Концертный зал чайковского руководство

Орган украшал Концертный зал имени П. И. Чайковского с первых дней. В 1940 году здесь был установлен инструмент немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер», с 1840 года находившийся в соборе Свв. Петра и Павла на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Это был один из лучших органов своего времени, на нем обучались студенты Санкт-Петербургской консерватории, в том числе сам Чайковский. Однако при демонтаже и транспортировке в Москву он сильно пострадал. После многоэтапных работ по вводу инструмента в эксплуатацию первый органный концерт состоялся лишь в ноябре 1947 года, играл эстонский органист Хуго Лепнурм. В последующие 12 лет орган звучал нечасто.

В середине 1950-х годов в нашей стране начал стремительно возрастать интерес к органному искусству: при Министерстве культуры СССР была создана Постоянная комиссия по вопросам органостроения, во многих консерваториях стали открываться органные классы. Начался советский органостроительный бум. Его первенцем стал уникальный инструмент Зала Чайковского.

Идею возведения современного органа на месте валькеровского подал чешский органист Иржи Рейнбергеру, в 1956 году посетивший Москву с концертами. Инициатором приобретения нового инструмента стал директор Московской филармонии Митрофан Белоцерковский. По совету выдающегося советского органиста Леонида Ройзмана, председателя упомянутой выше комиссии, изготовление органа было поручено чешской фирме «Ригер-Клосс». Ее мастера блестяще справились с задачей: построенный по последнему слову техники инструмент обладал универсальными ресурсами для исполнения музыкальных произведений разных эпох и стилей; вплоть до 2003 года он оставался самым большим органом Москвы и по-прежнему является одним из крупнейших в России. Для его перевозки из Чехословакии в СССР потребовался специальный состав из восьми вагонов.

Концерт-инаугурация нового органа состоялся 26 сентября 1959 года. Честь первого выступления принадлежала Иржи Рейнбергеру, исполнившему сочинения Пёрселла, Баха, Франка, Дюпре, Хиндемита, Эбена, Сокола и собственную транскрипцию фортепианной прелюдии и фуги Шостаковича. С органом Зала Чайковского связана вся история современного российского органного исполнительства. За 60 лет московская публика познакомилась с органистами практически всех европейских стран, США и Канады. Среди них – крупнейшие в истории исполнительского искусства фигуры: немецкий органист и композитор Иоганнес-Эрнст Кёлер – основатель Баховских фестивалей в Лейпциге, Иоганнес Кестнер – органист Лейпцигской церкви Св. Фомы, Флор Петерс, Жан Гийю, Ги Бове, Оливье Латри, Хуго Лепнурм, Леопольдас Дигриси другие прославленные музыканты.

Несколько поколений публики воспитано на органных концертах Зала Чайковского. На протяжении многих лет огромный интерес слушателей вызывали концерты ежегодного абонемента выдающегося органиста Гарри Гродберга. В наше время в главном зале Московской филармонии регулярно проводятся органные фестивали и выступления крупнейших российских и зарубежных мастеров, большой популярностью пользуются абонементные циклы «Девять веков органа», «Музыка для органа с оркестром».

Орган Зала Чайковского имеет 4 мануала, педальную клавиатуру и 81 регистр. Длина корпуса инструмента – 11 метров, ширина – 6 метров, высота – 8 метров. Внутренняя часть органа состоит из 3 этажей, где расположены 7800 звучащих труб: размер самых больших доходит до 6,5 метра в высоту, 2,6 метра в диаметре, вес – до 220 килограмм; высота самых маленьких – 20 миллиметров, диаметр – со спичечную головку.

Первоначальная диспозиция органа составлена Иржи Рейнбергером при участии Леонида Ройзмана.Впоследствии инструмент дважды реконструировался – в 1970 и 1977 годах, тогда же по инициативе Гарри Гродберга существенно скорректирована диспозиция и увеличено количество регистров. Универсальный состав голосов позволяет исполнять готический, ренессансный и барочный репертуар, включая произведения испанских композиторов, сочинения немецких, французских и английских авторов эпохи романтизма, музыку XX-XXI вв.

Орган Зала Чайковского остается одним из лучших в России. Это национальное достояние и исторический памятник (как с технической, так и с художественной точки зрения). Его визуальный облик – также памятник своей эпохи: аскетичный фасад инструмента как нельзя лучше вписывается в строгие контуры сцены, придавая ей завершенный и величественный вид.

Ферапонтова Елена

Ферапонтова Елена Владимировна

Кандидат искусствоведения
Преподаватель
Руководитель дирекции

Шебаршина Наталья Валентиновна

Менеджер

Федяева Анастасия Александровна

Ведущий музыкальный редактор

Иудина Дарина Сергеевна

Менеджер

Наймушина Лариса Николаевна

Дежурная по выдаче справок

Сорочинская Нина Сергеевна

Дежурная по выдаче справок

Туровцева Александра Александровна

Менеджер

Алексей Шалашов. Фото предоставлено пресс-службой МГАФ

Исполнилось 70 лет Алексею Шалашову, генеральному директору Московской филармонии. Филармония в 2022 отметила 100-летие. Сегодня Московская филармония в том же ряду исторических лидеров музыкальной культуры России, что и Большой и Мариинский театры (каждый из них в недалеком будущем отпразднует 250-летие); две столичные консерватории, недавно отметившие 150-летние юбилеи; Санкт-Петербургская филармония, которая на год старше московской.

