Коллектив это в классном руководстве

 Понятие, сущность классного
коллектива, особенности его формирования

Термин «коллектив»
произошел от латинского collektives- собирательный. Он означает социальную
группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и
совместной деятельности.

Коллектив – явление
сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов,
увлечений самых разных людей.

А.С. Макаренко считал,
что гуманистическая интерпретация коллектива предполагает наличие определенных
признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом
прикосновения к личности».  Наращивание этих признаков и есть главный предмет
заботы педагога по созданию и развитию ученического коллектива. Выделяют
следующие признаки:

1. Общественно-значимая
цель. Школьный класс – коллектив особого рода: он изначально создан по
формальному признаку. Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед
педагогом цель и определяет стратегические и тактические задачи воспитания.
Задача педагога: определить цель для себя и довести до сознания своих
воспитанников.

2. Общественно-значимая
деятельность. Межличностное общение детей начинается, развивается и существует
как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в
деятельности формируется отношение детей к окружающему миру. Педагог, желая как
можно скорее создать коллектив, должен насытить жизнь детей разнообразными
делами. Это позволит быстрее узнать детей, включить в деловые и
интимно-личностные отношения. Это будет возможно при следующих условиях: любая
деятельность должна быть, во-первых, общественно-полезной, значимой и,
во-вторых, приносить личностное удовлетворение каждому ее участнику.

3. Отношения
ответственной зависимости. А.С. Макаренко называл их еще отношениями «взаимной
ответственности и взаимного подчинения».  Это система поручений и обязанностей.
При этом важно соблюдение двух условий: научение использования поручения
(алгоритм, инструктаж, пример взрослого и т.п.) и контроль (с целью доведения
до конца начатого дела). Только тогда система поручений позволит создать в
коллективе условия для самоактуализации каждого его члена.

Виднейшим
представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был
Антон Семенович Макаренко.

Его перу принадлежат
многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально
разработана методика коллективистского воспитания. Учение Антона Семеновича
Макаренко содержит основы подробного, поэтапного формирования коллектива.

Коллектив, по мнению
Макаренко, — это живой социальный организм, в котором: движение – форма жизни
коллектива, остановка – форма его смерти. Коллектив по отношению к каждому его
члену — это «инструмент прикосновения к личности».

Чтобы стать
коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На
этом пути А.С. Макаренко выделил несколько стадий формирования коллектива:

Первая стадия:
становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор
коллектива — педагог, от него исходят все требования.

На первоначальной
стадии развития цели коллектива обычно сориентированы на внутреннюю жизнь
класса. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей, микрогруппу, в
которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Микрогруппы
образуются довольно интенсивно: порой лишь на основе симпатии, но чаще на
основе общности интересов. В центре — дети, обладающие привлекательными для
всех занятиями. В последнем случае микрогруппы носят неустойчивый характер и,
если не появилось другого мотива их объединения, распадаются на первой стадии
развития коллектива. В классе в этот период обычно значительное количество
изолированных школьников. Эта стадия характеризуется сравнительно высокой
конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще всего не являются
принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а
сохранившиеся оказываются связанными с актуальными для жизни класса вопросами.

Первая часть считается
завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники
сплотились на основе общей цели, деятельности и общей организации.

На второй стадии
усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования
педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадии
характерна стабилизация структуры коллектива. К завершению второй стадии уже
складывается четкая структура деловых отношений, эмоционально-психологических.

Стабилизируется состав
дружеских микрогрупп. Изменение в их составе сводится, как правило, к введению
в группу или выделению из нее одного – двух человек, однако полностью они
обычно не распадаются.

Конфликты на этой
стадии связаны в основном с несовпадением ценностных ориентаций и способов
поведения отдельных членов коллектива. В этот период класс уже способен
разрешать возникающие в нем конфликты самостоятельно.

К завершению второй
стадии развития коллектива еще существуют «изолированные» школьники, но число
их обычно не превышает одного-двух, резко увеличивается количество взаимных
выборов.

Третья и последующая
стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых
качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень
развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер
требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие
требования к себе, чем к своим товарищам. Для данной стадии развития коллектива
характерной чертой становится деятельность на пользу другим людям, то есть
осуществляется нравственная цель, которая в значительной степени определяет всю
организацию жизни коллектива.

Дружеские микрогруппы
не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми. Все группы в
большей или меньшей степени приобретают коллективистскую направленность;
конфликты в коллективе единичны, и школьники в основном способны сами
преодолевать их, исходя из интересов не только коллектива, но и отдельной
личности. [7; 453]

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем
развитии, даже если он достиг очень высокого уровня, поэтому некоторые педагоги
выделяют четвертую стадию развития коллектива.

На этой стадии каждый школьник благодаря прочно
усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования,
выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания
переходит в процесс самовоспитания.

Указанная стадиальность в основе своей имеет
требования к личности, входящей в коллектив. Именно это основание послужило
Антону Семеновичу Макаренко критерием для выделения этапов.

Это идеальная модель
процесса развития классного коллектива. Конечно, реальные условия могут внести
существенные коррективы в ее реализацию.

Л.И. Новикова отмечает,
что в современных условиях классный коллектив должен рассматриваться, прежде
всего, с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития
детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для
процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в
коллективе.

