Конспект руководства дидактической игрой в старшей группе
«Наши помощники»
Дидактические задачи:
-
обратить внимание детей на то, что узнаванию вещей помогают глаза
-
(зрение) – их помощники;
-
развивать умение вежливой форме общения, считаться с интересами другого, принимать участие в беседе, сговоре для игры;
-
формировать у детей способы охраны своих помощников (глаза).
Игровая задача:
-
узнать, как дети помогают сами себе, кто их помощники.
Игровые действия.
Действия с игрушками, картинками в разных условиях:
а) при пользовании зрением;
б) при исключении зрения.
Правила игры.
Смотреть и находить вещи по условиям игры: вынуть из «чудесного мешочка» игрушку, посмотреть на неё и сказать, что это, какого цвета.
Найти другую игрушку, не пользуясь зрением, сказать, какого она цвета. Посмотреть и рассказать о другой картинке. Рассказать о другой картинке, не видя её, не пользуясь зрением.
Оборудование.
Игрушки разного содержания в «чудесном мешочке».
Картинки со знакомым детям содержанием.
ХОД ИГРЫ
Усадив детей в кружок, педагог говорит: «Сегодня будем играть и узнавать, какие у человека есть помощники. Такие помощники есть и у каждого из вас. Кто же они?»
По предложению воспитателя дети по очереди достают игрушку из «чудесного мешочка». Посмотрев на неё, каждый ребенок должен сказать, какая она, какого цвета. Затем попытаться достать игрушку с закрытыми глазами и сказать, какого она цвета.
Далее воспитатель показывает картинку и просит сказать, что или кто на ней нарисован. Конечно, с закрытыми глазами дети не могут ответить на этот вопрос.
По предложению воспитателя кто-либо из детей имитирует плавание, полет самолета, танец (по выбору самих детей). Те же движения, но в другом порядке дети должны узнать без помощи зрения.
Все эти действия помогают детям установить, что одни из них легко узнаются, если дети их видят, и не могут быть узнаны, если глаза закрыты.
На вопрос воспитателя, что же помогает узнать вещь или содержание картинки, производимые действия, дети самостоятельно делают вывод, что они узнают тогда, когда смотрят глазами.
Воспитатель. Кто же ваши помощники?
Ответы детей.
Воспитатель. Видеть глазами означает пользоваться зрением. Как же беречь зрение? Подумайте и догадайтесь сами.
Ответы детей об охране зрения.
Воспитатель. Правильно, ребята. Нужно постоянно беречь глаза и тогда они будут верными вашими помощниками.
Конспект руководства дидактической игрой
в подготовительной к школе группе
«Что было бы, если бы…?»
Дидактические задачи:
-
обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку;
-
человек должен бережно относится к вещам, как к друзьям и помощникам;
-
развивать умение детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения.
Игровая задача:
-
подумать и сказать, что было бы, если бы вещи ушли от нас.
Игровые действия.
Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.
Правила игры.
Не мешать друг другу слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы товарищей.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель предлагает послушать стихотворение К.И. Чуковского «Федорино горе» и сказать, что случилось: почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?
Дети. Федора не заботилась о вещах, не ухаживала за ними.
Воспитатель. А теперь давайте поиграем в игру «Что было бы, если бы…?». Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали?»
Ответы детей.
Воспитатель. А что было бы, если бы дети игрушки берегли, обращались бы сними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам?
Дети. Все игрушки вернулись бы к нам.
Воспитатель. Что было бы, если бы дети разбрасывали свои ботинки куда попало?
Ответы детей.
Воспитатель. Что было бы, если бы вы посуду поставили на подоконник и подул бы сильный ветер?
Ответы детей.
Воспитатель. А если бы посуду после обеда вымыли и убрали в буфет?
Ответы детей.
Воспитатель. А теперь сами подумайте и загадайте загадки «Что было бы, если бы..?».
Дети придумывают свои загадки и все отвечают на них.
Воспитатель. Вот мы и узнали, что нужно к вещам относиться бережно. Они нам помогают и нам о них нужно заботиться, не портить вещи.
ЗАДАЧИ образовательной программы |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к совместной игровой деятельности Формировать умение действовать дружно, как одна команда Развивающие задачи: Развивать активный словарь детей. Развивать умение классифицировать предметы по группам Обучающие задачи: Учить детей задавать вопросы обобщенного и уточняющего характера о животных, транспорте, геометрических фигурах |
Варвара — воспитывать сдержанность |
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип сознательности, принцип активности, принцип доступности.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Методы обучения: игровая ситуация, беседа, эмоциональное стимулирование, объяснение
Учебно-методический комплект:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки российской федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.
