учеником у нас проходили классные часы и экскурсии, но мне не хватало именно общеклассных мероприятий, которые бы сплачивали коллектив. Если я стану классруком, постараюсь в подростковом коллективе создать атмосферу дружбы и взаимоуважения».

Испытания олимпиады «Я – профессионал» для будущих классных руководителей были не простыми. В индивидуальном треке бронзовый призер разработал план цифрового классного часа, а в групповом задании нужно было за один час создать проект по определенной теме.

Команде Алексея Богданова достался цифровой этикет. Студенты разработали правила общения педагога с учениками в мессенджерах и оформили Правила цифрового этикета в доступной и понятной для детей форме – в комиксах.

Ученый секретарь, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ Роман Комаров считает, что сложность заданий объясняется изменением роли классного руководителя. Современный руководитель класса – это еще и цифровой классрук. В онлайне он проводит занятия, родительские собрания, связываться с детьми во время каникул: «Цифровизация – мощный инструмент для педагога. Пандемия показала, что хорошо себя чувствовали специалисты, которые умели пользоваться современными технологиями».

Организацией классные руководители занимались и раньше – сплочением коллектива, внеурочной деятельностью, профилактикой конфликтных ситуаций учеников между собой, с учителями, родителями, администрацией школы. Современным же школьникам нужен координатор, коммуникатор и организатор в одном лице. Такие функции классруков помогают ученикам участвовать в олимпиадах, посещать городские мероприятия. Функция коммуникатора – совершенно новая. Теперь классный руководитель может собирать запросы от родителей и быть связующим звеном между школой и домом.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.

В этом году олимпиада проходила в пятый раз, но впервые наряду с уже знакомыми направлениями ребята могли попробовать свои силы в треке «Классное руководство».

Почему появилось это направление? Как меняются задачи классных руководителей в современной школе? Какие качества выходят на первый план? Беседуем с разработчиками трека «Классное руководство» олимпиады «Я-профессионал» Романом Комаровым — ученым секретарем Московского городского педагогического университета (МГПУ) и Еленой Ушаковой — начальником департамента Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского МГПУ.

Почему трек «Классное руководство» появился именно сейчас?

Роман Комаров: Трансформация работы классного руководителя идёт не первый год. Задача — уйти от старых представлений о классном руководстве как о приставке к основной нагрузке учителя. Сегодня это понятие серьезно переформатировалось. Теперь классный руководитель — навигатор, координатор, интегратор, он умеет выстраивать конструктивные отношения с родителями, он значимая фигура в педагогическом коллективе. И он же — психолог детского коллектива. Это очень важно. Это часть большой живой системы. Классный руководитель обязательно должен обладать психолого-педагогическими компетенциями. В одиночку школьный психолог, даже если он есть в школе, не в состоянии справиться со всем многообразием вопросов и проблемных ситуаций, возникающих в школьном коллективе.

Кстати, в 2020 году на базе МГПУ была запущена программа профессиональной переподготовки «Психолог детского коллектива». Это беспрецедентная история для всей России. Единовременно обучение прошли 1400 учителей Москвы — те, кто уже был классными руководителями или только собрался ими стать.

В этом году мы поняли, что подобный опыт будет полезен и для будущих студентов. И не ошиблись: новое олимпиадное направление стало очень востребованным. Так, в финале приняло участие около пятисот бакалавров и магистрантов.

Елена Ушакова: Удивительно, но направление «Классный руководитель» собрало на олимпиаде не только будущих педагогов. Были ребята из разных вузов нашей необъятной Родины, представляющие разные специальности, были даже будущие медики из Сеченовского университета. Это значит, что есть запрос на реализацию своих возможностей не только в узкой предметной области, но и в качестве психолога детского коллектива — на это в нашем треке делался основной акцент. Поэтому смело можно сказать, что направление «Классный руководитель» стало междисциплинарным.

В целом, классное руководство — уникальная деятельность. Нет такой квалификации в перечне профессий — «классный руководитель». Но при этом это та миссия, на которой держится сегодня школа, связующее звено, которое делает общение школы, города, семьи, ребёнка, конкретного родителя благоприятным и формирует позитивный имидж школы.