Влияние коллектива на
личность ребенка осуществляется не только в процессе совместной деятельности,
но и через внутриколлективные отношения, рождающиеся и развивающиеся во
внедеятельностном общении. Направленность такого влияния зависит от характера
отношений и положения ребенка в них.

Формирование отношений
в классе – процесс педагогически управляемый, и важнейшим средством его
осуществления является создание педагогических ситуаций как специфической формы
организации деятельности и общения.

Понимание важности
воспитания в коллективе позволяет говорить, что современный ребенок испытывает
самые разнообразные влияния фронтального (или массового), коллективного,
группового и индивидуального характера, механизмы воздействия.

Взаимовлияние
коллектива класса на ребенка и ребенка на класс многогранно и в равной степени
зависит как от характеристик классного коллектива, так и от
индивидуально-психологических особенностей входящих в него детей.

Процесс в направлении
«класс-ребенок». Во-первых, следует отметить, что класс может влиять или не
влиять на личность в зависимости от характеристик, среди которых важную роль
играет уровень развития коллектива: чем он выше, тем целенаправленнее
становится это влияние. Нередко последнее отождествляется с подавлением,
усреднением личности ребенка, что вполне возможно, если он рассматривается
только как объект педагогических воздействий. Во-вторых, влияние класса на
ребенка зависит от того, какое положение занимает он в системе внутриклассных
отношений, являющихся, в свою очередь, результатом, с одной стороны,
совокупности различных качеств самого ребенка, а с другой – особенностей
класса. Один и тот же ребенок может занимать в разных классах различное
положение в зависимости от ценностей, норм поведения, сложившихся в них.
В-третьих, влияние класса на ребенка зависит, в первую очередь, от характера
его взаимоотношений с классным руководителем. В-четвертых, оно связано с тем,
каково в классе положение дружеской микрогруппы, в которую входит ребенок и
каково отношение к ней со стороны классного руководителя. В-пятых, это влияние
определяется наличием в школе такой воспитательной системы, которая была бы в
нем заинтересована. В-шестых, влияние класса на личность школьника зависит от
его значимости для каждого конкретного ребенка.

Безусловно, практически
в любом классном коллективе есть дети, на которых влияние класса минимально.
Как правило, их число увеличивается с возрастом учащихся.

Класс может влиять на
ребенка непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние почти всегда
связано с конкретной ситуацией и с предоставлением ребенку возможности
выполнения в классе той или иной роли. Косвенное влияние реализуется через
создание общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм
поведения, через создание эмоционального климата.

В конечном счете, все
это находит отражение в структуре и в характере взаимоотношений, формирующихся
в классе и служащих самым мощным фактором влияния на личность школьника.
Существенной характеристикой отношений является их гуманистичность, которая
позволяет школьнику реализовывать различные задатки и ощутить свою
защищенность.

Следует отметить, что
гуманистические отношения, возникающие в детской среде, не являются устойчивой
характеристикой и поэтому, должны быть объектом специальной педагогической
заботы. Процесс вхождения школьника в систему отношений в классе сложен,
неоднозначен, нередко противоречив. Прежде всего, он глубоко индивидуален и
зависит не только от психических особенностей личности, но и от ее
индивидуального социального опыта.

Процесс вхождения в
систему классных отношений осуществляется при активном, но в значительной
степени неосознанном участии школьников, стремящихся сделать окружающую их
микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива. Ребенок стремится
к популярности в коллективе, старается закрепить свои позиции в нем, страдает
от своей непопулярности, очень часто даже не осознавая причин этого. Иногда он
неправильно оценивает свое положение в коллективе, отношение своих товарищей.

Занять благоприятное
положение в сфере отношений школьники стремятся различными путями. Одним это
удается легко и просто, других постигают неудачи, что приводит к разочарованию,
плохому психологическому самочувствию, стремлению добиться хорошего положения в
коллективе любой ценой.

Исследования показали,
что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе дети занимают уже
в раннем школьном возрасте и в дальнейшем оно оказывается для подавляющей массы
детей стабильным.

Конечно, когда
положение ребенка в коллективе класса благоприятно и его статус достаточно
высок, когда коллектив видит в нем личность яркую, оригинальную, интересную,
признает ее право на самобытность, самостоятельность, класс является более
благоприятной средой для развития личности такого ребенка.

При этом важную роль
играет правильность развития ученического коллектива. Необходимо проводить работу
по предупреждению и преодолению негативных явлений в ученическом коллективе:
«групповой эгоизм», «звездная болезнь», нивелирование личности в угоду
общественным целям, подавляющая деятельность отдельных лидеров (формальных и
неформальных), недоразвитие некоторых признаков коллектива, ошибочность позиции
взрослого в детском коллективе (авторитаризм, попустительство, лжедемократизм)
и др. Роль педагога заключается в выработке специальной стратегии и тактики
предотвращения и преодоления этих явлений.

Таким образом, можно
сделать вывод, что для того, чтобы назвать группу коллективом, она должна
соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с
возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее
деятельности, иметь высокую мораль, нравственные человеческие отношения).

Психологически развитой
как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная
система различных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.
Такие отношения можно назвать коллективистскими.

