Комплексное руководство игрой это

Характеристика комплексного метода руководства

сюжетной игрой

 Комплексный подход к руководству игрой – система педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, направленная на передачу детям способов игровой деятельности. Специфика комплексного руководства игровой деятельности состоит в том, что педагогу необходимо:

—   организовать игру как партнерскую деятельность;

— формировать ее как самостоятельную деятельность, развивать самостоятельность в постановке игровой цели и использовании игровых способов и средств ее реализации.

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» — «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п.), а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях

На основе многочисленных исследований установлено, что:

в возрастном диапазоне 1,5-3 года ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником;

в 3-5 лет — может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником;

в 5-7 лет — развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров — сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

Метод комплексного руководства был применен в работе Е.В.Зворыгиной в работе с детьми второго года жизни. Учет психологических особенностей развития игры как деятельности и изменение ее содержания (от предметного к общению) повлекло за собой и изменение в комплексном руководстве.

Называются четыре компонента комплексного метода (Е.В.Зворыгина):

         — ознакомление детей с окружающим в активной деятельности (способствует переносу знаний в игру);

         — обучение детей способам игрового воспроизведения действительности (игры – загадки, использование предметов – заместителей, игра с воображаемыми предметами);

         — организация предметно – игровой среды  — обогащение и изменение (оформление игровых эпизодов на съемных панелях, уменьшение количества игрушек, привлечение детей к приготовлению простых предметов для игры и. т. д.);

         — активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры для развития творческой активности (обращение к детям в предполагаемой роли, напоминание о литературном герое, показ образца игры другого ребенка, проблемно – игровая ситуация и др.)

В работах Д.В.Менджерицкой, Р.И.Жуковской. А.П.Усовой и других последователей (В.Я.Вороновой, Е.В.Зворыгиной, А.К.Бондаренко, А.И.Матусик и др.) показаны три направления руководства, заключающиеся в приемах, направленных на формирование:

— игры;

— взаимоотношений в игре;

— творчества и инициативы.

Комплексное руководство состоит из нескольких этапов: подготовительного, основного, заключительного.

Подготовительный этап включает в себя обогащение впечатлений детей путем целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, чтение художественной литературы, показ телевизионных передач, просмотр театральных представлений педагогами либо детьми старшего возраста, либо  профессиональными актерами. На этом этапе уделяется вниманию создание предметно – игровой среды, подготовке атрибутов вместе с детьми, подбору предметов-заменителей.

Основной этап состоит из компонентов: начало, хода и конца игры. На этом этапе педагог широко использует косвенные и прямые приемы руководства (участие в игре, совет, напоминание, объяснение, инсценировки, взятие главной и второстепенной роли, внесение атрибутики и т. д.). Большое внимание уделяется развитию игрового замысла, формированию воображения, игровых действий, способов выполнения.

Заключительный этап – обсуждение. Педагог обсуждает  с детьми, как дети сыграли роли, причем начинать надо с положительного, а затем помочь ребенку увидеть свои ошибки, хвалит детей за участие в игре, стимулирует детей призами.

В свободной сюжетной игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. В сюжетной игре все «как будто», «понарошку». Поэтому педагог должен осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей:

— ему необходимо хорошо понимать ее специфику;

— иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе;

— уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов (владеть «игровой грамотой», игровой культурой). Последнее — особенно важно для воспитателей.

Комплексное руководство должно строиться на принципах организации сюжетной игры (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»), которые позволяют развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

Первый принцип: воспитатель должен играть с детьми!

В совместной игре с детьми воспитатель должен сменить ее на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не занятием или действием по инструкции), если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнера — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый.

Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Воспитатель должен строить игру с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети видели необходимость сразу использовать именно новый, более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием. Так, ребенок 1,5-3 лет может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить подобное действие. Начиная с 3-3,5 лет можно втягивать детей в совместную игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов, и тем самым «открыть» для детей игровую роль, сформировать умение использовать роль в качестве основного «строительного блока» игры. После достижения детьми 5 лет воспитатель может втягивать их в своеобразную игру — придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ — творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.

Третий принцип руководства сюжетной игрой: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

Педагог может опираться  в своих действиях при формировании игровых умений у детей на реальное средство – сюжет игры  (тематику и построение сюжета)

 На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект сюжета для детей.

На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другими, введение новых персонажей.

На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать «многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

Педагог может использовать «конспект», в качестве возможного проекта собственных действий, при этом он должен отчетливо понимать, что в игре с детьми его проект — не закон для всех, а лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре дети сразу начнут обнаруживать свои замыслы, желания, не совпадающие с проектом воспитателя. Педагог должен вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа (соответствующую роль), достроить, развернуть событие.

Недопустимо принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной), потому что игра по приказу уже не является игрой.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Успех руководства игровой деятельностью в значительной степени зависит и от создания условий:

—   изготовление игрушек (самостоятельность, трудовая активность детей);

— подбор готовых игрушек (при игре с готовой игрушкой переживания ребенка и его действия реальны)

— обдуманный способ использования (у малышей несколько одинаковых игрушек разного размера и оформления, у детей постарше – большее количество; необходимость менять для того, чтобы у детей не угас интерес,  знакомство с новой игрушкой — вызвать интерес и объяснить ее значение));

—  хранения игрушек (удобного для пользования детьми, для  формирования организованности, дисциплинированности);

— организация игр на свежем воздухе (больше возможностей для движений и развития фантазии);

— чередование творческих игр с подвижными играми и физическими упражнениями.

Педагогу рекомендуется составлять ориентировочный план, где должны отражаться задачи, предусмотренные программой и пути реализации; вести ежедневный учет своих достижений, трудностей, недостатков; проводить диагностику  игровой деятельности детей (как средство коррекции).

Используемая литература:

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Учебное пособие).
  2. Воспитание детей в игре:  Пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик.  – 2 изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983. – 192 с., ил.
  3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. — 2 изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96с

«Методика
комплексного руководства
сюжетно-ролевой игрой»

Смирнова В.П.

I.                 
Теоретическая часть

Основными задачами
руководства сюжетно-ролевыми играми являются:

— развитие игры как
деятельности;

-использование игры
в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Среди
разнообразных игр дошкольников традиционно любимой игрой остается
сюжетно-ролевая игра, но она сейчас находится, к сожалению, на последнем месте
по популярности, потому что в современном мире сместились акценты: происходит
перевес в сторону раннего обучения  детей и для игры остается мало
времени.
Поэтому задача работы педагогов в детских садах — вернуть игру детям
без отрыва от дня настоящего!
Тем более в современной
педагогике, как мы все знаем, игра была и остается  ведущим 
видом
 деятельности
 дошкольника.

Ну, а
в чем же сила сюжетно-ролевой игры? Она обладает мощными развивающими
характеристиками.
В игре  развиваются физические силы ребенка,
становится тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, вырабатывается  организационный навык, развивается выдержка,
умение взвешивать обстоятельства, воспроизводятся нормы жизни в обществе.

Как же
тогда педагогу руководить игрой, чтобы она могла сохранить это мощное влияние
на развитие ребенка?
Конечно же, существует игровая технология. Одним
из перспективных направлений является методика комплексного руководства игрой.