Генеральный директор

Алексей Шалашов родился 15 сентября 1952 в Вологде. В 1977 окончил Московскую консерваторию по классу скрипки профессора М.С, Глезаровой. 20 лет играл в БСО под управлением Владимира Федосеева, затем был директором БСО.

А.А. Шалашов возглавил филармонию в 2003, до этого год работал заместителем генерального директора.

Прошедшее 20-летие — один из самых интересных периодов в истории филармонии. Под руководством А. Шалашова Московская филармония все эти годы остается флагманом российской концертной жизни в сфере академической музыки. Каким она и была на протяжении всей своей вековой истории.

По инициативе Шалашова в афише появились новые проекты и фестивали, филармоническую сцену украсили выступления выдающихся музыкантов и коллективов. В приоритете была и остается академическая классическая и современная музыка (во многих филармониях России это, к сожалению, далеко не так).

Абонементы и проекты

Была сделана ставка на абонементные программы. Абонементы в МГАФ были всегда, но именно начиная с 2000-х годов, с приходом нового руководства, они стали основой планирования сезона.

«Мы понимали, что нужно создать систему взаимной ответственности между филармонией, артистами и слушателями. Артист предлагает дату и программу, филармония планирует концерт, слушатель покупает билет — элементарные вещи. Но в 2002 году этого практически не было. Когда я пришел в филармонию, абонементы продавались без дат. Знаете, почему? Потому что мы не знали, когда у артиста появится окно между зарубежными поездками. Как продавать абонементы, если нет даты? Стержень концертной жизни — это календарь, а его не существовало, потому что не было системы взаимной ответственности. Как только она появляется — можно начинать продавать билеты по-настоящему, ведь билет — это договор, и никак иначе его трактовать нельзя» (интервью А.А. Шалашова С. Ходневу, «Коммерсант», 2021).

Сейчас в программе филармонии — более 250 абонементных циклов разного направления и для всех категорий слушателей: высокая и популярная классика, барокко, опера, оратория, оркестровые, фортепианные, камерные абонементы, несколько десятков циклов для детской и молодежной аудитории, трехэтапная программа продвижения молодых исполнителей, современная музыка, фольклор, джаз, многое другое. Большинство из них раскупается в первые недели продаж, а многие — в первые дни и даже часы.

Накануне сезона 2016/2017 филармония сообщила о продаже 100 000 абонементов.

Концертный зал имени П.И. Чайковского стал главным залом Московской филармонии. Новый генеральный директор поставил цель — сделать филармонию и Зал Чайковского центрами музыкальной культуры европейского уровня. Оценивая прошедшие почти 20 лет, можно сказать, что эта цель была достигнута.

Барокко

Московская филармония одной из первых уловила гигантский интерес слушателей к музыке барокко, возникший в середине 2000-х. Существенную часть репертуара заняли оперы, оратории, оркестровые шедевры Монтеверди, Баха, Генделя, Вивальди и их современников, которые исполняли всемирно признанные мастера аутентичного исполнительства: «Les Arts Florissants» и Уильям Кристи, «Музыканты Лувра» и Марк Минковски, ансамбли «Collegium Vocalе Gent» и Филипп Херревеге, «Il Giardino Armonico» и Джованни Антонини, «Матеус» и Жан-Кристоф Спинози, оркестр Armonia Atenea и Георгиос Петру, Амстердамский барочный оркестр и Тон Копман, Фрайбургский барочный оркестр, Берлинская академия старинной музыки, дирижеры Кристофер Мулдс, Роджер Норрингтон, плеяда блестящих барочных вокалистов. В начале юбилейного сезона 2021/2022 проведен масштабный фестиваль «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний», в котором прозвучали оперы и оратории великого немецкого композитора.

Опера

Важнейшим направлением в репертуарной политике стала опера. Почти 20 лет существует оперный абонемент Госкапеллы России под управлением В. Полянского, которая представила в концертном исполнении десятки опер: Верди, Вагнера, Оффенбаха, Дворжака, Пуччини, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского. Абонемент «Оперные шедевры», как и барочные абонементы, всегда раскупается одним из первых. В этих и других циклах, как и в фестивальных проектах (Большой фестиваль РНО, «Истории с оркестром В. Юровского), в абонементе «Камерные оперы в Камерном зале» звучали и мировые шедевры разных эпох, и редко исполняемые оперы композиторов барокко, Гайдна, Россини, Беллини, Доницетти, Массне, мастеров XX века, наших современников — Слонимского, А. Чайковского и других. Многие из них — российские премьеры. 1 ноября в КЗЧ — «Дидона и Эней» Перселла.

Симфоническая карта России

В продвижении оркестрового искусства А. Шалашовым во главе Московской филармонии сделано много. Не случайно Алексей Алексеевич не раз говорил, что симфонический оркестр, симфонические концерты — фундамент музыкальной инфраструктуры города и региона. Все московские оркестры имеют по несколько абонементов сезона: в Зале им. Чайковского, Большом зале консерватории, «Филармонии-2».