В связи с развитием
класса как коллектива необходимо рассмотреть совокупность его характеристик в
зависимости от возраста учащихся. Это позволяет говорить о возрастных
особенностях классного коллектива.

1) Одним из важнейших
принципов воспитания является воспитание
в коллективе и че­рез коллектив.
Человек

в своей жизни
включается в деятельность различных
коллективов (пример).

И.K.
Крупская — одна из первых теоретиков
воспитания в коллективе (пионерская
орга­низация,
вопросы школьного самоуправления,
организация содержательной жизни
де­тей).

А.С.Макаренко
— практическая деятельность организации
детского коллектива (слияние личных и
общественных интересов, создание актива,
органов самоуправления, учение о
перспективных
линиях…).

Коллектив

это группа людей, являющихся частью
общества, объединенная общей целью,
совместной деятельностью, подчиненной
единой цели.

2). Не каждую группу
людей мы можем назвать коллективом.

Признаки
коллектива
:

-наличие
единой, общественно значимой деятельности,

-органы
самоуправления,

-связь
с другими коллективами,

-наличие
традиций и системы перспективных линий,

-гуманистические
отношения

ТИПОЛОГИЯ
КОЛЛЕКТИВОВ

Человек
на протяжении всей своей жизни

одновременно
входит в состав многих коллективов,

разных
по содержанию объединяющей их
членов деятельности:

ВИДЫ:

  1. УЧЕБНЫЕ — членов
    коллектива объединяет учебно-познаватель­ная
    деятельность; формы объединения —
    образо­вательное учреждение, учебный
    класс, учебная группа.

  2. ТРУДОВЫЕ —совместная
    трудо­вая деятельность; формы
    объединения — пред­приятие, организация,
    учреждение, кооператив и т.п., их
    структурное подразделение (цех, отдел,
    бригада и т.д.).

  3. НАУЧНЫЕ —объединяет
    общая программа научно-исследовательской
    деятельности; основные формы объединения
    — исследовательские группы, кафедры,
    лабо­ратории, НИИ, ВНИКи и др.

  4. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
    — объединяют духовные и общественные
    идеалы и устремле­ния, политические
    цели и программы, формы объединения —
    обще­ственные организации, движения,
    союзы (в том числе про­фессиональные),
    ассоциации, партии и т.п.

  5. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ
    — объединяет области искусства и
    культуры; формы объединения — творческие
    ма­стерские, труппы, творческие союзы,
    клубы,.

  6. КЛУБНЫЕ —объединяет
    непрофессиональ­ная деятельность,
    их интересы и увлечения (хобби), формы
    объединения — клубы, кружки и т.д.

  7. СПОРТИВНЫЕ
    —совместная спортивная деятельность;
    формы объединения — команды, секции,
    спортивные школы, общества.

и
по внешне заданной функции (коллектив
— инструмент, средство):

  1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
    — коллективы, созданные для реше­ния
    конкретных социально-производственных
    задач: кол­лектив предприятия, воинской
    части, педагогический кол­лектив и
    др.

  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
    —с целью реали­зации воспитательных
    (образовательных) задач, состоящие из
    двух взаимосвязанных, относительно
    самостоятельных — детского
    (воспитанники,
    учащиеся) и педагогического
    (вос­питатели,
    учителя) — коллективов.

по
степени сложности структуры и
опосредованное

межличностных
отношений:

  1. ПЕРВИЧНЫЕ —
    небольшие, как правило, коллективы,
    обеспе­чивающие непосредственное
    межличностное взаимодей­ствие и
    общение: коллектив класса, группы,
    бригады и т.д.

  2. ВТОРИЧНЫЕ — более
    сложные по своему составу коллективы,
    состоящие из ряда первичных; при наличии
    общих для всех членов коллектива целей
    и задач содержание их дея­тельности
    может быть различным, отсутствуют или
    ограни­чены прямые межличностные
    контакты.

по
юридически (социально) фиксированному
статусу:

  1. ФОРМАЛЬНЫЕ —
    коллективы, имеющие юридически
    фикси­рованный статус, осуществляющие
    социально заданную де­ятельность
    (например: коллектив образовательного
    учреж­дения, класса, учебной группы).

  2. НЕФОРМАЛЬНЫЕ —
    коллективы людей, добровольно
    объеди­нившихся на основе общих
    интересов, личностных симпа­тий,
    взаимной пользы.

  3. ПОСТОЯННЫЕ —
    длительно существующие: школьный,
    класс­ный, производственный коллектив.

  4. ВРЕМЕННЫЕ —коллектив
    летнего оздоровительного ла­геря,
    коллектив временного трудового
    объединения (отряда, бригады), временный
    научно-исследовательский (творчес­кий)
    коллектив и др.

  5. СИТУАТИВНЫЕ —для
    выполнения локальной задачи: сводные
    отряды у А.С. Макаренко, объединения,
    организующие коллектив­ные творческие
    дела в школе В.А. Караковского, и т.п.