Оборудование:
Игра « Волшебный поясок», клад, песочные часы
Ход игры
Этапы |
Методы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность Задача: привлечь внимание и мотивировать детей на предстоящую деятельность |
Игровая ситуация, беседа, эмоциональное стимулирование |
Педагог эмоционально включает детей в действия , вовлекает в слушание , создает игровую ситуацию. Ребята, вы знаете, что такое клад? А как называют людей, которые ищут клады? (кладоискатели) Ребята, недавно, мне по секрету рассказали, что в вашей группе спрятан клад! И мне рассказали как его найти, но мне кажется, что я одна не справлюсь, поэтому я хочу попросить у вас помощи. Вы поможете мне найти клад? Тогда, я предлагаю вам превратиться в кладоискателей, а для этого нам нужно сделать шаг вперед и хлопнуть в ладоши. Вы готовы? Ребята, вот мы и превратились в кладоискателей. |
Дети слушают, вступают в диалог. |
Дети мотивированы на предстоящую деятельность |
Совместное планирование игры Задача: выделить правила игры , выделить игровые действия |
Игровая ситуация, объяснение , беседа, словесная инструкция, эмоциональное стимулирование, практический , пример |
Педагог объясняет правила , побуждает детей к выделению игровых действий. Ребята, для того чтобы нам найти клад, нам нужно знать место где он находится и как он выглядит. А в этом нам поможет игра «Волшебный поясок». В поясок вкладывается несколько картинок. Ведущий загадывает одну из них. А все остальные должны угадать этот предмет , задавая вопросы , на которые ведущий может ответить: да или нет. Ребята послушайте, как могут звучать вопросы: Это гриб? – нет , тогда мы убираем все карточки с изображением грибов Это транспорт? – да, тогда мы убираем все карточки , не обозначающие транспорт Это водный транспорт? – нет, тогда мы убираем все карточки , обозначающие водный транспорт Это наземный транспорт? –да, тогда мы убираем все карточки , не обозначающие наземный транспорт Это автомобиль? –да, мы нашли заветную карточку. Всего мы должны найти три карточки- подсказки. Одна карточка будет обозначать форму клада. Две другие карточки будут обозначать предметы , рядом с которыми находится наш клад. Ребята, во время игры , нельзя перебивать друг друга, нужно внимательно слушать вопросы других детей, иначе карточки могут перепутаться и мы никогда не найдем наш клад. |
Дети слушают правила игры, вместе с педагогом выделяют игровые действия, наблюдают за правильной постановкой вопросов. |
Дети поняли правила игры, игровые действия выделены.. |
Реализация игрового замысла Задачи:
|
Демонстрация, игра, эмоциональное стимулирование |
Педагог наблюдает за процессом игры, качеством вопросов, соблюдением правил игры. Воспитатель побуждает детей к самоконтролю. Эмоционально стимулирует , поддерживает интерес к игре. Следить за тем , чтобы Соня не выкрикивала вопросы без очереди, когда задает вопрос другой ребенок Ребята, вот-вот мы найдем клад . Давайте постараемся и будем задавать точные, правильные вопросы. Данил, задавай свой вопрос. Молодец, очень хороший вопрос , посмотрите сколько карточек Данил сразу убрал. Мы почти у цели. Ребята, какие мы молодцы, мы отгадали все карточки, посмотрите какой формы у нас клад? ( квадратный). А какой размером наш клад? ( маленький). Ребята, а рядом с чем находится наш клад? ( рядом с машинкой и медведем) Ребята , давайте же скорее найдем наш клад. Где у нас лежит игрушка медвежонка? Давайте будем искать от нее. Ребята, молодцы, мы нашли клад. |
Дети играют в игру, осуществляют самоконтроль |
—Дети испытывают интерес к совместной игровой деятельности — У детей обогащается активный словарь — Дети умеют действовать дружно, как одна команда — Дети умеют задавать вопросы обобщенного и уточняющего характера о животных, транспорте, геометрических фигурах — Дети умеют классифицировать предметы по группам |
Подведение итогов игры
|
Беседа, эмоциональное стимулирование, игровая ситуация |
Воспитатель побуждает детей к анализу игровой деятельности . Ребята, вам понравилось искать клад? А какие трудности у вас возникли? А что вам было легко? Ребята , какие мы были кладоискатели?( дружные) Ребята, а что нам помогло найти клад?( игра «Волшебный поясок» Ребята, а вам понравилась эта игра? |
Дети вступают в диалог, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ. |
Дети умеют анализировать процесс и результаты игровой деятельности |
Открытость
|
Беседа |
Воспитатель побуждает детей к использованию игры в самостоятельной деятельности Ребята, а вы бы хотели еще поиграть в игру «Волшебный поясок»? А с кем бы вы поиграли в нее? Ребята, я решила оставить эту игру вам , чтобы вы смогли еще в нее поиграть , все карточки находятся на столе , будьте аккуратными и дружными. |
Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы |
Дети сориентированы на самостоятельную деятельность |
Приложение 8
Примеры конструктов дидактических игр
Дидактическая
игра для детей 6-го года жизни
«
Профессии в моем детском саду»
Возраст: старшая
группа ( 6 лет)
Цель:
Закрепить знания о профессиях, о предназначениях различных предметов в тех или
иных профессиях.
