ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №74
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Конспект организации трудовой деятельности (старшая группа)
Составила: Асеева Т.В.
Санкт-Петербург
2020
Конспект организации трудовой деятельности
(старшая группа)
Тема: «Дежурство по столовой»
Вид труда: Хозяйственно-бытовой труд.
Форма организации труда: дежурство;
Цель: Обучить детей-дежурных накрывать стол.
Задачи
1. Образовательная задача:
— приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по
столовой: сервировать стол.
— учить связно и последовательно выражать свои мысли, опираясь на схему.
— учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
2. Развивающая задача:
— развивать диалогическую речь.
3. Воспитательная задача:
— воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой
деятельности.
Предварительная работа: беседа о дежурстве, изучение схемы дежурства,
правил накрытия стола к обеду, беседа о важности труда для всех.
Оборудование: салфетницы, кружки, блюдца, тарелки для супа, тарелочки,
ложки, вилки, чайные ложечки, календарь дежурств, схема дежурства,
переднички, графические модели трудового процесса «Сервировка стола к
обеду».
Ход:
Этапы |
Взаимодействие воспитателя с детьми (в прямой речи) |
Приемы |
Вводно – организационный 1. привлечение внимания; 2. организация детей. |
Воспитатель: — Сегодня пятый день недели – пятница. Давайте посмотрим, кто у нас сегодня дежурные по столовой. Дети определяют дежурных и с т а в я т к а р т и н к и соответственно. Воспитатель: — Давайте рассмотрим схему дежурства по столовой и вспомним, что должен делать дежурный. Ответы детей. |
Указание. |
Мотивационно-побудительный 1. мотивация; 2. постановка трудовой задачи. |
Воспитатель: — Здорово! Молодцы! У меня для вас есть стихотворение. Послушайте его и посмотрите на схему сервировки стола. «Мы дежурные сегодня. Станем няне помогать, Аккуратно и красиво Все столы сервировать. Что сначала нужно сделать? Будем чисто руки мыть. Потом фартуки наденем, Начнем скатерти стелить. Мы салфетницы поставим, А на самый центр стола – Хлеб душистый, свежий, вкусный. Хлеб всему ведь «голова». Вокруг хлебниц хороводом Блюдца с чашками стоят. Всем тарелки мы поставим. Ну, а дальше – не спеши: Все приборы: ложки, вилки, Ты как надо разложи. От тарелки справа — ложка, Вилка рядышком лежит. Сверху маленькая ложка Для компотика лежит». Воспитатель: — Вам понравилось стихотворение? Как вы думаете, подходит ли стихотворение к нашей схеме сервировки стола? Ответы детей. Воспитатель: — Что нам показывает схема? Ответы детей: — Схема показывает что нужно делать. Воспитатель: — Правильно! Предлагаю вам начать готовить стол к обеду. Согласны? |
Вопросы. Указание. |
Практическая деятельность 1) распределение обязанностей; 2) планирование деятельности; 3) подготовка оборудования; 4) деятельность детей. |
Воспитатель: — А помогать нам будет схема сервировки стола. Что первое мы должны сделать? (Если дети правильно называют – идем мыть руки, если неправильно – обращаемся к схеме). Ответы детей. Воспитатель: — В умывальной комнате проговариваем порядок мытья рук. Ответы детей. Воспитатель: — Возвращаемся в группу. Одеваем фартуки дежурных. Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, на сколько детей мы будем накрывать на стол? Ответы детей: — На четверых детей, потому что четыре стула. Воспитатель: — Итак, с чего мы начинаем? Ответы детей. Воспитатель: — Правильно! Сначала ставим салфетницы. Затем? Ответы детей. Воспитатель: — Правильно! Ставим блюдца. Для чего нам блюдца? Ответы детей. Воспитатель: — Далее ставим кружки на блюдца. Затем тарелки для второго. Потом глубокие тарелки для супа. — Ложки — Вилки — Чайные ложки Воспитатель: — Молодцы, дети! Стол накрыт, что вам нужно сделать дальше? Ответы детей. |
Вопросы. Указания. |
Заключительный 1) оценка деятельности детей; 2) рефлексия |
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, как красиво мы подготовили стол к обеду? Вам нравится? Ответы детей. Воспитатель: — Мне тоже очень нравится и гостям нашим нравится. Я думаю, за одним столом будет приятно сидеть детям. Мне было приятно видеть, как вы договариваетесь и распределяете обязанности. Воспитатель: — Ребята, а что труднее всего в работе дежурного? Ответы детей. Воспитатель: — Для чего это пригодится в жизни? Ответы детей. Воспитатель: — Спасибо, ребята! Вы отлично справились с обязанностями (работой) дежурных и достойны самых лучших оценок – улыбочек. Напротив графика дежурств выставляются оценки. |
Оценка. |
Вид труда: труд в природе
Форма организация труда: коллективный труд
Программные задачи
Образовательные:
• Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
• Формирование навыков организации своей и общей работы
Воспитательные:
• Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь
• Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
Развивающие:
• Укрепление физического здоровья детей
Оборудование: мешочек с карточками, на которых изображены цвет (для распределения детей по командам), бумажные пакеты для цветочных семян
Методы и приемы: беседа, пословицы и поговорки о труде, объяснение, пояснение, напоминание, показ, практика
Ход образовательного мероприятия
Воспитатель: Дети, кто мне скажет, какое время года сейчас на улице? И какая погода?