ДЕТСКИЙ
(УЧЕНИЧЕСКИЙ) КОЛЛЕКТИВ

Особая
роль в социализации личности принадлежит
воспита­тельному, а в его составе,
прежде всего, — детскому
(ученическо­му) коллективу,
органично
соединяющему в себе черты практичес­ки
всех других видов коллективов:

  • по
    содержанию
    основной
    деятельности его членов он является
    учебным;


  • первичный формальный
    коллектив
    — класс
    (учебная группа) выступает как часть
    общешкольного (вторичного)
    воспита­тельного коллектива;

  • — в
    классе и в школе ученик
    может становиться

    членом трудо­вых, общественных,
    художественно-творческих, клубных,
    спортивных, постоянных, временных и
    ситуативных объедине­ний, которые
    по своим основным признакам могут
    рассматри­ваться как коллективы.

3).
В теории и практике о детском коллективе
выделяют формальную и неформальную
структуры
коллектива:

Формальную структуру
коллектива составляют первичные
коллективы. В общеобразо­вательной
школе ведущее место занимает класс (в
класс записывают детей без учета их
желания, интересов, симпатий).

Неформальная
структура возникает на основе формирования
микрогруппы (дружеские отношения,
общие интересы, занятия). Например
волейболисты, лыжники….

Учителю
необходимо знать неформальную структуру
детского коллектива, чтобы скоординировать
ее с формальной. Каким коллективом легче
управлять ?…

4).
Стадии
развития коллектива:

На
первой стадии

дисциплина и порядок могут соблюдаться
только на основе требова­ний педагога.
Общая для всех интересная деятельность
сплачивает учащихся,. Выбор актива —
трудная задача, помочь решить ее может
форма просьбы. С большой эффек­тивностью
может быть использовано соревнование…..

На
второй стадии
создаются
органы самоуправления, активно поддерживая
требования педагога.
Формируется ядро коллектива. В организации
общей деятельности возника­ет
новая система отношений, появляются
признаки коллектива. Педагог — помощник
организации
общей деятельности.

На
третьей стадии

требования к личности предъявляет весь
коллектив. Учитель меньше
контролирует, а чаще направляет. Большое
значение имеет налаживание дружеских
отношений
между воспитанниками.

Классификации
стадий развития (по А.С.Макаренко).

Стадии

Признаки

1.Зарождение
кол-ва

Выбор методов,
формирование групп по интересам, важна
роль воситателя в организации кол-ва

2.Развитие кол-ва

Установление
тесных взаимоотношений между членами
кол-ва. Работают активно органы
самоуправления: «Совесть кол-ва»,
«Ядро кол-ва».

3.Вершина развития
кол-ва

Коллектив
сформирован, огромную роль играет
общественное мнение

Классификации
стадий развития (по А.Н.Лутошкину).

Стадии

Признаки

1. «Песчаная
россыпь»

Нет общих
интересов, нет авторитетного центра,
группа существует формально

2. «Мягкая глина»

Соблюдение
формальной дисциплины. Требованиея
предъявляет воспитатель, нет лидеров.

3. «Мерцающий
маяк»

Появляется
желание к общей деятельности, помощи
друг другу. Появляется актив-«смотритель
маяка»

4. «Алый парус»

Заинтересованность
в делах друг друга. Взаимная
требовательность, авторитет актива,
появление чувства гордости за кол-в.

5. «Горящий факел»

Кол-в сформирован

5).
Пути
формирования коллектива:

1.участие
школьников в жизненно важной для них
совместной деятельности:

а)
учебная деятельность

б)
трудовая деятельность

в)
игровая деятельность,

2.создание
системы перспективных
линий

(совместное
планирование деятельности),

традиции
( хороший обычай) Например — день
именинника, шефство над ветерана­ми…

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое классный коллектив?

      Коллективом называют группу людей, которых объединяет общая работа или учеба, общие стремления или интересы. Наш класс тоже может стать коллективом. Почему учитель этого так хочет?

       В классном коллективе ребята сотрудничают, добиваясь высоких показателей в учебе. Сильные помогают и поддерживают слабых, слабые стремятся сравняться с сильными. Более воспитанные поправляют и корректируют поведение шалунов. Классный коллектив всегда вместе – на уроке, на перемене, при подготовке домашних заданий, вне школьных стен. И входящие в классный коллектив – это уже не просто одноклассники. Их мы называем товарищами.

       Кто такой товарищ? Он не просто сидит за соседней партой. Товарищ так же,  как и ты, пришел в школу учиться, добывать знания. Товарищ уважает тебя и твой труд. Товарищ может подсказать, помочь, приободрить. Он поможет преодолеть трудности, подскажет, если ты чего-то не понял. Он порадуется твоим успехам. На перемене он затеет с тобой игру. Он не станет давать тебе кличек и прозвищ, он вежлив, не затевает ссор по пустякам. Товарищ старается в учебе, но не бахвалится своими успехами.

       Что же сделать нам, чтобы наш класс превратился в коллектив, а одноклассники смогли бы называться товарищами? Для такого превращения нужно потрудиться. Но результат будет таков: ты каждое утро с удовольствием будешь приходить в школу, а в выходной будешь скучать по ней.  Послушай, какую памятку приготовили для нас психологи.

Правила жизни коллектива.