Оборудование:
Карточки с профессиями, карточки с предметами относящиеся к данной профессии.
Игровое правило: Собрать
правильно карточки
Игровые действия: Соревновательные.
Собрать быстро и правильно предметы, которые соответствуют данной профессии.
Ход
игры:
Правила игры: Воспитатель раздает
детям карточки с изображением профессий. Стопка карточек лежит на столе.
Воспитатель достает из стопки одну картинку. Ребенок с картинкой профессии, к
которой относится картинка, должен
поднять руку и назвать предмет, а так же обосновать его применение к данной
профессии. Если предмет действительно подходит, ребенок выкладывает его на
пустой квадрат на своей карте. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее
заполнил свои карточки.
Организационный
момент:
В: Ребята, а вы хотите поиграть в очень интересную и
познавательную игру?
Д: Да.
В: Тогда давайте узнаем для начала как наша игра
называется. Но для этого вам придется отгадать пару загадок ,для того, что бы
вы мне сказали на какую тему у нас игра. Вы согласны?
Д: Да.
В: Тогда внимательно слушайте.
Кто в дни
болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней?
Д: Врач.
В: Молодцы, вот вам еще одна загадка.
Кирпичи
кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит…
Д: Строитель.
В:
Правильно. Давайте последнюю загадку отгадаем.
Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ,
Не учитель, не писатель.
Это няня, …..
Д:
Воспитатель.
В:
Правильно. Какие вы у меня молодцы, а теперь давайте подумаем на какую тему у
нас игра.
Д:
Профессии.
В:
Ой, какие молодцы. Верно. Наша игра называется « Профессии в моем детском
саду».
Основная
часть:
В: Ребята ну что, начинаем игру. Миша вытягивай
какая профессия тебе досталась?
Д: Повар.
В: Хорошо, перед тобой лежит стопка карточек, вытяни
одну карточку.
« Миша
вытягивает карточку»
Ну что, Миша
какой предмет ты вытянул? Как ты думаешь подходит ли этот предмет к твоей
профессии?
Д: Я вытянул градусник, он не подходит к моей
профессии.
В: Молодец Миша, правильно.
В: Ира, теперь твоя очередь тянуть карточку. Какой
предмет ты вытянула?
Д: Пианино, этот предмет подходит по моей карточке у
меня музыкальный работник.
В: Ой, Ира правильно, а для чего предназначен этот
предмет?
Д: Это предмет для того, что бы исполнять музыку.
В: Правильно Ира.
Ну что
ребята, пора заканчивать нашу игру. Давайте посмотрим кто больше и правило
собрал карточки. И так больше всех собрал карточек у нас Миша. Молодец Миша.
Ты победил. Ребята, не расстраивайтесь кто не собрал много карточек в следующий
раз обязательно соберете.
Заключающая
часть:
В: Ну что ребята, вам понравилась игра? Какие
профессии мы вспомнили сегодня? Какие профессии есть в нашем детском саду?
Какие предметы относятся к той или иной профессии? Для чего они нужны?
Д: Да. Врач, воспитатель, помощник воспитателя,
повар, музыкальный работник, инструктор по физвоспитанию и т.д.
В: Дети, вы молодцы. Варя хорошо запомнила все
профессии, Миша, а тебе надо повторить профессии, очень много ошибался, в
следующий раз я надеюсь, что у тебя все получится.
Конспект организации и руководства дидактической игрой с детьми старшей группы в детском саду.
Тема: «Собери узор».
Возраст: старшая группа.
