Контроль руководства педагогическим коллективом

Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. С началом введения ФГОС происходит планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности каждого образовательного учреждения.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и важной задачей администрации нашего лицея стало взращивание мыслящего и творческого педагога, способного сделать выбор не только в познавательном, но и жизненно-практическом плане.

А это возможно при качественном управлении и рассматривается как профессиональная деятельность. От уровня управления зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, в также удовлетворенность потребностей у родителей и общества, которые являются заказчиками.

Каждый руководитель не раз задумывался об эффективности управления педагогическим коллективом, применяя те или иные теории менеджмента на собственной практике.

Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.

Система управления педагогическим коллективом школы

Система управления — это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Среди функций управления образовательной организации можно выделить: планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям следует добавить педагогический анализ, целеполагание и регулирование.

Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности администрации школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования управленческой работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Цель управленческой деятельности — это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, или как говорят «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных частных целей, то есть декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей. Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

Функция организациив управлении школой понимается как совместная деятельность руководителей школы, учителей, родительских комитетов и органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.

По своей природе организаторская деятельность человека — есть деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, родителями и учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

Организаторская деятельность администрации школы направлена также на формирование педагогического коллектива, т.е. коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителей, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Недостаточно только построить организационную структуру образовательной организации, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством.

Задачи при реализации функции руководства:

1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;

2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;

3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;

4) создание условий для профессионального роста подчиненных.

Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценочной функции направленности на личность учителя. Если учитель молодой, то это сказывается на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем  — на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Поэтому в осуществлении контроля так важен профессионализм и компетентность проверяющего. Человек, выполняющий контролирующую функцию, должен быть личностью. Его задача не в «подлавливании» и нагнетании страха, а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности. Существующая практика внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков. Во-первых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов контроля среди директора и его заместителей, когда контроль организуется во имя отчета и набора количества посещенных уроков или занятий. Во-вторых, это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели проводимого контроля, отсутствуют или не используются объективные критерии оценки. В-третьих, односторонность внутришкольного контроля, понимаемого как проведение контроля какой-либо одной стороны, одного направления педагогического процесса. Например, контролируется только учебный процесс или только уроки русского языка и математики и др. В-четвертых, участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, методистов, или, наоборот, небольшое участие представителей администрации.

Принцип управления — это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. В теории управления множество систем управленческих принципов. Проанализировав некоторые из них, мы выделим несколько принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность управления педагогическим коллективом:

  1. Уважение и доверие к человеку,
  2. Сотрудничество,
  3. Системность и целостность в управлении,
  4. Гласность,
  5. Справедливость,
  6. Единство коллегиальности и единоначалия,
  7. Индивидуальный подход в управлении,
  8. Поддержка инициативы, стимулирование деятельности,
  9. Постоянное повышение квалификации,
  10. Делегирование полномочий, участие учителей в управлении,
  11. Объективность и полнота информации.

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя, который должен обладать следующими качествами:

  • общечеловеческие;
  • психофизиологические;
  • деловые качества и организаторские способности;
  • коммуникативные;
  • профессиональные знания.

Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.

Л.Н. Боровик,

заместитель директора,

ГБУДО «Оренбургский областной

Дворец творчества детей

и молодежи им. В.П. Поляничко»,

г. Оренбург, Оренбургская область

Возросшие требования  к образовательному процессу в современных условиях диктуют необходимость  особого подхода  к системе внутреннего контроля учреждения. Управление качеством образования невозможно без отлаженной процедуры информации о результатах учебной деятельности.

Управление любой образовательной организацией – это целенаправленная деятельность всех субъектов педагогического процесса, ориентированная на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие данного учреждения. Его основная цель – достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Чтобы достичь этого, управленческая деятельность должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым состоянием педагогического процесса, достигнутыми и требуемыми результатами. Для преодоления несоответствия необходимо четко знать положение дел в учреждении. Это возможно только на основе глубокого всестороннего анализа информации, полученного в результате контроля, который является одной из важнейших составляющих процесса управления, служащей основанием для осуществления обратной связи, дающей возможность руководителю прогнозировать пути развития образовательной организации, правильно ставить цели на будущее. Контроль является базой для принятия решений, позволяет установить недостатки в работе, причины и пути их устранения.