  1. С хорошим товарищем легче в беде, радостнее при успехе.
  2. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им кличек, не кричи, не забывай про «волшебные слова», не жадничай, не забудь поздороваться утром и попрощаться после занятий.
  3. Если ты что-то знаешь или умеешь, а другим это интересно, не хвастайся, а научи других.
  4. Не спорь с товарищами по пустякам, старайся работать и играть дружно.
  5. В играх не кричи, не будь грубым. При проигрыше не обижайся, а при победе не возносись.
  6. Не будь ябедой. Если товарищ в чем-то неправ, сразу скажи ему об этом. И останови его, если он делает что-то нехорошее.
  7. Если двое ссорятся, попробуй помирить их. Драчунов разними.
  8. Не зазнавайся, если тебе что-то удалось; не злись и не падай духом, если что-то не вышло.
  9. Помнишь мушкетеров? Они были настоящими товарищами. Их девиз: один за всех и все за одного.

Законы жизни коллектива.

  1. Закон уважения. Уважай окружающих, и тогда они будут уважать тебя.
  2. Закон дружбы. Жизнь не всегда похожа на праздник. В ней есть трудности и препятствия. Тогда на помощь приходит друг.
  3. Закон храбрости. Не опускай руки перед трудностями, не пасуй перед препятствиями.
  4. Закон любви. Люби своих родных, друзей, школу, Родину, вон ту бабочку и ту березку – люби все, что тебя окружает.
  5. Закон доброты. Доброта – это огромная сила. Не бойся быть сильным —  дари людям добро.
  6. Закон милосердия. Рядом с тобой может оказаться человек, который нуждается в помощи. Помоги!
  7. Закон трудолюбия. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Полюби трудиться, чтобы гордиться результатами!

Желаю нам стать настоящим коллективом,

а вам – хорошими товарищами!



В данной статье рассматривается вопрос о формировании классного коллектива.

Ключевые слова: формирование классного коллектива, класс, способы формирования, цели и задачи формирования класса.

Традиционно в России школа не является только образовательным институтом. В течение учебного года ребёнок проводит в школе большее количество времени, нежели дома. Исходя из этого, нельзя недооценивать комфорт/дискомфорт подростка, находящегося в своём втором доме.

Школьную жизнь можно условно разделить на четыре периода: первый класс, начальная школа, средняя школа, старшая школа.

Первый класс. В первом классе ребёнок попадает в новую для себя среду, чем-то напоминающую детский сад, однако в то же самое время имеющую ряд значительных отличий. Как и в детском саду, в первом классе есть коллектив, сверстники, которые первые несколько недель-месяцев узнают друг друга, выстраиваются межличностные отношения, как и в садике есть роль безоговорочного лидера — учителя, чьё слово закон, неподлежащий критике или неповиновению. Есть примерное понимание урочной системы, примерное — потому что временной отрезок занятия в школе продолжительнее подобного отрезка в дошкольном учебном заведении. На этом схожие черты заканчиваются, и начинаются различия. Коллектив новый, однако, в отличие от детского сада дети подросли, и их психофизические особенности ещё больше приблизились к взрослому эталону. Помимо уже существующих поведенческих и физических рамок появились новые правила и условия, которые необходимо безоговорочно исполнять и придерживаться. Роль классного руководителя на первом году школьной жизни для детей является ключевой. На этом этапе пока рано говорить о создании классного коллектива, скорее здесь уместно слово «адаптация», комфортное введение маленького человека в школьное пространство. Именно поэтому большинство предметов преподаёт один учитель, и лишь ряд дисциплин, такие как музыка, изобразительное искусство, технология, английский язык, физкультура, объясняют приглашённые «предметники». В конце первого учебного года достижением цели можно считать освоение учеником определённого небольшого количества локаций, таких как класс, школьная парта, коридор, раздевалка, спортивный зал, столовая. Остальные школьные локации являются для первоклассника — terra incognita.

Со второго по четвёртый класс ученик активно получает предметные знания. В отличие от первого класса уже выставляются оценки, а не звёздочки и кружочки. Если в первом классе детей адаптировали к учебному процессу, то во втором и последующий классах учебная нагрузка в таком процессе постоянно возрастает. На этом этапе уже можно говорить о начале формирования классного коллектива. Прибегнем к терминологии. Википедия даёт следующее определение: «Коллектив — это группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами». Другими словами, у группы каких-либо людей должно быть что-то общее, объединяющее: пространство, распорядок дня, проблемы и радости, впечатления, возможно, цели. С этого момента начинается присвоение учеником классного пространства. Поделки из пластилина и глины, рисунки, фотографии, элементы оформления классной комнаты — всё это призвано перевоплотить неизвестное, возможно даже агрессивную зону в безопасное пространство, где каждый ученик чувствует себя в психологической и физической безопасности. Важную роль играют правила, традиции, классные мероприятия, календарные праздники, такие как: день знаний, день матери, новый год, 8 марта, 23 февраля, день победы и т. д. Эти праздники создают ситуацию единства, общности классного коллектива. Однако не стоит забывать и о личностном становлении каждого ученика в отдельности. Для подобного становления взрослый человек заявляет о себе сам, ребёнку же должны помочь классный руководитель или родители. Этого можно достичь с помощью отмечания дня рождений, организацией тематических вечеров, школьными выездами в театр, кино или на природу. В новой обстановке, не поддаваясь классным правилам каждый ученик имеет возможность показать себя с новой стороны, рассказать о себе не как о ученике, но как о человеке. Следствием этого может быть сближение школьников по интересам, особенностям характера, целям и т. п.