Задачи руководства:
- развивать игровые умения;
- развивать внимание, зрительную и слуховую память, воображение, логическое мышление;
- закрепить умения различать цвета и их оттенки, складывать из частей целое;
- развивать способность к анализу и синтезу, умения складывать узор по словесному заданию, ориентируясь на память.
Предварительная работа: чтение сказки Ш. Перро «Золушка».
Индивидуальная работа: помощь детям, которые затрудняются в выполнении задания.
Оборудование:
- цветные кружки разного цвета для выкладывания бус;
- набор геометрических фигур разного размера, цвета и формы; заготовки для выкладывания узора (прямоугольник для одеяла, ваза в зеркальном отображении);
- образцы для выкладывания;
- набор цветных форм для выкладывания орнаментов (листья, лепестки, круги, овалы, кольца и т. д.);
- силуэты платьев;
- фланелеграф для показа воспитателя.
Руководство игрой
I. Мотивационная часть
Воспитатель: Ребята, нам пришло какое-то письмо. Давайте откроем его и посмотрим от кого оно.
А пишет нам Золушка «Дорогие ребята, мачеха задала мне очень много работы, мне одной не справиться. Я узнала, что вы очень умные и талантливые. Я думаю, что вы не откажете мне в помощи».
Поможем Золушке? (приглашает детей за столы).
Дети собираются вокруг воспитателя, слушают содержание письма.
II. Основная часть
1. Соберем бусы
Воспитатель: Мачеха порвала свои бусы, бусы рассыпались, и все бусины перемешались. Вам нужно будет собрать бусы правильно из кружков, которые я вам раздам (раздает кружки).
Воспитатель: Давайте рассмотрим бусины. Они все разные по цвету.
Дети слушают задание, рассматривают оборудование.
Воспитатель: Нужно будет собрать бусы в таком порядке, в каком я вам назову. Будьте внимательны. Приготовились, начинаем.
Сначала красная, затем розовая, синяя, желтая, голубая, оранжевая, фиолетовая. А теперь повторите в таком же порядке еще один раз, продолжая собирать бусы.
Дети слушают правила. Выполняют задание под руководство воспитателя.
Воспитатель: Посмотрите что у вас должно получиться (обращает внимание на фланелеграф, помогает детям, которые затрудняются).
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с первым заданием.
2. Собрать одеяло из лоскутков
Воспитатель: Мачеха приказала Золушке сшить одеяло для своих дочерей. Одеяло не простое, оно состоит из разных лоскутков.
Посмотрите они все разные по цвету и по форме (раздает фигуры).
Воспитатель: Вам нужно будет сложить такое же одеяло, как на образце (раздает образец).
Будьте внимательны (помогает детям, которые затрудняются).
Дети слушают задание, рассматривают оборудование, слушают правила.
Выполняют задание по образцу.
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы отлично справились. А теперь немного отдохнем.
Физминутка
Утром Золушка проснулась Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре песню спела.
С песней солнышко взошло,
Стало радостно, тепло.
Птицы весело запели,
Бабочки вдруг прилетели.
А у Золушки заботы,
Много ждёт её работы.
Вы садитесь поскорей,
Мы поможем дружно ей.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
3.Волшебное зеркало
Воспитатель: Следующее задание, которое дала мачеха было очень сложным. Золушке нужно собрать разбившуюся на осколки вазу.
Но тут на помощь Золушке пришла Фея, она дала ей «Волшебное зеркало», в котором показано как соединить осколки (раздает образцы ваз и осколки).
Воспитатель: Посмотрите как расположены осколки на вазе. Вам нужно расположить их также. Но будьте внимательны — это зеркало. Значит ваши вазы должны получиться в зеркальном отображении.
Дети слушают задание, рассматривают оборудование, слушают правила.
Воспитатель: Приступим (помогает детям).
Дети выполняют задание по образцу в зеркальном отображении.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились.
4. Вышиваем платье для Золушки
Воспитатель: Ну вот вы и помогли Золушке справиться со всеми заданиями. Без вас она бы не успела. Фея подарила Золушке хрустальные туфельки, чтобы Золушка поехала на бал. Но вот платья у нее нет.
А давайте поможем золушке, и вышьем для нее платье вот из таких орнаментов (раздает орнаменты и силуэты платьев).
Воспитатель: Посмотрите какие узоры все разные.
Дети слушают задание, рассматривают оборудование.
Воспитатель: Я предлагаю вам пофантазировать, и вышить платье на свой вкус. А для примера я вам предлагаю несколько готовых платьев (выкладывает примеры на фланелеграф, помогает детям, которые испытывают трудности).