Контроль – это система наблюдений и проверки соответствия организации и содержания воспитательно-образовательного процесса нормативно-правовой базе деятельности учреждения, целям и задачам государственной политики в сфере образования, реализации образовательной программы и программы развития образовательной организации.

Под термином «контроль» подразумевают: процесс, обеспечивающий достижение целей деятельности учреждения, необходимый для обнаружения возникающих проблем.

Контроль – это особенно важная и сложная функция управления. Одна из важнейших его особенностей, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим и иметь системный характер.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация безусловно обязана владеть способностью фиксировать свои ошибки и вовремя исправлнять их.

Положительная сторона контроля состоит во всемерной поддержке всего того, что является успешным для деятельности организации. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где есть недостатки. Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности с целью выполнения управленческих задач.

Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением планов таким образом, чтобы можно было определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, выявления фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Определяя успехи, неудачи деятельности организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды, обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям.

Любой руководитель, независимо от ранга, должен рассматривать контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Функции планирования, организации, мотивации нельзя осуществлять в отрыве от функции контроля. Все они являются составляющими общей системы управления, ведущей организацию к получению положительного результата деятельности.

Внутренний контроль, его качество, его профессиональная и нравственная основа – одна из сложнейших управленческих проблем. Сложность контроля в педагогической системе состоит, прежде всего, во множестве и разнообразии объектов, о которых необходимо получить информацию для организации.

Для обеспечения целостности и стабильности жизнедеятельности система контроля должна носить консолидирующий характер, должна быть направлена на интеграцию сообщества образовательного учреждения. Это означает, прежде всего, обеспечение согласованности во времени и пространстве процессов функционирования и развития.

Развитию педагогической системы способствует развивающая направленность внутреннего контроля, т.е. ориентация на развитие объекта саморазвития и контроля. Это происходит только в том случае, если субъекты контрольной деятельности осознают сами и создают условия для осознания всеми членами педагогического коллектива оснований своей деятельности, т.е. взаимодействия между внешним и внутренним контролем, между контролем со стороны управляющей подсистемы и самоконтролем.

Внутренний контроль как система с обратной связью должен обладать еще рядом свойств: стратегической направленностью контрольной деятельности, своевременностью, простотой, гибкостью и экономичностью. Система внутреннего контроля должна быть: конкретной (выстраиваться с учетом потребности образовательного учреждения в контрольной деятельности); современной (опираться на идеи, теории разных наук, изучающих вопросы социального управления, в том числе управления педагогическими системами); логически непротиворечивой (согласованность идей, планов контрольной деятельности с теми концептуальными основаниями, в духе которых выстроена действующая модель образовательного учреждения).

Для проектирования системы внутреннего контроля важно определить функционирование области жизнедеятельности образовательного учреждения, охватываемые контрольными действиями. Для этих областей формируются конкретные, операционально-заданные цели образовательного учреждения. Именно эти области являются «сквозными» для всех подсистем и по ним производится сравнение ожидаемых и реальных результатов деятельности.

В состав конкретных функций системы внутреннего контроля входят следующие компоненты: контроль за текущим планированием деятельности учреждения; контроль, анализ, оценка и коррекция состояния и результатов образовательного процесса; контроль и анализ обучающей и воспитательной деятельности педагогических кадров; контроль за состоянием образовательной среды, материальной базы, за сбережением и расходом ресурсов; контроль за соблюдением правил охраны труда , техника безопасности и другие вопросы.