Следующим этапом является временной период с пятого по девятый класс. Данный этап не менее важный, чем начальная школа и не менее сложный. Уже сформировавшийся начальный класс, привыкший к определённым правилам, учителям, классной локации, как и четыре года назад погружаются в новую, удивительно-непонятную среду незнакомых классов, различных учителей, их требований, зачастую отличных друг от друга, и, самое главное, смены самого понятного, независимо от отношения близкого, человека — классного руководителя. Условно агрессивная из-за неизвестности внешняя обстановка также играет на руку новому классному руководителю: для учеников неизученным является всё вокруг, кроме собственного класса, поменяли декорации, но герои остались те же, так или иначе, это так же способствует сплочению коллектива. Важно на каком этапе в пятом классе находится развитие чувства коллектива, распределены ли все роли, насколько микрогруппы/малые группы независимы от классного коллектива в целом, велико ли количество индивидуалистов, есть ли изгои, жертвы буллинга. Так или иначе, со всеми этими достоинствами и проблемами предстоит работать новому классному руководителю. План работы в подобной ситуации не является чем-то особенным. Сперва происходит диагностика классного коллектива. В этом может помочь как обыкновенное наблюдение за внутриклассными отношениями, так и специализированные, узконаправленные психологические тесты. Конечно, необходимо работать с бывшим классным руководителем, на протяжении минимум пятого и шестого классов. Такое взаимодействие необходимо вследствие того, что бывший классный руководитель глубоко проинформирован в области учебой и личностной картины класса в целом и каждого ученика в отдельности. Ему известны социально-психологические особенности своих бывших подопечных, у него уже хорошо налажены контакты с родителями учеников, наработаны схемы взаимодействия в той или иной ситуации и, конечно же, не лишним будет налаживание преемственности в сфере внутриклассной жизни, школьных и внешкольных мероприятий.

В средней школе уже можно использовать психологические тренинги, тимбилдинги, в том числе и с участием родителей. Особым способом взаимодействия является формирование коллектива через урочное интегрирование. Другими словами, при изучении различных предметов, помимо основного материала, каждый учитель внедряет какую-либо проблемную ситуацию, которую можно решить на примере класса. Такое возможно при систематизированном взаимодействии учителей-«предметников». Самым перспективным в этом плане является урок литературы, а именно внеклассное чтение. Учитель подбирает современную актуальную литературу с определёнными структурными особенностями: малый объём, простая лексика, актуальная тема. Такие произведения легко даются школьникам и зачастую не воспринимаются даже как задания. При этом задача данной работы многогранна: углубить литературоведческие познания, привить любовь к чтению, осветить актуальные для класса личностные и межличностные проблемы. Если в классе имеет место буллинг, то учитель подбирает литературное произведение со схожей проблемой. Важно разбирать подобный текст очень осторожно, ни в коем случая, не проводя параллелей с реальным классом. Мастерство педагогики заключается не в преподнесении материала или идеи учителем, но в самостоятельном нахождении, присвоении и анализе какой-либо идеи или материала самим учеником. Только в этом случае процесс личностного и профессионального роста будет иметь высокие результаты.

В старших классах процесс формирования коллектива сам по себе не нужен. Дети знакомы друг с другом и даже процесс соединения классов не является таким уж критичным. Возможно, стоит упомянуть о негласном соперничестве между классами «А» и «Б», но чаще всего подобное коллективное соперничество перерастает в соперничество межличностное. В данный школьный период роль классного руководителя направлена скорее на диагностику, выявление и купирование различного рода конфликтов. В десятом-одиннадцатом классах подростковый коллектив отличается наличием саморегуляции, что является естественным в виду взросления. Учитель уже не наставник, но старший товарищ, к этому этапу важно выстроить доверительные отношения с учащимися для мониторинга и сигнализации любого рода проблем. Как и в средней школе действенны такие методы как тимбилдинг, внутришкольные и внешкольные мероприятия с небольшим отличием в том, что в данных мероприятиях прямая роль учителя может отсутствовать. Что касается чтения, то в идеальной ситуации ребёнок активно читает сам, а задача школы и семьи — предлагать актуальную литературу, способствующую личностному развитию и, как следствие, развитию здорового школьного коллектива.

Задача формирования классного коллектива не является изолированной школьным обучением, ученик, умеющий коммуницировать в социуме, способный к самоанализу, понимающий свои сильные и слабые стороны и возможную роль проще адаптируется в последующих коллективах: в университете, в техникуме, в профессиональной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): классный коллектив, класс, классный руководитель, детский сад, ученик, учитель, бывший классный руководитель, начальная школа, первое, школьная жизнь.

       Актуальной проблемой для классных руководителей является выбор технологий воспитательного процесса, которые согласовывались бы с целью и содержанием воспитания учащихся в современных условиях.

   Именно в классном коллективе, в окружении талантливого педагога, создаются комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для развития личности ученика, его реализации.

     Воспитательная система класса— это организация жизнедеятельности каждого школьника с учетом его индивидуально- психологических особенностей, с целью формирования духовно, морально и физически-совершенной  конкурентноспособной личности, которая может адаптироваться в современных условиях.