С 2008 в филармонии существует абонемент, представляющий симфонические оркестры России. В этом цикле выступили все ведущие коллективы страны: из Екатеринбурга (Уральский академический филармонический), Новосибирска, Башкортостана, Белгорода, Воронежа, Иркутска, Нижнего Новгорода, Омска, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Саратова, Северо-Кавказской филармонии, Томска, Тюмени, Ульяновска, Ярославля, других городов и регионов. ГАСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского уже несколько лет имеет в КЗЧ свой персональный абонемент.

На сцене — молодые

Одной из идей, реализованных А. Шалашовым, стала программа продвижения молодых исполнителей. Она включает три этапа: «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Звезды XXI века».

Путь от дебютантов до признанных артистов прошли в Московской филармонии, наверное, все музыканты нынешнего поколения 30–35-летних, ставшие известными в России и в мире, добившиеся успехов на крупнейших международных конкурсах.

Филармония — юным

Еще один важнейший курс, взятый в свое время новым директором — на музыкальное просвещение. Среди многих концертных циклов для юных слушателей, появившихся за эти 20 лет в филармонической афише, неимоверную популярность обрели «Сказки с оркестром», в котором звезды театра и кино рассказывают любимые сказки детям, их родителям, бабушкам и дедушкам

Этот проект появился в поисках новых форм работы с детьми, для которых, по словам А. Шалашова, непросто придумать что-то новое и при этом увлекательное. Судя по спросу на «Сказки с оркестром», Московской филармонии это удалось. Более того: эту идею взяли на вооружение многие филармонии России. Просветительство, популяризаторство — в лучшем смысле слова — всегда было и остается одной из главных сторон филармонической работы. Жанр «слова о музыке» перед звучанием самой музыки, великими носителями которого были Светлана Виноградова, Геннадий Рождественский, сегодня продолжают мэтры (Жанна Дозорцева, Павел Любимцев, Артем Варгафтик, дирижер Владимир Юровский) и их молодые коллеги, многие солисты.

Новое направление в филармонической деятельности — работа с молодежной аудиторией, тинейджерами, студентами. Здесь также осуществлено немало инновационных идей и проектов. Особенно популярны «Мама, я меломан» и «Язык музыки» (ведущие Ярослав Тимофеев и Мария Холкина).

В прошлом сезоне в афише появился еще один цикл Я. Тимофеева: «Вещь в себе. Сокровища современной музыки под микроскопом», в котором он представляет ключевые партитуры XX–XXI веков. В сезоне 2021–2022 это были Tabula rasa Пярта, «Стикс» Канчели, «Музыка пустыни» Райха. В новом сезоне заявлены «Симфонические танцы» Рахманинова и Concerto grosso № 1 Шнитке.

Современная музыка

За прошедшие 20 лет в афише филармонии появилось несколько проектов, связанных с исполнением современной музыки: ныне живущих авторов или уже ушедших из жизни.

С 2009 проводится фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». С 2014, когда художественным руководителем фестиваля стал Владимир Юровский (в 2011–2021 художественный руководитель Госоркестра имени Е.Ф. Светланова), форум вышел на новый уровень. Слушатели знакомятся с сочинениями ХХ века и с музыкой наших дней. В Москве побывали известнейшие европейские музыканты (например, дважды — парижский Ensemble intercontemporain). В филармонии сформировалось особое пространство и атмосфера для восприятия современного искусства. Во многом благодаря этому фестивалю новая музыка закрепилась в филармонической афише, стала набирать свою аудиторию.

Ежегодно филармония представляет абонементы современной музыки, в основном в Камерном зале. Среди них — «Персона – композитор», который ведет главный редактор «Музыкального обозрения» Андрей Устинов: за 13 сезонов (с 2009/2010) в нем участвовали 50 отечественных композиторов разных поколений. Новая музыка постоянно звучит в других абонементах А. Устинова и «МО»: «Инструментариум», www.баян.ru, в проектах к юбилеям Софии Губайдулиной.

Первые циклы современной музыки («Другое пространство», «Персона – композитор») появились в конце нулевых. А сегодня в абонементной линейке МГАФ — целый веер предложений: абонементы и концерты «Студии новой музыки», ГАМ-ансамбля («Галерея актуальной музыки»), МАСМа, других исполнителей.

Популярная классика

Основу филармонической афиши составляет все же высокая классика. Филармония идет навстречу широкой публике, предпочитающей слушать Рахманинова, Чайковского, Брамса, Бетховена, Шопена, романтическую музыку XIX века. Например, один из самых востребованных и продаваемых абонементов — «Великие инструментальные концерты». Этот репертуар пользуется привлекает основную часть филармонической публики, он выгоден и с экономической точки зрения.