Дети: Осень! Светит солнышко!
Воспитатель: Именно так! Кто знает куда мы сейчас идем?
Дети: На прогулку!
Воспитатель: Правильно! (Дети одеваются, выходят на улицу, идут на свою площадку) Дети, вы помните, как мы весной обустроили нашу цветочную клумбу? Какие цветы мы тогда с вами посадили?
Дети: Бархатцы, цинии, астры…
Воспитатель: Умницы! Как хорошо вы запомнили названия цветов! А вы хотите и в следующем году тоже посадить цветы? Почему?
Дети:Да, хотим. На понравилось сажать цветы!
Воспитатель: Чтобы следующей весной мы могли посадить цветы, нам сегодня нужно собрать их семена. Но семян очень много, я одна не справлюсь…
Дети: Мы вам поможем!
Воспитатель: Отлично! Что одному трудно дается, то коллективом легко берется. Цветов в нашей клумбе очень много. И нам нужно будет определить кто и какие семена будет собирать. В моей руке мешочек, куда я положила карточки с изображением цветов, которые растут у нас в клумбе. Каждый из вас возьмет по одной карточке, те, у кого будут карточки с изображением одного и того же цветка, будут работать в одной команде, собирать семена этого цветка.
Дети: Хорошо! (Дети распределяются по группам)
Воспитатель: Дети, а вы знаете как нужно правильно собирать семена цветов? Ведь от того, как мы соберем цветы, будет зависеть их жизнеспособность.
Дети: Нет!
Воспитатель: Цветок вырывать целиком и с корнями нельзя, собирать семена нужно в солнечную погоду. Стоит собирать только здоровые растения, которые не начали гнить, на которых нет вредных насекомых. Нужно срывать корзинки цветов и класть их в бумажные пакеты, которые я вам раздала. А сейчас давайте соберем семена.
Дети собирают семена. Воспитатель следит за тем, как они выполняют работу. Помогает им. Объясняет им, что нужно помогать друг – другу. Команда, которая заканчивает раньше, помогает другой. Дети заканчивают работу. Отдают пакеты с семенами воспитателю.
Воспитатель: Дети, какие же вы все молодцы! Как славно мы с вами потрудились! Мы сделали с вами большое дело. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. В следующем году мы может посадить еще больше цветов. Вы меня сегодня очень порадовали. Как дружно вы работали, помогали друг другу и не ругались. А теперь мы с вами может сыграть в интересную игру…
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Встаршей ГРУППЕ.
Разработала воспитатель высшей квалификационной категории
Перминова Наталья Викторовна.
Вид труда: хозяйственно-бытовой.
Форма организации: коллективный труд (труд рядом).
Тема: «Приборка в шкафчиках с одеждой»
Программные задачи:
1) Образовательные:
— закреплять знания о том, как складывать аккуратно вещи в шкафу;
— закреплять знания о том зачем нужно прибираться в шкафу;
2) Задачи, направленные на формирование трудовых умений и навыков:
— учить детей последовательно выполнять необходимые трудовые действия;
— учить детей хорошо отжимать тряпочку, насухо вытирать;
3) Воспитательные задачи:
— воспитывать желание трудиться;
— воспитывать аккуратность;
— воспитывать желание помогать друг другу.