Можно выделить следующие функциональные области образовательного учреждения, значимые для системы внутреннего контроля: 1) обученность учащихся(система знаний, умений и навыков); 2) воспитанность учащихся (основы мировоззрения, мотивация, опыт деятельности, поведения, общения, социальные навыки, устойчивые качества личности, основы самовоспитания); 3) здоровье, здоровый образ жизни и другие.

Названные функциональные области являются общими для всех учреждений образования. Основные объекты контроля: санитарно-гигиенический режим и техника безопасности; охрана труда; оценка качества образования в творческих объединениях; сохранность здоровья учащихся; нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности; качество ведения учебной документации; программно-методическое обеспечение образовательного процесса; контрольно-оценочная деятельность образовательного процесса; работа с родителями; областные массовые мероприятия; повышение профессионального мастерства руководящих и педагогических работников; работа с педагогическими кадрами; контрольно-оценочная деятельность и другие .

Понимание функционального назначения внутреннего контроля позволяет сформировать требования ко всем элементам контрольной деятельности: ее целям, содержанию, формам организации, условиям и ресурсам, ее продуктам. Конкретные цели контрольной деятельности выстраиваются с учетом потребностей и с опорой на ценностные основания образовательного учреждения как системы, на специфические особенности управления педагогической системой, на представления о прошлом и настоящем состоянии учреждения, о тенденциях его развития.

Цели контроля выражаются в форме, позволяющей сравнивать фактически полученный результат работы с ожидаемым, учитывают возможности системы внутреннего контроля удовлетворять поставленным задачам. Большое значение для функционирования организационной структуры внутреннего контроля имеют виды связей между субъектами и объектами контроля, т.е. состояние взаимодействия: субординационные связи – кто, за что, где, когда, как, в какой форме, по каким вопросам отчитывается; координационные связи – кто, что, где, когда, как, во взаимодействии с кем контролирует; информационные связи –кто, кому, когда, какую информацию и в какой форме передает.

Любой из рассмотренных выше компонентов системы внутреннего контроля существует только во взаимодействии с остальными и ценен постольку, поскольку работает на свойства всей системы контроля. Важным ориентиром в обновлении моделей внутреннего контроля в профессиональном образовательном учреждении служит новое видение контрольной деятельности. В содержание контрольной деятельности входят планирование, организация и руководство контролем.

Условия, в которых осуществляется контрольная деятельность, можно разделить на внешние (учет потребностей заказчиков образовательных услуг, выявление новых возможностей и т.п.) и на внутренние (включение в контрольную деятельность членов педагогического коллектива, учащихся, других заинтересованных лиц и организаций). Продукты контрольной деятельности могут быть выражены результатом аналитической деятельности субъектов контроля и должны отражать способы преодоления выявленных отклонений от запланированных целей. К ним относятся контрольные решения по различным вопросам и выводы о состоянии педагогической системы учреждения образования.

Выполняя организаторскую функцию, субъекты управления согласуют контрольные действия «по вертикали» и «по горизонтали», формируют организационную структуру системы внутреннего контроля и привлекают к ней необходимых специалистов. Функция руководства призвана обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовленности субъектов контроля, организовать двустороннее общение контролируемых и контролирующих, довести до сведения членов педагогического коллектива все контрольные решения, а также информировать их о результатах контроля.

Принципиально важным является придание внутреннему контролю аналитически-программирующего характера. Осуществление такого контроля предполагает; глубокий анализ предстоящей деятельности и определение модели внутреннего контроля, ориентирующей контролирующих и контролируемых на пути решения задач; стимулирование контролируемых к повышению своей профессиональной компетентности; подведение итогов с оценкой результативности и эффективности. Повышению объективности контроля способствует использование при подготовке контрольных решений стандартов контроля, т.е. таких нормативных требований, которые заявляются в форме, позволяющей однозначно определить степень соответствия им объектов контроля.

Планирование контроля является органической составной частью плана на год и связи с другими его разделами. Планирование внутреннего контроля может осуществляется в различных формах: текстовой, табличной, графической.

