Состав работ:
а) осуществление регулярного (планового) контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, межотраслевых (отраслевых) соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов у работодателя и в его структурных подразделениях посредством:
беспрепятственного посещения в любое время суток структурных подразделений работодателя и осмотра производственных, служебных и бытовых помещений, находящиеся в ведении работодателя, ознакомления с документами по вопросам охраны труда, необходимыми для осуществления своих полномочий;
предъявления руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам работодателя обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда согласно приведенной в приложении N 2 к Рекомендациям рекомендуемой форме предписания, а также контроля за выполнением выданных предписаний;
привлечения по согласованию с работодателем (его уполномоченным представителем) и руководителями его структурных подразделений занятых в этих подразделениях специалистов к проведению проверок состояния условий и охраны труда;
запроса и получения от руководителей структурных подразделений работодателя необходимых сведений, информации, документов для осуществления полномочий;
запроса и получения письменных объяснений от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
б) осуществление контроля за наличием в структурных подразделениях работодателя инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, а также своевременным их пересмотром;
в) осуществление контроля за своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажей по охране труда, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
г) осуществление контроля за своевременностью, полнотой выдачи работникам средств индивидуальной защиты и правильностью их применения работниками в соответствии с правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными требованиями, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не использующих выданные в установленном порядке средства индивидуальной защиты;
д) осуществление контроля за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательными требованиями;
е) осуществление контроля за доведением до сведения работников вводимых в действие новых государственных нормативных требований охраны труда, в том числе в локальных нормативных актах;
ж) участие в переработке локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
з) принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по выданным предписаниям органов государственного надзора (контроля) и внутренним предписаниям Службы, а также обращениям работников, в том числе, посредством:
приостановления работы производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения выявленных нарушений;
направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний к выполнению порученных им работ, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о привлечении к ответственности должностных лиц, допускающих нарушение требований охраны труда;
направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;
и) анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию (консервацией) производственных объектов, в части их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.
Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.3 представлена в таблице 2.
Таблица 2
Рекомендуемая нормативная численность работников
по контролю за соблюдением законодательных и иных
нормативных правовых актов по охране труда
у работодателя и в его структурных подразделениях
N п/п |
Среднесписочная численность работников у работодателя |
Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда |
|||||
до 100 |
101 — 350 |
351 — 500 |
501 — 1000 |
1001 — 3500 |
3501 и свыше |
||
Рекомендуемая нормативная численность, человек |
|||||||
1 |
до 500 |
0,06 |
0,07 |
0,08 |
|||
2 |
501 — 750 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
|||
3 |
751 — 1000 |
0,08 |
0,09 |
0,10 |
|||
4 |
1001 — 1500 |
0,10 |
0,12 |
0,14 |
0,17 |
||
5 |
1501 — 3000 |
0,14 |
0,17 |
0,20 |
0,24 |
0,28 |
|
6 |
3001 — 5000 |
0,20 |
0,24 |
0,29 |
0,35 |
0,42 |
0,48 |
7 |
5001 — 7500 |
0,28 |
0,32 |
0,38 |
0,45 |
0,56 |
0,70 |
8 |
7501 — 10000 |
0,35 |
0,41 |
0,48 |
0,57 |
0,68 |
0,82 |
9 |
10001 — 20000 |
0,65 |
0,72 |
0,79 |
0,93 |
1,07 |
1,23 |
10 |
20001 и свыше |
0,80 |
0,87 |
0,94 |
1,01 |
1,11 |
1,26 |
Комментарий к статье 146
1. Надзор и контроль за соблюдением межотраслевых правил по охране труда осуществляется специально уполномоченными государственными органами, не зависящими в своей деятельности от руководителей организаций и их вышестоящих инстанций.
Контроль за выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей организаций и их структурных подразделений (служб), руководителей цехов (участков), а также на бригадиров.
2. Работник обязан:
— соблюдать требования охраны труда;
— правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
— проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
3. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются Федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.
Положение о Федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:
— беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно — правовых форм;
— запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций;
— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
— предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
— приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
— отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
— запрещать использование и производство не имеющих сертификата соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
— привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
— выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими.
Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с Федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории субъекта Российской Федерации могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованием статьи 217 Трудового кодекса РФ в организации любой сферы деятельности в обязательном порядке должен быть работник, ответственный за охрану труда.
Содержание статьи:
- 1 Обязательно ли назначать ответственного за охрану труда?
- 2 Требования к квалификации специалиста по охране труда
- 3 Регламентирующие документы
- 4 Должностные обязанности ответственного по охране труда
Обязательно ли назначать ответственного за охрану труда?
В организациях с численностью работников до 50 человек, как правило, ответственным за охрану труда назначается работодатель, либо другой уполномоченный руководителем организации работник.
Ответственный за охрану труда в организации выполняет назначенный приказом работник. Для выполнения своих обязанностей данному работнику не нужно иметь специальное образование по охране труда (высшее образование или профессиональную переподготовку). Но ответственный в обязательном порядке должен пройти обучение по охране труда в Учебном центре по 40-часовой программе. По итогам пройденного обучения ответственному выдается удостоверение сроком на 3 года. Через 3 года работнику нужно будет пройти повторное обучение по охране труда.
Следует различать ответственного за охрану труда в целом по организации и ответственного за охрану труда на рабочих местах и безопасное производство работ.
Очень часто руководители организаций путают эти понятия.
Специалист по охране труда контролирует и поддерживает состояние условий охраны труда на требуемом законодательством уровне в целом по организации.