Чтобы
в ней разобраться, необходимо знать 
основные структурные элементы
сюжетно-ролевой игры.

— Игровой
замысел
 – дети определяют то, во что и как будут
играть.

По
 замыслу игры разделяются на:
бытовые («Семья», «Детский сад», «Поликлиника»);
отражающие созидательный труд (строительство кораблей, домов,
транспорта);  отражающие общественные события («Праздники», «Встреча
гостей», «Путешествие»).

Тут же
приведем пример игрового замысла: «Наша игровая группа  вдруг превращается
в квартиру, мы ждем гостей и нам надо накрыть на стол, но у нас нет продуктов,
и мы отправляемся в магазин».

— Сюжет или
содержание игры
 

По
нашему
 примеру: «Магазин находится недалеко от
дома, туда отправляется семья, где встречаются и другие покупатели. Семья
выбирает продукты, оплачивает их на кассе, возвращается домой, готовит обед и
встречает гостей».

— Правила, которые
регулируют поведение и взаимоотношения играющих.
«Нам надо знать, как ведут
себя покупатели, как работают продавцы, чем занимается охранник, что делает
кассир».

— Роль – когда ребенок
сравнивает себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с его
воображаемыми поступками.
«Значит,  среди детей нам надо выбрать данные
роли: продавец, покупатели, охранник, кассир. Разные варианты: по считалке, по
желанию, по рекомендации воспитателя».

— Роль реализуется
в 
игровых действиях.

Покупатели –
рассматривают товар, кладут в корзину, оплачивают.
Продавец – взвешивает
товар, советует по качеству.
Кассир – считает стоимость,
принимает деньги, выдает чек.
Охранник – обходит зал
магазина, следит за порядком.

Зная
структуру игры, теперь мы можем рассмотреть 
методику комплексного руководства
игрой
.

Она состоит из
нескольких компонентов:

1.Ознакомление
детей с окружающим миром
 

Этот метод
способствует переносу знаний в игру, обучает детей способам игрового
воспроизведения действительности. Формами  работы могут быть экскурсии (в
прачечную, на кухню, в кабинет медсестры, заведующего, методиста), просмотр
иллюстраций, чтение книг, беседы о профессиях, совместный труд с взрослым и
продуктивные виды деятельности.

Мы не
можем совершать экскурсии за пределы сада, поэтому, например поход в магазин, в
парикмахерскую, предлагаем осуществить родителям.
 

Кроме
того, замечено, что просмотр мультфильмов влияет на выбор героев в играх детей.

Работа
по ознакомлению с окружающим миром нередко проводится отдельно от игры. Надо
позаботиться о том, чтобы знания, полученные на занятиях, находили отражение в
игре. Тогда не придется придумывать, а в какую игру предложить детям поиграть.
Но и не следует настаивать на том, чтобы дети обязательно повторяли в своих
играх то, о чем они узнали на занятиях.

2. Обогащение игрового опыта
детей
.

Обогащение игрового опыта детей —
второй компонент руководства развитием игры. Цель: развивать умение детей
переводить жизненный опыт в условный план игры. В этой работе педагогу
необходимо обратить внимание на планирование совместной игровой деятельности с
ребенком / детьми, используя все периоды времени, отведенные режимом дня для
игры и свободной деятельности детей.    

Рекомендуется использовать
следующие виды игр — дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые,
строительно-конструктивные, близкие по персонажам, тематическому содержанию и
др. к планируемой сюжетно-ролевой игре.

 Например, в контексте
сюжетно-ролевой игры «Зоолечебница» (старшая группа) могут быть запланированы
дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Где мы были — мы не скажем, а
что видели, покажем», игра-имитация «Угадай, кто я»; игра-инсценировка по
сказке К.Чуковского «Айболит», строительная игра «Больница для зверей» и др.

         В рамках обогащения игрового
опыта возможно использование различных приемов практического руководства игрой,
исходя из возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития
ребенка.

Например, в I младшей группе в
плане может быть отражен такой прием, как «обыгрывание воспитателем роли
«доктора» с последующим вовлечением в игру заинтересованных детей»; во II
младшей — «совместная игра воспитателя с детьми, в которой главную роль —
«доктор» — выполняет ребенок, а воспитатель с остальными детьми выполняет
одинаковые второстепенные роли — пациенты»; в средней — «разыгрывание с детьми
многоперсонажного сюжета, где одна роль по смыслу связана со всеми остальными:
«доктор — медсестра — шофер скорой помощи», со сменой ролей воспитателем или
детьми по ходу игры; в старшем дошкольном возрасте — «создание проблемной
ситуации, направленной на сюжетосложение, например, комбинирование сюжетов
«Путешествие в Африку» + «Больница» (письмо от доктора Айболита с просьбой
помочь больным зверям)».

Обучающие игры вызывают интерес и
эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны,
сюрпризности и занимательности. Обучающие игры — это своеобразная форма
передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по
конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому.
Вместе со взрослым дети учатся ставить интересную воображаемую цель, усваивают
новые, более обобщенные способы отображения действительности.

3. Активизирующее общение
педагога с детьми в процессе обучающих игр
.

Активизирующее общение педагога с
детьми в процессе обучающих игр — третий компонент руководства развитием игры.

Цель: способствовать развитию
самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения;
формировать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом.

Общение взрослого с ребенком
способствует формированию прогрессивных для каждого возрастного периода
способов решения игровых задач: — младший дошкольный возраст — развертывание
сюжета как смысловой цепочки предметных действий с сюжетными игрушками,
предметами-заместителями, воображаемыми предметами; — средний дошкольный
возраст — развертывание сюжета как цепочки ролевых действий (ролевых диалогов);
— старший дошкольный возраст — развертывание сюжета как последовательности взаимосвязанных
событий.

Эффективность обучающих игр могут
обеспечить продуманные приемы мотивации дошкольников к игре, активизации их по
ходу игры, которые реализуются в педагогическом процессе через ролевое общение
педагога с детьми.

Эффективность обучающих игр могут
обеспечить проблемные игровые ситуации, направленные на самостоятельное решение
игровой задачи ребенком, на нахождение нового способа отображения
действительности.

 Формулировка игровой задачи
(проблемной ситуации) может быть прямой («Покорми дочку»), косвенной («Дочка
хочет есть»), игровая задача может быть поставлена вне подсказывающей сюжетной
ситуации («Чья дочка потеряла маму?»). Игровые задачи (проблемные ситуации)
могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками,
игрушками.

Например, во II младшей группе
может быть следующее развитие сюжетно-ролевой игры «Повар»:

1. Развитие сюжета, в котором игровые
действия воспитателя направлены на детей — педагог предлагает испечь и угостить
детей пирожками, показывая и комментируя при этом условные игровые действия.

2. Развитие сюжета, в котором игровые
действия детей направлены на воспитателя. В этом случае педагог создает
проблемную ситуацию, объясняя детям, почему он голоден и просит его накормить,
активизируя их прежний опыт и знания наводящими вопросами, советами, стараясь
вызвать эмоциональную заинтересованность игровой задачей.

3. Развитие сюжета, в котором игровые
действия детей направлены на игрушки — теперь уже в группу приходят проголодавшиеся
животные, которых дети кормят самостоятельно.