Оборудование: таз с водой, по 2 тряпочки на каждого ребенка
Мотивация: проблемная
Приемы руководства: мотивация, беседа о предстоящей деятельности, постановка цели перед детьми, показ и объяснение приемов деятельности, контроль за правильностью выполнения действий, поощрение.
Индивидуальная работа: с Тимофеем, показывала, как нужно выжимать тряпочку, чтобы не было сыро. С Ваней- показала, как нужно сложить кофту, чтобы было красиво и аккуратно.
Словарная работа: преобразились.
Ход
I этап:
В: Ребятки я заглянула в ваши шкафчики и не у всех увидела порядок. Шкафчикам нужна приборка, в них скопилось много пыли. Вы хотите спасти их от пыли, сделать чистыми и аккуратными?
Д: Да, хотим.
В: Давайте мы разделимся на два отряда, которые будут бороться с непорядком. Нам надо придумать названия для каждого отряда. Как будет называться девичий отряд?
Д: «Барбарики»
В: А как мальчишечий отряд?
Д: «Фиксики»
В: Сначала мы пойдем с девичьим отрядом «Барбарики» прибираться в их шкафчиках. А мальчишечий отряд «Фиксики» пока поиграет в групповой вместе с Анной Алексеевной.
IIэтап: Прихожу в раздевалку с девочками. Заранее приготовлен таз с водой и разложены тряпочки на шкафчиках.
В: «Барбарики», начнем мы с того что, что достанем все вещи из шкафчика. Складываем рядышком на скамеечку. Посмотрите, у меня стоит таз с водой, как вы думаете, что дальше мы будем делать?
Д: Протирать шкафчик.
В: Верно, возьмите тряпочки на своих шкафчиках и смочите в тазу. Не забываем, что тряпочки нужно выжимать хорошо, чтобы было не сыро. Так, тряпочки смочили, а теперь посмотрите, как мы их складываем, чтобы удобно было протирать. (Показываю) Складываем вот так, а не в комочек. Начинаем протирать полочки, стенки, не забываем протереть сверху на шкафчике. Прополощите тряпочки в водичке, чтобы вся пыль от них отстала, а теперь можно повесить их на батарею. Вот девочки всем по сухой тряпочке. А как вы думаете, что теперь мы будем делать с нашими шкафчиками?
Д: Вытирать насухо.
В: Верно. Складываем тряпочки так же, а не в комочек и вытираем насухо. Проверьте, ваши шкафчики сухие?
Д: да, сухие.
В: Хорошо, молодцы. Значит можно приступать дальше. А что же следующее мы сделаем?
Д: сложим обратно вещи.
В: Верно, но скалывать нужно аккуратно и красиво. Чтобы наши шкафчики преобразились.
В: Молодцы отряд «Барбарики». Проверьте в порядке ли ваши шкафчики. Прохожу, смотрю, оцениваю, хвалю. А теперь давайте позовем другой отряд и спросим справились ли мы с заданием. (зову мальчиков)
В: Ну что отряд мальчиков «Фиксики» оцените работу девочек. Справился отряд, порядок в шкафчиках?
Д: да, они молодцы.
В: а сейчас отряд мальчиков приступает к заданию по борьбе с непорядком в своих шкафчиках, а девочки пока поиграют в групповой.
То же самое с мальчиками.
В: ну что мальчики, закончили. Проверьте все ли в порядке. Прохожу, смотрю, советую: Игорь, сложи кофточку аккуратно, хвалю. А сейчас давайте позовем девочек, пусть они оценят наши труды. (зову девочек)
В: Ну как вам девочки работа отряда мальчиков? Хорошо они справились, чистые и аккуратные шкафчики?
Д: Да, они хорошо потрудились.
IIIэтап:
В: Посмотрите все на свои шкафчики, вам нравится ваша работа? Какие они стали красивые и аккуратные. Какие мы все молодцы, потрудились на славу! Постараемся, чтобы этот порядок остался подольше. А когда придут родители, вы обязательно им покажите какой ваш шкафчик чистый.
Конспект
организации проведения трудовой деятельности в старшей группе
Цель: формирование
позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков
практической экологически -ориентированной деятельности.
Задачи:
¾ Воспитания
в детях уважительного отношения к труду.
¾ Обучение
детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда.