А что нужно было продемонстрировать участникам олимпиады?

Елена Ушакова: Навыки и умения, которые повышают конкурентоспособность педагога в современном мире: системное мышление, креативность, адаптивность, гибкость, способность принимать решения в ситуации неопределенности, исследовательские умения. Да и без цифровых компетенций тоже не обошлось. Ведь все испытания проходили в дистанционном формате.

Роман Комаров: В последние годы в образовании широкую известность приобрел термин «психологическое благополучие». Классное руководство — и об этом тоже. Работа классного руководителя всегда на перспективу, на опережение, тем более, сейчас — в свете последних событий.

Среди участников студенты разных возрастов. Олимпиада для них — как профессиональный экзамен?

Роман Комаров: Термин «экзамен» здесь, наверное, не очень подходит, это все же конкурсное испытание с заданиями разного уровня сложности, тестовыми, в том числе. Но мы понимаем, что тесты — не самое интересное в жизни, хотя они, конечно, позволяют проверить определенные знания, логическое мышление. Но в фокусе финала олимпиады все же были два особых проектных задания — индивидуальное и командное, где упор делался, прежде всего, на интеллект и творчество.

Но ведь участники не встречались раньше, не знают друг друга, как работать в команде?

Роман Комаров: Вы правы, это сложно. Но в этом и суть. На индивидуальном треке финалисты разрабатывали концепцию собственного проекта, причем проекта практико-ориентированного, с тем прицелом, чтобы после небольшой доработки его можно было легко внедрить в образовательный процесс. А командный трек — работа в группе, в условиях с высокой степенью неопределенности и изменчивости, иногда в условиях патовой ситуации. Такие случаются в каждой школе. И учителя, и администрация должны в таких ситуациях работать вместе. Здесь ребята учатся договариваться, принимать совместные решения, делать выбор.

Елена Ушакова: Олимпиада стала платформой для профессионального творческого общения. Ты не знаешь никого, не знаешь, какую задачу тебе поставят, не знаешь про инструменты, с которыми будешь работать. По сути, экстремальная ситуация, в которой нужно работать в команде, найти идею, «рабочее» решение. А кейсы для команд были самые разные, с огромным числом вариантов решений. Все зависело от командного решения и активности каждого участника. И главная ценность состоит в том, что нет правильных или неправильных решений, есть ценные актуальные идеи, которые могут быть использованы в работе классного руководителя. Здесь есть логика, творение, идея, которые превращаются в результат.

Конечно, не стоит забывать, это конкурс — со своими призами и бонусами для каждого.

Какие проекты представляли будущие классные руководители?

Елена Ушакова: Одна из тем, например, «Ребёнок в современном обществе» — суть проекта в том, чтобы помочь ребёнку сориентироваться в том, что его окружает. Или «Памятка для классного руководителя» — некие алгоритмы по разным направлениям деятельности классного руководителя, например, стратегии управления детским коллективом, или рекомендации по использованию цифровых инструментов в работе классного руководителя. Более того, участники могли сформулировать свою тему и представить ее.

Что такое сегодня классный классный?

Роман Комаров: И сегодня, и всегда это человек с общечеловеческими ценностями, который любит детей, понимает их или старается понять, может прочувствовать и посочувствовать.

При этом класс — живая система, поэтому ему нужно обладать еще и скоростью реакции, и базовой установкой творчески относиться к разным ситуациям, в том числе и нестандартным. А еще классному руководителю надо уметь работать над собой, восстанавливать свои силы, чтобы не выгореть. Надо уметь держать удар — психологически.

Елена Ушакова: Это педагог, но очень близкий для детей, с которым формируются доверительные отношения, который готов оказать помощь и поддержку, который адекватно включается в решение различных вопросов, в том числе организации детской деятельности, взаимодействия с семьей ученика и, конечно, работает в команде. Классный руководитель становится классным для ребенка, когда пропускает детские проблемы через себя и находит разумные решения.