Таким образом, игровая деятельность
дошкольников протекает в усложняющихся проблемных ситуациях, опирающихся на их
практический и игровой опыт, а у педагога есть возможность наблюдать и
анализировать игровые умения детей, на основе чего намечать новые развивающие
задачи и включать новое содержание работы в перспективный план.

4. Создание развивающей
предметно-игровой среды
.

Создание развивающей
предметно-игровой среды — четвертый компонент руководства развитием игры.

Цель: создание условий для
самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и
содержанию игровой деятельности.

Своевременное изменение игровой
среды, подбор игрушек и игрового материала, который активизирует в памяти ребенка
недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим, в обучающих
играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи,
побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности.

Предметно-игровая среда изменяется
с учетом практического и игрового опыта детей: — сюжетные игрушки —
предметы-заместители — воображаемые предметы; — подсказывающие развернутые
сюжетные ситуации — измененные сюжетные ситуации — самостоятельная организация предметно-игровой
среды детьми.

Примерное содержание работы в
плане работы воспитателя: внесение, совместное изготовление игрушек, ролевых
атрибутов, маркеров пространства;  изменение предметно-игровой среды на основе
новых развивающих задач;  совместное составление алгоритмов игры (старший
дошкольный возраст);  проблемные игровые ситуации, направленные, например, на
мотивацию детей к игре (появление новых игрушечных персонажей, которое пришли в
группу, потому что знают, что дети умеют вкусно готовить); на использование
детьми предметов-заместителей (исчезновение необходимого для работы доктора,
парикмахера и др. инструмента) и т. д.;  обыгрывание игрового материала
педагогом; презентации игрового материала взрослым (детьми старшего дошкольного
возраста).

Реализация этих составляющих
обеспечивает системную, комплексную работу педагога по развитию сюжетные игры.
В выборе тематики детских игр (например, «Детский сад», «Путешествие на
корабле», «Экскурсия в зоопарк» и т. д.) необходимо руководствоваться
образовательной программой, реализуемой в дошкольном учреждении, учитывая
игровые интересы детей группы.

Практика показывает, что
комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей
обеспечивает системную, пошаговую работу педагогов в развитии сюжетно-ролевых
игр дошкольников и способствует нарастанию игровой самостоятельности и
творчества детей.

         После
применения любой методики, мы должны понять насколько она удалась, поэтому
 немаловажным заключительным этапом является 
– обсуждение. Педагог обсуждает с детьми, как дети сыграли роли, причем начинать
надо с положительного момента, а затем помочь ребенку увидеть свои ошибки.

Положительный
момент — похвала – игра в семью: «Какая нежная и заботливая у нас была мама!».

Игра в
магазин: «Какие вежливые были продавцы! К ним захочется еще раз придти в
магазин!»

Ошибки,
какие: «Был немного грубоват с пассажиром в автобусе! Надо сдерживать свои
эмоции! Быть тактичнее!», «Разрушил постройку товарища! Ты был невежлив! Будь в
следующий раз аккуратен!», «Не взяли ребенка в игру!» (узнать причину,
объяснить, что так поступать нехорошо). «Отобрал игрушку! Произошла ссора! Но
ее можно было заменить другим предметом».
В любом случае, мы можем
сказать детям, что мы очень любим их  и поэтому  ссоры очень нас
огорчают.

Для целенаправленного 
развития сюжетно – ролевой игры необходима систематическая работа педагога,
которая необходимо планировать.

Для
каждой возрастной группы составляется перспективный план.

Перспективный
план сюжетно-ролевой игры  «Шофёры» ( средняя группа)

Обогащение
знаний через ознакомление с окружающим миром

Обогащение
игрового опыта

Создание
предметно-игровой среды

Активизирующее
воздействие на игры детей

1.Рассматривание
иллюстраций: легковой автомобиль, грузовик, скорая помощь, пожарная машина,
троллейбус, милицейская машина и др. (сравнение)

2.
Рассказ воспитателя:

— о
труде шофёра

— о
работе разных видов машин

— о
происхождении светофора

— о
действиях регулировщика

— о
дорожных знаках

— о
работе кондуктора

— о
работе механика в автосервисе

3.
Наблюдения за транспортом во время прогулки

4.
Чтение:

— «Моя
улица» С. Михалков

— 
«Автомобиль» А. Меркулов


«Машина моя» Я. Пишумов


стихотворение Г. Ладонщикова «Светофор»

-С.Михалков
«Мы едем, едем, едем»


Н.Павлова «На машине»


стихотворение «Если бы…» О. Бедарев


Загадки о разных видах транспорта, о дорожных знаках


заучивание считалки «Стоп, машина…»

5.
Рисование автомобиля цветными карандашам  (с использованием трафаретов)

4.
Конструирование  — гараж  для машины (из строительного материала),
машина (из снега)

3.
Рисование – «Нарисуй фантастическую
машину»

1.Дидактические
игры:


«Назови часть целого»

— 
«Автомобиль из геометрических фигур»

— «Узнай
по описанию»  (разные виды транспорта)

— «Что
лишнее?»


«Перечисли как можно больше способов использования автомобиля»

— «Кто
кем будет? Кто кем был?»


«Хорошо — плохо»


«Придумаем новую машину»

— «Чем
похожи? Чем отличаются?»

— «Три
сигнала светофора»

—  «Что
за знаки придумали эти взрослые»


«Запрещается – разрешается»


Подвижная игра «Цветные автомобили»

2.
Обучение ролевым действиям:

— Я –
пассажир, а ты водитель автобуса;

— вызов
такси по адресу

— вызов
скорой помощи


механик осматривает автомобиль в автосервисе

— шофёр
привёз в детский сад продукты

-заправка
машин и автобусов бензином

1.               
Внести
реалистичные игрушки: стулья, руль, пилотка регулировщика, полицейский жезл,
набор дорожных знаков, «билеты»,рация ,светофор

2.     Внести
предметы-заместители: колеса, насос, педали, сигнал

3.Трафареты–«Транспорт»,
цветные карандаши, бумага.

крупный
строительный материал.

 Иллюстрации
с изображением разного вида транспорта.

4.Привлечение
родителей к изготовлению атрибутов:


фартук, сумка для кондуктора

 —
жилеты с опознавательными знаками машин (01, 02, 03, ГИБДД…)

— Папа
купил новую машину и везёт семью за город…

— На
стройке нужно поднять тяжёлый груз, срочно пришлите подъёмный  кран…

— В
детском саду закончились продукты, пожалуйста, привезите продукты..

— Алло!
Это скорая помощь? У нашего сына болит живот….

— Мама,
нам нужно съездить на дачу. Автобус отъезжает от вокзала в 13.00 часов…

-Садитесь
в автобус, я отвезу вас на работу, в магазин…

— Шофёр,
ваш автобус довезёт меня до вокзала?

Структура перспективного плана развития и руководства
сюжетно-ролевой игрой «Шоферы» может быть применима к другим играм.

Далее
эти методики мы должны применить в своей работе.
Поэтому рассмотрим особенности сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе. 

В
возрасте 2-3 года
  игра в раннем возрасте
носит ознакомительный характер и основное содержание игры — действие с
предметами.

Ну,
например, обыгрываем  роль «доктора». Надо научить ребенка, как
пользоваться градусником, принимать  лекарства.  Задаем вопросы,
просим выполнить небольшие поручения.