Результатами контрольной деятельности являются достижение разномасштабных целей (стратегических, тактических, оперативных), функционирование и развитие, а также целесообразное управление этими процессами. Результаты контрольной деятельности должны быть итогом оценочной деятельности субъектов контроля, который представлен в тех же категориях, что и цели, и поэтому они принимаются всеми членами педагогического коллектива. Новые подходы к моделям внутреннего контроля предполагают новое видение взаимодействия функций управления. Контроль с другими функциями в рамках управленческого цикла, предполагает определенную поддержку с их стороны. Со стороны функции управления контроль получает поддержку в виде уже определенных целей образовательного учреждения.

Понятие «критерий» интерпретируется как мера отражения целостности свойств объекта, обеспечивающая его существование; как методологический инструментарий управления качеством образования (педагогический аспект); как основание для оценки реального уровня образовательных достижений. Основные функции критериев: прогнозирование результатов на основании данных о текущем состоянии объекта; диагностика – установление отклонений свойств объекта от принятого образца; проверка и оценка степени реализации поставленной цели; планирование и обеспечение достижения конкретных результатов. Каждый частный критерий характеризуется качественными показателями, которые отражают наиболее важные устойчивые свойства объекта, обеспечивающие его существование, и количественными показателями, которые задаются той или иной шкалой измерения. Главными характеристиками «показателя» являются конкретность, позволяющая рассматривать его как частное по отношению к критерию, т.е. представлять собой измеритель последнего, и диагностичность, позволяющая ему быть доступным для наблюдения, учета и фиксирования.

Контроль качества (мониторинг) как основная проблема современного дополнительного образования – сложная категория, отражающая соответствие ожиданий общества, требований науки , образования, культуры, экономики достигнутому фактическому результату. Управление качеством образования невозможно без отражений процедуры получения информации о результатах учебной деятельности. Система внутреннего контроля должна быть: конкретной, современной, логически непротиворечивой. Конкретные цели контрольной деятельности выстраиваются с учетом потребностей и с опорой на ценностные основания образовательного учреждения как системы, на специфические особенности управления педагогическим коллективом .

В государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» отлажена определенная система внутреннего контроля. Разработан и утвержден директором локальный акт «Положение о внутреннем контроле образовательной деятельности», в котором прописаны цели и задачи: содержание контроля, методы, виды, формы контроля и отчетности . (полный текст локального акта размещен на образовательном портале учреждения).

Ежегодно в начале учебного года создается и утверждается директором комиссия по осуществлению контроля, составляется и утверждается План внутреннего контроля ГБУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко» (далее – План), который составляется в виде таблицы и имеет следующие графы.(таблица из плана)

На основании Плана во всех структурных подразделениях разработан план внутреннего контроля отдела, который также составляется на год и осуществляется по следующим направлениям:

— нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в структурных подразделениях учреждения;

— качество и эффективность образовательного процесса (промежуточная аттестация и качество освоения программ);

— программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

— качество ведения учебной документации (проверка журналов учета рабочего времени , соответствие расписания  учебному плану и кален-дарно-учебному графику ); -посещение занятий педагогов  и другие .

Таким образом, контроль за образовательным процессом в  учреждении является одним из важнейших механизмов непрерывного совершенствования дополнительного образования и главным источником информации для принятия управленческих решений.

ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ,

КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Гугкаев А.Э., учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 2 г. Владикавказ

В настоящее время руководство образовательным учреждением образования приобретает особую значимость.

Совершенствование образовательной системы в регионах во многом предопределяется организацией управления как на уровнях Федеральном, региональном, так и на внутреннем уровне в масштабах учреждения. В связи с создавшимися экономическими условиями содержание решаемых образовательным учреждением задач усложнилось и приобрело выраженную социальную значимость, становясь всё более многофункциональными.

Комплексный подход к функции управления педагогическим коллективом позволит объединить, координировать и интегрировать все прочие функции в еди­ное целое — функцию руководства коллективом.