¾ Воспитание
нравственно-волевых качеств, привычки к трудовому усилию.
¾ Воспитание
гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд
со сверстниками.
¾ Воспитать
у детей самостоятельность и чувство дисциплинированности.
Вид: труд
в природе
Виды деятельности: коммуникативное (общение),
познавательно-исследовательская (мыслительная деятельность детей).
Методы и приёмы: словесный
(беседа, вопросы), наглядный (показ).
Оборудование: комнатные
растения (кактус, хлорофитум, герань);
инвентарь по уходу за растениями (пульверизатор, рыхлитель, лейка с длинным
носиком, салфетки, широкие кисти, фартуки).
Организация детей: фронтально
Ход
работы:
Воспитатель:
Здравствуйте ребята. Давайте поздороваемся друг с другом, с гостями.
Добрый день цветам и птицам,
Добрый улыбчивым всем лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть добрый день длится до самого вечера!
( дети садятся на стульчики)
А теперь я загадаю вам загадку:
Встречаешь их везде: и в клумбе и в
горшке,
И в парке, и в саду, и даже на пруду.
Поднимут настроение зеленые…(растения).
-Ребята, для чего нужны комнатные
растения? (чтобы было красиво, очищают воздух от пыли, растения хорошо пахнут,
лечат нас).
— Поднимите руки у кого дома есть
комнатные растения.
-Ребята давайте посмотрим, из чего состоит
комнатное растение (стебель, листья, корень, цветок).
-Иногда от сухих листьев остается мусор,
который нужно убирать; на листиках собирается пыль. Поэтому за растениями нужно
ухаживать. Вы помогаете маме ухаживать за растениями?
-У нас на столах комнатные растения,
которые вы уже знаете. Назовите их (кактус, хлорофитум, герань).
-Что общего у этих растений? (у них есть
корень, листочки). А чем они отличаются? (листочками, размерами). У кактуса в
место листочков иголки, потому что это растение родом из Южной Америки из
жарких прелей (степи).
-Ребята, давайте покажем, как мы умеем
ухаживать за растениями и приводим их в порядок. Подойдите к столу, посмотрите:
перед вами лежат инструменты для ухода за растениями. А вы знаете, что это за
инструменты? (пульверизатор, рыхлитель, лейка с длинным носиком, салфетки,
широкие кисти). — Для чего они нужны? (ответы детей).
-Посмотрите на наши растения. Перед вами
– кактус, герань, хлорофитум. Какие листочки у герани и хлорофитума? (пыльные).
Что мы будем использовать для того, чтобы убрать пыль с листочков? Правильно,
листья хлорофитума нужно протирать с помощью влажной салфетки. Лист нужно
положить на левую руку, а в правую взять салфетку и нежным движением протереть
лист (демонстрация).
-Посмотрите на листья герани, можно ли
протереть их влажной тряпочкой? (нет). Выберите инструмент, с помощью которого
мы удалим пыль с листьев герани. Вы подняли правильно: листья с ворсинками
нужно очищать влажной кистью (от середины к краю листа) Кто поможет мне это
сделать?
-Посмотрите, какая земля в горшке у герани
(сухая, рыхлая). Что нужно с ней сделать? Правильно: ее нужно полить из лейки. Как
это делать правильно? (положить носик лейки на край горшка, поливают, подняв
листья). Поливаем до тех пор, пока на поддоне не появиться первые капельки
воды. Значит растению достаточно влаги, почва увлажнена равномерно.
-В горшке у хлорофитума земля очень
плотная, сухая. Что мы можем с ней сделать? Сначала увлажнить землю, а после
этого разрыхлить. Это – рыхлитель. Покажите, как пользоваться рыхлителем.
Ребята рыхлим землю аккуратно не глубоко, так как у растения корни расположены
близко к поверхности почвы. А если мы корни повредим, что станет с растением
(оно погибнет).
Дети приступают к работе.
Ребята, — вы молодцы!
Итог занятия: За
какими растениями мы сегодня ухаживали? Что нового вы узнали? Сегодня мы с вами
познакомились с тем, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями.
Все, чему вы научились сегодня, вы можете использовать дома, помогая маме
ухаживать за растениями.
Конспект руководства трудовой деятельностью в старшей группе. Тема: «Помощники».