Воспитатель
в  игре выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и
играет вместе с ним.

Игры
в этом возрасте 
неустойчивые, дети играют в одиночку,
правила не выполняются.

К
концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, 
постепенно роль
партнеров переносится на сверстников, переходят к играм вдвоем.

В
возрасте 3-4 лет
  дети могут самостоятельно ставить
игровые задачи, но  нуждаются в помощи взрослого.

Толчком
к началу игры  служит предложение взрослого или полученные впечатления из
собственной жизни. Это игры – «Дочки-матери», «Детский сад», «Водитель»,
«Доктор».  

Действуя
с ребенком на равных (как дочка, пассажир), воспитатель показывает, как надо
играть, знакомит с ролевыми высказываниями, жестами, то есть формирует у детей
умение принимать роль.

Неизменной
остаётся и форма игры: индивидуальная или игра «рядом», т.к. дети еще не умеют
договориться между собой, распределять роли, подбирать игровой материал.

Поэтому
очень важна помощь воспитателя для объединения детей в игре. Он может сказать:
«Тебе, наверное, скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой».
Сюжеты игр
однообразны. Игры непродолжительны – до 10-15 минут.

В этом
возрасте ребята часто подражают друг другу и желают выполнять ту же роль, что и
другой ребенок. Возникают конфликты из-за одной и той же игрушки. Тогда
воспитателю нужно
 постараться увлечь детей
совместными действиями с одной игрушкой (у одной куклы, например, будут и
«мама» и «сестра»; у одной машины будет 2 шофера – один привозит «на стройку»
кубики, другой выгружает и везет машину в гараж для ремонта).

В
возрасте  4-5 лет
  дети могут уже договариваться о
теме игры, распределять роли, выполнять правила, самостоятельно выбирать
предметы-заместители.

Расширяется
тематика игр и усложняется сюжет. Дети включают в игру элементы общественной
жизни: «Магазин», «Путешествие на корабле», «Тренер занятий», «Поликлиника».

В
играх появляются уже группы  по 3-4 человека. Увлекаются игрой до 30 — 40
минут.

Большая
роль в организации игр также пока принадлежит воспитателю. Он 
 принимает на
себя главную или второстепенную роль, но не часто.  П
омощь должна быть
ненавязчивой.
Например, в пути испортился поезд (развалился один вагон), и дети
больше заняты починкой вагона, чем игрой в путешествие. Воспитатель, приняв на
себя роль механика, быстро исправляет повреждение, и игра продолжается дальше.

В
возрасте 5-6 лет
  замыслы игр устойчивые,
развивающиеся, играющие учитывают точку зрения партнера, строго выполняют
правила.

Сюжетно-ролевая
игра, как правило, коллективная, длительная по времени.
Используется
большое разнообразие тем. Дети отражают события и ситуации, выходящие за рамки
их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны,
например, «Космическое путешествие», а также «Работа кассира или регистратора»,
«Больница».

В этом
возрасте выделяются организаторы игр – дети, знающие много сюжетов,
пользующиеся авторитетом. Они берут на себя главную роль.

Задача
воспитателя в старшем возрасте: научить овладеть умением придумывать новые
 сюжеты игр, и брать
 на первых порах на себя ведущую роль, если у
детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует опыт.

Но
руководство игрой  должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и
творчество детей, а всячески способствовать их развитию.

К 7 годам, играющие
моделируют знакомые им  общественные отношения людей, что и является
собственно ролевой игрой.  Дети могут развертывать в игре разнообразные
последовательности событий, комбинируя
 их согласно своему замыслу и
замыслам 2-3 партнеров.

И здесь уже
достигается уровень длительного общения и  взаимодействия, складываются
 на основе общих интересов и избирательных симпатий.

Роль воспитателя:
предоставить воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы.
Если нужно, подсказывает, как лучше исполнить роль, использует советы,
напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания,
направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных
интересов, организационных навыков.

II. Практическая часть

Прочитайте предложенный ниже текст и
выполните задания:

1. Впишите основные структурные
элементы сюжетно-ролевой игры.

2.Напишите компоненты комплексного
руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников.

3.Выберите тему игры (в соответствии с требованиями
программы «От рождения до школы» и составьте план ее введения в жизнь детей (или
развития уже существующей игры) по своей возрастной группе.

И в
заключение хочется сказать, в педагогике  существует множество определений
игры, но одна мне нравится особенно: «Сюжетно-ролевая игра — это королева игр и
детства!»

Она всегда приносила
 детям удовольствие, радость, а это ведь здоровье наших воспитанников!
Поэтому игра стоит того, чтобы ею серьезно заниматься!

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

В ГРУППАХ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«СЕМЬЯ»

«БОЛЬНИЦА»

«ДЕТСАД»

«ШОФЁРЫ»

сентябрь

Готовим обед

Кукла заболела

Обед в детсаду

Мы — шофёры

декабрь

Банный день

На приёме у врача

Играем в детсаду

Автопарк

март

Большая стирка

Лечим зверят

В яслях

Катаем кукол

июнь

Мамы нет дома

В больнице

Праздник

Ремонт машин

«СТРОЙКА»

«МАГАЗИН»

«ЗВЕРЯТА»

«КУКЛЫ»

октябрь

Строим дом

«Продукты»

Мы — котята,

щенята

Угощение

кукол

январь

Строим гараж

«Овощи —

фрукты»

Мы — лисята,

зайчата

Ухаживаем

за малышами

апрель

Строим мост,

плотину

«Хлеб»

«Молоко»

Мы — ежата

День рождения

куклы

июль

Строим дорогу

«Игрушки»

«Книжки»

Мы — медвежата

Новоселье у

кукол

«ТРАНСПОРТ»

«ПАРИКМА-

ХЕРСКАЯ»

«ПУТЕШЕСТ-

ВИЕ»

«ТЕАТР»

ноябрь

Автобус

Причешем

кукол

Едем в гости

Театр зверят

февраль

Трамвай

Причешем

зверят

Едем в театр

Театр сказки

май

Поезд

Собираемся на

праздник

Путешествие

по реке

Театр кукол

август

Самолет

Парикмахерская

для детей

Путешествие в

лес

Спектакль

для мам

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ГРУППАХ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«СЕМЬЯ»

«БОЛЬНИЦА»

«ДЕТСАД»

«МАГАЗИН»

сентябрь

В семье младенец

Поликлинника

Работники

детсада

«Овощи —

фрукты»

декабрь

Мамы и папы нет

дома

Аптека

День в детсаду

Супермаркет

март

Праздник в семье

Вызов врача

на дом

Играем и занима-емся в детсаду

«Игрушки»

«Книги»

июнь

Мы мамы и папы

На приеме у

специалистов

Праздник

в детсаду

«Одежда»

«Обувь»

«ПАРИКМА-

ХЕРСКАЯ»

«АТЕЛЬЕ»

«СТРОЙКА»

«ЗАВОД»

«ФАБРИКА»

«КОСМОС»

«АРМИЯ»

«ТЕАТР»

«МУЗЕЙ»

октябрь

Парикмахерская

Строим город

Летчики

Мы — зрители

январь

Салон красоты

Автозавод

Служба в армии

Театр кукол

апрель

Ателье одежды

Судоремонтный

завод

Космонавты

Мы — артисты

июль

Детское ателье

Фабрика

игрушек

Пограничники

Экскурсия в

музей

«ТРАНСПОРТ»