     Этапы организации воспитательного процесса

  1. Диагностика развития ученика, классного коллектива, эффективности воспитательного процесса.
  2. Определение целей и задач воспитания.
  3. Определение направления деятельности.
  4. Определение участников и соучастников деятельности.
  5. Определение содержания, форм и методов воспитания.
  6. Подготовка деятельности.
  7. Анализ и оценка результатов деятельности.
  8. Обсуждение результатов, выход на перспективную деятельность.

Концептуальными основами воспитательного процесса являются:

  1. Учет индивидуальных особенностей, интересов, потребностей ученика.
  2. Учет воспитательного потенциала детского коллектива.
  3. Позитивное восприятие ребенка.
  4. Воспитание без принуждения и насилия.
  5. Педагогическая поддержка.
  6. Свобода и творчество.
  7. Преобладание игровой деятельности.

Воспитательная система класса предусматривает участие в создании системы воспитания учеников, родителей, учителей, общественности.

Ее суть заключается в организации деятельности во внеурочное время, а именно:

— создание условий для социализации ученика;

— воспитание Гражданина, который уважает историческое  

  прошлое своего народа и толерантно относится к другим 

  национальностям;

— развитие творческой личности;

— организацию воспитательного простора через деятельность

  ученического самоуправления.

         Главная роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса, безусловно, принадлежит классному руководителю, поскольку именно он:

— координирует учебно-воспитательный процесс;

— ведет всю воспитательную работу с классом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их наклонностей и интересов, уровня сформированности ученического коллектива;

— содействует самовоспитанию учащихся, создает условия для содержательного досуга;

— проводит профилактическую работу, осуществляет диагностику развития коллектива, характера внутриклассных отношений;

-обеспечивает педагогическое руководство развития инициативы, самодеятельности, коллективного творчества детей.

         Классный руководитель наиболее заинтересован  в эффективности воспитательного процесса класса.

          Вместе с тем, технологии воспитания, которые используют большинство педагогов, мало ориентированы на актуализацию личностных возможностей ученика, сформированности в них потребности к активной самореализации.

         Учащиеся, как субъекты процесса воспитания, являются значимой составляющей воспитательного компонента.

Они не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса, берут участие во всех формах планирования, являются полноправными индивидами своего развития. Одновременно учащихся следует рассматривать «объектами» воспитательного воздействия в процессе совместной деятельности.

          В создании воспитательной системы класса важную роль играют родители и общественность. Формы взаимодействия классного руководителя и родителей- это способы организации совместной деятельности, направленной на воспитание личности. Такое видение проблемы отвечает методическим рекомендациям А.С.Макаренко, который говорил, что ни один воспитатель не имеет права действовать самостоятельно. Он должен помнить, что должен быть коллектив воспитателей. И там, где воспитатели не объединены в коллектив и коллектив не имеет общего плана работы, единого подхода к ребенку, там отсутствует какой-либо процесс.

         Организация воспитательной работы в классе прослеживается прежде всего, по умению составить план работы. При планировании учитывается цель и задачи воспитания, уровень развития и воспитания учащихся, возможности воспитательной среды, анализ работы за прошедший год, предложения учащихся, родителей, календарные знаменательные и памятные даты. Содержание плана работы направлено на такую деятельность  школьников как познавательная, трудовая, общественно-полезная, творческая, физкультурно-оздоровительная и др.

         Самостоятельная деятельность учащихся обеспечивается созданием классного самоуправления.

         Следует отметить, что далеко не каждый классный руководитель эффективно работает с классом.

         В отдельных коллективах воспитательная работа сводится к проведению единичных мероприятий, не связанных между собою единой идеей. Как следствие, дети в таких классах выполняют роль пассивных наблюдателей. Эффективность подобных мероприятий равна нулю, а иногда приносит больше вреда чем пользу.

         Большинство педагогов не изучают уровень развития учащихся, их индивидуальные особенности и проводят воспитательную работу, не анализируя результаты.

         Часто акцентируется внимание на получении формальных показателей работы, а не на формировании у воспитанников ключевых навыков.

         Наблюдается чрезмерное увлечение организационными вопросами, а не развитием самостоятельности и инициативы.

         Воспитательное взаимодействие классного руководителя и ученика строится, в основном, по объективному типу, а не на основе сотрудничества.

         Без анализа деятельности классного руководителя и его воспитанников, невозможно проектировать дальнейшую работу.

         Самодиагностика- диагностирование классным руководителем своей деятельности, выявление своих проблем с целью их преодоления, состоит из самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самокоррекции.

         Самоанализ – самостоятельное выявление классным руководителем достоинств и недостатков в воспитательной деятельности с учащимися и определения путей их устранения.

         Основные задачи самоонализа:

— выявление результатов и качества воспитательной деятельности;

— выявление позитивных сторон и недочетов своей деятельности;

— определение путей улучшения воспитательной деятельности.

Мониторинг результатов воспитательного процесса дает возможность классному руководителю регулярно корректировать цели, задачи и программу воспитания, т.е. проводить управление воспитательным процессом по результатам. На основе мониторинга выявляются основные объекты воспитательного влияния; определяются педагогически целесообразные формы стиля управления воспитательным процессом и взаимодействие с конкретной типологической группой воспитанников; отбираются и ранжируются воспитательные задачи с целью дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса; планируется жизнедеятельность класса с непосредственным участием учащихся на основе основных видов деятельности, выбора форм личностно- развивающего взаимодействия, готовятся методы и процедуры мониторинга динамики активности учащихся; проводится выбор тех учащихся, которые требуют коррекции развития и поведения.