На наш взгляд, важнейшими принципами руководства педагогическим коллективом являются:

грамотное распределение функциональных обязанностей как администрации, так и педагогических работников;

возложение персональной ответственности на каждого работника за его работу;

каждый работник должен знать, кому именно он подчинен и от кого получает указания.

Система управления учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении предполагает закрепление различных этапов управления за отдельными руко­водителями учебного заведения (заместителями директора и др.). Соответственно, все работники, относящиеся к руководителям, имеют разные функциональные обязанности в зависимости от занимаемой должности. В связи с этим директор не занят какой-либо одной функцией управления. Его главной задачей является процесс управления в целом: целеполагание, планирование, анализ и координация разных фун­кций, их увязка и согласование; подбор заместителей и инженерно-педагогических работников; организация управляющей системы образовательным процессом в целом.

Под организацией мы рассматриваем деятельность администрации, педагогического коллектива, органов самоуправления, направленную на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.

Организаторская деятельность руководителя включает в себя следующее: рациональное распределение поручений между исполнителями, мотивировку и формирование убеждённости подчинённых в необходимости выполнения поручения, (поставленной задачи), обеспечение единства действий всех участников образовательного процесса, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности и оказание непосредственной помощи в процессе деятельности, контроль исполнения и анализ результатов деятельности.

Существует несколько видов организационных структур управления. В образовательных учреждениях Республики Северная Осетия – Алания (далее РСО-А) руководителями в основном используется линейно-функциональная структура, включающая в себя несколько уровней.

При реализации функции руководства на основе функций управления и входе их реализации руководителем решаются следующие задачи:

подбор, расстановка и оценка педагогических кадров;

анализ и регулирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе;

стимулирование продуктивной деятельности педагогов и их саморазвития.

Эффективное руководство коллективом предусматривает четкое, максимально детализированное разграничение служебных обязанностей между руководящими лицами. Общие показатели работы всего учебного заведения в значительной степени зависят от уровня организаторской деятельности всего руководящего состава.

Заместители директора по учебной работе, учебно-воспитательной работе и другие административные работники выступают как организаторы определенных видов работ. В их обязанности входит: составление общего плана работы; объединение педагогических работников и учащихся для ведения образовательного и воспитательного процессов; руководство, контроль и регулирование образовательного и воспитательного процессов.

Можно определить разделение труда между руководителями по следующим направлениям:

планирование учебно-воспитательного процесса;

организация и обеспечение учебно-воспитательного процесса;

контроль за учебно-воспитательным процессом;

организация методической работы в учреждении;

работа с педагогическими кадрами, повышение их квалификации;

профориентация и адаптация обучающихся;

индивидуальная работа с обучающимися и их родителями;

административно-хозяйственная деятельность;

внебюджетная и предпринимательская деятельность.

В современных условиях претерпела существенные изменения мотивация руководства педагогическим коллективом: преобладающее значение приобрели социально-эко­номические и социально-психологические методы управления; руководство теперь направлено на осуществление сотруд­ничества администрации, педагогического и ученического коллективов для достижения намеченных образовательных и воспитательных целей; получил развитие принцип коллегиальности в управлении образовательным учреждением.

Коллегиальность в управлении предполагает, что все участники образовательно-воспитательного процесса работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотруд­ничества, взаимопонимания и взаимозависимости.

Целью управления педагогическим и ученическим коллективами стало побуждение к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного ведения учебно-воспитательного процесса. Считается, что директор должен направлять усилия всего коллектива, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников, а не подавлять авторитарными методами.

Повышение эффективности руководства коллективом достигается за счет использования таких факторов, как:

рациональное планирование и эффективное использование учебных и других площадей;

продуктивная организация рабочих мест;

систематическая переподготовка и повышение квалификации работников;

обеспечение стабильности занятости;

разработка и реализация различных социально-экономических программ;

сохранение квалифицирован­ных работников, стимулирование их желания постоянно повышать эффективность своей работы.