РНМСО

Создание в 2018 Российского национального молодежного симфонического оркестра — одно из главных достижений А.А. Шалашова и филармонии последних лет. Вслед за Свердловской и Воронежской филармониями, в МГАФ также был создан постоянно действующий молодежный оркестр, но уже не регионального, а национального масштаба. РНМСО, задуманный и действующий как оркестр-академия для совершенствования мастерства молодых музыкантов, входит в структуру МГАФ, имеет несколько филармонических абонементов, пользуется особым вниманием руководства филармонии. Можно сказать, молодежный оркестр — любимое детище генерального директора.

«Российский национальный молодежный симфонический оркестр устроен по принципу профессионального коллектива. <…> не просто оркестр, а симфоническая академия, и в этом суть проекта — здесь воспитывается подлинное мастерство оркестрового музицирования: освоение репертуара, освоение стилей, оркестровых приемов и многое другое — то, что трудно приобрести за несколько лет обучения в консерватории» (интервью М. Гайкович, «Независимая газета», ноябрь 2021).

Реставрация, реконструкция, ремонт

Реставрационные работы в филармоническом Доме на Триумфальной площади начались сразу после прихода А.А. Шалашова на пост директора филармонии. На первом этапе (середина 2000-х) в КЗЧ установили новые кресла, изготовили новую сцену-трансформер, расширив сценические возможности (в частности, для исполнения опер semi-stage возможно убрать партер, на месте которого располагается оркестр). Залу были возвращены элементы исторического облика: восстановлен мраморный пол 1930-х годов, зеркальные колонны и банкетки в нижнем фойе. Значительно улучшилась акустика благодаря специальным акустическим щитам, установленным немецкой фирмой Mueller BBM.

С 2019 шла полномасштабная реставрация фасада здания, завершившаяся к 100-летию филармонии. Устранены многочисленные дефекты и повреждения, восстановлены отсутствовавшие много лет архитектурные элементы на портике и крыше здания.

В декабре 2007 в здании филармонии открылся Камерный зал на 100 мест, ставший площадкой для экспериментов, дебютов молодых артистов, исполнения современной музыки и более широкого представления музыки Ренессанса и барокко. Сегодня, по словам А. Шалашова, этого уже недостаточно: филармонии нужен еще один камерный зал в центре Москвы, на 300–400 мест.

«Филармония-2»

В 2014 Московская филармония получила в свое распоряжение комплекс в Олимпийской деревне — теперь «Филармония-2». После масштабной реконструкции здания в нем открылся Концертный зал на 1040 мест, получивший имя С.В. Рахманинова, по акустике и инфраструктуре входящий в число лучших в России и не уступающий многим зарубежным. Сейчас в «Филармонии-2» четыре зала: помимо зала им. Рахманинова — Малый, Игровой и Виртуальный.

C появлением нового комплекса у филармонии появились дополнительные помещения. Здесь располагается база РНМСО. Здесь же в основном сосредоточены детские проекты, фактически создан детский просветительский центр:

«Там есть все необходимое: можно рассаживать детей на подушки, проводить интерактивные спектакли, устраивать театрализованные концерты. Туда удобно приехать с ребенком на машине: мы арендовали стоянку. Есть даже пеленальные столы, потому что там проходят спектакли категории 0+» (интервью С. Ходневу, «Коммерсантъ»).

Инновации

Московская филармония стала одной из первых концертных организаций страны, начавших регулярные прямые трансляции концертов. Первая трансляция состоялась 20 марта 2009: опера Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в исполнении ГАСК России. А в 2011 Московская филармония одной из первых в России начала проводить профессиональную съемку своих концертов в HD-качестве. В 2021 число прямых трансляций составило более 300. Сейчас трансляции временно приостановлены, но большинство концертов записывается. В каталоге МГАФ — около 3000 записей, которые можно слушать бесплатно (в отличие, например, от Берлинской филармонии): в великолепном качестве, которое обеспечивает блестящая команда звукорежиссеров и видеоинженеров. Необходимо лишь зарегистрироваться на сайте www.meloman.ru. С 2014 Московская филармония — ключевой участник проекта Министерства культуры РФ «Всероссийский виртуальный концертный зал». Инициатором виртуальных концертных залов, как и ряда других филармонических проектов, была Свердловская филармония во главе с А.Н. Колотурским. Теперь этот проект стал всероссийским, транслирующим филармонические концерты на всю территорию страны.

«Домашний сезон»

В марте 2020, с наступлением локдауна, когда все — театры, оркестры, ансамбли, солисты — ринулись в борьбу за слушателей в онлайн-формате, Московская филармония и здесь стала первой, организовав на своем сайте «Домашний сезон»: прямые трансляции концертов в реальном времени из КЗЧ. Это была попытка сохранить ощущение нормальной жизни, антураж живого концерта: фраки, цветы после выступления, бисы… только без публики. После того как проводить прямые трансляции стало невозможно, МГАФ с апреля по июль давала записи из своих фондов и концерты, записанные уже после объявления карантина. Это был своего рода «спасательный круг» для миллионов меломанов.

За три с половиной месяца аудитория «Домашнего сезона» составила 13 миллионов зрителей, а количество постоянных подписчиков сайта meloman.ru увеличилось за это время почти в три раза: до пандемии было 26 тыс. зарегистрированных пользователей, а к лету 2020 их стало 72 тыс.