Ответственный за охрану труда на рабочих местах и безопасное производство работ – это, как правило, непосредственный руководитель работ на предприятии или в его подразделениях. Данный работник несет ответственность за состояние и условия охраны труда конкретно на рабочих местах и при выполнении определенных работ (работы на высоте, погрузочно-разгрузочные работы, пожароопасные работы и т.д.).
Если численность работников в организации превышает 50 человек, работодатель обязан принять в штат организации специалиста по охране труда.
В данном случае отсутствие в штате организации специалиста по охране труда будет приравнено государственной инспекцией по труду к нарушению п. 1 статьи 5.27.1. КоАП РФ.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО! Статья 5.27.1. КоАП РФ
Пункт 1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Необязательно устраивать специалиста по охране труда на полную ставку, если численность организации небольшая — 50-70 человек.
В этом случае достаточно будет нанять специалиста например на 0,5 ставки . Но при этом следует учитывать специфику деятельности организации и наличие работ повышенной опасности. Работодатель сам определяет структуру службы охраны труда, кол-во специалистов и их «загруженность» (Письмо Минтруда от 26.10.19г. № 15-2/В-2363 «О создании службы охраны труда»). Также следует помнить, что законодательство допускает использование услуг специалистов от организаций, предоставляющих услуги в области охраны труда. Отношения сторон в этом случае регулируются гражданско-правовым договором.
Специалист по охране труда – это работник, который осуществляет контроль за соблюдением норм и правил охраны труда в организации и обеспечивает полноценное функционирование системы управления охраной труда.
Требования к квалификации специалиста по охране труда
В ст. 217 Трудового кодекса РФ указано, что специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку (т.е. соответствующее образование) или опыт работы в этой области.
С 01.09.2021 до 01.09.2027 г. действует новый профстандарт специалиста по охране труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».
В данном профессиональном стандарте четко указаны требования к образованию специалиста по охране труда. Специалистом по охране труда может быть работник, имеющий высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность», либо имеющий любое другое высшее образование и прошедший профессиональную переподготовку в области охраны труда, или имеющий среднее образование и прошедший профессиональную переподготовку в области охраны труда.
Регламентирующие документы
После принятия в штат организации специалиста по охране труда должен быть издан приказ о назначении ответственного лица за организацию работ по охране труда.
Скачать пример документа
Следующим важным документом в работе специалиста по охране труда является должностная инструкция. Должностную инструкцию для данной профессии следует разрабатывать с учетом требований Профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».
Данные документы являются основополагающими, и в случае проверки или несчастного случая инспектор может запросить эти документы для определения ответственности специалиста и вмененных ему функций и обязанностей.
Должностные обязанности ответственного по охране труда
К должностным обязанностям специалиста по охране труда относят:
- контроль соблюдения требований охраны труда в организации;
- проведение вводного инструктажа по охране труда, в ходе которого специалист рассказывает трудоустраивающимся лицам (либо посетителям организации) об организации и состоянии условий охраны труда в ней;
- оказание методической помощи руководителю организации и руководителям подразделений по вопросам связанным с охраной труда;
- информирование работников о состоянии условий охраны труда на рабочих местах;
- выявление потребности работников в обучении по охране труда;
- организацию обучения по охране труда;
- организацию проведения медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований;
- организацию проведения специальной оценки условий труда в организации;
- организация и проведение оценки профессионального риска работников;
- организация и проведение производственного контроля;
- проведение анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- составление и предоставление отчетов по охране труда по установленной форме.
Специалист по охране труда контролирует:
- соблюдение требований нормативно-правовых актов по охране труда;
- состояние безопасных условий труда на рабочих местах;
- наличие у работников необходимых средств индивидуальной защиты и смывающих и (или) обезвреживающих средств;
- своевременное проведение медицинских осмотров;
- выдачу лечебно-профилактического питания;
- своевременное проведение инструктажей по охране труда.
Специалист по охране труда осуществляет регулярный контроль соблюдения вышеуказанных требований в ходе плановых и внеплановых проверок. По результатам проведенной проверки специалист составляет предписание.
В предписании специалиста по охране труда указываются все выявленные в ходе проверки нарушения, сроки устранения нарушений и ответственные лица.
Скачать шаблон предписания по охране труда
Также специалист по охране труда может принимать участие в работе следующих комиссий:
- комиссия по специальной оценке условий труда;
- комиссия (комитет) по охране труда;
- комиссия по проверке знаний требований охраны труда;
- комиссия по расследованию несчастных случаев на производстве.
Подробнее про другие комиссии читайте в нашей статье .
Совместно с руководителями подразделений специалист по охране труда участвует в разработке планов и программ по улучшению условий труда и минимизации профессиональных рисков.
Таким образом, деятельность специалиста по охране труда направлена на:
- предупреждение несчастных случаев и травматизма в организации;
- контроль за соблюдением правовых требований охраны труда;
- своевременное выявление опасных условий труда;
- профилактику развития профессиональных заболеваний у работников;
- информирование работников организации по вопросам охраны труда с учетом специфики отрасли;
- разработку, ведение и актуализацию документации по охране труда.
В своей работе специалист по охране труда руководствуется технологической документацией, государственными нормативными правовыми актами по охране труда, национальными и межгосударственными стандартами в сфере охраны труда, отраслевыми и межотраслевыми стандартами.
Новые правила по охране труда 2021
Новый 2021 год принесёт нам новые правила по охране труда — они вступают в силу с 1 января 2021 года. […]
Вопрос-ответ №5
Вопрос: На основании какого документа работодателю необходимо направить работника на обучение по охране труда? Ответ: Обязанность обеспечения обучения по охране […]
Постановление Правительства РФ от 24.10.2020г. N1730 «О временном порядке установления степени утраты профессиональной трудоспособности»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 октября 2020 г. N 1730 О ВРЕМЕННОМ ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В […]