Дети слушают правила, выполняют задание по собственной задумке.
III. Завершение игры
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Какие красивые платья у вас получились. Золушка будет самая нарядная на балу.
Понравилась ли вам игра?
Дети высказывают свои впечатления от игры.
Воспитатель: В следующий раз мы еще поиграем в такую интересную игру.
А кто пожелает, может продолжить играть.
Автор: Новикова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Место работы: МБДОУ ДС №332 г. Челябинска
Месторасположение: г. Челябинск, Челябинская область
Дата изменения: 19.01.2020
Дата публикации: 19.01.2020
Основные разделы:
Обновлено: 25.04.2023
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Материал: картинки 4-х времен года
Ход: Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Летом — свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
Осенью — то же самое.
Зимой — только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.
Весной- также как и зимой, но есть грибы которые растут весной (сморчки).
— Ребята! Вы все молодцы! Вы были очень внимательны! Алина назвала больше объектов живой природы! Умница! А Петя, был не очень внимателен, во время игры путался! Но я надеюсь, что в следующий раз он будет внимательнее, и он больше не будет путаться!
• продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;
• подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые; организмы, требующие определенного ухода;
• расширять знания детей о комнатных растениях; закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части; пополнять словарный запас детей;
• дать детям представления о жизни герани;
• закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
• развивать образное восприятие, воображение, творчество;
• воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.
Материалы и оборудование:
комнатное растение герань;
картинки с изображением стадий роста и развития герани;
карточки-схемы с изображением предметов и действий, необходимых для роста и развития комнатных растений;
картинки с изображением комнатных растений группы и одуванчика.
наблюдение за ростом и развитием растений в группе;
рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;
уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);
— Ребята, отгадайте загадку:
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Комнатные растения).
— Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет, поворачивается к свету)
— Как дышит растение? (через листья, корни)
— Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями)
— Правильно, ребята, именно корни кормят растение.
— А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)
— Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.
— Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
— Ребята, посмотрите внимательно на все эти растения и скажите, какое из них здесь лишнее? (одуванчик) Почему? /ответы детей/
— Правильно! Одуванчик растет на улице, а все остальные растения живут только в помещении. Поэтому их называют. … Как? (комнатные растения)
Загадки о комнатных растениях.
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.(Цветы).
Не подушка для иголок,
И не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.(Кактус).
Нам духи принёс.(Герань)
Куст оконный и балконный,
Лист – пушистый и душистый,
А цветы в окне – словно шапка в огне. (Герань.)
Герань является самым известным комнатным растением. За этим растением легко ухаживать и размножать его не составит особого труда. Сортов и видов герани существует большое множество.
Листья растения – яркого темно-зеленого окраса. Цветки герани очень красивые и крупные, у некоторых видов они собраны в соцветия. А листья герани обладают освежающим, мятным и лимонным ароматом. На листьях имеется рисунок, который бывает в виде каймы белого цвета или полос различных цветов.
Чудодейственные свойства герани объясняются тем, что в листьях растения в большом количестве содержатся эфирные масла, которые и оказывают лечебное воздействие. Впрочем, в герани целебными являются все ее части – корни, цветы, листья.
Как показали опыты, проведенные с растениями, герань способна очищать воздух от бактерий.
Перечислить все, чем полезна герань, просто невозможно. Она имеет антисептические, обезболивающие, мочегонные, противоотечные, бактерицидные, антивирусные, кровоостанавливающие и противодиабетические действия.
Герань стимулирует кровоток, нормализирует сердечный ритм и работу сердечной мышцы, помогает при головной боли. Приложив лист герани к запястью, можно нормализовать артериальное давление.
Герань – отличное средство от насморка, кашля, ангины, ОРЗ и ОРВИ. Точно также листик герани можно приложить к больному зубу – активные вещества, выделяемые геранью, позволят снять болевые ощущения. Кроме того, из измельченных листьев герани делают компрессы при остеохондрозе и радикулите.
Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!
/дети выполняют действия согласно тексту/
Давайте рассмотрим рисунки-схемы и выберем из них только то, что нужно для жизни наших растений.
— Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны: земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!
— Что было бы, если бы растение поставили в темное место? /ответы детей/
— Что было бы, если бы растение забыли полить? /ответы детей/
— Что будет, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать? /ответы детей/
— Представьте, что вы маленькие комнатные растения. Вас посадили в теплую мягкую землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют вас. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами…
— Мы с вами будем продолжать ухаживать за нашими зелеными друзьями, чтобы им хорошо жилось в нашей группе.