Государственный масштаб

В 2008–2012 Алексей Шалашов работал директором Департамента современного искусства и народного творчества Министерства культуры РФ. Одно из достижений в работе Департамента и А.А. Шалашова — разработка «Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года» (при участии ЦСЭИ культуры, Свердловской филармонии, «Музыкального обозрения»). По итогам 2015 за вклад в разработку этого важнейшего документа Алексей Шалашов стал лауреатом Премии «МО».

С 2018 Алексей Алексеевич входит в Совет по культуре и искусству при Президенте РФ, сменив первого представителя филармонического сообщества в Совете Александра Колотурского.

В 2006 Алексей Шалашов стоял у истоков создания Союза концертных организаций России. В настоящее время он — Президент СКОР.

Можно сказать — главный филармонист России.

«Музыкальное обозрение» и Московская филармония

Наше издание и главная концертная организация страны сотрудничают почти 30 лет, начиная с концерта-презентации книги Ирины Никольской «Беседы с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания» (октябрь 1995). Затем был концерт-презентация книги Льва Наумова «Под знаком Нейгауза. Беседы с Катериной Замоториной» (апрель 2002). В последние 20 лет наше сотрудничество развивается особенно активно.

В залах филармонии проходили юбилейные концерты газеты: в 2004 и 2014 в КЗЧ; в 2009 — в Камерном зале.

С 2009 в Московской филармонии проходят абонементы «МО».

2022/2023 — 14-й сезон абонемента «Персона –композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов». За прошедшие годы в нем приняли участие около 50 современных российских композиторов разных поколений.

С 2013 «МО» проводит редкий абонемент www.баян.ru, представляющий баян как академический инструмент. В сезоне 2021/2022 абонемент был посвящен 90-летию Софии Губайдулиной.

Постоянный абонемент «МО» — «Инструментариум», в котором представлены арфа, флейта, альт, контрабас, фортепиано, скрипка, гитара, саксофон — в непривычных форматах.

В сезоне 2021/2022 цикл абонементных концертов «Инструментариум» был проведен к 100-летию Персимфанса.

В течение нескольких сезонов проходит абонемент «Мир музыки Всеволода Мейерхольда». В концертах «Тайны филармонического дома» мы рассказываем об истории зала и здания, его интерьеров и фасадов. На месте нынешнего здания Московской филармонии в 1920-х – 1930-годах находился театр Мейерхольда. Сохранение памяти о гениальном Мастере, чье 150-летие мы будем отмечать через два года, важно и для Московской филармонии, и для «МО», поскольку одним из создателей газеты был Петр Меркурьев — внук Всеволода Мейерхольда.

В числе совместных проектов «МО» и Московской филармонии — абонемент «Музыка Войны и Победы. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945» (сезон 2014–2015).

К 20-летию ансамбля «Студия новой музыки» прошел абонемент «Игра в классики» (2012–2013).

В сезоне 2019–2020 — абонемент «Мечислав Вайнберг. Возвращение», к 100-летию со дня рождения композитора. В 2020 цикл был прерван пандемией и завершился в сезоне 2021/2022.

В сезоне 2017/2018 прошел Фестиваль-абонемент документального кино о музыке «MusicDocFest» с участием классика советского и российского кино о музыке Андрея Золотова и показами его фильмов о С. Рихтере, Е. Мравинском, Д. Шостаковиче и Г. Свиридове.

«Музыкальное обозрение» провело в залах Московской филармонии более 100 концертов.

Московская филармония в рейтинге «Музыкального обозрения» «События и персоны»

С 1995 «Музыкальное обозрение» ежегодно публикует рейтинг «События и персоны» и объявляет лауреатов и обладателей премии «МО». А.А. Шалашов — трижды лауреат премии «МО»: в 2005, 2013 и 2015.

Лауреатами «МО» становились:

Светлана Виноградова — «Персона года» (2006)
Юрий Симонов — «Дирижер года» (2005, 2010)
АСО МГАФ — «Оркестр года» (2010)
Открытие «Филармонии-2» — «Событие года» (2014)

Достопримечательность
Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского
Tchaikovsky concert hall Moscow Russia.jpg
55°46′08″ с. ш. 37°35′46″ в. д.HGЯO
Страна Flag of Russia.svg Россия
Город Москва, Триумфальная площадь, 4/31
Тип здания Концертный зал
Дата основания 1940 год
Статус Wiki Loves Monuments logo - Russia - without text.svg ОКН № 7700000047№ 7700000047
Сайт meloman.ru/?id=19
Commons-logo.svg Концертный зал имени П. И. Чайковского на Викискладе

Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского — концертный зал Московской филармонии, основанный в 1940 году. Расположен в Тверском районе города Москвы на Триумфальной площади. В зале проходят музыкальные фестивали, концерты академической музыки и спектакли, всего проводится около 300 концертов в год, которые ежегодно посещают более 350 тысяч человек[1].

Концертный зал включает партер, три амфитеатра и два яруса. Вокруг сцены полукругом расположены 1505 мест. В зале установлено три рояля Steinway и орган Rieger-Kloss[1][2].