Одной из важнейших проблем на современном этапе раз­вития образования в РСО-А является работа с педагогическими кадрами. На наш взгляд, наиболее значимым является следующее: формализация методов и процедуры отбо­ра кадров, разработка критериев их оценки, анализ потребностей в коллективе, прогнозирование карьерного роста молодых перспективных работников, обоснованность кадровых решений и их прозрачность.

Формирование коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффе­ктивности учебного и воспитательного процессов в образовательном учреждении. Повышение качества полученных общеобразовательных знаний учащимися напрямую зависит от квалификации педагогических работников, что определяет важность самоподготовки, повышения квалификации и непрерывного обу­чение персонала. Особенно возрастает актуальность подготовки управленческих кадров всех уровней.

Облик современного руководителя определяют представле­ния об учебном и педагогическом труде и вытекающие из них системы мотивации и отно­шения коллектива к образовательной деятельности. Предъявляемые сегодня требования к уровню образования ведут к расширению и углублению функций управления учебным и воспитательным процессами. Основное значение приобретают стратегические вопросы руководства педагогическим коллективом, превращение его в целостную систему.

Коллектив непрерывно
меняется, потому что непрерывно меняются
люди, его образующие. Изменяется и
характер влия­ния коллектива на
личность. В учебно-воспитательных
коллективах процессы изменений
развиваются достаточно интенсивно и
быстро. Существует одно, важное
обстоятельство — процесс развития
коллектива не стихий­ный, а педагогически
управляемый. Эффективность управле­ния
зависит от того, в какой мере изучены
закономерности развития коллектива,
насколько правильно воспитатель
определяет ситуацию и подбирает
адекватные методы педагогического
воздействия.

Управление педагогом
коллективом бу­дет тем эффективнее,
чем полнее учитываются особенности
коллектива и его возможности самоуправления.
Управление ученическим коллективом
осуществляется как два взаимосвя­занных
и взаимообусловленных процесса:

  • сбора информа­ции
    об ученическом коллективе и входящих
    в него школьни­ках;

  • организации
    адекватных его состоянию воздействий,
    имеющих целью совершенствовать сам
    коллектив и оптимизи­ровать влияние
    его на личность каждого отдельного
    ученика (А.Т. Куракин).

Важнейшее условие
оптимизации управленческих воздействий
педагога — интеграция оказываемых на
коллектив воспитательных воздей­ствий
в единую систему, обеспечивающую
непрерывность этих процессов. Такая
интеграция достигается путем:

1) использова­ния
комплекса педагогических воздействий
на коллектив;

2) постоянной и
многосторонней заботы членов коллектива
друг о друге в повседневной жизни;

3) создания таких
ситуа­ций в жизни коллектива, которые
способствуют положи­тельному влиянию
на отдельных ее членов;

4) расширения
функ­ций ученического самоуправления;

5) объединения
усилий всех, кто участвует в работе с
коллективом.

В практике
педагогического руководства коллективом
необходимо соблюдать следующие важные
правила:

1. Сочетать
педагогическое руководство со стремлением
учеников к самостоятельности,
независимо­сти, желанием проявить
свою инициативу и самодеятельность. Не
подавлять, а умело направлять активность
ребят, не коман­довать, а сотрудничать
с ними. Строго дозировать педагогичес­кое
воздействие, внимательно следя за
ответной реакцией школьников. При
отрицательном восприятии надо немедленно
изменить тактику, искать другие пути.
Необходимо добиваться, чтобы цели,
задачи, которые нужно решить, ставили
сами ребя­та, и к этому их надо готовить.

2. Коллектив —
динамическая система, он постоянно
изме­няется, развивается, крепнет.
Поэтому педагогическое руковод­ство
также не может оставаться неизменным.
Педагог, как единоличный организатор
коллектива на первой стадии его раз­вития,
постепенно меняет тактику управления,
развивает демократию, самоуправление,
общественное мнение и на высших стадиях
развития коллекти­ва вступает в
отношения сотрудничества с воспитанниками.