Задачи руководства:
- создать условия для получения детьми знаний о труде;
- мотивировать детей к участию в совместном труде;
- формировать навыки планирования своей деятельности,
- развивать умение самостоятельно распределять обязанности между собой;
- продолжать развивать навыки труда в процессе трудовой деятельности;
- совершенствовать умения правильно использовать оборудование для трудовой деятельности;
- воспитывать положительное отношение к труду.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о хозяйственно-бытовом труде, беседа о различных видах труда, чтение пословиц и поговорок о труде.
Индивидуальная работа: помощь детям, которые затрудняются в выполнении задания.
Оборудование: посылка, 3 таза с водой, фартуки на каждого ребенка, кукольная одежда, мыло на каждого ребенка подгруппы, натянутые веревки, прищепки, тряпки для стирания пыли на каждого ребенка подгруппы, три алгоритма в картинках.
Руководство трудом:
Мотивация
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам почтальон принес посылку. Проверим что же в ней?
Дети открывают посылку. Достают фартуки, мыло, тряпки, веревки, прищепки.
Воспитатель: Для чего нам нужны все эти вещи? Как вы думаете, ребята? (ответы детей).
Фартуки надевают для защиты от грязи во время труда, мыло необходимо для стирки белья, веревка и прищепки, чтобы развешивать белье для сушки, тряпочки, чтобы вытирать пыль с мебели, мыть игрушки и посуду.
Воспитатель: Наш младший воспитатель каждый день убирает группу, моет полы, посуду, вытирает пыль. Она старается для нас всех. Нас много, а она одна. Мы с вами можем ей помочь Хотите помочь?
Ход трудовой деятельности
1 часть
Воспитатель: А сейчас ребята мы разделимся на 3 команды. Одна команда будет стирать кукольную одежду. Вторая команда будет ее полоскать и развешивать на веревки. Третья команда будет вытирать пыль со шкафчиков и стульчиков.
Дети делятся на команды, слушают задание.
Воспитатель: Что вам потребуется для выполнения задания? Какие предметы вы возьмете для стирки? Какие для полоскания и сушки? Что нужно, чтобы стереть пыль?
Дети рассматривают оборудование, отвечают на вопросы.
Воспитатель: Для каждой команды я приготовила карточки с алгоритмом выполнения задания. Давайте их рассмотрим.
Дети рассматривают алгоритмы.
Воспитатель: Первая команда, что мы делаем сначала, что потом? (надеваем фартук, берем одежду, кладем в таз с водой, намыливаем мылом и трем грязные участки руками).
— Вторая команда, что будете делать вы? (надеваем фартук, опускаем одежду в таз с чистой водой, хорошо полощем и хорошо выжимаем руками, затем развешиваем на веревки, закрепляем прищепками, чтобы не упала).
— Третья команда, вот ваш алгоритм (надеваем фартук, берем тряпку, опускаем в таз с водой, хорошо выжимаем и протираем мебель).
Дети слушают правила, отвечают на вопросы.
Воспитатель: Но прежде чем начать работу, давайте разомнемся.
Физминутка
Буду маме помогать,
Буду пыль я вытирать.
И за шкафом,
И под шкафом,
И в шкафу,
И на шкафу.
Дружно помогаем маме
Мы бельё полощем сами.
Раз, два, три, четыре.
Потянулись, Наклонились
Хорошо мы потрудились.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
2 часть
Воспитатель: Теперь проходите к своим рабочим местам и можно начинать работу (в ходе трудовой деятельности педагог дает советы, помогает организовать детей, напоминает алгоритм работы, оказывает индивидуальную помощь).
Дети выполняют трудовую деятельность под руководство воспитателя.
Завершение трудовой деятельности
После завершения трудовых действий педагог следит, чтобы дети убрали свои рабочие места, разложили все оборудование и материалы. Предлагает детям оценить результат их труда.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Каждый из вас трудился, делая свое маленькое дело, но все вместе мы сделали большое дело. С вашей помощью теперь в нашей группе чистота и красота!
Дети высказывают свои впечатления. Дают положительную оценку собственному труду.
(Подходит младший воспитатель и хвалит детей за старание).
Автор: Новикова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Место работы: МБДОУ ДС №332 г. Челябинска
Месторасположение: г. Челябинск, Челябинская область
Дата изменения: 29.01.2020
Дата публикации: 29.01.2020