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Основание
    • 1.2 Середина XX века
  • 2 Современность
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История

Основание

Орнамент на здании, изображающий русскую пляску, 2011

В начале XX века на месте концертного зала находился театр «Буфф-миниатюр», затем ― театр лёгкого жанра «Зон». В 1913 году прямо напротив здания театра был открыт один из первых московских кинотеатров — «Дом Ханжонкова», впоследствии известный кинотеатр «Москва». Рядом, на месте современного Театра Сатиры, — популярный в своё время Цирк братьев Никитиных, затем Мюзик-холл[3].

После революции в 1922 году здание передали Гостеатру имени Всеволода Мейерхольда. В течение десяти лет здесь шли знаменитые спектакли Мейерхольда: «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского, «Ревизор», «Горе уму» (по комедии Александра Грибоедова «Горе от ума») и другие. В 1932-м он переехал в помещение, где в настоящее время находится Драмтеатр имени Марии Ермоловой[3].

Всеволод Мейерхольд планировал реконструировать здание на Триумфальной площади и превратить его в самый большой и современный театр в Москве. Проект здания театра был подготовлен архитекторами Сергеем Вахтанговым, сыном Евгения Вахтангова, и Михаилом Бархином и включал крышу-купол, стеклянный потолок и трансформируемую сцену, состоящую из двух подвижных кругов. Главной задумкой Мейерхольда было создание общего пространства сцены и зрительного зала. Однако во время строительства театра Мейерхольд был арестован за контрреволюционную деятельность и расстрелян, а театр его имени закрыли[2].

Мейерхольд и его команда архитекторов Алексей Щусев, Михаил Бархин и Сергей Вахтангов, успели к 1938 году построить основу здания — в кирпиче и бетоне[1]. Не были проработаны только отделка и фасад. Недостроенное здание передали Московской филармонии для переоборудования в концертный зал. В 1938 году в угловой части здания была открыта станция метро «Маяковская», построенная по проекту Алексея Душкина. В 1940-м архитектор Дмитрий Чечулин закончил внутреннюю отделку концертного зала, получившего имя Петра Ильича Чайковского. Итоговый вариант сохранил элементы первоначального проекта, например, эллипсообразную форму зала, но здание уменьшили вдвое[4]. В зале установили орган немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер», на котором в 60-е годы XIX века играл Пётр Чайковский. Ранее орган стоял в петербургском Соборе святых Петра и Павла на Невском проспекте[5].

Открытие Концертного зала состоялось 12 октября 1940 года и было приурочено к столетию со дня рождения Петра Чайковского. На церемонии прошёл концерт, на котором под руководством дирижёров Александра Гаука и Константина Иванова исполняли произведения композитора — Шестую симфонию, Франческа да Римини, первая часть Первого фортепианного концерта и другие[1][6].

В первый филармонический сезон в концертном зале дирижировали Николай Голованов, Александр Мелик-Пашаев, Евгений Мравинский, Натан Рахлин, Карл Элиасберг, выступали Константин Игумнов, Владимир Софроницкий, Давид Ойстраха, Святослав Кнушевицкий, Надежда Обухова. В зале также проходили концерты Ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева, выступления Хора имени Пятницкого, Оркестра русских народных инструментов под управлением Николая Осипова и других коллективов[7].

Середина XX века

Уходящие на фронт солдаты на фоне Зала Чайковского, 1941

В годы Великой Отечественной войны концертный зал продолжал работу, несмотря на осадное положение Москвы и отсутствие отопления. На крыши театра находилась зенитная установка, а в подвале организовали бомбоубежище, куда во время воздушной тревоги спускались артисты и зрители. Осенью 1941 года на крыше зала и на станции метро «Маяковская» состоялись концерты для зенитчиков. За четыре года войны в зале провели более тысячи выступлений, которые посетили 2 млн зрителей[1][3].

В поствоенное время в концертном зале проходили различные культурные мероприятия и выступления: Всесоюзные конкурсы балетмейстеров и артистов балета, международные шахматные турниры, «Пушкинские чтения», торжественные заседания к 800-летию Москвы, творческие вечера московских театров. В 1947-м в зале снимали комедию «Первая перчатка» режиссёра Андрея Фролова. В 1950 году над сценой установили лепное изображение Герба СССР с шестнадцатью лентами — по числу республик, а через шесть лет одну ленту убрали, когда союзных республик стало пятнадцать[5].

В 1959-м в концертном зале поставили орган Rieger-Kloss взамен прежнего инструмента фирмы «Э. Ф. Валькер» (Людвигсбург, Германия), который получил серьёзные повреждения при путешествии из Ленинграда в Москву и находился в неудовлетворительном состоянии[8]. Орган насчитывает 81 регистр. Длина корпуса 11 метров, ширина 6 метров, высота 8 метров. Внутренняя часть органа состоит из трёх этажей, где расположены 7800 звучащих труб. Размер самых больших доходит до 6,5 метров высоты, в периметре 2,6 метра, весом до 220 кг каждая. Высота самых маленьких звучащих труб 20 мм, диаметр 6 мм. Пульт управления представляет собой сложный электрический механизм, на котором установлены четыре клавиатуры для рук и одна — для ног. Он также снабжён контрольным сигнальным устройством. Первоначальная диспозиция органа была спроектирована Иржи Рейнбергером и Леонидом Ройзманом. Его последующие реконструкции в 1970 и 1977 годах инициировал музыкант Гарри Гродберг[источник не указан 302 дня].