ГИБДД

«ЗООПАРК»

«ЦИРК»

«ПУТЕШЕСТ-

ВИЕ»

«ШКОЛА»

«БИБЛИО-

ТЕКА»

ноябрь

Машины на нашей улице

Зоопарк

Путешествие на автобусе

Библиотека

февраль

Пост ГИБДД

Поездка в Африку

Путешествие на

поезде

Школьная

библиотека

май

Общественный

транспорт

Цирк зверей

Путешествие на

корабле

Уроки в школе

август

Автосервис

Артисты цирка

Путешествие на

самолете

Мы — школьни-

ки

Перспективный план
сюжетно-ролевой игры  «Парикмахерская»

Обогащение
знаний через ознакомление с окружающим миром

Обогащение
игрового опыта

Создание
предметно-игровой среды

Активизирующее
воздействие на игры детей

1.Рассматривание
иллюстраций: картина «парикмахер» (из серии «Кем быть»), иллюстрированный
материал по теме

2.
Рассказ воспитателя:

— о
труде парикмахера

— как
стать парикмахером

3.
Чтение:

— Чтение
стихов

«Дайте
ножницы, расческу…», «Мастер сделает прическу…», «Привели подстричь ребенка…»

— Чтение
рассказов Е.Благинина «Красавица какая», Б.Довяк – Мотович «Таяна в
парикмахерской»

-Загадки

«У этой
волшебницы…», «В этот чистый светлый зал…»

-Скороговорки «Не
жалела мама мыла…»

-Чистоговорки«Расти
коса до пояса…»

4.
Наблюдение:

за
работой воспитателя, когда он причесывает детей

5.Продуктивные
виды деятельности:

 —рисование:
«Мамина прическа»,

-аппликация:
«Кудрявая прическа», «Украсим прическу»,-лепка: «Новая модель прически»
(барельеф)

6.Слушание
песен

муз.
А.Александрова, сл. М. Ивенсон «К нам гости пришли», «Почему на голове не
растут цветочки…»

1.Дидактические
игры:

— «4 –
лишний»

— «Что
изменилось»


«Каждой вещи свое место»

— «Найди
отличия в портретах»

-«Что
умеют мастера»

Театрализованные
игры:

— Бианки
«Хвосты», «Эта шубка лучшая»

Игровыеупражнения:

«Заплетаем
косичку», «Завязываем бантик»

Игры –
имитации:

«Сушим
волосы феном», «Делаем стрижку»

Строительно –
конструктивные игры:

«Парикмахерская»,
«Рабочее место парикмахера»

Игры с
математическим содержанием:

 «У
кого коса длиннее», 
«У какого мастера больше инструментов»,
«Разложи в порядке убывания, возрастания»

Игры с
экологическим содержанием:

«Наведи
порядок на рабочем месте»

2.
Обучение ролевым действиям:

— Разыгрывание
сюжета (действия направлены на воспитателя)воспитатель в роли клиента

Разыгрывание
сюжета(действия направлены на детей)

воспитатель
в роли парикмахера

Разыгрывание
сюжета (действиянаправлены на игрушку), дети и воспитатель в роли
парикмахера, причесывают, подстригают, завивают, плетут косы, сушат голову

Ребенок
играет,используя только реальные предметы: ребенок расчесывает, накручивает
волосы на бигуди, использует фен, заколки, бантики

Привлечение
к параллельной роли: два мастера трудятся над прической, два клиента в
очереди

Разворачивание
сюжета на основе ролевого диалога;парикмахер – клиент, клиент – клиент,
мастер – мастер, директор салона – мастер, мастер — администратор

Разворачивание
сюжета с помощью проблемной ситуации: пригласили в театр, выступление на
конкурсе парикмахеров.

1.    Внести
реалистичные игрушки: передники, косынки, накидки, колпаки, полотенца

2.    Внести
предметы-заместители: палочки, карандаши, шпатели, строительные цилиндры,
кубики,

3.Копии: имитации
парикмахерских инструментов, пустые флаконы и баночки из под косметических
средств

3.Привлечение
родителей к изготовлению атрибутов:

— фартук
для парикмахера


накидка для клиента


Здравствуйте, я попала под дождь( поднялся ураган), и моя причёска
испортилась…

-Здравствуйте,
это парикмахерская? Запишите меня на модную причёску и маникюр….

-Сынок,
пойдём в парикмахерскую, сделаем тебе причёску…

— Меня
пригласили в театр и мне нужно выглядеть очень красиво…

Перспективный план
сюжетно-ролевой игры  «Больница»

Обогащение
знаний через ознакомление с окружающим миром

Обогащение
игрового опыта

Создание
предметно-игровой среды

Активизирующее
воздействие на игры детей

1.Рассматривание
картинок на тему «Работа врача», из книги К.Чуковского «Доктор Айболит».

2.
Рассказ воспитателя:


о труде врача


о работе скорой помощи


о медицинской символике


о лекарствах (ОБЖ)


о пользе прививок


о работе медсестры


о работе глазного врача и медсестры


что опасно для наших глаз

3.
Экскурсия в медкабинет ( наблюдение за работой фельдшера Лебедевой О.М.)

4.
Чтение:


К.Чуковский «Айболит»


А.Барто «Мы с Тамарой санитары»


Рассказ о мыльной пене и расчёске ( из серии «Приключения Стобеда»)

-А.Барто
«Очки»


В.Берестов «Больная кукла»


З.Александрова  «Мой мишка»


А.Крылов «Заболел петух ангиной»

1.Дидактические
игры:


«Что нужно врачу для работы»


«Мишка обжёг лапку»


«Опасности вокруг нас» (ОБЖ)

2.
Обучение ролевым действиям:


Я –врач, а ты больной;


врач прослушивает, смотрит горло, язык


медсестра выписывает рецепт


вызов врача на дом


врач внимательный, вежливый с больными, расспрашивает о состоянии здоровья,
назначает лечение


шофёры проходят комиссию( врач осматривает пациента, прослушивает, измеряет
температуру, давление


внести сумку с медицинскими инструментами для выезда врача на дом

-Побуждать
к использованию игрушек-заместителей


медсестра в глазном кабинете проверяет зрение


шофёры автобусов и легковых машин на осмотре у глазного врача


обучение ролевому диалогу: врач- медсестра- пациент

Скомпоновать
игровую зону – больница

Внести
реалистичные игрушки: куклы, резиновые игрушки

Внести
предметы-заместители:

 —
вата(кусочки поролона в коробочке)

-бинт
(лента из ткани)

-таблетки
( нарисованы на картоне)


фонендоскоп ( трубка)


шпатель, градусник ( палочка)

Копии:
шприц, бутылочки из-под лекарств, баночки из-под мази, пинцет.

Использовать
в игре телефон(реальный и условный).

4.Привлечение
родителей к изготовлению атрибутов:


медицинская сумка, халат, шапочка


У Маши болит горло. Как её вылечить?

-Дима?
Ты врач? Помоги мне…

-Катя,
твоя дочка заболела, вызови врача…


Кто мне звонит? Больная девочка? Что болит?


У воспитателя разболелась голова! Как быть?