3. Высокой
эффективности коллективного воспитания
педагог добивается лишь тогда, когда
он опирается на весь педагогический
коллектив, работающих с данной группой,
включает коллектив в общешкольную
деятельность и сотрудниче­ство с
другими коллективами, держит тесную и
постоянную связь с семьями воспитанников.

4. Перестройка
управления коллективом заключается не
только в пересмотре целей и содержания
коллективистского воспитания, которые
обретают личностную направленность,
но также и в смене объ­екта педагогического
управления. Им становится требующая
квалифицированной педагогической
помощи развивающаяся личность. Приоритет
ценностей форми­рует учитель — какие
образцы он предлагает своим воспитанни­кам,
такие качества у тех формируются.

5. Показатель
правильного руководства — наличие в
кол­лективе общего мнения по важнейшим
вопросам жизни группы. Коллектив
усиливает и ускоряет формирование
необходимых качеств: пережить все
ситуации каждый воспитанник не мо­жет,
опыт товарища, коллективное мнение
должны убедить его и выработать
необходимую линию общественного
поведения.

6. Демократизация
воспитания не означает упразднения
контроля за выполнением членами
коллектива своих обязан­ностей.
Система педагогического контроля
направляется на все более высокий
уровень развития коллектива и каждого
ученика (по вертикали), а конкретно
осуществляют контроль и само­контроль
в первичном коллективе (по горизонтали).

7. Управление
межличностными отношениями требует
такой организации коллективного
взаимодействия, при котором персональные,
партнерские и мотивационные отношения
между членами кол­лектива сливаются
в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Добиться этого непросто
— избирательное отношение членов
коллектива друг к другу будет существовать
всегда. Задача педагога — учить терпеливо
относиться к недостаткам других, прощать
неразумные действия, нанесен­ные
обиды.

8. Одна из причин
неблагоприятного положения учеников
в системе коллективных отношений —
неадекватность выпол­няемых ими ролей
реальным возможностям. Если постоянные
или временные поручения не способствуют
их интересам или возможностям, то они
выполняются формально либо совсем не
выполняются. В этом случае воспитанник
фактически выпадает из системы
коллективных отношений. В разработке
индивидуальных поручений следует идти
не только от потреб­ностей коллектива,
но и от возможностей и интересов самих
школьников. Тогда положение каждого в
системе коллектив­ных отношений
окажется наиболее благоприятным.

9. Существует
необходимость активного вмешательства
педагога в систему сти­хийно
складывающихся в коллективе отношений.
Для того чтобы руководство этим процессом
было эффективным, необ­ходимо
контролировать факторы, влияющие на
положение воспитанника в системе
стихийно складывающихся внутриколлективных
отношений. К таким факторам относятся:
особенности самого школьника (сдержанность,
эмоциональность, общи­тельность,
оптимизм, внешняя привлекательность и
т. д.); чер­ты, характеризующие его
нравственный облик (внимательное
отношение к товарищам, справедливость
и т. д.); физические данные (сила, красота,
ловкость и т. п.).

10. Положение ученика
и коллективе зависит от норм и стандартов
коллективных отношений, ценностных
ориентаций группы. Один и тот же ученик
в одном коллек­тиве может оказаться
в благоприятном, а в другом коллективе
— в небла­гоприятном положении.
Необходимо создавать временные
коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот кол­лектив, где они
могут получить более высокий статус.

11. На положение
школьника весьма ощутимо влияет
изме­нение характера деятельности в
коллективе. Тогда появляются новые
лидеры, которые занимают в силу своей
компетентности ведущее положение, тем
самым сразу и намного повышая свой
престиж. Постоянная забо­та об изменении
характера и видов коллективной
деятель­ности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения, является
залогом формирования адекватного
статуса членам коллектива.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фармавекс порошок инструкция по применению взрослым
  • Кофеин для коровы инструкция по применению
  • Препарат кинолог для суставов инструкция цена
  • Реблакс уколы цена инструкция по применению взрослым
  • Сервис мануал сплит систем