В послевоенные годы в Зале имени Чайковского выступали Квартет имени Бородина, симфонический оркестр Московской филармонии во главе с Самуилом Самосудом, Московский камерный оркестр, основанный Рудольфом Баршаем. В Концертном зале выступают симфонические оркестры, творческие коллективы, ставятся опера и музыкально-драматические спектакли. Например, оперы «Война и мир» Прокофьева, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского и другие. В зале также проходят различные фестивали: «Русская зима», «Виртуозы гитары», «Опера априори». В 1962 году он становится одной из главных площадок Международного конкурса имени Чайковского, а с 1999-го — конкурса струнных квартетов им. Д. Д Шостаковича[1][9][10]. В 1990-м на сцене зала отмечали 100-летие со дня рождения Бориса Пастернака, в 1998-м — 80-летие Александра Солженицына, впоследствии проводили литературные и творческие вечера Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы, Сергея Безрукова и других артистов[источник не указан 302 дня].

Современность

Концертный зал в январе 2013

«Сказки с оркестром» Ольги Будиной, 2013

В начале XXI века Концертный зал имени Чайковского стал главной площадкой Московской филармонии[5]. В 2004—2005 годах здание театра реконструировали: установили новые кресла, изготовили новую сцену-трансформер. В результате изменилась пространственная концепция зала и появилось место для оперных постановок. После реконструкции на сцене зала показывали сценические версии опер «Очарованный странник» Щедрина[11], «Царь Эдип» Стравинского[12], концертные исполнения «Травиаты» Верди[13], «Алеко» и «Франчески да Римини» Рахманинова[1], «Кармен»[14] Бизе и другие музыкальные произведения. Зал Чайковского стал также площадкой для проведения таких циклов Московской филармонии, как «Оперные шедевры», «Великие оратории», «Европейские виртуозы в Москве», «Звезды мировой оперы в Москве»[15]. Здесь проходили концерты фестивалей к 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича (2006)[16] и к 75-летию Родиона Щедрина (2007)[17].

В 2008 году в зале установили акустические щиты. В ходе реконструкции залу вернули исторический облик: восстановили мраморный пол 1930-х годов, зеркальные колонны фойе, банкетки, поставили новые стеклянные двери[1].

В 2009—2010 годах в зале проходили органные сезоны Московской филармонии «50 лет орган Концертного зала имени П. И. Чайковского»[18]. В настоящее время в зале ежегодно проводится фестиваль «Девять веков органа»[1].

На сцене Концертного зала выступают и зарубежные исполнители: Венский филармонический, Лондонский симфонический оркестры, Симфонический оркестр Артуро Тосканини, оркестр и хор итальянского фестиваля Arena di Verona. В 2017 году состоялся концерт норвежского Симфонического оркестр Ставангера под руководством Кристиана Васкеса[1][19]. В этом же году в рамках IX Большого фестиваля Российского национального оркестра показали премьеру фильма «Последняя ночь последнего царя» сценариста Эдварда Радзинского[20].

Концертный зал служит площадкой для вручения премии Шостаковича[21] и премии правительства Российской Федерации «Душа России»[22].

Зал использовался для церемонии прощания с дирижёром Николаем Калининым (2004)[23], балетмейстером Игорем Моисеевым (2007)[24], певцом Муслимом Магомаевым (2008)[25] и другими творческими деятелями.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Концертный зал имени П. И. Чайковского в Москве. Справка. РИА Новости (12 октября 2010). Проверено 31 октября 2017.
  2. 1 2 Шмидт, 1997, с. 384.
  3. 1 2 3 Концертный зал имени П.И. Чайковского Московской государственной академической филармонии. Культура.рф. Проверено 31 октября 2017.
  4. Кожинов В. История России. Век XX. — М.: Алгоритм, 2016. — 1040 с. — ISBN 978-5-17-097263-0.
  5. 1 2 3 Концертный зал имени П. И. Чайковского. Московская Филармония. Проверено 31 октября 2017.
  6. Быков В., Деркач О. Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей. — М.: Директ-Медиа, 2017. — 624 с. — ISBN 978-5-17-097263-0.
  7. Концертный зал имени Чайковского отмечает юбилей. РоссияК (12 октября 2015). Проверено 14 декабря 2017.
  8. Августин А. Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной общин Петербурга. — СПб.: Центрполиграф, 2015. — 512 с. — ISBN 978-5-227-06018-1.
  9. Расписание на 2 недели. Коммерсант.ru (17 февраля 2017). Проверено 31 октября 2017.
  10. Фестиваль «Игорь Бутман и “Будущее джаза”». Сноб (14 октября 2014). Проверено 31 октября 2017.
  11. В новый Концертный зал заплыли пароходы. Коммерсант.ru (12 июля 2007). Проверено 31 октября 2017.
  12. Опера-оратория «Царь Эдип» в Зале Чайковского. РоссияК (20 июня 2007). Проверено 31 октября 2017.
  13. «Травиата» Джузеппе Верди прозвучала в Концертном зале Чайковского. РоссияК (23 мая 2017). Проверено 31 октября 2017.
  14. Кармен убежала из Большого зала консерватории. Новая газета (6 марта 2009). Проверено 31 октября 2017.
  15. Абонементы. Московская Филармония. Проверено 14 декабря 2017.
  16. Синемафония жизни и смерти. Российская Газета (16 декабря 2006). Проверено 14 декабря 2017.
  17. «Очарованный странник» Родион Щедрин. Электронная газета “Век” (27 сентября 2007). Проверено 14 декабря 2017. (недоступная ссылка)
  18. Органу Концертного зала им. П.И.Чайковского исполняется 50 лет. Ореанда (9 октября 2009). Проверено 14 декабря 2017.
  19. В Москве впервые выступит симфонический оркестр Ставангера. The Village (21 марта 2017). Проверено 31 октября 2017.
  20. Один актер, один режиссер и одна афиша. Независимая газета (5 октября 2017). Проверено 31 октября 2017.
  21. Премия имени Шостаковича. Независимая газета (2 ноября 2012). Проверено 31 октября 2017.
  22. Пропагандисты народной культуры. Вечерняя Москва (13 декабря 2016). Проверено 31 октября 2017.
  23. Прощание с Николаем Калининым. РоссияК (9 июня 2004). Проверено 14 декабря 2017.
  24. Прощание с Игорем Моисеевым. РоссияК (6 ноября 2007). Проверено 14 декабря 2017.
  25. Под звуки золотого голоса. НТВ (28 октября 2008). Проверено 14 декабря 2017.