Комментарий

Ларина Айрапетян, победительница трека «Классное руководство» олимпиады «Я профессионал», выпускница филиал Ставропольского государственного педагогического института (г. Ессентуки):

— Это направление я выбрала не просто так. В школе уже предлагали классное руководство, но я отказалась: не видела системы, не была уверена в своих силах. В этом году решила проверить себя. Здорово, что одно из заданий олимпиады было — разработать концепцию классного руководителя. Теперь в классные руководители — хоть завтра.

Что такое классный классный? Это человек, который рядом, но чуть-чуть впереди. Я видела таких. Их дети счастливы учиться, трудиться, творить. Они подпитываются друг от друга энергией.

На адрес университета пришли Благодарственные письма  от И.М.Реморенко,  ректора  Московского городского педагогического университета за подготовку и проведение  Всероссийской  олимпиады   «Я – профессионал».   Саратовский государственный университет в 2021-2022 учебном  году   выступил  вузом-соорганизатором  по направлению «Классный руководитель». В команду экспертов от г.Саратова  вошли преподаватели кафедры педагогики факультета психологии (зав.кафедрой педагогики Е.И.Балакирева, доцент Н.Ю.Курчатова, доцент Е,Г. Евдокимова, ассистент М.В. Браташова),  кафедры методологии образования факультета ППиСО (зав. кафедрой методологии образования  Е.А.Александрова, доцент М.Н.Бурмистрова), представители  Городского комитета по образованию, СОИРО,   специалисты-педагоги  по воспитательной работе лицея-интерната 64 и медико-биологического лицея. Координатором работы  экспертной группы   выступила заведующая кафедрой педагогики Е.И.Балакирева.   С марта по  апрель  36 экспертов из Москвы и Саратова участвовали в обучающих мероприятиях для работы на платформе  Teams, онлайн мероприятиях олимпиады, проверяли домашнее задание и оценивали командные и индивидуальные проекты участников.

В этом учебном году сотрудничество вузов продолжится: началась подготовительная работа рабочих групп  МГПУ и СГУ по организации Всероссийской олимпиады «Я- профессионал» по направлению «Классный руководитель» (VI сезон).

Дарья Прокопьева. Фото: Сайт министерства образования и науки правительства Хабаровского края

В Москве подвели итоги пятого сезона Всероссийской олимпиады «Я — профессионал». Конкурс проходил по 72 направлениям — от журналистики до робототехники. В заключительном этапе олимпиады приняло участие 16 917 человек. Одним из 140 золотых медалистов стала учительница китайского языка из школы села Восточное Дарья Прокопьева, сообщает ИА AmurMedia со ссылкой на сайт министерства образования и науки Хабаровского края.

В рамках отборочного этапа олимпиады педагог прошла тест, а в финале презентовала свой проект по направлению «Классный руководитель». Также педагог стала призером в направлении востоковедения, успешно выступив на китайском языке с докладом на тему «Возможна ли в Китае ситуация, когда муж сидит с детьми, а жена содержит семью».

— За два года целенаправленной подготовки мой уклон сместился в сторону педагогики, я прошла обучение в Московском государственном педагогическом университете по теме «Психолог детского коллектива». Также я постоянно совершенствую своё педагогическое мастерство тесно сотрудничаю с коллегами, — рассказала Дарья Прокопьева.

В прошлом году Дарья стала абсолютным победителем Всероссийской олимпиады «Профессиональные перспективы-2021», победительницей X Всероссийской Герценовской педагогической олимпиады молодых учителей «Образование в цифре», одним из участников и победителей Чемпионата региональных учительских клубов — 2021 (ЧЕРУК).

Отметим, что олимпиада «Я — профессионал» — один из флагманских проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Целью олимпиады является выявление и поддержка талантливой молодежи, развития творческих способностей студентов, привлечения наиболее талантливых студентов к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре, предоставления им дополнительных возможностей для профессионального и творческого роста.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Очки за мануал легко симулятор козла
  • Руководства по техническому обслуживанию распределенного впрыска
  • Домино а 120 инструкция на русском
  • Guitto ggp 02 инструкция на русском
  • Скрытое окрашивание волос дома пошаговая инструкция