Прочитать стихотворение Е. Благининой:
Ведь приятно им
Посмотреть на это милое окно,
Конспект подвижных игр по экологии.
Прыг да скок, ну что за птица,
Все на месте не сидится.
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет воробей.
Перед началом игры необходимо рассказать детям об условиях выживания воробьёв зимой.
«В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе.
Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты. Все смолкло. Ястреб ни с чем и остался. Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Игра повторяется несколько раз.
Перед началом игры необходимо ознакомить детей с текстом рассказа. Разобрать действия каждого героя.
Игроки выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и нараспев произносят:
В лесу, в лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Птицелов вдруг тут как тут!
Он в неволю нас возьмет.
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы. Тот, кого он угадал, становится птицеловом.
Перед началом игры необходимо ознакомить детей с различными видами птиц.
Игроки усаживаются и выбирают водящего. Он садится в середину круга и остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название.
Перед началом игры необходимо познакомить ребят с различными породами деревьев, показать их на картинках.
Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одни и те же названия не должны повторяться. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она называет какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.
Игроки могут называться цветами, зверями, рыбами, птицами. Перед началом игры необходимо познакомить детей с различными видами цветов, рыб, зверей, птиц.
Выбирается водящий. Остальные игроки выбирают себе название птиц (зверей, рыб, насекомых, становятся в круг. Водящий становится в центр круга с мячом в руках. Он подбрасывает мяч вверх и называет какую-нибудь птицу, например ястреб. Все разбегаются, а ястреб ловит мяч и догоняет. Тот кого он поймал, становиться водящим. Выигрывает тот кто ни разу не попался.
— Что вы вяжете? — спрашивают рыбы.
— Невод, — отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.
— Что вы будете ловить?
Перед началом игры необходимо познакомить детей с различными видами речных и морских рыб.
На старой кадушке
Глаза на макушке.
Я к ним подошла —
Они в воду бултых!
Цель: расширять и закреплять представления об особенностях внешнего вида диких животных.
Дидактическая задача :
2. Развивающая: развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;
3. Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.
Игровая задача: соотношение картинок к животным
1. Игру проводит воспитатель, сопровождая её презентацией;
3. Если ответ верный — появится картинка, а если ответ не верный — картинка исчезнет, поменяет цвет или будет вращаться.
Словесные – назвать что подходит к данной картинке
Практические – нажать на картинку на ноутбуке.
Результат игры : к каждому животному соотнесена подходящая картинка.
Материалы: интерактивная презентация на ноутбуке.
Ход игры:
Структурные части Содержание Методы и приемы
Д: Мы изучаем мир живой и неживой природы. Покажите, где на картинке живая природа.
Д: Живая природа: человек, растения, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В: Правильно, остальные картинки — не живая: солнце, луна, камни, песок, вода.
В:(Слайд 5, 6) Место, в которое мы отправляемся, вы узнаете, когда отгадаете загадку: город этот не пустой, он дремучий и густой.
В: А что такое лес?
Д:(Это дом для животных и растений, там много деревьев).
В:(Слайд 7) Правильно, лес – это часть поверхности земного шара, покрытая древесными растениями. Какие деревья вы знаете?
Д: (береза, рябина… дуб, клен). Художественное слово, напоминание, рассказ, вопросы к детям.
Основная (Процесс игры) В: Слайд Ребята, лес – чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок…. Кстати, о загадках… я вспомнила еще несколько загадок…
Интересно, сможете ли вы их отгадать?
Хвост пушистою дугой
Вам знаком зверек такой?
По деревьям любит лазить. (Белка.)
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса.)
Хозяин лесной, просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
Это что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы – уши больше головы. (Заяц.)
На овчарку он похож
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной. (Еж.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по, лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось.)
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь,
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.) (Олень.)
Висит — висит висюкан,
Под ним стоит хрюхрюкан,
Висюкан упадет, хрюхрюкан подберет. (Кабан.)
В одежде богатой
Да сам слеповатый
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот.)
Шерсть как шелк у киски,
А на ушках кисти.
Посерьезней киски … (Рысь.)
Вы правильно все отгадали. А скажите мне про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (Про диких животных). А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу).