По результатам диагностики и предыдущего прогнозирования составляется план воспитательной деятельности, определяются педагогические задачи.

Просмотр содержимого документа

«»Классный коллектив как объект и субъект управления»»

Цели:

  • дать учащимся представление о том, каким должно
    быть отношение одноклассников друг к другу, как
    создавать учебный коллектив;
  • формировать умение жить в нем;
  • раскрыть содержание понятий «коллектив» и
    «школьные товарищи».

Оборудование: презентация.

Ход классного часа

1. Организация.

Презентация.

2. (Слайд №1) Прочитайте тему нашего
классного часа. Кто сможет объяснить, что такое
коллектив? (Высказывания детей)

3. (Слайд №2) Коллективом называется
группа людей, объединенных общей работой или
учебой, общими интересами или взглядами.
Школьный класс может стать коллективом. Люди,
которые входят в коллектив, — товарищи.

Итак, объединяет учащихся класса все, что
делается вместе, совместными усилиями.

4. Осмысление отношений в классе (беседа-диалог).

(Слайд №3) Дружен ли наш класс? Подумайте, есть
ли деловое сотрудничество в нашем классе?

Вопросы для беседы на тему «Взаимопомощь в
учебе».

1) Оказываете ли вы помощь в учении в школе и
дома? (ученики приводят свои примеры)

2) Бывают ли в классе случаи, когда возникает
необходимость в учебной помощи?

3) Обращался ли кто-нибудь из вас за помощью и
помогал ли тот, к кому вы обращались? (высказывания
детей)

Вопросы для беседы «Взаимопомощь в
самовоспитании».

1) Какие хорошие поступки в своих
одноклассниках вы наблюдали? (ответы учащихся)

2) Какие плохие поступки одноклассников вы
видите на перемене или вне школы? (ответы
учащихся)

3) Как вы действуете в этих ситуациях? (ответы
учащихся)

4) Проводите ли вы совместно с кем-то из
одноклассников свободное время? Чем занимаетесь?
(ответы учащихся)

5) Кого в классе можно назвать товарищем? Как он
проявляет товарищество? (ответы учащихся)

5. Физминутка «Давайте все делать, как я».

Давайте все делать, как я. (2 хлопка)
Давайте все делать, как я. (2 хлопка)
А ну-ка, все вместе, все враз.(2 хлопка)
Все делают дружно у нас! (2 хлопка)
Давайте все топнем, как я.(2 притопа)
Давайте все топнем, как я.(2 притопа)
А ну-ка, все вместе, все враз.(2 притопа)
Все делают дружно у нас! (2 притопа)
Давайте все скажем, как я. (Ура)
Давайте все скажем, как я. (Ура!)
А ну-ка, все вместе, все враз. (Ура!)
Все делают дружно у нас! (Ура!)

6. (Слайд №4) Игра «Закончи фразу».

Вывод: Как вы думаете, можно ли наш класс
назвать коллективом? (ответы учащихся)

— Но жизнь в классном коллективе была бы
невозможна без взаимопонимания.

— Что такое «взаимопонимание»? (Взаимопонимание
— это согласие. Оно связано с умением думать,
перед тем как что-то сделать или сказать. Не
согласен с чем-то — скажи, почему ты против, но не
дерись).

7. Практическая часть.

1) Работа в парах. Проиграйте ситуацию: Одному из
вас хочется во время перемены поиграть в шахматы,
а другому — в шашки. Как вы договоритесь?
доски заслушать несколько пар, которые смогли
договориться).

2) Составление памятки «Правила жизни в
коллективе». (высказывания учащихся)

(Слайд №5). — Посмотрите, какие правила жизни в
коллективе вы не назвали.

3) Работа в группах. Обсудите, какие законы жизни
классного коллектива вы считаете главными.

Подведение итогов работы в группах (Слайды 6-11
«Законы нашей жизни»: закон уважения, закон
дружбы, закон храбрости, закон любви, закон
доброты, закон милосердия, закон трудолюбия).

— Что означают для вас эти законы? (ответы
учащихся)

8. Подведение итогов.

— Что такое классный коллектив?

— Что нужно делать, чтобы наш класс можно было
назвать коллективом?

— Школьные товарищи — это одноклассники,
сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в
самовоспитании. Школьные товарищи проявляют
взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в
приготовлении домашних заданий, совместно
проводят перемены, а после уроков — свободное
время по интересам. Итак, объединяет учащихся
класса все, что делается вместе, совместными
усилиями. (Слайды 14-18 «Фотографии класса»)

Звучит песня «Настоящий друг». Слова:
М.Пляцковского, музыка: Б.Савельева.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Изменение адреса юридического лица в 2023 году пошаговая инструкция
  • Инструкция по эксплуатации whirlpool awg 233
  • Видеорегистратор screen can be rotated 360 инструкция по применению
  • Мирмекон 631в инструкция по применению в ветеринарии
  • Руководство по валидации методик анализа лекарственных средств