у тебя ранка на пальчике? Обратись к врачу!


Зайка , ты почему такой грустный? у тебя болит живот? Давай я тебя полечу!


Алло! Это кабинет глазного врача? Это говорит дрессировщик. У моей собачки
разболелись глазки…

Перспективный план
сюжетно-ролевой игры  «Магазин»

Обогащение
знаний через ознакомление с окружающим миром

Обогащение
игрового опыта

Создание
предметно-игровой среды

Активизирующее
воздействие на игры детей

1.Рассматривание
иллюстраций по теме «Магазин»

2.
Наблюдения за работой продавца во время похода в магазин с родителями

3.
Чтение:


Ю.Тувим «Овощи»


СМихалков «3 копейки на покупки»

— И
Лопухина «В булочной»

4.
Слушание песни «Чебурашка» В.Шаинского

1.Дидактические
игры:


«Определи, какой магазин?»


«Вежливые слова»


«Разложи правильно»

— «Что
продают в магазине»

2.
Обучение ролевым действиям:

1.    Скомпоновать
игровую зону – магазин.

2.    Внести
счёты, весы.

3.    Совместное
изготовление чеков, денег, вывески «Магазин».

4.    Привлечение
родителей к изготовлению кассы, шитью халата, шапочки.

5.    Совместное
изготовление конфет, печенья из бросового материала.

— Катя,
давай играть! Я буду продавец, а ты покупатель.

— Алло !
Это автобаза? Вы сможете подвезти продукты в магазин?

— Ждём
гостей, напечём пирогов. Что надо купить в магазине для теста?

— Ты
кто, продавец? Я тоже. Давай я буду продавать хлеб, а ты овощи.

— У
моего друга сегодня день рождения. Надо купить в магазине подарок.

Перспективный план
сюжетно-ролевой игры  « Семья»

Обогащение
знаний через ознакомление с окружающим миром

Обогащение
игрового опыта

Создание
предметно-игровой среды

Активизирующее
воздействие на игры детей

1.Рассматривание
иллюстраций  к книгам:

А.Усановой
«Я один у мамы сын», С.Баруздина «Шаг за шагом», С.Михайловой «Вот какая
мама», Е Благинина «Важные дела», «Забота».

2.
Наблюдения за работой помощника воспитателя.

3.
Чтение:


Н.Забила «Про девочку Марину», «Ясочкин сад»

-А.Барто
«Младший брат»


Е.Пермяк «Для чего нужны руки»

— С.Маршак
«Как мама  стала большой», «Холодный день»


С.Капутикян «Стираем», «Пылесос», «Игрушка».

4.
Разучивание колыбельных песен.

1.Дидактические
игры:

— «Кто
что делает»

2.
Обучение ролевым действиям:

— Уложим
куклу спать


приготовим обед


испечём пироги

— оденем
куклу на прогулку


угощение куклам


заварим кукле лечебный чай

— стирка
белья


наведём порядок в доме

3.
Обучающая игра:


Ласковые слова»

— «Ждём
гостей»

-«Дочка
заболела»

-«Вызываем
врача»


«Заботливые мамы»

1.Скомпоновать игровую зону –квартиру с
мебелью.

2.Внести игрушки –заместители: телефон,
ножи.

3.Привлечение родителей к изготовлению
атрибутов: прихватки, постельное бельё, фартуки, одежда для кукол.

4.Совместное
изготовление сушек, баранок, пирожков, колбасы (из солёного теста).

— Катя,
давай играть! Здесь у нас будет дом. Ты будешь мамой, а я дочкой.

— Мишка,
ты почему такой грустный? Сейчас я сварю тебе кашу….

— Как
много накопилось грязного белья. Полина,  давай займёмся стиркой.

— Кукла
Катя ждёт гостей. Поможем ей приготовить угощение?

— Приём
парал. игры:

— Ты
мама, и я мама. Давай я буду печь пироги, а ты варить суп.

— Ты
мама, а ты папа. Как вы будете заботиться о своих детях?

-Настя,
позвони своей подруге. Спроси, как она себя чувствует? Чем занимается?

Перспективный план
сюжетно-ролевой игры  « Строители»

Обогащение
знаний через ознакомление с окружающим миром

Обогащение
игрового опыта

Создание
предметно-игровой среды

Активизирующее
воздействие на игры детей

1.Рассматривание
альбома «Наш город Вышний Волочёк», иллюстраций по теме «Стройка»,
иллюстрации к сказке «Три поросенка»

2. Беседы о
работе строителя, строительной технике, строительных специальностях

3.
Чтение:

-Чтение
стихов А. Барто «Маляр», Заходер «Строители», Маршак «Дом,
который построил Джек», О.Бедарёва «Асфальтом улицы мостятся»

-Чтение
рассказов
Б.Житков
«Что я видел» К. Нефедова «Дом, какой он»,

-Загадки «Средь
облаков, на высоте…», «Варит он не борщ, не суп», «Вот на краешке в опаской…»

-Скороговорки«Ищу
профессию – каменщика, крановщика и стекольщика»

-Чистоговорки«Ца – ца
– ца – строительство крыльца», «цо-цо-цо – красивое крыльцо»

-Лепка
«Дом из кирпичей»

-Аппликация
«Домики трех поросят»

-Рисование
«Дом моей мечты»

-Конструирование
«Строим любимый город»

-Слушание
песен
«Песенка
Мышонка – строителя», «Песенка бобра»

1.Дидактические
игры 

-«4 –
лишний»,

— «Кому
что нужно для работы»,

-«Сосчитай
до пяти»,

— «Что
за чем»,

-«Расставь
по величине»,

 -«Волшебная
стенка»,

 -«Забиваем
гвоздик»

Театрализованные
игры 

-«Три поросенка»,


«Заюшкина избушка»,

-«Теремок»

Игровые
упражнения

-«Построй
такую же башню»,

Игры –
имитации

-«Красим
стену»,


«Кирпичная кладка»

Строительно –
конструктивные игры

— «Дома
ближайшего окружения»

3.    Обучение
ролевым действиям:

-Разыгрывание
сюжета (действия направлены на детей)воспитатель берет на себя роль прораба
или строителя

-Разыгрывание
сюжета (действия направлены на игрушку) дети в роли строителей, строим для
собачки, теремок для всех зверей

-Ребенок
играет, используя только реальные предметы

-Строим
домики для птиц, с помощью молотка и гвоздей, строим палисадник из камушков.

Принятие
параллельной роли:

-Привлечение
к параллельной роли два заказчика, две строительных фирмы, два архитектурных
проекта

-Разворачивание
сюжета на основе ролевого диалогастроитель – заказчик, строитель – прораб,
строитель – архитектор, архитектор – заказчик, архитектор – прораб, заказчик
— прораб

-Разворачивание
сюжета с помощью проблемной ситуации: не привезли строительный материал,
наводнение, обильный снегопад, сломалась техника

 Внести
атрибуты: коробка, контейнер для хранения игрового оборудования,

каска,
рукавицы, передники

Копии: имитации
строительных инструментов ( бруски, палочки)

Заместители:
коробки,
стаканчики, скотч,

— Ты
строитель. Построй дом для зайчика…

— Вы
строители? Помогите построить дорогу для транспорта в нашем городе…

— Дима,
ты строитель? Построй улицу на которой ты живёшь…

Перспективный план
сюжетно-ролевой игры  «Цирк»

Обогащение
знаний через ознакомление с окружающим миром

Обогащение
игрового опыта

Создание
предметно-игровой среды

Активизирующее
воздействие на игры детей

1.Рассматривание
иллюстраций  по теме «Цирк»

2.
Рассказ воспитателя

— о
цирке

— о
цирковых профессиях

3.
Обводка и раскраска контуров клоунов; аппликация жонглёра

4.Чтение
художественных произведений

 -С. Я.
Маршак «Цирк»,

— А. Н.
Толстой «Гутаперчивый мальчик» (отрывки) и т. д.).