(Слайд 9) Отгадайте чьи это следы
Раз, два, три, четыре, пять —
Как животных нам назвать? (Шагать на месте)
С людьми они не знаются,
В лесу живут, скрываются. (Хлопать в ладоши)
По картинкам всяк их знает: (Сложить ладони в виде книжки)
Волк, лиса, медведь и заяц. (Загибать пальцы, считая)
Дом их — заросли густые. (Показать руками над головой крышу)
Звери дикие, лесные. (Поднять руки, растопырив пальцы).
Какие вы молодцы, теперь присаживайтесь на свои места нас ждет новое с вами задание
В:(Слайд 11, 12, 13, 14, 15 А теперь отгадайте, чем питаются наши дикие животные Обследование, объяснение, практические действия.
Анализ (Конец игры) В: Слайд 16, 17, 18) Ребята, пока мы с вами играли, в нашем лесу случилась беда! Посмотрите! Почему это случилось? А что мы с вами можем сделать, чтобы все узнали как нужно себя вести в лесу?
В:(Слайд 19) Ребята, вы помните, где мы были и чем занимались? Что нового узнали? Какие правила запомнили? Спасибо Вам, за увлекательное путешествие. Вопросы к детям, оценка.
Прикреплённые файлы:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель игры: закреплять умение классифицировать птиц.
Игровое правило : найти нужную картинку с изображением птицы.
Игровое действие: разместить картинки с изображением птиц в соответствии с классификацией (водоплавающая, перелетная, зимующая, декоративная).
Ход игры: Дети по очереди выбирают карточку с изображением птицы, рассказывают, что это за птица и определяют ее место обитание. Перелетные птицы располагаются на оранжевой части дерева, зимующие птицы находятся на синей части дерева, водоплавающие птицы размещаются в нижней части дерева на озере, декоративные птицы располагаются в клетке.
Воспитатель: Ребята, вы помните, что на прошлой неделе мы с вами подготовили домик для птиц и повесили его на дерево на нашей площадке? А что еще мы с вами сделали для птиц?
Воспитатель: Правильно, кормушку! И тоже повесили ее на дерево. А для чего мы с вами это сделали?
Дети: Чтобы накормить птиц в зимнее время.
Воспитатель: Верно! А птицы, остающиеся зимовать, называются как?
Воспитатель: Правильно, ребята! Еще мы с вами вспомним, какие птицы называются водоплавающими. И познакомимся с такими декоративными птицами, как волнистые попугайчики. Посмотрите вот на эту картинку! У кого дома есть такой же попугайчик? А в каком домике живет ваш попугайчик? Правильно, в клетке, иначе он улетит на улицу и погибнет от холода и голода.
В коробочке на столе находятся картинки с изображением птиц.
Каждый из вас по очереди подходит к столу, берет из коробочки картинку с птицей. Затем определяет, какая же это птица: зимующая или перелетная, водоплавающая или декоративная.
Если это птица зимующая, мы ее поместим на какую часть дерева: оранжевую или синюю? Правильно, на синюю, потому что синий цвет символизирует зиму. Если птица перелетная, мы поместим ее на какую часть дерева? Правильно, оранжевый цвет символизирует солнце и теплые края. Водоплавающих птиц мы поместим куда? В озеро, правильно! А декоративных птиц? В клетку. Совершенно верно!
Кто из вас хочет первым выбрать птицу?
Воспитатель: первым поднял руку Вася, значит, он будет первым. Вася, какую птицу выбрал? Как она называется?
Воспитатель: Как ты определил, что это снегирь?
Вася: У него красная грудка. Это зимующая птица. Снегирь прилетает к нам с первым снегом. Я помещу его на синюю часть дерева.
Воспитатель: Молодчина, Вася! Кто следующий?
В ходе игры дети закрепили умение классифицировать птиц, еще раз вспомнили и рассказали признаки, по которым птицы делятся на зимующих и перелетных, декоративных и водоплавающих. Познакомились с классом птиц: декоративные. Научились отличать птиц по внешнему признаку, соотносить их с названием и средой обитания.
Данная игра способствовала развитию у детей связной речи, памяти, логического мышления; воспитывала доброжелательное отношение к окружающему животному миру и желание оказывать помощь животным и птицам в зимнее время.
Ребята соблюдали правила игры, действовали вдумчиво, старались самостоятельно, быстро и правильно выполнить задание. Некоторые дети испытывали трудности в классификации птиц. Им помогали ненавязчивые наводящие вопросы. Игра вызвала у детей положительные эмоции, удовольствие от полученного результата.
Игры природоведческого и экологического характера. Для игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Картотека игр природоведческого и экологического содержания
Выполнила: студентка 311 группы
Цель игры: Закреплять произношение звуков по подражанию.
Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка
Методика проведения: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешает он ему.
И сказал теленок: «Пи!
У него веселый нрав!
И веселый этот нрав
Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.
Цель игры: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная
Цель игры: Найти предмет по сходству
Оборудование: На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
Цель игры: Закреплять знания детей о животных и их детёнышей
Оборудование: Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы.
Цель игры: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах, развивать память, речь, внимательность
Оборудование: вырезанные овощи и фрукты, макет дерева, макет огорода
Цель игры: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.
Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.
Цель игры: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Оборудование: природный – песок, камни, земля, вода, снег.
Методика проведения: Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить, что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.). Что с ним можно делать?
Цель: Закреплять знания о правилах поведения в природе
Методика проведения: Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.
Цель игры: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Оборудование: мяч
Цель игры: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Оборудование: мяч
Методика проведения: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Цель игры: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность
Оборудование: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Методика проведения: Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Цель игры: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями
Оборудование: ветки с плодами и листьями
Цель игры: Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Методика проведения: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.
Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.
Цель игры: закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Оборудование: мяч
Цель игры: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых
Оборудование: мяч
Цель игры: Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Оборудование: мяч
Методика проведения: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
Цель игры: Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Методика проведения: Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.
Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных.
Цель игры: Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.
Цель игры: развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в природе (проводится в природе).
Оборудование: тропа, предметы непригодного характера
Цель игры: развивать логическое мышление детей и умение ориентироваться в словесном материале природоведческого содержания, расширить кругозор детей о взаимосвязях и причинно-следственных отношений в природе, развивать умение критически оценивать окружающую действительность.
-хорошо, что много снега, но плохо, что трудно бегать, если дорожки не расчищены;
-хорошо, что дорожки не расчищены, т. к. на них можно увидеть следы птиц, но плохо, потому что тогда не подойти к птицам близко, т. к. по снегу трудно пробираться;
-хорошо, что к птицам близко не подойти, т. к. можно их испугать, но плохо, что птицы пугливы;
-хорошо, что птицы пугливы, иначе некоторые шаловливые ребятишки могут их обидеть, но плохо то, что есть такие ребятишки;
делается вывод, что не надо никого обижать, надо быть добрым хозяином природы. Воспитателю нужно направлять мысль ребенка по нужному пути и использовать для создания цепочки содержание природоведческого характера.
Цель игры: Найти предметы по перечисленным признакам.
Оборудование: Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2—3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.
Цель игры: учить детей составлять целое из частей
Оборудование: два обруча, картинки овощей.
Методика проведения: Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.
Цель игры: закреплять знания о взаимосвязи в природе
Методика проведения: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: — Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Цель игры: уточнить представление о птицах.
Методика проведения: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Дети топают – Что не правильно? (мухи) — А мухи это кто? (насекомые)— Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Дети топают.- прилетели птицы: голуби, куницы. Дети топают. Игра продолжается. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, стрижи, аисты, кукушки. Даже совы – сплюшки, Лебеди, скворцы. Все вы молодцы.
Цель игры: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Оборудование: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Методика поведения: У одних детей — картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов.
Цель игры: Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва); упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растения.
Оборудование: набор карточек с изображением одного из комнатных растений в хорошем состоянии и с недостатком (увядшие листья, пожелтевшие листья, светлая почва и др.); четыре цветные карточки-модели, изображающие необходимые для растения условия: желтая — свет, красная — тепло, синяя — вода, черная — питательная почва; четыре карточки с изображением здорового растения и необходимых ему четырех условий.
Цель игры: Учить свободно и правильно использовать знания о способах и последовательности работ в саду. Воспитывать уважение к садоводам, бережное отношение к результатам их труда.
Оборудование: Сюжетные картинки примерно такого содержания: садоводы сажают саженцы яблонь в заранее приготовленные ямки; белят стволы яблонь в саду; собирают яблоки и грузят на машины; обрезают ветви; цветущий сад. Ловушки для вредителей. Фишки в виде яблок. Над нижним бортиком доски нарисуйте клетки (по числу картинок).
Методика проведения: Раздайте сюжетные картинки. Внимательно рассмотрев их, дети решают, когда они должны включиться в общий рассказ.
Читайте также:
- Вебер понятие социологии и смысла социального действия конспект
- Темновая фаза фотосинтеза цикл кальвина конспект урока
- Брюсов свобода слова конспект
- Конспект урока подвижные игры на развитие координации игра неудобный бросок
- Путешествие в страну геометрических фигур средняя группа конспект занятия