Литература

Шмидт О. С. Москва : энциклопедия. — М.: Большая рос. энцикл, 1997. — 974 с.

Ссылки

  • Официальный сайт Московской филармонии
Владислав Сулимский в роли Хореба в опере Берлиоза "Троянцы".

Владислав Сулимский в роли Хореба в опере Берлиоза «Троянцы». / Наташа Разина/Мариинский театр

В рамках своего персонального абонемента в Московской филармонии Российский национальный оркестр (РНО) предлагает изысканный вечер в галломанском стиле, программу которого составили шедевры романтического оперного и симфонического репертуара — сочинения Жюля Массне, Жоржа Бизе, Джакомо Мейербера, Лео Делиба, Шарля Гуно и Гектора Берлиоза. Как часто бывает в концертной традиции РНО, в один вечер будут исполнены и хорошо известные, любимые публикой произведения, и абсолютные раритеты, что сегодня крайне редко обретают живое концертное звучание.

«Фантастическая симфония» 26-летнего Берлиоза — это, безусловно, абсолютный филармонический шлягер. Написанная в 1830 году, она стала одним из первых крупных сочинений в жанре программной музыки (то есть не включающая в себя словесный текст, однако сопровождаемая словесным указанием на свое содержание) и одним из самых известных произведений композитора. Появление этой симфонии связано с возлюбленной Берлиоза — английской актрисой Гарриет Смитсон, прежде всего известной как его муза и первая жена. И несмотря на успех премьеры, после композитор подверг симфонию кардинальной переработке. В наше время она исполняется в редакции 1845 года. А в 1847 году во время гастролей в России автор посвятил «Фантастическую симфонию» императору Николаю I.

Театральная же музыка концерта — это коктейль из хитов и редкостей. И если знаменитое «Размышление» из оперы «Таис» Массне (на концерте солировать будет скрипачка Татьяна Поршнева, концертмейстер РНО) или Куплеты Эскамильо из суперпопулярной оперы Бизе «Кармен», как говорится, всегда на слуху, то все иное в программе вечера дарит скорее радость познания, а не узнавания. Это ария Гоэля из оперы «Динора» Мейербера — крупнейшего оперного композитора XIX столетия и создателя жанра «большой французской оперы», речитатив и ария Ирода из «Иродиады» Массне или каватина Валентина из оперы Фауст» Гуно, что не так часто исполняются в качестве концертных номеров.

Оперные арии представит один из самых ярких баритонов современного поколения, солист Мариинского театра и приглашенная звезда лучших оперных домов Европы Владислав Сулимский, лауреат международных конкурсов и премий, обладатель титула «Певец года» российской оперной премии Casta Diva. Мощный голос, высококлассная вокальная техника и феноменальный актерский темперамент делают всех его героев центром события. У него репутация одного из лучших вердиевских исполнителей. Обращение к французской музыке наверняка подчеркнет новые грани его таланта.

За дирижерский пульт в этот вечер встанет Александр Рудин, который в нынешнем сезоне дебютирует с РНО в качестве его главного дирижера и художественного руководителя, поэтому каждый концерт коллектива теперь является попыткой ответить на вопрос, каким теперь будет новый творческий облик оркестра.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда тьютора в детском саду
  • Фенпраз форте для кошек инструкция по применению таблетки
  • Руководство во главе начальника
  • Делаем каретную стяжку своими руками пошаговая инструкция
  • Феринжект капельница 500 мг инструкция по применению взрослым