5.Слушаниепесен
«Цирк, цирк, цирк» В. Шаинского, «Богатырская сила» А. Пахмутовой, «Клоуны»
Д. Кобалевского.

1.Дидактические
игры:


«Подбери костюм клоуну»

Обучающая
игра


«Попробуй рассмеши»

-«Клоуны
на арене»

2.
Обучение ролевым действиям:

1.Совместное
изготовление программ, билетов, номерков для гардероба, рисование афиш.
Распределение ролей. Разучивание цирковых номеров.

2.Привлечение
родителей к изготовлению красивых воротничков, жонглёрских атрибутов..

3.Внесение
атрибутов: гимнастическая доска, набор цифр от 1 до 10, маленькие гири,
гантели, штанга, две банки с крышками, волшебная коробочка с платком;
костюмы;


клоун. Приходите, пожалуйста, на цирковое представление.

— Ты
клоун? Я тоже клоун. Давай покажем цирковое представление

— Катя,
у нас в городе построили цирк. Давай в воскресенье сходим на цирковое
представление…

Перспективный план
сюжетно-ролевой игры

 «На корабле»                                    

 Обогащение знаний через ознакомление с окружающим миром

Обогащение игрового опыта

Создание предметно-игровой среды

Активизирующее воздействие на игры детей

Беседа

-о разновидностях водного
транспорта

— о труде моряков (походы
военных моряков, моряки – путешественники)

Рассматривание иллюстраций
кн. В.Маяковского «Кем быть», сюжетных картинок «Строим корабль», иллюстраций
с изображением корабля

Заучивание стихотворений
(А.Барто «Кораблик»…)

Чтение С.Маршака «Мы
военные»

Аппликация «Кораблик»

Рисование «Моряки»

Беседа с детьми о моряках

Альбом «Все работы хороши»

Пение песни «По морям, по
волнам…»

Обучающие игры:

— «Я — моряк»

— Я – капитан

— Я – матрос

— кок  (повар)

— построим корабль

Индивидуальное обыгрывание
каждой роли совместно с детьми

Использование игровых
приёмов побуждающих детей брать на себя роль

Дид. игра «Кому что нужно
для работы» (капитан, моряк, кок)

Подбор игрового материала для игры «Моряки»

— спасательный круг

— подзорная труба

— бескозырки

— воротники матросские

— фуражка капитана

— штурвал

Изготовить новые атрибуты:

— бинокли

— рупор

— сети

— подводные обитатели

— наушники, рация

— фотоаппарат

— акваланги

Побуждать детей использовать игрушки заместители

 — Я капитан корабля. Приглашаю всех в путешествие…

Воспитатель оказывает помощь в постройке корабля

 Вос-ль в главной роли (капитан – образец игрового
поведения)

Вос-ль во второстепенных ролях (матрос, радист, кок, водолаз)

(образец общения: капитан — матрос)

 Вос-ль предлагает:

— команде посетить больницу (мед.осмотр перед выходом в море)

— загрузка корабля всем необходимым (продукты, вода, груз)

— проверка корабля

Ситуации в море:

— встреча с акулой

— фото – дельфины…

— пробоина

— спуск водолазов

— шторм  

  — пожар

— киты   

   — льды…

Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми

В дошкольном возрасте закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она сама целенаправленно, поэтапно формируется. Чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка, надо научиться, ею управлять, а для этого нужно уметь подчиняться законам развития игры.

Нередко воспитатели довольно жестко указывают детям, во что и как играть, при таком руководстве игра теряет присущие ей признаки ведущего процесса, и тогда действительно вместо развития происходит ломка этой специфической детской деятельности.

Руководить игрой сложно. Одна из трудностей связана с тем, что в настоящее время в дошкольной педагогике сложились разные теоретические подходы к руководству игрой.

Актуальность руководства игрой определяется еще и тем, что в настоящее время с появлением новых информационных технологий на дошкольников обрушился поток разнообразной информации, управлять которым взрослым непросто. С одной стороны, это имеет огромное значение, так как использование новых источников информации позволяет интенсивно расширять кругозор у детей. Но, с другой стороны, дети приучаются пассивно воспринимать информацию, творчески ее не перерабатывая. Поскольку игра является своеобразной формой размышления ребенка о мире, отражение интересных событий в ней приводит к тому, что происходит осмысление присвоение.

Поэтому игра при условии грамотного руководства со стороны педагога может превратиться в мощное средство развития со стороны современного ребенка

В дошкольной педагогике существуют различные подходы к руководству детской игрой. Одним из перспективных направлений является методика комплексного руководства игрой.

Комплексное руководство игрой включает четыре взаимосвязанных общим содержанием компонента: 1. Ознакомление детей с окружающим миром в активной деятельности, 2. Обобщение игрового опыта, 3. Организацию предметно-игровой среды, 4. Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры.

Все компоненты одинаково важны в процессе формирования игры.

Как показала практика, внедрение этой методики позволяет к концу дошкольного возраста сформировать полноценную самодеятельную творческую игру, что является важным условием подготовки детей к школе и переходу их к следующей ведущей деятельности – учебной.

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО

Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности

Обогащение игрового опыта

Организация предметно-игровой среды

Активизирующее общение воспитателя с детьми

I_____________________I__________________I__________________I

Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности

Большое значение для обогащения содержания игры имеет первый компонент комплексного руководства.

Игра по своей природе социальна, в ее основе – явления окружающей действительности, поэтому в качестве составной части руководства выделяют ознакомление с окружающим миром.

В результате усвоения социального опыта дети начинают играть, тем самым они в увлекательной форме знакомятся с широким кругом явлений окружающей действительности. Важно и то, что через игры ребенок не только познает мир, он также имеет возможность пережить еще неизвестные ему в реальной жизни чувства, приобщиться к деятельности людей. Какие действия и отношения ребенок видит в реальной жизни, такие он и отражает в игре.

Работа по ознакомлению с окружающим миром нередко проводится изолированно от игры. Надо позаботиться о том, чтобы знания, полученные на занятиях, во время беседы на прогулках, в вечернее время, в повседневной жизни, находили отражение в игре. Тогда не придется придумывать, а в какую игру предложить детям поиграть. Но и не следует настаивать на том, чтобы дети обязательно повторяли в своих играх то, о чем они узнали на занятиях.

К планированию работы по ознакомлению с окружающим миром педагогам надо подходить творчески, только в этом случае игра сможет стать своеобразной формой размышления ребенка о мире, а постоянный приток новых впечатлений будет обогащать содержание игр. Тогда и замыслы игр будут разнообразными, и сами игры по содержанию не будут похожи друг на друга.

Именно в игре приобретенные детьми знания получают практическое применение, обогащаются, воплощаются в игровых действиях, и самое главное – усваиваются ребенком, становятся его собственными знаниями, повышающими его личностную компетентность.

Ознакомление с окружающей действительностью задает содержание всем последующим компонентам комплексного руководства игрой и насыщает саму игру конкретным содержанием. На разных этапах развития игры значимость ознакомления с окружающим миром меняется. Несколько снижена его роль в младшем дошкольном возрасте, так как круг событий, с которыми знакомят детей, еще ограничен. Чем старше становятся дети, тем более значимой представляется работа по ознакомлению с окружающим миром: у детей появляется желание узнавать о новых фактах и событиях. Таким образом, у них начинают складываться познавательные интересы, которые влияют на развитие игровых интересов.

Обогащение игрового опыта

В игре впечатления об окружающем мире отображаются особыми игровыми способами. Содержание второго компонента комплексного руководства игрой посвящено выявлению специфики обогащения игрового опыта детей на разных этапах развития игры.

Взрослый принимает на себя сложную функцию – сформировать у ребенка игровой опыт, познакомить его с игровой условностью.

Возникает вопрос: Какой игровой опыт должны приобрести дети?

Ответ на него дает представление об основных направлениях в развитии игрового опыта детей.

Развитие игрового опыта детей

Усложнение содержания

Усложнение игровых действий

Взаимодействие с партнером

Самостоятельность и творчество

Объективную информацию о том, какой игровой опыт должен приобрести каждый ребенок, дает диагностика уровня развития игры. Грамотно проведенная диагностика позволит целенаправленно, постепенно осуществлять обогащение игрового опыта у каждого ребенка по всем направлениям развития игры.

Большое значение для обогащения игрового опыта детей имеют обучающие игры. При проведении обучающих игр необходимо соблюдать ряд требований.

Воспитатель выступает в роли равноправного партнера, который вместе с детьми сомневается, размышляет, советуется с остальными участниками игры, уважает их мнение, но при этом взрослому принадлежит ведущая роль.

Чтобы обучающая игра была подлинной, детей надо вводить в игровую, мнимую, ситуацию, иначе это будет не игра, а занятие. Безусловно, игра должна быть детям интересна.

Игровое сотрудничество должно быть особым: взрослый вместе с детьми придумывает, как решить поставленные игровые проблемные ситуации, помогает советами, наводящими вопросами, но не играет за ребенка, авторитарная или демонстративная позиция обучающего в них неуместна. Обязательное требование – должно быть активное участие ребенка в игре. Воспитатель ничего не должен делать в игре за ребенка, он ему только помогает! Обучение должно проходить в непринужденной, игровой форме и быть незаметным. Прямое обучение в игре неуместно, неэффективно, ошибочно.

Организация предметно-игровой среды

Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому в комплексном руководстве игрой серьезное внимание уделяется выявлению специфики организации развивающей предметно-игровой среды. При оформлении предметно-игровой среды соблюдаются следующие условия:

  • Оснащение игровых уголков разными по тематике игрушками и другим игровым материалом зависит от знаний детей об окружающем мире, поэтому обязательно должна прослеживаться взаимосвязь с работой по ознакомлению с ним;

  • Игровые уголки комплектуются различным материалом с учетом развития игры.

Взаимосвязь в работе по ознакомлению с окружающим миром и последующим оснащением игровой среды ведет к обогащению содержания детских игр.

Игровая среда гибко изменяется с учетом обогащения жизненного и игрового опыта детей. Если игровая среда статична, неизменна, то дети привыкают к постоянному набору игрового материала и могут не обращать на него внимания. Такое оснащение не оказывает развивающего эффекта.

Важно, чтобы дети ощущали себя полноправными хозяевами в своем игровом уголке А от воспитателей требуется проявление творчества, чуткости к детской фантазии, рациональность в подборе и размещении игрового материала.

Активизирующее общение воспитателя с детьми

Подвести детей к самостоятельному, творческому применению обогащенного реального и игрового опыта помогают игровые проблемные ситуации. Они направлены на творческий поиск, мобилизуют знания, игровой опыт. Игровые проблемные ситуации могут быть созданы как путем изменения предметно-игровой среды, так и с помощью активизирующего общения взрослого с детьми по содержанию игры(четвертый компонент комплексного руководства).

Общение воспитателя с детьми называется активизирующим, этим подчеркивается, что детей надо побуждать к проявлению инициативы в игре.

Вступая в активизирующее общение, воспитатель должен учитывать уровень развития игры конкретных детей, представлять перспективу ее совершенствования.

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры, с одной стороны, выступает как самостоятельный компонент комплексного руководства игрой, с другой-0пронизывает все остальные компоненты, поскольку воспитатель обязательно вступает в общение с детьми при проведении любых воспитательно-образовательных мероприятий.

Во время обогащения игрового опыта воспитатель особым образом обучает детей, передавая им свой игровой опыт. В ходе активизирующего общения воспитатель с детьми акценты смещаются: взрослый как бы отходит на второй план, он умело направляет детей на проявление самостоятельности. Инициативности, творчества в игре.

Активизирующее общение не только рассматривается как отдельный компонент руководства игрой, но и является неотъемлемой частью всех предшествующих компонентов.

Чтобы активизировать детей, педагог должен знать, какой игровой опыт надо развивать у каждого ребенка. В процессе активизирующего общения он может усложнять содержание игры, побуждать детей к взаимодействию, а также развивать у них самостоятельность и творчество в игре. Воспитатель ставит конкретные задачи руководства и, активизируя детей, решает их.

Основные требования к организации активизирующего общения воспитателя с детьми в процессе игры:

  1. Воспитатель вступает с детьми в игровое сотрудничество, строит с ними диалог. Это требует, чтобы взрослый считался с мнением играющих, не диктовал им, как поступать в той или иной игровой ситуации. Педагог предоставляет детям свободу игрового самовыражения. Воспитатель не играет за детей, не дает им готового решения, он активизирует их к проявлению инициативности, творчества, самостоятельности.

  2. Чтобы общение было целенаправленным, оправданным, а не спонтанным, воспитателю нужно заранее продумывать, как оно будет осуществляться, то есть не игнорировать этап организации общения, связанный с его предварительным моделированием. Планированием.

  3. Включаться в активизирующее общение необходимо своевременно, в тот момент, когда дети испытывают затруднение или требуется актуализировать освоенные ранее игровые умения. Это значит, что воспитатель должен постоянно держать в поле зрения играющих, быть наблюдательным.

  4. Воспитатель должен включаться в игру тактично, деликатно, осторожно, чтобы не разрушить детские замыслы, умело направлять играющих, обобщая сюжетное и психологическое содержание игры. Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринужденным.

Использование демократического стиля педагогического общения может привести к положительным результатам в организации активизирующего общения воспитателя с детьми в процессе игры.

Игра стоит того, чтобы ею серьезно заниматься!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тойота ленд крузер 100 инструкция по эксплуатации
  • Тадафорт 20 инструкция по применению на русском
  • Как оформить разрешение на травматическое оружие через госуслуги пошаговая инструкция
  • Оппозиционная манера поведения обычно направленная против авторитета или руководства это ответ
  • Комод мальм икеа 3 ящика инструкция по сборке